Методика экспресс-диагностики Невроза К. Хека и X. Хесса. хесса Диагностика невроза хека и хесса тест
Л. В. БОРОЗДИНА
ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ
ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ
Учебно-методическое пособие
Издание второе, дополненное
Акрополь
УДК 159.953.(075.8)
Учебное пособие утверждено методической комиссией кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в 2002 г. и рекомендовано для спецпрактикума «Изучение отдельного случая». Схема II. (Специализация ̶ «Общая психология»).
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
кандидат психологических наук
доцент Н.Б.Березанская,
кандидат психологических наук
доцент Е.Е.Насиновская
УДК 159.953.(075.8)
© Б о р о з д и н а Л. В., 2012
СТРУКТУРА ПРАКТИКУМА И ОПИСАНИЕ
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ
ПРОБЛЕМА Спецпрактикум ориентирован на ознакомление студентов с широким набором методов и различных приемов психодиагностики, а также с выполнением особой задачи: изучения отдельного случая.
Исследование осуществляется в два этапа: на первом отрабатывается готовая схема, приведенная в учебно-методическом пособии; на втором – «творческом» – студенты, опираясь на уже полученный материал (по их желанию), самостоятельно формулируют и проверяют гипотезы относительно изучаемого случая. Проблема состоит в обоснованности формулируемых гипотез, подборе адекватных техник верификации выдвигаемых предположений и наиболее глубокой и тщательной диагностике свойств исследуемого субъекта.
ЦЕЛЬ Анализ и описание отдельного случая по схеме диагностики преобладающей мотивации: достижения успеха или избегания неудачи.
Предложенная схема воспроизводит одну из наиболее разработанных в современной психологии парадигм и построена таким образом, что каждая следующая методика в ней проверяет результаты предыдущей.
Исследование начинается с установления так называемого целевого индекса, являющегося одной из счетных категорий в анализе уровня притязаний и представляющего собой степень отклонения цели следующего действия от предыдущего достижения. Называемый также целевым несоответствием, этот индекс, в зависимости от своей величины, служит индивидуально-специфическим выражением определенной мотивационной установки, т.е. своеобразным маркером вида доминирующей мотивации: стремления к успеху или уклонения от неудачи. Средние значения целевого несоответствия указывают на преобладание мотивации достижения; близкие к экстремальным, т.е. очень малые или большие величины свидетельствуют о противоположном мотивационном векторе – избегания неудачи.
Вычислив целевой индекс и таким способом сделав предварительное заключение об акцентуации того или иного мотива, экспериментаторы проверяют эту гипотезу в тесте Х.Хекхаузена (1986), непосредственно предназначенном для выявления названных типов мотивации.
Далее полученный результат верифицируется с помощью опросника хронической тревожности Ж.Тейлор (Taylor, 1953). Лица с медиальным значением индекса отклонения цели и установкой на достижение успеха в методике Хекхаузена обладают средним либо низким уровнем тревожности, лица с высоким или низким целевым несоответствием, склонные в тесте Хекхаузена к избеганию неудачи, отличаются резким подъемом уровня тревоги.
Заключительной частью схемы служит тест фрустрации С.Розенцвейга (Rosenzveig, 1944), в соответствии с которым при доминировании мотивации достижения успеха субъект обнаруживает толерантность к препятствиям на пути реализации цели, т.е. устойчивость к фрустрации; при акцентуации мотива избегания неудачи – ослабление толерантности, выраженную фрустрированность. В целом техника позволяет проследить изменение направления и типа фрустрационных реакций в зависимости от вида мотивации.
После выполнения изложенной схемы студенты переходят к самостоятельной части практикума, которая может строиться по принципу уточнения и углубления имеющихся результатов либо построения и проверки новых гипотез.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
Данная схемасодержит следующий комплекс техник:
1. опросник Хека – Хесс (Höck, Hess, 1976)как контролирующий уровень невротизации;
2. «анамнез» – подробное описание «жизненной истории» субъекта с указанием значимых позитивных и негативных событий;
3. «психологический портрет» респондента и стереотип поведения, релевантные исследуемым свойствам: «шаг» в целеуказании, главный вектор мотивации – к достижению или избеганию, проявления тревожности, характеристика реакций в ситуации препятствий на пути осуществления цели;
4. моторную пробу Э.Шварцландера (1972 ̶ цит по: Бороздина, 2011) для диагностики целевого несоответствия;
5. лабиринты Х.Хекхаузена (Heckhausen, 1969) для определения индекса целевого отклонения;
6. тест Х. Хекхаузена (1986) для диагностики мотивации достижения успеха и избегания неудачи;
7. шкалу хронической тревожности Ж. Тейлор (Taylor, 1953);
8. технику фрустрационных реакций С.Розенцвейга в адаптации Н.В.Тарабриной (1994).
Исследование завершается обработкой и анализом полученных данных по каждому заданию отдельно, интеграцией экспериментального материала, его соотнесением с «анамнезом» испытуемого и «психологическим портретом», подготовкой полного заключения по проделанной психодиагностической схеме.
Помимо этого практикум включает (по желанию студентов) формулировку экспериментатором дополнительных гипотез, их эмпирическую проверку с подбором соответствующих методик и составление общего заключения по изучаемому случаю.
ИСПЫТУЕМЫЙ Выбор респондента предусматривает нейтральность в отношениях с экспериментатором, во избежание «эффекта ореола», однако испытуемый должен быть достаточно знаком автору, чтобы последний мог подробно изложить «анамнез» и «психологический портрет» обследуемого.
Все методики, входящие в психодиагностическую схему, выполняются на одном испытуемом с предварительной методической тренировкой экспериментатора и контролем преподавателя за овладением учащимися перечисленными техниками.
ОТЧЕТНОСТЬ Студенты представляют полный набор протоколов экспериментального цикла, их обработку и интерпретацию, аудиозаписи вербальных техник и клинической беседы, а также детальное описание изучаемого случая с приложением аргументированного заключения.
ОПРОСНИК НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ К.ХЕКА И Х.ХЕСС
ФОРМА II − ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ.
Пол: Дата: _______________
Отметьте, пожалуйста, перечеркивая крестиком, наиболее подходящий для Вас ответ из расположенных рядом с вопросами. Отвечайте, пожалуйста, быстро, не раздумывая.
1. Я постоянно забочусь о своем здоровье………………………………………………. | Да | Нет |
2. Вы думаете, что Вы внутренне напряжены?.................................................................. | Да | Нет |
3. Я часто размышляю так, что не могу спать…………………………………………... | Да | Нет |
4. Я легко обижаюсь………………………………………………………………………. | Да | Нет |
5. Мне трудно говорить с незнакомыми людьми……………………………………….. | Да | Нет |
6. Бывает ли у Вас часто без причины чувство апатии или усталости?.......................... | Да | Нет |
7. Иногда я опаздываю на встречу или на работу………………………………………. | Да | Нет |
8. Я часто испытываю чувство, что незнакомые люди меня критически рассматривают………………………………………………………….... | Да | Нет |
9. Беспокоят ли Вас иногда посторонние мысли, которые все время вертятся у Вас в голове, хотя Вы постоянно пытаетесь от них избавиться?............................ | Да | Нет |
10. Я довольно нервный…………………………………………………………………... | Да | Нет |
11. Иногда я откладываю что-нибудь, что я должен сделать сразу……………………. | Да | Нет |
12. Мне кажется, что меня никто не понимает………………………………………….. | Да | Нет |
13. Я довольно быстро раздражаюсь…………………………………………………….. | Да | Нет |
14. Мое поведение за столом дома менее культурно, чем в обществе………………... | Да | Нет |
15. Я имел бы гораздо больше успеха, если бы не было плохого отношения ко мне... | Да | Нет |
16. Я слишком долго переживаю из-за неприятностей, случающихся со мной………. | Да | Нет |
17. Уже возможность того, что мне не повезет, раздражает меня……………………... | Да | Нет |
18. У меня были очень странные и необычные приключения…………………………. | Да | Нет |
19. Бываете ли Вы иногда попеременно то веселым, то грустным без видимой причины?.................................................................................................... | Да | Нет |
20. Иногда мне приходят в голову мысли и представления, о которых мне не хотелось бы рассказывать……………………………………………………... | Да | Нет |
21. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?.......................................................... | Да | Нет |
22. Среди людей, которых я знаю, некоторые мне не нравятся………………………... | Да | Нет |
23. Днем я мечтаю больше, чем надо…………………………………………………….. | Да | Нет |
24. Вы легко расстраиваетесь?............................................................................................ | Да | Нет |
25. Мне часто надо бороться с собой, чтобы не показать свою застенчивость………. | Да | Нет |
26. Я иногда говорю о вещах, в которых я мало понимаю…………………………….. | Да | Нет |
27. Мне хотелось бы быть таким же счастливым, какими мне кажутся другие люди.. | Да | Нет |
28. Иногда меня охватывает дрожь, озноб или начинает трясти………………………. | Да | Нет |
29. Вы на каждое личное письмо отвечаете так быстро, как только можете?................ | Да | Нет |
30.Часто Ваше настроение меняется без видимой причины или при наличии таковой?............................................................................................................. | Да | Нет |
31. Бывает ли у Вас иногда чувство страха без действительной опасности?................. | Да | Нет |
32. Я не всегда говорю правду……………………………………………………………. | Да | Нет |
33. Критика и ругань меня сильно оскорбляют…………………………………………. | Да | Нет |
34. У меня бывают периоды времени, когда я настолько неспокоен, что не могу усидеть на месте……………………………………………………………... | Да | Нет |
35. Вы иногда слишком много заботитесь о незначительных вещах?............................ | Да | Нет |
36. Иногда у меня бывает плохое настроение………………………………………….... | Да | Нет |
37. Я часто недоволен……………………………………………………………………... | Да | Нет |
38. Мне трудно сосредоточиться на определенной работе или задаче………………... | Да | Нет |
39. Я делаю многое, о чем потом сожалею……………………………………………… | Да | Нет |
40. Чаще всего я счастлив……………………………………………………………….... | Да | Нет |
41. У меня мало уверенности в себе……………………………………………………... | Да | Нет |
42. Время от времени я теряю терпение и злюсь……………………………………….. | Да | Нет |
43. Иногда я действительно чувствую себя бесполезным……………………………… | Да | Нет |
44. Иногда я чувствую себя просто скверно…………………………………………….. | Да | Нет |
45. Я много размышляю…………………………………………………………………... | Да | Нет |
46. Я страдаю от того, что чувствую себя неполноценнее, чем другие……………….. | Да | Нет |
47. У меня иногда все болит……………………………………………………………… | Да | Нет |
48. Время от времени я бываю немного хвастливым…………………………………... | Да | Нет |
49. Порой у меня бывают кошмары……………………………………………………… | Да | Нет |
50. У меня расшатаны нервы……………………………………………………………... | Да | Нет |
51. Мне трудно найти тему для беседы, если я разговариваю с человеком, с которым я только что познакомился………………………………………………... | Да | Нет |
52. Самые тяжелые сражения я должен вести с самим собой………………………….. | Да | Нет |
53. Иногда я немного сплетничаю……………………………………………………….. | Да | Нет |
54. Бывало ли у Вас иногда чувство больших, непреодолимых трудностей?................ | Да | Нет |
Проверьте, на все ли вопросы Вы ответили.
Диагностика вероятности невроза у испытуемого.
Инструкция к тесту
Ознакомившись с вопросом или суждением, ответьте на него “да” или “нет”.
Тестовый материал
- Считаете ли Вы, что внутренне напряжены?
- Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть.
- Я чувствую себя легко ранимым.
- Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.
- Часто ли без особых причин у Вас возникает чувство безучастности и усталости?
- У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают.
- Часто ли Вас преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя Вы стараетесь от них избавиться?
- Я довольно нервный.
- Мне кажется, что меня никто не понимает.
- Я довольно раздражительный.
- Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.
- Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.
- Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.
- У меня были очень странные и необычные переживания.
- Бывает ли Вам то радостно, то грустно без видимых причин?
- В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.
- Легко ли изменить Ваше настроение?
- Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость.
- Я хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие люди.
- Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.
- Часто ли меняется Ваше настроение в зависимости от серьезной причины или без нее?
- Испытываете ли Вы иногда чувство страха даже при отсутствии реальной опасности?
- Критика или выговор меня очень ранят.
- Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте.
- Беспокоитесь ли Вы иногда слишком сильно из-за незначительных вещей?
- Я часто испытываю недовольство.
- Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.
- Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.
- Большей частью я счастлив.
- Я недостаточно уверен в себе.
- Иногда я кажусь себе действительно никчемным.
- Часто я чувствую себя просто скверно.
Необходимо зарегистрироваться
Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Внимание!
1. Никто не увидит
в результатах тестов ваше имя или фото
. Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23
” или “Мужчина, 31
“.
2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей
” и “Доступ в любое время
” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят
ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.
Обработка и интерпретация результатов теста
Считается количество утвердительных ответов. Если получено более 24 баллов – это говорит о высокой вероятности невроза.
Внимание! Методика дает лишь предварительную и обобщенную информацию. Окончательные выводы можно делать лишь после подробного изучения личности.
Источники
- Методика экспресс-диагностики невроза К.Хека и Х.Хесса / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. С.169-171.
Ознакомившись с вопросом или суждением, надо ответить «да» или «нет».
1. Считаете ли Вы, что внутренне напряжены?
2. Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть.
3. Я чувствую себя легко ранимым.
4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.
5. Часто ли без особых причин у Вас возникает чувство безучастности и усталости?
6. У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают.
7. Часто ли Вас преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя Вы стараетесь от них избавиться?
8. Я довольно нервный.
9. Мне кажется, что меня никто не понимает.
10. Я довольно раздражительный.
11. Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.
12. Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.
13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.
14. У меня были очень странные и необычные переживания.
15. Бывает ли Вам то радостно, то грустно без видимых причин?
16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.
17. Легко ли изменить Ваше настроение?
18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость.
19. Я хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие люди.
20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.
21. Часто ли меняется Ваше настроение в зависимости от серьезной причины или без нее?
22. Испытываете ли Вы иногда чувство страха даже при отсутствии реальной опасности?
23. Критика или выговор меня очень ранят.
24. Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте.
25. Беспокоитесь ли Вы иногда слишком сильно из-за незначительных вещей?
26. Я часто испытываю недовольство.
27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.
28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.
29. Большей частью я счастлив.
30. Я недостаточно уверен в себе.
31. Иногда я кажусь себе действительно никчемным.
32. Часто я чувствую себя просто скверно.
33. Я много копаюсь в себе.
34. Я страдаю от чувства неполноценности.
35. Иногда у меня все болит.
36. У меня бывает гнетущее состояние.
37. У меня что-то с нервами.
38. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.
40. Чувствуете ли Вы иногда, что трудности велики и непреодолимы?
Обработка данных
Надо подсчитать количество утвердительных ответов: если получено более 24 баллов - это говорит о высокой вероятности невроза. Еще раз подчеркнем, что методика дает лишь предварительную и обобщенную информацию. Окончательные выводы можно делать лишь после подробного изучения личности.