Ребенок уже месяц ходит. Во сколько месяцев дети начинают ходить с помощью и без

Первые шаги нормально развивающегося ребенка счастливые родители наблюдают в возрасте крохи 9-18 месяцев. И если посмотреть на эти сроки начала ходьбы у детей, то становится понятно, что это весьма индивидуальный навык. Так что единого стандарта для всех младенцев здесь нет.

На практике немало детей развивается согласно описанных в педиатрической литературе норм – сначала они учатся ползать, затем встают на ножки в кроватке, передвигаются, держась за бортики манежа и мебель, и, наконец, делают первые шажки без поддержки. Но также есть много деток, пропускающих этап ползания и начинающих ходить практически сразу после освоения навыка сидения.

И ответом на вопрос молодых мамочек о начале ходьбы их малышей будет «ребенок начинает ходить, когда становится достаточно развитым для данного умения».

Во сколько месяцев дети начинают ходить?

Большая часть малышей делает первые самостоятельные шаги в возрасте 12-15 месяцев. При этом есть детки, начинающие ходить в возрасте 9 месяцев, а есть полностью здоровые малыши, совершающие своим первые шажочки в 18 месяцев и позже.


Некоторые факторы могут отодвинуть возраст хождения, наберитесь терпения

На возраст, в котором ребенок пойдет, влияет немало факторов:

  • Если малыш начал делать первые шаги и заболел, то это может отодвинуть его попытки самостоятельной ходьбы.
  • Если первые попытки ходьбы сопровождались болезненными падениями, это также способно повлиять на скорость обучения хождению.
  • Более резвые и активные малыши осваивают передвижение на двух ногах еще до первого дня рождения. Обстоятельные и неторопливые карапузы начинают ходить позже – после годика.
  • Если ребенок крупный, то обычно первые шаги он совершает позже худого малыша, так как физически удерживать свое тело при ходьбе ему тяжелее.
  • Малыши со спокойным темпераментом тоже обучаются ходьбе позже, поскольку долго не решаются отказаться от проверенного ними способа передвижения (ползания).

Подробнее об этом смотрите в следующем видео.

8 месяцев - не рано?

Такой вопрос часто задают мамы, детки которых пытаются ходить раньше, чем их сверстники. Отметим, что тело ребенка выдерживает значительные нагрузки, если этапы развития ребенок проходит самостоятельно, то есть никто его не подталкивает к сидению или ходьбе. У деток, которые делают свои первые шаги, могут начать искривляться ножки, но возраст на эту проблему не влияет.

Не очень хорошо, если ребенок пропустил этап ползания и в 8-9 месяцев сразу начал подниматься на ножки и делать шаги. Педиатры называют ползание очень полезным этапом, ведь оно укрепляет мышцы. У малыша, который мало ползал, повышен риск развития лордоза, кифоза и сколиоза, поскольку его мускулы могут быть не подготовлены к ходьбе. Так что родителям следует поддерживать этапность развития опорно-двигательного аппарата ребенка на первом году жизни.


Поощряйте ползание ребенка, поскольку оно прекрасно подготавливает тело крохи к ходьбе

Когда бить тревогу?

Даже если ваш ребенок является веселым и жизнерадостным карапузом, а также активно ползает, если ему уже исполнилось 15 месяцев, а ходить он не начал, стоит сходить с крохой на консультацию к специалистам.

Если малышу уже 18 месяцев, но он так и не начал ходить, обязательно нужно отправиться к ортопеду и неврологу.

Как укрепить мышцы ног?

Ребенок может совершить свои первые шаги позже, если у него недостаточно сильные мышцы ног или имеется гипертонус (ножки сильно напряжены и малыш не становится на всю стопу, а приподнимается на цыпочки). При гипертонусе следует обратиться к врачам, а вот укреплению мышц и лучшему развитию координации поможет специальная гимнастика, которую можно выполнять дома.

Упражнения:

  1. Для закрепления умения стоять самостоятельно посадите малыша лицом от себя на корточки и, держа кроху за бедра, раскачивайте ребенка назад и вперед. Это вынудит его подняться на ровные ноги. Начинать так заниматься можно с 9 месяцев, но если малыш не спешит подняться при раскачивании, значит, у него еще слабые мышцы ног и такое упражнение пока стоит отложить.
  2. Чтобы развивать координацию, можно с 6 месяцев упражняться на фитболе (пусть мяч будет средним по размеру и не полностью надутым). Посадив кроху на фитбол лицом от себя, крепко держите ребенка за бедра и наклоняйте его в разные стороны.
  3. Когда малыш научился вставать с помощью опоры, стимулируйте закрепление такого навыка с помощью любимой игрушки. Передвигайте игрушку по полу (малыш будет ползти за ней) к креслу, а затем поднимите ее так, чтобы кроха захотел подняться к игрушке, ухватившись за кресло.
  4. С малышом старше 9 месяцев можно «ходить», используя две палки или обруч. Взяв две палки высотой примерно 1,2 м, дайте стоящему ребенку ухватиться за них и положите свои руки на его ручки. Затем медленно начните двигаться вперед, переставляя палки, как будто они лыжные. Если решено использовать обруч, пусть ребенок будет внутри, а вы снаружи. Начните передвигать обруч вперед, назад, по кругу. Так вы будете подталкивать кроху к движению.
  5. Если ребенок уже умеет перемещаться по комнате, держа вас за руку, научите его переступать через препятствие. Таким препятствием может быть веревка или шнур на уровне колен крохи. Натянув веревку между мебелью, подведите малыша к ней и предложите переступить.
  6. Если ребенок уже научился переступать ножками, когда взрослый держит его за руки (обычно в 9-10 месяцев), предложите малышу держаться за прогулочную или игрушечную коляску. Как только коляска тронется с места, ребенок будет тянуться за ней и станет шагать. Поддерживайте коляску, чтобы она не уезжала далеко от ребенка. Оптимальный вариант - каталка-ходунки.


Каталка-ходунки послужит опорой малышу, с ней ребенок подготовит свои мышцы к самостоятельному хождению

  • Не следует ставить малыша на ножки, если его тело еще не готово к ходьбе.
  • Важно поощрять движения крохи. Делайте с малышом зарядку, запишите его в бассейн, занимайтесь дома с фитболом, поощряйте ползание.
  • Пока малыш учится ходить вдоль опоры, продумайте, в каком месте это будет наиболее безопасно. Пусть кроха «тренируется» рядом с пуфиком, диваном или другой прочной мебелью.
  • Желательно дома обучать малыша ходить без обуви и носочков. Ходьба босиком стимулирует нервные окончания на стопах и способствует закаливанию .
  • В идеале ходьба ребенка должна быть не целью, а лишь средством. Так что используйте в обучении мотивацию и любознательность ребенка, например, предлагайте крохе идти к маме, игрушке или другой цели. Располагайте цель в одном-двух шагах от малыша.
  • Не следует сравнивать успехи в ходьбе вашего ребенка с другими малышами. Если сверстники уже ходят, а вы пока нет, не расстраивайтесь и не разочаровывайтесь, а хвалите за каждый, даже маленький успех.
  • Если дома слишком прохладно для прогулок босиком, приобретите для крохи носки, у которых прорезинена подошва.
  • Если малыш упал, не паникуйте и не вскрикивайте. Постарайтесь успокоить кроху и сделать этот эпизод для него не очень заметным.
  • На прогулке меньше держите кроху в коляске. Пусть коляска к первому дню рождения станет лишь транспортом к детской площадке или парку. Поощряйте малыша больше двигаться и играть с детьми.
  • Сделайте ваш дом по максимуму безопасным для крохи. Острые уголки мебели, напольные хрупкие вазы, открывающиеся дверцы шкафов с бытовой химией, электрические розетки, скользкие коврики, свисающие скатерти, бьющиеся предметы – направьте на эти мелочи свое внимание.
  • Не поддерживайте кроху подмышками, поскольку это чревато испорченной осанкой и деформацией стоп. Вы можете держать малыша за кисти или предплечья.


Поддерживайте малыша за кисти или преплечья, а не подмышками

Нужно ли использовать ходунки?

Стараясь помочь малышам быстрее освоить прямохождение, взрослые создают различные развивающие товары. О полезности, бесполезности и даже вреде таких вещей часто ведутся споры. Одним из таких спорных приспособлений для обучения ходьбе являются ходунки. Они представляют собой округлый столик, у которого есть сиденье и колесики. Сиденье по высоте зачастую можно регулировать. Когда ребенок сидит в таком устройстве, то может отталкиваться ножками и передвигаться по помещению.

По поводу ходунков всегда много спорят. У них имеется и немало сторонников, и множество убежденных противников. В действительности, если избегать покупки опасных дешевых моделей, применять их в возрасте, указанном в инструкции, и следить за техникой безопасности, ходунки не приносят вреда.

Мнение доктора Комаровского по поводу использования ходунков смотрите в следующем видео.

Важные моменты в использовании ходунков:

  • Устройство не подходит детям, еще не научившимся сидеть.
  • Малыша в ходунках не следует оставлять без присмотра.
  • Излишне длительное нахождение в этом приспособлении становится причиной нагрузки для спины малыша.

Однако, насколько ходунки безвредны, настолько они и бесполезны (если речь о навыке ходьбы). Малыш в таком устройстве совсем не ходит, а больше отталкивается от пола и катается. При этом он вовсе не держит равновесие, не обучается координировать движения, а также полностью защищен от падения.

Всего за 1 год из-за ходунков происходят тысячи несчастных случаев, поскольку ребенок в них движется очень быстро, с такой скоростью, что самостоятельно развить он бы не смог. Ребенка в ходунках нужно постоянно контролировать, иначе он может упасть с лестницы или, например, врезаться во что-нибудь.

Помимо ходунков в помощь родителям, обучающим чадо ходить, существуют такие устройства:

  1. Коляска-каталка или каталка-ходунки. Ребенок держится за ее ручку и толкает коляску вперед. Хороши и другие подвижные игрушки – тележка, машинка, детская коляска и другие.
  2. Вожжи. С помощью такой конструкции из ремешков взрослый страхует кроху от падения при его первых попытках самостоятельной ходьбы.



Известный врач считает ходунки полезным устройством лишь для родителей, ведь они позволяют маме на некоторое время получить небольшую передышку в общении с крохой. Но так как ходунки ничуть не ускоряют переход малыша к прямохождению, Комаровский рекомендует для той же цели приобрести манеж.

Несомненный вред ходунков, по мнению доктора, связан со слишком ранним приданием ребенку вертикального положения. Сначала кроха должен укрепить связки и мышцы ползанием, и лишь после этого учиться ходьбе. Если же родители используют ходунки, они должны помнить об умеренности и оставлять в них ребенка на 30-40 минут, не больше.

Ходьба на носочках

Ходьба малыша на цыпочках в период обучения передвижению на двух ногах является абсолютно нормальным явлением. Это обусловлено хорошим развитием икроножных мышц у малышей, отвечающих за движение стоп в сагиттальной плоскости (спереди назад). Именно они обеспечивают подъем ребенка на носочки во время ходьбы.

Также передвижение на цыпочках может быть симптомом неврологических проблем, однако оно никогда не бывает единственным проявлением. Так что, если у ребенка отсутствуют другие неблагоприятные симптомы, переживать о ходьбе малыша на цыпочках не стоит.


Если у ребенка нет других неблагоприятные симптомов, кроме, хождения на носочках, беспокоиться не стоит

Выбираем обувь

Покупать первую обувь крохе следует в конце дня, ведь обычно в это время ножка расширяется. Надев малышу новую пару обуви, дайте крохе немного постоять в ней или даже походить по магазину. Так вы проверите, не давит ли обувь, просторна ли она, не появились ли пятна на коже ног.

Особенности первой обуви для ребенка:

  • высокая твердая пятка;
  • удобная застежка;
  • упругая подошва;
  • натуральный материал;
  • прочность;
  • легкость.

Нужен ли супинатор?

По поводу супинатора в первой обуви ребенка мнения ортопедов разделились:

  • Одни врачи уверены в его необходимости, как профилактики развития плоскостопия.
  • Другие специалисты утверждают, что супинатор, наоборот, ослабляет мускулатуру стопы. Он механически формирует изгиб стопы, который должен развиваться у ребенка естественным путем. Эти ортопеды рекомендуют подбирать для ходьбы достаточно свободную обувь, у которой гнется подошва, а также при любой возможности давать карапузу ходить босиком.

Оптимальным решением мы считаем прогулки на улице в обуви с супинатором, а дома - хождение босиком.

  • Уберите легкие предмета, на которые ребенок может опереться, чтобы они не сдвинулись, когда ребенок схватится за них.
  • Выделите место для "тренировок", где он будет ходить. Пол не должен быть скользким. В некоторых случаях придется дома сделать перестановку.
  • Можно периодически создавать специальную "полосу препятствий" из безопасной мебели для тренировки малыша. Но будьте в это время рядом с ребенком и следите за его передвижениями.

    Решение возможных проблем

    В процессе осваивания хождения возможны следующие трудности:

    1. Частые падения. Причиной такой проблемы бывает плохое зрение. Так что, если кроха часто падает, рекомендован осмотр окулиста.
    2. Боязнь ходить самостоятельно. Чаще всего это проблема психологическая, возникающая из-за болезненного падения или испуга. Не ругайте малыша и не торопите его, а одобряйте его действия и поддерживайте.
    3. Гипертонус мышц голени. Его следствием является постоянная ходьба на носочках. В случае повышенного тонуса обычно назначают гимнастику и массаж.
    4. Неправильное положение стоп во время ходьбы. Нормальным положением является параллельное размещение стоп. Вследствие слабых связок возможны отклонения от нормы – ребенок может «косолапить» (стопы развернуты друг к другу носочками), ходить на носочках с «заваленной» наружу стопой или «заваливать» стопу внутрь. При любом таком отклонении важно немедленно пойти к ортопеду и начать коррекцию вовремя.

    О том, как научить ребенка ходить, смотрите в передаче "Жить здорово".

    Здравствуйте, дорогие читатели!

    Многих мам и пап беспокоит вопрос – во сколько ребенок должен пойти? Какие существуют нормы? Как помочь крохе в этом непростом деле? Именно это мы и обсудим в нашей сегодняшней статье.

    Вот оно, счастливое время. Первые улыбки и первые звуки остались позади, кроха уверенно сидит, и даже похвастался Вам первым зубиком. Самая пора ожидать первого, еще такого неуверенного, но уже самостоятельного шага. Когда же придет это время?

    Когда ребенок должен начать ходить?

    Многие родители с нетерпением ждут первого шага своего карапуза. Добавьте сюда еще переживания по поводу рассказов других мамочек, дети которых пошли в восемь месяцев, и получите полный переполох! Но не переживайте так – четких временных ориентиров, во сколько кроха должен пойти самостоятельно и без поддержки, не существует. Все очень индивидуально.

    Средний возраст, когда дети начинают ходить – около 12 месяцев. Но это совсем не означает, что Ваше чадо должно пойти ровно в год. Нормой считается время с 9 месяцев до 1,5 года. Сначала кроха попробует вставать, потом сделает пробные шажочки, придерживаясь за руку мамы или за мебель. И только потом пытается шагать самостоятельно.

    Факторы, влияющие на ходьбу ребенка

    Среди главных факторов, влияющих на самостоятельную ходьбу малыша, есть следующие:

    • Генетика. Если родители ребенка сами поздно пошли, то не стоит ожидать от малыша слишком ранних шагов.
    • Темперамент. Непоседы обычно рано делают первые шаги, им не терпится побыстрее познать окружающий мир. Более спокойные и уравновешенные детки не торопятся ходить. Они познают мир медленно, не спеша, и они хорошо себя чувствуют сидя или ползая.
    • Конституция и пол. Они тоже влияют на время первых шагов крохи. Так, девчонки часто начинают ходить раньше мальчишек. Стройные детишки тоже опередят в ходьбе своих пухленьких сверстников.

    Как облегчить путь малыша?

    Чтобы помочь крохе сделать первые шаги, делайте с ним несложные упражнения:

    1. Подниматься – держаться.
      Побеспокойтесь о том, чтобы с крохой рядышком всегда было кресло или диван, за который он может вовремя уцепиться и подняться. Мотивируйте малыша и хвалите!
    2. Стоять и ходить.
      Когда кроха научился самостоятельно вставать и стоять, гуляйте с ним за руку по комнате. Так он сможет научиться передвигать ноги в свободном пространстве.
    3. Ходить без поддержки.
      Часто, начиная ходить ножками самостоятельно, детки пугаются, падают, и ползут к цели на четвереньках. Если так произошло, поставьте кроху на расстоянии около двух метров от себя, и раскройте ему объятия. Он шагнет к Вам. Обязательно похвалите чадо!


    Приспособления для обучения ходьбе

    Существует большой выбор развивающих товаров, призванных облегчить крохе обучение ходьбе. Давайте познакомимся с самыми распространенными из них.

    Ходунки. Это с виду маленький круглый столик с тканевым сиденьем по по принципу рюкзачка-кенгуру, у основания которого колесики. Сидя в таких ходунках, малыш достает до пола ножками, отталкивается и свободно двигается по дому. Высоту сидения можно регулировать под потребности ребенка.

    Существуют как сторонники, так и противники ходунков. Главное правило – выбирать нетравмоопасные модели и соблюдать технику безопасности. Она очень проста:

    • Не оставляйте кроху в ходунках без присмотра;
    • Если малыш еще не умеет сидеть сам, ходунки ему пока не подходят;
    • Не оставляйте карапуза надолго в ходунках. Это создает лишнюю нагрузку для спины, а малышу это не нужно.

    Ходунки станут чудесным подспорьем в тот момент, когда ребенок уже начал активно ползать по дому на четвереньках, но ходить еще не научился. И крохе хорошо, и маме небольшая передышка.

    Коляска-каталка . Данное устройство напоминает по форме четырехколесную тележку с ручкой. Держась за ручку и проталкивая коляску вперед, кроха делает первые шаги. Каталка удобнее обычной детской коляски, которую большинство годовасиков тоже очень любят возить. Малыш передвигается без помощи мамы и папы, при этом не теряя уверенности в себе и, что немаловажно, равновесия.

    Вожжи-поводок. Это специальная конструкция из ремней. Используются «вожжи» на этапе самых первых шагов. Ребенок уже готов сам перемещаться, но еще не до такой степени хорошо координирует свои движения. Идеальный вариант для бабушек, нянчащих внуков.


    Первые шаги – заботимся о безопасности

    Когда кроха уже начинает топать, побеспокойтесь, чтобы в доме было безопасно. Уберите из зоны досягаемости карапуза все потенциально опасные предметы, ведь он уже достает до всего, о чем прежде мог лишь мечтать.

    Критическим взором окиньте квартиру, и:

    • Спрячьте или переложите все ценные, хрупкие и тяжелые предметы, которые находятся на высоте менее 1,2 м от пола;
    • Лучше уберите со столов скатерти. Они легко стягиваются со стола, а на них – и все содержимое;
    • Заблокируйте все электрические розетки с помощью специальных заглушек;
    • Спрячьте всю бытовую химию в недосягаемое для крохи место;
    • И, конечно же, сразу убирайте все колющие, острые, режущие предметы в недоступное для ребенка место. Даже если он очень постарается.

    Обратите внимание также на с виду безобидные мебельные ручки, углы, которые находятся на уровне глаз малыша. Сейчас тоже важно сделать их безопасными для «первопроходца».

    Для этого используют специальные:

    • уголки на столы;
    • заглушки для ящиков комода;
    • чехольчики на ручки;
    • ограничители окон и дверей;
    • блокираторы лестниц.

    В общем, сделайте все возможное, чтобы кроха на своем пути встретился с как можно меньшим количеством опасных предметов. Но не забывайте, что в момент первого шага карапуз не просто учится ходить. Он в буквальном смысле делает шаг к своей самостоятельности и независимости. И на этом непростом пути не обойтись без коварных ступенек и острых углов, ссадин, ушибов, слез и шишек. Карапуз тысячи раз будет падать и подниматься, пока, в конце концов, не научится твердо стоять на ногах и ходить. Но этот момент обязательно настанет! Наберитесь терпения, поддерживайте кроху, говорите ему о своей любви и хвалите за все достижения. И он непременно будет радовать Вас своими успехами!

    Забавное видео о том, как малыши делает свои первые шаги, Вы можете посмотреть здесь:

    “Первые шаги”

    и здесь: “Близнецы – первые шаги”

    Поменьше падений и мягкой посадки Вашему малышу!

    Друзья, если Вам нравится статья, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее с друзьями! И обязательно оставайтесь с нами – на блоге всегда много интересного!

    Признаки нормального развития ребенка
    от 1 до 12 месяцев

    Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

    К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

    Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

    На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

    Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

    На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

    В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

    К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

    При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

    Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

    В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

    Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

    К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

    На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

    Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

    В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.


    Уже позади первая улыбка маме, первые звуки, первые навыки переворотов, мы уже сидим на попке, у нас уже первый зуб - настала очередь дождаться первого самостоятельного, хоть и неуверенного шага. Многие мамы с нетерпением ждут этого шага! Запомните(!) - четких временных показателей, когда ваш ребенок (во сколько месяцев) начнет ходить самостоятельно без поддержки нет. Как во всем, что касается жизни малышей до года, время самостоятельного передвижения исключительно индивидуально…

    Со скольких месяцев дети делают первые шаги

    Возраст, в котором ребенок должен начать ходить сам, в среднем около года. Однако, это не значит, что все детки начинают делать первые шаги именно в 12 месяцев. Нормой считается промежуток от 9 месяцев и примерно до 1,5 года. Сначала малыш пробует вставать, затем делает пробные шаги, держась за мебель или руку взрослого. И только после делает самостоятельные попытки шагать.

    Со скольких месяцев дети начинают ходить зависит от многих факторов:

    Генетический фактор сильно влияет на время, когда пойдет малыш. Если кто-то из родителей пошел очень поздно, то не стоит от малыша ждать ранних шагов; Конституция и пол ребенка также влияют на время, когда малыш сделает первые шаги. Пухлые детки пойдут несколько позже стройных сверстников, а девочки начинают ходить раньше мальчиков; Темперамент малыша влияет на время, когда ребенок пойдет. Спокойные, уравновешенные наблюдатели не торопятся ходить. Им удобно познавать мир не спеша и они прекрасно чувствуют себя и сидя или ползая. Независимые непоседы наоборот быстрее стремятся узнать больше нового и делают первые шаги очень рано.

    Когда ребёнок начнет ходить самостоятельно, вы заметите что процесс его ходьбы заметно отличается от ходьбы взрослого человека по нескольким особенностям:


    Стопы ребенок ставит параллельно друг другу; Дети ходят как-бы «печатая шаг», не умея перекатывать с пятки на носок свои стопы; Дети еще не умеют держать центр тяжести и поэтому часто падают.

    Учитывая эти особенности, родителям надо внимательно присматривать за своим чадом и быть начеку. Особенно опасно, когда ребенок падает плашмя вперед или назад - он не умеет смягчать падение руками и может разбить лицо или затылок. Однако, не стоит панически до безумия боятся падений. Кости детей в этом возрасте очень эластичны и риск переломов минимальный.

    Очень важна реакция родителей при частых падениях малыша. Не стоит каждый раз бросаться к ребенку с ужасом на лице и поднимать его. Стоит ласковым и спокойным голосом подбодрить начинающего «ходока» и подождать пока он сам поднимется и продолжит шаги.

    Как только ребенок становится подвижнее все опасные предметы в доме нужно убрать, острые углы обезопасить, родитель должны быть постоянно на чеку, не выпускать ребенка из зоны своего контроля. Очень важная статья: читаем как обезопасить дом для ребенка

    Если ребенок рано начал ходить? Лучше раньше или позже?

    В случае если ребенок рано начал ходить не стоит сильно радоваться. Мышцы позвоночника и ног еще не совсем окрепли и нагрузка, оказываемая при ходьбе пока для них неподъемная. У крупных, упитанных малышей могут возникнуть проблемы с формированием костно-мышечной системы ног. Особенно, если малыш не сам встал на ножки, а его родители форсировали это событие. Голень малыша не выдерживает его вес, что приводит к их искривлению и неправильной постановки стоп. Подсознательно малыши знают, когда лучше всего сделать первый шаг; Ребенок начинает поздно ходить по нескольким причинам. Возможно, у него еще не готовы мышцы ног и позвоночника к прямохождению. Или наблюдается ослабление иммунитета перенесенным заболеванием или родовой травмой.

    Помощь ребенку в хождении - упражнения и массаж

    Можно ли малыша стимулировать сделать первый шаг побыстрее если появление этого навыка запаздывает? - Самое главное придерживаться чувства меры в желании побыстрее научить своего малыша ходить. Способов помочь ребенку освоить новый для него навык несколько.


    Надо предоставить ребенку необходимое достаточное пространство для передвижения. Малыши, которые постоянно находятся в манеже пойдут очень поздно. Стоит расставить по комнате разные устойчивые предметы мебели для опоры. Любимые игрушки малыша поместить надо так, чтобы дотянуться до них, ребенку надо было оторваться от опоры. Со временем расстояние от опоры до опоры надо увеличивать. Делать массаж. Массаж заключается в укреплении и расслаблении мышц, работающих при хождении. Поглаживание, растирание и постукивание по стопам и голени ребенка принесет хороший положительный эффект (читаем о массаже тут). Ежедневная гимнастика и стимулирующие упражнения. В комплекс упражнений должно входить сгибание и разгибание ножек, приседания и потягивания с помощью взрослого, подпрыгивания на коленях у мамы, занятия на фитболе (ссылка на полезные статьи массаж и зарядка выше). Устойчивые игрушки-каталки помогут малышу чувствовать себя уверенней. Ребенок толкает перед собой игрушку и передвигается практически самостоятельно.

    Читаем подробно очень полезную статью - Как научить ребенка ходить 10 правильных советов

    Не стоит использовать ходунки и прыгунки. Они не только не стимулируют самостоятельное передвижение, но наоборот способствуют задержки ходьбы. Читаем: ЗА и ПРОТИВ ходунков и читаем: ЗА и ПРОТИВ прыгунков

    Первая обувь для ребенка начинающего ходить

    С точки зрения ортопедии обувь малыша должна отвечать следующим требованиям:

    обувь выбирать надо из натуральной кожи и замши, чтобы ножка малыша дышала; подошва у первой обуви тонкая и гибкая, иначе малыш будет спотыкаться; задник обуви для ребенка выбирать надо твердый, чтобы ботиночки или сандалии не сваливались при ходьбе с ноги; небольшой и устойчивый каблук избавит ребенка от заваливания назад; верхняя и боковая части обуви должны быть мягкими и легко образовывать складки; для формирования свода стопы в обувь стоит подобрать гибкий супинатор.

    Смотрим видео о том, какую обувь лучше выбрать:

    Хождение на цыпочках или носочках

    Случается, что вместо обычной ходьбы ребенок начинает ходить на носочках. Если малыш просто желает привлечь внимание близких или опробует новый для себя способ передвижения, то все в норме.

    Когда малыш постоянно передвигается на цыпочкахкрасивой балетной походкой, даже не стараясь опуститься на всю стопу, тогда необходимо принимать меры. Не нужно самим пытаться исправить ситуацию. В таком важном деле лучше доверится врачу, который посоветует что делать. Чаще всего назначается особый массаж, специальная гимнастика и физиопроцедуры.

    Подробнее: Почему ребенок ходит на цыпочках - что делать?


    Бить тревогу можно, если малыш не начал ходить после полутора лет . Да и то, только в случае низкой активности ребенка и неудовлетворительного общего состояния малыша. Когда ребенок весел, активен, задорно ползает с хорошим настроением, но не ходит - не стоит переживать, он пойдет, всему свое время.

    Читаем также: Почему ребенок боится ходить самостоятельно?

    По теме развития:

    Развитие до года по месяцам (от рождения до года); Когда ребенок начинает ползать; Когда ребенок начинает сидеть.

    Видео консультация: в каком возрасте дети начинают ходить и как их этому правильно научить?

    В первый год жизни ребенок интенсивно развивается и постепенно овладевает различными умениями. Так, например, к месяцу малыш держит головку и улыбается. К шести-семи месяцам он должен научиться самостоятельно садиться. Очень многие родители с нетерпением ожидают момент, когда любимое чадо сделает первые шаги. Особенно мам и пап подстегивают рассказы родственников и знакомых о том, что их ребенок впервые пошел, когда ему было всего семь или восемь месяцев. И тогда родители начинают переживать, думая о том, что возможно их карапуз отстает в развитии. «Когда ребенок начинает самостоятельно ходить?», - именно этот вопрос волнует их.

    Когда ребенок должен начать ходить?

    Обычно малыши совершают первые самостоятельные шажочки к году. Однако каждый ребенок развивается по-разному. Овладение навыком ходьбы зависит от таких факторов, как например, темперамент. Дети со спокойным нравом не спешат шагать, поскольку им достаточно перемещаться по дому ползая на четвереньках. Некоторых малышей устраивает положение сидя. Активные карапузы стремятся быстрее познать окружающий мир, и потому радуют своих родителей ранними шагами. Часто бывает ситуация, когда ребенок сначала учится ходить (в возрасте 9-10 месяцев), а потом только ползать.

    На время овладения ходьбой влияет и развитие детских мускулов. Ребенок, которому мама регулярно выполняла массаж и гимнастику, обычно начинает ходить раньше. Кстати, стройные ребята начинают передвигаться быстрее своих пухленьких сверстников.

    Кроме того, учитывается половая принадлежность крохи. Родителей дочек интересует, во сколько начинают ходить девочки. Вообще по своему развитию маленькие представительницы прекрасного пола немного опережают мальчиков. Многие малышки уже к 9-10 месяцам перемещаются «на своих двоих». Что касательно того, во сколько начинают ходить мальчики, то чаще это происходит на 2-3 месяца позже, нежели у девочек. Конечно, все это средние показатели. Поэтому не стоит переживать, если ваша дочь начала ходить позже сына.

    В целом, педиатры считают нормой овладение хождением в возрастном промежутке от 9 до 15 месяцев. Первые шаги после года не дают основания утверждать, что ребенок поздно начал ходить. Не поднимайте тревогу, спеша к педиатру или ортопеду, если к 12 месяцам ваш карапуз еще довольствуется ползаньем. Другое дело, если ребенок начал рано ходить, например, к 8 месяцам. Дело в том, что кости малыша еще не достаточно окрепшие, поэтому дополнительная нагрузка может привести к их искривлению и нарушениям. Кстати, чаще всего к ранней ходьбе малышей стимулируют мамы, преждевременно ставящие ребенка на ножки.

    Как помочь ребенку начать ходить?

    В своем намерении поскорее научить кроху хождению важно не переборщить, поскольку все усилия могут производить обратный эффект. В таком деле важна ненавязчивость, чтобы малыш не испугался. Если он хочет ходить с вами за ручку, помогайте ему в этом. Но как только ребенок покажет недовольство, не давите.

    Установите по комнате опоры (например, стулья), с помощью которых будет передвигаться ребенок. Постепенно увеличивайте расстояния между ними, чтобы кроха преодолевал страх. Карапуза можно стимулировать, например, рассыпая его любимые игрушки в тех местах, где ему придется оторваться от опоры, чтобы достать их. Приобретите каталку или машинку-толокар со спинкой, держась за которую ребенок сможет толкать игрушку и передвигаться. Лучше отказаться от использования ходунков, поскольку они способствуют задержке ходьбы.

    При желании можно купить специальную обувь для начинающих ходить, оснащенную ортопедической стелькой, устойчивой подошвой и небольшим каблучком. Она позволит ребенку чувствовать себя увереннее и реже спотыкаться.

    Если же, не смотря на все усилия, к полутора годам любимое чадо так и не порадовало вас топаньем, необходимо обратиться к ортопеду для выяснения причины.

    Новорожденные на удивление быстро обучаются новому: сначала узнавать родителей и улыбаться, потом ползать и доставать игрушку, чуть позже – играть, сидя на полу. И родители, не успев оглянуться, с удивлением замечают, что малыш уже не просто стоит возле дивана, а пытается делать первые шаги. О том, когда ребенок начинает ходить, что допустимо со стороны родителей, а чего делать не следует – в полезной информации ниже.

    Вопрос №1: когда?

    Родители, чей малыш стремится к годовалой отметке, часто задаются вопросом, во сколько месяцев ребенок начинает ходить.

    Иногда им кажется, что собственный кроха долго осваивает это навык, по сравнению с ровесником-племянником. Но это ошибочный настрой: все дети разные, кто-то пойдет раньше, кто-то позже.

    Нормальный возраст - это от 9 месяцев до неполного года.

    Именно в это время ребенок начинает постигать сложную науку ходить. Максимально уделяйте карапузу внимание: иногда дети умеют твердо стоять и переходить с места на место, а присесть и отдохнуть не всегда получается. Как следствие - сильная нагрузка на позвоночник и усталость;

    Для «ранних» путешественников «День Икс» может настать раньше срока, обозначенного выше.

    Бывает и такое, что малыш начинает ходить в неполные 9 месяцев. Такое раннее освоение - большая редкость, и она не представляет повода для беспокойства, в том случае, если это получилось у крохи спонтанно, без вмешательства родителей.

    Очень часто, по запросу о том, как научить ребенка ходить, можно найти видео с девятимесячными малышами, шустро бегающими от родителей;

    «Жаворонки» в освоении ходьбы – это дети, которые встали и пошли в 7-7,5 месяцев.

    Да, такое тоже бывает. Если ребенок с первых недель жизни проявляет энергичность и активность, быстрее сверстников начинает переворачиваться, держать голову и ползать, то, скорее всего, ходить он тоже начнет рано.


    Есть мнение, что слишком ранняя двигательная активность, не сулит ничего хорошего: позвоночник испытывает большую нагрузку, он еще не готов полноценно удерживать массу ребенка вертикально.

    В данном случае лучше просто понаблюдать за малышом. Если он крепкий, физически активный, ему нравится ходить, при этом он не испытывает дискомфорта, то нет ничего страшного в том, что ребенок рано начал ходить;

    Момент вызывающий сильную тревогу: крохе уже исполнился год, а он все еще не хочет ходить.

    Конечно, это может тревожить, но физически здоровый ребенок может пойти позже своих сверстников. По мнению педиатров, нижняя граница – полтора года. Это может быть и нетипично, но не катастрофично.

    Важно! Не стоит принуждать ребенка к раннему хождению, все придет в свое время, малыш лучше чувствует свой организм. Всему свое время.

    Вопрос №2: возможные проблемы и их решение

    В освоении навыков ходьбы есть свои «подводные камни», это обстоятельства, которые могут тормозить их развитие.

    Первый пункт – физиология.

    Часто причиной того, что ребенок поздно начал ходить, становится его физическое состояние. Крепыши-малыши с большой массой тела труднее встают на ноги, первые шаги тоже даются им значительно труднее, чем более стройным сверстникам.

    Умеренные, но регулярные нагрузки, сбалансированное питание и консультация специалиста помогут разрешить эту проблему;

    Второй пункт – генетика. Малыш обычно повторяет развитие родителей в ранний период. Поэтому есть смысл расспросить бабушек и дедушек о собственных успехах на поприще хождения; Третий пункт – вид темперамента.

    Спокойный, меланхоличный ребенок предпочитает больше лежать или сидеть. Ему в большей степени интересно наблюдать за чем-нибудь, и в меньшей – двигаться.

    Чтобы флегматичный малыш захотел ходить, надо придумать ему забавное развлечение, способное его расшевелить и вызвать интерес к двигательной активности;

    Четвертый пункт – малыш бегает в ходунках, но не может или не хочет самостоятельно ходить.

    Эта проблема решается легче всего – нет ходунков, нет проблемы. Кроха будет вынужден «работать» самостоятельно, когда «помощник» исчезнет;

    Пятый пункт – психологический.

    Если малыш уже начинал ходить, и, несколько раз упав, перестал, то надо помочь ему перебороть страх перед новыми падениями.

    Например, подать руку, предложить пройтись вместе. Поиграть с ним: широко распахивая объятия на некотором отдалении от крохи, ловить, когда ребенок делает первые шаги. Малыш почувствует себя увереннее, когда поймет, что мама всегда поймает его и поддержит;

    О других возможных причинах читайте в статье Ребенок боится ходить самостоятельно>>>

    Шестой пункт – индивидуальные обстоятельства.

    Недоношенные дети немного отстают от сверстников, и это нужно понимать. Ребенок, родившийся на 2 месяца раньше срока будет развиваться в соответствии со своим биологическим возрастом.

    Поначалу ему будет трудно «догнать» тех, кто является его сверстниками, но родившимся в срок.

    Поэтому, если малыш начинает ходить позже по этой причине, то это должно быть не поводом к расстройству, а стимулом еще больше физически развивать ребенка. Как правило, к году-полутора «ранние» младенцы выравниваются с родившимися в правильный срок;

    Седьмой пункт – болезни, стрессовые ситуации и расстройства неврологического характера. Как научить ребенка ходить самостоятельно в этих случаях?

    После болезни требуется время, чтобы малыш вспомнил все то, чему успел научиться до болезни. Если нежелание ходить у крохи связано со стрессом, то ему понадобится поддержка близких, чтобы он чувствовал себя в максимальной безопасности.

    Если хождение тормозят иные причины, связанные с нарушениями в организме по ортопедической или неврологической части, то лучший вариант – обратиться за квалифицированной помощью к врачам.

    Раньше существовало мнение, что принадлежность к определенному полу тоже имеет значение. Однако сейчас специалисты, которым задают вопрос: «во сколько начинают ходить девочки», отвечают: «так же, как и мальчики. По-разному.»

    Как научить малыша ходить и какую обувь выбирать для первых шажочков, смотрите в видео:

    Непростая наука: обучение

    Учиться чему-то новому – всегда сложно, особенно, когда твой рост менее метра, ты еще некрепко держишься на ногах, а любимые родители хотят, чтобы ты как можно быстрее начал ходить. Для того, чтобы малыш научился правильно ходить, часто требуется помощь его самых близких людей. Разберемся по порядку:

    В первую очередь, о том, как научить ребенка ходить, необходимо задумываться с младых ногтей – почти с рождения. Дело в том, что ежедневные укрепляющие процедуры, гимнастика, массаж – это основа развитых мышц и крепкого позвоночника. Подробнее об этом в статье: Как научить ребенка ходить>>> Второй важный момент – большие пространства. Не надо ограничивать мир малыша сеткой и бортиками манежа – только на свободе он быстрее всего научится ходить. Внимательный выбор обуви – важный момент, практически ключевой.

    Ведь очень многое в том, когда и как ребенок начинает уверенно ходить, зависит от обуви. В идеале – изготовленная из натуральных материалов, имеющая качественный задник и подошву. Обязательно наличие супинатора – это необходимо для того, чтобы своды стопы правильно формировались.

    Очень часто, когда у малыша проблемы со стопами, можно наблюдать, как ребенок ходит на носочках. В такой ситуации ребенок нуждается в консультации невролога и ортопеда, а также ему необходима специальная обувь.

    В этом случае надо немедленно обращаться за помощью к специалистам, которые смогут выявить причину и назначат комплекс лечебных процедур. В остальных моментах терять голову не стоит, пусть малыш развивается гармонично.

    Совершения переворотов и попыток сесть их малышом, как пришло время осваивать новые навыки. Речь идет о первых самостоятельных шагах, которые всегда очень неуверенные и могут заканчиваться падениями.

    Время, когда ребенок начинает ходить, сначала с опорой, а затем и полностью самостоятельно, остается в памяти родителей навсегда. Это и не удивительно, ведь их карапуз освоил первое и наиболее важное в жизни каждого человека движение. А вскоре он сможет достаточно уверенно, бегать и прыгать, что будет указывать на окончание младенческого периода.

    Вопрос, во сколько месяцев дети начинают ходить, не имеет четкого и однозначного ответа. Первые шаги дети в зависимости от своих индивидуальных особенностей развития могут делать в разном возрасте. Существуют лишь приблизительные сроки, на которые можно ориентироваться, однако особо огорчаться, если их малыш стал ходить раньше или позже – не стоит. Массаж и специальные упражнения могут в некоторой степени повлиять на этот процесс, однако, лишь косвенно.

    Средний возраст, в котором ребенок начинает самостоятельно ходить – это около 1 года, т.е. — 12 месяцев. Однако нормой считается, период с 9 месяцев до полуторагодовалого возраста.

    На то, во сколько месяцев ребенок делает первые шаги, оказывают влияние несколько предрасполагающих факторов:

    • генетическая предрасположенность, поэтому маме и папе следует поинтересоваться у своих родителей, во сколько месяцев они начали ходить самостоятельно;
    • вес ребенка, так как пухленькие малыши обычно начинают ходить несколько позже – им сложнее удерживать на неокрепших ножках массу тела;
    • половой признак также играет роль, ведь считается, что девочки начинают самостоятельно ходить раньше мальчиков;
    • темперамент ребенка, когда уравновешенные и пассивные детки не спешат делать первые шаги слишком рано, а непоседы, которые не могут долго сидеть на месте в одной позе, в виду своей любознательности при первой же возможности попытаются встать на ножки и пойти.

    Базовой подготовкой к освоению нового двигательного навыка становится развитие мышечного корсета, чему способствуют специальные упражнения, и улучшение координации движений, которые весьма интенсивно происходят у детей на первом году жизни. С освоением таких движений, как , вставание на ручках, вставание на ножки, к ребенку приходит ощущение уверенности в собственных силах. Когда малыш начал держать равновесие, это говорит о том, что он готов осуществить свои первые шаги.

    Как происходят первые попытки ходить

    Наверное, многие родители заметили, как грудничок в первые месяцы своей жизни пытается оттолкнуться стопами ножек от твердой поверхности, когда мама держит его в вертикальном положении под мышки. На самом деле, это вовсе не попытки ходить, а просто младенческий рефлекс. В таком возрасте ножки ребенка еще слишком слабы, а мускулатура – не достаточно развита, чтобы удерживать его тело вертикально.

    Мышцы ножек начинают развиваться у ребенка в тот момент, когда он учится самостоятельно переворачиваться, ползать и . Первые попытки встать на ножки малыш будет делать возле какой-либо опоры, например, у своей кроватки, дивана или другой мебели. При этом он будет ручками придерживаться за нее. Так постепенно малыш сможет путешествовать по дому, перемещаясь от одной опоры к другой. Вскоре родители заметят, как на несколько секунд, а затем и минут, он будет отпускать ручки и самостоятельно стоять у опоры. Возможно, он даже попытается поднять с пола любимую игрушку из такого положения.

    Спустя некоторое время малыш начнет шагать по дому с помощью взрослых. Также он научится самостоятельно сгибать коленки и садиться на пол из положения стоя. Так, ребенок постепенно освоит такие навыки как хождение с опорой, наклоны, приседания, которые будут предшествовать его первым шагам.

    Многие родители замечают, как их . Такая ситуация вполне может быть, ведь многие детки делают свои первые шаги именно на носочках, при этом стопы ножек будут развернуты наружу. Вообще походка маленького ребенка, который только что постиг этот навык, значительно отличается от походки взрослого человека.

    Вот некоторые типичные отличия:

    • малыш будет ставить стопы параллельного друг другу;
    • шаги ребенок выполняет без привычного перекатывания между пяткой и носком;
    • первые попытки обычно очень часто сопровождаются падениями, так как дети еще не могут удерживать центр тяжести.

    В виду перечисленных особенностей детской ходьбы родителям стоит быть особенно осторожными, стараться не выпускать ребенка из виду, страховать его попытки ходить самостоятельно, а также создать ему максимально безопасные условия для тренировок.

    Имеется в виду, что необходимо убрать из комнаты, где малыш учится ходить, все острые и колющие, а также хрупкие предметы. Не лишним будет также закрыть острые углы мебели. Если малыш упадет плашмя, то из-за хрупкости и не особенной крепости детских костей, существует вероятность получить сложный перелом.

    Если малыш часто падает и его попытки пройти по комнате не всегда удаются, для него очень важной будет реакция и поддержка родителей. Поддерживать его попытки следует ласковыми словами и спокойным тоном. Лишние движения родителей при этом не наилучшем образом оказывают влияние на формирование уверенности у малыша. Не стоит каждый раз, когда он усядется на попу, кидаться к нему и стараться его поднимать. В данном случае лучше дождаться, пока ребенок сам поднимется и продолжит свою ходьбу.

    Если малыш начал ходить слишком рано или поздно

    Ребенок начал рано осваивать ходьбу, многие родители радуются, и стараются всячески способствовать дальнейшему освоению этого навыка. Однако, на самом деле, особой радости в данном случае нет, так как в раннем возрасте у малыша может быть еще не достаточно крепкий позвоночник. Чем раньше ребенок начинает делать попытки ходить, тем больше нагрузка возлагается на неокрепшие мышцы ножек и позвонки. Такая ситуация может в дальнейшем привести к искривлению ножек и неправильному формированию стоп.

    Если первые попытки передвижения несколько запоздали и ребенок не начал ходить к году, то возможно его мышцы еще не достаточно окрепли, чтобы удерживать тело в вертикальной позиции. Обычно такие детки позже начинают переворачиваться, пытаться садиться и ползать. Однако в случаях, когда процесс слишком затянулся, лучше всего обратиться к врачу , который сможет установить, есть ли у ребенка проблемы, например, с ослабленным иммунитетом.

    Роль родителей в освоении ходьбы

    Родители, детки которых слегка запаздывают с первыми шагами, могут попытаться самостоятельно помочь им в этом. Например, очень эффективными в таких случаях являются массаж и специальная гимнастика.

    Среди посильного участия родителей следует отметить следующие мероприятия:

    • предоставьте малышу свободное пространство для освоения нового навыка, где будут присутствовать удобные опоры в виде мебели, например, дивана;
    • на полу, где ребенок пытается ходить, следует расставить его любимые игрушки, что будет стимулировать его наклониться и любым способом их достать;
    • необходимо систематически делать массаж, направленный на укрепление мышц;
    • выполняйте комплекс специальной гимнастики, с упором на упражнения на сгибание и потягивание ножек;
    • обеспечьте ребенку удобные игрушки-каталки, с помощью которых он сможет уверенно выполнять первые шаги.

    Первая обувь для первых шагов

    Как правило, первые в своей жизни шаги ребенок начинает выполнять без обуви, босиком или в пинетках. Как только выполненных шагов будет становиться больше, необходимо позаботиться о комфортной обуви.

    Лучше всего отдавать предпочтение при покупке сандаликам или ботиночкам из мягкой кожи или замши с твердым задником и гибкой подошвой и супинатором.

    На обуви для самых маленьких уместен будет небольшой каблучок, так как это предотвратит падение назад.

    Однако с появлением обуви, не стоит лишать малыша возможности передвигаться босиком. Помните, что выполнение шагов босыми ножками заменяет ребенку массаж, а также способствует раннему закаливанию.