Сновидение - определения из процессуального словаря. "толкование сновидений" зигмунда фрейда. Юнгианское толкование сновидений

Визуальный образный ряд, генерируемый человеческим сознанием во время фазы сна с быстрым движением глаз. Исследования показывают, что люди, разбуженные во время фазы быстрого сна, обычно сообщают о том, что видели сон. Сновидения происходят и во время фазы медленного сна, хотя не так регулярно. Точная функция и природа сновидений является предметом одной из старейших дискуссий в психологии. Фрейд утверждал, что сновидения являются разновидностью воображаемого исполнения желаний: то, что недоступно сознательному разуму, можно осуществить в подсознательном мире сновидений. Когнитивные объяснения природы сновидений выглядят далеко не так волнующе; согласно этим объяснениям, сновидения представляют собой нечто вроде мысленной «системы подшивки и хранения документов». Во время сна наш мозг продолжает обрабатывать результаты дневной деятельности, а сновидения попросту отражают бессознательные попытки найти некий порядок в хаотическом когнитивном мире образов вчерашнего дня.

Сновидения

dreams) С. становятся предметом научного исслед., начиная с середины XIX в. До этого было много предположений об их происхождении и значении. Популярной была теория о том, что С. - это божественные послания, имеющие пророческую цель. Поскольку послания были зашифрованы, их понимание требовало расшифровки. Эту задачу брали на себя лица, обладающие даром толкования снов. Составлялись сонники, содержавшие элементы С. и их предполагаемое значение. С. играли очень важную роль у примитивных и древних народов и до сих пор сохраняют ее во мн. частях света. Историю научного изучения вопроса можно разделить на 3 периода: а) 1861-1900 гг.; б) 1900-1953 гг.; в) после 1953 г. 1861-1900 В 1861 г. А. Мори, французский ученый, опубликовал свое исслед. влияния внешних раздражителей на свои С. Наиболее известным примером был его сон о гильотине: длинный сон о французской революции, кульминацией к-рого был приговор Мори к смертной казни. Он проснулся в момент падения ножа гильотины, обнаружив, что доска с изголовья кровати упала ему на шею. Внешний раздражитель запустил последовательность воспоминаний, к-рые образовали С. Др. ученые этого времени продемонстрировали влияние органических состояний на формирование С. Были тж исслед., посвященные причинам забывания снов, содержаниям С., связи С. с мышлением и функциям С. 1900-1953 З. Фрейд - главное действующее лицо этого периода. Первое издание его "Толкования сновидений" стимулировало период преобладания клинических исслед. С. Хотя Фрейд и его коллеги обнаружили, что толкование С. - бесценный инструмент для раскрытия истоков симптомов у больных, С. интересовали его еще и по той причине, что они рассказывали о бессознательных психич. процессах. Фрейд утверждал, что С. яв-ся королевской дорогой к бессознательному. С. разбивается на отдельные элементы, и сновидца просят высказывать свободные ассоц. на каждый его элемент. По этим свободным ассоц. определялось скрытое содержание или, по-другому, выявлялись "сновидные мысли". Явное содержание С. - сознательное, скрытое - бессознательное. Мотивом для формирования С. яв-ся желание, вытесненное из сознания в силу своей непереносимой болезненности. Наиболее важные из таких желаний появляются в раннем детстве и имеют сексуальную или агрессивную окраску. Во время сна вытесняющая инстанция (Фрейд назв. ее цензурой) менее бдительна, так что бессознательное желание может найти свое выражение в С. Однако если желание выражается слишком открыто, повышающийся уровень тревоги ведет к пробуждению. Следовательно, при построении С. желание должно быть замаскировано, чтобы пройти цензуру. Сокрытие желания представляет собой то, что Фрейд назв. работой С. Работа С. включает четыре операции. Первая из них - сгущение. Фрейд заметил, что вспоминаемое С. всегда гораздо короче его скрытого содержания, определяемого по свободным ассоц. Это означает, что неск. сновидных мыслей были сжаты, образуя единый образ С. Вторая операция - смещение. Психич. значения сновидных мыслей подвергаются смещению при создании явного содержания С. Яркие, запоминающиеся особенности явного содержания сна могут представлять относительно малозначащие сновидные мысли, тогда как пустяковые, незначительные элементы явного содержания могут представлять сновидные мысли огромной важности. Третья операция - символизация. Вытесненные желания представлены невинными символами, чтобы обойти цензуру. Мужские гениталии могут визуализироваться как авторучка. Четвертая операция, вторичная обработка, делает сон более связным и понятным при вспоминании благодаря заполнению пробелов и добавлениям. Юнг ценил С., возможно, еще более высоко, чем Фрейд. Он отличал малые С., отражающие обычные дневные заботы во время сна, от больших С. с посланиями из глубочайшего слоя бессознательного. Этот слой он наз. коллективным бессознательным, поскольку он один и тот же у каждого чел. в любой культуре. Содержанием коллективного бессознательного яв-ся психич. структуры, или архетипы, унаследованные от прошлых поколений. Чтобы идентифицировать архетип в большом сне, Юнг изобрел метод разработки. Сновидцев просят сказать, о чем напоминает ему каждый элемент сновидения. Он должен фиксировать на этом элементе свое внимание, не позволяя следовать за непроизвольным ходом мысли, как при свободных ассоц. Элемент может разраб. не только сновидцем, но и аналитиком, а тж путем ссылок на мифологию, иск-во, религию и литературу. Образы в больших С. яв-ся символами архетипов. Эти символы отражают тенденцию архетипов не скрываться, а выражать себя. Для Юнга символы скорее раскрывают, чем скрывают. М. Босс, экзистенциальный психотерапевт, отрицает, что сны яв-ся символическими (т. е. продуктом работы С. над бессознательными сновидными мыслями и вытесненными желаниями) или компенсаторными. С. должно приниматься по своей нарицательной стоимости. Оно освещает то, каким образом сновидец видит свое существование. После 1953 года Наблюдая спящих, Азеринский обнаружил, что их глазные яблоки на протяжении ночи периодически совершают быстрые, сопряженные движения. Он и Клейтман полагали, что эти быстрые движения глаз (REM - от rapid eye movements) могут означать, что чел. видит сон. Чтобы проверить эту гипотезу, они будили испытуемых в периоды движения глаз и в периоды их относительного покоя. Испытуемые сообщали о гораздо большем количестве С. при пробуждении в RЕМ-фазах, чем при пробуждении в фазах без быстрых движений глаз (NREM). Казалось, что впервые обнаружен физиолог. индикатор С. Последующие исслед. REM-фаз обнаружили и др. их отличительные характеристики. Электрические мозговые волны в REM-фазах имеют более высокую частоту и низкую амплитуду по сравнению с волновой активность в NREM-фазах. Во время REM-фаз обнаруживаются нарушения ритма дыхания и сердцебиения, колебания давления крови, генитальное возбуждение. В силу этих причин REM-фазы наз. состояниями психофизиологической активации. Поскольку в течение ночи при нормальном сне отмечается 4- 5 REM-фаз, нетрудно сделать вывод, что каждый видит за ночь 4-5 С. При пробуждении спящего во время REM-фазы в лабораторных условиях большинство из этих С. м. б. восстановлено. Вместо того чтобы зависеть от относительно редких и, возможно, избирательных вспоминаний снов поутру, в лабораторных условиях можно выявить большое количество С., к-рые предположительно яв-ся более репрезентативными для данного индивидуума. В США и Европе образовалось много лабораторий, в к-рых были проведены сотни исслед. К сожалению, первоначальные находки не подтвердились. Самым большим ударом было открытие - многократно подтвержденное, - что С. вспоминаются при пробуждении в любой фазе сна, а не только в REM-фазах. Похоже, что весь сон - это сон со С. Сны, о к-рых сообщают при пробуждении в NREM-фазах, неск. ближе к рациональным мыслям, но, несмотря на это общее различие, подавляющее большинство снов из NREM-фаз носят нереальный (фантастический, сказочный, мифический и т. д.) характер. Очевидным и обескураживающим рез-том яв-ся отсутствие надежных физиолог. индикаторов или коррелятов С. По крайней мере, таковые не были обнаружены. Эти отрицательные рез-ты, тем не менее, не обескуражили всех исследователей сна. В то самое время, когда Азеринский, Клейтман и Демент ставили первые лабораторные эксперименты, К. Холл начал анализировать сообщения о С., используя метод контент-анализа. Холл и его коллеги категоризировали различные элементы сообщений о С. Примерами таких категорий яв-ся: а) челов. персонажи, классифицированные по полу и возрасту, члены семьи, друзья, знакомые и незнакомые лица; б) животные; в) взаимодействия между персонажами, напр. агрессивное, дружеское или сексуальное; г) несчастья или счастливые события; д) успех и неудача; е) интерьер и экстерьер; ж) объекты; з) эмоции. Были сформулированы и теорет. категории, напр. кастрационная тревога, оральность и регрессия. Др. исследователями был предложен еще ряд систем контент-анализа С. Наиболее изощренными среди них яв-ся системы анализа содержания, разраб. Д. Фаулксом. В обширном лабораторном исслед. С. детей он показал, что когнитивное развитие, оцениваемое по рез-там анализа С. у детей в возрасте 3-15 лет, параллельно их когнитивному развитию в бодрствующей жизни. Преимуществом контент-анализа яв-ся то, что большое количество снов, собранных у лиц разного пола, возраста, национальной и этнической принадлежности, живущих в разное время и т. д., м. б. проанализировано в плане выяснения сходств и различий между ними. Было, напр., обнаружено, что сны у мужчин во многом отличаются от снов у женщин. Мужские С. содержат больше мужских персонажей, незнакомых лиц, проявлений физ. агрессии, сексуальности, физ. активности, инструментов и оружия, открытых помещений, чем сны женщин. В женских снах больше женщин, знакомых лиц, разговоров, предметов одежды и закрытых помещений, чем в С. мужчин. Холл и его сотрудники изучали дневники снов, к-рые велись испытуемыми, часто годами. Интересной находкой яв-ся то, что в целом содержание С. у взрослого мало меняется из года в год. Работы по контент-анализу С. показывают большую согласованность между содержанием С. и наших повседневных забот. Это было назв. принципом связности. См. также Фантазия, Представления, Сон К. С. Холл

СНОВИДЕНИЯ

Dreams; Traume) - независимые, спонтанные проявления бессознательного; фрагменты непроизвольной психической активности, достаточно осознаваемые, чтобы быть воспроизведенными в бодрствующем состоянии. Юнг определял сон как "спонтанное рисование своего портрета в символической форме, изображение действительной ситуации, совершающейся в бессознательном" (CW &, par. 505).

"Сновидения не являются преднамеренными или случайными выдумками - они представляют собой естественные явления, не претендующие на большее, чем они сами. Они не обманывают и не лгут, не маскируются под нечто другое и не искажают существующее, но наивно заявляют, что они есть и нечто значат. Они раздражают и сбивают с толку только потому, что мы не понимаем их. Они не прибегают ни к каким махинациям и проделкам, чтобы что-то скрыть, а информируют нас о своем содержимом со всей возможной в пределах их своеобразия ясностью. Мы также можем понять и то, что делает их столь странными и трудноуловимыми: поскольку мы постигаем из опыта, что они неизменно ищут возможность выразить нечто, чего эго не знает и не понимает. Их неспособность к более ясному самовыражению соответствует неспособности или нерасположенности сознательного разума понять суть вопроса" (CW 17, par. 189; КДД, с. 115-116).

В символической форме сновидения изображают текущую ситуацию в психическом с точки зрения бессознательного.

"Так как значение большинства снов оказывается не в согласии с тенденциями сознательного разума, демонстрирует специфические отклонения, то мы должны допустить, что бессознательное, матрица сновидений, выполняет независимую функцию. Это то, что я называю автономностью бессознательного. Сновидение не только не подчиняется нашему желанию, но очень часто встает в возмутительную оппозицию к нашим сознательным намерениям. Эта оппозиция не всегда заметна - иногда сновидение лишь немного отклоняется от сознательной установки и включает незначительные изменения - случайно оно может даже совпасть с сознательными тенденциями и намерениями. Когда я попытался выразить такое поведение в формуле, единственно адекватным показалось мне понятие компенсации, так как оно одно способно объединить все многочисленные способы поведения сна. Компенсацию необходимо отличать от комплементации (дополнительности). Понятие дополнительности слишком узко и ограничено - его недостаточно для объяснения функции сновидений, потому что оно обозначает отношение, в котором две вещи дополняют одна другую более или менее механически. Компенсация, со своей стороны, что подразумевает сам термин, означает уравновешение и сравнение различных данных или точек зрения так, чтобы произвести уточнение или исправление" (CW 8, par. 545).

Юнг допускал, что в некоторых случаях сновидения выполняют функцию осуществления желаний и предохраняют сам сон от прерывания (Фрейд) или же обнаруживают инфантильное устремление к власти (Адлер), но сам он фокусировался на их символическом содержании и их компенсаторной роли в саморегуляции психического - сновидения обнаруживают те аспекты человека, которые обычно не осознаются, они раскрывают бессознательные мотивации, действующие во взаимоотношениях и представляют новые точки зрения в конфликтных ситуациях.

"В этом отношении существуют три возможности. Если сознательная установка к жизненной ситуации в большей степени оказывается односторонней, то сновидение принимает противоположную сторону. Если сознание занимает позицию, близкую к "середине", сновидение удовлетворяется вариациями. Если сознательная установка "правильная" (адекватная), то и сновидение совпадает с ней и подчеркивает эту тенденцию, хотя и не лишаясь своей специфической автономии. Поскольку никто не может знать с уверенностью, как пациент сознательно оценивает ту или иную ситуацию, толкование сновидений, естественно, невозможно без опроса сновидца. Но даже, если мы и знаем сознательную ситуацию, мы не знаем ничего об установке бессознательного. Так как бессознательное является формой или матрицей не только сновидений, но и психогенных симптомов, то вопрос об установке бессознательного составляет огромную практическую важность (там же, пар. 546).

В отличие от фрейдовской школы, считавшей манифестное 2081 содержание сна "маской", "фасадом", чем-то "нереальным" или "символическим", Юнг рассматривал это лишь как частный случай и шаг к тому, что "сновидение часто говорит о сексуальности, но не всегда имеет ее в виду - часто говорит об отце, но в действительности подразумевает самого сновидца". И далее:

"<...> если наши сновидения воспроизводят определенные идеи, то эти идеи являются, прежде всего, нашими идеями, в структуре которых разворачивается наше целостное бытие. Они выступают как субъективные факторы, группируясь точно так же, как и в сновидении, и выражая это или то значение не по внешним причинам, а по глубоко интимным подсказкам своего психического. Вся сновидческая работа, в сущности, субъективна, и сновидение есть театр, в котором сновидец оказывается сценой, актером, суфлером, режиссером, автором, публикой и критиком. Эта простая истина образует основу для понимания смысла сновидения, которое я назвал толкованием на субъективном уровне. Такое толкование рассматривает все персонажи сновидения как персонифицированные черты собственной личности сновидца" ("Общие аспекты психологии сновидений", CW 8, par. 509).

Толкование на объективном уровне относит образы сновидения к людям и ситуациям во внешнем мире.

Многие сновидения имеют классическую структуру драмы. В них присутствует экспозиция (место, время и персонажи), которая демонстрирует изначальную ситуацию сновидца. Далее наличествует развитие фабулы, сюжета (имеет место действие). На третьей фазе возникает кульминация (происходит решающее событие). Заключительный этап - лизис - происходит как результат или разрешение случившегося действия.

Юнг полагал, что сны касаются будущего человека, называя их "бессознательным предвидением сознательного достижения". Тем не менее он рекомендовал рассматривать тот или иной сон лишь как предварительную схематическую карту или черновой план, а не как пророчество или указующую директиву.

Циклы сновидений часто помогают в раскрытии процесса индивидуации и обнаруживают личностный символизм того или иного человека, его "индивидуальный театр".

Сон и сновидец неразрывно связаны, и здесь опасны переоценки как бессознательного, так и сознательного эго. Понимание динамики сновидения многосторонне и затрагивает всю личность, а не только интеллект человека.

Что собой представляют сны и сновидения ?
Толкования сновидений с самых древних времен связано с мистическими представлениями, и построениями предсказаний на их основе. Узнать смысл и толк сновидения хотят практически все люди, особенно когда сновидение было явным и хорошо запомнилось. Ну а если сон был страшным, ночным кошмаром , или сексуальным, эротическим сном , то у человека рождается еще большая интрига по толкованию сновидения. А вдруг сон вещий (сон в руку), каких только тайн и домыслов не существует в проблеме толкования сновидений… Для этого собственно и написан этот пост.

Приветствую Вас, уважаемые посетители сайта онлайн помощи психолога , желаю всем психического здоровья!

Сны и сновидения: толкование сновидений — суть вопроса

«Человек спит не потому, что он устал, человек спит, потому что ему необходимо видеть сны, чтобы жить». (С. Фанти).

Сновидения являются «физиологической фистулой (мед. трубочкой, дренажем)» (Павлов) для оттока накопившегося эмоционального напряжения, не отреагированного в состоянии бодрствования.

Анализ сновидений, вскрывая бессознательное, зачастую, вместе с сексуальными обнаруживает и агрессивные мотивы. Это может быть связано как с агрессивной личностью (тест агрессивность) , так и с деструктивной организацией личности.

2) Сновидение девушки, которая видит лезущих на нее серых крыс с красными (агрессия) глазами, но ей не страшно, а лишь противно.
Крыс она ассоциирует с людьми.
Красные глаза это ее агрессия перенесенная на других. Она действительно агрессивна.

Примеры (агрессия направлена на себя):
1) Сновидение женщины, которая убивает себя (во сне) т.к она, по ее убеждению настолько плоха, что не должна жить.

2) Девушке, считающей себя несчастной и неудачницей, снится болезненное разрушение ее тела, и она ощущает, что так и должно быть, ибо потом из ее органов, может быть, возникнет что-то более удачное.

Примеры агрессии извне:
1) (Агрессия вызывает болезненные ощущения, что может быть связано с соматическим недомоганием), женщине снится, что ее убили, она почувствовала боль, остановку сердца, потерю сознания, (т.е. у нее был сердечный приступ спровоцировавший картину сновидения).

2) (Агрессия без ощущения боли, что, вероятно связано с психологическим дискомфортом), Повторяющееся сновидение женщины (первое было в детстве), в котором волки рвут ее на части, откусывая руки и ноги, течет кровь, но боли нет.

Здесь не исключено влияние детских сказок, однако, став взрослой, она продолжает видеть этот сон. Эта женщина психологически деструктивна, неоправданно считает себя некрасивой настолько, что бессознательно ощущает необходимость замены своих неудачных частей тела на более привлекательные.

Известно, что все подобные формы агрессивных, сексуальных, прогностических медицинских и психологических сновидений появляются во время быстроволнового, парадоксального REM-сна, который сопровождается вегетативной бурей. А она, вегетативная буря, в свою очередь, активизирует железы внутренней секреции (особенно гипофиза, гонад, надпочечников и щитовидной железы).

Отсюда и возникновение таких сновидений (секс, ужасы, агрессия).

И, наконец, еще одна функция сна: в это время в стадиях дельта-волн и REM происходит переработка полученной за день информации и разделение ее на необходимую (которая остается в рабочей памяти) и не очень нужную, которая забрасывается в бессознательное, откуда достать ее будет нелегко.

Таким образом сон – это существенная часть деятельности мозга, проявляющаяся в взаимодействии сознания и бессознательного.

Сны и сновидения. Толкование сновидений возможно лишь с помощью психоаналитика на основе личных ассоциаций сновидца и аналитических символов

Все попытки толковать сновидения с помощью всевозможных сонников купленных на развале, в метро или электричке, или по бабушкиным басням – мягко говоря, ребячество, пустая трата денег, времени, пустые ожидания.

В следующем посте на тему толкования сновидений, я расскажу об основных психоаналитических символах, что бы у Вас была возможность, хоть отчасти понимать собственные сновидения.

Желаю всем психического здоровья!

Часто задаваемые вопросы:

Сновидение является нормальным регрессивным психофизиологическим феноменом сна, протекающим циклами по 90 мин. Сновидение определяется по признаку "быстрого движения глаз" (REM-фаза), возникающему на первой стадии сна. У детей сон является более продолжительным, чем у взрослых; по меньшей мере 50% детского ночного сна занимает REM-фаза и сновиденье. В этой фазе наблюдается эрекция пениса и кровонаполнение клитора; этот признак используется при разграничении органической и психогенной импотенции.

Тревожные сны могут сопровождаться пробуждением в REM-фазе, при этом их содержание не запоминается. Тревожный выход из состояния сна может иметь место в любой из стадий. Сновидения, нарушающие 4-ю стадию сна, часто сопровождаются сомнамбулизмом, говорением во сне, ночными страхами и редко запоминаются. Забывание сновидений обусловлено как физиологическими особенностями (необходимостью незамедлительного восстановления внимания), так и психологическими факторами (вытеснением, сопротивлением, цензурой). Забытые сны удается воскресить в памяти при определенных условиях, например при психоанализе и гипнозе.

В работе "Толкование сновидений" Фрейд рассматривает феномен скрытого, или латентного, содержания, лежащего в основе снов. Попытки проникновения в сущность этого феномена привели Фрейда к наиболее важным теоретическим обобщениям его концепции. Другие исследователи считают, что сновидение является одним из способов решения конфликта - проработкой психотравмирующих переживаний и совладанием с ними, как настоящих, ток и детского возраста. Сны рассматриваются также как особая форма усвоения информации, способствующего совладанию с эмоциональными проблемами.

Процессы мышления и аффекты представлены в сновидениях в зрительной либо, что значительно реже, в слуховой форме; могут проявляться и другие модальности сенсорного восприятия - осязательные, обонятельные, вкусовые и двигательные. С точки зрения Фрейда, сны являются результатом работы сновидения- психологического процесса, характеризующегося архаическими способами мышления, в частности смещением, сгущением и замещением, способствующими переводу скрытого содержания в явное сновидение. Два других элемента работы сновидения - наглядная и символическая репрезентация- представляют собой процесс трансформации мыслей в чувственные (сенсорные) символы и образы. И, наконец, вторичная переработка - соединение разрозненных образов и элементов сновидения и создание единого связного содержания (фабулы, действия). Иногда вторичной переработки не происходит, и тогда сновидение проявляется в виде расчлененных, разорванных или причудливо переплетенных серий образов и фраз.

Явное содержание сновидения - это то, что способен вспомнить пробудившийся индивид: взаимосвязанные образы, речь, содержание чувственных и аффективных компонентов, а также их формальные аспекты, включающие разделение на отдельные отрезки, комментарии сновидения и т.п. Сны на протяжении одной ночи либо одного и того же периода сна связаны единой и последовательной работой мышления; например, разрешение одного конфликта приводит к возникновению проблемы следующего сновидения, либо один и тот же конфликт проходит через всю ночь.

Процесс образования сновидения обычно рассматривается следующим образом: под воздействием регрессии, релаксации моторной сферы и ослабления сознательной и бессознательной цензуры оживляются архаические функции мышления, проявляющиеся в виде работы сновидения, использующей первичные процессы мышления. Работа сновидения, взаимодействуя с дериватами(производными) влечений детского возраста, психологической защитой и связанными с ней конфликтами, а также с возникающими на этой основе представлениями, формирует зрительные образы (сны), замещающие собой мысли, порождаемые во время сна.

Остатки дня или провоцирующие стимулы представляют собой непосредственные источники материала для формирования сновидения (то есть источники в виде безвредных элементов дневного содержания). Если события, впечатления, образы восприятия, мысли, идеи и чувства нескольких предыдущих дней возникают в сновидении как несущественные, то их значение следует искать в глубоко вытесненных влечениях, желаниях и конфликтах раннего детского возраста. Остатки дня связываются с бессознательными детскими влечениями и желаниями эротического и агрессивного характера, маскируя тем самым инфантильные импульсы, стимулирующие образование сновидения. К такой маскировке добавляется процесс искажения (включая вторичную переработку), вызываемый работой сновидения.

Понятие "экран сна" было введено психоаналитиком Бертрамом Левином для описания сновидений, не имеющих четкого и распознаваемого зрительного содержания. Такие сновидения представляют собой "чистый" или "пустой" фон, необязательно воспринимаемый таковым или оживляемый в памяти. Их принято рассматривать как инфантильные сны, символизирующие фигуру матери или ее грудь. Некоторые авторы считают, что экран сна является фоном или матрицей сновидения; на этом фоне проявляются зрительные содержания, а также элементы бодрствования.

Фрейд называл сны "царской дорогой к бессознательному". Возрастающее значение психологии Я и проблем психоаналитического процесса способствовало тому, что толкование снов стало одним из наиболее важных элементов аналитической работы. Использование сновидений в психотерапии и психоанализе помогает, таким образом, вскрывать бессознательные проявления психического содержания, интегрировать детские фантазии и лежащие в их основе влечения и, наконец, связывать конфликты и защиты со скрытым содержанием, проявляющимся в актуальном поведении и переносе.

Правила толкования сновидений

Прежде чем толковать сновидения, мы, очевидно, должны быть уверены, что это достойное занятие. Не секрет, что многие считают сновидения бредом, чем - то бессмысленным и бесполезным: сновидения это помойка нашего ума, отбросы дневного, рационального мышления. Если мы думаем так, то толкование сновидений обесценивается, превращаясь в глупейшее занятие, для дураков и извращенцев - ибо, что это за сомнительное удовольствие копаться в помойке!

Другие, оптимисты, не расстаются с сонниками, они признают за сновидениями некоторый смысл, а толкование сновидений считают занятием здравым, приписывая сновидениям возможность предсказывать будущее. У сновидений есть смысл? Уже хорошо, мы на полпути к успеху! Однако в этом случае вызывает вопросы метод толкования. Происхождение и репутация господина Сонника - сомнительны.

Психоаналитический взгляд на сновидение особый. Сновидение признается полноценным продуктом психического функционирования, а толкование сновидений становится "королевской дорогой" к бессознательному. При этом "странность" сновидений понимается как результат действия психической цензуры, искажающей мысли сновидения. Так появляется деление на "явное" содержание сновидения - то, что мы помним после пробуждения и можем рассказать и "скрытые мысли" сновидения - реконструкция и артикуляция которых составляет, собственно, работу толкования сновидений.

Толкование сновидений проводится в несколько этапов и подчиняется определенным правилам.

Первое и самое главное правило гласит: толкование сновидений в психоанализе является терапевтической процедурой и проводится при необходимости для достижения лечебного (в широком смысле) эффекта. Толкование сновидений - ради любви к искусству - в реальном психотерапевтическом процессе лишается смысла и, даже, может принести вред.

Следующее правило - толкование сновидений без сновидца не проводится! Дело в том, что адекватно понять тот или иной образ сновидения можно, только - лишь, поместив его в личностный контекст сновидца. Если мне приснился стол и Вам, тоже, приснился стол, это не значит, что мы думаем об одном и том же. Если я спрошу Вас, что приходит Вам в голову, когда Вы думаете о столе, Вы, возможно, вспомните свой вчерашний день рождения, компанию за столом и т.д. Мой стол это, возможно, письменный стол за которым я, сейчас, пишу эту статью и т.д. Это мысли называют ассоциациями к элементам сновидения. Грамотное психоаналитическое толкование сновидений проводится на основе свободных ассоциаций ко всем фрагментам сновидения. Если, по каким - то причинам собрать ассоциации сновидца невозможно, толкование не должно проводится. Отсюда, вытекает психоаналитическое требование очного присутствия сновидца в момент толкования. Все остальные, включая сонники, и on-line способы толкования сновидений являются не корректными, и располагаются на шкале от полюса заблуждений и непрофессионализма, до полюса намеренной подтасовки, профанации и обмана.

Результаты толкования снов в психоанализе не ограничиваются одной функцией, например, предсказанием будущего (т. н. "вещие сны"). Психоаналитики, чаще думают об исполнении желания, и о внутрипсихическом конфликте, драматизирующимся в сновидении.

Сновидение может быть истолковано на "объектном" или на "субъектном" уровне. Если мне приснился мой сосед дядя Вася, как это понимать? Если я решаю, что мне пора выяснить отношения с дядей Васей - я понимаю свой сон на "объектном" уровне, как имеющий отношение вот к этому реальному дяде Васе.

Если же я задаю себе вопрос, а не "живет" ли во мне, в моей душе персонаж похожий на дядю Васю - я, тем самым, приближаюсь к толкованию на "субъектном" уровне.

И тот и другой уровни толкования имеют свои показания (к применению), и свои ограничения, и используются как взаимодополняющие.

Когда все ассоциации сновидца собраны, психоаналитик приступает к толкованию сна. С этого момента начинается искусство. Если собрать ассоциации мог подмастерье, то толкование требует Мастера. Состоится ли успешное толкование, во многом зависит от опыта и интуиции психоаналитика. Ключевым в этом процессе является, с годами вырабатываемая, чувствительность к бессознательным содержаниям и умение облекать их в слова.

Когда психоаналитик, сформулировал для себя интерпретацию он задает себе следующий, важный вопрос - как "донести" мысль до ушей пациента? Опытные психоаналитики, обычно, избегают многосложных, длинных фраз. Толкование должно быть, по возможности, кратким и эмоционально заряженным и передавать суть скрытого (ментального и эмоционального) переживания пациента.

Заканчивая, отмечу, что толкование снов это не игра разума и не развлечение для любителей. За тем или иным сновидением стоит реальный, подчас страдающий человек, который рассказывает свои сновидения, рассчитывая на психологическую помощь и поддержку. Откликнуться, оказать эту помощь, это уже задача профессионалов от психотерапии, включающих метод толкования сновидений в свой терапевтический арсенал.

Депрессия и сновидения

Иногда сновидения можно использовать как ценный диагностический материал. Здесь мы поговорим о депрессии в сновидениях.

Депрессия часто связана с гневом, не получающим своего достаточного выражения в сознании и в речи.

Как правило, гнев возникает в отношении к какому - то лицу во внешнем окружении; во вторичном своем проявлении он перенаправляется на самого субъекта, находя свое выражение в депрессии.

То что в бодрствующем состоянии человек переживает как депрессию, вероятнее всего проявится во сне как агрессия в отношении сновидца со стороны другой фигуры. Враждебные, нападающие персонажи сновидения можно интерпретировать как собственную невыраженную агрессивность сновидца, указывающию на необходимость утверждения его подлинных чувств.

Сновидения. Толкование снов. Консультация по сновидениям.. Тревожные сновидения. Сны с преследованием

Классические тревожные сны можно наблюдать у многих людей. Существуют три основных типа тревожных снов: сны о неготовности к экзамену, сны с преследованием угрожающими существами, сны, несущие физическую опасность для сновидца, такие как падения или угроза от природных событий - землятресения, наводнения, пожары и т.д. - где непосредственного угрожающего мотива против сновидца нет.

Сны с экзаменами представляют собой беспокойство по поводу того как сновидец выглядит в глазах других людей, или страх не уложится в норму социальной роли: "Хороший ли он музыкант?", "Может ли он хорошо выполнить свою работу?" и т.д.

В снах с преследованием важно исследовать, что преследует сновидца. Это человек(мужчина или женщина)? Животное, монстр или "космический пришелец"? Преследуется ли сновидец одним "объектом" или толпой.

Иногда происходят весьма явные изменения у человека или предмета, которые преследуют. Вначале он может выглядеть пугающим, но по мере его приближения никаких знаков враждебности, оправдывающих страх, переживаемый сновидцем, не возникает.

Трансформация (если она происходит) пугающих образов сновидения весьма близка тому, что обычно происходит в сказках: лягушка становиться принцессой, зверь - красивым молодым человеком, и т.д.

Подобные трансформации, по всей видимости, изображают "желание" бессознательных содержаний стать сознательными и включиться в жизнь сновидца.

Ужасающий неведомый объект - преследователь, может быть угрожающим для сегодняшнего Я сновидца, но не для более целостной личности, пытающейся реализовать свой скрытый потенциал. Исследовать сновидение - значит понять, есть ли какой - нибудь явный признак того, что преследователь действительно пытается навредить сновидцу. Он, ведь, может представлять бессознательную, пока, часть психики сновидца, пытающуюся наладить контакт с Я сновидца, хотя эта часть и может стать более агрессивной и пугающей, если Я сновидения сопротивляется такому контакту.

Сновидения и психоз

При рассмотрении возможного диагноза шизофении или другого психотического процесса сны могут оказаться весьма полезными как в плане постановки диагноза, так и в последующем отслеживании самой болезни. Иногда сны оказываются полезными в установлении желательности применения лечебных средств и препаратов или госпитализации.

В качестве самого индикатора психоза зачастую выступает присутствие во сне эксцентричных образов. Например, животное, прогуливающееся без кожи, или безумец. угрожающий взорвать мир, могут указывать на потенциальное ухудшение психического состояния. Психоз возникает, когда давление бессознательных процессов подавляет и захватывает "Я"; это может произойти под влиянием как внутренних так и внешних факторов.

Сновидения. Толкование снов. Консультация по сновидениям.

Уже не раз предпринимались попытки подвести фрейдовскую теорию сновидений под общий знаменатель. Существует основополагающая формула Фрейда: "Сновидение - это (замаскированное) исполнение (подавленного, вытесненного) желания". Впрочем, не следует упускать из вида и то обстоятельство, что Фрейд является автором нескольких теорий сновидений, последовательное появление которых ознаменовало его продвижение от неврологии к теории субъекта.

В "Очерке психологии", созданном в 1895 году, Фрейд попытался истолковать феномен сновидческого сознания на основе модели рефлекторной дуги процессов нейронного возбуждения. Важнейшим результатом этого предприятия можно считать его неудачу, после которой Фрейд избрал для осмысления сновидения новый феноменологический подход.

Этот метод вкупе с революционным подходом к его реализации с помощью самоанализа лег в основу первого главного труда Фрейда-"Толкования сновидений". В прославленной седьмой главе этого произведения еще можно обнаружить отголоски первоначальной нейрофизиологической теории, сконцентрированной в виде неврологической системы метафор: на этот раз рефлексомеханистическая модель описания уступает место словесной логике.

В "Лекциях" Фрейд называет очником сновидческих желаний "инфантильное "я"", и сновидческое желание неожиданно становится субъектом сновидения. Впоследствии Фрейд, пытаясь свести к минимуму риск, которому подвергалось его естественнонаучное мировоззрение, заменял механистическую неврологическую модель психики эволюционной биологической теорией.

После этого "поворота в сторону биологии" сновидение, которое прежде реконструировалось как механический процесс, стало восприниматься как функция рационального с биологической точки зрения организма. Хотя Фрейд полагал, что даже история культуры сказывается на генетической конституции, намек на теорию субъекта можно обнаружить и в этом мнении. После смерти Фрейда интерес психоанализа к философии угас, ибо наступила пора медицинского прагматизма, сопровождавшего создание эго-психологии.

К числу наиболее авторитетных научных работ этого периода относятся концепции Эриксона, который обратил внимание на явные сновидения и их связь со структурой личности, защитными способностями, стадией жизненного цикла и культурной идентичностью сновидца. Френч посвятил целую книгу описанию и осмыслению цикла сновидений одного пациента, выделив различные когнитивные уровни сновидения.

По мнению Френча, сновидение представляет собой мыслительную деятельность в состоянии сна, направленную на решение проблем. Сновидческая активность является системой закономерных представлений о действиях, которые формируются вследствие осмысления некой ситуации и посредством поступательной трансформации превращаются в образы сновидения. В последнее время к интерперсональной теории сновидений, на которую ссылались Френч, а также Канцер и Бергман, указавшие на "коммуникативную функцию сновидения", апеллирует Моргенгальтер. Руководствуясь клейнианскими принципами, Мельцер излагает теорию эстетики сновидения.

Между тем возникла новая научная отрасль, представители которой занимаются сопоставлением психофизиологических данных, полученных в ходе экспериментальных исследований сна и сновидений, с психоаналитическими теориями сновидений. Центр тяжести этих исследований приходится на теорию памяти. Одним из существенных аспектов этой отрасли исследований является ревизия концепции первичного процесса.

Если Фрейд Полагал, что в основе сновидения лежит архаическая структура влечений, то в настоящее время речь идет о параллельном развитии процессов когнитивной и зрительной переработки информации, которые влияют на жизнь индивида и интегрируются в ходе сновидения.

Системы номотетического естественнонаучного и идеографического гуманитарного научного мировоззрения, которые пытался объеду нить Фрейд, легли в основу различных отраслей исследования. Новую попытку наведения мостов между ними, о перспективах которой, впрочем, пока можно лишь гадать, представляет собой методика неэмпирической дедукции в рамках логической модели развития процесса сновидения (см. "Психоанализ и когнитивная наука").

Лейцингер-Болебер дерзнула охарактеризовать фрагменты сновидений с помощью отточенной компьютерной лексики, используемой в ходе исследований искусственного интеллекта, и предложила новый подход к осмыслению положений психоаналитической теории сновидений. Эти исследования способствуют развитию диалога между традиционной психоаналитической теорией сновидений и нейрофизиологией.

Стили толкования снов

В основу фрейдовской методики толкования сновидений были положены принципы медицинского опроса и личный опыт Фрейда в области микроскопических исследований. Фрейд полагал, что квалифицированный наблюдатель должен прилежно изучать материал, оказавшийся в ноле его зрения, до тех пор, пока не сможет выявить его структуру.

"Квалифицированным" он считал опытного наблюдателя, получившего определенные знания методом проб и ошибок. Эта традиция толкования основана на герменевтическом принципе, согласно которому толкователь, руководствуясь предварительными гипотезами, должен постоянно предпринимать попытки выявления ранее недоступных структур.

Фрейд напоминает археолога, который собирает черенки, не забывая отмечать, где и в каком положении они были обнаружены. По мере исследования он приходит к выводам, позволяющим реконструировать процесс разрушения амфоры и таким образом воссоздать ее первоначальный облик. Фрейд напоминает и сыщика, который не гнушается слухами, прекрасно понимая, что они могут ввести в заблуждение, и сопоставляет противоречивые толки с фактами.

Метод свободных ассоциаций К. Г. Юнга возник в рамках иной традиции. Юнг отвергал методику экспериментальной психологии и поставил опыт, в ходе которого путем анализа замкнутой цепочки свободных ассоциаций, возникших в контролируемых условиях, он надеялся без помощи респондента определить "комплекс", то есть центр этой структуры.

Даже нюансы этого метода исследования позволяют судить о том, то пути двух величайших теоретиков сновидений разошлись: Фрейд ставился исследователем, хранившим верность дискурсу, между тем как Юнг стал знатоком инвариантов.

Обращение к интерперсональной теории сновидений не могло не сказаться на методике толкования. Моргенгальтер соотносит любой рассказ о сновидении с контекстом, в котором этот рассказ возникает: "Когда анализанд рассказывает мне о своем сновидении, я прежде всего пытаюсь ответить на вопрос: зачем он рассказывает мне об этом сновидении именно сейчас?".

Дональд Мельцер разработал свою теорию сновидений на основе теории мышления Байона, который уподобляет сновидческую активность процессу психологического пищеварения, иными словами, процессу формирования структурированных образных представлений ("альфа-элементов").

В ходе развития ребенка это происходит лишь при условии того, что мать выполняет функции своеобразного "контейнера" для чрезмерного напряжения, которое невозможно реализовать в процессе сновидения. На практике это выражается в виде эмпатии и искреннего отношения к проективным идентификациям ребенка, а также способности к адекватной ответной реакции, в ходе которой идентификации ребенка лишаются патологического содержания. По мнению Мельцера, процесс толкования сновидений протекает аналогичным образом: "Аналитик позволяет пациенту вызвать у себя сновидение".

Начиная с ранних работ Штекеля особое значение для психоаналитической методики лечения имеет первоначальное сновидение. Считается, что первое сновидение, о котором сообщает пациент в ходе анализа, содержит в себе зерно ключевого конфликта.

Исследования сна и сновидений

Открытие феномена быстрых движений глаз во время сна и установление корреляции между этими спонтанными движениями и сновидческой активностью вселило в исследователей уверенность в том, что они определили психофизиологический показатель сновидения. Впрочем, довольно скоро выяснилось, что спектр применения этого показателя весьма ограничен, поскольку сновидения возникают и на других стадиях сна. Тем не менее масштабные исследования сна и сновидений были основаны именно на этом предположении, ибо слишком соблазнительной казалась возможность обретения точного истода, позволившего бы причаститься к старой, как мир, тайне сновидения.

Широкое распространение среди психоаналитиков получило мнение о том, что сновидение является субъективным воспоминанием о сновидческих мыслях или переживаниях. Зачастую высказывались еше более категоричные суждения о том, что сновидение представляет собой сообщение об этих воспоминаниях. Постижение "сновидения в себе" в соответствии с искаженными принципами объективизма не является целью психоанализа.

Таким образом, изыскания в области сна и сновидений, выполняя функцию фундаментальных исследований, не могут заменить интерпретативный подход. Несмотря на значительные затраты и претензии, эти исследования принесли немного пользы психоанализу и скорее могут служить ярким примером того, что даже столь точное определение психофизиологических показателей функциональных процессов почти не позволяет судить о мыслительных процессах, которые с ними сопоставляются.

Описание физиологических изменений в состоянии сна не может служить основой для изучения переживаний, связанных со сновидением, которое возникает в этом состоянии. С целью выявления содержания сновидений в рамках когнитивной психологии применяется метод анализа содержания сновидения.

При анализе фрагментов рассказа об определенном сновидении выявляются определенные эмоциональные элементы, после чего результаты, отображенные на шкалах, суммируются. Кроме того, учитываются "декоративные" критерии, в частности, количество персонажей сновидения, их половые и возрастные различия. Однако оба метода не позволяют учитывать динамические особенности большинства сновидений, их "текучий" характер.

Получить более или менее точные сведения о таком сложном комплексном и динамическом феномене, как сновидение, позволяют психоаналитические исследования, в частности современные методы исследования отдельных случаев, некоторые из которых требуют больших затрат. В данном случае примером может служить теория имитации сновидений, в рамках которой предпринимаются попытки создания точной компьютерной модели когнитивных процессов при возникновении отдельных сновидений.

Клинические особенности

В психоаналитической литературе не раз отмечались особенности сновидений определенных групп людей, в частности особые функции и значение детских сновидений. Согласно Когуту, психоаналитическая теория сновидений не позволяет объяснить сновидения, связанные с состоянием самости. Грунерт в ином контексте указывает на то, что определенные сновидения, в частности "сны наяву", служат для компенсации ущерба, нанесенного нарциссическими обидами. В данном случае явное сновидение призвано продемонстрировать невредимую самость. Вследствие "счерпывающего толкования латентных желаний, продиктованных влечениями, может вновь возникнуть угроза снижения нарциссической самооценки. На особые аспекты сновидений, характерных для лиц с нарциссическими тенденциями и пациентов, страдающих пограничным расстройством личности, указывает также Роде-Дахсер.

Коммуникативная функция сновидений

Сновидение, по крайней мере, на первый взгляд, относится к нарциссическим и целиком интрапсихическим явлениям. Актеры и зрители в нем похожи на самого спящего; конечная цель спектакля заключается в сохранении сна - самого нарциссического по своему характеру психического состояния. Тем не менее, в соседних со сновидением областях, а также - как будет далее показано в этой статье - в нем самом, присутствуют коммуникативные элементы, имеющие большое значение не только для терапевтического подхода, но и для теоретического обоснования психологии сновидения.

Стремление пациента рассказать о своих сновидениях описал Ференци (Ferenczi 1950), который указал, что слушатель, выбранный для этой цели, как правило, является актуальным субъектом сновидения. Таким образом, это возникающее во сне стремление к коммуникации можно считать продолжением стремления спящего установить контакт с реальностью, существующей в остатках дневных впечатлений. Данный аспект, естественно, представляет большой интерес в ходе психоаналитического лечения.

Фрейд уже в своих ранних исследованиях описывал чужие сновидения, вызванные желанием доказать ему, что он не прав (Freud 1900), - мотивацией, которая гораздо быстрее достигала своей цели, когда ему потом рассказывали об этом сновидении. Для более полного понимания сновидений самого Фрейда нам следует вспомнить о его стремлении их опубликовать. Этот мотив был связан с импульсами, которые в то время подтолкнули его к самоанализу. Важность этого аспекта очевидна: его доказательством служат собственные комментарии Фрейда и повторный анализ его сновидений, выполненный недавно Эриксоном (Erikson 1954) и Винтерштейном (Winterstein 1954).

Очевидным фактом является также скрытая враждебность Фрейда к Флиссу, которая обнаруживается в его дружественных письмах лишь по одному замечанию о сновидении "поп vixit": "Я понял, что счастлив оттого, что пережил вас" (Freud 1910). Потребность в выражении запретной враждебности подобным образом, без всякого сомнения, проникла в сновидения, а реакция против этого привела к появлению "лицемерных снов", связанных с Флиссом.

С этой точки зрения функция писем in toto заключается в передаче видимого содержания, которое сообщается в качестве защиты от стремлений скрытого содержания стать известным.

Согласно наиболее примитивному и распространенному объяснению сновидения являются божественными посланиями (или, в современном варианте, "телепатическими переживаниями"). В этом можно увидеть не просто особую форму санкционированного озарения, но и проекцию потребности в общении. Апостол Павел после своего видения отправился проповедовать Слово Божие, настаивая на том, чтобы его приняли другие. Многие писатели и художники, буквально вдохновленные своими сновидениями, так и не смогли завершить работу сновидения, пока не поделились им с аудиторией. В неврозе судьбы раскрытие сновидения играет важную роль, провоцируя те самые события, которые были предсказаны в сновидении (ср. роль оракула в трагедии об Эдипе). Характерной чертой данного типа общения является стремление к исповеди и к наказанию, усиливающее защиту от бессознательных желаний и одновременно способствующее их удовлетворению.

Одним из вариантов этой процедуры является праздник сновидений у ирокезов - своего рода Сатурналии - который начинается после общей исповеди грехов. Ее участники надевают маски (возможно, маски злых духов) и предаются дикому и деструктивному поведению. Ему могут положить конец лишь те из их жертв, кто окажется способным разгадать их сновидения (Frazer 1947). В этой шараде мучитель, казалось, становился воплощенным персонажем из кошмара, и его роль была очень похожа на роль Сфинкс в легенде об Эдипе. Эдипов сновидец, который разгадывает загадку, предположительно принимает схожие сновидения и, следовательно, осознает свою вину. За исповедью следует освобождение.

Подобные ритуалы и драмы возобновляют конфликт внутри самого сновидения между желанием спать и остатками дневных впечатлений, которые становятся средством порождения бессознательного. Нарциссические и коммуникативные функции можно примирить друг с другом, если вспомнить характер вторичного нарциссизма. Уходя от внешнего мира, спящий может покинуть объекты, лишь интроецируя их в символической форме. Таким образом, внешние связи, включая общение, интернализируются, возрождая, как можно было ожидать, даже более простые действия того же рода из прошлого. К ним относятся идентификация и простые действия, в которых спящий выступает как субъект и объект наблюдения, что очень важно для механизма образования сновидения. Простой образ сновидения может быть воплощением сложной гармонии прошлых и настоящих взаимоотношений и коммуникаций, например сон Фрейда "Р. - мой дядя", представляющий собой обмен мнениями между несколькими людьми. Кульминация этого сна заключается в послании спящего, отправляемом самому себе.

В конечном счете, общение свойственно основным силам, которые устанавливают границы между Эго и объектом в сенсорных впечатлениях, в двигательных реакциях и в символах, филогенетических и синтетических, фиксирующих эволюцию психической структуры. Переживания и общение представляет собой единое целое: первый контакт ребенка с миром начинается и заканчивается криком; следовательно, основными единицами психики на структурном, динамическом и экономическом уровнях являются объектные отношения. Первичный нарциссизм, носящий в основном гипотетический характер, можно определить как состояние, в котором представления об объекте находятся на чисто филогенетическом уровне. Вторичный нарциссизм можно определить как состояние, связанное с индивидуальным опытом. Из-за трудностей, связанных с достижением равновесия между психическими силами, сон как реинтеграция Эго, расщепленного настойчивыми требованиями реальности, становится возвратом к состоянию вторичного нарциссизма.

Исследования гипноза показывают, что сон вызван расщеплением остатков дня, при котором "хорошая часть" интроецируется, а "плохая" удаляется (Kanzer 1953). Процесс засыпания является не просто нарциссической регрессией, а разрешением конфликта, в котором хороший (эдипов или предэдипов) родитель воссоединяется с Эго, а плохой - уничтожается. В тревожных сновидениях попытки подобного рода не достигают успеха. Спящий человек в действительности не является одиноким: он "спит" со своим хорошим интроеци-рованным объектом. Это отчетливо проявляется в привычках спящих: в физической потребности в родителе у ребенка, в сексуальном партнере у взрослого, в потребности в свете, игрушках и ритуалах как предварительных условиях для сна у невротиков (Winnicott 1953).

Для последней категории благоприятны интроективные меры - прием пищи, напитков, пилюль, душ - и, конечно же, архаические формы подобных действий, такие, как убаюкивание, укачивание и пение колыбельной. На "экране сновидения" можно увидеть следы и черты партнера по сновидению (Lewin 1950); рассказы родителя и молитвы на сон грядущий являются одновременно успокоением и разрушением родителя при помощи механизмов расщепления. Пробуждение, наоборот, представлено в мифах как неохотное расставание с любимым объектом, часто как последствие запретного взгляда (когда человек открывает глаза), как, например, в легенде о Психее и Эроте и в легенде об Орфее и Эвридике. Сон можно также представить как пленительную силу темноты, от которой человек пытается спастись (Персефона и Плутон); поэтому как в "хороших", так и в "плохих снах" (Левин), Эго не является одиноким.

Переход от сна к пробуждению не является абсолютным, и "простые сновидения" детей, которые берут свое начало в реальных отношениях, могут переносить желание из сновидения обратно в реальность. Например, сообщение разочарованной маленькой девочки о том, что "кто-то" во сне дал ей вишни, содержало также и безошибочный намек на ее отца. Несмотря на свою более замаскированную форму, сон "маленького Ганса" о двух жирафах был тактичным напоминанием его родителям о том, что он уже знаком с определенными жизненными фактами. Когда ребенок зовет

Свою мать - это признак непосредственного влияния кошмара, или отражение парализующего страха перед его неспособностью сообщить об этом кошмаре. Объектные отношения, установленные "сверху" подобным образом, образуют поверхность для иерархии отношений "снизу".

Удаление или приближение объектов в сновидениях связано, по-видимому, с детскими воспоминаниями о приближении или удалении родителей, то есть с доступностью для общения, отражающей уже имеющуюся пространственную конфигурацию границ Эго. Сновидения, связанные с падениями, подъемами или полетами, представляют собой тот же принцип и в значительной степени определяются у мужчин опытом их эрекции. Прекращение общения, часто с оттенком смерти или кастрации, может быть выражено во сне прямым отделением от своего тела или такими типичными символами снови- дения, как потеря зубов, опоздание на поезд и т.д.

Эксгибиционистские сновидения и сновидения, связанные с наблюдением за другими, обычно свидетельствуют о желании (или о страхе) общения; пустое сновидение с оргазмом может свидетельствовать, в соответствии с обычным антитезисным характером первичных символов, одновременно о выполнении желания установить зрительный контакт с объектом и о желании разорвать его. Обонятельные, тактильные, тепловые и слуховые впечатления, а также двигательные импульсы служат этим целям в той же мере, что и зрительные представления. Коммуникативное значение в сновидении и его описании могут иметь бреши, неясные детали, провалы в памяти, или элементы, противоположные им.

Фрейд указывал, что и во время сновидения может возникнуть мысль: "Я должен рассказать об этом аналитику". Он обнаружил, что в сновидении, так же, как и в импульсе, в котором содержится желание описать свой сон, существует сопротивление рассказать о нем. Другие также подчеркивали позитивную склонность спящего в тех же условиях к тому, чтобы рассказать о себе (Abraham 1948; Blitzsten et al. 1950; Sharpe 1937). Оба аспекта представлены в небольшом шедевре двусмысленности общения, когда пациенту снилось "что-то" о его девушке - больше он ничего не смог вспомнить о своем сне, - и он сразу же подумал: "Я должен рассказать об этом аналитику". В своей более позитивной форме это означало: "Я должен сказать аналитику, что отказался от снов о своей девушке". Точно так же Фрейд считал, что забытое имя в сновидении означает: "Мне это не должно сниться".

Все аналитики знакомы с признаками преодоления сопротивления. Его предвестником часто служит серия сновидений после долгого бессонного периода, в которой все сильнее проявляется желание общаться (как источник порождения инстинктивных влечений), заявляющее о себе раньше, чем пациент может осознать его. Одна женщина, страдавшая агорафобией, пытаясь справиться с осознанием усиления своих сексуальных чувств, была вынуждена рассказать мужу, которому она обычно ничего не рассказывала о ходе лечения у психоаналитика, свой сон, в котором она танцевала с неким мужчиной (аналитиком). Поддразнивание мужа было также предупреждением возросшей тревоги с его стороны (поскольку речь шла об агорафобии) и средством укрепления ее собственной защиты; сообщение же аналитику об этом сновидении, резко контрастирующее с ее привычкой забывать сны, было направлено на совращение аналитика и осуществление интрапсихического общения в виде любовных объятий с танцующим партнером.

Стремление установить связи или разорвать их отчетливо выражается в неврозе переноса, который является промежуточным звеном между сновидением и пробуждением и дает аналитику возможность терапевтически войти в сновидение (Kanzer 1953). Это предположение подтвердили также опыты Фи-1 шера (Fisher 1953). По-видимому, оно основывается на утверждении Фрейда о том, что "за большинством сновидений, которые можно использовать в анализе и которые берут свое начало во внушении, стоит желание пациента угодить аналитику" (Freud 1912).

По мере возрастания сопротивления язык общения в свободном ассоциировании и в сновидении становится более нарциссическим и менее понятным. Отыгрывание и соматизация становятся символами интернализированных отношений, в которых наряду с расщеплением объектов, исключенных из мира сновидений, происходит расщепление аналитика. Подход, при помощи которого можно наилучшим образом понять подобное регрессивное поведение и снова сделать его объектом терапии (даже в случае глубокой шизофрении), - это коммуникативный аспект, который является составным элементом каждого симптома и действия.

Пациентка, подверженная астматическим приступам, пытаясь сдержать вербальное выражение своих желаний по отношению к аналитику, использовала сон для объяснения значения своего симптома: "Мне снится, что я лежу на кушетке, а вы сидите на другом конце комнаты. Я встаю, чтобы подойти к вам, но обнаруживаю, что между нами лежит преграда в виде еще не застывшего бетона. Когда я погружаю в него ногу, он быстро застывает. Я нахожусь в тисках, мне страшно, и я начинаю кричать". Она проснулась от приступа астмы. Астматический приступ представляет собой последний фрагмент сна, который застает пациентку полностью в тисках ее защит. Более глубокие слои сна ведут к генетическим и сексуальным аспектам; непосредственная же трудность выражается в ее желании подняться с кушетки, посмотреть на аналитика, приблизиться к нему и т.д.

Терапевтическая работа удерживает ее "в тисках", а приступ является не только средством торможения и самобичевания (удовлетворяющим ее желание зажать пенис аналитика в тисках своего влагалища), но и получением немедленной помощи (подобно крику при кошмаре), что заставляет аналитика отказаться от своей нейтральной позиции. Все это требует немедленной реакции, которая помогла бы восстановить общение на вербальном уровне. Из ее сновидения было также полезно узнать о том, что в результате свободного ассоциирования она почувствовала, что "погрузила ногу в бетон". В связи с этим аналитику следует подумать о том, не явились ли его собственные интерпретации своего рода "незастывшим бетоном", не носили ли они слишком "бетонный" характер, и не создали ли они для пациентки угрозу остаться в "тисках". Разгадка причин приступа была найдена в ходе нескольких недавних обсуждений случаев, в которых аналитику так и не удалось "подняться" до понимания ситуации.

Возврат отношений устанавливает форму взаимного общения, обычную для сновидений, переноса и т.д. Аналитические сновидения часто предлагают следующий вариант, который можно должным образом интерпретировать лишь при условии чередования реального Эго с реальным объектом: "Я стою за спиной брата, который пытается повесить дверь, слетевшую с петель. Ему не удается этого сделать, но я решаю ничего ему не говорить". Спящая женщина, страдавшая обсессивным неврозом и отличавшаяся исключительной болтливостью, ничего не говорит. Аналитик не сумел преодолеть это препятствие, и пациентка заподозрила, что его молчание означает неодобрение. Неспособность установить контакт отражается также в неумении поставить на место дверь, а противоположная тенденция проявляется в ситуации, в которой "дверь оставляется открытой". В основе образов лежат привычки, связанные с туалетом, а также педерастические фантазии.

Последний сон фактически принадлежит к числу так называемых "зеркальных снов", которые обсуждались Миллером (Miller 1948) и другими психоаналитиками. Они считают, что эти сны связаны с достижением инсайта, с желанием исповедоваться, а под маской нарциссизма в них скрывается стремление установить контакт с другими людьми. Отражение подобных случаев часто встречается в художественной литературе и, как показал Ранк (Rank 1914) в анализе "Доктора Джекилла и мистера Хайда", "Портрета Дориана Грея" и других произведений, она часто связана с фантазиями о своем двойнике - признаке психического расстройства у героя и его автора. В основе этого явления лежит нарушение идентификаций.

Сновидения и язык имеют общие корни. Живописные образы соответствуют определенным словам. На чередующуюся игру слов, которая связывает сновидения, речь, мышление и симптомы, неоднократно указывал Фрейд и другие аналитики. Иллюстрацией наблюдений Шарп, связанных с происхождением метафор при управлении телесными функциями (Sharpe 1937), служит приведенный ниже сон одного эксгибициониста, который в состоянии психологического напряжения страдал недержанием мочи: Мне приснилось, что какой-то человек рассказывал мне смешную историю. Он сказал: "Этот парень бегал повсюду и искал место, где бы "отлить"". Затем он что-то сказал о мочеиспускании на краю дороги, но это было не совсем понятно. Потом он начал изображать человека, который очень хотел писать: он извивался всем телом, краснел и т.д. Наконец он сказал: "Ну вот, вытаскивает, значит, парень свой член, а вся эта гадость прилипла у него к головке". Это означает, что вместо мочеиспускания у него произошло семяизвержение".

С одной стороны, сон связан с воспоминаниями о мочеиспускании и детскими конфликтами, когда пациент на краю дороги соревновался с другими мальчишками, чья струя мочи будет выше. С другой стороны, он говорит о трудностях, связанных со способностью пошутить и рассказать анекдот, что является психическим эквивалентом эксгибиционистского мочеиспускания. Явное содержание отчетливо демонстрирует интригующее отношение между словами и поступками рассказчика: там, где подражательные действия могут закончиться демонстрацией пениса и мочеиспусканием, вместо этого присутствует их лингвистический эквивалент - поток слов. Сами слова выражаются во сне в жаргонной форме в отличие от более культурной речи пациента в жизни, напоминая таким образом о функциях, которые они замещают.

Жестикуляция относится к шутовскому эксгибиционизму, который возникает на основе защитной оболочки хорошего воспитания. Воспоминания, связанные с мочеиспусканием, отображают компоненты мастурбации и первичной сцены; в них также присутствуют отголоски неприятного опыта в колледже, когда в туалете вместо мочеиспускания у пациента произошло семяизвержение. В целом все это связано со свободными ассоциациями, которые блокируются позывами к мочеиспусканию и двигательным беспокойством на кушетке. То же самое происходит и во время обычного разговора. Последние случаи общения показали потерю контроля и ввели в анализ "семя" (жизненную субстанцию) вместо мочи, которая присутствовала до этого. Одновременно с реакцией испуга на свое первое семяизвержение у пациента возникает удовольствие и замешательство по поводу одного недавнего общения, которое завершилось подобным образом.

Проблема разрешается во сне при помощи проекции: рассказчик-эксгибиционист оказывается другим человеком - вместо студента колледжа он превращается в "крутого парня", который смело "отливает" внутреннее содержание на "краю дороги". В этой точке работа разума заканчивается: он сталкивается с сопротивлениями, которые вносят неясность в сновидение. В заключении - шутка в адрес аналитика: остался лишь след, и невозможно определить природу выделившегося вещества. При интерпретации первичной сцены вновь репродуцируется фрустрация пациента.

В последнее время снова возник интерес к словам, сказанным во сне. Это произошло благодаря работам Флисса (Fliess 1953) и Исаковера (Isakower 1954), которые наряду с другими проблемами исследуют роль Эго и Супер-Эго в этом процессе. Двусмысленность и пророческая сила сказанных во сне слов оказали сильное влияние на фольклор и представления о божественном характере сна, граничащие с явлением слуховых галлюцинаций. Словесные образы, делает вывод Флисс, являются ядерными как для Эго, так и для Супер-Эго, а "взаимоотношения между Эго и Супер-Эго обладают не только внутриличностными, но и межличностными характеристиками". Этот межличностный аспект возникает снова в критических ситуациях, возрождая первоначальное состояние формирования Супер-Эго, при котором ребенку требуется защита родителей.

Следующий сон является интересной иллюстрацией этого принципа и говорит также о том, что сказанные слова происходят от крика ребенка, зовущего родителей. Одна женщина средних лет, старшая сестра которой находилась при смерти в больнице, осталась ночевать в доме с мужем сестры. По этой причине ее тревоги и эдиповы конфликты усилились, и ночью ей приснилось, что какой-то незнакомый мужчина с длинными усами ломится в дверь ее спальни, отчего она в ужасе проснулась с криком "Генри, Генри" (имя мужа ее сестры). Позже ей пришла в голову мысль, что незнакомец из ее сна похож на ее отца, которого она видела только на фотографиях, так как он умер, когда она была еще маленькой. В данном случае очевиден факт расщепления реакции на мужа сестры на ее эротические аспекты и элементы Супер-Эго (с использованием его имени в качестве некоего заклинания Супер-Эго для уничтожения злого духа в его же образе). Своим криком ей все же удалось заставить его войти в ее комнату.

Слово, сказанное во сне, служит признаком работы сновидения высокого уровня, близкой к переходу мысли в обычное после пробуждения состояние. Начиная с этой точки, Исаковер обнаруживает более регрессивные формы языка по причине все большего преобладания первичного процесса. "Речь удовлетворяет человеческую потребность в ориентации в самом широком смысле", - заявляет он. В этом смысле мы можем считать зрительные образы сновидения средством коммуникации и примитивной ориентации.

Коммуникативные элементы в сновидениях имеют особое значение, зависящее, несомненно, от их проявления в явном и скрытом содержаниях - в желании, выраженном в сновидении, или в работе сновидения. Последняя как "перевод" мыслей сновидения (Фрейд), конечно же, сама является формой коммуникации и несет в себе значение особенностей сновидения. В качестве таковой она представляет собой магическую попытку изменения реальности (точнее, дневных остатков). Фрейд для иллюстрации компонентов сновидения использует в качестве аллегории сказку "Голый король", и в этой аллегории также подразумевается активность межличностных и внутриличностных взаимоотношений при образовании сновидений.

Мошенник убеждает короля надеть воображаемое платье и затем появиться голым на публике. Образу мошенника соответствует работа сновидения, воображаемой одежде - явное содержание сна, образу короля - таинственно молчащий простак и сам спящий, чей эксгибиционизм проявляется в желании, содержащемся в сновидении. Народ научили принимать в замаскированном виде некоторые обычные человеческие устремления; ребенок в сказке, который называет вещи своими именами и разрушает невротическое поведение, - это, конечно же, аналитик. Вербальные коммуникации вторичного процесса заменяют отыгрывание первичного процесса и завершают сновидение.

Подобные конфликты между общением на вербальном и соматическом языках выражены в сновидении другого пациента, у которого в этом сне обнаруживаются еще и скрытые паранойяльные тенденции. В период развития сознательного гомосексуального переноса ему приснился такой сон: "Я сидел в мужском туалете и испражнялся. Судья X. вошел, с безучастным видом вымыл руки и ушел, заметив: "Зайдите ко мне, когда закончите". И тут я умер".

Судья X., известный скрупулезностью своих расследований и неподкупной честностью, вполне мог стать для пациента символом Бога на Страшном суде. Непринужденность сцены и поведения пациента были совершенно далеки от реальности, и он вовсе не умер. Ассоциации указывали на случай, когда они оба ожидали появления свидетеля, но лишь для того, чтобы в конце концов узнать, что тот покончил с собой по дороге на встречу с ними. Потрясение было особенно сильным для пациента, так как это означало, что огромная предварительная работа, которой он отдал столько сил, оказалась бесполезной. Фактически этот инцидент оказался поворотной точкой в его карьере и болезни: наметившийся у него в прошлом быстрый подъем должен был теперь прекратиться.

Слова "зайдите ко мне, когда закончите" напомнили о недавней просьбе его начальника, обеспокоенного недостаточным усердием пациента при выполнении заданий.

Во время анализа депрессивное настроение, выраженное в словах "ничего не выходит, ничего не случится", сменялось у него настойчивыми просьбами в адрес аналитика об оказании ему большего внимания и выделении ему дополнительного времени. В сновидении исполнялось его желание о том, чтобы на смену нынешним терапевтическим "испражнениям" пришли дружеские и неформальные встречи.

Незадолго до этого у него появился тревожный симптом - запор. Потребность в удержании большей части убийственной для него информации заполнила его работу и привычки, возрождая генетическое прошлое. В сновидении судья обнаруживает его анальное преступление (застает его со спущенными трусами) и показывает пример реактивного образования (моет руки; и, подобно настоящему начальнику, отмывает руки от пациента). В качестве Эго-идеала он является еще и причиной запора, а также расщепленным и спроецированным представителем сдерживаемого столбика фекалий, представляющего пенис анального агрессора. По этой причине коммуникация нарушается извне уходом судьи, но укрепляется внутри благодаря контролю над сфинктерами.

Словесный перевод также является шедевром амбивалентности: приглашение "зайдите ко мне" выступает одновременно как сексуальная увертюра и как угроза уйти; более того, в нем скрыт обратный смысл: на самом деле именно пациент приглашает судью "зайти" и увидеться с ним. Этот сон относится к паранойяльному эксгибиционистскому типу, который реконструирует зрителей из детства.

Фрейд заявил, что "нет сновидения, в котором не было бы двойного значения или игры слов", и описал естественную тенденцию сновидения поворачивать и конкретному смыслу. Мнение Шарп о том, что последний смысл специфически связывается метафорой с контролем над сфинктерами, находит подтверждение в нашем собственном материале. Само сновидение, как архаичный и метафорический язык, по-видимому, начинается в точке, где сфинктеры (цензоры) вначале призываются психическим контролем для регуляции поглощения и выхода на границах Эго, и эти процессы образуют ядро коммуникации. Экран сновидения Левина представляет собой пищеварительный и, может быть, даже выделительный прототип, что, например, выражено в его часто встречающейся ассоциации с явлениями телесной разрядки (Kanzer 1954). Явная недостаточность этой регулирующей функции выражается в расстройствах, которые при кошмарах влияют на сфинктеры и на образование сновидения (Stern 1951).

РЕЗЮМЕ

1. Сновидение выполняет коммуникативную функцию - непосредственную по отношению к интроецированным объектам и косвенную по отношению к внешнему миру. Это предположение подтверждается как клиническими данными, так и теорией. Сон относится к явлениям скорее не первичного, а вторичного нарциссизма (по крайней мере, после периода раннего детства), и спящий вводит в свои сны интроецированные объекты.

2. Язык сновидения, как выражение этого факта, может регрессивно проявляться в широких пределах - от сказанного слова до идентификаций и сенсомоторных обменов на границах Эго. С архаической точки зрения образы сновидений предназначены для регуляции последних посредством контроля со стороны сфинктеров, играющих роль цензоров.

3. Признаками импульсов к установлению коммуникации (или к ее разрыву) служит, соответственно, приближение к объектам или удаление от них в сновидениях; эксгибиционистские ситуации, ситуации наблюдения за другими и т.д. в сочетании с недержанием мочи, оргазмами, импульсами отыгрывания и сообщениями о своих снах. В процессе аналитической терапии аналитик при сутствует как в интрапсихической, так и во внешней коммуникативной системе спящего.


Сновидение (процесс) Dreaming.

1. Течь вместе с неизвестной рекой сообщества.

2. В процессуально-ориентированной психологии , Минделл называет «сновидением» процесс осознания , из которого возникает наблюдение; этот процесс представляет собой сочетание переживаний медитации, размышления, и воображения, которые большинство людей оставляют без внимания. Минделл использует термин «сновидение» для обозначения базовой, обычно, бессознательной формы осведомленности, которая предшествует сознанию.

3. Это процесс осознания (осведомленности), существующий, подобно тени , за каждым моментом наблюдения.

4. Математическим аналогом сновидения является волновая функция, которая в общей форме записывается как а + ib . Для наблюдателей ОР, сновидение представляет собой подпороговое или «подобное вспышке» осознание, которое существует без рефлексии.

5. Это все чувственные (sentient ) переживания НОР, как то чувства, которые вы испытываете во сне, ваши фантазии, интуитивные догадки, и неожиданные телесные ощущения, а также частично наблюдаемые объекты, которые мимолетно привлекают ваше внимание. Они являются до-материальными первоистоками мира.

6. В сновидении существует эквивалентность информации о выполнении некой деятельности, и о последующем размышлении об этом кого-то еще, не знающего, что она имела место ранее.

7. Это сила, скрытая за фигурами, которые вы видите в своих ночных снах и в повседневной реальности.

8. Это первоисточник всего вашего опыта, включая ваше ощущение смысла и ваши глубочайшие убеждения.

9. Сновидение - это тенденция; это наше базовое восприятие, предшествующее всем мыслям и ощущениям, которые можно четко выразить. Сновидение предшествует даже снам, которые вам снятся ночью! Сновидение - это сила, которая создает персонажи снов, и Сновидение развертывается в Страну грез.

10. Это своего рода несловесное знание, нечто вроде чувства и ощущения, которое существовало до образов или действий - чувство, которое выражает себя в терминах психологических частей и их взаимосвязи друг с другом.

11. Игнорирование сновидения означает маргинализацию глубочайших невыраженных переживаний, которые создают ваши действия в обыденной жизни.


Сновидение (сон, который снится), мечта (Dream).

1. Процесс , который пытается происходить в сознании во время сна.

2. High dreams - « Высокие мечты»: Эми и Арнольд Минделл придумали этот термин для обозначения наших глубочайших убеждений и самых возвышенных надежд, наших ожиданий, что люди будут жить в соответствии с неким идеалом надежд - например, представления, что люди всегда будут приятными. Высокие мечты лежат в основе нашего мировоззрения и укрепляют его.

3. Pipe dreams - н есбыточные мечты («воздушные замки»): они отрывают вас от реальности и делают вас со-зависимым.

4. Low dreams - р азбитые мечты: когда вас шокирует природа людей, групп, или жизни; например, вы подавлены, вам все опротивело. Вы теряете надежду, уходите из семьи, возвращаетесь к наркотикам; вы клянетесь, что больше никогда не будете сближаться с людьми, или подумываете о самоубийстве.

Процессуально-ориентированной точке зрения соответствует теория Юнга, согласно которой сновидение является своей собственной интерпретацией. Процесс (сновидение) является своим собственным разрешением.

Сновидения представляют собой вербализуемые утверждения относительно хранящегося в памяти, но обычно непреднамеренного опыта, имевшего место ночью или днем,как правило, содержащего специфические образы, звуки, телесные ощущения, запахи, и т.д. Сновидения включают собой образы из сна, снившегося прошедшей ночью, или ранние утренние воспоминания ночи, первые песню, настроение, фразу, и фантазию, которые у вас были при пробуждении утром. Сновидения включают в себя внезапные страхи, чувства и мысли, которые нарушают ваше внимание в дневное время.


Сновидящее тело (тело сновидения), (Dreambody).

1. Термин для внутренних телесных ощущений и связанных с ними фантазий.

2. Тело сновидения создается индивидуальным опытом, личными описаниями сигналов , ощущений и фантазий, которые не обязательно соответствуют Коллективным материалистическим определениям.

3. Тело сновидения представляет собой психологический процесс , который пытается, так сказать, сновидеть сам себя в бытие.

4. Феномены, происходящие, когда телесные переживания, которые были вторичными, амплифицируются, создавая измененное состояние сознания , которое отражает сновидения человека.

5. Тело с окружающим его полем сновидения.

6. Термин для обозначения совокупной, многоканальной личности. Часть вас, которая пытается расти и развиваться в этой жизни.

7. Мир фантазии, создаваемый клиентом.

8. Описание нашего опыта своего тела, который имеет место, когда мы соотносим образы с телесными ощущениями и симптомами. Сновидящее тело обычно переживается как помеха реальному телу, и первоначально осознается в форме симптомов.

9. В образах сновидений можно найти отражение любого телесного симптома или боли. Арнольд Минделл назвал это отражение «сновидящим телом ». Неконтролируемые телесные переживания отражаются в сновидениях. Формулируя это по-другому, можно сказать, что ваше тело сновидит . При сосредоточении на телесных переживаниях и их амплификации, они всегда оказываются отраженными в сновидениях, которые у вас были до появления симптомов.


Язык сновидящего тела (Dreambody language).

Процесс коммуникации, проявляющийся посредством телесных сигналов, поз при сидении, тональностей голоса, действий, и реакций, которые можно наблюдать не только во время разговоров, но и в сновидениях .

Работа со сновидящим телом (Dreambody work).

По существу, это означает осознание сигнала , определение канала , в котором он имеет место, а затем амплификацию этого сигнала до тех пор, пока не начинается процесс .



Дверь сновидения (Dreamdoor).

Потенциальный проход в другой мир. Это дверь, вход, приглашение, которое можно принять или не принять.

Двери сновидения дают вам взгляд на отдельную реальность.

Если вы открываете дверь сновидения и проходите через нее, то обретаете новый взгляд на реальность, ваши пространство и время изменяются, и вы можете заниматься тем, что Минделл называет «тайным сновидением» (secret dreaming ).

Двери сновидения представляют собой устойчивыечувства, фразы, движения, или состояния ума, обладающие тремя характеристиками. Это:

1. Нечто, некто, или некоторый объект или человек, который захватывает мое внимание и является «не мной».

2. Время, которое имеет место «не сейчас»

3. Место или пространство, которое находится «не здесь».

Различие между дверями сновидения и заигрываниями (flirts ) состоит в следующем: заигрывания - это неустойчивые, быстрые переживания в повседневной жизни. Нужно быть «проворной кошкой», чтобы их улавливать. По контрасту с заигрываниями, двери сновидения более постоянно требуют вашего внимания в течение времени; они представляют собой более основательные сигналы, как то фразы и слова, которые легко вспоминаются. В то время, как двери сновидения устойчиво присутствуют в виде посланий и сигналов, заигрывания представляют собой «предсигналы», и их легче упускать из вида. Хотя двери сновидения легче воспринимаются и запоминаются, нежели заигрывания, обычно мы не сосредоточиваемся на них, поскольку полагаем, что они просто составляют часть общепринятой реальности. Мы можем не отдавать себе отчета в их «двереподобном» качестве. Мы узнаем, что они являются дверями, только испытывая их - исследуя предложения, содержащие будущее, прошлое, или комплексы, чтобы проверить, не отправляют ли они нас в Сновидение . Мы не можем таким же образом сосредоточиваться на заигрываниях, поскольку они едва заметны; они происходят слишком быстро.


Совместное сновидение (Dreaming together)

1. Новый вид социальной активности; он означает - идти глубже, чтобы находить основу исцеления отдельного человека и общества.

2. Арнольд Минделл обнаружил, что «совместное сновидение», кроме того, представляет собой фундаментальное человеческое побуждение. Это способ сообщества следовать Дао , следуя вторичным процессам .