Настоящую нежность не спутаешь ни. Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и она тиха. Анализ стихотворения Ахматовой «Настоящую нежность не спутаешь…»

Антология русской поэзии
Анна Ахматова - стихи

Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви,
Как я знаю эти упорные
Несытые взгляды твои!

Читает Алла Демидова

Когда мы говорим о поэзии, мы непременно вспоминаем проникновенное творчество великой русской поэтессы Анны Ахматовой. Ее стихотворения - это жизнь, прочувствованная трепетной женской душой, это целый калейдоскоп эмоций, чувств, впечатлений. Она писала обо всем: о любви, о правде, о несправедливости…
Пройдя через огромное количество испытаний, она только закалила свой дух, подарив всему миру, свое творчество. Компания «ИДДК» представляет диск «Аудиокнига. Ахматова А. Стихотворения и поэмы» в исполнении самой поэтессы и лучших артистов театра и кино: И. Чурикова, А. Покровская, Н. Дробышева, М. Терехова, А. Демидова. На диске вы найдете избранные стихотворения и поэмы А. Ахматовой из различных сборников. Тематика произведений разнообразна: грусть и печаль, радости и тревоги, безмерное счастье и всепоглощающее горе, тоска и разочарование - нашли отражение в этих произведениях.

А́нна Андре́евна Ахма́това (фамилия при рождении - Го́ренко; 11 (23) июня 1889, Одесса, Российская империя - 5 марта 1966, Домодедово, Московская область, РСФСР, СССР) - русская поэтесса, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

Творчество великого художника - реалиста ли, модерниста - заключает в себе целый мир, все бытие в его многообразии. Однако всегда существуют какие-то наиболее общие, универсальные темы и образы, присущие произведениям того или иного автора. Так и творчество А. Ахматовой в целом определено рядом основных идей и мотивов, нашедших свое развитие в ее стихах.

Анна Андреевна АХМАТОВА
(1889-1966)
Стихи о любви

Ахматова Анна (в Царском селе)
Источник иллюстрации: Наше наследие: Журнал (составлен из 6 номеров за 1989 г.)
М., изд-во журнала "Наше наследие",1990
Время создания оригинала: 1925


      * * *
      Покорно мне воображенье
      В изображеньи серых глаз.
      В моем тверском уединенье
      Я горько вспоминаю вас.

      Прекрасных рук счастливый пленник,
      На левом берегу Невы,
      Мой знаменитый современник,
      Случилось, как хотели вы,

      Вы, приказавший мне: довольно,
      Поди, убей свою любовь!
      И вот я таю, я безвольна,
      Но всё сильней скучает кровь.

      И если я умру, то кто же
      Мои стихи напишет вам,
      Кто стать звенящими поможет
      Еще не сказанным словам?

      Июль 1913. Слепнево

Тверское уединенье - деревня Слепнево Бежицкого уезда Тверской губернии, где Ахматова проводила почтя каждое лето после замужества. Отсюда часто встречающийся в стихах тех лет образ «тверской скудной земли».

      И кто-то, во мраке дерев незримый,
      Зашуршал опавшей листвой
      И крикнул: «Что сделал с тобой любимый.
      Что сделал любимый твой!

      Словно тронуты черной, густой тушью
      Тяжелые веки твои.
      Он предал тебя тоске и удушью
      Отравительницы любви.

      Я сказала обидчику: «Хитрый, черный,
      Верно, нет у тебя стыда.
      Он тихий, он нежный, он мне покорный,
      Влюбленный в меня навсегда!»

      * * *
      Настоящую нежность не спутаешь
      Ни с чем, и она тиха.
      Ты напрасно бережно кутаешь
      Мне плечи и грудь в меха.

      И напрасно слова покорные
      Говоришь о первой любви.
      Как я знаю эти упорные,
      Несытые взгляды твои!

      Декабрь 1913. Царское Село

      * * *
      У меня есть улыбка одна:
      Так, движенье чуть видное губ.
      Для тебя я ее берегу -
      Ведь она мне любовью дана.

      Все равно, что ты наглый и злой.
      Все равно, что ты любишь других,
      Предо мной золотой аналой,
      И со мной сероглазый жених.

      * * *
      Столько просьб у любимой всегда!
      У разлюбленной просьб не бывает.
      Как я рада, что нынче вода
      Под бесцветным ледком замирает.

      И я стану - Христос помоги! -
      На покров этот, светлый и ломкий,
      А ты письма мои береги,
      Чтобы нас рассудили потомки,

      Чтоб отчетливей и ясней
      Ты был виден им, мудрый и смелый.
      В биографии славной твоей
      Разве можно оставить пробелы?

      Слишком сладко земное питье,
      Слишком плотны любовные сети.
      Пусть когда-нибудь имя мое
      Прочитают в учебниках дети,

      И, печальную повесть узнав,
      Пусть они улыбнутся лукаво...
      Мне любви и покоя не дав,
      Подари меня горькою славой.

По свидетельству Л. Ю. Брик, это стихотворение часто читал наизусть Маяковский. В разговоре с литературоведом Е. Добиным Ахматова однажды посетовала, что критика словно бы не замечает, как часто в своих стихах говорит она о своей болезни (у нее был туберкулез) и возможности смерти.

Вот почему так остро у нее ощущение скоротечности жизни, так велика цена каждого радостного мгновения. Проступает в стихотворении и ясно различимое чувство своего достоинства: поэт уверен, что будет значим не только для современников, но и для потомков.

И в тоже время надежда, что когда-нибудь не станет у людей несчастливой любви. Вот почему дети «улыбнутся лукаво...»

      * * *
      Я научилась просто, мудро жить,
      Смотреть на небо и молиться богу,
      И долго перед вечером бродить,
      Чтоб утомить ненужную тревогу.

      Когда шуршат в овраге лопухи
      И никнет гроздь рябины желто-красной,
      Слагаю я веселые стихи
      О жизни тленной, тленной и прекрасной.

      Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
      Пушистый кот, мурлыкает умильней,
      И яркий загорается огонь
      На башенке озерной лесопильни.

      Лишь изредка прорезывает тишь
      Крик аиста, слетевшего на крышу,
      И если в дверь мою ты постучишь,
      Мне кажется, я даже не услышу.

      * * *
      Ты знаешь, я томлюсь в неволе,
      О смерти господа моля.
      Но всё мне памятна до боли
      Тверская скудная земля.

      Журавль у ветхого колодца,
      Над ним, как кипень, облака,
      В полях скрипучие воротца,
      И запах хлеба, и тоска.

      Осень 1913

«Настоящую нежность не спутаешь…» Анна Ахматова

Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви,
Как я знаю эти упорные
Несытые взгляды твои!

Анализ стихотворения Ахматовой «Настоящую нежность не спутаешь…»

В 1914 году издательство «Гиперборей» выпустило вторую книгу Ахматовой, получившую название «Четки». При этом тираж по тем временам был действительно внушительным – тысяча экземпляров. Сборник закрепил за Анной Андреевной славу одной из наиболее значительных и популярных русских поэтесс начала двадцатого столетия. До 1923 года его переиздавали восемь раз. В книгу включено небольшое стихотворение «Настоящую нежность не спутаешь…», относящееся к интимной лирике и датированное 1913 годом. Произведение принадлежит перу 24-летней женщины, демонстрирующей мудрость не по возрасту. Ей знакомы и любовные муки, и разочарования от романтических отношений, и некоторые мужские уловки. В самом начале стихотворения лирическая героиня утверждает, что ни с чем нельзя спутать настоящую нежность. Ее ухажер – явно не из любящих искренне джентльменов. Кажется, для него процесс завоевание женщины гораздо важнее всего остального. Искусством обольщения он хорошо владеет. Тем не менее, героиню обмануть ему не удается. Для нее ничего не стоит почувствовать фальшь. Да, кавалер бережно кутает ее плечи и грудь в меха, но в действиях его нет искренности, нет настоящей тихой нежности. Слова ухажера – такая же ложь, как и поступки. Он говорит о первой любви, но героиня ему не верит. Не в последнюю очередь мужчину выдают взгляды, названные «упорными» и «несытыми».

Для ахматовской лирики характерны недосказанность и фрагментарность, что можно наблюдать и в рассматриваемом тексте. Читателю остается только догадываться о месте и времени действия, он практически ничего не знает о персонажах. Героиня производит впечатление умной опытной женщины, прекрасно разбирающейся в мужчинах. Ее ухажер – типичный дамский угодник, скорей всего, по-настоящему никогда и никого не любивший. Вероятно, встретились они на каком-нибудь светском рауте. Анна Андреевна словно выхватывает эпизод из середины истории, остальное оставляя на откуп читательской фантазии. Во фрагментарности – особое обаяние поэзии Ахматовой. Благодаря этой черте стихотворениям придавалась своего рода документальность. Они часто походили то на случайно подслушанную часть разговора, то на отрывок из дневника или письма, то на нечаянно потерянную записку. Поэтесса будто позволяет читателям на буквально несколько мгновений заглянуть в чужую жизнь, пережить чужие эмоции, проникнуться чужими чувствами.

Николай Коперник родился 19 февраля 1473 года в польском городе Торуни в семье купца, приехавшего из Германии. Он был четвертым ребенком в семье. Начальное образование он получил, скорее всего в школе при костеле св. Яна. После смерти во время чумы Николая Коперника-отца заботы о племяннике принял на себя Лукаш Ваченроде, брат матери. Во второй половине октября 1491 года Николай Коперник совместно с братом Анджеем прибыл в Краков и записался на факультет искусств местного университета. В 1496 году Николай вкупе с братом Анджеем оказался в Болонье, входившей тогда в Папскую область и славившейся своим университетом. Николай записался на юридический факультет с отделениями гражданского и канонического, т. е. церковного, права. В 1498 году Николай Коперник был утвержден заочно в сане каноника Фромборкского капитула. Затем Николай на короткое время возвращается в Польшу, но всего по средством год ещё раз отправляется в Италию, где изучает медицину в Падуанском университете и получает уровень доктора богословия в университете Феррары. На родину Коперник вернулся в конце 1503 года всесторонне образованным человеком. Он поселился поначалу в городе Лидзбарке, а далее занял место каноника во Фромборке - рыбачьем городке в устье Вислы. В Фромборке Коперник развернул свои астрономические наблюдения, несмотря на неудобства из-за частых туманов с Вислянского залива. Наиболее известным прибором, которым пользовался Коперник, был трикветрум, параллактический инструмент. Второй аппарат, употреблявшийся Коперником для определения угла наклона эклиптики, "гороскопий", солнечные часы, разновидность квадранта. В "Малом комментарии", написанном приблизительно в 1516 году, Коперник дал предварительное изложение своего учения, точнее своих гипотез. В что ни на есть разгар войны с крестоносцами, в начале ноября 1520 года, Коперник избирается администратором владений капитула в Ольштыне и Пененжно. Взяв на себя руководство немногочисленным гарнизоном Ольштына, Коперник принял меры к укреплению обороны замка-крепости и сумел отстоять Ольштын. Вскоре потом заключения перемирия в апреле 1521 года Коперник назначается комиссаром Вармии, а осенью 1523 года - канцлером капитула. К началу тридцатых годов служба над созданием новой теории и ее оформлением в труде "Об обращениях небесных сфер" была в основном закончена. К тому времени без малого полтора тысячелетия просуществовала организация устройства мира, предложенная древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Она заключалась в том, что Земля недвижно покоится в центре Вселенной, а Солнце и другие планеты вращаются около нее. Положения теории Птолемея считались незыблемыми, ибо недурственно согласовались с учением католической церкви. Наблюдая движение небесных тел, Коперник пришел к выводу, что концепция Птолемея неверна. После тридцати лет упорнейшего труда, долгих наблюдений и сложных математических расчетов он доказал, что Земля - это только одна из планет и что все планеты обращаются около Солнца. Наблюдателю, находящемуся на Земле, кажется, что Земля неподвижна, а Солнце движется кругом нее. На самом же деле это Земля движется кругом Солнца и в течение года делает совершенный оборот по своей орбите. Коперник был при смерти, когда друзья принесли ему основополагающий экземпляр "Об обращениях небесных сфер", отпечатанной в одной из нюрнбергских типографий. Коперник скончался 24 мая 1543 года. Некоторое время его работа беспрепятственно распространялся посреди ученых. Только тогда, когда у Коперника появились последователи, его учение было объявлено ересью, а книжка внесена в "Индекс" запрещенных книг. ...

"Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха."
А.А.Ахматова

Настоящую нежность не спутаешь ни с чем, и она тиха
Простительна погрешность не вложенных схем в ритмы стиха
В риторике рифм, без веских причин, - , ясна голова-
Но в основе любви - (убежденье мужчин),- для женщин - слова
Опровергаю... - ловлю интонации... тон... и взгляд...
Утопаю... сокращаю дистанции... и... пусть говорят...
Ветер ласкает дрожащие строки на смятых листах
Время прощает, - дает уроки, любви в стихах
Настоящая нежность,-это самое лучшее, что было со мной...
Настоящую нежность, ее сердцем чувствуешь, вдыхаешь душой...

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.