Моему ребенку 2 месяца. Отклонения или индивидуальные особенности во второй месяц развития ребенка

Второй месяц в жизни ребенка — это новый, волнующий этап, наполненный эмоциями, событиями и новостями. К этому моменту любой малыш привыкает к своему дому и начинает чувствовать себя в нем свободно. Развитие вашего новорожденного ребенка в два месяца испытывает особый скачок: его уже сложно назвать новорожденным, так как организм полностью приспособился к внеутробному образу жизни и вошел в наиболее активную фазу своего роста.

Физические показатели (рост, вес)

С физической точки зрения двухмесячный ребенок начинает крайне активно развиваться. Чаще всего к этому сроку он набирает не менее 800 грамм веса и вырастает как минимум на несколько сантиметров. Увеличиваются все средние показатели, будь то охват головы, рост, вес или объем грудной клетки.

Слух и зрение улучшаются, но пока что не достигают идеала (слышит ребенок далеко не все звуки и не умеет фокусировать зрение на быстродвижущихся предметах).

Не стоит пугаться, если ребенок развивается медленнее, чем его сверстники. Существуют усредненные показатели роста и веса, но они вовсе не абсолютны. Имеет смысл насторожиться лишь при резком скачке в весе или другом показателе. Это может быть сигналом некоторого рода патологий, о которых подробнее расскажут специалисты.

Способности и рефлексы ребенка

Ко второму месяцу жизни любой малыш начинает развиваться и осваивать новые навыки и приобретает особые рефлексы. Чаще всего в основу ложатся двигательные функции, открывающие малышу дверь в неизведанный доселе мир. Говорить о том, что умеет ребенок, сложно, так как все навыки достаточно относительны. По данным статистики, большая часть двухмесячных детей умеет:

  • предотвращать непроизвольные сокращения мышц;
  • лежать спокойно, расслабившись;
  • на несколько секунд приподнимать грудку, оставаясь при этом на животе;
  • держать некоторое время голову на весу ();
  • удерживать при помощи ладони простые игрушки;
  • хватать самого себя за части тела;
  • вслушиваться в человеческие голоса.

Новорожденный уже может изгибаться, махать руками, временами сжимает пальцы и проявляет существенный интерес к предметам, которые можно схватить и пощупать. Именно поэтому он мнет простыни, хватает за руку взрослых и упорно пытается сорвать игрушки, висящие над кроваткой. Статья о первых .

Единственным способом общения с окружающим миром для двухмесячного ребенка остается плач, но в его «речи» постепенно начинают проявляться другие звуки. Малыш с большей охотой начинает агукать и смеяться.

Чему следует учить малыша?

В первую очередь рекомендуется обучать ребенка правильному произнесению определенных звуков. Лучше всего пародировать самого малыша, но при этом делая упор на артикуляцию. Наблюдая за движением родительских губ, новорожденный спустя некоторое время непроизвольно начнет им подражать и улучшит собственные навыки. Для этого могут подойти всевозможные сказки и потешки, в которых фигурируют означенные звуки.

Дети радуются, когда их родители переходят с непонятных пока что слов, на звуки. Любой ребенок будет счастлив, если его мама начнет мяукать или гавкать, тем самым успокаивая его.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Режим дня

Двухмесячный ребенок придерживается достаточно мирного образа жизни, поэтому сложно сказать сколько он ест или сколько спит. Учитывая, что в своем возрасте малыш переживает буквально семимильный рост, ему требуется порядочное количество энергии. Получает её он не только из пищи, но из сна, который смело можно причислить к краеугольному фактору. Ребенок .

Режим дня важен для развития любого малыша. В первые же месяцы жизни родители должны сформировать расписание, согласно которому как сон или игры, так и питание будут происходить в определенное время. Необходимо подстраиваться под ребенка и помнить, что у него свои биоритмы, заслуживающие уважения со стороны взрослых.

В фазу ночного сна происходит наиболее активный рост и развитие юного организма. Лучше всего выработать традицию, которая бы готовила малыша к долгому и здоровому сну. Именно поэтому специалисты советуют купать ребенка прямо перед укладыванием в постель. Дети любят водные процедуры, которые с легкостью снимают любой стресс. Купать двухмесячных детей следует не более пяти минут с соблюдением норм, касающихся температуры и состава воды. Если ребенок плохо спит, то ознакомьтесь со статьей .

Родители должны осознавать и помнить о том, что за новорожденным ребенком необходим постоянный присмотр. Нельзя оставлять его одного и игнорировать визиты к специалистам.

Ко второму месяцу жизни малыша должен осмотреть окулист, педиатр, невропатолог и ортопед. Данные врачи обязаны оценить общее состояние организма, дать необходимые советы по уходу и выявить наличие патологий.

Второй месяц жизни. Календарь развития ребенка

По мере того как развивается способность малыша воспринимать и усваивать новую информацию, родители начинают относиться к нему как к личности. Приглядитесь к своему ребенку: он уже обладает индивидуальными чертами характера, которые отличают его от сверстников, своей манерой общения, в первую очередь с родителями.

Общение для крохи в этом возрасте по своей занимательности сравнимо с разгадыванием головоломки: младенец старается понять вас, серьезно всматриваясь в ваше лицо. Ребенку еще нет и двух месяцев, а он уже ищет источник эмоционального питания, нуждается в пополнении своего эмоционального резервуара – ему необходимо присутствие мамы, ее песенки, теплые руки, нежные слова. Рядом с ней, глядя в ее глаза, он улыбается , приглашая маму к взаимодействию.

Учимся понимать друг друга

Лишь к концу первого месяца родители начинают по-настоящему понимать своего малыша. Теперь они могут рассказать о своем ребенке очень многое, включая весь спектр его поведения: каким он бывает, когда спокоен или возбужден, пребывает в хорошем настроении или капризничает, отдыхает или двигается, легко он успокаивается или нет, предсказуемы ли его действия, быстро или медленно он реагирует на происходящее вокруг.

В этом возрасте ребенок еще не готов к контактам с окружающими, тем не менее, он стремится к общению. Больше всего малыш любит слушать человеческий голос. Поэтому используйте любую возможность, чтобы поговорить с любимым чадом.

Старайтесь, чтобы ваша речь сопровождалась богатой мимикой: поднимайте брови, широко открывайте или прищуривайте глаза и округляйте рот или сжимайте губы. Путем таких гримас и движений, на первый взгляд кажущихся неестественными, родители приобщают ребенка к языку жестов, который является неотъемлемым элементом разговорного языка.

Продолжительному поддержанию интереса малыша к разговору способствует и изменение тембра голоса от низкого до высокого и наоборот. Если ваше общение носит регулярный характер, уже к концу второго месяца кроха начинает «гулить» . И хотя его звуковой репертуар небогат и ограничивается 1-2 гласными переднего ряда, он в самом полном смысле слова учится говорить

Двигательные навыки ребенка в 2 месяца

На 2 месяце жизни ребенок начинает управлять своим телом. У него исчезают хаотичные подергивания, а движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными. Характерная для новорожденных нервная дрожь также пропадает. Наиболее заметное изменение, которое можно отметить в поведении ребенка – это способность двигать головой.

Если малыша положить на живот, он без особых усилий сможет поворачивать голову из стороны в сторону. А некоторые дети уже на 4-5 неделе поднимают ее и смотрят вокруг. Способность крохи двигать головой особенно очевидна, когда вы держите его, прислонив к своему телу. Однако независимо от того, насколько крепок ваш ребенок, он далеко не полностью может управлять своими движениями. Вынимая малыша из кроватки или нося по комнате, обязательно поддерживайте его головку руками.

Как правило, в этом возрасте дети не в состоянии самостоятельно передвигаться, тем не менее, даже самые пассивные малыши способны производить неожиданные движения. Поэтому никогда не оставляйте ребенка на столе или на другом высоком месте без присмотра. Достигнув этого возраста, младенец начинает значительно лучше владеть мышцами рук и ног.

Ребенок начинает демонстрировать способность ускорять или замедлять темп движения. Когда вы говорите с малышом спокойным и ровным тоном, его движения спокойны и равномерны. Попробуйте заговорить быстро, возбужденно, и вы увидите, как кроха начнет энергично перебирать руками и ногами.

Вижу, слышу, ощущаю…

В состоянии бодрствования малыш активно изучает окружающий мир – можно заметить, как он сосредоточивается и с интересом смотрит на какой-нибудь предмет или рисунок, находящийся перед ним. Наибольший интерес вызывают игрушки и предметы, перемещающиеся в пространстве, - повесьте над кроваткой вращающуюся карусель, перемещайте перед личиком ребенка погремушку.

Слежение за приближающимся и удаляющимся объектом формирует умение концентрировать взгляд, развивает координацию глаз. А если во время этих игр вы услышите, что малыш «заговорил», знайте, что с этими звуками он высказывает свое одобрение.

Для ребенка 2 месяца жизни новые звуки так же интересны, как и новые зрительные образы. Он может отличать речь от других звуков и при этом отдает явное предпочтение человеческому голосу. При незнакомом звуке ребенок настораживается, замирает, и, кажется, что он внимательно прислушивается. Если звук повторяется несколько раз, кроха перестает обращать на него внимание.

Чтобы вновь заинтересовать малыша, можно изменить звук, например, вместо звонка колокольчика дать послушать погремушку или игрушку, которая может пищать. В этот период в сознании ребенка укрепляется связь между увиденным и услышанным. После небольшой тренировки он каждый раз будет смотреть на колокольчик, висящий над кроваткой, когда тот звенит.

Маленький человечек радостно реагирует на ласковые прикосновения. Во время бодрствования погладьте ручки и ножки ребенка рукавичками, сделанными из разного материала – шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани. Эти простые упражнения будут способствовать развитию осязания.

Для этой же цели можно использовать хватательный рефлекс , который пока еще у младенца очень силен. Предложите малышу хватать не только ваши пальцы, но и предметы различной фактуры – ребристые, пупырчатые, мягкие, деревянные. Чтобы помочь сыну или дочке «открыть» свои кулачки, ежедневно нежно массируйте крохотные пальчики.

Занятия с ребенком в 2 месяца

Поскольку и мама, и папа вносят что-то свое в общение с малышом, важно, чтобы они оба участвовали в его воспитании. Надеемся, что игры, предлагаемые ниже, не только помогут ребенку освоить новые навыки и умения, но и будут способствовать вашему с ним сближению.

Смастерите для младенца куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и прикрепив к ней сбоку руку. Перемещайте тарелку в разные стороны на расстоянии 25 см от личика малыша. Через некоторое время кроха начнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка.

Чтобы ребенок научился следить за предметом, предлагайте ему наблюдать за погремушкой или яркой игрушкой. Передвигайте предмет слева направо на расстоянии 25-30 см от личика малыша. Когда сын или дочка научится следить за ним, водя глазами по горизонтали, начните движение по вертикали. Наконец, попробуйте вращать предмет по кругу. Не забывайте следить за настроением младенца и будьте готовы прекратить игру, если почувствуете, что он устал или ему стало скучно.

К маленькой мягкой игрушке пришейте резиновую тесемку и закрепите под потолком. Положите ребенка так, чтобы игрушка находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх-вниз. Став постарше, малыш сможет дотянуться до него и схватить. Чтобы стимулировать развитие слуха, привяжите к детским пинеткам колокольчики. Каждый раз, шевеля ножкой, кроха будет слышать звон.

Познакомьте ребенка со стихотворным ритмом и размером. Пусть это будут хорошо знакомые вам детские стихи или народные потешки. Народный фольклор особенно нравится детям, поскольку обладает важнейшей особенностью – и песенкам, и прибауткам, и пестушкам , и напевкам присуща музыкальность, в них прекрасно обыгрывается «гуление», которое осваивает в этом возрасте малыш.

Физическое развитие ребенка в 2 месяца

Положите ребенка на спинку, осторожно поднимите его ручки над головой и опустите вниз, затем скрестите их перед грудью и разведите в стороны. Положите малыша на спину, осторожно подвигайте его ножками, имитируя движения велосипедиста. Во время упражнения спойте песенку, например: «Мы едем, едем, едем в далекие края…».

Положите младенца на пеленальный столик на живот. Сядьте рядом и, называя чадо по имени, показывайте ему яркую игрушку. Малыш будет стараться поднять голову, развивая тем самым мышцы шеи, спины и рук. Проделывайте то же самое упражнение, только сейчас вы должны лечь на спину и положить ребенка себе на живот. Называя малыша по имени, старайтесь, чтобы он поднял голову и посмотрел на вас.

После периода новорожденности наступает период грудного возраста, который продлится до года. В это время родители малыша должны внимательно наблюдать, как их ребенок развивается, что умеет делать и своевременно обращать внимание на возможные отклонения, чтобы в кратчайшие сроки их устранить.

Развитие ребенка в 2 месяца

Молодые родители всегда беспокоятся о состоянии здоровья своего малыша. Хотя все дети развиваются в своем особенном ритме, все же существуют общие закономерности, давно выявленные педиатрами. Когда ребенок адаптируется к новому способу существования, происходит процесс активного совершенствования его тела и психики, который можно наблюдать практически каждый день.

К двум месяцам с физической точки зрения развитие ребенка происходит стремительно. К этому периоду малыш прибавляет не меньше 800 грамм веса и подрастает на 2-3 сантиметра. Показатели охвата головы, объем грудной клетки увеличиваются наравне с весом и ростом в среднем на 2 см.

На втором месяце жизни ребенок начинает осваивать новые для себя навыки, начинает активно познавать окружающий мир, появляются первые эмоции.

Двигательные навыки

  1. Движения рук и ног уже не такие хаотичные, они становятся более осознанными, скоординированными, разнообразными.
  2. Гипертонус мышц, характерный для новорожденного ребенка, на втором месяце окончательно исчезает. Малыш может спокойно лежать на спине, раскинув ручки и ножки в стороны, а также сжимать и разжимать кулачки.
  3. Верхние мышцы спины и шеи у ребенка достаточно окрепли, чтобы удерживать голову вертикально, но при резких движениях все еще не способны надежно удерживать ее, поэтому голову ребенка необходимо подстраховывать, поддерживая рукой.
  4. Малыш может в положении лежа на животике слегка приподнимать голову, а некоторые, особо продвинутые, вместе с головой могут отрывать от поверхности верхнюю часть туловища.
  5. У малыша все еще сохраняется часть рефлексов новорожденного, но со временем, и они начинают исчезать.
  6. Ребенок начинает предпринимать попытки целенаправленно захватить заинтересовавший его предмет. Пока у него это слабо получается, однако если попытаться вложить ему погремушку непосредственно в руку то он крепко ее ухватит, будет изучать и рассматривать. Некоторые дети уже в этом возрасте пытаются попробовать новые предметы на зуб.


Познание окружающего мира (перцепция)

  1. Когда ребенок не спит, он активно изучает все что видит вокруг. Удерживает взгляд на предметах, следит взглядом за игрушками и погремушками. Может подолгу рассматривать предметы или лицо матери.
  2. Новые звуки интересны для малыша не меньше, чем зрительные образы. Ребенок может выделять речь от других звуков, он узнает по голосу маму. Неизвестные ему звуки заставляют насторожиться и прислушаться.
  3. Малыш учится соотносить связь между тем, что он видит и слышит. Реакция на звук проявляется сначала в замирании (ребенок прислушивается, анализирует), а затем в повороте головы в сторону его источника.
  4. Начинают активно развиваться причинно-следственные связи. Если поначалу греметь погремушкой у ребенка получается случайно, то постепенно малыш улавливает взаимосвязь между движением и извлекаемыми звуками, что побуждает его специально потрясти погремушкой, чтобы услышать звук.
  5. Младенец уже способен различать день и ночь, поэтому важно приучать его к режиму и определённому порядку действий за день.

Речевые навыки

  1. У малыша прослеживаются первые эмоции, развивается мимика. Плач также приобретает эмоциональную окрашенность и может различаться в зависимости от причины (призывающий, возмущенный или жалобный). Мама, проводящая с ребенком наибольшее количество времени, без труда сможет отличить его настроение.
  2. Помимо плача ребенок начинает издавать первые звуки. Это некоторые гласные, которые можно слышать время от времени. Звуки могут быть как спонтанными, так и в ответ на общение.

Взаимодействие с окружающими людьми

  1. Малыш выделяет маму из всех окружающих людей. Только она порой способна успокоить его, подарить ощущение безопасности и защищенности.
  2. Радостно улыбается при виде близкого человека.
  3. Пока ребенок еще никого не боится, охотно идет ко всем на руки, у него нет так называемого разделения на «свой» или «чужой».
  4. Малыш учится определять первые связи между его действиями и действиями его родителей. Уже к концу второго месяца он понимает, что при помощи плача можно привлечь внимание взрослых, чтобы удовлетворить свои потребности.


Отклонения в развитии

Познание окружающего мира маленьким ребенком его психическое развитие происходит через его ощущения и движения. Если есть какие-либо задержки в формировании двигательной активности, то это неизбежно приведет к проблемам с психическим развитием.

Не стоит забывать, что даже здоровые дети развиваются в своем темпе, часто развитие двигательных навыков и психики происходит разными темпами. Формирование эмоциональной сферы ребенка может протекать быстрее возрастных нормативов, при этом иногда отмечается некоторая задержка развития двигательной активности малыша или наоборот. В таком возрасте у маленького человечка уже проявляется свой характер, что тоже может сказываться на его развитии.

Следует обратить внимание, если ребенок:

  • не пытается приподнимать голову в положении лежа на животе или совсем не держит голову в вертикальном положении;
  • не удерживает в поле зрения движущийся предмет или не способен зафиксировать на нем взгляд;
  • не пугается при резком звуке, не пытается найти источник громкого звука;
  • не реагирует на общение с мамой, взрослыми;
  • не пытается произносить отдельные звуки;
  • не может держать в руке предметы, игрушки;
  • не проявляет эмоциональные реакции, не улыбается.

Диагностировать патологию может только детский невропатолог. При первых признаках какой-либо задержки развития, необходимо незамедлительно показать малыша врачу. Отклонения в формировании навыков в двухмесячный период могут сказаться на развитии ребенка в старшем возрасте.

Видео календарь развития ребенка от 2 до 3 месяцев

Как заниматься с ребенком в 2 месяца

Занятия с ребенком в два месяца не являются чем-то особенным и сложным. Малыш может длительное время наблюдать как за движущимися предметами, так и неподвижными. Полезно будет повесить над кроваткой ребенка яркие игрушки и погремушки разные по форме и размеру, при прикосновении к которым он будет испытывать различные ощущения и впечатления. Игры с применением погремушек формируют слух, навыки действий с предметами, развивают координацию движений.

Исследование разных на ощупь предметов

Отличным способом развития осязания будет поглаживание ручек разными материалами, например, атласа и шелка, шерсти, фланели или вельвета. Поскольку у ребенка еще очень сильно выражен хватательный рефлекс, можно использовать и его в качестве способа развития осязания. Необходимо предложить малышу брать ручками предметы разной фактуры, например, мягкие и твердые, ровные и ребристые, гладкие и фактурные.

Пальчиковый массаж

Чтобы кулачки ребеночка быстрее разжимались, несколько раз в день делайте нежный массаж пальчиков.

Сорока-ворона

Потешки и повторяшки

Для развития речевых навыков следует повторять те звуки, которые произносит сам малыш. Важно при этом выражено артикулировать. Спустя небольшой промежуток времени ребенок будет складывать также губки. Отлично подходят для этой цели потешки, в которых присутствуют звуки, произносимые малышом, и наблюдается определенный ритм. Полезно показывать разные фигурки зверей с произношением звуков, которые они издают.

Фитбол

Укладывание ребенка животиком на большой гимнастический мяч и бережное покачивание обеспечивают укрепление мышц спины и шеи, а также облегчает . Когда маленький человечек не спит, следует чаще менять его позу, выкладывать на животик, на бочок или на спину.

Познание тела через тактильные ощущения

Для развития тактильной чувствительности малыша можно в качестве упражнения подуть на животик, ручки или личико ребенка, нежно или интенсивно прикоснуться к коже малыша, при этом следует называть части тела.

Прятки

Полезным для эмоционального развития и общения ребенка является игра в прятки. Необходимо спрятать лицо за руками или пеленкой, а, открыв, сказать малышу «Ку-ку!».

Прогулки по дому

Двигаясь с ребенком на руках по комнате, вы дадите ребенку возможность рассмотреть очень много разных предметов, сочетания цветов и форм. Также полезно подносить малыша к зеркалу, где он сможет подолгу разглядывать свое отражение. Со временем он начнет себя узнавать и даже улыбаться себе.

Уже прошло два месяца с тех пор, как в семье появился маленький ребенок. Скорее всего для вас нет ничего умилительней, чем наблюдать за тем, как он растет и меняется прямо на глазах. Владение информацией о том, что должен уметь ребенок в 2 месяца, поможет сравнить достижения своего малыша со среднестатистическими данными и оценить его первые успехи.

Открываем двери в новый мир

Но пока, мама – единственный человек, которого младенец выделяет среди остальных. Особенности развития ребенка в 2 месяца таковы, что он еще не разделяет окружающих людей на «своих» и «чужих». Малыш охотно идет ко всем на руки, никого не боится.

А ребенок – то подрос

Для большинства родственников, чуть ли не самыми важными показателями, по которым следят за развитием ребенка, считается его рост и вес. В течение первого года жизни эти параметры измеряются ежемесячно.

  1. В два месяца малыш активно набирает вес и в результате его прибавка за этот период является наибольшей, по сравнению с другими месяцами. В среднем малыш должен поправиться на 800 г и, в сумме с первым месяцем, быть на 1400 г тяжелее, чем на момент рождения. При маленьких прибавках в весе сделайте работу над ошибками в кормлении грудью и наладьте грудное вскармливание, действуя по методике из курса «Секреты грудного вскармливания» >>>
  2. Вторым параметром, по которому проверяется физическое развитие ребенка в 2 месяца, является его рост. За этот период он должен увеличиться на 3 см и в общей сложности добавка в росте составляет примерно 6 см. Одновременно с этим изменяются и другие основные показатели – объем груди и головы, в среднем на 2 см.
  3. В два месяца малыш все еще много спит (около 18 часов в сутки) и прикладывается к груди (особое внимание стоит уделить соблюдению всех основных принципов кормления грудью), но все остальное свободное время он проводит с максимальной пользой и делает «семимильные шаги» в своем психомоторном развитии.

Улыбаемся и машем

Маленький ребенок познает мир через свои ощущения. Поэтому так важно, чтобы формирование его двигательных навыков происходило в нормальном темпе, и каждый месяц появлялись свойственные ему навыки. Любая задержка в этом плане обязательно приводит и к проблемам с психическим развитием.

Двигательные навыки

В процессе развития ребенка второго месяца жизни у него постепенно угасают рефлексы и на смену им приходят осознанные движения, которые производятся более скоординировано, приводят к осмысленным действиям. Увеличивается их объем.

  • Мышечный гипертонус, характерный для новорожденного , на втором месяце окончательно проходит.

Теперь ребенок может лежать свободно с выпрямленными ножками, раскинутыми в стороны ручками. Он умеет сжимать и разжимать кулачки, разводит и поднимает вверх руки. На пеленальном столике малыш ведет себя довольно активно, одновременно шевелит ногами и руками.

  • В 2 месяца у ребенка сохраняются навыки задержки дыхания и ритмичных движений конечностями, призванные миллионами лет обеспечить выживание ребенка попавшего по неосторожности в воду. Но эти рефлексы должны угаснуть, и не являются основанием к обучению ребенка плаванию в бассейне или большой ванне. Подробнее о рефлексах новорожденного >>>.
  • На втором месяце ребенка продолжают купать в маленькой ванне, в пеленке, и с добавлением трав.
  • При правильном ношении на руках, к двум месяцам у малыша хорошо укрепляются мышцы спины и шеи. Он может, находясь в вертикальном положении, самостоятельно удерживать голову . Данный навык сформирован еще не полностью, поэтому иногда голова ребенка может запрокидываться назад, и ее нужно поддерживать.
  • В конце второго месяца ребенок уже не протестует, если его кладут на животик. Лежа на животе он может слегка приподнимать головку и грудь. Иногда даже получается приподнять ручки и ножки и шевелить ими в воздухе, касаясь поверхности только животом. В результате своих телодвижений карапуз может слегка сдвигаться в сторону. Узнайте, когда ребенок начинает ползать >>>
  • Как правильно развивать ребенка, в какие игры и игрушки с ним нужно играть, а также о хитростях материнского искусства смотрите в интернет-курсе «Мой любимый малыш» >>>

Органы чувств

Психомоторное развитие ребенка в 2 месяца заметно прогрессирует. Он учится не только руководить своими движениями, но и может на их основе делать примитивные умозаключения.

  1. В 2 месяца, малыш начинает активно хватать руками все, что оказывается в поле его досягаемости.
  2. Более того, он уже осознано тянется к предметам, старается их зацепить, удержать в ладошке. Это первые попытки совершить зрительно-хватательную манипуляцию.

Несмотря на кажущуюся простоту такого действия, ребенку сделать это еще довольно трудно. Для того чтобы захватить какую-либо вещь, ему нужно определить направление движения и установить примерное расстояние до нее. На второй месяц кроха только начинает учиться этому приему.

  1. Но если брать предмет малыш еще не умеет, то крепко держать его в руках – это то, что должен делать ребенок в 2 месяца довольно уверенно.

Если вложить ему в руку погремушку, младенец будет ее удерживать. Наблюдая за своими движениями, он быстро поймет прямую зависимость между ними и появлением звука. Вскоре ребенок будет греметь игрушкой вполне осознано.

  1. Чуть позже, к концу второго месяца, малыш сможет установить еще одну звуковую закономерность. Кроха начинает понимать, что после того, как он издает звуки, к нему подходят и берут на руки.

Во второй месяц младенец наиболее яркую реакцию проявляет именно на звуковые раздражители.

  1. Кроме этого, он умеет узнавать голос близких ему людей и соответственно реагировать на него.
  2. Также малыш в этом возрасте учится наблюдать за предметами. Он пытается фокусировать свой взгляд на ярких вещах и уже может подолгу их разглядывать. Подробнее о том когда ребенок начинает видеть >>>
  3. Начинает уделять внимание движущимся предметам. Сосредоточенно следит взглядом за игрушкой, перемещаемой по дуге перед его лицом.

Эмоциональная сфера

Больше всего в психическом развитии ребенка в 2 месяца родителей радуют изменения в эмоциональной сфере. Именно в этот период малыш начинает пытаться установить контакт с окружающим миром.

  • Самое милое, что умеет ребенок в 2 месяца – это улыбаться. И делает он это уже вполне осознанно, в ответ на голос мамы или чье-то агуканье. Читайте также: Когда ребенок начинает улыбаться ?>>>
  • Более того, иногда можно даже услышать, как ребенок смеется .
  • На второй месяц у ребенка проявляется интерес к общению. Он начинает издавать первые звуки: сначала только гласные, потом « агу» или что-то подобное. Подробнее о том, когда ребенок начинает агукать >>>
  • Еще одно заметное изменение в развитии ребенка в 2 месяц жизни – это появление умений пользоваться мимикой и интонациями. Кроме улыбки на лице можно увидеть, как малыш хмурится или морщит носик перед тем, как заплакать.
  • Также он быстро научится менять интонации в голосе в зависимости от настроения. Свои эмоции ребенок передает через плач, который может быть и сердитым, и требовательным, и капризным.

Находясь рядом с младенцем ежедневно порой трудно заметить, что в его развитии что-то кардинально меняется и он уже многому сумел научиться. Чтобы не пропустить ничего из того, что делает ребенок в 2 месяца, можно регулярно записывать домашнее видео с малышом. Это поможет сравнить и оценить его развитие и первые успехи в освоении нового мира.

Что умеет ребенок в 2 месяца и как за ним ухаживать смотрите в видео:

Совсем крохи

Отдельно следует сказать о развитии недоношенных детей. В первые месяцы жизни по многим показателям они отстают в развитии от своих сверстников. По идее, на момент исполнения двух месяцев, такой малыш должен был только – только родиться. Естественно, что многие процессы находятся еще в заторможенном состоянии.

Следует учитывать, что показатели развития недоношенного ребенка в 2 месяца будут очень отличаться от обычных. Определять критерии их соответствия требуемым нормам может только детский врач, ориентируясь на жизненные параметры малыша при рождении и динамику нормализации жизненных функций.

В заключение хочется отметить, что ни в коем случае не стоит расстраиваться, а тем более паниковать, если какой – либо навык в развитии вашего малыша еще не проявился.

Уделите малышу больше внимания, поиграйте с ним, вложите в руку погремушку, помашите яркой игрушкой, и в скором времени вы увидите, как ребенок откликнется на ваши действия и порадует вас своими умениями. В ваших силах помочь своей крохе научиться чему-то интересному, подтолкнуть к новым открытиям.

Если ребенок плохо спит, засыпает с плачем и долгим укачиванием, самое время начать работать над его сном по методике из

По прошествии первого месяца жизни ребенка можно подвести некоторые итоги.

2 месячный ребенок хорошо различает свет и темноту, очертания предметов, лица, некоторые цвета, у младенца проходит косоглазие. 2 месячный ребенок без устали разглядывает все вокруг: свою кроватку, погремушки у себя над головой, собственные руки...

Слух у 2 месясчного ребенка тоже улучшается - при сильном звуке младенец вздрагивает и моргает, а услышав резкий звук или чей-то голос, становится сосредоточенным. Он начинает произносить неясные звуки; когда с ним разговаривают, он улыбается. Его плач приобретает ту или иную эмоциональную окраску. Но физически ребенок этого возраста все еще слаб.

Основные показатели психомоторного развития 2 месячного ребенка:

1. Ребенок пытается поднимать и удерживать головку, лежа на животе. В вертикальном положении может ее фиксировать в течение нескольких секунд.

2. Когда его держат под мышки, упирается ножками.

3. Улыбается на разговор с ним взрослого.

4. Спокойно бодрствует, рассматривает висящие над ним игрушки.

5. Следит за движущейся перед глазами игрушкой.

Физические упражнения нужны всем, даже новорожденным. Но не все знают, что есть специальные упражнения для детей первого года жизни. И родители заранее должны им обучиться. Поначалу упражнения нужно выполнять под контролем специалиста. Гимнастика должна начинаться с первых дней жизни (не позднее 1-1,5 месяцев).

В противном случае можно нанести вред здоровью малыша. А пока это могут быть массаж , прикосновения и легкие упражнения для расслабления и напряжения различных групп мышц, нормализации работы пищеварительных органов, что очень важно в первые месяцы жизни.

Несколько важных правил занятий с малышом

Малыш просыпается совсем не для того, чтобы вы сделали с ним гимнастику, а чтобы поесть. Поэтому сначала его нужно накормить и через 15-20 минут можно начинать заниматься. В эти 15-20 минут ребенка не стоит класть на спину, наоборот, необходимо подержать вертикально, чтобы вышел воздух, который мог попасть вместе с молоком. После 3-4 месяцев можно будет делать зарядку и до кормления.

При выполнении упражнений с малышом нужно находиться в хорошем настроении. Ничего не надо бояться! Ваша уверенность обязательно передастся малышу.

Продолжительность занятий зависит от настроения ребенка и ваших физических возможностей. Как правило, для новорожденных детей - это несколько минут, а к 3-м месяцам - 20-30 минут и более. Ваша одежда должна быть спортивной. Малыш дома может заниматься голеньким, а на открытом воздухе - в зависимости от погоды.

Никогда не занимайтесь "через силу" и напоказ. Не стремитесь к спортивным результатам, в этом случае возможны травмы, перегрузка, стресс. Если вы чувствуете, что ребенку что-то не нравится, он беспокоится и испытывает страх, особенно при первых попытках проделать с ним упражнения, всегда надо успокоить его. Занятия должны быть веселой игрой, желательно под музыку. Помните: чем больше малыш двигается в первый год жизни, тем более выносливым, активным и умным он будет в дальнейшем!

Ребенка надо положить в удобную для него и для вас позу и начать поглаживать, прикасаться к нему, легкими движениями пальцев рук помассировать тельце, ручки, ножки. Ему это должно быть приятно. В этот момент ребенок узнает ваши руки, фиксирует и запоминает ваше отношение к нему. Хорошо, если этим займется папа младенца. Далее, положив малыша на спинку, на приготовленное заранее место (на пеленальный столик или на жесткую кровать), проделайте несколько упражнений.

Купание новорожденных детей

Запомните твердо важное правило: новорожденного ребенка нельзя мыть под краном! Подмывать - можно. И нельзя обливать из душа! При этом происходит раздражение нервных окончаний на коже, что приводит к неврозам и стрессам, расстройству нервной системы.

Не надо охлаждать воду для плавания до 30-28°С. Температура воды должна быть такой, чтобы малышу было приятно, а это, как правило, 33-35°С. Лучше не снижать исходную температуру воды, когда ребенок в нее погружен, а увеличивать время пребывания малыша в воде до 20-30 минут и более по мере роста ребенка. При этом температура воды в ванной снижается на 2-3 градуса.

В какой ванне купать малыша? Конечно же, в большой. Маленькая ванна для плавания не годится. В ней ни развернуться, ни повернуться. А "взрослая" ванна для маленького человечка - целый бассейн, где можно с комфортом и пользой для здоровья провести время.

Как купать ребенка? Давайте разбираться. Главное - малышу должно быть комфортно. Когда ребенок плавает на спине, одна рука мамы или папы поддерживает его голову, вторая - страхует тельце. При этом в воде совершаются плавательные движения "восьмеркой". Волосистая часть головы и ушки находятся в воде. Не бойтесь этого! Дети, которые плавают и ныряют, как правило, не страдают "ушными" заболеваниями.

Когда малыш плавает на животике, правой рукой мама или папа поддерживает его за подбородок, при этом под подбородком находится безымянный палец, а на подбородке средний. Средний палец страховочный, он "следит", чтобы вода не попала малышу в рот. Вторая же рука, левая, за затылок поддерживает ребенка. Плавание осуществляется так же, как и на спинке, - "восьмеркой".

Надо ли обливать ребенка холодной или ледяной водой после купания? Специально это делать совсем не обязательно. Лучше облить малыша среди дня или утром, обязательно перед этим его надо разогреть, проделать массаж или зарядку. Температура воды в первое время может быть прохладная, а не холодная. Это не значит, что все зря и ваш малыш не получит закаливания. Если вы это будете делать регулярно, постепенно снижая температуру до холодной, ваш малыш не будет болеть.

Обливать надо из ковшика. Перед тем как это делать, погрузите ножки ребенка в воду, которой вы собираетесь облить малыша, а затем, не медля, выливайте воду на него, причем с головой, стараясь, чтобы как можно больший поток воды попал на тельце. Как правило, после этой процедуры происходит самопроизвольное мочеиспускание. Вместе с этим - разрядка нервной системы и выплеск эмоций, то есть малыш кричит, правда, очень быстро потом успокаивается. Это не страшно. Попробуйте себя облить холодной водой, согласитесь, кричать хочется, но мы, взрослые, сдерживаем свои эмоции, а грудной младенец не способен себя контролировать.

Другой метод закаливания - более мягкий. Делаем холодное пятно в теплой воде в последние 3-5 минут купания. То есть из крана течет холодная вода в ванну, она не должна попадать на ребенка, малыш проплывает из теплой воды в прохладную и холодную, чувствуя контраст и тренируя свои сосуды и терморегуляцию.

После плавания или обливания заверните малыша в мягкое полотенце. Одевать его лучше в комнате. На голову чепчик или косынку одевать не надо.

Слышим, видим, осязаем

Говорят, что глаза - это зеркало души. А у новорожденных - это два окна в его мозг. Как же младенец узнает лицо своей мамы или своего папы?

В первые 5 недель малыш различает только контрастные участки лица - волосы, контуры лица, подбородок, шею и т. д.

Но с 7 недель он ищет глаза. Узнавая лица родителей, он познает окружающий мир. И в то же время учится предугадывать будущие события. Это доказал Маршал Хэйт, детский психолог. Он утверждает, что младенцы понимают, что такое последовательность событий, умеют собирать информацию, а значит, учиться.

Ни в коем случае нельзя использовать погремушки для успокаивания малыша. Треск и шум могут довести ребенка до глухоты. И вообще, чрезмерный шум возбуждает нервную систему человека, делает его нервозным, невнимательным, рассредоточенным. Погремушками можно играть только в спокойном состоянии. Они должны иметь негромкое мелодичное звучание, а звук доставлять удовольствие.

С первых дней жизни начинайте развивать слух ребенка. Уже доказано, что младенец реагирует на музыку, которую он слушал внутриутробно. Поэтому очень важно стимулировать и развивать слух младенца.

С 7-8 недели ребенок поворачивает голову в сторону звукового раздражителя. С этого времени очень хорошо использовать вертушку с яркими звучащими игрушками, которая закрепляется над кроваткой малыша.

Уход за 2 месячным ребенком

Каждый день надо осматривать кожу ребенка. Не кутайте и не перегревайте малыша - при этом часто возникает - мелкие точечные высыпания. Если такое произошло, то не надо смазывать эти прыщики вазелиновым или каким-нибудь другим маслом или кремом, лучше всего сделать воздушную ванну или искупать в воде с добавлением слабого раствора марганцовки (светло-розового цвета) или травы чистотела. Раствор марганцовки обязательно должен быть свежеприготовленный, так как марганец быстро разлагается, и процеженный через 2-3 слоя марли (если кристаллы марганца попадут на кожу, будет ожог).

При обширной потнице рекомендуется УФО (ультрафиолетовое облучение) или солнышко в теплое время года. Не бойтесь солнца, только использовать его надо с умом. Солнце - это здоровье, это лучшая профилактика рахита. На открытое солнце можно выносить ребенка утром до 11 часов и вечером после 16-ти, когда оно не очень активно, сначала на 1-2 минуты и постепенно увеличивая время.

Есть еще одно средство профилактики потницы: после подмывания, которое лучше проводить после каждого туалета, вместо вытирания ваткой или салфеткой используйте фен. Теплый поток воздуха быстро высушит все складочки. Кожа всегда будет чистой. Дети очень любят такую процедуру. И полезно и приятно!

Часто причиной появления опрелостей , сыпи на туловище и лице детей, находящихся на грудном вскармливании, становится нарушение диеты матерью. Внимательно проанализируйте свое питание за прошедшие 3 дня, не использовали ли вы какие-либо продукты, деликатесы (колбасы, сосиски, шоколад, консервы, цитрусовые, бульоны) даже в незначительных количествах или же обычные продукты (например, молоко) в избыточных количествах.

Специально промывать и прочищать нос, уши, глаза не надо. А умывание заменяется двухразовым купанием в день - плаванием и нырянием. Мыло для новорожденного ребенка лучше не использовать.

Подмывать малыша нужно спереди назад, крепко и удобно держа его при этом. Вода для подмывания должна быть комнатной температуры - это один из методов закаливания. Кремы и присыпки нужно использовать только при необходимости, для профилактики их применять не рекомендуется.

Следите за ногтями, их стричь нужно каждые два-три дня, обрабатывая после пилочкой. А вот закрывать руки, одевая рубашечки с закрытыми рукавами, ни в коем случае нельзя, так как таким образом вы лишаете ребенка практики осязания.

Как правило, все младенцы зажимают в кулак большой палец. С самого рождения ежедневно не менее 4-6 раз в день необходимо заниматься ручками малыша, пытаясь как можно быстрее разогнуть большие пальцы.

Гимнастика для пальцев очень важна. Чем больше ребенок двигает пальчиками, тем быстрее он заговорит, ведь все взаимосвязано, особенно речь и мелкая моторика.

Помимо этого, пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.

Массировать надо, начиная с кончика каждого пальца, от периферии к центру. Массируя, не забывайте говорить вслух, как каждый палец называется. И еще не забывайте массировать ладошку. Таким образом ребенок очень быстро сможет разомкнуть пальцы, и его рука начнет действовать и захватывать предметы правильно. Как правило, это происходит к 2,5 месяцам.