Ребенок крадет вещи в школе что делать. Ребенок ворует деньги у родителей: что делать

Специалисты, работающие с детьми, знают: практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. При этом большинство взрослых на случаи детского воровства реагирует очень остро: растерянность ("Как это могло произойти с моим ребенком?"), паника ("Что подумают окружающие?""", "Я плохой воспитатель…"), желание "наказать так, чтоб неповадно было". Важно, как мы отнесемся к ситуации, если это произошло с ребенком в первый раз (или мы заметили это в первый раз). Конечно, наша реакция будет зависеть и от возраста ребенка.

Термины "кража", "воровство" вообще неприменимы к дошкольникам, потому что мир реальный и мир их фантазии неразделимы. Осознать свой дурной поступок они еще не в состоянии.

Если такое случилось с ребенком, которому еще не исполнилось четырех лет, его проступок трудно назвать настоящей кражей. Малыш еще не в состоянии различать "моя вещь" - "чужая". Ребенок постарше (четыре - шесть лет) уже способен понимать границы собственности. Но ему пока трудно сдерживать свои желания и порывы: захотелось, знаю, что не мое, все равно взял. Причем ценность вещи при этом для него роли не играет. Взрослые же обычно бывают более шокированы произошедшим, если это дорогая вещь, чем когда речь идет о какой-нибудь мелочи - пластмассовая игрушка, например.

Детям нужно преподавать уроки о личной собственности и что нельзя брать что-либо без разрешения. Дети в возрасте до пяти лет вообще эгоистичны, и зачастую их основная цель найти и взять то, что им хочется. Именно поэтому родители должны приучить ребенка спрашивать разрешения, чтобы взять, позаимствовать или воспользоваться чьим-либо имуществом.

Существует множество причин, по которым дети могут брать чужие вещи .

Ребенок может испытывать сильное желание владеть чем-либо (чаще всего какой-то игрушкой), с которым малыш не в состоянии справиться. Видя новую игрушку у сверстника, о которой сам давно мечтал, и, улучив момент, он её прячет или уносит домой. Причиной такого поведения является особенность сознания ребёнка-дошкольника: для него такие понятия как "моё", "твое", "чужое" абстрактны и непонятны.
Простой пример: двух - трёхлетний малыш еще не способен понять, что такое собственность и принадлежность, а как следствие этому на прогулке или в гостях ребенок хочет взять себе любую понравившуюся игрушку. Ненадо называть его вором, лучше рассказать ему, что это чужая игрушка, и поэтому брать ее нельзя, ведь сам ребенок этого еще не знает и без помощи взрослых не может понять, что чужие вещи брать нехорошо. Об этом родители должны ему рассказать и не раз, рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.

Ребенок мог захотеть сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина так же связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремиться тем или иным способом сделать маме приятное - и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову.

Дети могут чувствовать, будто они «нашли» вещь, которая не принадлежит им, а соответственно, они могут оставить ее себе. Родители должны научить своих детей, что «найденные» предметы, не обязательно должны оставаться в их собственности.

Дети могут воровать, чтобы привлечь к себе внимание. Часто, они ищут внимания со стороны не только родителей, но также со стороны сверстников, братьев или сестер. Желая привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи.

Дети учатся на примере взрослых. Когда ребенок видит, как родители забирают вещи с работы, от соседей или даже из магазина, они являются примером воровского поведения.

Некоторые дети, которые воруют, чувствуют, будто им не хватает чего-то, что есть у других детей. К примеру, у некоторых друзей ваших детей есть карманные деньги. Родители могут не видеть в этом необходимости, или у них нет возможности давать карманные деньги ребенку, поэтому ребенок начинает воровать деньги, чтобы удовлетворить свои потребности.

Некоторые дети воруют, чтобы обрести контроль или власть.

Ребенок может украсть, желая наказать кого-либо или отомстить ему.

Как себя вести, если дошкольник принес домой чужую вещь?

Сначала попробуйте разобраться, что же на самом деле произошло. Например, малыш просто поменялся с другим ребенком. А если игрушка эта из детского сада или из кабинета детского врача? Понятно, что надо вернуть ее на место. Но при этом стоит задуматься: возможно, мы не слишком внимательны к потребностям ребенка. Или это была именно та вещь, которую он давно хотел иметь?

Как быть, если выяснилось, что игрушка или вещь - собственность другого ребенка? Важно разобраться в нюансах ситуации. Принесена ли эта вещь в дом открыто и ребенок сам рассказал о ней? Или вы нашли ее спрятанной среди домашних игрушек? Какие отношения сложились у него с хозяином вещи? Возможно, он хочет обратить на себя внимание этого ребенка. Или таким образом выказывает свою власть над более слабым.

Испытывает ли он чувство вины, когда вещь обнаружена? Если он не стыдится и не жалеет о своем поступке, нужно высказаться строго и однозначно: вещь должна быть возвращена, вы осуждаете произошедшее. Вы надеетесь, что ваши сын или дочь уже знают, что это плохой поступок, и не повторят его.

Пожалейте малыша, и ему сразу станет стыдно. Помогите исправить то, что он совершил. Как можно бережнее и тактичнее отнеситесь и к нему, и к его поступку.

Если малыш понимает свою вину, перенесите акцент на переживаниях и чувствах человека, лишившегося любимой вещи, как ему плохо и т. д. И помогите своему ребенку вернуть вещь или игрушку без излишних унижений и публичных разбирательств, лучше сделать это наедине с хозяином вещи. Ребенок может предложить какую-то из своих игрушек и разрешить взять ее домой, чтобы поиграть. Как только ребенок поймет и согласится, что его поведение было неправильным, дайте ему возможности исправиться.

Если ребенок был замечен в краже :

    - не угрожайте ребенку в случае отказа признать вину. Ваша явная агрессия сразу же заведет его в тупик. Лучше спросить напрямик, брал ли он что-нибудь чужое, чем стараться силой заставить его признать свое поражение и то, что он "вор".

    Не называйте его вором, не навешивайте ярлыки предсказывая уголовное будущее.

    Не сравнивайте его с другими детьми или с собой в детстве, не добивайтесь того, чтобы он чувствовал себя пристыженным и подавленным ("Мне стыдно за тебя", "Никому из родителей не приходится так краснеть", "Мой сын не мог так поступить" и т. п.);

    Не устраивайте судилище за каждый, даже незначительный проступок ребенка - иначе он будет скрывать от вас все;

    Не обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали - при всех.

    Не обращайтесь к ребенку с риторическими вопросами типа "Как ты мог?" и пр. - это совершенно бесполезно и даже вредно.

    Не возвращайтесь к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в сознании ребёнка.

    Не напоминайте ребенку о случившемся, если он совершил другой проступок, не имеющий отношения к кражам.

Помните о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие, ошибки в системе воспитания.

К основным ошибкам в воспитании, способным спровоцировать детское воровство можно отнести следующие:

  • отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой - "закрывают глаза" на проступок: грозились наказать, но не наказали;
  • несогласованность требований взрослых (папа разрешает, а мама запрещает);
  • "двойная мораль" - когда внушения и требования родителей расходятся с их поступками в той же ситуации (например, родители внушают ребёнку, "что брать чужое нельзя", а сами приносят с работы то, что "плохо лежит". Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа.);
  • ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле "кумир семьи": ребёнок растёт с мыслью "я лучший и единственны", ему трудно научиться считаться с мнением других людей, ведь он ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь" - с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их "чудо-ребёнка";
  • тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. При этом одни дети занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. А другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

    Что могут сделать родители чтобы предотвратить случаи воровства.

      Поговорите со своими детьми о воровстве. Данная беседа должна включать в себя понятие того, что является, а что не является воровством. Такую беседу, в зависимости от способностей ребенка, можно проводить в возрасте от четырех до пяти лет. Объясните ребенку, что воровать - это плохо.

      Ваш ребенок должен знать, что нельзя трогать чьи-либо вещи без разрешения.

      Убедитесь, что ваш ребенок знает, что воровство может стать причиной потери друзей, потери доверия, а также неприятного чувства после кражи.

      Ребенок должен знать, что с вашей стороны последуют решительные меры с неприятными последствиями. Ребенок должен вернуть вещь владельцу, либо заплатить за нее. Если у вашего ребенка нет денег, он должен выполнить дополнительную работу, чтобы заработать денег. Ребенок должен отвечать за неправильные действия.

      Если ваш ребенок ворует у других детей вещи и предметы, в которых он нуждается (карандаши, бумага и ручки), объясните ему, что нельзя брать чужие вещи, а лучше просто попросить все необходимое у родителей - вы сами купите ему все, что нужно.

      Убирайте вещи, которые вы не хотите, чтобы ваш ребенок взял, в те места, где он не сможет до них добраться.

      Объясните ребенку, что у него в ближайшем будущем будет возможность получить определенную вещь. Это научит вашего ребенка терпению и отложенному вознаграждению.

    Если ваш ребенок ворует, вы должны это пресечь - но только если вы абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Вы должны ему сказать, что его поведение неприемлемо, но в то же время важно заверить малыша, что очень его любите - даже если не одобряете сейчас его поведение.

    Подумайте, прежде чем приступать к решительным действиям. Бесспорно, воровство не должно оставаться безнаказанным, но только если вы уверены, что и ребенок считает это наказание справедливым. Возможно ваша строгость не только не избавит его от дурных наклонностей, а только спровоцирует массу иных, не менее вредных поступков. Пережив наказание, ребенок, скорее всего, научится ловчить, скрытничать, обманывать, боясь лишь одного - быть разоблаченным. Но разве только страх наказания удерживает детей от желания взять чужое?

    В заключении скажем о том, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о том, что вашему ребёнку не хватает любви и внимания.

    И снова всем здравствуйте! Мы уже довольно много разобрали тем, связанных с поведением наших детей, от которого порой краснеем и бледнеем. Сегодняшний разговор – не исключение.

    Приходилось ли вам слышать: «Ваш ребёнок ворует!»? А может вы стали подмечать, что в кошельке как-то странно тают деньги? Хорошо, если с таким инцидентом в вашей семье не сталкивались. Но бывают случаи, что и в благополучный дом вдруг стучится беда, обжигающая стыдом. Что делать если ребенок ворует?

    План урока:

    У стыдной проблемы есть возраст

    Предлагаю не обсуждать тех детей, которые встают на путь воровства по примеру старших, воспитываясь в неблагополучных семьях. Трудно рекомендовать что-либо таким родителям, для которых присвоить чужое – в пределах правил.

    Наш объект исследования – ребёнок домашний, у которого, с одной стороны, вроде всё есть, а с другой стороны, оказывается, чего-то для полного счастья не хватает. Вступает послушное чадо в ряды воришек, зачастую прекрасно осознавая, что совершает непристойный поступок и при этом дружит со своей совестью. А когда он начинает понимать, что «такое хорошо и что такое плохо»?

    Как быть, если трёхлетнее чадо без пригляда родителей зацепило в магазине с полки заветный чупа-чупс и довольное, уверенное в себе шурует мимо кассы? Понимает ли ребёнок, что в этот момент совершает плохой поступок или это для него норма? В таких случаях никому не приходит в голову сразу клеить малышу штамп «вор».

    Понимание того, как разделять «моё» и «чужое» обычно появляется после трёх лет. В этот период развивается самосознание, до него мы пытаемся достучаться, когда находим в кармане детской куртки чужого робота, добровольно подарить которого хозяин игрушки ну никак не мог.

    Уличали ли вы своих детей, что они таскают конфеты, запрятанные от них подальше?

    Наши следопыты нюхом чувствуют, где таится заветный кулёчек и с каждой новой попыткой стащить то, что запрещено, становятся аккуратней, тщательно заметая следы. Пакетик завязывается на тот же самый «морской» узел, кладётся точно туда же, откуда был приватизирован на время.

    Называем ли мы это воровством? Наверное, да, ведь в таких случаях часто укоряем сладкоежку, что брать без спроса нехорошо, приводим примеры воришек из сказок и берём честное слово, что такое не повторится. Но в таких случаях мысли не возникает, что это может послужить поводом для более серьёзных проблем.

    Причём, чем старше становятся наши дети, тем чаще такие поступки начинают ассоциироваться у нас с кражей. И возраст здесь становится той самой причинно-следственной связью между мотивом и преступлением, когда чужие вещи присваиваются осознанно.

    По-серьёзному, по-взрослому, начинают воровать подростки, обычно объектом служат деньги у родителей, и это становится семейной проблемой, решить которую можно, «не вынося сор из избы».

    Гораздо хуже, если объектом «для шестого пальца» станут вещи одноклассников в школе. Тут «шила в мешке не утаишь». Придётся вместе с родителями учеников и педагогами искать причины, почему именно ваш ребёнок так поступил.

    Несколько ответов на одно «почему?»

    Психологи говорят, что каждый первый когда-либо что-либо брал чужое без спроса, проще говоря, становился воришкой. На время или насовсем, но брал и становился. И если вы сейчас готовы утверждать, что у вас такого не было, скорее всего, вы плохо пошуршали в памяти.

    Несвоевременное родительское «чужого брать нельзя» даёт почву для роста будущего воровства, которое сводится к трём основным зачем:

    1. потому что вопреки бунтующей совести есть навязчивое желание владеть понравившейся вещью,
    2. потому что сложилась психологическая неудовлетворённость,
    3. потому что не хватает силы воли и не привиты нравственные ценности.

    Ну о-о-очень хочется!

    Необузданное желание поиметь у себя именно вот это, и ты не устоял! В этих поступках признаются редко, да и случаются они обычно раз-два и не повторяются. И главные отличия у такого поведения – понимаю, что нехорошо, но искушение берёт верх над разумом. Поддаться на провокацию помогают соблазны – оставленные на виду привлекательные вещи или деньги, и тогда ребёнок с бесконтрольным желанием на «хочу» не может сказать «нет».

    При этом детский мозг находит всяческие оправдания осознанному поступку. Если вы ползали по чужим садам и огородам – это как раз тот повод сказать, с вами случалось такое мелкое воровство, которое пусть и называют зачастую обычным хулиганством.

    Краду для самоутверждения

    Обратить на себя внимание можно разными способами. Зачем дети крадут у родителей деньги? Да часто просто чтобы удивить друзей, накупить им конфет и наестся до отвала. Или приобрести заветный гаджет, чтобы понтануться, говоря подростковым языком, перед сверстниками – вот, смотрите, у меня тоже есть! Покупая друзей, обделённые вниманием дети повышают значимость в обществе.

    Свобода выбора

    Вот скажите, диктует ли нам, взрослым, в магазине кто-нибудь, покупать новую вещь или нет. Мы, конечно же, решаем сами: берём кошелёк и с чувством удовлетворённости несём приобретённую новинку домой. А что делать детям, когда на просьбу карманных денег они получают в ответ: «У тебя всё есть, зачем тебе. Я тебе куплю!»

    Но ведь для подросшего ребёнка это важно – тратить самому, даже пусть на всякую ерунду. И он начинает искать, где взять немножко денег, пытается отчаянно накопить, а если не получается, может и позаимствовать.

    Психологически неудовлетворён

    Как часто дети делают что-то назло или из мести. Чем не повод отомстить родителям, у которых нет на него времени, забрав часть денежных средств. А почему бы не взять вещь у одноклассника и стать для семьи плохим?! Пусть их вызовут к директору и ругают, как они ругают дома меня! Избыточный контроль тоже может стать причиной краж – такой способ ребёнок выбирает в качестве протеста.

    Мишень для вымогательства

    Не нужно исключать, что иногда воровать деньги из дома подростки начинают для старшеклассников. Угрозы и запугивание – причина недостойного поступка.

    За компанию

    Попав в непростое окружение, которое подворовывает и вымогает деньги у других, подростки совершают кражи за компанию, чтобы не прослыть слабаком и пройти «проверку».

    Пробелы воспитания

    Вы улыбаетесь, когда малыш из детсада притащил чужую игрушку – какое недоразумение! Спустя какое-то время он принёс что-то поважнее – какой предприимчивый! Ожидайте плоды своих улыбок – ребёнок привык, что чужое брать можно.

    По горячим следам

    Какие наши первые действия, когда юный воришка попался? Крики, вопли, требование всё рассказать и признаться в том, что было и не было. А вот совет психолога совершенно другой: главное – спокойствие, без паники!


    Как избежать воровства?

    1. Во-первых, прививайте понятие своего и чужого как можно раньше, не забывая объяснять про ответственность: взял чужое – верни, что-то испортил – возмести ущерб, кого-то обманул – расскажи правду.
    2. Во-вторых, всегда живите по формуле: «Люби и доверяй», давая понять, что ребёнок – это часть вашей жизни. Задушевные беседы чаще проливают свет на проблему и позволяют предотвратить непоправимое.
    3. В-третьих, давайте детям карманные деньги в том количестве, в каком считаете нужным. При этом научитесь разумно отказывать, когда «наглость не знает границ».

    И, конечно, как всегда в любой детской проблеме оглядывайтесь на себя. Любите заглянуть в детский личный дневник или прошерстить его телефон, не уважая чужую собственность? Чего же вы ждёте взамен?

    Время от времени приносите с работы «завалявшуюся» пачечку бумаги или ставшие вдруг бесхозными дырокол или степлер? Не удивляйтесь, что рано или поздно ребёнок начнёт таскать из школы «ничьи» ручки и карандаши.

    А вы сталкивались с детским воровством? Или может в юности грешили этим сами? Хотелось бы услышать ваши истории в комментариях, ведь пути из сложных ситуаций проще искать сообща.

    На новости блога не забыли подписаться? Хорошо! Теперь вы точно не пропустите выход новых интересных статей)

    Отличной погоды в доме вам!

    Евгения Климкович!

    И ворует? Деньги - неотъемлемая часть нашей жизни. Дети начинают понимать это с младенческих лет. Один ребенок, единожды украв, раскается и больше никогда этого не сделает. Другой, почувствовав «вкус», продолжает так же поступать, несмотря на уговоры и наказание. В этой статье попробуем разобраться в причинах воровства и в поведении родителей, чтобы избежать возможности вырастить из ребенка асоциальную личность.

    Причины воровства

    Большая проблема в семье, когда дети воруют. Это значит, что они страдают. Дети не всегда сами понимают свои страдания или не думают об этом. Так как слишком болезненно воспринимают свое неадекватное поведение. Если ребенок начал воровать, то этот сигнал тревоги нельзя пропустить. Скрывая или отвергая мысль о том, что появляющиеся в доме вещи, якобы найденные на улице или подаренные другом, ребенок на самом деле просто украл, родители теряют момент искоренения пагубной привычки на корню. Первая задача родителей - узнать, почему дети воруют и как отучить ребенка от этого.

    Неправильная модель поведения мам и пап проявляется в отсутствии видения ими плохого поведения малыша. Некоторые считают ничего не значащим поступком, если ребенок взял чужую вещь. За своей работой родители не видят изменения в поведении своего чада, его возросших потребностей. Это проявление общей педагогической неграмотности.

    Почему малыш ворует? Вариантов детского воровства несколько:

    • Ребенок делает это только иногда. Он тащит всякую мелочевку, но только в подходящей ситуации.
    • Ребенок, несмотря на скандалы, физическое и моральное наказание, ворует часто, все подряд, в разнообразных ситуациях.

    В первом варианте есть возможность, что при благоприятной обстановке воровство сойдет на нет. Во втором - налицо потеря времени в воспитании ребенка. Существует опасность, что ребенок вырастет асоциальной личностью. На практике такие дети уже не совсем контролируют свои позывы украсть. Но проблемы проявляются не только в этом. Не ладится учеба, нет понимания в отношениях с ровесниками, нет желания вообще что-то делать. Это означает, что потерян волевой контроль. Во время школьного кризиса, с 7-8 лет, у ребенка вырастают потребности, неконтролируемое желание иметь определенную вещь усиливается.

    Пример взрослых

    Ребенок в подростковом возрасте чаще копирует своих «предков». Именно по этой причине дети родителей, находящихся в местах заключения за кражу, лезут в карман рядом стоящего человека. К сожалению, такое случается крайне часто.

    Геройский или постыдный поступок?

    Как отучить ребенка 8 лет воровать? Чаще всего он ворует отнюдь не потому, что очень нуждается и ему не хватает карманных денег. Причиной может стать желание выделиться среди своих друзей, получить от них одобрение, показаться более крутым. Не секрет, что в воровстве дети не видят криминала. В своей среде это принимается за «ловкость рук». Такое поведение одобряется собравшимися в группу детьми, особенно в подростковом возрасте. Именно стадный инстинкт чаще всего подталкивает ребенка из благополучной в финансовом плане семьи на совершение кражи. Рассказы о «геройском поступке» - воровстве лидера дворового сообщества, провоцируют на эти же подвиги других, более безвольных детей. Детям интересно находиться в окружении сильных ребят. Если самооценка ребенка занижена, он будет воровать и хвастаться этим только по той причине, чтобы не показаться слабаком.

    Если ребенку в детстве не объяснили, «что такое хорошо и что такое плохо», не научили нормам морали, подкрепляя все это своим поведением, ребенка как личность можно потерять навсегда. Дети - это сырец, из которого лепится самодостаточная личность. Психологами изучалась ситуация, когда воровством занимается ребенок обеспеченных родителей, семья которого вполне может показаться образцовой, но проблема есть, и ее надо решать. Ошибка родителей в воспитании начинается в тот момент, когда они при принесенной из садика, умиляются его предприимчивости. Родители таким поведением дают ребенку добро на то, что чужое можно брать.

    Вымогательство

    Не секрет, что старшие дети могут отбирать у младших деньги. Ребенок, который не имеет доверительных отношений с родителями, впоследствии может не только воровать деньги, но и выносить из дома вещи.

    Что ребенок стал жертвой вымогательства, можно определить по его поведению. Он изворачивается, обманывает, плачет. Если в семье нет доверительных отношений, он будет скрывать, что его заставляют воровать. С одной стороны, он боится непонимания своих родителей и неправильного реагирования на это, с другой - угроз и избиения со стороны сверстников. Если шантаж все-таки выявится, когда ребенку за непослушание грозит физическая расправа, в ситуацию должны вмешаться правоохранительные органы.

    Мотив воровства из лучших побуждений несколько отличается от других причин. Не имея возможности сделать близкому другу или родственнику подарок, он может пойти на неблаговидный поступок. В детстве еще не полностью сформированы нравственные правила жизни. Возникшее желание сделать подарок посредством воровства еще не тормозится жизненными устоями.

    Разновидность воровства - импульсивное

    О том, как отучить ребенка воровать деньги, мы расскажем далее. Сначала рассмотрим виды данного явления. Несмотря на разные причины возникновения воровства, психологи выявили несколько его разновидностей.

    Иногда ребенку сложно устоять перед открыто лежащей, желанной вещью. Это считается импульсивным воровством. Ребенок понимает, что это плохо, что воровать нельзя, но соблазн велик, а психика еще не устоявшаяся. Ребенку трудно сопротивляться возникшему желанию обладать этой вещью. Стыд отходит на второй план.

    Протест как причина воровства

    Причиной воровства в виде протеса является заброшенность ребенка в семье. Родители мало общаются со своим чадом, увлечены работой, хобби, отдыхом, а ребенок не вписывается в эти планы. Возможно, ребенка любят, но он не чувствует любви. Одиночество становится невыносимым. Ненужность его присутствия в жизни родителей оказывает тяжелое последствие на развитие его психики. Из-за желания обратить внимание мамы или папы на свое существование, ребенок начинает воровать. Чем ярче проявление родителей на его поступок (крики, скандал, слезы, физическое наказание), тем чаще будет возникать потребность украсть, чтобы родители про это узнали. Ведь впоследствии он на какое-то время становится центром внимания своих родителей. Они вспоминают о его существовании. Протестные причины воровства могут быть также от большого количество запретов в семье. Если желание ребенка иметь карманные деньги на свои нужды зарубается на корню, он обязательно начнет воровать. Такие поступки в этом случае являются борьбой за независимость, пусть даже в таком искаженном виде.

    Ребенок из бедной семьи не может похвастаться перед сверстниками современным телефоном. Потому может стать предметом насмешек со стороны более обеспеченных детей. Чтобы избежать этого, ребенок может пойти на воровство денег своих родителей, тем самым неосознанно мстить им за отсутствие финансового благополучия в своей жизни. Виновниками этого он считает своих родителей-неудачников.

    Клептомания у детей

    Единственное воровство, считающееся болезнью - это клептомания. Желание украсть не поддается контролю даже у детей с четко установленными нормами морали. Целью такого воровства не является получение материальной выгоды. Это психическое расстройство, наличие которого может определить только специалист - психиатр. Болезнь требует обязательного медикаментозного лечения вместе с наблюдением психотерапевта за течением патологии.

    Как отучить ребенка воровать и врать? Что делать нельзя?

    Рассмотрим действия, которые родители не должны делать ни в коем случае. Иногда мамы и папы в своем желании отучить ребенка от пагубной привычки действуют за гранью разумного. Так как отучить ребенка воровать деньги? Совет психолога звучит так: «Нельзя ругать ни в коем случае!» Угрозы посадить ребенка в тюрьму, вызвать полицию, рассказать всем о его поступке ни к чему хорошему не приведут. В этот момент дети, как никогда, нуждаются в любви, понимании и поддержке своих родителей. Не угрожайте, не возмущайтесь, не обзывайте преступником и т. п. словами. Навешивание таких серьезных ярлыков может серьезно нарушить неокрепшую психику ребенка и озлобить его душу. Как отучить ребенка воровать и не навредить ему? Давайте рассмотрим то, что родителям делать нельзя:

    1. Сравнение не в пользу ребенка с другими детьми тоже ничего хорошего не сулит ему для его будущего. Какой ребенок плохой, как противен его поступок, в отличие от соседнего малыша-ангела. Это не те слова, которые ждет от своих родителей малыш. Впоследствии это приведет к стойкому убеждению ребенка в своей никчемности, унизит его самооценку. Это впоследствии скажется на основном выборе направления его жизни. Это также может стать причиной продолжения желания воровать.
    2. Нельзя разбирать проблему воровства при посторонних людях. Если воровство выявилось в гостях или где-то в общественном месте, то не устраивайте разборки прямо там. Такое деяние обсуждается только в привычной для ребенка домашней обстановке, тихим голосом.
    3. Если ребенок сказал, что никогда больше такое не повторится, ни в коем случае нельзя возвращаться к обсуждению проблемы воровства до нового его выявления. Тем самым ребенку дают понять, что ему верят и любят.

    Ребенок ворует. Причины и способы борьбы с этим неблаговидным поступком

    Выявление причины воровства и краж - одно из самых главных действий для устранения воровства в будущем. В этой статье уже обсуждались причины такого поведения детей. Как отучить ребенка воровать деньги у родителей? Каждая причина требует своего уникального разбирательства:

    1. Если причиной является плохая компания, то, значит, надо мягко подвести ребенка к мысли о том, что таких друзей в его жизни быть не должно.
    2. Ваш ребенок обеспечен материально, но ему не хватает душевного тепла мамы и папы, значит, дайте ему это в достатке. Восполните пробел в любви к нему. Покажите своими действиями, как он дорог именно такой. Его поступок никак не отразится на вашей любви к этому маленькому существу.
    3. Вы поняли сами или в этом признался ребенок, что его шантажируют и вымогают деньги. Что делать? Ваши действия зависят от возраста вашего чада. Если он ученик начальных классов, а вымогатели старшеклассники этой школы, то как поступить? Возможно, будет достаточно обращения к директору школы с претензией на отсутствие безопасности нахождения вашего чада здесь. Если ребенок сам является старшеклассником, а вымогателями являются его одноклассники или сверстники из другого класса или школы, тогда эту проблему может решить старший брат или отец. Взрослый человек должен встретиться с шантажистами и жестко решить проблему. Если и после этого ребенок приходит домой подавленным и побитым, то только обращение в полицию приведет к нужному результату.
    4. Если причиной воровства стало желание сделать подарок маме, а денег на это не было и ребенок выбрал такой способ его покупки, что делать? Ему надо мягко объяснить, как мама рада, что он помнит о ее дне рождения, как она любит такого сына (или дочь). Но в то же время сказать о том, что, если бы презент был сделан своими руками, для не это было бы гораздо приятнее, чем принимать презент, зная, каким способом он приобретен.

    Как отучить ребенка воровать? Обязательное выяснение отношения чада к своему поступку является одним из гарантов отсутствия таких его действий в будущем. Вы с вашим ребенком обязательно должны вернуть украденную вещь хозяину. Объяснение его поступка при возврате не должно обсуждаться с посторонними. Ведь это мог быть случайный, импульсивный поступок.

    Воровство игрушек

    Если ребенок ворует деньги у родителей, как поступить? Реакция на выявление воровства у мамы с папой должна быть адекватной. То есть соизмеримой с поступком и возрастом ребенка.

    Например, многим интересно, как отучить ребенка воровать игрушки. В данном случае психологи советуют предоставить ему возможность выйти из создавшегося положения самостоятельно. Например, мы имеем дело с малышом, который первый раз уличен в воровстве. Если мама убеждена, что именно ее ребенок взял чужую игрушку, надо дать возможность ее вернуть незаметно. Малыш интуитивно понимает, что совершил неправильный поступок. Но ему стыдно открыто сказать об этом. Поэтому подскажите ему: «Наверно, домовой захотел поиграть с этой машинкой? Давай уговорим его отдать ее». Также обязательным психологическим приемом является убеждение ребенка рассказать подробно, как это случилось. Вина обязательно должна быть доказана. Нет гарантии, что вашего сына или дочь обвиняют в краже обоснованно. На ребенка благотворно повлияют ваши попытки защитить его. Плохой признак, если при всем доказанном он врет и изворачивается, чтобы уйти от ответственности. В том случае надо донести до него невозможность такого поведения. Обман недопустим по отношению к другим людям. Принципы ответственности за проступки никто не отменял. Ваш ребенок должен усвоить жизненный порядок: если украл - должен вернуть, если нанес вред - возместить его, если обманул человека - сказать правду. Но ни в коем случае нельзя выбивать признание. Тогда установление причины проступка будет невозможным. Раскаяние и признание должны быть добровольными и вызывать удовольствие от сделанного.

    В будущем надо добиваться, чтобы ребенок спрашивал разрешения у взрослых перед тем, как брать определенную вещь.

    Не отталкивайте ребенка!

    По данной теме психологи дают советы. Как отучить ребенка воровать, чтобы это было для него безболезненно? Не отталкивай его от себя. Ситуации, когда стало известно о его неблаговидном поступке, требуют от него мобилизации всех душевных сил. Сейчас ему требуется ваша забота и любовь, как никогда. Душевные беседы о его жизни, стремлениях помогут пережить его «падение» вместе с мамой и папой. Разделение душевной боли с близкими людьми поможет ребенку избежать душевной травмы.

    Сейчас никак нельзя оставить сложившуюся ситуацию без присмотра. Как отучить ребенка воровать? Совет психолога по данном вопросу звучит так: внимательно следите за его окружением, больше общайтесь с классным руководителем и воспитателем. Ребенок много времени проводит в школе или детском саду. Поэтому они смогут увидеть изменения в его поведении. Нельзя не реагировать на появление у ребенка чужих вещей. Общеизвестно, что дети младшего возраста имеют привычку меняться игрушками. Но если он приносит из садика дорогие вещи, это служит поводом выяснить причину их появления. Детей старшего возраста надо учить копить деньги на вещь, которую они хотят приобрести. Это могут быть денежные подарки на день рождения и другие праздники. Ребенок прислушается к вашим советам не транжирить полученные средства, если его убедить, что реально их накопить и купить то, что хочется.

    Как отучить ребенка воровать у родителей? В семье оба родителя должны вести одну линию воспитания. Отношение ко всем детям в семье должно быть одинаковым. Только в этих случаях вы будете уверены, что в будущем они не будут испытывать негатива друг к другу. Все обиды между близкими родственниками имеют корни из детства.

    Желание ребенка получить какую-либо вещь часто пресекается родителями строгим: «Нет денег!». И вот тогда в детской голове созревает план о том, как завладеть полюбившейся вещью любыми способами. Из дома начинают пропадать купюры или монеты, а в доме появляться вещи, которые не были куплены или подарены родителями. Что же делать, если ребенок ворует? Неужели в этом случае он обязательно пойдет в будущем по скользкой дорожке? Нет, совсем не обязательно! Специалисты утверждают, что более 80% взрослых в детстве хоть раз взяли что-нибудь чужое. И далеко не каждый из них сделал воровство своим «призванием».

    Основные причины детского воровства

    • Неудовлетворенность психологического характера. Если причина именно в этом, то ребенок начинает воровать не только у родителей, но и у одноклассников, близких людей. Такое поведение характерно младшим школьникам и подросткам. Обычно в семьях таких детей царит напряженная атмосфера, которая выражается в эмоциональном холоде членов семьи друг к другу. Иногда причиной воровства является насилие над ребенком в семье или в коллективе. Маленький человек, воруя, вымещает таким образом свою обиду и злость, а не воспринимает присваивание чужого, как способ обогащения.
    • Низкая самооценка и слабо развитые навыки общения. Ребенок не знает, как правильно общаться с другими, не умеет знакомиться с детьми, сильно застенчив и закрыт. При помощи воровства он хочет повысить собственное самоуважение, получить признание коллектива.
    • Неуемное желание завладеть понравившейся вещью. Ребенок, возможно, отдает себе отчет, что делает неправильно, воруя чужую вещь, но желание обладать ею настолько велико, что приглушает голос разума. Иногда такие «преступления» не бывают раскрыты, ведь ребенок тщательно планирует эту акцию до самых мельчайших подробностей, «заметая следы». Взрослым приходится только догадываться, куда делся игрушечный робот соседского мальчика Пети.
    • Привлечение внимания к своей персоне. Очень часто можно услышать истории о детях из богатых семей, которые уличены в воровстве из магазина. Казалось бы, этот ребенок имеет все, так почему же его привлекают подобные авантюры? Все очень просто - он хочет привлечь к себе внимание родителей или других значимых в его жизни людей. Взрослые, слишком сосредоточенные на зарабатывании денег, часто «откупаются» от своих детей подарками и деньгами. Они забывают, что детям в первую очередь необходима любовь и внимание.
    • Малообеспеченная семья. Воровство может быть вызвано недостатком материальных благ в семье. Ребенок видит, что у других детей есть вещи и карманные деньги, которых нет у него. Воруя их, он «восстанавливает справедливость» в своем мире.
    • Родительский пример. В некоторых случаях ребенок перенимает поведение родителей, которые не считают мелкое воровство на работе или в магазине преступлением. Они приносят с работы разные вещи, хвастаются своим друзьям, как смогли незаметно вынести бутылку пива из магазина, не расплатившись. Такие действия являются ярким примером воровского поведения, которые впоследствии копирует их чадо.

    Психологи считают, что воровать не будет тот ребенок, который растет в атмосфере эмоционального благополучия, которому привили правильные нравственные принципы. Такие дети умеют контролировать свои желания и никогда не возьмут чужую вещь, как бы им этого ни хотелось. В некоторых случаях причиной воровства может стать общение с плохой компанией. Ребенок ворует, чтобы повысить авторитет и стать своим среди проблемных сверстников. Задача родителей ненавязчиво отстранить свое чадо от общения с такими детьми.

    Что делать родителям, если они уличили своего ребенка в воровстве

    В первую очередь необходимо докопаться до первопричины такого поступка. Если ребенок ворует, желая кому-то отмстить, то родители должны мягко, но уверенно убедить его в деструктивности подобного поведения. Психологи советуют проиграть конфликт до мелочей. Не нужно обзывать маленького человека воришкой и реагировать слишком бурно на подобные поступки, чтобы не усугублять проблему. Ее позитивное решение во многом зависит от терпения и сдержанности родителей.

    Дети от 7 до 10 лет воруют в основном из-за плохо развитой силы воли. Они очень плохо справляются с соблазном завладеть чужой вещью или деньгами, хотя понимают, что поступают неправильно. В этом случае родители не должны давить на ребенка, а дать ему больше свободы действий. Рекомендуется, например, составить график досуга на выходные и позволить реализовать все написанные пункты самостоятельно.

    • Не стоит пугать ребенка полицией или физическим насилием. Это сформирует в его сознании образ о том, что он «плохой».
    • Предложите разделить с ним ответственность за содеянное. Помогите исправить ситуацию.
    • Расскажите о своих чувствах. Пусть он знает, как Вас расстраивает подобное поведение.
    • Помните, что, несмотря ни на что, это Ваш ребенок, а не вор-рецидивист. Если сразу накинуться на него с упреками «Как же ты мог?», то в дальнейшем, скорее всего, он будет продолжать воровать, но будет скрывать это более тщательно. Ведь подобными словами Вы подрываете его уверенность в себе.
    • Пользуйтесь презумпций невиновности. Если даже все окружающие уверены, что украл именно Ваш ребенок, но доказательств его вины нет, - не спешите его обвинять. Пусть он чувствует вашу поддержку.
    • Попробуйте добраться до истины. Расспросите у ребенка причины, которые подтолкнули его на воровство.
    • Помогите ребенку вернуть украденную вещь. Пойдите вместе с ним к ее владельцу и объясните ситуацию, как бы стыдно Вам за это ни было.
    • Не обсуждайте эти проблемы с посторонними людьми.
    • После благополучного разрешения ситуации старайтесь больше не возвращаться к этой проблеме. Будьте уверены, что ребенок точно усвоит преподнесенный урок, если все действия были сделаны правильно. Если Вы знаете на 100%, что это ваш ребенок украл ту или иную вещь, предложите ему вернуть ее, пока никто не видит. В любом случае Ваше чадо должно знать, что Вы любите его, даже если он поступил неправильно. Однако он должен понимать, какую боль приносит всем домашним своим поведением.

    Как предотвратить воровство

    Профилактика воровства - это действенный метод избежать возникновения неприятных ситуаций в будущем. Предварительные профилактические беседы помогут ребенку узнать, что брать чужие вещи без спроса категорически нельзя. Он должен знать, что все тайное рано или поздно всплывает на поверхность. Поэтому, как бы он ни пытался скрыть нехороший поступок - о нем все равно узнают в свое время. Рекомендуется преподносить уроки доверия. С этой целью можно оставлять деньги на видном месте, выявляя свое доверительное отношение к ребенку. Однако не стоит оставлять безнаказанным первый случай воровства - это повлечет за собой возникновение следующих.

    Несколько действенных методов профилактики воровства

    1. Сопереживание поможет ребенку прочувствовать то, что чувствует другой человек, у которого украли вещь. Нужно учить ребенка сопереживать.
    2. Если направить детскую энергию в благодатное русло, то времени на занятия воровством у него просто не останется. Он найдет себе занятие по душе и сможет самореализоваться с его помощью.
    3. Скажите «Нет!» двойным стандартам. Если вы учите ребенка, что воровать нехорошо, а сами приносите из работы канцелярские мелочи, считая это нормальным, то не удивляйтесь, когда ваш ребенок принесет в один прекрасный день домой чужие фломастеры.
    4. Вырабатывайте в ребенке чувство ответственности. Можно поручить ему присмотр за младшими детьми или за домашним питомцем.
    5. Обязательно стоит интересоваться проблемами ребенка и помогать с их решением. Не надо воспринимать его жалобы скептически, считая их смешными. Ребенок должен знать, что дома ему всегда помогут и дадут дельный совет.

    Распространенные ошибки в действия родителей

    1. Физическое наказание. Метод воспитания ремнем не раз доказывал свою неэффективность. Родители полагают, что причинив чаду физическую боль, они заставят его исправиться и измениться. Однако последствия такой тактики - это наличие глубокой психологической травмы у ребенка, которая будет преследовать его всю жизнь, если он вовремя не обратиться к психологу. Если бить маленького человека ремнем, то он начнет воровать с удвоенной силой, выражая таким образом свой протест.
    2. Социальный стыд. В этом случае ребенка прилюдно стыдят и порицают. В детской голове формируется чувство собственной ничтожности и неполноценности. В подростковом возрасте он будет избавляться от него при помощи алкоголя или наркотиков.
    3. Вседозволенность. В этом случае родители и вовсе не реагируют на проблему. Ребенок теряет ориентиры и считает, что все делает правильно. Таким детям разрешают почти все. Но попадая в коллектив, они не понимают неприятия их поведения сверстниками.

    Отучить ребенка воровать можно при помощи спокойной и конструктивной беседы. Такие проступки не должны оказываться без внимания, но наказание должно быть адекватным и разумным.

    Приблизительное время чтения: 7 минут

    Что делать, если ребенок ворует? Такой вопрос с ужасом задают некоторые родители, сталкиваясь с этой проблемой впервые. Психологи и педагоги, часто контактирующие с большими группами детей, подтверждают тот факт, что практически каждый ребенок хотя бы однажды присвоил себе чужое. И даже, несмотря на это, большинство взрослых чересчур бурно реагируют на подобные поступки совсем маленьких детей. Многие даже не допускают такой мысли, что именно их малыш способен взять чужую вещь, соврать и не раскаяться в содеянном.

    Почему ребенок ворует

    Большое значение в проблеме присваивания себе чужих предметов играет возраст ребенка. Если подобные поступки совершает малыш, которому еще нет 4-5 лет, то эти деяния сложно отнести к понятию кражи. Так как дифференцировать содеянное такой маленький человек еще не в состоянии. В этом возрасте он не различает «свое» и «чужое», а просто хватает ручками, иной раз с жадностью, то, чего у него нет и что ему очень понравилось.

    Трудно устоять перед красивой игрушкой или вкусной едой. Иногда достаточно обратить внимание на малышей в детских магазинах, со слезами требующих купить понравившуюся игрушку у своих родителей. Дети до трех лет имеют способность просто схватить ручкой понравившийся предмет и удерживать его до тех пор, пока взрослые не отберут его и не отдадут хозяину. Такие ситуации часто возникают на детских игровых площадках, где собирается большое количество ребят приблизительно одной возрастной группы.

    Если ребенок ворует игрушки в саду, и что делать с этим, подскажет детский психолог. В детских учреждениях на сегодняшний день введена штатная единица психолога-консультанта, наблюдающего за детьми и вносящего коррективы в их поведение на ранних стадиях проявляющихся негативных отклонений.

    Существует множество причин, по которым дети совершают кражу чужих вещей:

    • малыш может иметь сильную потребность обладать чем-то, о чем давно мечтал, но не получал; порой тяга к предмету бывает настолько сильной, что, даже понимая, что брать чужое нельзя, ребенок улавливает момент и прячет чужую игрушку в укромное место, а потом уносит её домой;
    • ребенок хочет сделать кому-то из своих родных красивый подарок, но, естественно, не имеет возможности купить его; он присматривает предмет одежды или игрушку, понравившуюся ему самому, и совершает так называемую кражу, совершенно исключая негативное понятие воровства;
    • многие дети убеждают себя в том, что находят красивые вещи, не принадлежащие им, оставляя их затем себе; обычно в таких случаях малыши выносят из садика чужие вещи открыто и демонстративно, показывая встречающим родителям и окружающим свое новое приобретение;
    • дети чуть постарше могут воровать, пытаясь привлечь к себе внимание; это касается деток, на самом деле испытывающих дефицит внимания со стороны взрослых и окружающих сверстников; становясь обладателем какой-то красивой вещи, ребенок думает, что заслужил уважение и повышенное внимание окружающих;
    • иногда дети проектируют в свою плоскость поведение взрослых; многие родители не скрывают дома тот факт, что часто что-то прихватывают с работы, еще и постоянно озвучивая это в домашней обстановке; это сложная ситуация, когда малыш воспринимает такое поведение в качестве нормы и без зазрений совести приносит воровство в свою жизнь;
    • частым спутником даже самых маленьких деток является всеразрушающее чувство элементарной зависти; оно гложет изнутри, постоянно привлекая внимание ребенка к чужим красивым вещам, карманным деньгам, что некоторые получают от своих пап и мам порой с избытком в зависимости от материального положения семьи; завистливый ребенок начинает идти на поводу у своих эмоций, постепенно привыкая к воровству;
    • опасность с раннего возраста несут дети, которые воруют для дальнейшего манипулирования и обретения власти и контроля над всеми и вся;
    • воровство в качестве наказания для кого-либо, кто, по мнению малыша, причинил ему серьезную обиду или опережает в лидерской гонке в большом коллективе; такие детки готовы забрать самую красивую игрушку у обидчика и даже испортить её.

    Воровство и ложь

    Что делать, если ребенок ворует и врет? Дети постарше могут умело скрывать свои пристрастия к завладению чужими предметами. Они делают это умышленно и готовы обманывать даже самых близких людей, выдавая желаемое за действительное.

    Если ребенок уличен в краже и пытается выпутаться из неприятного положения при помощи обмана, то это рядовая ситуация, привнесенная в жизнь малыша из мира взрослых людей. Значит, он понимает, что сделал плохо и пытается обелить себя, отстранившись от негативного понятия совершенного поступка. Гораздо хуже, когда дети умышленно заранее продумывают заведомую ложь для объяснения своих девиантных действий.

    В любых ситуациях взрослый человек, будь то мать, отец или воспитатель из садика, поймавший ребенка на воровстве, должен попытаться объяснить ребенку, что воровать нельзя. Как это сделать правильнее, следует решать на месте, исходя из сложившейся ситуации. Золотое правило этики воспитания никто не отменял: хвали прилюдно, карай уединенно.

    Чего следует избегать при разрешении проблемы детского воровства

    Безусловно, каждый случай детского воровства, особенно совмещенного с обманом, сугубо индивидуален. По мере развития событий взрослому, на долю которого пришлось разбираться с подобной ситуацией, следует соблюдать ряд простых правил, чтобы не усугубить положение вещей и не спровоцировать ответную негативную реакцию. А именно:

    • нельзя устраивать публичное судилище; если ситуация не слишком запущена, можно попытаться уговорить малыша отдать добровольно украденный предмет его владельцу;
    • не нужно навешивать ярлыки даже в приватной беседе с ребенком, называя его «вором» и пророча уголовное будущее, а также стыдить, унижая и подавляя его;
    • не стоит нарицательно говорить ребенку, что никогда не ожидали от него такого поступка, что это совершенно не характерно для членов вашей семьи и т.д.;
    • никогда не нужно сравнивать ребенка с другими детьми, как бы плохо он не поступил, а также приводить негативные примеры из близкого окружения или собирательных персонажей кинематографа;
    • не попрекать еще на протяжении длительного периода содеянным;
    • не отождествлять с новыми негативными поступками, которые по сути вещей, никакого отношения к прошлому не имеют;
    • не обсуждать проблему в присутствии посторонних или близких, описывая в мелких деталях совершенное ребенком зло, чтобы малыш при этом чувствовал себя виноватым и униженным.

    Если правильно вести себя при разрешении подобных ситуаций, малыш начнет прислушиваться, сделает выводы, а взрослый, что помог решить эту проблему, лишь поднимет свой рейтинг в глазах ребенка.

    Как отучить ребенка от воровства

    Как отучить ребенка брать чужие вещи? Это сложный вопрос. Можно проводить разъяснительные беседы, которые будут длиться долгое время, и не иметь никакой положительной динамики. Если малыш замечен в краже впервые, следует объяснить, что нельзя воровать.

    Ни в коем случае не следует давать обещания по типу таких, как: «Я тебе это обязательно куплю», «На будущее ты мне только скажи, что тебе хочется, но не бери чужого». Это на самом деле провокационные приемы, способные лишь усугубить положение вещей и подменить понятия ребенка в таком раннем возрасте, предопределив его дальнейшее построение отношений в социуме в качестве бескомпромиссного манипулятора и единоличника. В дальнейшем таким родителям не стоит удивляться, если ребенок берет чужие вещи и уверенно врет при этом. Он будет легко находить объяснения таким поступкам, пеняя на родителей, которые обещали, но не исполнили его пожеланий, и ему ничего не оставалось, как пойти и взять чужое.

    Нередки случаи в нашем обществе, что дети, склонные к воровству, проживают в неблагополучных семьях. Тем более стоит учитывать это тем родителям, чьи дети являются пострадавшими от таких воришек. Есть риск, что ребенок выбирает себе жертву и причиняет ей постоянный дискомфорт своими поступками. На самом деле это защитная реакция на семейный негатив и равнодушие окружающего мира.

    Не следует настраивать своего ребенка, страдающего от нападок таких сверстников, против них. Это тяжелая ситуация, когда может взыграть детская обида и дальнейшие реакции жертвы к своему обидчику прогнозировать достаточно сложно. В подобных ситуациях окажет незаменимую помощь детский психолог. Он сможет оценить уровень тревожности жертвы и девианта, а также разработать план действий.

    Порой причина кроется в непоследовательности и несогласованности взрослых, принимающих участие в воспитательном процессе в семейном кругу. Например, бабушка разрешает что-то делать, а мама готова наказать за это. Кто-то из родителей делает замечание по существу, а другой родитель вообще не реагирует на это, порой даже относится с налетом легкой иронии к происходящему. Такие принципы поведения взрослых культивируют личности с подмененными понятиями. Вырастая, такие дети ведут себя безответственно и легкомысленно.

    Следует исключить из поведения взрослых, занимающихся воспитанием малыша понятия «двойной морали», когда внушения и требования родителей в корне противоречат их поступкам. К примеру, малышу говорят, что воровать плохо, а сами на глазах у ребенка совершают подобные девиации. Это очень хорошо прослеживается, когда взрослые в присутствии детей переходят дорогу на красный свет, если нет машин, или не компостируют билет в транспорте, где водитель громко объявляет о необходимости оплаты своего проезда. Малыш моментально делает соответствующие выводы, собирая такие факты в своей памяти. В дальнейшем, совершая кражу в детском саду или в магазине, он мысленно убеждает себя в правильности такого поступка. Часто дети и даже многие взрослые, чувствуя дилемму перед принятием какого-то сложного решения, задают себе мысленно вопрос: «А как бы поступила моя мама?». И в большинстве случаев получают утвердительный ответ, полностью развязывающий им руки.

    Большинство людей на земле до конца своей жизни верят в авторитет своих родителей, неуклонно следуя их примеру. Такие дети, становясь взрослыми и продолжая совершать подобные поступки, искренне не понимают, за что их ругают, если так делают их мамы и папы.

    Если ребенок ворует и врет, значит, он прекрасно понимает суть совершаемого поступка. Что не имеет отношения к избалованным детям, получающим от жизни всё, что пожелается. Многим детям современные родители внушают чувство исключительности, причисляя их демонстративно к «высшей расе», показывая, что можно легко игнорировать потребности окружающих, если вопрос касается собственного комфорта и удовлетворения личных нужд. Попадая в коллектив, такие дети искренне удивляются неприятию их сверстниками, не замечая разительного отклонения в своем отношении к окружающим. Они пытаются получить обратную связь, порой решаясь на девиантные поступки, такие, как воровство и обман в отношении сверстников.

    Самым неприятным в подобных историях становится вмешательство родителей «избранных деток» в воспитательный процесс и работу психолога, пытающегося разрешить проблемные ситуации, возникающие по вине этих детей.

    Иногда провоцирует детей на совершение воровства тотальный контроль со стороны взрослых. Малыш пытается занять оборонительную позицию. Некоторые детки начинают действовать исподтишка, пытаясь «выживать» в подобных ситуациях, «уйдя в подполье». Безусловно, они продолжают делать мелкие пакости назло своим родителям и близким, когда выходят на короткое время из поля их зрения.

    Если ребенок начал воровать, самый близкий человек, которому малыш безгранично доверяет, должен поговорить с ним об этом. Если факт воровства обнаружил кто-то из соседей, воспитателей садика, то не стоит моментально разносить эту информацию окружающим. Первым делом следует предупредить родителей. Если же адекватной реакции от родителей не последует, тогда в дело стоит подключать детского психолога или воспитателя группы.

    Малышам довольно легко объяснить, что является хорошим поступком, а что – плохим. Конечно, беседа пойдет на пользу деткам постарше, в возрасте 4-5 лет. Совсем маленьким деткам следует почаще говорить, что нехорошо брать чужое, не спросив разрешения. Следует объяснять, что воровство может стать причиной потери друга в саду или утраты доверия в коллективе. Ребенок должен ощущать чувство вины после нехорошего поступка.

    В тех случаях, если ребенок ворует и врет, следует дать ему понять, что со стороны взрослых будут применены решительные меры по выявлению таких фактов и определению наказаний за содеянное.

    Если после кражи вещь была умышленно повреждена, нужно заплатить за неё хозяину или отдать взамен что-то такое, что представляет ценность для совершившего кражу малыша. Это послужит хорошим уроком проворовавшемуся и окружающим детям в коллективе.

    Идеальным наказанием будет выполнение посильной работы для искупления своей вины перед пострадавшим. Например, взрослый предлагает малышу сделать какую-то несложную работу (вымыть посуду или сходить с бабушкой в магазин и помочь ей принести продукты, а иными словами просто составить ей компанию), за которую малыш получает деньги на приобретение новой игрушки для пострадавшего.

    Ребенок должен иметь терпение и уметь отказываться от вещей, не являющихся предметами первой необходимости. Поэтому очень важно с ранних лет обучать малыша сдержанности и разумному расходу средств. Если уже есть большая мягкая игрушка, то не обязательно в ближайшее время покупать еще одну такую же.

    Ребенок должен чувствовать защиту и трезвость принятых решений от взрослых, особенно в моменты наказаний его за недостойные поступки.