Как воспитать гения с пеленок. Воспитание с пеленок. Как вырастить человека с характером. «подводные камни» ранних успехов

Система доктора Глена Домана творит чудеса. Дети могут с самого раннего возраста могут выполнять невероятные гимнастические упражнения, с двух лет умеют читать и общаться на нескольких иностранных языках. И это еще не все! В чем же секрет этой методике, которая воспитывает гениев?

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

В конце 40-х годов молодой военный врач Глен Доман начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Он разработал особые методики, которые сразу же начали давать отличные результаты. Дети, которым давался «приговор» быстро развивались и даже во многом обгоняли своих здоровых сверстников. Вскоре выяснилось, что в основе всех методик Домана лежит легкое открытие: на поврежденные участки мозга можно воздействовать через здоровые.

Глен Доман возглавил Институт достижения человеческого потенциала в Филадельфии. Сегодня его методику используют родители всего мира.

Все дети гениальны с рождения, но их дальнейший успех зависит от возможности развиваться

ФУНКЦИИ МОЗГА

Глен Доман выделяет шесть функций головного мозга, благодаря которым человек и отличается от всех других живых созданий. Это моторные (ходьба, бег, прыжки), речь, письмо, зрение, слух, ощущения.

Осуществление этих шести функций служит жизненным тестом на недоразвитость, нормальность, одаренность. Все эти функции от рождения ребенка и до шести лет проходит семь стадий развития мозга. На этой основе и построена вся методика обучения Домана.

При этом, основной функцией считается двигательная функция (ходьба, бег, прыжки).

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ

Обильная подвижность дает ребенку возможность быстрее повышать свой умственный потенциал. Поэтому начинать развитие нужно с самого рождения малыша.

Первая ошибка. Большинство младенцев обычно кладут на спину, а в этом положении они беспомощны и не имеют возможности нормально двигаться. Доман предлагает перевернуть новорожденного на живот.

Вторая ошибка. Родители часто кутают малышей в теплые одежды, которые очень мешают им в движении. Учитывайте, факт, что после рождения ребенку не подходит прохладная взрослая атмосфера 20 °С, но чтобы ему было тепло, нужно утеплить саму комнату, а не надеть на него кучу одежды.

СУТЬ МЕТОДИКИ


Доман предлагает использовать с первого дня рождения специальные треки для . Они напоминают длинные ящики, стенки которых касаются предплечий и бедер лежащего на животе малыша. Когда кроха отталкивается ножками, то сможет проползти достаточно большие расстояния. А любое ползание очень важно в развитии зрения, речи и интеллекта малыша. Поэтому даже старшим детям рекомендуется ползать вместе с малышами.

Кроме ползания, важно развивать у новорожденных . Для этого можно просто подносить 10 раз в день по 1 минуте свои пальцы к его ручкам.

В итоге, перемещение на животе через 2,5 месяца перерастет в осознанное ползание, в 3-4 месяца в ползание на четвереньках, а потом в ходьбу, бег, спринтерский бег и бег на длинные дистанции. Тренируясь по программе Домана, уже в шесть лет ребенок сможет пробегать 20 метров вниз, с холма, потом 100 метров и несколько километров без остановки.

В изучении методики Глена Домана, также важно брать то, что подходит именно вашему малышу, не ставя себе рамки только этой программой. Так, например, продолжайте слушать с ребенком песенки, читать стихи, играть в ролевые игры и игрушки, а также заниматься творчеством.

Не забывайте подкреплять процесс обучения ребенка какой-нибудь лаской, например поглаживанием или поцелуем

ЧТЕНИЕ С РОЖДЕНИЯ

Доман считает обучение чтению самой главной и важной задачей. Если малыш научится читать, он не будет ограничиваться тем, что знают и дают ему родители.

По системе Глена Домана обучение чтению, математике и разным другим наукам строится по одному принципу. В течении дня ребенку нужно быстро показывать карточки определенного размера с целыми словами и предложениями, точками от 1 до бесконечности, животными, планетами, историческими деятелями и т.д., при этом четко произносить названия изображаемого. Такое обучение нужно начинать как можно раньше, тогда эффект будет больше.

Кстати, Доман не начинает обучение детей с букв. Он считает, что читать буквы очень сложно, поскольку нет примеров, на которых им можно показать. Зато гораздо проще со словами: много кто ел банан, ловил мяч, носил шапку и открывал книгу.

Чтобы у ребенка открылись дарования, необходимо сочетание нескольких обстоятельств. У него должно быть время, свободное от беготни, его не следует навязчиво контролировать, в доме должен быть доступ к библиотеке, фортепиано, краскам, компьютеру. Необходима также интеллектуальная среда. Но самое главное, рядом должны быть родители-партнеры, а не надзиратели. Ребенку должно нравиться жить дома, играть и обучаться.

Как развить способности ребенка?
Вундеркиндами рождаются все! Ведь каждый ребенок рождается с каким-нибудь талантом, и у каждого есть шанс развить свои способности. На развитие человека влияет среда, люди, которые окружают. В первый год жизни очень важна творческая свобода малыша. А еще внимание и наблюдательность родителей. У нас в семье заведено такое правило: свобода в творчестве и режим в быту.

В каком возрасте можно разглядеть
у детей те или иные склонности?

Думаю, многие знают, что есть люди аудиалы, визуалы и кинестетики. Уже в первый год у ребенка один из способов познания будет выражен более ярко. Это природа подсказывает родителям, как помочь малышу адаптироваться в новом для него мире. Я еще до рождения моих детей знала, что они обязательно будут талантливыми. А вот в чем именно – «определяет» сам ребенок. А дальше остается только наблюдать за его развитием и предлагать нестандартные способы обучения, всевозможные игры и игрушки, кстати, не всегда соответствующие возрасту. Главное, чтобы процесс для ребенка был увлекательным: лепка, рисование, музыка, чтение, танец – уже с третьего-четвертого месяца! Многие родители усиленно занимаются с детьми, но чаще всего они ориентируются на стандарты в психологии и педагогике. Если принято читать «Курочку Рябу» и «Колобка», то с этими сказками знакомят детей в первую очередь. У нас же в детской комнате все стены завешаны плакатами и картами: карта мира, таблица умножения, алфавит, строение человека и многое другое. Сначала любопытный ребенок просто созерцает, а потом начинает изучать внимательно, задает вопросы. Например, Марк выучил в полтора года цифры, потому что с ним играли в лото. Его это очень веселило. Сначала он полюбил цифры, а потом, когда старший брат Матвей учил таблицу умножения, Марик моментально заучивал ее за братом. Сейчас Марку шесть лет, осенью он пойдет в первый класс и больше всего хочет найти в школе друзей. Но у него есть увлечение. Это компьютер. Сейчас сын серьезно интересуется планетами и устройством Вселенной, мечтает полететь в космос. Еще его интересуют химия и биология, и Марк продумывает варианты создания эликсира бессмертия. По природе своей Марк – экспериментатор и изобретатель. Голый ряд цифр больше не входит в круг интересов Марка, а вот просчитать полет кометы, это для него имеет смысл.

Когда стоит учить ребенка читать?
Мои дети с года знают все буквы, а в два-три года уже читают. И специально я не учу их этому. Просто с рождения у нас в ходу кубики с буквами, книжки, картинки, таблички, где есть и буквы, и слова, и цифры, и ноты, и знаки. Я, играя с детьми, все время произношу и комментирую написанное. Таким образом, читать они учатся словами, а не слогами. Обучение происходит не по определенным часам, а в процессе ежедневного общения, которое взаимно приятно и маме, и ребенку. Вообще, с детьми нужно все время разговаривать обо всем, высказывать свое мнение и выслушивать их. А чтобы ребенок был общительным и активным, приглашать друзей, устраивать праздники, ходить на разные мероприятия. В раннем возрасте это очень расширяет кругозор. Нельзя заставлять ребенка что-либо делать без его желания. Особенно недопустимо это в учебе. Процесс обучения должен быть радостным. Нужно научиться договариваться с ребенком, заинтересовывать его.

Раскрыть же способности у детей мешают, прежде всего, сами родители, которые думают, что ребенок – их собственность. Они пытаются реализовываться через своих детей, навязывают им свои взгляды и в конце концов просто манипулируют детьми. И при этом считают, что делают все во благо ребенка.

В школе не очень любят необычных детей.
Как договориться с педагогами?

Да, школа – это отдельный мир! Как писал Роберт Кийосаки: «Школа пригодна для того, чтобы учить некоторых детей, но совершенно не годится для обучения всех детей». Мой принцип таков: не можешь поменять систему, значит, нужно научиться приспосабливаться. И объяснить ребенку, что школа – не единственное важное место в их жизни. Важнее, чтобы у детей после окончания школы была истинная цель в жизни. К сожалению, в школе готовят только к экзаменам. Таланты и способности для этого совсем не нужны. А вот если ты не владеешь набором никому не нужных фактов и цифр, то в школе тебе будут всячески внушать, что ты неудачник. Старший сын Матвей учится сейчас в восьмом классе в престижной гимназии. Но каждый год нас с мужем вызывают в школу, чтобы мы «принимали меры». Думаю, уже нужно принимать меры в отношении школ… А так приходится знакомить учителей с их же учеником.

Мы с мужем всегда поддерживаем интересы и увлечения наших детей. И не устаем повторять им, что они талантливы и у них все получится, потому что все зависит от величины их желания. Это придает им силы и уверенности в себе. Знаете, сколько людей в течение их жизни еще не раз усомнятся в талантах и способностях, покритикуют или негативно отнесутся к результатам? Любовью ребенка никогда не испортить, а вера в него поможет осуществить самые необычные мечты. Я думаю, что моя задача – быть на стороне моих детей. Любые рейтинги, тесты и замеры интеллекта не могут повлиять на ребенка, если родители поддерживают семейные ценности.

Стоит ли заниматься тем, к чему есть способности,
в ущерб остальным предметам?

Я думаю, при разностороннем развитии ребенок будет успешен во многом. Но, как правило, выбор того, чем заниматься более серьезно, дети делают сами. Я часто слышу от родителей на семинарах, что дочь или сын увлекаются всем и сразу. И им трудно определиться. Вот в подобной ситуации необходимо помочь ребенку с выбором. Тогда он будет сосредоточен и сконцентрирован на чем-то одном, и результаты окажутся в итоге более высокими. Ребенок будет только благодарен, потому что почувствует, что не распыляется и идет к одной, самой важной цели.

Чего нельзя делать родителям,
если они хотят вырастить одаренного ребенка?

Жертвовать собой! Родители – это самый главный пример для ребенка. У активных, талантливых и оптимистичных людей такие же дети. И еще добавлю: дети не любят, когда их воспитывают. Они любят, когда с ними дружат, сотрудничают и уважают их мнение.

НАШИ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Я с рождения использую пальчиковое рисование, а месяцев в шесть даю мелки, кисти, фломастеры.

Естественно, под контролем. Но при полной свободе творчества. Иногда рисуем за столом, иногда на ватмане на полу, а чаще на стене в детской комнате. Зато стены и мебель в других местах в квартире не тронуты. А еще мои маленькие творцы обожают пластилин, глину и тесто. И эти занятия-игры очень занимают их и сейчас.

НАШИ ИГРУШКИ
Чтобы понять, на что способен ребенок и что вызывает у него интерес, предлагайте ему разные игры.

Даже обычные бытовые вещи могут быть самой любимой забавой малыша. Марк, например, любил играть пылесосом, таскал его за собой по всей квартире и ездил на нем, как на машине. А любимое компьютерное пианино – это прямо-таки тренажер всех моих детей. Да, не детская игрушка! Да, дорогое! Но Алина, включая функцию записи, «сочиняет» музыку, хотя пока и не умеет играть, и не знает нот, а извлекает только звуки. Но зато потом с гордым видом демонстрирует свои шедевры: «Мишка в лесу», «Принцесса танцует», «Пони спит»… Кому-то эти произведения покажутся какофонией, маленький же человек так слышит мир и выплескивает эмоции. А главное, любовь к инструменту будет привита естественно, а не по желанию мамы. А дальше дочь сама сделает выбор.

КОМПЬЮТЕРЫ
У нас нет ни одной компьютерной игры- стрелялки, но есть много развивающих дисков и программ: и по истории, и по математике, и даже по детской анатомии. Важно научить использовать компьютер по назначению: для поиска информации, создания презентаций и работы в разных программах. Сейчас младшие дети с папой увлеклись
созданием мультиков.

Наталья Вишня – телеведущая, режиссер, педагог, профессиональный бизнес-консультант и мама троих детей.

Кто такие одаренные дети? Казалось бы - все просто. Они умеют читать раньше, чем ходить, а ходить раньше, чем их сверстники. Приходя в школу они поражают энциклопедическими знаниями. С трех лет учат английский, а с пяти - их график передвижения по различным студиям раннего развития напоминает расписание электрички.
Не торопитесь делать выводы. Часто именно подобные усилия родителей подавляют способности ребенка, а система образования добивает то, что осталось. Нет неталантливых детей. Есть дети, которым не дали развить их способности. Но не лишайте детей детства. А помогите ему раскрыть свой потенциал.
Он уже гениален.
Он - великий лингвист, за год постигающий незнакомый язык со всеми тонкостями грамматики и словообразования. Он - проницательный психолог, улавливающий малейшие изменения вашего настроения. Ни один олимпийский чемпион не сможет столько прыгать, ползать и махать ногами. Каждый день его мозг усваивает и обрабатывает такое количество информации, на которое вам понадобиться месяц.
Ну, уж нет, скажете вы. Я хочу, чтобы мой ребенок был действительно одаренным. Чтобы он был особенным, лучшим, великим. Может быть даже этим, как его - индиго. Подождите, не торопитесь. Давайте по порядку.
Во-первых, никто на самом деле не знает, откуда берутся гении. Ученые ищут особый ген, педагогики особый подход, психологи особые причины. Но ближе всех к истине пока простое утверждение, что это - дар Божий.
Во-вторых, если вы представляете себе одаренного ребенка тихоней в больших очках, прилежно делающим все домашние задания, то вы очень далеки от истины. Они - бунтари, у них часто конфликты с одноклассниками, они плохо и неровно учатся в школе. Далеко не у каждого родителя хватит сил, мудрости и терпения, чтобы справиться с энергией, жаждой нового и изобретательностью маленького Эйнштейна.
В-третьих, что печально, даже те дети, которые самостоятельно в раннем возрасте проявили недюжие способности, щелкали задачи как орешки и занимали везде первые места - вырастают гениальными. Большинство из них абсолютно сравняется со сверстниками и уже никогда не выделиться чем-то сверхъестественным. Зато их амбиции, взлелеянные родными и привычка быть лучшим и получать награду не прилагая усилий, породят социальный и внутренний психологический конфликт.
Ну, и, в-четвертых, одаренные дети - это отдельная статья. Есть специальная педагогика одаренных детей, психология одаренности, которые занимаются проблемами детей с выдающимися способностями. Мы будем говорить об обычных детях. Наших с вами, талантливых, непоседливых, любознательных и таких разных.
Каждый - по своему.
Уже прошли те времена, когда педагогика надеялась сеять «разумное-доброе-вечное» на чистой tabula rasa . Каждый ребенок - это уже потенциал личности. Неповторимой личности. Нельзя на детях ставить эксперименты и восполнять свои несбывшиеся мечты. Если вы всю жизнь мечтали играть на скрипке - совершенно не значит, что ваш ребенок будет в восторге от многочасового пиликанья. Позвольте ему самому выбирать. Дайте ему возможность попробовать себя в различных областях, и он обязательно найдет то, что ему по душе. И не ошибется.

Раньше - не всегда значит лучше.
Не отчаивайтесь, если ваше чадо немного отстает от остальных детей и не желает ходить в девять месяцев, а вместо того, чтобы учить алфавит, играет в песочнице. Всему свое время, и каждый ребенок научится ходить и говорить, и читать и писать, когда будет к этому готов. Маниакальное стремление насильно впихнуть в бедное дитя массу знаний, к которым он не готов, зачастую имеет весьма сомнительный результат.
Как уже было сказано выше, эти дети рано или поздно все равно сравняются со сверстниками и в дальнейшем определяющими факторами станут не рано накопленный склад фактов, а трудолюбие, креативность (творческость) и любознательность.
Дети, которых многому учат в теории, теряют главный дар детства - умению удивляться. Приводят в студию маленькую девочку. Вот краска желтая и красная. Давай смешаем их и посмотрим, что получиться. «А, я знаю, - отмахивается разумное чадо, - будет оранжевый». А ребенок - это практик! Пусть лезет в краски руками, пусть узнает, познает, пробует, делает новое и новое открытие.
Идите впереди.
Не стоит останавливаться на достигнутом. Все, что окружает ребенка, должно вести его за собой, по чуть-чуть тянуть вверх, а не консервировать на уровне телепузиков. Даже если вам кажется, что ваш малипусик еще ничего не понимает - разговаривайте с ним разумно, не сюсюкайте (это прямой путь к логопеду), комментируйте свои действия, рассуждайте вслух. Не отлынивайте от объяснений, не ограждайте от попыток самостоятельных действий, взял ли он впервые ложку или пытается сконструировать вечный двигатель.
Знание - сила. Но талант не в этом.
Многознание умножает скорбь, как заметил царь Соломон, а уж он-то знал, о чем говорил. Даже самый огромный багаж знаний не принесет никакой пользы, если человек не научится им пользоваться. Главная задача педагогов и воспитателей помочь ребенку не растерять своей вездесущей «почемучности» и «что получиться, если сделать так». Гордые своим шестилеткой родители приводят его в школу. Он уже умеет считать и читать, цитирует Брэма и Ожегова, рассказывает длиннющие стихи, но при тестировании не может выполнить ни одного творческого задания. Это будущий зубрилка, но никак не гений. Главный талант человека - это способность (и желание) создавать новое. Главный параметр одаренности - высокая познавательная потребность. Ребенок должен хотеть узнавать и получать от этого радость. А выучить Бальмонта он еще успеет.
Плюшевый мишка против умной книжки.
Все знают про «кризис трех лет», но иногда упускают из виду, что и все остальные «возраста» имеют свои особенности. Есть время читать, и есть время играть. Ребенок развивается не равномерно, а как бы скачками. Есть периоды благополучные для освоения новых знаний, а есть периоды просто необходимые для самопознания и эмоционального развития. Если постоянно направлять энергию ребенка в русло букварей и развивающих игр - ему просто не останется время и сил просто играть. А игра для ребенка очень важна! Это - освоение всех социальных навыков, умение общаться, любить, дружить. Позвольте ребенку быть ребенком!
Дайте простор воображению.
Какими игрушками играет ваш ребенок? Дорогущей железной дорогой, где все так точно и похоже, как в жизни? Поверьте, кубики гораздо эффективней.
Как-то в интервью один известный американский инженер сказал, что в детстве у него совсем не было игрушек, зато в полном распоряжении были папины инструменты, и уже в пять лет он создал свою первую модель автомобиля.
Все родители знают, как ребенку просто не терпиться поиграть с кастрюлями, розетками и отвертками. Ведь он познает мир. Разумеется, в пределах безопасности, дайте ему эту возможность. Пусть собирает конструктор, играет с листиками и веточками, мастерит театр теней, рисует гуашью, пришивает пуговицы, помогает готовить, мыть полы. Не важно, пусть вам кажется это занятие пустяковым, главное - желание трудиться и что-то создавать. А посуду можно за ним и перемыть.
Учите терпению и настойчивости.
Ни один гений не созрел бы, если бы его не культивировали. Как известно талант - это 99% труда. Приучайте своего ребенка ставить цель и доводить дело до конца. Дети часто хватаются за новое, но едва возникает преграда, как они (особенно если что-то другое им дается легко) бросают работу. Не потакайте лени. Многие дети избегают делать работу самостоятельно, но хотят сразу и быстро получить результат и потому просят дать им образец, шаблон, помочь. Несомненно, помощь ребенку нужна, но он должен учиться работать и сам. Дайте ему почувствовать радость победы, добытой упорным трудом. Не воспитывайте сибарита, желающего получать удовольствия, не дав ничего взамен. Библейская мудрость: «кто не работает, тот пусть и не ест» - своей актуальности не теряет.
Будьте примером.
И самое главное - никакие кружки, педагоги, развивающие игры, книги и логопеды не заменят родителей. Как говорят, для того чтобы стать джентльменом, нужно закончить три колледжа: первый - твой дед, второй - твой отец и третий - ты сам. Вы всегда будете для детей главным университетом.
Провели такой эксперимент. Родительниц с детьми приглашали на тестирование. Приходя, их просили подождать в комнате, где было множество игрушек, книг, раскрасок и прочих радостей жизни. На самом деле комната была с огромным зеркалом, с обратной стороны которого находились экспериментаторы и наблюдали за происходившим. По итогам наблюдения родителей условно поделили на три группы: 1) те, кто сажал ребенка рядом с собой и прилежно терпеливо ждал начала опроса (сядь и сиди, а то вдруг что-нибудь сломаешь); 2) те, которые сами начинали листать книжки и изучать игрушки, предоставив ребенка самому себе; 3) и те, которые активно старались вовлечь свое чадо в познавательный процесс (смотри какой паровозик, давай почитаем эту книжку). По итогам тестирования оказалось, что самые развитые дети у родителей из второй! группы.
Играйте с детьми, вовлекайте их в домашнюю работу, берите с собой на прогулки, посещайте вместе какой-нибудь кружок и, что особенно важно, делайте это с удовольствием. Для вашего малыша - вы волшебник, так будьте им!
Знания и навыки - это средство, а не самоцель.
Не ставьте целью научить ребенка как можно большим вещам. Уделяйте своему чаду больше внимания, поддерживайте его начинания и увлечения, позволяйте экспериментировать, познавайте этот огромный и прекрасный мир вместе с ним. Ваш ребенок талантлив - он особенный просто потому, что он есть. Учите его удивляться, и наступит день, когда он удивит вас.

Талантливые дети стали рождаться чаще. Интеллект-клубы, развивающие центры и студии роста - на каждом углу. Работа с одаренными детьми обособилась в специальное направление педагогики. Одаренность в детской психологии приобрела масштаб трофея, который нужно обязательно искать в каждом малыше и усердно культивировать. Рожать гениев стало модно и престижно. Целенаправленное развитие способностей стало статьей расходов семьи… Что это за тренд - одаренность?

Из этой статьи вы узнаете

Модно быть особенным

Каждое новое исследование лишь добавляет вопросов и все ищет способ, как сделать из ребенка гения. Но так ли важно современному малышу оказаться одаренным? Отличается ли его воспитание от общепринятого? Действительно ли каждый ребенок талантлив по-своему? Как измерить талант?

Одаренные отличаются от сверстников более высоким уровнем развития некоторых или сразу многих качеств. Обычно это связано с определенным видом деятельности: общением, обучением, творчеством, спортом и т. д. Воспитатели и педагоги в СССР называли таких детей простым словом «способный» и рекомендовали родителям развивать способности, но обязательно сохраняя гармонию детской личности. Мода на гениев порой искажает смысл термина «одаренность».

Одаренность - феномен времени

До середины XIX века и возникновения практической психологии и психодиагностики ученые не слишком-то задумывались об измерении величины одаренности. Способности считались естественным свойством личности, общечеловеческим качеством и ложились в основу характера и поведения.

Терминология нового века

Несколько авторских коллективов на пороге XX века почти одновременно вывели «формулу» одаренности и определили ее как системное, уже психическое, а не психологическое, качество. Основная функция дара - достижение человеком такого уровня практической (ментальной, спортивной, технической или творческой) деятельности, который заметно превосходит возможности других людей.

Выводы ученых можно объединить в список черт, присущих одаренности:

  • Общее развитие личности - есть первичный фундамент для развития системной, целостной психической характеристики - таланта.
  • Одаренность и нестандартное мышление ребенка, как в передаче у Максима Галкина «Ты – супер!», возникает в результате взаимодействия природных компонентов личности с социальными и культурными факторами.
  • Успешность в той или иной деятельности, значительно превышающая успехи других людей, или навык, развившийся раньше «нормы», следует рассматривать как повод к углубленной диагностике.
  • Одаренность развивается всю жизнь. Уровень ее выраженности и направленность в течение жизни могут меняться.

От детства к взрослости

Доказанная учеными пожизненность процесса не гарантирует, что талантливый малыш вырастет знаменитым ученым или окончит институт в 16 лет. Здесь ученые выделили еще несколько важных характеристик для высоких личностных успехов:

  • Одаренный ребенок не обязательно станет одаренным взрослым, даже если его развитие направлять и выстраивать индивидуальный образовательный маршрут для этой отдельно взятой личности. Это свойство названо «потенциальностью».
  • Если детская одаренность чаще проявляет себя сразу в нескольких направлениях, то, переходя во взрослую, она дифференцируется. Молодой ученый скорее изберет узкую область научной деятельности.
  • Ребенок не нуждается в мотивах, он просто интересуется и каждый миг проявляет свою способность диффузно. Детская одаренность перерастет во взрослую, если у молодого человека возникнет пассион (жажда, стремление, страсть) и появится яркий мотив.
  • Именно мотивом в итоге определяется выбор профессии. В подростковом возрасте важнее всего будет не помогать раскрыться, а помогать найти тот самый мотив для развития.

Истоки таланта

Талант может раскрываться постепенно или возникнуть неожиданно. Он не подчиняется плану и может вдруг преобразоваться или исчезнуть вовсе. Еще вчера юная поэтесса с жаром зачитывала Маяковского, а сегодня она мирно рисует весенние пейзажи гуашью. Маленький пианист вдруг захотел танцевать или тренировать голос. Такие трансформации признаются естественными и даже характерными. Нестабильность детского развития - вариант нормы.

Раннее и опережающее развитие . Эти термины близки, но не идентичны. К тому же есть ограничения. Например, есть мнение, что рано начинать читать для малыша не всегда полезно. А вот открывать возможности окружающего мира можно и в более раннем возрасте, чем это предусмотрено социально-педагогическими нормами.

Мониторинг - основной инструмент педагогов и родителей в диагностике и подтверждении детской одаренности. Можно рекомендовать следующее:

  • Родители и классный руководитель должны рассматривать способности детей всесторонне, учитывать информацию из разных источников;
  • Наблюдения необходимо вести в течение длительного времени и фиксировать пиковые моменты и периоды «застоя»;
  • Вовлекать детей в разные виды деятельности и анализировать результаты;
  • Применять экспертный метод (собирать мнения сторонних экспертов при оценке результатов деятельности);
  • Оценивать перспективы ближайшего развития и участвовать в совместной деятельности, чтобы поддерживать стремление;
  • Тщательно подбирать и эффективно сочетать диагностические процедуры;
  • Проводить диагностику в условиях, максимально приближенных к реальности;
  • Оценивать реальные достижения (олимпиады, конкурсы, соревнования, смотры);

Субъективизм - враг качественной диагностики, как и любые ярлыки, негативное влияние может оказать и неумелая «стимуляция» . Осознание факта «ты у нас лучше всех» уже само по себе ограничивает возможности для развития: «зачем расти, если я уже лучший?» Рациональное развитие - основная цель диагностики талантливости и одаренности.

Истинная и «отрепетированная» одаренность

Многие дети обладают уникальной памятью и легко справляются с задачами на комбинаторику. Это скорее способности мозга, чем истинная гениальность. И у родителей возникает соблазн превратить это в трюк. Маленький умник - это ведь так забавно! Такие дети в свои 2–3 года знают наизусть всех президентов США, даты военных походов Македонского, расстояние до Сириуса и химические формулы.

И тут у детского психолога возникает закономерный вопрос: а нужна ли самому ребенку эта информация? Стоит ли родителям в погоне за уникальностью равняться на достижения Альберта Эйнштейна или Ньютона? Нужно ли собственными руками превращать своего ребенка в живую энциклопедию?

Можно ли специально тренировать память ? Детская память бывает очень цепкой. Тренажеры хороши для гармонизации, достижения равновесия между мнемическими процессами: запоминанием и воспроизведением например.

Ключевым критерием одаренности признается стремление к новаторству, а не способность заучивать и воспроизводить. Вот создать собственный шедевр - это уже заявка. Поэтому юный полиглот считается лишь претендентом в категорию «природный дар». Так как узнать, что в вашем доме поселился интеллектуальный или творческий самородок?

Проблемы одаренных детей

Дети, осознавшие свою исключительность и уникальность, могут иметь некоторые особенности:

  • неприятие школьной системы обучения из-за ощущения скуки;
  • несформированность или отклонения в игровой деятельности;
  • отрицание стандартов и правил;
  • дисбаланс социального и психологического развития, нарушения самооценки;
  • поиск друзей среди ребят постарше;
  • излишняя педантичность, перфекционизм;
  • демонстративность;
  • грубость в общении и др.

Основная модель поведения педагогов и родителей с такими детьми - сотрудничество и доверие.

Сложности диагностики

Способности и таланты, которые стали очевидны для родителей и педагогов, обычно обозначаются терминами «интерес» и «увлечение». И именно эта информация помогает распознавать гениальность и одаренность.

Обратите внимание! В психологии несколько разных классификаций, разделяющих виды одаренности детей. Родителям следует помнить, что ни один тест не дает абсолютного результата. Желательно применять инструменты разных типов, измерять способности в динамике и внимательно наблюдать за ребенком в повседневной жизни.

Посмотрите очень полезное видео про одаренность у детей и что с этим делать родителям:

Одаренность у малышей и дошколят (3–5 лет)

В 1–2 года вряд ли есть смысл говорить, а тем более выявлять, яркие склонности. Маленький вокалист попутно интересуется всем, что есть вокруг, и прекрасно справляется с любыми задачками по возрасту. Примите это как норму развития современного ребенка, проверять чадо на гениальность еще рано.

Вокруг всегда очень насыщенная информацией среда, интереснейшие игрушки, техника и внимание начитанной мамы. Поэтому кроха так активно переступает возрастные нормы психологического и интеллектуального развития, разработанные в глубине семидесятых.

Гениальный малыш (младенец) - это скорее фигура речи, поскольку гениальность сама по себе считается высшим уровнем развития того или иного задатка. Иными словами, годовалый вундеркинд вряд ли разложит по полочкам таблицу Менделеева или докажет теорему Пифагора. Для этого у него элементарно еще нет ни физических возможностей, ни необходимого уровня знаний.

А вот говорить о задатках и склонностях в возрасте 3–5 лет очень даже уместно. Основной критерий, а точнее, форма проявления высоких способностей в раннем возрасте - фантазия малыша. Поддержка этого качества со стороны родителей и педагогов - фактор развития одаренности, который помогает малышам вырастать активными и творческими.

Например, такими многогранными бывают таланты младших дошкольников, по мнению исследователей:

  • группа талантов в области практики: ремесло, спорт, управление;
  • интеллектуальные устремления в разных областях знаний, или академическая одаренность;
  • тяга к творчеству и эстетике и высокие результаты в этом направлении;
  • аттрактивная одаренность - стремление к лидерству, незаурядные коммуникативные способности;
  • альтруистические устремления (духовно-ценностная деятельность, создание нематериальных объектов, стремление к служению людям).

Индиго или гений

Зачастую бытовое понимание сглаживает границы такого явления, как индиго. Первоначально детьми-индиго называли малышей, которые проявляют высокую интуицию, творческую активность, отличаются особенно складной речью и рассудительностью. Но индиго - это не гений, это талантливый ребенок, способности которого можно развивать дальше или навсегда блокировать.

Можно/нужно ли воспитывать гением обычного ребенка? На этот вопрос нет однозначного ответа. Часть специалистов считает, что базовые способности можно развить до любого уровня, вплоть до гениальности. Иные исследователи не нашли ни одного факта в пользу направленного выращивания гениального малыша и утверждают, что влиять на способность извне бесполезно, если ее недостаточно для гениальности.

Выявление таланта в 5–6 лет

Первые действительно значимые признаки одаренности ребенка можно заметить в период подготовки к школе - около 5,5–6 лет. В этот короткий возрастной промежуток гениальный ребенок становится ярким, его индивидуальные особенности становятся очевидны для окружающих. Чаще всего педагоги в ДОУ (детский сад) сообщают родителям, что заметили у подопечного тягу к математическим играм, лидерской роли или изобразительному искусству.

Не отбирайте у ребенка детство! Даже если ваш мальчик имеет признаки одаренности, постарайтесь относиться к нему как к самому обыкновенному ребенку (а ведь он и есть обыкновенный ребенок!). Не старайтесь заполнить всю его жизнь математикой или рисованием, позвольте ему насладиться детством.

Анкета для родителей 4–6-летних детей

Ответьте «да» или «нет» на предлагаемые вопросы. Затем подсчитайте количество «да» и сравните результат со шкалой результатов.

  1. Часто ли ребенок находит нестандартное применение тому или иному предмету?
  2. Меняются ли периодически интересы ребенка?
  3. Рисует ли ваш маленький художник абстрактные картинки?
  4. Рисует ли он воображаемые, несуществующие предметы, проявляет художественное видение?
  5. Нравятся ли юному гению фантастические истории?
  6. Сочиняет ли он сам такие истории, стихи, музыкальные композиции?
  7. Делает ли он иногда успешно нечто, о чем не знал?
  8. Он преобразует пространство и предметы по своему неординарному замыслу?
  9. Умеет ли он выделять главную мысль текста и рассуждать о ней?
  10. Вырезает ли он затейливые образы из бумаги и картона?
  11. Изобретает новые слова, способен придумать собственный сюжетный танец?
  12. Считает ли выдуманные слова понятными без разъяснений?
  13. Часто делает перестановку мебели?
  14. Использует ли вещи не по назначению?
  15. Отгадывает назначение предметов, которых никогда не видел?
  16. Предпочитает одеваться по своему вкусу, отрицая ваш?
  17. Есть ли у него собственный выдуманный мир, в котором ему комфортно?
  18. Пытается ли он найти объяснение чему-то, с чем не знаком?
  19. Просит объяснить окружающие явления, живо интересуется событиями внешнего мира?
  20. Ему нравятся книги без картинок?
  21. Рисует собственные настольные игры, карточки и т. д.?
  22. Хорошо помнит сны, может их пересказать?
  23. Быстро и легко устанавливает связь между причиной и следствием, даже если эта связь не очевидна.

Условно можно считать одаренным ребенка, для которого родители поставили отметку «да» от 20 до 23 раз. Результат от 15 до 19 говорит о сообразительности, заинтересованности дошкольника. 9–14 очков - это сообразительный малыш, не слишком склонный к делам творческим. 4–8 баллов - этот ребенок скорее логик и практик, чем творец. Менее 4 - изобретательность еще не развита, над ее проявлениями можно работать педагогам и родителям.

Ты – наш сверхчеловек!

Твердить ребенку о том, какой он исключительный, - прямая дорога к краху. Дети с завышенной самооценкой могут выглядеть избалованными, гиперактивными, демонстрировать девиантное поведение. Все перечисленное можно отнести к факторам риска.

Цена гениальности. Артистическая или научная биография всегда начинается с детства. И каждый известный поэт или композитор прошел путь от младенчества до взрослости. Обратите внимание на то, что судьба гения часто оказывается печальна. В истории немало примеров (Пушкин, Моцарт, Есенин…). Вчера - непризнанный гений или бездарность, а завтра - всемирно известный виртуоз. Это огромная нагрузка на человеческую психику! А еще есть поговорка, что на детях гениев природа отдыхает…

Механизм формирования и развития гениальности еще не изучен полностью, поэтому будьте разумны и не спешите шокировать чадо проверками. Увидеть в ребенке талант - полдела. Хороший родитель - спокойный родитель! Не спешите ни с выводами, ни с действиями. Лучшим выбором на этом этапе диагностики станет психологический анализ. Примените стандартизированные опросники и тестирование и рассматривайте любое отклонение от нормы лишь как симптом одаренности, но не диагноз.

Может случиться, что у ребенка есть скрытый талант, не распознанный по какой-то причине. Скажем, аутисты и тоже могут быть талантливы. Загвоздка в том, что от таких особенных малышей порой не ждут, а потому и не ищут дара.

Как правильно взрастить в ребенке гения рассказывает Амонашвили Ш.А.

Начальная школа и талантливые подростки

Младший школьный возраст - идеальное время для диагностирования уже актуализированных способностей. Дети уже испытывают тягу к вполне определенным явлениям. Эти явления для них понятны, а потому стимулируют неограниченный интерес к познанию. В 7 лет юный музыкант уже по-настоящему подает надежду, едва освоив начальный класс фортепиано.

Впрочем, интерес недавнего выпускника детсада может быть и необычным: драконоведение, химия, история. И это вполне соответствует концепции одаренности: любое стремление личности к новаторству, креативу, творчеству указывает на талант.

Школьная программа включает работу с одаренными детьми как отдельный (обязательный) блок. Поэтому учителя игнорируют принцип свободного выбора и ведут прицельный поиск уникумов среди школьников и едва ли не насильно втягивают в научно-исследовательскую деятельность тех, кто хоть немного вписывается в критерии отбора.

Выраженные в цифрах показатели влияют на рейтинг школы. Как ни странно, такой подход не провален, поскольку школа находит и развивает в ученике нечто, что упущено родителями. Кстати, консультации для родителей включены в программу работы с одаренными школьниками.

Позиция государства На волне научного прогресса страна решает проблему нехватки кадров именно так - взращивает таланты с юного возраста. А школа оказывает государству посильную помощь в этом. Не поленитесь посетить общешкольное родительское собрание на эту тему в начале учебного года. Обратите внимание на концепцию российской национальной системы выявления и развития молодых талантов.

Для подростков разработаны и успешно функционируют специальные методические комплексы и технологии обучения. Направлены они на выявление и сопровождение одаренных школьников. Для многих ребят учительские приемы работы с талантливыми детьми выступают в роли формирующего фактора: не уникальный, но умный и обладающий харизмой ученик получает возможность развить способности до уровня таланта.

Программы поддержки реализуются в рамках дополнительного образования школьников. Ребенка можно отдать в группу вроде «Знайка» (3–6 лет) или «Юный эрудит» (7–12 лет). Занятия в интеллектуальной или творческой лаборатории помогают ребенку лучше осваивать учебный материал, приучают к структурности, позволяют справляться с заданиями на обычном школьном уроке, развивать креативность, учиться работать с литературой. Все это универсальные умения, которые пригодятся в любой профессии.

Пример для подражания

В возрасте младшей и средней школы дети ищут (и находят!) своих кумиров. И почему бы вам, как родителю, не помочь в поиске. Поинтересуйтесь вместе историческими фактами. Найдите самый гениальный пример (например, пусть им станет великий ученый своего времени Леонардо да Винчи).

Вдохновитесь им вместе. Конструируйте, рисуйте, лепите - пробуждайте интерес, свойственный каждому младшему школьнику. Рождение интереса и станет первым шагом на пути к проявлению таланта в будущем.

Сформируйте интерес внутри семьи. Для маленькой личности важно хотеть учиться. А обучать тонкостям можно будет и с помощью педагогов.

Литература по теме

Начните с учебника А.И. Савенкова «Психология детской одаренности». Учебное пособие раскладывает по полочкам всю информацию и поможет составить представление о феномене. Продолжить просвещение в этом направлении лучше с материалами педагогов-практиков:

  • Одаренность: благословение или препятствие?
  • Статья Увлеченность в структуре исследовательской одаренности
  • Персонификация обучения и воспитания интеллектуально одаренных учащихся
  • Периодическое издание «Одаренный ребенок».
  • Скачайте методики диагностики одаренности у детей .

Если вы хотите глубже изучить этот вопрос, рекомендуем вам посмотреть вебинар Людмилы Викторовны Куневской, заместителя директора по УВР МАОУ «Лицей №9» г. Новосибирска:

Вместо заключения

Талант, дар, способность, божья искра - все это понятия, близкие к термину одаренность. Все они в той или иной степени зависят от природных задатков. Увидеть в ребенке талант - дело времени и возрастной психологии. Конечно, можно сказать, что ребенок уже в утробе матери талантлив. Но важно еще и создать условия для развития: показать ребенку радость открытий, аккуратно направить его образование, отбросить необоснованные ожидания. А главное - и одаренность, и талантливость должны приносить ребенку счастье, а не тяготить его.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

В мечтах каждого родителя его ребенок хоть иногда, но предстает в ореоле известности, почета и уважения. Быть мамой или папой гения - это действительно здорово. Однако, как хорошо известно, гениями не рождаются, а становятся. И первый «кирпичик» в этом становлении по силам заложить именно родителям.

Начинать воспитывать своего домашнего Эйнтшейна нужно с самых пеленок, и изобретать велосипед особой необходимости нет: существует множество методик раннего развития, позволяющих приблизиться к заветной мечте. Мы расскажем о наиболее ярких и перспективных. Их можно комбинировать, чередовать и пробовать пристроить к своему ребенку методом проб, ошибок и адекватной оценки результатов. Ну и брать на вооружение то, что вам откровенно не по душе, тоже не стоит, так что выбирайте внимательно.

Методика Монтессори

Самую известную на сегодняшний день методику очень любят в частных детских садах и родительских клубах: Мария Монтессори научила родителей не мешать детям самостоятельно развиваться. Однако просто сидеть сложа руки тоже нельзя: ребенка нужно плавно подвести к данному виду обучения и в дальнейшем наблюдать за результатом. Вмешательство позволяется только в те моменты, когда ребенку действительно нужно помочь. Никаких поощрений, наказаний и строгих временных рамок. Интенсивность тоже определяется индивидуально. Из чего же состоят сами занятия? Для этого родителям предлагается обширный ассортимент особых игрушек и вспомогательного дидактического материала.

Актуальный возраст для опытов над ребенком по системе Монтессори - от рождения до 12-ти лет. Обращаем внимание, что этот метод больше подходит для открытых, общительных детей. Робким интровертам будет гораздо сложнее, ведь за необходимой помощью ребенок должен сам обращаться к воспитателям - последним запрещено вмешиваться в процесс. Из минусов системы отмечают маленькое внимание, уделяемое творческому развитию личности. Акцент здесь сделан на интеллектуальные и логические упражнения.


Методика Глена Домана

Эта методика тоже пользуется большой популярностью у родителей потенциальных гениев. Глен Доман нарисовал особые карточки, благодаря которым малыши учатся запоминать слова и хорошо читать. Слово с демонстрируемой ребенку карточки нужно произносить отчетливо и громко, создавая у малыша связь между тем что он видит, слышит и воспринимает в целом. Однако, одними карточками методика Глена Домана не ограничивается - здесь есть место и физическим упражнениям, и творческому развитию.

ДЕТИ И ДЕНЬГИ

Приверженцы метода отмечают то, что обучающиеся по карточкам дети обгоняют сверстников и в интеллектуальном, и в физическом развитии. Одновременно с этим отлично развивается память и появляется прекрасный навык скорочтения, который очень пригодится будущему школьнику. Счет и работа с большим объемом информации - сюда же.

Когда начинать показывать ребенку карточки: прямо с рождения. Нет, в роддом можно не приносить. Однако после него - полный вперед. Если начать занятия с самого раннего возраста, к одному году ребенок будет обладать продвинутым словарным запасом.

В качестве минуса можно отметить то, что этот метод как раз для усидчивых малышей. Активным ребятам смотреть на карточки может быть скучно. И сложно умолчать о том факте, что сама система разрабатывалась для детей, подверженных заболеваниям мозга. Но для здоровых она тоже отлично годится, да и результаты приносит отменные.


Методика Зайцева

На этот раз в качестве обучающего материала выступают кубики с наклеенными на них буквами и слогами. При этом по кубикам Зайцева нужно не учиться, в них нужно играть, складывая разные слова. При успешном ходе занятий ребята начинают читать слова после 4−8 таких «игр». Но для достижения результата нужно обязательно придерживаться простых правил: помнить, что это прежде всего игра, а не учеба, играть в кубики регулярно и сворачивать занятия при малейших признаках усталости игрока.

Возраст знакомства с кубиками - 1,5 года. Метод больше подходит для «правополушарных» детей с их продвинутым образным мышлением. Недостатки системы - возможные проблемы в школе, где начнут с именно с букв и звуков, а не со слогов, к которым уже привык ребенок благодаря кубикам Зайцева. Впрочем, за время до школы вполне можно успеть познакомить ребенка с традиционной системой обучения чтению.

Методика Масару Ибука

Известный японский исследователь со всей серьезностью утверждает: после трех уже поздно. Все поздно. И совсем. Одноименная методика (и книга) утверждает, что раз все основы развития ребенка закладываются до трех лет, именно в эти три года нужно по максимуму загрузить малыша знаниями, информацией и даже навыками. Но делать это нужно по системе, а не просто так.

МОЙДОДЫР: ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ЛЮБИТ КУПАТЬСЯ

Основные принципы воспитания от Масару Ибука выглядят так: детский мозг способен решать сложные задачи, так что бояться перегрузок не стоит. Стоит выдавать малышам книги, пластилин и карандаши как можно раньше (не в роддоме, но около того). Тогда же - знакомство с классической музыкой и полотнами великих мастеров живописи. Познание мира нужно проводить при помощи взрослых предметов обихода, а не каких-то детских игрушек. И последнее: ребенок должен перепробовать в первые три года жизни все, что не навредит его здоровью.

Минусы можете назвать и сами: поскольку родителям придется спокойно взирать на все, что творит ребенок, не обремененный запретами, терпения придется запастись с лихвой. При этом Масару вполне допускает физические наказания, что напрямую противоречит одному из принципов системы про уважение личности и достоинства ребенка.


Вальфдорская методика

Полная противоположность предыдущей системе: ребенка до 7 лет загружать информацией строго не рекомендуется. Пусть ребенок познает мир так, как у него получается, естественно и без принуждения. При этом делается акцент на природу и любовь к окружающему миру. Этому способствуют природные материалы, предлагаемые в качестве игрушек и пособия по изучению мира.

Еще одним важным аспектом является запрет на слово «нет», оно допускается только в тех случаях, когда ребенок может причинить вред здоровью. Во всем остальным - полное дозволение и отказ от любых вмешательств в процесс познания мира ребенком.

Возраст - от 0 до 16 лет, система предназначается для послушных и спокойных детей, которые не будут злоупотреблять свободой и крушить все вокруг. Из минусов можно отметить отсутствие обычного дошкольного обучения с буквами и цифрами. Когда ребенок «вальфдорской школы» придет в школу обычную, возникнет много вопросов.


Методика Сесиль Лупан

Для обучения по данной системе важно осознать роль в ней родителей. Родители выступают как самые лучшие и самые важные педагоги. Обучать ребенка предполагается строго в игровой форме, без временных графиков и лишних переутомлений. Акцент делается на любознательности обучаемого: для ее развития родителям предлагается создавать особые условия, благоприятные для новых открытий. Также автор советует много придумывать и сочинять: например, песенки на известные мотивы для запоминания букв и цифр. И один из особых аспектов этой методики - ребенок непременно должен обучаться плаванию прямо с рождения (на выходе из роддома, мы помним).

Никаких ограничений по темпераменту и возрасту ребенка нет - методика подходит любому. Недостаток: отсутствие социализации ребенка, обучающегося строго в кругу семьи.


Методика Никитиных

Система, предложенная опытными многодетными родителями, в чем-то похожа на предыдущие. Родители должны выступать внимательными учителями детей, поощрять, хвалить и очень много общаться со своими детьми. Никакого принуждения - ребенок занимается только тем, чем он хочет. И третий момент, отличающийся: большое значение спортивных занятий. Спортивная обстановка должна царствовать в семье с самого рождения ребенка. Никитины выступают за закаливание детей прямо из роддома и остальные постулаты активного образа жизни.

Недостатки системы - семья должна быть спортивной целиком, столь радикальный подход к закаливанию достаточно спорен, да и акцент на двигательной активности несколько ущемляет другие аспекты, необходимые для всестороннего развития ребенка.

Методика Гмошинской

Мария Гмошинская в своей методике возносит гимн рисованию. Краски ребенку предлагается вручить в тот момент, когда малыш может сидеть без поддержки. Мазня пальчиками и ладошками вначале, потом - мелки, кисточки и карандаши. Однако цель данной методики не вырастить продвинутого живописца, а развить такие важные навыки у ребенка, как мелкая моторика, восприятия цвета и интерес к познанию окружающего мира.

Эта система в принципе не является отдельной и прекрасно дополняет другие. Никаких ограничений по характеру, возраст - от шести месяцев.

Система Самбурской

О спорте поговорили, о художествах тоже, пришел черед музыки. Именно музыка позволяет ребенку гармонично развиваться и положительно влияет буквально на все. Хорошая и правильная с точки зрения автора музыка должна звучать в ушах у ребенка даже тогда, когда он еще не родился, это позволит развить высокую эмоциональность и концентрацию внимания, которой так не хватает многим детям сегодня.

Музыкальные уроки по программе Самбурской следует проводить в спокойной атмосфере. Пусть ребенок воспринимает процесс как развлечение, а не обучение, и тогда методика может принести свои результаты.

Возраст применения - очевидно, с зачатия, методика подходит абсолютно для всех, но эффективнее приживается в музыкальных семьях.

И напоследок: не забывайте, что вы и сами можете стать автором своей методики, взяв подходящие идеи из уже имеющихся и дополнив своими. Ведь вашего ребенка все равно лучше всех знаете только вы, и именно вы можете помочь ему вырасти гармоничной, развитой и даже гениальной личностью.