Младенец ползает. В каком возрасте дети начинают ползать и сидеть

Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания у детей первого года жизни, что называется «правильным ползанием», как помочь малышу научиться ползать.

Когда ребенок начинает ползать

В первой статье цикла о развитии ползания у малышей мы разберемся с вами:

— что такое «правильное ползание» и чем оно отличается от рефлекторного ползания и подползания,

— когда появляется ползание у младенца и какое оно бывает (пошаговый календарь развития ползания у малыша),

— от чего зависит полноценное развитие ползания у ребенка,

— в чем его значение ползания в развитии младенца.

Во втором полугодии первого года жизни развитие движений и овладение ползанием – одна из ведущих линий в развитии крохи. Ползание особенно активно развивается у малышей в возрасте 6-9 месяцев.

Когда ребенок начинает ползать: что такое «ползание»

Малыш не сразу начинает ползать. Сначала малыш ползает по-пластунски или на животе, это движение может появиться и в 6 месяцев, и раньше. Но это не есть ползание. Это движение называется «подползание».

«Правильное ползание» — это ползание на четвереньках, а не подтягивание на руках. Если ребенок только подтягивается на руках и не встает на четвереньки, то его ножки в движении не участвуют и в дальнейшем отстают в развитии.

В правильном ползании одновременно перемещаются разноименные ручки и ножки ребенка (правая нога и левая рука, затем левая нога и правая рука), что развивает мозг малыша и требует хорошей координации движений и чувства равновесия.

Именно такое передвижение малыша и называют «ползание». И именно такое ползание исключительно полезно для общего развития ребенка.

Значение ползания для развития ребенка

Почему же ползание так важно для малыша и почему нам — взрослым — важно создать для развития ползания все условия:

Первое. Ползание в возрасте 6-10 месяцев укрепляет мышцы рук, ног, спины, брюшного пресса, шеи. Ползание по своей сути – это первая форма самостоятельного передвижения малыша. Научившись ползать, малыш начинает сам садиться и вставать, ходить с опорой, переступать вдоль барьера в кроватке, менять свою позу.

Замечено, что детки, которые своевременно начинают ползать и ползают активно, как правило, потом легче и быстрее научаются садиться и вставать (обратите внимание: не «сидеть», а «садиться и вставать», это более важное движение для ребенка), ложиться, вставать и опускаться, держась за опору, стоять.

Второе. Ползание положительно влияет на формирование правильной осанки и является профилактикой плоскостопия. Поэтому важно, чтобы ребенок научился ползать раньше, чем сидеть или вставать на ножки.

Третье. В ползании ребенок становится более самостоятельным и активным, знакомится со свойствами и качествами предметов, расширяется его жизненный опыт и кругозор, формируется ориентировка в окружающей его среде. Это содействует хорошему психическому развитию ребенка. Кроме того, ползающий ребенок становится намного более активным, учится достигать желаемых целей.

Согласно исследованиям Т.Л. Богиной здоровье ребенка определяется его двигательной активностью. Среди детей с нарушениями здоровья 50% имеют низкую двигательную активность, 30% отстают в развитии основных движений. Причем двигательная активность влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на его общее развитие.

Чем разнообразнее движения младенца, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг малыша, тем лучше он будет развит и интеллектуально в том числе (Щелованов Н.М., Кистяковская М.Ю.)

Четвертое. В ползании активно и гармонично развивается мозг малыша и взаимодействие правого и левого полушария мозга. Т.к. в ползании одновременно двигаются разноименные руки и ноги ребенка (он переставляет правую руку одновременно с левой ножкой, а левую руку вместе с правой ногой). Именно поэтому ползание не просто для ребенка, так как требует хорошей координации движений.

Как видим, ползание – это то движение, которое жизненно необходимо младенцу для его гармоничного развития. Когда же и как появляется ползание в жизни ребенка и почему многие детки сейчас не ползают, а сразу встают на ножки и начинают ходить?

Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания

У младенца первых месяцев жизни наблюдается так называемый «рефлекс ползания» . Иногда Вы можете видеть в ютубе и в соцсетях сообщения о том, что вот они – современные детки – уже ползают, хотя недавно из роддома. Это не ползание! Это лишь рефлекс, который есть у любого здорового малыша.

В чем проявляется этот рефлекс ползания? Если новорожденного положить на животик (с третьего – четвертого дня жизни), то в таком положении он начнет как бы ползти, то есть делать ползающие движения телом. Если к его подошвам поставить ладонь, то младенец рефлекторно от нее оттолкнется ножками и ползание усилится. Координации движений ручек и ножек у младенца при этом не наблюдается.

Такой ползающий рефлекс используют для развития мышц, разгибающих ноги, у деток от полутора до 3 месяцев.

Ползающий рефлекс наблюдается в первые месяцы жизни малыша и существует до четвертого месяца жизни ребенка, затем он должен исчезнуть.

Как же появляется настоящее ползание у ребенка? Этот процесс занимает несколько месяцев.

К концу первого полугодия жизни (в возрасте 5 месяцев) малыш может длительно лежать на животе, опираясь ладошками; крепко упираться ногами при поддержке подмышки. А также переворачивается со спинки на живот.

На шестом месяце жизни развивается подползание – подготовительное к ползанию движение.

Что такое «подползание» — давайте уточним значение этого слова. Ребенок в этом возрасте может расставить выпрямленные ручки (если они уже окрепли) и опираясь на ладони, приподнять свое тело. Если он видит впереди себя интересную игрушку, то он пытается подтянуться на руках поближе к этому заинтересовавшему его объекту. Чтобы помочь подползанию ребенка можно создать опору для его стоп. Например, подставить под его стопы свою ладонь как опору. Или использовать валик, скатанный из одеяла.

В возрасте с 6 месяцев в положении на животе малыш высоко поднимает голову, поворачивает ее в стороны, опирается на вытянутые ручки, легко переносит центр тяжести с одной руки на другую, тянется к игрушке. Встает на четвереньки.

В 6-7 месяцев малыш переворачивается с живота на спину и немножко проползает вперед, вбок или даже назад. Он настойчиво пытается приблизиться к понравившейся ему игрушке.

Это базовые предпосылки для дальнейшего развития ползания.

Если ребенок в 5-6 месяцев много лежит на животике, он быстрее научится ползать, а затем и вставать и сидеть. Движения ползания обычно впервые возникают у ребенка, когда он, лежа на животе, пытается достать лежащую перед ним игрушку.

Это важно знать: Ползание полезнее чем сидение. Ведь, сидя, ребенок быстро устает. В положении «сидя», уронив игрушку, уже не может ее достать, уже не хочет во время бодрствования лежать на животе и требует его посадить.

К 7 месяцам малыш уже может ползать. Сначала малыш чаще всего ползет назад или по кругу. Тогда нужно поманить его игрушкой, скоро он научится и ползанию вперед, а также заползанию на возвышение и сползанию с него. Учите в возрасте 7 месяцев малыша заползать на небольшое возвышение (плоскую подушку из поролона на полу) и сползать с нее. Игры для этого Вы найдете в продолжении этой статьи (см. ссылку в конце этой статьи).

В 8 месяцев ребенок ползает много, быстро и в разных направлениях. В 7-8 месяцев малыш доползает до игрушки (находящейся от него на расстоянии 1-2 метра) сразу или с кратковременным отдыхом – отвлечением. Ползет он любым способом (конечно, наиболее полезно ползание на четвереньках), меняя направления ползания.

С 8 месяцев малыш уже ползает не только по ровной поверхности, но и может заползти по ступенькам маленькой детской горки на небольшую высоту или заползти на плоскую подушку, лежащую на полу.

Обратите внимание: эти нормы ориентировочны и рассчитаны на детей, с которыми ежедневно или хотя бы систематически занимаются гимнастикой дома и для которых дома созданы все условия для развития ползания. Например, может быть такая ситуация: ребенку никогда не давали возможности ползать на полу, он был постоянно в кроватке, в манеже или на руках у взрослых. Гимнастики с ним не делали. У малыша также не было возможности потренироваться в заползании на плоское возвышение. Такой малыш абсолютно здоров от рождения, но не сможет, естественно, влезть на горку в 8-9 месяцев как это сказано выше, т.к. просто не имеет опыта таких движений! Он не сделает этого не потому что у него есть проблемы и ему нужны лекарства, а потому что с ним просто этим никто не занимался. Скорее всего, такой малыш сразу перейдет к вставанию и ходьбе, минуя этап ползания. Что делать в таком случае? Гимнастика и двигательные игры помогут дать этому малышу необходимый и жизненно важный для него опыт движений и двигательной активности. И он быстро всему научится с Вашей помощью.

В связи с этим примером появляется такой вопрос: возникает ли ползание само по себе как результат созревания головного мозга ребенка или требует нашей помощи в развитии? Давайте с этим разберемся. Это очень важно понять, ведь часто по умению ползать сравнивают детей как по показателю их уровня развития. А это не так!

Когда ребенок начинает ползать: надо ли учить малыша ползать и делать гимнастику?

В течение долгого времени люди полагали, что овладение ребенком движениями на первом году жизни – это результат исключительно созревания его мозга. И взрослым достаточно только обеспечить питание и гигиенический уход за младенцем.

Однако изучение М.Ю Кистяковской развития движений у детей первого года жизни доказало, что темп и последовательность развития движений зависят от условий жизни ребенка и взаимодействия с ним окружающих его людей.

Мы учим ползанию ребенка и проводим с ним специальную гимнастику не ради факта «пополз или не пополз», а ради гармоничного и полноценного физического и общего развития ребенка и профилактики серьезных заболеваний в будущем.

У детей с которыми с рождения взрослые систематически занимались гимнастикой, наблюдается более хорошая осанка, хорошая координация движений, быстрота, ловкость не только в подвижных играх, но и в бытовых действиях, быстрое овладение всеми основными видами движений (бег, ходьба, прыжки, лазание, катание, бросание и ловля, метание). Плохое развитие мышц в младенческом возрасте приводит к нарушениям осанки, плоскостопию и другим проблемам в здоровье ребенка в дальнейшем (Голубева Л.Г.)

Как мы видим, развитие ползания и его совершенствование у малыша будет во-многом зависеть от нашей правильной тактики воспитания крохи, от того, занимались ли взрослые с ребенком ежедневной гимнастикой, создали ли дома условия для ползания, правильно ли общались с малышом.

Когда ребенок начинает ползать: индивидуальные различия в ползании

Если малыш к шести – семи месяцам научился становиться на четвереньки, то обычно он сразу начинает ползать, опираясь на ладони и колени («правильное ползание»). Если же малыш еще не встал на четвереньки, то сначала он поползет на животе, и только потом освоит ползание на четвереньках.

Обычно дети в 8 – 9 месяцев уже ползают на четвереньках, но есть дети которые вообще не ползают на четвереньках, а сразу подтягиваются, встают на ножки, передвигаются вдоль опоры и начинают затем ходить.

Все дети ползают и начинают ползать по-разному. Некоторые малыши начинают сначала ползать взад или вбок, и им потребуется несколько дней или недель чтобы начать ползать вперед. Другие детки скользят на ягодицах или на коленях с опорой на ладони, и только затем переходят к ползанию на четвереньках. Или не переходят. Есть дети, которые начав ползать по-пластунски, так и не переходят на ползание на четвереньках и сразу же начинают вставать и ходить.

Обычно если с малышом занимаются дома систематически гимнастикой и дома есть условия для ползания, то он овладевает ползанием на четвереньках без проблем и активно ползает. Ведь наиболее полезно для малыша сначала начать ползать, а затем уже вставать на ножки.

Сроки овладения ползанием никак не влияют на сроки овладения ходьбой. Активно ползающий ребенок может пойти поздно. А мало ползающий малыш может начать ходить рано.

Многие детки не ползают только потому что у них нет такой возможности! Они постоянно в коляске, кроватке или в манеже или на диване, огороженном стульями для безопасности, и у них нет возможности попрактиковаться в умении вставать на колени и руки и попробовать координировать свои движения и подползти к интересному для них объекту. Такие дети сразу же встают на ноги и начинают ходить.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: Нужно помнить, что для ребенка полезнее, когда ползание появляется раньше ходьбы и сидения. Если ребенок без ползания начинает сидеть и ходить, то его мышечный аппарат еще не готов к удерживанию тела в вертикальном положении. В результате возникают ассиметричные нагрузки на суставно – связочный аппарат и создаются тем самым предпосылки к нарушению осанки в дальнейшем.

В целом в физическом развитии ребенка первого года жизни действует одно главное правило: важнее и целесообразнее чтобы ребенок сначала овладел моторными функциями (это перемещение тела в пространстве, и ползание относится как раз к моторной функции), и только затем – статическими функциями (сохранение одного положения тела в течение нескольких секунд, например, сидение в неподвижной позе). Поэтому важнее учить детей не сидеть, а ползать, а затем — садиться; учить не стоять, а вставать.

Когда ребенок начинает ползать: какие факторы влияют на ползание малыша и его развитие

Какой должна быть поверхность для ползания

Чтобы шестимесячный ребенок начал ползать, нужно предоставить ему как можно большее пространство для исследования (пол). Если пол холодный, то можно постелить на него большое теплое одеяло. Для ползания нужна твердая большая поверхность (не стол, не кроватка и не мягкий диван). Если ребенок большинство времени проводит на руках у взрослых или в кроватке, он не будет стремиться ползти, хотя здоров. Именно в этих случаях обычно ребенок без ползания сразу встает на ножки и начинает ходить, что неблагоприятно для развития опорно – двигательного аппарата.

Чтобы вызвать стремление ползти кроме твердой большой поверхности вокруг ребенка должны быть яркие привлекательные игрушки. Но их не должно быть слишком много, чтобы внимание ребенка было сконцентрировано на достижении желанной для него цели.

Как правильно использовать игрушки для развития умения ползать

Для развития ползания используют игрушки, отвечающие трем требованиям :

1) они новые или явно привлекательные для малыша,

2) игрушка должна быть устойчивой,

3) игрушка должна быть удобна для захватывания ручкой ребенка.

На какое расстояние от ребенка класть игрушки:

а) Сначала игрушки кладут на такое расстояние, чтобы, вытянув руки, ребенок почти касался их кончиками пальцев.

б) Если ребенок уже немного ползает, то игрушку можно положить на более далекое расстояние (1 метр), далее расстояние можно будет постепенно увеличивать (до 2 метров).

Чтобы ребенок пополз к игрушке нужно обратить его внимание на игрушку, например, пошевелить ей или позвучать. Иногда приходится на глазах ребенка чуть придвинуть игрушку к малышу, чтобы он начал к ней стремиться.

Как помочь ребенку, если он «не хочет» ползти к игрушке. Иногда несмотря даже на большое явное желание малыша поползти к игрушке, он никак не может начать ползти. Или ползет не вперед, а назад от игрушки или вбок. Тогда нужно помочь ребенку. Мы подставляем ладонь к его стопам (к подошвам) так, чтобы он мог оттолкнуться от нашей ладони. Когда ребенок оттолкнется и немножко подползет к игрушке, чуть-чуть отодвиньте игрушку. Если ребенок и при опоре не отталкивается на Вашу ладонь, то согните его ножки в тазобедренном суставе и отведите в стороны (положение «лягушечка»), ножки немного согнуты и подставьте ладонь. Малыш оттолкнется от ладони. И так повторите 2- 3 раза, после чего дайте малышу возможность получить радость от достижения игрушки и ее обследования.

После того, как малыш дополз до игрушки, пусть он вдоволь с ней позанимается как хочет и насладиться результатом своих усилий.

Нельзя для развития ползания использовать катающиеся игрушки (мяч, тележка, машинка), т.к. они далеко укатываются от малыша от прикосновения его ладошки. А нам нужно, чтобы ребенок смог после ползания насладиться исследованием достигнутой им цели – желанной игрушки. Такие катающиеся игрушки типа мяча можно использовать только тогда, когда ребенок уже ползает, и мы хотим активизировать это уже освоенное ребенком движение.

— Нужно знать, что ребенок поползет не сразу. И не надо от него этого сразу же ожидать. Сначала он пытаясь достичь игрушку может даже поползти назад, а не вперед, и лишь после нескольких попыток сообразит, как ему двигаться вперед и координировать движения рук и ног.

Если ребенок ползает к игрушке на животе, то можно «подсказать» ему другой способ – четвереньки. Подведите свои руки под животик малыша и приподнимите его так, чтобы он встал на четвереньки. Помогите ему поползти вперед, показывая игрушку чуть впереди. Иногда для этого используют широкое полотенце, подведенное под живот малыша.

Как можно побудить ребенка ползать к игрушке? Пример игры — занятия

Мне задали этот вопрос на одной из встреч с читателями сайта, поэтому я отвечаю на него подробно и даю подробную инструкцию о том, как это можно сделать.

Вся игра займет примерно 3 минуты за один раз. Ее можно повторять ежедневно с разными игрушками и новыми предметами.

Очень важно: во время игры в поле зрения ребенка должна быть только демонстрируемая игрушка. Все остальные предметы и игрушки уберите подальше так, чтобы малыш их не видел. Также проследите, чтобы в глаза ребенка не бил свет от лампы или от солнца при взгляде на игрушку. И постарайтесь сделать так, чтобы ничего его не отвлекало от игрушки.

Первая часть игры- занятия. Демонстрация игрушки.

Положите малыша на животик. Поставьте на расстоянии 20-30 см от него игрушку – например, неваляшку. Она и яркая, и привлекательная, и звучащая, и двигающаяся! Покачайте неваляшку, чтобы она начала звучать и пропойте песенку. Например: «Та-та-та, та-та-та! Вот какая красота! Та-та-та! Та-та-та! Дотянись-ка до меня» (слова песенки – В. Ветрова). Потом покажите, как неваляшка ходит: «топ-топ-топ», как она поет «ля-ля-ля», как она качается «кач-кач-кач». Если у вас другая игрушка – устройте подобную демонстрацию с ней.

После этого сделайте небольшую паузу.

Вторая часть. Захватывание игрушки ребенком.

Скорее всего, Ваш малыш потянется к этой игрушке во время демонстрации или после нее. Похвалите его за это, погладьте, скажите ободряющие слова. Если малыш потянулся к игрушке, но не смог дотянуться – то придвиньте игрушку поближе к малышу. И вновь повторите небольшую демонстрацию – например, покачайте наваляшку. Пусть малыш снова к ней потянется и так продолжайте. Когда малыш сможет взять игрушку – дайте ему поиграть с ней и порадоваться достижению.

Повторяйте с разными игрушками, и Ваш малыш начнет проявлять активность и поймет, что он может использовать ползание для достижения желанных целей. Постепенно увеличивайте расстояние до игрушки, чтобы малыш смог ее достичь способом не просто дотягивания или подползания, а настоящего ползания.

Если Вы делаете с малышом ежедневную гимнастику (о ней — в продолжении этой статьи), то поставьте свою руку как опору для ножек малыша, он оттолкнется от руки и продвинется вперед к игрушке. Это движение ему уже знакомо по упражнению «Лягушечка». В дальнейшем малышу уже не будет требоваться опора, и он научится ползать уже без Вашей помощи.

Когда нужно обратиться за консультацией к неврологу

Если ползание и его предпосылки вовремя не появилось у малыша, то нужно знать, какие особенности развития малыша требуют консультации у невролога:

— Если ребенок не поворачивается со спины на живот в 5 месяцев,

— Если у ребенка слабая опора на руки в положении на животе, а в вертикальном положении тела он опирается на передний край стопы (встает на кончики пальчиков на опоре на ножки).

— Если ребенок не встает на четвереньки, не сидит с опорой на руки к 7 месяцам,

— Если ребенок не ползает на четвереньках, неустойчиво сидит, не встает у опоры в 9 месяцев,

— В случае повышенной утомляемости ребенка.

В продолжении этой статьи:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Малыш растет, поднимает головку, пытается перевернуться — все это радует любящих родителей, с гордостью наблюдающих за ростом крохи. В это время родителей начинает волновать вопрос: во сколько месяцев ребенок начинает ползать.Существуют общепринятые стандарты двигательной активности грудничков первого года жизни.

Нормальным для начала ползания считается возраст 7-8 месяцев. Сказать совершенно точно с какого именно месяца ребенок должен начать ползать невозможно. Каждый младенец индивидуален, поэтому некоторые могут начать ползать в 5 месяцев, другие займутся этим интересным занятием ближе к 9 месяцам жизни.

Иногда малыш пропускает этап ползания, сразу становится на ножки, чем очень гордятся родители.Специалисты считают, что пропускание этапа ползания негативно сказывается на формирование скелета младенца. Процесс ползания укрепляет мышцы, позвонок крохи, развивает пространственное мышление и координацию у маленьких детей.

Первый шаг к самостоятельности малыша, к познанию окружающего пространства. Развивает любознательность, целеустремленность. Придает уверенность в собственных возможностях. Научившись ползать, кроха откроет для себя новые возможности, станет развиваться более интенсивно.

Интеллектуальное развитие. Первый год жизни младенца характеризуется тем, что двигательная активность тесно связана с психическим и эмоциональным развитием грудничка. Чем более ребёнок активен, тем лучше кровоснабжение головного мозга. Движение взаимосвязанно с развитием речи, обеспечивает координацию между левым и правым полушариями мозга.

Укрепление мышц, позвоночника. Во время ползания задействованы мышцы конечностей, а также спины, физическая нагрузка на которые, правильно развивает изгибы позвоночника, укрепляет сами мышцы. При ползании по пластунски, когда ножки разводятся в стороны, осуществляется профилактика дисплазии тазобедренных суставов. Активное укрепление всех группы мышц естественным путем корректирует повышенный и пониженный тонус мышц, кривошея, асимметрия тела.

Формирование координации движения тела. Сохранение равновесия, ориентирование в пространстве — все это позволяет делать умение координации.

Когда наступает время ползать

Только у родившегося младенца уже можно заметить зачатки ползания. Если положить грудничка на животик, а на пяточки слегка надавить ладошкой, — младенец рефлекторно оттолкнется. После 3-х месячного возраста эти движения из неосознанных перерастают в управляемые навыки.

Грудничок поднимает головку, делает перевороты, мир для малыша вокруг меняется, открывая новые привлекательные стороны. Как только малыш начнет удерживаться в положении на животике на локтях, то сразу начинает тянуться в ярким игрушкам и вещицам, расположенным вдалеке, делает попытки поползти.

Освоение навыка ползания зависит от множества причин:


Освоение и этапы ползания

Прежде чем начнет ползать ребенок, проходит несколько ступенек развития ползания. Эти ступеньки изначально заложены природой, ведь мышцы тела у детей развиваются постепенно, а каждый этап требует развития конкретных групп мышц. Некоторые малыши, при хорошем физическом развитии, могут пропускать отдельные этапы ползания.

Лежа на животе, кроха тянется к яркой игрушке, стремясь переместиться вперед. Ручки вытягиваются вперед, малыш подтягивается на них. Так начинается первая попытка ползания — немного вперед, или чуть в сторону. Бывает дети ползут назад, отталкиваясь, вместо того чтобы подтянуть тело. Этот этап начинается примерно с 5-го месяца.

При помощи родителей, иногда самостоятельно детишки начинают понимать, что намного удобнее ползать, приподнимая корпус тела. Кроха опирается на локти, помогая себе ножками, начинает ползти по пластунски.

Кроха одновременно выкидывает вперед ручки, и следом, очень быстро подтягивает коленочки к рукам. Внешне очень напоминает то, как прыгают лягушки.

Грудничок пытается вставать и ползать на четвереньках. Поднимая попу, долго стоят раскачиваясь. Первые попытки ползать на четвереньках обычно не очень удачные. Малыш заваливается на бок, путается в ручках и ножках. Но с опытом приходит понимание, грудничок начинает перекрестно переставлять правую ножку вместе с левой рукой, после чего слаженно меняются ручка и ножка.

Перекрестное ползание самое гармоничное, рациональное, распределяющее нагрузку на позвоночник крохи равномерно. При перекрестном ползании малышу не приходится балансировать. Спинка прямая.

Кроме общепринятых видов ползания, некоторые малыши разрабатывают собственные методы для передвижения:

  1. Перекатывание. Чаще всего его используют детки со слабым плечевым поясом. В этом случае надо проводить дополнительные упражнения по укреплению мышц ручек;
  2. Движение спиной вперед. Очень часто, младенцы начинают ползать задом наперед. Связано это с пока еще слабой координацией. Ничего страшного в таком движении нет. Освоившись малыш начнет ползать правильно;
  3. Сидя на попе. Нередки случаи и такого ползания. Подогнув одну ножку под себя, другой ножкой ребенок отталкивается. Передвигаются таким способом дети достаточно быстро.

Обеспечиваем безопасность

Помощь родителей в воспитании ребенка трудно переоценить. От внимания, заботы, ежедневных упражнений, зависит здоровье и развитие грудничка. Прежде чем задаться вопросом: со скольки месяцев ребенок начнет ползать, следует приложить массу усилий, чтобы помочь крохе быстрее стать сильным и здоровым ребенком.

Итак, чем может помочь любящая семья, желающая чтобы грудничок пораньше начал ползать. Первым делом следует обеспечить безопасность ребенка:

Приготовьте специально обустроенное место на полу. Постелите покрывало, спортивный коврик. Закройте все розетки, силиконовые накладками скройте острые углы мебели. Уголок для ползания должен быть защищен от сквозняков.

Если на столе находится скатерть, стоят тяжелые вазы, книги — все это необходимо убрать, чтобы ребенок случайно не опрокинул на себя тяжелый предмет.

Закрепить дверцы шкафов, убрать с пути ребенка все емкости с бытовой химией. Любопытному исследователю все хочется попробовать на вкус, что может привести к серьезным последствиям.

В комнате должна быть чистота. Домашних животных, когда малыш учится ползать, лучше увести в другое место.

Все упражнения должны начинаться, когда ребенок здоров. Если малыш куксится, капризничает — перенесите упражнения на более позднее время.

Упражнения, помогающие начать ползать

Малыш уже активно переворачивается, пытается опираться на ручки — значит пришло время для подготовки грудничка к самостоятельному ползанию.

Закрепление переворотов. Мамочка держит крепко, не сдавливая кисть ребенка, малыш должен обхватить большой палец мамы. Аккуратно направляя корпус грудничка на переворот, мама правой рукой придерживает левую ножку крохи, помогая совершить переворот.

Зарядка для ручек. Начинайте, когда малыш проснулся. Мама дает схватить свои большие пальцы рук, и обхватив кисти ребенка, поднимает ручки крохи и разводит их в стороны, опуская, скрещивает на груди малыша. Движения должны быть плавными, не резкими. Это упражнение укрепляет мышцы плечевого пояса, а также дает заряд бодрости крохе, приучает к утренней разминке.

«Лягушонок» — профилактика дисплазии, создание и закрепление навыка ползания. Взяв ножки за голени, медленно сгибать в пользу лягушки, потом разгибать, не торопясь. Положив кроху на животик, подставить ладони под пяточки, дать малышу несколько раз оттолкнуться ножками, немного продвинувшись вперед.

Фитбол или большой мяч станут большим подспорьем для развития и укрепления мышц спины крохи. Положите ребеночка на мяч животом, придерживая малыша в районе подмышек. Раскачивать мяч из стороны в сторону следует медленно, наблюдая как грудничок напрягает спинку.

Игра с валиком полезна для перехода к перекрестному ползанию на четвереньках. Подложить валик под животик крохи, начинать раскачивать валик. Пытаясь удержаться, малыш будет задействовать сразу ручки, ножки, становиться на четвереньки.

Мама может собственным примером показать как надо ползать, играя в различные игры. Катать мяч, играть в догонялки, или достать игрушку.

Массаж обязателен. Обычный общеукрепляющий массаж, который можно провести в домашних условиях. При проведении массажа необходимо снять все украшения. Массаж достаточно делать 1 раз в день, длительностью не более 10 минут, нельзя проводить массаж перед едой и сразу после нее. Кожа у младенцев весьма нежная, поэтому основное движение — это поглаживание. Ручки и ножки поглаживаются снизу вверх, спинка и животик — сверху вниз.

Не стоит торопить ребенка быстрее начинать ползать. У каждого малыша свой путь развития. Кто-то начнет ползать раньше, другие позже, кто-то пропустит этап ползания и сразу станет на ножки. Основные начала и принципы развития навыков ползания, должны стать направлением для гармоничного развития ребенка.

Ползание младенца – важный этап его развития, который сказывается не только на физическом здоровье малыша, но и оказывает влияние на его психологическое состояние. Когда ребенок начинает ползать, его родители выдыхают с облегчением, ведь способность самостоятельно передвигаться – это свидетельство правильного развития ручек, ножек и спины.

При ползании мышцы развиваются и укрепляются, как бы подготавливая спину к последующему прямохождению. Однако есть груднички, которые не ползают, а сразу начинают ходить. Считается ли это нормой и во сколько месяцев должно начинаться ползание, рассмотрим в данной статье.


В каком возрасте ребенок в норме должен начать ползать?

Со скольки месяцев дети начинают ползать? Доктор Комаровский и другие специалисты утверждают, что начало любого этапа развития для каждого ребенка индивидуально. Малыш поползет тогда, когда будет готов к этому психологически и физически.

До трех месяцев ребенок большую часть времени лежит на спине и не замечает многих вещей вокруг. Трехмесячное дитя уже умеет держать и поворачивать голову, а также переворачиваться на животик, открывая для себя больший кругозор и начиная интересоваться всем вокруг.

К пяти месяцам малыш уже не просто смотрит на игрушки и другие привлекательные для него вещи, а старается подползти к ним на животе. Далее идет этап ползания на четвереньках. Он также может наступить в пятимесячном возрасте, однако чаще дети начинают ползать уже после полугода. Примерно в это же время они начинают сидеть.

Для крупных детей передвижение может быть затруднительным. По этой причине они начинают ползать в 8-9 месяцев. Если в 9 месяцев этого не происходит, педиатр может назначить специальные процедуры (массаж), которые поспособствуют развитию навыка. Ползание на четвереньках должно предшествовать прямохождению, так как именно оно формирует навыки ходьбы. Мышцы и позвоночник при этом укрепляются, развивается координация движений, ребенок учится управлять своим телом, самостоятельно мыслить и принимать решения.


Отсутствие у девятимесячных детей интереса к тому, чтобы самостоятельно передвигаться, зачастую обусловлено недостаточным развитием мышц, костной системы и суставов. Малыш, который постоянно находится в замкнутом пространстве, просто не знает, как интересен окружающий мир, и не стремится его познать. По этой причине важно, чтобы ребенок не очень много времени проводил в манеже и кроватке. Интерес к перемещению в пространстве также может пресекаться родителями, которые сразу дают ребенку то, что его интересует, в таком случае потребность в ползании просто исчезает.

Позже начинают ползать недоношенные дети, а также обладающие спокойным темпераментом, которые предпочитают наблюдать, нежели проверять на ощупь. Кроме того, возраст начала ползания зависит и от пола ребенка: считается, что девочки развиваются быстрее и осваивают навык раньше, чем мальчики. В связи с этим для одного ребенка нормой начала пользования будет 5 месяцев, а для другого – 9.

Этапы ползания у детей

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Стиль ползания у каждого малыша может отличаться. Однако имеется несколько главных этапов ползания. В таблице ниже поэтапно рассмотрим овладение навыками передвижения новорожденными:

Стиль ползания В каком возрасте Характеристика
На животе 5-7 месяцев Ребенок движется вперед, используя мышцы рук. При этом значительно нагружаются локти и плечи. Передвижение напоминает ползание гусеницы. Движения вперед затруднительны, лучше получается ползти в сторону и назад.
По-пластунски 6-8 месяцев Попытки поочередного подтягивания ног. Основной опорой являются ладони. Сначала ребенок ползает таким способом назад, что вполне нормально. После этого этапа малыш уже готов встать на четвереньки.
На четвереньках 7-9 месяцев Сначала малыш учится стоять в таком положении, удерживая свой вес, затем уже переставляет руки и ноги. Первоначальные движения неуклюжи и неловки, а с постепенным укреплением мышц у малыша получается все лучше. На первых порах ребенок передвигает вперед сначала одну, потом другую руку, а ножки просто подтягивает за собой. Далее передвижение становится перекрестным – при перемещении вперед правой руки за ней устремляется левая нога, а за левой рукой - правая нога.

У некоторых детей определенные этапы ползания могут отсутствовать. Кто-то сразу начинает ползать на четвереньках, а кто-то до 9 месяцев двигается по-пластунски, а после этого переходит к ходьбе.

Важность ползания для развития ребенка

Врачи полагают, что период ползания оказывает на развитие НС малыша гораздо более важное воздействие, чем ходьба. Именно на этом этапе развивается моторика, закладываются зачатки развития речи.

Факторы, обуславливающие важность ползания:

  • освоение всего, что расположено в поле зрения;
  • развитие правильной координации туловища (его нижней и верхней частей);
  • развитие полушарий мозга и их поочередное включение;
  • улучшение восприятия при помощи глаз;
  • совершенствование тактильной чувствительности;
  • получение ребенком пространственных представлений о своем теле;
  • восприятие соотношения своего тела с тем, что его окружает;
  • ориентация в пространстве;
  • закладка фундамента для развития речи, письма и чтения.

Грудничок, который пропустил этап ползания (особенно если он родился недоношенным), лишен важной ступени развития головного мозга. Он своевременно не осваивает пространственные связи и общее восприятие пространства. Быстрый переход на ходьбу провоцирует сильную нагрузку на позвоночник. Мышцы спины не достаточно укреплены, поэтому при начале ходьбы возможно развитие некоторых патологий.

Двигаясь на четвереньках, ребенок осуществляет мозговую деятельность, чередуя передвижение ручек и ножек. При отсутствии возможности учиться этому, впоследствии возможны нарушения мышления и координации.

Почему малыш не начинает ползать?

Бывает случаи, когда дитя не начинает ползать, что беспокоит его родителей. Чадо в таком случае двигается по-другому: любит подолгу сидеть, подпрыгивает сидя, раскачивается на четвереньках или скользит на животе. Если при этом он использует обе пары конечностей и учится координировать обе стороны тела, переживания неоправданны. При подозрении родителей на проблемы с двигательным развитием следует обратиться к педиатру. Он рассеет все сомнения и порекомендует, как помочь младенцу поползти.

Причины, по которым малыш отказывается либо не может ползать:


Полезные упражнения для развития навыка

Важно понимать, что заставить малыша ползти, когда он к этому не готов, невозможно. Только в случае, если ребенок уже умеет переворачиваться и вставать на четвереньки, можно стимулировать его действия.

Правила, которые могут помочь малышу ползать:


Освоившему навык ползания малышу мир открывается совершенно с иной стороны. Научившись передвигаться, ребенок становится более самостоятельным, поэтому все родители с нетерпением ждут, когда же их малыш будет ползать.

Бывает, что детки пропускают ползание, и сразу начинают ходить. Но все же передвижения ползком очень важны для укрепления мышц и позвоночника малыша, а также для развития координации, так необходимых для нормального прямохождения. Поэтому родителям важно постараться помочь крохе научиться ползать перед тем, как он начнет ходить.

Когда младенец должен научиться ползать, и как помочь ему освоить этот важный для развития и укрепления мышц навык?

Когда дети начинают ползать?

Когда грудничок начинает совершать перевороты, он открывает для себя мир в новом увлекательном ракурсе. Научившись удерживаться в положении на животе на локтях, он начинает тянуться к предметам, лежащим рядом с ним, и даже делает попытки ползать.

Зачатки данного двигательного навыка вы можете заметить у малыша после рождения. Если вы уложите грудничка на животик, а под его пяточки подставите свою ладонь и слегка надавите на них, — новорожденный рефлекторно начнет отталкиваться. Неосознанность этих движений в возрасте 3-4 месяцев перерастает в управляемые навыки.

Начало освоения навыка ползания в среднем у детей происходит с 5 месяцев, а завершается примерно к девятимесячному возрасту. Оно напрямую зависит от того, когда грудничок стал переворачиваться, уверенно удерживать головку и подтягиваться, пытаясь садиться. Нет точного срока, во сколько малыш должен освоить навыки: они нарабатываются по мере укрепления его мышц, и порядок овладевания определенными умениями заложен природой. Лишь изредка дети могут пропустить какой-то этап, например, пренебречь ползанием и сразу начать ходить.

  • крупные или спокойные дети могут немного запаздывать в освоении двигательных навыков;
  • для стимулирования развития после консультации с педиатром и неврологом можете провести курс массажа для укрепления задействованных в ползании мышц, после этих процедур вы быстро сможете научить малыша необходимому навыку;
  • мальчик не обязательно будет развиваться медленней, чем девочка, темпы освоения навыков не зависят от пола.

Этапы освоения навыка

Освоение навыка ползания проходит в несколько этапов. Их очередность запрограммирована природой, поскольку каждая из ступеней умения предполагает определенную укрепленность мышц. Некоторые дети могут «перескакивать» один из начальных этапов, если их мускулатура была достаточно подготовлена, или сначала осваивать сидение, а затем «возвращаться» к ползанию.

  1. Ползание на животе — самый первый этап освоения навыка, который отмечается у детей в среднем в 5-6 месяцев. Ребенок, лежа на животе, стремится переместиться или дотянуться до какого-то объекта, вытягивает вперед ручки и словно подтягивается на них, при этом происходит движение вперед или в сторону. Иногда малыши уползают назад, когда вместо подтягивания начинают отталкиваться.
  2. С вашей помощью или самостоятельно примерно в 6 месяцев ребенок понимает, что удобней будет ползти, если чуть приподнять корпус. Малыш начнет опираться на локти и передвигаться по-пластунски, помогая себе ножками.
  3. В 7-8 месяцев наступает момент, когда ребенок начинает подтягивать к себе ножки и пытаться ползти, опираясь на ладони. Такие передвижения выглядят неловкими, малыш перемещается рывками, словно лягушка, но все же это большой прорыв. Во время подобных упражнений в его организме происходит тяжелая работа: мозг, основываясь на показаниях вестибулярного аппарата и зрительных органов пытается скоординировать работу конечностей и корпуса.
  4. Ребенок пробует перемещаться на четвереньках. Движения все еще остаются неловкими, малыша то и дело покачивает в стороны. Младенец иногда путается в порядке выставления вперед рук и подтягивании ножек, поэтому он часто ползет на четвереньках совсем не туда, куда нацелился или заваливается на бок.
  5. Постепенно ребенок осваивает правильный порядок выдвижения конечностей, удобный и динамичный — перекрестное ползание на четвереньках. Оно названо так из-за того, что для быстрого и оптимального перемещения дети одновременно выставляют вперед руки и ноги, расположенные по диагонали. Например, при перекрестном ползании на четвереньках ребенок выставляет вперед сначала пару «левая рука/правая нога», а затем «правая рука/левая нога». При таком порядке нагрузка на позвоночник грудничка равномерно распределена, и малышу не нужно балансировать.

Иногда малыши изобретают собственные варианты ползания, например, ваш мальчик может передвигаться, лежа на спине или сидя на попе, и отталкиваясь от поверхности ножками. Некоторые груднички перемещаются преимущественно вбок. Дети так делают, потому что им удобно и это пока единственный и доступный для них способ добраться до цели. Ваша задача — мягко научить малыша иным вариантам передвижения, чтобы ребенок начал ползать, как это положено.

Когда ребенок будет активно осваивать навык ползания, вы можете заметить, что он делает это и во сне. Во время отдыха у детей происходит обработка и «запись» информации, они словно заново переживают все, что случилось за время бодрствования, а мышцы могут повторять движения, которым вам удалось научить дитя. Поэтому, укладывая младенца спать, максимально обезопасьте пространство вокруг него, чтобы он не ударился о прутья кроватки или не упал с родительской постели

.

Как помочь крохе освоить навык?

Конечно, ребенок может и сам разобраться, как ему правильно двигаться. Но чтобы он освоил двигательный навык побыстрей, вы можете делать с младенцем определенные упражнения, направленные на укрепление задействованных при ползании мышц, тренировку координации и вестибулярного аппарата. Укрепив все необходимые мускулы, вы сможете быстрей научить дитя навыку.

Приступать к упражнениям, которые помогут младенцу скорей освоить ползание, вы можете как только ребенок научится переворачиваться и станет уверенно подниматься на предплечьях в положении на животе. Заниматься с грудничком нужно ежедневно, в спокойной обстановке и столько, сколько малыш выдержит.

Занятия на фитболе эффективно развивают мускулатуру спины, и готовят малыша не только к ползанию, но и к прямохождению. Укладывайте младенца животиком на поверхность мяча и, слегка придерживая дитя, покачивайте фитбол из стороны в сторону. Ребенок будет выгибать спинку, при этом будут тренироваться важные мышцы т.н. корсета. Делайте такие упражнения как можно дольше — сколько выдержит малыш без капризов.

Кроме мышц спины, чтобы научить дитя ползать, важно укреплять мускулатуру рук. Положите младенца на спинку, вложите ему в ладошки свои указательные или большие пальцы, и слегка потяните кроху на себя, побуждая его приподниматься. При таком упражнении разрабатываются мышцы рук, укрепляется пресс и спинка дитя.

Поскольку все двигательные навыки связаны друг с другом, чтобы ребенок быстрей начал ползать, вам нужно в возрасте 5-6 месяцев до конца освоить технику переворотов. Лежащего на спинке младенца прихватите за левую ручку и убирая правую ножку под левую, мягко потяните вправо, побуждая его перевернуться на живот. Повторите упражнение через другой бок. Ребенок вскоре поймет, как именно следует двигать конечностями, и сможет менять положение тела самостоятельно.

Упражнение «лягушка» призвано тренировать ножки малыша. Оно основывается на врожденном рефлексе, описанном в начале статьи. Уложите грудничка на животик, сведите вместе его ступни и подложите под них свою ладонь. Слегка надавив своей рукой на ножки младенца, вы запустите рефлекс, и ребенок оттолкнется от препятствия, продвинувшись вперед. Важно с первых месяцев тренировать малыша, чтобы впоследствии неосознанные движения переросли в двигательный навык

.

Для развития ручек будет полезной ходьба на руках, она поможет вам быстрей научить кроху ползать. Положите малыша животиком на свою руку, а другой придерживайте младенца за спинку. Наклоните грудничка над столом таким образом, чтобы он касался ручками твердой поверхности стола и побуждайте его в игровой форме опираться на них и словно переступать. Данное упражнение также эффективно тренирует вестибулярный аппарат и готовит организм к перемещению ползком и хождению.

У малыша, который уже умеет в положении лежа уверенно держаться на руках, можно разработать мышцы верхних конечностей, живота и спинки, удерживая яркие объекты выше уровня глаз ребенка и побуждая его взять предмет рукой. Укрепив обе ручки, вы быстро сможете научить малыша передвигаться на четвереньках.

Чтобы ребенок быстрей научился ползать, вы должны предоставить ему свободу действий. Ведь у малыша не выйдет освоить необходимые навыки, когда он постоянно находится в коляске, кроватке или слинге. Уложите кроху на просторный развивающий коврик или постелите на пол толстое одеяло и позволяйте грудничку двигаться, как ему захочется, время от времени направляя его физическую деятельность в нужное русло.

Первые месяцы с ребенком матери сравнительно легко, так как положив его где-то, там же и заберешь. Но с возрастом малыш учится двигаться. Ведь ему интересно познавать окружающий мир.

Как и любому навыку, ползать ребенок учится постепенно. Есть определенные этапы, которые он проходит для того, чтобы научиться данному действию полноценно:

  • ползание по-пластунски;
  • вставание на четвереньки;
  • настоящее ползание.

Хотя вид, каким будет передвигаться малыш, может оказаться не столь привычным. Также бывают случаи, когда ребенок не ползает вовсе, а сразу начинает ходить. Зависит это от его темперамента и воспитания . Но при этом не значит, что отходит от норм развития.

Рефлекс ползания есть у каждого здорового, полностью развитого новорожденного. Для того чтобы узнать, есть ли он у вашего малыша необходимо уложить его на животик, ручки уложить возле головы, ножки слегка согнуть в стороны.

Подставить руку под стопки младенца и дать ему возможность оттолкнуться. Этот рефлекс сохраняется примерно 3 месяца после рождения, а 1–2 месяца спустя он начинает учиться это делать заново.

Поначалу малыш только елозит по полу на животе. Он может крутиться вокруг своей оси. Начинает он проводить такие действия в возрасте 3,5–4 месяца.

Ползание по-пластунски

Прежде чем начать ползание, ребенок должен научиться переворачиваться со спины на живот и удерживать в таком положении головку. Он начинает отталкиваться ногами, расставляя их как лягушонок. Далее он старается задействовать ручки, опираясь на локти.

Разные малыши доходят до этого в своем возрасте. Он варьируется от 4 до 6 месяцев.

Вставание на четвереньки

Малыш начинает приподниматься, опираясь на предплечья

Далее малыш начинает приподниматься, опираясь на предплечья. Руки он выпрямляет позже. Затем начинает поднимать попу, вставая на четвереньки. Принять такую позу не всегда получается у ребенка сразу. С непривычки ноги и руки расползаются в разные стороны.

Постепенно, потренировавшись, малыш делается более уверен в своих силах, твёрдо становится на четвереньки. Но чередование передвижения рук и ног они также осваивают не сразу. Многие вначале раскачиваются взад-вперёд стоя на четвереньках. Или же начинают пятиться обратно. Но в любом случае это нормально, ничего страшного в этом нет. Это просто этапы развития.

На четвереньки ребенок начинает вставать примерно в 5–8 месяцев.

Настоящее ползание

Ребенок постепенно учится и начинает понимать, как переставлять руки и ноги, чтобы двигаться вперед. Именно такое ползание на четвереньках считается настоящим.

Одной из вариаций этого движения может быть «лягушачье ползание». Это когда ребенок садится на попу, складывая ноги перед собой согнутыми. Руки ставит перед ногами и подтягивает нижнюю часть тела вперед.

Ползать по-настоящему детки начинают с 6 до 9 месяцев.

При всех указанных выше сроках стоит помнить, что они являются примерными и обобщающими. Они могут варьироваться на 1–2 месяца и это считается нормой. Возраст, когда малыш начинает ползать зависит от его здоровья, темперамента и пожеланий. Последнее относится как к самому ребенку, так и к родителям – некоторые из них не хотят обучать такому навыку по своим внутренним убеждениям. Но ползание очень полезно и необходимо для крохи.

Когда ребенок садится и встает

Ползание является как бы связующим звеном между сидением и вставанием на ноги.

Малыш, ползая по-пластунски, постепенно начинает распрямлять руки, а затем подтягивает ноги под себя и садится. Иногда он сначала учится вставать на четвереньки, а после присаживаться. Садятся дети в возрасте от 6 до 9 месяцев.

После того как ребенок научился ползать достаточно хорошо, его начинает интересовать, что же там наверху и он тянется туда. Цепляясь за поверхность, он пытается встать на ножки. Встает ребенок с 5 до 9 месяцев. А вот ходить начинает позже – с 8 до 12 месяцев.

В отличие от ползания, учить сидению и хождению нельзя. Эти умения должны прийти сами, иначе могут быть проблемы с опорно-двигательным аппаратом позже. Поэтому не нужно поступать по бабушкиным методам, сажая в подушки и ходунки. Лучше дождаться, когда он сам этого достигнет, помогая различными упражнениями и массажами, которые мать сможет делать сама.

Указанные возрастные рамки являются примерными, ориентироваться на них стоит лишь для занятий. Не подгоняйте под них своего ребенка. Также встречаются нередкие случаи, когда малыш перескакивает этап ползания и сначала садится, а затем встает и начинает ходить. Ограничивать его не нужно, его организм сам знает, к чему способен.

Необходимость в ползании

Когда ползание на четвереньках считается настоящим?

Как уже было сказано выше, ползание – это нужный навык. Современные ученные доказали, что именно он способствует правильному развитию мышц спины. Грудины, пресса, рук, а также опорно-двигательного аппарата. При опоре на 4 точки вес распределяется именно на них, освобождая позвоночник от тяжести. Он расправляется в нужном положении, каждая его часть движется свободно.

Не стоит недооценивать и тактильные ощущения, которые формируются при касании ладошек пола. Это развивает мелкую моторику, а, следовательно, и правильную работу мозга, речевые навыки. У ребенка формируется выносливость и целеустремленность, он учится ориентироваться в пространстве.

Ползание – это необходимый этап созревания ребенка. Оно способствует развитию способностей, которые пригодятся малышу в дальнейшей жизни, научит преодолевать препятствия и стремиться к достижению цели.

Возможные причины задержки или пропускания этого этапа

В случае если ребенок не делает попыток к ползанию в 8–9 месяце и при этом не встает на ноги, то родителям следует обеспокоиться и обратиться к врачам: педиатру, неврологу, ортопеду. Но есть факторы, которые объясняют такую задержку:

  1. Большой вес. В этом случае ребенку тяжело его удерживать на руках.
  2. Недоношенные дети развиваются чуть позже.
  3. Здоровье. Малыши имеющие неврологические, ортопедические и другие проблемы со здоровьем могут отставать или не начать ползать.
  4. Темперамент. Холерики спешат узнать мир, «бегут» вперед. Меланхолики напротив, медлительны и неповоротливы.
  5. Малыш не спешит это делать, так как ему этого не требуется. У него нет интереса ползать, если он что-то захочет, то мама или кто-либо из родственников ему дадут/поднесут куда надо.
  6. Ограничение пространства. Если малыш постоянно находится в кроватке или шезлонге, то ему просто некуда двигаться. Возможно, матери так легче, ее руки свободны, она может заняться своими делами, не следя за действиями малютки. Но лучше воспользоваться манежем или расстелить одеяло на пол и отпустить туда кроху. Тогда с ним и ничего не произойдет, и он сможет развиваться.

Упражнения, чтобы научить ребенка ползать

Подтолкнуть ребенка к тому, чтобы малыш начал ползать можно при помощи различных упражнений.

Занятия на фитболе

Фитбол – это большой резиновый мягкий мяч. На нем можно заниматься с ребенком, а также делать некоторые упражнения самой маме. Для поддержания гигиеничности его следует мыть 1 раз в 7–10 дней, а перед началом занятия с малышом его накрывают тонкой мягкой пеленкой.

Самым простым упражнением является укладывание ребенка на животик , ручки вытягивают вперед. Придерживая его, покачивать вперёд назад, вправо-влево. Такое занятие делают, пока ребенок еще не опирается на ручки. Когда он начинает распрямлять руки и опираться на них, можно опускать его на шаре так, чтобы он мог коснуться ладошками пола и оттолкнуться. Затем опускают в другую сторону, чтобы он также коснулся стопами и оттолкнулся от пола.

Занятия с мамой

При отсутствии такого приспособления, как фитбол, малыша кладут на свои ноги и перемещая, также дают возможность отталкиваться ногами и руками.

Когда ребенок научится вставать на четвереньки?

Положить малыша на живот, руки и ноги согнуть, чтобы он выглядел как «лягушонок». Отталкиваться ножками поочередно. Затем их соединяют вместе и подтягивают ближе к попе. Это расслабит мышцы и растягивает их, формируя правильный мышечный корсет. Также оно учит ребенка передвигать ножками во время ползания.

Перевернуть ребенка на спинку. Ноги сгибать и разгибать поочередно, прижимая к животику. Затем сделать то же самое с двумя ногами. Прижать ножки к животу и прокрутить вокруг своей оси. Это также помогает растягиванию мышц. Кроме того, оно нормализует стул и справляется с расстройствами кишечника.

Кроме ножек следует развивать и руки, ведь на них идет довольно большая нагрузка. Для этого дайте свои пальца крохе и дождитесь, когда он крепко за них ухватится. Приподнимайте и опускайте его до положения полусидя (пока он не умеет сидеть); сидя – когда уже научится; стоя – когда научится вставать.

Уложить малыша на спину. Разводить руки в стороны и сводить их на груди, скрещивая, чередуя, какая из них будет сверху. Затем поднимать вверх-вниз одновременно обе и чередуя. То есть одну поднимают к голове, другую вытягивают вдоль тела.

Если младенец еще совсем маленький и не умеет сам переворачиваться, то его можно поучить и этому. Это также способствует развитию навыка ползания. Ребенка уложить на спину, перехватить за кисть руки и голень и аккуратно потянуть в сторону, помогая ему перевернуться. Затем также, помогать повернуться обратно.

Упражнения следует проводить только в случае, когда кроха всем доволен. Он должен быть сыт, но после кормления должно пройти не менее 40–60 минут, иначе это может привести к срыгиванию и проблемам с животом. Также проделывать следует за 30–40 минут до сна, чтобы он не «разгулялся» и спокойно уснул. Обязательным условием является то, что ребенок должен быть здоров. Если он отказывается что-то делать, не настаивайте. Предложите это упражнение ему в следующий раз.

Занимаемся играя

Заниматься с ребенком можно и в виде игры. Когда малыш только проявляет интерес к ползанию, то можно еще больше привлечь его внимание к такому действию, положив интересные игрушки на расстоянии 15–20 сантиметров, предварительно показав и заинтересовав ими.

Для того чтобы кроха начал приподниматься на руки можно использовать валик, свернутый из одеяла или полотенца. Его подсовывают под грудь, руки выправляют вперед, голову кладут на сверток. В продаже имеются специальные подушки, которые можно использовать с такой же целью. Кроме того, на них нашиты петельки, к которым цепляются игрушки для привлечения внимания ребенка.

Играть со своим ребенком не только весело, но и помогает ему научиться делать определенные движения. Пока он только лежит на животе, ложитесь с ним рядом в виде «звездочки». Приподнимайте голову и все конечности, а затем опускайте. Глядя на вас, малыш начнет повторять.

Далее лечь в позу «лягушки». Отталкиваясь ногами и «разгребая» руки ползти вперед. Помочь своему малютке делать то же самое. Это упражнение легко учить в воде, тем самым обучая плаванию. Чтобы удерживать голову можно использовать плавательный круг или чепчик «русалки».

Когда ребенок научится вставать на четвереньки, часто он раскачивается вперёд назад. Это помогает ему скоординировать движения. Встаньте рядом с ним и повторяйте его движения. Затем начинайте передвигать руками, как это делают при ползании. Если он не может понять такое действие – помогите, показав правильность передвижения конечностей.

Научить ребенка ползать – довольно просто, если он того сам захочет и если родители зададутся такой целью. Но настаивать при этом не стоит. Все упражнения должны приносить ему только удовольствие. В пропуск такого навыка не является отклонением от нормы. Напротив, значит ребенок развит достаточно хорошо.

Соответствует ли ребенок нормам и укладывается ли он в положенные сроки смотрите в следующем видео: