Как чеченцы воспитывают мальчиков. Чеченские семьи: как в них воспитывают маленьких горцев. Дети – это богатство семьи

С древности так сложилось у чеченцев, что дедушка проводит много времени с внуками.
Почему дедушка?
Во-первых дед уже стар, поэтому сидит дома.
Сын есть добытчик, поэтому он занят.
Сыну надо накормить и родителей своих и детей своих.
У чеченцев в семье все распределено.
В семье каждый знает, что ему делать.
Дедушка есть глава семьи и на его плечах правильное воспитание внуков.
Дед должен рассказывать внукам, как он ходил в походы, воевал, женился, дружил с товарищами.
Но, каждый дед должен объяснить детям, что есть правила, которые не должен нарушать чеченец.
Это делать ежедневно омовение, делать намаз.
Это самое главное.
Почему делают омовение?
Это для того, чтобы быть абсолютно чистым, если вдруг попадешь к Творцу!
Разве предстало человеку предстать перед Богом грязным?
Дальше, чеченский дед учит внуков тому, что нет в мире ничего, от чего нельзя отказаться, кроме трех вещей: Воздух, Вода, Хлеб (еда).
От всего остального, чеченцев учат с детства отказываться, когда это нужно!
Когда надо, отказываешься от всего, кроме Воздуха, Воды и кусочка Хлеба!
Это учат, чтобы не было соблазнов.
Дальше учат внуков тому, чтобы он, когда в юности начинают играть гормоны и он подвержен страстям, удерживать себя от похоти.
Дальше с детства учат быть собранным, это по-чеченски – «Собар».
Собар, это когда чеченец должен быть трезвым и мудрым абсолютно!
Не делать ни одного поспешного шага!
Уметь подумать сначала, а не действовать необдуманно!
Это и есть – Собар!
То есть никогда не выносить поспешных решений.
Сталин, хороший он или плохой, делал и поступал по-чеченски!
Поэтому победил в Великую Отечественную Войну!
Любого чеченца учат жить без ссор.
Поэтому, любой чеченец, оказавшись в новой обстановке, умеет отказаться от всего, в нужный час, быть собранным и сдержанным и не лапать женщин, чтобы не оскорбить ее чувства и чувства ее родственников.
Когда Пушкин А.С. поехал в свое путешествие в Эрзурум, он попросил, легендарного чеченца Тайми Бейбулата поехать с ним.
По дороге Пушкин задает вопросы Тайми Бейбулату, как ему удается быть абсолютно смелым?
Тайми Бейбулат отвечает, что он, Тайми, абсолютно не смелый.
Он, Тайми, говорит Пушкину: «Нет, нет, я не смелый, я всегда боюсь…».
Пушкин говорит ему, что он, Тайми, знаменит на весь Кавказ своими подвигами и смелостью, и что он просит внести ясность!
Тайми объясняет Пушкину, что придя в гости, в любой дом, он, Тайми, боится посмотреть на женщину, чтобы не обидеть хозяина – «Нет, нет, я всегда боюсь обидеть кого-нибудь».
Вот оно истинное чеченское воспитание и благородство.
Однажды Тайми оказался в гостях, проездом у черкесского князя.
Любой чеченец у любого князя Кавказа встречался и провожался на равных.
И любой царский генерал принимал чеченца на равных.
Князь был наслышан о смелости Тайми Бейбулата и угощая его нежной бараниной, спрашивает, как надо обороняться и чем, если вдруг на него неожиданно нападут.
Тайми Бейбулат говорит, что в таких случаях, оружие есть все, что попадется под руку.
Теперь маленькое отступление, чеченцы гостя охраняют с переступления порога его дома, пока он не уйдет.
С чеченским гостем ничего не должно случиться!
Он должен уйти, как пришел!
Полная гарантия безопасности.
Поэтому чеченец в гостях, себя чувствует спокойно, где бы он не был.
Долг гостеприимства превыше.
Это знал и черкесский князь.
И когда, чеченец Тайми Бейбулат, перед сном вышел во двор на омовение с кувшином воды, терзаемый любопытством черкесский князь, выпускает с клетки льва.
Лев естественно нападает на Тайми Бейбулата, который уверен в своей безопасности, и поэтому оружие оставил в кунацкой (комната гостя).
Тайми Бейбулат оглянулся по сторонам и не заметив ничего подходящего для обороны, схватил кувшин и пошел в нападение, заставив льва попятиться.
Только тогда, когда князь понял, что Тайми и не думал пугаться и отступать, он выпустил слуг, которые затащили в клетку, якобы сорвавшегося льва и потом весь вечер говорил Тайми, что он действительно понял, что оружием является все, что под руку попадется.
Это вошло в историю.
Чеченцы дейвительно боятся оскорбить женщину.
Очень важно, у чеченцев научить детей видеть и слышать ясно!
Всегда быть собранным, готовым ко всему, и вести себя уважительно ко всем.
Иногда, такое поведение воспринимается как слабость и трусость, у других народов.
Расскажу анекдот: где-то в Европе, женился чеченец.
Там Ловзар и пир горой.
Лезгинка, танцы, чеченский флаг.
Иностранец на свадьбе спрашивает у чеченца, а что это мол за животное на флаге?
Чеченец, говорит, что это – Волк!
А почему он сидит? – говорит иностранец.
Чеченец говорит, что если этот волк встанет, то все убегут.
Чтобы никто не убежал, а веселились, волк на гербе – Сидит!
Так и тут.
Скромность чеченца иногда можно принять за слабость.
Но только до тех пор, пока к чеченцу не полезут или не оскорбят.
Тут чеченец, даже если он один, удивляет публику!
Пусть лучше волк сидит!
Чеченца учат думать о последствиях.
Чтобы исключить плохие последствия, чеченец должен научиться правильные принимать решения.
Чеченец никогда не будет есть один, если кто-то не ест!
Он, перед тем, как выпить воду, протянет ее тому, кто находится рядом.
И все, абсолютно все чеченцы, всегда исправляют ошибки.

00.05 – 01.00

В эфире радиостанции «Эхо Москвы» - Рамзан Кадыров, первый вице-премьер правительства Чечни.

Эфир ведет – Ашот Насибов.

А. НАСИБОВ – Доброй ночи, уважаемые слушатели. Ашот Насибов у микрофона «Эха Москвы». Мы начинаем очередной выпуск «Школы молодого отца». Сегодня в гостях по телефону у нас Рамзан Кадыров, первый вице-премьер правительства Чечни. Рамзан Ахмадович, вы меня слышите?

Р. КАДЫРОВ – Да, слышу.

А. НАСИБОВ – Здравствуйте. Спасибо за то, что приняли участие в нашей передаче. Напомню, номер эфирного пейджера для уважаемых слушателей 725-66-33. Можно задавать вопросы уже прямо сейчас. А мы начинаем беседу с Рамзаном Ахмадовичем Кадыровым. Здравствуйте. Рамзан Ахмадович, традиционно в начале нашей программы я хочу вам сказать, что вы имеете полное право не отвечать на любой из моих вопросов или вопросов наших слушателей, потому что тема нашей беседы: «воспитание детей по-чеченски», тема вообще воспитания детей – это очень личная тема, которая затрагивает все самые тонкие струны человеческой души. Вы меня слышите хорошо?

Р. КАДЫРОВ – Да, слышу.

А. НАСИБОВ – Начнем тогда с самых общих статистических биографических данных. Сколько вам лет?

Р. КАДЫРОВ – 29.

А. НАСИБОВ – Сколько у вас детей?

Р. КАДЫРОВ – Пятеро.

А. НАСИБОВ – Я сейчас готовился к эфиру, прочитал, что у вас шестеро детей. Я тоже удивился, потому что думал, что пятеро. Сколько мальчиков, сколько девочек?

Р. КАДЫРОВ – Один мальчик и четыре девочки.

Р. КАДЫРОВ – Да.

А. НАСИБОВ – Поздравляю вас. Рождение ребенка, мальчика особенно, в семье – это очень большое событие. Примите наши поздравления.

Р. КАДЫРОВ – Спасибо вам большое.

А. НАСИБОВ – Как зовут детей? Сколько им лет?

Р. КАДЫРОВ – Старшая Айхат, вторая Карина, последняя Табара, и Ахмад младший.

А. НАСИБОВ – А сколько самой старшей лет?

Р. КАДЫРОВ – 8, 5, 4 и 3 и 2 месяца.

А. НАСИБОВ – Когда родился у вас сын, я знаю, вы особенно хотели сына, очень радовались? Честно.

Р. КАДЫРОВ – Радовался, потому что это добавляет крови, в чеченской семье обязательно должен быть сын. Очень рад, потому что у меня есть продолжатель.

А. НАСИБОВ – Как праздновали? Долго праздновали?

Р. КАДЫРОВ – Мы не начинали. Я думаю, мы не должны праздновать. Он только вчера приехал домой, он в больнице был, потом самолет. Вчера он прилетел домой. Сейчас будем праздновать.

А. НАСИБОВ – А, он первый раз только домой прилетел?

Р. КАДЫРОВ – Да.

А. НАСИБОВ – То есть все эти два месяца вы не видели сына дома?

Р. КАДЫРОВ – В Москве в квартире был он. Домой, в Чечню, он вчера первый раз приехал.

А. НАСИБОВ – Но как праздновать будете, расскажите?

Р. КАДЫРОВ – Мой друг, брат старший Адам, он будет организовывать, а я буду присутствовать. Друзья это определяют в Чечне.

А. НАСИБОВ – А когда родился, как праздновали?

Р. КАДЫРОВ – Как это в Чечне бывает, танцевали, веселились, стреляли, гуляли. Я думаю, что во всей Чечне праздновали и показывали везде.

А. НАСИБОВ – Когда дочки рождались, вы не так праздновали?

Р. КАДЫРОВ – Когда дочки появились, не так это было.

А. НАСИБОВ – Ваши дети все от одной жены?

Р. КАДЫРОВ – Да, конечно. У меня единственная и неповторимая любимая жена.

А. НАСИБОВ – Как она отнеслась к появлению именно сына?

Р. КАДЫРОВ – Конечно, рада. Для нее это счастье, потому что мы любим друг друга, если бы у нас не родился сын, я должен был жить дальше… для полного счастья нам нужен был сын. И у нас это есть. Семья у нас счастливая.

А. НАСИБОВ – Как вы относитесь к многоженству? Я знаю, что некоторые…

Р. КАДЫРОВ – В Чечне это необходимо, потому что у нас война, у нас больше женщин, чем мужчин.

А. НАСИБОВ – Насколько?

Р. КАДЫРОВ – На 9 %. И еще 18 % тоже говорили. По последним данным, я лично провел статистику, мне сказали, что на 9 % больше женщин, чем мужчин у нас. Обязательно нужно, потому что это очень важно для чеченского народа. Это по шариату позволяет, поэтому надо иметь каждому, кто может содержать, 4 жены. Я это приветствую.

А. НАСИБОВ – А законодательно вы не собираетесь закрепить эту норму?

Р. КАДЫРОВ – Нет. Это любой человек сам решает, как ему жить. Он хозяин, он определяет, в личную жизнь мы не будем вмешиваться, я уверен.

А. НАСИБОВ – Скажите, какие у вас для детей есть обычаи в семье. Например, дети должны обязательно стоять в присутствии взрослых, в присутствии отца, или им позволяется сидеть? Когда приходят гости, девочки могут показываться в той комнате, где находятся гости, или лучше им этого не делать? Какие обычаи?

Р. КАДЫРОВ – Как меня воспитывали, как я проводил свою жизнь, я вам могу рассказать. Я никогда не садился в присутствии отца и никогда не разговаривал, когда меня спрашивали, отвечал. Далее. Старался не заходить в ту комнату, где родители вместе. Никогда мы с отцом до последних лет в присутствии моего деда не общались. Я не помню, чтобы меня отец хвалил или ласкал. Точно так у нас в семье. В присутствии отца я никогда не разговаривал с женой и детьми. Нас так воспитали. И это воспитание у нас будет продолжаться.

А. НАСИБОВ – То есть вы продолжаете эти традиции?

Р. КАДЫРОВ – Да. Это от предков наших.

А. НАСИБОВ – Скажите, каковы особенности воспитания девочек и воспитания мальчиков в чеченских семьях, в частности, в вашей семье? По опыту воспитания вас вашим отцом.

Р. КАДЫРОВ – Женщина – это домохозяйка. В ее обязанности входит воспитать детей, готовить, принимать гостей. Традиционно у нас в семье женщины не учились в университетах, институтах. У меня две сестры, они замужем, они живут нормально, у них семьи свои. Они закончили школу. После школы воспитывали их в нашей традиции. Они за мужем за очень уважаемыми людьми, живут нормально. У нас первый долг мальчика быть сыном своего народа, близких, родственников, односельчан, всегда жить мирно со всеми местными, всегда быть защитником своего народа.

А. НАСИБОВ – Когда у вас родился сын, какие подарки получил он, какие подарки получили вы, какие самые дорогие подарки были?

Р. КАДЫРОВ – Самые дорогие для меня подарки – это поздравление друзей. А остальное я не считаю подарками, это просто уделяют мне внимание. Для меня самое важное, чтобы они говорили, чтобы он был похож на своего деда и вырос таким, это для меня самый большой подарок.

А. НАСИБОВ – К вам часто приходят гости домой?

Р. КАДЫРОВ – Без гостей – это не жизнь!

А. НАСИБОВ – Ваша супруга воспитывает теперь пятерых детей, наверное, еще должна помогать готовить, накрывать на стол. Она одна справляется, или ей кто-то помогает?

Р. КАДЫРОВ – Помогают тоже. Но когда приезжают гости, друзья, она должна накрывать стол, потому что это традиционно, это проявление уважениф к гостям, она должна это делать, и она это делает и будет делать до конца.

А. НАСИБОВ – Серей по эфирному пейджеру задает вопрос: «Правда ли, что в Чечне долго существовали школы по воспитанию детей?» Насколько я понимаю, не просто какие-то воспитательные школы, а именно школы по воспитанию детей.

Р. КАДЫРОВ – Я никогда не слышал. Воспитанием занимается отец и мать, дедушка, бабушка, дядя – и все. У нас есть обычные школы.

А. НАСИБОВ – Вы сказали, что есть какие-то правила поведений детей в семье, назвали их, что сыновья никогда не садятся в присутствии отца, в присутствии родителей, какие еще правила существуют, в вашей семье в частности?

Р. КАДЫРОВ – Если перечислять правила, это долго. Для меня самое главное: сначала всевышний, потом был отец. Я делал все, чтобы угодить отцу, чтобы он сказал, Рамзан – хороший мальчик. Для меня самое большое счастье было – это угодить отцу и делать все, чему он меня учил. Он меня учил помогать делать добро, учиться, трудиться всегда во благо народа. Это я делал. У нас особенные отношения были. Он мне много чего прощал. Мы жили во дворе, я никогда не показал ему, что я больше, чем он спал, я всегда раньше его вставал, позже ложился спать, чтобы он не увидел, что я сплю. Когда я женился, у нас еще правило – не показываться отцу месяц, пока он сам тебя не увидит случайно. У нас с мамой отдельные отношения были. Все, что я хотел отцу сказать, я через мать передавал. Это как переводчик.

А. НАСИБОВ – Вы боялись, или просто так принято?

Р. КАДЫРОВ – Я не боялся, это уважение было. У нас переговорщиком всегда мама была. Когда бывало, отец ее поругал, и все, а мы далеко были от этого.

А. НАСИБОВ – А отец когда-нибудь на вас сердился?

Р. КАДЫРОВ – Всегда. Я не помню, когда он меня не ругал. Он всегда ругал и воспитывал меня.

А. НАСИБОВ – А за что ругал-то?

Р. КАДЫРОВ – Ни за что, просто говорил, как надо делать. Строго воспитывали. Он не только меня, он всех ругал: родственников, племянников, двоюродных братьев – он всегда воспитывал строго.

А. НАСИБОВ – Но хоть иногда хвалил?

Р. КАДЫРОВ – Я не помню, в лицо он никогда не хвалил. Для меня большое счастье было бы, если бы меня он хоть один раз похвалил и сказал мне. Друзьям, товарищам он говорил (они передавали), он уважал больше всего меня и ценил мои действия. Но мне он никогда этого не показывал, никогда не было этого у нас, в лицо никогда он не говорил мне.

А. НАСИБОВ – Напомню, что работает радиостанция «Эхо Москвы». Мы продолжаем программу «Школа молодого отца», беседуем по телефону с Рамзаном Кадыровым, первым вице-премьером правительства Чечни. Напоминаю номер эфирного пейджера для слушателей 725-66-33. И перейду к вопросам, полученным перед нашим эфиром по Интернету. Напомню, что мы ограничены темой воспитаний детей, в данном случае, темой воспитания по-чеченски. И вот несколько вопросов, полученных еще перед эфиром по Интернету. Патимат из Москвы спрашивает: «Почему чеченские девушки, давно живущие в Москве, должны выходить за муж только за чеченцев, а чеченцы могут жениться на русских?» Как вы думаете?

Р. КАДЫРОВ – Это у нас традиция. У нас есть история. У нас никогда не было, чтобы чеченка выходила за другого. Не принято у нас. Мы приняли шариат, мы приняли ислам. Это входит в наши традиции, обычаи, поэтому мы приняли ислам. Хотя чеченские женщины за арабов выходят за муж – я против этого, у нас в селе есть много русских женщин, которые вышли за мужчин. Много таких у нас есть.

А. НАСИБОВ – И ваши дочери выйдут за муж только за чеченцев, да?

Р. КАДЫРОВ – Да.

А. НАСИБОВ – А если им по зову сердца вдруг встретится молодой человек какой-то другой национальности, что вы будете делать?

Р. КАДЫРОВ – В нашей семье никогда этого не будет.

А. НАСИБОВ – Понятно. Ирина Ильина спрашивает, как надо себя вести согласно кодексу Нохчи, что это за правила поведения?

Р. КАДЫРОВ – Нохчи – это означает все. Все, что у меня есть, чем я могу гордиться, это то, что я чеченец. Это мужество, быть преданным, честным, порядочным, помогать нуждающимся, малоимущим, всегда искать мир – это все входит в слово «Нохчи».

А. НАСИБОВ – Алексей Оленик из Москвы спрашивает, как строиться религиозное воспитание в чеченских семьях, и если ребенок в раннем возрасте начинает проявлять религиозную нетерпимость, реагирует ли как-то отец?

Р. КАДЫРОВ – В первую очередь отец и мать должны объяснить ребенку, что он мусульманин. Нет бога, кроме аллаха, и Магомет – пророк его. Они должны знать. И еще веротерпимость – это однозначно. У чеченцев нет ни одного человека, который был не верил. У всех есть, только у чеченцев нет. Чеченцы все мусульмане.

А. НАСИБОВ – Извините, я не расслышал, вы сказали, у всех что есть?

Р. КАДЫРОВ – У всех верующих есть люди, которые изменили веру.

А. НАСИБОВ – А, люди, которые перешли из одной веры в другую? Понятно.

Р. КАДЫРОВ – А у чеченцев нет такого.

А. НАСИБОВ – Вы что-нибудь подарили своей жене по поводу рождения сына?

Р. КАДЫРОВ – Подарок подарил я, который мне больше всего нравится.

А. НАСИБОВ – Какой?

Р. КАДЫРОВ – Любовь!

А. НАСИБОВ – Ну что ж, самый достойный подарок! Скажите, для сыновей в вашей семье какие были самые лучшие подарки? Я хотел бы спросить, с какого возраста вы сами начали обращаться с оружием, когда вам дали впервые посмотреть, что такое настоящее боевое оружие?

Р. КАДЫРОВ – С 15-ти лет я ношу оружие…

А. НАСИБОВ – Сорвался звонок. Мы сейчас попробуем восстановить связь. Напомню, что гость «Школы молодого отца» - Рамзан Кадыров, первый вице-премьер правительства Чечни. Мы беседуем по телефону и сейчас попробуем еще раз восстановить телефонную связь. А пока немного музыки послушаем.

А. НАСИБОВ – Восстановили связь по телефону с Рамзаном Кадыровым, первым вице-премьером правительства Чечни. Мы продолжаем нашу беседу. Я почему задал вопрос об оружии. У меня дома на стене висит винтовка – это военный трофей моего отца еще со времен Великой Отечественной войны, отец привез с войны немецкую винтовку «Маузер», и я детства эту винтовку гладил, разбирал, чистил, смотрел, затвор вытаскивал, прикладывался, мне просто это было интересно.

Р. КАДЫРОВ – У чеченцев всегда есть оружие, всегда было и будет всегда. У нас всегда, как я помню, у отца всегда было оружие. С 14 – 15-ти лет я носил уже пистолет. С тех пор, как я с отцом рядом: то я был водителем, то я был охранником, то я был помощником – и всегда у меня с собой оружие. Хотя своим сыновьям, племянникам, своему народу я желаю, чтобы мы жили без оружия. К этому мы стремимся и будем делать все, чтобы убрать из Чеченской республики оружие, поменять его на ручку, на мяч и на другое. Потому что беда чеченского народа, что это воинственный народ. Хватит, нам надоело воевать, пусть другие воюют, хотя я не желаю никому воевать. Я желаю жить мирно. Мы хотим, чтобы для чеченцев мир стал главным.

А. НАСИБОВ – Еще один вопрос от Ирины Ильиной, полученный по Интернету перед программой: «Чем отличается воспитаний детей в тейпе Бено от других чеченских кланов? Как вы относитесь к популярности чеченских юношей у русских девушек, чем это вызвано?»

Р. КАДЫРОВ – Что касается этого, у нас воспитание абсолютно одинаковое, ничем не отличается. Воспитание чеченское у нас. Второй вопрос я не понял.

А. НАСИБОВ – Второй вопрос: как вы относитесь к популярности чеченских юношей у русских девушек? Чем это вызвано?

Р. КАДЫРОВ – Нормально. А как еще? Я приветствую.

А. НАСИБОВ – Это хорошо. Вопрос, полученный от Александра из Франции: «Как вы полагаете, легальные и нелегальные банд-группы в Чечне воспитывают ли новое поколение в жесткости или жестокости?» Насколько ожесточено новое молодое поколение сейчас в Чечне? (Я перефразирую вопрос.)

Р. КАДЫРОВ – У нас нелегальных, легальных нет, у нас единая команда руководства и народ в республике – и все. Мы воспитываем, как нас учили наши предки. Будет у нас течение ваххабизм – мы их уничтожаем и будем уничтожать. Кто не хочет жить мирно на территории Чеченской республики, тому не место. Если он придет, добровольно сложит свое оружие и будет, как учили наши предки, когда никакого закона не было: старики собирались, выносили вердикт, этим вердиктом мы жили год до тех пор, пока опять не соберутся старики. Мы так же будем жить. У нас самые красивые хорошие традиции, обычаи, и по этим обычаям мы будем жить. У нас в Чечне нелегального ничего нет. Было это все, но хочу, чтобы это не повторилось. Мы будем жить мирно. Нет у нас!

А. НАСИБОВ – Вы мастер спорта по боксу?

Р. КАДЫРОВ – Да. Есть такое.

А. НАСИБОВ – Какую роль играет спорт в воспитании детей в вашей семье и в воспитании будущего поколения чеченских детей?

Р. КАДЫРОВ – Спортом мы, чеченские мужчины, характер показываем. Больше у нас возможностей показывать характер. И у нас больше успеха. У нас самые хорошие боксеры. Это не секрет, есть определенные моменты, которые мы должны перечеркнуть, это обязательно будет. У нас спортсмены самые лучшие. У нас и народ самый красивый и самый сильный. У нас спортсмены, я думаю, будут делать все, чтобы через лет 5 представляли Россию полностью чеченцы.

А. НАСИБОВ – Все?

Р. КАДЫРОВ – Да, во всех видах спорта. Мы будем поддерживать спорт, потому что это больше всего нам походит, мы показываем характер. Чеченский народ – это сильный, смелый.

А. НАСИБОВ – Вы сами продолжаете заниматься спортом? У вас дома штанга стоит, вы качаетесь?

Р. КАДЫРОВ – Да, есть у нс в доме тренажерный зал. Но больше я играю в футбол сейчас. Бегать – это полезно.

А. НАСИБОВ – Скажите, ваши девочки сейчас ходят в школу? Старшей 8 лет. Это самая обычная школа в селе Центорой?

Р. КАДЫРОВ – Это самая обычная школа, мы сделали полностью капитальный ремонт ее, у нас в школе и большой спортзал, и бассейн есть, есть компьютерный класс. Я привез учителей из Краснодара, Ростова. У нас школа имени Ахмада Кадырова, который своим президентским указом ее переименовал. И у нас самая лучшая школа во всей России, в селе Центорой.

А. НАСИБОВ – А откуда учителя?

Р. КАДЫРОВ – Учителя у нас русские из Ростова, Краснодара. У нас и английский преподают. Я на следующий год хочу даже французский ввести. У нас компьютерные классы. У нас, я даже могу сказать, спецшкола в селе. У нас, еще я скажу, все ходят в единой форме, чтобы не одевались по-разному. У нас школьная форма. Мальчики – в костюмах, галстуках, девочки фартуки одевают, как положено. У нас единая форма в школе.

А. НАСИБОВ – Мальчики и девочки учатся вместе?

Р. КАДЫРОВ – Да, учатся вместе.

А. НАСИБОВ – Айхат, насколько я понимаю, 8 лет?

Р. КАДЫРОВ – Да.

А. НАСИБОВ – В какой класс она ходит?

Р. КАДЫРОВ – Уже в 3-й она ходит.

А. НАСИБОВ – Какие успехи?

Р. КАДЫРОВ – Она отличница в школе. Пока хвалят ее там. У нее память хорошая, запоминает. Правда, я не бываю там, жена говорит, что все говорят, что она хорошая ученица.

А. НАСИБОВ – А вы сами дневник когда-нибудь проверяли ей?

Р. КАДЫРОВ – Дневник редко. Так я проверяю, она показывает свои оценки. Дома я редко бываю, когда я успеваю, она показывает. И за это я хвалю ее. Она уже говорит, что приедет мой отец и скажет, что Айхат молодец. Это для нее счастье.

А. НАСИБОВ – Сколько времени вам удается проводить с детьми?

Р. КАДЫРОВ – Свободное время я провожу со своей семьей.

А. НАСИБОВ – Свободное время – это сколько: день в неделю, день в месяц? Сколько это?

Р. КАДЫРОВ – По-разному бывает. Я сейчас соврать не хочу. После смерти отца я всегда стараюсь приезжать в свободное время в село, с семьей проводить время, с племянниками, со всеми.

А. НАСИБОВ – Я напомню, что на вопросы программы на «Эхе Москвы» «Школа молодого отца» отвечает Рамзан Кадыров, первый вице-премьер правительства Чечни, по телефону наша беседа идет. Карим задает вопрос: «Вы курите? И как относитесь к курению среди молодежи?» Я добавлю еще, как относятся в Чечне к распространению наркотиков?

Р. КАДЫРОВ – Я никогда в жизни не курил, не пил, не буду пить. У меня ни одного нет друга, чтобы он курил и пил. Когда я учился в школе, у нас самый примерный класс был в школе. Никто не курил, не пил. У нас в селе молодые парни не курят и не пьют. У нас даже не продают водку. Я всегда ставлю условие: тренироваться, спортом заниматься, отправляю на учебу. У нас в селе молодые парни подрастающие не курят. И я не советую.

А. НАСИБОВ – Вы покровительствуете футбольному клубу «Терек». Как вы относитесь к футболу, как ваши близкие относятся? Почему именно «Терек», почему не какой-то другой клуб или какой-то другой вид спорта?

Р. КАДЫРОВ – Я и президент клуба федерации бокса Чеченской республики, и президент клуба «Терек», потому что эта команда существует еще с давних лет, благодаря министру спорта Алханову Я как президент клуба скажу, что у нас футбол – это народный вид спорта, потому что наш футбол показывает миру, что мы обычные люди, что мы не бандиты, не террористы, это и политический вопрос, поэтому я поддерживаю и буду поддерживать наш футбол, хотя в футбольной лиге нас давят, но мы докажем, что благодаря чеченскому характеру мы будем всегда первыми.

А. НАСИБОВ – Александр из Екатеринбурга прислал такой вопрос: «Правда ли, что чеченцы никогда не бьют своих жен?»

Р. КАДЫРОВ – Правда, конечно. А какой я мужчина, если я бью женщину? Надо воспитывать жену, а не бить ее. У нас очень хорошие обычаи, традиции, я никогда не бил жену.

А. НАСИБОВ – А что значит «воспитать жену»?

Р. КАДЫРОВ – Объяснить, как она должна вести себя, и все. Если не понимает, надо развестись. Но я это не приветствую, не признаю этого.

А. НАСИБОВ – Зинаида Прокофьевна прислала такое сообщение: желает вам здоровья, во-первых; во-вторых, спрашивает: «Если бы у вас опять родилась девочка, стали бы вы и дальше добиваться мальчика, или нет?»

Р. КАДЫРОВ – У меня есть сын. Главное, что аллах даст. Главное, чтобы ребенок был здоровым, это самое главное.

А. НАСИБОВ – Человек с интересным именем Пуся интересуется: «А любите ли вы животных, особенно кошек?»

Р. КАДЫРОВ – Кошек я не люблю. У меня есть тигр, лев, волки, собаки. Животные нервы успокаивают. Люблю, конечно, животных. Кошки, к сожалению, нет. Но будет. Завтра я найду хорошую кошку.

А. НАСИБОВ – Вы сказали, у вас тигр, лев есть. Кто еще?

Р. КАДЫРОВ – Волк есть у меня, медведь есть у меня.

А. НАСИБОВ – А где вы их держите?

Р. КАДЫРОВ – В селе Центорой.

А. НАСИБОВ – Зоопарк там такой?

Р. КАДЫРОВ – Нет, не зоопарк. Я держу у себя дома. Когда в Грозном откроют зоопарк, я их всех передам туда.

А. НАСИБОВ – Льва, тигра вам подарили, или вы сами где-то их нашли, купили?

Р. КАДЫРОВ – Мне подарили. Льва мне подарил мой друг из Шали, а тигра подарил мой названный дядя Гамзатов из Хасавюрта. А волка подарил мой командир полка.

А. НАСИБОВ – Интересно, как же довезли тигра и льва?

Р. КАДЫРОВ – Специально оформили документы, посадили в машину и привезли. А у меня тигр маленький. 5 – 6 месяцев тигру, а льву 4 месяца. Они бегают, не кусаются, с детьми играют.

А. НАСИБОВ – Вы пускаете детей к этим зверям?

Р. КАДЫРОВ – Да, они играют с ними. Они любят детей, они детей не трогают. Это животные очень умные. Когда их обижают, они злые, а так, любят людей.

А. НАСИБОВ – Скажите, ваши дети ограничены в своих передвижениях? Я понимаю, что когда речь идет о 8-летних, 5-летних детях…

Р. КАДЫРОВ – Абсолютно. У меня дети играют, к соседям ходят, как обычно. К своим родственникам ходят…

А. НАСИБОВ – То есть они спокойно по всему селу ходят, получается?

Р. КАДЫРОВ – Абсолютно спокойно. Я вам заявляю, Центорой – центр мира!

А. НАСИБОВ – Ну что, вы готовы к тому, чтобы послушать один – два телефонных звонка?

Р. КАДЫРОВ – Давайте.

А. НАСИБОВ – Напомню, номер телефона эфирной студии 783-90-25. Попробуйте дозвониться сейчас до студии «Эха Москвы». Напомню, что мы беседуем с Рамзаном Кадыровым, первым вице-премьером правительства Чечни. Тема нашей беседы: «воспитание по-чеченски». Я обращаюсь к слушателям с просьбой ограничивать свои вопросы именно этой темой и покомпактнее говорить. Первый звонок у нас есть? Есть. Слушаем вас. Какие-то помехи на линии. Попробуем другой звонок принять, потому что невозможно, ничего не слышно. Еще есть звонок? 783-90-25.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Меня зовут Андрей. У меня такой вопрос. Как в Чечне урегулирована иерархия? Я знаю, что есть люди, которые передают право воспитывать ребенка только бабушке, а есть которые – родителям. Так вот, как это урегулировано? Что должна делать бабушка, а что должны делать родители в воспитании ребенка?

А. НАСИБОВ – То есть отношения между родителями и бабушкой в воспитании ребенка?

СЛУШАТЕЛЬ – Да.

А. НАСИБОВ – Рамзан Ахмадович, слышали вопрос? Бабушки играют роль в воспитании детей в Чечне?

Р. КАДЫРОВ – Конечно, играют. Воспитывает больше бабушка, потому что она ничем не занимается. Именно моя бабушка меня воспитала и моих детей воспитывает, потому что она знает больше, чем любой другой. Моей бабушке 84 года. Она абсолютно здоровая, ходит. Бывает, когда в ее возрасте люди ум теряют, но она очень соображает, и она воспитывает не только моих детей. У нее есть внуки и правнуки, и она всех воспитывает. Самые мудрые у нас – бабушки и дедушка. Мой дед – очень уважаемый человек. Для меня большое счастье, что мой дедушка и бабушка воспитывают моих детей. Меня они воспитали.

А. НАСИБОВ – Сколько лет вашему дедушке?

Р. КАДЫРОВ – 86.

А. НАСИБОВ – Сколько внуков у ваших дедушки и бабушки?

Р. КАДЫРОВ – Десятки у нас! Мне подсказывают, говорят 50 – 60.

А. НАСИБОВ – Уже 50 – 60 ?! Напомню, номер прямого телефона в студию «Эха Москвы» 783-90-25. Попробуем принять еще один телефонный звонок. Доброй ночи. Алло. Очень плохо вас слышно. Не слышно. Попробуем еще один телефонный звонок принять. 783-09-25. Доброй ночи. Вы в эфире.

СЛУШАТЕЛЬ – Доброй ночи.

А. НАСИБОВ – Как вас зовут? Откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ – Меня зовут Ольга Константиновна. Я из Москвы. Я очень рада приветствовать в прямом эфире Рамзана Ахмадовича. Считаю его своим земляком, так как в молодости я работала 7 лет на Кавказе в Дагестане, и родственники мои жили в Грозном. Я, молодая девушка 19 – 20 лет, гуляла по улицам Грозного совершенно свободно. Тогда я еще ощутила систему воспитания детей, подростков, которая очень прочная, основанная на религиозных традициях. Я сама христианка. Но именно там, на Кавказе, в Дагестане, в Грозном, в Чечне, я заметила вот эту ограждающую силу веры и поэтому благодарю мусульманский народ, хоть я рожденная в христианстве и верую во Христа, но зачалась моя вера именно с примеров воспитания в чеченских и дагестанских семьях.

А. НАСИБОВ – Спасибо Ольга Константиновна, но может быть, у вас есть вопрос к Рамзану Ахмадовичу? Повесили трубку. У нас опять прервалась связь с Рамзаном Кадыровым, первым вице-премьером правительства Чечни. Мы попробуем еще раз восстановить. Я прошу режиссера Николая Котова восстановить связь, набрать телефонный номер, а мы пока послушаем немного музыки.

А. НАСИБОВ – Наладили мы телефонную связь с Рамзаном Кадыровым. Продолжаем нашу беседу. Тут еще пришли некоторые вопросы на эфирный пейджер, в частности. Алексей Алексеевич задает такой вопрос, а что вы делаете, если женщина изменяет? Есть в чеченских семьях понятие измены?

Р. КАДЫРОВ – Я даже не хочу затрагивать эту тему. Это у нас даже оскорбительный вопрос. Я не хочу отвечать.

А. НАСИБОВ – Все, вопрос снимаем. «Что думают ваши дети о рок-фестивале, который недавно был организован?» - Эдик задает вопрос. Вы своих детей возили на этот рок-фестиваль, который был недавно?

Р. КАДЫРОВ – Там не только мои дети, полностью село Центорой было там: племянники, двоюродные браться, все-все были там, и мои дети тоже были. Радовались, приветствовали, даже говорили, побольше таких мероприятий надо.

А. НАСИБОВ – По вашему распоряжению были закрыты залы игровых автоматов в Грозном и других городах, в Гудермесе и т.д.

Р. КАДЫРОВ – В республике полностью.

А. НАСИБОВ – Кто больше увлекался игрой: молодежь или люди в возрасте?

Р. КАДЫРОВ – Именно люди в возрасте, пожилые люди, люди среднего возраста. Игорный бизнес доводил до того, что очень много заявок было. Даже кровная месть была. Бывало, что получали компенсацию и отдавали долг полностью. Отец, мать болеют, еще какая-то проблема, а их сын играл на эти деньги. Я просто пригласил всех предпринимателей и сказал, что давайте придумаем другой бизнес, будем открывать компьютерные классы, там будем обучать детей, и сами родители будут вам платить деньги, и вы будете получать. Они абсолютно согласились. Я объяснял им, если бы твой сын задолжал и продавал бы машину или квартиру, если бы пришли к вам люди и попросили у вас в долг отдать за сына, как вы на это смотрите. И они поняли. Я не делал указ, распоряжение, я просто сказал, что надо закрыть. Люди благодарили даже, молились, плакали. Целая делегация женщин благодарила нас за то, что мы закрыли этот игорный бизнес. И пока мы есть, никогда не будет, потому что если бы моя воля была, уверен, что меня поддерживает большинство граждан России, я бы полностью игорный бизнес закрыл в России. Я советую руководству России и парламенту (Госдуме), чтобы они приняли закон о закрытии игорного бизнеса, потому что у нас в России большинство преступлений благодаря этому игорному бизнесу.

А. НАСИБОВ – В Чечне самый высокий уровень безработицы в целом среди всех российских регионов. Насколько я помню, там примерно 340 тысяч безработных, это где-то 60 % трудоспособного населения. Правильно, примерно цифры такие?

Р. КАДЫРОВ – Да.

А. НАСИБОВ – Как занять молодежь, как дать ей возможность и нормально зарабатывать, и нормально жить, чтобы это не пошло наперекосяк?

Р. КАДЫРОВ – Да, действительно, раньше говорили, что у нас первый вопрос – безопасность, а сейчас у нас первый вопрос – это безработица. Люди все говорят так. У нас есть эта проблема, мы делаем все для того, чтобы у нас в республике не было безработицы. Я думаю, что в 2006-м году мы полностью займемся восстановительными работами города. У нас есть те, кто вкладывает деньги в бизнес, там тоже будут рабочие места, где будет занята молодежь. Мы делаем все, хотя это не сразу получается. Я думаю, через года два у нас в России лучшие показатели будут, не то, что у нас не будет совсем безработицы, а у нас будет достаточно рабочих мест. Почему у нас так? Потому что у нас все разрушено, вся инфраструктура разрушена в Чеченской республике. Мы восстанавливаем потихоньку, обычно с нуля восстанавливаем и будем восстанавливать. В этом нам помогает президент страны Владимир Владимирович Путин. У нас будет даже лучше, чем в других регионах, потому что наш народ трудолюбивый, и они будут делать все, чтобы восстановить разрушенное.

А. НАСИБОВ – Понятно. Послушаем еще один телефонный звонок? 783-90-25 – номер телефона прямого эфира в студии «Эха Москвы». Задавайте вопросы Рамзану Кадырову, первому вице-премьеру Чечни. Слушаем вас.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый вечер. Как случилось, что благородный чеченец сломал нос Кристине Орбакайте?

А. НАСИБОВ – По-моему, вопрос не в тему. Мы беседуем о воспитании детей. Давайте попробуем еще один телефонный звонок принять. 783-90-25 – телефон прямого эфира. Слушаем вас.

СЛУШАТЕЛЬ – Доброй ночи.

А. НАСИБОВ – Доброй ночи. Как вас зовут? Откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ – Меня зовут Алексей, я звоню из Москвы. Я хотел бы спросить уважаемого господина вице-премьера о том, какую помощь реально оказывает, если оказывает, международное сообщество? В частности меня интересует Организация объединенных наций и ее программы.

А. НАСИБОВ – Вы имеете в виду чеченским детям или кому?

СЛУШАТЕЛЬ – Детям, в том числе. Конечно же, меня еще интересует и по остальным направлениям.

А. НАСИБОВ – То есть какую помощь Чечне оказывают международные программы, в том числе по линии ООН? Я правильно вас понял?

СЛУШАТЕЛЬ – Да.

А. НАСИБОВ – Давайте адресуем этот вопрос нашему собеседнику. Вы слышали вопрос?

Р. КАДЫРОВ – Я не слышал вопрос.

А. НАСИБОВ – Вопрос о том, какую помощь международные организации, в частности ОНН (Организация объединенных наций) оказывают Чечне, в частности чеченским детям?

Р. КАДЫРОВ – Не скажу, что они сильно помогают чем-то детям, такого у нас нет. Но бывают определенные моменты, когда они якобы помогают. Я думаю, что эти организации занимаются больше личными интересами, чем чеченской молодежью. Такого у нас нет, чтобы видно было, что они помогают.

А. НАСИБОВ – Пожалуй, мой последний вопрос на сегодня. Ваш сын вчера впервые попал в ваш родной дом в селе Центорой. Как вы будете сейчас праздновать, что вы будете сейчас делать?

Р. КАДЫРОВ – Мой сын впервые зашел в дом моего деда.

А. НАСИБОВ – Кто его принес? Жена или вы?

Р. КАДЫРОВ – Сестра моя. И он был там час – полтора. Сейчас он в своей комнате. Как будем праздновать рождение сына, это определяют друзья. Я спрошу и завтра вам отвечу. Я сегодня не силах ответить на этот вопрос.

А. НАСИБОВ – Стол накроете, понятно?

Р. КАДЫРОВ – Я не в силах ответить вам, потому что друзья решают.

А. НАСИБОВ – Сколько друзей ожидается на празднование?

Р. КАДЫРОВ – В Чечне у меня вся Чечня друзья, и все чеченцы и не чеченцы, которые проживают на российской территории – все друзья, кроме ваххабитов. У меня враги только ваххабиты и террористы международные. Я их называют шайтанами. Остальные все мои друзья и товарищи. Всех зову в гости!

А. НАСИБОВ – Я благодарю Рамзана Кадырова, первого вице-премьера правительства Чечни, за беседу по телефону в рамках передачи «Школа молодого отца», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы». Я благодарю за рассказ на тему воспитание по-чеченски. Извините, уважаемые слушатели, если не все вопросы мы смогли задать от вас. Большое спасибо, Рамзан Ахмадович.

Р. КАДЫРОВ – Большое вам тоже спасибо.

Традициям семейного воспитания чеченцев более 200 лет, так считают в республике. Главным делом всей жизни считается рождение ребенка и его воспитание, особенно мальчиков.

Счастливой будет та семья где есть семь братьев, а отец такого семейства удостаивается уважения в обществе. Одно из первых пожеланий для родителей при рождении первенца, чтоб у него было семь братьев. Многодетность до сих пор остается достоинством семейных традиций в Чечне, не смотря на вмешательство современного мира.

Когда начинается воспитание ребенка в семье? У чеченцев есть притча о том, что когда молодая мать пришла к старцу и спросила с какого времени начинать воспитывать дитя, то узнав, что ребенку месяц, старец ответил: «Ты опоздала на месяц». Согласно традициям ребенка учат уважению к старшим, авторитету отца. Имя отца зачастую действует как магическое слово, чтоб успокоить и усмирить шалунов.

В соответствии с традициями чеченские родители никогда не хвалят своих детей при людно. Любой отец промолчит на рассказы сына о его достижения, а общение в семье происходит через мать. Соблюдая дистанцию, отец остается авторитетом для сына и его идеалом для подражания.

Традициями воспитания в чеченских семьях интересовались с дореволюционных времен. Больше всего историков занимал вопрос почему чеченские родитель не бьют детей. На расспросы отцы и матерь отвечали, что воспитывают из них людей. Адольф Берже – великий русский кавказовед, утверждал, что такой подход существует в семье для того, чтоб сын не знал чувство страха, и не вырос трусом. Детей при этом даже не ругают.

Рамазан Кадыров показательный пример итогов традиционного воспитания чеченцев. По его воспоминаниям в присутствии отца он никогда не садился, и без разрешения не говорил. Отвечал только на конкретные вопросы. Комната где находились родители вместе была не доступна. В присутствии деда он никогда с отцом не общался. А смог свободно поговорить только в последние годы. Но похвалы от него никогда не было. Эти же традиции соблюдаются и в его собственной семье. Но даже сейчас в присутствии отца он с женой и детьми не разговаривает. Так его воспитали и по этим «законам» он воспитывает своих детей.

Кавказ суровый край и отказ от детей здесь не приветствуется. Любой потерявшийся ребенок всегда может найти приют в другой семье, где чужие люди просто становятся для него родителями. Вот случай произошедший несколько лет назад, тому прямое подтверждение. В Ингушетии, на границе с Чечней, был найдет чеченский мальчик. До сих пор не ясно как из горного селения Ачалуки он туда попал. Его забрала к себе на воспитание семья ингушского милиционера, который его и нашел. Но спустя 16 лет его нашла и родная семья. Мурад Солтанмурадов – так зовут, этого человека, теперь живет на две семьи.

В Чечне очень популярна одна притча: молодая мать пошла к старцу, чтобы спросить у него, с какого времени надо начинать воспитывать ребенка. Старец спросил, сколько лет малышу. Та ответила: один месяц. Старец, не думая, сказал, что она опоздала с воспитанием ровно на месяц. Самое главное, чему учат детей согласно чеченским традициям, - это уважение к старшим. Имя отца - это непререкаемый авторитет, действующий на ребенка магическим образом.

Каждый из детей - это проект, реализация которого полностью зависит от организаторов - отца и матери. В конце концов, человек, воспитывая и тратясь на образование детей, вкладывает в них и силы, и финансы для того, чтобы обеспечить свою старость, оставаясь уважаемым в обществе и при жизни, и после смерти. Пожилые люди часто говорят, что нет ничего приятнее на старости лет, чем слышать от посторонних людей о заслугах их детей и о том, какими они уважаемыми стали.

Несмотря на то что современный мир накладывает отпечаток на традиции, на семейный уклад, на воспитание детей, в Чечне сумели сохранить одну из самых главных традиций - многодетность. Если спросить 30-летнего чеченца, у которого нет постоянной работы и стабильного дохода, почему он заводит так много детей, это все равно что усомниться в том, нужны ли ему его братья и сестры. До сих пор, когда рождается ребенок, в первых поздравлениях родителям все желают, чтобы у родившегося было семеро братьев. И неважно, третий это ребенок или пятый. Семья, в которой семь братьев, - это очень серьезный, достойный уважения в чеченском обществе аргумент.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

историк, преподаватель ЧГУ, SmartNews

Главный воспитатель детей в чеченской семье - это мать. Если в идеальной чеченской семье мальчик учится на примере отца, увлеченный его авторитетом, то мама - это практически первый учитель. Женщина может обратиться к мужу за помощью только в крайних случаях, когда ребенок отбивается от рук. «Я все отцу расскажу, когда он вернется» - такие заявления действуют на детей как шоковая терапия. Даже если отец никогда и не поднимал руку на детей.

Я никогда не садился в присутствии отца, никогда не разговаривал. Когда меня спрашивали, отвечал. Старался не заходить в ту комнату, где родители были вместе. Никогда мы с отцом до последних лет в присутствии моего деда не общались. Я не помню, чтобы меня отец хвалил. Точно так и у нас в семье. В присутствии отца я никогда не разговаривал с женой и детьми. Нас так воспитали. И эти традиции у нас будут продолжаться.

На самом деле, согласно традиционным адатам, чеченцы никогда на людях не будут хвалить своих детей. Практически любой чеченский отец промолчит, если сын будет рассказывать ему об успехах. Общались отец с сыном через мать, соблюдая дистанцию. Но стержнем воспитания сына был отец, которому надлежит подражать и стремиться к его идеалу.

Отец для меня всегда был самым главным после Всевышнего. Я делал все, чтобы угодить отцу, чтобы он сказал, Рамзан - хороший мальчик. Он меня учил делать добро, учиться, трудиться всегда во благо народа. Это я делал. У нас особенные отношения были. Он мне много чего прощал. Но я, например, никогда не показал ему, что я больше, чем он спал. Я всегда раньше вставал, позже ложился спать, чтобы он не увидел, что я сплю. У нас еще такое правило есть - не показываться отцу месяц, пока он сам тебя не увидит случайно.

С мамой у нас отдельные отношения были. Все, что я хотел отцу сказать, я через мать передавал. Она как переводчик.

Наказание матери считалось не таким зазорным, тем более оно осуществлялось обычно только в течение первых лет жизни. Вместе с тем слово бабушки всегда обладало большим авторитетом для мальчика, особенно подростка.

Бабушки играют колоссальную роль в воспитании детей в Чечне. Именно моя бабушка меня воспитала и моих детей воспитывает, потому что знает гораздо больше, чем любой другой. Самые мудрые у нас бабушки и дедушки. И дед мой - очень уважаемый человек. Для меня большое счастье, что мой дедушка и бабушка воспитывают моих детей.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

детский психолог, SmartNews

Особое значение в воспитании чеченских детей играют дедушки и бабушки. У писателя Мусы Бексултанова есть рассказ, где старик берет с собой на охоту внука. Это для мальчика было долгожданным походом. Дед разрешил ему взять винтовку и выстрелить в животное. В последний момент, когда дичь была на мушке, мальчик не выстрелил, и вспугнутая косуля убежала. Мальчику стало стыдно за свою слабость, и он заплакал. Дед, наоборот, похвалил его за человечность. «Молодец, из тебя вырастет хороший человек!» - сказал старик.

При всей своей брутальности чеченцы всегда ценили человечность и милосердие, приучали к нему детей. На мальчика из рассказа такая реакция деда на, казалось бы, слабость, которую он проявил, на самом деле в будущем подействует очень сильно. Он поймет, что сильный человек не обидит слабого. Для детей в таком возрасте это большой перелом.

К чеченским традициям воспитания мальчиков проявляли интерес еще дореволюционные историки. На их вопрос, почему родители не бьют своих детей, отцы и матери отвечали: «Хотим, чтобы они выросли людьми». А знаменитый русский кавказовед Адольф Берже утверждал, что чеченцы никогда не бьют своих сыновей, поскольку боятся, что те вырастут трусами. Сына не бьют и не бранят, чтобы он не знал чувства страха.

Чеченские историки ссылаются на психологов, которые утверждают, что человек, прошедший через страх, может стать большим угнетателем. В худшем случае, считали чеченцы, у такого человека могли забрать душу. Говорят, что если чеченец страшится чего-то, то должен бояться только позора или потерять лицо. Как гласит вайнахская пословица, лошадь, которую били кнутом, не станет настоящим конем.

Воспитание детей начиналось с довольно раннего возраста. Это не значит, что их заставляли выполнять какую-то трудоемкую работу. Наоборот, до определенного возраста детям запрещалось поднимать тяжести. Чеченцы никогда не бьют своих сыновей. В наши дни этот принцип не особенно трепетно соблюдается. Порой родители бывают вынуждены пороть ремнем своих нерадивых отпрысков, как бы устраняя собственные недочеты, допущенные в процессе воспитания. Иногда подобная порка идет на пользу. Политика кнута и пряника как контрастный подход тоже себя оправдывает - в зависимости от степени понятливости подростка. В целом же воспитание подразумевает прежде всего назидание и порицание, чем телесное наказание.

У чеченцев и ингушей никогда не отказывались от детей. Потерявшегося ребенка могли взять под свою опеку совершенно чужие люди. Доказательство тому случай, произошедший несколько лет назад в Ингушетии. В селении Ачалуки родственники нашли пропавшего 16 лет назад чеченского мальчика. Каким-то образом из чеченского города Аргуна он попал на границу с Ингушетией. Обнаружив ребенка, местный житель, работавший в то время в ингушской милиции, забрал его к себе. С того времени Мурад Солтанмурадов живет на две семьи.

СПРАВКА SMARTNEWS

В Чечне издавна существует традиция, когда брат может отдать своего ребенка своему брату и снохе, не имеющим детей. Обычно дети узнают правду, только став подростками, а до тех пор считают своими отцом и матерью приемных родителей. Такие дети никогда не будут обделены вниманием как приемных, так и истинных родителей. Ислам, который сейчас исповедуют чеченцы, так же как и традиционное право чеченцев - адат, строго регулирует правила усыновления детей. При этом, как утверждают представители духовенства, согласно канонам ислама, усыновление бывает двух видов: разрешенное и запрещенное. Разрешенным является тот вид усыновления, когда ребенка берут в семью с целью дать ему правильное воспитание, проявлять к нему доброту и чуткость и полностью заменить родителей.

Запрещенное - это когда ребенка усыновляют с тем, чтобы он считался ребенком приемных родителей и к нему применялись те же нормы, что и к другим детям, имеющимся в новой семье. Приемному ребенку нельзя давать новую фамилию, и он не обязан считать чужих людей своими родителями. Если истинные родители усыновленного ребенка живы, то он должен о них знать.


«Каждый из детей - это проект, реализация которого полностью зависит от организаторов - отца и матери»- соглашусь с этим высказыванием. Ведь именно от родителей зависит будущее его ребенка. И тут надо приложить немало усилий, дабы ребенок смог найти себя, своё призвание, воспитание, образование- всё это играет большую роль.