Ознакомление с окружающим подготовительная группа. Конспект нод по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе с презентацией. Материалы и оборудование

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Без воды нет жизни на земле»

Назначение : предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы детского сада. Данная методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования.
Программные задачи:
- уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря…);
- дать представления об источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения;
- познакомить с приемом очистки загрязненной воды через фильтрование;
- воспитать бережное отношение к воде;

Материал : картинки с изображением реки, моря, океана; глобус, фильтр, грязная вода, тазик, плакаты, призывающие экономить воду, 1 шарик наполненный водой; вата, марля, активированный уголь; ноутбук, флешка.

Ход занятия

Все мы в группе, как семья
Рады все и ты, и я.
Очень любим вместе быть.
С добрым утром говорить.

Ребята, послушайте загадку, которую я вам приготовила и постарайтесь её отгадать.
Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.
Не уследишь - может пролиться,
Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это?

Правильно, это вода.
Воспитатель обращает внимание детей на картинки, где изображены моря, реки, озера. Просит объяснить, что изображено. Чем они отличаются и что в них общего? Каким цветом на глобусе изображена вода? (синим) Читает стихотворение Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить
-Ребята, что вы знаете о воде? Какая она? (прозрачная, мокрая). Кому она нужна? Зачем? Какая польза от воды людям?
-С момента рождения человека вода становится его спутником на всю жизнь. Мы ежедневно используем воду в быту: пьем, умываемся, принимаем душ, готовим пищу, моем посуду, стираем белье…

Воду используют в промышленности при производстве стали, бумаги.
Без воды не замесить тесто для хлеба, не сделать ткань для одежды, ни резину, ни лекарства, ни конфеты. Гидроэлектростанции вырабатывают электрическую энергию, которая поступает в наши квартиры.

Не обойтись без воды в сельском хозяйстве. Некоторые культурные растения, например, капуста или рис, для хорошего роста требуют много воды. На полях для полива устанавливают оросительные системы.

Многие животные устраивают свои жилища на воде и под водой, здесь безопасно и много пищи. С древних времен люди строили жилища по берегам рек, озер и морей.
По морям и рекам проложены водные пути. Речной и морской транспорт ежедневно перевозит людей и грузы в разные города и страны. Вода большая труженица и помощница человека.
-Скажите пожалуйста, откуда мы с вами берем воду? (из крана) Как она попала к нам в дом? (по трубам) Что можно сказать об этой воде, какая она? (чистая, прозрачная) Как вы думаете, откуда к нам в краны поступает вода? (из рек, озер). А вода в реке, озере, пруду какая? (мутная, грязная)
- Как вы понимаете выражение «пресная вода»? (вода без солей). А в морях, в океанах – вода соленая. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели.
-Воду из рек и озер пить нельзя, она грязная, и человек может заболеть. Чтобы вода стала чистой и безопасной для нас, ее специально очищают, фильтруют на очистительной станции, только потом она поступает к нам в дом. Понятно? Ну, а сейчас мы немножко отдохнём.
Физминутка «Капельки прыг-прыг».
С неба капельки летели.
В ручейки попасть хотели.
И захватывая дух,
Капельки упали- бух
Капельки прыг-прыг,
Капельки хлоп-хлоп,

С неба капельки упали,
Ручейками побежали.
Побежали ручейки
И прозрачны, и легки.
Капельки прыг-прыг,
Капельки хлоп-хлоп,
Капельки топ-топ-топ-топ-топ.

Мы отдохнули, и я приглашаю вас подойти к столу. (на столе стоят баночки с водой) Ребята, что можно сказать про воду в баночках. Какая она? (мутная, грязная, непрозрачная). Как её можно сделать чистой? (грязную воду нужно очистить с помощью фильтров).

Воспитатель сообщает детям о том, что можно очищать воду разными способами: с помощью марли, салфеток, ваты, активированного угля. Педагог предлагает детям попробовать самостоятельно очистить воду. По окончании самостоятельной деятельности детей, воспитатель обобщает их высказывания по поводу проведенных опытов.
ВЫВОД: качество очистки воды зависит от материала, из которого изготовлен фильтр.

Людям требуется не любая вода, а только чистая. Но чистой воды становится все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. Кто или что загрязняет воду? (заводы, водный транспорт, человек)

Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. Воду надо беречь. Заботясь о чистоте рек, озер, морей, мы заботимся о своем здоровье, о красоте окружающей природы.
-Ребята, как вы думаете, что произойдет, если не станет воды? (все живое умрет) Какие меры нужно принимать, чтобы вода в реках, морях была чистой? (не бросать мусор, не сливать отходы)

Необходимо так же экономно расходовать воду.
Педагог вместе с детьми рассматривает рисунки, плакаты, призывающие экономить воду, охранять ее чистоту.


Вода - это то, что дает людям жизнь,
Водой дорожи, за сохранность борись!
Пусть будет чиста или очень грязна,
Какой ни была бы, полезна она.
Какую бы воду, друзья, не встречали,
Мы все за сохранность ее отвечаем.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Светлана Oлегова
Все отлично потрудились,
Поиграть пришла пора.
У меня для вас, ребята,
Есть отличная игра.

Проводится игра «Капитошка»
Дети встают в круг и под музыку передают друг другу шарик, наполненный водой. Тот, у кого шарик останется после остановки музыки, выбывает из игры.

Ребята, что вы узнали нового, интересного на занятии, что бы хотели узнать в следующий раз о воде?

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

«Пресмыкающиеся»

Воспитатель ТурыгинаС.Б.

Програмное содержание:

    Познакомить детей с пресмыкающимися животными;

    Уточнить, систематизировать и закрепить знания ребёнка о пресмыкающихся животных;

    Формировать представления о внешнем виде и особенностях жизни пресмыкающихся;

    Развивать активную речь детей: пресмыкающиеся (крокодил, змея, ящерица, черепаха); пресмыкающееся - рептилия. Расширять активный и пассивный словарь

Оборудование: презентация, раздаточный материал: «Дорисуй картинку» - раскраски «Обведи по цифрам» (змея), раскраски «Обведи по точкам» (черепаха, крокодил).

Ход занятия.

    Организационный момент. 1 слайд

Воспитатель. Вы любите отгадывать загадки? (ответ ребёнка)

Тогда отгадайте несколько загадок.

1. Он зеленый и ужасный,

Он зубастый и опасный,

Быстро плавает, ныряет,

Страх повсюду нагоняет.

Обитает в жарких странах,

Как зовут его? Кто знает? (крокодил -2слайд)

2. Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел (змея - 3 слайд)

3.Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но - ах! -

Удрала, а хвост в руках. (ящерица - 4 слайд)

4. Тихо ходит над рекой,

Носит дом всегда с собой.

Кто же это в спецрубахе?

Ну конечно... (черепаха - 5 слайд)

А как этих животных можно назвать одним словом? (ответ).

Своё название пресмыкающиеся получили за то, что передвигаются они пресмыкаясь (ползая) по земле. Обычно у них четыре лапы, но они лишь помогают передвижению тела, как подвижные рычаги, т.к. расположены по бокам туловища, а не под ним. Слово «рептилия» в переводе с греческого языка означает «ползать на брюхе». Именно поэтому пресмыкающихся животных также называют рептилиями. (6 Слайд)

У всех рептилий жесткая, сухая кожа, покрытая роговыми чешуями или пластинами. Черепахи, например, покрыты костным панцирем. А голова и спина крокодилов покрыты твердыми костными пластинами. (7 Слайд)

Размножаются рептилии откладывая яйца. Обычно они делают это в укромных местах, под камнями, под бревнами или в пустых пнях. Но у некоторых пресмыкающихся детёныши вылупляются из яйца в теле матери, и рождаются уже живыми. (8 Слайд)

Динозавры-самые древние пресмыкающиеся (9 Слайд)

    Пальчиковая гимнастика «Осторожно, крокодил!»

Пять маленьких рыбок играли в реке

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.

Лежало большое бревно на песке

Руки прижаты друг к другу. переворачиваем их с боку на бок

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение

Вторая сказала: «Но здесь глубоко!»

Качаем сомкнутыми ладонями

А третья сказала: «Мне хочется спать»

Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук - рыбка спит

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать

Быстро качаем ладонями - дрожь

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются - рот

Плывите отсюда чтоб не проглотил!»

Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями - уплывают

Ну вот, ребята, мы и прибыли в те места, где живут пресмыкающиеся и земноводные. Видите, они окружили нас со всех сторон и спрашивают кто мы такие. Мы должны отвечать правильно, иначе, они поймут, что мы на самом деле дети из детского сада, а не животные. (Слайд 11)

Ящерица, у тебя длинный хвост, значит ты какая?

Длиннохвостая.

А у тебя, Крокодил, толстая кожа,

значит ты какой?

Толстокожий.

А ты, черепаха, ешь траву.

Значит ты какая?

Травоядная.

А у тебя, ящерица, холодная кровь.

Значит, ты какая?

Холоднокровная.

Молодцы, ребята, все ответили правильно. Земноводные и пресмыкающиеся признали в нас своих сородичей. И сейчас очень хотят с вами поиграть.

4.Дидактическая игра «Дорисуй картинку»

Посмотри, у меня есть картинки. Но что-то в них не так. Что? (их нужно дорисовать).

Дорисуй картинки.

Скажи, что получилось (змея).

5.Итог занятия

О ком мы сегодня говорили? (о пресмыкающихся)

А пресмыкающиеся? (ответ). А как они называются по-другому? (пресмыкающиеся - рептилии).

Перечисли пресмыкающихся (крокодил, змея, черепаха, ящерица)

Ольга Витальевна Дыбина

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 6–7 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) в процессе занятий, игр-занятий, дидактических игр.

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, ее содержание представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 6–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности; необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо строить в соответствии с психологическими особенностями детей, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В подготовительной к школе группе ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру. Усложнения игры можно добиться разными методами:

– включение путешествия в прошлое, настоящее и будущее разных предметов (в зависимости от возраста детей);

– увеличение количества путешествий;

– изменение числа команд и участников в каждой команде;

– включение заданий на рисование предметов и т. д.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности в процессе познания окружающего мира.

Для детей подготовительной к школе группы обучающие задачи игр-экспериментов должны усложняться: от умения действовать самостоятельно в соответствии с заданным алгоритмом и получать результат к умению составлять алгоритм в соответствии с моделями; от умения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия признаков предмета к умению представлять их в системе взаимосвязей и взаимозависимостей (строение, функционирование, назначение, существование во времени и пространстве и т. д.).

В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей подготовительной к школе группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) отводится 2 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства „Лада“» города Тольятти, заведующая – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День Космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

Распределение материала на учебный год

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Предметы-помощники

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять, что эти предметы могут улучшать качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять изделия.

Материал. Картинки с изображением различных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека на производстве (например, станок, компьютер, робот, швейная машина и др.); фишки, алгоритм описания предмета, посылка, письмо от Незнайки.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям о полученной посылке от Незнайки. В посылке находятся предметные картинка и письмо с заданиями: Незнайка просит ребят выполнить все задания и сообщить ему в письме об их выполнении.

Задание 1. Воспитатель раскладывает все предметные картинки на столе и предлагает детям выбрать картинки с изображением предметов, помогающих людям на производстве. Дети по очереди берут по одной картинке, называют предмет и рассказывают, для чего он служит человеку. Ребенок, правильно назвавший предмет и рассказавший, как он используется, получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Задание 2. Воспитатель раскладывает на столе отобранные ребятами картинки с изображением предметов, облегчающих труд на производстве. Педагог описывает один из предметов по алгоритму. Ребенок, первым отгадавший и назвавший предмет, получает фишку. Ведущим может быть и ребенок.

Задание 3. Дети делятся на две команды. На столе лежат предметные картинки. По сигналу воспитателя одна команда отбирает картинки с изображением предметов, улучшающих качество и скорость изготовления изделий на производстве, другая команда – картинки с изображением предметов, выполняющих сложные действия и изменяющих изделие. Выигрывает команда, которая быстро и правильно набрала картинки и объяснила свой выбор.

Задание 4. Воспитатель по одной показывает детям картинки с изображением робота, компьютера, калькулятора, пишущей машинки, станка. Дети называют каждый предмет, рассказывают о нем, по необходимости опираясь на алгоритм описания, отмечая, что все эти предметы относятся к рукотворному миру. Вместе с воспитателем уточняют, что эти предметы облегчают труд на производстве, улучшают качество изделий, ускоряют трудовой процесс, слаженно действуют и могут изменить другой предмет.

2. Дружная семья

Программное содержание. Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Материал. Кукла Незнайка; выставка «Моя семья» – фотографии членов семей воспитанников, их любимые предметы; материал для поделок (цветная бумага, ножницы, клей, природный материал и т. д.).

Предварительная работа. Создание выставки «Моя семья». Беседы: «Профессии моих родителей», «Как мы отдыхаем», «Мне хорошо, когда…», «Наши домашние любимцы» и др. Заучивание пословиц о семье. Рисование на тему «Моя семья». Рассматривание репродукций картин художников на тему семьи; семейных альбомов.

Ход занятия

Воспитатель произносит пословицу и предлагает детям угадать, о чем в ней говорится: «Вместе тесно, а врозь скучно».

Дети. Эта пословица о семье.

Воспитатель. Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о семье. А что такое семья? (Ответы детей.) Я пригласила к нам в гости Незнайку. (Показывает куклу.) Он очень хочет посмотреть нашу выставку «Моя семья». Расскажите ему о своих семьях.

Дети (по желанию) подходят к фотографиям членов своей семьи, рассказывают, кто на них изображен, в каком месте фотографировалась семья и т. д.

Незнайка. Ребята, я заметил, что вы все, когда рассказывали о своих семях, улыбались. Почему? (Любим всех в своей семье. Приятно вспоминать тот день, когда все вместе фотографировались, и т. д.)

Воспитатель. А вы всех любите одинаково или есть в семье кто-то, кого вы любите больше других? Кто хочет рассказать нам об этом человеке? Какой он? (Рассказы детей – по желанию.) А теперь покажите и расскажите Незнайке о любимых предметах членов своей семьи, которые вы принесли. (Рассказы детей.) В семье родители и дети чем-то радуют друг друга. Как вы думаете, чем дети радуют родителей? (Тем, что они растут, учатся чему-то новому, стремятся помогать взрослым и т. д.) А чем родители радуют детей? (Тем, что заботятся о них, любят, защищают и т. д.) А теперь разложите фотографии членов семьи от самого младшего до самого старшего.

Цель: закрепление представления детей о профессиях людей.

Образовательные задачи:

  • уточнять и закреплять представления детей о профессиях людей;
  • уточнять и актуализировать словарный запас по теме;
  • совершенствовать грамматический строй речи через согласование разных частей речи в предложении.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать речевую активность посредством диалога и ответов на вопросы;
  • развивать устную связную речь через построение распространенного грамматически верного предложения, умение использовать предложения разной конструкции;
  • развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, память, мыслительную деятельность посредством коррекционных приёмов.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать мотивацию к обучению, нравственные качества (вежливость в общении на занятии, уважение к людям труда)

Оборудование:

  • предметные картинки (врач, повар, учитель);
  • предметы для организационного момента: молоток, гвозди, ножницы, расческа, нитки с иголкой, поварёшка, кастрюля, бинт, зелёнка, ручка, тетрадь;
  • модель автобуса из стульчиков, сумка кондуктора с билетами, игрушка– водитель;
  • белый фартук и колпак, д/и “Мы повара” (картинки овощей и фруктов, две кастрюли);
  • мольберт, магниты, “зашумленная картинка”, аптечка, предметы в аптечке: термометр, шпатель, аэрозоль, таблетки, пипетка,
  • модуль – магазин, игрушки – медвежонок, мышонок, львёнок, поросёнок, машинка военная, машинка спортивная, фартук продавца, чепчик;
  • готовые цветы с двусторонним скотчем, картонный лист белой бумаги, на нем готовые стебли из бумаги;

Предварительная работа:

  • экскурсии по детскому саду (на кухню, в медкабинет, прачечную, к плотнику);
  • чтение художественной литературы по теме “Профессии”;
  • занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме “Профессии людей”;
  • сюжетно-ролевые игры по теме “Профессии”;
  • составление рассказов по плану воспитателя на тему “Когда я вырасту большим”;
  • оформление выставок рисунков и поделок из пластилина “Люди всякие нужны, люди всякие важны”;
  • работа по тематическому циклу “Профессии” не ограничивалась периодом, указанным в годовом плане. Начала эту работу раньше, обобщала и закрепляла знания детей о профессиях, полученные при изучении предыдущих лексических тем. Закрепление изученного материала, его усложнение, дифференциацию буду осуществлять в течение оставшегося периода обучения.

Ход занятия

I. Организационный момент. Активизация внимания. Создание эмоционально положительного фона. Уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи через составление предложений с заданными словами. Развитие ассоциативного мышления путем подбора пары предметов.

Дети стоят перед входом в группу.

На столе лежат разные предметы: молоток, гвозди, ножницы, расческа, нитки с иголкой, поварёшка, кастрюля, бинт и зелёнка, ручка и тетрадь.

– Посмотрите, кто-то оставил предметы. Назовите их.

– Подумайте, какие предметы можно соединить в пары? Я думаю, что молоток и гвозди оставил плотник.

– Кто нашел пару и знает, кто оставил эти предметы? Начните свой ответ со слов: “Я думаю, что …”

Вывод воспитателя: – Все эти предметы нужны людям разных профессий.

II. Сообщение темы. Формирование осознанного представления о теме занятия и его основных задачах.

– В старину человека, который умел хорошо делать свое дело, называли мастером. Сегодня на занятии мы с вами отправимся в путешествие по “городу мастеров”, мы побываем в гостях у людей разных профессий, которые любят свое дело и делают его очень хорошо. В конце занятия вы скажете с кем вы встречались и поделитесь друг с другом, кем хотите стать, когда вырастите. На занятии мы будем учиться правильно и красиво говорить как школьники полным предложением, будем учиться вежливо общаться, слушать ответы товарищей.

III. Введение в тему. Активизация знаний, развитие образного мышления.

– На чем можно путешествовать? Вы назвали разные виды транспорта. (Можно путешествовать пешком, но тогда быстро устанешь и далеко не уйдешь). Отгадайте, на чем мы с вами отправимся в путешествие по “городу мастеров”.

Что за чудо – едет дом!
И людей как много в нем!
Носит обувь из резины
И питается бензином! Автобус
– Правильно! А как ты догадался?
– Мы с вами поедем на автобусе.

IV. Основная часть.

Закрепление представления детей о профессиях водителя и кондуктора.

Активизация знаний по теме. Развитие диалогической речи через ответы на вопросы. Формирование учебных навыков.

Встает он очень рано,
Ведь его забота –
Всех отвозить по утрам на работу. Кто это? (Водитель.)

– Кто еще работает в автобусе? (Кондуктор.)

– Что делает кондуктор ? Кондуктор продает билеты для проезда в автобусе.

Стулья уже стоят.

– Сегодня шофером будет хорошо знакомый вам пес Барбос , а я буду кондуктором. Для того чтобы пройти в автобус вспомните и назовите любую профессию.

Дети по очереди называют, затем кондуктор выдает билеты.

– Внимательно посмотрите на номер вашего билета? Назовите его. Найдите место с таким же номером в автобусе.

– Билеты куплены, можно отправляться в путешествие по “городу мастеров”.

– Посмотрите в окно, направо. Солнышко светит так ярко прямо нам в глаза. Зажмурьте крепко глазки.

– А теперь посмотрите налево. Прохожие нам улыбаются. Давайте им тоже улыбнемся и помашем рукой.

Закрепление представления детей о профессии повара.

Активизация знаний по теме. Коррекция слухового внимания и памяти, мыслительной деятельности. Развитие речедвигательной координации. Продолжать учить работать совместно.

– Мы едем в гости к одному мастеру, а послушайте внимательно загадку. Воспитатель читает загадку.

– Молодцы, быстро дали ответ!

– Мы приехали. Автобус остановился. Свои билетики положите в карман. Выходим из автобуса.

– Встаньте так, чтобы всем было видно. К кому мы приехали? – К повару. Воспитатель показывает картинку повара.

– Это мой знакомый повар. Что он делает? Он готовит еду.

– Однажды с моим знакомым поваром случилась необычная история, когда на кухне отключили свет. Послушайте внимательно и скажите, что неправильно сделал повар?

Игровое упражнение “Что не так?”.

– Что повар сделал неправильно? Рыбу опустил в компот, в печку положил варенье, сахар насыпал в бульон.

– Давайте представим, что вы повара и поможем нашему повару приготовить вкусный обед. Сначала наточим ножи. Приготовьте руки.

Физкультурная минутка – пальчиковая гимнастика.

Слова к игре проговаривают дети. Воспитатель помогает при необходимости.

Игра “Мы повара”.

Детям раздаются наборы продуктов овощей и фруктов.

– Ножи наточили, а теперь будем готовить обед, разделимся на две команды. Первая команда – Даниил, Диана, Даша, – будет готовить борща. Вторая команда – Ксения, Кристина, Семён – компот. Возьмите тарелку и на тарелку выложите только те продукты, которые вам необходимы для борща, а вам для компота. Будьте внимательны.

Проводится игра “Мы повара”.

Затем команды проверяют друг у друга результат.

– Работу закончили. Проверим, как вы справились, подойдите и вы, и внимательно слушайте.

– Назовите, что вы положили на тарелку? Назовите одним словом. Почему не положили яблоко и грушу? Молодцы поварята! положите овощи в кастрюльку.

– Проверим поварят, которые готовили компот. Что вы положили на тарелку? Назовите одним словом. Что осталось? Огурец и помидор? А что из них можно приготовить?

– Чтобы борщ и компот варились положите овощи и фрукты в кастрюльки.

– Давайте попрощаемся с поваром и отправимся дальше к следующему мастеру.

Закрепление представления детей о профессии врача.

Активизация знаний по теме. Развитие навыка восприятия целостного образа предмета, используя “зашумленную картинку”. Совершенствовать грамматический строй речи через составление предложений с заданными словами. Развитие умения использовать предложения разной конструкции.

– Проходите, садитесь на стульчики. Мы пришли к следующему мастеру. Послушайте внимательно кто это?

Воспитатель читает загадку про врача.

– Правильно ли мы отгадали? Воспитатель показывает картинку врача.

Игровое упражнение “Что лежит в аптечке?”.

Детям предлагается зашумленная картинка с рабочими инструментами врача. Картинка на мольберте.

– А что же находится в аптечке у врача? Внимательно рассмотрите на картинку. Назовите по – одному предмету.

– Что увидела Ксения? Покажи всем ребятам, обведи пальчиком этот предмет.

– Ксения, а в аптечке есть этот предмет, достань его, покажи детям.

– Ксения, для чего врачу нужен этот предмет? В вашем предложении должны быть слова: “Врачу нужен …, чтобы …”

– Ребята, представьте, что случится, если врачей не будет? – Люди могут погибнуть от болезней, некому будет лечить людей.

– Значит профессия врача очень важная. Давайте попрощаемся с врачом и поедем дальше.

Дети садятся в автобус на свои места по номеру билета, где воспитатель читает загадку про продавца.

Закрепление представления детей о профессии продавца.

Активизация знаний по теме. Развитие диалогической речи. Распространение предложения описательными прилагательными.

– Мы отправляемся к гости следующему мастеру! Догадайтесь, кто это?

Воспитатель надевает фартук и чепчик продавца.

Проводится игра “Покупаем за рассказ”.

– Я приглашаю вас в магазин. Продавцом буду я. Вы, мои покупатели. Магазин, в котором я работаю, необычный, здесь можно купить товар не за деньги, а за рассказ.

– Выходим из автобуса. Рассмотрите товар. Что продается в моем магазине? Назовите одним словом.

Вставайте в очередь и выбирайте покупку. Даниил встанет первым, а вы за ним.

– Итак, чтобы купить игрушку, нужно рассказать, например, я хочу купить маленького серого, мягкого мышонка.

– Здравствуйте, что хотите купить?

– Я хочу купить маленького белого мягкого, пушистого медвежонка.

– Кто купил, тот садиться в автобус на свое место, вспомните, как надо себя вести в автобусе.

5. Закрепление представления детей о профессии учителя.

Активизация знаний по теме. Развитие диалогической речи. Развитие навыка восприятия целостного образа картины. Совершенствование грамматического строя речи через составление предложений с заданными словами.

– Мы с вами побывали у продавца, купили игрушки, а теперь отправляемся вот к кому!

Воспитатель в автобусе рассматривает картинку “Учитель ведет урок”.

– Кто на картинке? (Учитель.) – А это кто? (Ученики.)

– Где работает учитель? Учитель работает в школе.

– Что он делает? Он учит детей. – Чему учит учитель? Он учит читать, писать, решать примеры и задачи.

– А вот и наша остановка. Мы приехали в школу. В школе игрушки нужны? Покупки оставьте на своем стульчике. Выходим. Садитесь на свободное место.

На столе разрезная картинка из 6 частей. Каждому ребёнку предлагается

игровое упражнение “Собери картинку”.

– Первое задание. Соберите картинку.

– Молодцы, вы быстро справились. А теперь наведите порядок на столе, сложите картинку в коробочку.

Проводится игра “Соберем букет”. Каждый ребёнок приклеит готовый цветок на картинку.

– Совсем скоро вы станете школьниками. 1 сентября вы нарядные с букетом цветов пойдете в школу. Вас будет встречать ваш учитель.

– Давайте и мы для наших гостей учителей соберём красивый букет из цветов, которые приготовили своими руками?

– Каким будет ваш учитель?

– Я думаю, что ваш учитель будет заботливым …(добрым, внимательным, справедливым, веселым, красивым, хорошим, умным).

Дети по очереди называют характеристику учителя и приклеивают готовый цветок.

– Мы собрали букет и отвезём его учителю. Урок закончен. Встаньте, задвиньте стульчик и подойдите ко мне, встаньте в круг.

– Наше путешествие в “город мастеров” подходит к концу. Вспомните, с кем мы встречались на пути? (Споваром, с врачом, с продавцом, с учителем, с кондуктором, с водителем)

V. Закрепление.

Развитие памяти, мыслительной деятельности через исправление ошибки.

Игра с мячом “Скажи правильно”.

– Повар водит самолет – повар готовит еду.

– Врач тушит пожар – врач лечит людей.

– Продавец красит дом – продавец продает товары.

– Учитель разносит почту – учитель учит детей.

– Кондуктор красит дом – кондуктор продает билеты.

– Водитель шьет одежду – водитель водит машину.

VI. Итог занятия. Помочь детям понять главный смысл необходимости профессий. Поддержание эмоционально положительного фона. Развитие умения использовать предложения разной конструкции.

Вывод воспитателя:

– Как много профессий и все они нужны людям, потому что ничего на свете не может сделаться само! Обед сам не сварится. Одежда сама не сошьётся.

Дети по очереди по одной строчке читают стихотворение.

Ничто никогда не выходит САМО: – Ксения
Само не приходит к нам на дом письмо. – Кристина
Само не умеет свариться варенье, – Даниил
Само не напишется стихотворенье, – Диана
Мы делать все это обязаны САМИ, – Даша
Своей головой и своими руками. – Семен
В.Лунин

В автобусе спросить детей.

– А вы уже выбрали себе профессию? Кем хотите стать? – Когда я вырасту большой, стану продавцом. Дети по очереди отвечают.

– Садитесь в автобус, отвезем подарок нашим гостям. (Воспитатель забирает в автобус букет.)

– Вам понравилось путешествие?

– Мы приехали, подарите свой букет учителям, скажите: “Примите от нас подарок!”

– А теперь можете поиграть с игрушками.

В пособии представлены планирование работы и конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром детей 6–7 лет на год.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

    Ольга Витальевна Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий 1

Ольга Витальевна Дыбина
Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 6–7 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) в процессе занятий, игр-занятий, дидактических игр.

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, ее содержание представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 6–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности; необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо строить в соответствии с психологическими особенностями детей, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В подготовительной к школе группе ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру. Усложнения игры можно добиться разными методами:

– включение путешествия в прошлое, настоящее и будущее разных предметов (в зависимости от возраста детей);

– увеличение количества путешествий;

– изменение числа команд и участников в каждой команде;

– включение заданий на рисование предметов и т. д.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности в процессе познания окружающего мира.

Для детей подготовительной к школе группы обучающие задачи игр-экспериментов должны усложняться: от умения действовать самостоятельно в соответствии с заданным алгоритмом и получать результат к умению составлять алгоритм в соответствии с моделями; от умения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия признаков предмета к умению представлять их в системе взаимосвязей и взаимозависимостей (строение, функционирование, назначение, существование во времени и пространстве и т. д.).