Женские причёски XVIII века - эпоха Просвещения. Костюм эпохи Просвещения XVIII века

«Независимость в США» - Битва при Саратоге. Ответом на петицию послужило объявление Массачусетса на военном положении. Бостонское чаепитие 1773 г. Вирджинское собрание увидело в штемпельном акте явное стремление уменьшить свободу американцев. Война за независимость сша 1775–1783. Второй Континентальный конгресс. Капитуляция англичан при Йорктауне.

«Век Просвещения по истории» - Соединение властей в одном лице ведет к злоупотреблениям. Барон де Монтескье. "Женевский гражданин". Свобода есть право делать лишь то, что дозволено законом. “Властитель дум”. Задача законодателя – уровнять крайности богатства и бедности. Я жил с 1694 по 1778 год. Я сторонник просвещённой монархии.

«Просвещение, классицизм, сентиментализм» - Просвещение. Николя Буало. Суть классицизма. Бетховен. Генри Филдинг. Понятие «разум». Классицизм. Ограниченность разума. Просвещение, классицизм, сентиментализм. Джонатан Свифт. Как это выглядит. Задача просвещения народа. Карло Гоцци. Взлет музыкального искусства. Ж.-Ж. Руссо. Т. Дж. Смоллетт. Карло Гольдони.

«Просвещение XVIII века» - Университет. «Просвещение XVIII века». Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №20. Кроссворд: Основан в 1755 году?. Императрица Елизавета. Московский Государственный. Екатерина II Великая. Просвещение. Века. Петр I Великий. Екатерина II Великая Императрица Елизавета Петр I М.В.Ломоносов.

«Эпоха просвещения» - Бах. Екатерина II. Персей и Андромеда. Рококо. Томас мор. Ночной дозор. Родоначальник английского материализма и экспериментального подхода в науке. Направление искусства, ориентированное на античность. Направление искусства, основанное на правдивом отражении мира. Немецкий поэт, драматург и теоретик искусства.

«Политика просвещенного абсолютизма» - Реформы Марии-Терезии и Иосифа II. Выводы. Начало славных дел Петра. Критерии оценивания устного сообщения. Реформы К.Маврокордата. ЕкатеринаII. Политика просвещенного абсолютизма. Европа в начале нового времени. Алгоритм составления опорной схемы/постера. Константин Маврокордат. Политика просвещенного абсолютизма в странах Европы.

Всего в теме 25 презентаций

Мастерам моды и костюма XVIII века было легко уже потому, что предыдущий век, как хороший закройщик, создал модели, «выкройками» которых будут пользоваться почти два столетия. Настало время отшлифовать формы, приладить детали, позаботиться о соблюдении чувства вкуса. Знаменательно, что именно в этом веке превосходный английский художник-живописец, гравер и теоретик искусства Хогарт в книге «Анализ красоты» именует главы: «О соответствии», «О простоте и ясности», «О сложности», «О величине». Он пишет: «...неуместные и несовместимые излишества всегда вызывают смех, особенно когда формы этих излишеств не отличаются изяществом, то есть когда они однообразны по своим очертаниям. Так, например, никогда не выбирают две мушки одного размера и не помещают на одной и той же высоте. Но если локоны чопорно спускаются попарно и на равном расстоянии, то они теряют желаемый эффект и не заслуживают, чтобы их любили».

Портрет Мэри Эдвардс. Английский живописец Уильям Хогарт, 1740 год.

Вспомните XVII век. Ведь в XVII веке идеалом высокого искусства были именно чопорность, симметрия, порядок и математическая точность. «...Но все течет, все изменяется. Кто достиг вершины, тот идет вниз. Для французской сословной монархии спуск вниз начался, как известно, уже при жизни Людовика XIV и затем беспрерывно продолжался вплоть до революции. «Король-Солнце», говоривший «государство – это я», все-таки по-своему заботился о величии Франции.

А Людовик XV, нисколько не отказывавшийся от притязаний абсолютизма, думал только о своих наслаждениях. Ни о чем не думало и огромное большинство окружавшей его аристократической челяди. Его время было временем ненасытной погони за удовольствиями, временем веселого прожигания жизни. Но, как ни грязны были подчас забавы аристократических бездельников, вкусы тогдашнего общества все-таки отличались неоспоримым изяществом, красивой утонченностью, делавшими Францию «законодательницей мод». И эти изящные, утонченные вкусы нашли свое выражение в эстетических идеалах своего времени.

Новые идеи в европейском костюме

Говоря откровенно, я ищу
Лишь изящество, грацию, красоту,
Мягкость, вежливость и веселость –
Словом, все то, чем дышит чувственность
Или игривость.
Все это без лишней вольности,
Все это под покровом, которого требует
Придирчивая добродетель...

Нирон. Франция.

Исчезли монументальные и грандиозные портреты – из легких золоченых рам смотрят на нас, изогнувшись в грациозных позах, утопающие в кружевах, блеске атласа и бархата розовощекие кокетливые мужчины с мягкими женственными чертами лица. Это не мыслящие мужи, а знатоки блестящих комплиментов, искристых каламбуров, поверхностных, но изящных стихов. Исчез «олимпийский» парик, маленькая головка в пудреном парике делает юношу женственным и старика молодым. Их мягкие движения наполнены танцевальными ритмами, боком они опускаются на мягкие кресла с тонкими изогнутыми ножками или полулежат в кокетливых позах на канапе и кушетках.

Даже величественные троны превращаются в кресла, охраняемые легкомысленными амурами. Комнаты миниатюрны, рассчитаны на интимные беседы. Стены прикрыты ветвями прихотливо извивающегося орнамента. Излюбленным цветком становится роза, модными тонами – мягкие пастельные тона.


Шоколадница, портрет красавицы Анны Бальдауф
Художник Жан-Этьен Лиотар, около 1745 года.

Женщины исполнены грации и элегантности. Корпус затянут в тончайший корсет, и, как стебель, выглядывает из чашечки панье маленькая ножка в ажурном чулке, открывается по щиколотку из-под легко вздымающейся юбки. Пудреные маленькие головки уравняли возраст – всем женщинам не меньше двадцати и не больше шестидесяти.

Прелестный беспорядок в туалете
Вдруг создает одежды своенравье.
Батист, как бы в рассеяньи изящном
Наброшенный на плечи; кружева
Заблудшие, то там, то здесь порхая,
Порабощают алый цвет корсажа...
Волны пленительно бегут по бурной юбке,
Завязаны беспечно туфли; в этом
Такая необдуманная тонкость!

Геррик «Беседы о костюме».

Прозрачность цветовой палитры, грация и изящество, построенные на аллогизме формы, – вот средства, которыми оперирует искусство костюма в создании нового желаемого идеала моды. Новые по внешнему облику персонажи наполнили пьесы мастеров любовной интриги Мариво, Бомарше, Вольтера, а талант живописцев – Хогарта в Англии, Пьетро Лонги в Италии, Ватто, Буше, Фрагонара, Лиотара и Ланкрэ во Франции – закрепил навечно эталон прекрасного в легкомысленном веке.

В этот период не было недостатка в великолепных портретистах. Дмитрий Левицкий, один из лучших русских живописцев, оставил замечательную галерею не только женских, но и мужских портретов. Его живописный талант и мастерство в изображении костюма – неоценимая сокровищница для художника театра и актера. Художники Рокотов, а в конце XVIII века и Боровиковский с необычайной поэтичностью отразили психологическое состояние личности, вплетая в характеристику детали костюма, органичные данному лицу и времени написания портрета.


Поцелуй украдкой. Французский художник Жан Оноре Фрагонар, 1787 год.

В XVIII веке получает широкое развитие торговля со странами Востока, откуда поступают китайский фарфор, персидские ткани, мебель, безделушки, определившие вкус законодателей моды. Тема Китая вторгается в область костюма в виде изображения на тканях новых форм цветов и растений. Все это вместе получит название «китайщина» – шинуазери.

Аристократический идеал внешнего облика и костюма, сформировавшийся в первой четверти XVIII века, просуществовал почти до конца столетия. А мода, выразившая этот идеал, с необычайной быстротой облетела все страны Европы. Родившись в среде аристократии, мода уже не принадлежала только ей. Вырос новый класс, пока еще не имевший политических свобод, но уже располагавший первенством в общественном звучании для государства. Буржуазия не допускалась к участию в государственных делах и ютилась в тесной деловой части города, в ее домах хозяйничали добродетельные женщины. Они смотрят на нас с небольших полотен Шардена, чародея простоты и обыденного. В волшебном сиянии его сдержанной цветовой палитры стирают они белье, разбирают снедь для обеда, следят за первыми каракулями своего малыша. Их туалеты скромны и изящны. Чепцы, рукава, малейшая складка переданы Шарденом с энциклопедической достоверностью и талантом великого живописца.


Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной, 1797 год.

Буржуа становятся потребителями моды, снимая с нее придворную экстравагантность и привнося близкие их духу рационализм и сдержанность. Мода получает свою вторую жизнь, и теперь уже надолго будет утвержден термин «буржуазная мода». В XVIII веке мода, проникнув в деревню, наложит печать века на сельский костюм, как мужской, так и женский. Эти формы, застыв, дошли до наших дней в неизменном виде, но уже как народный костюм. Многое в свою очередь придет в моду из деревни: например, шляпа, которая и получила название «молочница», шарфы-галстуки, передники и чепцы, свободные корсажи, платки.

Многогранность общественно-политической жизни второй половины XVIII века не замедлила сказаться и на формах искусства и, конечно, костюма. Во Франции во второй половине XVIII века, в период быстрого прогресса науки и восторженного увлечения ею, в период роста промышленности и развития хозяйства, в передовых слоях общества постепенно складывалась уверенность в необходимости коренных изменений в общественном порядке. Философские идеи Руссо становятся знамением века: «Человек рожден быть свободным, а между тем он всюду в оковах...», «...Всякий гражданин праздный – богатый или бедный – плут...». Свою книгу «Эмиль» Руссо посвящает показу облагораживающего влияния общения с природой как главного фактора воспитания.

Идеал такого общения человека с природой, гражданских добродетелей и физической красоты искали в античности, тем более что в это время велись раскопки Геркуланума и Помпеи, представившие удивленному миру совершенные образцы искусства. Мы не знаем точно, кто первым из портных проникся почтением к идеям Руссо, мы не знаем первого заказчика, который попросил своего портного создать костюм, отвечающий «идее свободы», приближающей его к античному идеалу, но так или иначе начало реформы костюма было положено в 70-х годах XVIII столетия. Белоснежные одежды напоминали античные туники и деревенские простые платья, отложные воротники белоснежных сорочек в небрежной вольности раскрывали шею и грудь, мягкие шарфы опоясывали талии, тонкие муслины и вуали, простые ситцы заменяли дорогие бархат и атлас.

Мода и костюм становятся тонкими стрелками барометров политической погоды и социальных столкновений, фригийским колпаком венчают как символом свободолюбия. Недаром в период революции революционных гвардейцев звали санкюлотами – бесштанниками. Они носили простые длинные штаны, тогда как кюлот – короткие штаны – были привилегией аристократии.

XVIII век ознаменовал конец аристократической моды и провозгласил новые свободные идеи в области искусства костюма, которым суждено было осуществиться только спустя полтора столетия.


Секс в эпоху Просвещения. Часть 5.

Мода и эротика

Эротический костюм

Каждая эпоха, создающая нового Адама и новую Еву, всегда создает и новый костюм. С помощью него законодатели мод пытаются решить как эротическую проблему, так и проблему классового неравенства. Существенное отличие эпохи Просвещения от эпохи Возрождения заключается в том, что с этого момента начинается вновь эра одетого человека. Костюм уже не служит простой декорацией для нагого тела, как при Возрождении. Теперь он становится главным, а сам человек отступает далеко на задний план. Идеал красоты достигается при помощи одежды, благодаря которой человек становится определенной личностью. В XVIII веке люди вообще состоят только из платья, и часто платье и есть весь человек.

Так как костюм - одно из важных средств классового обособления, то новая мода всегда являлась делом рук господствующих классов. Последние старались всеми мерами обособиться от низших сословий и внешним видом подчеркнуть свое доминирующее социальное положение.
Поскольку в начале эпохи господствовали величественные формы и линии, то мода нашла решение задачи как в кринолине, так и в характерных для этого времени нагофренных воротниках и оттопыривающихся бантах на платьях женщин и мужчин.
В женском костюме идея величия была осуществлена при помощи удлинения шлейфа и фонтанжа (дамская высокая прическа). Фонтанж, с одной стороны, логическое дополнение парика Allonge, а с другой - столь же естественный противовес огромному шлейфу, длина которого колебалась от двух до тринадцати метров. А чем длиннее был шлейф, тем выше становился и фонтанж. Например, в Вене он достигал порой 1,3 метра!
Прическа становилась настоящей маленькой театральной сценой, на которой разыгрывались всевозможные пьесы. Все, что порождало в общественной и политической жизни сенсацию, искусно воспроизводилось на голове дамы (сцены охоты, пейзажи, мельницы, крепости, отрывки из пьес и так далее). Дама, желавшая показать, что она преисполнена мужества, выбирала сражающихся солдат; галантная дама, кокетливо выставлявшая напоказ свои успехи, предпочитала носить на голове любовников, дерущихся за нее на дуэли. Эта, до смешного смелая, мода возникла в Париже и очень скоро совершила свое триумфальное шествие по всем европейским столицам.

Когда высокую прическу сменила мода на перья - последняя характерная мода XVIII века накануне Великой французской революции, - то это было только временным возвращением к рассудительности.

Поскольку с помощью костюма господствующие классы хотели отделить себя от тружеников, то моде предстояла задача сделать тело, предназначенное для праздности, неспособным к труду. В парике, в сюртуке, отороченном золотом и украшенном бриллиантами, в кружевном жабо и другой подобной одежде мужчина мог только медленно двигаться. Дама со стянутой в щепку талией и в пышной юбке из кринолина практически совсем не могла двигаться, и должна была взвешивать каждый шаг, если не хотела потерять равновесие и упасть.

Именно в XVIII веке был придуман каблук, который в выгодном свете подчеркивает женские формы. Он меняет манеру держаться: живот втягивается, грудь выступает вперед, спина выпрямляется, таз становится более округлым; особое положение колен делает походку моложавее и бойчее; линии бедер становятся напряженнее, их формы - пластичнее и яснее. Каблук был одним из главных символов века женщины. Признанная в ту или другую эпоху относительная высота каблука служила прямым мерилом господства женщины. Он становился тем выше, чем большее место в господствующих классах занимали женщины.
Если высокий женский каблук представляет наиболее важное приобретение в области моды эпохи Просвещения, то ее наиболее бросающаяся в глаза черта - выставление напоказ женской груди. Дамы носили тогда декольте не только в праздничных случаях, но и дома, на улице, в церкви - одним словом, везде. Если эпоха Возрождения открывала взорам обнаженную грудь, то эпоха Просвещения - грудь раздетую. И декольте в этом играло самую важную роль. Вырез делался как можно глубже и больше.

Однако мода на декольте постоянно менялась на протяжении всего XVIII века. Самое смелое обнажение груди сменялось ее почти герметическим закупориванием. Впервые «чрезмерно расточительное» декольте появляется во второй половине XVII века. Десятилетие спустя, в начале XVIII века, напротив, обнажать грудь более чем на два дюйма ниже шеи уже считалось неприличным. В середине этого столетия хорошим вкусом отличалась опять дама, которая выставляла напоказ большую часть груди и плеч, а несколько лет спустя снова каждая женщина закрывала грудь до самой шеи и так далее.

Женская юбка не играла такую же роль, как декольте или каблук, но ее значение тоже велико, и во многом благодаря использованию кринолина. Кринолин является дальнейшим развитием той «юбки-подушки», которая вошла в моду еще в эпоху Возрождения, чтобы подчеркнуть узкую талию. Кринолин также получил название cache-bâtard («спрячь внебрачного ребенка»), поскольку позволял незамужним женщинам скрывать беременность. Так как выше всего ценилось наслаждение, то женщина хотела использовать все его возможности и как можно больше сократить срок служения целям природы. «Порядочная» дама тоже стремилась скрыть свое положение до последней минуты, поскольку беременность в то время считалась скорее позором, чем славой.
Наконец, по мере того как метод retroussé («искусство показывать ногу») становился все более популярным, все больше внимания стали обращать и на нижние части костюма. Начали с чулок и подвязок. Подвязку, которую раньше носили ниже колена, постепенно поднимали все выше и выше. Это открывало возможности к более смелому retrousse, позволяя модницам эффектно демонстрировать свои ножки, котрые теперь зрительно становились стройнее. Чулки и подвязки побуждали к более частому retrousse, находя к нему повод на каждом шагу. Дама, не прибегавшая к этому приему, вызывала подозрение, что она одевается не по моде.

Аксессуары для соблазнения

В эпоху Просвещения к самым популярным и действенным аксессуарам для соблазнения можно отнести платок на шее, веер, маска и мушки. На первый взгляд все эти предметы могут показаться несущественными, тем не менее, невзирая на их официальное предназначение, они лучше всего демонстрируют, как женщины XVIII века соблазняли мужчин.

Платок, который дама накидывала на шею и плечи, имел главной целью скрывать модное декольте в такие моменты, когда оно считалось неуместным (дома во время работы, в церкви и так далее). Однако его истинное предназначение было полностью противоположным: он усиливал действие декольте приблизительно так же, как и вуаль. Затушевывая контуры груди, платок тем самым возбуждал воображение мужчины, разжигал его любопытство, доводил его до желаний, чем и достигалась главная цель соблазнения. Если у неимущих классов этой цели служил платок, то у имущих классов - кружевное фишю (косынка) или драгоценная шаль.
Веер был неизменным спутником женщины и относился к числу самых значимых туалетных принадлежностей не только светских дам, но и женщин других сословий. Вполне естественно, что он с самого начала сделался важным средством соблазнения. Красивую руку, изящную кисть, грациозный жест, изящную линию - все это можно было выгодно подчеркнуть при помощи веера. В это время возник и знаменитый разговор при помощи веера, позволяющий женщине в любой момент вступить с мужчиной в интимную беседу, непонятную для непосвященных. Путем известных движений веера женщина могла пригласить мужчину подойти, сказать ему, что она готова пойти навстречу его намерениям, назначить время свидания, сообщить, придет она или нет. Прячась за веером, дама могла выразить свое одобрение дерзкой смелости; развернув веер, она могла вызывать на флирт жестами, скрывать этот флирт от чужих взоров, отвечать на него и так далее. Другими словами, в XVIII веке веер позволял женщине быть активной и пассивной участницей оргии непристойности, устраиваемой ежечасно светским обществом. Этим искусством в эпоху Просвещения владели почти все женщины.

Необходимо здесь упомянуть о практиковавшемся тогда обычае носить маску, так как маска служила почти тем же целям, что и веер. В некоторых странах и городах, в особенности в Венеции, аристократы - и только они одни - имели право ходить в маске по улицам или посещать театр не только в дни карнавала, но и в течение всего года. Эта привилегия господствующих классов служила везде, где она существовала. Использование маски позволяло и порядочным дамам посещать пьесы и спектакли настолько непристойные, что, казалось бы, в театре не должно было быть места женщинам. Другими словами, маска в еще большей степени, чем веер, служила для «порядочных» людей средством свободно участвовать в различных непристойностях.
Одним из важнейших аксессуаров соблазнения именно эпохи галантности были мушки. Первоначально они должны были скрывать портившие красоту пятна на лице и других обнаженных частях тела. Очень скоро, однако, эти мушки вошли в моду, так как их чернота особенно хорошо оттеняла белизну кожи, ставшую высшим признаком красоты; отсюда другое их название – «пластырь красоты». Стоило только наклеить мушку на таком месте, на которое хотели обратить внимание, и можно было быть уверенным, что взоры всех то и дело будут обращаться именно на это место. Кто хотел обратить внимание на красивую шею или на плечо, помещал мушку именно там; галантная дама наклеивала ее наверху груди, бесстыдница - как можно ниже между обоими полушариями. Такова была главная, но не единственная цель мушки. То, что первоначально предназначалось только для глаз, становилось постепенно пикантной игрой для ума. Кто хотел прослыть плутовкой, помещал мушку около рта; кто хотел подчеркнуть свою склонность к галантным похождениям, помещал ее на щеке; страстная - около глаза; дерзкая - на носу; кокетка - на губе; высокомерная - на лбу. Таким образом, с помощью существовавшего «языка мушек» можно было подчеркнуть те черты характера, которые хотели выставить напоказ.

Балы и маскарады

В XVIII веке самым удобным местом для демонстрации модного костюма и эротических аксессуаров были различные балы и маскарады. Самым популярным увеселительным учреждением в Лондоне был развлекательный сад Воксхолл-Гарденз (Vauxhall Gardens). С середины XVII века и до середины XIX века он был одним из главных мест общественного отдыха и развлечений. Ежедневно собиралось от четырех до шести тысяч людей, в особо торжественных случаях даже от восьми до десяти тысяч. Невысокая входная плата, но очень высокие цены на напитки и кушанья удерживали от посещения этих мест неимущие слои общества.
Главным событием любого увеселительного мероприятия, которого все с нетерпением ждали, были танцы. Именно тогда вошли в моду такие танцы, как менуэт, аллеманда и вальс. Благодаря такой эволюции танец сделался еще в большей степени, чем прежде, «великим совратителем» и «неутомимым сводником», сближавшим мужчину и женщину. Прежняя его главная цель, состоящая в том, что партнершу вращали в воздухе так, что юбки вздувались и глазам публики представало интересное зрелище, полностью не исчезла, однако постепенно были придуманы более интимные и изысканные эффекты. Во время так называемых «поцелуйных танцев», бывших особенно в ходу в Англии, поцелуй, которым должны были обмениваться парочки, становился все более длительным. Английский публицист и драматург Джозеф Аддисон (Joseph Addison), возмущавшийся этим обычаем, писал: «Хуже всего танцы с поцелуями, когда кавалер должен целовать свою даму, по крайней мере, в продолжение минуты, если не желает обогнать музыку и сбиться с такта».

Персоналии

Мария Антуанетта (1755-1793) - супруга короля Людовика XVI , королева Франции и самая элегантная женщина страны. Именно она ввела в моду платье рубашечного покроя и верхнюю одежду небольших размеров: женский казакин (узкая куртка до бедер) и короткий мужской вест. Мария Антуанетта очень любила высокие прически, особенно, так называемые, «фрегаты» и «сады». Она каждую неделю совещалась со своим придворным парикмахером, знаменитым Леонаром, тратившим на одну прическу около 19 метров газа и принципиально не пользовавшимся кружевами. Каждую неделю она заставляла его придумывать новые комбинации, которые затем вводила в моду. Самой известной его прической стала A-la Belle Poule («а-ля белль пуль»), посвященная победе французского фрегата Белль Пуль» над англичанами в 1778 году.


Павел I (1754-1801) – император Всероссийский с 6 ноября 1796 года. Когда он родился, в его честь было проведено три дня маскарадных обедов, которые его отец Петр III устраивал в то время часто и на широкую ногу. При Павле I маскарадное платье стало обязательным, тогда как при Екатерине можно было использовать только маску. Если в начале века в празднествах, как правило, участвовали юродивые, то к концу века они стали более изысканными. Петровские святочные забавы превратились в стилизованные красочные маскарады.
Указ 1798 года «О запрещении ездить на маскарад без маскарадного костюма»:
«Правительствующий Сенат, слушав рапорт Военной Коллегии, с изъяснением в оном Высочайшего Его Императорского Величества повеления, коим запрещается всем чинам впред без маскарадного платья ездить в маскарад; а ежели впредь кто приедет в маскарад в собственном кафтане или мундире и без маскарадного платья, то таковых брать под караул, Приказали: для должного и непременного сего Высочайшего Его Императорского Величества повеления исполнения, предписать всем Военным Губернаторам и Губернскими Правлениями указами.»

При написании этой статьи использовался материал из книги

В исторических науках, к которым относится, в том числе, история культуры, период развития европейской цивилизации, длящийся с начала XVII в. по конец XIX – начало XX вв., принято называть Новым временем. Начало этому периоду положили европейские буржуазные революции, а конец – завершение промышленного переворота и Первая мировая война. Само название – «Новое время» – говорит о громадных изменениях, произошедших в политическом, экономическом, общественном укладах, в изменении повседневной жизни людей. Здесь, прежде всего, понимается разрушение феодального строя и становление капиталистических буржуазных отношений. Новое время становится эпохой формирования национальных государств, эпохой самоопределения наций, эпохой войн и революций.

В Новое время, когда после завершения эпохи «великих географических открытий» человечество реально осознало, насколько велик и разнообразен мир, сформировались идеи европоцентризма. Складываются представления о Европе как о колыбели человеческой цивилизации, Европе как обладательнице всех прогрессивных идей и передовых технологий. Сложилось представление о том, что миссия, задача европейцев состоит в том, чтобы просветить, «окультурить» весь мир.

Во второй половине XVII в. наступила эпоха Просвещения, продлившаяся весь XVIII и начало XIX вв., таком образом, эпохи Нового времени и Просвещения пересекаются, но не совпадают, поскольку имеют разное смысловое значение. В качестве девиза эпохи Просвещения можно назвать, пожалуй, крылатую фразу, автором которой стал английский философ Фрэнсис Бэкон: «Знание – сила» («Knowledge Itself Is Power»). Европейцы связывали с бурным развитием науки, прошедшим в XVII в., надежды на власть над природой (искоренение болезней, предотвращение стихийных бедствий, расширение возможностей человека благодаря техническим приспособлениям) и на власть над самими собой, усовершенствованием природы человека. Уверенности в наступлении «века разума» способствовали успехи механико-математического естествознания, отождествляемого тогда с наукой. Наука расценивалась как панацея от всех бед, способная обеспечить на Земле золотой век. Именно в эпоху Просвещения состоялась институциализация науки (превращение ее в социальный институт, а деятельность ученого – в профессию), открывались официальные научные сообщества, академии наук.

Новое время породило новое понимание человеческого бытия. Появляются новые взгляды на отношения человека и Бога, последствиями которых стала секуляризация общественного сознания (освобождение его от подчиненности церкви). Появились такие течения как атеизм – отрицание религии вообще; деизм – течение, признающее за Богом роль творца, первопричины творения, однако после завершения творения, как считают деисты, мир развивается и совершенствуется согласно своим внутренним законам. В этом свете весьма интересны высказывания французских просветителей о том, что моральное право быть атеистом имеет только высокообразованный и высоконравственный человек. Тем не менее, Новое время не стало временем крушения религий, наоборот, в некоторые кризисные моменты мыслители, художники, литераторы вновь и вновь обращаются к библейским сюжетам, богоискательству, религиозной тематике. В большинстве государств отделение церкви от государства и церкви от образования в этот момент было бы делом немыслимым. Но позиции церкви в духовной, культурной жизни общества были существенно потеснены.


Наиболее животрепещущим, «больным» вопросом Нового времени стал вопрос взаимоотношений общества и личности, вопрос государственного устройства общества. Из эпохи Возрождения был унаследован тезис о том, что люди равны по своей природе. Каждый человек в момент своего рождения наделен разумом, духовной и физической силой. Новой была мысль о том, что все эти человеческие данности подлежат развитию. Причем идеалом человека было их гармоничное развитие, т.е. та ситуация когда разум, знание помогают сформировать человеку высокие духовно-нравственные идеалы, а физические силы помогают осуществить эти идеалы в жизнь. Просвещение, образование понимались как средства для облагораживания человека, улучшения его натуры. Не подвергался сомнению тезис о том, что человека, а значит и человечество в целом можно улучшить. В этом проявился характерный для Нового времени исторический оптимизм , которым было пропитано большинство философских концепций и художественных произведений.

В середине XVII в. Т. Гоббс («Левиафан») выдвинул теорию «общественного договора». Он исходил из положения «человек человеку – волк», поскольку человек с самого рождения начинает борьбу за выживание. Единственный выход из общественных катаклизмов состоит, по мнению Гоббса, в том, чтобы государство вступало в общественный договор с гражданами, выгодный для всех его участников и способный сбалансировать интересы. Только тогда человек сможет реализовать свои естественные права. Власть, согласно этой концепции, не имеет божественного происхождения. Идеи «общественного договора», «разделения властей» были продолжены в работах Жан Жака Руссо (1712-1778), Шарля Луи Монтескье (1689-1755), Вольтера (1694-1778).

Эпоха Просвещения справедливо называется «золотым веком утопий». Лучшие умы волнует идея равенства. Английским философом Джоном Локком (1632-1704) в его главном сочинении «Опыт о человеческом разумении» (1690) были определены три основных неотчуждаемых права человека: право на жизнь, право на свободу, право на собственность. Последнее право подразумевало собственность, полученную в результате личного труда. Правовое равенство понималось как обеспечение каждому человеку указанных прав. Правопорядок понимался как свободное развитие и получение выгоды каждым, но так, чтобы его действия не ущемляли прав других индивидов. В знаменитой «Декларации независимости», созданной в Америке, есть утверждение о том, что все люди сотворены равными и наделены от природы определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Эти права объявлялись естественными для каждого человека.

Новое время стало временем культа разума. В философии это проявилось в отрицании представлений о познании с помощью чувств и утверждении принципов рационализма (разум является основой познания и основой поведенческих реакций человека). В науке это время расцвета естествознания и точных наук.

В эпоху Просвещения происходит оформление национальных систем образования в европейских странах, которые представлены различными учебными заведениями, начиная с начальных и общеобразовательных школ и заканчивая профессиональными и высшими учебными заведениями. Традиционная «народная» педагогика все больше сменяется более универсальной, унифицированной системой школьного образования. Однако наряду с демократическими тенденциями наблюдается и обратный процесс, проявившийся в существовании аристократического образования, «воспитание джентльмена». В образовательную программу дворянских семей входили латынь и французский язык, математика, география, истории, танцы и фехтование, знание хороших манер и знание света. Регламентировалась также манера поведения джентльмена, существовал принцип «ничего слишком»: медленная поступь, степенная речь, большой напудренный парик.

В это время складываются традиции постоянного научного обмена между учеными Европы, как путем заочного знакомства с достижениями друг друга, так и путем личного общения и знакомства с зарубежными научными новинками во время поездок за границу.

Новые тенденции в образовании и науке привели к созданию многотомных энциклопедий , их авторами становились разносторонне (энциклопедически) образованные люди, а сами энциклопедии способствовали расширению возможностей образования. Выходили в Англии, Германии, Франции. В создании французской энциклопедии приняли участие выдающиеся ученые и мыслители того времени – Жан Жак Руссо, Денни Дидро, Вольтер, Ж. Лагранж и др.

В эпоху Просвещения трансформируется семейный уклад, оно стало эпохой разрушения традиционных устоев патриархальной семьи. Изменения состава семьи было продиктовано развитием производительных сил общества. Производство материальных благ достигло в развитых странах такого уровня, что все чаще в отдельном жилище проживает так называемая малая семья, т.е. муж, жена и дети, пришедшая на смену большой многопоколенной семье, когда вместе проживали и вели совместное хозяйство несколько поколений родственников. Складывание государственной системы образования в европейских странах достаточно в раннем возрасте выводит детей из семьи в большое общество, в большой мир. Это, конечно, не исключает мощного влияния семьи на формирование личности отдельного человека, но способствует сближению уровня образованности выходцев из различных слоев общества, нивелировке отличий между представителями отдельных профессий и социальных групп. Возникают некие общие для горожан представления о благополучии, свободе, удобствах, просвещенности.

Век Просвещения связан с техническим прогрессом и развитием городской культуры. Появляется паровая машина, автоматическое ружье, система центрального отопления горячей водой. Это время развития прессы, книготорговли, популярности театра и других массовых видов искусств, украшающих досуг горожанина. Изобретено фортепиано. Богаче оформляется интерьер, даже в небогатых домах: появились гарнитуры, включавшие комоды, канопе, секретеры, трюмо. Развивается парковая архитектура с аккуратно стриженными кустами, газонами, клумбами.

Художественная культура эпохи Просвещения характеризуется разнообразием стилей и жанров: барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм.

Наиболее характерным для начала Нового времени был стиль барокко (с итал. – причудливый, странный), которому были присущи вычурность и причудливость форм: прямые линии сменялись извилистыми, декор приобрел самостоятельную роль.

Стиль рококо (с фр. – жемчуг, раковина) сменил барокко в середине XVIII в., в нем были задействованы еще более капризные, извивающиеся линии, цветовые оттенки. Ему присущи декоративность, грациозный, прихотливый стиль, не чуждый элементов фривольности; представлял собой уход от реальности в мир фантазии, театрализованной игры, искусственных сюжетов и форм. В архитектуре использовался для украшения будуаров и гостиных, при этом были задействованы зеркала, экзотические камни, ракушки, прихотливая цветовая гамма, часто встречались Амуры, «галантные сцены».

Характерные черты названных стилей вошли даже в моду: пышные парики, панталоны, тяжелые корсеты (иногда до 2 кг). При испанском дворе процедура одевания могла продлиться несколько часов.

Все виды художественной культуры в эпоху Просвещения охватил классицизм (с лат. – образцовый), следовавший принципам античного искусства. Произведения искусства рассматривались как плод разума, логики, строгой соразмерности. Было установлено соответствие содержания и формы: симметричные, сдержанные формы и линии выражали героические, возвышенные идеалы, патриотизм. Классицизм ввел разделение художественных жанров на высокие (исторические, религиозные, мифологические сюжеты, трагедия, эпопея, ода) и низкие (пейзаж, натюрморт, портрет, комедия, сатира, басня). Представители в литературе: Гете, Шиллер, Радищев, Фонвизин.

В женскую моду вошли платья, повторявшие форму античных туник. Вообще мода стала порождением эпохи Просвещения.

В XVIII в. классицизм стал сочетаться с романтизмом , в котором стилистические приемы классицизма использовались для выражения эмоций, чувств. В искусстве стал популярен образ гения, индивидуальности, противопоставившей себя всеобщему, и разочарованного молодого человека (Байрон, Гофман, Гейне, Гюго).

На рубеже XVIII – начала XIX в. появился стиль реализма в литературе и живописи. Практически исчезли из искусства религиозные сюжеты, главным стало правдивое описание реальности.

Эпоха Просвещения подарила миру множество гениев науки, философии, искусства. Среди выдающихся физиков и математиков выделяются Рене Декарт (философ), Блез Паскаль (к тому же теолог и философ), Лейбниц, Ньютон, Лаплас. Философы Кант, Гегель.

В эту эпоху творили: драматурги Мольер («Тартюф, или обманщик», «Мнимый больной», «Брак поневоле», «Урок женам»), Бомарше («Женитьба Фигаро»), баснописец Лафонтен, Ларошфуко (афоризмы), сказочник Шарль Перро («Кот в сапогах», «Золушка», «Спящая красавица», «Красная шапочка»), романисты Даниэль Дефо («Приключения Робинзона Крузо»), Джонатан Свифт («Путешествия Гулливера»).

Музыкальное искусство: Антонио Вивальди, Дитрих Букстехуде (религиозные кантаты, произведения для клавесина и органа), Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ванн Бетховен.

Художники: испанцы Диего де Силва Веласкес (религиозные сюжеты, портреты королевской фамилии), Франциско Хосе де Гойя (портреты общественных деятелей, людей из простого народа, графика). Представители голландской школы – Харменс ванн Рейн Рембрандт («Даная», «Возвращение блудного сына», «Ночной дозор», портреты и автопортреты), портретист Франс Халс.

Крах идеалов Просвещения произошел в начале XIX в., что было сопряжено с осознанием ограниченности механико-математической картины мира, рядом социальных потрясений (прежде всего, кровавой Великой французской революции, породившей диктат и террор), заставивших усомниться в возможности «общественного договора» и поколебавших абсолют разума и прогресса, осознанием бесчеловечности капиталистического строя. И постепенно вера в прогресс и человеческий разум сменяется пессимистическими настроениями, но это уже совсем другая история.