Как сделать чтобы ребенок был. Как научить ребенка сидеть? Действуем постепенно. Действуем плавно, не торопясь

Как сформировать мотивацию к добровольческой деятельности у молодежи?

Юлия Качалова

Цель исследования заключалась в том, чтобы выработать рекомендации для общественных организаций, мотивирующих молодежь к добровольческой деятельности.

Состав участников

Было проведено 3 фокус-группы с молодыми людьми в возрасте от 18 до 23-х лет. Средний возраст участников каждой фокус-группы – 20 лет.

Первая фокус-группа, проходившая 26.04.02, состояла из молодых людей, главным образом студентов, проживающих в городе Москве и время от времени посещающих клуб им. Джерри Рубина. В составе группы было 5 мужчин и 2 женщины.

Вторая фокус-группа, проходившая 23.06.02, перед началом нашей образовательной программы, состояла из молодых сотрудников или добровольцев некоммерческих организаций, работающих с детьми и молодежью в городах Пенза, Самара, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Новороссийск, Москва. В составе группы было 3 мужчины и 6 женщин.

Третья фокус-группа, проходившая 29.06.02, после окончания нашей образовательной программы, состояла из молодых сотрудников или добровольцев некоммерческих организаций, работающих с детьми и молодежью в городах Пенза, Ростов-на-Дону, Новороссийск, Набережные Челны, Москва. В составе группы был 1 мужчина и 7 женщин.

Основные вопросы, обсуждавшиеся на фокус-группе:

Какой смысл участники вкладывают в понятие “стиль жизни”.

Как участники характеризуют собственный стиль жизни?

Что в стиле жизни помогает испытывать состояния эмоционального подъема?

Что побудило примкнуть к НКО и удерживает в организациях?

Что побуждает к совершению хороших, добрых дел?

Что могло бы побудить присоединиться к работе другой организации?

Что бы вы сделали, если бы получили 10000000 долларов?

Ниже приводится только анализ высказываний участников, а также выводы и рекомендации. С высказываниями участников фокус-групп с молодежью можно ознакомиться в Приложении 1.

1. Какой смысл участники вкладывают в понятие “стиль жизни”.

Понятие “стиль жизни”, очевидно, ввиду филологической непроясненности, вызвало затруднения во всех фокус-группах. Очень часто оно отождествлялось с понятиями «смысл жизни», «жизненная цель», «жизнедеятельность», «образ жизни», «ритм жизни». Часть участников не видит разницы между «образом жизни» и «стилем жизни». В то время как другая часть, хотя и не может ясно выразить разницу, подчеркивает более индивидуальный оттенок понятия «стиль жизни».

Если обобщить всю совокупность мнений, то можно определить стиль жизни как способ адаптации индивидуума со всеми его биологическими и психологическими особенностями и потребностями к конкретным социальным условиям, включающий совокупность:

ценностей;

идентификации (ий)

ощущений от жизни

отношения к окружающим людям, событиям, явлениям, миру в целом;

поведения; стереотипных реакций, действий, привычек.

При этом стиль жизни, с одной стороны, обусловлен определенными биологическими, психоэмоциональными и интеллектуальными особенностями человека, с другой стороны, определяется принадлежностью к определенной социально-культурной среде. Эта среда способствует накоплению у человека опыта вполне определенного сорта, на основании которого формируются(или корректируются при изменении среды) ценности, идентификации, представления, убеждения, поведение, отношение.

2. Как участники характеризуют собственный стиль жизни?

Из наиболее распространенных ответов участников молодежных фокус-групп следует, что для большинства молодых людей необходимость «поклоняться материальным ценностям» и предпринимать постоянные активные действия, чтобы соответствовать канонам общества потребления является источником внутреннего напряжения. Избавляются от этого напряжения разными способами.

Идентифицируют себя с неудачниками, однако слово «неудачник» начинает в собственной трактовке «звучать гордо»: я – неудачник не потому, что мне не удается ни одно дело довести «до ума», а потому что я ставлю себе слишком высокую планку.

Я не гонюсь за материальными ценностями, потому что на самом деле я отдаюсь своему творчеству.

Я вообще ни за чем не гонюсь и не задумываюсь. Вот еще!

Я не гонюсь за материальными ценностями и этим отличаюсь от других, а значит, являюсь не тривиальным и интересным человеком.

Я не гонюсь за материальными ценностями, потому что мне некогда – я и так все время в движении.

Я не гонюсь за материальными ценностями, потому что мне и так хорошо и весело, а это – главное.

При этом важно заметить, что в третьей фокус-группе часть участников не просто отвергает стиль жизни, определяемый погоней за ценностями общества потребления, но выдвигает альтернативный стиль, основанный на получении комплекса хороших ощущений от жизни: «проживать легко и радостно каждый день»; «любить людей и себя»; поддерживать «веселое отношение к жизни, чувство юмора».

Судя по высказываниям, наиболее привлекательными для молодых людей качествами авторитетного человека (лидера) являются:

Наличие духовных ценностей.

Целеполагание, упорство, умение достигать поставленных целей.

Ответственность.

Творческий характер и внутренняя свобода.

Самоощущение: безмятежность, спокойствие, способность замечать хорошее и радоваться

4. Что в стиле жизни помогает испытывать хорошие эмоциональные состояния?

Основным источником положительных эмоций для молодых людей, участвовавших во всех трех фокус-группах, является общение с людьми, которые:

Просто принимают тебя с твоими неудачами, и среди них чувствуешь себя не так одиноко.

Разделяют твои ценности (или не принимают те ценности, которые не принимаешь ты).

К чему-то стремятся.

Являются кладезем энергии, идей.

Поддерживают, доверяют, верят в тебя

Могут что-то у тебя перенять.

Кроме того, были упомянуты:

Новизна (новая идея, новая деятельность, новые знания, новая обстановка, новые ощущения)

Уверенность (в себе, своей правоте, своем деле, своих друзьях).

Достижение целей, маленькие победы.

Смех, юмор.

Возможность выражать разные аспекты собственной личности.

Активное движение.

5. Что побудило примкнуть к НКО и удерживает в организациях?

Ответы на эти вопросы помогают прояснить потребности, имеющиеся у молодых людей, которые они пытаются удовлетворить, приобщаясь к некоммерческим организациям. Это:

Потребность в постоянном общении, решающем проблему одиночества и скуки (поиск доступного места и людей, с которыми можно «убить время»)

Потребность в духовных ценностях, ощущение их острого дефицита.

Потребность в принятии, признании, поощрении

Потребность в новизне (новые люди, новая деятельность, новые идеи, новые навыки, новые места, новые ощущения и т.д.)

Потребность в самовыражении (как личности, как профессионала)

Если говорить о том, что удерживает молодых людей, то на первом месте подавляющим большинством участников фокус-группы была названа «атмосфера», созданная в организации. Ее отличительные черты опять-таки:

Принятие, естественность.

Возможность интересного общения

Доброта, духовность, культура

Признание, ощущение собственной нужности

Среди других удерживающих мотивов были упомянуты:

Привязанность к лидеру или кому-то из членов организации

Реализация собственных амбиций

Предмет (область) деятельности организации

Собственные силы, время и энергия, вложенные в организацию.

6. Что побуждает к совершению хороших, добрых дел?

Вопрос служил для уточнения мотивов вовлеченности молодых людей в деятельность НКО. Он был адресован участникам фокус-группы, проходившей 26.04.02, так как они, в отличие от участников стальных 2-х молодежных фокус-групп, были не «производителями» услуг НКО, а, скорее, их «потребителями». Полученные ответы частично совпадают с ответами, данными на предыдущий вопрос, однако дают более расширенное понимание того, каким образом можно мотивировать «неуспешную» молодежь присоединиться к НКО.

На первом месте стоит авторитет лидера организации и доверие к нему. Если он(а) пользуется у молодежи авторитетом и доверием, то очень высока вероятность, что молодые люди откликнуться на призыв присоединиться к тому или иному делу, акции, мероприятию. При этом лидер организации выступает гарантом того, что дело, на которое он(а) призывает, будет действительно полезным и добрым.

Вторым моментом, упомянутым практически во всех ответах, является наличие свободного времени, которое надо куда-то деть. При этом молодые люди охотно откликаются на призыв поучаствовать в добром деле, рассматривая его как альтернативу бесцельному «убийству времени».

Потребность делать добро действительно заложена в человеке, однако, молодые люди просто не знают, как ее удовлетворить. Что называется, «нет повода». НКО создает «повод», а также избавляет молодых людей от необходимости самим ломать голову и что-то выдумывать, все уже придумано и организовано – остается только присоединиться.

Еще один акцент был сделан именно на совместности действий молодых людей. Для мегаполиса с разобщенным, нуклеарным укладом жизни, при котором возможности завязывать и развивать отношения достаточно ограничены, предложение поучаствовать в каком-то деле совместно с другими молодыми людьми – кого-то лучше узнать, с кем-то познакомиться, с кем-то укрепить отношения, просто показать себя со своей сильной стороны – выглядит достаточно заманчивым.

Сегодня все чаще учителя начальных классов сетуют на то, что у школьников снижена или совершенно отсутствует мотивация к обучению. Дети не хотят учиться, проявляют равнодушие к знаниям, оценкам, не стремятся к познанию нового. Вслед за педагогами такое негативное отношение к учебе волнует и родителей, особенно тех, чьи дети собираются поступать в первый класс. Взрослые понимают, что для успешного обучения, кроме умения считать и читать, у ребят должно быть желание учиться. Но как привить такое желание своему чаду? Психологи утверждают, что у ребенка, в первую очередь, должны быть сформированы учебные мотивы. Поэтому недостаточно только научить дошкольника практическим умениям и думать, что он готов к обучению в школе. Нельзя забывать о мотивационной готовности и формировать ее задолго до того, как ребёнок пойдет в первый класс. Наукой давно доказано, что стремление к новым знаниям (мотивация) заложено в людях генетически: даже в древности человек, открывая новое, испытывал радость, душевный подъем. Такое стремление свойственно и маленьким деткам, поэтому в условиях домашнего воспитания сформировать мотивацию достаточно просто, если следовать рекомендациям психологов.

Что надо знать о мотивации родителям

С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? По мнению психологов, для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов, как:

  • желание учиться и овладевать знаниями;
  • радоваться процессу обучения;
  • побуждение к самостоятельным открытиям на уроках;
  • стремление к учебному успеху в школе;
  • желание получать высокие отметки за свои знания;
  • стремление к правильному и усердному выполнению заданий;
  • стремление к позитивному общению с одноклассниками и учителями;
  • умение подчиняться школьным требованиям;
  • навыки самоконтроля.

Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у своего чада с раннего детства, когда он только начинает познавать мир. Но что делать, если ребенок уже стал школьником, а желание учиться так и не появилось? Родителям первоклашек нужно серьезно отнестись к этой проблеме и постараться понять, в какой степени она существует у ребенка. Определить уровень мотивации и степень адаптации в школе маленького ученика поможет простой психологический тест, который можно провести в домашних условиях.

Тест - опросник

Взрослый в доверительной беседе спрашивает ребенка и фиксирует его ответы:

  1. Тебе нравится в школе или не очень? (не очень; нравится; не нравится)
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью)
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (не знаю; остался бы дома; пошел бы в школу)
  4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравится; бывает по-разному; нравится)
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (хотел бы; не хотел бы; не знаю)
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (не знаю; не хотел бы; хотел бы)
  7. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? (точно не знаю; хотел бы; не хотел бы)
  8. У тебя в классе много друзей? (много; мало; нет друзей)
  9. Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся; не очень; не нравятся)
  10. (Вопрос для родителей) Ребенок часто рассказывает вам о школе?(часто; редко; не рассказываю)

Положительное отношение к школе оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) - 1 балл; отрицательное отношение к школе - 0 баллов.

25 - 30 баллов - высокий уровень учебной мотивации. Учащимся присущи высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но привлекательны внеучебные ситуации. Школьники благополучно чувствуют себя в школьной среде, однакостремятся больше общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности (портфель, ручки, тетради).

10 - 14 баллов - низкая учебная мотивация. Школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, так как не справляются с учебой, имеют проблемы в общении с одноклассниками, с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, могут плакать, проситься домой. Нередко ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения психического здоровья.

Почему возникает отсутствие мотивации к обучению: 10 ошибок родителей

Педагоги утверждают, что в детском саду и школе многое делается для детей, чтобы развивать у них познавательные мотивы и учебную мотивацию. Между тем, сами родители по незнанию совершают ошибки в воспитании детишек, приводящие к потере у них желания учиться. Самыми типичными из них являются:

  1. Ошибочное мнение взрослых о том, что ребенок готов успешно обучаться, если у него накоплен большой объем знаний и умений. Родители учат свое чадо читать и писать, побуждают заучивать длинные стихи, изучать иностранные языки, решать логические задачи. Порой они забывают, что интеллектуальная готовность не заменяет психологическую, куда входит и учебная мотивация. Часто такие интенсивные занятия проходят в ущерб основной деятельности маленьких ребят - игре, что приводит к появлению у них стойкого отвращения к учебе.
  2. Еще одной распространенной ошибкой является стремление родителей как можно раньше отдать малыша в школу , не учитывая уровень его психологической и физической готовности. Они считают, если дошкольник много знает, то ему пора учиться. Между тем, психологи напоминают, что помимо развитого интеллекта не менее важен уровень психического и физического созревания будущего школьника. Неподготовленному ребенку , он быстро устает, мелкая моторика недостаточно развита. Все трудности, которые приходится преодолевать маленькому ученику, приводят к нежеланию учиться, снижается мотивация к обучению.
  3. Грубой ошибкой семейного воспитания психологи считают завышение требований к малышу без учета его возрастных особенностей и индивидуальных возможностей, упреки в лени, нежелании выполнять указания взрослых. В результате может образоваться заниженная самооценка, которая мешает ребенку правильно оценивать себя и строить взаимоотношения со сверстниками. Категорически неприемлемо как необоснованное захваливание, так и принижение достоинств учащегося, так как отрицательно влияет на развитие учебной мотивации у младших школьников
  4. В семье, где нет четкой организации жизни для маленького школьника , например, не соблюдается режим дня, отсутствует физическая нагрузка, занятия проводятся хаотично, мало прогулок на свежем воздухе; у школьника также не будет сформирована учебная мотивация. В школе такому ученику трудно выполнять требования педагога, подчиняться школьным правилам, нормам поведения.
  5. Одним из недопустимых нарушений семейного воспитания психологи считают, когда нет единых требований к ребенку со стороны всех взрослых в семье. Если требования одного противоречат требованиям другого, ребенок всегда найдет возможность уклониться от выполнения домашних заданий, притвориться больным, чтобы пропускать уроки, необоснованно жалуется на учителя и других учащихся. Такое поведение не дает полноценного развития учебной мотивации.
  6. Неправильное поведение взрослых по отношению к школьнику, например, сравнение его достижений с успехами других детей, высмеивание неудач в школе (например, плохой оценки "двоечник несчастный", трудностей в письме "пишешь, как курица лапой", медленного чтения "уснешь, пока ты прочитаешь"), некорректные замечания в присутствии других ребят ("вот другие ребята - молодцы, а ты..."). Тогда как только чуткое отношение взрослых к школьным проблемам ученика и помощь в их преодолении поможет развитию мотивации.
  7. Использование угроз и физических наказаний , если ребенок получает плохие оценки, не успевает выполнять домашние задания, вместо того, чтобы разобраться в причинах, поинтересоваться, как школьник учился сегодня, что получилось, а с чем стоит поработать.
  8. Неблагополучные отношения в семье , разлад между близкими отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Младший школьник, находящийся в постоянном напряжении, не может адекватно относиться к учебе, получать хорошие оценки, радоваться своим успехам. Родителям следует позаботиться о психологическом климате в семье, чтобы повлиять на повышение мотивации.
  9. Школьники, которые не посещали детский сад , не овладевают умением бесконфликтного общения со сверстниками, имеют низкий уровень самоконтроля, несформированность произвольного поведения. Все это мешает выработке учебной мотивации младших школьников.
  10. Проецирование родителями своих несбывшихся надежд на ребенка. Часто взрослые, не реализовавшие свои интересы в детстве, перекладывают их на ребятишек, не считаясь с мнением ребенка. Например, хотят видеть в нем отличника, талантливого музыканта, лидера класса, и возлагают на него большие надежды. Сам же школьник имеет свои собственные интересы, отличные от родительских, поэтому неоправданные чаяния взрослых совсем не мотивируют его на учебу. Полезнее продумать, как мотивировать ребенка учиться в опоре на его пожелания и стремления.

Большинство родителей ошибочно полагают, что они не в силах замотивировать школьника на учебу и это могут сделать только педагоги. Однако, без активной помощи семьи не всегда развивается мотивация учебной деятельности даже в школе. Гораздо быстрее и результативнее мотивация младших школьников сформируется общими усилиями педагогов и родителей. Какие способы и методы необходимо использовать для развития учебной мотивации в домашних условиях? Вот, что советуют психологи для мотивации учения школьников:

  • Будьте примером для ребенка. Часто можно заметить, что у младшего школьника нежелание учиться проявляется в неприязненном отношении к какому-то учебному предмету. Например, одни школьники не любят читать, поэтому с трудом воспринимают уроки чтения, другие испытывают трудности в решении задач и т. д. Для преодоления подобных ситуаций полезен будет пример родителей. Хотите привить любовь к урокам литературы? Читайте чаще вслух, устраивайте семейные чтения, вечера загадок, стихотворные конкурсы с поощрительными призами. Любые интересные методы сыграют на развитие мотивации.
  • Создавайте общие интересы. Когда родители хорошо осведомлены об интересах своего чада, гораздо легче вместе познавать новое. Например, увлеченность младшего школьника животными поможет сформировать любовь к урокам природоведения, опираясь на артистичность первоклашки, можно приохотить его к чтению по ролям, любовь к рисованию сможет проявиться в интересе к зарисовкам природы, составлению геометрических узоров, хорошая логика поможет полюбить математику. Очень многое зависит от внимательных родителей, которые хорошо зная свое чадо, могут без труда повлиять на такой важный момент, как мотивация к учебе.
  • Организуйте полезное общение со сверстниками. В семье всегда должны знать, кто является другом вашего дитя. Чтобы извлечь пользу от общения ребенка со сверстниками, можно подобрать ему хорошее окружение, например, в кружках, секциях, клубах по интересам. В такой среде, отвечающей потребностям школьника, он всегда будет стремиться не отставать от других ребят ни в учебе, ни в спорте и т. д.
  • Правильно распределите жизнь школьника. В своем стремлении оптимально загрузить ребенка полезными занятиями, чтобы он не сидел без дела, родители иногда выходят за пределы возможного. Надо понимать, что младшему школьнику важен правильный распорядок дня, когда физические и интеллектуальные нагрузки чередуются с отдыхом, хобби, игрой, прогулками. В младшем школьном возрасте, когда только идет становление произвольности действий, ребенок не в состоянии сам контролировать время и действия. В этот период важен контроль взрослых, которые подскажут школьнику, как распределить свое время, какие уроки делать в первую очередь, как совместить отдых и занятия.
  • Никаких сравнений! Ничто так не мешает школьнику в развитии учебной мотивации, как сравнение его с другими детьми. Любящие родители принимают ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, понимая, что все недостатки ребенка - это пробелы их воспитания. Полезно научиться оценивать домашние задания школьника, работу в классе. Для этого желательно почаще контактировать с учителем, обсуждая успехи или неудачи ребенка в школе.
  • Эврика (греч. heureka - я нашел)! Сделайте своего ребенка первооткрывателем, создайте эмоциональный настрой при получении новых знаний. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком узнает что-то новое, выражает радость, удовлетворение от оригинального решения какой-либо задачи, возникновении идеи, при этом необходимо подчеркнуть наличие знаний для нахождения решений. Для школьника - первооткрывателя учение всегда является удовольствием.

  • Создайте систему поощрений за хорошую учебу. Правильное поощрение используется как мотивация учения школьников. Полезно договориться с маленьким учеником, как его успехи в учении будут поощряться. Есть семьи, где нормой является материальное поощрение. Как показывает практика, это работает до поры до времени, становясь старше ребенок начинает добывать хорошие оценки любыми способами. Гораздо важнее, когда поощрение станет продолжением эмоционального подъема ребенка. Для младшеклассников ценным всегда является общение с родителями, поэтому поощрением могут быть семейные походы, путешествия, экскурсии, прогулки с интересными событиями (в цирк, театр, боулинг, спортивные соревнования). Выбор поощрений зависит от интересов ребенка. Совместите приятное с полезным, вся семья получит удовольствие!

Любой бизнесмен стремится к тому, чтобы сформировать эффективную систему мотивации топ-менеджмента во имя успешного развития компании. На эту тему прочитаны тысячи докладов и лекций, написаны сотни книг и популярных статей. Однако теория - теорией. А вот практика у каждого руководителя своя.

Я в бизнесе уже 14 лет. И за это время мне пришлось перепробовать самые разные способы мотивации персонала. Впрочем, процесс этот не сводился к случайному перебору известных инструментов. Точнее будет сказать, на каждом этапе приходилось искать наиболее эффективные подходы, соответствующие уровню развития компании. Были периоды, когда нам были нужны менеджеры, способные обеспечить высокую динамику развития; порой ставка делалась на так называемых «антикризисных» менеджеров; а иногда в центре внимания оказывались управленцы, умеющие правильно «консервировать» бизнес.

На мой взгляд, любая компания проходит в своем развитии три ярко выраженных этапа: это «развитие», «кризис развития» и «стагнация». Причем не стоит полагать, что третья фаза - финальная: просто с этого момента может начаться новый круг. Прямолинейного, неуклонно поступательного развития бизнеса, как правило, не бывает, и за очередным броском вперед обязательно следует период накопления сил. Вопрос в том, кто из менеджеров и в какой степени готов обеспечивать управление на каждом из этих этапов. Универсальных управленцев не существует; а значит, каждая фаза требует менеджеров соответствующего типа.

Когда ваша компания решительно движется вперед, вам нужны люди, готовые с высоко поднятым знаменем идти в бой. Да, позади остаются разрушения, а многие цели намечены пока лишь «крупными мазками». Но во время атаки на такие «мелочи» не обращают внимания. Главное здесь - натиск, решимость, достижение существенного прогресса за короткий срок. Менеджеры «прорывного» типа - явные пассионарии. Они никогда не вынесут на повестку дня совета директоров вопрос о закрытии того или иного направления бизнеса, поскольку думают только о расширениях и захватах.

В свою очередь, менеджеры «антикризисного» типа способны быстро и трезво разбираться с тем, что «захвачено», когда наступление на новые рыночные позиции завершилось. Они знают, как закрепиться на полученных территориях, и умеют это делать.

И наконец, им на смену приходят менеджеры, способные педантично, системно упорядочивать процесс управления, оптимизировать работу с активами и осуществлять «тонкую настройку» менеджмента.

Сфера ответственности того или иного менеджера чаще всего четко определяется его психологическим портретом. Так, большинство финансовых директоров, как правило, относится к третьему - «консервативному» - типу. А вот менеджеры по продажам - это «нападающие». В свою очередь, специалисты по антикризисному управлению принадлежат к довольно редкому типу и наилучших результатов добиваются на позициях генеральных директоров.

В зависимости от того, к какому из типов относится управляющий тем или иным направлением бизнеса, можно довольно уверенно судить, на каком этапе развития находится бизнес в целом. Если «первую скрипку» играет финансовый директор, значит, предприятие проходит фазу стабильности. Если же рычаги находятся в руках коммерческого директора, то, скорее всего, компания вступила в очередной цикл активного развития.

Хорошо, когда на каждом из этапов удается привлечь или выдвинуть адекватных управляющих, однако не менее важен и общий баланс. Так, в случае численного перевеса «консерваторов» характерными результатами являются возрастающие объемы внутреннего документооборота и вялая реакция на любые свежие идеи, а диктат всепроникающих процедур со временем становится все более опасным. Точно так же не дает идеального результата и ставка исключительно на «специалистов по развитию». Да, компания расширяется, объемы продаж растут, появляются филиалы, но... все деньги идут на их развитие, а ключевые показатели бизнеса, такие как прибыль и доход на вложенный капитал, ухудшаются от квартала к кварталу.

В идеальном случае руководитель соблюдает баланс между различными типами менеджеров, в соответствующие моменты умело используя их достоинства и аккуратно преодолевая границы между меняющимися фазами развития бизнеса, в частности, корректируя систему мотивации.

Мотивация менеджмента - это не столько материальная составляющая (хотя она крайне важна!), но и «заряженность на успех». Хорошо, если ваши топ-менеджеры стремятся к успеху. Однако главное здесь - не попасть в ловушку «быстрых достижений», с которой мне в свое время пришлось столкнуться.

В истории нашей компании был период, когда весь бизнес развивался очень быстро. Но однажды, зафиксировав к концу очередного отчетного периода невероятно высокие показатели, я понял: в следующем году добиться такого результата уже не удастся. Затем это понимание пришло к топ-менеджменту. И... эффективность прежде отлично работавшей системы мотивации драматически снизилась. Люди потеряли цель - просто потому, что она была достигнута.

К такому повороту событий - «эффекту достигнутых целей» - должен быть готов любой руководитель. Помню, мне пришлось тогда инициировать процесс реорганизации компании и таким образом создать новые цели - прежде всего для того, чтобы топ-менеджмент вновь обрел ясные ориентиры и ощутил перспективу. А попутно родилась чуть ли не крамольная для предпринимателя мысль, что рост компании порой нужно сдерживать. Есть спортсмены, которые один раз за всю карьеру ставят невероятный рекорд, а затем исчезают со спортивного горизонта навсегда. А есть такие, кто способен каждый раз понемногу добавлять к высшим достижениям - так действовал многократный чемпион мира по прыжкам в высоту Сергей Бубка.

Проблема отсутствия желания детей учиться, получать знания, актуальна во многих семьях. У одних детей мотивация к учебному процессу исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем.

Как мудрый родитель может помочь ребенку сформировать мотивацию к обучению? Давайте разберемся вместе.

Совет первый. Контролируйте процесс и учитывайте индивидуальные способности

Обычно родителям первоклассников советуют полностью контролировать учебный процесс во время адаптации ребенка в школе. Малыш еще не освоился, ему тяжело самостоятельно устанавливать режим дня, вовремя приступать к домашнему заданию, именно поэтому на помощь приходят взрослые. Но что если и у ученика среднего звена нет навыков организации учебной деятельности? Тогда нужно забыть о возрасте ученика, и снова помочь ему, как в начальной школе.

Родителям стоит учитывать индивидуальные особенности ребенка. Кому-то проще сесть за уроки сразу после школы, а кому-то обязательно нужен «тихий час», или смена учебной деятельности на какую-либо другую.

По сути, формирование учебных навыков должно начаться снова. Ребенок плохо пишет? Пусть делает упражнения для отработки письма. Не может пересказать текст? Терпеливо объясните, что для начала нужно составить план этого текста, выделить главную мысль и лишь затем приступить к пересказу.

Совет второй. Обозначьте краткосрочные перспективы, но не делайте ничего за ребенка

Не стоит ставить перед ребенком слишком отдаленные перспективы: «Будешь плохо учиться – никогда не найдешь нормальную работу». Дети не могут смотреть настолько далеко. Обозначьте ближайшую зону развития. Если у ребенка есть проблемы с математикой – нужно научиться решать типовые задачи, и уже это будет успехом. Ни в коем случае нельзя делать работу за ребенка. Можно проверить выполненное и обозначить, сколько в нем ошибок. А искать и исправлять их – дело школьника.

Психологами доказано, что у детей с низкой самооценкой снижается мотивация к обучению. Дети с завышенной самооценкой не признают своих ошибок, что тоже негативно сказывается на процессе обучения. Поэтому самооценка должна соответствовать способностям ребенка. Если она занижена – не забывайте подбадривать ребенка за , не касающиеся академических знаний. Если завышена – указывайте на ошибки. И не забывайте, что при любых требованиях к учебному процессу, ребенок должен получать от семьи любовь, заботу и тепло.

Слово и школьная «оценка» перекликаются, но это не одно и то же. Возможно, в школе успехи ребенка будут оценены, как неудовлетворительные. Но есть еще и личные успехи – больше или меньше сделано ошибок в задании, уверенно или неуверенно чувствовал себя при ответе ребенок. Поэтому не всегда стоит обращать внимание на цифры. Сосредоточьтесь на прогрессе. Это также поспособствует развитию у ребенка адекватной самооценки. Поддерживайте своё чадо, верьте в его успех. Без этого невозможно формирование мотивации.

Многие родители поощряют детей за хорошие оценки материально. Но это не всегда вариант, ведущий к успеху. А вдруг ребенок будет брать учебники в руки только за деньги? Поэтому оптимальное поощрение – это интересный совместный досуг, которому ребенок будет рад. Театр, кино, картинг или что-то еще – исходите из желаний вашего ребенка.

Формирование мотивации к учебе – дело не одного дня. Будут промахи, будут провалы. Но систематическая совместная работа родителя и ребенка над повышением мотивации к обучению – рано или поздно принесет свои плоды.

Родители не всегда смогут контролировать учебный процесс. А если речь идет о подростке, то контроль и вовсе должен был сведен на нет. Ребенок должен уметь проверять себя сам. Для того, чтобы развить внимательность, можно поиграть в игры, где ребенок является педагогом и сам проверяет домашнее задание. При этом, важно не превращать игру в упражнение. Не стоит раздражаться, даже если у ребенка что-то не получается.

В целом, мотивация ребенка на начальном этапе полностью зависит от родителей. Важно прислушаться друг к другу и объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться длительный, но необходимый. Не надоедайте малышу нотациями, а сделайте ставку на его любознательность. Тогда учеба станет для ребенка радостным открытием, а круг интересов постепенно расширится.

Владлена Ворона