Результаты исследования памяти младших дошкольников. Результаты проведения методики "Выучи слова"
Цель : оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.
Описание . Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.
Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов. Они должны отвечать нескольким условиям:
- однообразие: все слова - имена существительные в ед. числе, им. падеже, состоящие из одинакового количества слогов (одно- или двусложные);
- слова по возможности должны быть не связаны между собой (нельзя предлагать для запоминания слова: стол -стул; огонь - вода и т. п.).
Применение . Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.
Стимульный материал . Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи.
Наиболее часто используют следующий набор слов: Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Конь, Гриб, Игла, Мед, Огонь.
Методика проведения исследования . Испытуемому зачитываю инструкцию (а). После чего зачитывают ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывают инструкцию (б). После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания либо 5-6 раз. Перед следующими прочтениями материала экспериментатор просто говорит: «Еще раз».
Таким образом, на каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется соответствующей графе. После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.
Инструкции.
Инструкции для детей .
Инструкция (а): «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
-·Инструкция (б): «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».
Инструкции для взрослых.
Инструкция (а): «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».
Инструкция (б): «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторять их, и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».
Обработка результатов
2. Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат – значения V.
График заучивания слов
Кi -коэффициент запоминания i-го слова,
Рi - его абсолютная частота;
n - количество повторений.
4. Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс откладываются порядковые номера слов, на оси ординат – значения К
График частоты запоминания слов
5. Составить сводные таблицы по показателям V и К для группы испытуемых; вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальные графики данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними значениями по группе.
6. Наряду с этим, можно вычислить процент потери информации через час после запоминания:
Vдолговрем. - объем долговременной памяти (через один час)
V6 ·- количество воспроизведенных слов в 6-й серии
Интерпретация .
Проанализировать формы полученных графиков, привлекая материал словесного отчета и наблюдений за ходом работы. По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания.
Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньше количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит, правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, и/либо выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.
При черепно-мозговой травме или нейроинфекции испытуемые запоминают первое и последнее слова. При этом объем запоминания материала не изменяется.
При неврозах запоминание медленное, график зигзагообразный, необходимо большее число предъявлений. Зигзагообразность также свидетельствует о неустойчивости внимания и его колебаниях.
Следует обратить внимание на наличие «краевого эффекта».
Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии, показывает объем слуховой кратковременной памяти. Нормой считается объем, равный 7±2 слов (единицы информации).
Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти.
Тесты для детейhttp://azps.ru/tests/
Определение школьной тревожности. Методики на исследование памяти. Тесты мышления. Вербальные методики. Детские проективные методики. Опросники межличностных отношений ребёнка.
· Анкета "Мотивы выбора друга" Данная анкета предназначена для разного рода случаев психологической практики, в которой требуется определить особенности взаимоотношений детей или подростков в диаде. Анкета направлена на выявление мотивации дружбы с конкретным человеком.
· Анкета по Г. Хорну Данная анкета предваряет психологическую консультацию родителей.
· Вопросник-характеристика неуспевающего ученика Анкета предназначена для сбора сведений о неуспевающем ребенке со стороны работников образовательного учреждения.
· Диагностика периферических нарушений речи у детей Дислалия. Дизартрия. Ринолалия.
· Интервью "Волшебный мир" Данная методика применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире.
· Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.
· Методика "Аналогии" Методика состоит из 30 заданий на установление логических связей между словами по заданному образцу. Она предназначена для оценки особенностей вербального (понятийного) мышления.
· Методика "Аналогии" (версия 2) Другой вариант "Аналогий".
· Методика "Вербальная фантазия" В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по признакам: скорость процессов воображения, необычность, оригинальность образов, богатство фантазии, глубина и проработанность (детализированность) образов.
· Методика "Времена года" Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка.
· Методика "Вырежи фигуры" Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. В шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры.
· Методика "Выучи слова" С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов.
· Методика "Выяснение пассивного словарного запаса" В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагается пять наборов слов по десять слов в каждом.
· Методика "Запомни и расставь точки" С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка.
· Методика "Запомни рисунки" Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки.
· Методика "Исключение лишнего" Шкала для оценки уровня развития операции обобщения.
· Методика "Исключение понятий" Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения и отвлечения.
· Методика "Какие предметы спрятаны в рисунках?" Оценка уровня зрительного восприятия.
· Методика "Кому чего недостает?" Эта методика предназначается для психодиагностики мыш-ления детей в возрасте от 3 до 4 лет.
· Методика "Кубик Рубика" Эта методика предназначена для диагностики уровня разви-тия наглядно-действенного мышления.
· Методика "Назови слова" Представляемая далее методика определяет запас слов, ко-торые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
· Методика "Нелепицы" При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
· Методика "Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний" Этот вариант методики предназначается для детей, поступающих в школу.
· Методика "Определение активного словарного запаса" Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена ниже). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.
· Методика "Определение объема кратковременной зрительной памяти" Оценивается объём зрительной памяти.
· Методика "Определение понятий" Уровень развития понятийного мышления.
· Методика "Отношение ребенка к обучению в школе" Задача этой методики - определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению.
· Методика "Оценка объема кратковременной слуховой памяти" ...
· Методика "Придумай игру" Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на вопросы экспериментатора.
· Методика "Пройди через лабиринт" В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изобра-жен лабиринт, вход в кото-рый указан стрелкой, рас-положенной слева вверху, а выход - стрелкой, распо-лагающейся справа вверху.
· Методика "Проставь значки" Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка.
· Методика "Раздели на группы" Цель данной методики - оценка образно-логического мышления ребенка.
· Методика "Скульптура" Оценивается фантазия ребёнка.
· Методика "Сравнение понятий" Данная методика относится к классическим, использующимся для усвоения процессов анализа и синтеза. Может быть применена для изучения мышления школьников любого возраста.
· Методика "Сравнение понятий" (вариант для детей и подростков) Цель: исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков. Материал: несколько пар слов для сравнения, отпечатанных на листе бумаги.
· Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.
Цель данной методики - определить динамику процесса заучивания. Данная методика направлена на изучение состояния памяти , утомляемости, активности внимания. Здесь используются слова, не имеющие между собой связи и фиксируется их последующее называние испытуемым с помощью знаков «+» и «-» в протоколе. Ребенок воспроизводит слова в несколько этапов.
Первый этап: «Сейчас я прочту 12 слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать , сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?» экспериментатор читает четко слова, после чего испытуемый сразу же должен их назвать.
Второй этап: «Сейчас я снова прочту те же слова , и ты опять должен повторить их - и те, которые в первый раз пропустил, - все вместе , в любом порядке». Перед следующими 3-6 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз».
Ряд слов для заучивания:
Дерево
Кукла
Вилка
Цветок
Телефон
Стакан
Птица
Пальто
Лампочка
Картина
Человек
Книга
10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.
8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10 - 11 слов.
6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8 - 9 слов.
4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6 - 7 слов.
2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток
4-5 слов.
0-1балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
0-1 балл - очень низкий.
2-3 баллов - низкий.
Определение динамики процесса заучивания.
№ | Имя ребенка | Возраст | Кол-во Баллов |
1 | Даша Н. | 6,4 | 10 |
2 | Дима О. | 6,3 | 10 |
3 | Егор П. | 7,0 | 9 |
4 | Женя О. | 6,7 | 8 |
5 | Таня С. | 6,4 | 8 |
6 | Алена Ш. | 6,7 | 10 |
7 | Маша А. | 6,6 | 10 |
8 | Карина О. | 6,6 | 10 |
9 | Данила Г. | 6,3 | 9 |
Андрей Ш. | 6,7 | 7 |
|
11 | Женя Л. | 6,5 | 55 |
12 | Саша З. | 6,4 | 10 |
13 | Анжела Ч. | 6,9 | 8 |
14 | Ульяна С. | 6,7 | 10 |
15 | Вика П. | 6,2 | 10 |
16 | Настя М. | 6,8 | 9 |
17 | Саша Б. | 7,3 | 7 |
18 | Данила Л. | 6,7 | 7 |
19 | Саша Л. | 6,7 | 10 |
20 | Кирилл Л. | 6,9 | 6 |
21 | Лена М. | 7,0 | 8 |
22 |
Паша Б. | 6,7 | 10 |
23 | Максим Р. | 7,2 | 9 |
24 | Галя Ф. | 6,5 | 7 |
25 | Лена Г. | 6,9 | 10 |
Методика была применена к детям этой же группы (старший дошкольный возраст). В группе преобладает высокий (8 человек) и очень высокий (11 человек) уровень процесса заучивания. Остальные испытуемые (6 человек) показали средний уровень процесса заучивания.
Данная методика показывает, что у детей старшего дошкольного
Возраста преобладает высокий уровень динамики процесса заучивания. Это связано с тем, что действия ребенка , направленные на сознательное запоминание или припоминание отчетливо выделяются в деятельности в 6 - 7 лет. В ходе применения данной методики было выявлено, что дети старшего дошкольного возраста чаще используют при запоминании повторение, нежели ассоциативные связи.(таблица № 3).
Полученные данные позволили составить протокол (см. приложение № 3).
По полученному протоколу был составлен график запоминания. По нему можно судить об особенностях запоминания испытуемых.
отсутствует заинтересованность , наблюдается эмоциональная вялость. Хотя следует отметить, что на последней попытке практически все дети воспроизвели ряд из 12 слов.
Из всех слов лучше всего запоминались такие слова, как дерево , кукла, человек, книга, цветок, птица.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что у детей хорошо развито непосредственное запоминание.
юлия бабошина
Сборник диагностических методик познавательного развития детей дошкольного возраста
Раздел 1 Диагностические методики изучения познавательной мотивации дошкольника .
1.1 Методика "Волшебный домик"
1.2 Методика «Вопрошайка» (Методика М . Б. Шумаковой.)
Цель : Изучение познавательной активности ребенка- дошкольника , умения задавать вопросы.
Диагностические показатели познавательная потребность , познавательный интерес .
Возрастной диапазон : старший дошкольный возраст .
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
Инструкция : Подготовка и проведение исследования. Подберите две картинки. Одна должна быть близка детям по содержанию (это могут быть играющие дети, зимние развлечения и т . п., на другой должны быть изображены незнакомые для него объекты.
Предложите ребенку поиграть в игру «Вопрошайка» . Скажите, что он может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках. В протоколах зафиксируйте имена, пол, возраст и вопросы каждого ребенка.
Обработка и интерпретация данных. Полученные материалы обрабатываются по следующим критериям :
– широта охвата предметов , изображенных на картинках;
– количество вопросов, задаваемых одним ребенком;
– тип вопросов.
1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования («Кто это?» , «На чем стоят книги?» ).
2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Верблюд любит хлеб?» , «А из чего сделана шапка?» , «А вода холодная?» ).
3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений («Почему мальчик хмурый?» , «Зачем девочке нужна сумка?» , «А что ли они замерзли?» ).
4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения («Мальчик не идет в школу, потому что он не сделал уроки?» , «Девочка плачет, потому что она потерялась?» ).
10 баллов – ребенок задал 4 вопроса и более всех типов; 8-9 баллов ребенок задал 3 – 4 вопроса всех типов; 4 – 7 баллов ребенок задает от 2 до 3 вопросов; 2 – 3 балла ребенок задает 1 вопрос; 0 – 1 балл ребенок не смог задать ни одного вопроса.
Перевод баллов в уровень :
10 баллов – очень высокий уровень; 8 – 9 баллов – высокий уровень; 4 – 7 баллов – средний уровень; 2 – 3 балла – низкий уровень; 0 – 1 балл – очень низкий уровень.
Делают вывод об уровне познавательной активности отдельных детей , об умении задавать вопросы. Детям, не умеющим задавать вопросы, в дальнейшем уделяется особое внимание
Игру «Вопрошайка» можно использовать для обучения детей умению задавать вопросы.
1.3 Методика «Выбор сюжетно-тематических картинок» (Н. В. Пророк) .
Цель : Выявление направленности интересов детей .
Диагностические показатели : любознательность, интересы, познавательная потребность , познавательный интерес .
Возрастной диапазон : старший дошкольный возраст .
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
Инструкция : Набор из 28 сюжетно-тематических картинок - 7 серий по четырем разнообразным сюжетам, относящимся к 4 видам деятельности : игровой, учебной, творческой, трудовой. Для мальчиков и девочек готовятся отдельные комплекты с персонажами соответствующего пола.
Ход проведения : Предлагается выбрать несколько карточек (не меньше 7) из разложенных на столе. После выбора ребенка спрашивают, почему он выбрал эти картинки.
Обработка данных : Оценка направленности интересов проводится на основании 2 параметров : предпочтительные виды деятельности; обоснование выбора.
Если ребенок осуществляет 4 и более выборов на одну тему, считается, что у него доминируют мотивы этой деятельности.
Раздел 2. Диагностические методики изучения познавательных действий дошкольников .
2.1 Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.)
Цель : Диагностика познавательных способностей .
Диагностические показатели : Познавательные действия .
Возрастной диапазон :
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
Инструкция : Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. (приложение № 1) и просят последовательно назвать очертания всех предметов , «спрятанных» в трех его частях : 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Примечание. Если проводящий психодиагностику видит , что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов , переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов , «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.
Обработка данных :
10 баллов – ребенок назвал все 14 предметов , очертания которых имеются а всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
8 – 9 баллов – ребенок назвал все 14 предметов , затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
6 – 7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
4 – 5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.
2 – 3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.
0 – 1 балл – за время, больше чем 60 сек., ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов , «спрятанных» в трех частях рисунка.
Вывод об уровне развития :
10 баллов – очень высокий уровень, 8 – 9 баллов – высокий уровень, 4 – 7 баллов – средний уровень, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.
2.2. Методика «Выучи слова» (Немов Р. С.)
Цель : Диагностика восприятия у дошкольников .
Диагностические показатели : Познавательные действия .
Возрастной диапазон :
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
Инструкция : С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов : дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.
Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.
Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали - количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.
Оценка результатов
10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток. 8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов. 6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов. 4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов. 2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов. 0-1 балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.
Выводы об уровне развития :10 баллов -очень высокий; 8-9 баллов -высокий; 4-7 баллов -средний; 2-3 балла -низкий; 0-1 балл -очень низкий.
2.3 Методика "Что здесь лишнее?"
Цель : эта методика предназначена для детей исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
Диагностические показатели : .
Возрастной диапазон : 4 – 5 лет
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
Инструкция : в методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы :
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним . Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов
10 баллов - ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8-9 баллов - ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.
6-7 баллов - ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин
4-5 баллов - ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2-3 балла - ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0-1 балл - ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.
2.4 Методика «Разрезные картинки» (С. Забрамная)
Цель : выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.
Диагностические показатели : диагностика познавательных действий .
Возрастной диапазон : 3 – 4 года
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
Инструкция : ребенку предлагается ряд картинок разделенных на несколько частей. Ребенку предлагается составить картинки.
Оценка результатов :
3 балла : ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.
2 балла : ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.
1 балл : ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.
2.5 Методика «Треугольники-2» (Е. Додонова)
Цель : выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти.
Диагностические показатели : познавательный действия
Возрастной диапазон : 5 – 6 лет
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная, групповая
Описание : ребенку предлагают нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по-своему.
Оборудование : коробка с цветными карандашами, лист бумаги, протокол для фиксации полученных результатов.
Инструкция : «Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд десять треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».
Фиксируемые параметры : количество ошибок при выполнении задания.
Нормативы : высокий уровень - задание выполнено правильно; средний уровень - рисует заданное количество фигур в ряд, но штрихует не в требуемом по инструкции порядке; низкий уровень - количество фигур и порядок штриховки не соответствует инструкции.
Раздел 3. Диагностические методики изучения воображения и творческой активности дошкольников .
3.1 Методика «Придумай рассказ» (Немов Р. С.)
Цель
Диагностические показатели
Возрастной диапазон : 5 – 6 лет.
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
3.2 Методика «Нелепицы» (Немов Р. С.)
Цель : При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира : животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Диагностические показатели : Осведомленность
Возрастной диапазон : 3 – 4 года.
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
Инструкция : Вначале ребенку показывают картинку. (приложение №) . В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания :
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находятся на своем месте и правильно нарисовано. Если что – нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов :
10 баллов – такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время 3 мин. Он заметил все семь имеющихся на картине нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8 – 9 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6 – 7 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три – четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4 – 5 баллов – ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5 – 7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2 – 3 балла – за отведенное время ребенок не успел заметить 1 – 4 из 7 имеющихся нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0 – 1 балл – за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 из 7 имеющихся нелепиц.
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т. е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Вывод об уровне развития :
10 баллов – очень высокий, 8 – 9 баллов – высокий, 4 – 7 баллов – средний, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.
3.3 Методика «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р. С.)
Цель : Определить уровень воображения испытуемого.
Диагностические показатели : Воображение, творческая активность
Возрастной диапазон : 5 – 6 лет
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
Инструкция : Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что – либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.
Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям :
10 баллов - ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8-9 баллов - ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5-7 баллов - ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
3-4 балла - ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
0-2 балла - за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития :
10 баллов -очень высокий, 8-9 баллов -высокий, 5-7 баллов -средний.
3-4 балла -низкий, 0-2 балла -очень низкий.
3.4 Диагностическая проективная методика «Древо желаний»
(B.C. Юркевич) .
Цель : Изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации) .
Диагностические показатели : Воображение, творческая активность
Возрастной диапазон : 5 – 6 лет
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
4.1 Методика «Времена года» . (Немов Р. С.)
Цель : Осведомленность о себе и мире.
Диагностический показатель : формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Возрастной диапазон : 3 – 4 года.
Источник информации : дети.
Форма и условия проведения : индивидуальная.
Инструкция : Эта методика предназначена для детей от 3 до 4 лет . Ребенку показывают рисунок и прося, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин. – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т. е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том , что на данной части рисунка показано именно это, а не какое – либо иное время года.
Оценка результатов :
10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том , что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам) .
8-9 баллов - ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.
6-7 баллов - ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.
4-5 баллов - ребёнок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.
0-3 балла - ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).
Выводы об уровне развития : 10 баллов – очень высокий, 8-9 баллов –высокий, 6-7 баллов – средний, 4-5 баллов – низкий, 0-3 балла – очень низкий.
4.2 Методика беседа "Расскажи о себе"(А. М. Щетинина)
Цель : изучение уровня и характера оценки, сформированности образа "Я", степени осознания своих особенностей.
Диагностические показатели : формирование первичных представлений о себе.
Возрастной диапазон : 5 – 6 лет.
Форма и условия проведения : индивидуальная.
4.3 Методика «Назови слова» . (Немов Р. С.)
Цель : Методика определяет запас слов, которые находятся в активной памяти ребенка.
Диагностический показатель : формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Возрастной диапазон : 5 – 6 лет.
Источник информации : дети.
Форма и условия проведения : индивидуальная.
4.4 Методика «Кто что ест?» (4-5 лет)
Цель : выявить уровень развития наглядно-образного мышления, выявить запас и точность представлений.
Диагностические показатели : Воображение, творческая активность
Возрастной диапазон : 4-5 лет
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная.
Инструкция : перед ребенком кладут картинки, на которых изображены животные и употребляемая ими пища.
Ребенок должен назвать животное и сказать, что это животное употребляет в пищу, подобрать соответствующие картинки.
Оценка результатов :
3 балла : такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок. Самостоятельно назвал всех животных и употребляемую ими пищу.
2 балла : такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, помощь воспитателя незначительна.
1 балл : ребенок раскладывает карточки наугад.
4.5 Методика «Подбери пару» (5-6 лет)
Цель : выявить запас и точность представлений, выявить умение устанавливать связи между предметами.
Диагностические показатели : Воображение, творческая активность
Возрастной диапазон : 5 – 6 лет
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная.
Инструкция : ребенку прилагается два ряда картинок с изображением предметов . Попросите ребенка к предметам, изображенным в левом ряду подобрать подходящие в правом ряду, объяснить свой выбор.
Оценка результатов :
3 балла : такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, смог обосновать свой выбор.
2 балла : такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки, в 1-2 случаях не смог объяснить свой выбор
1 балл : ребенок выполнил задание с помощью воспитателя.