Такие удивительные красавицы: на какие ухищрения шли модницы XIX века

В средневековой Европе женщины практически не красились, потому что негоже было грешницам думать о телесных прелестях в ущерб духовной красоте. Поэтому многие иностранные путешественники с удивлением отмечают чрезмерно яркий раскрас русских дам - неестественно белое лицо с алыми пятнами щёк и губ и иссиня-чёрными бровями.

Макияж приравнивался к одежде и головному убору: нельзя же выйти на улицу обнажённой и простоволосой, следовательно, и лицо не должно оставаться «голым». Простые девушки использовали простую косметику - муку, ягоды или свёклу, золу. Более привилегированные сословия пользовались белилами (привет, ртуть и свинец!), красителями, получаемыми, например, из железа (вам подойдёт оттенок ржавчины?) и той же золой, но смешанной с жиром и сформированной в удобные палочки.

Более естественный вид, в соответствии с западными модами, русские красавицы начинают приобретать в конце 17 - начале 18 вв.

В XVIII веке макияж - и женский, и мужской - превратился в целое искусство. Дамы пользовались белилами и румянами, нередко сурьмили брови, пудрили лица и парики. Мужчины не пренебрегали тональными средствами и тоже посыпали парики пудрой. Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем, как менялся макияж с допетровских времен до начала XIX века .

Дмитрий Левицкий. Портрет Александра Голицына. 1772. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Федор Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763. Государственная Третьяковская галерея, Москва

О том, что женщины в России пользовались косметикой еще в допетровские времена, осталось немного свидетельств. Сохранились некоторые парсуны - например, портрет Натальи Нарышкиной, матери Петра I, - и письменные источники. В «Путешествии в Московию» 1661 года австрийский дипломат Августин Мейерберг писал о русских женщинах так: «Все они натирают всё лицо с шеей белилами, а для подкраски щек и губ прибавляют еще румян» . Так что с реформами царя Петра в России стали новинками европейские платья, но никак не белила и румяна. Ими пользовались и бабушки, и прапрабабушки модниц XVIII века. Хотя, конечно, со временем изменялись и сами средства, и их ассортимент.

В 1753 году обер-церемониймейстер императрицы Елизаветы привез из Италии очень дорогие и качественные жемчужные белила. Дамы, которым не хватило заграничной новинки, обращались к юной Анастасии Голицыной: ее старший брат, Александр Голицын, в ту пору находился в Гааге и мог выслать косметическую диковинку в Петербург. Голицына написала брату трогательное письмо, в котором извинялась за то, что отвлекала его от государственной службы, и умоляла купить и прислать «памаду, катороя называетца жемчужной» и «делает великую белизну». Судя по ранним портретам Александра Голицына, где тот изображен с легким, но заметным румянцем, он тоже мог пользоваться косметикой. Щеголи в ту эпоху нередко прибегали к макияжу - белилам, румянам - и обязательно пудрили парики.

Давид Людерс. Портрет Анны Яньковой. 1759. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Дмитрий Левицкий. Портрет графини Урсулы Мнишек.1882. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Антропов. Портрет княгини Татьяны Трубецкой. 1761. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Федор Рокотов написал портрет Екатерины II в 1762 году - через год после того, как она взошла на российский престол. В день, когда Екатерина выходила замуж, императрица Елизавета Петровна посоветовала ей не злоупотреблять косметикой, чтобы подчеркнуть юную красоту. Однако будущую жену Петра III все-таки немного нарумянили: на портрете кисти Рокотова искусственный румянец хорошо заметен. В ту эпоху обходиться без белил, пудры и румян, особенно дамам с высоким положением в обществе, было нельзя. С одной стороны, косметика помогала скрыть дефекты и добиться эффекта гладкой, ровной, сияющей белой кожи с ярким или нежным румянцем. С другой - это был своеобразный культурный код, который указывал на статус женщины.

Дворянка Елизавета Янькова - ее воспоминания записал и издал внук Дмитрий Благово - описывала времена своей молодости, которые пришлись на последнюю четверть XVIII века: «…пудра очень всех красила, а женщины и девицы вдобавок еще румянились, стало быть, зеленых и желтых лиц и не бывало. С утра мы румянились слегка, не то что скрывали, а для того, чтобы не слишком было красно лицо; но вечером, пред балом в особенности, нужно было побольше нарумяниться. Некоторые девицы сурьмили себе брови и белились, но это не было одобряемо в порядочном обществе, а обтирать себе лицо и шею пудрой считалось необходимым» .

Белила тех лет были губительны для здоровья: в них добавляли свинец. И тем не менее подобный «макияж» продолжали использовать. Были и менее вредные средства: на основе висмута, мела или крахмала, - но они не так хорошо маскировали недостатки. Понимая, что краски в любом случае не улучшают кожу, современники составляли руководства по уходу за лицом. В них советовали перед нанесением макияжа использовать специальные притирания и лосьоны, а перед сном белила и румяна стирать. Если оказывалось, что слой «тонального крема» получился слишком толстым, можно было воспользоваться специальным ножом, чтобы соскрести излишки, - так художник соскребает с холста лишнюю краску.

Иван Вишняков. Портрет Степаниды Яковлевой. 1756. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Фёдор Рокотов. Портрет неизвестной. 1770. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Дамам пудра тоже была необходима: ее использовали и для лица, и для волос. Графиня Урсула Мнишек на портрете кисти Дмитрия Левицкого красуется с высокой и пышной прической в стиле начала 1780-х. На такую могло уйти полкилограмма пудры и даже больше - правда, значительная часть при этом просыпалась на пол. Чтобы напудрить волосы, прибегали не только к пуховкам, но и к воздуходувкам, а чтобы не обсыпаться при этом с головы до ног, надевали специальное неглиже и даже маски. А если косметического средства оказывалось больше необходимого, его счищали неострым ножом и специальной кисточкой. Пудру - белую и различных оттенков - обычно делали из пшеничной муки. На портрете графини она светло-серая, так что волосы кажутся седыми - тогда считалось, что такой цвет подчеркивает свежий цвет лица.

Высокие прически в XVIII веке женщины носили не так и долго - только в 1770–80-х годах. В остальное время в моде были аккуратные укладки, как на портрете княгини Трубецкой. Еще больше на картине привлекают внимание не белые напудренные волосы, а алеющие щеки: румяна стали самым ярким во всех смыслах косметическим средством той поры. По воспоминаниям Яньковой, «не нарумянившись, куда-нибудь приехать значило бы сделать невежество». На изготовление румян шла киноварь - более дешевый и вредный вариант, - или более дорогой кармин. Позже начали использовать шафран: это не вредило коже и давало возможность создавать разные оттенки, от ярко-красных до бледно-розовых.

Алексей Антропов. Портрет Анастасии Измайловой. 1759. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Николай Аргунов. Портрет Варвары Ушаковой. 1810-е. Частное собрание

Красились не только знатные дамы. Женщины из купеческих семей и крестьянки использовали самые примитивные и недорогие румяна, известные еще со Средних веков - свеклу. На портрете Степаниды Яковлевой работы Ивана Вишнякова молодая женщина из купеческой семьи изображена при полном параде. Цвет ее лица отличается от цвета рук и, скорее всего, она набелена, а щеки - щедро нарумянены. Политический деятель из Венесуэлы Франсиско де Миранда, который побывал в России 1786–1787 годах, так описывал женщин из купеческих семей: «Лица у всех искусно накрашены, хотя, сказать по правде, они в этом нимало не нуждаются, ибо природа наделила их весьма привлекательной внешностью» .

Щеки неизвестной дамы на портрете Федора Рокотова гармонируют с ее розовым платьем. Однако румяна наносили не только на щеки, но и под глаза, чтобы те казались ярче, и на виски, и возле губ. Этот цветовой акцент был завершающим штрихом в сложном процессе дамского туалета. В разное время дня использовались разные оттенки. Обычно дамы не стеснялись поправлять макияж публично. Де Миранда писал: «Есть тут туалетные комнаты, где дамы то и дело обновляют краску на лице… Одна девушка усердно предавалась своему занятию на глазах у всех» .

В использовании румян этикет не налагал «ограничений по возрасту». Их применяли и юные девицы, и пожилые дамы. При полном макияже художник Алексей Антропов изобразил статс-даму императрицы Елизаветы - Анастасию Нарышкину. Изготовляли румяна, как и сегодня, в разной форме - в виде порошка, который наносили кисточкой, в виде густой помады, или же это могли быть небольшие окрашенные кусочки ткани или бумаги, которыми терли лицо.

Ближе к концу XVIII века в моду входила натуральность. Белила и румяна уступили место естественности. И даже если дама пользовалась косметикой, она стремилась к тому, чтобы это не бросалось в глаза.

Владимир Боровиковский. Портрет Елизаветы Алексеевны. 1795. Дворец-музей Павловск

Однако многие дамы не отказались от румян и в XIX веке, когда яркие краски уже вышли из моды. Варвара Ушакова, жена тверского губернатора, позировала Николаю Аргунову в 1810-х, уже будучи в летах, но цвет лица у нее свежий и здоровый. Михаил Пыляев в книге «Замечательные чудаки и оригиналы» описал немало дам, на щеках которых «играл румянец, правда, искусственный, по моде прежнего времени» .

Современные средства укладки позволяют создавать практически любые быстро и легко. Стилисты придумывают новые стрижки, но девушки снова обращаются к классике, чтобы придать образу женственность, какой обладали леди в 19-м веке.

Какими были прически в позапрошлом столетии?

Прически 19 века популярны в наше время благодаря своей утонченности и лаконичности. В отличие от 18-го столетия, когда на головах светских дам высшего общества создавались полуметровые нагромождения шиньонов, локонов и начесов (а по слухам, внутри шевелюры водились мыши и тараканы), в 19-м в моде были легкие романтичные укладки. Девушки завивали волосы в локоны разных диаметров и аккуратно укладывали их вокруг головы.

В те времена в моде была античная эпоха, прически создавались по образу древнегреческих нифм. Отдельные ниспадали на плечи, шевелюра выглядела естественно и непринужденно. Иногда в ее украшении использовались цветы, ленточки, жемчуг.

Так красивы и романтичны прически 19 века. Фото в статье - тому неоспоримое доказательство. Представительницы прекрасного пола с такими укладками выглядят просто очаровательно.

Подручные средства

Как сделать прическу 19 века своими руками? Для того чтобы создать образ из эпохи Пушкина и Тургенева, необходимо в первую очередь научиться делать локоны разных размеров. Самым популярным способом создания кудряшек остаются бигуди и термобигуди. Они позволяют экономить время, их легко накрутить и при этом проследить, чтобы ни одна прядь волос не осталась без внимания. Разновидностей бигуди огромное количество, с их помощью можно сделать мелкие, средние, крупные пряди.

Главный минус бигуди - в процессе создания локонов невозможно корректировать их форму. Если вы ошиблись и неправильно накрутили прядь волос, она останется асимметричной в сравнении с остальной прической.

Другой вариант - плойка и утюжок для волос. Каждая прядь закручивается вручную, регулировать угол и силу завития легко можно у каждого локона, для создания разных объемов необходимы будут разные насадки.

Также для создания прически 19 века пригодятся различные заколки, украшения, искусственные цветы, шпильки, невидимки, резинки - все то, что поможет зафиксировать локоны в красивой форме.

Чтобы укладка лучше держалась, а локоны не распадались, лучше пользоваться муссом для волос. Ну и, разумеется, после создания прически 19 века ее нужно закрепить лаком сильной фиксации.

Классическая укладка

Это самый распространенный вариант укладки, он пользовался особой популярностью в 40-50-х годах 19-го века. Модницы тех годов сооружали на затылке замысловатые пучки, гнезда и банты, а волосы на висках завивали. Сделать подобную прическу очень просто в домашних условиях.

Для ее создания потребуется пара резинок, приближенных по цвету к тону ваших волос, расческа с тонким кончиком и частым рядом, плойка тонкого диаметра или аналогичные бигуди. Волосы должны иметь длину ниже плеч.

Нужно расчесать волосы на прямой пробор. После этого, отступив от линии роста волос примерно 5 см, провести расческой поперечную линию. Так вы отделите волосы на затылке и оставите спереди несколько прядей. Второй, поперечный, пробор должен иметь ровную и аккуратную линию. Волосы на затылке необходимо собрать в конский хвост, заплести в косу и осторожно растрепать ее, вытащить несколько прядей. Так вы сделаете ее объемной. После этого нужно несколько раз обернуть вокруг основания хвоста и закрепить шпильками. Пряди волос спереди разделить на тонкие локоны и закрутить на бигуди или термоплойкой.

с косым пробором

Еще один несложный способ создать романтичный образ. Для создания прически 19 века потребуются крупные бигуди, невидимки, шпильки, расческа и лак для волос.

Закрутите волосы на бигуди на всю длину от самых корней. Это придаст шевелюре объем, а на кончиках получатся крупные завитки, которые в дальнейшем и создадут прическу. Волосы нужно разделить на косой пробор, и у корней с каждой стороны начесать для придания дополнительного объема. Затем передние пряди необходимо, не натягивая, завести назад и закрепить на затылке шпильками. Оставшиеся волосы закрутить по направлению к макушке и также закрепить шпильками в низкий пучок. При желании, его можно украсить цветами или другими украшениями.

Асимметричный пучок, или гулька

Такие прически 19 века смотрятся утонченно и элегантно, идеальный выбор для выхода в свет. Для их создания потребуется плойка среднего диаметра, шпильки и невидимки.

Начинается прическа так же, как и классическая укладка. Волосы нужно разделить на две части, затылочную и височную. Все волосы завить на плойку по направлению от лица. Затем пряди с затылка нужно собрать в небрежный легкий пучок, из него могут аккуратно выбиваться пряди, локоны. Он обязательно должен быть объемным, если вы хотите придать сделайте его справа или слева. Оставшиеся спереди пряди взбить пальцами, чтобы они были объемными, осторожно зачесать назад, раскладывая их по затылку красивыми волнами, и закрепить с помощью невидимок и шпилек.

Как видите, создавать прически 19 века своими руками совсем Будьте красивы!

Размещение объявлений - бесплатно и регистрация не требуется. Но есть премодерация объявлений.

История косметики 17-19 веков: от опасных рецептов красоты до промышленной революции

Кто бы мог подумать, что обычная косметика, которой мы пользуемся каждый день, может рассказать так много об истории и особенностях развития человечества на протяжении веков. К примеру, 17 и 18 век ознаменовали собой Новое время во всех смыслах этого словосочетания. Изменения происходили не только на государственном уровне (волна буржуазных революций прокатилась по миру), но и в сознании людей. Философия Просвещения подарила обществу культ разума, тягу ко всему естественному. Именно поэтому на бледных лицах красавиц того времени появляется яркий и жизнерадостный румянец, а макияж перестал напоминать маску. Яркой чертой 19 столетия стала широкомасштабная индустриализация. Промышленная революция открыла перед косметикой абсолютно новые горизонты. Как раз тогда стали появляться по всему миру первые компании, специализирующиеся на производстве продуктов по уходу за телом, кожей, волосами, средств для макияжа. Некоторые из них продолжают успешно работать и в наши дни.

Косметика 17 века – между религией и философией

В начале 17 века, как это ни удивительно, косметикой пользовались больше, чем в его середине. Связано это, скорее всего, с религиозными процессами, охватившими многие европейские страны. К примеру, пуритане в Англии в данный период считали, что косметика, ювелирные украшения, красивая прическа – главные признаки тщеславия, поэтому они считались греховными. Такая точка зрения весьма схожа с отношением к женской красоте в Средние века.

Так, известный в Великобритании врач, а позже и философ, Джон Булуэр в своей работе «Антропометаморфозы», опубликованной в 1650 году, описывает все виды макияжа и косметики, которыми пользовались в то время в его стране. Все эти средства он считал недостойными столь великой нации, ведь их источники принадлежат неевропейским, а значит, примитивным культурам.

Несмотря на то, что в 17 веке косметика использовалась практически всеми, красота всё-таки оставалась мимолётным явлением. Слабое здоровье и косметические средства, содержащие ядовитые вещества (свинец или ртуть) приводили к тому, что пик привлекательности женщины приходился всего лишь на 20 лет, увядала она к 24 годам, а к 30 считалась уже старой. Только представьте, что в 1600-ых годах не было лучшего скраба, чем купоросное масло, представляющее собой концентрированную серную кислоту. Его применение наносило непоправимый вред не только коже, но и всему организму.

17 век ознаменовался также появлением специальных шариков для умывания, которые использовались утром и вечером. Их делали из измельчённого мыла, смешанного с травами, пряностями, маслом, к примеру, миндальным. Такие шарики не только обладали приятным ароматом, но и обеспечивали мягкий пилинг для кожи. Применяли также специальный крем, содержащий жиры, пчелиный воск и спермацет. Этот состав считается прародителем современного кольдкрема, обладающего насыщенной текстурой, которая идеально подходит для увлажнения и питания кожи.


Аристократическая бледность остаётся популярной столетиями

Бледный цвет лица не теряет своей популярности вот уже несколько веков. Как и раньше, он являлся показателем богатства и высокого социального статуса человека. Средства для отбеливания кожи были весьма востребованы, вот, к примеру, один из самых популярных препаратов в 17 веке – крем состоял из измельчённого мела или свинцовых белил, смешанных с яичным белком и уксусом. Такой состав обеспечивал бледную, гладкую и блестящую кожу. Правда, есть у него один недостаток, после высыхания нельзя улыбаться или сильно морщиться – макияж мог попросту покрыться трещинами.

К другим, востребованным в то время, продуктам для отбеливания кожи относятся лимонный сок, квасцы, бура (тетраборнокислый натрий). Свинцовые белила использовали вплоть до 19 века, когда их заменил диоксид титана, а вот компоненты, содержащие ртуть, применяются и в наше время. В 17 столетии начали употреблять и другие косметические красители, скажем, тот же оксихлорид висмута, белый пигмент с металлическим блеском. Пользовались и тальком, но приходилось прибегать к определённым мерам безопасности, чтобы его не вдыхать. Применяли даже прокаленные кости, рисовую пудру и молотый алебастр. В некоторых случаях смешивали сразу несколько пигментов, чтобы достичь максимального эффекта.

В этом веке появилась мода смешивать белые пигменты с кремом или какой-то жидкостью, полученная масса лучше наносилась на кожу, полностью её покрывала. Но всё же оставались приверженцы старых традиций, по которым лицо и другие части тела просто пудрили. Последний вариант позволял даме всегда выглядеть естественно. Правда, существовала небольшая хитрость, позволявшая пудре надёжнее прилипать к коже. Оказывается, для этого следовало заранее покрыть лицо маслом или кремом. Так, считалось, что масло семян белого мака идеально в сочетании с пудрой из прокаленной кости.

В 17 веке стали употреблять жемчужный порошок, который относился к элитной и эксклюзивной косметике. Чтобы его получить, настоящие жемчужины растворяли в лимонном соке или уксусе, а полученный раствор высушивали до образования белого порошка. Его отбеливающий эффект был незначителен, но благодаря перламутру, это средство способствовало светоотражению, выравнивало тон кожи.




Судя по портретам того времени, женщины отдавали предпочтение лишь двум косметическим красителям: белому, как уже говорилось выше, и красному. Последний был представлен в нескольких вариантах. К примеру, красно-оранжевым оттенком обладает вермильон или киноварь. Сам по себе пигмент весьма токсичен, в некоторых случаях его заменяли оксидом железа. Малиновый краситель – кошениль – добывали из насекомого с одноимённым названием. В косметике он используется и в наши дни. Использовали древесину исчезающего сейчас дерева – цезальпинии. Под воздействием спирта она окрашивает настойку в красно-коричневый цвет. Востребованным также был пигмент растительного происхождения – алканна. Он отличался мягким красным оттенком, полностью безопасен. Зачастую его использовали в румянах на жировой основе.

Женщины низших сословий применяли в качестве румян красную охру. Этот вид косметики ухитрялись получать из мяса клешней речных раков, которых высушивали, измельчали, а затем настаивали на спирте. Существует рецепт румян 17 века, которые не сходили в течение нескольких дней. Для этого смесь марены, мирры, ладана и шафрана, наносили на кожу и оставляли на ночь. Стоит отметить, что румяна наносили не только на щёки, но и на губы. Один из вышеупомянутых красных пигментов смешивали с измельчённым алебастром или гипсом. Благодаря этому, губы приобретали более чёткие контуры.

Косметика Японии периода Эдо

С 1603 и по 1868 года в Японии правил клан Токугава, это время вошло в мировую историю под названием «период Эдо». За два столетия Страна восходящего солнца прошла долгий путь от междоусобиц до образования полностью управляемого государства. Развивается экономика, формируется в сознании общества понятия японского духа и национальной идеи, расцветает литература и поэзия.

Вместе с тем особое внимание уделяется моральной стороне жизни японцев. Появляются сложные трактаты по этикету. В них предусмотрены специальные правила поведения для женщин, особенно в том, что касается косметики. В макияже доминировало 3 цвета: красный (румяна, лак для ногтей и помада), белый (пудра для лица), чёрный (карандаш для чернения зубов и бровей). Как и в странах Европы, в Японии белизна кожи определяла красоту женщины.


Пудру делали на основе свинцовых пигментов, её растворяли в воде, а затем наносили на кожу с помощью широкой кисти или рук. А вот румяна делали из сафлора красильного (дикий шафран), ими красили губы, щёки и ногти. Макияжа наносили немного, чтобы он смотрелся утончённо. Но уже в конце эпохи Эдо стало модно делать яркими губы, для этого идеально подходило средство именно из свежего сафлора, но стоило оно крайне дорого.

Охагуро, чернение зубов, также оставалось востребованным. Этот ритуал начинали выполнять с момента совершеннолетия или при вступлении в брак. К примеру, женщина могла чернить зубы незадолго до или сразу после свадьбы, что говорило об её новом социальном статусе. У японок также было принято сбривать брови при рождении первого ребёнка. При этом представительницы высших сословий имели право рисовать брови с помощью красителей выше, чем до этого росли натуральные. В 1870 году правительственным указом была запрещена практика чернения зубов и бритья бровей сначала среди аристократии Японии, затем и обычное население последовало примеру дворян.

Особенности использования косметики в 18 столетии

В конце 17 и на протяжении 18 столетия в сфере моды, стиля доминировала Англия и Франция. В это время косметикой стали пользоваться не только женщины, но и мужчины. При этом гендерные отличия в её применении отходили на второй план, уступая первое место классовым. Макияж свидетельствовал о социальном статусе личности, ей принадлежности к аристократии. Чем больше косметики употреблялось, тем респектабельнее считался человек. Кроме того, косметические продукты обладали и практической целью: они скрывали негативные проявления возрастных изменений, болезней, воздействия солнца или недостатков кожи.

В 1700-ых впервые к производству косметики подключились мануфактуры. Одновременно стала появляться реклама в газетах или даже отдельные афиши, раскрывающие прелести того или другого средства, и на специальных афишках. Парфюмеры, к примеру, Жан-Мари Фарина (изобретатель Кельнской воды, другими словами, одеколона) или Жан-Франсуа Убиган (поставщик самой Марии-Антуанетты) предлагали своим клиентам всё: от духов и пудры до ароматической воды и перчаток. Косметика продавалась в утончённых фарфоровых баночках, которые изготавливала в то числе, например, легендарная Севрская мануфактура.

Косметика стала доступной едва ли не для каждого человека. Значительно расширился выбор средств, а их стоимость была более приемлемой, чем раньше. В частности, увеличилось количество видов ароматических веществ. Широко использовались остатки от перегонки эфирных масел (гвоздики, корицы). Такая вода по своим свойствам сопоставима с розовой или апельсиновой, применяли её в основном для умывания. Развивается парфюмерия. Духи производили из спирта и ароматических веществ: цитрусовых, средиземноморских трав, роз, сассафраса, восточных пряностей (кардамон), фиалок.

18 век – это время активного использования париков, поэтому средства по уходу за волосами стали очень востребованы, например, существовала специальная помада для волос. Её делали из очищенного свиного жира, воска, к тому же использовали эфирные масла для придания этому средству изысканного аромата.

Однако даже в самом нанесении макияжа существовала разница между элитой и средним классом. Если аристократы отдавали предпочтение толстому слою белил, широким полосам красных румян и мушкам, то представители буржуазии в большинстве случаев использовали румяна розовых оттенков и наносили их кругами. Только до 1781 года одни француженки использовали около 2 миллионов горшочков с румянами каждый год.


В 1760-ых годах косметика стала такой востребованной, что туалетные столики стали едва ли не самым популярным товаром. И даже дамские будуары строили так, чтобы окна выходили на север. Таким образом, освещение в них было практически идеальным.

В 1780-ые году использование косметики, особенно декоративной, стало боле умеренным. Это связано с тем, что поменялись ориентиры в моде и стиле. С этого времени, чем естественнее внешний вид, тем красивее человек.

В 18 столетии особое внимание уделяется бровям – чем они темнее, тем лучше. Но всё дело в том, что из-за длительного использования косметики на основе свинца, брови и весь волосяной покров лба попросту исчезал. На что только ни решались люди, чтобы восстановить брови. К примеру, в 1703 году были популярны искусственные брови, сделанные из… шкурки мышей. Их крепили на лоб с помощью клея, но он не всегда был эффективен.

А вот в тогдашней России появилась эксклюзивная декоративная косметика на основе минеральных солей. Безусловно, женщины красились и раньше, но если есть такая возможность, то почему бы не заменить муку белилами, а свёклу румянами. Да и брови больше не нужно было наводить сажей. Однако не стоит забывать, что такие средства были доступны знати. Тем, кто был беднее, приходили на помощь растительные компоненты. Вместо дорогостоящих румян пользовались травкой бодяга, которая, расширяя сосуды, вызывала превосходный румянец.

Магия красоты 18 века и лучшие косметические рецепты

Наверное, всё-таки не зря служители церкви считали косметику происками нечистой силы. Может, ничего в этом плохого и нет, но вот о магии красоты спорить не приходится. Она очаровывает, завораживает, соблазняет. И яркий пример тому - гримуар «Маленький Альберт», увидевший свет в начале 18 столетия. Он представляет собой свод магических процедур для чего угодно: от любовных приворотов до способов создания искусственного золота и необыкновенных косметических рецептов.

Для приготовления известных ещё в 17 веке шаров для умывания потребуется: 450 г корня ириса, 100 г стиракса лекарственного, 10 г гвоздики, 10 г корицы, 1 мускатный орех. Следует растереть все ингредиенты и смешать их. В 2 л воды растворить 1 кг мыла, оставьте раствор на 4-5 дней. Добавьте 12 зерен амбры, смешайте их с трагакантом (высохшей камедью) и любой цветочной водой, которая вам нравится. Соедините вместе все компоненты. Из полученной пасты сформируйте небольшие шарики, высушите их на солнце, храните в плотно закрытых банках, переложив шары хлопковой тканью.

Красный блеск для губ делали так: в чистый медный таз следовало положить 250 г свежего несолёного сливочного масла, 50 г пчелиного воска. Растопить их на медленном огне, добавить немного промытого, высушенного и растёртого изюма, одну треть корня альканны. Варить смесь на медленном огне около 10 минут. Полученный раствор процедить через плотную ткань, когда она начнёт охлаждаться добавить ложку цветочной воды из горького апельсина. Перемешивать до полного остывания, хранить средство в плотно закрытом горшке.

Эффективным средством от прыщей считалась селитра. Её заворачивали в ткань, смачивали в чистой воде и прикладывали к прыщам или угрям.

Чтобы получить популярную в то время «венгерскую» туалетную воду, вам понадобится 1,5 кг цветов розмарина, 250 г цветов мяты болотной, 250 г цветов майорана, 1 кг цветов лаванды, 1,5 литра водки или любого другого крепкого алкоголя. Смешав все компоненты, следует дать им настояться в течение суток в тёплом месте. Затем можно приступать к дистилляции. Это средство также называется вода королевы Венгрии и, сперва, использовалось в качестве лекарства. Его втирали в кожу, вода должны была сохранять красоту и здоровье тела.

Краска для волос получалась так: порошкообразный оксид свинца (глёт) следовало прокипятить в воде, а затем замочить в полученном горячем растворе волосы. Чем дольше волосы находятся в воде, тем темнее будет цвет.

Триумф естественной красоты в 19 столетии

1800-ые годы внесли значительные изменения в понятие красоты – стала цениться естественность. К примеру, в Англии времён Викторианской эпохи остро осуждался чрезмерный макияж, более того, обильное использование косметики считалось уделом куртизанок. Вместо помады и румян женщинам предлагали перед выходом в общество покусывать губы и немного пощипать щеки.

Но всё же косметикой пользовались, большинство средств в то время производили во Франции: пудры, основы и воски, содержащие в основном светлые, «естественные» оттенки. Вместе с тем активно рекламируются в модных журналах средства для снятия макияжа. Так получил популярность кольдкрем. Востребованными становятся омолаживающие препараты и кремы от морщин. Были и более радикальные способы ухода за кожей, к примеру, женщинам, чтобы избавиться от возрастных изменений кожи, предлагали спать с маской на лице из сырой говядины.

С увеличением ассортимента доступных косметических продуктов появляются специальные наборы туалетных принадлежностей. Они отличались изысканным оформлением с росписью яркими красками, зачастую были сделаны из серебра. В подобные наборы входило нередко 30, а то и больше предметов.


Не смотря на то, что медицинская наука активно развивалась, от опасных препаратов ещё не отказались. Оставалась востребованной косметика, содержащая оксид цинка, ртуть, свинец, нитрат серебра, кислоты. Некоторые дамы ели мел и пили йод, чтобы добиться желаемой белизны кожи.

Но существовали всё же и более натуральные средства.

Бальзам Мекки, известный как бальзам Индии, Константинополя, Египта, великого Каира. Он обладал беловатым цветом, по своей структуре напоминал смолу, отличался насыщенным лимонным ароматом. Европейские женщины использовали его крайне экономно, предпочитая смешивать с другими веществами, в частности, с масло сладкого миндаля. Особенность этого препарата в том, что он делал кожу изумительно мягкой, белой и гладкой.

Ячменная вода, способная сделать кожу лица невероятно красивой. Недостаток этого средства в том, что его можно было готовить лишь в определённый период, когда сам ячмень ещё не сформировался.

Существовало несколько видов туалетной воды для умывания. Так, сок полдюжины лимонов следовало смешать с коровьим молоком и квасцами, полученное средство нужно было втирать в лицо на ночь. В результате кожа приобретала изумительный блеск. Альтернативой этого продукта была настойка пшеничных отрубей на уксусе.


Для очищения пор на коже эффективной считалась смесь розовой и укропной воды в равном соотношении.

Бегеновое масло, получаемое из орехов дерева Moringa nux behen Dess, использовалось для того, чтобы сделать кожу мягкой, оно также эффективно лечило ожоги, потрескавшиеся губы. Смесь этого масла с уксусом и селитрой хорошо снимала зуд и устраняла прыщи.

Масло какао в 19 веке рекламировалось в качестве самой естественной и качественной помады. Оно идеально подходит для сухой кожи. Француженки ухитрялись смешивать его с бегеновым маслом, ведь полученный продукт дольше оставался мягким и податливым.

Клубничная вода – это не десерт, а средство против веснушек и других образований на коже, вызванных солнечным светом. Получали его путём дистилляции ягод растения.

Молоко девы. На самом деле, этот препарат не имеет ничего общего с молоком, просто он обладает белым непрозрачным цветом. Он представляет собой смесь бензойной смолы и розовой воды. Его применение придаёт коже здоровый розовый оттенок, устраняет с неё пятна, веснушки, прыщи или угри.

Чтобы волосы не седели, использовали смесь из 120 г кожицы серого ореха, которые настаивали на 1 литре воды с 15 г купороса. Наносить такой раствор на волосы следовало мягкой щёткой каждые 2-3 дня.

Морщины устраняли с помощью 30 г белого воска, 40 г сока луковицы лилий, 50 г мёда, 2 капель розового масла. Наносили такую маску два раза в день.

19 столетие – век химических открытий и промышленной революции

Это время полностью изменило мир косметики. Прежде всего, этому способствовал настоящий бум химический открытий. Едва ли не каждый год учёные создавали новое средство, означавшее очередной прорыв на рынке. К примеру, именно в данный период были изучены возможности использования перекиси водорода в косметических целях, оксид цинка стал использоваться в пудрах. Появляется усовершенствованный крем для тела с новыми ингредиентами – вазелином и минеральными маслами, ланолином (восковое вещество, которое собирают с шерсти овец или других животных).

Благодаря достижениям в области физики, впервые заговорили о солнцезащитных препаратах. Сперва учёные считали, что солнечные ожоги провоцировала жара. Но в 1801 году Иоганн Вильгельм Риттер из Германии обнаружил ультрафиолетовое излучение. В 1820 англичанин Эдвард Хоум бился над вопросом, почему люди со смуглой кожей более устойчивы к ультрафиолету, чем со светлой. Проведя несколько опытов, он убедился в наличии у человека особого пигмента – меланина, который защищал кожу от воздействия солнца. А вот в 1878 году австриец Отто Файель изучал свойства танина (вещества растительного происхождения) в качестве солнцезащитного средства. Но у него оказался один серьёзный недостаток – он чрезмерно окрашивает кожу.

Как уже говорилось выше, всевозможные косметические средства изготавливались в мануфактурах. Но их выбор был невелик, а цена была по карману лишь состоятельным людям. Промышленная революция и использование паровых машин не только увеличило количество создаваемых продуктов, но и сделали их более доступными.

Именно в 19 столетии во всём мире стали появляться полноценные компании и торговые марки, специализирующиеся на косметике, парфюмерии и средствах гигиены. С уверенностью можно сказать, что зубной пастой «Colgate» или шампунем «Palmolive» пользовались очень многие читатели этой статьи. Но мало, кто знает, что фирма Colgate берёт своё начало ещё в 1800-х годах. В 1806 году на одной из нью-йоркских улиц Уильям Колгейт открыл производство мыла и свечей, которое затем расширилось до полноценного завода в Нью-Джерси (1820 год). А уже в 1857 году под руководством сына основателя Самуэля Колгейта была создана организация Colgate & Company. В 1866 году было разработано ароматизированное мыло, несколько видов парфюмерной продукции. Спустя 6 лет появилась новая торговая марка - Cashmere Bouquet – ароматизированное туалетное мыло.

Международное признание компания получает на рубеже веков в 1900 году, когда её мыло и парфюм завоёвывают награды на Всемирной выставке в Париже. В 21 веке «Colgate-Palmolive» – трансконтинентальная корпорация, которой принадлежит несколько брендов, в том числе Colgate, Palmolive, Lady Speed Stick, Mennen.

Shiseido – первая японская косметическая компания

В 1872 году в одном из районов Токио Аринобу Фукухара открыл первую во всей Японии аптеку в западном стиле. Она получила название «Shiseido», это слово относится к сборнику философских конфуцианских текстов «Книга Перемен». Общий смысл этого слова можно растолковать так: «Как прекрасна на земле добродетель, из которой рождаются все вещи на свете». Таким образом, название компании воплощает в себе решимость её создателя сотворить нечто абсолютно новое на благо людей.

Действительно, Фукухара предложил абсолютно новый подход к организации работы аптек, впервые разделив аптеку и клинику. Работа в ней была организована по принципу деятельности западной медицины, но вдохновение черпали из восточной философии.

В 1888 году в аптеках «Shiseido» начала продаваться первая зубная паста в Японии. До этого времени пользовались обычным зубным порошком, но он очень сильно повреждал зубы из-за своей грубой структуры. Паста же была мягкой, гладкой, могла растворять зубной камень и устранять неприятный запах изо рта. Такая новинка стоила едва ли не в 10 раз дороже порошка, но отбоя в покупателях не было.

Уже в 1897 году «Shiseido» заявила о себе в мире косметики, выпустив на рынок свой первый продукт такого рода – «Eudermine». Его формулу разработал доктор Нагаи Нагайоши из университета Токио. Особенность этого лосьона в тому, что в его создании применяли научные методы исследования, которые до этого использовались лишь в производстве лекарственных препаратов. Создание «Eudermine» стало ответом на отравление японок свинцом, который входил в состав декоративной косметики. За более, чем за 110 лет формула лосьона значительно видоизменилась, он превратился в питательную и увлажняющую эссенцию, которая разглаживает кожу, улучшает её состояние.


Сегодня «Shiseido» – 4-ая по величине косметическая компания в мире, специализирующаяся на высококачественных продуктах по уходу за кожей, телом и волосами, защите от солнца, средствах для макияжа, парфюмерии.

Avon – косметическая компания с 130-летней историей

Сегодня о косметике «Avon» слышал каждый, и, скорее всего, нет такой женщины, которая не пользовалась хотя бы раз её продукцией или мужчины, которому не дарили очередной изысканный аромат этого бренда, к примеру, на день рождения. Сейчас каждую секунду в мире продаётся 4 губных помады, но в далёком 1886 году, основатель торговой марки – Дэвид Макконнелл – американский коммерсант колесил по Америке и продавал… книги. У него и в мыслях не было открывать парфюмерную компанию до тех пор, пока он не заметил, что большую часть его клиентов составляют женщины, с нетерпением ожидающие маленького флакончика духов, сопровождающего каждую покупку книги. Так и была основана компания «California Perfume» («Калифорнийская парфюмерная компания»).

Первым продуктом компании стал парфюмерный набор – «Little Dot Perfume Set», в котором были подобраны простые цветочные ароматы (лилия, гиацинт, фиалка, белая роза и гелиотроп) сумевшие покорить женскую аудиторию.


К слову, женщины сыграли в развитии и становлении бренда Avon ведущую роль. Именно они стали торговыми агентами, предлагающими новую продукцию свои подругам, соседкам, родственницам. Подобный подход к ведению бизнеса стал по-настоящему революционным, ведь в 19 веке совмещать домашние обязанности и работу было практически невозможно. Буквально за 15 лет после основания в компании работало свыше 5 000 торговых агентов.

2 ноября 1896 году «Калифорнийская парфюмерная компания» выпускает свой первый каталог продукции. А уже в 1897 году в Сафферне, что в штате Нью-Йорк, открывается первая лаборатория компании со штатом около 10 сотрудников. Буквально через 2 года потребовалось увеличить её площадь вдвое.

Как же «Калифорнийская парфюмерная компания» превратилась в знаменитый во всём мире «Avon»? Её попросту переименовали в 1939 году. Новым названием торговая марка обязана любви своего основателя Дэвид Макконнелл к творчеству Уильяма Шекспира. Так называлась речка на берегах которой раскинулся городок Стредфорд-на-Эйвоне, где и родился величайший драматург Англии.

Начав всего с 5 ароматов, компания практически за 130 лет невероятно расширила свой ассортимент, включив в него продукты для ухода за кожей, разнообразные духи, изысканные шампуни и мыло, стильную декоративную косметику. На сегодняшний день, согласно исследованиям «Financial Times», «Avon» вошла в список «100 самых влиятельных мировых брендов».

Bourjois – французская косметика для настоящих буржуа

В 1863 году Жозеф-Альбер Понсен решился продавать сценический грим актёрам парижских театров. Благодаря этому, на свет круглая баночка – первые за всю историю косметики сухие румяна. Буквально за год ими стали пользоваться все императорские театры Франции. Они отличались роскошной палитрой оттенков и носили весьма оригинальные названия – чего только стоит Jaloux («ревность») или Amoureux («влюблённость»). В 1888 году у руля компании стал Александр-Наполеон Буржуа, чьё имя и дало название торговой марке. Именно этот человек обеспечил её известность и процветание.

Bourjois предложила модницам эксклюзивные румяна – Fard Pastel, производство которых стало настоящей революцией в мире косметики. Для их производства пудру смешивали с водой, затем аккуратно распределяли по круглым формочкам. Самое интересное, что их потом запекали в печи, будто пирожные, а после полировали вручную. Так появились первые сухие румяна в мире, которые идеально подходили именно для макияжа, в отличие от жирных или вязких разновидностей, применявшихся в основном как грим.


Рисовая пудра Java увидела мир в 1879 году – и всего за несколько месяцев было продано около 2 миллионов баночек по всему миру. Её популярность легко объяснить тем, что она придавала коже лица гладкость, изумительное сияние и как нельзя лучше подходила для ежедневного макияжа.

В одном из юго-восточных районов Парижа – столицы моды – в 1891 году открылся первый завод торговой марки «Bourjois». А уже в 1898 году в каталог бренда вошло больше 700 различных продуктов. И это был не предел, компания год за годом завоёвывала международный рынок, покоряя своих клиентов отменным качеством и невероятным ассортиментом.

В 21 веке торговая марка «Bourjois» – лидер в области косметических инноваций, к примеру, именно она выпустила первые в мире рассыпчатые тени «Suivez Mon Regard», двустороннюю тушь «Coup de Théâtre» с уникальной встроенной кисточкой. Кроме высококлассного качества продукция этого косметического бренда отличается изумительным дизайном. Но более ста лет компания выпускает лимитированную коллекцию маленьких круглых баночек, которые принесли ей невероятный успех.

Косметическая промышленность России в конце 19 века

Российская империя старалась ни в чём не уступать Западу, поэтому неудивительно, что в середине 19 столетия здесь появляются первые предприятия. Так уже в 1843 году парфюмерный завод построил подданный Франции, купец Альфонс Антонович Ралле. Сырье он всё же завозил из Франции и Италии. Трудилось там 40 рабочих, в их распоряжении была всего одна паровая машина. Его завод выпускал помаду, мыло, туалетную воду, пудру, духи.


В 1855 году в правление уже появившегося на то время «Торгового дома А.Ралле» вошёл Фридрих Дютфуа, владелец хрустального завода, который стал изготавливать оригинальные флаконы для торговой марки. Неудивительно, что парфюм дошёл до императорского двора.

Особой популярностью пользовались «зимние духи», которые на морозном воздухе приобретали изумительную ноту, оставляя за собой стойкий шлейф аромата. Именно так появилась традиция душить перчатки или изделия из меха, которая охватила не только Россию, но и Европу.

Об успехе этой компании говорит и то, что в советское время была основана фабрика "Свобода", сейчас она стала косметическим объединением, которое выпускает более 300 видов продуктов и работают с ведущими европейскими лабораториями.

Фабрика «Новая заря» и её знаменитая «Красная Москва»

В 1864 году Генрих Брокар, потомственный парфюмер, открыл своё производство, как это ни странно в конюшне в одном из переулков Москвы. Он начинал работать на очень скромном оборудовании: 3 кастрюли, ступка для растирки ингредиентов и плита. Работали там сам Брокар, его правая рука Иван Бурдаков и рабочий Герасим. Первой продукцией стало дешевое мыло для детей, а в 70-х годах в ассортименте появились духи и одеколон.


На сегодняшний день состоялся ребрендинг фабрики. Теперь она носит название «Новая Заря - Nouvelle Etoile». Новые ароматы создавались в лабораториях Франции с участием парфюмеров Мишеля Альмарака, Франсиса Камайя. Дизайном флаконов и упаковкой занимался дизайнер Тьерри де Башмакофф.

Сейчас практически невозможно представить, что искусственные брови можно сделать из мышиной шкурки, а на лицо нанести в качестве обычной пудры смертельно опасное вещество. Нам легче купить увлажняющую маску для лица, чем варить на кухне специальные отвары или топить воск со сливочным маслом, чтобы получить натуральный блеск для губ.

Но и в наши дни существуют почитатели алхимии красоты минувших столетий, пытающиеся восстановить облик, к примеру, дамы 17 века. Нередко для этого приходится искать котелок и колдовать над ним с травами и пчелиным воском.

В начале 19 века в эпоху ампир в моде естественность и простота. Даже косметического эффекта дамы пытались достичь естественными способами: если требовалась бледность – пили уксус, если румянец – ели землянику. На некоторое время из моды выходят даже ювелирные украшения. Считается, что, чем красивее женщина, тем меньше она нуждается в украшениях.

Белизна и нежность рук во времена ампира так ценились, что даже на ночь надевали перчатки.

*если Вы хотите красивый без эффекта маски, с идеальным тоновым покрытием, который держится на лице минимум 8 часов, то будьте уверены этот курс специально для Вас…


Мадам Рекамье – знаменитая парижская красавица, самая известная в истории хозяйка литературного салона.

В нарядах заметно подражание античной одежде. Так как эти платья делались в основном из тонкого полупрозрачного муслина, модницы рисковали подхватить простуду в особо холодные дни. Для создания эффектных драпировок, красиво обрисовывающих природные данные, дамы использовали нехитрый прием античных скульпторов – увлажняли одежду, неслучайно, что смертность от пневмонии была в те годы очень высока. Французский "Журнал де Мод" в 1802 г. даже рекомендовал своим читательницам посетить Монмартское кладбище, чтобы посмотреть, сколько юных девушек стали жертвой «нагой» моды. Парижские газеты пестрили траурными хрониками: «Госпожа де Ноэль умерла после бала, в девятнадцать лет, мадемуазель де Жюинье - в восемнадцать, м-ль Шапталь - в шестнадцать!» За несколько лет господства этой экстравагантной моды умерло женщин больше, чем за предшествовавшие 40 лет.


Терезия Тальен считалась «красивее капитолийской Венеры» - столь идеальна у нее была фигура. Она и ввела «нагую» моду. Самое легкое платье весило 200 грамм!

Только благодаря египетскому походу Наполеона в моду вошли кашемировые шали, которые широко популяризировала супруга императора – Жозефина.

ИДЕИ МАКИЯЖА
для голубых глаз + видео урок

В 20-х годах XIX века фигура женщины напоминает песочные часы: округлые «вздутые» рукава, осиная талия, широкая юбка. В моду вошел корсет. Талия должна быть неестественной по объему - около 55 см. Стремление к «идеальной» талии нередко приводило к трагическим последствием. Так, в 1859 г. одна 23-летняя модница скончалась после бала из-за того, что три сжатых корсетом ребра вонзились ей в печень.


П. Деларош. Портрет певицы Генриэтты Зонтаг, 1831.

Ради красоты дамы готовы были терпеть разные неудобства: широкие поля дамских шляпок, которые свисали на глаза, и передвигаться приходилось едва ли не на ощупь, длинные и тяжелые подолы платьев.

В авторитетном британском журнале «Ланцет» в 1820-е годы было высказано мнение, что в мышечной слабости, заболеваниях нервной системы и других недугах женщинам стоит винить вес своих платьев, составлявший около 20 килограммов. Нередко дамы путались в собственных юбках. Королева Виктория как-то вывихнула лодыжку, наступив себе на подол.

Во второй половине 19 века возродилась тяга к искусственности. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело стали признаками низкого происхождения. Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность. Смех и слезы светской красавицы должны быть красивы и изящны. Смех должен быть не громкий, но рассыпчатый. При плаче можно уронить не более трех-четырех слезинок и наблюдать, чтобы не испортить цвет лица.

В моде болезненная женственность. Речь идет как о душевных болезнях, при которых неуравновешенность граничит с безумием, символом такой красавицы может служить Камилла Клодель – муза и ученица скульптора Огюста Родена, так и болезнях тела, как у Маргариты Готье, смертельно больной туберкулёзом куртизанки – героини романа «Дама с камелиями» Александра Дюма.


Камилла Клодель

Для придания лицу матовой бледности дамы принимали три раза в день толченый мел (хорошо очищенный мел можно было получить в аптекарских магазинах; употреблять мелки, предназначенные для карточной игры, было нельзя) и пили уксусный и лимонный сок, а круги под глазами достигались за счёт специального недосыпания.