Цель открытия группы выходного дня. Современный детский сад. Спасибо за сотрудничество

Перспективный план «Группы выходного дня» разработан в соответствии с комплексной «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией А.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для детей не посещающих ДОУ. Предполагает занятия в ДОУ по субботам в течение 4 часов (с 10 утра до 14.00 дня).Материал перспективного плана подобран таким образом, чтобы совершенствовать умственное и эстетическое развитие, речь, тонкую моторику рук, коммуникативные навыки общения детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы

группы выходного дня

(возраст 4-6 лет)

воспитатель I квалификационной категории

Е.А. Черемискина

г. Березники, 2014

Пояснительная записка

Перспективный план «Группы выходного дня» разработан в соответствии с комплексной «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией А.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для детей не посещающих ДОУ. Предполагает занятия в ДОУ по субботам в течение 4 часов (с 10 утра до 14.00 дня).

Материал перспективного плана подобран таким образом, чтобы совершенствовать умственное и эстетическое развитие, речь, тонкую моторику рук, коммуникативные навыки общения детей.

В содержание перспективного плана вошли разработки В.Н. Цвынтарного «Играем пальчиками и развиваем речь», Л.А. Смирновой «Логопедия в детском саду», Л.А. Улановой и С.О. Иордан «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет», В.И. Коржской «Здоровье с ранних лет», «Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ».

Новизна содержания перспективного плана заключается в том, что в него включены здоровьесберегающие компоненты.

Игры ориентированы на подгрупповую форму организации детей.

Практическая ценность состоит в том, что в ходе решения программных задач происходит всестороннее развитие дошкольников.

Ребенок познает:

Окружающий мир и природу;

Развивается воображение и фантазия;

Появляется стремление к экспериментированию;

Совершенствуется пространственное, логическое, математическое, осознанное мышление, память;

Учится совершенствовать свое здоровье;

Формирует положительные качества в общении со сверстниками;

Развивает мелку моторику рук.

На занятиях рисования и аппликации:

Развиваются способности к созданию сюжета;

Развиваются способности к композиции с использованием разных художественных средств и передачей своего эмоционального отношения;

Учатся приемам рисования и вырезания разными способами.

Ожидаемый результат:

Дети должны научиться:

Вести здоровый образ жизни;

Называть объекты природы (живые и неживые);

Называть виды спорта;

Определять профессии людей;

Знать времена года;

Называть музыкальные инструменты;

Делать массаж БАТ лица;

Делать массаж пальцев;

Пальчиковую гимнастику, игровой массаж спины и ног;

Гимнастику артикулярного аппарата;

Определять эмоциональное состояние;

Уметь контролировать свои действия;

Знать особенности дружеских отношений.

В изобразительной деятельности:

Использовать композиционные умения;

Развивать чувство цвета и формы;

Передавать пространственные представления.

СЕНТЯБРЬ

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Игровой массаж

Дидактические игры

Настольные игры

Коммуникативные игры

Рисование

/аппликация

Основной комплекс

«Семья»

«Черепаха» (в кругу)

Цель: снять напряжение спины

«Квартира»

«Зоологическое лото»

Цель: активизировать знания о диких животных

«Охотники»

Цель: укрепление дружеских отношений

Р. Тема: «Наши руки не для скуки»

Задачи: познакомить с созданием образов, символов на основе одинаковых элементов

Стр. 30 (VII)

Основной комплекс

Цель: разрабатывать подвижность артикуляционного аппарата

«Капуста»

Цель: развивать мелкую моторику

«Дождь» (паровозиком)

Цель: способствовать снятию напряжения, созданию дружеской обстановки

«Малыши – крепыши»

Цель: знакомство со здоровым образом жизни

«Чего не стало?»

Цель: развитие внимания, памяти

«Лавата»

Цель: способствовать сближению детей

А. Тема: «Веселые портреты»

Задачи: учить составлять портрет из отдельных частей (овальное лицо, комки смятой бумаги – прическа)

Стр. 41 (VII)

«Веселый язычок»

Цель: в игровой форме разрабатывать подвижность артикуляционного аппарата

«Меж еловых мягких лап»

Массаж лица и ушей

(индивидуально)

«Кто где живет?»

Цель: закрепить знания о месте обитания животных, птиц, насекомых

«Золушка»

Цель: профилактика неконструктивного поведения

«Буги – вуги»

Цель: развитие ориентировки (право, лево, части тела)

Р. Тема: «Деревья в нашем парке»

Задачи: учить рисовать лиственные деревья, передавать особенности строения ствола и кроны. Развивать способности к созданию выразительных образов. стр. 59 (VII)

«Веселый язычок»

Цель: учить упражнениям для подвижности губ, языка

«Тень-тень-потетень»

Цель: разучить пальчиковую гимнастику (4-6 лет)

«Зоопарк» (в кругу)

Цель: закрепить знания о животных зоопарка, снять психологическое напряжение

«Музыкальное лото»

Цель: знакомство с музыкальными инструментами

«Домино»

Цель: познакомить с правилами и игровыми действиями, развивать внимание

«Слова – ласковушки»

Цель: развивать коммуникативность, желание дарить комплименты

А. Тема: «Машины на улицах города»

Задачи: учить вырезать машины из прямоугольников и квадратов, сложенных пополам

Стр. 77 (VII)

ОКТЯБРЬ

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Игровой массаж

Дидактические игры

Словесные игры

Коммуникативные игры

Рисование

/аппликация

Основной комплекс

Цель: разрабатывать подвижность артикуляционного аппарата

«Цветы»

Цель: развитие мелкой моторики

«Перчатки»

Цель: учить массировать пальцы от кончиков к запястью

«Домик эмоций»

Цель: знакомство с эмоциональными состояниями людей

«Смешной телефон»

Цель: создать радостную атмосферу

«Ворона»

Цель: способствовать развитию уверенности в себе

А. Тема: «Кошки на окошке»

Задачи: учить создавать сюжетную композицию: кошку из бумаги, занавески украшать узором по своему замыслу

Стр. 83 (VII)

Основной комплекс

«Очки», «Пароход», «Грабли»

Массаж БАТ

по методике Уманской

Цель: способствовать профилактике простудных заболеваний

«Зуб Неболейка»

«Бабушка из Таллина»

Цель: развитие внимания, памяти, образного мышления

«Строим цифры»

Цель: способствовать сплоченности

Р. Тема «Загадки с грядки»

Задачи: учить передавать характерные особенности овощей по их описанию в загадках

Стр. 101 (VII)

Основной комплекс

«Стул», «Скворечник»

Цвынтарный «Пальчиковые игры»

Массаж ушей

«Слоник хлопает ушами», «Лепим пельмени»

«Математический танграм»

Цель: закрепить умение выкладывать фигуры по образу

«Да» и «Нет»

Не говорите, черный с белым не берите»

«Цветик - семицветик»

Цель: воспитание уважительного отношения к окружающим

А. Тема: «Осенний натюрморт»

Задачи: совершенствовать технику вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. Познакомить с жанром «живопись» и «натюрморт»

Стр. 110 (VII)

Основной комплекс

«Кроссовки»

Массаж рук, пальцев (с карандашом)

«Спортивное лото

Цель: называть виды спорта, спортсменов

«Фанты»

Цель: создание дружеской атмосферы, артистизма

Упражнение на релаксацию и дыхание «Дракон»

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук

Р. Тема: «Нарядные лошадки»

Задачи: украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, прямыми линиями)

Стр. 131 (VII)

НОЯБРЬ

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Игровой массаж

Дидактические игры

Словесные игры

Коммуникативные игры

Рисование

/аппликация

«Веселый язычок»

«Заборчик» - «Хоботок»

(шш-уу)

«Семья»

Цель: развитие мелкой моторики рук

«Рубка капусты»

Цель: снятие напряжения, объединить детей одним сюжетом

«Дикое или домашнее?»

Цель: различать домашних и диких животных

«Где мы были, мы не скажем»

«Пеньки»

Цель: способствовать сближению, дружескому общению

Р. Тема «Осенние листья»

Задачи: учить рисовать с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев»

Стр. 144 (VII)

«В лесу»

(аа-уу)

«Почистим зубки язычком»

Психоречевая гимнастика

«Зайцы»

Цель: импровизация движений пальцами

Стр. 53 (II)

«Черепашка»

Цель: снятие напряжения

«Зуб Неболейка»

Цель: воспитание ЗОЖ, уход за зубами

«Запомни фразы»

«Мяч по кругу»

Цель: развитие дружеских чувств

А. Тема «Листочки на окошке»

Задачи: вызвать желание создать коллективную композицию из вырезанных листочков

Стр. 153 (VII)

«Вкусное варенье», «Уколи щеки язычком»

«Зашагами ножки»

Цель: развитие мелкой моторики рук

«Лепим умелую руку»

Цель: расслабление мышц

«Спортивное лото»

Цель: называть виды спорта

«Лишнее слово»

Цель: развитие смысловой памяти

«Все наоборот»

Р. Тема «Чудесные превращения кляксы»

(кляксография)

Задачи: показать способ получения абстрактных изображений (клякс), «оживлять» необычные формы

Стр. 167 (VII)

«Качели», «Лошадки», «Чашечка»

«Грабли», «Стульчик», «Скворечник»

«Поезд»

«Созвездия»

Цель: знакомство с созвездиями, расположением звезд

«Есть или нет?»

Цель: развитие смысловой памяти

«Рукавичка»

Цель: развитие сплоченности

А. Тема «Лес, точно терем расписной»

Задачи: создавать коллективную композицию, побуждать к созданию разных крон деревьев

Стр. 189 (VII)

ДЕКАБРЬ

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Игровой массаж

Дидактические игры

Словесные игры

Коммуникативные игры

Рисование

/аппликация

Основной комплекс

«Пальчики»

Цель: развитие мелкой моторики рук

Массаж по методике Уманской

Цель: профилактика простуды

«Что перепутал художник?»

Цель: развитие эстетического восприятия, закономерностей

«Радио»

Цель: развитие внимания, реакции

«Запомни порядок»

Р. Тема: «Зайчишки: трусишка и храбришка»

Задачи: учить изображать зайца крупно на переднем плане, передавать характер изобразительно-выразительными средствами

Стр. 193 (VII)

Упражнение «Пароход гудит»

«Вкусное варенье»

«Меж еловых мягких лап»

Цель: снятие напряжения с кистей рук

«Дятел»

(игровой)

«Пирамида питания»

Цель: знакомство с правильным, рациональным питанием

«Художник»

Цель: развитие памяти, наблюдательности

«Кто что делал»

Цель: развитие памяти, наблюдательности

Р. Тема «Лиса – кумушка»

Задачи: учить рисовать животное, передавая характер, пропорции частей тела

Стр. 202 (VII)

Упражнения «Барабанщик»

«Накажем непослушный язычок»

«Посуда»

Цель: развитие мелкой моторики рук

«Зоопарк»

Цель: расслабление, снятие напряжения с туловища

«Колумбово яйцо»

Цель: развитие сенсорных способностей

«У бабушки Загадушки»

Цель: учить логическому мышлению, умозаключениям

«Подарок под елкой»

Цель: снятие усталости, развитее коммуникативности

А. Тема «Кто живет в лесу?»

Задачи: учить создавать сюжетную композицию к коллективной работе «Лес, точно терем расписной» из силуэтов животных

Стр. 209 (VII)

Упражнения «Индюк»

«Лошадки»

«Тень-тень-потетень»

Цель: развитие мелкой моторики рук

«Снеговик»

Цель:

Массаж головы, рук и ног (самостоятельно)

«Живое – неживое»

Цель: знакомство с живым и неживым в природе

«Угадай и нарисуй»

Цель: подбирать слова к определению

Стр. 141 (I)

«Дудочка»

Цель: расслабление, снятие напряжения

Р. Тема «Расписные ткани»

Задачи: рисовать узоры по замыслу, заполняя все пространство листа бумаги

Стр. 221 (VII)

ЯНВАРЬ

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Игровой массаж

Дидактические игры

Словесные игры

Коммуникативные игры

Рисование

/аппликация

Основной комплекс

«Черепашки»

Цель: развитие мелкой моторики

Массаж БАТ

по методике Уманской

Цель: профилактика насморка

«Четвертый – лишний»

Цель: находить логические закономерности

«Живые звуки»

Цель: развитие слухового внимания

«Домик настроений»

Цель: называть разные эмоциональные состояния героев

А. Тема «Нарядные пальчики»

Задачи: учить вырезать из бумаги одежду для персонажей пальчикового театра

Ст. 224 (VII)

Основной комплекс

«Цветы»

Цель: развитие подвижности кисти пальцев

«Скульпторы»

Цель: снятие напряжения с рук и плеч

Моделирование «Котенок»

Цель: составление рассказа с использованием моделей

Чистоговорки (со звуком С)

Цель: учить четко проговаривать чистоговорку

«Давайте поздороваемся»

Цель: настроить детей на работу в группе

Стр. 62 (III)

Р. ТЕМА «Короны и кокошники»

Задачи: учить рисовать головные уборы и самостоятельно украшать декоративной росписью

Стр. 240 (VII)

«Трубочка»,

«Улыбка»

«Посуда»

Цель: развитие мелкой моторики рук

Массаж ушей «Слоники», «Козленок», «С днем рождения»

«Чудесный мешочек»

Цель: называть профессии взрослых

«Один – много»

Цель: развитие речи, согласовывание

существительных в родительном падеже

«Комплимент»

Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение самооценки

Стр. 62 (III)

А. Тема «Новогодняя гирлянда»

Задачи: участвовать в совместной работе, помогать приобрести навыки сотрудничества, способствовать новому способу работы с бумагой – надрезанию листа,

сложенного пополам

стр. 280 (VII)

«Широкий язык»,

«Узкий язычок»

«За грибами»

Цель: развитие мелкой моторики

Массаж спины «Поезд»

Цель: в игровой форме расслабление мышц шеи и спины

«Скажи «Да» здоровью»

Цель: воспитание основ ЗОЖ

Стр. 26 (III )

«Скажи правильно»

Цель:

Усвоить названия животных и их особенностей

Стр. 59 (II)

«Зайчики в гостях у детей»

Цель: знакомство с эмоциями страха

Стр. 62 (II)

Р. Тема «Еловые веточки»

Задачи: учить рисовать еловую ветку с натуры, передавая особенности ее строения, окраски

Стр. 323 (VII)

ФЕВРАЛЬ

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Игровой массаж

Дидактические игры

Настольно-печатные игры

Коммуникативные игры

Рисование

/аппликация

Основной комплекс

«Гусь», «Петушок»

Стр. 17 (IV)

«Черепашка»

Цель: снятие напряжения мышц спины

«Придумай слово»

Цель: подбор однокоренных слов

«Зоологическое лото»

Цель: классификация обобщающих понятий

«Опасный лес»

Цель: создание коммуникативной ситуации

Стр. 26 (III)

Р. Тема «Веселый клоун»

Задачи: учить рисовать клоуна с передачей настроения, в движении. Подбирать контрастное цветосочетание в соответствии с образом

Стр. 350 (VII)

«Заборчик», «Хоббит», «Овал» (ОО)

«Зайка и зеркало», «Коза»

Стр. 16 (IV)

«Рубка капусты»

Цель: снятие напряжения с плеч

«Угадай птицу по описанию»

Цель: развитие связной речи

«Путешествие к волшебнику Изумрудного города»

Цель: развитие усидчивости

«Бычок»

Цель: создание релаксационной ситуации

Стр. 16 (III)

А. Тема «Снеговики в шапочках и шарфах»

Задачи: учить создавать выразительный образ снеговика, передавая пропорциональное соотношение его частей

Стр. 374 (VII)

Основной комплекс

«Осы», «Жук»

Стр. 18 (IV)

Массаж ног (голени)

Цель: расслабление мышц голени

«Кому что нужно для работы»

Цель: закрепить знания об орудиях труда

«Шашки»

Цель: обучение правилам игры

«Нехочуха»

Цель: умение вести себя в различных ситуациях

Стр. 15 (III)

Р. Тема «Зимние забавы»

Задачи: развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бумаги, проводя линию горизонта). Передавать пространственные отношения между предметами

Стр. 378 (VII)

«Болтушка», «Лошадка», «Чашечка»

«Птенчик в гнезде», «Краб»

Стр. 19 (IV)

Массаж стоп

Цель: профилактика плоскостопия

«Времена года»

Цель: развитие внимания, мышления, логики

«Моя квартира»

Цель: закрепить знания о мебели

«Три поросенка»

Стр. 11 (III)

А. Тема «По морям, по волнам»

Задачи: создавать из бумаги разные кораблики, оформлять аппликацию графическими средствами

Стр. 433 (VII)

МАРТ

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Игровой массаж

Дидактические игры

Словесные игры

Коммуникативные игры

Рисование

/аппликация

«Веселый язычок», «Птенчики»

«Доктор Айболит»

Цель: развитие подвижности пальцев обеих рук

Стр. 59 (V)

Массаж рефлекторных зон ног

Стр. 36 (V)

«Права ребенка»

Цель: знакомство с правами детей

На имитацию заданных движений

Цель: развитие и пластика движений

Стр. 39 (V)

«Дружба»

Цель: развитие коммуникативных навыков

Стр. 13 (III)

Р. Тема «Мило мамочки портрет»

Задачи: учить рисовать женский портрет. Передавать особенности внешнего вида, характер и настроение. Знакомство с жанром «портрет»

Стр. 469 (VII)

«Лопаточка», «Чашечка»

«Слон», «Замок»

Стр. 19 (V)

Точечный массаж по Уманской

Цель: повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям

Стр. 30 (V)

«Что сначала, что потом?»

Цель: развитие логического мышления

«Как выпили суп»

Цель: ориентировка в пространстве, имитация движений

Стр. 40 (V)

«Гости»

Цель: развитие коммуникативных навыков

Стр. 13 (III)

А. Тема «Весенний букет»

Задачи: учить вырезать цветы и листья из бумажных квадратов и прямоугольников, сложенных пополам. Показывать прием накладной и раздвижной аппликации

Стр. 473 (VII)

Основной комплекс

«Дерево», «Птичка»

Стр. 20 (V)

«Поиграем с ушками»

(Норбеков)

Цель:

Повышение сопротивляемости простудам

Стр. 30 (V)

«»Чудесный мешочек»

Цель: определять на ощупь деревянные, бумажные, металлические предметы

«На шоссе»

Цель: развитие координации движений

Стр. 61 (VI)

«Быть по-твоему вели!»

Цель:

Развитие навыков критического восприятия

Стр. 15 (III)

Р. Тема» По горам, по долам»

Задачи:

Учить передавать природные ландшафты, создавать сюжет на фоне горного пейзажа

Стр. 631 (VII)

Основной комплекс

«Волк и лиса», «Крокодил»

Стр. 21 (V)

Массаж рук (Береснев)

Цель: развитие мелкой моторики рук

«Что звучит?»

Цель:

Различать музыкальные инструменты

Цель:

Развитие слухового внимания

Ритуал «Уход домой»

Стр. 41 (V)

А. Тема «Солнышко, улыбнись»

Задачи: вызывать интерес к созданию образов солнца в технике аппликации. Учить вырезать солнышко из бумажных квадратов

Стр. 519 (VII)

АПРЕЛЬ

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Игровой массаж

Дидактические игры

Словесные игры

Коммуникативные игры

Рисование

/аппликация

«Уколи щеки языком», «Болтушка» (движение языка назад-вперед)

«Филин», «Птенчики в гнезде»

Стр. 18,20 (IV)

«Поиграем с ушками»

Стр. 30 (V)

«Витамины»

Цель:

Знакомство с витаминными продуктами

«Когда это бывает?»

Цель:

Закрепить представления о сезонных изменениях в природе

Беседа «Огонь сердца»

Цель: создание атмосферы добра во взаимоотношениях

Стр. 38 (V)

А. Тема «Там сосны высокие»

Задачи:

Учить составлять композицию из ленточных аппликаций (сосны, ели, кедра). Учить вырезать дерево из бумаги, сложенной гармошкой или дважды подолам

Стр. 649 (VII)

«Лошадки», «Чашечка»

«Елка», «Корзинка»

Стр. 12 (IV)

Массаж рук «Поиграем ручками»

Стр. 31 (V)

«Символы, спасающие жизнь»

Цель: знакомство с правилами поведения при пожаре, при обморожении

«Отгадай-ка!»

Цель:

Научить описывать предмет, не глядя на него

«Минутка шалости»

Цель: снятие стресса

Р. Тема «Рыбки в озере»

Задачи: учить отражать свои представления о природе разными изобразительными и выразительными средствами (отпечатки ватными палочками или пальчиками)

Стр. 663 (VII)

«Заборчик», «Хоботок»

«Колокольчик», «Собака»

Стр. 13 (IV)

«Поиграем ножками»

Цель: стимуляция активных точек на подошве ног

Стр. 31 (V)

«Геометрическое лото»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах

«Что бывает короткое, длинное?»

«Представьте себе»

Цель:

Снятие напряжения

Стр. 39 (V)

А. Тема «Банка варенья для Карлсона»

Задачи:

Учить составлять композицию из аппликативных элементов на основе объединяющего образа. Вырезать из бумаги, сложенной гармошкой

Стр. 656 (VII)

«Улыбка», «Трубочка», «Овал»

«Цепочка», «Шарик»

Стр. 10 (IV)

«Зоопарк»

Цель: массаж спины (в кругу)

«Танграм»

Цель: развитие пространственного восприятия

«Что бывает широким и узким»

Цель: уточнить представления детей о величине предметов

«Волшебная палочка»

Цель:

Превращение объектов страха в безобидные предметы

Стр. 48 (III)

Р. Тема «Подснежники»

Задачи: учить воплощать в художественной форме свои представления о первоцветах. Развивать чувство формы и цвета

Стр. 591 (VII)

МАЙ

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Игровой массаж

Дидактические игры

Словесные игры

Коммуникативные игры

Рисование

/аппликация

«Веселый язычок»

Стр. 36 (V)

«Цветок»

Цель: развитие мелкой моторики рук

Стр. 106 (VI)

«Перчатки»

Цель: массаж пальцев, кисти

«Вершки – корешки»

Цель: повторить строение растений

«Назови одним словом»

Цель: активизировать в речи обобщающие слова

«Все наоборот»

Цель: развитие произвольного контроля над своими действиями

А. Тема «Бабочки летают»

Задачи: учить вырезать силуэты бабочек из бумажных квадратов или треугольников, сложенных пополам и украшать аппликативными или декоративными средствами

Стр. 750 (VII)

«Птенчики», «Лопаточка»

Стр. 36 (V)

Упражнение «Выложи узор из семечек»

Цель: развитие мелкой моторики рук

«Зоопарк»

Цель: снятие психологического напряжения

«Радуга»

Цель: закрепить представление об основных и дополнительных цветах

«Какой листок?»

Цель: употребление в речи относительных прилагательных

«Художники»

Цель: объединение в создании

сюжета

Р. Тема «Радуга – дуга»

Задачи: учит отражать свои представления о красивых природных явлениях. Вызывать интерес к изображению радуги, развивать чувство цвета

Стр. 753 (VII)

«Почистим зубки», «Индюк»

«Вышли пальчики гулять»

Стр. 112 (VI)

«Дождь»

Цель: расслабление мышц спины

«Склеим чайник»

Цель: развитие конструкторских навыков

«Загадай, мы отгадаем»

Цель: закрепить знания о растениях

«Ворона»

Цель: развитие уверенности в себе

А. Тема «Рюкзачок с кармашками»

Задачи: вызывать интерес к созданию оригинальной композиции с заменяемыми деталями в кармашках. Развивать глазомер, координацию глаза и руки

Стр. 727 (VII)

«Лошадка», «Овал»

(ОО)

«Кулачки – ладошки»

Стр. 114 (VI)

«Скульпторы»

Цель: снятие напряжения туловища

«Светофор»

Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения

«Хорошо – плохо»

Цель:

Видеть в одном явлении положительные и отрицательные качества

«Медвежата»

Цель: развитие коммуникативных навыков

Р. Тема «Наша группа»

Задачи: учить отражать в рисунке впечатления о жизни в детском саду, рисовать несложные сюжеты, передавая взаимодействия и отношения детей

Стр. 690 (VII)

Список литературы:

  1. Агишева М.А. 100 000 развивающих занятий с детьми 5-6 лет, М.: изд-во «Аист»
  2. Арушанова А.Г. Истоки диалога, М.: изд-во «Владос»
  3. Васильева М.А. Комплексная Программа «Воспитание и обучение детей в детском саду», М.: изд-во «Знание»
  4. Кожарская В.И. Здоровье с ранних лет, М.: изд-во «Наука»
  5. Притчина Е.К. Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ, М.: изд-во «Арти»
  6. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду, М..: изд-во «Аист»
  7. Уманова Л.А. Методические рекомендации по организации прогулок детей 3-7 лет, М.: изд-во «Владос»
  8. Цвынтарный В.Н. Играем пальчиками и развиваем речь, М.: изд-во «Наука»


Актуальность Иногда за рабочую неделю у родителей накапливается много неотложных дел: уборка квартиры, поход по магазинам, визит к парикмахеру, срочная поездка по делам фирмы – причин может быть масса. А заботливым родителям в тоже время хочется, чтобы их ребенок не остался без внимания, и это время прошло для него максимально интересно и полезно. В группе выходного дня дети проведут 1 – 4 часа в увлекательных обучающих играх, забавах, развлечениях, а у мам и пап появится немного времени заняться делами или просто отдохнуть.




Участники проекта: дети, посещающие детские сады города и района, заведующий МБДОУ д/с 1, ст. воспитатель, педагоги, в том числе и креативная группа по разработке сценариев, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, приглашенные специалисты по запросам родителей (педагог – психолог, логопед)


Услуга рассчитана на детей 3 – 7 лет Принцип комплектования: количество детей в группе - до 15 человек, разновозрастная группа. Материально – техническое обеспечение проекта: групповое помещение с необходимой мебелью, игровые пособия различного назначения, дидактические игры, технические средства: телевизор с USB- выходом, видеоролики, картины в цифровом виде, детские презентации, материалы для продуктивной деятельности, кулер.


Формы, в которых организуется совместная деятельность взрослых и детей: игровая деятельность, досуговая деятельность, коллективные и индивидуальные творческие задания, соревнования, организация выставки работ Методы: Наглядные, словесные, практические, игровые, частично - поисковые, метод проблемного обучения Приемы: «утренний сбор», воображаемая ситуация в развернутом виде, появление игрового персонажа, игровые действия воспитателя, инсценирование, отгадывание загадок, элементы соревнования, дидактические задания, вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, просмотр видеороликов, рассматривание, обследование предметов, приемы нетрадиционного рисования.


Цель: организация дополнительной платной услуги «Группа выходного дня» Задачи: 1. организация присмотра, ухода, за детьми, создание психологического комфорта; организация помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей; 2. развитие социальных навыков взаимодействия детей в коллективе (уверенность в себе, успешное общение вне дома, формирование культуры общения, формирование детского сообщества, установление сотрудничества детей и взрослых); 3. развитие личности, творческих возможностей ребенка в художественно – эстетической деятельности, развитие фантазии; 4. развитие наблюдательности, внимания, памяти, мышления посредством использования дидактических игр.


Содержание работы по проекту: Проект предусматривает 3 блока работы: диагностический блок представлен анкетами на определение потребности родителей в данной услуге и удовлетворенностью деятельностью Группы выходного дня нормативно-правовой блок, включающий всю нормативно-правовую документацию, регламентирующую работу группы выходного дня блок планирования работы и анализа результативности проведенной работы


Этапы реализации проекта: I этап - подготовительный, информационно – рекламный Срок: Ноябрь, декабрь - проведение рекламной акции по ознакомлению родителей МБДОУ д/с 1 и других садов города и района с данной услугой - анкетирование родителей МБДОУ д/с 1 и других садов города и района с целью определения потребности в услуге -подготовка нормативно – правовой базы: положение о группе выходного дня, положение о креативной группе по сопровождению группы выходного дня, договора с родителями, должностной инструкции педагога группы выходного дня, расчета стоимости посещения ребенком Группы выходного дня. - подбор материала (дидактического, видео и аудиоматериалов, написание примерного сценария дня (в соответствие с тематикой)


II этап – основной Срок: январь - май - работа Группы выходного дня III этап - результативный Срок: май - определение опыта работы Группы выходного дня как положительную или отрицательную тенденцию организации платных дополнительных образовательных услуг - в случае определения положительности опыта организации Группы выходного дня – презентация Проекта на муниципальном уровне.



Вся деятельность взрослых и детей по данному распорядку подчиняется сценарию определенной тематики, который служит связующим звеном между различными видами деятельности и несколько встреч в Группе выходного дня могут объединятся одной тематикой. Сценарии разрабатываются креативной группой по сопровождению Группы выходного дня с учетом комплексно – тематического плана, возрастных и индивидуальных особенностей детей, посещающих Группу выходного дня.


Утренний сбор (элемент программы «Сообщество» - адаптированный в России вариант международной проекта «Шаг за шагом») Дети и взрослые собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня. Играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений. Обмениваются новостями, задают вопросы. Определяют тему дня Планируют содержание и формы работы по теме


Предполагаемый результат: - Внедрение дополнительной платной услуги «Группа выходного дня» в практику работы МБДОУ д/с 1 Список используемой литературы: Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения" 3, 2011 года Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения" 3, 2011 года Программа «Сообщество» К.Хансен, Р.Кауфманн, К. Уолш, адаптированная американская программа «Step by step» («Шаг за шагом»),


Группа выходного дня
Цель: присмотр, уход, обучение и оздоровление детей дошкольного возраста.
Задачи

1. Помощь родителям в присмотре, уходе за детьми раннего и дошкольного возраста.

2. Усвоение детьми базовых знаний, соответствующих возрасту.

3. Социально-нравственное воспитание детей.
Режим

8.00-9.00 - утренняя гимнастика, игры детей, труд.

9.00-9.40 - занятия художественно-эстетического цикла.

9.45-12.00 - прогулка.

12.00 - уход домой или обед (по договору).
Кадры

1. Воспитатель.

2. Младший воспитатель.

3. Медсестра.
Условия

1. Групповая комната.

2. Участок детского сада.

3. Кухонный блок.
Технологии

Тематическое содержание воспитательно-образовательной работы художественно-эстетической направленности.
Формы работы

1. Фронтальные занятия.

2. Индивидуальная работа.

3. Развлечения.
Примечание. В группу выходного дня принимаются дети как посещающие, так и не посещающие основную группу детского сада. Зачисление в такую группу осуществляется на общих основаниях. Занятость сотрудников входит в основное рабочее время (36 часов в неделю для воспитателя, 40 часов в неделю для младшего воспитателя и медицинской сестры). Воспитатели работают по скользящему графику приблизительно 1 раз в 2 месяца. Расход рабочего времени - 4 часа в неделю. Содержание образовательной работы в группе выходного дня может определяться воспитателем, работающим в этот день по графику в группе. Так как педагоги заранее информированы о рабочем дне, они могут, исходя из собственных интересов и склонностей, запланировать разнообразные мероприятия с детьми. Например, «День театра», «В гости к Зимушке-зиме», «Школа любознательных» и т.д.
Данные модели групп кратковременного пребывания не превышают затрат на заработную плату и не приводят к перерасходу рабочего времени. Общий результат затрат рабочего времени педагогических кадров в неделю не превышает 18 часов, что согласуется с недельной нагрузкой педагогов по нормативам. Оплата родителями образовательных услуг начисляется, исходя из материальных затрат на содержание ребенка в зависимости от времени нахождения в дошкольном учреждении. Эта оплата оговаривается в родительском договоре, при этом учитывается коэффициент инфляции. При переводе ребенка в группу постоянного пребывания с родителями ребенка (законными представителями) заключается новый договор.
Разнообразные модели групп кратковременного пребывания в одном дошкольном учреждении позволяют активизировать работу педагогического коллектива, где каждый воспитатель находит применение своим силам в соответствии с собственными интересами. Творческая проработка образовательных программ, подготовка к новым формам работы с детьми являются причиной профессионального роста воспитателей.
Опыт открытия групп кратковременного пребывания в ДОУ № 25 показал, что в микрорайоне изменилось отношение к дошкольному образовательному учреждению: повышается авторитет среди родителей, налаживаются более тесные связи с медицинскими учреждениями, школами, учреждениями дополнительного образования. Бесспорным успехом можно считать и возникновение желания многих родителей перевода детей из групп кратковременного пребывания в обычную группу полного дня, где осуществляется полномасштабная воспитательно-образовательная работа с дошкольниками в различных направлениях.
3. Основные подходы к организации воспитательно-образовательного процесса
Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания строится в соответствии с Едиными требованиями, от­ражающими базисное содержание воспитания и обучения в группах для детей старшего дошкольного возраста, не посе­щающих дошкольные образовательные учреждения, и вклю­чает гибкое содержание и педагогические технологии, обес­печивающие индивидуальное, личностно ориентированное развитие ребенка на основе личностно- деятельностного под­хода.
Учитывая, что дети посещают группы не каждый день и находятся в дошкольном образовательном учреждении все­го 3-4 часа, необходимо организовать образовательный про­цесс максимально компактно, исключить фрагментарность и калейдоскопичность в образовании, делающих работу все­го коллектива малоэффективной, а также в условиях огра­ниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка. Поэтому при планировании педагогического процесса нужно распределять время максимально экономно, чтобы зарезервировать периоды и для сво­бодной деятельности детей, и для развивающих занятий с вос­питателем.
Обеспечение эффективности воспитательно-образователь­ного процесса в условиях групп кратковременного пребывания зави­сит от рационального подбора и сбалансированного чередова­ния различных видов деятельности и форм их организации, обеспечивающих все направления развития ребенка старше­го дошкольного возраста и создающих целостный образ жиз­ни: несколько часов дня, заполненных привлекательными делами в группе сверстников, куда дети включаются по инте­ресу, а не по принуждению.

Педагогам необходимо учитывать не только особую продолжи­тельность работы в данной группе, но и ориентироваться на примерные требования Государственного стандарта дошколь­ного образования. Наибольшие трудности состоят в том, что­бы в новых условиях выделить главное в программном содер­жании и вместе с тем сохранить целостность образовательного процесса.
Формы организации детской деятельности могут быть раз­личными, но очень важно, чтобы средства для достижения воспитательно-образовательных и оздоровительных задач ос­тавались игровыми. Обучение в группах предшкольного об­разования не должно превращаться в «натаскивание» детей на материал 1-го класса.
Педагог должен:


  • исключить жестко регламентированное обучение школь­ного типа, привлекать детей к занятиям без психологическо­го принуждения, с опорой на их интерес к содержанию и фор­ме деятельности;

  • строить отношения взрослого с детьми на принципах рав­ного партнерства;

  • обеспечивать двигательную активность детей;

  • использо­вать многообразные формы организации обучения, включаю­щие разные специфически детские виды деятельности;

  • обеспечивать взаимосвязь занятий с повседневной жиз­нью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, ху­дожественной, конструктивной и др.);

  • создать развивающую предметную среду, функциональ­но моделирующую содержание детской деятельности и ини­циирующую ее;

  • широко использовать методы, активизирующие мышле­ние, воображение и поисковую деятельность детей;

  • вводить в обучение элементы проблемности, задач открытого типа, име­ющих разные варианты решений;

  • широкое использовать игровые приемы, игрушки; созда­вать эмоционально значимые для детей ситуации;

  • формировать детское сообщество, обеспечивающее каж­дому ребенку чувство комфортности и успешности;

  • реализовывать в образовательном процессе дифференци­рованный подход по нескольким направлениям:

  • организовы­вать многоуровневую функциональную среду для свободной самостоятельной деятельности дошкольников (обеспечение са­мореализации детей с разным уровнем развития);

  • обеспечи­вать гибкий охват детей (пары, подгруппы, вся группа) фор­мами и содержанием деятельности, соответствующими их интересам и возможностям, дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми (от 7-10 до 30 минут).

Одним из основных принципов организации занятий в группах кратковременного пребывания является принцип детско-взрослого сотрудничества, основанный на интересах ребенка и перспекти­вах его дальнейшего развития. Занятия должны строиться в непринужденной, партнерской форме, с введением моментов совместной (парной, подгрупповой) деятельности детей, что способствует свободному общению как педагога с детьми, так и детей друг с другом. Это дает ребенку право и возможность изменять, украшать, преобразовывать пространство по собствен­ному замыслу, предоставляет ему свободу выбора деятельности в соответствии со своими (социально приемлемыми) потребно­стями и интересами. Кроме того, при планировании занятий не­обходимо учитывать, что существует взаимная компенсация между развивающим влиянием разных видов детской деятель­ности. Например, развитию тонкой моторики способствует рисование, раскрашивание, мозаика, лепка, конструирова­ние и т.д. Эти занятия готовят руку ребенка к письму лучше, чем принудительное выведение палочек и крючочков на бу­маге.
Целесообразно использовать различные дидактические, развивающие игры, занимательные упражнения, игры-экспе­рименты с материалами и пр. по всем направлениям деятель­ности детей; проводить занятия в нетрадиционной форме с использованием игровых элементов: занятия-игры, занятия-путешествия, занятия-викторины, занятия-КВНы и др. с уче­том реализации проблемно-диалогического обучения и прин­ципа минимакса.
Индивидуальная работа по подготовке к школе должна быть направлена на комплексное развитие ребенка, формиро­вание значимых для школы функций и проводиться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка (темпа дея­тельности, особенностей внимания, памяти; отношений со сверстниками, индивидуальных эмоциональных проявлений и т.п.). Для этого необходимо использовать систему, включа­ющую задания разной направленности и сложности.
Нельзя «забегать вперед» и форсировать процесс усвое­ния тех знаний и умений, которые будут формироваться в школе. Педагог должен понимать, что в условиях фронталь­ного обучения многие дети усваивают знания, не осмысли­вая их, и поэтому не могут использовать их самостоятель­но. Такие знания, накапливаясь, только загружают память и не могут положительно влиять на развитие мыслительных операций, речи, воображения и др. Недопустимо примене­ние типичных для школы форм и методов обучения (отмет­ки, домашние задания, контрольные работы и пр.). Необ­ходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая, и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения.
По мнению ученых, специалистов сферы дошкольного об­разования, для успешной подготовки детей 5,5-7 лет к школе достаточно: организовать проведение в неделю 3 занятий по обучению грамоте и 2 занятий по математике, длительностью по 20-25 минут каждое; ввести в комплекс занятий, физкульт­минуток упражнения для развития мелкой моторики как ос­новы для подготовки руки к письму. Остальное время должно строиться в традиционном режиме детского сада, предусмотренном специалистами в области образования и здравоохра­нения, проверенном многолетней практикой дошкольного вос­питания и включающем игровую, театрализованную, конст­руктивную, изобразительную, музыкальную и другие виды деятельности, условия для максимально разнообразного учеб­ного и внеучебного общения детей.
Потребность к общению со сверстниками – особая черта де­тей этого возраста: именно в процессе общения развиваются многие коммуникативные умения, необходимые для обучения в школе. Правильно организованная свободная деятельность способствует максимальному использованию внутреннего по­тенциала ребенка, активному саморазвитию, достижению внут­ренней гармонии и самодисциплины при высокой активности, стабильной положительной самооценке.
С целью обеспечения адаптивности образовательного процес­са при организации работы в группах кратковременного пребывания необходимо учитывать уровень эмоционального и познаватель­ного развития ребенка, а также посещал ли он детский сад на протяжении всего дошкольного детства или только с 5 лет. Уровень развития ребенка 5,5-7 лет, не посещавшего ранее дошколь­ное учреждение, может быть значительно ниже стандартных показателей для его возраста. Работу в группах кратковременного пребывания необходимо выстраивать с учетом не столько био­логического, сколько психологического возраста детей. Именно поэтому в основе всей работы должно быть тщательное изучение индивидуальных черт и интеллектуальных возможностей каж­дого воспитанника и использование в зависимости от результа­тов занятий различной сложности (не только для детей старше­го, но и для среднего, а возможно, и младшего дошкольного возраста).


  1. Организация образовательной среды

Организация функционирования групп кратковременного пребывания требует создания специальной учебно-материальной базы и предметно-развивающей среды, соответствующей осо­бенностям и закономерностям развития ребенка старшего дошкольного возраста: подготовленной педагогической коман­ды, состоящей из специалистов-профессионалов; учебного класса с необходимым набором мебели в соответствии с рос­том и возрастом детей; игровой комнаты с набором мягких модулей, игр и игрушек и физкультурного уголка с мини-спорткомплексом и тренажерами; комнаты отдыха (релакса­ции), с набором релаксантов.
Мебель, оборудование и игровые материалы должны соот­ветствовать психофизиологическим особенностям детей дан­ного возраста, отвечать принципам функционального комфор­та, требованиям техники безопасности, позволять детям легко перемещаться в пространстве. Оформление помещений долж­но быть приближено к домашней обстановке (комфорт, уют, эстетика). Желательно, чтобы дети с самого начала своей жиз­ни в группе принимали участие в оформлении помещений, создании и преобразовании предметно-пространственной сре­ды. Кроме того, обязательно наличие спортивных площадок на участке с ориентировкой на возраст детей от 5 лет 6 меся­цев до 7 лет.
Игровое пространство организуется в соответствии с потреб­ностями ребенка в социальном развитии. Необходимо опреде­лить предметную сферу для занятий, сюжетно-ролевых и те­атрализованных игр, конструирования, художественного творчества, самостоятельной деятельности детей, а также для общения детей и их уединения. Эффективно создание игровых центров (центры речевого и математического развития, мини-лаборатория, минибиблиотека, центр театрализованной дея­тельности, краеведения, географический центр, утолок уеди­нения, «телефон доверия», центр продуктивной деятельности и др.), содержание которых меняется каждый день, дополня­ется новыми атрибутами.
Задачи функционирования групп кратковременного пребывания реализуются не только в процессе занятий, но и развивающих игр. Поэтому предметно-развиваю­щая среда должна быть максимально оснащена разнообразны­ми учебными и методическими пособиями:


  • увеличенные таблицы с буквами и картинками (азбука);

  • географическая карта (физическая);

  • магнитная доска;

  • разнообразные игруш­ки;

  • картинки животных, насекомых, фруктов, овощей и т.д.;

  • лото, мозаики;

  • тренинговый лабиринт;

  • дидактические и настольно-печатные игры;

  • детские книги;

  • математические и ло­гические игры, головоломки;

  • пианино;

  • технические средства;

  • крупный и мелкий конструктор;

  • картины известных художни­ков;

  • не только стационарная, но и мобильная мебель, которая позволит ребенку изменять пространственную среду с позиций своих интересов, рациональная, логичная, функциональная и удобная для детей.

При компоновании фонда игрушек надо позаботиться о том, чтобы они были разные: дидактические, сюжетно-образные, музыкальные, спортивные, театральные, игрушки-забавы и т.д. Среди дидактических игр обязательно должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам, на воссоз­дание целого из его частей. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть не только разнообразным, но и постоянно меняющимся.
Необходимо оснастить группу техническими средствами для занятий (магнитофон, диапроектор, проигрыватель и др.). Большое внимание следует уделить подбору книг, среди кото­рых должны быть не только произведения детской художе­ственной литературы, но и тематическая, справочная литера­тура для детей (детские энциклопедии).
Вся предметно-развивающая среда моделируется с учетом подхода, сформулированного Г.Н. Любимовой: «Ребенок сможет быть инициативным и деятельным там, где ему тепло и уютно, где дом открыт для его друзей, воспитателей и родителей».

Основной идеей организации группы выходного дня на базе детского сада является обеспечить запросы родителей, дети которых по разным причинам не могут посещать детский сад, увеличение охвата детей услугами дошкольного образования, организация консультативной помощи родителям, обеспечение базовых знаний детям не посещающих детский сад.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бадмаева Бальжит Выборовна

МДОУ «Ага-Хангильский детский сад «Солнышко»

Воспитатель

Деятельность педагога в группе выходного дня

Дошкольный возраст – самая яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем значимее она, тем успешнее идет его развитие, тем полнее реализуются его способности, тем счастливее его детство.

Дошкольное образовательное учреждение является тем фундаментом, которое обеспечивает духовную энергию человека на всю последующую жизнь. Спрос на услуги дошкольного образования растет с каждым днем и открытие группы выходного дня на базе детского сада для детей, не посещающих детский сад, является одной из вариативных форм охвата и предоставления услуг дошкольного образования.

В сельском поселении «Ага-Хангил» в последние годы возросла рождаемость детей, что привело к нехватке мест в детском саду. Учитывая во внимание запросы родителей, сделав подворный обход, проведя родительское собрание, нами было решено организовать на базе детского сада группу выходного дня для детей от 1,5 до 5 лет. Прием ведется согласно очередности по регистрации родителей в «Журнале учета будущих воспитанников».

Группа создается в целях ранней социализации детей, их адаптации к поступлению в ДОУ. Дети знакомятся друг с другом, с будущими воспитателями, с детским садом, что в дальнейшем облегчит их успешную социализацию. Группа выходного дня ориентирована на то, чтобы помочь детям освоить некоторые навыки гигиены и самообслуживания; сплотить родительский коллектив, проводить консультации для родителей. Пребывание дошкольников в группе строится в соответствии с установленным распорядком дня. В группе выходного дня работает опытный педагог, и особое внимание уделяет формированию спокойного и психологически комфортного настроя у каждого ребенка в группе.

Важное место в организации группы выходного дня занимает деятельность педагога. Воспитатель является для ребенка образцом для подражания. Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития общих и специальных способностей, любознательности. Вследствие специфики детского возраста (впечатлительность, эмоциональность, легкая внушаемость) воспитатель оказывает педагогическое воздействие не только своими интеллектуальными, но и личностными качествами. Значимость педагога во всех сферах жизни и деятельности детей усиливает внимание ребенка к его личности.

Воспитатель отвечает за жизнь и здоровье доверенных ему детей, изо дня в день ведет воспитательную работу, требующую больших душевных и физических сил. Для воспитателя важно установить эмоционально – личностные контакты с каждым приходящим ребенком. Учет этого фактора способствует созданию в группе благоприятного психологического климата, развитию навыков в основных видах деятельности .

Педагог в группе выходного дня стремится быть компетентным в глазах детей и их родителей, быть интересным для них. Он всегда внимательно выслушивает детские вопросы, увлеченно осваивает вместе с детьми новые оригинальные способы художественной деятельности, экспериментирует, проектирует. Именно такой педагог активно включается в экспериментальную и инновационную деятельность. Творческая ориентированность педагога позволяет создать наиболее благоприятные условия для развития индивидуальности ребенка.

Наш коллектив, осуществляя работу в группе выходного дня, берет за основу «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Основными направлениями работы группы выходного дня являются сохранение и укрепление здоровья детей, формирование установки на ведение здорового образа жизни. Образовательный процесс проводится с детьми и родителями.

Для активного познания дошкольниками окружающего мира и формирования умения творчески отражать свои впечатления, в воспитательно-образовательную деятельность включены продуктивные виды деятельности, которые подобраны с учетом разновозрастного состава группы.

Особое внимание уделяется использованию дидактических игр для познавательного развития дошкольников. Они способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Игры могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а применение наглядного материала позволяет не только разнообразить деятельность, но и сделать ее привлекательной для детей. На утреннем сборе педагог поддерживает интерес детей разнообразными приветствиями, играми со словами, игровыми упражнениями. Для совершенствования мелкой моторики рук используются игры и упражнения, в которых подобраны задания с учетом возможностей и возрастных особенностей каждого ребенка.

Учитывая, что только в атмосфере добра, доверия и взаимопонимания возможно создание условий, способствующих раскрытию творческих возможностей ребенка, в рамках работы группы выходного дня особое внимание уделяется организации совместной деятельности взрослого и ребенка, сотрудничеству с родителями. Для поддержания «обратной связи» используется система домашних заданий, например, ребенка просят выучить фамилию, имя, отчество, загадки или пословицы и так далее. Домашние задания для детей подразумевают совместное выполнение их с родителями. Родители получают вопросы, касающиеся их ребенка, по определенным темам. Поступающая информация фиксируется в «Дневнике достижений дошкольника». Благодаря такой форме работы педагоги ДОУ не только информируют родителей, но и обращаются к ним за советом, намечают пути решения возникших или возможных проблем.

Важно отметить, что на первых этапах функционирования группы выходного дня возможны определенные трудности, которые необходимо предусмотреть заранее. Нами составлены рекомендации по организации деятельности педагога в группах выходного дня.

  1. Необходимо учитывать период времени для адаптации дошкольников. На основе игр и занятий по интересам помочь детям быстрее освоиться в новой и обстановке.
  2. Необходимо основательно подойти к написанию перспективного плана.
  3. Рекомендуется уделить особое внимание подбору развивающих занятий.
  4. Педагогам следует вести индивидуальный дневник наблюдения, отмечая достижения и проблемы воспитанников в ходе работы.

Большое внимание в группе выходного дня уделяется созданию предметно-развивающей среды. С учетом разновозрастного состава данной группы необходимо иметь в наличии развивающие пособия, такие, как «Сложи узор», «Блоки Дьеныша», «Волшебные квадраты», «Кубики для всех» и др. Они могут передаваться из семьи в семью, а закрепление знаний и навыков будет обеспечиваться в группе в условиях партнерской или совместной деятельности «Научился сам – научи другого». Педагогам рекомендуется подготовить ряд заданий по исследовательской работе в домашних условиях, по итогам которой представляется результат с зарисовками и выводами. В процессе выполнения таких заданий дети испытывают гордость за самостоятельно сделанные маленькие открытия. Совместная деятельность в системе «ребенок-родитель» способствует их сближению. Дошкольники учатся ставить цель, прогнозировать результат через собственный труд, путем проб и ошибок.

В условиях работы группы выходного дня незаменимой является проектная деятельность, поскольку в нее активно включаются родители и все заинтересованные лица в семье, образуя триаду «педагог-ребенок-родитель». Необходимо отметить, что именно с помощью метода проектов возможно успешное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Только совместные усилия, направленные на воспитание и развитие ребенка, приведут к желаемому результату. Только то, что дошкольник увидит, услышит и потрогает, оставит след в его душе . В нашем саду организуются такие совместные проекты, как «Давайте познакомимся», «Любимая игрушка семьи», «Встречи с интересными людьми». Подобные проекты способствуют сближению родителей и детей, педагогов и родителей. Эмоциональное общение, участие в общем деле способствуют сплочению коллектива взрослых и детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что группы выходного дня востребованы, и их деятельность значима и необходима. Они призваны помогать детям раскрыться, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, формируют позитивный опыт общения.

Список литературы:

  1. Организация группы выходного дня // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - № 3.- С.61-69.
  2. Организация групп кратковременного пребывания в ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. - № 2. – С.48-59.

Беккер Юлия Владимировна
Должность: заведующий ГБДОУ
Учебное заведение: Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №104 Фрунзенского района
Населённый пункт: г. Санкт - Петерурга
Наименование материала: статья
Тема: "Организация работы клуба выходного дня в детском саду"
Дата публикации: 06.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №104 Фрунзенского района Санкт - Петербург

Статья

«Организация работы клуба выходного дня в детском саду»

Санкт- Петербург

2017
«Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит - и историю мира. Макаренко А. С.
Актуальность работы клуба выходного дня.

Родительский клуб
- необходимая социальная площадка на пути решения проблем в семейном воспитании, укреплении детско-родительских отношений.
Семья и детский сад
– два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития л и ч н о с т и р е б ё н к а н е о б х о д и м о и х взаимодействие. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г., где прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Что сегодня должны учитывать педагоги дошкольного образования в

данном направлении работы («Взаимодействие детского сада с семьей»)

в рамках реализации ФГОС ДО?

Цель педагогов
– создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком
процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Цели и задачи семьи и детского сада совпадают.
Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе. В связи с этим возникает необходимость по-иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья- детский сад» в совместном воспитании дошкольников.
Выход один
– 1) включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом, 2) изменение ценностного отношения сотрудников детского сада к семье. Для реализации данных целей постоянно идет поиск новых эффективных форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников. Созданный в детском саду детско-родительский клуб выходного дня "Увлекательные субботы" поможет родителям на практике преодолевать барьер недоверия к детскому саду, а полученная информация намного облегчит дальнейшее взаимодействие с семьями воспитанников. Проводимые педагогами мероприятия с детьми и родителями, посещение театров, музеев, развивающих центров, мастер – классов дают педагогам возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности развития и воспитания малыша практически с его рождения, дает возможность педагогам и специалистам ДОУ создать тесные и доверительные отношения как с семьями воспитанников, так и с самими воспитанниками. Необходимость создания детско - родительского клуба для детей, уже посещающих детский сад, обусловлена запросами родителей, на основе результатов проведенного анкетирования.

Участники клуба
 Воспитатели  Дети  Родители  Специалисты
Нормативно- правовое обеспечение работы клуба выходного дня
 Разработка положения о группе выходного дня  Утверждение программы и плана работы клуба выходного дня  Делопроизводство клуба выходного дня Работа клуба выходного дня имеет
цель
: гармоничное развитие личности ребенка в процессе деятельности совместно с родителями и специалистами. В ходе достижения цели решаются следующие
задачи
: 1. Социально нравственное развитие ребенка, как основа формирования личности. Приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных мероприятий. 2. Использование новых организационных способов привлечения родителей детей к сотрудничеству с детским садом. 3. Организация и осуществление взаимодействия с родителями детей 4.Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ. 5. Выработка единого стиля общения с ребенком в ДОУ и семье.
6. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях. Основными
принципам
и работы клуба должны являтся  добровольность,  компетентность,  соблюдение педагогической этики.
Содержание работы клуба
. Дети посещают клуб вместе с мамой или другим близким человеком. Программа клуба " обычно рассчитана на 9 месяцев (с сентября по май). Каждая встреча занимает, примерно, 50-60 минут. Мероприятия организуются и проводятся воспитателем группы, специалистом детского сада, специалистами развивающих центров, сотрудниками музее, детских театров. Материалом для встреч служат темы комплексно- тематического плана данной возрастной группы, которая отражена в рабочей программе каждого педагога.
Специфика

клуба
в том, что работа в нем осуществляется с учетом психологического возраста ребенка и запроса родителей. Это позволит педагогам активнее развивать всех детей (не только обычных, но и "продвинутых", способных, одаренных).
Формы организации
детской деятельности могут быть различными: это и экскурсии, и практические мастерские, и прогулки по городу, и посещение выставок и многое другое…
Так, например:

Учебный план (1 год)

Название темы

Общее количество

занятий
1. Открытие клуба – анкетирование 1 2. Встреча в библиотеке 1 3. Творческая мастерская "Волшебные краски Осени " 1 4. Творческая мастерская "Новогодний фейерверк" 1 5. Страна "СПОРТЛАНДИЯ" "Выше, быстрее, сильнее" 1 6. Школа художников "И никогда не меркнут краски:" 1 7. Первые шаги в театр "В гостях у сказки" 1 8. Творческая мастерская "Очумелые ручки" 1 9. Закрытие клуба " "Играем вместе" 1 Итого в год: 9 Длительность одного занятия: Примерно, 50-60 минут
Основные этапы развития взаимодействия с семьей
 1 этап: Изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений, деятельности педагогов  2 этап: Создание программы сотрудничества (выбор содержания, форм взаимодействия с семьей ребенка).  3 этап: Реализация программы сотрудничества  4 этап: Анализ полученных результатов

Ожидаемый результат:

Итогом работы
является тесное сотрудничество с семьями воспитанников. Занимаясь в клубе, разовьются способности ребенка, родители научатся совместной с ним деятельности, построению позитивных отношений, наполненных теплотой и вниманием. Результативность проведенных мероприятий отслеживается повторным анкетированием. (приложение1,2) Предложенная программа детско-родительских отношений клуба выходного дня " Увлекательные субботы" является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий.
Используемая литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155; 2. Белова Н.Б. Материнская школа // Управление ДОУ. № 6 2003. 3. Давыдова О.И., Богославец Л.Г. Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. 4. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2005 5. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: методическое пособие воспитателей ДОУ - М.: Айрис - пресс, 2006
6. Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей // Управление ДОУ № 8 2008 7. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005 8. Трегубенко Л.А. Клуб успешного родителя. // Воспитатель ДОУ. № 6 2003
Приложение

Анкета – знакомство
Уважаемые родители, просим Вас заполнить эту анкету для облегчения дальнейшего общения с Вами и Вашим ребенком. 1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения__________________________________ ________________________________________________________________________ 2. Фамилия, имя, отчество родителей_____________________________________ ________________________________________________________________________ 3. Кто в семье занимается воспитанием и развитием ребенка?________________ ________________________________________________________________________ 4. Кто еще из членов семьи, родственников или близких знакомых принимает активное участие в воспитании ребенка?________________________________ ______________________________________________________________________ 5. Как Вы называете своего ребенка дома?_________________________________ ________________________________________________________________________ 6. Умеет ли ребенок играть самостоятельно?_______________________________ 7. Его любимые игрушки, игры?__________________________________________ ________________________________________________________________________ 8. С желанием ли играет с другими детьми?_______________________________ Делится ли своими игрушками?____________________________________________ 9. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании ребенка?____________ ________________________________________________________________________ 10. О каких особенностях развития ребенка, его характера Вы бы хотели сообщить педагогам?_________________________________________________ ________________________________________________________________________ 11. О чем бы Вы хотели узнать (поговорить) на встречах в к л убе? _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ___________________________________________________ 12. Консультацию, каких специалистов (врача-педиатра, медсестру, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, учителя-логопеда) Вы хотели бы получить и по каким вопросам?______________________________
_____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________ 13. Что Вы ожидаете от пребывания ребенка в детском саду?__________________ ________________________________________________________________________

Анкета обратной связи

______________________Мероприятие___________________________________________

___
Дата Название
Инструкция:
Обведите кружком соответствующий Вашему мнению балл (цифру)
Мероприятие мне понравилось

5 4 3 2 1

не понравилось

Полученная информация:
заинтересовала меня
5 4 3 2 1
не интересна мне полезна мне
5 4 3 2 1
не полезна мне
Я узнал (а) новое:
о воспитании и развитии ребенка
5 4 3 2 1
не узнал (а) ничего о работе детского сада
5 4 3 2 1
не узнал (а) ничего
Самым интересным (полезным) было:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________

Ваши пожелания:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________

Благодарим за сотрудничество!