Развиваем силу воли у детей. Воспитание силы воли у ребенка. И очень опасен

Все родители стремятся помочь своим детям вырасти дисциплинированными, ответственными и целеустремленными, однако порой сделать это оказывается не так уж просто - малыш, как будто назло, не может долго усидеть за одним занятием, бросает начатое дело на половине и не выполняет своих обещаний. Как же объяснить малышу, что такое сила воли, и научить его управлять ею?

Задатки силы воли

Воля не относится к тем качествам, которые формируются у человека врожденно – ее нужно воспитывать. Новорожденные приходят в этот мир без особых навыков, и начинают получать их лишь в процессе знакомства с окружающим миром. В самом начале кроха еще не умеет управлять своим поведением, однако постепенно, путем проб и ошибок, он начинает понимать, как можно с помощью сознания руководить своими действиями.

Первый опыт управления своим поведением приходится на возраст трех месяцев. В это время кроха впервые осознает, что его желание может диктовать ему, как поступать, когда, к примеру, он берет в руки погремушку и начинает ее трясти. Малыш понимает, что игрушка начинает издавать звук, когда он к ней прикасается, а без соприкосновения ничего не происходит. Кроха начинает повторять свое движение, чтобы снова услышать понравившийся звук – это и есть самые первые попытки управлять своим поведением. Однако к силе воли эти рефлексы пока еще не имеют никакого отношения, это всего лишь волевые задатки.

Интересно, что все детки по-разному проявляют эти самые задатки силы воли: один малыш ведет себя на прогулке спокойно, а другой постоянно норовит вылезти из коляски, и устраивает настоящую истерику, когда родители пытаются его посадить обратно; одного ребенка можно легко уговорить собрать игрушки или доесть до конца кашу, другой же настолько настойчив, что в него не удается впихнуть ни одной лишней ложечки, и положить на место игрушку его просто невозможно заставить. Такая разница в поведении детей объясняется отличиями в свойствах их нервной системы, но это отнюдь не значит, что своевольный малыш навсегда останется таким, а у послушный всегда будет подчиняться окружающим. Родителям просто нужно учесть при воспитании у малышей таких качеств, как настойчивость, самостоятельность, целеустремленность, эти отличия, и подобрать индивидуальный подход к ребенку.

Самообладание

Ближе к двум годам у малышей появляется одной из самых важных качеств, имеющее прямое отношение к силе воле – самообладание. Детки учатся сдерживать свои эмоции, к примеру, не , хотя очень хочется, или отказываются от покупки новой игрушки, если родители их очень просят. Однако при этом малыши еще не понимают необходимость такого поведения, и держат себя в руках вследствие боязни ослушаться родителей или из-за испытываемого чувства вины.

Чтобы самообладание превратилось в итоге в силу воли, родителям нужно правильно объяснить малышу, какие существуют нормы поведения в обществе, почему что-то можно делать, а что-то нельзя, зачем люди поступают вопреки своим желаниям. Самое главное – все объяснения проводить не в жесткой форме («Сказала нет – значит нет!»), а подробно рассказывать ребенку на доступном ему уровне, почему нужно поступать так, а не иначе.

Похвала, поощрение и поддержка

В три года малыши еще идут на поводу у эмоций, поэтому многое в мотивации поступков им пока еще непонятно. К примеру, мама сказала, что на приеме у зубного врача нужно терпеть и не плакать, малыш так и поступил, но увидел, что другому ребенку, который взахлеб рыдал в кресле, родители купили игрушку. Естественно, кроха не понимает, почему так произошло, и в следующий раз решает наоборот расплакаться, чтобы тоже получить игрушку.

В такой ситуации родителям нужно проявить максимум выдержки и терпения, объясняя малышу, что поступать так, а не иначе нужно не из-за какой-то выгоды, а для того, чтобы вырасти хорошим человеком. Конечно же, похвала и поощрение за правильный поступок должны присутствовать, но не в огромных количествах, чтобы кроха не стал связывать хорошие поступки исключительно с вознаграждением. Лучше всего не акцентировать внимание на самом поступке, а просто сказать малышу: «Ты — молодец!» - или, - «Давай завтра пойдем и купим тебе новую игрушку!» - без уточнения, за что именно. Кстати, материальная компенсация вовсе необязательна, поскольку многим детям хватает одной моральной поддержки, и им гораздо важнее одобрения от родителей, чем получить новую книжку или игрушку.

Если у малыша что-то не получается с первого раза, помогайте ему преодолевать трудности и бороться до нужного результата, ведь именно родительская поддержка будет для него лучшим стимулом к совершенствованию новых навыков. Научите кроху ставить перед собой цели и добиваться их, несмотря на сопутствующие сложности.

Самостоятельность

Примерно в четыре года у детей происходит основной этап формирования силы воли, когда малыш уже четко понимает, что такое «можно» и «нельзя», и уже умеет сознательно контролировать свое поведение. Однако нельзя сказать, что дети этого возраста абсолютно со всем могут справляться без помощи взрослых, наоборот им часто требуется контроль со стороны родителей и подсказки, если что-то идет не так.

Не стоит постоянно давить на малыша словами «ты должен» и «ты обязан», поскольку слишком большое число обязательств вызовет у него желание избежать ответственности или даже стремление сделать все назло. Разрешите малышу проявлять и настойчивость, а порой можете пойти и на небольшую хитрость: сначала запретить крохе что-то делать, а потом, под влиянием уговоров со стороны малыша, пойти ему на уступки, чтобы ребенок почувствовал, что он одержал маленькую победу. Это положительно скажется на укреплении его силы воли.

Виктория Грицук

Наркоман - это слабый, безвольный человек, не способный ограничить себя, заставить себя что-то сделать. Как воспитать силу воли у ребенка, чтобы не допустить этого?

Как часто мы жалеем своих детей, не задумываясь, что поощряя их бытовой комфорт, обеспечивая им отсутствие напряга во всех сферах жизни, мы оказываем им медвежью услугу.

Утром разбудили, одели, накормили, в школу привезли - за парту сел и полдня просидел, даже ни разу не запыхался, ну разве что на физкультуре. Из школы привезли, уроки поделал и за компьютер. А там спать лег и утром все сначала.

Вы скажете - абсурдно создавать трудности, если можно жить не напрягаясь. Но можно ли стать волевым человеком, живя не напрягаясь?

Каждый день, каждый час создавайте ребенку испытания - приучиться вставать в школу по будильнику, готовить одежду с вечера, ехать в школу на общественном транспорте, успевать на уроки, после уроков на занятия в секцию - времени должно катастрофически не хватать, дыхание некогда перевести.

И дыхание здесь упомянуто не случайно. Восточная медицина утверждает, что силу воли порождает хорошая работа легких.

У человека с силой воли легкие вылечиваются быстро. У такого человека в организме высокий уровень кислотности, что в допустимых пределах делает человека энергичным, деятельным.

А безвольный человек привык к состоянию защелоченности, а это сонливость, безволие, желание тепло укрыться и спать.

Дети любят это состояние, и если в детстве этого не преодолеть, то привычные воспаления легких дополнят процесс привыкания к повышенной щелочности.

А это состояние очень любят вирусы, микробы, и тогда они диктуют безвольному мозгу свои условия, а иногда создают эти условия, помогая заболеть, чтобы лекарствами еще усилить щелочность.

И вот таким образом путь найден - алкоголизм, токсикомания, наркомания. А начинается так безобидно - ну полежи, ну поспи, ну сьешь еще кусочек.

И вроде-бы все просто - есть кислотно-щелочное равновесие, Инь (алкалоз) - Ян (ацидоз). Ты умеренно закислен - ты энергичный и живой, тебя ничто не в состоянии уложить в постель. Ты защелочен - спишь на ходу, вялый, ничего не хочешь.

Обратите внимание на соль. В семье все получают еду из одной кастрюли, одинаково посоленную. Но в семье есть взрослые и дети, и соль им нужна в разных пропорциях. Слишком много соли - детки вялые, малоподвижные, заторможенные.

Хотите воспитать силу воли у ребенка? Привыкайте с раннего возраста держать детей в состоянии легкого голода и легкого холода. Вооружившись здравым смыслом, вы можете превратить своего ребенка в самое счастливое существо на свете.

Движение у подрастающего поколения в крови до поры до времени. Поддержите это движение питанием, воспитайте самоограничение, самоотречение.

Укрепите его силу воли, и вам не придется страдать из-за детей-наркоманов и алкоголиков.

Ваша родительская задача состоит в том, чтобы изучив своего ребенка, подобрать ему такое увлечение, которое будет занимать все его мысли и время.

Быть настойчивым, выдержанным, обладать самодисциплиной – это очень важно для человека. Большая часть наших успехов и достижений зависят именно от этих качеств. Именно поэтому мы стремимся воспитать у своих детей силу воли, научить самостоятельности и ответственности. Только вот результаты наших стараний долго бывают не видны. Ну вот, опять ребенок плачет в садике, хотя сегодня обещал взять себя в руки и расстаться с вами мирно. Опять разбросал свои вещи и не собирается их складывать на место. И рисунок не дорисовал, и книжку не дочитал. Неужели так и будет бесхарактерным и безвольным? Конечно, нет. Просто воспитание воли – процесс медленный и трудный. Не только для родителей, но и для самого ребенка.

На раннем этапе

Воля – это не врожденное качество. Но формироваться оно начинает рано – уже на первом году жизни. Трехмесячный малыш, случайно задев рукой игрушку и услышав, что она издает звуки, будет стремиться повторить свое действие снова и снова. Это простейший двигательный навык, но его уже можно назвать управлением своим поведением. В течение первого года движения ребенка становятся все более точными, к тому же появляются навыки речевые, подражательные, и все это способствует развитию произвольного поведения.

Проявлением воли в полном смысле слова такое поведение еще не называют (воля – это сознательное управление своей психикой и поступками), но волевые задатки определенно уже видны. Причем у всех разные. «У моей подруги ребенок – ровесник моего, и мы часто гуляем вместе. Ее сын может всю прогулку просидеть в коляске спокойно. Смотрит по сторонам, что-то говорит, занимается игрушками. Если вдруг захнычет, то ему достаточно дать попить или просто по голове погладить, чтобы он успокоился. В общем, гулять с ним – одно удовольствие. А мой сидит спокойно минут пять. Потом начинает вставать, пытается вылезти из коляски, и уже никакой силой его не удержишь. Если начинать его усаживать опять в коляску, то будет настоящий скандал. Очень своевольный мальчик. Года нет, а уже такой настойчивый!» Точно так же можно заметить разницу, когда дети едят или, например, играют.

Многие черты характера базируются на свойствах нервной системы. Это значит, что в воспитании таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, сдержанность, нужно учитывать индивидуальные различия.

Один ребенок будет складывать пирамидку, пока не получится, другой оставит ее при первой же неудаче. Одного можно уговорить доесть всю кашу (пусть и с ухищрениями), другой не будет есть даже за папу и за маму. Если сказал «нет» − значит «нет». А все потому, что многие черты характера базируются на свойствах нервной системы. Это не значит, что у послушных, податливых детей не будет развита воля вообще, а те, кто демонстрирует упрямство, будут и дальше поступать только так, как хочется им. Это значит, что в воспитании таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, сдержанность, нужно учитывать индивидуальные различия.

Как сказал – так и сделал

«Спи-спи, и мама придет, спи-спи, и мама придет», − скороговоркой повторяет двухлетняя Катя. Ей очень не нравится ходить в садик и очень не нравится расставаться на целый день с мамой. Особенно грустно ложиться спать в тихий час. Она вообще бы сейчас расплакалась, но утром мама пообещала забрать ее сразу после сна. Поэтому Катя держится. Кто бы знал, как тяжело это ей дается!

Ближе к двум годам у детей появляется одно из важнейших качеств воли – самообладание. Ребенок может сдержаться и, например, не заплакать, даже если очень хочется. Может отказаться от чего-то приятного или, наоборот, согласиться на что-то неприятное, если очень уж надо. Правда, такое поведение пока обусловлено послушанием, чувством вины или страхом – внутреннего чувства необходимости в этом у ребенка еще нет.

«Я уже очень долго держу себя в руках, − говорит маме Павлик, гроза детской площадки, − не могу больше. Пойду отберу у того мальчика машинку». Получается, зря мама рассказывала ему о том, почему нельзя делать все, что хочется? Нет, не зря. Указания, примеры, конкретные требования взрослых – необходимый этап в развитии волевых качеств. И эти дисциплинарные меры должны быть достаточно строгими. Но не жесткими. Родителям нужно запастись терпением, чтобы все свои требования объяснять на понятном и доступном для ребенка языке, а потом еще неоднократно повторять. Только такая строгость принесет хороший результат. Ребенок сможет строить свое поведение, находя компромисс между собственными желаниями и нормами поведения в обществе. Если на все вопросы отвечать просто «нет», то изначально результат тоже будет хорошим. Ребенок будет прекрасно выполнять все, что требуется, но к развитию воли это не будет иметь никакого отношения. Более того, именно такие дети потом проявляют полное отсутствие самостоятельности. Они просто не знают, что это такое.

Радость свершений

Максиму четыре года. Он спокойно ходит с мамой к зубному врачу, потому что достаточно взрослый, чтобы самому справляться с волнением. Надо не думать о враче, а рассматривать разные картинки на стенах. Тогда не будешь бояться и не расплачешься, как маленький. Только вот зачем все это? Какая от этого польза? Вот он не плакал – и ему просто вылечили зуб. А мальчик, сидящий напротив, плакал – так ему еще и игрушку купили.

Да, это очень важный момент в воспитании воли – показать преимущества этого качества. И, наверное, один из самых сложных. Ведь дети долго остаются существами эмоциональными, им трудно что-то понять сознательно, им надо почувствовать пользу. Игрушка, купленная в качестве поощрения, бывает прекрасным стимулом к дальнейшему проявлению хороших качеств. Но с такими «заслуженными» подарками стоит быть осторожнее. Например, не надо особо фиксировать, за что конкретно был куплен подарок, и вообще много говорить с ребенком на эту тему. Не надо вести учет правильных и неправильных дел («Сегодня ты рассказал стишок, но потом не доел суп, и тебе сделали три замечания на прогулке. Значит, подарка не будет – хорошие мальчики всегда знают, как себя вести»). Такой подход обеспечит стремление к выгодному поведению, а не к сознательному. Можно просто сказать: «Какой ты молодец!» − а в ближайшее время предложить купить игрушку.

Ближе к двум годам у детей появляется одно из важнейших качеств воли – самообладание. Ребенок может сдержаться и, например, не заплакать, даже если очень хочется.

Но можно и не предлагать, и не покупать – особенно если подарки и так бывают частыми. Моральные стимулы действуют на ребенка тоже очень положительно. Дети любят, когда их хвалят и когда результатами их труда восторгаются. И вот тут можно и даже нужно уделить внимание деталям. «Какой чудесный рисунок! Как же ты нарисовала такие красивые цветы?! И эти тоненькие стебельки! И лучики у солнышка!» Такая похвала – когда не просто «умница», а перечисление всего, за что «умница», и позитивное удивление, очень способствует развитию волевых качеств. Вот в следующий раз ребенку, может, не захочется так тщательно рисовать. Настроения не будет или, например, мультфильм захочется посмотреть. Но он все равно будет стремиться к тому, чтобы сделать красиво – чтобы порадовать вас и порадоваться самому.

С возрастом занятия ребенка, конечно, усложняются, и он не всегда может справиться с ними сам. И здесь велика опасность занижения планки. «Я прекрасно рисую цветочек, и меня за него хвалят. Вот и буду его рисовать. Животные-то у меня не очень получаются». Помогайте ребенку в освоении новых и трудных для него дел. Успокаивайте, поддерживайте, предлагайте сделать вместе. Получается не сразу? Это очень хорошо. Больше будет радость от результата − больше стремление доводить начатое дело до конца.

Я сделаю это!

Важный этап в развитии воли наступает в возрасте трех – четырех лет. Ребенок уже прекрасно понимает, что такое «надо», «нельзя», и в то же время стремится к самостоятельности. По большому счету, сейчас он уже может управлять своим поведением сознательно и целенаправленно. Но все же считать его полностью взрослым и ответственным, конечно, рано. Ребенок еще очень часто нуждается в контроле взрослых.

Психологи любят проводить опыт, показывающий, как трудно ребенку этого возраста поступать против своих желаний. Группе четырехлетних детей предлагается достать лопаткой шарик из коробки. Задание очень трудное (на самом деле оно невыполнимое, но детям об этом не говорят), и за него обещают приз.

Когда дети остаются вместе, то они действительно стараются доставать шарик, как им объясняли, а вернувшемуся взрослому говорят, что не получилось. А если после объяснения детям предлагают достать шарик по очереди, в одиночестве, то все они с заданием справляются и радостно показывают экспериментатору шарик. «Как ты его достал?» − спрашивает взрослый. «Лопаткой», − не моргнув глазом отвечает ребенок.

После эксперимент немного меняют − перед началом задают детям вопросы типа «Почему так важно всегда говорить правду?», «Можно ли обманывать взрослых?». Все отвечали правильно и четко, но… результаты были точно такие же. Тяжело быть принципиальным, оставшись один на один с возможным призом.

Не давайте ребенку слишком ответственных и серьезных в моральном плане заданий и относитесь к нему строго, если он не смог продемонстрировать железную волю. Вообще не стоит часто говорить ребенку «Ты должен» − ни в этом возрасте, ни позже. Слишком большое число обязательств вызывает либо пассивность и желание избежать любой ответственности, либо агрессию и стремление делать все наперекор. Перевоспитать ребенка потом, избавить его от негативизма, упрямства бывает гораздо сложнее. Давайте возможность проявить самостоятельность, иногда даже настоять на своем.

Не будет ничего страшного, если после того, как вы что-то запретили, вы это разрешите. Ребенку нужны победы такого рода – именно они укрепляют его волю. И именно они способствуют тому, что в своих действиях он будет руководствоваться здравым смыслом.

Инструкция

Если ребенок всегда окружен чрезмерной опекой взрослых, а также ему не приходится прикладывать никаких усилий в достижении желаемого, то вряд ли из такого ребенка вырастет человек, обладающий стойкими утверждениями и твердым характером.

Иногда родители говорят: "Ну, чего еще можно ожидать от ? Ведь он еще совсем мал и ничего не понимает. Вот когда он подрастет, тогда и будем спрашивать".
Однако это неправильное суждение. Требовать от малыша, конечно, только в пределах его возможностей, нужно с самого , начиная с того момента, когда начинает понимать речь, обращенную к нему, и сам овладевает ею.

При этом воля - это весьма зрелое качество. Естественно, в этом случае о воле совсем еще маленького ребенка в понимании, которое вкладывается в значение зрелой воли у взрослого человека. Однако можно говорить о зачатках проявлений воли даже у маленьких детей. Такие зачатки выражаются:
- в наличии у ребенка определенного стремления к достижению цели;

В сохранении данной цели, несмотря на отсрочку либо отвлекающие моменты;

В способности к отсрочке или задержке своего желания, то есть наличии терпения;

В способности преодолевать свое нежелание ради достижения цели.

Для того чтобы развивать эти задатки, необходимо в воспитании ребенка твердо придерживаться определенных правил. В первую очередь должен быть установлен определенный режим дня и распорядок для того, чтобы ребенок точно знал, как, когда и что он должен делать: вставать, гулять, есть, ложиться спать, мыть руки перед едой, перед сном убирать игрушки. Все это приучает малыша к аккуратности и этим самым способствует развитию волевых черт его характера.

Взрослым следует всегда быть очень честными с ребенком, то есть всегда держать свое слово. Ведь часто так бывает: чтобы утешить малыша, ему обещают многое - и игрушки купить, и в телефон поиграть, и на качелях покатать. В этом случае ребенок перестает плакать или капризничать, но ожидает обещанного. Взрослые же сразу забывают о собственном обещании и порой не выполняют его. В итоге ребенок привыкает не верить обещаниям родителей. А также сам приучается легко давать определенные обещания, а впоследствии не выполнять их. При этом у него не воспитывается ответственность за свои слова. А наоборот, начинает развиваться безответственность и безволие.

Постепенно воспитывайте в ребенке уменье овладевать собственными желаниями, чувствами, приучайте его сдерживаться, побеждать свое чувство страха, боли, а также обиды. Все это укрепляет и тренирует его волю.

Видео по теме

Чтобы малыш стал волевым человеком, нужно пройти несколько этапов. Происходит это не сразу. Волю можно сравнить с голосом отца, в то время когда мать может ласково просить, то отец говорит чётко и прямо, что ему нужно. Воля - это одна из главных черт характера.

Первый этап

Настаивание на своем мнении, отстаивание своих интересов. Когда ребёнок кричит: «Я сам!», это не воля. Это энергия, которая еще неоформленная и превратиться она может, не только в волю, а также и в упрямство. Упрямый человек, делает всё наперекор не только себе, но и окружающим, а иногда даже на зло, а вот волевой человек, делает то, что ему нужно, осознавая и понимая, что надо так, а не иначе.

Второй этап

Чтобы сформировать волю у ребёнка, следует начинать с раннего детства. Ребёнок должен уважать родителей, подражать отцу, конечно же, если отец волевой человек, то он должен показывать пример своему ребёнку. Когда он видит готовность отца принимать важные решения и тому подобное, то это и будет важнейшим элементом, для формирования волевого характера.

Если же, отец мямля, то видя такое поведение, ребёнок также будет этому подражать и чтобы сформировать его характер и волю, потребуется больше усилий, чем у волевого отца. Однако волевой характер отца, тоже может быть не только примером, но страхом перед ним. Подавлением его собственного «я». Постарайтесь донести до ребёнка не страх перед родителем, а осознание нужной твёрдости.

Существуют люди, которые подавляют свободную индивидуальность, так сказать сторонники свободного воспитания. У таких родителей волевых детей не будет, для них слово «надо» лучше превратить в «хочу», так как оно ассоциируется с удушающим насилием, что для них не приемлемо.

Третий этап

Уважение к разуму, обязательства, результаты и их достижения. Когда для ребёнка воля – ценность, когда он понимает, почему и для чего так живёт и так делает, если он имеет всё это, то он может перейти к заключительному этапу.

Заключительный этап

Противостояние к своим желаниям, эмоциям, которые несвоевременны или же неуместны. Соответственно делать надо так, как нужно, а не так, как хочется. Это и есть проявления силы воли.

Сила воли есть у тех детей, которые могут заставить себя встать с постели утром и сделать зарядку, потому что они знают что им это нужно, для того что бы быть здоровыми, хотя они могли потратить это время, на потягивания в кровати.

Видео по теме

Сила воли — капризное качество характера. Чем больше ее воспитываешь, тем больше она капризничает. И тем больше нужно терпения для преодоления собственной лени и страхов. Волевая готовность в психике ребенка занимает особое место. Для дошкольника слово «хочу» — самое главное и значимые слова в жизни. Уже в младшем школьном возрасте появляется еще одно слово — «надо». Как уживаются «хочу» и «надо» в детском сознании?

Всем известный факт, что свобода — качество приобретенное, а не полученное в наследство.

Развиваем силу воли

Первое и главное условие — не ломать ее! Не ломать то, что еще не выстроилось и только зарождается. Кроме того, нельзя создавать парниковые условия для развития личности. Дети должны чувствовать вкус живой жизни, реальности, с радостью и болью, потерями и победами, с предательством и преданностью.

Оберегать их от бед и проблем, которые могут произойти, — значит собрать их волю в свой кулак и ослабить ее, не дать ей возможности расцвести и проявиться. Твердость характера закаляется в преодолении трудностей. Это не означает, что с ребенка нужно сделать спартанца. Просто ему следует дать возможность набивать собственные шишки, получать личный опыт. А с другой стороны, он должен быть уверенным, что если вдруг он споткнется, ошибется, то всегда найдет надежную опору со стороны родителей.

Нужно быть последовательными в своих требованиях, чтобы помочь развить силу воли ребенка . Если сегодня «можно», а завтра «нельзя» или папа позволил, а мама против, ребенку непонятно, как быть в действительности. Во-первых, это рождает неуверенность. Во-вторых, ребенку становится скучно от этих отношений: он или вообще будет лениться что-то предпринимать, или начнет бунтовать (что даже лучше в данной ситуации), или подыгрывать сильной стороне. Родительские требования должны стать справедливыми условиями, с помощью которых развивается сила воли ребенка.

Жесткие условия извне могут сформировать железный характер, а внутри зажать реальное «я» ребенка. В дальнейшей жизни он может стать игрушкой в ​​руках людей-кукольников. Некоторые родительские запреты должны быть точными, ясными и безоговорочными. Другие могут иметь плацдарм для развития темы: «можно, если», «пока нельзя, потому что …».

Мягкость и вседозволенность («он же еще маленький!») Приводят к тому, что дети перекладывают ответственность на плечи родителей. В старшем возрасте это может вылиться в конфликты с родителями, взаимные обиды и обвинения. Отец всегда должен держать свое слово! Это еще один пример воспитания волевых качеств. Родительское «да» всегда должно быть «да», без всяких дополнительных смыслов и условий. Периодически следует просматривать темы «табу» и делать это вовремя. Дети растут, взрослеют, зона их ближайшего развития становится все шире, им нужно больше свободы.

Распорядок дня помогает ребенку распределять свои ресурсы, ставить цели и достигать их. Начинать нужно с элементарных жизненных бытовых правил, чтобы достичь чего-то большого и значимого в жизни.

Доказано, что волевые качества прекрасно формируются в спорте. Еще одно физическое усилие — это еще одно преодоление себя. Это новый вызов самому себе. «Новая высота» свидетельствует о скрытых возможностях не только тела, но и человеческого духа.

Это касается не только большого спорта, но и любых физических нагрузок. Здесь ребенок видит результат своих усилий. Это дает ему дополнительную энергию, удовольствие и уверенность в том, что он может справиться с трудностями