Храм николая чудотворца амстердаме фейсбуке. Как отмечать, подарки под подушку детям в День Святого Николая

Я отметила, что в сказочном Амстердаме представлены развлечения на любой вкус: от небанальных до очень пикантных, а для ценителей архитектуры и истории это многочисленные музеи, исторические достопримечательности и, конечно же, церкви и соборы.

Как мы узнали из интернета, большинство церквей в Амстердаме протестантские и древние, и связано это с тем, что в эпоху Реформации протестантизм обрел максимальное количество сторонников именно в Королевстве Нидерландов. Кстати, вдобавок к высокому числу протестантов в последние века здесь в общей массе насчитывается более 40% агностиков (атеистов), которые повлияли на толерантность и свободу нравов (ведь в Господа они не верят и заповедей не придерживаются), и прославили Королевство как одну из самых свободомыслящих стран вследствие лояльного отношения к однополым бракам, употреблению наркотиков и т.д. Есть в Амстердаме и классический католический собор – базилика, и православный приход. О каждом из этих памятников архитектуры и истории я расскажу вам подробнее, а также предоставлю актуальные сведения о возможности бесплатного посещения и проводимых мероприятиях.

Церковь Святого Николая (Sint Nicolaaskerk)

Потайная церковь на чердаке (Ons lieve heer op solder)

Одна из самых популярных туристических достопримечательностей, по моему мнению, Потайная церковь. Она находится в самом сердце Квартала Красных Фонарей и это, кажется, одна из самых необычных церквей, что я видела на своём веку. Называется она Церковью нашего возлюбленного Господа на чердаке (адрес: Oudezijds Voorburgwal 38) и расположена также посреди Квартала красных фонарей.

Как эта церковь появилась? Из-за гонений на католиков в период Реформации в XVII веке Потайная церковь буквально спряталась в трёхэтажном жилом доме благодаря стараниям сметливого купца.

Сейчас это и церковь, и музей. Мы смогли детально рассмотреть архитектуру здания изнутри, интерьер, а также быт нидерландцев 16 века.

В музее действует аудиогид (есть на русском, бесплатный), а на входе выдают пару специальных тапочек, которые защитят раритетный пол от износа ногами посетителей. В воскресенье проходит служба и церковь открывается в 13.00, будьте внимательны! Для прихожан действует отдельный вход. Посещение музея-церкви обойдется в 10 EUR.

Как сэкономить на посещении храмов и соборов?

Способов выгодно сходить в церкви с платным входом немного, но они есть. Конечно, я не учитываю личное знакомство, ведь мы берём за основу то, что в городе вы гость и турист, как и я. На данный момент мною открыты и опробованы эти два:


***

Помню, как в то солнечное сентябрьское утро мне отчаянно хотелось попасть в церковь и покаяться во всех своих грехах! Но я не знала, куда конкретно пойти, а у вас есть уникальная возможность воспользоваться моим обзором и опытом и заранее подобрать себе и туристический объект, и место для исповеди. В городе моряков и гуляк, где царит атмосфера всеобщего веселья, очень важно найти, если того потребует душа, место чистое, неиспорченное, и именно церковь будет таким местом.

Синт Николааскерк (Sint Nicolaaskerk), или церковь Св.Николая - римско-католическая церковь в центре Амстердама.

Официально церковь называлась «Церковь Св.Николая в стенах » (St. Nicholas inside the Walls), при этом имелись в виду старейшие городские защитные укрепления. Архитектор Блейс (Bleijs) (1842-1912) спроектировал церковь, основываясь на сочетании нескольких возрожденных стилей, среди которых, в первую очередь, можно выделить нео-барокко и нео-ренессанс.

Фасад завершают две башни с окном-розой между ними. В центре окна – барельеф с изображением Христа и четырех евангелистов, выполненный в 1886 году в мастерской Ван ден Босха (Van den Bossche) и Кревелса (Crevels). Скульптура святого покровителя церкви и города Амстердама помещена в нишу в верхней части фронтона. Скульптура была выполнена известным скульптором Бартом ван Хове (Bart van Hove) (1850-1914) в 1886 году. Средокрестие выражено большой восьмиугольной башней с куполом и световым фонарем в стиле барокко и увенчано крестом.

В основе плана церкви лежит схема классической базилики в виде креста с тремя пристройками, а именно нефом, двумя приделами и одним трансептом. Хоры располагаются как обычно, в конце нефа. На концах, образуемых трансептом и нефом, находятся две часовни, по традиции посвященные Марии и Иосифу.

Внутри недавно отремонтированной церкви можно увидеть орган Зауэра (Sauer) XIX века, он звучит во время концертов, также на нем аккомпанируют во время мессы.

В церкви все еще ведется активная приходская деятельность, в основном для центра города. В ней действуют три хора, два из них каждую субботу в 5 часов пополудни исполняют хоралы.

Как правило, гонениям в старой доброй Европе подвергались протестанты, а не католики. Но в Нидерландах, стране, где Реформация привлекла на свою сторону наибольшее число последователей, ситуация сложилась иначе. Исторически здесь притесняли именно католичество: запрещали строить новые храмы, сносили уже существующие обители либо отбирали здания в пользу протестантизма, всеми способами ущемляли права сторонников Папы Римского. Так продолжалось вплоть до второй половины XIX века. Видимо, тогда Амстердам счёл себя достаточно прогрессивным городом для того, чтобы понять, что в современном мире больше нет места религиозным войнам. Немногочисленная католическая община города ликовала, ведь ей разрешили построить свой собор!

Проект здания, возведенного в середине 1880-х, выполнил датчанин Адриан Блейс. Зодчий решил обратиться к различным архитектурным стилям, поэтому в облике сооружения можно увидеть черты не только характерной для католических церквей неоготики, но и ренессанса, барокко и даже модерна. Над оформлением обители трудились скульптор Барт ван Хоув, который создал статую, изображающую святого Николая, покровителя Амстердама, а также мастера Кревен и Ван ден Бош. Последние работали над витражами и барельефами.

Церковь Святого Николая заметно выделяется на фоне окружающей застройки благодаря внушительным размерам и необычному экстерьеру. Находясь среди трёх- и четырёхэтажных голландских домиков, уютных и ярких, храм заметно отличается от них: стены его сложены из коричневого камня, а башни чем-то напоминают крепостные.

Фасад церкви в изобилии декорирован. Это и упомянутая выше статуя святого Николая, в честь которого освящён храм, барельефы, оригинальный витраж с перекрёстным позолоченным обрамлением, необычный ритм каменной кладки светлых контрастных оттенков, а также изящные полукруглые своды проёмов дверей и окон, карнизы.

Экстерьер церкви отличается пышностью, но внутреннее убранство превосходит его по красоте.

Неповторимую атмосферу создают тёмные тона, доминирующие в оформлении, уникальные орнаментальные узоры сводов, фрески и витражи, сквозь которые в залы попадает дневной свет. В отделке баптистерия, алтаря и малых часовен в изобилии использована позолота, оттеняющая своим блеском каменные плиты, которыми выложены колонны. Возвышенность и богатство убранства храма проявились даже в отделке скамей для прихожан: они выполнены из дерева в сочетании с мрамором.

В Амстердаме не так много католических храмов, и главный из них — церковь Святого Николая. Так что стоит уделить время ее посещению, оказавшись в столице Нидерландов.

Полное официальное название храма «Церковь Святого Николая в Стенах», как память о том, что рядом существовали когда-то самые старые в Амстердаме крепостные стены. Церковь, сооружённая по проекту архитектора Блейса, была закончена в 1887 г. Храм строился как протестантский – ведь с конца 16 в., после победы религиозного движения Реформации в Нидерландах, католические богослужения в стране были запрещены.
В конце века 19-го этот запрет, впрочем, ставший со временем достаточно условным, был отменён, и через несколько лет после окончания строительства церковь Святого Николая была передана католической общине голландской столицы. До сих пор эта церковь – главный католический храм Амстердама, в котором проходят регулярные богослужения.
Мощный и вместе с тем изящный купол на восьмигранном барабане и две башни церкви Синт-Николаас-керк (так звучит название храма по-голландски) доминируют над окружающей застройкой. Между башнями на фасаде большое окно-роза. В центре его – барельеф с изображением Христа, его окружают золочёные фигуры, символизирующие четырёх евангелистов – Иоанна, Матфея, Марка и Луку: орёл, ангел, лев и телец.
Скульптуры были изготовлены в мастерской Ван ден Босха и Кревелса за год до окончания строительства храма. В это же время скульптор Барт ван Хове создаёт скульптуру Святого Николая, помещённую в нишу в верхней части фронтона. Святой Николай считается покровителем путешественников и моряков, поэтому в Голландии многие церкви были посвящены этому святому. В Амстердаме же Святой Николай считается ещё и покровителем города.
Если церковь открыта, не упустите случая полюбоваться прекрасным интерьером. Храм построен в форме базилики – то есть центральный проход-неф выше боковых и имеет вверху окна для освещения церковного зала. Мощные полосатые столбы-пилоны и арочные проёмы отделяют боковые нефы. Короткий поперечный неф-трансепт завершают справа и слева две часовни, по традиции посвященные Марии и Иосифу.
Над пересечением нефов возвышается великолепный барочный купол. Свет, льющийся из окон фонарика, венчающего купол, создаёт впечатление воздушности и позволяет рассмотреть прекрасную роспись купола. Оконные витражи, позолота, мозаики, живопись и скульптура, украшающие храм, великолепный потолок, отделанный расписными кессонами, главный алтарь с огромной цветной короной, напоминающей об императоре Максимилиане, сливаются в яркую, выразительную, впечатляющую симфонию цвета и формы.
Справа от входа обратите внимание на резную каменную купель с золочёной крышкой в баптистерии. Ближе к главному алтарю, также с правой стороны, возвышается изящная кафедра проповедника, которую украшают резные фигуры святых. Орган, выполненный Зауэром в конце 19 в., расположен над входом в храм таким образом, что окно-роза находится над центральной частью инструмента, и рельефное изображение Христа осеняет его.
Выйдя из церкви, мы повернём направо по улице Принс Хендриккаде и направимся к средневековой башне Схрейрсторен, которая находится за крутым поворотом улицы.
В этой башне до 1960 г. располагалась Администрация Амстердамского торгового порта. Полукруглое крепостное сооружение, возведенное в 1487 г., на исходе Средневековья служило частью несохранившихся ныне крепостных стен. Городские укрепления проходили вдоль каналов Гелдерсекаде и Аудезайдс-Колк – каналы и сейчас мы можем видеть за башней.
У башни стены сходились под острым углом – по-голландски «схрей», отсюда название башни. Об этом не устают повторять учёные-историографы Амстердама, опровергая распространённую легенду, иначе объясняющую название. Легенда переводит название, как «Башня плача» и объясняет его тем, что именно отсюда когда-то, когда порт был гораздо ближе к городу, чем сейчас, отплывали голландские моряки, отправляясь в длительные плавания. А их жёны и невесты плакали, прощаясь с ними. Изображение плачущей женщины с ребёнком можно обнаружить на памятной доске, вмурованной в стену. Таким образом, красивая легенда оказалась увековечена в камне в пику научным доказательствам.
Зато другая памятная доска, висящая здесь, не вызывает никаких сомнений в своей правдивости. Она посвящена английскому мореплавателю Генри Хадсону, или как его принято называть в русской традиции – Гудзону. Его корабль «Полумесяц» отплыл отсюда 4 апреля 1609 г. в надежде найти западный путь в Ост-Индию – а вместо этого обнаружил остров в устье реки на восточном побережье Америки. В 1614 г. голландцы основали на острове Манхэттен город Нью-Амстердам. Это современный Нью-Йорк. А река и сейчас носит имя первооткрывателя – Гудзон.
Сейчас в башне работают небольшой магазинчик и кафе.
От башни Схрейсторен мы отправимся дальше по каналу Аудезайдс-Колк, одному из самых старых в Амстердаме. Пройти можно только с левой стороны – вдоль правого берега стены зданий на венецианский манер обрываются прямо в воду. В таких уголках Амстердам становится подлинным северным братом южной Венеции. А может, правильнее сказать, сестрой – ведь в голландском языке слово «город» женского рода и олицетворением голландской столицы традиционно является многократно повторённая в живописи и скульптуре Амстердамская дева.
Обратите внимание на мощные стены алтарной части церкви Святого Николая, уходящие в воды канала, и насладитесь поэтическим уголком старого Амстердама. Канал приведёт нас на тихий и живописный мост Аудезайдс-Колк, у которого до сих пор сохранился старинный шлюз с воротами и механизмом. Пройдя по мосту, повернём направо на улицу Зейдайк. Но можно растянуть удовольствие и прежде чем углубиться в амстердамские кварталы насладится панорамой Морского порта.

Купить экскурсию за 149.5 р.

Главной католической церковью Амстердама, столицы Нидерландов, является Базилика Святого Николая. По статистике, в Нидерландах проживает около 33 % протестантов и 31 % католиков. Может, поэтому в столице государства можно встретить как протестантские церкви, так и католические.


Католический собор Святого Николая был построен в XIX веке, с 1884 по 1887 годы, по проекту архитектора Адриануса Блейса (1842 - 1912 гг.). Архитектор создал для базилики особый стиль, в котором сочетается необарокко и неоренессанс. Фасад церкви украшен двумя башнями, между которыми располагается окно розы. В центре окна помещен барельеф с изображением Христа и четырех евангелистов. В нише верхней части церкви поставлена скульптура покровителя города Амстердам Святого Николая, выполненная скульптором Барт ван Хоувом (1850 - 1914 гг.). Создание скульптуры относится к 1886 году. Церковь украшена барочным куполом, по краям расположены две часовни, посвященные Деве Марии и Иосифу.






Уникальный интерьер базилики Святого Николая привлекает не меньше, чем фасад. В соборе находится коллекция религиозных росписей. Арочный свод поддерживается цилиндрическими и прямоугольными колоннами. Над главным алтарем расположена корона Максимилиана I, короля Германии с 1486 по 1519 годы и императора Священной Римской империи с 1508 по 1519 годы. Скульптуры алтаря и часовен были созданы Пьером Элизеем ванн ден Босхе с 1889 по 1892 годы. На картинах внутри собора можно увидеть изображения девятнадцати католических деятелей, которые были казнены в 1572 году, в период европейских религиозных войн.




В базилике расположен самый большой в Нидерландах орган, поэтому там проводятся различные концерты, религиозные спектакли. На мессу в собор приходят как жители Амстердама, так и гости столицы Нидерландов. В 2012 году собор получил статус базилики.




Автор: Светлана Воробьева.