Сценарий дня лицеиста в стиле 19 века. Сценарий мероприятия к пушкинскому дню. победителю в Отечественной

1. В исполнении ученика звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября” 1825 г.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б не повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

2. Слово ведущего .

В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья…

Эти поэтические строчки напишет взрослый, мудрый А.С. Пушкин, вспоминая годы обучения в Царскосельском лицее – школе, ставшей для него домом.

В начале жизни школу помню я…

Сегодня, 19 октября, исполняется 198 лет со дня открытия Царскосельского лицея. Для всех, учившихся вместе с А.С. Пушкиным и в последующие годы, этот день стал одним из главных праздников. А поэт говорил про 19 октября: “Лицея день заветный”.

Так мы назвали сегодняшний праздник, который еще и вдвойне праздник, потому что 19 октября – это день открытия Пушкинской школы. И даже, думаю, что для всех собравшихся здесь, это втройне праздник, ибо сегодня учащиеся нескольких классов с полным основанием смогут именовать себя юными пушкинистами. Ведь сегодня в торжественной и праздничной обстановке состоится ваше посвящение.

Звучат фанфары.
На экране – слайды с видами Царского Села.

3. Слово ведущего

Место для Лицея выбрали в Царском Селе, городе прекрасных садов и парков, недалеко от столицы – Санкт-Петербурга.

Приняли в Лицей мальчиков из дворянских семей, выдержавших экзамен. Их тридцать – всего один класс. Они не одногодки. Самому маленькому – одиннадцать лет, самому старшему – пятнадцать. Их называют “недорослями”. Обидно? Нет! Они действительно еще не доросли до службы государственной или военной и поэтому должны учиться.

А учить их будут лучшие учителя! Образованные и начитанные, они специально готовились к преподаванию в новой школе! Называют их не учителями, а профессорами или помощниками профессоров. Они мечтают, чтобы их ученики стали честными и благородными людьми, принесли пользу и славу своему Отечеству. И начала занятий они ждут с таким же нетерпением, как и мальчики.

…Вот и мы с нетерпением и волнением ждали этой первой большой праздничной встречи с вами, юные пушкинисты. С сегодняшнего дня вы можете называть себя учениками Пушкинской школы. И я думаю, вам очень интересно было бы узнать, а что такое Пушкинская школа и чему учатся дети, воспитывающиеся здесь…

Мы постараемся ответить на ваши вопросы. Итак…

4. Слайдовая презентация

(Рассказ об истории создания Пушкинской школы, ее традициях, праздниках, конкурсах, поездках, об инфраструктуре связей…)

Первая в России Пушкинская школа открылась на славной тульской земле, в городе химиков, где Пушкин, конечно же, никогда не был, – городе, на сотни километров удаленном от пушкинских музеев и от центров пушкиноведения. Открылась в “Лицея день заветный” в 1996 г.

Вы видите фотографию педагогического коллектива Пушкинской школы – “наставников, хранящих юность”. Некоторые из них работают в школе со дня ее основания. Мы не можем не гордиться своим замечательным педагогическим коллективом. Под сень Пушкинской школы собрались лучшие словесники г. Новомосковска и Новомосковского района.

Наши педагоги – это прежде всего люди одухотворённые, полные творческого горения. Способные учить и воспитывать Пушкиным, “не докучая моралью строгой”, не поучая. Способные с помощью “удивительного Александра Сергеевича” зажечь свет в душах своих воспитанников.

Нашей особой гордостью стала библиотека – лучшая пушкинская библиотека в Тульской области. Сегодня она содержит более четырёх тысяч книг пушкинской тематики, богатейшее собрание журнальных и газетных публикаций о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

Этот коллаж помогает вспомнить нам разнообразные и удивительные события нашей истории. Многие из них происходили здесь, в пушкинской гостиной. Это, например:

  • конкурсы чтецов,
  • разнообразные гостиные,
  • праздник-конкурс “Натали”,
  • пушкинские чтения.

На этой фотографии вы видите, как проходят семейные чтения. К слову сказать, родители – частые гости в нашей школе. Стало хорошей традицией совместное выступление родителей со своими детьми.

Одной из форм работы Пушкинской школы являются экскурсии. В каких только Пушкинских местах ни побывали наши ученики! Мы счастливы тем, что смогли организовать более шестидесяти поездок воспитанников в пушкинские места (а это, бесспорно, одна из самых эффективных форм привития интереса к изучению Пушкина!)

Мы гордимся тем, что воспитанники наших творческих студий – театральной, музыкальной, студии выразительного чтения – с большим успехом выступали на самых “высоких” сценах:

  • и в знаменитом Парадном зале РФК,
  • и в Центральном Доме учёных;
  • и в Центральном Доме работников искусств,
  • на знаменитой поэтической поляне (главной пушкинской сцене России!),
  • в гостиных, залах, у мемориальных объектов пушкинских музеев в Москве, Московской, Псковской, Калужской областей;
  • выступали в квартире потомков А.С. Пушкина в Москве – в семье Г.А. Галина,
  • на “Народном радио”.

Мы надеемся, что многочисленные традиции, заложенные в прошедшие годы, будут поддержаны вами.

5. Слово ведущего

Сегодня – особенный день. А в такие дни получается все, что ни пожелаешь. Ах, как хочется оказаться в Царском Селе 19 октября 1811 года и увидеть, какими они были – лицеисты пушкинского времени. Давайте прислушаемся, может, мы услышим их голоса!?

6. Слышен стук входной двери. Из коридора доносятся голоса юных лицеистов:

– Как здорово, что сегодня, в день открытия Лицея, выпал снег!
– А-а-а-а! – слышится крик, в зал летят несколько ватных снежков.
– Нет, не удерешь, Кюхля!
– Ребята, догоняем его! За мной! – через гостиную пробегают в библиотеку.

7. Слово ведущего

Так или примерно так заканчивался этот день 19 октября в 1811 году для лицеистов первого пушкинского выпуска. Да, они стали воспитанниками Царскосельского лицея, им предстояло готовиться к службе государственной… Но не будем осуждать их за шалости, ибо сегодня, 19 октября 1811 года, они еще просто дети.

8. Из библиотеки в гостиную выглядывают головы лицеистов. Беседа:

– Сегодня праздник!
– Вы чувствуете: волнуются профессора, волнуется даже директор Василий Федорович Малиновский!
– Друзья, к зданию подъезжают кареты. Родители приехали!
– Смотрите: для гостей уже расставлены стулья.
– Все в сборе?
– Нет! Царя ждут!

На экране – Большой зал Лицея.

Лицеисты появляются в гостиной.
Ведущий объявляет, обращаясь к присутствующим:

– Дамы и господа, Его императорское величество государь Александр Павлович!

Звучат фанфары.
Входит актер, играющий Александра Первого, занимает почетное место.

На экране – Устав Лицея.

9. Слово ведущего

В день открытия Лицея лицеисты впервые увидели Устав – большую красную книгу в нарядном переплете. На обложке буква “А” – вензель императора Александра. В Уставе записаны все обязанности воспитанников и их права. Приведем пример оных:

  • Все воспитанники равны, как дети одного отца или семейства!
  • Запрещается воспитанникам кричать на служителей или бранить их, хотя бы они были их крепостные люди!
  • Телесные наказания запрещены!

(При каждом новом правиле “лицеисты” перешептываются, комментируют их.)

Обратите внимание на одного из педагогов. Как он пристально смотрит на будущих воспитанников. Это профессор Александр Петрович Куницын. Пройдут годы, и Александр Сергеевич Пушкин будет так вспоминать о своем любимом преподавателе и о торжественном моменте:

Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…

Звучат фанфары.

10. Слово ведущего

– Дамы и господа, Александр Петрович Куницын.

11. Выходит Куницын и обращается к лицеистам:

К вам обращаюсь я, юные питомцы, будущие столпы Отечества! Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук. Пройдет время, и вы будете иметь влияние на благо целого общества… Дороги чести и славы открыты перед вами. Помните всегда, что нет выше звания, чем высокое звание гражданина. Любовь к славе и Отечеству должна быть всегда единственным вашим руководителем!

12. В исполнении учеников звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября” 1825 г.

Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым, и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

13. К молодому поколению учеников Пушкинской школы с напутственной речью обращается отличник народного просвещения, основатель Пушкинской школы, педагог, награжденный государственной наградой – медалью Пушкина, Н.Я. Бородина.

Звучат фанфары.

14. Слово ведущего

День 19 октября для всех лицеистов на всю оставшуюся жизнь стал днем особенным. “Лицея день заветный” – так именовал его А.С. Пушкин, а вслед за ним его друзья. Так называем его и мы, и те, кто будут жить после нас.

Пройдут годы, судьба разбросает по свету тех, кто учился с Пушкиным, но каждый год 19 октября они, связанные узами дружбы, лицейского братства, будут стремится встретится своим узким кругом. Сейчас назовем лишь шестерых из них…

Сцена: звучит имена лицеистов пушкинского выпуска, каждый из них подходит к императору, кланяясь, приветствует его. Одновременно, сопровождая каждое имя, звучит краткая историческая справка о лицеисте.

Иван Иванович Пущин – один из самых близких друзей Пушкина. “Мой первый друг мой друг бесценный” – так называл Пущина Пушкин. Стал судьей Московского надворного суда, декабрист, осужден на вечную каторгу. Автор “Записок о Пушкине” – одного из самых достоверных мемуарных источников о молодом Пушкине.

Антон Антонович Дельвиг – барон, замечательный поэт, один из трех лицеистов, посетивших Пушкина в Михайловской ссылке.

Константин Карлович Данзас – лицейский товарищ, ставший секундантом на последней дуэли Пушкина, дослужился до генерал-майора.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер – лицейский друг, которому Пушкин посвятит такие строки: “мой брат родной по музе, по судьбам”. Замечательный поэт, литературный критик, издатель альманаха, декабрист, участник восстания на Сенатской площади, осужден на 20 лет каторги.

Вольховский Владимир Дмитриевич – “суворочка”, лучший ученик пушкинского выпуска, окончил Лицей с большой золотой медалью, избрал военную карьеру, дослужился до генерал-майора, привлекался по делу декабристов.

– Дамы и господа, Александр Сергеевич Пушкин!

Император удаляется.

15. Слайдовая презентация (рассказ – краткая справка о некоторых выпускниках Пушкинской школы).

16. Подарок выпускников Пушкинской школы юным пушкинистам: в их исполнении звучат стихотворения А.С. Пушкина.

17. Выпускники Пушкинской школы, присутствующие на празднике, обращаются с напутственным словом к юным пушкинистам.

18. Торжественная минута посвящения.

Зачитывается поименно имя каждого ученика пушкинского класса, класс строится в центре гостиной, выпускники вручают им значки.

19. Исполняется Гимн пушкинской школы.

20. Все участники праздника приглашаются в Пушкинский сквер к памятнику поэту.

Звучат стихотворения, возлагаются цветы.

Сценарий литературного вечера “ПОД СЕНЬЮ ДРУЖНЫХ МУЗ…”,


Сценарий литературного вечера “ПОД СЕНЬЮ ДРУЖНЫХ МУЗ…” ,
посвящённого 200-ей годовщине образования Царскосельского Лицея.
Ход вечера.
Ведущий 1: Добрый вечер, дорогие друзья!!!
Сегодня мы расскажем вам историю одного класса. Класс как класс – почти тридцать человек; мальчишки как мальчишки, проучившиеся вместе с 12 до 18 лет и после никогда об этом не забывавшие. Давайте вернёмся на полтора – два столетия назад – в самое начало 19 века.
(звучит мелодия Вивальди)
Ведущая 1: Конечно, каждая эпоха имеет свой неповторимый голос и стиль, но какая разница, в конце концов, в каком веке жили эти одноклассники! Сто, двести лет назад! Горели ли у них в классной комнате электрические лампы или свечи… Пересекали ли они свою страну на поезде, самолёте или в карете, на почтовых лошадях… носили джинсы или камзолы, треуголки… Разве мы, современники космических ракет, телевидения и компьютеров, не нашли бы, о чём спросить ребят тех лет? А они нас? Разве они не мечтали о будущем, как мечтаете вы? Разве они не вглядывались в прошлое, чтобы узнать о своих предках, как делаем это сегодня мы?
Ведущая 2: Мы приглашаем вас отправиться с нами … в Царское Село начала 19 века (ныне это город Пушкин, что рядом с Санкт – Петербургом). В этом удивительно красивом местечке по велению императора решили открыть высшее учебное заведение – первый в России Лицей, который так и называли – Царскосельский Лицей. В нём должны были воспитываться будущие государственные деятели России.
Ведущий 2: И вот 19 октября 1811 года 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками на 6 лет. Это был самый первый набор в Лицей. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, сельские домоседы и неугомонные путешественники. Позже потомки назовут ребят этого выпуска по-разному: «Люди 19 октября», «Пушкинский выпуск». Вот о них наш сегодняшний рассказ.
(звучит вальс Шопена)
(Лицеисты выходят по одному, зажигают свечу, представляют своего героя, ставят свечу, садятся на стулья, поставленные полукругом лицом к зрителям)
Ученик 1: Вольховский Владимир.13 лет. Прозвище «Суворочка», «Спартанец». В их классе каждый имел прозвище, и мальчишки не обижались на них. Невысокий, тщедушный с виду, Владимир Вольховский обладал железным характером, несгибаемой волей. Вольховский ещё в Лицее решил стать военным и всячески готовил себя к будущим тяготам. Чтобы больше успеть он мало спал. Тренируя волю, неделями отказывался от мяса, пирожного, чая, чем часто вызывал усмешки лицеистов. Будучи самым слабым, он много занимался гимнастикой.
Когда учил уроки, носил на плечах два тяжёлых словаря. Ребята посмеивались над ним, иногда в стихах:
Суворов наш
Ура! Марш, марш
Кричит верхом на стуле.
Владимир Вольховский был первым учеником. Закончил Лицей с золотой медалью. Стал членом тайного общества декабристов.
Ученик 2: Князь Александр Горчаков, 13 лет, по прозвищу «Франт». Князь – умный, весёлый, благородный и крайне честолюбивый юноша. До того честолюбивый, что это нередко отталкивало от него товарищей. Чего только не делал этот юноша, чтобы затмить Вольховского и занять первое место. Постепенно его упорство и настойчивость завоевали уважение среди лицеистов, они видели, что «Франт» учится с утра до вечера, чтобы быть первым учеником. По окончании Лицея он получил малую золотую медаль. Александр Горчаков сделал блестящую карьеру. Он стал дипломатом, а затем министром иностранных дел России.
Ученик 3: Вильгельм Карлович Кюхельбекер.14 лет. Один из лучших друзей Пушкина. Как только ни называли лицеисты бедного Вильгельма: «Кюхля», «Виля», «Бекеркюхель», «Цыплятопирогов». Особенно часто насмешкам подвергалась его внешность: длинная тощая нескладная фигура. И, конечно, его страсть к написанию стихов. Товарищи не понимали его своеобразных литературных взглядов и вкусов. К концу же учёбы лицеисты стали уважать Кюхельбекера, так как он неоднократно публиковал в журналах свои стихи и статьи, а его образованности и знаниям мог позавидовать каждый. При этом друзья не перестали подшучивать над ним. Перед окончанием лицея «Кюхля» чуть не утонул. В столовой за обедом так его обидел один из товарищей, что он в полном беспамятстве выскочил из-за стола, выбежал в парк и бросился в пруд возле Александровского дворца. Пруд был неглубок, и «Кюхлю» сразу вытащили, а обидчиком оказался Иван Малиновский.
Ученик 4: Малиновский Иван Васильевич за доблесть и драчливость прозван Казаком 14 лет. Сын директора Лицея… Вообще-то он был добросердечен и совершенно не честолюбив. Иван знал много пословиц и поговорок, за что один из надзирателей называл его Санчо Панса. Сделал карьеру военного, став в 27 лет полковником гвардии. Но он отказался от генеральской должности и никогда об этом не жалел, а стал помещиком и предводителем дворянства.
Ученик 5: Пущин Иван Иванович. 13 лет. Самый близкий друг Пушкина. За высокий рост звался одноклассниками Иваном Великим или Большим Жано. Имел хорошие дарования. В общении приятен. Вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью.
Впоследствии участвовал в декабристском восстании на Сенатской площади. Осуждён. Приговорён к 31 году тюрьмы и ссылки.
Ученик 6: Дельвиг Антон.13 лет. Прозвище «Тося». Близкий друг Пушкина. Он не любил шумные игры, возню. Пожалуй, все: и приятели, и недруги – отмечали одно примечательное качество Дельвига – его феноменальную лень. Однажды во время лекции (на уроке латинского языка) Антон, не выучив, как обычно урока, спрятался под кафедру и там…заснул. Так появилось стихотворение о нём:
Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыплённый.
Но самые близкие друзья его, знали, что Дельвиг больше притворяется. Этот «ленивец» и далеко не лучший ученик стал впоследствии прекрасным поэтом, одним из ведущих издателей. Именно он написал прощальную песню воспитанников Лицея:

В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам: «Шествуйте сыны…
Ученик 7: Пушкин Александр. 11 лет. Его иногда называли Французом за то, что он легко болтал по-французски. А иногда «Егоза» и даже… «Обезьяна». Кстати, Пушкину нравилось это прозвище, Александр гордился своей ловкостью, умением прыгать, бросать мяч. Сам Пушкин говорил о себе в стихах так:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно процветал,
Читал украдкой Апулея,
А над Вергилием зевал,
Когда ленился и проказил,
И забывал латинский класс
Для алых губ и чёрных глаз;
Когда французом называли
Мои задорные друзья,
Тогда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я.
(просмотр видеофрагмента)
Ведущий 1: Эти ребята в числе тридцати учились вместе 6 лет в Царскосельском Лицее безвыездно, даже на каникулах не ездили домой.
Ведущий 2: Царское Село – тихий зелёный городок, с великолепными парками, фонтанами, прудами. Недаром здесь летом отдыхала царская семья в Екатеринском Дворце удивительной красоты, который сиял голубой отделкой и позолотой. (просмотр иллюстраций)
Ведущая 1: К этому дворцу примыкал флигель, в котором и расположился Лицей.
Ведущая 2: В этот Лицей в Царское Село привёз Александра его дядя Василий Львович(видеофрагмент об этом)
Ведущий 2: Лицеисты часто вспоминали вступительные экзамены, когда они переживали и трепетали. Экзамен состоялся летом.
Ученик 5: Кажется Пущин не был из робкого десятка, но тут как-то потерялся – глядел на всех и никого не видел. Запомнил только одного мальчика – живого, курчавого, быстроглазого, тоже немного смущавшегося – Александра Пушкина. По сходству фамилий (Пущин – Пушкин) он запомнился лучше. Да и спальни их оказались рядом: у Пущина №13, у Пушкина №14. Они сильно подружились и стали неразлучными друзьями. Позже Пушкин о нём написал такие строки:
ЧТЕЦ 1:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Ученик 7. Потом за лето и осень они попривыкли друг к другу, к новому месту, поэтому уже не так было страшно 19 октября во дворце на открытии Лицея, когда присутствовал сам император Александр 1 с семьёй, и было много гостей.
Больше всего запомнилась речь профессора Куницына, которая покорила ребят. Позже все лицеисты полюбили этого профессора, а Пушкин посвятил ему такие строки:
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень.
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…
Или
Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл дворец царицын,
И мы пришли.
И встретил нас Куницын…
Ученик 1: А после обеда они все играли в снежки в саду у дворца. Снег в ту осень выпал рано. Потом начались обычные дни в этом 4-этажном городке.(работа с интерактивной моделью) Инспектора и гувернёры жили на первом этаже. Второй этаж – это столовая, больница, конференц-зал. Третий этаж – учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, место для отдыха и забав. На четвёртом этаже –спальни. У каждого лицеиста своя комната в половину окна. В комнате железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник. На каждой комнате номер. Мальчишки долго играли в числа, подписывали письма, записки своими номерами. «№14 не согласен с мнением №13» означало, что Пушкин не согласен с Пущиным.
Ученик 2: Уроков немало. Подъём был в 6 часов утра, потом молитва. С 7 до 9 занятия, а в 9 чай с белой булкой и первая прогулка до 10. С 10 до 12 вновь уроки, затем долгожданный обед и вторая прогулка. С14 до 15, как говорили мальчишки, нудное чистописание, но и любимое рисование. И, наконец, чай и третья прогулка. Были и гимнастика, и фехтование, и танцы - всё, чтобы воспитать широкообразованных людей.
Ведущая 2: Да, по Фехтованию у Пушкина всегда были отличные оценки.
Ученик 3: Немало уроков, но немало и забав. Не пропускались их дни рождения. Проводились различные соревнования. А первой же зимой состоялся бал с иллюминацией. Ещё запомнились литературные собрания на квартире у их гувернёра Чирикова и забавные случаи: как однажды Мясоедов по кличке Мясожоров описал восход солнца в стихах: «Блеснул на западе румяный царь природы…» Пушкин, услыхав, что солнце у Мясоедова восходит на западе, приделал окончание к стихотворению:
Блеснул на западе румяный царь природы,
И изумлённые народы
Не знают, что начать:
Ложиться спать или вставать
Ученик 7: Особенно любили мальчишки прозвища придумывать. У Пушкина их было много: Стрекоза, Сверчок, Искра, Мартышка, Смесь обезьяны с тигром. Да и сам Пушкин говорил о себе:
А я, повеса вечно праздный.
Потомок негров безобразный,
Взращённый в дикой простоте.
Любви не ведая страданий,
Я нравлюсь юной красоте
Бесстыдным бешенством желаний.

СЦЕНКА
Лицеисты входят под музыку. Желательно, чтобы их было не менее 8-10 человек. Форма – темные брюки, белые рубашки. К воротникам пришиты красные ленты. Воротники подняты.
Чтец 1: В сим храме наук будут воспитывать честных граждан. Слова и поступки государственного человека должны служить примером для других. Титулы и почести приобретайте только честным путем, обратное достойно презрения.
Лицей воспитал учеников в духе любви к Отечеству, к России.
Чтец 2: Все лицеисты пушкинского выпуска считали себя и проявили в дальнейшем истинно русскими.
Чтец 3: Нам целый мир чужбина. Отечество нам Царское Село.
Чтец 4: Да! Режим лицейский строг – всех сзывают на урок
Урок математики
Входит Карпов. Всем раздает листы. Все решают. Один Пушкин ничего не делает.
КАРПОВ: Пушкин, решайте уравненье.
ПУШКИН: Я не умею.
КАРПОВ: Идите и решайте, а вы все поспешайте!
Пушкин мучается у доски.
КАРПОВ: Я все стою печально и смотрю…
ПУШКИН: Но уравнение равно нулю.
КАРПОВ: У вас всегда и все нулю равняется. Да! С математикой у вас не 5 получается. Вы на последней парте заседайте, свои стихотворенья сочиняйте. Вот вам единственный совет.
ХОР ГОЛОСОВ: Но он у нас большой поэт.
Ведущая 1: Хорошо, что в Лицее были отменены телесные наказания. Наказывали только «домашним арестом» - закрывали в комнате и к дверям приставляли «дядьку» на часах.
Ведущий 1: В Лицее у мальчишек было много «первого»: первые стихи, первая любовь, первое разочарование. О любви они давно пишут, толкуют, хвастают и мечтают.
Ведущая 2:
Первая любовь…Она пришла к лицеисту в образе грациозной, неотразимой Катеньки Бакуниной, фрейлины императрицы. Она была стройна, грациозна, с живыми тёмными глазами, правильными чертами лица. Любила и умела танцевать, недаром часто избиралась царицей бала. Прелестное лицо её, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодёжи.
Ведущий 2:
Влюблённый лицеист скрывал от товарищей свою чистую, платоническую любовь и, лишь оставшись один “в лицейской келье”, давал волю чувствам на страницах дневника.
О, милая, повсюду ты со мной!
Но я уныл и втайне я грущу!
Пушкин отдавал Катеньке Бакуниной своё поэтическое вдохновение, весь пыл своего сердца. 22 стихотворения для неё – это своего рода энциклопедия юной любви.
Сцена бала. Екатерина Бакунина и Александр Пушкин.
Входит, вальсируя, Катенька Бакунина:
Ах, как я люблю балы! Прекрасная музыка, чудесные танцы! Внимание ко мне кавалеров! Особенно мне нравятся балы в Царскосельском Лицее. Я сюда приезжала со своей матушкой многократно: здесь учился мой брат Александр Бакунин.
Я хорошо знаю, что многие лицеисты были ко мне не равнодушны, писали мне записки, где объяснялись в любви, назначали свидания.
Пушкин: Катенька, вы знаете, как я к Вам отношусь?
Катенька Бакунина: Как же?
Пушкин: Я счастлив, когда вижу Вас! Нет, вчера я не был счастлив, поутру я мучился ожиданием. Стоя у окна, я смотрел на заснеженную дорогу, её не видно было. На конец, я потерял терпенье. Вдруг встречаюсь с Вами на лестнице. Сладкая минута!
Итак, я счастлив был,
Итак, я наслаждался,
Отрадой тихою, покоем упивался.
И где веселья быстрый день?
Умчался ветром сновиденья,
Увяла прелесть наслажденья
И снова вкруг меня
Угрюмой скуки тень!
Бакунина:
Эти стихи Вы мне посвятили?
Пушкин (уходя от ответа):
Я просил живописца написать Ваш портрет, Вашу красоту!
Бакунина:
Вы о стихотворении «К живописцу»?
Пушкин:
Да. Теперь оно стало романсом - его положил на музыку Николай Корсаков.
Бакунина:
Корсаков, прошу вас, пожалуйста, исполните Ваш романс!
Николай Корсаков поет романс «К живописцу».
Дитя харит и вдохновенья,
В порыве пламенной души,
Небрежной кистью наслажденья
Мне друга сердца напиши;
Красу невинности прелестной,
Надежды милые черты,
Улыбку радости небесной
И взоры самой красоты.
Вкруг тонкого Гебеи стана
Венерин пояс повяжи,
Сокрытый прелестью Альбана
Мою царицу окружи.
Прозрачны волны покрывала
Накинь на трепетную грудь,
Чтоб и под ним она дышала.
Хотела тайно отдохнуть.
Представь мечту любви стыдливой,
И той, которою дышу,
Рукой любовника счастливой
Внизу я имя подпишу.
Бакунина:
Эти стихи и музыка, по-моему, выражают не только Ваши чувства. Они прекрасны! Потанцуем? (Обращается к Пушкину)
Пушкин:
С удовольствием!
(Звучит музыка - «Вальса» Г.В.Свиридова. Пушкин и Бакунина танцуют.)
Ученик 5. В январе 1815 года был переводной лицейский экзамен с младшего курса на старший, чтобы посмотреть, чему научились лицеисты за 3,5 года. На этот экзамен приехали родственники лицеистов, а также пригласили известнейшего в то время поэта Державина. Одно из испытаний – прочесть стихотворение собственного сочинения. Когда Державин услышал Пушкина, читающего своё стихотворение, он встрепенулся и со вниманием слушал молодого таланта. Закончив чтение, Пушкин убежал из зала…Державин был восхищен, он требовал привести этого курчавого мальчишку, чтобы обнять его, Александра долго искали, но так и не нашли. А после экзамена Державин сказал, что в этом юном отроке зреет подлинный поэт, «второй Державин».
Появляется совсем старый Гаврила Романович Державин.
Г.Р.ДЕРЖАВИН:
Старик Державин все заметил.
Восторгов я тогда не скрыл.
Ведь чудо в Пушкине отметил
И, в гроб сходя, благословил.
Хочу еще раз все услышать.
А ну-ка, милый, встань поближе.
Подайте трубку поскорей, (слуховой аппарат)
А Саше – рупор посильней.
Пантомима. Пушкин убегает в сад.
Ведущий: Да, главным увлечением лицеистов было стихосложение… И всё же главное достояние лицеистов, которое они вынесли из стен Лицея, –
д р у ж б а. Её ставят на первое место.
Ученик 6: Вот и пролетели 6 лет, проведённых в Лицее. В мае 1817 года состоялись выпускные экзамены.17 дней сдавали повзрослевшие ребята 15 экзаменов. Потом прощальное построение. Прощальная песня на слова Дельвига:
ВСЕ ПОЮТ:
Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины.
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
О матерь! Вняли мы призванью,
Кипит в груди младая кровь!
Одно лишь есть у нас желанье –
Всегда хранить к тебе любовь!
Мы дали клятву: все родимой,
Все без раздела – кровь и труд.
Готовы в бой неколебимо,
Неколебимо – правды в суд…
Ведущая 1: «Прощальную песнь» написал Антон Дельвиг. Написал превосходно. Музыка Теппера была тоже хороша. Царь не стал слушать пения. Он ушел. Пели не для него. Пели – будто клялись в вечной дружбе. Клялись хранить то лучшее, что дал Лицей.
ПРОДОЛЖАЮТ ПЕТЬ:
Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,

Ведущий 1: Потом директор надел им на пальцы чугунные колечки - символ крепкой дружбы. А прощальная клятва заканчивалась такими словами: « И последний лицеист один будет праздновать 19 октября». Да, они дали клятву, что каждый год 19 октября они будут отмечать день Лицея.
Пушкин: А я обязуюсь к каждой годовщине Лицея – 19 октября – писать стихи-посвящения “лицейскому братству”.
Ведущий 2: Впереди у них была целая жизнь, но никто из них не забыл Лицей и друзей. Они сдержали эту клятву.
ЧТЕЦ 2:
Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о друзья, храните
Ту дружбу с тою же душой.
То ж к правде сильное стремленье,
Ту ж юную ко славе кровь.
В несчастье – гордое терпенье
А в счастье – всем равно любовь!
Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Прощайтесь, братья, руку в руку!
Обнимемся в последний раз.
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!
“…благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!”
Ученик 7: В 1817 году празднуется первая годовщина после окончания Царскосельского Лицея. Лицеистов уже 28 (один из ребят Ржевский умер от нервической горячки)
Не зависимо от того, куда бы ни занесла судьба этих мальчишек, они старались встретиться 19 октября. В1818 году собралось 14 человек. Вспоминали старое доброе время, пели лицейские песни.
В 1825 году Пушкин не мог присутствовать на этом празднике: он был в ссылке в Михайловском. В этот день он написал своим товарищам строки:
Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я…
Но через год не всех увидит Александр Сергеевич. После восстания на сенатской площади 1825 года, в котором участвовали два лицеиста: Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер – «Жано» и «Кюхля». Они были среди декабристов. Вскоре «Кюхля» был схвачен и доставлен в Петропавловскую крепость. Пущина друзья уговаривали скрыться заграницей, но «Жано» отказался, не захотел скрываться бегством.
Ученик 6: Стихотворение «19 октября 1827» сочинено к годовщине основания Царскосельского Лицея и в авторском чтении на собрании лицеистов оно было воспринято как спонтанная импровизация. Е. А. Энгельгардт: «Пушкин на лицейской сходке сделал экспромт, который так мил, что я в прозаической своей памяти сохранил его:
Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!
copyright - http://сайт

Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!

Ученик 7: Бежит время. На 15-ой годовщине уже не было в живых шестерых. Среди них самая страшная для Пушкина утрата – Антон Дельвиг. На 25-летие лицея Пушкин читал свои стихи о Дельвиге:
И мнится, что очередь за мной.
Зовёт меня мой Дельвиг милый,
Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений.
Туда, в толпу теней родных
Навек от нас утекший гений…
Это были пророческие слова. Вскоре Пушкин погибнет на дуэли. Он будет седьмым ушедшим после Дельвига. Теперь лицейские годовщины проходили без Пушкина.
ЧТЕЦ 3:
Лицей
Парк и пруд, купола и дворец,
Вспоминается юный певец,
Он любил красоту лебедей
И родной Царскосельский Лицей.
Возносились под ветви дубов
Кружева поэтических слов,
Дева урну разбивши грустит,
Муза Пушкина здесь говорит.

ЧТЕЦ 4:
Воспоминания в Царском Селе

Воспоминаньями смущённый,
Воображал сей день счастливый,
Когда средь вас возник Лицей,
И слышу наших игр я снова шум игривый,
И вижу вновь семью друзей.
Вновь нежным отроком,
То пылким, то ленивым,
Мечтанья смутные в груди моей тая,
Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,
Поэтом забываюсь я.

Ученик 2: 19 октября 1880,1881, 1882 годов Александр Горчаков отмечал один, он был последним лицеистом первого выпуска. Они все до одного исполнили клятву, данную в молодости. Они были настоящими друзьями.
ЧТЕЦ:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.

Поётся песня Юлия Кима «19 октября».
На пороге наших дней
Неизбежно мы встречаем,
Узнаём и обнимаём
Наших истинных друзей.

Здравствуй время гордых планов,
Пылких клятв и долгих встреч!
Свято дружеское пламя,
Да не просто уберечь.
Всё бы жить, как в оны дни -
Всё бы жить легко и смело,
Не высчитывать предела
Для бесстрашья и любви.

И, подобно лицеистам,
Собираться у огня
В октябре багрянолистном
Девятнадцатого дня.
Но судьба своё возмёт,
По-ямщицки лихо свистнет,
Всё по-своему расчислит, -
Не узнаешь наперёд.

Грянет бешеная вьюга,
Захохочет серый мрак.
И спасти захочешь друга,
Да не выдумаешь как.
На дорогах наших дней,
В перепутьях общежитий,
Ты наш друг, ты наш учитель -
Славный пушкинский лицей.

Под твоей бессмертной сенью
Научиться бы вполне
Безоглядному веселью,
Бескорыстному доверью,
Вольнодумной глубине.

Царскосельский Лицей!
Голубые озера,
Зелень тёмная елей,
Белоствольных берез,
Привезла я привет
Касмалинского бора
И сосны-сибирячки
Капли пламенных слез

Царскосельский Лицей!
Ты доступен народу:
И ребятам, и взрослым,
И седым старикам.
Ты народ вдохновил
На святую свободу,
Сердцем дал прикоснуться
К дорогим родникам.

Царскосельский Лицей!
Все здесь дышит любовью:
Каждый кустик, травинка,
Поднебесная ткань.
Здесь Всевышний скрепил
Дружбу юношей кровью
И простер над тобой
Покровительства длань.

Царскосельский Лицей!
Здесь в трудах ежечасных
Гений Пушкина вырос,
Сам собой возмужал.
И в тот памятный день
На экзаменах гласных
Голосок его звонкий
От волненья дрожал.

Царскосельский Лицей!
Русской славы обитель.
Колыбель пушкинистов,
Колыбель юных снов.
Ты бессмертен в веках,
Наш надежный учитель,
Соль поэзии русской
Как основа основ!

Мальчик и девочка поют песню о лицее.

Громкая песня о школе
Снова слышна нам из окна.
Радостью сердце наполнит
Школьной поры весна.

Милая, добрая школа
Утром зовет нас на урок.
Звонкою трелью веселой
Снова звенит звонок.

Припев.
А у нас сегодня день лицея .


К новым нелегким вершинам,
Школа, веди нас за собой.
Друга верней не найти нам,
Мы навсегда с тобой.

Милая, добрая школа,
Утром зовет нас на урок.
Звонкою трелью веселой
Снова звенит звонок.

Припев.
А у нас сегодня день лицея .
Музыка звучит. Полон школьный зал.
Как же это классно в самом деле:
Снова наш лицей вместе нас собрал.

Ведущие:
Здравствуйте!
Здравствуйте!
Здравствуйте, друзья!
Вас собрали в этом зале
Нынче мы не зря.
Об интеллектуалах сегодня речь пойдет,
Интеллектуалам и слава, и почет!
Кто-то в математике силен, как Лобачевский,
В историю кто-то влюблен, как Ключевский.
Грезят о физике ночью и днем.
В химию каждый второй здесь влюблен.
А с биологией все здесь на «ТЫ», знают отлично деревья, цветы.
А знатоков географии здесь всех невозможно и перечесть.
Блеснуть могут здорово в битве умов, в знании прочном любых языков.
Пушкина знают всего наизусть! И так во всем! Перечесть не берусь!
Но чтобы Дню Лицея зажечь зеленый свет, нужно всем ребятам дать такой совет:
Ко многим школьным знаниям вы ключики нашли,
Достичь вершин немалых вам знанья помогли,
Успехами своими вы, конечно же, гордитесь,
Но и высоты новые преодолеть стремитесь!

Ну, а теперь попросим всех ненадолго встать.
Клятву лицеистов просим вас принять.
Торжественно клянемся быть до конца верными наукам точным и общественным, гуманитарным и естественным.
Клянемся!
Утверждать вечное движение материи, но не изобретать вечные двигатели!
Клянемся!
Не идти в науку в одиночку, а также не двигать ее назад и в сторону!
Клянемся!
Не щадя живота своего, биться за истину, против мрака и невежества!
Клянемся!

Прошу всех сесть.

Право открыть наш праздник лицея предоставляется директору нашей школы

Слово директора школы.

Ведущие:
Перед нами все пути открыты,
Все дороги впереди у нас,
Мы когда-то станем знамениты,
Но пока мы в свой приходим класс.

Надо нам старательно учиться,
Чтобы тайны мира открывать,
К неизвестному всегда стремиться,
Чтоб оно могло известным стать.

Мы сегодня поздравляем лучших учеников начальной школы, нашу надежду, будущее нашего лицея, наших самых лучших учеников.

Слово для награждения предоставляется....

С давних лет олимпиада проводилась для того, чтобы выявить самых умных, самых сообразительных.

И надо сказать, что наши ученики в течение многих лет проявляли себя с самой лучшей стороны, защищая честь нашего лицея. Они все сегодня присутствуют здесь.

Какие хорошие выросли дети.
У них удивительно ясные лица.
Должно быть, им легче живется на свете,
Им проще учиться, им проще добиться.

Положим, они говорят, не труднее
Олимпиады и конкурсы эти.
Быть может, и верно. Им, лучшим, виднее,
Но очень хорошие выросли дети.

И сегодня мы рады представить вам победителей областных олимпиад.
Слово для вручения наград предоставляется директору школы.

Вручаются грамоты и подарки победителям областных олимпиад.

Ведущие:
Дорогие победители, не торопитесь уходить на свои места, мы хотим, чтобы вы еще раз продемонстрировали свою начитанность и, самое главное, смекалку.

Проводится игра «Продолжи мысль»
Мысли великих людей оборваны на самом интересном месте. Ваша задача - реконструировать эти известные фразы.
К. Гольдони: «Кто умеет довольствоваться малым, тот...» (богат)
М. Монтень: «Упрямство и чрезмерный пыл в споре – вернейший признак...» (глупости).
Сенека: «Дружба кончается там, где начинается...» (недоверие).
Томас Мор: «Говорите лучше обдуманно, чем...» (быстро).
К. Веерштрас: «Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного...» (поэтом)
Эдиссон: «Успех – это 100% везения и 90% ...» (потения)
Д. Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают...» (читать)
К. Мелихан: «Сатирик должен иметь зоркий глаз, острый язык и...» (быстрые ноги)

Ведущие. Для того, чтобы участвовать и побеждать в олимпиадах, нужно много трудиться и работать. Лицеисты обладают широким кругозором, но у каждого из них есть свой любимый предмет. Конечно, сегодня мы не сможем спеть песни и прочитать стихи обо всех школьных предметах – хоть нам бы очень этого хотелось – но давайте вспомним хотя бы некоторые из них.

Мы будем помнить каждый миг:
Наш лучший друг – родной язык.

Невозможно стать культурным
Без родной литературы.

ЛИТЕРАТУРА
(Песня исполняется на мотив «Танкист»)

Я ее полюбил за ее красоту,
За душевный накал, золотую косу.
Книги дома читал, сочиненья писал,
И стихи все учил, и пятерку все ждал.

И что, вы думаете, она мне сказала?

Да у тебя коря-корявый слог,
Да у тебя не голос - просто свист,
Ты пишешь все наоборот,
Ты не писатель – артист!

Я ее полюбил за ее красоту,
За душевный накал, за тугую косу.
Я ей песни писал, боготворил, обожал,
Сказки, басни учил да пятерку все ждал.

Припев....
И все ты говоришь наоборот,
Ты не писатель – танкист!

И все-таки я очень люблю литературу!
И мы продолжаем вручать нашим победителям награды.

Математика – королева наук.

Без нее не летят в небеса корабли,
Без нее не поделишь ни акра земли,
Даже хлеба не купишь, рубля не сочтешь,
Что почем, не узнаешь, а узнав, не поймешь.

МАТЕМАТИКА
(Исполняется на мотив «Фотография 9 на 12»)

На моем столике в маленькой спаленке
Среди игрушек, духов и помад,
Есть один сборничек – маленький, маленький,
Но открывать его все ж я не рад.

Припев:
Математика 30 на 15,
Под редакцией Сканави,
Математика – ведь мог ты улыбаться,
Сейчас улыбкой вряд ли что исправишь!

Ведущие
Математика и физика – близнецы-сестры.
Кто больше папе лицею ценен?
Мы говорим: «Физика» - подразумеваем «математика»,
Мы говорим: «Математика» - подразумеваем «физика».

Мы совсем не Эдиссоны, не дотянем до Ньютонов,
И отнюдь не был таков папа радио Попов.
Пусть паскали, ватты, герцы нам вошли и в плоть, и в кровь,
Но зато навеки в сердце будет к физике любовь.

ФИЗИКА
(на мотив «То ли еще будет»)

Завтра физика у нас,
Ночью пишем шпоры,
Зная, что зайдем мы в класс
Строго под надзором.
Отберут все – вот облом!
Нам не доверяют.
Без шпаргалок нас потом
Спросят, что мы знаем.

Припев:
То ли еще будет,
То ли еще будет,
То ли еще будет,
Ой-ой-ой!

А работа на дому – вот труднее нету,
Вы скажите, ну, за что нам такие беды?
Сто задачек зададут: «Деточки, решайте!»
Так года наши пройдут в этих стрессах, знайте!

Припев.
Прервем парад предметов, чтобы продолжить награждения победителей, занявших...

Вручение наград победителям городских олимпиад.

Не менее любимыми в нашем лицее являются предметы естественнонаучного цикла.
Мы проходим червячков,
Мух, лягушек, пауков,
Руки, череп и ногу..
Ой, как классно, не могу!

БИОЛОГИЯ
(на мотив «Бяк-бяк»)

Хорошо, когда фауна есть:
Кошки, мышки, медведи, павлины.
Ну, а бабочек просто не счесть,
Размножаются все без причины.
И повсюду, где нас с тобой нет,
Там природа тиха и невинна.

Припев:
И зоология крылышками бяк-бяк-бяк-бяк.
А за ней ботаника прыг-прыг-прыг-прыг!
Они анатомию шмяк-шмяк-шмяк-шмяк,
Хвать-хвать-хвать-хвать да и шмыг, шмыг, шмыг, шмыг!

Ах, учитель, вы мой идеал,
Моя ласточка, ягодка, рыбка.
Я так много о флоре узнал,
О цветках, лепестках и тычинках.
Я таких, как вы, не встречал,
Мне так нравится ваша улыбка...
Припев.

Ведущие.
Рыжий дым клубами вьется,
Пламя лижет потолок,
Кислота рекою льется,
В опытах идет урок.

На пути к великой цели
Не страшны страдания,
Менделеев бы одобрил
Наши изыскания.

Да, химия всегда нужна,
Пригодится нам она.

ХИМИЯ
(на мотив «Снимается кино»)

Звонок. Работа. По химии задачу я решал.
На задней парте всю ее списал.
У всех, кто это видел, в душе родился стон:
Я химии нанес большой урон.
Какой позор! Какой позор!
В задаче этой, несомненно,
Все решили, что я должен быть король!
А что она? Да что она?
Она по-прежнему неверно решена...

А мы продолжаем награждать призеров.

Вручение наград победителям городских олимпиад.

Ведущие
Нынче нам открыты все
Страны, континенты.
Поезжай и изучай
Местные моменты.
Если будем в Африке –
Можно все сейчас –
Вспомним географию
Мы в веселый час.

ГЕОГРАФИЯ
(на мотив «Остров невезения»)
Знаний географии
Нам не занимать.
Можем в институте мы
Любому фору дать.
Знаем, где пустыня,
Водопады, лес.
Вот так география –
Чудо из чудес!
Знаем мы про климат, почвы и рельеф,
Знаем мы, как выглядит африканский лев.
Знаем мы Марокко, Конго и Судан.
Приходилось кушать нам невызревший банан!
Если б иностранец так Россию знал,
Он бы на Россию век не нападал.
Не погиб бы немец, не погиб француз
От российской стужи и от российских луж.
Не блуждал бы по лесу русскому поляк,
Лучше б географию выучил, дурак.
Если б о российских он дорогах знал,
Он бы под расстрелом к нам не заезжал.

Слава географии – матери наук.
Ты нас всех избавила от великих мук.
Тропики с экватором просим извинить –
На родных просторах мы привыкли жить!

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
Ведущие
От Канады до Тасмании сократится расстоянье,
Если будешь ты знаком с иностранным языком.
Знания прекрасные, говорим: «Зер гут!»
Поступить они помогут сразу в институт.

АНГЛИЙСКИЙ
(на мотив «Смуглянки»)

Как-то помню, на рассвете, заглянул я в «инглиш-бук»:
Нам, признаться, этот «инглиш» доставляет много мук.
Я читаю, я мечтаю: мне б в Америку умчать.
Буду я английский непременно изучать!

Припев:
Мне английский скоро станет, как родной.
И, наверно, он останется со мной.
Ах, английский, мой английский,
Ты мой «инглиш» родной!

А Шекспира прочитаем скоро мы без словарей.
Бодро знанья получаем, дружно говорим: «О кей!»
А учителю, конечно, я от сердца говорю:
«Все вас уважают, а я просто АЙ ЛАВ Ю!»

Продолжаем вручение наград.

Вручение наград победителям городских олимпиад.

Ведущие. Наши ученики первые не только в предметных олимпиадах, но и в спортивных соревнованиях. Третий год подряд наш лицей занимает первое место в городской спартакиаде, и в этом большая заслуга наших учителей физкультуры.

Здоровье крепкое у нас, красивые фигуры –
От всей души благодарим уроки физкультуры!

ФИЗКУЛЬТУРА
(на мотив «Комбат»)

Физрук, батяня, батяня, физрук...
Мы после уроков без ног и без рук,
Колени дрожат, и кости болят,
И шарики перед глазами кружат.

Олег Петрович, любимый физрук!
Спасибо за силу, за крепкий наш дух.
Мы вам благодарны, и если что вдруг,
На помощь придем к вам, любимый физрук!

И сейчас награждаются победители спортивных соревнований.

Вручение наград победителям спортивных состязаний.

Жизнь в лицее была бы скучна, если бы у нас не было так много интересных праздников и нашего театра. Юные артисты радуют нас своими талантами и поднимают нам настроение. Для вас в подарок - сказка и наша признательность.

СКАЗКА
Сказочница
Сказку-сказочку расскажем мы для вас,
Пусть летит через долы и нивы,
Поведем мы от Пушкина сказ,
Только новые в ней мотивы.

Три девицы под окном
Говорили вечерком.
Молвит первая девица:

Первая девица:
Кабы я была царица,
Мне бы Макса окрутить,
На себе его женить.
Дом – огромный, с мезонином,
Возле дома – тополя,
Есть ковры и пианино,
Сколько в горке хрусталя!
Мебель модная на кухне,
Вещи супер-пупер, YES!
Кошелек от денег пухнет,
Шестисотый «Мерседес»!
Мама Макса – суперледи,
Папа – «новый бизнесмен».
Ох, мне бы Макса окрутить,
На себе его женить!
Он, по-моему, не скуп,
Хоть и двоечник, и глуп!

Сказочница:
Молвит средняя девица:

Средняя девица:
Кабы я была царицей,
Я б в любое время года
Занималась только модой,
По своей фигуре тонкой
Заимела б три дубленки:
Мини, макси – что покруче,
А духи лишь только Gucci!

Сказочница:
А скажи, девица, нам,
Финансы есть к твоим мечтам?

Средняя девица:
Я – у мамочки одна,
Я – у папочки одна.
Они сами очень рады
Покупать мне все наряды!

Сказочница:
Молвит третья девица:

Третья девица:
Однажды на уроке, от тоски,
Заметила учителя я у доски.
Прислушалась – вдруг стала понимать
В тетради что-то умное писать.

Я попыталась задачку решить,
Тему к зачету взялась повторить.
И вдруг интересно мне стало учить,
Обидно казалось «трояк» получить.

И вот, надоело мне только гулять,
Под «кислоту» в дискотеках плясать.
Не хочу я зависеть от папы и мамы
Или от мужа Ивана-болвана.

Я твердо решила отлично учиться,
Открыть свое дело и стать мастерицей.
А женихи пусть сохнут и ждут,
Пока я закончу свой институт.

Сказочница:
Вот и сказочке конец,
Вам решать, кто молодец!

Ведущие:
- Начинай...
- Нет, лучше ты...
- Почему я? Мы же договорились, что первой начнешь поздравлять ты, а я буду поддакивать...
- Начни, пожалуйста, ты, а то я слова не выучила.
- Ну, вот, вечно ты подводишь. Не выучила – тебе же стыдно будет. Начинай. А то учителя ждут.
- (Откашливаясь и принимая позу) Ну, хорошо. Многоуважаемые, глубокоуважаемые, почитаемые представители огромного класса учителей...
- Что-то ты уж больно мудрено говоришь.
- А что? Плохо, что ли? Да я три дня по словарю Даля слова выбирала! Слушай дальше. В день вашего профессионального торжества приветствуем вас с огромнейшей признательностью вашего глубочайшего вклада в воспитание лучшей части человечества...
- Подожди, а не лучше ль вот так:

Поверь, учитель, нами ты любим,
Здесь подхалимства нет и тени.
Учитель, перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени.
И пожелать тебе добра, любви,
Простого человеческого счастья,

Здоровья, долгих жизни лет
И дружеского теплого участья.

Благодарим мы всех учителей
За нежность, доброту и ласку,
Которую в теченье многих дней
Дарили всем нам безотказно.

У всех на виду твое имя – Учитель,

И ноша твоя на миру нелегка.

Как праздник встречаешь, как любишь семью –
Все вносится в светлую книгу твою.

Как светится в доме твоем огонек, когда ты проснулся, во сколько ты лег,
И как интересен был твой урок, насколько ты добр, насколько ты строг.

Ничто не уходит от взора людей,
И это понятно – ты совесть детей.
Идешь ты по жизни тропой неизбитой.
И спрос с тебя строгий, и честь высока,
И ноша твоя на миру нелегка.

Все замечают ваши ученики: с какой ноги вы сегодня встали, какую надели юбку, с какой фразы начали урок, а некоторые ваши фразы дети даже записывают, а из самых популярных составили азбуку.

А – А-а-а-а, попался, опять шпаргалка!
Б – Беситься на перемене будете.
В – Выйди вон из класса!
Г – Где твои родители?
Д – Дежурный, опять доска грязная.
Е – Если не замолчите, будете писать.
Ж – Жвачку себе на лоб прилепи.
З – Здесь вам школа, а не базар.
И – Или ты думал, что самый умный?
К – Красоту наводить дома будешь.
Л – Люди вы или не люди?
М – Меня на вас на всех уже не хватает.
Н – Нос не суй куда не надо.
О – Отойди от окна, ничего там интересного нет, сама не пойму, кто стреляет?
П – Просто ужас, когда вы поумнеете?
Р – Рисовать формулы не надо, их понимать надо и записывать.
С – Совсем не смешно, смеяться на экзаменах будем
Т – Тройка для тебя – отличная оценка!
У – Улыбку убери с лица.
Ф – Факультативы для вас, а не для меня проводятся.
Х – Хватит щелкать семечки.
Ц – Цирк, а не урок.
Ч – Чересчур грамотные, а пишете с ошибками
Ш – Шпокойно, штукатурка только немного посыпалась, а потолок не падает, продолжаем урок.
Щ – Щекотать друг друга на уроке – просто неприлично.
Э – Это не влезает ни в какие ворота.
Ю – Юбка на тебе или только оборка – не пойму.
Я – Я не могу одна спокойно смотреть на все эти безобразия, пойду позову директора.

Ведущие. Хотим для всех подарок наш вручить.
Он очень добрый, вас не огорчит.
Улыбку может вызвать, добрый смех.
Концертный номер! Он для вас, для всех!

Ученики исполняют танец для учителей.

Ведущие. А теперь наступает торжественный момент сегодняшнего вечера. Мы назовем сегодня имя человека, который достоин носить звание «Лицеист года».
Это звание дается ученику, который заработал больше всех наград в этом году. Я прошу зал встать и поприветствовать стоя нашу гордость, нашу славу.
Звание «Лицеист года» присуждается....

Вручение символа мудрости «Совы» лицеисту года.

Подходит к концу наш вечер. Очень жаль расставаться с вами, но ровно через год мы вновь встретимся.

Звучит заключительная песня.
(На мотив «Ангел – хранитель мой»)

Мой первый класс, мой первый друг,
Все это вспомнилось, и светлей стало вдруг.
Благодарю всею душой всех, кто со мной прошел
Этот путь большой.
Припев:
Школа моя, за все тебе спасибо!
Школа №--, ты стала мне родной.
И живу я радостно, счастливо.
Школа – хранитель мой,
Школа – хранитель мой.

Школьные года оставили свой след –
Залог они моих удач и моих больших побед.
И мне забыть учителей нельзя, ведь они внимательно
Смотрят мне в глаза.

Ведущие. И в заключение мы хотим поблагодарить всех учеников и учителей за их огромный труд. Лицей гордится вами. Желаем вам новых побед.

Сценарий праздника лицеистов «День лицея».

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен

А. С. Пушкин

Учитель : Добрый день, дорогие друзья! У нас сегодня с вами праздник, который отмечают лицеисты всей нашей необъятной Родины- День лицея.

Откуда идут истоки этого праздника? Что значит слово «лицей»?

Об этом мы будем говорить сегодня. А также вы блеснёте красноречием, признаваясь в любви лицею в конкурсе « Лицей, ты в сердце моём!». Представите бренд лицея, соединив в рисунке самое главное, что присуще нашей лицейской жизни.

1 Ведущий:

Все бы жить, как в оны дни -

Все бы жить легко и смело,

Не высчитывать предела

Для бесстрашья и любви,

И, подобно лицеистам,

Собираться у огня

В октябре багрянолистном

Девятнадцатого дня,

Ведущий 1: Сегодня у нас Праздник- День лицея!

Что же обозначает слово "лицей"? "Лицей" - это тип среднего или высшего учебного заведения. Название - от философской школы. Когда-то на окраине Афин близ храма Апполона Ликейского существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверное, его создатели надеялись, что Царскосельский Лицей в чём-то станет преемником знаменитой школы древности.
Ведущий 2 . Одна из главных задач лицейского образования состояла в том, чтобы развить умственные способности воспитанников, научить их самостоятельно мыслить. Подлинную славу Лицею принесли его первенцы. Этот выпуск вошел в истори.

Фильм о воспитанниках лицея

Пятиклассники.

Можно мы скажем своё слово? Мы не будем вдаваться в историю создания этого слова, а объясним его с точки зрения фонетики. Что же обозначает «Л»?

1 . Я считаю, что Л - это любовь! Любовь к жизни, к знаниям, к наукам!

2: Я убежден: И - Интеллект!

3. Я думаю, Ц - целеустремленность в жизни!

4 .Е – еще уважение к старшим, отцу, матери, учителям!

5 И - это интерес ко всему новому, интеллигентность .

6. Знаю точно, С – стремление быть первым, старательным быть.

7 . Уверен, Т- это талант!

Ведущая 1.

Ребята! Я думаю, Вы согласитесь с тем, о чём говорили ваши друзья – пятиклассники и будете достойны этого слова. Что же отличает наш лицей, спустя почти 200 лет с момента создания первого российского лицея? Вот какие ответы дали лицеисты при опросе.
Видеоинтервью:

Уроки по 30 минут в праздничные дни

Программа и качество обучения

Престиж лицея, его репутация

Уроки интересные, сложные, зато и дети умные

Форма

Лицей красивее других, в нем хорошая обстановка

Занятий в одну смену

В лицее проводится много мероприятий, олимпиад

Много побед

Много традиций

В лицее есть музей

Дежурство

Здесь вкусно кормят

Замечательный преподавательский состав

В нашем лицее учились Герои Советского Союза.

На вопрос чего добились ученики в стенах лицея, мы получили самые разные ответы:

занял первые места в олимпиадах

добился культуры речи

стал упорнее

завоевал уважение

нашел друзей

Самый любимый школьный день

Пятница и суббота, ведь после них идет воскресенье - выходной день. Так же вспомнили Новый год, день лицея, первое сентября, каникулы и различные мероприятия.

Самый нелюбимый школьный день

Понедельник, ведь, как известно, понедельник - день тяжелый, и как ни странно, многие отметили четверг.
Нелюбимый день - это когда контрольная работа.

Любимое место в лицее

свой кабинет,

буфет и столовая. кабинет информатики

Кабинет труда,

актовый зал,

спортзал, коридор,

Библиотека, музей,

крыльцо, последняя парта

Учитель: Нынешняя лицейская традиция была заложена в Царскосельском лицее, поэтому и день лицея отмечается 19 октября, в день создания лицея Пушкина.
Сегодня, в день Российских лицеев и гимназий, хотелось бы вспомнить, что созданный Царскосельский лицей своей целью определял гражданские устремления. Нельзя не отметить ту атмосферу дружбы и товарищества, которая была присуща пушкинскому лицею... Рабочий день лицеистов прошлого был очень насыщенный (уроки, кружки, приготовление домашнего задания, занятия музыкой, рисование и многое другое), а еще они умели ценить своё человеческое достоинство, уважать других людей. В свой праздник, день лицея, мы осознаём, что не во всём похожи на лицеистов прошлого, но у нас, как и у них, есть желание быть полезными родине, России, служить её народу верой и правдой. А по большому счёту - соответствовать высокому званию Гражданина России! Потому что лицей останется в сердце каждого из вас. Выразите в своём выступлении те чувства, которые вы питаете к нашему Лицею №9 г. Сальска. « Лицей! Ты в сердце моём!» Конкурс красноречия, как домашнее задание. На выступление каждому даётся не более полутора минут. Жюри оценивает содержание выступления и ораторское искусство.

Жюри подводит итоги.

Во время подведения итогов звучит песня (на мотив песни `Надежда`)

1.Почему все замерло вокруг?
Слышите, как быстро смолкли речи?
Это храму вечному наук
Посвящаем мы сегодня вечер.
Мир прекрасен, если вместе мы
Слушаем, решаем и читаем,
Даже если до утра зубрим,
И тогда ничуть не унываем.
Припев:
Лицей наш! Ты вечно живешь
И всегда ты сердца покоряешь,
И снова, и снова ведешь,
В науку нам путь открываешь.

2.Нынче школ в округе не найдешь:
Там лицей, а там аж два лицея!
Учится, стремится молодежь
Все познать и все забыть скорее.
Наш лицей особенный, у нас
Учатся ребята то, что надо!
Входишь, будто в храм, в любой наш класс -
Глазу любо и душе отрада.
Припев:
Лицей наш, цвети, процветай!
Ну, а славу тебе мы добудем!
Ни горя, ни бед ты не знай
В торжественный день и в дни буден

Ведущая 2: Слово для поздравления и объявления результатов 1 конкурса имеет директор лицея.

Директор : (Поздравляет с праздником)

Желаю, чтобы дружба ваша крепла год от года,
И чтобы вы верны остались ей.
За общность мыслей юного лицейского народа
Их Пушкин называл семьей друзей.

В науке путь непрост и даже труден.
Вперед, друзья! Пусть вдохновляет вас,
Что лучшие в России люди
Когда-то начинали жить, как вы сейчас!

Учитель: Второй конкурс - представление бренда Лицея. Это, безусловно, непрерывный и сложный процесс, требующий интеллектуальных затрат всех участников образовательного процесса Чтобы представить бренд и защитить его, надо осознать современные требования к образованию и глубоко проанализировать предшествующую деятельность школы.

Для чего нужен лицею бренд? Для обретения своего достойного места в глазах общественности, для зарабатывания положительной репутации, для конкурентоспособности.

Сильный бренд лицея должен иметь следующие характеристики и показатели:

инновац ионная деятельность школы (обновление цели и миссии, содержания образования, выбор эффективных технологий и изменение методик обучения и воспитания);

Эффективная организация образовательного процесса (самоуправление, сотрудничество учителей, учащихся и их родителей в достижении цели и задач обучения, воспитания и развития);

совместное планирование и организация деятельности учителя и ученика как равноправных партнеров;

высокий уровень мотивации участников педагогического процесса;

право выбора содержания, профиля, форм и методов получения образования учащимися), эффективность образовательного процесса (сравнение соответствия конечных результатов запланированным (степень воспитанности и обученности учащихся, их начитанность и глубокое познание какой-либо области науки,

Отношение к учебе, труду, природе, общественным нормам и закону, отношение к себе). Итак, начинаем представление бренда и его защиту.

(Во время подведения итогов звучит песня о лицее)

Ведущий 1: Слово для подведения итогов конкурса имеет заместитель директора по воспитательной части.

Выходит группа учеников:

1 . Для прекрасного души открыты,
Для познанья открыты умы,
Чтобы истины стали избиты,
К ним сначала пробиться должны.
2. Биология с физикой рядом,
А лингвист музыканту собрат.
Побеждаем на олимпиадах,
Хоть учеба не ради наград.
3 .В мире танца, поэзии, песни
Круговерть замечательных лет,
Выбираем мы вовсе не «пепси»,
Выбираем на жизнь интеллект.

4.Высшей школы откроются двери,
Сколько б не было этих дверей,
Обучает лицей в полной мере,
И ребят может сделать умней.
5.И, свой дом в одночасье покинув,
Выпускник не собьется с пути,
Лицеиста высокое имя
Будет с честью по жизни нести.

Ведущая: Слово завучам.

1.Мы поздравляем вас с сегодняшним праздником! Желаем вам успехов в учёбе и чтобы вы многого добились в нашем лицее! Пусть наш лицей действительно станет пушкинским "святым братством, дружною семьей"2.

Бог помочь вам, друзья мои!
И в бурях и в житейском горе.
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли.

Ведущая: Лицей! Для произношения клятвы лицеистов стоять смирно!

Клятва лицеистов:

Тернист и труден путь познанья,
Но где ни окажусь,
Лицей и лицеиста званье
Не запятнать - клянусь.

В труде, в ученье – повсеместно
Всё то, за что возьмусь,
Мной будет выполнено честно
И грамотно - клянусь!

Пусть быстро пролетят года,
Я в наш Лицей вернусь:
Он домом был моим всегда
И будет им - клянусь!

А если станет тяжелей –
Назад я оглянусь,
И в жизнь мечты лицейских дней
Я воплотить клянусь!!!

Ученики поют гимн лицея .

Ведущая:

Спасибо всем за активное участие. Всего вам доброго, друзья!


Сценарий праздничного мероприятия

Для создания праздничной атмосферы необходимо особое оформление школы. Ее большой вестибюль превращается в «улицу XIX века». Стены декорированы под улицы Петербурга с их мостиками, деревьями, скамейками. Вдоль школьных лестниц развешаны «порт­реты той эпохи» кисти со­временных школьных художников. Иногда это копии с известных пор­третов Тропинина и Кипренского, чаще - самостоятельные портре­ты. (Иногда под порт­ретом можно прочитать юмористи­ческое пояснение: «Работа неизве­стного художника XX века».)

Заседание Клуба Веселых и Находчивых:

На заседании соревнуются команды школьников и учителей.

1. Чья команда дольше сможет цитировать строчки из стихов Пушкина?

2. Чья команда назовет наибольшее чис­ло имен тех, кто учился в Царскосельском лицее?

3. Написать письмо на заданную тему, где встречаются десять слов, предложенных зрите­лями из зала.

4. Каждой коман­де необходимо выбрать «художника». Они на глазах зрителей постараются на­рисовать портрет Пушкина, руко­водствуясь эпитетами, также пред­ложенными ребятами из зала.

5. Необходимо изобразить из­вестную «сцену у фонтана» мими­кой, без слов.

После КВНа – ярмарка развлечений, на которой проводятся конкурсы, игры, гадания и, естественно, танцы.

Идеи конкурсов:

☺ лучшая прическа и платье в сти­ле XIX века;

☺ лучший комплимент;

☺ самый высокий каблук (в конкур­се могут участвовать особы как женского, так и мужеского по­ла. Парни, не сломайте ноги!);

☺ самый эстетичный поцелуй со столбом;

☺ самый милый реверанс.

К наглядным материалам стоит прибавить такие, которые бы дава­ли школьникам полезные знания об истории Лицея, об отдельных выпускниках, знакомили бы с об­разцами поэзии соучеников Пуш­кина. Можно приготовить стенды с характеристиками лицеистов, дан­ными им современниками, это имело бы важное воспитательное значение, позволило бы сегодняш­ним детям задуматься и о своих ха­рактерах. Не лишними оказались бы шуточные стихи, эпиграммы, остроты лицеистов, посвященные друг другу, и, конечно, все те мысли, которые высказывались ими по поводу своего учебного заведения.

Предлагаем вам образцы такого материала.

Характеристики лицеистов, данные им современниками:

Поэт-декабрист К. Ф. Рылеев об Иване Пущине: «Кто любит Пу­щина, тот уж сам непременно ред­кий человек».

Директор Лицея И. Малинов­ский об Антоне Дельвиге: «В его играх и шутках проявляется опре­деленное ироническое остроумие, которое после нескольких сатири­ческих стихотворений сделало его любимцем товарищей».

А. С. Пушкин об Антоне Дельви­ге: «Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроен­ная голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас».

Профессор географии, всеобщей и российской истории Иван Кайданов о Федоре Матюшкине: «Дарова­ний очень хороших и весьма приле­жен. Уроки всегда слушает с великим вниманием и по всему приметно ока­зывает очень хорошие успехи».

Директор Лицея Е. А. Энгельгардт о Михаиле Яковлеве: «Та­лантлив во всем, особенно же в риторике, мимике и музыке. Ему очень нравится подражать другим как во внешности, так и в научных занятиях. Здесь он заходит так да­леко, что не может скрыть своего стремления к подражанию даже от тех, кому он подражает или кого передразнивает... У него есть склонность к сатире, но несравненно меньшая, чем у Пушкина».

Стихи А. С. Пушкина и его одноклассников, посвященные лицею:

Шесть лет промчалось, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины.

И уж Отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

Простимся, братья! Руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, здесь сроднила нас!

Не мило мне на новоселье:

Здесь все увяло, там цвело;

Одно и есть мое веселье -

Увидеть Царское Село.

А. А. Дельвиг (1798 – 1831)

Помнишь ли, мой брат по чаше,

Как в отрадной тишине

Мы топили горе наше

В чистом, пенистом вине?

Как, укрывшись молчаливо

В нашем темном уголке,

С Вакхом нежились лениво,

Школьной стражи вдалеке?

Помнишь ли друзей шептанье

Вкруг бокалов пуншевых,

Рюмок грозное молчанье -

Пламя трубок грошевых?

Закипев, о, сколь прекрасно

Токи дымные текли!..

Вдруг педанта глас ужасный

Нам послышался вдали...

И бутылки вмиг разбиты,

И бокалы все в окно -

Всюду по полу разлиты

Пунш и светлое вино.

А. С. Пушкин. Воспоминание (К Пущину). 1815.

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,

Исписанный когда-то мною,

На время улети в лицейский уголок

Всесильной, сладостной мечтою.

Ты вспомни быстрые минуты первых дней,

Неволю мирную, шесть лет соединенья,

Печали, радости, мечты души твоей,

Размолвки дружества и сладость примиренья, -

Что было и не будет вновь...

И с тихими тоски слезами

Ты вспомни первую любовь.

Мой друг, она прошла... но с первыми друзьями

Не резвою мечтой союз твой заключен;

Пред грозным временем, пред грозными судьбами,

О, милый, вечен он!

А. С. Пушкин. В альбом Пущину. 1817

В последний раз, в сени уединенья,

Моим стихам внимает наш пенат.

Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья,

Прошли лета соединенья;

Разорван он, наш верный круг.

Прости! Хранимый небом,

Не разлучайся, милый друг,

С свободою и Фебом!

Узнай любовь, неведомую мне,

Любовь надежд, восторгов, упоенья:

И дни твои полетом сновиденья

Да пролетят в счастливой тишине!

Прости! Где б ни был я: в огне ль смертельной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

А. С. Пушкин. Разлука. 1817

Чем чаще празднует Лицей

Свою святую годовщину,

Тем робче старый круг друзей

В семью стесняется едину,

Тем реже он; тем праздник наш

В своем веселии мрачнее;

Тем глуше звон заздравных чаш

И наши песни тем грустнее.

И мнится, очередь за мной,

Зовет меня мой Дельвиг милый,

Товарищ юности живой,

Товарищ юности унылой,

Товарищ песен молодых,

Пиров и чистых помышлений,

Туда, в толпу теней родных

Навек от нас утекший гений.

А. С. Пушкин. « Чем чаще празднует Лицей... » , 1831

Была пора: наш праздник молодой

Сиял, шумел и розами венчался,

И с песнями бокалов звон мешался,

И тесною сидели мы толпой.

Тогда, душой беспечные невежды,

Мы жили все и легче, и смелей,

Мы пили все за здравие надежды

И юности, и всех ее затей.

Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш;

Меж нами речь не так игриво льется,

Просторнее, грустнее мы сидим,

И реже смех средь песен раздается,

И чаще мы вздыхаем и молчим.

А. С. Пушкин. « Была пора: наш праздник молодой... » , 1836

«Ах, братец, если бы ты был столь же умен, насколько глуп, - мудрее тебя, братец, не найти на целом свете».

Не тужи, любезный Пущин,

Будешь в гвардию ты пущен...

Мы ж нули, мы нули,

Ай люли, люли, люли.

«Императрица-мать Мария Феодоровна решила узнать, хоро­шо ли кормят. Подошла к Корни­лову, оперлась сзади на его плечи, чтобы он не приподнимался, и спросила его: «Карош суп?» Кор­нилов, испугавшись или смутив­шись, отвечал почему-то по-фран­цузски: «Да, мосье». Императрица улыбнулась и пошла дальше, не делая больше любезных вопросов, а наш Корнилов тут же попал на зубок; долго преследовала его кличка Мосье".

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно -

Так было мне, мои друзья,

И кюхельбекерно, и тошно.

А. С. Пушкин. Эпиграмма

Я молодой повеса,

Еще на школьной скамье;

Не глуп, говорю не стесняясь,

И без жеманного кривлянья.

Никогда не было болтуна,

Ни доктора Сорбонны -

Надоедливее и крикливее,

Чем собственная моя особа.

Мой рост с ростом самых долговязых

Не может равняться;

У меня свежий цвет лица, русые волосы

И кудрявая голова.

Я люблю свет и его шум,

Уединение я ненавижу;

Мне претят ссоры

и препирательства,

А отчасти и учение.

Спектакли, балы мне очень нравятся,

И если быть откровенным,

Я сказал бы, что я еще люблю...

Если бы не был в Лицее.

А. С. Пушкин. Мой портрет. 1814. (Оригинал - по-французски)

Любовью, дружеством и ленью

Укрытый от забот и бед,

Живи под их надежной сенью;

В уединении ты счастлив: ты поэт.

А. С. Пушкин. Дельвигу. 1817

Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыпленный.

(О Дельвиге)

Остряк любезный, по рукам!

Полней бокал досуга!

И вылей сотню эпиграмм

На недруга и друга.

(Об Илличевском)

А ты, который с детских лет

Одним весельем дышишь,

Забавный, право, ты поэт,

Хоть плохо басни пишешь...

(О Яковлеве)

А. С. Пушкин. Пирующие студенты. 1814

Не помешают также кроссвор­ды, литературные викторины, ре­бусы, связанные с жизнью Лицея и творчеством А. С. Пушкина.

Использованная литература:

1. Читаем, учимся, играем: журнал-сборник сценариев для библиотек. – 2002, №6.