Особенности развития ребенка в 10 месяцев. Развитие ребенка в десять месяцев: что должен уметь

Время чтения: 5 минут

Как развиваются девочка или мальчик, какой рост и вес должны иметь дети, достигшие почти годовалого возраста, что должен уметь ребенок в 10 месяцев? В этом возрасте малыши как губка впитывают всю информацию из окружающего мира, приобретают важные для них навыки, развиваются активно физически, психологически. Очень важно выбрать правильные формы, методы развития и воспитания ребенка.

Развитие ребенка в 10 месяцев

В возрасте 10 месяцев дети развиваются очень активно. Они уже могут повторять звуки, ходить самостоятельно, осваивают новые движения, способны сами садиться. Это переломный в развитии период характеризуется самостоятельностью: кроха сам встает, пытается передвигаться, сам выбирает игрушку. Очень важно не торопить малыша, не вызывать негативные эмоции.

Достигая годовалого возраста, малютка начинает активно развивать свои умственные способности. Дети понимают некоторые просьбы родителей, появляется осознание того, что окружение – это не только то, что они видят вокруг. Младенец знает: если мама вышла из комнаты, то она вернется. У него появляется связь между некоторыми событиями, формируются взаимоотношения с определенными людьми. Карапуз уже может анализировать происходящее и делать свои выводы.

Рост и вес ребенка

Достигая возраста 10 месяцев, у ребенка начинает пропорционально формироваться тело. Однако рост и вес малыша немного замедляется. Мальчишки становятся крупнее. Средний рост у мальчиков примерно 69-77 см, вес – 8-11 кг. Девочки чуть мельче, они отстают в этих показателях. Их рост варьируется в пределах 69-75 см, вес – 7,9-10 кг. Однако нужно учитывать, что на эти критерии влияют также наследственные факторы.

Психическое развитие

Отличительная черта психологического развития детей 10-месячного возраста – любопытство. Что же должен уметь ребенок в 10 месяцев? Он уже реагируют на звонок, ему становится интересно, что делают другие люди. Малыш начинает различать выражение лица мамы, реакцию на свое поведение, реагирует на ее настроение. Это самый лучший период для воспитания оптимиста. Дети повторяют движения папы, способны подражать взрослым. Кровинка реагирует на опасные предметы, неприятные ситуации, к примеру, знает, что такое упасть. Однако рассчитывать на его самостоятельность не стоит.

Эмоциональное развитие

Развитие малыша в 10 месяцев характеризуется появлением социально-бытовых навыков, желанием взаимодействовать. Карапуз зовет на помощь, подает сигналы с просьбой что-то сделать, например, поднимает вверх коробочку, чтобы ее открыли. Очень часто десятимесячные дети ломают игрушки, тем самым привлекая внимания, проверяя реакцию взрослых. Ребенок способен дольше играть с одной игрой, появляются любимые игрушки, с которыми он не расстается во время сна, еды.

Что умеет ребенок в 10 месяцев

Кроха уже стал более общительным, проявляет самостоятельность. Чадо определяется со вкусами: выбирает музыку, игры. К 10 месяцем крошечка:

  • пользуется ложкой, пьет из кружки;
  • сидит, стоит сам, с опорой поднимается, становится на четвереньки, начинает ходить самостоятельно;
  • реагирует на протягивание к нему рук;
  • садится на горшок;
  • берет двумя пальчиками мелкие предметы – «пинцетный захват»;
  • сам залазит на кровать, кресло, сам слазит.

Двигательные навыки

Навыки двигаться развиваются очень стремительно. Кроха проявляет желание одновременно использовать несколько игрушек, предметов: подвигать совочком ведерко, идти за любимой игрушкой, самостоятельно ее нести, показывать. Родители должны обязательно похвалить малыша за самостоятельность. Дети сами кушают: откусывают и пережёвывают мелкие кусочки. Они с удовольствием играют с мелкими игрушками, перебирают пуговицы, камушки, застежки, развивая при этом мелкую моторику.

Речевое развитие

Малыш начинает формировать речевые навыки. Дети «разговаривают» при помощи лепета – повторения слогов, многотипных, однотипных. Следя за артикуляцией взрослых, малютка способен воспроизводить слоги типа: «ба-ба», «ну-ну», «ма-ма», «дай-дай» и др. Особенно ярко проявляется интонация. Должен уметь малыш в 10 месяцев выделять силой голоса слоги, расставлять паузы. Лепет становится похож на ритмически повторяющиеся звуки. Важно, чтобы взрослые использовали только мягкую интонацию, разговаривали спокойно.

Что должен уметь мальчик

Разница в физическом и психическом развитии между девочками и мальчиками становится заметна уже в десятимесячном возрасте. Мальчики физически более развиты, но менее эмоциональны. Крошки уверенно ползают, начинают контактировать со сверстниками, умеют самостоятельно:

  • садиться;
  • ходить со взрослым;
  • складывать игрушки;
  • показывать предметы по названиям;
  • откликаться на имя;
  • разбирать, складывать пирамидки;
  • строить из кубиков;
  • самостоятельно пить, держать еду.

Что должна уметь девочка

В девятимесячном возрасте девочки более эмоциональные, они чаще смеются, умеют лучше подражать движениям. Девочки легче выполняют просьбы взрослых, умеют пить и есть самостоятельно, с удовольствием начинают двигаться под музыку, могут сами вставать и садиться. У них быстрее начинают развиваться речевые навыки. Девочки нередко что-то делают, стараясь привлечь внимание взрослых, обязательно ожидают похвалу.

Как развивать ребенка в 10 месяцев

В это время следует научить ребенка простым навыкам обслуживания: складывать игрушки, самому удерживать ложку, чашку, приучать к навыкам самообслуживания, например, самостоятельно взять нужный предмет, держать игрушку. Активность малыша хороша для развития двигательных навыков: построить «туннель» из коробок и позвать ребенка, поставить его любимую музыку и попросить научить танцевать куклу, топать, хлопать вместе с ним. Все эти упражнения будут развивать моторику, координацию движений.

Занятия с ребенком

Для ребенка игра – это не только веселое проведение времени, но и возможность развиваться. Однако активные занятия желательно использовать днем, так как при всей подвижности, младенец будет быстро уставать. Во второй половине дня следует отдать предпочтение более спокойным развлечениям. Можно использовать кубики, пальчиковое рисование, складывать пирамидку. Развлечений с младенцами очень много. Какие игры лучше выбирать впервой половине дня:

  1. Игры с мячиком. Можно катать мячик по полу, прятать мелкие мячики.
  2. Фитбол. Используется большой мяч. Хорошо на нем покатать кроху, попрыгать на мячике, дать обстоять на нем ножками.
  3. Музыкальные инструменты. Подойдут любые игрушки для этого возраста.
  4. Первая машинка. Кроха будет таскать ее на веревке, складывать туда игрушки.
  5. «Уборка». Мельчайшие предметы рассыпаются по полу. Карапуз их собирает.

Для развлечения во второй половине дня больше подойдут спокойные игры. Это могут быть:

  1. Игры на улице. Пособирайте каштаны, шишки, камешки.
  2. Прищепки. Карапуз, складывая яркие прищепки, будет развивать пальцы.
  3. Телефон. Маленькие дети охотно подражают взрослым. Телефон поможет развить речь.
  4. Купание. Кроме игры с «плавающими» игрушками, можно попросить ребенка сделать несложные действия, например, вымыть ручки, животик.

Видео

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Узнаем предметы на ощупь

Игра 1. «Ищем клад»

Игра направлена на совершенствование тактильного восприятия ребёнка. Узнавание предметов на ощупь является важным источником информации об окружающем мире и основой тонких движений. Благодаря ему действия ребёнка в ближайшем будущем станут более точными, и часть из них он сможет выполнять без зрительного контроля. Это необходимо для самостоятельного одевания, выполнения гигиенических процедур, игры на музыкальных инструментах и др.

Вам понадобятся

Глубокая миска или небольшой таз диаметром не менее 30 см, 4 небольших резиновых игрушки для купания, 1 кг гречневой крупы.

План игры

1. Высыпьте гречку в миску и распределите её равномерным слоем по дну. 2. Покажите малышу две игрушки и на его глазах закопайте их в гречку. 3. Выразите удивление из-за исчезновения игрушек. Спросите у ребёнка, куда они спрятались? 3. Начните искать игрушки в гречке вместе с малышом, а затем предоставьте ему возможность сделать это самостоятельно. 4. Когда ребёнок найдёт игрушки, порадуйтесь вместе с ним. 5. Повторите игру с другой парой игрушек.

Родителям на заметку

1. Вместо таза или миски можно взять прямоугольную коробку, однако малышу будет трудно найти игрушки, если они окажутся в углу. 2. Игрушки могут быть не из резины, однако они должны иметь обтекаемую форму, чтобы гречке было некуда забиться. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Обучение и общение:: наблюдаем за малышом

В этом возрасте мальчики весят 8,2-10,2 кг при росте 71,0-75,6 см, соответствующие показатели для девочек: 7,5-9,5 кг и 69,0-73,9 см*.

Многие дети уже умеют стоять и очень гордятся своим новым навыком. Нередко, утром кроха приветствует родителей, стоя в кроватке: держась за бортик, он громко лопочет, приглашая маму и папу разделить с ним радость победы. Другие дети не стремятся начать ходить как можно быстрее, а вместо этого совершенствуют свои «ползунковые» способности, ведь уверенно ползающий малыш перемещается по комнате быстрее ровесника, который делает первые шаги.

Прямой зависимости между умственными способностями и двигательными навыками у детей нет. Малыш, который пошел раньше, не обязательно научится читать или решать примеры быстрее своих ровесников. Не торопите события, каждый ребенок научится ходить, когда будет к этому готов.

Новое достижение малыша - умение рвать бумагу. Вам придется убрать подальше все ценные книги и фотоальбомы. Подарите ребенку для «тренировки» несколько разноцветных журналов. Следите за тем, чтобы он не поранился о края журнальных листов.

Детям этого возраста нравится не только опустошать всевозможные емкости, но и складывать в них разные предметы. Убрать несколько игрушек в ящик не составляет для ребенка него особого труда, то попытка положить одну формочку в другую может закончиться неудачей. Крохе пока трудно понять, что из двух похожих предметов нужно выбрать меньший по размеру и поместить его в более крупный.

Многие малыши уже умеют складывать башни из кубиков, но разрушать их им по-прежнему нравится больше, чем строить.

Десятимесячный ребенок различает по голосу всех, с кем часто общается, и замечает изменения в настроении окружающих людей по интонации, с которой они разговаривают. В этом возрасте уже можно учить ребенка сопереживать эмоциям другого человека: например, пожалеть маму, если она устала, погладив ее по голове или обняв за шею.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Обучение и общение:: понимаем малыша

В этом возрасте дети иногда настолько поглощены своими занятиями, что практически не замечают присутствия зрителей. Улыбки, ласковые прикосновения и слова поддержки со стороны родителей по-прежнему важны для малыша, но не в такой степени, как раньше.

Детские игры постепенно усложняются. Еще недавно ребенку нравились занятия, которые были основаны на общении, а теперь на первое место выходят игры с разнообразными предметами. Малыш может самостоятельно достать игрушку из ящика и принести ее, инициируя игру. При этом он приглашает родителей и гостей играть по определенным правилам, например, передавать какой-нибудь предмет из рук в руки или перекатывать его по полу.

Десятимесячный малыш обычно дружелюбен и общителен, особенно на «своей» территории. Он с удовольствием «поговорит» с новым человеком, правда, используя свой собственный малопонятный язык. Зато общаясь с близкими людьми, малыш может будет стараться произносить «настоящие» слова, значение которых он уже знает.

Если раньше передвижение крохи полностью зависело от родителей, то теперь он может самостоятельно решать, куда ему отправиться. Малыш смело покидает маму и исследует новые места. В качестве «гаранта безопасности» ребенок возьмет с собой любимую игрушку, особенно если цель экспедиции - другая комната или место, откуда мамы не видно.

За пределами своего дома не все дети так решительны и готовы продолжать исследовать мир вокруг. Поначалу ребенок будет чувствовать себя относительно безопасно только около родителей. Если малыш все же решится отойти подальше, то будет искать маму и папу глазами и периодически звать их, чтобы убедиться, что они рядом. Некоторые дети предпочитают вообще не расставаться с родителями в незнакомой обстановке. Если в комнату зайдет кто-нибудь чужой, они будут тесно прижиматься к маме или папе, пока незнакомец не выйдет.

Питание

В этом возрасте ребенку ежедневно необходимо 400-500 г материнского молока (или адаптированной молочной смеси в случае невозможности грудного вскармливания).

Если ваш врач одобрил введение прикорма, то в десять месяцев малыша уже можно знакомить с самыми разными продуктами, в основном, в виде пюре. Еда вызывает живой интерес у детей не только с точки зрения вкуса. Любые продукты им нужно пощупать, размазать, раскрошить и посмотреть, как они будут выглядеть на разных поверхностях. Это вполне естественный процесс, так дети изучают свойства разных предметов. Будьте терпеливы, не ругайте кроху за его «исследования» и запаситесь клеенкой, бумажными полотенцами и специальным фартучком для малыша.

Примерный вариант сочетания грудного вскармливания и прикорма для десятимесячного ребенка может выглядеть следующим образом: первый завтрак – грудное молоко (200 г); второй завтрак - каша (180 г), половина яичного желтка и фруктовый сок (30 мл); обед – мясное пюре (70 г), овощное пюре (130 г), фруктовый сок (40 мл); полдник – печенье (5 г); ужин – фруктовое пюре (130 г), творог (50 г) и материнское молоко как докорм; поздний ужин – материнское молоко (200 г).

Добавьте в кашу кусочки фруктов или ягоды, например, банан, яблоко, землянику или чернику. Также в кашу можно добавить половинку яичного желтка, в котором содержатся минеральные вещества и витамины, необходимые для здоровья малыша. Детям, склонным к запорам, можно приготовить пюре из чернослива на ужин и добавить чернослив в утреннюю кашку.

Помните, что детей в возрасте до двенадцати месяцев не зря называют «грудными»: в первый год жизни главная и самая полезная еда для малыша – материнское молоко.

Примечание:

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Десятимесячные дети активно двигаются и проводят много времени, играя на полу. Поэтому купать ребенка можно чаще – не только перед вечерним сном, но и перед дневным. Днем можно ополоснуть ребенка под душем. Температура воды для купания должна быть приближена к температуре тела малыша – 33-34°С.

Для укрепления иммунитета можно проводить закаливающие процедуры: воздушные ванны при температуре воздуха 18-20°С длительностью около 30 минут; влажные обтирания или, если малыш любит купаться, обливания.

Обливая малыша с помощью душа, держите лейку на расстоянии 20-30 см от ребенка. Начальная температура воды должна быть не более 36°С, каждую неделю постепенно понижайте температуру на один градус и доведите ее до 28°С. Именно эта температура оптимальна для закаливания ребенка в возрасте до одного года. Начинайте обливание со спины, затем полейте животик и грудь, затем левое и правое плечо. Голову малыша поливать не нужно. После обливания обязательно вытрите кроху насухо.

Обливания можно проводить через 20-25 минут после зарядки или массажа, сразу после сна или через 30-40 минут после кормления.

Свежий воздух необходим ребенку круглый год. Отправляясь на улицу, одевайте малыша по погоде. Детская одежда для активных занятий должна быть удобной и не сковывать движений.

Если десятимесячный ребенок во время ежедневной прогулки предпочитает сладко спать в своей коляске, проследите за тем, чтобы ему было комфортно. Теплая погода часто бывает обманчива: летом захватите на прогулку запасное одеяльце на случай холодного ветра. В холодное время года укутайте малыша потеплее и не допускайте резких перепадов температуры. Если вам придется какое-то время провести в теплом помещении (например, в магазине), снимите с ребенка хотя бы один слой одежды. Не забывайте, что перегрев и переохлаждение могут быть одинаково опасны.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Поход в супермаркет, поездка к бабушке или прогулка в парке не только разнообразят жизнь мамы и малыша интересными впечатлениями, и но и помогут приобрести новые навыки.

В хорошую погоду повозитесь с малышом на земле или в песочнице. Соберите коллекцию камней или рассортируйте по кучкам листья и прутики. Покажите ребенку, что камушки или листики могут быть не только разной формы, но и разного цвета.

Формочки или стаканчики, которые можно вставлять друг в друга, помогут малышу понять, что такое размер и количество. Положите перед крохой игрушки и покажите, как формочка поменьше помещается в формочку побольше. Начните с двух формочек и постепенно увеличивайте их количество.

Чтобы познакомить ребенка с понятием формы, сыграйте с ним в игру «найди угощение». Для этого возьмите три коробочки - две квадратной формы и одну круглую, на глазах у ребенка положите печенье в круглую коробку, затем закройте все коробочки крышками и поставьте их перед малышом. Возможно, сначала малышу потребуется подсказка, но скоро он научится отличать предметы по форме и запоминать, в какую именно банку вы положили лакомство.

Привяжите тесемку к любимой игрушке малыша и закрепите другой конец тесемки на ручке детского стульчика. Крохе понравится дергать за веревочку, чтобы достать игрушку. Чуть позже ребенок научится возить машинку, держа веревочку в руке, и это станет одной из любимых его игр.

Малыш уже хорошо знает близких родственников в лицо, и ему нравится узнавать их на фотографиях. Листайте вместе семейные альбомы, попросите ребенка показать на разных фотографиях бабушку или дедушку, маму или папу.

Дети обожают музыку и начинают двигаться, когда слышат ритмичную мелодию. Танцуйте с малышом, используйте бубен или маракасы, чтобы малыш мог лучше почувствовать ритм.

Помогите крохе развить координацию движений разных групп мышц в новом для него вертикальном положении. Малыш с удовольствием будет доставать игрушку из недр большой пустой коробки, наклоняясь за ней через ее край. Можно положить любимые детские игрушки повыше - на столик или диван: чтобы достать их, ребенку придется встать на цыпочки и потянуться за игрушкой обеими руками.

Сон

В этом возрасте дети спят обычно 13 часов в сутки*. Некоторые малыши упорно пытаются отказаться от дообеденного сна или сократить его до 20 минут. Большинству мам пока удается сохранить привычный режим дня: долгий ночной сон и два перерыва на сон днем.

Даже самостоятельному и независимому малышу, который не требовал много внимания в течение дня, перед сном необходимо присутствие родителей. Иногда кроха отказывается закрывать глаза, боясь потерять маму из вида, или просыпается среди ночи и начинает плакать и кричать без видимой причины.

В той или иной степени, через стадию «страха разлуки» с родителями проходят все дети. Наберитесь терпения и помогите малышу перерасти свои страхи. Если ребенок расплакался – обязательно приласкайте его. Если малыш обычно спит в своей кроватке, помогите ему успокоиться и заснуть, взяв на руки.

Малыш чувствует себя гораздо увереннее, если придерживаться определенной последовательности событий, поэтому режим занимает важное место в его «правильной» картине мира. Старайтесь не нарушать ритуалы, связанные со сном, которые сложились в вашей семье.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Родителям десятимесячных первооткрывателей нелегко соблюдать баланс между «полезным» и «безопасным».

Для развития мелкой моторики и органов осязания малышам полезно возиться в песке, земле, играть с камушками и прутиками. Будьте готовы к тому, что ребенок испачкается, не мешайте ему раскапывать и пересыпать песок и подбирать с земли разнообразные предметы, но при этом внимательно наблюдайте за тем, чтобы в рот малыша не попало ничего вредного.

Ручки малыша после таких игр необходимо сразу обтереть влажной салфеткой или помыть, так как кроха может потянуть их в рот или потереть кулачками глазки по пути домой. Не забывайте промывать ребенку глаза перед сном: после активных прогулок и игр на улице в них могут попасть пыль или песок.

У любой мамы в сумке всегда найдется пачка влажных салфеток и бутылка воды.

Умение рвать бумагу на кусочки - важная веха в развитии ребенка, но в типографской краске могут содержаться вредные вещества, а края бумаги могут поранить нежную кожу. Все эксперименты с бумагой, фольгой, газетами и журналами можно проводить только под строгим контролем взрослых.

Так как малыш ни минуты не сидит спокойно, падения и мелкие ссадины неизбежны. Обязательно включите в список вещей первой необходимости пластырь. Чтобы скорее успокоить кроху, если он поранится, выбирайте пластырь ярких веселых расцветок и обязательно расскажите ребенку, что волшебные котики, мишки, рыбки, зайки и т.п., нарисованные на пластыре, помогут пальчику, ладошке или коленке скорее выздороветь.

За первые 10 месяцев грудной малыш становится маленькой личностью. Самостоятельно передвигается ползком, пешком. Пытается есть ложкой, радуется играм, шутливой возне. Демонстрирует собственное мнение, привычки, выделяет любимые игрушки. Гармоничное развитие ребёнка в 10 месяцев подразумевает набор двигательных реакций, определённых интеллектуальных, эмоциональных черт личности. Что важно знать родителям?

Физическое развитие: основные достижения

Физическое развитие малыша в 10 месяцев характеризуется закреплением «старого» опыта, активным приобретением навыков. Что должен уметь ребёнок в 10 месяцев:

  • Ходить при поддержке взрослых
  • Передвигаться вдоль опоры приставными шажками
  • Вставать самостоятельно, держась за стену
  • Несколько минут стоять, балансируя
  • Преодолевать небольшие препятствия ползком, пешком, держась за опору
  • Освоить пинцетный захват (участвуют пальчики, не ладонь)
  • Держать игрушку обеими руками
  • Последовательно действовать (оставить одну игрушку, взять следующую)
  • Повторять мимику, жесты, действия родителей, выполнять просьбы
  • Уверенно сидеть
  • Садиться из положения лёжа, стоя.

Малыш будет нормально развиваться наравне с остальными детьми, если стимулировать двигательную активность. Освободите пространство для подвижных игр. Учите ползать. Интерес пробуждают мячики, каталки, движущиеся игрушки. Почаще ходите за обе ручки, укрепляйте спину, пресс занятиями с фитболом, учите карапуза приседать, пританцовывать.

Двигательная активность укрепляет мышцы, развивает интеллект. Чтобы сделать какое-то движение, нужно его продумать.

Малыши любят музыку, охотно «танцуют», держась за перила кроватки. Танцевальные движения развивают общую моторику, координацию. Осваивайте вместе музыкальные инструменты: барабан, дудку, колокольчик. Проводите зарядку под весёлые заводные мелодии.

Меры безопасности: малыш начинает активно ползать, интересоваться содержимым ящиков, тумбочек. Научите его спускаться с дивана, опустив ножки, а не как придётся. Спокойно, но настойчиво объясняйте ребёнку про запретные поступки. Заблокируйте дверцы шкафов, холодильника, розетки. Уберите опасные вещи подальше. Помня о любви пробовать всё на вкус, выбирайте качественные материалы, периодически мойте игрушки хозяйственным мылом.

Пора приучать кроху к горшку. Сначала показываете, объясняете, зачем он нужен. Присаживайте игрушечного мишку, дайте присесть малышу, не снимая штанишки. Процедура привыкания проходит по-разному, но ругать малыша, заставлять силой нельзя. Учитывайте режим: предлагайте горшок следом за приемом пищи. Главное проявлять терпение, увлекать игрой.

Интеллект

Когда десятимесячный ребёнок развивается гармонично, изменения не касаются исключительно физических навыков. Психоэмоциональное развитие малыша характеризуется формированием активной, пассивной речи, памяти, слухового внимания, навыков общения.

Что умеет ребёнок в 10 месяцев:

  1. Показывает знакомые вещи, персонажей сказок (цветы, часы, коляска, зайчик).
  2. Радуется шуткам.
  3. Имитирует действия взрослых (собирает крошки со стола, «звонит» по телефону).
  4. Делает осознанные жесты, действия (тычет пальчиком, кидает игрушки вниз, рушит пирамидки из кубиков, играет в «ладушки»).
  5. Осознаёт связь между действиями (ищет спрятанную игрушку)
  6. Знает части тела.

Развивающие игры вызывают интерес у крохи. Малыши любят открывать-закрывать крышки коробочек, завинчивать пробки, перебирать мелкие детали, возиться с сортерами. Популярностью пользуются вещи родительского обихода: старый кошелёк, кухонная утварь, ключи, мобильный телефон. Полезно предлагать ребёнку творческие задания: лепку из теста, пластилина, пальчиковое рисование, рисование крупами. В процессе занятий развивается мелкая моторика, происходит знакомство со свойствами предметов, материалов, формой, цветом. Попутно объясняйте понятия «большой-маленький», «мягкий-твёрдый», «сухой-мокрый».

Подходящие игрушки: матрёшки, кубики, пирамидки, крупные детали конструктора. Нанизывать кольца пирамиды случайным образом, перекладывать мелочи - любимые занятия малышей. Развивающими игрушками становятся прищепки, скрепки, пуговицы. Родителям в помощь созданы развивающие программы, изданы методички и обучающие карточки. Любые занятия проводятся в форме игры, с перерывом на подвижный отдых.

Речевое развитие

Речевые навыки ребёнка в 10 месяцев - «лепетные» фразы, слоги, звукоподражание. Ребёнок перестаёт общаться криком, осваивает иные формы взаимодействия с папой, мамой, сверстниками. Родителям необходимо знать: для карапуза 10 месяцев развитие речи -это погружение в языковую среду, обогащение пассивного лексикона, формирование речевого аппарата. Используйте разные интонации, произносите звуки нараспев, повторяйте простые фразы, указывая на предметы, учите звукоподражаниям (гав-гав, му-му).

Полезно петь песенки, произносить потешки. Главное охотно поддерживать «реплики» ребёнка, «вести диалог», повторять названия игрушек, зверей птиц, имена героев сказок. Эффективны занятия речевой, дыхательной гимнастикой. Подробные комплексы упражнений ищите на сайтах развивающих центров. Специалисты рекомендуют регулярно массировать пальчики, стимулируя развитие речевого центра мозга.

Десять месяцев -удачный период приучить ребёнка читать. Выбирайте картонные книжки с крупными картинками. Полезно завести ритуал: чтение вслух несколько минут перед сном. Скоро ребёнок привыкнет, начнёт брать книжки, разглядывать картинки. Будет с удовольствием листать страницы, показывать знакомых персонажей.

Эмоциональное развитие

Ребёнок становится общительным, проявляет интерес к сверстникам, любит пощупать их, составить компанию. Жестами, лепетом сын или дочь приглашают взрослых поучаствовать в забаве, призывают помочь: открыть коробку, достать игрушку.

У малыша формируется стойкая привязанность к близким. Попытка незнакомцев контактировать с карапузом вызывает бурные слёзы. Ребёнок начинает общаться мимикой, жестами, простыми фразами («дай», «бо-бо»). Любит участвовать в разговорах, улыбкой отвечает на шутливое обращение, улавливает настроение адресованных ему фраз. Важно, чтобы тон родителей всегда был доброжелательным, поведение последовательным. У малыша сформируется позитивное отношение к миру, не возникнет страхов.

Малыш привязывается к некоторым игрушкам. Ни в коем случае не прячьте любимцев, нельзя наказывать, отнимая игрушки. Разовьёте внутреннюю тревожность, недоверие к окружающему миру. Мечтаете вырастить оптимиста: всегда улыбайтесь улыбке ребёнка.

Режим, питание

Стабильность, повторяющиеся регулярно действия помогают малышу справляться с потоком поступающей информации, эмоциональным напряжением. Соблюдение режима карапузу необходимо. Он спит трижды в течение суток. Продолжительность ночного сна 10-11 часов. Длительность прогулок при благоприятной погоде - 3-5 часов. Купание проводят ежедневно или 3-4 раза в неделю.

Питание малыша пятиразовое. Молочную смесь, грудное молоко продолжают давать утром, перед сном вечером.

Прикормы-пюре постепенно заменяйте размятой вилкой пищей. Предлагайте ребёнку режим питания, формирующий взрослые привычки. Второй завтрак - каша, обед - мясное пюре, овощи, суп на овощном бульоне. Полезно давать твёрдую пищу небольшими кусочками, сушки. Умение жевать развивает речевой аппарат. Помимо молока предлагайте соки, компоты, детские чаи.

Несмотря на питание как у взрослых, прибавка веса замедляется. Причина -двигательная активность ребёнка. Месячный малыш прибавляет 600-800 граммов. За десятый месяц мальчик или девочка едва наберёт половину данной массы. Рост ребёнка составит 70-75 см.

Показатели физического и психоэмоционального развития индивидуальны. Они определяются полом, двигательной активностью, темпераментом крохи. Он начинает ощущать себя самостоятельной личностью. Задача взрослых сформировать у малыша позитивное отношение к миру, поддерживать познавательный интерес, поощрять физическую активность.

В 10 месяцев малыш стал энергичнее и расторопнее, и, подражая старшим, пытается быть самостоятельным, делает все «как большой». Только попробуйте его ограничить в чем-нибудь – он выражает свое неудовольствие, возмущается. Когда вы играете с ним в игру «Где ты?», малыш с удовольствием прячется, и ждет, пока его найдут. И тогда восторгу нет предела. Иногда он застенчивый — прячет личико у мамы, а иногда веселый и общительный, «разговаривает» с незнакомцами, ощупывает их, осматривает.

Он уже не удивляется, если вы высаживаете его на горшок, пытается делать первые самостоятельные шаги, хорошо сидит и прекрасно передвигается ползком. Конечно, бутылочка с кашей удобнее для 10-месячного ребенка, но он прекрасно может пить из чашки и есть почти всю пищу вместе со взрослыми. В общем, играя и наблюдая, малыш набирается знаний, опыта, но очень любит, когда его поощряют, одобряют и оказывают помощь.

Развитие ребенка в 10 месяцев (что должен уметь)

За последний месяц малыш может набрать около 400–450 грамм, подрасти на 1,5–2 см (примерно до 72–80 см). Мальчики на одиннадцатом месяце жизни могут быть чуть больше девочек (на пару сантиметров).

Кроме этого малыш уже сможет:
— подражать речи взрослых;
— смеяться над шутками;
— вставлять предмет в отверстие или в другой предмет;
— играть с мелкими предметами, перебирать их, складывать;
— доставать другие предметы при помощи игрушки;
— играть с большими игрушками — катать мяч, двигать машину или каталку;
— жевать твердую пищу;
— интересоваться другими детками.

По просьбе взрослых, малыш может выполнять знакомые действия — сидеть, лежать, перевернуться на другой бок, одеваться или снимать одежду, танцевать. Он уже умеет спускаться с лестницы (пока еще за ручку с мамой), помнит, где лежат игрушки или интересные предметы. За столом кусает твердые продукты и пережевывает их. Интересно, что в 10 месяцев малыши уже могут выбирать то, что им больше нравится, и это умение нужно развивать. Вы можете поговорить с ребенком – он все время что-то лепечет, подражая интонациям взрослых – и очень любит, когда ему отвечают в тон. Чем больше вы с ним общаетесь – тем скорее он начнет говорить слова, и больше узнает о настоящем человеческом общении.

Уход за ребенком в 10 месяцев

Чтобы ребенок постоянно был в хорошем расположении духа, нужно выполнять утренний туалет с удовольствием. Умывать личико, чистить носик, купаться — все мероприятия нужно проводить в игровой форме. Следите за тем, чтобы дневной сон проходил в тихой спокойной обстановке, чтобы малыш хорошо отдыхал и не перевозбуждался, или наоборот не становился вялым и капризным. В 10 месяцев дети сидят достаточно прочно, избавились от страха делать это самостоятельно, поэтому их можно активно приучать к горшку. Хорошо, если вы будете приучать малыша к порядку, играя, а затем складывая игрушки в определенное место.

Если вы будете подавать пример сами, постоянно убирая игрушки, а потом попросите кроху о помощи – он с удовольствием будет выполнять различные поручения. Иногда он и сам проявляет инициативу, выбирая себе занятие по душе. Он может привыкнуть к своим обязанностям — подавать маме вещи, выбирать нужную книгу, раскладывать столовые приборы. Поступая таким образом, вам будет проще приучать ребенка и к режиму дня – он будет знать, к чему следует готовиться прогулке, чтению книги или сну.

Питание ребенка в 10 месяцев

На десятом месяце молочное питание (грудное молоко или адаптированная смесь) ребенку поступает 2-3 раза в день (по 200 мл). Остальные приемы пищи походи на взрослые – это первое и второе, мясные, овощные блюда, пюре, соки. Конечно, еще далеко до жареной колбасы, сосисок или острых приправ. Не стоит форсировать события, лучше дать малышу отдельные кусочки вареных овощей и фруктов. Большинство мам на этом месяце постепенно отлучают малыша от груди. Лучше всего делать это в последнее кормление – давая малышу вместо грудного молока кефир. Приучайте ребенка брать пищу ложкой. Жевательный рефлекс отрабатывается на сухариках или печенье кусочки фруктов, вареный картофель.

Режим дня ребенка в 10 месяцев

Ночью малыш спит около 11 часов. В этом возрасте режим дня почти не меняется. Утренние процедуры заключаются в умывании теплой водичкой, мытьем рук, причесыванием волосиков. Можно придерживаться двухразового сна, но некоторые дети спят один раз (2,5 часа). Соответственно, увеличивается время бодрствования малыша, когда с ним можно поиграть и позаниматься, сделать массаж, физические упражнения. Очень важно проводить много времени на свежем воздухе – следите, чтобы одежда подходила к температуре воздуха.

Сон или игры на воздухе благоприятно сказываются на развитии ребенка. Влажные обтирания можно чередовать с обливанием. На расстоянии 20-30 см от тела малыша направить на него шланг с теплой водой. Начинайте при температуре 36 градусов, и постепенно снижайте температуру. Хорошо проводить такие процедуры после обеда, когда ребенок поспал и полон бодрости и сил. Вначале можно провести комплекс гимнастики.

Занятия с ребенком в 10 месяцев (как развивать)

В этом возрасте малышей привлекают разные музыкальные инструменты, барабаны, различные звуковые и световые игрушки. Они не очень любят сидеть в манеже сами и постоянно требуют внимания, участия в развлечениях взрослых. Используйте это время для развития различных навыков, например, «Туннель» развивает восприятие – сделайте из коробки туннель и позовите малыша. Пусть он проползет к вам и понаблюдает, как меняется ваше лицо по мере приближения.

Еще одна игра — «хоровод». Потанцуйте с куклой, а затем пригласите малыша. Если ему нравятся движения, поменяйте его местами с куклой и танцуйте вместе, а затем дайте ему куклу – и пусть он поучит танцевать куклу. Топайте ногами, хлопайте руками – производите и другие танцевальные движения. Простая игра развивает координацию движений, походит весело и интересно, а через некоторое время ребенок сможет танцевать при общении другими детьми.

«Учимся бросать» — заведите специальную коробку, в которую можно бросать разные предметы — погремушки, маленькие мячики, звонкие небьющиеся предметы. Передвиньте коробку в другую сторону, чтобы малыш тянулся, перекладывал предметы в другую руку или бросал двумя руками одновременно. Это упражнение развивает умение манипулировать, развивают моторику.

Игры и игрушки для детей в 10 месяцев

Мелкую моторику развивают также рисование, лепка, перебирание пуговок или бобов, пересыпание крупной крупы. Не оставляйте малышей в это время, чтобы они не «попробовали» эти предметы на вкус. Игрушки, побуждающие к действию, принесут гораздо больше пользы — покатайте мячик, постройте домик, соберите пирамидку. Воспитывайте кроху же в эти месяцы — пусть он складывает игрушки «как мама». Читайте и рассматривайте вместе с ними книги с крупными картинками. Малыш подражает взрослым, и запоминает многие сказки наизусть.

Давайте ему рассматривать картинки самому — пусть переворачивает странички – это также помогает развивать моторику. Чтобы развлечь малыша при ожидании, играйте с ним в любимые игры считалочки. Не забывайте мыть игрушки с мылом, хорошо ополаскивать. Легче всего ухаживать за резиновыми и силиконовыми игрушками. Сегодня, как и в старину, популярны деревянные игрушки, за которыми нужно таким же образом ухаживать. Периодически меняйте игрушки, чтобы они не надоедали, а через некоторое время возвращайте их, чтобы ребенку было интересно.

Медицинское наблюдение в 10 месяцев

Медицинское наблюдение на этом этапе обычное — осмотр педиатра, оценка двигательных и моторных навыков. Как положено, измеряется вес, рост, обследуются тазобедренные суставы, яички, выявляется возможная грыжа. Оценивается знак БЦЖ. Консультации узких специалистов требуются только при выявлении нарушений. Дополнительно появляется новое действие – осмотр стоматолога. Пришло время осмотреть наличие зубок и состояние ротовой полости ребенка. Осмотр педиатра проводится на основании рекомендаций Всемирной организации здравоохранения, с целью профилактики и тесного сотрудничества с родителями ребенка детских специалистов.

А что внутри?

В этом возрасте малыш начинает понимать, что между предметами существуют связи. Но он еще не знает, что связи могут быть незримыми — поэтому с интересом рассматривает телефонную трубку после разговора с бабушкой или пытается заглянуть внутрь игрушки. В этом возрасте дети, удовлетворяя свою любознательность, часто ломают игрушки, могут рассматривать, из чего состоит кукла или машинка. Не стоит ругать ребенка, если он открутил голову куле. пытаясь выяснить, что у нее внутри — он всего лишь пытается найти ответы на свои вопросы. главное терпение и последовательность при употреблении слова «нельзя».

Юный талант

Если ребенок знаком с рисованием красками или фломастерами кроха может нарисовать какой-то определенный предмет, уверенно водит пальчиком или карандашом по бумаге. Он отрывает пластилин небольшими кусочками и придавливает их к доске. Конечно, всем этим действиям нужно с ним заниматься, обучать его лепке, рисованию, разрешать месить тесто и лепить вареники или пельмени вместе с мамой.

Ребенок не ползает?

Не переживайте, если в текущее время нормально развивающийся ребенок не ползает — некоторые оригиналы просто не любят это – они сразу становятся на ноги, больше общаются, развивают мелкую моторику. Личность ребенка, индивидуальность проявляются по-разному, вполне возможно, что он внезапно начнет ползать, придумав при этом одному ему понятную манеру. Не подгоняйте малыша, старайтесь понять его темп и подстроиться по него, — как правило, такие дети очень быстро догоняют сверстников, осваивая навыки движения и перемещения гораздо быстрее.

Полезные забавы:

— Пусть кроха самостоятельно влазит на диван и слазит с него, ходит вдоль опоры или «за ручку», главное, чтобы при этом он не разбил нос или не поранил коленку. Подстрахуйте кроху, разложите возле дивана несколько подушечек. Сделайте для него настоящую полосу препятствий из маленького стульчика, коробки, подушки, чтобы ребенок карабкался, пытался пробраться через нее.

10 месяцев – пора новых открытий как для самого малыша, так и для его родителей. В первую очередь бросается в глаза становление детской личности: у малютки уже есть собственные интересы и предпочтения, которые он пытается отстаивать. А подвижность юного исследователя не даёт родителям расслабиться ни на секунду. Что должен уметь ребёнок в 10 месяцев, на что обратить внимание?

Показатели физического развития в 10 месяцев

Интенсивность развития идёт в гору, малыш осваивает новые навыки, его действия становятся более осознанными, он больше понимает.

Вот что должен уметь ребёнок в 10 месяцев в плане физического развития:

  • Малыш умеет сидеть без опоры и одновременно играть.
  • Держась за опору, младенец в 10 месяцев твердо стоит на ножках. Иногда может «забыться» и отпустить опору, отвлёкшись на игрушку, но опомнившись, опять возвращается к предмету поддержки или садится.
  • Передвигается по периметру кроватки или манежа, держась за их стенки; может ходить со стулом, толкая его пред собой. Уверенно ходит с поддержкой. Некоторые детки к 10–11 месяцам уже начинают делать первые шаги без поддержки.
  • Преодоление высот. С помощью взрослых кроха может подниматься по ступеням. Пытается залезть самостоятельно на стул, диван. Важно научить его спускаться с него, показав, как это делается. Малютка быстро освоит новое умение и будет с успехом им пользоваться. Расскажите и покажите ему, что нужно ножками повернуться к краю и потихоньку сползать, пока стопы не коснуться пола.
  • Уже полностью освоен «пинцетный захват» – хватание двумя пальчиками.
  • К этому времени дети хорошо осваивают технику передвижения ползком и активно её используют. Ползком забраться могут практически куда угодно, поэтому сейчас как никогда важно обеспечить безопасность ребёнка в доме . Любимое занятие этого возраста – открывать шкафы, залазить туда и «наводить свой порядок».

Социальная адаптация

Ребёнок в 10 месяцев – это маленькая личность, стремящаяся к самостоятельности, что проявляется во многих действиях. Иногда родителям не нравятся такие проявления, но не надо мешать развитию карапуза – чем быстрее маленький человечек будет развиваться, тем раньше у мамы с папой освободиться время на личные дела. Социальные навыки проявляются в следующем:

  • Приём пищи. Юный гурман уже должен уметь кушать с маминой помощью и может попробовать взять ложку в руки и поработать ею самостоятельно. Сейчас самое время учить пользоваться чашкой или поильником.
  • Продолжается освоение горшка: ребёнок в 10 месяцев понимает назначение это предмета и сидит на нём смирно.
  • Иногда ребёнка удаётся оставить на некоторое время: он в состоянии развлечь себя сам, при том уже не переживает, что мама потерялась, знает, что она ушла ненадолго.
  • Проявляется более выраженная реакция на свое имя, малыш понимает, что зовут именно его, пытается отыскать взглядом человека, который звал.
  • Общение с «посторонними» людьми. Не всегда допускает к себе незнакомых людей, им непросто найти к нему подход. Но раззнакомившись, десятимесячный малыш легко общается и играет с ними.
  • Кроха любит играть со сверстниками: ползать вместе с ними, обмениваться игрушками, «разговаривать» лепетом.

Психическое развитие десятимесячного ребёнка

В этом плане также есть новшества. Сейчас появляется возможность приучить ребёнка к тому, что маму можно звать не плачем, а просто произнеся «мама». Чаще всего десятимесячные дети в состоянии говорить это слово. Чтобы научить его этой способности, матери нужен будет помощник, например папа. Начинается всё с того, что семья собирается в одной комнате, играют все вместе, потом мать уходит, а папа должен звать её, чётко произнося слово «мама», и мать появляется. Через некоторое время ребёнок перенимает эту технику.

Основные показатели психического развития:

  • «Нет» и «нельзя» уже доступны для понимания, но быть непослушным – это новая увлекательная игра.
  • Понимает юмор. Реагирует, когда с ним шутят, может сам воспроизводить смешные для него звуки или действия и смеяться над ними.
  • Эмоции переполняют ребёнка, когда у него отнимают любимую игрушку, пытаются заставить спать или кушать. Его уже сложнее оторвать от игры такими «скучными» занятиями. Справиться с подобным положением вещей помогут спокойствие, выдержка родителей и умение отвлекать внимание малыша.
  • Может приветствовать, махать на прощание ручкой, посылать воздушные поцелуи, кивать головой в ответ на несложные вопросы.
  • Помнит, куда был убран нужный ему предмет, и будет пытаться его там отыскать.
  • Развиваются и усложняются языковые навыки. Некоторые дети в 10 месяцев умеют произносить парные слоги, складывающиеся в простые слова: «ма-ма», «ба-ба», «па-па».

Хоть речь юного оратора в этот период непонятна для окружающих, маленькому человечку важно, чтобы его выслушали. Старайтесь уделять ему больше внимания, ведь на этом этапе формируются доверительные отношения.

Поиграй со мною

В этом возрасте детки очень подвижны, поэтому игры с ребёнком в 10 месяцев становятся более «взрослыми».

Сейчас наступил период выбрасывания игрушек из кроватки, коляски, и делается это специально. Малышу нравится эта новая игра: он бросает, а взрослые поднимают. Умеет собирать игрушки с пола и складывать в коробку или ведёрко. Традиционно осваиваются «ладушки», прятки под покрывалом или пелёнкой, догонялки. Даже если ребёнок в 10 месяцев ещё не научился ходить, быстро уползать от родителей очень весело – пусть догоняют, а потом крепко обнимают, после чего всё продолжается по кругу.

Что делать, если ребёнок в 10 месяцев развивается медленно?

Новые умения дети осваивают по-разному, кто-то быстрее, кто-то не спешит. Но есть навыки, слабое проявление или полное отсутствие которых должно насторожить:

  • плохо держится на ногах: не стоит даже с поддержкой взрослого;
  • не ползает;
  • слабо держит в ручках даже лёгкие предметы;
  • совсем не отзывается на свое имя;
  • не пытается повторить действия взрослых.

В этом случае необходима консультация педиатра и невропатолога. Возможно, никаких поводов для беспокойства нет, и это просто индивидуальные особенности развития. Но если всё же имеются какие-то отклонения, то чем раньше они будут диагностированы, тем легче их исправить или хотя бы смягчить проявления в дальнейшем. Важно продолжать развивать малыша, но уже с учётом его особенностей. В случае более серьезных отклонений не опускайте руки, помимо лечения посоветуйтесь с педиатром о наличии центров для развития и реабилитации особенных деток в вашем городе. Главное, проявляйте свою любовь к малышу, чтобы он чувствовал её, это поможет адаптироваться в социуме.