Коми-пермяцкий национальный костюм. Исследовательская работа "коми костюм" Народный костюм коми народа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №44» г.Воркуты

Национальный костюм

северных коми

ученик 2 класса

Хозяинов Арсений

ученик 2 класса

МОУ «СОШ №44» г.Воркуты

Руководитель: Перепелова Екатерина Семёновна,

учитель начальных классов

г. Воркута

2012 г.

Оглавление

    Ведение

    Основная часть

    Заключение

    Список использованных источников

    Приложения

Проблема: Народный национальный костюм должен быть отражением традиций нашей малой родины. Стареют мастерицы, национальные костюмы ветшают, лежат в сундуках как реликвия.

Целью нашей работы является

    сохранение коми народных традиций, воспитание уважения к традиционной культуре.

    развивать и способствовать умение работать со справочной литературой, умение вести диалог, анализировать, развивать критическое мышление.

    пропагандировать национальные ценности.

Фольклор коми – сказания и легенды, сказки и песни, пословицы поговорки – дает представление об основных этических и моральных норм народа. Народный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками

Традиционная одежда коми, проживающих на северо-востоке республики, сходна с одеждой северорусского населения, ненцев и коми-ижемцев.

Женская и девичья одежда очень хороша своей красочностью, мягким и плавным силуэтом. На Севере, в неярком свете дней и белых ночей, особенное значение имело праздничное узорочье костюма. Разнообразные по цвету и фактуре, но прекрасно подобранные друг к другу детали создавали наряд, который как бы дополнял суровую природу края, расцвечивал ее яркими красками.

Так как у местного населения основное занятие оленеводство, то и в одежде сохраняется традиционная одежда из оленьих шкур.

Традиционной женской одеждой северных коми считается сарафан с кофтой, т.е. сарафанный комплекс одежды.

Рубаха является основным элементом женской одежды. Издавна использовали домотканые холсты, парчу, сатин, атлас, альпак, сукно, шелк.

Рубаха украшается вставками из контрастной ткани. Ворот, подол и кромка рукавов вышивается узором. Народы коми живут в условиях северной природы, поэтому и орнамент включает в себя растительные

окраски.

Поверх рубахи надевался сарафан. По покрою сарафаны различают косоклинные и прямые.

Косоклинный сарафан в основе своей имел три прямых полотнища: два спереди и одно сзади, и 4 клина, вставленных по 2 в бока. Поддерживался сарафан с помощью лямок, которые сзади делали вырезными, а спереди пришивными.

Прямой сарафан представлял собой юбку с неширокими пришивными лямками, сшитые из 5-6 полотнищ ткани. Носили прямой сарафан значительно ниже, чем косоклинный, но также всегда подпоясывали ткаными или плетеными ремешками. Ширина сарафана в подоле достигала 4 метров. Для пышности под сарафан надевают несколько юбок.

Поверх сарафана или юбки женщины надевали передник без нагрудничка с вышивкой и кружевами.



Ж

енский головной убор различают по возрастному принципу. У девушки головные уборы оставляли неприкрытыми часть волос. У молодых может быть венчик в виде ленточки, а также ободок из бересты. Замужняя женщина заплетала волосы в две косы, укладывая их вокруг головы, и покрывала голову специальным чепцом – «волосник», при гостях поверх волосника одевался платок. Головных уборов у женщин было много, иногда одевался на голову поверх волос сборник на твердой основе, кокошник, ситка.

В костюмах северянок преобладают зеленые и фиолетовые тона. Когда приходила старость, женщина повязывала голову темным платком, избегала носить яркие одежды.




Ношение традиционной одежды неразрывно связано с соблюдением определенных последовательностей одевания, строгое соблюдение запретов, связанных с ношением и хранением. Так, например, не разрешалось снимать юбку через ноги, так снимают только с покойника. На головном уборе одна из частей крепилась вокруг головы, а впереди образовывался крест на крест, это служило оберегом для женщины. Одежда хранилась в не вывернутом наизнанку состоянии, в недоступном от посторонних глаз месте.

Верхняя одежда у северных коми близка к мужской - малица, заимствованная у ненцев. Она отличается от мужской, только отделкой по подолу орнаментом, украшениями из различных кусочков меха и сукна, а также меховой опушкой- оборкой.

В холодные дни одевался поверх совик, аналогичный малице, сшитый из сукна.

Из обуви северные коми летом и осенью носили поршни сшитые из сыромятной кожи, стягиваемые ремешком у щиколотки; коты- кожаная обувь с невысоким суконным голенищем. Надевали такую обувь с холщовыми портянками или длинными шерстяными чулками, связанными яркими нитками с национальным орнаментом.

Зимой носили пимы (сапоги из оленьего меха (камыса) ворсом наружу). Украшали переднюю часть пим кусочками меха или цветного сукна, бисером.

Р
усскоязычная письменность, пасы – знаки заменяли слова и целые предложения. До сих пор пасы можно встретить как элемент коми орнамента в оформлении костюмов

В орнаменте женской одежды встречается «половинка ошейника »

восходящее солнце, пожелание благополучия в делах и любых начинаниях.

«Зубья пилы » или домики символизируют единство людей в быту и работе, пожелание успеха в делах.

Одежда наших бабушек с течением времени ветшает, залеживается в сундуках. Чтобы сохранить традиции, старинной одежды северных коми, мы должны не только изучать ее, но и знать секреты ее изготовления и ношения.

С самого раннего возраста меня привлекла одежда коми бабушек. Во время праздников всегда у бабушек была красивая яркая одежда. Позднее я шила для кукол одежду. Всегда поражали меня растительные орнаменты, напоминающие крестики, ромбики, полукруги, рога оленя. Повзрослев, стала интересоваться и изучать таинственные орнаменты, собирала материал о народном костюме.

Я считаю, что каждый живущий в нашей республике должен не только знать, но сохранять культуру народа коми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Статья Е.В.Картовщиковой «Изучение народного костюма коми». Научно-методический журнал «Школа и производство» 2006 г. №6

    Г. Климова «текстильный орнамент коми». Сыктывкар Коми книжное издательство 1984 г.

  • Актуализация знаний;
  • Получение информации при работе с электронной презентацией.
  1. Практический этап - 60 мин.
  • ПТБ, инструктаж по выполнению задания.
  • Самостоятельная работа детей по намеченному плану.
  1. Рефлексивный этап - 10 мин.
  • Закрепление материала в форме теста.
  • Коллективный просмотр работ.

Ход урока:

Задачи этапа

№ слайда в презент.

Вводно-мотивационный

Создание условий для успешной работы на уроке, мотивация учащихся к мыследеятельности, вызов познавательного интереса.

Организация целеполагания.

Формирование регулятивных действий (выработка умения принимать и сохранять учебные задачи в течение урока).

Организационный момент.

Проверка рабочего места.

Целеполагание.

Учитель: Одежду, которую сегодня мы с вами носим, называют современной. В наше время эта одежда разных народов практически ничем не отличается. А как вы думаете: раньше, в старину люди носили такую же одежду, как мы? (Ответы детей) Отличалась ли одежда русских, коми-пермяков, украинцев, карелов и других? (Ответы детей)

Конечно же, отличалась. И сегодня мы с вами познакомимся с коми-пермяцким национальным костюмом. В качестве практической работы сегодня на уроке мы выполним бумажную куклу в национальном костюме. Работать будем в технике аппликации из ткани.

Объявление темы урока:
«Коми-пермяцкий костюм. Аппликация из ткани. Коллаж» (слайд 1)

Работа с понятием «коллаж».

Коллаж - техника наклеивания на какую-либо основу материалов, различных по цвету или фактуре (ткань, верёвка, кружево, кожа, бусы и др.)

Учитель: Какие условия мы должны соблюдать с вами, чтобы у нас получились хорошие результаты? (Ответы детей)

Слайд 1

Поисково-познавательный

Формирование коммуникативных действий (выработка своего мнения, существование других точек зрения).

Развитие познавательных действий

Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, скажите, а где в наше время мы можем увидеть коми-пермяцкий костюм? (Ответы детей) (слайд2)

Сообщение информации

Учитель: Давайте теперь познакомимся с элементами женского и мужского коми-пермяцкого национального костюма.

Работа с презентацией (слайды 3,4) -информационный материал (см.приложение 1)

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Практический

Обучение общим приёмам выполнения практической работы.

Закрепление изученного материала через практическую работу.

Объяснение задания

Сейчас мы с вами выполним практическую работу - бумажную куклу в коми-пермяцком национальном костюме. (слайд 5)

ПТБ при работе с ножницами.

Последовательность выполнения роботы (см.приложение 2)

  1. Заготовить по шаблону куклу.
  2. Используя способ подбора, изготовить детали костюма (рубаху, сарафан, фартук, штаны, обувь).
  3. Украсить рубаху, сарафан, фартук тесьмой, имитируя вышивку.
  4. Приклеить все детали одежды к основе.
  5. Из цветных ниток сплести пояс, обвязать им талию.
  6. Завязать головной убор (лента, косынка, платок, шапка).
  7. Оформить работу.

Практическая работа детей. Выполнение изделия по намеченному плану.

Слайд 5

Рефлексивный

Формирование личностных действий (способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности, осознание себя как гражданина России).

Воспитание чувства гордости за свой край и свою родину.

Что нового узнали на уроке (см.вопросы в презентации)(слайд 6)

  1. Общий элемент коми-пермяцкого костюма и у мужчин и у женщин. (Рубаха)
  2. Первоначальное название сарафана. (Дубас)
  3. Название мужского пояса. (Кушак)
  4. Название женского головного убора квадратной или трапециевидной формы, приходящейся на верхнюю часть головы. (Шамшура)
  5. Вид обуви сшитый из кусков кожи с мягкой подошвой у женщин, у мужчин. (Коты, бахилы)

Коллективный просмотр работ «Наш хоровод»
(с музыкальным сопровождением)

Ребята, посмотрите, какие замечательные работы у нас получились! Молодцы!

Я надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам понять, что культура каждого народа неповторима, в то же время она является частью культуры не только нашего родного края, России, но и частью общенациональной культуры! И я лично горжусь, что принадлежу к той малой народности, которая имеет богатую, самобытную, уникальную культуру.

Спасибо и вам за то, что вы сегодня внесли крупичку в созидание и восстановление истории наших предков.

Слайд 6

Слайд 7

Используемая литература:

  1. Коми-пермяцкий национальный костюм: Из собрания Коми-Пермяцкого окружного краеведческого музея им П.И.Субботина-Пермяка / Г.Н.Чагин, В.В.Климов, Л.В.Караваева. - Кудымкар: Коми-Пермяцкое кн.издательство, 2006; Пермь: Пермское кН.издательство, 2006.
  1. Национально - региональный компонент в образовательной области «Технология». / ГКОУ ДПО Коми-Пермяцкий окружной институт усовершенствования учителей, 2008 г.
  1. Уроки технологии с применением информационных технологий, 1-4 классы. Знакомство с народными художественными промыслами: методическое пособие с электронным приложением / В.В.Старикрва. - 2-е изд, стереотип. - М.: Планета, 2011.
  1. Электронная презентация «Коми-пермяцкий национальный костюм». Автор неизвестен.

«Ткани биология» - Различают хрящевую, костную, жировую, плотную, рыхлую, кровь. Перечислите виды соединительной ткани. Эпителиальной ткани: покровная (пограничная, защитная) и секреторная. Нервная ткань. Мышечная ткань. Функции. Нейроглия. Состоит из клеток, содержащих тонкие сократительные волокна- миофибриллы. Функции нервной ткани.

«Роспись по ткани» - Резервы: Основа - парафин. Подготовка ткани: Подготовка рисунка: Начинаем роспись с более светлых поверхностей. Больше похожа на живопись. ПРОШИВАНИЕ ТКАНИ (тритик). Свободная роспись. Холодный батик. Как правило, используется для фона. Особенности свободной росписи. Технологии. Прошивание ткани (тритик).

«Предпринимательство в республике Коми» - Малое предпринимательство обеспечивает производство значительной части продукции и товаров. Доля малого предпринимательства в природно-ресурсном секторе экономики республики. Наиболее активно малый бизнес развивается в непроизводственной сфере экономики республики. Малое предпринимательство занимает достойное место и в производственной сфере экономики республики.

«Виды тканей» - Иглопробивной способ. Вязально-прошивочный способ. Кружево, косая бейка, канты, сутаж. Сухой способ склеивания. Нетканые, утепляющие, прокладочные и отделочные материалы. По цвету шкурка может быть натуральная и крашеная. Прокладочные материалы: флизелин, синтепон, дублерин, бортовка. Клеевой способ.

«Ткани» - Характерно наличие плотного межклеточного вещества. Одноядерные веретенообразные клетки. 4. Нервные окончания. 5. Миелиновая оболочка. Задание на закрепление. Нейроны нервные клетки. Костная. Железистая. Эпителиальная ткань. Состоит стенка сердца. Кровь. Выполняют защитные функции. Гладкая. Клетки, заполняющие пространство между нейронами.

«Пермяк» - Евгений Андреевич выбрал себе псевдоним по названию города Перми. На самом деле фамилия писателя – Виссов. Евгений Андреевич Пермяк. 1902-1982. Из наиболее известных книг для детей назовём книгу о выборе профессий «Кем быть?», повесть «Детство Маврика», сборники сказок «Дедушкина копилка», и «Памятные узелки», книги рассказов для детей «Тонкая струна» , «Торопливый ножик» , «На все цвета радуги» и другие.

Логинова Надежда Андреевна
Особенности традиционного костюма коми народа. Материалы для проекта «Моя малая Родина - Республика Коми»

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа , если он не проникнется теми основными чувствами, которыми живет народная душа . Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», - писал известный русский философ В. В. Зеньковский.

Актуальной педагогической задачей настоящего времени является возрождение, сохранение и развитие народных традиций в условиях негативного воздействия массовой культуры, возросшего интереса к истории и традициям культуры своего региона. Ознакомление детей с национальной культурой является важной составной частью формирования личности ребенка. Осваивая элементы национальной культуры, ребенок усваивает представления о родном крае, традициях народа , приобретает умения отражать доступные его пониманию элементы национальной культуры в своей деятельности и получает богатую почву для развития чувств. Этому способствует высокая эмоциональность ребенка, его активный интерес к окружающему, стремление к деятельности. Исследования психологов (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев и др., убедительно показали, что процесс формирования личности дошкольника развертывается как процесс присвоения доступного для ребенка социально ценного опыта человечества.

Одной из основных проблем воспитания определилось воспитание национальной культуры детей. Общие задачи эстетического воспитания не могут решаться вне содержания той национальной культуры, народных традиций , которые веками создавались народом , чей менталитет на данной территории является приоритетным.

Традиционная одежда коми

Коренные изменения в жизни Республики Коми , суверенитет, возросшая ответственность перед будущими поколениями за сохранение самобытной национальной культуры Коми края вызвал интерес к историческому прошлому Коми Края , коми языку , духовной и материальной культуре народа . Традиции – явление живое , постоянно формирующееся. Это не только строгая преемственность, это неиссякаемый источник для творчества. Их необходимо сохранить и передать подрастающему поколению.

В народном костюме как в фокусе сосредоточены черты и особенности народного сознания , его социальные, нравственные, религиозные представления, этнические идеалы, для выражения которых использованы художественные средства. Это – композиция и цвет, ритмическая система построения, объемно-пластические формы, реализованные в крое одежды, орнаменте. Народный костюм коми в опосредованном виде выражал этические традиции коми – зырян . Именно через костюм проявилась индивидуальность этноса. Практически любой бытовой костюм обладал определенной символикой. Сама орнаментация, манера ношения свидетельствовала об этом.

Для декоративного оформления народного костюма коми характерно сочетание различных материалов и фактур (домотканые натуральные льняные, шерстяные ткани, мех, кожа, кружево, шелк, бархат, сукно и т. д., которые создавали удивительно целостный образ. В народном костюме образ предполагал гармонию всех составных частей. Основу ансамбля связывали в народном костюме с проблемой синтеза , единства жизненно-бытовой среды этноса коми – зырян с природой . На протяжении длительного времени народной одежде была свойственна неизменность покроя и традиционного декора , что объяснялось консервативностью жизненного уклада коми : занятие охотой, рыболовством, позже и земледелием; устойчивостью обычаев, передававшимися из поколения в поколение.

Характерное для традиционного мировоззрения коми восприятие одежды как «покрова, оболочки» и, одновременно, «следа, тени» человека достаточно наглядно представлено в обобщенном коми названии одежды – «паськм» . С точки зрения лингвистов В. И. Лыткина и Е. С. Гуляева в сложносоставном коми слове «паськм» отражено понятие комплекса одежды (пась – «шуба» ) и обуви (км – «охотничья кожаная обувь» ). Интересно, что у коми одеждой «паськм» называют и послед новорожденного. О ребенке родившемся без «сорочки» у коми скажут «пасьтм кага» (букв без одежды, раздетый ребенок) . Послед новорожденного, так же как и вся одежда, носимая человеком в течении жизни, считалась неразрывно связанными с ним и его судьбой.

У коми говорят , что одежда подобна вуджр (тень – оберег) человека. Традиционно выражением пасьтм морт (букв. «человек без одежды» ) характеризуют не только раздетого, но и обессиленного, больного человека, о котором могут также сказать – вуджрыс абу, то есть «нет у него тени – оберега» .

Традиционное восприятие одежды как тени – оберега человека во многом определяло строгое соблюдение запретов, связанных с порядком каждодневного ее одевания, ношения и хранения. Считается, что нарушение этого порядка чревато различными неприятностями для человека в течение всего дня. Любое переодевание в течение суток порицалось, поскольку воспринималось окружающими как тунавны «колдовство, ворожба» . Женщины, одевая с утра сарафан, старались больше не снимать его в течении дня, а при необходимости одевали другую одежду поверх него. Если охотник, собираясь на промысел, забывал что – либо одеть на себя сразу, то не переодевался второй раз дома, а брал забытую одежду с собой и одевал ее на себя только дойдя до лесной избушки – иначе не будет удачи в промысле. Лишь в период праздников не возбранялось многократное переодевание в течении дня в разную одежду, хотя многие женщины и в этом случае одевали сразу по 2-3 сарафана, один под другой, и таким же образом несколько юбок для пышности наряда. В сказочном фольклоре и поверьях коми магической силой наделяется не только одежда в целом, но и отдельные ее элементы. Бытует мнение, что с помощью варежки можно легко определить найдется украденная вещь или нет : если подброшенная рукавица упадет на землю большим пальцем кверху – значит пропажа скоро обнаружится. Узорчатая перчатка, подоткнутая за пояс в летнее время, считается лучшим оберегом от мошкары и комаров. Согласно фольклорным текстам коми вся сила легендарной чуди заключалась в чудесной шапке, а сила злого колдуна - в его черном платке.

В традиционном мировоззрении коми одежда отчетливо связывается с представлениями о душе и тени – обереге человека. При этом одежда осмысляется не только как покров человека от физического воздействия, но и как защита тела, разума и воли ее владельца от возможного злого умысла со стороны постороннего человека, колдуна или нечистой силы.

В 19 веке изготовление одежды происходило преимущественно домашним способом , ткани делали на ткацком станке, богатые ижемцы покупали на ярмарках, взамен на пушнину, фабричные ткани : бархат, шелк, сукно, парчу.

Народная одежда коми имеет много общего с одеждой населения русского севера и некоторых финно-угорских народов (например, карел и удмуртов) . Вместе с тем в самом комплексе традиционной одежды коми , в особенностях покроя , в характере украшений, в некоторых специфических атрибутах народного костюма наглядно проявляется этническая специфика. Следует отметить, что не всегда наличие у разных народов общих типов одежды следует рассматривать как прямое заимствование. Происхождение тех или иных общих элементов в традиционной одежде у разных народов могло быть обусловлено и близкими природно-климатическими условиями и, соответственно, общими типами ведения хозяйства.

До начала ХХ века коми шили одежду преимущественно из тканей домашнего производства : холста (белого и цветного) и сукна. На изготовление верхней одежды, помимо сукна, шли и полушерстяные ткани. Меховую одежду шили в основном в северных районах – на Удоре и Печоре.

Мужской костюм состоял из рубахи (дрм, штанов (гач, кафтана (дукс) или шубы (пась) . Туникообразную рубаху обычно шили из белого холста или пестряди. Праздничная рубаха украшалась вышивкой или полосками узорного тканья на груди, по вороту и на манжетах рукавов. По покрою рубаха у коми имела некоторые отличия от русской косоворотки : более длинный подол (почти до колен, разрез на правой стороне груди либо в центре (у русских – слева, более широкие рукава. Носили такие рубахи навыпуск, подпоясывая пояском (внь) .

Нижние штаны (порты, более широкие, чем верхние, шили из сурового холста, глухие. Такие штаны закрепляли на поясе шнуром на вздежке. Верхние штаны шили их пестряди в синюю или белую полоску либо из домотканого сукна (для зимы) . Праздничные штаны шились из бумажного трико черного цвета. Штаны заправлялись в сшитые из холста или вязаные (шерстяные) чулки, обычно украшенные узорами (сера чулки) .

В верхней мужской одежде выделяется три основных типа.

Первый тип характерен для земледельческих районов (Вычегда, Сысола, Луза) .

Шабур, сшитый из синего или сурового грубого холста. По своему виду эта летняя верхняя одежда представляла собой длинную глухую рубаху с рукавами, бока которой состояли из четырех скошенных и сшитых между собой полотнищ; такой покрой делал ее более широкой в подоле. Для головы было прорезано отверстие, с краю которого иногда пришивали капюшон из холста. Такую одежду носили обычно в качестве рабочей и подпоясывали ремнем или бечевкой. Сукман или дукс – армяк или кафтан, из домотканого сукна серого или белого цвета длиной до колен – коми носили осенью . Зимой одевали шубу из овчины, нагольную или покрытую сукном. В некоторых районах, в частности на Мезени, мужчины носили тулупы прямого покроя на меху неблюя, тоже покрытые сукном.

Второй тип – промысловый костюм охотника и рыболова .

Основной его деталью является прямоугольная короткая накидка с отверстием для головы – лузан. Изготовлялись такие накидки из домотканого холста или из сукна. По краям для прочности лузан обшивался узкими сыромятными ремешками. Для большей прочности лузан обшивался кожей на плечах, груди и на спине, куда пришивалась петля для топора. Под полотнищем лузана сзади и спереди за счет подшивного холста образовывались мешки – карманы, которые использовались во время переходов для хранения добытой дичи, шкурок зверей, а также необходимых охотнику принадлежностей. Лузан подпоясывался кожаным ремнем (тасьма) .

Третий тип – одежда оленевода, которая характерна главным образом для коми – ижемцев . Этот тип одежды получил распространение у коми одновременно с развитием оленеводства в XVI – XVII вв. и во многом заимствован от оленеводов – ненцев. Малица (малича) – глухая одежда прямого покроя из оленьих шкур мехом внутрь, с капюшоном, длинными рукавами и пришитыми к ним меховыми рукавицами. Поверх малицы носили специальный чехол (малича кыман, сшитый из сатина или хлопчатобумажной ткани. В сильные морозы поверх малицы накидывали совик – меховую одежду такого же покроя, как и малица, но сшитую мехом наружу. В качестве осенней одежды мужчины – ижемцы носили суконные малицы, аналогичные по покрою меховым.

Традиционными головными уборами коми мужчин до первой четверти ХХ века оставались вяленые, суконные и меховые шапки различной формы – одни с низкой тульей и широкими полями, другие с высокой тульей и приподнятыми загнутыми кверху краями. Цвет этих головных уборов варьировался между оттенками черного, серого и белого. Охотники носили суконные шапки двух видов : «зырянки» в форме шлема с небольшой полоской сукна, спадающей сзади на шею, напоминающие матросские, с дном из пяти клиньев, оторочкой из зеленого сукна. Коми – ижемцы носили зимой меховые шапки – долгоушки из пыжика и неблюя, а население южных районов – вычегодские, летские коми и коми – пермяки – ушанки из овчины.

Для женской одежды коми характерен сарафанный комплекс севернорусского типа с некоторыми специфическими деталями. По различиям в выборе покроя и материала , по характеру убранства исследователи выделяют пять основных типов женского костюма коми : прилузский, верхневычегодский, ижемский, удорский и сысольский.

Комплекс традиционного женского костюма состоял из двух основных элементов : рубахи и сарафана. Обувью почти повсеместно служили кожаные коты, зимой – валенки (у ижемцев – пимы, а верхней наплечной одеждой служил сукман, зимой – овчинная шуба, у ижемцев еще и малица.

Ижемский женский костюм отличается прежде всего тем, что для его пошива всегда использовали покупные ткани, поскольку северная природа не позволяла выращивать на Ижме лен и коноплю для производства тканей. Ижемцы предпочитали не добротность тканей, а их яркость и благородство . Поэтому покупали в основном дорогие завозные ткани – шелк, атлас, саржу, альпак, кашемир. Женские рубахи к примеру, шились из шелка. Для ижемского типа женкой рубахи характерен специфический ворот : он высокий; застегивается на две пуговицы и выкраивается из широкой тесьмы. Ижемские сарафаны представляют собой тип круглого сарафана. Шились они, как правило, из шелка с растительным орнаментом, для чего обычно использовали 7-8 прямых полос тканей. Складки закладывались от центра спинки к передней части сарафана, на спинке делалась одна двойная глубокая складка. В передней верхней части сарафана между бретелями продевался шнурок – вздержка для затяжки передней части сарафана под грудь. Снизу к сарафану пришивались богатые кружева, а по подолу – бахрома.

На Удоре население почти не занималось прядением и ткачеством, и поэтому здесь, как и на Ижме, уже в конце XIX века одежду, и в том числе рубахи, шили из фабричных тканей. Покрой женской рубахи был аналогичен севернорусскому : ее шили с прямыми плечевыми вставками – «ластович» или поликами. Рубаху шили со стойкой. Удорский сарафан, который имел название «кунтей» , «синюка» , «синяк» , шился из грубого холста синего цвета. Лиф сарафана был на холщовой подкладке, подол подклада не имел. Удорский сарафан шился без складок. На переднем полотнище праздничного сарафана («штофника» ) по центральному шву, соединяющему две половины ткани, пришивалась широкая тесьма фабричного производства, а между полосками тесьмы пришивались мелкие металлические пуговицы на расстоянии 3-4 сантиметров друг от друга. Удорский вариант праздничного сарафана шился из парчи. Головными уборами служили различные шали.

Рубахи в комплексе костюма верхней Печоры шились со стоячим воротником и глухой застежкой на пуговицах посреди груди. Под разрез подшивали планку. Рубахи были с узкими обшлагами и оборками. Этот тип рубах появился достаточно поздно и сходен с русским. В селениях по берегам Печоры были распространены прямые сарафаны, которые появились у коми позже , чем косоклинные. Их называли «московскими» . Появление прямого сарафана у коми , как и у русских, по всей вероятности, связано с широким распространением фабричных тканей. Прямые сарафаны были двух разновидностей : на лямках и с лифом или корсажем. Первый тип прямого сарафана представлял собой юбку с неширокими лямками, сшитую из пяти – шести полос ткани. На подоле нашивали полоски из цветной ткани, кружева и бахрому. Юбку сарафана с корсажем шили из одного поперечного куска ткани, а корсаж закладывали в мелкую складку. Юбку делали на холщовой подкладке. Корсаж застегивался спереди на два железных крючка. Шили этот сарафан тоже с бретелями. Головным убором верхнепечорских женщин был сборник.

На Сысоле женские наряды шили из пестряди, сатина, атласа. Рубаха сысольских женщин состояла из двух частей : верхней – «сос» и нижней – «стан» . Рубахи шили со стойкой, которая была разной длины – девушки носили рубахи с более открытым воротом и у них стойка была длиннее; рубахи замужних женщин имели более глухой ворот. Низ рукавов собирался в мелкую складку, а края обшивались тесьмой. Стока ворота и рукава украшались вышивкой. Сысольские сарафаны относятся к типу косоклинных. Для пошива сарафанов использовали различные ткани – пестрядь в крупную клетку, а с конца 19 века, с проникновением фабричных тканей – сатин, корсетную ткань, атлас. Сарафан шили обычно из восьми полос ткани, которые были заужены кверху в виде трапеции. Верхняя часть сарафана собиралась в складку до размеров объема грудной клетки. Верхняя часть сарафана представляла собой корсет высотой 14-16 см, который сбоку имел разрез, застегивавшийся на крючки. По подолу сарафана обычно пришивались три полосы из сатина красного цвета. Женскими головными уборами на Сысоле были сборник и сорока.

Комплекс вычегодского костюма сходен во многом с сысольским. Женские рубахи шили их отбеленных холстов. Рубаха состояла из двух основных частей – верхней и стана. Основным типом сарафана на Вычегде был косоклинный сарафан, он состоял из двух прямых полос и четырех клиньев, подол украшался тремя полосками из сатина. Передник и задние полотнища были прямыми, а боковые полосы выкраивались в виде клиньев, доходящих до верхней кромки сарафана. Сарафан был сравнительно узким и носился на коротких лямках. На праздник поверх сарафана надевали короткую распашную кофту с широкими рукавами, собранными на запястье в сборку. Головным убором являлся сборник, который был совершенно лишен вышивки и шился из парчи или цветного наливного шелка.

В женским костюме Прилузья особенно выделялся так называемый летский сарафанный комплекс. Рубаха состояла из верхней и нижней части. Стойка воротника собиралась в мелкую складку. Верхняя часть рубахи украшалась вышивкой, а низ рукавов был украшен браным узором, а самый край рукавов отделывался мережкой.

Прилузский сарафан - косоклинный, лиф у него закрытый, без бретелей. Спинка выкроена целиком из полосы холста, перед – из двух ровных полос, а сбоку к ним крепились клинья. Подол сарафана выкраивался полукругом, чтобы бока не отвисали. Ворот сарафана и проймы обшивались кумачом с лицевой стороны. Если это был праздничный сарафан, то поверх кумача пришивались полоски парчи. Праздничный сарафан спереди от выреза на груди до кромки подола украшался петельками из домашней крашенной пряжи.

Женским головным убором у прилузских коми являлась сорока , которая украшалась красочным орнаментом с преобладанием красного цвета и различных его оттенков : от оранжевого до бордового.

Традиционная обувь у коми для обоих полов почти не разделялась по покрою. Летом и осенью носили : поршни (чуктм, чарки, сшитые из сыромятной кожи и стягаемые у щиколотки ремешком; коты (кот) – кожаная обувь с невысоким суконным голенищем. Обували такую обувь поверх холщовых портянок или шерстяных чулков. На Лузе и Вычегде носили берестяные и лыковые лапти (нинкм) . В зимнее вре6мя носили валяную обувь (тюни, катанки, ишим) – валяные головки с пришитыми суконными или холщовыми голенищами. В северных районах (на Печоре) зимой носили : «тобоки» - сапоги высотой 40 см из оленьего меха ворсом наружу; «пимы» - сапоги с голенищами выше колен, также сшитые из оленьего меха ворсом наружу. В качестве весенней и осенней обуви оленеводы носили «кисы» - головка сшита из оленьего камуса, а голенища высотой до 20 см – суконные или кожаные.

Низкую кожаную обувь носили с длинными шерстяными узорчатыми чулками, которые завязывались под коленом специальными повязками. Меховую обувь носили с меховыми чулками – липтами. До начала ХХ века у коми широко были распространены самодельные холщовые и суконные чулки (чрс) без пятки.

Коми-пермяки, народ в России. Численность 147,3 тыс. человек, коренное население Коми-Пермяцкого автономного округа (95,4 тыс.) и части Пермской области. Общая численность в бывшем СССР 152,1 тыс. человек. До XX века их называли пермяками. Термин "пермь" ("пермяне") скорее всего заимствован у вепсов, в языке которых имеется выражение "пера маа", что означает "земля, лежащая за рубежом". В древне-русском языке сохранилось название Пермь. Основная часть коми-пермяков расселена в пределах Коми-Пермяцкого автономного округа, где они составляют 60% населения. За пределами округа исторически сложились две компактные группы коми-пермяков - язьвинские и зюздинские коми-пермяки, получившие своё название по месту расселения. Язьвинские коми-пермяки живут в Пермской области в бассейне реки Язьвы (приток Вишеры). По некоторым оценкам, их насчитывается около 2 тыс. человек (в 1960 - 4 тыс.). Зюздинские коми-пермяки живут в основном в бывшем Зюздинском (ныне Афанасьевском) районе Кировской области, граничащем с Коми-Пермяцким автономным округом. В 50-х годах XX века их насчитывалось свыше 7 тыс. человек, в настоящее время как этнографическая группа находятся на грани исчезновения. Говорят на коми-пермяцком языке финно-угорской группы алтайской семьи. Имеет четыре наречия: северное - косинско-камское, южное - иньвенское, верхнекамское и коми-язьвинское. Письменность на русской графической основе. Большая часть верующих коми-пермяков - православные, есть старообрядцы.

В русских источниках первое упоминание о Перми относится к концу XII века (1187). Впервые о "Перми Великой" как об отдельной области, граничащей с Пермью Вычегодской, сказано в "Житии Стефана Пермского" Епифания Премудрого (конец XIV века). Известно также, что в XV веке у прикамских коми существовало территориальное объединение во главе с князем. В 1472 земли коми-пермяков были присоединены к Московскому государству. В феврале 1925 образован Коми-Пермяцкий автономный округ в составе Пермской области. За пределами административных границ округа оказались язьвинские и зюздинские коми-пермяки.

Традиционные занятия коми-пермяков: пашенное земледелие, животноводство, охота и рыболовство. Большая часть пашни отводилась под зерновые культуры - рожь, ячмень, овёс; часть использовалась под посевы льна. Животноводство служило дополнением к земледелию. Разводили главным образом коров, овец, лошадей. Свиней и домашнюю птицу (кур, гусей, уток) держали в южных районах округа. Овцы местной породы - грубошёрстные. Из домашних производств повсеместно в XIX - первой половине XX вв. были распространены прядение и ткачество. Сырьём служили овечья шерсть и волокно конопли и льна. Значительная часть коми-пермяков ныне занята в сельском и лесном хозяйстве, местной промышленности.

Традиционные поселения коми-пермяков - деревни, причём, как правило, небольшие. Распространёнными были починки и выселки, встречались хутора. Характерен кустовой способ расселения. Деревни и сёла, как правило, расположены по берегам рек. В южных районах округа встречаются селения на водоразделах, около ключей и колодцев, при сухопутных трактах. В большинстве селений преобладает уличная планировка, местами беспорядочная. С развитием лесной промышленности возникло большое количество лесных посёлков, которые отличаются от традиционных поселений коми-пермяков. Традиционное жилище коми-пермяков - рубленая изба (керка) из различных пород хвойных деревьев, без фундамента на невысоком подклете. В северных и центральных районах округа крыши в основном двускатные, в южных распространены и четырёхскатные, шатровые крыши. Избы у коми-пермяков имеют обычно три-четыре окна по фасаду и два с боковой стороны. Большинство наличников окон без резных украшений и окрашены в белый цвет. Планировка большинства изб сходна со среднерусской.

Традиционная женская одежда - холщовая рубаха, белая или чаще цветная, с прямыми вставками или поликами на плечах, с длинными рукавами и круглым воротом в сборку; поверх рубахи косоклинный сарафан (дубас) из набойки или синего холста, который подпоясывался плетёным пояском с бахромой на концах; поверх сарафана цветной или белый фартук (запон).

Традиционные женские головные уборы - самшура (чепец с твёрдым дном, обшитый кумачом и украшенный вышивкой и полосками позумента) в южных районах и кокошник (чепец с твёрдым полуовальным очельем, вышитым мелкими пуговицами, блёстками и бисером) - в северных. На улице самшуру и кокошник покрывали платком.

Мужская одежда состояла из рубахи и штанов (вешъян). Рубаха длинная из белого холста или пестряди, ворот, рукава и подол украшались ткаными красными полосками, вместо пуговиц к вороту пришивались завязки. Рубаху носили поверх штанов, подпоясывая её узким плетёным пояском. Штаны - из грубого сурового холста или синей в белую полоску пестряди. Головные уборы: валеные шерстяные колпаки, позднее фуражки.

Верхняя одежда мужчин и женщин почти одинакова. Летняя - шабур (кафтан из синего или небелёного холста, отрезной в талии). Более тёплая одежда - пониток (длиннее шабура, из полушерстяной ткани домашней выделки со сборами и фалдами на спине). Зимняя - шуба из овчин.

Традиционная обувь - лапти (нинком), сплетённые из липового лыка и берёсты. В северных районах кожаные коты типа галош с узорными шерстяными носками. Специальные высокие сапоги - бродни с мягкой подошвой надевали, идя в лес или на рыбную ловлю. Зимой носили валяную обувь: валенки и ишим - валяные головки с суконным голенищем.

Основа традиционной пищи коми-пермяков - хлеб из ячменной или ржаной муки с добавлением различных суррогатов: толчёной лебеды, пихтовой коры, муки из сушёных ягод черёмухи. Овощей в пищу употребляли немного, молоко в основном пили квашеным, мясо чаще всего ели по праздникам. Большое место в рационе питания занимали сушёные и солёные грибы и блюда с ними, а также ягоды, которые сушили и замачивали на зиму. Традиционная кухня коми-пермяков включает много различных мучных кушаний: блины, оладьи, шаньги, пироги с разнообразной начинкой. Общераспространены кислые щи, мясной суп, суп из ячневой крупы, гороховый суп, различные каши, прежде всего ячневая и овсяная, рыба в самом различном виде, картофель. Одно из наиболее любимых блюд - пироги с рыбой. Традиционное блюдо - пельмени, которые готовят с мясом, грибами, редькой. На праздники, например, непременно делали пельмени с редькой. Устойчиво сохраняются традиционные напитки - квас, кислый гороховый или ягодный кисель, овсяная и малиновая брага, а также пиво (сур). Чай пьют меньше, чем коми-зыряне или северные русские, и заваривают его в основном на травах.

Праздники коми-пермяков тесно связаны с православной обрядностью, в основном они такие же, как у окрестного русского населения. Число верующих среди коми-пермяков невелико, хотя увеличивается в последнее время. В Коми-Пермяцком округе несколько действующих православных храмов. Центром старообрядчества вплоть до первой четверти XX века была деревня Пудьва. Скиты, основанные в лесах близ деревни ещё около 1790, приобрели большую известность среди окрестного населения. Молельни имелись и в других деревнях по реке Язьве. В настоящее время среди коми-пермяков наблюдается активизация общественных сил, выступающих за сохранение и развитие национальной культуры. Основным ядром этих сил стала национальная интеллигенция, усилиями которой было создано общество "Югэр".

Ю. П. Шабаев

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 252-253.

Коми-пермяки

Автоэтноним (самоназвание)

коми-морт, коми-йоз, коми-отир : Самоназвание коми-пермяков: коми-морт (единственное число), коми-йоз, коми-отир (множественное число).

Основная территория расселения

Основная -
Коми-Пермяцкий автономный округ;
Кировская область, Афанасьевский район;
Пермская область, Красновишерский район.
Другие регионы -
город Пермь;
Республика Коми;
Республика Татарстан;
Краснодарский край;
Свердловская область;
Томская область;
Тюменская область;
Ханты-Мансийский автономный округ;
Ростовская область;
Новосибирская область;
Украина;
Казахстан.

Численность

1850-е гг. - около 59 тыс. чел., в том числе в границах современной территории Коми-Пермяцкого национального округа - около 41 тыс. чел. (69,5 %).
1897 г. - 104,7 тыс. чел.
1926 г. - 142,9 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого национального округа - 117,3 тыс. чел. (82,1 %).
1939 г. - 137,2 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого национального округа - 111,7 тыс. чел. (81,4 %).
1959 г. - 143,9 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого национального округа - 127,6 тыс. чел. (88,7 %).
1970 г. - 153,0 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого национального округа - 123,6 тыс. чел. (80,8 %).
1979 г. - 151,0 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого автономного округа - 106,0 тыс. чел. (70,2 %).
1989 г. - 152,1 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого автономного округа - 95,4 тыс. чел. (62,7 %).

Этнические и этнографические группы

Зюздинские коми-пермяки - Кировская область, Афанасьевский район;
Коми-язьвинцы - Пермская область, Красновишерский район.

Язык

коми-пермяцкий : Коми-пермяцкий язык относится к пермской ветви финно-угорской языковой семьи (Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990). В качестве самостоятельного литературного языка он сформировался в результате территориального обособления в 1920-х годах. Имеет 4 наречия: южное (диалекты - кудымкарско-иньвенский, нижнеиньвенский, оньковский, нердвинский), северное (диалекты - кочевский, косинско-камский, мысовский, верхлупьинский), верхнекамское, коми-язьвинское). В основу литературного языка с конца 1930-х годов положен кудымкарско-иньвенский диалект.
Коми-пермяцкий язык является языком национальной литературы, театра, местной печати и радиовещания, языком обучения в начальных классах национальных школ. В настоящее время в 89 школах Коми-Пермяцкого автономного округа из 197 ведется преподавание коми-пермяцкого языка и литературы как предметов, а в целом языком преподавания является русский. В Пермском педагогическом институте открыто отделение коми-пермяцкого языка и литературы.
В Кудымкаре на родном языке издаются литературно-художественные сборники “Иньва” и “Бичирок” (“Искорка”). В округе выходят две газеты.
Сокращается доля коми-пермяков, считающих родным языков коми-пермяцкий и возрастает влияние русского языка. С 1959 по 1989 г. доля коми-пермяков, назвавших язык своей национальности родным сократилось с 92 % до 71,1 %.
По сведениям массового опроса 1992 г. коми-пермяцкий называют родным языком 67,6% коми-пермяков Коми-пермяцкого автономного округа, русский - 27,1%, в городе соответственно 43,8% и 48,6%, на селе - 79,2% и 16,0%. Разговорным коми-пермяцким языком свободно владеют 62,9% горожан коми-пермяцкой национальности, на селе 95,0%, русским соответственно - 94,0% и 86,8%. Большинство горожан коми-пермяков при общении дома употребляет русский язык. В сельской местности в сфере домашнего общения преобладает родной язык.
Коми-пермяцкий язык и литературу изучает 25 % всех учащихся. Средства массовой информации Коми-Пермяцкого автономного округа практически полностью русскоязычны. Большая часть коми-пермяков предпочитает читать и писать по-русски.
В 1990 г. была разработана и принята программа развития коми-пермяцкого языка (Дерябин В.С. Коми-пермяки сегодня: особенности этнокультурного развития. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. N102. М., 1999).

Писменность

Письменность на коми-языке была создана на основе кириллицы Стефаном Пермским во второй половине XIV в., употреблялась до XVIII в. для религиозных целей, затем была забыта.
Известны рукописные словари коми-пермяцкого языка XVIII в. С 1860-х годов издаются грамматики и словари. В начале XX в. в Казани были созданы и выпущены первые книги, в том числе букварь (1908 г.) и книга для чтения (1909 г.), составленные учителем К. М. Мошеговым.
До 1918 г. на разных диалектах коми-пермяцкого языка было издано 15 книг. В 1932-1938 гг. письменность коми-пермяцкого языка существовала на латинской основе. С 1938 г. используется русская графика с введением дополнительных букв.

Религия

Православие : Коми-пермяки - православные христиане. В их числе значительное число старообрядцев.

Традиционные верования : Традиционные верования…

Этногенез и этническая история

Автохтонное население Прикамья относилось первоначально к прафинно-угорской языковой общности, позднее - прафинской.
В IX-XV вв. в верхнем Прикамье развивается родановская культура, принадлежащая непосредственным предкам древних коми-пермяков. В их формировании приняли участие также группы обских угров, ненцев, удмуртов, коми-зырян (перми вычегодской) и восточных славян.
В тот период образовались две обособленные этнические группы - зюздинская в истоках Камы и язьвинская (потомки переселенцев с Колвы, обосновавшихся на реке Язьве в ХII-ХIII вв.).
В ХII-ХIV вв. у коми-пермяков возникают укрепленные административные и хозяйственные поселения, начинается процесс консолидации племен в народность. По русским письменным источникам известно княжество Пермь Великая.
В ХIV - начале ХV вв. начинается русская колонизация Верхнего Прикамья. В 1451 г. в Перми Великой была установлена власть наместника Московского князя. В 1505 г. великопермский князь утратил полностью управление, Пермь Великая стала воеводством. Местное население в 1450-1460-х гг. было крещено.
В 1558 г. значительная часть коми-пермяков оказалась в вотчине солепромышленников Строгановых. Правовое положение коми-пермяков не отличалось от положения русских крестьян.
К ХVI в. окончательно сформировалась этническая территория коми-пермяков, включавшая бассейны рек Иньвы и Косы (в административном отношении - Чердынский, Соликамский и Кайгородский уезды).
В XVI-XVII вв. часть коми-пермяцкого населения по р. Каме и ее притокам Чусовой, Вишере, Сылве обрусела. Некоторые группы коми-пермяков переселились на Печору и за Урал.
Южные коми-пермяки к началу XVIII в. оказались помещичьими крепостными, северные - до реформы 1861 г. оставались государственными (черносошными) крестьянами.
Из-за экономических причин в ХIХ - начале ХХ вв. шло переселение коми-пермяков на Урал и в Сибирь. Переселенцы-коми-пермяки быстро ассимилировались соседним русским населением.
26 февраля 1925 г. Президиум ВЦИК принял постановление о создании Коми-Пермяцкого национального округа (с 1977 г. - автономный округ).
На протяжении 1960-1980-х гг. из-за недостаточного развития экономики, социальной и культурной сферы в округе, и как следствия - низкого уровня жизни, происходил отток населения за пределы автономии, особенно высококвалифицированных кадров.
Наиболее значительные группы коми-пермяков переселялись в Сибирь, Казахстан, Ставропольский и Краснодарский края, в Ростовскую область, Крым, в города Пермской области. Самая крупная община сформировалась в г. Перми (11 тыс. чел.).
Длительные этнокультурные связи коми-пермяков и русских, близость культуры способствуют в настоящее время смешанным бракам между представителями этих народов, особенно в городских поселениях.

Хозяйство

Основным занятием коми-пермяков издавна являлось земледелие. В конце XIX - начале XX в. бытовала трехпольная система обработки земли, но сохранялась и подсека. В качестве удобрения использовали навоз и торфяной перегной. Выращивали озимую рожь, ячмень, овес, горох. Из технических культур возделывали лен и коноплю.
Традиционные пахотные орудия - деревянная соха с двумя ральниками (гoр) и бесколесный плуг с отвалом (сабан). Расчищенные из-под древесной растительности участки земли обрабатывали с помощью бороны-суковатки (увья пиня), постоянные поля - вязаной деревянной бороной (пу пиня) или рамной бороной с железными зубьями (кoрт пиня). Сеяли вручную из лубяного лукошка (кoдзан куд), жали серпами (чарла). Снопы сушили в срубных овинах (oвин), обмолачивали цепами (вартан) на току (гуна). Мололи зерно на водяных мельницах-мутовках или на ручных мельницах (киа изын). С конца XIX в. стали использовать конные молотилки и колесные мельницы.
Из овощных культур традиционно выращивали репу, редьку, брюкву, лук и капусту. Позднее распространились картофель, редис, морковь, свекла, в ХХ в. появились чеснок, огурцы и помидоры.
Одним из основных занятий коми-пермяков являлось животноводство. В хозяйстве имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, куры. Под влиянием русских стали держать гусей, уток и индюшек. Наибольшее развитие птицеводство (разведение кур и гусей) получило у иньвинцев и зюздинцев.
Практически вся животноводческая продукция потреблялась внутри хозяйства. Для зимовки скота заготавливали сено. Траву косили косой-горбушей; в XX в. появились косы-литовки. Сено сгребали в копны ручными граблями (куран), а затем с помощью деревянных и металлических вил складывали в стога. Из-за ограниченной площади сенокосных угодий и недостатка кормов в пищу скоту добавляли солому и ветки деревьев.
В южных районах значение земледелия было выше чем на севере.
В конце XIX - начале XX в. часть зажиточных крестьян занялась торговлей сельскохозяйственными продуктами (зерно, льняное семя, говядина), продавая их купцам из Соликамска и Чердыни.
В советский период земледелие сохранило своё ведущее значение. На территории Коми-Пермяцкого автономного округа к концу 1930-х гг. было создано более 500 колхозов.
Основные сельскохозяйственные культуры в настоящее время - озимая рожь, овес, ячмень, лен, картофель. В районе Кудымкара развито овощеводство. На юге Коми-Пермяцкого автономного округа появилось пчеловодство и садоводство.
Продолжается развитие животноводства (преобладает крупный рогатый скот).
Из промыслов ведущую роль, особенно для северных коми-пермяков, играли охота и рыболовство. Охота имела сезонный характер. Самый продолжительный зимний сезон длился несколько месяцев. При охоте на пушных зверей (белок, куниц, горностаев, лис) с ружьем использовали собак-лаек местной породы. Применяли также пассивные орудия лова: капканы или ловушки. На зайцев ставили проволочные петли, на дичь - силки. Охотились ради пушнины (шла на продажу) и мяса, которое употреблялось в пищу.
На реках занимались рыболовством. Орудия лова - различные сети (кулoм, сак, ветель), ловушки (морда) для устройств запорного типа. Крупную рыбу ночью били острогами с лодок, освещая воду берестяными факелами, а также ловили на крючки и в волосяные силки. Вся добытая рыба шла в пищу.
В настоящее время охота и рыболовство сохраняются, но не играют заметной роли в хозяйстве.
В начале ХХ в. значительное развитие получили кустарные промыслы: кузнечное, скорняжное, бондарное, столярное, смолокурение и т. п. Домашние промыслы были представлены обработкой волокнистых культур (льна, конопли, шерсти), прядением и ткачеством, производством изделий из дерева и бересты. Часть промыслов в настоящее время продолжает сохраняться.

Традиционная одежда

Традиционная одежда коми-пермяков близка одежде северных русских, коми-зырян и удмуртов. Основа женской одежды - сарафанный комплекс с рубахой. Были распространены два типа рубах (йoрнoс):
1. с прямыми поликами и сборками у ворота;
2. на кокетке с воротником-стойкой и нагрудником.
Сарафаны (дубас) - косоклинные и круглые сборчатые на лямках из крашеного холста и набойки. Лямки обшивались кумачом или цветным ситцем. Женщины язьвинских коми-старообрядцев носили более длинные сарафаны-клинники. Сходная по покрою женская одежда зюздинских коми-пермяков из клетчатой пестряди называлась пестрядинником. Обязательной деталью женской одежды были передники (запон) и фартуки с грудкой (мороса запон).
Головные уборы женщин - чепцы. На юге это самшура (шoмшура, моршень), с твердым дном, обшитая кумачом, украшенная вышивкой и позументом, в северных районах - кокошник, имеющий твердое полуовальное очелье, вышитый мелкими пуговицами, блёстками и бисером. Поверх головных уборов при выходе на дома надевали платок.
Основа мужской одежды - холщовые штаны (вешъян) и рубаха с прямым или косым разрезом и нагрудной планкой. Вместо пуговиц использовались завязки. Украшением ворота, рукавов и подола служили красные тканые полоски. Головными уборами служили валяные из шерсти колпаки, фуражки.
Верхняя одежда для мужчин и женщин была сходной. Это косоклинные и сборчатые кафтаны (шабур, зипун, поньтoк), овчинные шубы (пась), полушубки и тулупы. Для мужчин также характерны специфические виды верхней рабочей одежды - закрытый передник (соса запон) с круглым отверстием для головы, разрезом сзади от талии и рукавами, охотничья накидка (лузан).
Традиционная обувь - берестяные или лыковые лапти (нинком). На севере получили распространение кожаные коты. Зимняя обувь: ишим - валяные головки с суконным голенищем и валенки.
Охотники носили кожаную обувь с загнутым вверх носком (лямпа кoтi, кoм), высокие сапоги-бродни с мягкой подошвой.
Важными деталями одежды были аксессуары: узорные чулки-гольфы (чулки, ной идз, сера идз), рукавицы (кепись), перчатки (чуня кепись), тканые пояса (кушак, пoкрoм).
В настоящее время в обиходе общеевропейская одежда. Национальный костюм используется фольклорными коллективами.

Традиционные поселения и жилища

Для коми-пермяков издавна характерны небольшие сельские поселения: деревни, починки, хутора. Более крупные традиционные населенные пункты - села. В 1926 г. 91,5% жителей округа были расселены в поселениях людностью до 500 жителей, в том числе в населенных пунктах размером до 200 жителей проживало 60% населения. Многие хутора, починки были ликвидированы в 1930-е гг. В то же время в округе стали возникать сельские поселения нового типа - поселки лесозаготовителей, число которых достигло максимума в 1950-е гг. Они выделялись неоднородным этническим составом, часто с преобладанием русского населения.
Традиционную структуру и систему расселения коми-пермяков нарушила политика ликвидации так называемых неперспективных, т.е. малых деревень. Особенно интенсивно такая политика проводилась в 1960-1970-е гг. Если в 1959 г. в Коми-Пермяцком автономном округе насчитывалось 1280 сельских населенных пунктов, в 1979 - 831, в 1984 г. - 731.
Традиционные поселения коми-пермяков имеют уличную планировку. Поселения располагаются вдоль дорог или речных берегов. Традиционное жилище - срубная изба (керку). Преобладали одноэтажные дома на высоких подклетях с трехкамерной планировкой (изба - сени - клеть) под тесовой крышей (вевт) на самцовой или стропильной конструкции.
Жилище обращено боковой стороной к улице. Вход в дом через глухое крыльцо (oтoрись посодз), примыкающее к сеням (пытшкись посодз). Через сени был выход в скотный двор (карта) с сеновалом (сарай). Крыша двора односкатная или двускатная - более пологая, чем у дома.
Хлева и конюшни располагались параллельно дому, на некотором расстоянии от него. С торцовых сторон двора имелись ворота. Над помещениями для скота (гид) и над проездом под крышей находился сеновал, на который с задней стороны двора вёл взвоз (звoз). В усадебный комплекс входили также амбар, яма, колодец. Баню, гумно ставили на краю огорода, обнесенного плетнем или изгородью.
Украшением жилища служили скульптурно обработанные в виде голов птиц, коней охлупень, уключины. У дома устанавливали флюгеры на шестах в виде резных птиц.
В конце XIX - начале XX в. в крупных селах у зажиточных крестьян, ремесленников, купцов появляются одно- и двухэтажные обшитые тесом дома с шатровой крышей, мезонинами. Культовыми общественными постройками в селах были церкви, в деревнях - часовни.
Жилище (керку пытшкoс) среднерусского типа с глинобитной печью (гор) у входа, с устьем, направленным к фасадной стене. По диагонали от печи - красный угол (енпельoс), с расположенным там столом. Над входом в избу устраивались полати (пoлать), у самой двери - лохань с умывальником. Вдоль стен располагались лавки (лабич) и полки (джадж). Печной угол - кухня (ком) отгораживался одним или двумя брусьями и завешивался пестрядинной занавесью.
В настоящее время преимущественное распространение получили подквадратные, двухкамерные (изба - сени) дома. Внутреннее пространство помещения разделяется на кухню и несколько комнат, которые обставляются фабричной мебелью.
В городских поселениях значительный жилой фонд составляют двухэтажные деревянные и кирпичные дома.

Пища

В основе пищевого рациона коми-пермяков - мучные изделия. Хлеб - ячменный или ржаной, часто с добавками: толченой лебедой, пихтовой корой, мукой из сушёных ягод черемухи. Пекли также блины, оладьи, шаньги, пироги. Любимыми блюдами считаются пельмени (пельнянь, буквально “хлебное ухо”) с мясом, грибами, редькой, пироги-рыбники (черинянь).
На зиму сушили и солили грибы, а также замачивали и сушили ягоды. Употребляли в пищу овощи, молочные продукты. С мясом обычно готовили праздничные блюда. Почти повсеместно в пищевой рацион входила рыба.
Первым блюдом были кислые щи (шома шыд), похлёбки (шыд) из ячневой крупы, гороха, мяса. Вторые блюда - каши (чаще ячневая и овсяная), рыба, картофель.
Традиционные напитки - кислый хлебный квас (ырoш), гороховый и ягодный кисели, овсяная и малиновая брага. Домашнее пиво (сур) из ржаного солода являлось праздничным напитком. Повседневные напитки - чай, травяные настои.
В настоящее время сохраняется основа традиционной модели питания коми пермяков. Сохраняют популярность выпечные изделия: блины, оладьи, шаньги, пироги, блюда из грибов, ягод, рыбы, разнообразные каши, супы. Самым распространённым напитком является чай.

Социальная организация

После присоединения к Московскому государству большинство иньвенских коми-пермяков Соликамского уезда стали крепостными графов Строгановых. Коми-пермяки Чердынского уезда были причислены к сословию государственных крестьян.
С конца XIX в. у коми-пермяков преобладает индивидуальная малая семья. Кустовой характер расселения родовые прозвища и топонимы свидетельствует о бытовавшей в более ранний период большой семье и патронимии (увтыр, котыр).
Быт коми-пермяков основывался на общинных традициях. В начале XX в. сохранялся обычай общинных “помочей”. Всей общиной выполняли трудоемкие работы - распашку целины, заготовку дров, вывозку сена, возведение построек. Обедневшие крестьяне нанимались в батраки к зажиточной прослойке (олiссез) или становились рабочими на промышленных предприятиях. Члены деревенской общины были активными участниками праздников календарного и семейного цикла.
Местом общения молодежи были посиделки и игрища. Брак заключался по сватовству и договоренности родителей. Желание жениха и невесты часто не учитывалось. По экономическим причинам практиковались брачные союзы, при которых жених был младше невесты. При этом выбирали хорошую работницу с богатым приданым. Женщина, вступившая в брак беспрекословно подчинялась мужу и его родителям. Нередко ее называли именем мужа - Ваника, Петрика. Существовал обычай минората, при котором младший сын оставался жить в доме родителей и наследовал имущество.

Духовная культура и традиционные верования

Значительное влияние на традиционные семейные обряды оказала православная религия, приятая коми-пермяками в XV-XVI вв. Велика была роль крестных родителей.
В календарном цикле праздников и обрядов сохранялся значительный пласт традиционных языческих верований. Существовали пережитки культа предков, духов - хозяев леса (вoрись), воды (ваись), дома (олысь) и хозяйственных построек. Имелись представления о создателе мира Ене и его враге Куле, именами которых после распространения христианства коми-пермяки стали называть Бога и дьявола. Широкое распространение получили поверья о “чудах” - мелких и темных существах, вредящих людям.
Умершим родителям и древним предкам приносили поминальные угощкния, заручаясь их помощью. Почитали “скотьих богов” - Флора и Лавра. В их честь совершались жертвоприношения: на жертвенных местах резали быков, баранов и организовывали коллективную трапезу. В настоящее время эти обряды почти исчезли.
Коми-пермяки создали оригинальный многожанровый фольклор.
Известны предания о Пере-богатыре, Кудым-Оше и других “чудских” богатырях, предания о чуди. Широкое распространение имели разнообразные сказки. До настоящего времени популярны былички, поговорки, пословицы, загадки.
Традиционными были посиделки и игрища молодежи, на которых устраивались состязания в силе и ловкости, исполнении песен и танцев, игре на самодельных скрипках (сигудoк), дудках и других инструментах. Непременными элементами молодёжных собраний являлись театрализованные представления из крестьянской жизни или народного фольклора. Девушки значительную часть времени на посиделках посвящали рукоделью.

Современные этнические процессы

С конца 1950-х гг. с территории Коми-Пермяцкого автономного округа выехала значительная часть населения, из которых большую долю составили русские и другие народы: с 1959 по 1989 гг. население округа сократилось с 235,9 тыс. до 160 тыс. человек. Это привело к увеличению доли коми-пермяков в национальном составе населения округа со 54,1 % (127,6 тыс. человек) до 60,1 % (95,4 тыс. человек). 44% коми-пермяцкого населения округа сосредоточено в Кудымкарском и Юсьвинском районах.
В настоящее время сельское население Коми-Пермяцкого автономного округа продолжает сокращаться, хотя темпы его сокращения в последние годы замедлились.
Доля коми-пермяков-горожан остается существенно меньше, чем в среднем по стране (в 1989 г. 39,8 %). Вместе с тем, около 3/4 коми-пермяков, проживающих за пределами округа, являются городскими жителями.
Социальная и половозрастная структура коми-пермяков, проживающих в Коми-Пермяцком автономном округе неблагоприятна в сравнении с соседними регионами. Идет активный процесс обеднения населения, заметная часть молодёжи не имеет работы. Велико количество неполных семей (Дерябин В.С. Коми-пермяки сегодня: особенности этнокультурного развития. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. N102. М., 1999).

Библиография и источники

Классические работы

  • Материалы для описания быта пермяков // Журнал Министерства внутренних дел. Т. 29. Отд. VII. Кн. 4./Рогов Н.А.-1858
  • Пермяки. // Известия общества археологии, истории, этнографии при Казанском университете. Т. IX. Вып. 2./Смирнов И.Н.//Казань-1891
  • Пермяки. Этнографический очерк./Янович В.М.//Живая старина. Т. 1-2.-1903
  • Очерки по этнографии народов коми (зырян и пермяков)/Белицер В.Н.//Москва//Труды Института Этнографии. Новая серия. Том 45-1958

Общие работы

  • Коми-Пермяцкий национальный округ//Москва; Ленинград-1948
  • Этнокультурная ситуация у коми-пермяков. //, 1990./Котов О.В., Шабаев Ю.П.//Сыктывкар//Научные доклады Коми НЦ УрО РАН. Вып. 254.-1990
  • Мифология коми//Москва-1999
  • Обзор данных о географическом распространении пермяков // Записки общества любителей естествознания. Т.ХI. Вып. 2./Теплоухов Ф.А.//Свердловск-192783-104
  • Коми-Пермяцкий национальный округ: Краткий справочник./Бачев Г. Т.//Кудымкар-1975
  • Коми-пермяки сегодня: особенности этнокультурного развития. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 102./Дерябин В.С.//Москва-1999

Отдельные аспекты

  • Устно-поэтическое творчество коми-пермяцкого народа./Ожегова М. Н.//Кудымкар-1961
  • Коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Пере-богатыре/Ожегова М. Н.//Пермь-1971
  • Коми-пермяцкая диалектология/Баталова Р. М.//Москва-1975
  • Декоративно-прикладное искусство народов коми/Грибова Л.С.//Москва-1980
  • Коми-пермяцкие народные предания о Пере-богатыре/Гусев Д. И.//Кудымкар-1956
  • Сказания о Кудым-Оше и Пере-охотнике/Домнин А.М.//Пермь-1972

Отдельные региональные группы

  • Коми-язьвинский диалект/Лыткин В. И.//Москва-1961
  • Язьвинские пермяки: История и традиции./Чагин Г.Н.//Пермь-1993

Публикация источников

  • Солнце и месяц (Коми-пермяцкие народные сказки)/Ожегова М. Н.//Кудымкар-1989
  • Коми-пермяцко-русский словарь. М., 1985./Баталова Р.М., Кривощекова-Гантман А.С.//Москва-1985
  • Образцы коми-зырянской речи/Жилина Т.И., Сорвачева В.А.//Сыктывкар-1971