Ахматова о мужчинах которые не помогают. Личная жизнь анны ахматовой. Я гибель накликала милым

Постижение мира человека путем сопоставления его с миром природы нашло свое специфическое выражение в поэтике тютчевских стихов философскою характера. Очень многие из них имеют двухчастную композицию с четким разделением содержания по строфам. Двухчастная композиция намечена и в стихотворении «Как океан объемлет шар земной...», но более отчётливо увидеть эту особенность лирики Тютчева нам поможет анализ стихотворения «Фонтан».

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной -

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осуждён.

О смертной мысли водомёт,

О водомёт неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя метёт?

Как жадно к небу рвёшься ты!..

Но длань незримо-роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

Тютчев уподобляет фонтан лучу. Кроме точности описания, это сравнение придаёт первой строфе особое звучание, создаёт нужную лирическую напряжённость: ведь в традиционном пейзаже луч связан со светом небесным (солнце, луна, звёзды), и его естественная направленность - сверху вниз, от неба к земле. Фонтан - это луч наоборот, он направлен от земли к небу, как бы бросая вызов закону земного тяготения. Это своеобразный вызов небу. И именно за этот вызов, за это упрямство И гордыню он осуждён ниспасть на землю вновь.

Как вы понимаете образ «смертной мысли водомёт»? «Водомёт» - это устаревший синоним слова «фонтан»

(Это человеческий разум.)

Почему Тютчев сравнивает человеческий разум с фонтаном и каков смысл этого уподобления?

(Человеческий разум постоянно работает, как и фонтан, постоянно мыслит. Главные вопросы человека направлены на постижение смысла бытия. Бога, человеческого предназначения, и, наверное, поэтому Тютчев уподобил человеческий разум фонтану.)

Вторая строфа намного драматичнее по своей тональности, атмосфера неравной борьбы, дерзкого противостояния исключительно ярко передана лексическим строем стихотворения: Рваться - двигаться, преодолевая какие-то преграды, разрывать путы, прорываясь; длань незримо-роковая - неотвратимая, неизбежная, грозящая трагическими последствиями; луч упорный - сопротивляющийся, упирающийся; преломляя - насильственно и безжалостно, бескомпромиссно изменяя направление и даже, может быть, уничтожь, свергает - опять подразумевается борьба и насилие. Новый колорит обретает и лексика первой строфы, в особенности такие слова, как дым пламенеет, дробится, клубится, огнецветная пыль, ниспасть на землю, осуждён . Слова, вполне применимые для описания военной баталии.

Развивая содержание стихотворения «Как океан объемлет шар земной...», можно сказать вслед за поэтом: «Да, человек - бездна, и он соразмерен с бездной вселенной. Но он создан смертным, и все его помыслы и устремления обречены на гибель. Но он не может смириться со своей судьбой и будет всегда спорить с Тем, Кто создал его таким; никогда не примет он своей участи смиренно, каким бы бесплодным и бессмысленным ни был его бунт. И это одна из тайн человека - “закон непостижимый”».

III. Самостоятельная работа учащихся.

Подобрать синонимы к слову Человек так, чтобы они соответствовали миру поэзии Тютчева. Объяснить свой выбор.

В сильных классах это задание может быть сформулировано иначе: написать эссе на тему «Человек в поэзии Тютчева» на основе анализа стихотворений, не вошедших в урок.

Наследие великого русского поэта неисчерпаемо, охватить его полностью на нескольких уроках школьного анализа невозможно. Все наши попытки - есть лишь подступы к его постижению, лишь прикосновение к Тайне.

Домашнее задание.

1. Выбрать наиболее близкое стихотворение Тютчева, выучить наизусть и уметь отыскать в нём характерные тютчевские темы, образы, художественные приёмы.

2. Подготовиться к зачету по творчеству Тютчева.

Вариант проведения урока 3(71)

Ход урока

I. Слово учителя.

Поэтическое мировоззрение имеет свою структуру, которая может быть определена как “образ мира художника”, и этот образ развивается из некоторого “первоистока”. В стихотворном обращении к А. А. Фету Тютчев определил свой образ мира, свой поэтический дар как “инстинкт пророчески-слепой”. Этот инстинкт поэта обращает нас к мифу. Для Тютчева, и в этом он сходится с Платоном и Шеллингом, высшая цель поэзии есть творчество мифов. Почти все великие создания его суть мифы о природе. Основу мифа составляет глубинное переживание, пластически воплощённое в язык поэзии.

В основе мира природы Ф. Тютчева - мифологический мир стихий, первооснов Вселенной. В стихотворении “А. А. Фету” поэт определяет свой поэтический дар и как способность “чуять, слышать воды”. Излюбленная стихия поэта - “водная стихия”. Кажется, нет в природе такой формы существования влаги, которая не была бы отмечена Ф. Тютчевым.

Разнообразные формы воды в поэзии Ф. Тютчева обнаруживают связь с такими давно известными идеями-первообразами, как Хаос – Бездна – Беспредельное. Корни такого поэтического мировоззрения – в полумифологических созерцаниях древнейших милетцев: Фалеса, Анаксимандра: вода есть первооснова всего мира, она есть Беспредельное, откуда всё исходит и куда всё возвращается. Эта древнейшая концепция является основой мировосприятия Ф. Тютчева. Конечно, речь идёт не о каких-то заимствованиях, отношение поэта к стихиям огня и воды коренится в подсознательных слоях его души. Фалес, Анаксимандр, Гесиод, Гераклит, Платон - имена античных философов, чьи созерцания органично вплелись в поэтический мир Ф. Тютчева, не нарушая его стройности и целостности.

Центральной проблемой тютчевской картины мира является оппозиция “Бытие-Небытие”. Она имеет своё наполнение:

Бытие Небытие

Жизнь Смерть

Реальное Ирреальное

Любовь Самоубийство

Россия Запад

Промежуточные звенья заполняются рядом символических образов:

Сон, сумрак, дремота.

Итак, один из доминирующих признаков Бытия лежит в пространстве “жизнь - отсутствие Жизни, полнота жизни – и её ущербность”. В этом смысловом пространстве перемещаются отдельные тексты, причём особенность поэтики Ф. Тютчева заключается в вариативности оценки: то, что в одном тексте выступает как отрицательное, в каком-либо другом может получить противоположную оценку. В этом ключе стихотворения Ф. Тютчева могут быть прочитаны как единое целое.

Обратимся к стихотворениям “Проблеск” (1825), “Видение” (1829), “Тени сизые смесились...” (1836). Все они условно могут быть отнесены к “ночным стихотворениям” поэта.

II. Анализ стихотворения “Проблеск” (1825)

Что такое “проблеск”?

Определите композицию стихотворения.

В стихотворении выделяются две части:

I часть – 1-3-я строфы - развёрнутый образ “сумрака глубокого”; форма диалога (“Слыхал ли?”). Представляет мир внешний.

II часть - 4-8-я строфы внутренний мир души лирического героя; диалога нет, что подчёркивается использованием местоимения “мы”, множественным числом глагольной лексики.

Анализ первой части.

Выделите характерные образы тютчевской поэзии в первой строфе. Прокомментируйте их.

(“Сумрак”, “Полуночь”, “сон” - это грань перехода дня в ночь, “сна” в “звон”. Именно “сумрак”, “полуночь” становятся активным действующим началом: “...полуночь, ненароком, // Дремавших струн встревожит сон”, свершит преображение.)

Охарактеризуйте лирического героя.

(Чуткая, вещая душа (“О вещая душа моя!”) лирического героя внемлет всему, что происходит в сумрачном мире Вселенной, призывает собеседника - “Слыхал ли?” - стать свидетелем таинства.)

Как поэт описывает само таинство преображения?

(Гонцом ночи, будоражащим “дремавшие струны” арфы и человеческой души, становится Зефир: его дыхание тревожит “воздушную арфу”, извлекал “то потрясающие звуки, // То замирающие вдруг...” И “лира // Грустит в пыли, по небесах!” Лира, арфа – инструмент преображения души в высокое, чистое, бессмертное. Какими средствами поэт подчёркивает значимость происходящего?

Аллитерация (“взрывает” - “скорбит” - “в струнах” - “лира” - “грустит”) подготавливает читателя к таинству преображения.)

Анализ второй части.

Проследите, как развиваются поэтические образы части II.

(Вторая часть открывается описанием слияния души лирического героя с сумраком (“душой к бессмертному летим!”). Стремление вырваться с “земного круга” - круга жизни - “сна” приводит к обретению мига истины. Пятая строфа – кульминация в развитии поэтической мысли стихотворения. Анафора (“как”), внутренняя антитеза (сумерки, но “сердцу радостно, светло!”), метафора (“По жилам небо протекло!”) рисуют миг слияния с Вечностью. Это подчёркивается и сменой авторского “я” на обобщённое “мы”. Истина обретается через примирение с прошлым, которое “как призрак друга, // Прижать к груди своей хотим”, и веру:

“Как верим верою живою...” Аллитерация на “р“ достигает в пятой строфе своего наивысшего напряжения. “Проблеск” становится катарсисом-потрясением, очищением и обретением гармонии и покоя.

Однако уже в шестой строфе поэтическая интонация неожиданно изменяется. Движение души “к бессмертному” к проблеску сменяется стремительным падением в земной круг жизни - в “волшебный сон“. Постоянный звук “р”, подчёркивавший неожиданность, исключительность переживаемого, к последней строфе иссякает и исчезает совсем, сменяясь “м”, “с”, “ч”, нагнетая ощущение усталости, утомления.)

Что же такое “проблеск”?

(Перед нами как бы “перевёрнутая” аристотелевская трагедия. “Арфы лёгкий звон” пробуждает к внутренней, глубинной, духовной работе, кульминацией которой становится катарсис, слияние с небом – миг истины. Но “проблеск“ не несёт покоя и гармонии, он завершается трагически: заглянуть в бездну-Беспредельное можно лишь на краткое мгновение (“И не дано ничтожной пыли // дышать божественным огнём”). За мгновением истины следует наказание “утомительными снами”.

Всеобъемлющий мир “сумеречного” состояния Вселенной соткан в стихотворении “Видение”.)

«Проблеск» Федор Тютчев

Слыхал ли в сумраке глубоком
Воздушной арфы легкий звон,
Когда полуночь, ненароком,
Дремавших струн встревожит сон?..

То потрясающие звуки,
То замирающие вдруг…
Как бы последний ропот муки,
В них отозвавшися, потух!

Дыханье каждое Зефира
Взрывает скорбь в ее струнах…
Ты скажешь: ангельская лира
Грустит, в пыли, по небесах!

О, как тогда с земного круга
Душой к бессмертному летим!
Минувшее, как призрак друга,
Прижать к груди своей хотим.

Как верим верою живою,
Как сердцу радостно, светло!
Как бы эфирною струею
По жилам небо протекло!

Но, ах! не нам его судили;
Мы в небе скоро устаем,-
И не дано ничтожной пыли
Дышать божественным огнем.

Едва усилием минутным
Прервем на час волшебный сон
И взором трепетным и смутным,
Привстав, окинем небосклон,-

И отягченною главою,
Одним лучом ослеплены,
Вновь упадаем не к покою,
Но в утомительные сны.

Анализ стихотворения Тютчева «Проблеск»

Федор Тютчев с юности увлекался романтизмом, и его стремление создавать стихи в подобном ключе лишь укрепилось после знакомства с творчеством таких немецких поэтов, как Генрих Гейне и Фридрих Шеллинг. Более того, эти авторы становятся друзьями Тютчева, который, являясь дипломатом, в первой половине 19 века представляет интересы России в Европе. В 1825 году он публикует стихотворение «Проблеск», которое удостаивается не только высшей похвалы его немецких друзей, но и получает положительные отзывы русских критиков. Они не подозревают, что автором этого произведения, скрывающегося за инициалами «Ф.Т.», является государственный деятель, обладающий утонченной натурой и особым видением мира.

Действительно, стихотворение «Проблеск» является своеобразным гимном ночному небу, которое представляется автору волшебной бездной, притягательной и таинственной одновременно . Тютчев выхватывает из своей жизни лишь одно мгновение, когда полуночь, ненароком, дремавших струн встревожит сон», и превращает его в упоительную балладу, наполненную мистикой и очарованием. Попытки разгадать тайную ночного неба, на котором отражаются проблески далеких звезд, рождают в душе поэта удивительные ассоциации. Ему кажется, что он слышит божественную музыку, и эти «потрясающие звуки, то замирающие вдруг» становятся той удивительной связующей нитью между реальностью и фантазией, на которой Тютчев строит свои размышления и наблюдения.

Восторг смешивается с легкой грустью, и поэт отмечает, что «как бы эфирною струею по сердцу небо протекло». От этого сердцу становится легко и радостно, но ощущение счастья оказывается настолько полным и всепоглощающим, что очень скоро начинает утомлять поэта. Он отмечает, что справиться с этим чувством сложно, так как «не дано ничтожной пыли дышать божественным огнем». Тем не менее, автор убежден, что именно ночное небо, которое таит в себе очарование Вселенной, дает человеку душевные силы для того, чтобы с радостью встретить наступающий день . При этом совсем необязательно всю ночь напролет любоваться «темной бездной». Достаточно лишь прервать «на час волшебный сон», чтобы в жизнь ворвался проблеск небесного луча, которому суждено стать путеводной нитью и расставить все по своим местам, избавить от тяжелых мыслей и предчувствий, подарив «утомительные сны», которые дают ответы на давно мучающие вопросы.

На вопрос Нужен анализ стихотворения Проблеск, Тютчев заданный автором распространиться лучший ответ это Стихотворение в духе Тютчева в том плане, что время действия - ночь. Для него это одно из самых любимых состояний природы. Любимый поэтический прием - полутона, именно поэтому, наверное стихотворение названо Проблеск - что-то недосказанное, незавершенное, и даже в какой-то мере невнятное.
С наступлением ночи наступает такая тишина, что слышны ее "звуки", в данном случае -Воздушной арфы легкий звон. Звуки нечеткие, негромкие (опять в полутонах) , но тем более волшебные, именно поэтому арфа ассоциируется с ангельской лирой, которая оказалась забытой в земной пыли.
Эти звуки тишины пробуждают в душе воспоминания, светлую грусть - и на сердце становится легко, но это состояние не может в понимании Тютчева длиться вечно, и человек, ничтожная пыль, очень скоро возвращается к реальности, которая далека от покоя

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Нужен анализ стихотворения Проблеск, Тютчев

Ответ от Taha [гуру]
Проблеск. Опубликован в альманахе М. П. Погодина «Урания» (М. , 1826). Опираясь на дату цензурного разрешения альманаха (26 ноября 1825 г.) , К. В. Пигарев предложил условную датировку: «Не позднее осени 1825 г.) 1.
Содержание этого стихотворения связывает его с именем С. Е. Раича (хотя прямых указаний на эту связь нет). В этом отношении симптоматичен образ Эоловой арфы («воздушной арфы») , на котором строится «Проблеск». В глазах Раича, поэта-романтика, назначение поэзии - служить «посредницею неба и земли» ; Эолова арфа является символом этой связи2.
«Проблеск» - первое стихотворение, в котором отчетливо проявилось своеобразие дарования Тютчева, что было отмечено еще Л. Н. Толстым3. Эта особенность не позволяет отнести его к 1822-1823 гг. , когда поэтический язык Тютчева еще не сформировался. По-видимому, «Проблеск» был написан в 1824 г. (и тогда же отправлен Раичу4) или летом 1825 г. , когда Тютчев приехал в Москву и воспоминания о Раиче ожили в его памяти. В первом случае «Проблеск» должен был сохраниться в архиве «общества» Раича, вместе с другими стихами Тютчева (см. выше: № 2-5). Во втором случае Тютчев, как полагал Пигарев, мог лично вручить свои стихи Погодину5. Поскольку ни одно из этих предположений не имеет решающих доказательств, предлагаем условную датировку в границах: 1824 - лето 1825 (после 11 июня) 6.
1 Лирика. Т. I. С. 337.
2 Амфитеатров (Раич). Рассуждение о дидактической поэзии (магистерская диссертация) // ВЕ. 1822. № 7. С. 205.
3 Благой Д. Д. Читатель Тютчева - Лев Толстой // Урания. Тютчевский альманах. 1803-1928. Л. , 1928. С. 243.
4 Как отмечено выше, Тютчев посылал свои стихи Раичу в 1823-1824 гг. , в период активной деятельности «общества» Раича (см. выше: «№ 2, 4-5).
5 Лирика. Т. I. С. 337.
6 11 июня 1825 г. - дата приезда Тютчева в Москву из Мюнхена
Впервые - альм. "Урания на 1826 год", с. 147- 148. Это стихотворение, как и два других, опубликованных в "Урании", было передано издателю альманаха М. П. Погодину самим Тютчевым во время его первого приезда из Мюнхена в Москву летом 1825 года. См. : М. П. Погодин. Воспоминание о Степане Петровиче Шевыреве. СПб. , 1869, с. 7. Написанное в первые годы пребывания за границей, стихотворение исполнено чувства тоски по родине, по юным годам, проведенным в литературно-философском кружке С. Е. Раича. Воздушная арфа (или Эолова арфа) - музыкальный инструмент в виде ящика, в котором натянуты струны, звучащие от движения воздуха.