Опросник хека хесс. Методика экспресс-диагностики невроза к. хека и x. хесса. Достижения успеха и избегания неудачи
Ознакомившись с вопросом или суждением, надо ответить «да» или «нет».
1. Считаете ли Вы, что внутренне напряжены?
2. Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть.
3. Я чувствую себя легко ранимым.
4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.
5. Часто ли без особых причин у Вас возникает чувство безучастности и усталости?
6. У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают.
7. Часто ли Вас преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя Вы стараетесь от них избавиться?
8. Я довольно нервный.
9. Мне кажется, что меня никто не понимает.
10. Я довольно раздражительный.
11. Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.
12. Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.
13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.
14. У меня были очень странные и необычные переживания.
15. Бывает ли Вам то радостно, то грустно без видимых причин?
16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.
17. Легко ли изменить Ваше настроение?
18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость.
19. Я хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие люди.
20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.
21. Часто ли меняется Ваше настроение в зависимости от серьезной причины или без нее?
22. Испытываете ли Вы иногда чувство страха даже при отсутствии реальной опасности?
23. Критика или выговор меня очень ранят.
24. Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте.
25. Беспокоитесь ли Вы иногда слишком сильно из-за незначительных вещей?
26. Я часто испытываю недовольство.
27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.
28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.
29. Большей частью я счастлив.
30. Я недостаточно уверен в себе.
31. Иногда я кажусь себе действительно никчемным.
32. Часто я чувствую себя просто скверно.
33. Я много копаюсь в себе.
34. Я страдаю от чувства неполноценности.
35. Иногда у меня все болит.
36. У меня бывает гнетущее состояние.
37. У меня что-то с нервами.
38. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.
40. Чувствуете ли Вы иногда, что трудности велики и непреодолимы?
Обработка данных
Надо подсчитать количество утвердительных ответов: если получено более 24 баллов - это говорит о высокой вероятности невроза. Еще раз подчеркнем, что методика дает лишь предварительную и обобщенную информацию. Окончательные выводы можно делать лишь после подробного изучения личности.
Диагностика вероятности невроза у испытуемого.
Инструкция к тесту
Ознакомившись с вопросом или суждением, ответьте на него “да” или “нет”.
Тестовый материал
- Считаете ли Вы, что внутренне напряжены?
- Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть.
- Я чувствую себя легко ранимым.
- Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.
- Часто ли без особых причин у Вас возникает чувство безучастности и усталости?
- У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают.
- Часто ли Вас преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя Вы стараетесь от них избавиться?
- Я довольно нервный.
- Мне кажется, что меня никто не понимает.
- Я довольно раздражительный.
- Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.
- Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.
- Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.
- У меня были очень странные и необычные переживания.
- Бывает ли Вам то радостно, то грустно без видимых причин?
- В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.
- Легко ли изменить Ваше настроение?
- Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость.
- Я хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие люди.
- Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.
- Часто ли меняется Ваше настроение в зависимости от серьезной причины или без нее?
- Испытываете ли Вы иногда чувство страха даже при отсутствии реальной опасности?
- Критика или выговор меня очень ранят.
- Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте.
- Беспокоитесь ли Вы иногда слишком сильно из-за незначительных вещей?
- Я часто испытываю недовольство.
- Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.
- Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.
- Большей частью я счастлив.
- Я недостаточно уверен в себе.
- Иногда я кажусь себе действительно никчемным.
- Часто я чувствую себя просто скверно.
Необходимо зарегистрироваться
Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Внимание!
1. Никто не увидит
в результатах тестов ваше имя или фото
. Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23
” или “Мужчина, 31
“.
2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей
” и “Доступ в любое время
” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят
ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.
Обработка и интерпретация результатов теста
Считается количество утвердительных ответов. Если получено более 24 баллов – это говорит о высокой вероятности невроза.
Внимание! Методика дает лишь предварительную и обобщенную информацию. Окончательные выводы можно делать лишь после подробного изучения личности.
Источники
- Методика экспресс-диагностики невроза К.Хека и Х.Хесса / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. С.169-171.
Л. В. БОРОЗДИНА
ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ
ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ
Учебно-методическое пособие
Издание второе, дополненное
Акрополь
УДК 159.953.(075.8)
Учебное пособие утверждено методической комиссией кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в 2002 г. и рекомендовано для спецпрактикума «Изучение отдельного случая». Схема II. (Специализация ̶ «Общая психология»).
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
кандидат психологических наук
доцент Н.Б.Березанская,
кандидат психологических наук
доцент Е.Е.Насиновская
УДК 159.953.(075.8)
© Б о р о з д и н а Л. В., 2012
СТРУКТУРА ПРАКТИКУМА И ОПИСАНИЕ
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ
ПРОБЛЕМА Спецпрактикум ориентирован на ознакомление студентов с широким набором методов и различных приемов психодиагностики, а также с выполнением особой задачи: изучения отдельного случая.
Исследование осуществляется в два этапа: на первом отрабатывается готовая схема, приведенная в учебно-методическом пособии; на втором – «творческом» – студенты, опираясь на уже полученный материал (по их желанию), самостоятельно формулируют и проверяют гипотезы относительно изучаемого случая. Проблема состоит в обоснованности формулируемых гипотез, подборе адекватных техник верификации выдвигаемых предположений и наиболее глубокой и тщательной диагностике свойств исследуемого субъекта.
ЦЕЛЬ Анализ и описание отдельного случая по схеме диагностики преобладающей мотивации: достижения успеха или избегания неудачи.
Предложенная схема воспроизводит одну из наиболее разработанных в современной психологии парадигм и построена таким образом, что каждая следующая методика в ней проверяет результаты предыдущей.
Исследование начинается с установления так называемого целевого индекса, являющегося одной из счетных категорий в анализе уровня притязаний и представляющего собой степень отклонения цели следующего действия от предыдущего достижения. Называемый также целевым несоответствием, этот индекс, в зависимости от своей величины, служит индивидуально-специфическим выражением определенной мотивационной установки, т.е. своеобразным маркером вида доминирующей мотивации: стремления к успеху или уклонения от неудачи. Средние значения целевого несоответствия указывают на преобладание мотивации достижения; близкие к экстремальным, т.е. очень малые или большие величины свидетельствуют о противоположном мотивационном векторе – избегания неудачи.
Вычислив целевой индекс и таким способом сделав предварительное заключение об акцентуации того или иного мотива, экспериментаторы проверяют эту гипотезу в тесте Х.Хекхаузена (1986), непосредственно предназначенном для выявления названных типов мотивации.
Далее полученный результат верифицируется с помощью опросника хронической тревожности Ж.Тейлор (Taylor, 1953). Лица с медиальным значением индекса отклонения цели и установкой на достижение успеха в методике Хекхаузена обладают средним либо низким уровнем тревожности, лица с высоким или низким целевым несоответствием, склонные в тесте Хекхаузена к избеганию неудачи, отличаются резким подъемом уровня тревоги.
Заключительной частью схемы служит тест фрустрации С.Розенцвейга (Rosenzveig, 1944), в соответствии с которым при доминировании мотивации достижения успеха субъект обнаруживает толерантность к препятствиям на пути реализации цели, т.е. устойчивость к фрустрации; при акцентуации мотива избегания неудачи – ослабление толерантности, выраженную фрустрированность. В целом техника позволяет проследить изменение направления и типа фрустрационных реакций в зависимости от вида мотивации.
После выполнения изложенной схемы студенты переходят к самостоятельной части практикума, которая может строиться по принципу уточнения и углубления имеющихся результатов либо построения и проверки новых гипотез.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
Данная схемасодержит следующий комплекс техник:
1. опросник Хека – Хесс (Höck, Hess, 1976)как контролирующий уровень невротизации;
2. «анамнез» – подробное описание «жизненной истории» субъекта с указанием значимых позитивных и негативных событий;
3. «психологический портрет» респондента и стереотип поведения, релевантные исследуемым свойствам: «шаг» в целеуказании, главный вектор мотивации – к достижению или избеганию, проявления тревожности, характеристика реакций в ситуации препятствий на пути осуществления цели;
4. моторную пробу Э.Шварцландера (1972 ̶ цит по: Бороздина, 2011) для диагностики целевого несоответствия;
5. лабиринты Х.Хекхаузена (Heckhausen, 1969) для определения индекса целевого отклонения;
6. тест Х. Хекхаузена (1986) для диагностики мотивации достижения успеха и избегания неудачи;
7. шкалу хронической тревожности Ж. Тейлор (Taylor, 1953);
8. технику фрустрационных реакций С.Розенцвейга в адаптации Н.В.Тарабриной (1994).
Исследование завершается обработкой и анализом полученных данных по каждому заданию отдельно, интеграцией экспериментального материала, его соотнесением с «анамнезом» испытуемого и «психологическим портретом», подготовкой полного заключения по проделанной психодиагностической схеме.
Помимо этого практикум включает (по желанию студентов) формулировку экспериментатором дополнительных гипотез, их эмпирическую проверку с подбором соответствующих методик и составление общего заключения по изучаемому случаю.
ИСПЫТУЕМЫЙ Выбор респондента предусматривает нейтральность в отношениях с экспериментатором, во избежание «эффекта ореола», однако испытуемый должен быть достаточно знаком автору, чтобы последний мог подробно изложить «анамнез» и «психологический портрет» обследуемого.
Все методики, входящие в психодиагностическую схему, выполняются на одном испытуемом с предварительной методической тренировкой экспериментатора и контролем преподавателя за овладением учащимися перечисленными техниками.
ОТЧЕТНОСТЬ Студенты представляют полный набор протоколов экспериментального цикла, их обработку и интерпретацию, аудиозаписи вербальных техник и клинической беседы, а также детальное описание изучаемого случая с приложением аргументированного заключения.
ОПРОСНИК НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ К.ХЕКА И Х.ХЕСС
ФОРМА II − ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ.
Пол: Дата: _______________
Отметьте, пожалуйста, перечеркивая крестиком, наиболее подходящий для Вас ответ из расположенных рядом с вопросами. Отвечайте, пожалуйста, быстро, не раздумывая.
1. Я постоянно забочусь о своем здоровье………………………………………………. | Да | Нет |
2. Вы думаете, что Вы внутренне напряжены?.................................................................. | Да | Нет |
3. Я часто размышляю так, что не могу спать…………………………………………... | Да | Нет |
4. Я легко обижаюсь………………………………………………………………………. | Да | Нет |
5. Мне трудно говорить с незнакомыми людьми……………………………………….. | Да | Нет |
6. Бывает ли у Вас часто без причины чувство апатии или усталости?.......................... | Да | Нет |
7. Иногда я опаздываю на встречу или на работу………………………………………. | Да | Нет |
8. Я часто испытываю чувство, что незнакомые люди меня критически рассматривают………………………………………………………….... | Да | Нет |
9. Беспокоят ли Вас иногда посторонние мысли, которые все время вертятся у Вас в голове, хотя Вы постоянно пытаетесь от них избавиться?............................ | Да | Нет |
10. Я довольно нервный…………………………………………………………………... | Да | Нет |
11. Иногда я откладываю что-нибудь, что я должен сделать сразу……………………. | Да | Нет |
12. Мне кажется, что меня никто не понимает………………………………………….. | Да | Нет |
13. Я довольно быстро раздражаюсь…………………………………………………….. | Да | Нет |
14. Мое поведение за столом дома менее культурно, чем в обществе………………... | Да | Нет |
15. Я имел бы гораздо больше успеха, если бы не было плохого отношения ко мне... | Да | Нет |
16. Я слишком долго переживаю из-за неприятностей, случающихся со мной………. | Да | Нет |
17. Уже возможность того, что мне не повезет, раздражает меня……………………... | Да | Нет |
18. У меня были очень странные и необычные приключения…………………………. | Да | Нет |
19. Бываете ли Вы иногда попеременно то веселым, то грустным без видимой причины?.................................................................................................... | Да | Нет |
20. Иногда мне приходят в голову мысли и представления, о которых мне не хотелось бы рассказывать……………………………………………………... | Да | Нет |
21. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?.......................................................... | Да | Нет |
22. Среди людей, которых я знаю, некоторые мне не нравятся………………………... | Да | Нет |
23. Днем я мечтаю больше, чем надо…………………………………………………….. | Да | Нет |
24. Вы легко расстраиваетесь?............................................................................................ | Да | Нет |
25. Мне часто надо бороться с собой, чтобы не показать свою застенчивость………. | Да | Нет |
26. Я иногда говорю о вещах, в которых я мало понимаю…………………………….. | Да | Нет |
27. Мне хотелось бы быть таким же счастливым, какими мне кажутся другие люди.. | Да | Нет |
28. Иногда меня охватывает дрожь, озноб или начинает трясти………………………. | Да | Нет |
29. Вы на каждое личное письмо отвечаете так быстро, как только можете?................ | Да | Нет |
30.Часто Ваше настроение меняется без видимой причины или при наличии таковой?............................................................................................................. | Да | Нет |
31. Бывает ли у Вас иногда чувство страха без действительной опасности?................. | Да | Нет |
32. Я не всегда говорю правду……………………………………………………………. | Да | Нет |
33. Критика и ругань меня сильно оскорбляют…………………………………………. | Да | Нет |
34. У меня бывают периоды времени, когда я настолько неспокоен, что не могу усидеть на месте……………………………………………………………... | Да | Нет |
35. Вы иногда слишком много заботитесь о незначительных вещах?............................ | Да | Нет |
36. Иногда у меня бывает плохое настроение………………………………………….... | Да | Нет |
37. Я часто недоволен……………………………………………………………………... | Да | Нет |
38. Мне трудно сосредоточиться на определенной работе или задаче………………... | Да | Нет |
39. Я делаю многое, о чем потом сожалею……………………………………………… | Да | Нет |
40. Чаще всего я счастлив……………………………………………………………….... | Да | Нет |
41. У меня мало уверенности в себе……………………………………………………... | Да | Нет |
42. Время от времени я теряю терпение и злюсь……………………………………….. | Да | Нет |
43. Иногда я действительно чувствую себя бесполезным……………………………… | Да | Нет |
44. Иногда я чувствую себя просто скверно…………………………………………….. | Да | Нет |
45. Я много размышляю…………………………………………………………………... | Да | Нет |
46. Я страдаю от того, что чувствую себя неполноценнее, чем другие……………….. | Да | Нет |
47. У меня иногда все болит……………………………………………………………… | Да | Нет |
48. Время от времени я бываю немного хвастливым…………………………………... | Да | Нет |
49. Порой у меня бывают кошмары……………………………………………………… | Да | Нет |
50. У меня расшатаны нервы……………………………………………………………... | Да | Нет |
51. Мне трудно найти тему для беседы, если я разговариваю с человеком, с которым я только что познакомился………………………………………………... | Да | Нет |
52. Самые тяжелые сражения я должен вести с самим собой………………………….. | Да | Нет |
53. Иногда я немного сплетничаю……………………………………………………….. | Да | Нет |
54. Бывало ли у Вас иногда чувство больших, непреодолимых трудностей?................ | Да | Нет |
Проверьте, на все ли вопросы Вы ответили.
Фрагмент из книги «Психотерапевтические рецепты на каждый день» Милютина Е.Л.
Книгу можно бесплатно скачать из нашей .
На нашем сайте есть еще один фрагмент из этой книги -
На этой странице приведены два теста:
Методика экспресс - диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса
Цель: предположительная оценка наличия или отсутствия невроза.
Описание методики:
Еще раз подчеркнем, что методика дает лишь предварительную и обобщенную информацию. Окончательные выводы можно делать лишь после подробного изучения личности.
Инструкция:
Ознакомившись с вопросом или суждением, надо ответить “да” или “нет”.
Типовая карта методики:
1. Считаете ли Вы, что внутренне напряжены?
2. Я часто так сильно во что9то погружен, что не могу заснуть.
3. Я чувствую себя легко ранимым.
4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.
5. Часто ли без особых причин у Вас возникает чувство безучастности и усталости?
6. У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают.
7. Часто ли Вас преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя Вы стараетесь от них избавиться?
8. Я довольно нервный.
9. Мне кажется, что меня никто не понимает.
10. Я довольно раздражительный.
11. Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.
12. Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.
13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.
14. У меня были очень странные и необычные переживания.
15. Бывает ли Вам то радостно, то грустно без видимых причин?
16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.
17. Легко ли изменить Ваше настроение?
18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость.
19. Я хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие люди.
20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.
21. Часто ли меняется Ваше настроение в зависимости от серьезной причины или без нее?
22. Испытываете ли Вы иногда чувство страха даже при отсутствии реальной опасности?
23. Критика или выговор меня очень ранят.
24. Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте.
25. Беспокоитесь ли Вы иногда слишком сильно из-за незначительных вещей?
26. Я часто испытываю недовольство.
27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.
28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.
29. Большей частью я счастлив.
30. Я недостаточно уверен в себе.
31. Иногда я кажусь себе действительно никчемным.
32. Часто я чувствую себя просто скверно.
33. Я много копаюсь в себе.
34. Я страдаю от чувства неполноценности.
35. Иногда у меня все болит.
36. У меня бывает гнетущее состояние.
37. У меня что-то с нервами.
38. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.
40. Чувствуете ли Вы иногда, что трудности велики и непреодолимы?
Методика диагностики уровня невротизации Л.И. Вассермана.
Цель: изучение склонности к неврозу как особенности нервной системы.
Описание методики:
Опросник, требующий относительно откровенного заполнения.
Инструкция:
Ознакомьтесь с приведенными ниже суждениями и ситуациями, выбирая ответ “да” или “нет”. Приводимые вопросы для определения уровня невротизации имеют ориентировочный характер.
Типовая карта методики:
1. В различных частях своего тела я часто чувствую жжение, покалывание, ощущение мурашек, онемение.
2. Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.
3. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным или взволнованным.
4. Голова у меня болит часто.
5. Два-три раза в неделю по ночам меня мучают кошмары.
6. В последнее время я себя чувствую хуже, чем когда9либо.
7. Почти каждый день случается что-либо, что пугает меня.
8. У меня были периоды, когда из-за волнения терял сон.
9. Обычно работа стоит мне большого напряжения.
10. Иногда я бываю так возбужден, что это мешает мне заснуть.
11. Большую часть времени я испытываю неудовлетворенность жизнью.
12. Меня постоянно что-нибудь тревожит.
13. Я стараюсь реже встречаться со своими знакомыми и друзьями.
14. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.
15. Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.
16. Я очень устаю за день.
17. Я верю в будущее.
18. Я часто предаюсь грустным размышлениям.
19. Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее, чем обычно.
21. Я почти всегда о чем-нибудь или о ком-нибудь тревожусь.
22. У меня мало уверенности в себе.
23. Я часто чувствую неуверенность в себе.
24. Несколько раз в неделю меня беспокоят неприятные ощущения в верхней части живота (под ложечкой).
25. Иногда у меня бывает такое чувство, что передо мной выросло столько трудностей, что одолеть их просто невозможно.
26. Раз в неделю или чаще я без видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.
27. Временами я изматываю себя тем, что слишком много на себя беру.
28. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.
29. Мое зрение ухудшилось в последнее время.
30. В отношениях между людьми чаще всего торжествует несправедливость.
31. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте.
32. Я с удовольствием танцую, когда есть возможность.
33. По возможности я стараюсь избегать большого скопления людей.
34. Мой желудок сильно беспокоит меня.
35. Должен признаться, что временами я волнуюсь из-за пустяков.
36. Часто сам огорчаюсь, что я такой раздражительный и ворчливый.
37. Несколько раз в неделю у меня бывает такое чувство, что должно случиться что-то страшное.
38. Мне кажется, что близкие меня плохо понимают.
39. У меня часто бывают боли в сердце или груди.
40. В гостях я обычно сижу где-нибудь в стороне или разговариваю с кем-нибудь одним.
Интерпретация уровней:
Высокий уровень невротизации свидетельствует о выраженной эмоциональной возбудимости, в результате чего появляются негативные переживания (тревожность, напряженности, беспокойство, растерянность, раздражительность); о безынициативности, которая формирует переживания, связанные с неудовлетворенностью желаний; об эгоцентрической личностной направленности, что приводит к ипохондрической фиксации на соматических ощущениях и личностных недостатках; о трудностях в общении; о социальной робости и зависимости.
Низкий уровень невротизации свидетельствует: об эмоциональной устойчивости; о положительном фоне переживаний (спокойствие, оптимизм); об инициативности; о чувстве собственного достоинства; независимости, социальной смелости; о легкости в общении.
Пояснения: Что такое невроз? Что такое психопатия? И чем невротик отличается от психопата?
ИСТОКИ НЕВРОЗОВ
Существует множество теорий формирования неврозов (иногда взаимоисключающих). Однако в медицинской модели, рассматривающей невроз как заболевание, его определяют так: невроз - это психогенное вегето-соматическое расстройство непсихотического уровня, которое осознается самим субъектом. На практике это означает следующее: если невротик понимает (иногда раньше, чем окружающие), что с ним что-то не в порядке, он довольно часто ищет помощи, но не всегда у психотерапевта - обычно начинает с участкового терапевта или невропатолога, где обзаводится диагнозом вегето-сосудистая дистония. После некоторого периода лечения от дистонии становятся более отчетливыми проявления невроза как психологической и поведенческой проблемы. Появляются страхи, нарушается сексуальная жизнь, возникает избыточная тревога за свое здоровье или свой внешний вид... Внутри всего этого поведенческого разнообразия лежит малоосознаваемый механизм ухода в болезнь, получения “вторичной выгоды” от существования симптома.
Невротики достаточно успешно преодолевают свое состояние с помощью гештальт-терапии, аналитических методов, некоторых видов групповой работы. При самостоятельной работе со своей невротической реакцией можно направиться в мир фантазий и там накопить силы для конструктивного диалога с любимым неврозом.
ПСИХОПАТ - ЭТО НЕ РУГАТЕЛЬСТВО!
Психопатии - это нарушения развития эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности.
Возникает это расстройство по разным причинам: иногда в связи с генетическими, наследственными факторами; в результате каких-либо психических или физических травм в раннем детстве. Возможно формирование психопатии как защитной реакции на сверхнеблагоприятную среду воспитания в раннем детстве... Из всего этого следует, что сам психопат ответственен за это заболевание не больше и не меньше, чем горбатый за свой горб. Максимум, что он может попытаться сделать, - найти такую окружающую среду (место работы, семью), которая бы мирилась с его проблемами или использовала их “в мирных целях”.
Психопатические черты характера проявляются независимо от воли и желания их носителей, они заметны в любом окружении и преследуют человека с детства до старости (иногда с возрастом проявляясь сильнее). Конечно, это нарушает способность человека адаптироваться к требованиям общества, особенно если требования быстро меняются. Эта черта общая для всех психопатов общее.
А различаются они самыми разнообразными нарушениями эмоций и мотивации. Б.В. Шостакович предложил довольно удобную схему основных видов психопатий и их сочетаний друг с другом.
1. Возбудимая психопатия
2. Истероидная психопатия
3. Паранояльная психопатия
4. Шизоидная психопатия
5. Астеническая психопатия
6. Истеро-возбудимые личности
7. Эпилептоидные личности
8. Экспансивная психопатия
9. Психостеническая психопатия
10. Сензитивная психопатия
Более подробно с этими личностями можно познакомиться, прочитав истории: И4, И5, И6, И8, И9, И11, И15, И20, И22. (На нашем сайте эти истоии не приведены они есть в книге)
Какая история о каком типе?
Если ты узнал себя в ком-то из них, то:
Ты в этом не виноват!
То, что сказано в п.1, не причина для бездействия, а повод, чтобы прочитать п.3.
Окружающие, очередной раз ругая тебя за..., просто не знают, что с этим делать, но все-таки следует попробовать облегчить себе и им жизнь...
Некоторые выдержки из книги Карен Хорни «Невротическая личность нашего времени» (Книга есть в нашей ) могут быть дополнительными признаками для определения невротика:
«У невротика потребность быть любимым чрезмерна. Если продавец неприветлив, это может испортить ему настроение. Это может случиться на вечеринке, если все не будут с ним достаточно внимательны и любезны. Ему никогда не удается достичь той степени любви, в которой он нуждается».
Клуб: Из-за того, что американцы расширенно трактуют понятие любовь можно даже уточнить, что невротик нуждается в более широком спектре ответных реакций окружающих: внимание, одобрение, поддержка, инициатива, общение, проявление интереса…
К. Хорни отмечает, что «если для здорового человека важно быть любимым, уважаемым и ценимым теми людьми, которых он ценит сам или от которых он зависит, то невротическая потребность в любви является навязчивой и неразборчивой».
«Гипертрофированная ревность – также невротическое состояние. Требование «Ты должен любить только меня!» – признак невроза. Безудержный эгоизм и потребность в безусловной любви – «Ты обязан любить меня, как бы я себя ни вела» – также невротические симптомы».
Психолог Диана Балыко «365 + 1 правило настоящей любви на каждый день счастливого года» (Книга есть в нашей