Конспекты занятий по тестопластике в средней группе. Конспект занятия по тестопластике «Рыбка-сувенир» в подготовительной группе. Ход занятия по тестопластике

Епанчинцева Ирина Святославна,

воспитатель

МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №9»

Педагогический стаж 27 лет

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕСТОПЛАСТИКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель: Представить возможности тестопластики как средства развития дошкольников

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с приемами тестопластики.
  2. Показать систему работы с тестом, как материалом для изодеятельности детей.

Оборудование: соленое тесто, заготовка для изготовления поделки «Цыпленок», материал для украшения поделки.

Ход мастер-класса

Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей с особыми образовательными потребностями, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности.

Лепка из теста – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Тестопластика является одним из самых увлекательных видов декоративно – прикладного искусства.

Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытности. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье, и хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - «Хлебосол».

Тесто имеет ряд преимуществ:

Материал экологически безвредный, не аллергенный.

Удивительно пластичный материал.

Поделки из соленого теста более долговечны, их можно использовать в играх.

Поделки можно раскрашивать в разные цвета.

При работе с тестом могут возникнуть трудности:

  1. Нужно научиться замешивать тесто. Ошибка, когда берем много муки, лучше завести меньше и хорошо вымесить. Рецепт теста: 1 стакан воды, 1 стакан мелкой соли, мука.
  2. Необходимо учитывать тематическое планирование при разработке программы кружка.

При работе с тестом фантазии нет предела!!! Процесс работы – радость познания. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического Работа с тестом позволяет решить разнообразные задачи, и направлена на:

  1. развитие сферы образов-представлений;
  2. формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического);
  3. развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;
  4. формирование пространственно-временных представлений;
  5. развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
  6. развитие зрительно-моторной координации, стимулирование рефлекторных зон и нервных окончаний ладоней и пальцев;
  7. активизация формирования связей между полушариями мозга;
  8. развитие творческих способностей.

оме того, решаются и специальные задачи развития и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности, что предполагает:

  1. развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
  2. профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;
  3. развитие социальных эмоций;
  4. создание условий для развития самосознания и самооценки;
  5. формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
  6. предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.

Применение тестопластики незаменимо для предупреждения тяжёлых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности, с целью развития игровой деятельности, формирования у ребёнка игровых мотивов и интереса к игре. Тестопластика представляет для ребёнка широкие возможности для эмоционального реагирования социально приемлемым способом.

Во время совместной деятельности с ребенком использование приемов тестопластики дает возможность закреплять цвет, количество, форму, порядковый и обратный счет, а также расширять и уточнять знания об окружающем мире, используя загадки, стихи, пословицы и поговорки.

Тестопластика способствует активизации лексического запаса, актуализации имеющихся представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; закреплению представлений о сезонных изменениях в природе. Даже неусидчивые дети в процессе тестопластики проявляют несвойственную им столь долгую концентрацию внимания на одном виде деятельности.

Практически нет детей, которые отказались бы поэкспериментировать с тестом, оставляя на нем отпечатки различными предметами, поиграть с формочками и стеками или слепить что-то на свое усмотрение.

В коррекционно-развивающей работе можно использовать различные дидактические игры и игровые упражнения, материалом для которых послужат изделия из теста. Например, в дидактической игре «Четвертый лишний» можно предложить детям найти лишнюю фигуру, изготовленную из теста (ребенок должен выделить признак отличия – по цвету, форме, размеру). Можно предложить детям самостоятельно сделать все фигуры одинаковыми, изменив признак несоответствия.

В игре «Узнай на ощупь» предлагаем детям узнать на ощупь заданный предмет (это могут быть фрукты, овощи, игрушки, изготовленные из цветного теста самим малышом). Кроме того, широкие возможности открывает тестопластика для развития элементарных математических представлений дошкольников.

Дети могут самостоятельно изготовить из теста материал для развития счетных навыков и операций. Возможно закрепление и актуализация таких математических понятий, как «один-много», «больше-меньше», «поровну», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «большой-маленький» и т.д. Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речемыслительных упражнений. Причем в данном случае наглядность представлена объемными предметами, а не иллюстративным материалом.

Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе детям с ограниченными возможностями здоровья. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

Тестопластика - это возможность использовать подручный материал:

  • Спагетти (колючки ежика)
  • Раскрашенные макароны и вермишель (украшение торта)
  • Крупы (выкладывали шубку мишке из гречки)
  • Перец горошком (носик, глазки)
  • Чесночнодавилка (прически)
  • Стеки (прорисовывать)
  • Пуговицы (сделать рельефную поверхность)

Вот так, играя, на основе общей увлеченности, тестопластика помогает детям развиваться, а педагогам – решать поставленные коррекционные и воспитательные задачи.

Каждое занятие кружка я начинаю с разминки:

  • Перекладывание и сжимание теста в ладошках;
  • Катание колобка в ладошках;
  • Надавливание на колобок - получение лепешки;
  • Пришли «мышки» стали норки рыть;
  • Налетели «гуси» стали тесто щипать;
  • Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;
  • Скатывание лепешки в колбаску;
  • Заворачиваем колбаску в «улитку»;
  • «Улитка» спряталась в домик – получился колобок.

После разминки переходим к изготовлению поделки. Предлагаю сделать пасхального цыпленка (идея поделки взята на сайте http://yasno-solnishko.ru).

Для начала мы замесим солёное тесто из 2 ст. муки, 1 ст. мелкой соли и неполного стакана воды. Добавим желтую гуашь.

  1. Затем мы раскатаем тесто в пласт толщиной около 0,5 см и формочкой выдавим овал. В качестве формочки мы возьмем пластиковый стаканчик и слегка его придавим с боков, чтобы получился овал.
  1. Овал отделим от остального теста и слегка смоченным в воде пальцем разгладим его края. Это тело цыплёнка.
  2. Для крылышек мы слепим небольшие овалы, тонко раскатаем их, слегка смочим водой и приклеим к цыплёнку. Зубочисткой нарисуем на крылышках полоски-пёрышки.
  3. Для глазок скатаем маленькие шарики, для клювика – квадрат.
  4. Для ножек мы слепим небольшие овалы, раскатаем их при помощи гуаши.
  5. В заготовке мы сделаем дырочки – вверху одну, для подвешивания яйца и две внизу, для крепления ножек. В ножках мы тоже проделаем дырочки для крепления к цыплёнку.

  1. Затем высушили всё в духовке при небольшой температуре.
  2. Когда тесто остыло, мы раскрасим детали.
  3. Вставим в отверстия ленточки.

Ну, вот, наш пасхальный цыплёнок из солёного теста готов. Можно использовать его для украшения комнаты или в качестве подарка.

Тестопластика выступает как средство познания действительности, имеет большое значение для умственного развития детей, способствует поддержанию положительной мотивации и познавательной активности детей с психофизическими нарушениями. Таким образом, возможности тестопластики в коррекционно-развивающей работе безграничны.

МАДОУ «Центр развития ребёнка - д.с. №2 с. Завьялово».

Конспект открытого занятия по тестопластике

В подготовительной группе

Тема: «Новогодняя поляна»

Воспитатель: Борисова И.Н.

Стаж работы: 12 лет.

2016 г.

Задачи:

Воспитывать у детей интерес к лепке из солёного теста; воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца; побуждать детей оказывать помощь окружающим в трудной ситуации.

Познакомить детей с новым приёмом тестопластики- подрезание ножницами; учить изготавливать ёлочку с использованием данного приёма; закреплять умение делать животных из теста используя знакомые приёмы; продолжать работу по проектной деятельности.

Развивать мелкую моторику рук, глазомер; развивать связную речь детей, инициативность и самостоятельность.

Предварительная работа:

    Разучивание стихов о Новом Годе, беседы на новогоднюю тему;

    Знакомство детей с различным приёмами работы с солёным тестом;

    Работа с проектом;

    Изготовление зверей из солёного теста.

Раздаточный материал:

фартуки, миски с тестом, стеки, кисти, ножницы, бусины для украшения.

Демонстрационный материал:

макет поляны, фонограмма, лист бумаги, маркер, цветок, опорные схемы, образец ёлочки.

Словарная работа : скатывание, раскатывание, капелька, вытягивание, приплюснывание, подрезание, склеивание.

Ребята, какой праздник у нас был недавно? А вот в лесу, на волшебной поляне, новый год ещё не наступил. Туда Дед Мороз ещё не дошёл и зверей лесных не поздравил. А вы хотите побывать на этой полянке?

(Входим в группу, на столе стоит макет заснеженной поляны без деревьев и зверей).

Что случилось, куда подевались все новогодние ёлочки и звери?

(Из-за двери слышится голос: Я злой волшебник Группи-Группиян, срубил все ваши ёлки и разогнал всех ваших лесных зверей за то, что вы не пригласили меня на свой новогодний праздник. Пусть теперь Дед Мороз ищет свою сказочную поляну. Ха-ха-ха.)

Ребята что же делать? Как теперь Дедушка Мороз найдет сказочную поляну и поздравит лесных жителей? (сделаем ёлочек из теста и зверей тоже) Правильно, а на волшебной поляне они обязательно оживут.

Давайте подумаем, как можно сделать ёлочку, составим проект. (внешний вид объекта, среда обитания, материал из которого будем делать ёлочку, основная деталь –какой приём будем использовать для изготовления конуса, дополнительные детали –показ нового приёма –подрезание, конечный результат).

Но сначала давайте сделаем разминку для пальчиков:

Бородатый Дед Мороз (гладим бороду)

Нам подарочки принёс: (хлопаем в ладоши)

Шишки да иголки (имитируем шишку руками)

На колючей ёлке, (стряхиваем пальцы)

Разноцветные шары (имитируем форму шара)

Для весёлой детворы. (машем поднятыми руками)

(Самостоятельная работа детей).

Многие уже сделали свою ёлочку, теперь можете вылепить любого лесного зверя. А чтобы вам помочь я вывесила на доске карточки с приёмами, которые можно использовать при лепке зверей. (скатывание шара, капелька, вытягивание, раскатывание колбаски, приплюснывание, склеивание деталей.)

(Самостоятельная работа детей. Готовые ёлочки и животных ставим на макет-поляну).

Ребятки, посмотрите наша поляна снова оживает, а чтобы она совсем ожила можно прочитать новогодние стихи. Кто знает? Какая замечательная поляна у нас получилась. Как вы думаете, понравится наша поляна Деду Морозу? Может мы с вами напишем ему письмо? А что расскажем в нём, что мы с вами сделали сегодня? А про Группи-Группияна мы совсем забыли, что бы такое сделать, чтобы он больше не вредничал? (Пригласим его на волшебную поляну отпраздновать Новый год). Замечательная идея. Ну что ж, а нам пора обратно в детский сад. Понравилось вам путешествие? Обязательно отправимся ещё куда нибудь.

Конспект занятия по тестопластике "Поляна сказок"

"Добрые чувства необходимо воспитывать с детства."
В. А. Сухомлинский

КРУЖОК "МУКОСОЛЬКА" ПО ЛЕПКЕ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА.

Тема: Лепка сказочных персонажей из русской народной сказки "Колобок": заяц, волк, медведь, лиса, колобок.

Цель :


  • Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.

  • Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их.

  • Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

  • Учить создавать общую сюжетную композицию.

  • Развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи.

  • Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.
Оборудование:

  • разрисованная "поляна сказок",

  • выполненная из картона,

  • декорации леса,

  • деревья из картона,

  • домик.
Материалы и инструменты :

  • тесто для лепки,

  • стеки,

  • краски,

  • стаканчики с водой,

  • кисти,

  • подставки,

  • салфетки,

  • схемы с изображением последовательности лепки зверей,

  • аудиокассета с записью "звуки природы",

  • музыкальная заставка "В гостях у сказки".


Ход занятия

Организационный момент

Дети входят, встают возле "поляны сказок". Звучит музыка "В гостях у сказки".

^ Сообщение темы занятия

Воспитатель: Давным-давно, в сказочном лесу жили-были разные звери. Они умели разговаривать и с ними приключались разные волшебные истории. Но, однажды, в лесу появились лесорубы. Они стали вырубать лес, бедные звери разбежались кто куда, им стало негде жить, а сказочная поляна опустела. Мы с вами сегодня будем добрыми волшебниками! Мы слепим и раскрасим лесных зверей, поселим их на полянку и придумаем новую сказку с хорошим концом.

Разминка: Упражнения для развития мелкой моторики.


  • Стоя, хлопки руками по коленям два раза, затем скрестить руки, вновь два хлопка по коленям. 4-5 раз.

  • Кулак-ладонь. Правая рука сжата в кулак, левая ладонь разжата. Поочередно меняем движения рук.

  • Массаж кистей рук шестигранными карандашами: растирание ладоней и пальцев, поворачивание карандаша между пальцев.

  • "Медведь лезет на сосну". Перебирать карандаш пальцами правой руки снизу вверх.
^ Основная часть

Рассматривание слепленных на предыдущем занятии фигурок животных: медведя, зайца и лисы. Чем они похожи и чем отличаются? Закрепление последовательности лепки. Перед детьми схемы с изображением последовательности работы. Опрос детей. Что мы делаем сначала? На сколько частей делим тесто? Какого размера должно быть туловище, а какого голова? Как нужно прикреплять мелкие детали? Зачем нужно смачивать пальчики водой?

Дети самостоятельно выбирают, что они хотят слепить и лепят по замыслу. Звучит музыка "Звуки природы". Воспитатель помогает детям, если есть необходимость. Напоминает, что работать с тестом нужно быстро, не крошить на мелкие части, ставить фигурку устойчиво на подставку. Сплющивать ушки, оттягивать носик, лапки прикреплять с боков туловища, слегка смачивая водой детали. Готовые фигуры ставят на подставку, и оставляют до следующего занятия. Моют руки, вытирают салфетками. Убирают оборудование на поднос.
^ Вторая часть

Воспитатель с детьми садятся вокруг сказочной поляны. Рядом на столике находятся игрушки из теста, которые были слеплены на предыдущих занятиях: зайчики, лисички, медвежата, снеговики, деды Морозы, снегурочки, птички и др. Дети выбирают себе персонажей.

"Ребята, вы хотите, чтобы на поляне снова появились звери?

Давайте придумаем свою сказку:

Сказочно-игровая ситуация

Наступила зима. Все звери с нетерпением ожидали встречи Нового года. Они надеялись, что снова смогут собраться на любимой полянке и Дед Мороз исполнит их заветные желания. Каждый мечтал о чем-то своем. А вот о чем? Осталось совсем мало времени, а на полянке так никто и не появился. Вдруг звери услышали какие-то звуки:. (Звучит музыка с пением птиц). Дети самостоятельно придумывают продолжение сказки. Выслушиваются разные версии.
^ Завершение занятия

Воспитатель от имени всех персонажей благодарит детей за помощь и участие. Подчеркивается роль каждого участника. Ведь благодаря усилиям каждого из вас, ребята, звери снова смогли вернуться в свой любимый дом. Это вы помогли им встретиться. Вы настоящие волшебники!

А это шуточное стихотворение:

Замесили тесто, а оно ни с места,
Замесили на дрожжах, не удержишь на вожжах.
Взяли соль, воды, муки, налепили колобки.
А из этих колобков лепим сказочных зверьков
Девочки и мальчики развивают пальчики.
Взяли кисть и краски, получилась сказка!

Пусть лепка из теста и Вам принесет радость открытий. Ведь мы сами творцы своей жизни, режиссеры и исполнители. Удачи всем!

Конспект занятия «Овощи».

Задачи:

Лепить овощи в определенной последовательности;

Расширять знания детей об овощах;

Закреплять приемы лепки;

Учить передавать характерную форму (шарообразная – помидор, овальная – огурец, конусообразная – морковь);

Закреплять знания детей о цвете овощей;

Способствовать развитию мелкой моторики рук;

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, речь;

Воспитывать у детей усидчивость, аккуратность;

Воспитывать бережное отношение к природе;

Учить доводить начатое дело до конца.

Оборудование и материалы:

Солёное тесто подготовленное к лепке, муляжи овощей или натуральные овощи, доски для лепки, передник и нарукавники, влажная тряпочка или салфетка.

Предварительная работа:

Рассматривание натуральных овощей и иллюстраций по теме «Овощи»;

Заучивание загадок;

Пение песни «Собираем урожай»

Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»;

Ход занятия:

Воспитатель: В сентябре на наших огородах созревает много разных овощей: тут и морковка, и огурцы и помидоры, и другие овощи. Многие мамы и бабушки делают заготовки на зиму. Мы с вами тоже заготовим овощи, но эти овощи будут необыкновенные.

Ребята а вы любите отгадывать загадки? (ответы детей).

Тогда начинайте отгадывать.

Загадки:

В огороде вырастаю. Летом в огороде,

А когда я созреваю, Свежие, зеленые,

Варят из меня томат, А зимою – в бочке,

В щи кладут Крепкие, соленые.

И так едят.

(ответы детей) – помидор. (ответы детей) – огурцы.

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На - ощупь, очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая.

(ответы детей) – морковка.

Воспитатель: Для начала, давайте посмотрим и назовем все овощи, что лежат на столе.

Ребята подскажите мне какую форму имеет помидор? Какого он цвета?

А какую форму имеет огурец? Какого он цвета?

(предполагаемые ответы детей).

Какая форма у морковки? Какого она цвета?

(предполагаемые ответы детей).

Нарисуйте жестом форму помидора, форму огурца и форму морковки.

Дети пальцем в воздухе рисуют круг, овал и полукруг удлиненный (конусообразный).

Воспитатель: как здорово у вас получилось, а чтобы ваши ручки лепили, давайте сделаем с вами для них зарядку.

Физкультурная минутка.

Мы капусту рубим, рубим, движения ребром ладони вверх – вниз.

Мы морковку трем, трем. движения ладонями вперед – назад.

Мы морковку солим, солим, круговые движения пальцами.

Мы морковку жмем, жмем. Сжимание ладоней в кулачки.

Воспитатель: А теперь предлагаю вам пройти за столы и начать свою работу. Как мы будем лепить помидор? (дети отвечают и показывают). Правильно вы все сказали и показали, молодцы.

Воспитатель скатывает глину в шар.

Что мы еще делаем? (ответы детей). Правильно, мы наш шар слегка сплющим, а затем слегка надавим пальчиком в середину. А сейчас, предлагаю вам слепить помидор.

Воспитатель: как мы будем лепить огурец? (дети отвечают и показываю). Правильно, молодцы. Воспитатель раскатывает глину в колбаску (валик или цилиндр). По – моему, эта колбаска (валик) не похожа на огурец. Что –то нужно еще сделать? (ответы детей).

Правильно, надо скруглить края этой колбаски (валика). Посмотрите, как это надо делать. Воспитатель напоминает приемы сглаживания поверхности, скругление срезов.

А теперь похоже на огурец? (ответы детей). Предлагаю вам слепить огурец.

Воспитатель: Как мы будем лепить морковку? (дети отвечают и показывают).

Правильно. Воспитатель скатывает глину в шар круговыми движениями рук.

Что мы еще делаем? (ответы детей). Заостряем один бок нашего шарика, для этого оттягиваем пальцами край шарика или дополнительно раскатываем один из краев в колбаску, одним или двумя – тремя пальцами до получения острого конца. А сейчас предлагаю вам ребята вылепить свою морковку.

Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Ребята, мне так понравились ваши работы. Вы все старались, у всех получились очень красивые овощи. Давайте сделаем выставку наших овощей, а мамы и папы, бабушки и дедушки с удовольствием посмотрят на ваши работы. Все работы выставляются на подготовленном стеллаже.

Тестопластика (конспекты занятий), средняя группа.

Тема: «Я нашла в траве жука»

Цель : Вызвать интерес, желание слепить божью коровку. Познакомить детей со скульптурным способом лепки. Учить приему оттягивания от целого куска теста такое количество материала, которое понадобится для моделирования головы. Развитие познавательного интереса и бережного отношения детей к живой природе (в частности, к насекомым).

Используемый материал : солёное тесто (соль, мука), стеки, кисточки, стакан с водой.

1. Введение в тему: звучит музыка («Полёт шмеля»), дети высказывают свои мнения, которые возникают у них при прослушивании данного произведении. А если бы этой музыкой «изображали» какое-то животное, то кто бы это мог быть, а если насекомое?».

Во время этой беседы дети смотрят иллюстрации насекомых, о которых идёт речь.

После этого вступления детям предоставляется образец поделки, который им нужно сделать. Анализ образца:

Рассматриваем образец;

Придумываем свою композицию.

Пальчиковая игра «Насекомые»

Дружно пальчики считаем – сжимают и разжимают пальцы.

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха, поочередно сгибают пальцы в

Это жук с зеленым брюхом. кулак, начиная с большого.

Это кто же здесь звенит?

Ой, сюда комар летит! вращают мизинцем.

Прячьтесь! прячут рукиа спину

3. Практическая часть. Музыкальный фон: «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (Н. Римский-Корсаков.)Помочь детям наводящими вопросами, конкретными советами, индивидуальным показом (приемом «рука в руке»)

4. Заключение:

Дети анализируют свою поделку: всё ли они успели сделать, какое «настроение» у их жука.

Детям предлагается высказать свои мысли и впечатления о полученной информации на занятии: что узнали нового, может неожиданного для себя, изменилось ли отношение к некоторым насекомым, которых раньше боялись или не любили и т.д.

Можно провести игру «Жук».

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках –

Пусть лежит в кармашке. (дети показывают)

Ой, упал, упал мой жук (нагибаются)

Нос испачкал пылью

Улетел мой милый жук, улетел на крыльях. (дети машут крыльями

Тема: «Цветы»

Программное содержание:

Учить детей лепить рельефные картины в подарок близким людям –

мамам и бабушкам.

Показать варианты изображения цветов.

Учить лепить цветы разными способами: моделировать пальцами рук

(раскатывать шар, сплющивать в диск, с одной стороны вытягивать и

заострять, с другой вдавливать и сглаживать), вырезать формочкой или

стекой.

Развивать чувство формы и ритма.

Воспитывать эстетический вкус.

Предварительная работа:

Беседа о весеннем празднике мам и бабушек – Дне 8-го Марта. Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства с растительными элементами декора. Рассматривание изображений цветов в детских альбомах по разным видам декоративно-прикладного искусства.

Ход работы:

Звучит тихая спокойная музыка.

Воспитатель: Дети, давайте сядем все на коврик, закроем глаза и представим, как добрые нежные руки мамы гладят нас по головке, им тепло и приятно, потому что самый добрый человек на свете – это мама.

Мини-этюд «Цветочная поляна».

Дети, представьте себе, что наступило лето, расцвело множество цветов на лугу. Они такие красивые, яркие, разноцветные! Хотите быть красивым цветком на лугу. Солнышко еще не взошло, цветочки спят. Глазки у них закрыты. Дышат глубоко, ровно, спокойно. Но вот: выглянул первый лучик солнышка. Погладил по головке каждый цветочек.Цветочки открыли сначала один глаз, потом другой, посмотрели вниз, вверх, влево, вправо. Зажмурились от яркого солнышка. Открыли глаза и улыбнулись. Как рады цветочки солнышку! Посмотрели друг на друга и все вместе сказали: «Здравствуй, утро!»

Воспитатель: Ребята, хотите вы слепить в подарок мамам и бабушкам необычные цветы из теста.

Варианты: (показ педагогом)

Расплющиваем или раскатываем мягкий ком из соленого теста;

Вырезаем цветы стекой по шаблону;

Вырезаем цветы формочками для выпечки;

Пальчиковая гимнастика

«Алые цветки» (педагог вместе с детьми двигает пальчиками под текст стихотворения)

Наши алые цветки

соединить ладони в форме тюльпана.

Распускают лепестки.

медленно раскрыть пальцы.

Ветерок чуть дышит,

плавно покачивать кистями рук из стороны в сторону

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

медленно закрыть ладони.

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Подсказать детям, что вылепленные цветы можно украсить бисером, бусинами, пуговицами.

Практическая деятельность детей. Помочь детям наводящими вопросами, конкретными советами, индивидуальным показом (приемом «рука в руке»)

В конце работы дети рассматривают цветы, обсуждают с какими словами можно их подарить маме и бабушке. Затем выкладывают их на просушку.

Тема «Черепаха»

Программное содержание: Учить детей лепить черепаху из отдельных частей: панцирь, голова, лапы, хвост; упражнять в приемах скатывания, вдавливания, раскатывания, присоединения и примазывания; учить придавать образу выразительность: черепаха ползет, чего-то испугалась, что-то увидела и т. д.

Оборудование : Соленое тесто, дощечки, стеки, большая доска.

Ход работы:

Накануне занятия дети вместе с воспитателем рассматривают черепаху, беседуют о ней.

Пальчиковая игра «Черепаха».

(Рука сжата в кулак, показать большой палец и спрятать его.)

«Вот моя черепаха,

Она живет в панцире,

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть,

Она высовывает голову,

И прячет ее обратно, дети вместе с педагогом выполняют движения

Когда хочет спать».

Педагог предлагает вспомнить из каких частей состоит ее тело. После этого воспитатель объясняет, как лепить черепаху. Он берет кусок соленого теста, делит его на три части: большую, поменьше и еще меньше. Из большого куска лепит панцирь с туловищем - скатывает шар, а затем слегка его сплющивает. Второй кусок теста он делит на две части и из каждой скатывает длинные цилиндры, сгибает их пополам и присоединяет к нижней части туловища - это лапы; из оставшегося маленького куска делает голову в виде овала и небольшой хвостик.После объяснения воспитатель предлагает детям подумать, что будет делать черепаха. Каждый должен придумать что-то свое: черепаха может ползти - лапы раздвинуть в разные стороны; может испугаться - тогда голову, хвост и лапы она прячет под панцирь ит. д. В ходе работы воспитатель помогает детям, советует, показывает, как нужно лепить. В конце отмечается выразительность каждой фигурки.

Тема «Гриб-боровик»

Цель: закрепить умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные приемы: раскатывание теста прямыми и круговыми движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для уточнения формы. Развивать творческую самостоятельность, воображение.

Ход работы:

«Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек.

Шляпка есть, нет головы».

расставляет грибы (муляжи).

- «Куда это мы с вами попали?» (дети рассказывают, что можно видеть в лесу, кто там живет, какие грибы они знают, уточняют представления о внешнем виде и особых вкусовых свойствах)

Пальчиковая игра «Соберу грибы»

Я корзину в лес беру, показывают удивление, разводят

Там грибы я соберу. руки в стороны

Удивляется мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг!»

Подосиновик, масленок, поочередно сгибают пальчики

Подберезовик, опенок, пальчики на обеих руках, начиная

Боровик, лисичка, груздь – с мизинца правой руки.

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой,

Все грибы несу с собой.

А мухомор не понесу. Большой палец левой руки отстав-

Пусть останется в лесу! ляют, грозят ему.

Игра «Прятки» (на фланелеграфе). Воспитатель меняет местоположение гриба (использование предлогов «за», «под», «перед»).

Каждому ребенку предложить взять гриб, рассмотреть его, найти сходства между грибами, различия, рассказать о своем грибе по схеме: размер– цвет шляпки – форма. Вспомнить, как лепили гриб из пластилина, способы лепки.

Самостоятельная работа детей, по необходимости оказывать помощь.

Тема «Ежики-колючки»

Цель: Учить лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки». Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности. Воспитывать уверенность в изобразительной деятельности.

Материалы: соленое тесто, для иголок разный материал на выбор(семечки, зубочистки, крупа, макароны…), стеки, клеенки…

Ход работы:

Колючий недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки ни одной.

После беседы о внешнем виде и образе жизни ежей прочитать рассказ Е.Чарушина «Ежик».

Воспитатель предлагает слепить ежиков с разными колючками (рассмотреть предлагаемый материал). Поинтересоваться, как дети будут лепить ежа (из целого куска теста).

  1. Расскатываем в овал;
  2. Вытягиваем и заостряем носик;
  3. Оформляем колючки (по своему желанию);
  4. Оформляем мордочку

Игра «Ежик»

Дети встают в круг. Руки вытягивают вперед. В центре – еж.

Все говорят такие слова:

Что ж ты, еж, такой колючий?

А еж отвечает:

Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы и медведи.

На слова «медведи» «еж» бежит по кругу и старается запятнать детей, т.е. дотронуться до рук, а дети должны быстро убрать руки.

Дети берут тесто, готовят свое рабочее место, выбирают по своему желанию материал для иголок и начинают лепить.

После просушки изделий разместить ежиков на «полянке» и оформить выставку «Вот ежик – ни головы, ни ножек»