Малыш 10 месяцев развитие. Вашему ребенку десять месяцев: что он уже умеет и что он должен уметь в этом возрасте

Дорогие родители! Пришло время поговорить о том, что должен уметь ребенок в 10 месяцев. Через два месяца малышу исполнится годик, он начнёт ходить, и официально перестанет считаться грудничком. А что он сейчас уже умеет делать, вы узнаете, прочитав мою статью.

Физиология малыша

Ребёнок повзрослел, стал очень активным, уже тратит намного больше энергии. И как результат, малая прибавка в весе. За последний месяц малыш может набрать всего 300 грамм, а вырасти лишь на сантиметр. В среднем десятимесячный ребёнок весит от 8 до 10,5 кг, имеет рост от 71 до 75 см.

Мой сын весил 10 кг 400 грамм, а рост у него был – 76,5 см.

Каковы же изменения в физиологическом развитии уже можно наблюдать у ребёнка:

  1. Слушает, о чем говорят родители, пытается повторить услышанные слова.
  2. Смеётся, когда с ним сюсюкаются и шутят.
  3. Радуется, когда с ним начинают играть.
  4. Любит играть пирамидкой из разноцветных колец.
  5. Часто играет с мелкими объектами. Это развивает мелкую моторику ребёнка, но в тоже время есть риск, что малыш что-то положит себе в ротик, так что не оставляйте его без присмотра.
  6. Любит кидать разные предметы и смотреть, как они падают.
  7. Умеет самостоятельно сидеть, с лёгкостью ползает, пытается ходить, держась за маму или кроватку.
  8. Уже в состоянии жевать, но только измельчённую пищу.
  9. Проявляет интерес к другим малышам.
  10. Пытается сделать первые шаги.
  11. Самостоятельно держит чашку и ложку.
  12. Умеет забираться и спускаться с кровати.
  13. Одной рукой одновременно может держать два предмета.
  14. Ему очень важно услышать похвалу от взрослых, особенно от мамы.
  15. Проявляет страх перед чужими и паникует, когда остаётся в незнакомом месте.
  16. Выполняет маленькие просьбы родителей.

Двигательная активность карапуза

В десять месяцев малыш уже обладает следующими навыками:

  1. Берёт маленькие предметы большим пальчиком и указательным, складывает пирамидки, нажимает маленькие кнопочки.
  2. Выбрасывает вещи из шкафов, кроватки.
  3. Самостоятельно сидит. Может присесть, как с положения стоя, так и лёжа.
  4. Уверено ползает . Не расстраивайтесь, если ваш малыш этого не делает. Сын моей подруги вообще не ползал, а в 11 месяцев сразу встал и пошёл.
  5. Может залезть и слезть с невысокой кровати.
  6. Может вставать или даже потихоньку шагать, держась при этом за мамину юбку или какой-то предмет мебели.
  7. Возможно, ваш малыш уже может перемещаться, держась за опору лишь одной ручкой, особенно если вторая занята игрушкой.

Развитие психологических навыков

  1. Малыш внимательно вас слушает и осознаёт, о чём вы говорите.
  2. Пытается повторять услышанные звуки.
  3. Может показывать на предметы, о которых говорят или которые хочет, чтоб ему подали.
  4. Смеётся, если слышит весёлую историю.
  5. Ребёнок во всём пытается быть похожим на родителей.

Мы покупали сыночку игрушечный телефон, посудку. Он был счастлив, что тоже может вести себя, как взрослый.

  1. Кроха уже регулярно машет вам на прощание.
  2. Радуется, когда его хвалят и обижается, когда ругают или не дают что-то делать.
  3. Разбрасывает игрушки и другие вещи по всей комнате.
  4. Интересуется своим телом и сравнивает себя с другими детками. Малыш может захотеть потрогать носик, ушко соседского ребёнка.
  5. Уже хорошо работает долговременная память. Малыш помнит, куда вы что-то положили и с лёгкостью найдёт это и через день.

Эмоциональные и социальные способности

В этом развитии у малыша тоже происходят перемены. Вот, что можно уже наблюдать:

  1. Ребёнок научился передавать свои чувства с помощью лепета, а не слёз и криков.
  2. Начал понимать слова запретов. И может назло маме делать плохие поступки, малыша даже веселит, что его ругают. Хотя некоторые детки всё же обижаются и расстраиваются.
  3. Произносит смешные звуки и сам же смеётся над ними.
  4. Расстраивается аж до слёз, если у него начнут забирать любимую игрушку или будут заставлять делать то, что он не хочет.
  5. Уже умеет проситься в туалетик (на горшок).
  6. Любит, когда ему дают право выбора.

Мой сынок, например, очень любил, когда я ему разрешала выбирать книжку, которую мы будем читать.

  1. Любит играть, как сам с собой, так и с другими малышами.

Правильно развиваемся

Давайте поможем нашим деткам в их развитии:

  1. Полезным будет поносить ребёнка на руках, не долго, не больше часа за день. Малыш должен чувствовать прикосновение вашего тела, вашу любовь, заботу.
  2. Не стоит сюсюкаться с ребёнком. Разговаривайте с ним по-взрослому, как с равным. Это поможет избежать в дальнейшем дефектов речи у крохи.
  3. Позаботьтесь о чувстве юмора карапуза.
  4. Создавайте для ребёнка большое пространство для перемещений, а главное безопасное.
  5. Указывайте на части тела вашего ребёнка и говорите, как они называются, а потом спрашивайте у крохи: «а где твой носик?»
  6. Не ругайте малыша за то, что он разбрасывает вещи. Найдите цель, куда можно будет всё скидывать. Покажите, как это делать своему карапузу.
  7. Развивайте творческие способности ребёнка. В этом возрасте уже можно потихоньку учить кроху рисовать или лепить из пластилина .
  8. Давайте ребёнку не больше трёх игрушек за раз, меняйте их каждый день.
  9. Обязательно читайте сказки и стишки, особенно перед сном.
  10. Делайте массаж ребёнку каждый день. Не стоит забывать и о гимнастике.

Особенности девочек и мальчиков

В десятимесячном возрасте уже можно найти различия в поведении и развитии детей разного пола.

Что должен уметь мальчик в 10 месяцев?

  1. Достаёт вещи со шкафов, полок и всё раскидывает.
  2. С лёгкостью взбирается на стулья, и даже на стол.
  3. Начинает говорить позже, чем девочки. Ему неинтересно копировать то, что говорят взрослые.
  4. Очень подвижный и любит пакостить.
  5. Нужно потратить много сил, чтоб сына заставить что-то сделать.
  6. Хочет всё делать сам, без помощи мамы.

Что должна уметь девочка в 10 месяцев?

  1. Имеет сильную привязанность к маме.
  2. Любит держаться за ручку. Ей больше нравится, чтоб кто-то с ней играл.
  3. Любит спокойные занятия: собирать кубики, пирамидки, листать книги.
  4. Девочкам нравится повторять то, что они слышат. Именно поэтому они раньше начинают разговаривать, чем мальчики.

Развитие ребенка в 10 месяцев зависит от многих факторов, но главную роль в его жизни играют родители. Они должны знать, как правильно за ним ухаживать.

10 месяцев – прекрасный возраст для малыша.

Он активно развивается, не устает изучать окружающий его мир, почти ежедневно обзаводится новыми знаниями и умениями.

Развитие ребенка 10 месяцев зависит от многих факторов, но главную роль в его жизни играют родители, а значит, они должны знать, как правильно ухаживать за своим сокровищем и как обучать его чему-то новому, не переутомляя ребенка при этом.

Воспитывать ребенка (особенно, если речь идет о первенце) невероятно сложно и без посторонней помощи обойтись практически невозможно.

Но как быть, если приходиться полагаться лишь на собственные силы?

Искать информацию, которая поможет вам правильно ухаживать за малышом и способствовать его развитию.

Физиологическое развитие ребенка в 10 месяцев

До 9 месяцев вы наблюдали, как ваш малыш стремительно набирал вес, вытягивался в росте, как увеличивались размеры его грудной клетки и головы.

Начиная с 10 месяцев, параметры ребенка меняются не так явно, хотя он и продолжает расти:

Да, ежемесячные изменения тела ребенка (рост и вес) стали не столь заметными, зато своим телом малыш начинает управлять гораздо лучше.

Его координация движений, ориентация в пространстве все больше напоминает взрослого.

Еще одна особенность физиологического развития ребенка в 10 месяцев – рост зубов.

Многие детки такого возраста могут похвастаться наличием уже 6 зубиков, что влияет на систему их питания.

Психологическое развитие ребенка 10 месяцев


У большинства детей именно в 10 месяцев впервые появляется осознанная связь между моторикой и мышлением.

Интеллект малыша будет развиваться гораздо лучше, если он будет совершать как можно больше скоординированных действий своими руками и телом.

Родители должны помогать ему в этом.

Проследите за тем, какой рукой ребенок совершает больше действий, так вы поймете левшой или правшой станет ваш малыш.

10 месяцев нелегкий период для родителей, потому что энергия малыша и его желание осваивать этот мир выплескивает через край и к концу дня мамы и папы могут просто валиться с ног от усталости.

Эмоциональное развитие ребенка в 10 месяцев тоже не замирает на месте.

Малыш прекрасно понимает настроение окружающих, анализируя интонацию, с которой они обращаются к нему.

На ваше недовольство или плохое настроение он может ответить плачем, тогда как на похвалу или шутку расплывется в улыбке.

Родители могут прививать дитятке новые эмоции, например, умение сочувствовать и жалеть.

Если ребенок случайно (или намеренно) стукнул вас по голове, то покажите, что вам больно, и попросите пожалеть вас, погладив по ушибленному месту.

Развитие ребенка в 10 месяцев: что умеет малыш?

Если физиологическое развитие десятимесячных малышей замедляется, то в освоении новых знаний, умений и навыков им просто нет равных.

Они постоянно учатся и получают новый опыт путем проб и ошибок.

Не препятствуйте им, просто постарайтесь, чтобы самообразование малыша было максимально безопасным.

О том, что развитие десятимесячного малыша происходит нормально, свидетельствуют такие его умения:

    Вот почему некоторые дети начинают улыбаться или призывно лепетать, заслышав голос мамы из другой комнаты.

  1. Понимают, что им говорят взрослые, их просьбы, укоры, некоторые шутки и прочее, поэтому будьте внимательны к тому, что говорите в присутствии ребенка.
  2. Предпочитает мелкие предметы крупным, потому что их малыш может с легкостью удержать в руках, бросить на пол, а затем снова поднять.
  3. С удовольствием играют некоторыми игрушками (машинками, мячиками, кубиками, пирамидками, лопатками в песочнице), правда, пока быстро отвлекаются на что-то другое.
  4. Интересуются другими детками (нужно приучать малыша общаться со сверстниками), но по-прежнему насторожено относятся к незнакомым взрослым.
  5. Активно ползают удобным для себя способом (на четвереньках, на животе).
  6. Самостоятельно стоят и сидят.
  7. Легко встают при помощи опоры, а то – и без нее.
  8. Некоторые дети уже в 10 месяцев, другие – только совершают первые шаги.
  9. Не просто неосознанно лепечут, а пытаются с вами разговаривать, петь песенки.

Питание, сон и забота – фундамент нормального развития ребенка 10 месяцев


Чтобы малыш рос крепеньким и здоровеньким, нужно бережно заботиться о нем, обеспечивать его хорошим питанием и полноценным сном, прислушиваться к его желаниям, обучать тому, что можно делать, а чего – нельзя, и беззаветно любить свое чадо.

Многие дети в 10 месяцев уже оставляют материнскую грудь, не противьтесь этому и переводите ребенка на взрослую пищу (в разумных пределах, конечно).

Давайте ему:

  • творог, кефир и другие молочные продукты;
  • каши;
  • картофельное пюре;
  • вареный желток яйца;
  • рыбу и мясо;
  • овощные и фруктовые соки и пюре;
  • фрукты (следите, чтобы не спровоцировать появление аллергии);
  • сухое печенье, хлеб.

У малыша достаточно зубиков, чтобы самостоятельно пережевывать пищу, поэтому, измельчая приготовленное блюдо, оставляйте небольшие кусочки, чтобы зубам ребенка была работа.

Поскольку большинство малышей к этому времени уже обзаводятся 4–6 зубами и привыкают к неприятным ощущениям, которые сопровождают их появление, то режим ночного сна десятимесячных детей постепенно налаживается.

Ребенок может спокойно спать 9–12 часов на протяжении всей ночи и позволять маме тоже хорошо отдохнуть.

Дневной сон десятимесячных крошек тоже меняется.

Многие дети переходят на систему разового дневного сна.

Если ваш ребенок спит лишь один раз на протяжении 1–2 часов в течение дня, то постарайтесь уложить его вечером пораньше.

Если же днем малыш засыпает дважды, то постарайтесь, чтобы промежуток между его послеобеденным пробуждением и вечерним укладыванием составлял не менее 4 часов, иначе вам будет довольно трудно приспать дитя.

О чем еще стоит знать родителям о развитии десятимесячного ребенка?

Об этом в видеоролике:

Развитие ребенка в 10 месяцев: игры и обучение

Малыш охотно учиться чему-то новому, поэтому не следует упускать шанса, научить его:

  • брать на прогулку любимые игрушки;
  • накрывать на стол;
  • убирать в коробку упавшую игрушку;
  • выбирать одежду, в которой он хочет идти гулять и прочему.

Не забывайте хвалить ребенка, чтобы он делал все еще охотнее.

Как же играть с малышом?

    Строить из кубиков пирамидки, домики и другие сооружения.

    Не сердитесь, если ребенок разрушает еще недостроенный объект, просто в силу возраста ломать ему нравится гораздо больше, чем строить.

  1. Учить играть на музыкальных инструментах: барабане, ксилофоне, бубне.
  2. Читать вместе книжки и разглядывать картинки.
  3. Собирать пирамидки из колец разного размера.
  4. Катать по полу машинки или тянуть их за веревочку.
  5. Копать в песке ямки или лепить куличики из мокрого песка.
  6. Мять пластилин и делать из него простейшие фигурки.
  7. Устраивать ролевые игры с любимой игрушкой: кормить ее, одевать, укладывать спать и т.д.

А у вас есть детки? Расскажите, что вы знаете о развитии ребенка в 10 месяцев .

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Что умеет ребенок в 10 месяцев?

Самое главное для 10 месячного ребенка – делать все, «как большой». Ребенок уже достаточно овладел и движениями рук, кистей и пальцев, и мимикой, чтобы повторять все за взрослыми. Будьте внимательны – ваш случайный жест может настолько понравиться вашему чаду, что потом вы будите отучать его месяцами. Подражая маме, папе или старшему братику, малыш будет бить по барабану, нажимать на кнопочки, качать мишку, совать ложку кукле, тереть ручки под водой…

Однако, хоть это может показаться вам странным, кроха еще не способен к переносу этих действий на другие предметы. Т.е. качая мишку, он не будет качать собачку до тех пор, пока вы не покажите, что это можно делать. Следовательно, «репертуар» малышовых игр напрямую зависит от вашего воображения, желания научить и показать. Нагружайте кубики в самосвал и коробку на веревочке, кормите зверят, имеющихся в вашем доме, укладывайте их спать, водите на прогулку…

Малыша начинают занимать связи между предметами. Если вы дадите ему поговорить по телефону с бабушкой, он потом будет внимательно рассматривать трубку, словно пытаясь заглянуть внутрь и обнаружить, где же там бабушка спряталась.

Аналогичный интерес провоцирует ребенка «ломать» игрушки. На самом деле малыш не ломает их специально, ему интересно узнать, как они действуют и из чего состоят. К тому же частенько он просто не может рассчитать силу, прикладываемую к хрупкой вещице.

Появляется новое умение – с помощью одного предмета ребенок может достать другой: лопаткой подвинуть к себе кубик, ложкой приблизить сухарик. Конечно, с такой возможностью карапуза сначала надо познакомить, хотя некоторые дети «доходят» до этого сами, путем неожиданного и удачного эксперимента.

Малыш с восторгом хватает мельчайшие крошки, найденные на полу или где-нибудь еще. На самом деле будет гораздо лучше, если свой интерес к мелочам кроха удовлетворит, играя с безобидной крупой под вашим надзором.

Если вы занимаетесь с ребенком лепкой и рисованием, он уже уверенно водит по бумаге мелками, фломастерами или красками, а при работе с тестом учится отрывать от большого куска маленькие и может прилеплять их на дощечку, придавливая пальчиком.

Спуски и подъемы

Из двигательных навыков малыш продолжает тренировать свое умение ползать . Теперь он передвигается по квартире как маленький метеор. Многие дети отрывают коленки от пола и бегают на четырех лапках, как обезьянки. Ребенок 10 месяцев уже может подолгу сидеть прямо, не наклоняясь в стороны, уверенно стоит, переступает вдоль опоры.

Пришло время осваивать подъем и спуск. Очень удобно делать это на не высоком диване или, если у вас свой дом, небольшой лесенке с двумя-тремя ступеньками – больше ребенку пока не под силу. Научите кроху залезать на диван, подтягиваясь на ручках и отталкиваясь ножками от пола. А спускаться надо попкой вперед – так малыш никогда не разобьет носик!

К 10 месяцам у малышей обычно формируется и выделяется «любимы» вид деятельности. Одни с наслаждением рисуют, другие переступают и ритмично приседают под музыку, третьи могут целый час ставить кубик на кубик, четвертых не оторвешь от наблюдения в окно за машинами, пятые замирают с книжкой в руках, шестым не надо ничего, кроме пары стаканчиков и тазика с водой, седьмым требуется постоянное общество других детей… Обратите пристальное внимание на постоянные интересы вашего ребенка и постарайтесь удовлетворять их ежедневно.

На 10 месяце жизни, после постоянного цепляния за маму, наконец, наступает время, когда малыш обращает свое внимание на других людей. Именно поэтому данный возраст хорош как для отлучения от груди (если вы не намерены кормить до двух лет), так и для начала посещения развивающих групп или клубов «мама+малыш».

С того момента, как ребенок встал, ходите гулять – хотя бы минут на 15-20 в день на детскую площадку, где ваше чадо сможет бродить вокруг песочницы, качаться на качелях, а главное, видеть, как играют другие дети и принимать в этом посильное участие.

Играют маленькие ручки

Игры на мелкую моторику , которые может освоить малыш в 10-12 месяцев:

  • перебирание, пересыпание из одной емкости в другую бусин, пуговиц, крупы, орехов;
  • выкладывание спичек, зубочисток, фасоли, орехов, ватных палочек, фигурных макаронных изделий, камешков;
  • откручивание крышек – больших (от пластиковых бутылок) и маленьких (от тюбиков из-под крема);
  • рисование пальцами по муке, песку, мелкой крупе;
  • пальчиковые игры со стишками (типа «Сороки-воровки»);
  • игры со шнурками, узелками, ленточками;
  • использование ложек разного размера для еды;
  • копание или пересыпание песка или снега совком, грабельками, лопаткой, палочкой. формочками.

Постарайтесь, чтобы ребенок делал все обеими руками. а не только правой. Ведь в этом возрасте гораздо активнее развивается правое полушарие мозга, за которое «отвечает» левая рука. А действие двумя руками одновременно (особенно, когда они выполняют разные движения) ведет к развитию межполушарных связей.

Играем с друзьями!

Играть в хоровод очень просто. Сначала мама поет песенку и исполняет танец сама или вместе с куклой, а малыш сидит и смотрит. Если крохе понравилось, предложите ему поменяться с куклой местами: «Давай мы потанцуем, а Ляля посмотрит». Возьмите малыша за руку или на руки и медленно начинайте танец, выполняя все движения его ручками, ножками, головкой.

Хорошо, если все это будет происходить перед большим зеркалом, в котором ребенок сможет видеть ваше и свое отражение – так он быстрее поймет, что от него требуется. Разумеется, на первых порах малыш сможет выполнять лишь самые простые движения: похлопать в ладоши, быть может, топнуть ножкой. Освоив движения вместе с мамой, ваш ребенок будет прекрасно танцевать и с другими детьми.

Пошел король
  • Пошел король по лесу,
  • По лесу, по лесу
  • Искать себе принцессу,
  • Принцессу, принцессу (ходим мо кругу друг за другом).
  • Давай с тобой попрыгаем,
  • И ножками подрыгаем,
  • И ручками похлопаем,
  • И ножками потопаем,
  • Головкой покиваем -
  • И снова начинаем (И больше не играем – для окончания игры).

Хоровод-зарядка поможет малышу научиться выполнять простейшие движения, разовьет координацию всего тела и крохотных пальчиков. Для совершенствования моторики рук не нужно большого количества народа – достаточно вас и крохи.

Мельница
  • Мельница, мельница мелет муку (выполняем круговые движения руками).
  • Ветер, ветер дует сильней – у-у-у-у (дуем, как ветер).
  • Еще быстрее мельница мелет муку (ускоряем движения).
  • Намололи мы муки
  • Вот таку-у-ущие мешки – (показываем объем, подняв руки над головой).
  • Будем делать пироги.
  • Из муки, из муки напечем мы пироги, (ладошками делаем пирожки).
  • Тушки-тушки, сделаем ватрушки, (пальчиком рисуем круг по другой ладошке).
  • Ладушки, ладушки, испечем оладушки (производим хлопки).

Читайте в этой статье:

Количество достижений и умений ребенка в этом возрасте увеличивается, а вот прибавка в росте и весе слегка замедляется. Малыш как никогда открыт для новых знакомств.

Физическое развитие ребенка в 10 месяцев

Физическое развитие все более прогрессирует. Так как день 10-месячного ребенка становится активнее, то вес он набирает не так стремительно, как раньше. Нормой считается прибавка в весе 400-500 г за месяц. Нормальная прибавка роста за месяц — 1,5-2 см, окружность головы у мальчиков и девочек — около 46,5 см.

Большинство деток уже хорошо ползают и активно пытаются овладеть ходьбой. В это время главное — развивать равновесие и ориентирование в пространстве. Есть детки, которые к этому времени не могут самостоятельно подтянуться и стать на ножки. Пришло время побуждать и всячески способствовать этому. Это возможно сделать, положив на невысокий диван или стульчик любую игрушку или новый, заинтересовавший малыша предмет и помогая ребенка подняться. Доставая предметы, он тренирует пространственную ориентацию. Кроха к этому периоду хорошо владеет движениями плеча, предплечья рук, запястья и пальцев, без затруднений берет пальчиками маленькие предметы и рассматривает их.

Но стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален. Физическое развитие ребенка происходит у каждого по-разному. Кто-то не ползает, а сразу начинает ходить. У кого-то рост соответствует норме, у кого-то — нет. А кто-то все делает поочередно: ползает, затем учится ходить возле опоры и без нее.

В 10 месяцев ребенок может самостоятельно встать на ножки в кроватке, а с положения стоя — сесть. Уже пришло время обустроить новое игральное место, так как раньше для игры достаточно было манежа или маленького коврика. Лучшего всего подойдет невысокий диван. Ведь любой ребенок легко осваивает диван: то слезает, то залазит на него — такой домашний аттракцион позволяет ему развиваться. Задача родителей — обеспечить страховку малыша во избежание неприятных падений, положив, например, мягкий плед или много плюшевых игрушек.

К десяти месяцам сформируется любимый вид деятельности. Кто-то с радостью движется, услышав музыку, кто-то выстраивает башенки из фигур, а кто-то рассматривает картинки в книжках и журналах.

Психическое развитие ребенка в 10 месяцев

В этом месяце малыш удивит неожиданными и долгожданными действиями. Прикусит кончик язычка, попытается повторить кривляние папы. Большее количество времени он посвятит разгребанию содержания нижних шкафчиков, полочек, до которых сможет дотянуться. Будет настойчиво прикасаться к ноутбуку, планшету, телефону и другим запрещенным достижениям современной науки. Так как обычно в это время ребенок не ходит самостоятельно, то ему важно больше двигаться, укрепляя мышцы, готовить тело к прямохождению. Хотя уже на десятом месяце ребенок стоит, держась за опору, и даже немного топает, лучше пока ему еще ползать.

В 10 месяцев малыш не боится идти на руки к чужим. В этот период просыпается интерес к сверстникам, но играть они вместе пока не будут. Ребенок уже может знать названия некоторых предметов и имена людей, повторять за взрослыми звуки и слоги. К этому времени карапуз уже уверенно держит по две игрушки в руках.

С этого времени начинает формироваться личность маленького человека, действия родителей оказывают на это большое влияние. Ребенок все повторяет за взрослыми. Подражая, он учится кормить плюшевого зайчика морковкой. Кроха помнит слово «нельзя» и «нет», более того, порой может проговаривать и показывать эти слова. Память малыша становится объемнее. Он может воспроизвести действие, которое видел около недели назад, помнит, где находятся его игрушки.

Ребенок имитирует звуки, что произносят взрослые, меняет интонацию и громкость своего голоса. Балуется с языком и слюной, производя смешной шум, и хохочет над своими проказами. На своем языке он может называть какие-либо вещи или действия, они часто непонятны. Родители должны продолжать разговаривать с ребенком как с взрослым, ему полезно читать сказки.

С этого маленького юбилея очень стремительно повышается «шкодливость». И не стоит это относить к чертам характера, это простая любопытность и познание еще неизведанного мира для крохи. И не стоит огорчаться, если вы обнаружите в кастрюле кубики, а в унитазе — часть от пирамидки. Ведь недовольство родителей либо очень расстраивает малыша, либо раззадоривает. Наказывать тоже не надо, можно добиться того, что он начнет хитрить и делать дальше по-своему, но у мамы и папы за спиной. Главное в таком случае — переключить внимание и предоставить ребенку безопасные и не менее интересные участки квартиры для «исследования».

Игры для малыша

Игры 10-месячного чада приобретают сосредоточенность. Он крепко удерживает игрушку, выполняет различные задания: берет и дает кубик, открывает и закрывает коробочки, сидя на полу, катает и бросает мяч. Поэтому следует выбирать игры, которые соответствуют указанным умениям. Разбирать и собирать — самое увлекательное для малыша сейчас занятие. Это может быть разгрузка и загрузка паровозика, заполнение емкости геометрическим формами и т.п. Современный рынок подобных игр захватывает широтой выбора.

Одной из самых полезных игрушек на данном этапе является пирамидка. С маминой помощью ребенок собирает ее и, радуясь полученному результату, ждет поощрения. Поставьте на пол емкость и предложите покидать в нее разные предметы, особенно те, которые издают какой-то звук при попадании. Давайте бросать маленькие игрушки разными руками, а большие — двумя, меняйте расстояние коробки, ставьте то ближе, то дальше. Таким образом развивается умение малыша манипулировать предметами.

Пришла пора предложить пальчиковые краски. Восторг будет неописуемый! При выборе крохой цвета называйте его. Так он быстро выучит основные цвета, будет разбираться в них и произносить их названия.

С 10 месяцев ребенок впитывает информацию как губка. Уместны и очень желательны игры с познаванием. Посадите ребенка в комфортное для него положение, на диван, стульчик для кормления или на руки. Если он расположен к общению, ознакомьте его с животными. Наверняка есть в доме игрушки и картинки в виде зверюшек, фруктов. Нужно расположить их перед ребенком и показывать поочередно, произнося тот звук, который соответствует тому или иному животному. Пусть малыш его повторит.

Никакие игры, современные, красочные и суперразвивающие, не заменят игр на улице. Ведь они оказывают благотворное влияние на развитие малыша и очень полезны для его здоровья.

Не теряют актуальности потешки и несложные стихи, сопутствующие пробуждению, одеванию. Давайте ребенку рассматривать книжки. Сейчас подходят книжечки с толстыми картонными страницами, на которых изображены фрукты, овощи, животные. Это очень интересно деткам. Переворачивая страницы, он развивает моторику, рассматривая картинки, познает мир.

Уход за 10-месячным ребенком

У 10-месячного ребенка появились изменения в уходе. Но неизменным остается гигиена. Выполнять утренние процедуры: умывать личико, чистить нос и уши — нужно в игривой форме.

Ночной сон длится 10-12 часов. Дневной сон может быть от 2 до 3 часов, иногда в два захода, хотя часто бывает, что ребенок спит один раз. Необходимо следить за тем, чтобы малыш во время обеденного периода отдыхал в спокойной обстановке, чтобы не перевозбуждался и не становился из-за этого капризным.

Полезно больше времени проводить на свежем воздухе, одевая малыша по погоде, чтобы ему не было слишком жарко, но и переохлаждения допускать нельзя.

Детки уже в этом возрасте сидят и без страха могут осуществлять движения, быстро усваивают информацию. Все способствует приучению к горшку.

Подавайте собственный пример. Убирая игрушки, попросите ребенка помочь вам, складывая какие-то вещи, выбирая книгу — тоже просите помочь. Он будет выполнять поручения, принимая их за игру, и активно принимать участие в тех, которые больше нравятся. Таким образом, приучая ребенка к совместному выполнению дел, учим его к соблюдению режима дня и осуществлению подготовки к обеду и прогулке, например.

Питание и развитие ребенка по Комаровскому

Ребенок в 10 месяцев с удовольствием грызет твердые овощи и фрукты, печенье, сухари. В детское питание в это время вводятся нежирные сорта рыбы.

В 10 месяцев ребенок пытается самостоятельно есть, неумело водит ложкой в тарелке, но уже может пить сам из чашки. От бутылочки стоит отказаться, так как она негативно сказывается на зубках. В этом возрасте ребенок продолжает пятиразово питаться. Первое и последнее кормление — важная составляющая в питании. Продолжаем давать грудное молоко или смесь, если кроха на искусственном вскармливании. Есть детки, которые еще могут просыпаться ночью, чтобы перекусить. Доктор Комаровский считает, что дети до года должны иметь в рационе смесь, если грудное вскармливание невозможно.

Комаровский советует, что рацион 10- месячного ребенка должен содержать кефир (100 г), творожок (не более 50 г), печеное яблоко (50 г), овощное пюре и молочную кашу (120 г), сок (20-30 мл), целый желток, мясное пюре (40-50 г), рыбное пюре (5-20 г), печенье (10 г), растительное масло (3 г). Творожок при этом должен быть собственного приготовления из коровьего молока, овощное пюре — содержать картошку, морковь, свеклу, а молочная каша предпочтительнее гречневая и рисовая.

Помните, что если мама еще кормит ребенка грудью, то те продукты, которые родители кушают, отображаются на здоровье малыша и его развитии. Поэтому не следует употреблять строго запрещенные продукты. Возьмите во внимание, что не все нововведенные продукты на 10-м месяце могут сразу и хорошо усвоиться организмом ребенка.

Комаровский отмечает особою важность чистоты, особенно при приготовлении ребенку еды. Руки должны быть хорошо вымыты и в идеале лучше их вытереть одноразовым бумажным полотенцем. Хорошо промывайте проточной водой овощи, соблюдайте чистоту посуды, разделочной доски и рабочей поверхности. Готовить все еще нужно на один прием пищи и помнить, что приготовленный продукт может стоять не более двух часов.

Десять месяцев — это интересный период в развитии ребенка. Важными моментами, за которыми нужно тщательно следить, являются вес, рост и питание малыша. Если нет сильных отклонений от нормы, то рост и вес ребенка может измениться и в следующие месяцы жизни новорожденного.

10 месяц жизни ребенка - это интересный период как в жизни малыша, так и в жизни его родителей, наполненный неповторимой романтикой познания окружающего мира.

В этом возрасте в развитии ребенка по всем ведущим линиям – сенсорной, социальной, речевой, моторной – наблюдаются качественные изменения. По-прежнему ведущей остается предметная деятельность (ознакомительная игра), в которой намечается новое:

ребенок начинает интересоваться не только самим предметом, но, в большей мере, тем, что с ним можно делать;
в действиях младенца появляется тенденция к созиданию.

В возрасте 10 месяцев внимание ребенка привлекает игра взрослого с кубиками, пирамидками, шариками, кольцами. И чем чаще крохе показывают различные вариации с давно знакомыми ребенку предметами, тем больше он получает сенсорной информации об их свойствах: шарик катится, а кубик стоит, конус можно поставить на основание, но нельзя удержать на вершине и т.д.

Если раньше, находясь на руках родителя, малыш смотрел на его лицо, то теперь, обретя некоторую автономность, сидя на ковре или стоя у опоры, ребенок наблюдает , прежде всего, за руками взрослого: как тот действует с теми или иными игрушками.

Постепенно ребенок отходит от беспорядочного манипулирования. Все чаще и чаще вы видите такую картину: вот он поставил кубик на кубик, шарики прикатил к дырочке, колечко положил рядом с другим и т.п.

Строим пирамидки

Если раньше малыш только разрушал то, что складывала для него мама, то на 10-м месяце кроха улавливает созидательный смысл ее действий и начинает повторять их так, чтобы и у него что-то получилось. Такая созидательная направленность, начавшаяся в конце 9-го и на 10-м месяце жизни, будет становиться все более выраженной.

Это необходимо для развития мышления и речи , ведь перед ребенком появляется продукт его усилий, который имеет название – башенка, пирамидка, лесенка, дорожка и т.п.

Игра с предметами

Другой важный аспект – понимание речи. Ребенок начинает понимать фразу из двух слов: название предмета и действия с ним. Например: «Дай ручку!», «Помаши ручкой. Пока!», «Покажи, где собачка?», «Пей молочко», «Ешь кашку», «Собери шарики» и т.п.

Для овладения пониманием речи ребенку необходимо образование связи между предметом и словом, обозначающим его. Вот почему предметная деятельность приобретает особое значение для речевого развития ребенка , являясь по содержанию ориентировочно-исследовательской, а по форме – ознакомительной игрой. В процессе этой игры ребенок усваивает названия предметов и действий с ними.

При игре с игрушками также появляются новации – показы сюжетов развернутых действий: куколка нарядилась и спела песенку; петушок походил, поклевал зернышки, прокукарекал; собачка танцевала на задних лапках, потом легла и т.п. Все эти показы эмоциональны и сопровождаются краткими речевыми пассажами: «Ляля топ-топ! Ля-ля-ля!», «Собачка ав-ав!» и др.

Вы замечаете, что ребенок с интересом наблюдает за действиями домашних: бабушка шьет, дедушка стучит молотком, сестренка поет – все что-то делают. Их действия взрослый обозначает словом, и малыш внимательно вглядывается в происходящее. У 10-месячного ребенка интенсивно формируется понимание, но и в развитии активной речи происходят значительные позитивные изменения.


К 10–11 месяцам жизни у ребенка наблюдается более сформированная способность к речевому подражанию. Теперь кроха вслед за взрослым сходу повторяет фонемы родного языка, звукоподражания и даже наиболее легкие лепетные слова-обозначения, например, «ав-ав» (собачка), «га-га» (уточка), «ку-ка» (петушок) и т.п.

Однако далеко не все звуки речи одинаково хорошо удаются крохе. И вы замечаете, что во время переклички малыш легко произносит те звуки, которые еще раньше появились в лепете: «м», «б», «в», «п» (губно-губные). Их звучание связано со смыканием и размыканием губ на выдохе, что на первых порах возникает спонтанно.

Ребенок издает звуки , близкие к правильно артикулируемым – по-другому он пока не может. Но важно, что в этот момент включается физиологический фактор: малыш слышит себя, подражает сам себе. В процессе этих повторений происходит коррекция произношения. Следовательно, отрабатываются алгоритмы тех фонем, которые ребенок слышит и неоднократно повторяет. Их артикуляция удается малышу быстрее.

Как правило, к 9 месяцам ребенок уже правильно произносит губно-губные «м», «п», «б», «в», а к 10–11 месяцам – губно-зубные «т», «д»; сонорные «н», «л». И вы слышите примерно такие речевые рулады: «ба-ба-ба», «а-ля-ля», «нэ-нэ», «дя-дя-дя», «та-та», «та-ка», «ав-ава» и т.п.

Но еще не скоро появятся в детской речи звуки «р», «ш», «ч», «з», «ц», «щ», потому что они требуют более сложного произношения. Как отмечают специалисты, для большинства трудных фонем должна образоваться своя система обратных связей на более высоком уровне развития речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Становится понятным, почему 1 год жизни ребенка называют подготовительным этапом речевого развития: нужно время, чтобы даже легкие речевые звуки (фонемы) малыш начал артикулировать. Ведь фонемы – единицы речи, из которых формируются слова!

Общее развитие ребенка

Задачи общего развития малыша, которые стоят перед родителями, направлены на правильную организацию его жизни:

  • обеспечьте ребенку достаточную двигательную активность: возможность перемещаться в пространстве (ползание) и вставать на ножки у опоры (у кресла, у дивана и др.), двигаться приставным шагом вдоль опоры;
  • обогащайте предметные игры малыша введением разнообразных действий с одним и тем же пособием («шароброс», пирамидка, матрешка, кубики и т.п.);
  • развивайте у вашего чада устойчивость и целенаправленность действий с предметами;
  • уделяйте особое внимание созидательным действиям ребенка, в результате которых появляется «продукт» – башенка, каталка из колечек, деревянная матрешка и др.;
  • обогащайте игровое общение малыша не только с мамой, но и с близкими, разыгрывая ситуации с использованием предметов домашнего обихода, игрушками и др.;
  • продолжайте совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
  • поддерживайте в малютке интерес к другим детям, учите ребенка играть рядом с другими малышами.

Развитие речи ребенка

Задачи развития речи ребенка следует выделить особо:

  • наполняйте жизнь ребенка яркими впечатлениями при знакомстве с окружающим миром – природой и социумом (теплое солнышко, зеленая травка, воркующие голуби, поливальная машина, праздничные флаги, клумба осенних цветов и т.п.);
  • называйте все предметы, явления, события, попадающие в поле зрения малыша;
  • говорите эмоционально, но не многословно, не торопясь; стройте предложения из двух слов – подлежащее, сказуемое (предмет и действие с ним). Употребляйте простые обороты речи, понятные ребенку;
  • продолжайте развивать речевые навыки в процессе расширяющихся социальных контактов малыша со взрослыми и детьми;
  • расширяйте понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого (его пассивный словарь);
  • в процессе развития действий с предметами и на специальных речевых занятиях формируйте активный словарь малыша (т.е. самостоятельное употребление им слов);
  • побуждайте ребенка подражать взрослому, повторять за ним новые слоги, которых нет в лепете малыша;
  • поощряйте кроху к произношению первых лепетных слов: «ма-ма», «ба-ба», «пa-пa» и т.п.

Малышу интересны не только электронные игрушки с меняющимися модулями света, цвета, звука, но и самые простые хозяйственные предметы: бидончик, в который малыш набирает шарики; дуршлаг, в котором много дырочек и др. Эти предметы отличаются от игрушек, но не менее интересны для малютки, потому что действия с ними доступны и зрительно (визуально) просты.


Развивающая игра «Кто что делает?»

Задачи игры

  1. Продолжать обогащать социальный опыт ребенка, организуя познавательные и речевые контакты со взрослыми из его ближайшего окружения (отец, бабушка, сестра и др.), повышать интерес к ним.
  2. По договоренности с домашними разыграть ситуации действий с предметами домашнего обихода.
  3. Практиковать понимание фраз из 2 слов: название предмета и действия с ним («Что делаешь?» – «Варю кашку», «Чиню машинку» и др.).

Материал для игры

Предметы домашнего обихода (ситечко, корзиночка, деревянные ложки, расписанные под хохлому, дуршлаг, бидончик и др.), пирамидка, предметные картинки (3–4 шт.): кукла, машинка, мишка, зайчик, петушок и др.

Мама вместе с ребенком идет к бабушке на кухню. Бабушка ласково встречает малыша, называет по имени. Мама, держа ребенка на руках, глядя на бабушку, медленно и выразительно спрашивает: «Что ты делаешь?» Бабушка отвечает: «Я варю кашку. Кашку для Сашеньки (имя ребенка)».

Бабушка показывает бидончик, дуршлаг, корзиночку. Дарит ребенку корзиночку, в которую он будет собирать шарики. Мама предлагает малышу помахать бабушке ручкой: «До свидания! Пока! (разученное действие) Мы идем к дедушке!»

Дедушка ласково встречает ребенка. Ему задается тот же вопрос: «Что ты делаешь, дедушка?» Дедушка отвечает, что собирает пирамидку для Сашеньки. Мама опускает малыша на ножки около стула, на котором разложены колечки. Мама и ребенок наблюдают за действиями дедушки. Малыш расстается с дедушкой, мама предлагает помахать ручкой: «До свидания! Пока!» (разученное действие) и, взяв каталку, они идут посмотреть, что делает сестренка (тетя, брат). Вся сцeнкa повторяется. Сестра рассматривает картинки и показывает их малышу, называет изображения. В конце игры-занятия мама и малыш играют на ковре. Собирают шарики в корзиночку, возят каталочку, подбирают игрушки к картинкам (кукла, мишка, петушок). Мама озвучивает действия ребенка: «Сашенька складывает шарики», «Сашенька катает каталочку», «Сашенька смотрит на картинки» и т.д.

Речевое общение с домашними следует повторять с разными аксессуарами, находя новые игровые поводы.

Развивающая игра «Собачка»

Задачи игры

  1. Использовать прогулку с малышом для ознакомления с животными, живущими рядом с человеком, в частности, с собакой. Обратить внимание ребенка на внешние признаки, повадки, голосовые реакции. Ввести звукоподражание («ав-ав»).
  2. Продемонстрировать эмоционально-доброе отношение к животному, но не допускать приближения ребенка к нему (наблюдение проводить с расстояния 3–4 м, младенец находится на руках взрослого).

Взрослый обращает внимание ребенка на собачку: «Соба-а-ачка! Ав-ав!» и, держа ребенка на руках, следует за животным, обходит вокруг, давая возможность обозревать собачку с разных сторон: «Вот какая соба-а-ачка, ав-ав!» Далее мама описывает животное: «У собачки хвост, лапы, ушки. Как собачка лает?» – Отвечает: «Ав-ав! Ав-ав!» Обращается к ребенку: «Скажи: ав-ав! ав-ав!»

В заключение читает стихотворение Н. Комиссаровой «Собачка»:

К нам пришла собачка,
Добрая собачка,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
Ав-ав! Ав-ав!

Пальчиковая игра «Но-но! Нельзя»

Задачи игры

  1. Разучить с ребенком условное «запрещающее» движение пальцем руки (погрозить), соединив его с пониманием фразы: «Но-но! Нельзя!»
  2. Ввести это запрещающее движение в игровой показ с сюжетными игрушками. Использовать фольклор для маленьких.

Материал для игры

Сюжетные игрушки среднего размера (30–40 см): собачка, зайка, киска, поросенок Хрюша.

Мама удобно устраивает малыша на стульчике за детским столиком. Садится напротив ребенка. Под столиком располагает игрушки. Вначале мама старается привлечь внимание ребенка: называет по имени, ласково гладит его ручки, улыбается.

Затем читает:

К нам пришла Жучка,
Хвостик закорючкой,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
(Л. Н. Павлова)

С этими словами взрослый выводит на столик собачку. Собачка крутится, бегает по поверхности столика и начинает лаять на взрослого, потом на ребенка (звукоподражание «ав-ав!» выполняет взрослый).

Мама строго говорит: «Но-но!» (грозит указательным пальцем собачке). «Не лай! Нельзя!» Затем подходит к ребенку и выполняет это действие его пальчиком (пассивное движение).

Несколько раз повторяет фразу: «Но-но! Нельзя!», сопровождая ее запрещающим жестом ручкой малыша.
Затем то же игровое действие выполняет с киской, запрещая собачке лаять на кошечку. При этом взрослый ручкой ребенка повторяет запрещение со словами: «Но-но! Нельзя!»:

Ты, собачка, не лай!
Нашу киску не пугай!
(по мотивам русского фольклора)

Затем приходит зайка. Сценка повторяется. Мама старается перевести в активное движение уже понятый ребенком запрещающий жест с междометием «Ho-но!» Взрослый дополняет «Нельзя!»

Ты собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Нельзя! Не лай!
Зайку, зайку не пугай!

Ты, собачка, не лай!
Хрюшу (Тепу, Мышку, Лиску и др.) не пугай!

В конце игры-занятия все зверушки собираются перед ребенком, мама пересаживает их в тележку и вывозит на ковер.

Развивающая игра «Кукла танцует»

Задачи игры

  1. Продолжать практику речевой переклички на основе разученных слогов «ла», «ля». Связать лепетное слово «ляля» с демонстрацией куклы: ляля (кукла) танцует («ля-ля-ля!»).
  2. В ходе занятия постараться, чтобы малыш понял смысл фразы «кукла танцует» («Ляля ля-ля-ля!»).

Мама сажает ребенка напротив себя так, чтобы он хорошо видел ее артикуляцию. Затем произносит: «Ля-ля-ля». Замолкает. Дает возможность ребенку откликнуться, повторяет звукосочетание еще раз. Если малыш откликнулся, мама подхватывает: «Ля-ля-ля!» Если ребенок молчит, она повторяет еще и еще этот речевой пассаж. Как правило, малыш откликается, вступает в перекличку, повторяя за мамой: «Ля-ля-ля!» Она показывает куколку, которая начинает танцевать: «Ляля (кукла) ля-ля-ля!» (танцует). Эту сценку мама эмоционально обыгрывает, несколько раз повторяет, что «Ляля танцует».

Развивающая игра «Озорные колечки»

Задачи игры

Развивать мелкую моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действиях с предметами: простейшее соотношение части с целым. Понимать фразу из двух слов: «Сними колечко!», «Дай колечко!»

Материал для игры

Кольца одного размера и цвета (4–5 шт.), нанизанные до конца стержня.

Взрослый располагает перед ребенком стержень горизонтально, держа за один кончик. Наклоняет стержень к ребенку.

Малыш сидит за столом или на ковре. Ему предлагается снять колечко. Первое снимает взрослый, показывая, как выполнить это действие, и объясняет: «Колечко! Сняли колечко!» Затем ребенок начинает снимать одно колечко за другим, а взрослый облегчает ему эту задачу, наклоняя стержень к его рукам.

Когда малыш снимет все колечки, мама эмоционально говорит: «Нет колечек!» (разводит руки). Ребенок может повторить этот жест и даже произнести: «Не-е-ту!»