Развитие ребенка а 10 месяцев. Вашему ребенку десять месяцев: что он уже умеет и что он должен уметь в этом возрасте

С 10 – 11 месячным ребенком нужно проводить много времени. Сейчас малыш уже уверенно передвигается по квартире, ползает, начинает ходить. Он передвигается не просто так, а с определенными целями – взять игрушку, посмотреть в окно и так далее. То есть перед ним встают взрослые задачи: прикинуть количество шагов до разных предметов, наметить наиболее приемлемый маршрут передвижения.

Ребенок в 10 месяцев понемногу учится ходить, поэтому на преодоление страха самостоятельного передвижения должны быть направлены соответствующие занятия. Возьмите малыша за руки, проведите немного, потом отпустите его руки и, отойдя на шаг, позовите к себе. Не стоит применять ходунки или вожжи (рекомендуем прочитать: ). С этими предметами ребенок будет привыкать надеяться на постороннюю помощь, а он должен надеяться на себя. Тем не менее, игрушки вроде машинки или другой перевозки на длинной ручке помогут развить координацию, но он должен катить их самостоятельно.

Возраст 10 месяцев для малыша очень ответственный - он учится ходить без посторонней помощи

Какие игрушки купить малышу?

  1. Ваш подросший малыш по-прежнему с удовольствием занимается с погремушками . Лишать его старых игрушек слишком рано.
  2. Стоит купить пластмассовую или деревянную пирамидку с разноцветными колесиками разных размеров.
  3. У малыша должны быть мячики и другие игрушки, с помощью которых можно обеспечить ему физическую нагрузку.
  4. Пластмассовые или деревянные кубики разных цветов смогут занять вашего ребенка с пользой дела.
  5. Надо купить кукол из мягких материалов - это может быть резина, ткань или мягкая пластмасса. У кукол должны быть четко прорисованы глаза, нос, рот, ушки, чтобы малыш изучал строение человека.
  6. Купите игрушечное пианино или ксилофон . Музыкальные инструменты развивают у младенца двигательно-зрительную координацию, способствуют укреплению причинно-следственного мышления: нажал на клавишу - прозвучал определенный звук.
  7. Приобретайте игрушечные тарелки и чашки из пластмассы , по размеру подходящие малышу (диаметр должен быть приблизительно равен размеру его ладошки).
  8. Купите игрушки, изображающие различных животных . Они будут способствовать накоплению знаний о внешнем виде представителей фауны.
  9. Технические игрушки также будут очень интересны: это могут быть машинки, телефон и прочее. Если ребенок начал ходить, купите ему игрушечную коляску для кукол. Катание коляски с куклой интересно как девочке, так и мальчику.

Приведенный выше список игрушек нужен в играх, способствующих правильному развитию ребенка с 10 месяцев. Папа и мама оба должны принимать участие в занятиях с малышом. Они выполняют разные ролевые функции дома и не заменяют ребенку один другого.

С ребенком обязательно надо много гулять. На улице так много интересного для маленького человечка! Покажите ему живую птичку, кошку, собаку, цветок - пусть малыш познает многообразие окружающего нас мира.

Приложите усилия для выработки у 10 месячного малыша усидчивости. Он должен уметь удерживать внимание на одном предмете не менее 3 минут - постарайтесь сконцентрировать его внимание на одной и той же игрушке (рекомендуем прочитать: ).

Как преобразовать игры со старыми игрушками?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Доктор Комаровский обратил внимание на то, что в 10 - 11 месяцев малыш, манипулируя сразу 2 предметами, пытается сделать что-то с одним посредством другого (рекомендуем прочитать: ). Он стучит ситечком по кастрюле, кладет мячик в ведерко, то есть один из предметов использует как средство для игры с другим. Малыш внимательно наблюдает за взрослыми и пытается повторить их действия. Он уже понимает, у кого какое настроение - будьте с ним веселыми и доброжелательными. Чем больше вы будете в его присутствии показывать, какие предметы как используются, тем лучше. Эти действия можно совершать в играх.

Несколько недель назад ваш младенец всеми игрушками играл одинаково – пробовал их на вкус, ударял ими о мебель и об пол, рассматривал, тряс. Пришла пора применять игрушки по назначению.

  • Покажите ребенку, как работает телефон. Возьмите игрушечный или сломанный старый телефон, нажмите несколько кнопок, поднимите трубку и скажите: «Привет, я – мама». Вскоре ребенок поймет, что нужно взять трубку и позвать маму.
  • Возьмите одну машинку себе, другую - малышу. Покатайте машинку по полу, говоря при этом «ду-ду» или «би-би». Ребенок начнет за вами повторять. Возьмите игрушечный грузовичок, посадите в него небольшую куклу или медвежонка, покатайте за веревочку по комнате - младенец освоит еще и такое применение этой игрушки.
  • Звоните в колокольчик , чтобы малыш послушал мелодию, можно и с более раннего возраста. Пришла пора дать колокольчик сыну (дочке), пусть ваше дитя позвонит самостоятельно. Придумайте что-то приятное, что произойдет после звона колокольчика - например, погладьте младенца по головке - это будет способствовать пониманию причинно-следственных связей.
  • Забавы с мячиком выглядят так: можно катать мячик, как и машинку, по направлению к ножкам малыша и обратно, можно подбрасывать мячик либо катать его в разных направлениях - к шкафу или буфету, стимулируя у ребенка желание двигаться по определенной траектории. Этим времяпровождением вы обеспечите малышу физическую нагрузку.

Дополнительно можно включить в «программу» попытки различения цветов и форм - сделать это можно при помощи самых обычных предметов, которые есть в доме. Подобный урок представлен на видео.

Показываем ребенку новые действия

Возьмите пирамидку, покажите младенцу, как можно ее разобрать по колесику и как потом собрать. Помогите ему надеть колечко на палочку, направляя в правильную позицию его ручку. Постепенно приучайте малыша надевать колечки в зависимости от размера. Это не сразу получится, но постепенно вы добьетесь успеха. Покажите ребенку, как складывать кубики. Сложите кубики, ориентируясь на их цвета, потом разбросайте в произвольном порядке. Дайте возможность малышу повторить ваши действия.

Возьмите белые листы чистой бумаги, сомните один из них в комок. Второй лист бумаги дайте малышу и помогите ему смять бумагу. Третий лист он попробует смять без вашей помощи. Бросайте полученный «снежок» в малыша или в какой-либо отдаленный предмет на меткость. Если малыш кинет снежок в вас, увернитесь, чтобы он понял, как играют в снежки, затем он тоже начнет уворачиваться от ваших снежков. Если же он потащит бумагу в рот вместо того, чтобы мять ее и скатывать снежок, отложите игру на 1 - 2 месяца - развлекать ребенка таким образом еще рано.

Наденьте на шею бусы с крупными бусинами. Снимите бусы, дайте их младенцу. Пусть он наденет их на себя, затем помогите ему их снять. Примерно такую же процедуру можно повторить с браслетом из крупных пластин на резинке. Наденьте браслет на ручку малыша, снимите, протяните ему свою руку - пусть он наденет браслет на вас.

Можно предложить ребенку и другие упражнения на развитие мелкой моторики. Покажите ему, как отвинчивать пробки от пустых пластиковых бутылок. Ребенок будет пытаться повторить ваши действия, только следите, чтобы он не проглотил пробку.


Игра с пирамидкой в этом возрасте отлично подходит для разщвития мелкой моторики и улучшения концентрации малыша

Наведение порядка

Запаситесь чистой тарой - тазик, ведерко, пластмассовый ящик. Покажите малышу, как можно сложить в тазик мячи, кубики, пирамидку, покидайте игрушки в ведерко. Каждая игрушка при падении издает определенный звук, это еще раз поможет младенцу отличить игрушки друг от друга. Высыпьте игрушки обратно на пол или в кроватку, попросите ребенка их собрать.

Поиграйте с малышом в сыщиков. Уберите мяч в ведерко и попросите найти мяч, спрячьте игрушку под подушку или накройте миской. Когда малыш найдет спрятанные предметы, похвалите его.

Спросите у младенца, где папа, где баба, где тетя - пусть он поищет глазами названных людей. Положите игрушки перед ребенком вверх ногами, посмотрите, захочет ли он перевернуть их правильно.

Сопоставление предметов их изображениям и звукам

Показывая малышу различных игрушечных животных или картинки с их изображением, расскажите, что кошка говорит «мяу», собака «гав», свинья «хрю», корова «му». Потом попросите повторить, как говорит кошка, как корова, а как собака - это будет развивать навыки речи. При помощи слов «мяу, гав, му» ребенок будет обозначать определенное животное. Такие игры помогут развить и мышление.

Проведите с ребенком 10 месяцев урок элементарной анатомии. Купая или одевая ребенка, покажите ему, где руки, где ноги, где живот. Покажите на себе, где глаза, где нос, где уши, где рот - таким образом малыш будет постигать азы анатомии.

Разницу между предметами малышу можно объяснить следующими действиями: покажите ребенку большой кубик и маленький, твердую игрушку и мягкую, колючего ежика и гладкий мячик - пусть малыш вдоволь поиграет с этими предметами, ощупает их.

Каждый месяц с момента введения прикорма режим питания изменяется, меню ребенка пополняется новыми продуктами. Но если до 10 месяца карапуза кормила мама, то теперь его можно учить кушать самостоятельно.

Для этого необходимо дать ему в руку ложку, помочь зачерпнуть еду с тарелки и поднести ко рту. Естественно, что малыш может испачкаться, но это не критично, не нужно его за это ругать. Когда он научится кушать сам, будет аккуратнее. Если он не хочет , не заставляйте. Предложите ему взять кусочки фруктов или овощей руками. Таким образом ребенок будет знакомиться с цветом, консистенцией и формой продукта.

В 10 месяцев у карапуза обычно уже есть 2-3 молочных зуба, поэтому можно давать ему сухарики, детское печенье, небольшие дольки фруктов и овощей, чтобы он учился кусать и развивал жевательный рефлекс.

Малыш с удовольствием попробует новые ягоды и фрукты: груши, сливы, арбуз, дыню. Но необходимо следить за стулом: груша иногда провоцирует запор, а слива и арбуз – послабление.

Питание ребенка в 10 месяцев подчиняется определенным требованиям. Правильно установленный режим – залог здоровья и успешного развития малыша. В среднем между кормлениями должно пройти 3,5-4 часа.

Некоторые мамы делают попытки перевести свое чадо на взрослый стол, просто убирая из меню острые и жирные блюда, а также приправы. Не все дети готовы к такому резкому переходу, не надо их торопить. Придет время, когда ребенок сам захочет попробовать взрослую пищу.

Меню для малыша должно быть разнообразным: вкусные каши из злаков, мясные и рыбные тефтели, творог, фруктовые пюре. Все продукты, которыми кормят ребенка в этом возрасте, влияют на его физическое и умственное развитие.

Если малыш еще находится на грудном вскармливании, то мамино молоко должно занимать не более четверти всего объема потребляемой им еды.

Определенных норм питания для 10-месячного ребенка не существует. Любой родитель лучше всех знает, что необходимо кушать его малышу и в каком количестве. Если он спокойный, то объем употребляемой пищи будет меньше. Если более активный, много двигается, у него будет хороший аппетит и, соответственно, порции еды больше.

Правильно составленное детское меню обязательно должно быть сбалансированным и содержать много витаминов и минеральных веществ. Нельзя нарушать ранее установленный режим питания, необходимо просто увеличить порции.

  • Растительное масло – не более 5 г, добавляется в каши или супы.
  • Овощное пюре: из капусты белокочанной и цветной, кабачка, картофеля, моркови, тыквы, свеклы и др. Для вкуса можно прибавить немного лука и зелень. Периодически пюре заменяют тертыми сырыми овощами (например, морковью) или готовят овощные супчики. Главное правило – продукты должны быть гипоаллергенными.
  • Мясо способствует развитию мышечных тканей и клеток мозга. В обязательном порядке следует включать его в рацион ребенка небольшими порциями до 75 г. Для детей такого возраста хорошо подходит кролик, курица, нежирная свинина и говядина. Замечательно, если мясо домашнее. Из него можно готовить тефтели, котлеты, суфле, желательно на пару.
  • Безглютеновые каши – , овсяная, рисовая, кукурузная – содержат много необходимых витаминов и клетчатки, которые отвечают за полноценное развитие ребенка. Лучше всего их чередовать между собой. Порция каши составляет около 200 г.
  • Чтобы ребенку не надоедал вкус, надо периодически добавлять в них йогурт или тертые фрукты. Один или два раза в неделю кашу можно заменять запеканкой из круп или макаронными изделиями.

Постепенно в рацион ребенка включают:

  • Яичный желток. Лучший вариант – из перепелиного яйца, но подойдет и куриное. Начинать вводить желток необходимо с четвертой части, дополнив кашу или суп, постепенно увеличивая до половины.
  • Рыбу, только не красную и нежирных сортов. Это аллергенный продукт, поэтому давать ее ребенку можно не более 25 г, раз в 5 дней. Из рыбы готовят тефтели и суфле на пару, варят ее небольшими кусочками без косточек.
  • Творог для роста и развития костей. Ежедневно не более 50 г, особенно если малыш дополнительно получает кальций с молоком и . Часто дети отказываются от чистого творога, поэтому можно добавлять в него фрукты, йогурт, делать запеканки с сухофруктами или пудинги.
  • Фруктовые соки. Лучше свежие и натуральные из яблока и груши. Приготовить сок в домашних условиях просто. Фрукты потереть на мелкой терке и отжать жидкость через марлю. Затем разбавить кипяченой водой, сахар не добавлять. Витаминный напиток вводить в меню необходимо с 1 ч. л. Если у ребенка не нарушился стул и не появились аллергические реакции, объем жидкости можно постепенно увеличить до 100 г. Немного позже в рацион вводят .
  • Зеленый горошек и шпинат для детского роста и развития. Бобовые культуры не уступают мясу по содержанию белка. Измельченный в блендере горошек будет полезен в рационе питания вашего малыша.

Что нельзя?

  • цельное коровье и козье молоко;
  • цитрусовые: апельсины, мандарины и грейпфруты (лучше отказаться от всех заморских фруктов, );
  • может вызвать вздутие живота и аллергическую сыпь;
  • шоколад, конфеты, мед (более здоровая альтернатива – свежие фрукты);
  • сырые куриные яйца, чтобы в организм не попала сальмонелла;
  • цельные грецкие орехи могут привести к повышенному газообразованию, к тому же малыш может подавиться;
  • копченые, соленые и консервированные продукты, полуфабрикаты;
  • хлебные изделия из муки грубого помола.

Примерное меню

Родители должны составить ежедневное меню, чтобы ребенок привыкал к установленному режиму. Правильный рацион питания подарит малышу энергию и силу на целый день.

  1. Первый прием пищи начинают либо с материнского молока, либо со смеси. После еды обязательно питье: вода, сок, кисель или компот. Так ребенок быстрее привыкнет к нормальному рациону.
  2. Через 2-3 часа после первого кормления наступает завтрак. Утром лучше приготовить кашу на молоке, любую, только не манную. В ней мало полезных веществ и много углеводов. Чтобы избежать однообразия, кашу можно чередовать с творогом и фруктами. Будут уместны фруктовое пюре и сок.
  3. Обед ребенка, как и взрослого человека, должен состоять из первого и второго блюда. На первое можно приготовить суп с фрикадельками на овощном бульоне. На второе отлично подойдут детские макароны или пюре с мясными тефтелями, суфле. Один-два раза в неделю мясо надо заменять небольшими порциями рыбы.
  4. Ужин не должен быть слишком тяжелым. Немного яичного желтка с овощным пюре, фруктовый сок.
  5. Перед ночным сном можно дать ребенку кефир. Чтобы было вкуснее, добавляйте тертые яблоки, груши и бананы.
  6. Между кормлениями необходимо давать малышу много жидкости: сок, чай, воду и кисель.

Точный объем порций для ребенка может рассчитать только его мама, ведь развитие каждого малыша индивидуально. Ни в коем случае не слушайте посторонних людей. Все, что касается питания вашего карапуза, должны решать только вы.

  1. Во время приготовления еды для малыша нужно обязательно пробовать. Считается, что детям до года лучше вообще не добавлять соль в пищу (если солить, то немного).
  2. Готовить надо небольшими порциями, еда должна быть всегда свежая. Если разогревать ранее приготовленную пищу, она теряет свои полезные свойства.
  3. Перед тем, как кормить ребенка, пробуйте, чтобы еда была негорячая. Если малыш обожжется, может в дальнейшем бояться приема пищи.
  4. При приготовлении сухих каш важно придерживаться инструкции, разводить необходимое количество сухой смеси в определенном объеме теплой жидкости. Это может быть вода, молоко или сок.
  5. Если ребенок не хочет есть по режиму, не нужно его заставлять, чтобы у него не появилось отвращения к пище.

Чтобы заинтересовать 10-месячного гурмана едой, надо красиво и интересно оформлять его блюда.

Например, на творожную запеканку можно выкладывать маленькие кусочки разных свежих и , ягод. Картофельное пюре будет красивым, если в него добавить кусочки моркови, мелко рубленную зелень. Свежие фрукты можно резать на брусочки разных размеров, чтобы ребенок брал их самостоятельно руками и кушал.


Правильно установленный режим питания и разнообразное меню – вот что нужно любому ребенку!

Родители искренне радуются самым маленьким успехам своего малыша. Теперь малыш с большим интересом познает окружающий мир, изучает новые игрушки, контактирует с другими детками. Они уже сами придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды оттого, что выбранное дело не по плечу (а именно так чаще всего оказывается), мама должна своевременно прийти на помощь. И очень сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать сам. Не стоит забывать, что все дети индивидуальны. Они отличаются друг от друга поведением, умениями. Но главное - все дети должны быть любимыми, единственными и неповторимыми!

Малышу 10 месяцев. Весомая дата, скоро первый ваш праздник - год в качестве родителей и год новой жизни! Можно начать готовиться к этому дню, продумайте меню, место проведения маленького торжества, обозначьте список гостей, найдите пример торта или мастера, который изготовит его на заказ, обдумайте подарки, поищите темы для веселых коллажей и плакатов - поверьте, первый год вашего крохи - это существенная дата для всей вашей семьи и этот праздник запомнится вам на всю жизнь!

Однако не стоит отрицать, что в 10 месяцев многие мамы уже чувствуют моральную усталость, они устают от частых кормлений, бессонных ночей. Для того чтобы не упасть духом, уделяйте себе время, малыш уже кушает прикорм и вы должны выделить время для себя: попросите бабушек или папу посидеть с ребенком, сами же займитесь спортом или танцами, сходите в парикмахерскую, в магазин на шоппинг.

Вы уже можете выводить малыша на прогулки не только в парк, но и в город. Такие выходы в свет будут стимулировать вас красиво одеться, накраситься, сделать прическу. Попросите мужа вывести вас в кафе, сходите вместе в гости. Главное, чтобы вы получали от материнства только положительные эмоции, ребенку будет лучше, если вы будете давать ему качественное общение, а не количественное, когда мама проводит с ребенком целый день, но при этом так устает, что не успевает даже просто проиграть с крохой, забывает о муже и о себе, как личности.

Что новенького

Как правило, в 10 месяцев ребенок уже умеет сидеть, поэтому было бы не лишним начать приучать малыша к горшку (если вы не начали этого делать ранее). Если ему не понравится ваша идея, не стоит повышать голос, пытаться заставить сесть силой. Пусть он поиграет, познакомиться и, возможно, подружится с ним, так будет проще в дальнейшем при очередной попытке приучить его к самостоятельности.

Исследование окружающего мира становится всё более увлекательным - малыш всё чаще трогает ручками посторонние предметы, открывает баночки и ящички, исследуя, что же находится внутри.

Учатся переползать через предметы и ходить вокруг опоры. Возможно в этот период с 10 месяцев до года произносит первые осмысленные слова «мама», «дай». Понимает слова «нет» и «нельзя». Некоторые дети в 10 месяцев могут уже самостоятельно стоять без опоры, делать первые шаги, пытаются учиться вставать без опоры из положения сидя на корточках.

Как выглядит ребенок в 10 месяцев






Физическое развитие ребенка в 10 месяцев

Начинает ходить, держась только одной рукой за руку взрослого. Уверенно ходит, держась за стену или мебель.

Начинает стоять без опоры, то есть без поддержки, не держась за предметы, пока еще пошатываясь. Залезает на низкий диван, кресло или кровать. Сидит уверенно - вертится и наклоняется во все стороны. Некоторые здоровые дети не спешат переходить в вертикальное положение. Обычно в такой ситуации они хорошо передвигаются на четвереньках. Руки при этом выпрямлены, а опора производится на ладони. Ноги еще согнуты в коленных суставах, а вот живот уже не прикасается к поверхности пола.

Еда ребенка в 10 месяцев

Пьет из чашки, держа ее обеими руками почти самостоятельно. Взрослый должен лишь слегка поддерживать чашку за донышко, чтобы ребенок ее не уронил, и контролировать положение чашки, если ребенок слишком сильно наклоняет ее.

Бытовые навыки ребенка в 10 месяцев

Многие дети помогают при одевании. На просьбу взрослого «Дай ручку, вытяни ножку» они подают нужную руку или ногу. Ребенок может спокойно относиться к высаживанию на горшок. Однако эти высаживания не ускоряют приобретения навыка проситься на горшок, они лишь дают возможность экономить на памперсах. Нельзя долго держать ребенка сидящим на горшке, в надежде что он «исполнит свой долг» и оправится. Таким сидением вы можете привить ему страх или ненависть к горшку как раз к возрасту полутора лет, когда можно будет наконец активно обучать ребенка проситься на горшок.

Уменьшается привычка пускать слюни и брать все в рот.

Психическое развитие ребенка в 10 месяцев

Если показать ребенку фотографию матери, отца или другого близкого взрослого, он узнает их. Ребенок смотрит на фотографию, узнает, смеется, трогает, оборачивается к взрослому. Если сказать: «Покажи - где мама?» - то ребенок показывает пальцем мать на фотографии.

Мелкая моторика и игра ребенка в 10 месяцев

Значительно расширяются возможности игры с предметами в зависимости от их свойств. Малыш понимает, что можно рукой катать туда-сюда машинку с колесиками, дергать и подтягивать ее за привязанную к ней веревочку, вынимать один предмет из другого, звонить колокольчиком, снимать кольцо с пирамидки. Половина детей в возрасте 10,5 месяца может накрыть баночку крышкой.

При игре с несколькими игрушками или предметами малыш начинает использовать один из предметов как инструмент, например стучит одной игрушкой о другую. Ложку может использовать, чтобы ворошить и раскидывать некрупные предметы по полу.

По просьбе взрослого пытается найти спрятанную игрушку. Чтобы проверить это, на глазах у ребенка накройте небольшую игрушку перевернутой чашкой и оставьте ее так. Затем попросите ребенка найти игрушку. Последовательность действий ребенка такова:


  1. Сначала он смотрит, как взрослый прячет игрушку.

  2. Тянется к чашке.

  3. Достаточно быстро находит игрушку.

Во время игры малыш не только опустошает сумки или коробки, но и начинает собирать предметы в эти емкости. Пытается забрасывать предметы в коробку, однако делает это не всегда охотно. Тренировать это умение можно с помощью игры.

Игра-упражнение
Рассыпьте как бы нечаянно ложки из коробки или другие интересные ребенку предметы. Затем вместе с малышом соберите их, сопровождая сбор рассказом, особым укладыванием и т.д. В дальнейшем поощряйте ребенка, чтобы он после игры всегда сам собирал свои игрушки в коробку, сначала делайте это вместе с ним, но занимайтесь этим не как работой, а как игрой.

Кроме матрешки, пирамидки, кирпичиков для ребенка желательно приобрести сюжетные игрушки: куклу, мишку, собаку. Можно дать ребенку в руки куклу и показать ему, как ее водить; дать в руки собачку и поиграть с ним в ее кормление; дать в руки машинку и показать, как ее можно катать вперед-назад. В отличие от более ранних этапов у ребенка уже развивается память: он знает, для чего нужна конкретная игрушка и как с ней играть. Сейчас малыш уже не изучает, как раньше, свою игрушку, а сразу использует ее по назначению: например, не пытается греметь машинкой с колесиками, а катает ее.

Понимает несколько ваших жестов: «иди ко мне», «нельзя», «до свидания», указательный жест.

Понимание речи ребенком в 10 месяцев

Если ваше дитя быстро и хорошо, без вашей подсказки выполняет такие заученные движения, как «до свидания», «здравствуй», «ладушки-ладушки», можно начать обучение и более сложным жестам. Известная всем с детства игра «сорока-белобока» способствует развитию функции указательного пальца. Обучите ребенка стучать указательным пальцем правой руки по ладошке левой под вашу речевку: «Сорока-белобока на дереве сидела, деткам кашку варила. Этому дала, этому дала… этому не дала». Постепенно (в последующие два месяца) обучайте ребенка стучать не по ладошке, а по пальцам левой руки, поочередно от мизинца до большого пальца. Естественно, «этому не дала» надо говорить, когда ребенок стучит по последнему (пятому) пальцу на ладони.

Все лучше понимает смысл обращенной к нему речи - слов, произносимых взрослым. По просьбе «дай» берет и подает хорошо знакомые предметы-игрушки. Хотя и дает названный предмет в руки взрослому, но еще не отпускает его. Вышеуказанные инструкции выполняет более четко, если они дополняются жестами взрослого. Для того чтобы ребенок мог выполнять такие инструкции, он должен знать названия предметов. Поэтому всегда, когда вы даете ребенку какую-либо игрушку, каждый раз правильно называйте ее.

Можно научить дитя показывать части тела. Для этого спросите у малыша: «Где у Саши носик?» Потом возьмите указательный пальчик ребенка и, дотрагиваясь им до его носа, говорите: «Вот носик у Саши». Затем спрашиваете: «А где же носик у мамы?» - и, дотрагиваясь пальчиком ребенка до своего носа, говорите: «Вот мамин носик». Также можно поиграть с ребенком и во время его купания: «Давай, Юлечка, помоем кукле личико. Где у нее глазки? Где у нее носик? Покажи. Теперь давай помоем ей ручки. Где ручки у куклы? Покажи и т.д.» Сначала легче показать нос на взрослом или кукле, а затем уже и на себе. После носиков аналогичным способом можно изучить глазки, щечки, ушки и другие части тела.

Если назвать хорошо знакомого ребенку человека по имени, то он смотрит на него.

Четко понимает значение слов «нет», «нельзя». Иногда уже этого бывает достаточно, чтобы ребенок прекратил запрещенные действия. Если же ребенок продолжает опасно шалить, то проще всего взять его на руки и унести в другую комнату, а там предложить другую игру. Например, если малыш стучит машинкой по телевизору, то после произнесения «нельзя, перестань» лучше дать ему барабан, по которому стучать палочками гораздо интереснее, а также показать ребенку, что машинку намного интереснее катать за веревочку. Если ребенок хватает со стола ручные часы, то, забирая их и говоря «нельзя», нужно дать ребенку игрушечные ручные часы или другую интересную игрушку и сказать «можно». Для воспитания выполнения запретов можно поиграть в специальную игру с куклой или медвежонком. Когда игрушка «делает» что-то опасное, вы строго говорите ей «нельзя» или «перестань». Медвежонок (кукла) тотчас прекращает шалить, и вы его хвалите. Ребенок берет пример с игрушки. Не злоупотребляйте запретами, используйте слово «нельзя» только в тех крайних случаях, когда без этого точно не обойтись. Ребенок должен твердо усвоить, что если один из родителей или близких сказал «нельзя» или «нет», то это решение окончательное и пересмотру не подлежит. Никакие капризы, обиды и истерики не заставят семью отменить такой запрет. Когда ребенок хорошо поймет это, он и не будет их устраивать. Особенно это важно при наличии склонности к нервозности. Если вдруг в семье найдется «слабое звено» - кто-то из родителей, бабушек или дедушек, к которому ребенок будет апеллировать для получения запретного, то развитие стойкого невроза, а затем и нарушения характера (психопатии) ребенку обеспечено.

Не забывайте хвалить ребенка за правильные поступки.

Доречевое развитие ребенка в 10 месяцев

С помощью звуков, мимики и жестов, но пока еще не слов, ребенок почти всегда может объяснить взрослым свои разнообразные желания. Произносит некоторые слоги со смыслом (например, «ам» - хочу есть). Подражая взрослому, ребенок повторяет за ним новые слоги, которых до сих пор не было в его лексиконе. Эту появившуюся способность ребенка можно использовать для развития речи, особенно в случае ее задержки. Для этого взрослый медленно, с вопросительной интонацией произносит слоги, а ребенок старается повторять их. Когда ребенок научился повторять слог, вы меняете в них гласные и повторяете с ним новый похожий слог. Например, повторяете «ба-ба», затем «бай-бай», «бах-бах». Аналогично «дя-дя», «де-да», «дай- дай», «ку-ку», «ка-ка», «ко-ко», «ки-ки» и др. При этом важно, чтобы ребенок понимал значение простых слов и слогов (бабушка, спать, падение, машинка, дядя, дедушка, дай, прятки, курочка и т.д.). Поэтому, работая над конкретным слогом, говорите ребенку, что он обозначает, а еще лучше показывайте ему этот объект, например бабушку при работе над слогом «ба-ба». Проще всего заниматься этой игрой-упражнением в процессе повседневного общения с ребенком.

Какой режим у ребенка в 10 месяцев?

Распорядок дня 10-месячного ребенка должен включать в себя сон, кормление, прогулки, купание и игры.

Режим сна в 10 месяцев немного меняется. В целом за сутки ребенок спит около 14 часов: 9–10 часов ночью и 4–5 часов утром-днем. Причем в 10 месяцев количество дневных снов сокращается до двух (по 2–2,5 часа). Если кроха спит всего один раз, то, как правило, днем малыш должен спать не менее 2 часов.

Гулять с ребенком нужно, как можно больше. Минимум - 2 раза в день по 2–3 часа. Если позволяет погода, ребенок и мама чувствуют себя хорошо, то количество прогулок можно увеличивать. Кроме свежего воздуха прогулки дают крохе множество новых знаний. Окружающий мир велик и многогранен, а в 10 месяцев ребенок уже интересуется происходящим вокруг.

Уход за зубами

Для предотвращения проблем с зубами надо начинать чистить их малышу с момента появления. Как только прорезался первый зуб, нужно знакомить его с зубной щеткой. Она должна быть самая мягкая и небольшого размера.

Если малыш сопротивляется и не пускает щетку к себе в рот, используйте марлю, намотанную на палец. Зубную пасту поначалу использовать не обязательно, но если вы этого хотите, выдавите небольшую каплю размером с пол горошины. Используйте только детскую пасту. Проглатывание детьми фторсодержащей зубной пасты небезопасно.

Как начать приучение ребенка к горшку

Пока оно заключается в высаживании малыша на горшок, чтобы он к нему привык. Если ребенок противится и начинает плакать, как только видит горшок, отложите приучение. Высаживайте малыша в определенное время. Наиболее удачными бывают следующие моменты: как только ребенок проснулся; после кормления; перед каждым сном. Затем - перед прогулкой и сразу после. Не держите ребенка на горшке дольше 10 минут, не отвлекайте его в это время игрушками. Если у малыша получилось сходить на горшок, обязательно похвалите его.

Не забывайте о купании

Умыванием должен начинаться каждый день малыша. С малых лет мама приучает ребенка очищать кожу лица, промывать глазки, носик и ушки.

Подмывать ребенка необходимо после каждого туалета и при смене подгузника. Если малыш сходил «по большому», следует подмыть его более тщательно.

Принятие ванны в 10 месяцев можно проводить не каждый день. 3–4 раза в неделю будет вполне достаточно. Исключение составляют жаркие летние дни: чтобы тело малыша дышало, нужно купать его каждый день. Осенью, когда на улице уже похолодало, а отопление еще не включили, можно купать ребенка через день. Однако, если купание - это ваш ритуал, ребенок рад водным процедурам, то продолжайте в том же духе! Предложите малышу поиграть в ванне с мыльным пузырями, вы вызовете у него неподдельный восторг и ликование!


  • Обезопасьте малыша, убирая на его пути различные предметы, которые могут нанести вред. Это касается острых и тяжелых предметов, огня.

  • Не забывайте заниматься развитием ребенка, делайте ему массаж, чаще играйте и гуляйте на свежем воздухе.

  • Способствуйте первым шагам малыша. Покупайте удобную обувь для формирования стопы. Возможно, он не сразу захочет надеть туфельки или ботиночки. Пусть карапуз немного привыкнет к ним, поиграв заранее.

  • Для профилактики развития плоскостопия у малыша необходимо приобретать обувь с анатомической стелькой. Это поможет избежать плоскостопия в будущем. Выбирайте удобную и «дышащую» первую обувь с крепким задником, не скользкой подошвой. Также необходимо следить, чтобы она не слишком сжимала ножку, а даже была немного свободна.

Как кормить ребенка в 10 месяцев?

Полезно знать:
Идеальным для питания малыша в 10 месяцев остается естественное вскармливание, но обязательно с прикормом. Грудное молоко - незаменимый продукт для детей до года, оно благоприятно воздействует на детский желудок при введении новых видов продуктов в меню десятимесячного малыша. Материнское молоко - самое надежное и проверенное веками средство для кормления детей, так как оно является неоценимым кладезем целебных питательных веществ.

Какие особенности прикладывания детей в 10 месяцев?

Прикладывания к груди учащаются: днем 4–6 полноценных кормлений и столько же коротких прикладываний, ночью 4–6 кормлений, наиболее активно малыш сосет между 3 и 8 часами. В течение дня ребенок участвует в трапезе вместе со взрослыми, в промежутках часто что-то жует.

Малыш «по-свойски» обращается с грудью: ищет и вытаскивает материнскую грудь, во время кормления может вынимать грудь изо рта и вставлять обратно, теребить вторую грудь и принимать любые позы. Такое поведение сохранится примерно до 1,5 года.

Питание 10-месячного ребенка не имеет существенных изменений. Новых продуктов практически не появляется, если не считать разновидностей фруктов и овощей, с которыми мама может познакомить малыша. Кормление происходит 5 раз в день. Если у мамы еще есть грудное молоко, она может кормить им кроху утром и вечером или давать грудь по потребностям малыша. В противном случае ребенку дают адаптированную молочную смесь.

Питание ребенка в 10 месяцев все больше приближается к здоровому рациону взрослого человека. Однако это вовсе не означает, что отныне малыша стоит кормить с общего стола. Существует ряд правил, о которых родители должны знать, составляя меню своего чада. Конечно же, в первую очередь речь идет о списке разрешенных продуктов и правилах их обработки.

Питание ребенка в 10 месяцев по-прежнему базируется на молоке и его производных. Также сохраняется кормление грудью или же молочной смесью. Стоит снова повторить, что ВОЗ настоятельно рекомендует обогащать этими продуктами рацион ребенка вплоть до двух лет, оставляя хотя бы одно кормление. Но в то же время чаду можно и нужно предлагать детские йогурты, творог и кефиры, которые можно приготовить самостоятельно или приобрести на детской молочной кухне. А вот относительно пастеризованного молока педиатры в большинстве своем имеют однозначное мнение - его лучше предлагать ребенку после года. И даже каши стоит готовить на специализированной смеси или сухом молоке. Рыбка, птичка, мяско. Меню ребенка 10 месяцев обязано содержать мясные блюда. При этом сохраняется правило о том, что такие лакомства готовятся только из нежирного мяса. Уже знакомая телятина и крольчатина обогащаются нежирной свининой и говядиной. Не стоит забывать и про блюда из птицы: куриная и индюшиная грудка прекрасно подойдут для приготовления фрикаделек. А вот знакомство с куриным яйцом можно отложить до года, если ребенок предрасположен к аллергии. Если этого нет, то вводится только желток, причем начальная порция должна составлять не более 1/8 от его массы. Является спорным вопрос и о рыбных блюдах по той же причине. Но если аллергии нет, то сохраняются введенные в 9 месяцев хек, судак и морской окунь.

Конечно же, речь идет о фруктах и овощах. Сохраняются все те, что уже были в рационе, но при этом вводят репчатый лук, капусту, клубнику, малину (при условии отсутствия аллергической реакции). В целом педиатры склонны считать, что чем больше разнообразных овощей и фруктов в меню малыша, тем лучше.

Полезно знать:

малышам до 5–7 лет грибы категорически противопоказаны!

Все так же пища подвергается тепловой обработке путем варки, причем как в воде, так и на пару. Спорен вопрос о тушении. Если ребенок уже знаком с растительными маслами, то можно попробовать предложить ему тушеные овощи с разрешения педиатра. Кроме того, сама пища должна подаваться чаду маленькими кусочками, которые малыш будет способен прожевать. Не стоит пренебрегать сырыми овощами и фруктами. Однако такие кормления должны проходить под присмотром родителей.

Режим кормления 10 месячного малыша

Рацион питания ребенка 10 месяцев претерпевает некоторые изменения, которые связаны не только со временем, но и с количеством кормлений. Итак, кормить стоит уже по часам. Педиатры рекомендуют оставить 5 полноценных приемов пищи, два из которых - первое утреннее и последнее вечернее - приходятся только на грудное молоко или молочную смесь. А вот завтрак, обед и ужин «отдаются на откуп» взрослым блюдам. Так, на завтрак можно предложить или кашу, или молочный суп с макаронами, или творог с фруктами. На обед предлагают постный суп, мясное блюдо с овощным гарниром и сок. А ужин может быть представлен творожным, овощным или фруктовым блюдом, дополняемым сухариком, бубликом или печеньем.

Примерное меню в 10 месяцев выглядит следующим образом:


  1. Кормление - грудное молоко/смесь.

  2. Молочная каша, творог, травяной детский чай.

  3. Супчик, овощное пюре с фрикаделькой, сок.

  4. Детский кефирчик, детское печенье, фруктовое пюре.

  5. Грудное молоко/смесь.

Теперь, когда малыш кушает в основном с ложки, и можно заметить, как активно он использует верхнюю губу, двигает ею, чтобы поудобнее разместить ложку во рту, собирает с ложечки остатки еды. Когда малыш больше не хочет есть, он плотно закрывает рот. Если вы продолжаете настаивать, он может даже отвернуться, выражая свое несогласие с подобными методами воспитания.

Вам кажется, что малыш еще слишком мал, чтобы кушать с ложки? На самом деле очень многие дети хотят освоить ложку намного раньше, чем думают мамы. Поэтому, если малыш пытается кушать самостоятельно, не мешайте ему.

Возраст, в котором ребенок начинает кушать с ложки, зависит главным образом от взрослых. Большинство детей просто выхватывают ложку из маминых рук. И очень скоро обнаруживают, что недостаточно просто заполучить ее, нужно еще научиться ею пользоваться, а это довольно трудно. Даже когда малыш старается, он непременно испачкает и себя, и все вокруг. Поэтому ваша задача не ограничивать его в стремлении, а наоборот поддержать. Не ждите, что ребенок сразу будет держать ложку «как взрослый». Где-то лет до двух, а то и до трех, детишки держат ее в кулачке. Чтобы маленькому едоку было удобно, купите специальную детскую ложку с изгибом: ее не нужно разворачивать к себе, малышу будет легче освоить навыки самостоятельной еды. К тому же эти ложки, как правило, сделаны из натурального каучука или специального мягкого пластика, поэтому даже если малыш не очень ловко будет ею орудовать, он не повредит себе десны и прорезавшиеся зубки.

Что не разрешается в питании детей 10 месяцев?


  • В питание детей 10 месяцев нельзя включать следующие продукты: цельнозерновой хлеб, мясо и рыбу с повышенным содержанием жира, маринованные, соленые, консервированные и острые блюда, фрукты и овощи, не растущие в том регионе, где живет ребенок (киви, апельсины, манго, авокадо, хурма, мандарины, ананасы и пр.)

  • Вишню и вишневый сок, чернику, бананы, черную смородину лучше не давать малышам, имеющим склонность к запорам.

  • Не нужны в таком возрасте малышам и магазинные (фабричные) сладости, так как в них зачастую добавляют сегодня специальные добавки для подслащения. Они вкусны и нравятся детям, но крайне вредны для их здоровья.

Какой стул у ребенка в 10 месяцев. Сколько раз он писает.

Ребенок продолжает знакомиться с продуктами своей жизнедеятельности и начинает наблюдать за процессами мочеиспускания и дефекации - устанавливать зрительный контроль над этими функциями. Кратность прежняя.

Методики раннего развития. Что нужно знать.

Ни для кого не секрет, что чем раньше начать обучение малыша, тем легче сложится его дальнейшая жизнь. Маленькие дети значительно проще и быстрее усваивают новую информацию. Схватывают буквально на лету.Специалисты рекомендуют использовать разные методики развития детей до года: Монтессори, Зайцева, Глена Домана, Никитиных. Каждая из них по-своему хороша, однако выбор - за отдельно взятым родителем.

Методика Глена Домана.
Доман - американский врач, который создал специальные способы обучения детей с отклонениями. Позже эти методы применили и к здоровым малышам. Суть развития по Доману состоит в использовании карточек, на которых могут изображаться как предметы, люди, животные, так и буквы, цифры. Другими словами, весь мир - в карточках. Такой материал можно изготовить и самостоятельно. Врач также сделал акцент на звуках и слогах. Чем больше потешек, сказок, песен ребёнок слышит с рождения - тем больше он запоминает.

Методика Зайцева.
Представляет собой кубики для изучения букв, звуков и целых слогов. Конечно, до года ребёнка вряд ли получится научить читать, но некоторые буквы и их написание он запомнит. Развитие ребёнка до года по этой методике нерезультативное. Она больше подойдёт детям после двух лет.

Методика Никитиных.
Основана на совместной деятельности взрослого и ребёнка. Взрослый призван раскрыть детские способности и талант. Малышей не нужно принуждать к занятиям, а лишь пробуждать интерес. Стены детской комнаты можно украсить разными познавательными плакатами, картами, буквами, цифрами. Рано или поздно малыша заинтересуют они и то, что на них изображено.

Методика Сесиль Лупан.
Цель - пробудить желание познавать мир. Во многом метод похож на метод Г. Домана, только Сесиль учитывает особенности развития детей до года. По её мнению, задания нужно подбирать по возрасту малыша. Не стоит требовать от него сверхъестественного. Занятия с ребёнком не должны быть похожими на каторгу, они должны вызывать интерес.

Как играть с ребенком в 10 месяцев

В этом возрасте игра для малыша становится все более значимой составляющей - он может в течении 15–20 минут играть самостоятельно. Главное - не отвлекать и не мешать ребенку.

Еще малышу очень нужно постоянно получать одобрение со стороны взрослых. Независимо от того, получается у него что-то или еще нет - обязательно хвалите, поощряйте и не скупитесь на добрые слова, дающие уверенность в собственных силах. А когда есть уверенность - появляется мотивация достичь какой-то цели и задача, стоящая перед малышом, решается намного легче и быстрее.

Очень полезно включать ритмическую плясовую музыку для развития чувства ритма и синхронности движений. Побуждайте кроху и двигайтесь вместе с ним - пусть подражает вам. Десятимесячного ребенка нужно целенаправленно приучать действовать с помощью кончиков пальцев. Предлагайте для этого различные игры на вкладывание и вынимание игрушек из емкостей, вкладывание стаканчиков, коробочек, кастрюлек друг в друга, открывание-закрывание крышек, подбор размеров крышек к кастрюлькам. И чем больше коробочек с разными размерами - тем лучше!

Правильно развивать ребенка в 10 месяцев помогут как красочные книжки с небольшими четверостишиями, которые очень хороши для внимания и памяти, так и пальчиковые краски. Малыши этого возраста отлично реагируют на яркие цвета, поэтому рисовать ладошками им будет интересно. Родителям нужно быть готовыми к тому, что после окончания рисования, краски они обнаружат не только на листе бумаги, но и на столе со стулом, полу, а также на самом художнике. Однако, первые рисунки - это то, ради чего стоит пережить, пускай, не самые «чистые» часы в жизни вашего ребенка.

Примеры игр с 10 месячным ребенком

Разговор через трубку
Поговорите с ребенком через картонную трубку, стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием ребенок будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку какие-нибудь звуки: ба-ба-ба или ма-ма-ма! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки.

Детские кубики
Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый (хорошо подходят для этой цели 250-граммовые молочные упаковки, обклеенные липкой бумагой). В желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет ли ребенок, отыскивая кубик с колокольчиком, отличить его по цвету.

Коробочка с дырочками
Детям нравится засовывать пальчики в маленькие отверстия, и вы можете сделать «игрушку», которая будет по душе вашему малышу. Возьмите маленькую коробочку с тонкими стенками и проделайте с двух сторон две дырки шириной с палец. Изнутри обклейте стенки коробочки разным материалом - мехом, мешковиной, бархатом или наждачной бумагой. Покажите ребенку, как сунуть пальчик в дырочку. (А вы можете сунуть свой палец в другую дырку.) Поговорите с малышом о том, что чувствует его пальчик, трогая стенки коробочки, там мягко и приятно или стенка шершавая и жесткая и т. д. С такой коробочкой можно поиграть даже в машине.

Поищи и найди
Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок будет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать его умение слушать.

Время для музыки
Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке.

Катание машинки
Покажите ребенку, как толкать маленькую машинку или грузовичок, чтобы они ехали по полу. Через некоторое время малыш научится так подталкивать машинку, что она долго будет катиться сама.

Хлопанье по столу
Если у вас в гостях сверстник вашего малыша, усадите их обоих за стол и пусть они поиграют, стуча и хлопая по столу.

Поиграйте в телефон
Возьмите игрушечный телефон и «поговорите» с ребенком, а потом дайте поговорить ему. Играя в «телефон», малыш начнет получать удовольствие от разговора. Еще лучше отключить настоящий телефон и поиграть с ним, хотя тут могут быть свои неудобства. Ребенок может захотеть снова поиграть, когда телефон не будет выключен.

Разорвем на кусочки
Некоторые дети в десять месяцев уже стремятся что-нибудь разорвать. Старые журналы, папиросная бумага, оберточная бумага или фольга дают малышу возможность поэкспериментировать с ними. Только не забывайте, что ребенку может захотеться попробовать, какова эта бумага на вкус. Детские опыты в получении мелких бумажек требуют пристального наблюдения. Если вы видите, что малышу интереснее запихнуть бумажку в рот, чем разорвать ее, лучше отложите эти занятия на более поздний срок.

Палочки и камешки
Во время прогулки можно найти массу разных предметов для занятий с детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это не только будет способствовать улучшению двигательной активности ребенка, но и стимулировать развитие осязания.

Стаскивание бумажной полоски со стола
Нарежьте на полоски кусок липкой бумаги и прикрепите эти полоски одним концом к столу. Начните стаскивать одну полосочку - ребенок быстро поймет, что делать. Для него это будет таким же веселым занятием, как и сдирать наклейки с баночек и бутылок.

«Делай, как я»
В этом возрасте ребенок с удовольствием подражает. Поиграйте с ним в «делай, как я» - пусть он повторяет движение вашей руки и простые жесты. Постучите по столу, зажмите и разожмите кулак или наденьте на голову шляпу, все время объясняя малышу, что вы делаете.

До игрушки нужно дотянуться
Если ваш ребенок уже подтягивается, стараясь встать на ножки, ему можно дать задание. Положите любимые игрушки малыша на низенький столик, так чтобы ему нужно было дотянуться до них. Доставая предметы, он тренирует пространственную ориентацию.

Игрушка со стержнем
Возьмите картонную трубочку от рулона туалетной бумаги. Проделайте большую круглую дырку в пластмассовой крышке от кофейной банки и покажите ребенку, как надеть на трубочку пластмассовый «браслет».

Трижды герой
Если в каждой руке вашего ребенка оказалось по игрушке, попробуйте дать ему третью игрушку и понаблюдайте, сообразит ли он, как удержать все три.

Какие предметы можно сложить один в другой
Проводя эксперименты с различными предметами, малыш мало-помалу начинает понимать, что такое величина. Наглядным примером могут служить стаканчики разных размеров. Возьмите два стаканчика и покажите ребенку, как они вкладываются друг в друга; затем постепенно добавляйте по одному.

Две и одна
Возьмите две квадратные коробочки и одну круглую и обклейте их липкой бумагой одинакового цвета. В круглую коробку положите обломки крекера, так чтобы ребенок видел, как вы делаете это. Все коробочки поставьте вместе и понаблюдайте, найдет ли малыш круглую коробочку с крекерами.

Бельевые прищепки в бутылке
Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка помогут ребенку потренироваться в умении наполнять и опустошать ее. Сначала ему потребуется ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, ему можно дать пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе - они добавят ему веселья.

Спрятанная фотография
Когда папы нет дома, можно поиграть «в прятки» с его фотографией. Спрячьте фотографию, пусть малыш вместе с вами поищет ее. «Где же папа? Может быть, под обеденным столиком? Или в коробке для игрушек?» Когда ребенок найдет фотографию, радостно поприветствуйте находку: «Папа нашелся!» Вскоре малыш станет радоваться вместе с вами.

Где игрушка
Положите маленькую игрушку в бумажный пакет или в коробочку. Пусть ребенок постарается достать игрушку, этот опыт поможет ему лучше понять, что такое внутри и что такое снаружи.

Игрушка на шнурке
Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваш ребенок любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку.

Где сестра?
Покажите ребенку две фотографии членов вашей семьи (скажем, его брата и сестру). Накройте обе фотографии платком и попросите малыша найти, где его брат, а потом, где сестричка. Вы сами удивитесь, как много понимает ваш ребенок.

Что на картинке, что на улице - одно!
Покажите на прогулке кошечку и скажите: «Вот киска. Мяу!» Через какое-то время покажите киску на картинке: «Это тоже киска! Мяу!» Затем - игрушечную киску.

Малыш развивает свое воображение, знакомясь с окружающим миром. Учится соотносить реальный живой объект с нарисованным или игрушечным.

Нужно ли идти в поликлинику в 10 месяцев?

Профилактический ежемесячный осмотр с измерением роста и веса.

В десять месяцев у вашего малыша начинает проявляться характер. Он может весело бегать, размахивать ручкам или наоборот сосредоточенно перебирать игрушки или мамины украшения. А если вы попытаетесь его отвлечь, скорее всего, он отмахнется от вас и продолжит свое занятие.

Таблица развития

Как спят дети в этом возрасте?

Ночной сон также длится около десяти часов. Малыш может иногда просыпаться для кормления, но зачастую это связано с активным ростом зубов , которые беспокоят его, а не с голодом.

Дневной сон занимает в общей сложности четыре часа и распределяется на два раза: первый раз в первой половине дня, а второй ближе к вечеру.

Конечно, каждый ребенок уникален, и соответственно, режим дня каждого свой. Главное придерживаться определенных правил, и тогда дневной сон не будут сопровождать уговоры и истерики, а ночной станет продолжительным и спокойным.

  • Перед сном примите с малышом теплую ванну.
  • Между последним пробуждением и отходом ко сну должно пройти не меньше четырех часов.
  • Успокаивающая сказка тоже поможет ускорить процесс засыпания.

Психологическое развитие на 10 месяце жизни

Общение с десятимесячным малышом теперь носит характер диалога. Он научился повторять за родителями простые слова, копировать жесты и поведение. Теперь ребенок может помахать ручкой в знак приветствия или прощания, кивнуть или замотать головой. Он уже знает, чего нельзя делать, а что разрешено, понимает все фразы, сказанные ему. И активно пробует границы маминого терпения. Так что теперь, если на ваше нельзя малыш продолжает заниматься запретным делом – это не непонимание, а попытка манипуляции .

К десяти месяцам малыш уже понимает, когда с ним шутят. И реагирует на шутки веселым смехом.

Общение с другими детьми также важно, как и с мамой. Сейчас как раз закладываются основы коммуникабельности и навыков поведения в обществе, поэтому чаще водите своего кроху на детские площадки или просто водите к другим маленьким родственникам.

Моторика продолжает совершенствоваться, но базовые навыки уже заложены. Малыш сознательно берет в ручку предмет, а если его попросить, с легкостью передаст этот предмет вам.

А еще ребенок сознательно ломает пирамидки, пытается оторвать голову кукле и совершает прочие вещи такого типа. Это все происходит из-за жажды познания , так что не мешайте ему развиваться и предлагайте все новые и более сложные предметы для манипуляций.

А если попросить кроху сложить свои игрушки, он спокойно отнесет их в ящик. Да, он уже знает, где находится коробка с игрушками, и сам может достать из этой коробки нужную игрушку.

Движения и действия малыша

Постепенно ползанье вытесняется хождением на двух ножках. Малыш уже успел оценить плюсы такого перемещения: например, можно нести в руках игрушку и идти за мамой или достать предмет, находящийся на высоте. Некоторые детки уже настолько хорошо осваивают хождение, что совсем перестают ползать (как научить передвигаться на четвереньках?), зато очень активно топают на довольно большие расстояния.

Ребенок уже вполне освоился с управлением ручками, спокойно может держать кружку или ложку. А если дать ему карандаш, то малыш даже сможет немного порисовать.

Если ведущая рука вашего малыша по-прежнему остается левой, не спешите беспокоиться и пытаться его переучивать. Просто полушария его мозга еще не успели синхронизироваться, поэтому нужно немножко подождать, где-то до полутора лет.

В десять месяцев карапуз вполне способен самостоятельно слезть с дивана. Если он еще не догадался, как это делается, покажите ему. Просто переверните его попой к краю и слегка потяните за ножки, чтобы они коснулись пола. Достаточно будет пары демонстраций, чтобы малыш запомнил последовательность.

Интерес к ящикам и комодам становится просто феноменальным. Если даже вы уже запаслись специальными замками от детей, не радуйтесь. Скорее всего, теперь он уже научился их открывать и залазить туда, куда ему хочется.

Готовьтесь к тому, что ваше самостоятельное чадо будет просто вытаскивать из ящиков комода все, что в них лежит и хаотично раскидывать по дому. Однако если попросить его сложить все вещи на место, он выполнит это. Только порядка больше не будет.

Манипулирование предметами приводит к тому, что малыш приобретает новые навыки: например, достать грабельками закатившийся мячик или укрывать одеялом куклу

Основные направления развития

Несмотря на самостоятельную ходьбу, продолжайте носить малыша на руках. Ему все еще важно чувствовать, что мама рядом. От таких объятий ребенок будет чувствовать себя защищенным. А если соединить их с развивающими играми, то вы удивитесь, насколько быстрее малыш освоит новые игры в маминых объятиях.

Диалоги с ребенком стоитстроить как с равным. Употребляйте простые предложения, старайтесь голосом разделять слова на слоги, не торопитесь. Малыш должен отслеживать вашу речь и повторять за вами.

Не стоит экспериментировать с прятаньем игрушек, особенно любимых. Это может очень сильно расстроить кроху и даже привести в плачу. А все потому, что в этом возрасте карапуз любые действия принимает за реальность . Для него пока еще нет разделения на игру и действительность.

Попробуйте предложить малышу пластилин или фломастеры. Скорее всего, он охотно присоединится к новой игре, которая еще и полезна для моторики.

Обязательно выделите малышу свою полочку для книг. Она должна находиться в доступном для крохи месте и состоять из специальных толстых детских книжек с удобными для маленьких пальчиков страничками. Пусть ребенок в любой момент берет книжки, рассматривает их, листает странички.

Обязательно выделите время для совместного чтения. Приятнее всего читать в постельке перед сном. Не игнорируйте чтение сказок перед сном.

Игры в 10 месяцев

Постепенно вводите сюжетные игры: пусть любимая игрушка ложится спать, кушает, умывается, как и малыш. Предлагайте крохе самому собирать свои игрушки на прогулку, или помогать маме накрывать на стол.

В остальном же перечень основных игрушек остается прежним.

В среднем от 71 до 76 см.

Физическое развитие на десятом месяце

Из двигательных навыков малыш продолжает тренировать свое умение ползать, хорошо садится из положения «лежа». Может подолгу сидеть с прямой спинкой, не наклоняясь в стороны. Ваш ребенок уже не только самостоятельно сидит, активно ползает и даже стоит с поддержкой, он уже преодолевает препятствия, делая упорные попытки взобраться на скамеечку, табуретку, стул, подтягиваясь на ручках и, отталкиваясь ножками от пола; он может с легкостью залезать на него, однако необходимо его научить правильно слазить (попой вперед, в противном случае малыш может просто упасть и сильно ударить носик). Ваша задача заключается в том, чтобы подстраховать малыша, и не допустить, чтобы ребенок забирался на значительную высоту, с которой он может упасть и удариться головой , так что будьте предельно внимательны!

Большинство детей уверенно стоят, переступают вдоль опоры и пытаются делать свои первые шаги. Могут сделать пару шагов (хотя еще не очень уверенно) по направлению к маме или любимой игрушке, поэтому настало время подобрать малышу правильную обувь .

Совершенствуется развитие мелких движений кисти: малыш может удержать сразу два предмета в одной руке, научился разжимать пальцы, и норовит при первой же возможности применить это умение. Теперь многие недели из кроватки ребенка будут лететь игрушки на пол, со стола – кусочки еды.

Психическое развитие на десятом месяце

Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся игрушку. Знает порядка 10-20 предметов (показывает пальцем или находит взглядом). Выполняет простые требования, просьбы (например, покажи, как ты вырос – тянет ручки вверх, как мишка топает ногой), дает знакомый предмет по просьбе взрослого. Знает название частей тела, показывает части лица другого человека. Имитирует услышанные звуки, мимику лица, смех кого-то из взрослых. Очень любит животных и любит играть с другими детьми. Детки в этом возрасте машут ручкой «пока-пока» или «привет», шлют воздушные поцелуи, любят целовать маму или папу, напевают песенки «ля-ля-ля» и укачивают кукол «ааа-ааа-а», танцуют под музыку. Боится незнакомых мест или незнакомых людей.

В этом возрасте одна ручка начинает доминировать. Вы сможете определить кто ваш малыш - «правша» или «левша». Постарайтесь, чтобы ребенок делал все обеими ручками, а не только правой, поскольку в этом возрасте гораздо активнее развивается правое полушарие мозга (за которое «отвечает» левая рука). А действие двумя руками одновременно ведет к формированию и развитию межполушарных связей, которые в дальнейшем влияют на успешность овладения чтением и письмом.

Игры и игрушки на десятом месяце

Совершенствуются осознанные мелкие движения кисти руки – «мелкая моторика», действует принцип обратных связей «моторика-психика». Это значит, что при активном развитии мелкой моторики лучше формируются развитие речи и интеллект, так как центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу.

Для развития мелкой моторики отлично подойдут такие игрушки, как: набор складных матрешек, пирамидки с крупными кольцами или мягкие на липучках, игрушки в которых можно вкладывать один предмет в другой, игрушечный музыкальный телефон с большими и маленькими кнопочками. Игра малыша становиться более осмысленной, поэтому можно приобрести игрушки (карточки) изображающие птиц, зверей, овощи, фрукты или пластмассовые кубики с рисунками животных.

Многим малышам вместо дорогих игрушек интересны «предметы взрослого мира»: кастрюльки с крышечками, коробки с обувью и т.д. Не лишайте малыша удовольствия доползти, вытащить, открыть-закрыть коробку, разбросать, постучать, ведь все, что окружает ребенка, уже может и должно его развивать, и к тому же простые предметы дают ему гораздо больше простора для новых ассоциаций и творческого мышления.

Так же развитию мелкой моторики способствует пальчиковая гимнастика (поглаживание ладошек в разных направлениях, массирование каждого пальчика) и простые игры, такие как «ладушки», «сорока» и др.

Речь

В большинстве случаев десятимесячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Очень любит, когда с ним разговаривают, особенно когда что-то мама повторяет изо дня в день - про глазки-носик-ушки, зверей на картинках и пр. Очень многое понимает в речи, обращенной к нему, и пытается подражать разным слогам взрослого. Начинает произносить простые слова (бух, бах), называет отдельными слогами окружающие предметы и животных (например, кись - киса, ава – собачка, кря-кря -уточка).

Все его «разговоры» будут вестись им только в хорошем настроении, в состоянии покоя и удовлетворенности. Если же ребенок чем-то раздражен или недоволен, он не будет «разговаривать и лепетать», малыш начнет плакать.

Всячески поддерживайте стремление ребенка говорить. Создайте вокруг него атмосферу комфорта и душевного спокойствия. Говорите с малышом о тех предметах, которые находятся непосредственно вокруг него, для того, чтобы он мог увидеть то, о чем идет речь и связать предмет с обозначающим его повторяющимся словом.

Слух

Чередуйте гласные с лепетными слогами (а-ага, у-угу, э-ля-ля). Пропевайте гласные звуки (о, а, и, у, э) моделируя голос от низких звуков к высоким и наоборот. Это разовьёт фонематический слух малыша (то есть способность различения звуков речи для понимания смысла сказанного). При несформированности речевого звукоразличения ребенок запоминает (повторяет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Учите малыша самого играть на музыкальных инструментах. Он уже вполне может освоить колокольчик, барабан, ксилофон и сравнить их звучание.

Другие навыки и умения на десятом месяце

Закрепляются умения, приобретенные в девять месяцев . Ребенок умеет хорошо сидеть без поддержки, поэтому можно продолжать приучать его к горшку. Если малышу это не нравится, ни в коем случаи не заставляйте его садиться на горшок силой. Можно посадить на горшок куклу, для того чтобы показать ребенку, как это нужно делать, дайте малышу привыкнуть к новому предмету гигиены.

Если вы еще не давали малышу способность проявить себя как художник, самое время попробовать. Первые уроки рисования можно начинать, как только ребенок научится сидеть без напряжения (чтобы обе ручки оставались свободными). Дайте ребенку карандаши, пальчиковые краски. Рисование пальчиками дает наиболее сильное восприятие цвета и новые тактильные ощущения. Вы можете показать малышу (обмакнув палец в краске) какие следы можно оставить на бумаге.

Первые зубки

На десятом месяце жизни у ребенка уже есть 4 зуба , а может и все 6 зубов (2 снизу и 2 или 4 сверху). Если у вашего малыша еще нет в этом возрасте 4 зубов, не переживайте, подождите еще пару неделек, возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Однако при позднем прорезывании зубов стоит проконсультироваться с врачом, не страдает ли ребенок, особенно в зимний период, недостатком витамина D и, как следствие, таким заболеванием, как рахит .

Осмотр малыша в поликлинике

Если ребенок развивается соответственно возрасту и если нет оснований для беспокойства в здоровье ребенка, то плановое посещение поликлиники можно отложить до исполнения ребенку 1 года.

Поводы для беспокойства на десятом месяце

Если к концу десятого месяца ребёнок:

  • не сбрасывает игрушки со стола;
  • не может махать головой в знак отрицания или согласия;
  • не машет ручкой «пока-пока» в знак прощания;
  • не повторяет (не имитирует) движения, которые показывают ему взрослые.