Ребенок 3 лет играет с воображаемым другом. Есть ли у вашего ребенка вымышленный друг? Человек из-под кровати

  • Воображаемый друг не обязательно должен быть вашим ровесником.
    • Старшие воображаемые друзья мудрее и дадут вам много умных советов. Они помогут вам в стрессовых ситуациях, когда нужен будет кто-то, кто скажет «успокойся».
    • Младшие воображаемые друзья требуют больше заботы и внимания. Может быть, вы нашли их в лесу и подобрали, но они не знают ничего о вежливости и манерах. Такие друзья развлекут вас, когда станет скучно, потому что вам есть что им рассказать.
    • Воображаемые друзья одного с вами возраста проходят через те же проблемы, что и вы, и станут опорой, если вам нужен кто-то, кто действительно сможет вас понять.
  • Вам будет веселее с воображаемым другом, который интересуется теми же вещами, что и вы.
  • Будьте хорошим товарищем – вы ведь не хотите, чтобы ваш воображаемый друг обиделся и ушел к кому-то другому.
  • Чтобы говорить с воображаемым другом в публичных местах или когда рядом есть другие люди, используйте мобильный телефон. Да-да, мобильный телефон позволяет разговаривать с самим собой и выглядеть при этом совершенно нормально. Приобретите проводную гарнитуру или гарнитуру, которая работает с помощью Bluetooth, чтобы избежать всех проблем, кроме вопросов о том, с кем вы разговариваете.
  • Воображаемый друг может стать отличным персонажем рассказа. Напишите историю о том, чем вы занимаетесь вместе с ним.
  • Если вы постоянно забываете о своем друге, попробуйте завязать на руке нитку или надеть кольцо на тот палец, на котором вы обычно не носите украшений.
    • Это заставит почувствовать, что что-то изменилось, и в итоге вспомнить о воображаемом друге.
    • Скорее всего, к тому времени, когда вы привыкнете к нитке/кольцу, вы привыкнете и к воображаемому другу.
  • Запомните – если ваш друг не хочет играть, не заставляйте его! Вы не можете свободно управлять другим человеком только потому, что создали его.
  • Можно нарисовать воображаемого друга на бумаге, а потом отсканировать рисунок и придать ему более реалистичный вид с помощью графических редакторов, после чего распечатать и поместить в рамочку. Можете даже нарисовать себя рядом с другом, а на фон поместить фотографию красивого места.
  • Чтобы понять, как воспринимать друга более реальным, прочитайте книгу Джеймса Паттерсона, которая называется «Middle School: The Worst Years Of My Life». Она рассказывает о жизни мальчика и его воображаемого друга по имени Лео, которые вместе проходят через перипетии средних классов школы.
  • На самом деле, вы можете по-настоящему представлять друга в реальной жизни. Скорее всего, он будет немного прозрачнее, чем реальные люди. Так ведь интереснее.
  • Используйте свое воображение по максимуму.
  • Если вы рассказываете о создании воображаемого друга младшему родственнику, убедитесь, что он не назовет его именем реального друга.
  • Можно завести воображаемого питомца!
  • Не останавливайтесь на одном воображаемом друге. Иногда просто необходим человек с другим характером, чтобы помочь вам справиться с эмоциями. Попытайтесь каким-то образом «связать» всех своих воображаемых товарищей, чтобы они знали друг друга. Может быть, они будут родственниками или тоже друзьями?
  • Не перебарщивайте, чтобы окружающие люди или родители не решили, что у вас шизофрения.

Как отмечают исследователи в области детского поведения, для малышей в возрасте 3-5 лет свойственно придумывать себе воображаемых друзей, это вполне естественное явление, ведь в это время у них бурно развивается воображение.

Подобное поведение указывает на то, что ребенок активно фантазирует, развивает творческий потенциал в особый период психологического формирования личности.

Как показывают результаты последних исследований, более чем у 50% детей дошкольного возраста (до 7 лет) имеются воображаемые друзья, ими могут быть обычные люди, супергерой, фантастическое существо, животные, персонажи сказок.

Доказано, что такие дети опережают в развитии (интеллектуальном, творческом) своих сверстников; они более общительны, менее застенчивы, имеющие высокий уровень социальной перцепции (предполагающей самопознание, восприятие и оценку окружающих людей, налаживание контактов в коллективе во время совместной деятельности).

Ученые из Великобритании выявили интересную особенность: у ребенка, вступающего в диалог со своим воображаемым другом, развивается часть мозга, отвечающая за решение трудных задач, головоломок, а также за планирование и преодоление жизненных трудностей.

И это вполне объяснимо, ведь подобная вовлеченность малыша в ролевую игру сказывается благоприятным образом на многих аспектах развития.

Почему появляются воображаемые друзья

Внимание! Если ребенок не рассказывает вам о своем герое, это свидетельствует о том, что он вам не доверяет, а может даже боится.

Обращение к воображаемому другу может служить некой «репетицией» того, что он хочет сказать своим родителям, близким; в этом случае он проговаривает слова, понимая, что «друг» не будет его перебивать, останавливать, спорить (до тех пор, пока сам этого не пожелает). Обвиняя «друга» в своих неудачах, неприятностях, он тем самым дает выход своим эмоциям, не зная другой возможности их выразить.

Некоторые дети видят в воображаемом приятеле свое второе «Я», к примеру, у застенчивого малыша «друг» будет веселым, шумным, смелым, уверенным в себе, в то время как решительный, энергичный ребенок напротив, выдумает пугливого «друга», которого станет защищать.

Если у ребенка слишком строгие и требовательные родители, он придумывает «друга», который с ним отлично ладит и всегда им доволен.

Эмоции и впечатления, получаемые детьми в общении со своими «особенными друзьями» схожи с теми, которые мы испытываем в процессе прочтения хорошей книги, просмотра захватывающего блокбастера.

По ходу развития событий мы сопереживаем герою, волнуемся, сможет ли он выпутаться из сложной ситуации; однако в этот момент мы осознаем, что все события, разворачивающиеся в фильме — вымышленные, а реальность заключается в том, что надо досматривать его и отправляться спать, потому, как завтра вновь рано утром отогревать машину и ехать на работу (у каждого свое начало дня!)

В семьях с одним ребенком подобное явление (или синдром Карлсона) встречается чаще, по сравнению с теми семьями, где воспитываются двое и более детей. Однако в обществе до сих пор принято считать, что появление невидимых друзей – серьезный повод для беспокойства, и чуть ли не симптом расстройства психики, даже шизофрении.

Между тем, заметив нечто необычное в поведении чада, не спешите впадать в панику, бить тревогу, отправляться на поиски психолога, ведь, как правило, малыш осознает, что сам выдумал друга.

Важно понимать, что через определенное время потребность в подобных отношениях исчезнет, он ее перерастет, когда начнет посещать школу, но при условии, что вы не будете торопить этот процесс, вмешиваться в него, диктовать свои правила.

Пусть события развиваются своим чередом.

Психологи настоятельно советуют не запрещать чаду общаться с вымышленным приятелем, в противном случае подобные встречи будут происходить тайно, ребенок станет тщательно скрывать это.

У малыша «синдром Карлсона»: что делать?

Если у вас возникнет желание принять участие в игре своего чада и потренировать собственное воображение, не забудьте спросить у него разрешение; если в ваш адрес последует отказ, предоставьте ребенку возможность играть одному.

Многие родители признавались, что у них периодически возникало сильное желание подразнить своего малыша, они даже пытались управлять его несуществующим другом, но это крайне нежелательно делать. Важно понимать, что неправильная реакция родителей способна заставить чадо уйти еще глубже в выдуманный мир. Ребенку достаточно дать понять, что вы знаете, что его друг – ненастоящий.

Общаясь с ребенком на эту тему, избегайте упреков, говорите мягким, ободряющим тоном, без наигранности, ребенок может почувствовать, что вы его обманываете или манипулируете им; уместно похвалить чадо: «Это здорово, что у тебя есть такая возможность придумать себе друга, в любой ситуации, когда захочешь!».

Игнорировать внезапное возникновение вымышленного приятеля, ругать ребенка, одергивать не желательно, иначе он замкнется в себе, разучится мечтать, перестанет вам доверять. Однако и выступать инициатором игр с невидимым другом не стоит.

Тем более подключать воображаемого героя к совместным занятиям, которые вы периодически проводите с чадом (чтение книг, просмотр мультфильмов, настольные игры, прогулка в парке); малыш сам должен вспомнить о нем.

Не допускайте, чтобы дети перекладывали ответственность за свои неправильные действия, провинности на вымышленных друзей. Всякий раз напоминайте им о том, что только они должны отвечать за недостойное поведение.

У ребёнка воображаемый друг: когда бить тревогу

Наблюдая за тем, как ребенок играет в воображаемого друга, вы можете выявить его эмоциональную проблему, переживания, страхи. Так, например, если его несуществующий друг расстроен и даже плачет из-за того, что кто-то его обидел, велика вероятность, что не этот «друг», но сам малыш оказался в непростой ситуации, спасовал перед обидчиком. В этом случае вы можете посоветовать воображаемому другу: поведать эту проблему родителям. После того, как малыш с вами поделится переживаниями, не выдавайте себя, но заверьте его: «Я знаю, ты поступил бы также, оказавшись на месте своего «друга». Тем самым у вас появится возможность давать рекомендации своему ребенку опосредованно, через выдуманного приятеля, при этом, если ребенок не будет готов, ему не придется раскрывать свои чувства.

Обращаться к специалисту, за квалифицированной помощью, следует лишь в определенных ситуациях:

1) в отношениях вашего малыша и его воображаемого друга появился деструктивный момент (он стал с ним ссориться, выражать агрессию, жестокость);

2) у ребенка сформировалась зависимость от «друга», он стал плохо кушать и тревожно спать;

3) эти отношения стали препятствовать настоящей дружбе ребенка со сверстниками;

4) он начал путать реальность и игру.

Иногда синдром Карлсона плавно перекочевывает во взрослую жизнь, и уже психически здоровый человек заводит дружбу с новым, более зрелым персонажем, либо «прихватывает» с собой старого воображаемого приятеля.

Воображаемые друзья у маленьких детей в возрасте от трех до пяти лет - это норма, так что в большинстве случаев ничего страшного в этом нет. Воображаемые друзья уходят из жизни детей в возрасте восьми или девяти лет, когда их заменяют настоящие. Но за это время могут произойти довольно странные и даже ужасающие вещи. Дети рассказывают такие истории, которые могут навести ужас даже на самых стойких циников. Сейчас вы узнаете десять историй о воображаемых друзьях, которые действительно пугают.

Зло идет

Вымышленные друзья иногда могут иметь далеко не самые подходящие имена. У одной девочки были вполне нормальные друзья Додо и Диди, с которыми она постоянно общалась и рассказывала своей маме о них истории. Пока в один прекрасный день мать не зашла в комнату в тот момент, когда девочка положила трубку игрушечного телефона и абсолютно спокойно сказала своей маме: "Зло идет". Оказалось, что Зло - это еще один воображаемый друг, который должен прийти в гости, в остальном он оказался вполне стандартным, просто выбор имени оказался далеко не самым лучшим.

Плохие мальчики из кухни

Один мальчик, когда ему было четыре года, слышал голоса, которые его ужасно пугали. Когда он вырос, у него появился собственный сын, который в шесть лет заявил ему, что у него есть воображаемый друг Бен. И этот Бен рассказал сыну, что он - один из "мальчиков из кухни", как называл в детстве отец голоса, пугавшие его. Сын рассказал в мельчайших подробностях о том, что делали эти "мальчики" с его отцом. Отцу пришлось назвать Бена лжецом, который пытается подорвать отеческий авторитет, но с тех пор он не может спокойно спать.

Ангелы

Одно дело, когда ребенок ведет себя так, будто с ним разговаривают ангелы - это всего лишь такие же воображаемые друзья. Но совсем другое, когда бабушка слышит, как этот ребенок в одной из таких бесед говорит: "Я не могу его убить - он мой единственный папа".

Убийство Роджера

Иногда детям надоедает дружить с кем-то, кого не существует, и они забывают о своих вымышленных друзьях. Но иногда это происходит немного иначе: в одной семье у младшего ребенка был воображаемый друг Роджер, который с женой и девятью детьми жил под кофейным столиком - об этом знали все. Но однажды ребенок пришел к родителям и заявил, что Роджер больше не будет с ними жить, потому что он застрелил своего вымышленного друга и всю его семью.

Похороны

Еще один довольно странный способ избавиться от воображаемого друга - это похороны. У одного мальчика был друг Тони, который оказался стариком и в один прекрасный момент умер во сне. Всей семье, чтобы успокоить ребенка, пришлось похоронить Тони в коробке от обуви.

Мертвые друзья

Воспитательнице в детском саду один раз пришлось услышать не самую приятную историю о воображаемом друге. В процессе разговора с одним из детей она выяснила, что его воображаемый друг был мертвецом.

Призраки

Но самыми пугающими являются истории, в которых воображаемыми друзьями оказываются призраки. К одному мальчику по ночам приходила женщина в красном платье, которую звали Френни - и она парила в воздухе. Как оказалось, у семьи была родственница, которую звали Френни, которая умерла и была похоронена как раз в красном платье. Когда ребенку показали фотографию родственницы, он подтвердил, что именно эта женщина приходила к нему по ночам.

Дети из Древнего Египта

Еще одна история может ужаснуть, хотя ее нельзя отнести к историям с воображаемыми друзьями. Дело в том, что одна девочка смотрела с родителями телевизор и увидела видеоклип, стилизованный под Древний Египет. Она просмотрела его до конца, потом обернулась на родителей и сказала, что в те времена они пели совсем не так. Родители посмеялись и попросили девочку спеть, как надо. Она исполнила песню на непонятном родителям языке на мелодию, от которой появились мурашки по спине. Потом она нарисовала платье, которое было невероятно детализовано и идентично тем, которые можно найти в музеях, посвященных Древнему Египту.

Человек из-под кровати

Очень многие дети боятся монстров под кроватью. Но далеко не все на вопрос о том, как выглядел тот, кого они видели у дедушки с бабушкой, отвечают, что у него нет лица.

Взрослые игры

Один шестилетний мальчик играл со своим воображаемым другом Грегом. Отец спросил у него, чем они конкретно занимаются, и ребенок ответил на это: "Делаем детей".

Дети - удивительны, они обладают прекрасной, неограниченной фантазией. Они могут построить сверхсовременный корабль из стульев и одеял, у них возникает интересный мир в большой картонной коробке, они умеют играть на метле-гитаре, и скакать на лошади из той же метлы… Перечислить все достижения детских выдумок просто нереально.

Ребенок с бурной фантазией никогда не будет скучать, и не даст скучать своим родителям. И даже, если вокруг нет ни одного подходящего предмета для очередной выдумки, малыш вполне легко может придумать себе невидимого друга и собеседника.

Как же родителям реагировать на наличие придуманных друзей у ребенка, что делать если возникают воображаемые друзья детей?

Как реагировать на детские выдумки?

Все зависит от степени выдумки, ее характера и возраста ребенка. Часто, призрачные собеседники и друзья появляются от скуки одиночества, недостатка внимания и понимания . Воображаемые персонажи, среди друзей и знакомых ваших детей могут появится вполне внезапно и так же внезапно исчезнуть. Дружба и общение с ними может длится несколько лет - для детей возрастом от 3 до 8 лет - это нормальное явление.

Стоит отметить, что вымышленны друзья появляются едва ли не у каждого ребенка, у большей половины малышей - это точно.

Взрослым, столкнувшимся с придуманными подобными выдумками детей, ни в коем случае нельзя запрещать такое воображаемое общение . Результат запретов один: малыш перестанет вам доверять, будет шептаться с призраком в укромном местечке - так, что бы вы не увидели. Лучше попытайтесь подружится с вымыслом вашего чада: узнайте где и как он живет, чем занимается и интересуется, о чем мечтает. Так вы сможете узнать о переживаниях, интересах и фантазиях собственного ребенка больше.

Почему возникают вымышленные друзья?

Заглянув в глубь детского мира и в корень проблемы, ученные-психологи восстановили, что, чаще всего вымышленные друзья появляются в семьях где:

  • есть один-единственный ребенок: то-есть, единственному ребенку хочется иметь близкого друга, которым мог бы стать брат или сестра;
  • разница в возрасте между детьми в семье очень большая: если между братом и сестрой в семье разница около 10 лет - то им тяжело найти общий язык и понимание;
  • недавно, в семье появился еще один малыш: наличие еще одного «центра-вселенной» у родителей, ребенок достаточно сильно переживает. Не забывайте общаться и уделять внимание старшим детям.

Если ребенок несколько раз за день вспоминает своего придуманного друга, говорит с ним или о нем - в этом нет ничего страшного. Тревожится стоит тогда, когда малыш просто неразлучен с плодом своей фантазии и очень угнетен, когда его друг уходит или они ссорятся.

Стоит обратить внимание на характер общения малыша и его друга.

Например: Малыш может дружить с интересным персонажем мультфильма или сказки, или обычным ребенком , который появляется и уходит тогда, когда удобно выдумщику, с этим другом он играет, разговаривает, мечтает… Такой друг появляется скорее всего от наличия прекрасной фантазии и, вполне возможно, от недостатка общения с ровесниками и родителями, или просто от «детской рутины» - дом - детсад - прогулка - дом. В таком случае развлеките своего малыша, съездите в зоопарк, на качели, в цирк и т. п.

В общем, если общение вашего ребенка с придуманным другом похоже на вполне нормальные дружеские отношения, не стоит слишком тревожится.

Бывают случаи, когда характер общения малыша с призраком напоминает характер взаимоотношений между членами семьи или отношениями ребенка и взрослых . В таком случае следует приглядеться и прислушаться к монологам выдумщика, возможно вы увидите со стороны какую либо проблему, которая волнует и не дает покоя вашему чаду. Если самостоятельно разобраться в детских фантазиях вы не можете, но чувствуете, что в играх вашего малыша есть скрытый подтекст - обратитесь к психологу.

Если ваш дошкольник все время в своих монологах наказывает кого-то или ссорится , он скорее всего копирует отношение взрослых к самому-себе. В таких случаях ребенок выступает в роли умудренного и требовательного взрослого человека, а выдуманный друг выполняет роль самого малыша. Таким образом ребенок наверняка снимает стресс и переживание, возможно пытается понять ситуацию.

Друг - безупречный защитник и исполнитель всех желаний появляется у детей, которым не совсем комфортно в их реальном мирке. С такими друзьями они часто наказывают своих обидчиков и отправляются в удивительные страны, с этими друзьями у детей прекрасные отношения. Вам стоит хорошенько задуматься если у вашего ребенка появился такой друг.Фантастический добрый друг может появиться у тех детей, которым родители не предоставляют свободы действий и выбора, слишком опекают.

Друг «Супер-мен», сказочна фея, маг или фантастическое существо - с которым малыш говорит на сокровенные темы и весело проводит время, возникает у самых смелых фантазеров.

Вымышленные животные

Если в вашем доме появился призрачный щенок или котенок - то стоит заменить его настоящим. Наверняка, ваш малыш уже долго мечтает о четырех-лапом друге.

В вымышленных друзьях есть и своя польза : таким образом дети улучшают свои навыки общения с ровесниками и взрослыми, учатся решать собственные проблемы.

Наличие придуманного друга говорит о том, что ваш ребенок обладает прекрасной фантазией - творческая личность. К тому же, ему всегда есть кому доверить свои самые сокровенные секреты и мысли.