Подвижные игры с мячом для детей в кругу. Картотека игр с мячом Игры с мячом 5 6 лет

Игры и игровые упражнения с мячом для детей младшего дошкольного возраста

Игры с мячом были известны и любимы во все времена. В детских играх мяч по популярности занимает первое место. Он притягивает и манит детей всех возрастов, стимулирует фантазию и двигательное воображение.

Игры и игровые упражнения с мячом — это разновидность активности детей и вместе с тем школа разнообразных умений и навыков. В процессе действий с мячом у детей развивается умение ориентироваться в пространстве, координация движений. Дети учатся управлять своим телом, анализировать свои достижения, у них формируется «чувство мяча», которое включает в себя развитие глазомера, крупных и «ловких» мышц (мелкой моторики), умение регулировать статическое и динамическое напряжение. И конечно, ребёнок становится более ловким, сильным.

Игры с мячом — незаменимое средство и в подготовке к школе . Разнообразные манипуляции с мячом требуют контроля действий кисти руки, а её двигательная активность напрямую связана с развитием интеллекта. Владение мячом стимулирует формирование произвольности и самостоятельности — таких качеств личности, которые необходимы для саморегуляции любого вида деятельности.

Сегодня мяч многолик. Это — фитбол, hop, массажный мяч, пластмассовый шар, резиновые мячи разных размеров и т. п. Разные по размерам, материалам мячи позволяют ребёнку знакомиться с множеством вариантов движений: играть одному и в паре, тройке, выполнять броски, катать, отбивать, вести мяч.

Видовое разнообразие позволяет использовать мяч для поддержания активности. У детей малоактивных интерес вызывают мячи больших размеров, которые стимулируют желание катать, ловить, бросать, выполнять действия, способствующие увеличению амплитуды движения.

Для гиперактивных детей больше подойдут набивные мячи, они требуют меткости и сосредоточения при выполнении движения. Благодаря таким заданиям ребёнок учится «останавливать» свой темперамент, соотносить «взрыв» действий с намеченной целью, которую ставит не взрослый, а он сам.

Мягкие сенсорные мячи приятны детям, подходят для любой игры и эффективны для работы с агрессией — в первую очередь тем, что безопасны при выполнении бросков, киданий, метаний и других упражнений для снятия напряжения. С ними играют даже застенчивые ребята.

Подбирать мяч для малыша необходимо в соответствии с его возрастными особенностями и возможностями. Чем младше ребёнок, тем меньше у него умений в бросании, ловле. А эти движения — основные во владении мячом. Поэтому, чтобы дети смогли выполнить соответствующие действия, необходимо подобрать удобный мяч. Внимание должно быть обращено на вес, объём и качество материала, из которого сделан мяч. Дети младшего дошкольного возраста очень любят играть с воздушным шариком, сенсорным (поролоновым) мячом, интересны им и маленькие массажные мячи, пластмассовые шарики. Для детей! среднего дошкольного возраста подойдут лёгкие мячи диаметром 15—20 см, маленькие мячи диаметром 5—8 см (для большого и настольного тенниса, резиновые, мягкие,; из разных материалов, сшитые родителями), бумажные шары (из скомканной бумаги), большой надувной мяч- шар.

Эти мячи могут быть использованы в играх и игровых упражнениях, развивающих координацию, силу, глазомер, формирующих произвольность и умение сосредотачиваться при выполнении заданий, помогающих осваивать различные варианты выполнения движений.

Игры с мячом для младших дошкольников

Поиграй со мною в мяч

Для игры нужен: большой мяч.

Взрослый садится перед ребёнком на четвереньки и предлагает ему сесть так же. Катит мяч к ребёнку, приговаривая:

Ты поймал весёлый мяч,

Ну, верни его, не прячь.

Ребёнок катит мяч обратно. Упражнение повторяется несколько раз.

Лови, кати

Для игры нужны : флажок и мяч.

Взрослый предлагает ребёнку поиграть с мячом. Просит его встать к флажку (расстояние 50 см), показывает, как присесть на четвереньки, и катит ребёнку мяч. Затем просит его катить мяч обратно.

Оттолкни и поймай

Для игры нужен : мяч.

Взрослый встаёт с ребёнком в пару. Игроки садятся на полу напротив друг друга. Сидящий отталкивает мяч партнёру, тот ловит и отталкивает его обратно.

Мяч по дорожке

Для игры нужны : дорожка и шар.

Взрослый обращает внимание ребёнка на дорожку (Цветная ткань шириной 35—40 см, длиной 0,5—1 м), предлагает ему катить шар по дорожке. Затем катит шар вместе с ребёнком.

Докати мяч до стены

Для игры нужны : скамейка или стул, мяч.

Взрослый приносит скамеечку и прячет под ней мяч. Затем предлагает ребёнку сесть на скамейку, наклониться к мячу и толкнуть его так, чтобы он докатился до стены.

Скати с горки

Для игры нужны : горка и мяч (или шар).

Взрослый показывает ребёнку горку и просит скатить с неё мяч (или шар).

Кати, толкай

Для игры нужны : обруч или мягкий модуль-круг.

Взрослый даёт ребёнку круг среднего размера из мягкого модуля или обруч и предлагает катить, идти за ним и подталкивать.

Попади в ворота

Для игры нужны : ворота и мяч.

Взрослый предлагает ребёнку встать напротив ворот, присесть на четвереньки и катить мяч в ворота. Затем до- 1 бежать до ворот, забрать мяч и повторить движение.

Закати мяч в ворота

Для игры нужны : ворота и мяч.

Взрослый вместе с ребёнком делает ворота (дуга, кегли, тоннель, стульчик и т. п.), затем предлагает ему толкнуть мяч ногой, закатить в ворота.

Подбрось, поймай, упасть не давай

Для игры нужен : мяч.

Ребёнок берёт мяч. Взрослый предлагает подбросить мяч вверх и поймать.

Попади в круг

Для игры нужны: корзина или обруч и малые мячи или мешочки.

Ребёнок берёт из корзины (можно вместо корзины использовать обруч) малые мячи или мешочки (по два, в правую и левую руки), встаёт на расстоянии 1—1,5 м от корзины в кружок и бросает мяч или мешочек в корзину.

Мой весёлый звонкий мяч

Для игры нужен: мяч.

Взрослый предлагает ребёнку поиграть с мячом, затем показывает, как подбросить и поймать мяч, предлагает повторить малышу. Свои действия сопровождает словами:

Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

После слов бросает мяч вперёд, просит ребёнка догнать свой мяч, делая вид, что хочет обогнать малыша и первым взять мяч. Игра повторяется снова.

Сбей мяч

Для игры нужны: верёвка и малый мяч.

На уровне глаз ребёнка подвесить мяч (диаметром не меньше 70 см), дать ребёнку малый мяч (диаметром 8—12 см), встать с ребёнком на расстоянии 1 м от мяча и предложить ему бросить свой мяч в подвешенную цель.

Отбей мяч

Для игры нужен : надувной мяч (или шар).

Взрослый берёт надувной мяч (шар), бросает его ребёнку, а малыш должен отбить мяч с лёта одной или двумя руками.

Мяч высоко

Для игры нужен: резиновый мяч.

Ребёнок берёт мяч среднего размера, взрослый предлагает подбросить его как можно выше, поймать от пола и снова бросить.

Смотри, мяч не урони

Для игры нужен : мяч.

Играть могут 2—3 ребёнка. Взрослый кидает мяч о пол, сопровождая бросок словами «Смотри, мяч не урони». После отскока ребёнок должен его поймать и через отскок бросить взрослому, затем — другому ребёнку.

Брось и лови

Для игры нужен : большой резиновый мяч.

Ребёнок встаёт на линию, по команде взрослого «Бросай!» бросает мяч вперёд и вдаль, по команде «Лови!» бежит за ним. Ребёнок должен успеть поймать мяч, пока он подпрыгивает после удара о пол.

Попади в комара

Для игры нужны: любой предмет, прикреплённый к палке длиной 1 м, и мячи или мешочки (2—3 штуки).

Ребёнок берёт несколько мешочков, взрослый поднимает палку с прикреплённым к ней предметом, который обозначает комара, и предлагает детям попасть в него.

Примечание: «комар» должен быть крупным, размером не менее 50—80 см.

Забрось в корзину

Для игры нужны : корзина и мешочек (малый мяч, камешки и др.).

Взрослый предлагает малышу забросить в корзину (диаметром 1 м), находящуюся на расстоянии 1,5 м, мешочек.

Волкова Ольга
Картотека игр с мячом для детей 4–5 лет в средней группе

Средняя группа 4-5 лет

В средней группе необходимо продолжать развивать активность детей в играх с мячами. Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку. Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр. Приучать к выполнению действий по сигналу.

«Акула»

Цель игры: учить детей катать мяч в заданном направлении и ловко от него увертываться.

Ход игры: дети-рыбки «плавают» по «морю». Один ребенок – «акула». По сигналу «акула!» дети убегают, а ребенок-акула быстро катает мячи, стараясь попасть в рыбешек.

«Автомобили»

Цель игры: учить детей выполнять различные движения с мячом: подбрасывать и ловить, вести мяч одной или двумя руками.

Ход игры: на площадке размечается дорога шириной 2-3 м и длиной 4-5 м. Все дети - автомобили. Они выполняют движения с мячом по заданию ведущего - «светофора» (дети могут вести мяч одной или двумя руками, ловить и подбрасывать, при этом передвигаясь по площадке). Если «светофор» показывает желтый свет, автомобили подбрасывают и ловят мяч, стоя на месте (ударяют мячом о землю). Когда загорается зеленый, все автомобили передвигаются по площадке, выполняя упражнения с мячом (ведут, подбрасывают и ловят мяч). На красный свет автомобили останавливаются, движение с мячом заканчивается. Игра повторяется 2-3 раза.

«Детский боулинг» или «Сбей кегли»

Цель игры: развивать навык попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать зрительно-двигательную координацию, общую моторику.

Ход игры: расположить кегли треугольником, как в настоящем боулинге. Отойти на 1,5-2м. и веревкой или лентой отметить линию. Пусть дети встанут за ней. Взять мяч и покажите, как нужно сбивать кегли. Дайте мячи малышам и попросите их сделать то же самое. Сопровождать игру следующими словами:

Посмотри, какие кегли

Ровно-ровно в ряд стоят!

К ним направим мяч умело

И они уже лежат!

Это прекрасная игра для отработки меткости и навыков катания. Малыши, присев на корточки (наклонившись, ноги чуть шире плеч, с обозначенного места прокатывают мячи двумя руками вперед, стараясь сбить кегли.

Правила игры: следить, чтобы малыши энергично отталкивали мячи двумя руками, а не подбрасывали его вперед-вверх. Перед тем как оттолкнуть мяч, приучать детей смотреть на кегли. Отметить точки на полу, куда надо ставить кегли (мелом, кусочками пластыря, кружочком из цветной бумаги или картона, и позволить малышам по очереди самостоятельно установить сбитые кегли на место.

«Передача мяча в колонне над головой»

Цель игры: обучение техники передачи мяча в движении, воспитание скоростной и силовой выносливости, ловкости, точности и координации движений.

Ход игры: участники игры выстраиваются в колонну по одному на расстоянии вытянутых вперед рук. По сигналу один игрок, стоящий впереди, передают мяч над головой стоящим сзади них, те передают дальше, пока мяч не получит последний игрок команды. Получив мяч, он бежит в начало своей команды, становится первым и передает мяч над головой и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок снова не станет первым и не поднимет руки с мячом вверх.

Правила игры: во время игры нельзя бросать мяч назад, его надо передавать в руки стоящему сзади игроку. Если участник уронит мяч, он должен сам взять его, встать на свое место и продолжить игру.

«Ты катись, катись, наш мячик»

Цель игры: развивать мелкую моторику, ловкость, внимание.

Ход игры: дети стоят в кругу. По сигналу начинают быстро передавать мяч по кругу со словами

Ты катись, катись, наш мячик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого остался мячик,

Тот сейчас станцует нам! (споет, присядет, попрыгает и т. п.)

Ребёнок, у которого остался мяч выходит в середину круга и выполняет движения. Игра повторяется.

Правила игры: движения легкие, на месте.

«Лови-бросай»

Цель игры:

Ход игры: дети стоят в кругу, взрослый - в центре. Он перебрасывает мяч и ловит обратно, говоря: «Лови, бросай, упасть нe давай!».

Текст произносит не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч. Расстояние постепенно увеличивается: от 1 до 2 м и более.

Правила игры: ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно взрослому двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

Усложнение: дети стоят в парах и перебрасывают мяч друг другу.

«Закати мяч в обруч»

Цель игры: учить детей катать мяч в заданном направлении, развивать ловкость, внимание.

Ход игры: дети распределяются на 2-3 подгруппы. Такое же число обручей лежит на полу. На край обруча кладётся дощечка (картонка, которая одной стороной касается пола. Получается маленькая горка. Подгруппы детей выстраиваются в колонны напротив горок. У каждого малый мяч. По сигналу водящие прокатывают мяч, стараясь попасть в обруч. При этом команде засчитывается три очка. Если мяч попал в обруч, но выкатился, то команда получает только одно очко, при промахе очко не начисляется.

«Мяч по кочкам»

Цель игры: развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.

Ход игры: дети встают по 5-6 человек в колонну по одному, у первого ребёнка мяч. На полу раскладываются 6-8 обручей диаметром 30-40 см на расстоянии 5-10 см друг от друга. Дети должны провести мяч так, чтобы он скакал по кружкам – «по кочкам», и передать мяч следующему. Выигрывает та команда, которой удалось выполнить задание с наименьшим числом ошибок.

«Играй, играй, мячик не теряй»

Цель игры:

Ход игры: дети располагаются по залу в свободном порядке. Каждый играет с мячом, выполняя действия по своему выбору: бросает вверх и о пол, отбивает мяч на месте и в движении; бросает мяч о стену, в корзину. После сигнала взрослого все должны поднять мяч вверх.

«Игра в мяч»

Цель игры: развивать координацию движений, ловкость, зрительно – двигательную координацию.

Ход игры: на земле рисуют 6 линий, параллельных одна другой, на расстоянии приблизительно 0,5м. Между 2-й 3-й от каждого края линиями поставить детей в две шеренги, друг против друга. Каждая пара играющих получает по одному мячу. Воспитатель произносит «раз, два, три!» - это сигнал, что пора начать переброску мячей друг другу. Каждая пара играющих должна три раза подряд перебросить друг другу мяч (туда и обратно). Если при этом мячик ни разу не упал, один из партнеров переходит на следующую линию (делает шаг назад) и расстояние между детьми увеличивается. Если кто-нибудь из пары уронил мячик, подсчет перебросок надо начать сначала. После каждой из трех удачных перебросок мяча то один, то другой играющий отходит назад на одну линию до тех пор, пока оба не станут у последней линии. Затем игра начинается сначала, причем дети могут поменяться парами.

Правила игры: если мячик упал, надо начинать счет сначала. Сдвигаться с нарисованной границы нельзя. Первым переходит на следующую границу тот, кто начал игру, т. е. тот, кто первым бросает мячик.

«Собачка»

Цель игры: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Ход игры: из группы детей выбирается «собачка». Остальные становятся в круг и быстро передают друг другу мяч. Задача «собачки» - перехватить мяч. Кто его проворонит, тот и становится очередной «собачкой». Чтобы войти в образ, «собачка» может говорить «гав-гав», рычать или подвывать в минуты неудач.

«Веселые мячи»

Цель игры: развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве, зрительно – двигательную координацию.

Ход игры: дети с мячами в руках выстраиваются на исходной линии в шеренгу. Педагог произносит слова:

Раскатились все мячи, покатились. Дети бросают мячи из-за головы и бегут за ними .

Вот распрыгались мячи, разыгрались Прыгают на двух ногах на месте с мячами в руках.

Наши яркие мячи, разноцветные мячи.

В уголок бегут мячи, убегают. Дети бегут на исходную линию.

Там попрятались мячи, отдыхают. Присаживаются на корточки.

Правила игры: действовать согласно тексту стихотворения.

Различные техники с мячом. Игры с мячом для детского сада, игры для семейного отдыха.

Школа мяча

Количество играющих: 1 - 6 человек.

◈ Подбрасывание мяча

♦ Подбросить мяч вверх и поймать двумя руками.

♦ Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и поймать.

♦ Подбросить мяч вверх и поймать его после удара об пол.

♦ То же с хлопком.

♦ Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши впереди и позади себя, поймать мяч.

♦ Подбросить мяч вверх, убрать руки за голову, поймать мяч.

♦ Подбросить мяч вверх и поймать его одной правой или левой рукой.

♦ Подбросить мяч вверх, хлопнуть под коленом, поймать мяч.

♦ Подбросить мяч вверх, повернуться вокруг себя и поймать мяч.

♦ Продвигаясь вперед, подбрасывать мяч вверх.

◈ Игры с ударом мяча об пол

♦ Ударить мячом об пол и поймать его двумя руками.

♦ Ударить мячом об пол, хлопнуть в ладоши и поймать его.

♦ Ударить мячом об пол, повернуться вокруг себя и поймать его.

♦ Ударить мячом об пол и поймать его правой (левой) рукой.

♦ Ударить мячом об пол, перенести ногу над мячом, пока он ударяется об пол, поймать его.

♦ Отбивать мячом об пол двумя руками 5-6 раз подряд.

♦ Отбивать мячом об пол двумя руками, продвигаясь вперед.

♦ Отбивать мячом об пол правой (левой) рукой по 5-6 раз, продвигаясь вперед.

♦ Ударить мячом об пол, хлопнуть впереди и сзади себя, поймать мяч.

♦ Ударить мячом об пол, сделать хлопок под коленом, поймать мяч.

♦ Непрерывно ударять мячом о пол, перенося над ним ногу.

◈ Игры с ударом мяча о стену

♦ Ударить мячом о стену и поймать его двумя руками.

♦ Ударить мячом о стену, хлопнуть в ладоши, поймать мяч.

♦ Ударить мячом о стену, хлопнуть впереди и позади себя, поймать мяч.

♦ Ударить мячом о стену, хлопнуть руками под коленом, поймать мяч.

♦ Ударить мячом о стену, дать ему удариться об пол и поймать его.

♦ Ударить мячом о стену, повернуться вокруг себя и поймать мяч.

♦ Ударить мячом о стену, дать ему удариться об пол, повернуться вокруг себя и поймать его.

♦ Повернуться к стене спиной, бросить мяч через голову в стену, повернуться и поймать его.

♦ То же, но поймать после того, как мяч ударится об пол.

♦ Бросить мяч одной рукой в стену и поймать его.

♦ Отбивать мяч двумя руками о стенку 5-6 раз: ладонями, пальцами; вниз, вверх.

♦ Ударить мячом о стену, перепрыгнуть через него.

♦ Ударить мячом о стену, присесть и поймать мяч.

♦ Ударить мячом о стену из-под ноги правой (левой) рукой.

♦ Ударить мячом о стену из-за спины.

♦ Ударить мячом о стену из-за головы.

♦ Ударить мячом о колено и поймать мяч двумя руками.

♦ Ударить мячом о колено и поймать мяч правой (левой) рукой.

♦ Ударить мяч коленом о стену и поймать его двумя руками.

♦ Ударить мяч коленом о стену и поймать его правой (левой)рукой.

♦ Один ребенок бросает мяч в стену, а другой ловит его.

♦ То же самое, но с ударом мяча об пол.

♦ Стоя спиной к стене, бросить мяч между ногами так, чтобы он ударился об пол и о стену, и поймать его после отскока от стены.

◈ Перебрасывание мяча

♦ Перебрасывание мяча друг другу снизу.

♦ Перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди (баскетбольный бросок).

♦ Перебрасывание мяча друг другу из-за головы.

♦ Перебрасывание мяча друг другу из-под колена.

♦ Перебрасывание мяча друг другу с хлопками перед ловлей.

♦ Дети перебрасывают мяч, стоя в шеренгах (расстояние между детьми около 2-2,5 метров), указанными выше способами.

◈ Перебрасывание мяча через веревку или сетку

♦ Перебрасывание мяча через сетку снизу.

♦ Перебрасывание мяча через сетку из-за головы.

♦ Перебрасывание мяча через сетку, при этом тот, кто ловит мяч, дает ему ударится об пол.

♦ Подбросить мяч вверх перед собой и отбивать его через сетку.

♦ Отбивать через сетку 2-3 раза.

◈ Передача и перебрасывание мяча в кругу

♦ Передавать мяч друг другу, не пропуская, влево и вправо (на близком расстоянии).

♦ То же, но за спиной.

♦ Передавать мяч друг другу над головой (ставить детей по росту), после передачи мяча быстро опустить руки.

♦ Перебрасывание мяча друг другу через круг.

♦ Перебрасывание мяча друг другу с ударом об пол.

♦ Передача мяча друг другу во время ходьбы по кругу.

Игра с мячом

Количество играющих: 6-8 человек.

◈ Все участники игры стоят в кругу, на расстоянии вытянутой руки друг от друга.

◈ В центре круга — водящий. Водящий должен поймать мяч, который игроки перекатывают ударом ноги друг другу. Они могут послать мяч в любом направлении: вправо, влево, пересечь круг, но сами должны оставаться строго на месте и не касаться мяча руками: перекатывать можно только по земле, и только ногами.

◈ Задача водящего — задержать мяч. Он может сделать это ногой, рукой, может только прикоснуться к мячу, может выбить его за круг.

◈ Если водящему удалось задержать мяч, он встает на место того игрока, с чьей неудачной подачи ему удалось задержать мяч.

Передай мяч

Количество играющих: от 6 человек.

Инвентарь: два мяча или других одинаковых игрушки.

◈ Разделите детей на две команды и постройте в две линии так, чтобы дети стояли друг за другом.

◈ Дайте детям, стоящим первыми, мячи или другие игрушки. Дети могут передавать мячи друг другу, присев на корточки. Когда мяч достигает последнего человека, он начинает передавать его вперед, но уже руками, высоко поднятыми над головой.

◈ Мячи нужно передавать максимально быстро.

◈ Команда, в которой мяч быстрее прошел этот путь, объявляется победительницей.

Мяч через ворота

Инвентарь: мяч, кубики (кегли).

◈ Дети стоят на ковре. Ставятся ворота из кубиков или кеглей. Задание: сидя на ковре лицом к воротам, прокатить мяч в ворота, не задев их.

◈ Можно усложнить игру, построив за воротами мост (из кубиков или кеглей); нужно прокатить мяч через ворота, не задев их и не сломав мост.

Мяч толкаем, догоняем

Инвентарь: надувной мяч.

◈ Ребенок передвигается на четвереньках и головой подталкивает перед собой большой надувной мяч, не касаясь его руками.

◈ Поставьте перед ребенком какую-нибудь задачу, например, загнать мяч в угол.

Прыжки с мячом

Количество играющих: 2-6 человек.

Инвентарь: мяч, один или несколько.

◈ Дети по очереди или одновременно выполняют следующие задания:

♦ допрыгать до определенного места, зажав мяч между коленями;

♦ установить мяч на голове и придерживать его одной рукой;

♦ зажать мяч между ступней ног;

♦ удерживать мяч локтями перед грудью.

Не урони мяч

◈ Лежа на ковре (вытянувшись на спине), зажать мяч между ног.

◈ Пусть ребенок попробует перевернуться на живот, не выронив мяча.

Городки

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: мячи, кегли.

◈ Дети стоят либо сидят на скамейке или стульях, поставленных в один ряд. Впереди на расстоянии 1,5-2 м от них установлены «городки» (кегли, кубики и т. д.).

◈ Играющие поочередно, прокатив маленький мяч по полу, стараются сбить цель — попасть в «городок».

◈ После удачного попадания в цель «городок» переставляют на шаг дальше, игра продолжается.

Перекладываю мяч

◈ Ребенок сидит на полу, опираясь руками позади себя. Мяч лежит у ног справа.

◈ Предложите ребенку захватить мяч стопами, поднять и переложить налево, а затем направо.

Мячом стучу, где захочу

Количество играющих: 1—4 человека.

Инвентарь: мяч, стул.

◈ Предложите детям постучать мячом вокруг стула, по стулу, стоя, сидя, во время ходьбы.

Катание мяча

Количество играющих: 1-6 человек.

◈ Ребенок катит три-четыре мяча взрослому (другому ребенку), который их ему сразу возвращает. По неожиданной команде «Стоп!» игра останавливается.

◈ Выигрывает тот, у кого при сигнале «Стоп!» оказалось меньше мячей.

Упражнение с мячом

◈ Попросите детей выполнять движения в соответствии с текстом:

В правую руку свой мячик возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне, не спеша, положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика мячик коснется

И ненадолго за спину вернется.

К правой ступне, и к левой ступне,

И на живот — не запутаться б мне.

Мяч в цепочке

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: мяч, 3-5 обручей, мел.

◈ Выложите дорожку из обручей или нарисуйте круги мелом.

◈ Детям нужно пройти дорожку, ударяя мячом в каждый круг.

◈ Можно усложнить игру попаданием в круги через один.

Лови мяч!

Количество играющих: 2-6 человек.

◈ Дети сидят на полу, на ковре, напротив друг друга, ноги согнуты в коленях, прижаты к животу. Движением ног вперед надо отбросить мяч к сидящему напротив со словами: «Лови мяч!». Тот ловит его руками, а затем ногами откатывает мяч обратно своему партнеру со словами: «Лови мяч!».

◈ Игру можно усложнить: ловить мяч ногами; прокатывать его то одной, то другой ногой; сбивать мячом кубики или кегли, которые ставят на равном расстоянии между играющими.

◈ После игры обязательно надо полежать на спине и расслабиться.

Мяч на голове

◈ Соревнующиеся кладут на голову бублик, сверху — мяч. С мячом на голове необходимо пройти или пробежать определенное расстояние.

Бег с мячом

◈ Соревнующиеся встают друг против друга и зажимают между лбами большой мяч. Затем стараются как можно быстрее добежать до цели, не уронив мяч. При этом один бежит вперед, а другой — задом наперед.

Игры и игровые упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста

Для детей старшего дошкольного возраста арсенал мячей более разнообразен. Ребята выросли, их мышцы могут дифференцировать напряжение, а пальцы рук — выполнять точные действия. В домашних условиях могут быть использованы большой мяч диаметром 18 см, мяч для мини-баскетбола, мяч-утяжелитель (весом 1 кг), мяч - массажёр. Ребята играют как с маленьким резиновым или пластмассовым мячом (диаметром 8 см), который стимулирует развитие точных действий, так и с большим резиновым, сенсорным (диаметром 25—30 см), который помогает развивать физические способности. Для старшего дошкольника занимателен мяч набивной (весом 0,5—1 кг). Движения с мячом должны быть сложными — например, не просто бросить (это несложно), а бросить как можно дальше. Дайте ребёнку ориентир (расстояние до 10 м), бросок в цель с расстояния не менее 2 м. Если вы хотите научить детей играть в баскетбол, предлагайте им горизонтальную цель: корзину, обруч, кольцо. Такие задания особенно увлекают мальчиков. Необходимо правильно выбрать мяч. Хороший резиновый мяч — упругий, пружинит при нажатии, после надавливания быстро восстанавливает прежнюю форму. Этот мяч изготовлен из прочного материала, приятен на ощупь, правильной круглой формы, не имеет швов, или они почти незаметны. Дети очень любят мячи разных цветов и типов. Для малыша занимателен мяч с полосками или цветными секторами, а вот старшие ребята предпочитают мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные. Не забудьте, что вес мяча должен соответствовать возрасту ребёнка. Набивной мяч не должен быть тяжелее 1 кг, а игровой — 300 г.

Для детей старшего дошкольного возраста подойдут игры , воспитывающие стремление действовать по правилам, координировать движения в соответствии с двигательной задачей, развивающие силу, ловкость, глазомер, чувство равновесия, умение передвигаться с мячом в пространстве.

Игры с мячом для дошкольников 5-6 лет

Кати в цель

Для игры нужны: картинки (6—8 штук), одинаковые мячи каждому игроку.

Взрослый вместе с ребёнком встаёт на линию. На расстоянии 1—1,5 м от линии протягивают верёвку (высота от пола — 5 см). На верёвку на проволочках прикрепляются таблички с различными изображениями, расстояние между которыми составляет 20—30 см. Взрослый договаривается с ребёнком, кто какие таблички будет сбивать. Игра продолжается до тех пор, пока не будут сбиты все таблички.

Сбей мяч

Для игры нужны : малые мячи по количеству игроков и большой мяч.

Каждый игрок берёт малый мяч (диаметром 18 см). Все" игроки встают вокруг большого мяча (диаметром 60 см) на расстоянии 1,5 м от мяча. По команде «Сбей мяч!» участники катят мячи в большой мяч, стараясь попасть в него. Выигрывает тот, кто быстрее других собьёт большой мяч.

Разбей город

Для игры нужны : мячи по количеству игроков и материал, из которого игроки построят городошные фигуры.

Игроки делают из городошных фигур разные постройки, каждый свою. Затем встают напротив них на расстоянии 2 м и катают мячи в постройки. Кто сбивает, тот выигрывает.

Сбей булаву

Для игры нужны : булавы и мячи по количеству игроков.

Игроки ставят булавы на линию, на расстоянии 15 — 20 см друг от друга. Отходят от них на 2—2,5 м и катают шары в булавы, стараясь их сбить.

Закати мяч в ворота

Для игры нужны : мячи для каждого игрока и ворота.

Игроки встают в пару лицом к воротам (из кубов, кеглей и т. п.). Расстояние между воротами 4—5 м. Толкая мяч ногой, игроки стараются попасть в ворота соперника.

Для игры нужны : обручи по количеству игроков.

Взрослый предлагает игрокам взять небольшие обручи или кольца, встать на линию площадки и оттолкнуть от 1 себя обруч или кольцо, чтобы он укатился как можно дальше. Выигрывает тот, чей обруч укатился дальше всех.

Корзина

Для игры нужны : корзина и мяч (или мешочек).

На дерево или гимнастическую стенку (если она есть) прикрепляются 2 корзины. Взрослый и ребёнок набирают различные предметы, которые будут в неё бросать. Игроки встают на линию, которая располагается на расстоянии 2 м от корзин, и по сигналу начинают бросать в неё предметы. Чья корзина быстрее заполнится, тот выигрывает.

Летающие палочки

Для игры нужны : палочки (по количеству игроков).

Взрослый и ребёнок по жребию выбирают того, кто первый начинает игру. Водящие собирают все палочки (по количеству игроков) и по очереди метают их как можно Дальше. Когда все палочки выброшены, водящий считает; До 10. За это время игрок должен собрать все палочки.

Затем игроки меняются ролями. Выигрывает тот, кто быстрее соберёт палочки.

Летающая тарелка

Для игры нужны: пластмассовые тарелки по количеству игроков.

Игроки берут по пластмассовой тарелке, встают на линию броска и по сигналу бросают тарелку вдаль, стремясь попасть за линию, расположенную в 5 м от линии броска.

Районное методическое объединение для инструкторов по физической культуре, воспитателей

ТЕМА:

«ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

В ДЕТСКОМ САДУ»

Воспитатель МКДОУ

д/с № 7 «Светлячок»

Радионова Т.Н.

с. Курсавка

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах страны. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структур ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно – сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитие организма ребёнка. Поэтому наш детский сад обеспечивает рациональный уровень двигательной активности, который достигается путём совершенствования двигательного режима, так как двигательная активность определяется не столь биологической потребностью ребёнка в движении, сколько факторами социального характера: организацией педагогического процесса, условием внешней среды, воспитанием и обучением.

Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поэтому педагоги ДОУ заботятся об организации двигательной деятельности, её разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию. Содержательная сторона двигательного режима должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

Поэтому при распределении двигательного режима мы учитываем:

Зависимость двигательной активности от времени года (наиболее высокие показатели у детей выявлены в весенне-летний период

Индивидуальные особенности детей, их возраст

Состояние здоровья

Дифференцированный подход

Всё это способствует оптимизации двигательной активности детёй.

Двигательный режим нашего ДОУ включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.

Наша модель двигательного режима для детей состоит из нескольких блоков.

1. Физкультурно-оздоровительные занятия.

2. Учебные занятия.

3. Самостоятельные занятия.

4 . Физкультурно-массовые занятия.

5. Дополнительные занятия.

6. Совместная физкультурно – оздоровительная работа ДОУ и семьи.

Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки, экскурсии, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно – оздоровительные задачи.

Физминутки снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность.

На занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умения, знания.

Неделя здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники – это активный отдых.

Деятельность по интересам развивает двигательные способности и творчество детей.

Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и двигательного развития.

Корригирующая гимнастика предназначена для детей с ослабленным здоровьем.

В зависимости от назначения все выше перечисленные виды занятий, их характер меняются и повторяются с разной периодичностью в течение дня, недели, месяца, года, составляя оздоровительный двигательный режим дошкольников.

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, определяем приоритеты в режиме дня.

Первое место: в двигательном режиме дня принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя зарядка, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т. д.

С цель оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику ДОУ внедряем дополнительные занятия двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносим нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию двигательной активности детей на вечерней прогулке, экскурсии.

Второе место: в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. Занятия проводятся три раза в неделю в первой половине дня, два в зале и одно на улице.

Третье место: отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью строится с учётом уровня двигательной активности

Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение в нашем ДОУ отводится активному отдыху, физкультурно – массовым мероприятиям, в которых принимают участие дети и родители. К ним относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно – спортивные праздники, игры – соревнования, спартакиады.

В двигательный режим воспитанников входят также вне групповые дополнительные виды занятий (кружки по разным видам физических и спортивных упражнений и игр, танцы). Вышеописанные виды занятий по физической культуре, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребёнка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении. При этом следует помнить, что двигательная активность оптимальна в том случае, когда её основные параметры (объём, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, также, когда обеспечивается её соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной, правилам чередования напряжения и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.

ПОДБОР ИГР

/ МАСТЕР-КЛАСС /

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ

ИГРЫ С МЯЧОМ»

МКДОУ Д/С № 7 «Светлячок»

с. Курсавка

2016 год

ИГРА «ШТАНДЕР – СТОП»

Оборудование: мяч

Правила игры:

Перед началом игры с помощью считалки выбирается водящий. Его функция будет только «вбросить» мяч в игру. Дальше он становится таким же игроком, как и остальные ребята. Все участники игры встают в круг, а водящий в центр круга. Он высоко подбрасывает мяч и громко кричит «Штандер – Оля! », называя имя любого из детей. Теперь водящим становится тот, чье имя назвали. Он старается как можно скорее поймать мяч. А все остальные дети разбегаются, стараясь оказаться как можно дальше от нового водящего. Как только удалось поймать мяч, водящий кричит «Штандер-стоп! ». После этого все обязаны остановиться на месте, и поворачиваются лицом к водящему.

Водящий выбирает любого из детей и называет его имя: «Я попаду в Колю! » После этого Коля должен сложить руки кольцом перед собой. В это «баскетбольное» кольцо и должен попасть мячом водящий. Чтобы попасть в кольцо было проще, водящий имеет право подойти поближе. Для этого он заранее, не начиная движения, объявляет, сколько и каких шагов он хочет сделать.

Шаги в детской подвижной игре с мячом «Штандер-стоп» бывают такие:

«Простые» - обыкновенный шаг

«Гигантские» - шаг делается, как только возможно шире.

«Лилипутские» - шаг делается на длину стопы, то есть к мыску одной ноги приставляется пятка другой.

«Зонтики» – выполняется прыжком, причем в пряжке надо повернуться вокруг себя градусов на 150-180.

«Лягушачьи» - прыжок из положения на корточках

Детям, обычно, интереснее называть расстояние не обычными, а «смешными» шагами. Например, это может звучать так: «До Коли четыре лилипутских, два гигантских и три зонтика! » После этого водящий начинает двигаться к Коле. Здесь тоже есть свои правила. Во-первых, двигаться надо по кратчайшей прямой, а, во-вторых, выполнить ВСЕ названные шаги и только их. Подойдя к Коле, водящий бросает мяч, стараясь попасть в кольцо из рук. Если попал, то новым «вбрасывающим» водящим станет Коля, если не попал, то водить ему самому. Но обязанности такого водящего очень необременительны – просто подкинуть мяч и крикнуть чье-то имя. Детская подвижная игра с мячом «Штандер-стоп» тем и хороша, что даже самый неуклюжий и неловкий ребенок не застрянет в роли «вечного» водящего как, например, в салках, жмурках и многих других играх.

«ВСТРЕЧА»

Оборудование: мячи

Правила игры:

На площадке проводят две линии на расстоянии 4-6 м. Играющие делятся на равные группы и встают друг против друга за линиями. По сигналу все одновременно прокатывают друг другу шары или мячи, но так, чтобы они встретились. Детям, чьи шары встретились, ведущий дает по одной фишке. Выигрывает пара, у которой в конце игры окажется больше фишек.

Количество повторений игры по договоренности.

Игра "Встреча"

Указания к проведению

Площадка, где проводится игра, должна быть ровная. Увеличивать расстояние между играющими нужно постепенно. Эта игра требует от детей большого внимания и умения целесообразно распределять усилия при отталкивании шара в зависимости от расстояния. Детям нужно подсказать, что, чем больше расстояние прокатывания, тем энергичнее должен быть толчок по шару.

Вариант 2

В центре площадки ставят флажок или любой другой предмет. На расстоянии1 мот флажка с двух сторон проводят две линии, затем на расстоянии1 мот этих линий проводят вторую пару и, наконец, третью пару линий на расстоянии1 мот второй. Играющие делятся на равные группы и встают друг против друга за последними линиями. По сигналу ведущего все дети одновременно прокатывают шары (мячи) друг другу, но так, чтобы они обязательно встретились в центре. Играющие, чьи "шары (мячи) встретились, переходят на вторую линию, а затем на первую. Побеждают пары, игроки которых первыми вышли на первую линию.

«ЗАЩИЩАЙ ГОРОД»

Оборудование: мячи, кегли

Правила игры:

Участники игры встают в круг на расстоянии одного шага, у всех есть маленькие мячи. В середине круга построен городок, т. е. поставлено несколько кеглей на таком расстоянии, чтобы между ними мог свободно пройти мяч.

Городок охраняют три сторожа. Играющие, стоя на одном месте, ногой посылают мяч в городок. Тот, кто, прокатывая мяч, собьет кеглю, встает на место сторожа.

Правила

1. Мяч игроки должны только прокатывать.

2. Нельзя пропускать отбитый сторожем мяч за круг; кто пропустил мяч, выходит из игры.

3. Сторожам разрешается, защищая город, переходить с одной стороны круга на другую.

4. Сторож задерживает и отбивает мяч только ногой.

«ПОПАДИ В ЦЕЛЬ!»

Оборудование: 3 мяча теннисных, картонный круг диаметром 1м. или картонная коробка в середине которого имеются отверстия диаметром 15 см.

Правила игры:

Круг или коробка устанавливается под углом к полу на подставке или шесте. На круге или коробке можно нарисовать что-нибудь забавное, к примеру мордочку обезьяны, широко разинувшую рот, и т.п.

Играющие становятся на расстоянии 3-5м от мишени. Каждому дают три попытки, чтобы забросить мяч в отверстие на круге или коробке. За каждое попадание играющие получают по жетону, за которые по окончании игры выдаётся соответствующее вознаграждение. Расстояние можно при необходимости сократить.

В группе малышей расстояние до цели надо уменьшить.

Также вы можете посмотреть презентацию ниже: