Как складываются отношения с одноклассниками. Взаимоотношения ученика с коллективом класса. Если ты — отверженная

Хорошо, когда дружба с одноклассниками завязывается сама собой и школа становится практически вторым домом. Но что делать, если не все так гладко? Проявлять чудеса дипломатии, быть мудрой и терпеливой! Как это сделать? Сейчас расскажем!


Единомышленники: как их найти?

Гораздо проще построить хорошие отношения с теми, кто чем-то похож на тебя. С теми, у кого такие же интересы и увлечения. Твоя одноклассница Маша, как и ты, увлекается биологией? Это отличный повод поработать вместе над докладом или проектом, даже если вы раньше не дружили. Главное, не бойся проявить инициативу, ведь большинство ровесников были бы рады новому знакомству, но стесняются сделать первый шаг, несмотря на свой гордый вид.


Кто-то из ребят слушает музыку, которая нравится тебе? Отлично! Спроси у них о новых группах и песнях или расскажи сама. Музыкальные предпочтения - это вообще очень важная тема, она про чувства, эмоции и даже моду, и она всегда объединяет, а это очень ценно!


Но что делать, если твои увлечения никто в классе не разделяет, а твои чувства и мысли не понимают? Не расстраивайся и не спеши меняться только для того, чтобы угодить окружающим.


В первую очередь, нужно понять: ты чем-то отличаешься от остальных, или тебе просто хочется выделяться на их фоне?


Если ты гоняешь на лонгборде, пока остальные рисуют розочки на ногтях, или читаешь и перечитываешь книги, пока другие обсуждают сериалы, то у нас для тебя хорошие новости: быть особенной - это повод для гордости! Ведь это значит, что ты мыслишь нестандартно и занимаешься тем, что нравится.


Помни о том, что всё в жизни меняется. Твои вкусы тоже могут измениться, и ты сможешь найти единомышленников среди одноклассников. А может быть, кто-то из них скоро начнёт разделять твои интересы!


Жизнь непредсказуема: сейчас у тебя нет ничего общего с соседом по парте, а завтра он создаст фан-чат твоего любимого сериала. Учись открывать новое в людях!


Комплименты и поддержка: как не переборщить?

Ты любишь, когда тебя хвалят и говорят приятные слова? Так вот, другие тоже! Увидела красивое платье у одноклассницы? Обязательно сделай комплимент, ей будет приятно! Одноклассник подготовил интересный доклад по истории? Не завидуй, а похвали его. Видишь, что у кого-то плохое настроение или слёзы на глазах? Подойди, предложи помощь или просто выслушай - иногда этого достаточно.


Почему же нельзя перебарщивать? Если ты будешь хвалить всех и успокаивать «для галочки», твои одноклассники это заметят или почувствуют. Неискренность видна за километр и всегда усугубляет ситуацию, а ещё ты можешь получить репутацию подлизы. Поэтому проявляй участие искренне и только тогда, когда это действительно уместно.

Эмпатия – что это, и зачем она мне нужна?

Эмпатия – это понимание чувств другого человека и умение встать на его место. А ты представляешь, что в голове у твоей подруги, когда она получила плохую оценку, или у сестры, когда она поссорилась с кем-то? Умеешь не подливать масло в огонь? Чтобы лучше понимать людей и быстрее находить с ними общий язык, почаще представляй себя на месте других и старайся поступать с ними так, как хотела бы, чтобы поступали с тобой.

Сплетни: как быть выше этого?

Одно дело – говорить о человеке только хорошее, но совсем другое – распространять слухи за его спиной и устраивать настоящую эпидемию. Если кто-то рассказал тебе сплетню, задай себе вопрос: «Хотелось бы мне, чтобы обо мне рассказывали такое?» И если нет, сделай так, чтобы на тебе цепочка закончилась. А если ты сама стала жертвой неприятных наговоров, сработает совет, знакомый с детства: не обращай внимания.


Сплетнику нужна твоя реакция: слёзы, крики... Но, в общем-то, неважно, что это будет. А вот если в дискомфортной для себя ситуации ты сумеешь сохранить самообладание, то в будущем никому и в голову не придёт смеяться над тобой. Ведь ты выше этого. А значит, твои обидчики быстро потеряют свой интерес.


Но что делать, если игнор совсем не помогает? Ты ведь не будешь переводиться в другую школу из-за парочки сплетниц! Другого выхода нет - придется разговаривать со своими обидчиками. Постарайся поговорить с тем, кто распускает про тебя сплетни наедине, лишние уши здесь ни к чему. Сохраняй самообладание и ни в коем случае не повышай голос. Выясни причину, почему про тебя распускают сплетни. Вполне возможно, что ты чем-то обидела того, кто говорит о тебе гадости сейчас. А может быть, это просто зависть? В любом случае, знание причины таких разговоров помогут тебе быстрее с ними справиться.


Травля: как её избежать?

Почти все знакомы с ситуацией, когда класс делится на несколько обособленных групп, которые не воспринимают друг друга. Или и того хуже: когда все начинают травить кого-то одного из учеников. Сейчас это называется модным словом «буллинг». И тут нам снова поможет упражнение на эмпатию. Поставь себя на месте того, кого все дразнят, обижают, унижают. Каково ему учиться в таком классе? Нравится ли ему ходить в школу? С каким настроением он просыпается по утрам? Уверена, что хочешь участвовать в этом безобразии?


Попробуй сохранить нейтралитет и здравомыслие. И если это в твоих силах, то попытайся помочь тому, кого обижают. Для начала привлеки друзей на свою сторону. И обязательно обрати внимание своего классного руководителяна то, что происходит. Если все травят одного, совсем не обязательно, что проблема именно в нём. Гораздо чаще оказывается, что и другие отношения в классе не так уж хороши, как ты могла подумать раньше.


Что делать, если объектом травли являешься ты? К сожалению, универсального рецепта не существует. Выяснять отношения один на один со своим обидчиком нельзя, это совершенно неэффективно. Работать нужно со всей компанией, потому что в травле всегда больше двух участников. Ведь твой класс и учителя - это свидетели, на которых также влияет развернувшаяся драма. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.


Главное, что тебе нужно сделать, - это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены, и ты хочешь это прекратить. Ни в коем случае не отмалчивайся! Если ты будешь молчать и терпеть, потому что тебя могут посчитать стукачкой, ситуация станет только хуже! Сообщи о том, что тебя травят своему классному руководителю или школьному психологу. Говорить со всем классом - это не только твоя забота, но и прямая обязанность взрослых и опытных педагогов.


А какие у тебя отношения с одноклассниками?

Как наладить отношения с одноклассниками

К сожалению, не у каждого складываются хорошие отношения с одноклассниками. Хотя больше всего времени Вы проводите с ними. Так как же наладить отношения со своими одноклассниками.

Прежде всего, задумайтесь над тем, почему к Вам так не дружелюбно относятся в классе? Что могло послужить тому причиной? Ни, получается, найти ответ на этот вопрос.

Я предлагаю Вам, тогда рассмотреть возможные причины, по которым Вы так и не смогли подружиться со своими одноклассниками.

Причина первая: Непонимание

У Вас с одноклассниками разные вкусы и интересы. Вас, буквально, ничего не объединяет. Ваши интересы, увлечения и взгляды на жизнь сильно отличаются. К примеру, ваши одноклассники кажутся вам неинтересными, у вас с ними нет даже общих тем для общения, а их увлечения вы вообще не воспринимаете всерьез и не понимаете, как можно слушать столь ужасную музыку. Например, Вы слушаешь рок и металл, а им больше нравится попса. Или же Вы предпочитаете чтение книг играм, спокойную музыку, и тем кажетесь вашим одноклассникам ужасно скучной. Или Вы относишься к какой-нибудь субкультуре, а одноклассники же не понимают этого.

Решение: Проявите интерес к одноклассникам. Возможно, это только на первый взгляд может показаться, что это просто группка бездельников, а на деле они окажутся очень добрыми и смышлеными ребятами. Сделайте это, хотя бы ради любопытства и кто знает, может вам понравится, и вы сможете найти что-то общее с ними. Есть другой вариант: найди новые увлечения, которые придутся им по вкусу. В любом случае, чтобы не быть белой вороной, придется что-то внутри себя менять. Начни с малого.

Причина вторая: Стеснительность.

Одноклассники ничего не имеют против Вас, они просто не замечают Вашего присутствия. Вы как человек-невидимка ходите по классу. Кажется, проблема скрывается в отношении одноклассников, но это не так. Она находится в самих Вас, и это - застенчивость.

Решение: На самом деле одноклассники замечают Вас, просто они привыкли к Вашей стеснительности. Вас всего лишь не хватает смелости. Кажется, что если Вы скажешь какую-нибудь глупость, над которой все будут смеяться. Попробуйте раскрыться, покажите какая Вы на самом деле. Не бойтесь подойти к одноклассникам, попросить принять в свою кампанию. И помните, уверенным людям сопутствует удача.

Причина третья: Зависть

Вы всегда лучше всех одеты, даже если это школьная форма, то у Вас всегда есть дорогие аксессуары. Или Вы лучше всех учишься в классе, или что-нибудь другое выделяющее Вас от других и вызывающее зависть.

Решение: Если Вам завидуют, и Вы это знаешь, скорее всего, Вы начнете считать себя самой лучшей и великой. Спуститесь с небес! Люди не любят задавак. Попробуйте одеваться поскромнее и если Вы отличница, а одноклассники не любят «ботанов», помогите им в чем-нибудь. Например, решите пример на контрольной или подскажите ученику у доски. В общем, сделайте так, чтобы ваше неравенство не помешала вашей дружбе.

Причина четвертая: Вы не одеваетесь, так хорошо, как ваши одноклассники.

Ваши одноклассники носят дорогую и красивую одежду, когда Вы себе не можете позволить такого. Например, мальчики купили себе модные кроссовки, а девочки, например, ходят на каблуках, и унижают вас из-за того, что Вы не похожи на них?! Постоянное чувство неловкости и пренебрежение со стороны одноклассников вселяют чувство неуверенности в себе.

Решение: Не одежда красит человека, а человек одежду. Долой комплексы! Ведь человека любят за то, какой он внутри, а не за его одежду. Если Вы интересная и веселая личность, с вами приятно общаться, то несмотря на то, как Вы одеваетесь, у вас будет много друзей.

Попробуйте соблюдать все эти пункты, и Вы заметите, что общаться с одноклассниками будет гораздо легче.

Положение в коллективе. «Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Филлеру)» помогла выявить, что атмосфера в классе дружелюбная, тёплая; совместная работа учеников успешна и продуктивна. Многие одноклассники соню уважают, признают лидером.

Отношение к учителям. Соня – девочка общительная все поручения, которые ей доверяют учителя – выполняет добросовестно и своевременно. Ученица с удовольствием поможет раздать тетради, напишет на доске число и тему урока, сотрёт с доски, выступит с докладом. Проявляет уважение ко всем учителям. Видно, что дорожит мнением каждого из них. Соня пытается продолжить общение с учителем и во внеурочное время. Педагоги девочку любят и уважают.

Отношение к одноклассникам. Софии нравится ходить в школу и общаться со своими одноклассниками. Школьница назвала своими друзьями Фролова Александра, Валерию Шишову, Михаила Китаева, Ирину Черняеву, Викторию Миргородскую. Можно отметить, что дружит Соня с детьми одарёнными, увлекающимися. Соня общается со своими друзьями-одноклассниками и вне школы. Например, в 2014 году девочка с одноклассниками отмечала свой День рождения.

Конфликты у Софии возникают с Ильёй Петровым. Оба школьника развиты интеллектуально, у обоих ярко выражены лидерские качества и организаторские способности. Ко всему прочему сидят ребята в непосредственной близости, на одном ряду. Илья считает, что он намного эрудированнее Сони, что истинным лидером может быть только представитель мужского пола. На этом фоне не возникнуть конфликта не может.

Не совсем тёплые отношения у Софии с Андреем Поляковым. Этот юноша учится плохо, отвлекает других учеников от получения знаний: кидается на уроках тряпками, отнимает у одноклассников учебники, громко разговаривает, иначе говоря, нарушает дисциплину. Соня учиться любит, поэтому ей непонятны причины поведения одноклассника, она делает Андрею замечания, на которые он либо не реагирует, либо реагирует, но неадекватно.

Вывод: атмосфера в 7 «Б» классе в целом дружелюбная, тёплая; Соня проявляет уважение ко всем учителям; поддерживает дружеские отношения со многими из одноклассников, пользуется определённым авторитетом; конфликты с одноклассниками возникаут нечасто, их девочка в силах урегулировать.

Выводы. Степанова София – личность разносторонне развитая (любит спорт, музыку, художественное искусство, химию). Школьница – экстраверт человек общительный, имеет лидерские качества и организаторские способности. Соня ответственна, вежлива по отношению к старшим, сверстникам, учителям.

У Сони адекватная самооценка и реалистический уровень притязаний. Основные мотивы учебной деятельности: саморазвитие, познание, достижения.

У школьницы хорошо развита визуальная память, особенно визуальная, хорошая скорость мышления. Речь достаточно (для данного возраста) развита.

Минусы: недостаточно хорошая концентрация внимания, использование в речи сленга, некоторый эгоцентризм.

Рекомендации: Первое, что можно посоветовать девочке – продолжать совершенствовать визуальную память, развивать её. Это поможет ей добиться больших успехов в учёбе и труде. Второе – родителям и близким Сони необходимо поддерживать лидерские качества девочки, помогать и направлять в личностном плане. Третье – читать больше художественной литературы, наблюдать за речью учителей. С помощью этого школьница сможет сделать свою речь ещё лучше и богаче. Четвёртое – заняться развитием внимания.

Здравствуйте!:) У меня есть довольно-таки серьезная для меня проблема. Не получается наладить отношения с одноклассниками. Начну по порядку. Я учусь в 9 классе. У нас нет конкретных изгоев, надо которыми издеваются, бьют, гнобят и прочее. Но у нас есть ребята, с которыми просто не общаются и пытаются делать небольшие гадости исподтишка...

И, к сожалению я оказалась среди них(. Не люблю это дело, но если себя сравнить с лузерами из нашего класса, то можно с полной уверенностью сказать, что я не такая. Я открытая, общительная, в меру уверенная в себе, не выгляжу несчастной забитой девочкой, красиво одеваюсь (часто это подмечают окружающие), слежу за собой, добрая, дружелюбная, отзывчивая и такая ситуация у меня только в школе. Вообще я оптимистка. У меня никогда не было комплексов и я никому не завидовала, правда правда:))) Раньше у меня была лучшая подруга, которую все ненавидят, даже мои родители, которые открыли мне глаза. Изначально я именно по этому начала общаться с ней, не хотелось поддаваться стадному чувству, да и она была новенькой. Потом я поняла, что она энергетический вампир. Сейчас из класса ни с кем не общаюсь. Я пытаюсь начать разговор, и все такое, но они меня не принимают((. Правда хочется отметить, что у меня с ними нет ничего общего и мне скучно с ними. Они все курят и пьют, у меня с ними разные ценности. Но мне очень хотелось бы найти с ними общий язык и общаться просто как с коллегами, чтобы было с кем общаться в шк. И ДА,Я НЕ ЗУБРИЛА И НЕ ОТЛИЧНИЦА, я обычная средняя ученица. Помогите мне, очень вас прошу:))))) За пределами школы у меня есть друзья, пусть и не миллионы, но те, которые есть любят, уважают и ценят меня. С рождения росла и купалась в любви, родители никогда не повышали голоса. из минусов - рассеянность, невнимательность, близко принимаю к сердцу, если меня что-то раздражает, то начинаю очень сильно огрызаться, могу сказать что-то очень обидное (в силу возраста, я абсолютно уверена в этом). Обычно в обществе я либо влиятельный человек, иногда и бываю лидером, во всяком случае проблем не возникает. Теперь о школе. По скольку я не ходила в садик - была няня, играла во дворе с друзьями, вы не поверите, но меня НИКТО И НИКОГДА НЕ ОБИЖАЛ, если мне память не изменяет. Как пришла в школу, сразу не приняли меня девочки, хотя я хотела подружиться с ними. Из-за этого стала дружить с мальчиками, играла с ними, по-дружески дралась, в общем мы дружили крепко, меня любили несколько мальчиков, от чего девочки сильно бесились. Но в 4 классе я захотела начать общаться с девочками и отделилась от пацанов. Но они меня и тогда не приняли, а плохого я им ничего не делала... не понимаю до сих пор почему так. С родителями у меня прекрасные дружеские отношения, общаемся на равных, очень их люблю. Почему у одноклассников такое отношение ко мне? Кстати практически у всех них плохая самооценка, пускают друг про друга грязные сплетни и так далее. Надеюсь что вы мне поможете).

Ответ психолога:

Здравствуйте, Майя!

Меня очень заинтересовал Ваш вопрос, потому что в нем так много противоречивых сведений! Поэтому мне самой хочется понять, что же можно сделать в такой ситуации!
Давайте будем разбираться вместе и по порядку!
Если я Вас правильно поняла, то Вы попали в классе в ту группу, которая не входит «в круг избранных, которых большая часть этого круга считает «лузерами». Вы не разделяете интересов этого круга, который по Вашим словам «курят и пьют и у Вас с ними разные ценности», но при этом для Вас является потребностью признание Вас этими посторонними для Вас людьми, с которыми Вы проводите хоть и большую часть времени, но все же не основную? Насколько я помню школу, там все-таки основное время занято учебным процессом, а перемены – достаточно малы для полноценного общения. По Вашим же словам у Вас вне школы есть свой круг друзей, в котором Вас и ценят и понимают и разделяют Ваши увлечения и ценности!
Майя! Зачем тогда Вам признание людей, которые даже в Вашем описании недостойны быть среди Ваших друзей? Может быть дело в том, что Вам как потенциальному «лидеру» очень важно признание такого «лидерства» всеми, кто волей-неволей входит в Ваш круг? Может это желание все-таки свидетельствует, что и Вам не очень комфортно в Вашем кругу «открытых, общительных, в меру уверенных в себе, не выглядещих несчастными, забитыми девочек, красиво одевающихся, которые следят за собой, добрые и отзывчивые»? Может Вас больше тянет к тем, кто пьет и курит, разделяет низкие ценности? Знаете, есть такое явление, когда от «морали и правильности» хочется «протестовать нарушая все ценные в Ваших кругах нормы и правила»? Может это тот случай? Только признаться даже самой себе Вы не можете.
Конечно, я считаю, что человек по сути своей существо социальное и ему тяжело находиться в кругу его не приемлющих! Но ведь у Вас есть круг, в котором Вы можете ощутить себя принятой! По Вашим словам это и родители и друзья вне школы!
Если Вы так уверены в себе, с высокой самооценкой, как Вы пишите, тогда, на мой взгляд, Вам совсем нет необходимости дополнительного подтверждения ее среди людей, которые по Вашим же словам такой высокой самооценкой не обладают. Им даже для того чтобы ощущать себя сильными нужно объединяться в такие группы, как в Вашем классе!
Прошу Вас еще раз хорошо обдумайте ситуацию, в которой Вы оказались и честно ответьте себе на вопросы, которые я Вам предлагаю! Если Вы увидите в себе «жизненную потребность» во что бы то ни стало оказаться в кругу не изгоев Вашего класса, тогда, наверное не все так хорошо с уверенностью в себе! А если все-таки такая необходимость не такая уж и необходимость, то продолжая демонстрировать Вашему школьному окружению Вашу уверенность Вы сможете справиться с отсутствием «друзей и подруг» в школе, а может быть Ваш пример независимости и самодостаточности сможет укрепить кого-то из Ваших одноклассников- «лузеров» как Вы их называете и дать надежду, что нет необходимости прогибаться под «требования большинства», а стоит оставаться с чувством собственного достоинства и отстаивать свое видение и мнение!
Не так уж и плохо быть «белой вороной», на мой взгляд! Обычно такие люди стают лидерами не только в душе, но и на деле, не просто кажутся ими, а доказывают это всем своим поведение! А за лидерами всегда идут те, кто был массой, у кого сложности с выработкой своего мнения и жизненной позиции! Им тоже нужен пример для подражания и идентификации!


Общение со сверстниками особая сфера жизни подростка. Известно, что влияние на него товарищей, одноклассников, как положительное, так и отрицательное, может быть очень велико. Однако психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны и учителям, и родителям. Они определяются своеобразием происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от детства к взрослости. Общение со сверстниками особая сфера жизни подростка. Известно, что влияние на него товарищей, одноклассников, как положительное, так и отрицательное, может быть очень велико. Однако психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны и учителям, и родителям. Они определяются своеобразием происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от детства к взрослости. Подростковый возраст характеризуется появлением нового уровня самосознания, условно названного психологами чувством взрослости. Выражается оно в стремлении быть и считаться взрослым. По сравнению с младшим школьным возрастом это совершенно новая позиция по отношению к себе и окружающему миру. Подростковый возраст характеризуется появлением нового уровня самосознания, условно названного психологами чувством взрослости. Выражается оно в стремлении быть и считаться взрослым. По сравнению с младшим школьным возрастом это совершенно новая позиция по отношению к себе и окружающему миру.



Дружба Дружба бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями. Обязательным условием существования дружеских связей является отсутствие межличностной конкуренции в кругу друзей, относительно равное положение в социальной лестнице




Шабалина Мария Александровна Я думаю, что школьная дружба, это самая крепкая дружба, потому что она на всю жизнь. Её очень важно не потерять. То есть расстаться со школьными друзьями после 9 или 11 класса, и потом с ними встречаться, общаться, созваниваться и т. Д.




Школа - это не только постоянный поток новых знаний, то и настоящие испытание на прочность, в том числе испытание дружбой. Каждый дружит по разному: для кого - то друг - это человек, с которым весело и приятно провести время, для другого - тот, на кого можно всегда положиться, кто в любой беде твоя правая рука, за которую иной раз так приятно подержаться, зная, что ты не один со своими переживаниями и грустными мыслями!