Методика экспресс-диагностики Невроза К. Хека и X. Хесса. хесса Диагностика невроза хека и хесса тест

Л. В. БОРОЗДИНА

ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ

ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ

Учебно-методическое пособие

Издание второе, дополненное

Акрополь


УДК 159.953.(075.8)

Учебное пособие утверждено методической комиссией кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в 2002 г. и рекомендовано для спецпрактикума «Изучение отдельного случая». Схема II. (Специализация ̶ «Общая психология»).

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

кандидат психологических наук

доцент Н.Б.Березанская,

кандидат психологических наук

доцент Е.Е.Насиновская

УДК 159.953.(075.8)

© Б о р о з д и н а Л. В., 2012


СТРУКТУРА ПРАКТИКУМА И ОПИСАНИЕ

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ

ПРОБЛЕМА Спецпрактикум ориентирован на ознакомление студентов с широким набором методов и различных приемов психодиагностики, а также с выполнением особой задачи: изучения отдельного случая.

Исследование осуществляется в два этапа: на первом отрабатывается готовая схема, приведенная в учебно-методическом пособии; на втором – «творческом» – студенты, опираясь на уже полученный материал (по их желанию), самостоятельно формулируют и проверяют гипотезы относительно изучаемого случая. Проблема состоит в обоснованности формулируемых гипотез, подборе адекватных техник верификации выдвигаемых предположений и наиболее глубокой и тщательной диагностике свойств исследуемого субъекта.

ЦЕЛЬ Анализ и описание отдельного случая по схеме диагностики преобладающей мотивации: достижения успеха или избегания неудачи.



Предложенная схема воспроизводит одну из наиболее разработанных в современной психологии парадигм и построена таким образом, что каждая следующая методика в ней проверяет результаты предыдущей.

Исследование начинается с установления так называемого целевого индекса, являющегося одной из счетных категорий в анализе уровня притязаний и представляющего собой степень отклонения цели следующего действия от предыдущего достижения. Называемый также целевым несоответствием, этот индекс, в зависимости от своей величины, служит индивидуально-специфическим выражением определенной мотивационной установки, т.е. своеобразным маркером вида доминирующей мотивации: стремления к успеху или уклонения от неудачи. Средние значения целевого несоответствия указывают на преобладание мотивации достижения; близкие к экстремальным, т.е. очень малые или большие величины свидетельствуют о противоположном мотивационном векторе – избегания неудачи.

Вычислив целевой индекс и таким способом сделав предварительное заключение об акцентуации того или иного мотива, экспериментаторы проверяют эту гипотезу в тесте Х.Хекхаузена (1986), непосредственно предназначенном для выявления названных типов мотивации.

Далее полученный результат верифицируется с помощью опросника хронической тревожности Ж.Тейлор (Taylor, 1953). Лица с медиальным значением индекса отклонения цели и установкой на достижение успеха в методике Хекхаузена обладают средним либо низким уровнем тревожности, лица с высоким или низким целевым несоответствием, склонные в тесте Хекхаузена к избеганию неудачи, отличаются резким подъемом уровня тревоги.

Заключительной частью схемы служит тест фрустрации С.Розенцвейга (Rosenzveig, 1944), в соответствии с которым при доминировании мотивации достижения успеха субъект обнаруживает толерантность к препятствиям на пути реализации цели, т.е. устойчивость к фрустрации; при акцентуации мотива избегания неудачи – ослабление толерантности, выраженную фрустрированность. В целом техника позволяет проследить изменение направления и типа фрустрационных реакций в зависимости от вида мотивации.

После выполнения изложенной схемы студенты переходят к самостоятельной части практикума, которая может строиться по принципу уточнения и углубления имеющихся результатов либо построения и проверки новых гипотез.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Данная схемасодержит следующий комплекс техник:

1. опросник Хека – Хесс (Höck, Hess, 1976)как контролирующий уровень невротизации;

2. «анамнез» – подробное описание «жизненной истории» субъекта с указанием значимых позитивных и негативных событий;

3. «психологический портрет» респондента и стереотип поведения, релевантные исследуемым свойствам: «шаг» в целеуказании, главный вектор мотивации – к достижению или избеганию, проявления тревожности, характеристика реакций в ситуации препятствий на пути осуществления цели;

4. моторную пробу Э.Шварцландера (1972 ̶ цит по: Бороздина, 2011) для диагностики целевого несоответствия;

5. лабиринты Х.Хекхаузена (Heckhausen, 1969) для определения индекса целевого отклонения;

6. тест Х. Хекхаузена (1986) для диагностики мотивации достижения успеха и избегания неудачи;

7. шкалу хронической тревожности Ж. Тейлор (Taylor, 1953);

8. технику фрустрационных реакций С.Розенцвейга в адаптации Н.В.Тарабриной (1994).

Исследование завершается обработкой и анализом полученных данных по каждому заданию отдельно, интеграцией экспериментального материала, его соотнесением с «анамнезом» испытуемого и «психологическим портретом», подготовкой полного заключения по проделанной психодиагностической схеме.

Помимо этого практикум включает (по желанию студентов) формулировку экспериментатором дополнительных гипотез, их эмпирическую проверку с подбором соответствующих методик и составление общего заключения по изучаемому случаю.

ИСПЫТУЕМЫЙ Выбор респондента предусматривает нейтральность в отношениях с экспериментатором, во избежание «эффекта ореола», однако испытуемый должен быть достаточно знаком автору, чтобы последний мог подробно изложить «анамнез» и «психологический портрет» обследуемого.

Все методики, входящие в психодиагностическую схему, выполняются на одном испытуемом с предварительной методической тренировкой экспериментатора и контролем преподавателя за овладением учащимися перечисленными техниками.

ОТЧЕТНОСТЬ Студенты представляют полный набор протоколов экспериментального цикла, их обработку и интерпретацию, аудиозаписи вербальных техник и клинической беседы, а также детальное описание изучаемого случая с приложением аргументированного заключения.


ОПРОСНИК НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ К.ХЕКА И Х.ХЕСС

ФОРМА II − ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ.


Пол: Дата: _______________

Отметьте, пожалуйста, перечеркивая крестиком, наиболее подходящий для Вас ответ из расположенных рядом с вопросами. Отвечайте, пожалуйста, быстро, не раздумывая.

1. Я постоянно забочусь о своем здоровье………………………………………………. Да Нет
2. Вы думаете, что Вы внутренне напряжены?.................................................................. Да Нет
3. Я часто размышляю так, что не могу спать…………………………………………... Да Нет
4. Я легко обижаюсь………………………………………………………………………. Да Нет
5. Мне трудно говорить с незнакомыми людьми……………………………………….. Да Нет
6. Бывает ли у Вас часто без причины чувство апатии или усталости?.......................... Да Нет
7. Иногда я опаздываю на встречу или на работу………………………………………. Да Нет
8. Я часто испытываю чувство, что незнакомые люди меня критически рассматривают………………………………………………………….... Да Нет
9. Беспокоят ли Вас иногда посторонние мысли, которые все время вертятся у Вас в голове, хотя Вы постоянно пытаетесь от них избавиться?............................ Да Нет
10. Я довольно нервный…………………………………………………………………... Да Нет
11. Иногда я откладываю что-нибудь, что я должен сделать сразу……………………. Да Нет
12. Мне кажется, что меня никто не понимает………………………………………….. Да Нет
13. Я довольно быстро раздражаюсь…………………………………………………….. Да Нет
14. Мое поведение за столом дома менее культурно, чем в обществе………………... Да Нет
15. Я имел бы гораздо больше успеха, если бы не было плохого отношения ко мне... Да Нет
16. Я слишком долго переживаю из-за неприятностей, случающихся со мной………. Да Нет
17. Уже возможность того, что мне не повезет, раздражает меня……………………... Да Нет
18. У меня были очень странные и необычные приключения…………………………. Да Нет
19. Бываете ли Вы иногда попеременно то веселым, то грустным без видимой причины?.................................................................................................... Да Нет
20. Иногда мне приходят в голову мысли и представления, о которых мне не хотелось бы рассказывать……………………………………………………... Да Нет
21. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?.......................................................... Да Нет
22. Среди людей, которых я знаю, некоторые мне не нравятся………………………... Да Нет
23. Днем я мечтаю больше, чем надо…………………………………………………….. Да Нет
24. Вы легко расстраиваетесь?............................................................................................ Да Нет
25. Мне часто надо бороться с собой, чтобы не показать свою застенчивость………. Да Нет
26. Я иногда говорю о вещах, в которых я мало понимаю…………………………….. Да Нет
27. Мне хотелось бы быть таким же счастливым, какими мне кажутся другие люди.. Да Нет
28. Иногда меня охватывает дрожь, озноб или начинает трясти………………………. Да Нет
29. Вы на каждое личное письмо отвечаете так быстро, как только можете?................ Да Нет
30.Часто Ваше настроение меняется без видимой причины или при наличии таковой?............................................................................................................. Да Нет
31. Бывает ли у Вас иногда чувство страха без действительной опасности?................. Да Нет
32. Я не всегда говорю правду……………………………………………………………. Да Нет
33. Критика и ругань меня сильно оскорбляют…………………………………………. Да Нет
34. У меня бывают периоды времени, когда я настолько неспокоен, что не могу усидеть на месте……………………………………………………………... Да Нет
35. Вы иногда слишком много заботитесь о незначительных вещах?............................ Да Нет
36. Иногда у меня бывает плохое настроение………………………………………….... Да Нет
37. Я часто недоволен……………………………………………………………………... Да Нет
38. Мне трудно сосредоточиться на определенной работе или задаче………………... Да Нет
39. Я делаю многое, о чем потом сожалею……………………………………………… Да Нет
40. Чаще всего я счастлив……………………………………………………………….... Да Нет
41. У меня мало уверенности в себе……………………………………………………... Да Нет
42. Время от времени я теряю терпение и злюсь……………………………………….. Да Нет
43. Иногда я действительно чувствую себя бесполезным……………………………… Да Нет
44. Иногда я чувствую себя просто скверно…………………………………………….. Да Нет
45. Я много размышляю…………………………………………………………………... Да Нет
46. Я страдаю от того, что чувствую себя неполноценнее, чем другие……………….. Да Нет
47. У меня иногда все болит……………………………………………………………… Да Нет
48. Время от времени я бываю немного хвастливым…………………………………... Да Нет
49. Порой у меня бывают кошмары……………………………………………………… Да Нет
50. У меня расшатаны нервы……………………………………………………………... Да Нет
51. Мне трудно найти тему для беседы, если я разговариваю с человеком, с которым я только что познакомился………………………………………………... Да Нет
52. Самые тяжелые сражения я должен вести с самим собой………………………….. Да Нет
53. Иногда я немного сплетничаю……………………………………………………….. Да Нет
54. Бывало ли у Вас иногда чувство больших, непреодолимых трудностей?................ Да Нет

Проверьте, на все ли вопросы Вы ответили.

Диагностика вероятности невроза у испытуемого.

Инструкция к тесту

Ознакомившись с вопросом или суждением, ответьте на него “да” или “нет”.

Тестовый материал
  1. Считаете ли Вы, что внутренне напряжены?
  2. Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть.
  3. Я чувствую себя легко ранимым.
  4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.
  5. Часто ли без особых причин у Вас возникает чувство безучастности и усталости?
  6. У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают.
  7. Часто ли Вас преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя Вы стараетесь от них избавиться?
  8. Я довольно нервный.
  9. Мне кажется, что меня никто не понимает.
  10. Я довольно раздражительный.
  11. Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.
  12. Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.
  13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.
  14. У меня были очень странные и необычные переживания.
  15. Бывает ли Вам то радостно, то грустно без видимых причин?
  16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.
  17. Легко ли изменить Ваше настроение?
  18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость.
  19. Я хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие люди.
  20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.
  21. Часто ли меняется Ваше настроение в зависимости от серьезной причины или без нее?
  22. Испытываете ли Вы иногда чувство страха даже при отсутствии реальной опасности?
  23. Критика или выговор меня очень ранят.
  24. Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте.
  25. Беспокоитесь ли Вы иногда слишком сильно из-за незначительных вещей?
  26. Я часто испытываю недовольство.
  27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.
  28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.
  29. Большей частью я счастлив.
  30. Я недостаточно уверен в себе.
  31. Иногда я кажусь себе действительно никчемным.
  32. Часто я чувствую себя просто скверно.
  33. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

    Обработка и интерпретация результатов теста

    Считается количество утвердительных ответов. Если получено более 24 баллов – это говорит о высокой вероятности невроза.

    Внимание! Методика дает лишь предварительную и обобщенную информацию. Окончательные выводы можно делать лишь после подробного изучения личности.

    Источники
  • Методика экспресс-диагностики невроза К.Хека и Х.Хесса / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. С.169-171.

Ознакомившись с вопросом или суждением, надо ответить «да» или «нет».

1. Считаете ли Вы, что внутренне напряжены?

2. Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть.

3. Я чувствую себя легко ранимым.

4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.

5. Часто ли без особых причин у Вас возникает чувство безучастности и усталости?

6. У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают.

7. Часто ли Вас преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя Вы стараетесь от них избавиться?

8. Я довольно нервный.

9. Мне кажется, что меня никто не понимает.

10. Я довольно раздражительный.

11. Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.

12. Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.

13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.

14. У меня были очень странные и необычные переживания.

15. Бывает ли Вам то радостно, то грустно без видимых причин?

16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.

17. Легко ли изменить Ваше настроение?

18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость.

19. Я хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие люди.

20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.

21. Часто ли меняется Ваше настроение в зависимости от серьезной причины или без нее?

22. Испытываете ли Вы иногда чувство страха даже при отсутствии реальной опасности?

23. Критика или выговор меня очень ранят.

24. Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте.

25. Беспокоитесь ли Вы иногда слишком сильно из-за незначительных вещей?

26. Я часто испытываю недовольство.

27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.

28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.

29. Большей частью я счастлив.

30. Я недостаточно уверен в себе.

31. Иногда я кажусь себе действительно никчемным.

32. Часто я чувствую себя просто скверно.

33. Я много копаюсь в себе.

34. Я страдаю от чувства неполноценности.

35. Иногда у меня все болит.

36. У меня бывает гнетущее состояние.

37. У меня что-то с нервами.

38. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.

40. Чувствуете ли Вы иногда, что трудности велики и непреодолимы?

Обработка данных

Надо подсчитать количество утвердительных ответов: если получено более 24 баллов - это говорит о высокой вероятности невроза. Еще раз подчеркнем, что методика дает лишь предварительную и обобщенную информацию. Окончательные выводы можно делать лишь после подробного изучения личности.