Узбекский платья с большим грудном женщиной. Традиционная узбекская одежда. Современные узбекские платья: фото

Практически каждая нация на нашей планете может похвастаться своими собственными атрибутами. В их число всегда входили национальные одеяния, стиль которых зависел от географического расположения страны, экономической составляющей и пр. Спустя столетия национальный костюм претерпевает изменения, но общие черты остаются неизменными. Так, одними из самых красочных и ярких нарядов в мире являются узбекские платья. Их невозможно перепутать с другим национальным нарядом, поскольку имеются определенные элементы, которые носят исключительно женщины и девушки Узбекистана.

Отличительные черты

Примечательно, что узбекский национальный костюм удивительным образом сочетает в себе черты всех восточных нарядов и в то же время имеет свои уникальные особенности. Несмотря на то, что со временем узбекские платья видоизменились, они и в современном виде сохранили богатство культурного наследия восточных народов и следы исторического прошлого, которое уходит своими корнями в глубокую древность.

Самой основной особенностью национального узбекского костюма является прекрасная вышивка золотом. Конечно же, такие наряды носили не простолюдины, а представители богатого сословия и правители. Последние дарили подобные костюмы приближенным лицам и получали в ответ такие же подарки.

Для вышивки брались такие материалы, как бархат и шелк. В тематике узоров преобладали растительные мотивы и очень редко - геометрические орнаменты. С помощью вышивки женщины декорировали не только узбекские платья, но и обувь, головные уборы и другие элементы одеяния.

Цветовая гамма и материалы

Известно, что в каждом регионе Узбекистана свои цветовые предпочтения относительно одежды. Но общее для всех граждан одно - узбеки «не уважают» темные оттенки в одеянии, поскольку есть такое поверье, что темный костюм способен принести в дом беду. По цветовым решениям наряда женщины люди могли судить о положении в обществе ее мужа. Состоятельные мужчины приобретали для своих жен одежды фиолетового или голубого цвета, а жены ремесленников одевались в узбекские платья зеленых тонов.

Национальные костюмы отличаются тем, что их шьют из дорогих тканей: вельвета, бархата, шелка, атласа и пр. Эти материалы всегда считались благородными, и они были особо любимы богатыми представителями страны. В основе одежды заложены прямые вырезки ткани, которые в наиболее «глухих» поселках даже не вырезали ножницами, а отрывали по прямой нити.

Традиционный женский наряд

Национальная одежда для представительниц прекрасного пола в Узбекистане включает платье, шаровары, халат, обувь и головной убор. К этому всему добавляются еще украшения из золота и серебра. По традиции узбекские дамы надевают серьги под названием «кашгар-болдак», а также серьги-куполки, а шею украшают ожерельем из монет или коралловыми бусами. С давних времен красавицы также использовали налобные украшения для создания полноценного образа.

Женская одежда

Самый главный элемент в дамском наряде - это узбекское платье, выкройка которого и ее варианты размещены сегодня на многих веб-сайтах. Такое платье имеет название «куйлак» и по своему виду напоминает современную тунику с длинным рукавом и длиной в пол. Лишь в начале прошлого века в фасон платья стали добавлять разнообразие. Так, на рукавах появились манжеты, а воротник выполнялся в виде стоечки.

Также обязательным элементом женской одежды являются шаровары, которые даже девочки надевают с раннего детства. Они достаточно широкие вверху и постепенно сужаются к низу, где декорируются тесьмой и кисточками.

Верхняя одежда для женщин и девушек имеет больше вариаций, нежели мужская. Барышни могут носить халат, похожий на мужской чапан, длинный и приталенный румчу. А в некоторых регионах Узбекистана надевают мурсак, который имеет общие черты с халатом и туникой. По крою мурсак шьют с запахом и на теплой подкладке для холодной погоды.

Около двух столетий тому назад в женскую моду вошли приталенные халаты, рукава которых сделали укороченными и зауженными. А позднее популярностью начали пользоваться так называемые безрукавки (или нимча).

В роли головного убора выступает платок, а зачастую даже два: одним завязывают лоб, а другой используется для покрытия всей головы.

Национальный костюм для мужчин

Если традиционно женщины носили узбекские платья со штанами, то у мужчин - это рубахи и тоже штаны. Сапоги выполнялись из натуральной кожи, а на голову надевали тюбетейку или чалму. По-другому мужская рубашка называется «куйлак», и ранее ее длина достигала колен и ниже. Сейчас фасон изменился, и рубашки шьют значительно короче. Горловина выполнялась в двух вариациях. Первый вариант имел вертикальный разрез, к которому притачивали ворот, а во втором - в зоне воротника делали горизонтальный разрез, доходивший до плеч.

Штаны изготавливали достаточно просто, без дополнительных украшений и декоров. По длине они были до щиколоток и напоминали шаровары.

Отдельно стоит отметить мужской халат, который по своему крою одинаков для всех, независимо от возраста и статуса. В разное время года надевают соответствующие халаты: летом носят тонкие летние, осенью - с подкладкой, а в зимний период не обойтись без теплых ватных халатов. В каждом варианте имеются небольшие разрезики по бокам, чтобы одежда не стесняла движения. Подпоясывались специальным поясом или кушаком, в качестве которого выступал хлопковый или шелковый платок. Декором выступает яркая тесьма или материя других оттенков, а в качестве застежек - завязки.

Головным убором сейчас у узбеков является хлопчатобумажная тюбетейка, выполненная в темно-зеленом, синем или черном цвете.

Современные тенденции

Последнее время современных модниц интересуют платья из узбекского атласа или шелка. А ведь не зря именно эти ткани пользуются популярностью, ведь издревле узбекские женщины шили свои наряды исключительно из натуральных материалов. Атлас в данном случае выгоден тем, что он придает шик наряду и в то же время прекрасно держит форму, а натуральный шелк не вызывает кожных раздражений.

Кроме того, в моду входят национальные узбекские платья, фасоны которых говорят о скромности и благородности их владелиц. Также сейчас в Узбекистане модно надевать национальные наряды на свадебное торжество.

Аннотация: Узбекский национальный костюм - созданный в древние времена и используемый до наших дней, отражает национальную специфику узбекского народа. Самобытные и неповторимые черты узбекская национальная одежда.

Ключевые слова: национальная одежда, традиция народа, дизайн, народный костюм, колорит, вышивки золотом

Без прошлого - нет будущего. Без знания своей истории ни у одного человека не может сформироваться явного и правильного представления о настоящем и целей и направления пути в будущее. Поэтому уважать и возрождать свои исторические ценности, национальные традиции и культуру очень важно для формирования прочного и осознанного будущего.

Французский историк костюма как то сказал: «Если исчезнет весь народ и останется только костюм, то по костюму можно будет восстановить всю историю этой цивилизации».

Еще буквально недавно - в 90х годах прошлого столетия наши женщины категорически отказывались от ношения нашего же национального костюма, одежду с мотивами и нашим узбекским кроем или же костюм из наших национальных тканей. Но в наши дни идет активное возрождение и продвижение всех наших национальных культурных традиций, в том числе и наших узбекских национальных тканей и нашего костюма, собственного стиля. Наши дизайнеры уже вот несколько лет активно участвует во всех показах знаменитых зарубежных дизайнеров (Oscar de La Renta , Dolce & Gabbana , Versace , Pao Rabane и тд).

История узбекского традиционного костюма свидетельствует о том, что в таких крупных центрах Узбекистана, как Бухара, Самарканд, Ташкент и др., под влиянием городской культуры он трансформировался гораздо быстрее, чем на периферии. В Самарканде совместное проживание двух народов - узбеков и таджиков, постоянное взаимовлияние их культур отчасти отразилось и на традиционном костюме. Постоянные хозяйственные и культурные связи Самарканда с другими городами, особенно с Бухарой и Ташкентом, также способствовали появлению новых форм и элементов в женской одежде.

Традиционная одежда женщин состояла из рубахи (платье), штанов, верхней одежды - мунисак, паранджа, халат, головной убор и обувь. Повседневная и обрядовая одежда не отличались по крою. Единственное различие было в том, что в обрядовом костюме главными выразительными чертами ритуального назначения становились цвет, фактура материала и декоративное решение.

Национальная одежда жителей Узбекистана удивительным образом сочетает в себе общие для всех восточных народов черты и имеет свои индивидуальные и неповторимые особенности. Хотя с течением времени узбекский национальный костюм претерпевал видоизменения, в современном своем виде он сохранил все богатство культурных традиций восточных людей и историческую связь, уходящую корнями глубоко в древность.

Отличительной чертой узбекского костюма была и остается искусная вышивка золотом. Такие наряды характерны для состоятельных людей. Популярными были вышитые золотом национальные узбекские халаты, которые правитель дарил своим приближенным, а также получал такие подарки взамен. Для вышивки золотом использовались только благородные материалы, такие как шелк и бархат. Узоры вышивались в основном на растительную тематику, редко встречался и геометрический орнамент в золотошвейных нарядах. При помощи вышивки золотой нитью украшали не только предметы одежды, но и головные уборы и обувь.


В настоящее время мужской свадебный наряд в Узбекистане по традиции обязательно украшается при помощи парчи с золотом или серебром. Цветовая гамма национального узбекского костюма довольно широка. У жителей разных областей страны свои цветовые предпочтения, однако, узбеки не любят темную одежду, потому что считают, что она способна привлечь беду. По цветам женского наряда можно было судить и о статусе мужей. Зажиточные узбеки одевали своих жен в голубые или фиолетовые наряды, жены ремесленников носили зеленую одежду. А вот крой у костюмов наоборот очень прост и одинаков для мужских и женских моделей. В основе лежат ровные куски ткани, которые в некоторых глухих населенных пунктах даже не вырезались, а просто отрывались по прямой нити.

Традиционная узбекская одежда для женщины и девочки

Женский национальный костюм в Узбекистане состоит из платья, шароваров, халата, как и у мужчин, и головного убора. Помимо этого узбекские девушки и женщины украшают себя золотыми и серебряными изделиями. Традиционные серьги кашгар-болдак и серьги-куполки, кольца и браслеты выполнены в изысканном восточном стиле. На шею женщины надевают коралловые бусы или ожерелье из монет. Еще одним украшением узбекских красавиц с древних времен являются налобные украшения.

Одежда
Платья из национального костюма в Узбекистане под названием куйлак похожи на тунику с прямыми длинными рукавами и длиной практически до пят. Только к началу прошлого столетия появилось небольшое разнообразие в фасонах платьев: на рукавах могли быть манжеты или воротник может быть выполнен стоечкой. Для пошива этой части костюма традиционно используют благородные шелк и атлас.


В современном мире одежда жителей Узбекистана довольно разнообразна. Городские жители и некоторые выходцы из села, особенно это касается образованной молодежи, предпочитают носить современную европейскую одежду. Однако и в современные одеяния узбеки стремятся привнести некую нотку характерных для своей страны деталей - девушки используют традиционные украшения, молодые люди могут носить тюбетейки. Свято чтут традиции и носят наряды своего народа люди пожилого возраста, особенно те, кто живет не в городе.

Однако на таких мероприятиях, как свадьба или национальный праздник костюм все же является обязательным атрибутом, что говорит о богатых традициях узбекского народа, которые этот народ уважает.
Выводы

Народный костюм - традиционный комплекс одежды, характерный определенной местности. Отличается особенностями кроя, композиционно - пластического решения, фактуры и колорита ткани, характера декора.

Узбекский национальный костюм отражает художественные особенности, архаичные черты народных промыслов, этнографические и региональные формы развития одежды.

Орнамент - неизменный участник нашей повседневной жизни, вечный спутник человека и человечества. В Исламе орнамент превратился в способ постижения Мира в символической форме. Инвариантность, многозначность знаков и символов, которые стали своего рода кодами бытия, сформировали особое миропонимание. Глубокий смысл искусства исламского орнамента и позволяет говорить о его значении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .

  1. Абдуллаев Т.А. Одежда узбеков (XIX-нач.ХХ в). - Ташкент: Фан, 1978.
  2. Ершов Н.Н., Широкова З.А. Альбом одежды Таджиков. - Душанбе, 1969.
  3. Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР. М.: «Планета», 1990.
  4. Костюм народов Средней Азии: историко-этнографические очерки. - М: Наука,1979.
  5. Лобачева Н. Паранджа: Ритуальный костюм или свадебная одежда. - «Азия и Африка сегодня», 1995, N8, с.78-80.
  6. Сухарева О.А. История Среднеазиатского костюма: Самарканд (2-ая половина XIX- нач. ХХв.). - М., 1982.
  7. Широкова З.А. Традиционная и современная одежда женщин горного Таджикистана. - Душанбе, 1976.

Исмат Юсупов, известный знаток узбекских национальных стилей одежды и увлеченный коллекционер. Много лет он собирает по Узбекистану, пылящиеся в старых сундуках с приданым старинные одежды, изучает и реставрирует их. Исмат Юсупов организовал местных ташкентских мастериц в общее дело по шитью и вышивке эксклюзивного национального костюма. И сегодня, благодаря им, каждая ташкентская красавица может позволить себе одеться в хорезмском, бухарском, ферганском, сурхандарьинском или любом другом региональном стиле.


В этом году, в ташкентском музее декоративно-прикладного искусства с успехом прошла персональная выставка предметов из коллекции Исмата. Одежда, сюзане, ковры, старинные образцы тканей - все это переливалось в выставочном зале музея, словно сокровища в древнем ларце.

Мужской бухарский халат из бекасаба

Женский халат. золотое шитье по бархату. Бухара

Паранджа бухарской женщины. бархат, шелковые нити.

Бухарский чапан из бекасаба

Женский халат. Бухара. Бекасаб

Женский хорезмский халат из адраса

Паранджа сурхандарьинской женщины. Бекасаб

Женский халат из бекасаба. Хорезм.

Детали одежды каракалпакской женщины

Верхняя часть женского костюма - кемишек. Шелк, вышивка. Каракалпакия.

Мужской шелковый халат. Нурата

Расшитый мужской халат "Гиссарский"

Непременно, рядом с работами старых мастеров, Исмат Юсупов демонстрирует модели одежды, выполненные руками современных мастериц

В каждой вещи использованы рисунки, ткани, детали и техники традиционного узбекского костюма

Работы изумительного качества и очень трудоемкие

Как и положено, к одежде прилагается стильная обувь: золотошвейные бархатные туфли, расшитые, словно сюзане стильные полусапожки.

Современных работ великое множество:

Деловой жакет с воротником-стойкой, расшитый шелковыми нитями по бархату и легкая летящая шелковая юбка с абровым рисунком.

Платье в форме традиционной длинной туники из стилизованного абра:

Классический узбекский женский приталенный халат актуален и сегодня. И 500 лет не прошло, а все смотрится современно.

Все современные модели можно рассмотреть, примерить и купить.
Исмат демонстрирует великолепный мужской двусторонний халат. Каждый элемент узора на нем имеет свое значение.


Часть коллекции Исмата Юсупова можно увидеть в ташкентском Музее декоративно-прикладного искусства, а выбрать и купить современные работы, там же, во дворике музея в специализированных магазинах. Цены очень лояльны и приемлимы. Так что будете в Ташкенте, непременно загляните в старую махаллю, недалеко от станции метро Космонавтов. Глядишь, выйдете оттуда краше бухарского хана.

Во все времена и во всех странах люди издревле любили себя украшать, а чем можно лучше себя украсить, если не одеждой. Однако одежда кроме эстетических функций должна отвечать климатическим условиям и родоплеменным традициям. Основным фактором, повлиявшим на национальную одежду узбеков, конечно, был ислам. Поэтому предметы туалета были широкими, длинными, цельнокроенными, призванными свободно ниспадать и полностью прикрывать человеческое тело. Традиционная одежда узбеков продолжала сохранять черты архаичности вплоть до 20 века. Мужские, женские и даже детские вещи отличалась единообразием, и практически были одинаковыми по форме и крою.

Национальный мужской узбекский костюм состоял из верхнего и нижнего халата, подвязанного платком или платками, широкой рубахи - куйлак, штанов - иштон, сапог, выделанных из тонкой кожи и головного убора - тюбетейки.

Халаты - чапаны , шились из полосатой материи, имели вертикальные разрезы на боках, для удобства движения и сидения на полу. Пуговиц и карманов не предусматривалось, соединялись полы халата короткими завязочками в области груди или подвязывались платком в запах. Чапан ы были летними из тонкой ткани или зимними, теплыми, выстеганными ватой.

Повседневная мужская рубаха - куйлак (глухая) , распространенная по всей территории страны, или яхтак (распашная), имевшая место только в Ферганской долине и Ташкентской области. Обе эти рубахи шились из домотканых хлопчатобумажных тканей, единственным украшением на изделии была отстрочка ворота тесьмой - джияк.

Мужские штаны - иштон , тоже не грешили излишествами. Они были широкими, свободного кроя и только к низу штанины зауживались. Пуговиц, гульфика и карманов не предусматривалось, штаны удерживались на теле посредством подвязанного платка.

Бильбог - поясной платок , обычный атрибут мужской одежды и единственное яркое пятно в повседневном комплекте. Его складывали углом, заворачивали и повязывали вокруг талии. Платок выполнял функции пояса, карманов и даже пуговиц, соединяя полы халата.

Тюбетейка - дуппи - заключительный атрибут мужского ансамбля . Эта шапочка, скорее дань традициям ислама, чем защита от непогоды. Практически по всему Узбекистан у популярны чустские тюбетейки , пришедшие из Ферганской долины . Они очень просты и изысканны. На темном фоне четырехгранной шапочки вышит белый узор (бодом, калампир) напоминающий стручок перца или миндаль, а по нижней кромке пущен орнамент из 16-ти разновеликих арочек. Считалось, что ношение дуппи предохраняет от злых сил, сглаза и еще многих напастей. Кстати, в некоторых областях Узбекистан а (Х орезм) , в качестве головного убора вместо тюбетеек , предпочитают шапки-папахи , сделанные из овчины.

Национальная одежда представительниц прекрасной половины человечества состояла из платья - куйлак и шаровар - лозим . Платья шились прямыми, примерно по щиколотку длиной, иногда расширяющимися к низу. Рукава одежды по правилам тоже были длинными, скрывающими кисти рук. И только к концу XIX века фасон кроя был несколько модернизирован, появилась отрезная кокетка на груди, стоячий воротничек и манжеты. Было разрешено более смелое использование цвета в пошиве женской одежды, которая тут же засияла яркими шелками и знаменитыми хан-атласами.

Традиционным дополнением костюма были широкие легкие женские штаны - шаровары , которые одевались под платье, их низ, выглядывающий из-под подола, нередко оторачивался цветной тесьмой - джияком.

Верхней одеждой для женщин, так же как и для мужчин служил халат - мурсак . Халат делали длинным и свободным, как тунику. На лето он был легким, а для зимы стеганным на вате. К XIX веку в гардеробе у женщин наметилось пополнение - камзол , который называли камзур , в это же время входит в обиход и женская жилетка - нимча .

После «раскрепощения женщин Востока » в двадцатые годы прошлого века и отмены паранджи, узбечки в качестве головного убора стали использовать платок . Иногда их надевали по два на голову. Один сворачивался и завязывался как повязка на лоб, а второй накидывался сверху. К двадцатому веку в широкий обиход женщин также вошла тюбитейка-дуппи , правда для женского гардероба она делалась меньшего размера и цветной, да и орнаменты были более разнообразными.

Праздничные одежды женщин и мужчин также не отличались многообразием кроя. Но в отличие от повседневной, торжественная одежда шилась из дорогих материалов - бархата, парчи, делалась богатая вышивка.

По традиции женский наряд дополнялся украшениями , которые не возбранялись исламом и использовались в полной мере. Золотые и серебряные серьги, подвески, браслеты и кольца, выполненные а виде туморов - оберегов или несшие традиционный восточный узор , все было сделано для того, чтобы подчеркнуть семейное положение и статус женщины.