День стекла в детском саду старшая группа. Конспект ОД «Познавательно-исследовательское развитие» для детей старшей группы.«Это волшебное стекло. И разными бывают мастера

Занятие с элементами ТРИЗ-технологии по ознакомлению с окружающим миром
«Знакомство со свойствами стекла»

Старшая группа

Программные задачи:

Познакомить детей с материалами, из которых делают различные вещи; помочь выявить свойства стекла (прозрачность, водопроницаемость, гладкость, толщина, температура, хрупкость и т.д.); развивать память, воображение, мышление, речь.

Материал: предметы из стекла, покрывало, фишки, схема-задание.

Ход задания:

Воспитатель. Ребята, а вы любите играть? Давайте с вами поиграем. Хотите? Встаньте полукругом.

Здравствуй небо (руки вверх),

Здравствуй Земля (приседают)

Здравствуйте мои друзья (руки вперёд),

Один, два, три, четыре, пять/загибают пальцы

Вместе мы в кругу опять (Берутся за руки),

Будем дружно мы играть

В путешествие мы хотим опять (идут по кругу).

Воспитатель. У меня для вас есть сюрприз, нас пригласили в стеклянную страну и прислали письмо. Это письмо необычное, его прислала сама Королева Стеклянной Страны, но чтобы добраться до стеклянной страны надо сначала выполнить задания, которые помогут нам там побывать.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам Королева Стеклянной Страны.

Жители моей страны все сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. А для этого, чтобы начать наше знакомство, вы должны выполнить одно задание:

Назвать вежливые слова.

Воспитатель . Дети вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны?

Ну, тогда давайте выполним задание Королевы.

Дети называют вежливые слова, за каждое слово получают по фишке.

Воспитатель . Вы столько много назвали вежливых слов, что Королева наверняка разрешит нам попасть в её страну. (Воспитатель подходит к столу на котором лежат предметы из стекла накрытые салфеткой.) Давайте скажем «Раз, два, три!», и откроем салфетку (дети говорят вместе с воспитателем).

Воспитатель убирает салфетку и дети видят различные предметы из стекла: тонкие и гранёные стаканы вазы бутылки салатницы, различные флаконы и т. д. Воспитатель предлагает рассмотреть все эти вещи, просит их назвать. Обращает внимание на то, что вещи похожи друг на друга, так как все они - родственники.

Воспитатель . Очень много изделий делают из стекла. Интересно, почему? Давайте узнаем свойства стекла. (Опускает в стакан цветную фишку.) Дети, что в стакане? А как вы узнали что в стакане цветная фишка? Да, стекло прозрачное. Запомните это слово. Теперь подойдите к столу и проверьте прозрачность стекла (дети опускают в стакан цветные фишки, смотрят друг на друга через стакан).

Почему мы видим, что лежит в стакане? (Потому что стекло прозрачное.)

Воспитатель . Ребята, что делают из стекла, где ещё используют это свойство? (Стёкла в машинах, аквариумах и т. д. За правильные ответы дети получают фишки.)

Воспитатель . А какое ещё бывает стекло по цвету? Назовите изделия из цветного стекла, которые стоят на столе и определите цвет (зелёный стакан, синий графин и т. д.).

Физкультминутка.

Отражение в стекле

Будь зеркальным отраженьем,

Повторяй мои движенья -

Раз, два, три-

И снова повтори!

Воспитатель . Ребята, давайте определим какое стекло на ощупь, что вы ощущаете? (Ответы детей: гладкое, холодное, скользкое и т. д.)

Воспитатель помогает выявить ещё одно свойство: посмотрите на стакан а теперь на графин, чем они отличаются? Какие они по толщине? (Есть изделия из тонкого стекла, а есть из очень толстого.)

Воспитатель . Что произойдёт, если я уроню стеклянное изделие?

Дети . Оно разобьётся. Значит, стекло хрупкое.

Воспитатель . Будем проводить опыт?

Дети. Нет.

Воспитатель . Конечно нет, будет очень обидно и жалко если разобьются красивые стеклянные изделия. Ребята у вас дома разбивалось что-нибудь стеклянное?

Дети . Ответы.

Воспитатель . Как же надо обращаться со стеклянными изделиями?

Дети . Изделия из стекла нельзя бросать, в стеклянное окно нельзя бросать камень, мяч.

Воспитатель . Как надо собирать разбитое стекло?

Дети . Веником на совок смести, в перчатках собирать.

Воспитатель . Правильно ребята со стеклянными изделиями нужно обращаться очень осторожно.

Воспитатель. Назовите изделия из стекла, в которые мы можем налить воду. (Воспитатель предлагает налить воду в стакан.) Пропускает ли стакан воду? Значит стекло - водонепроницаемо, то есть в любую стеклянную посуду мы можем налить воду.

Воспитатель. А если карандашом ударить по стеклянной посуде, что вы услышите? Правильно мелодичный звук. Так же можно прикоснуться одним стаканом к другому, (дети повторяют опыт).

Воспитатель. А если вы дотронетесь до стекла, что почувствуете? Какое стекло на ощупь?

Дети . Оно холодное и гладкое.

Воспитатель . Да, ребята, сейчас стекло холодное, но если мы нальем горячий чай, то стеклянный стакан станет тоже горячим, значит, стекло хорошо пропускает тепло.

Воспитатель . Давайте назовём все свойства стекла:

Стекло прозрачное;

Стекло окрашивается (цветное);

Стекло хрупкое;

Стекло не пропускает воду, водонепроницаемое;

Стекло мелодичное;

Стекло холодное, но пропускает тепло;

Стекло гладкое.

Воспитатель. Правильно, ребята, вы молодцы и хорошо запомнили свойства стекла. Зная свойства стекла можно загадать загадку.

Звучащее, прозрачное,

Воды не боюсь,

А ударь - разобьюсь.

Дети . Стекло.

  1. Стеклянный домик на окне.

С прозрачною водой

С песком и камушком на дне

И с рыбкой золотой. (Аквариум.)

2 . Вот стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк

Днём он спит а вечером проснётся

Ярким пламенем зажжётся. (Лампочка.)

3 . Бабушка Варвара

Всюду их искала

Не залезла чуть в трубу

А они нашлись на лбу. (Очки.)

4 . Вот стеклянный карандаш-

Он в беде помощник наш.

Определит без докторов

Кто заболел, а кто здоров. (Градусник.)

5. У золушки с ножки

Свалились случайно

Была не простой она

А хрустальная. (Туфелька.)

6 . Заболели ушки

Прохудился носик

Заболели глазки

Капаем из неё без опаски. (Пипетка.)

7 . Глядись в меня

Хоть целый день

Коль на себя

Смотреть не лень. (Зеркало.)

Воспитатель.

А теперь поиграем в игру «Что видел, а что запомнил».

Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на предметы, считает до трёх и накрывает всё покрывалом. Дети по очереди должны назвать предметы из стекла, которые запомнили. За правильный ответ получают фишки.

Воспитатель. Дети посмотрите, что в этой стеклянной баночке?

Дети . Песок.

Воспитатель . А зачем нам нужен песок?

Дети . Ответы детей.

Воспитатель. Я хочу вам рассказать историю возникновения стекла и вы узнаете зачем нужен песок. (Сода добавляется для получения стекла.)

Воспитатель . Дети, скажите, что нового вы узнали про жителей Стеклянной Страны?

Воспитатель . А теперь давайте посчитаем у кого сколько фишек? (Победители получают медали.)


Тема : Предметы из стекла и металла

Цель : познакомить со свойствами стекла и металла и их применением; развивать любознательность, тактильную память, внимание; уточнить представление детей о том, какие предметы могут быть сделаны из стекла и металла; познакомить с профессиями людей, работающих со стеклом и металлом.

Ход занятия

В гости к детям приходит Кузя.

На столике стоят два подноса. На первом разложены предметы из стекла, на втором - из металла.

Ребята, посмотрите, что Кузьма приготовил нам на столике. Чего тут только нет! Назовите, что вы видите, (ответы детей)

Ребята, как вы думаете, почему Кузя положил одни предметы на первый поднос, а другие — на второй?

Правильно, на первом подносе все предметы из стекла, стеклянные, а на втором подносе все предметы из металла, металлические.

Вы любите играть в прятки? И Кузя тоже очень любит играть. Хотите с Кузей поиграть? Кузя сейчас будет прятать шарик (любой предмет), а вы должны будете догадаться, где он. Смотри, Кузя, прячь хорошо!

Дети закрывают глаза.

Раз, два, три - шарик скорее найди!

Кузя прячет шарик в стакан. Дети открывают глаза и сразу находят предмет.

Ребята, как вы так сразу смогли найти шарик?

Дети отвечают, что они увидели шарик.

А каким свойством обладает стекло, что вы сразу увидели через него шарик? Стекло какое? (Прозрачное.) Давайте скажем все вместе: «Прозрачное». А где еще люди применяют стекло, чтобы использовать это замечательное свойство - прозрачность? (Из стекла изготавливают стекла автомашин, стенки аквариума, термометры, очки, стекла вставляют в рамы окон, лампочки и т. д.)

Хорошо, что люди придумали стекло. Что бы было, если бы у нас в группе не было стеклянных окон? (Было бы темно, не было бы солнца и света в группе, не видели бы через окно природу.)

Ребята, Кузя опять хочет с вами поиграть. На этот раз, Кузя, постарайся спрятать шарик хорошенько.

Кузя прячет шарик в металлическую коробочку с крышкой.

Раз, два, три - шарик найди!

Дети открывают глаза и ищут шарик. Игра «Горячо - холодно». Находят в коробочке.

А теперь сложнее было искать? В металлической коробочке шарик не видно, но вы догадались по звуку. Когда взяли коробку в руки, шарик загремел. Металлическая коробочка непрозрачная. Повторим все вместе: «Непрозрачная».

А теперь, ребята, Кузя просит вас выбрать и взять в руки по одному предмету. И Кузя возьмет себе то, что ему понравилось.

Кузя берет стеклянный предмет и чуть было не роняет его.

Ой, Кузя, осторожно!

Ребята, что было бы, если бы Кузя уронил стакан на пол? Что было бы со стаканом из стекла, если бы он ударился о твердый пол? (Он бы разбился.) Значит, стекло обладает еще одним свойством. Какое это свойство? (Стекло хрупкое.)

А металлическая коробочка тоже хрупкая? (Нет.)

Проверим? (После удара о пол коробка осталась целой.)

Стекло - хрупкое, а металл - прочный, твердый.

Ребята, Кузя захотел попить воды и волнуется, куда же ему лучше налить воду: в стеклянный или металлический стакан. Он думает, что если стекло прозрачное, то вдруг вода из него вытечет. Давайте попробуем налить Кузе воду в металлический и стеклянный стакан. Пусть Кузя посмотрит, что будет.

Воспитатель наливает воду.

Смотри, Кузя, вода не выливается, не просачивается, а прочно удерживается во всех стаканчиках. Значит, стекло и металл обладают еще одним общим свойством - водонепроницаемостью.

Проведем еще один эксперимент. Смотрите, ребята, если мы возьмем стеклянную и металлическую пластинки и опустим их в воду, что с ними произойдет? Правильно, они погрузятся в воду. А если в воду положить деревянную пластинку? (Будет плавать.) Значит, стекло и металл какие? Легкие или тяжелые? (Тяжелые.)

А теперь проведите рукой по всем стеклянным и металлическим предметам. Какие они? Мягкие или твердые? (Твердые.) Гладкие или шероховатые? (Могут быть и гладкими, и шероховатыми, в этом они похожи.)

А по запаху можно различить их? (Нет.)

А по звуку? (Можно.)

Вот сейчас Кузя и поиграет с вами в интересную игру «Что звучит?»

Кузя стучит палочкой по различным предметам, дети узнают по звуку, какой предмет.

И по звуку можно определить металл и стекло.

Ребята, смотрите, а это еще кто к нам пришел?

Воспитатель показывает наряженную металлическую ложку и наряженный стеклянный бокал.

Это давние друзья, но и великие спорщики. Каждый из них утверждает и уверен, что он главнее всех остальных. Ложка спорит, что из металла делают много очень полезных человеку предметов, а бокал утверждает, что из стекла - гораздо больше. Как разрешить их спор? Кто из них прав?

Ребята, давайте разделимся на две команды. Первая команда - за ложку, вторая - за бокал. Кто больше назовет предметов, сделанных из стекла или металла.

Дети называют по очереди предметы из стекла и металла.

Молодцы, ребята, много предметов назвали. Выходит, и ложка, и бокал были правы. И стекло, и металл - очень полезны и необходимы в жизни человека.

Ребята, а вы знаете, откуда человек берет стекло и металл? И ты, Кузенька, не знаешь? Тогда послушайте интересную историю.

Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленные камни. Эта гора называется вулкан. Когда извержение заканчивалось, камни остывали и становились очень твердыми. Пытливый и смелый человек стал изучать свойства таких камней. Оказалось, что из такого прочного камня можно было сделать топор лучше прежнего, сделанного из обычного камня и дерева. И иголки были крепче, и нож был тверже. Этот материал человек назвал металлом. Но не везде бывают вулканы и извергаются они не всегда. Вот и додумался человек соорудить специальную огромную печь и в ней «варить» металл.

(Воспитатель иллюстрирует свой рассказ: доменная печь, люди, работающие с металлом и т.д.)

Ребята, а кто-нибудь из вас знает, люди каких профессий работают с металлом? (ответы детей)

Правильно, это сварщики, токари, кузнецы, металлурги.

И стекло, ребята, - это хорошо известный всем материал. Способ получения стекла человек придумал очень давно. Археологи во время раскопок нашли стеклянную бусинку, которой уже больше тысячи лет. Так обычный чистый песок и другие специальные добавки расплавляют, хотя песок и добавки непрозрачны, при расплавлении получается прозрачная паста. Из нее вытягивают листы. Эти прозрачные стеклянные листы и вставляют в оконные рамы.

Ребята, люди каких профессий работают со стеклом? (ответы детей)

Правильно, стекла вставляют стекольщики. Очень интересная работа у стеклодува. Он выдувает из раскаленного стекла различные изделия: вазы, графины, игрушки, различные фигурки людей и животных, цветы.

Игра «Хорошо - плохо». Дети находят новые хорошие и плохие качества металла и стекла.

Казначеева Гузаль Набиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Нягань "Детский сад №1 "Солнышко"
Населённый пункт: Ханты-Мансийский автономный округ
Наименование материала: Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности
Тема: "Волшебное стеклышко"
Дата публикации: 08.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе

по теме «Волшебное стеклышко».

Цель: Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной

трубой, телескопом, биноклем;

Задачи:

Развивать умение у детей пользоваться лупой, микроскопом

Познакомить со свойством лупы - увеличение; с приборами, где применяется

увеличительное стекло;с историей изобретения приборов.

Объяснить, для чего они нужны человеку.

Материалы и оборудование: лупы, микроскопы, различные мелкие предметы, лук,

листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль, картинки с изображением подзорной

трубы, телескопа.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

«Два кольца, два крючка, посереди сиделка,

На носу они сидят и все людям говорят»

Что это? Правильно, очки.

Как же появились очки?

Во всех очках есть увеличительные

стекла и наука, которая изучает свойства увеличительных стекол, называется

« оптика». О развитии оптика, ее достижениях я вам сегодня расскажу.

Давным - давно, мастер стекольщик проверял сделанные им стекла, отбрасывал брак.

Одно стеклышко получилось кривым, мастер просто так,

случайно, посмотрел сквозь

него. Буквы, на которые посмотрел мастер из маленьких вдруг стали большими. Он

сначала очень испугался, а потом подумал, что с таким стеклом он будет лучше видеть.

Так люди стали пользоваться лупой. С её помощью ученые смогли рассмотреть строение

насекомых.

появились

подзорная труба, телескоп, монокль и т.д.

Воспитатель: Посмотрите и зарисуйте, какими вы видите в лупу листья, кору деревьев.

Дети рассматривают, зарисовывают. После этого им предлагается посмотреть на картинки

и отгадать, что ученые рассматривали с помощью лупы.

Воспитатель:

маленькие

рассмотреть

увеличительное

любознателен,

рассмотреть

строение листа, узнать, из каких частичек состоит кровь, увидеть микробы. Для этого

микроскоп.

микроскоп

необычного.

Посмотрите

прозрачную

рассматривали в лупу, и маленькое становилось большим. В лупе только одно стеклышко,

а если взять 2-3 стеклышка, они станут увеличивать сильнее. Все самое крохотное они

сделают большим, видимым. Где же это волшебное стеклышко в микроскопе? Как нужно

пользоваться микроскопом?

воспитателем

рассматривают

строение микроскопа:

объектив, предметный столик, зеркало.

Если ученому надо разглядеть под микроскопом каплю воды, он берет стеклышко, капает

на него воду, кладет стеклышко на столик, прижимает глаз к верхнему концу трубки –

окуляру, зажигает рядом настольную лампу и начинает поворачивать зеркальце. Когда луч

света от лампы снизу осветит капельку, ученый увидит…. Что он увидит? Посмотрите

сами. Только нам настольная лампа не нужна, у нас микроскопы с подсветкой. Что мы

увидели? (Настоящее море, что-то плавает).

Рассмотрите листья растений под микроскопом, зарисуйте все, что увидите.

Дети рассматривают листья растений и зарисовывают увиденное.

Физкультминутка.

Мы на плечи руки ставим, начинаем их вращать (руки к плечам, вращение плечами вперед-

Так осанку мы исправим.

Раз, два, три, четыре, пять!

Руки ставим перед грудью, в стороны разводим. (руки перед грудью в сторону)

Мы разминку делать будем при любой погоде.

Руку правую поднимем, левую опустим вниз. (одна прямая рука вверх, другая вниз, одна

рука плавно вниз, другая одновременно – вверх)

Мы меняем их местами.

Плавно двигаем руками.

А теперь давайте вместе пошагаем все на месте. (ходьба на месте)

А теперь рассмотрите все, что вам интересно.

Воспитатель:

применяются

же волшебные

стеклышки,

микроскопа? Ученые – астрономы используют телескоп для наблюдений за небесными

светилами.

используют

наблюдения

подзорную трубу далеко видно.

Рефлексия: ребята вам понравилось занятие? А что больше всего понравилось на занятии?

А чем бы вы поделились дома родителям?

В-ль: Но есть такие маленькие объекты, которые нельзя рассмотреть через

увеличительное стекло. Человек любознателен, ему хочется все знать,

рассмотреть строение листа, узнать, из каких частичек состоит кровь,

увидеть микробов. Для этого ученые создали микроскоп. Через микроскоп

можно увидеть много необычного. Посмотрите на кожицу лука. Какая она?

(похожа на прозрачную пленку).

В-ль: Но есть такие маленькие объекты, которые нельзя рассмотреть через

увеличительное стекло.

Цель: Познакомить со свойством стекла.
Задачи:
Обучающая:
Формировать умения выделять свойства стекла, обратить внимание детей на то, что все свойства учитываются при изготовлении вещей из этого материала.
Закрепить знания о правилах пользования стеклянной посудой..
Развивающая:
Развивать внимание, восприятие, память, наблюдательность, умение анализировать, связную речь.
Воспитательная:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение выслушивать товарища.
Воспитывать бережное отношение со стеклянными предметами.
Предварительная работа:
Рассматривание с детьми предметов сделанных из различных материалов;
Составление описательных рассказов.
Демонстрационный материал:
Изделия из стекла:
Тонкие и ребристые стаканы;
Розетки;
Вазочки;
Бутылочки;
Салатницы;
Разнообразные флаконы.
Письмо.
Раздаточный материал:

Бутылочка с водой;
Стаканчик;
Методические приёмы:
Игровая ситуация;
Беседа-диалог;
Эксперимент;
Продуктивная деятельность детей;
Анализ;
Подведение итогов.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть сюрприз. Нас пригласили в стеклянную страну и прислали письмо. Это письмо необычное, его прислала сама «Королева Стеклянной Страны».
(Воспитатель показывает конверт с письмом, достаёт письмо и читает его):
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Пишет вам «Королева Стеклянной Страны. Жители» моей страны все сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. А для того, чтобы начать наше знакомство, вы должны выполнить одно задание: назвать вежливые слова».
Воспитатель: Дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? Тогда давайте выполним задание Королевы.
Дети: «Спасибо», «Пожалуйста», «Доброе утро», «Здравствуйте», «До свидание».
Воспитатель: Вы назвали так много вежливых слов, что «Королева» наверняка разрешит нам попасть в её страну.
(Звучит музыка «Голубой вагон», дети строятся паровозиком и отправляются в стеклянную страну. Воспитатель подходит к столу, на котором лежат предметы из стекла, накрытые салфеткой.)
Воспитатель: Давайте скажем «Раз,два,три!»
(Воспитатель убирает салфетку, и дети видят различные предметы из стекла: тонкие и гранёные стаканы, вазы, бутылочки, салатницы и т. д.
Воспитатель предлагает рассмотреть все эти вещи, и просит назвать их..)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на то, что вещи похожи друг на друга, все они «родственники». Почему?
Дети: Они все сделаны из стекла.
Воспитатель: Да, правильно, они все сделаны из стекла. Стеклянных предметов очень много.
Воспитатель: Интересно почему? Давайте узнаем это.
Воспитатель: Представьте себе, что мы исследователи. И мы должны выполнить важное задание. Это помочь Королеве узнать, почему он может с вами играть только зимой.
Выполнение эксперимента
(Воспитатель предлагает детям пройти за столы, на столах лежат игрушки от шоколадного яйца, прозрачные стаканы и бутылки с водой).
Воспитатель: Давайте опустим предмет – игрушку в стакан. Посмотрите, что в стакане?
Дети: В стакане лежит игрушка.
Воспитатель: Молодцы! А как вы догадались?
Дети: Потому что, стакан из стекла и он прозрачный.
Воспитатель: Где используют это свойства стекла – прозрачность?
Дети: Окна в зданиях, очки, линзы, аквариум, стёкла в машинах, часах.
Воспитатель: Стекло бывает прозрачное, а какое ещё бывает стекло? Давайте посмотрим на стол.
(Дети смотрят на стол видят изделия из цветного стекла).
Воспитатель: А для чего используют изделия из цветного стекла?
Дети: Синяя лампочка, коричневый пузырёк, зелёная бутылочка, голубая ваза, чёрные солнцезащитные очки, разноцветные стеклянные фигурки.
Воспитатель: Зачем делают цветные стеклянные изделия.
Дети: Предметы из цветного стекла красивые, красочные. Их используют для украшений помещений. Для защиты глаз. (солнцезащитные очки).
Воспитатель: А ещё тёмные пузырьки делают для того, чтобы увеличить срока годности лекарств, так как солнечный свет плохо проникает через тёмное стекло и не портит лекарства.
Воспитатель: Теперь давайте отдохнём.
Физкультминутка
Девочки и мальчики:
Хлоп, хлоп, хлоп,
(Дети хлопают в ладоши.)
Прыгают, как мячики:
Прыг – скок, прыг – скок.
(Прыгают.)
Весело хохочут:
Ха – ха – ха!
(Имитационные движения.)
Глазками моргают,
(Ритмично зажмуривают глазки.)
После отдыхают.
(Приседают.)
Воспитатель: Ребята, давайте возьмём в руки стекло. Какое оно на ощупь?
Дети: Гладкое, холодное, скользкое, ребристое, с бугорками.
Воспитатель: А если уронить предмет из стекла, что произойдёт?
Воспитатель: Будем проводить опыт?
Дети: Нет.
Воспитатель: Опять догадались. Вот умнички. Потому что стекло хрупкое.
Воспитатель: Назовите изделие из стекла, в которое можно налить воду.
(Воспитатель предлагает налить воду в стакан,)
Воспитатель: Пропускает ли стакан воду?
Дети: Нет
Воспитатель: Значит, стекло водонепроницаемое, в любую стеклянную посуду можно налить воду
Воспитатель: А если ударить карандашом по стеклянной посуде, что вы слышите?
Дети: Звук, звон.
Воспитатель: Правильно, мелодичный звук. Давайте попробуем
(Дети повторяют опыт.)
Фиксирование результатов
Воспитатель: Ребята, давайте назовём все свойства стекла:
Дети Стекло прозрачное;
Стекло может быть бесцветное или цветное;
Стекло хрупкое;
Стекло не пропускает воду, непроницаемое;
При постукивании издаёт мелодичный звук.
Воспитатель: Правильно, вы молодцы. Теперь поиграем в игру.
Игра «Какой предмет?»
Воспитатель говорит, что предметы делают не только из стекла, но из других материалов. Предлагает поиграть в игру «Какой предмет?».
Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч ребёнку и называет какой – либо предмет и материал, из которого он сделан. Ребёнок, возвращая мяч, называет, какой предмет. (Пузырёк из стекла – стеклянный,)
Ложка из металла – металлическая.
Ложка из дерева – деревянная.
Ваза из глины – глиняная.
Ваза из стекла – стеклянная.
Машинка из пластмассы – пластмассовая.
Мяч из резинки- -резиновый.
Кораблик из бумаги – бумажный.
Линзы из стекла – стеклянная.
Поднос из металла – металлический.
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
(Дети строятся паровозиком и под музыку возвращаются в детский сад).
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу.
Воспитатель: Что нового и интересного мы с вами узнали?
Воспитатель: Какие моменты вам больше понравились и почему?

Цель: Познакомить детей со способом получения стекла.

Задачи:

1. Развивать у детей познавательный интерес, мыслительную деятельность: уметь рассуждать,делать выводы;

2. Учить проводить элементарные опыты и эксперименты со стеклом;

3. Расширять словарный запас детей;

4. Воспитывать аккуратность при работе со стеклом.

Ход занятия.

Ребята, послушайте мои загадки, отгадайте их и тогда вы узнает, с чем мы будем работать сегодня.

Звучащее, прозрачное,

Воды не боюсь,

А ударь - разобьюсь.

Очень хрупко и прозрачно

В пользу людям предназначено

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное.

Не бежит, не льется,

А ударишь - разобьется.

Отгадали, молодцы.

Воспитатель подводит детей к столу, где расставлены небольшие стеклянные предметы и просит назвать их. (Дети называют, а воспитатель обобщает предметы, говоря о том, что они сделаны из стекла, т.е. как их можно назватьодним словом.)

Воспитатель: Ребята, какие предметы из цветного и прозрачного стекла вы знаете? А сейчас я вам расскажу, как изготавливают стекло.

Человек давно научился делать предметы из стек-ла. Стекло изобрели много лет назад. В глиняный горшок насыпали песок, золу, немного краски и всё это долго варили на огне, пока не получилось блестящее «тесто». Мастеру-стекольщику очень помогла глиняная палочка. Одним концом палочки он брил расплавленную массу, а в отверстие другого конца дул и выдувал стеклянный пузырь, как вы выдувал мыльные пузыри. Выдувая пузыри, мастер придавал им разную форму (получались вазы, сосуды, флако-ны, бусины). В древние времена оконное стекло еще не умели делать. В домах, в замках и даже в королев-ских дворцах были маленькие окна. Вместо стекла вставляли бумагу, пропитанную воском или маслом, чтобы она не размокала от дождя. В России на окна натягивали пленку бычьего пузыря. Но однажды ма-стер-стекольщик выдул большой стеклянный шар, обрезал с обеих сторон концы, образовалась труба, и пока она была теплая, разрезал ее и развернул на сто-ле. В результате получился стеклянный лист. Первое стекло было неровное, мутное, но и оно очень цени-лось. Вначале стеклянные окна были только в домах богатых людей. Шло время, и люди придумали ма-шину, которая вытягивала из плавильной печи жид-кую стеклянную массу в виде широкой ленты. Зас-тывшую, затвердевшую стеклянную ленту разрезали па части, получался лист стекла. Сейчас построены современные предприятия для изготовления стекла. Посмотрите ещё раз на стол и назовите изделие, кото-рое вам понравилось.

Ребята, назовите ещё предметы из стекла в наше группе, которых нет на столе. (окно, лампочки). Ну а сейчас давайте пройдём в нашу лабораторию и немного поэкспериментируем, чтобы подробнее узнать о свойствах стекла. Но сначала мы должны запомнить и выучить одно самое главное правило обращения со стеклом.

Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

Давайте убедимся в правильности этого правила. (Воспитатель в специальной коробочке роняет стеклянный стаканчик, и он разбивается.) Если стекло бьётся, значит, оно хрупкое. Запомнили, что со стеклом надо работать аккуратно и бережно. А теперь займите свои места.

Опыт №1

Дети кладут в прозрачный стакан цветные камешки тем самым показывая, что стекло обладает свойством прозрачности.

Эксперимент №2

Воспитатель предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие на столах, и потрогать их. Спрашивает, какие ощупь стеклянные предметы. (Дети отвечают, что | гладкие, холодные, ребристое.)

Эксперимент №3

Дети вместе с воспитателем демонстрирует водонепроницаемость стекла, для чего в стакан наливает воду, убеждаются, что стекло не пропускает воду, т.е. оно водонепроницаемо.

Эксперимент №4

Воспитатель предлагает дни слегка ударить карандашом по стеклянному предмету и послушать, как оно звучит. (Стекло издаёт звонкий звук.) Сравнивают простой бокал и хрустальный.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданиями. Итак, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей.) Что вы всегда должны помнить при работе со стеклом? (Ответы детей.) Это правило всегда будет находиться в нашей лаборатории как многие другие. Спасибо всем за работу.