«Золотой материал» Марии Монтессори. «золотой материал» м. монтессори в отечественной действительности Монтессори банк из золотого материала

Наблюдаем ребенка, работающего с Золотым материалом

В основе подходов к становлению у детей математического мышления лежит понятие "материализованные абстракции - так называла М.онтессори свой дидактический материал. Она рассматривала сам предмет математики не как сумму неких знаний, а как позицию человека, как особый способ овладения миром с помощью его познания, деятельности и эмоционального участия. Числа учат так же, как язык, и потому матемтика - наука универсальная, по сути дела вселенская. Достойна великого восхищения выложенная на маленьком коврике картина десятичной системы, составленная пятилетним ребенком из сотен бусин, стерженьков, кубов и их цифрового изображения. С помощью зримой и осязаемой десятичной системы ребенок учится овладевать миром чисел. Золотой материал относится ко второй группе математических материалов М. Монтессори и стоит на отдельной полке вместе с Банком Золотого материала и коробкой с игрой в марки, которая устроена по его подобию. Наверху стоят подносы для презентаций, внизу - все остальное. Презентация материала дается лишь один раз, когда ребенок впервые его берет. В дальнейшем взрослый помогает малышу лишь по его просьбе. Обычно наставницы договариваются с детьми, что эта просьба будет выражена поднятием руки, а не громким зовом, который может помешать в работе другим.

Наблюдение за работой ребенка ведется, можно сказать, произвольно. Наставница записывает в свой блокнот лишь несколько важных фраз.

Настя Ш. 5 лет 10 месяцев. Презентация Золотого материала была дана ей поздно - когда девочка уже прекрасно освоила материалы первой группы, а так же Доски Сегена и моглла устно считать даже с переходом через десяток. Большие числа захватили ее. Уже без взрослого она с большим удовольствием повторяла все этапы презентации по нескольку раз. Ее удивляло, что 10 скрепленных вместе бусин составляют 1 десяток. Она несколько раз пересчитывала пластинку -сотню составленную из этих десятков. При этом считала вслух. Настя занималась повторением презентации так долго, что мне даже показалось это странным. Она никак не переходила к построению десятичной системы. Только когда она заметила, что это с удовольствием делают другие, спросила разрешение работать весте и к бусинам уже не прикасалась, а занялась цифрами. Обычно дети несколько дней, а то и недель не переходят от построения десятичной системы к набору числа, а Настя сделала этот переход моментально. Она уселась за столик, положила рядом коробку с большими цифрами, сама придумала число и стала бегать к Банку Золотого материала за бусинами. Упражнялась в наборе чисел довольно долго и никого к себе не подпускала. Но потом все-таки попросила меня задать ей число "потруднее"...

Арсений Н. 5 лет, Центр "Радинец" 2006 год. Мальчик из многодетной семьи. Сестренки и братишки посещали Монтессори-группу. Арсений приходит в Центр второй год. У него серьезные проблемы со зрением. Арсений без труда освоил первую группу математического материала уже к началу шестого года жизни. Он знает состав числа, переход через десяток, решает примеры, не пользуясь материалом. За одно занятие освоил презентацию бусин и сразу же решил складывать десятичную систему. Видимо, ему нравился сам процесс упорядочивания такого большого количество бусин, стерженьков и кубов, и он долгое время раскладывал их не трогая цифры. Только на 4-е занятие он решился взять цифры. Наставница показала ему новое значение нуля, обозначающего теперь принадлежность числа к тому или иному разряду, и Арсений с немалой долей напряжения стал раскладывать таблички с цифрами. В дальнейшем его больше интересовали арифметические действия с Золотым материалом, чем просто его раскладывание на ковре или набор чисел.

При подготовке текстов наблюдений за работой ребенка советуем прочитать подобные дневники Юлии Ивановны Фаусек. (Юлия Фаусек. Педагогика Марии Монтессори. Издательство «Генезис» 2007 год. Стр. 138 – 143 и на других страницах этой книги).

Итак, наш тренинг подошел к концу. Подведем итог.

Мы учились самым коротким и надежным путем складывать десятичную систему из бусин Золотого материала,. делали наблюдения работы детей с этим материалом и пытались описать их в форме дневника.

Отправьте, пожалуйста, на мой электронный адрес свою рефлексию по поводу пройденного Вами тренинга, ответив на три вопроса:

  • Что Вам понравилось?
  • Что показалось слабым и не существенным?
  • Что стоит изменить, чтобы улучшить содержание тренинговых занятий?

Желаю Вам успехов в работе и удачи в жизни!

Ваш Монтессори-тренер Елена Хилтунен

Часть первая. Введение в Золотой материал

Наставница вместе с ребенком приносят на стол презентационный поднос с Золотым материалом.Она показывает ребенку Золотую бусину и говорит: «Это 1 единица». Ребенок может подержать ее в руках и потом положить на столе справа. Наставница берет в левую руку стерженек-десяток, а в правую – бусину-единицу. С помощью этой бусины наставница пересчитывает бусины на стерженьке, приговаривая: «Одна единица, две единицы, три единицы…» В конце пересчета она говорит: 10 единиц – это один десяток». Она предлагает ребенку самостоятельно повторить пересчет. Подобным образом наставница и ребенок пересчитывают десятки в пластинке-сотне и сотни в кубе-тысяче.

Затем наставница проводит трехступенчатый урок на знание ребенком «деталей» Золотого материала. Подобным же образом наставница дает презентацию символов единиц, десятков, сотен и тысяч, коробка с которыми имеется в презентационном комплекте. По первой группе математического материала ребенок уже легко узнает единицу и десяток. Теперь он осваивает новое значение 0 в изображении десятков, сотен и тысяч. Третьим действием служит сравнение чисел и их письменных изображений. Наставница кладет перед ребенком бусину-единицу и предлагает ему положить под ней цифру один. Так же объединяются десятки, сотни и тысячи. Далее ребенок проводит эту работу самостоятельно.

Часть вторая. Построение десятичной системы на двух коврах

В построении десятичной системы, кроме наставницы, могут участвовать двое детей. Но чаще взрослый показывает, как строится десятичная система одному ребенку. Наставница вместе с ребенком расстилают два ковра и приносит второй презентационный поднос. На нем слева направо лежат: куб-тысяча, коробка с 9 пластинками-сотнями, коробка с 9 стерженьками-десятками и на специальной подставке 9 бусин-единиц. К этому прилагается коробка с большими цифрами, изображающими 1000, 900, 90 и1. Ребенок и наставница начинают выкладывать на одном из ковров бусины. Сначала в столбик в правой части ковра выкладывается 9 бусин. Наставница говорит: « Если мы положим десятую единицу, у нас получится один десяток» Эта фраза служит знаком к тому, что дальше мы будем выкладывать именно десятки. Таким же способом ребенок самостоятельно выкладывает другие столбики бусин – десятки, сотни. В конце он кладет куб-тысячу. Наставница и ребенок перемещаются на соседний ковер и выкладывают цифры. Если дети выкладывают десятичную систему вдвоем, то один из них, обычно, выкладывает бусины, а другой – цифры.

Часть третья. Набор чисел



Когда дети выучились сопоставлять цифры и числа, можно предложить им набирать любое четырехзначное число. Сначала они набирают его из бусин, а затем «подписывают» цифрами. Часто дети сами придумывают себе число за числом и с удовольствием тренируют свой новый навык. Когда они овладевают набором чисел в совершенстве, можно переходить к освоению арифметических действий с четырехзначными числами.

Ana
Методика работы с пособием «Золотые бусины Монтессори»

ария Монтессори была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и одной из первых носительниц учёной степени доктора наук. В 1896 году получила диплом врача, став одной из первых в Италии женщин-врачей. В качестве практики во время обучения она занималась вопросами нервных болезней и умственной отсталости.

Золотые бусины Монтессори .

Материал : набор окрашенных в золотистый цвет бусин : отдельные бусины (единицы, стержни (десятки, квадраты (сотни, кубы (тысячи) . Несколько подносов.

Прямая цель : узнать названия разрядов десятичной системы. Связать названия разрядов с определенными геометрическими фигурами. Узнать структуру десятичной системы.

Косвенная цель : развитие тонкой моторики. Подготовка к геометрии.

Возраст : около четырех лет.

Как работать с материалом .

Для введения десятичной системы берется поднос с 10 отдельными бусинами , 10 стержнями по 10 бусин 10 квадратами по 100 бусин , 1 кубом по 1000 бусин . Введение можно осуществить тогда, когда ребенок уже знает множества из 10 предметов и умеет считать до 10. Учитель с ребенком приносит поднос на стол. Он берет одну отдельную бусину , стержень из 10 бусин , квадрат из 100 бусин и куб из 1000 бусин и кладет их перед ребенком. В форме трехступенчатого урока он вводит названия разрядов. Дает ребенку бусину и говорит : "Это десяток!" Таким же образом он поступает с сотней и тысячей. Важно, чтобы ребенок прочно связывал названия разрядов с геометрическими фигурами. Затем он смешивает все 4 предмета и говорит ребенку : "Дай мне один!" и т. д. Затем учитель указывает на все 4 предмета и говорит ребенку : "Дай мне один!" и т. д. Затем учитель указывает на отдельную бусину , затем стержень из 10 бусин на стол . Он поручает ребенку пересчитать бусины в стержне : "В одном десятке 10 единиц!" Он берет квадрат из 100 бусин и поручает ребенку с помощью стержня из 10 бусин определить количество десятков в сотне : "В сотне 10 десятков!" Затем он поручает определить количество квадратов из 100 бусин в кубе из 1000 бусин : "В тысяче 10 сотен!" Ребенок узнает, что число 10 играет в десятичной системе особую роль.

Дальнейшие упражнения :

Составление различных множеств. Ребенку предлагают принести несколько единиц одного разряда : "Принеси мне 4 сотни! Дай мне 7 десятков!", и т. д. В этом упражнении нужно приносить не более 9 единиц одного рязряда. Принесенные множества ребенку нужно еще раз пересчитать. С каждым разом упражнение усложняют. Ребенка просят составить множества из нескольких разрядов, например, 2 тысяч и 4 сотен; 5 сотен, 9 десятков и 4 единиц или 7 сотен и 5 единиц. Понятие усваивается через частое обращение с предметами и повторение их названий;

Учитель образует множество из бусин того или иного разряда. Нужно, чтобы ребенок определил и назвал это множество;

Для составления десятка, сотни и тысячи учитель берет единичную бусину с подноса , кладет ее на стол и говорит : "Одна единица!" Ребенок должен понять, что 10 единиц одного разряда соответствуют одной единице следующего, более высокого разряда. Он присоединяет к ней другую бусину и говорит : "Две единицы!" Так он продолжает до тех пор, пока в ряд не будут лежать 10 бусин . Он говорит : "Вместо 10 единиц мы кладем 1 десяток!" Отдельные бусины заменяются десятком . Точно так же из 10 десятков составляют сотню, а из 10 сотен тысячу;

Чтобы раскладывать бусины , нужен поднос, на котором лежат по 45 отдельных бусин , стержней из 10 бусин , а также куб из 1000 бусин . Упражнение проводится на ковре. Учитель кладет отдельную бусину справа сверху . Он говорит : "Одна единица!" Под ней он кладет через промежуток около 10 см, 2 бусины вместе и говорит : "Две единицы!" Так продолжает до 9 единиц. Затем говорит : "На одну единицу больше - и будет 10 единиц. Это один десяток!" Он кладет стержень из 10 бусин около первой и отдельной бусины на 15 см левее . Под ним учитель с ребенком раскладывает 2 десятка, 3 десятка и т. д. и каждый раз называет представленное ими множество. Так раскладывают все десятки, сотни и тысячу. Называть множества, например, 7 десятков или 6 сотен можно также их настоящими названиями : семьдесят или шестьсот. Нужно принять во внимание уже имеющиеся у ребенка знания.

Контроль над ошибками для этого упражнения :

Всех имеющихся бусин должно быть достаточно;

Учитель предлагает ребенку из представленного набора предметов из бусин (отдельных бусин , стержней, квадратов, куба) выбрать определенные множества;

Учитель указывает на множество, ребенок должен его назвать;

Замена на следующий разряд. Учитель дает ребенку большое множество бусин одного разряда , например, 20 отдельных бусин . Ребенок отсчитывает по 10 бусин и каждый раз заменяет их одним десятком. Он должен по возможности самостоятельно найти способ решения задачи . Упражнение продолжается на других предметах. Иногда ребенку приходится отнимать единицы разных разрядов, прежде чем он сможет отдать учителю требуемое множество.

Метод основан на раскрытии собственного творческого потенциала ребенка и активизирует его с помощью создания благоприятствующей среды.

Взрослый лишь помогает реализовать ребенку свой потенциал, различать форму предметов развивать логическое мышление, познавать цифры, фантазировать и развивать воображение.

О системе раннего развития Марии Монтессори сегодня наслышаны многие родители. Главный принцип методики - свобода выбора и самостоятельность ребёнка на пути его адаптации к окружающему миру. Достигаются эти цели в основном посредством создания для малыша специально подготовленной среды, наполненной множеством разнообразных материалов для игр и другой активности. Принципам системы Монтессори подчиняется всё - начиная от обстановки в комнате, где проживает ребёнок, до игрушек и предметов обихода. Созданные в соответствии с методикой вещи стоят в магазине немалых денег. Но изготовить большинство из них самостоятельно своими руками, значительно сократив растраты, родителям вполне под силу.

Материалы для самых маленьких - мобили Монтессори

Система Монтессори предполагает окружение малыша игровым материалом, соответствующим его возрастным возможностям. Так, специально разработанный дизайн первых игрушек каждого младенца - мобилей - позволяет задействовать и развивать визуальное наблюдение и концентрирование внимания на предметах.

Классический набор мобилей Монтессори включает в себя 4 модели.

  1. Мобиль Мунари - чёрно-белый - предназначен для самого раннего возраста (от 2–3 недель с момента появления на свет).
  2. Мобиль из разноцветных октаэдров - восьмигранников - подходит для малышей старше 1,5 месяцев.
  3. Мобиль Гобби, состоящий из подвешенных шаров, занимает ребёнка 2–3-месячного возраста.
  4. Мобиль «Танцующие человечки» - система из лёгких, переливающихся на свету фигурок - идеален для детей от 3–4 месяцев.

Особенность мобилей Монтессори состоит в незамысловатой форме элементов, отсутствии их интенсивного движения, простых и чётких цветах. Каждый из классических вариантов игрушки разработан в соответствии с возрастными возможностями малыша и позволяет ему развивать те навыки, которые необходимы в конкретный период взросления.

Мобиль Мунари для малыша своими руками

В возрасте нескольких недель от роду ребёнок ещё не в состоянии фокусировать зрение, однако вполне может различать контрастные оттенки, чёткие формы, его привлекает движение. Каждая деталь мобиля Мунари разработана в соответствии с особенностями восприятия малышом окружающего мира в этом возрасте, поэтому очень важно при его создании соблюсти верные пропорции.

Для создания первого мобиля (без учёта базовой конструкции для крепления игрушки) понадобится:

  • прозрачный шар (пластиковый);
  • прочная нить;
  • чёрная и белая плотная бумага;
  • три деревянных палочки (в диаметре около полусантиметра);
  • краска чёрная и белая;
  • клей;
  • ножницы;
  • инструмент для обрезки деревянных палочек.

В расчётах размера фигур и расстояний между ними отталкиваться следует от диаметра выбранного шара. Формула вычисления используемых при создании мобиля величин такова:

В = А+1/3 радиуса А, где А - это диаметр шара.

Рассчитав размеры и расстояния между элементами, изготовить мобиль Мунари достаточно просто.

  1. Первым делом обрезаются до нужной длины и раскрашиваются палочки - одна белая, одна чёрная и одна полосатая (от самой длиной до самой короткой).
  2. Затем из бумаги вырезаются фигуры, и на них в соответствии со схемой наклеивается контрастный рисунок.
  3. На последнем этапе отмеряется длина нитей, затем конструкция собирается путём подвешивания элементов в определённом схемой порядке.

Схемы для создания мобиля Мунари - фотогалерея

Длина палочек рассчитывается пропорционально диаметру прозрачного шара Расстояния между элементами мобиля должны быть чётко выверены Размеры фигур высчитываются с использованием формулы Мобиль включает в себя три палочки разной длины и расцветки Следует помнить, что рисунок на некоторых фигурах отличается по лицевой и изнаночной стороне

Как сделать мобиль Мунари своими руками - видео

Мобиль из октаэдров - инструкция по созданию своими руками

Мобиль из трёх разноцветных объёмных восьмигранников предлагают малышу с полуторамесячного возраста. Изготовить его очень просто, при этом совсем не тяжело разнообразить игрушку, периодически меняя октаэдры на такие же фигуры другого цвета и размера, сделанные из матовой, глянцевой или голографической бумаги.

Следует помнить, что тяжелее всего маленькие дети воспринимают синий цвет, а легче всего - жёлтый.

Для изготовления мобиля понадобится:

  • плотная бумага разных цветов и фактур;
  • клей;
  • клейкая лента (скотч);
  • прочная нить;
  • деревянная планка для подвешивания фигур длиной около 25–30 см.

Порядок действий.

  1. Перевести схему восьмигранника на бумагу, вырезать, сложить.
  2. Отмерить нить, закрепить её внутри октаэдра при помощи скотча.
  3. Склеить восьмигранник.
  4. Подвесить фигуры на разной высоте за планку.
  5. Закрепить планку на базовой конструкции мобиля.

Мобиль из восьмигранников в действии - видео

Мобиль Гобби - мир оттенков и глубина пространства для маленького исследователя

Мобиль Гобби предлагают малышам 2–3 месяцев - они уже способны различать оттенки и воспринимать глубину пространства.

Мобиль Гобби представляет собой пять шаров разных оттенков одного цвета, подвешенных по восходящей линии в соответствии с плавным переходом одного оттенка в другой

Для изготовления Гобби потребуется:

  • 5 одинаковых лёгких шаров (например, из пластика);
  • нить мулине (предназначенная для вышивания) пяти оттенков одного цвета;
  • иголка;
  • ножницы;
  • клейкая лента (скотч);
  • деревянная планка для подвешивания шариков длиной около 25–30 см.

Порядок изготовления мобиля Гобби.

  1. При помощи иглы делаем в шарике сквозное отверстие.
  2. Вводим заправленную в иглу нить мулине в отверстие, закрепляем кончик нити при помощи скотча.
  3. Обматываем нитью всю внешнюю поверхность шара путём введения иглы с нитью в одном направлении в отверстие множество раз.
  4. Когда шар готов оставляем длинный свободный конец нити для подвешивания.
  5. Аналогично обматываем все 5 шаров.
  6. Подвешиваем шары за свободный конец нити к планке в соответствии со схемой.
  7. Закрепляем готовый мобиль на базовой конструкции.

Шарики для мобиля Гобби можно сделать любым другим удобным способом, например, обвязать основу крючком или изготовить в технике валяния.

Процесс создания мобиля Гобби - фотогалерея

За основу можно взять шарик для пинг-понга Нить должна полностью покрывать внешнюю поверхность шара без «проплешин» Необходимо изготовить пять шариков разных оттенков

Мобиль Гобби своими руками - видео

Мобиль «Танцующие человечки» - завораживающее движение

Мобиль «Танцующие человечки» предназначен для детей от 4 месяцев. Активное движение и переливы света привлекут внимание ребёнка в таком возрасте. Кроме того, он сам будет раскачивать игрушку, махая ручками.

Для создания мобиля понадобится:

  • голографическая бумага;
  • обычная бумага для шаблонов;
  • фольга;
  • крупные и достаточно тяжёлые бусины;
  • ножницы;
  • клей;
  • прочная нить;
  • планки (три штуки) для подвешивания элементов.

Порядок изготовления мобиля.

  1. Рисуем на обычной бумаге шаблон человечка (для каждого отдельного элемента можно сделать отдельный уникальный шаблон) из трёх частей: кружок (голова) и два полумесяца (руки и ноги).
  2. Вырезаем шаблон и переводим на голографическую бумагу. Необходимо сделать по две детали из каждого элемента шаблона для того, чтобы человечек получился двухсторонним.
  3. Вырезаем и склеиваем детали, пропуская между двумя половинками нить. Оставляем снизу свободный конец нити.
  4. Привязываем к нижнему концу нити бусину и обкладываем её фольгой.
  5. Человечков подвешиваем по обоим концам каждой из двух палочек, а их, в свою очередь, крепим за центральную часть к третьей палочке.

Как сделать мобиль Монтессори «Танцующие человечки» своими руками - видео

Крепление мобиля

Прежде чем приступить к изготовлению игрушки, следует тщательно продумать её базовую конструкцию и способ крепления. Сложности на данном этапе могут возникнуть в связи с тем, что методика Монтессори подразумевает отказ от классической детской кроватки с высокими бортиками и «решёткой», за которые обычно и цепляют стандартные мобили.

Мобиль по Монтессори располагается над зоной активности ребёнка - это может быть матрас, разложенный на полу, плотный коврик т. д. В классическом варианте обустройства Монтессори-среды его подвешивают к потолку на вмонтированный там крючок. Однако в этом вопросе круг вариантов решения проблемы ограничивается лишь фантазией родителей. Можно закрепить игрушку на стене или при помощи опорной конструкции установить на полу .

В качестве базовой конструкции для мобиля Монтессори удобно использовать основу от обычных мобилей, убрав все ненужные элементы (игрушки, подвески и прочее).

Мобиль можно закрепить как за стену, так и подвесить на опорную конструкцию. Всё зависит от особенностей расположения и обустройства конкретной зоны активности малыша

Подвешивая мобиль, следует помнить о соблюдении двух правил его расположения:

  • расстояние до глаз малыша должно колебаться в пределах 20–30 см;
  • сам мобиль лучше сдвинуть немного в сторону ног - не стоит вешать его прямо над головой.

Монтессори-среда дома для ребёнка от года до трёх лет: принципы, зонирование

Вся методика воспитания ребёнка по Монтессори основана на формировании родителями вокруг крохи специального пространства, где он мог бы самостоятельно (с минимальной сторонней помощью) гармонично развиваться. Так как основное место пребывания малыша до трёх лет - это родительский дом, акцент в этом возрасте делается на преобразовании домашней обстановки согласно принципам системы.

Безусловно, идеальное поле для обустройства среды Монтессори - отдельная детская комната. Однако, зная и умея правильно применить принципы рассматриваемой методики, родители вполне могут создать нужную среду для гармоничного развития ребёнка даже в однокомнатной квартире. И этому есть множество практических примеров.

Основные принципы организации пространства по Монтессори

Основные принципы организации пространства для гармоничного развития личности ребёнка по Монтессори таковы.

  1. Стремление к использованию экологичных материалов, гармония в интерьере, преобладание пастельных тонов.
  2. Безопасность среды для малыша, который будет использовать пространство и предметы преимущественно самостоятельно и по собственному усмотрению.
  3. Соответствие размера мебели и других предметов интерьера возрасту ребёнка, и в то же время - максимальная их приближённость по функциональности к аналогичным взрослым вещам.
  4. Доступность всего игрового материала для крохи, удобство пользования.
  5. Соблюдение баланса: игрушек по количеству не должно быть слишком много или мало.
  6. Чёткое зонирование пространства.
  7. Соответствие созданной среды поставленным задачам развития ребёнка.

Зонирование пространства

Зонированию подлежит не только пространство детской. Отдельные уголки должны быть выделены малышу и в других общих комнатах: прихожей, ванной, на кухне. Они оборудуются таким образом, чтобы ребёнок мог самостоятельно выполнять функции по самообслуживанию (переодеванию в верхнюю одежду, умыванию, приёму пищи) или помогать взрослым (например, в приготовлении еды, уборке).

Основные зоны для малыша от года до трёх в детской комнате можно представить в следующем виде.

  1. Зона сна - кроватка.
  2. Игровая зона - коврик или матрас, рядом с которым расположены стеллажи с игровым материалом.
  3. Зона для занятий - столик и стульчик по росту ребёнка, стеллаж с материалами для творчества и обучения.
  4. Зона переодевания и ухода за собой - шкаф с доступными малышу полками, на которых лежит несколько комплектов одежды, стульчик, зеркало.
  5. Зона уборки - подобранные по росту и возрасту инструменты для уборки (тряпочки, швабра, веник, ведро - всё, как у мамы).
  6. Зона ванны и туалета (в соответствующих комнатах). В ванной для крохи должно висеть своё полотенце на удобном ему уровне, располагаться полочка со средствами для ежедневного туалета, стульчик или ступенька для того, чтобы он с удобством мог пользоваться рукомойником. В туалете должен стоять горшок малыша, в свободном доступе должна находиться туалетная бумага и другие необходимые предметы.
  7. Зона прихожей (находится в общей прихожей) - крючок или вешалка с верхней одеждой, полочка с обувью, расположенные в доступном для малыша месте, стульчик.
  8. Зона готовки и приёма пищи (как правило, на кухне) - отдельное место, приспособленное для того, чтобы ребёнок мог самостоятельно сесть и подкрепиться, отельная (нижняя) полка с посудой малыша и другим предметами для сервировки стола и помощи маме в приготовлении еды.

Примеры зонирования пространства по методике Монтессори - фотогалерея

В зоне сна располагается только кровать Игровая зона занимает, как правило, самую значительную часть пространства комнаты, однако она должна быть визуально ограничена Зона переодевания - маленький шкаф или несколько полок, доступных малышу. Много одежды туда помещать не стоит, но порядок должен быть идеальный Учебная зона - столик и стульчик для занятий В зоне для уборки у малыша должны иметься собственные инструменты (пусть и простейшие) Зона ванной оборудуется, как правило, в общей ванной, но может быть и столик для умывания, расположенный в детской Туалет малыша включает в себя горшок и другие необходимые предметы Зона прихожей может включать маленькую вешалку для верхней одежды ребёнка, удобное место для того, чтобы обуться и т. д На кухне у ребёнка должен быть свой столик для приёма пищи и её приготовления Ребёнку дают настоящую (в том числе и бьющуюся) посуду

Детская кровать и другие элементы пространства по Монтессори своими руками

Кровать в соответствии с методикой Марии Монтессори - это просто матрас без бортиков, лесенок и прочих элементов. Высота спального места должна быть такой, чтобы ребёнок не был ограничен его пределами, мог спокойно залазить и слазить с неё, даже если он ещё не умеет ходить. Если говорить о конкретных размерах, то их можно представить следующим образом:

  • высота матрасика колеблется от 10 до 20 см, или до середины голени малыша;
  • ширина и длина спального места выбираются в зависимости от площади, которая отведена для этих целей, но кровать не должна быть маленькой для того, чтобы ребёнок мог спокойно переворачиваться во сне без опасности упасть.

Вокруг кровати по всему её свободному периметру, следует постелить мягкий ковёр.

Методика Монтессори не выдвигает особых требований к материалам, из которых должно быть изготовлено спальное место малыша. Тем не менее преимущественно используются натуральные материалы - хлопковая обивка, наполнитель из гречневой шелухи, кокосового волокна и т. д.

Как видно, каждая зона Монтессори-пространства - это объект, создаваемый и комплектуемый родителями самостоятельно на основании их представлений о тех бытовых моментах, которые доступны ребёнку в его возрасте, и собственной фантазии. Взрослые вовсе не обязаны строго следовать какому-то определённому списку зон и перечню предметов, располагать уголки для малыша в соответствии с придуманной кем-то схемой. Включив воображение, очень легко из имеющихся в наличии материалов и детской мебели соорудить, например, столик для стирки белья и мытья посуды, другие интересные игровые и в то даже время имеющие огромное практическое значение зоны.

Уголок для стирки белья и мытья посуды может быть скомплектован из обычного небольшого журнального столика, накрытого клеёнкой, и набора пластиковой посуды (тазик, кувшин и т. д.)

Большую часть игрового материала, используемого в соответствии с системой Монтессори, можно сделать своими руками из подручных предметов и вещей, ведь практически все эти игры в той или иной степени имитируют действия взрослых, производимые в быту ежедневно. Для создания игрушек пригодится всё от старых тканей и пуговиц до замков, задвижек и сломанного телефона.

Настенные модули: можно ли сделать своими руками?

Настенные модули по Монтессори - кладезь полезных идей для родителей, которые хотят изготовить развивающую игрушку собственными руками. Безусловно, деревянные модели промышленного производства в точности повторить сможет лишь профессионал. Однако, подключив немного фантазии, воссоздать заложенный в них принцип может каждая мама в обычной городской квартире. А уж ребёнок такую вещь, без сомнения, оценит по достоинству.

Настенные модули Монтессори - это группа элементов развивающего оборудования. Они представляют собой деревянные панели, закрепляемые на стене, и содержащие различного рода конструкции, выполняя требуемые действия с которыми ребёнок в игровой форме развивает определённый навык.

Модуль для прогона шаров своими руками

Модуль для прогона шаров - устройство из закреплённых в определённом порядке направляющих, по которым свободно сверху вниз скатывается шарик. Поначалу малыш просто будет следить за ним, затем попытается его ловить, а потом научится запускать самостоятельно.

Такой модуль будет интересен ребёнку начиная с 11-месячного возраста.

Воссоздать игру в домашних условиях можно несколькими способами, и самый простой из них - сделать направляющие из трубочек от бумажных полотенец. Для изготовления игрушки понадобятся:

  • картонные трубки от бумажных полотенец;
  • краски и кисть;
  • клей;
  • ножницы;
  • основа для крепления модуля (вполне подойдёт и крышка от большой картонной коробки);
  • крупные бусины (можно взять деревянные);
  • корзина для сбора шариков внизу (можно использовать половинку капсулы от «Киндер-сюрприза», если шарики небольшие).
  1. Обрезаем и окрашиваем трубки - направляющие (можно вырезать в них желобки на концах, а можно и вовсе разрезать каждую трубку вдоль пополам).
  2. Приклеиваем направляющие к основе таким образом, чтобы катящийся шарик попадал из одной в другую (каждая деталь должна иметь уклон, чтобы шарик свободно по ней катился).
  3. Под нижним концом самой последней направляющей закрепляем корзину для сбора шариков.
  4. Закрепляем панель в вертикальном положении на стене или в другом удобном месте.

Для изготовления более крупного модуля берётся лист фанеры, а направляющие делаются из строительных уголков. По ним можно катать шарик от пинг-понга или шарикового дезодоранта.

Создание настенного модуля для прогона шаров из картонных трубок - фотогалерея

Для создания модуля прежде всего следует приготовить картонные основы от катушек бумажных полотенец В концах направляющих можно вырезать желобки для того чтобы было лучше видно движение шарика на смене траектории Направляющие можно окрасить в разные яркие цвета Направляющие закрепляются «зигзагом», угол наклона должен быть не слишком маленьким, но и не слишком большим, чтобы шарик спускался не очень быстро

Модуль с зубчатыми колёсами

Модуль с зубчатыми колёсами представляет собой две шестерёнки, крутя за ручку одну из которых ребёнок учится видеть причинно-следственную взаимосвязь. Кроме того, такая игрушка развивает вращательное движение руки в вертикальной плоскости. Она подойдёт детям от 1 года.

Воссоздать модуль с шестерёнками в домашних условиях можно из картона. Для изготовления понадобится:

  • бумага, карандаш и линейка для чертежа;
  • плотный картон;
  • ножницы;
  • клей;
  • основа для модуля (можно взять крышку от картонной коробки);
  • деревянные или пластиковые цилиндры для изготовления фиксированной основы шестерёнки и ручек.

Последовательность изготовления.

  1. Чертим схему шестерёнок, зубчики проще всего сделать треугольными. Их размер и форма должны совпадать у обеих деталей - это обязательное условие для того, чтобы система работала. Центр фигуры рисуется в соответствии с подобранной основой, на которую она будет крепиться.
  2. Вырезаем из картона переведённые по схеме шестерёнки - лучше сделать несколько слоёв и склеить их между собой.
  3. Закрепляем цилиндры-основы на панели при помощи клея, насаживаем на них шестерёнки (перед сборкой необходимо примерить детали и разметить места склеивания).
  4. Закрепляем на одной или обеих шестерёнках ручку для вращения.

Шестерёнки своими руками - фотогалерея

Шестерёнки необходимо предварительно расчертить на бумаге Если шестерёнки склеить из нескольких слоёв картона, они получаются достаточно плотными и толстыми Пример модуля с шестерёнками, сделанный своими руками

Модуль с замочками и задвижками

В классическом варианте доска с запорами и задвижками представляет собой панель с шестью маленькими дверцами, каждая из которых закрывается замком определённого вида (шпингалет, цепочка, ключик и т. д.). Предназначен такой модуль для развития мелкой моторики детей от полуторагодовалого возраста.

Безусловно, изготовить нечто подобное в домашних условиях под силу только папе или дедушке, с чем многие из них успешно справляются. Исполнение этой игрушки среди родителей очень разнообразно. Иногда в модуле совмещают сразу несколько идей Монтессори (шестерёнки, замочки, лабиринты, шнуровка и пр.). Варианты комбинирования и их воплощение можно найти на просторах всемирной сети под названием «Бизиборд».

Развивающие доски или бизиборды - фотогалерея

Пример бизиборда с разными элементами Монтессори Бизиборд совмещает в себе сразу несколько элементов или идей Монтессори-методики Модуль с замками и задвижками развивает мелкую моторику ребёнка

Пример модуля, созданного своими руками - видео

Игровые панели Монтессори

Игровые панели Монтессори представляют собой более мобильные, нежели модули конструкции. Придумано огромное количество таких развивающих материалов, некоторые из которых описаны ниже.

Шнуровка и панель для вышивания своими руками

Классический пример Монтессори-панелей - шнуровки. Изготовить своими руками простейшую шнуровку достаточно легко.

Пример шнуровки - фотогалерея

Игры-шнуровки представляют собой деревянные панели различной формы с дырочками для продевания шнурка Панели для вышивки имеют большее количество равномерно расположенных отверстий, нежели шнуровки
Шнуровка в виде сыра с дырочками - объёмная деревянная игрушка

Для изготовления шнуровки или вышивки из фанеры понадобится:

  • фанера;
  • ножовка по дереву;
  • шуруповёрт;
  • карандаш и линейка;
  • наждачная бумага;
  • шнурки или ленты.

Последовательность изготовления панели.

  1. Размечаем на фанере заготовки панелей. Вырезаем их при помощи ножовки.
  2. Отмечаем карандашом и сверлим шуруповёртом отверстия в полученных фигурах.
  3. Затираем наждачной бумагой края панелей и отверстий, сглаживаем шероховатости.

Изготовление шнуровки - фотогалерея

Из строительных инструментов для изготовления игрушки понадобятся шуруповёрт и ножовка по дереву Сначала необходимо разметить фигуры на фанере Фигуры вырезают ножовкой Шнуровка может быть любой формы - всё зависит от фантазии родителей Расположение отверстий необходимо отмерить и разметить карандашом Отверстия сверлим шуруповёртом Все шероховатости необходимо зачистить наждачной бумагой В шнуровки втягиваются шнурки Играя со шнуровкой, ребёнок тренирует мелкую моторику

Игра «Мышь в сыре» своими руками

Мышь в сыре - панель с множеством отверстий разного размера: 10 больших, 15 средних и 40 маленьких. В комплект входит мышка с шариком на шнурке, которую необходимо поднять вверх так, чтобы не уронить его в дырочки.

Сделать некоторое подобие игрушки можно и в домашних условиях. Для этого понадобится:

  • картонная коробка;
  • картонная трубочка (можно несколько) от бумажных полотенец или туалетной бумаги;
  • клей;
  • ножницы;
  • краски;
  • сами мышки - пластиковые или связанные крючком шарики и т. д. (лучше, если «мышки» будут с хвостиками).

Алгоритм изготовления.

  1. Прорезать в коробке отверстие, по диаметру равное картонной трубочке.
  2. Вставить трубочку в отверстие (можно сделать два отверстия в противоположных сторонах коробки и соединить их тоннелем из трубочки).
  3. Коробку следует раскрасить в жёлтый цвет, можно нарисовать «дырки» - получится сыр В отверстие, сделанное в коробке, вставляется картонная трубка - получается своеобразный тоннель Если отверстие в коробочке одно, доставать мышей придётся, открыв её

    Материалы для обучающих занятий

    Несмотря на то что любой игровой материал, созданный по принципам методики Монтессори, можно назвать обучающим, определённые игры в этой сфере всё же имеют особый вес. Стоит рассмотреть некоторые из них.

    Золотой банк из бусин

    Игра «Золотой банк из бусин» призвана обучить ребёнка основам математики.

    Воссоздать такой банк дома также вполне реально: достаточно лишь запастись большим количеством бусин золотистого (как вариант жёлтого) цвета, проволокой и терпением. В качестве ёмкости для игрового материала можно использовать картонную коробку, разделённую на отсеки.

    Карточки Монтессори

    Карточки Монтессори - это целая группа материалов, направленных на развитие у ребёнка логики, внимания, памяти и моторики. Существует бесчисленное количество наборов - цветовые, ознакомительные в разнообразных категориях и прочие. А изготовить их самостоятельно очень просто: найдите на просторах всемирной сети понравившиеся и распечатайте на цветном принтере.

    Конструктивные треугольники

    Обучающее пособие «Конструктивные треугольники» представляет собой 5 деревянных ящиков различных геометрических форм с располагающимися в них разноцветными треугольниками, из которых эти формы и предлагается выложить ребёнку.

    Воплотить идею этой игры в домашних условиях достаточно просто - треугольники можно вырезать из фетра или даже картона. А складывать фигуры можно и без использования коробок.

    Следует обратить внимание, что в оригинальном пособии те стороны треугольников, которые должны прилегать к другим, выделены чёрной линией. Так ребёнку проще ориентироваться во время игры.

    Как сделать конструктивные треугольники своими руками - видео

    Игрушки

    Методика развития детей по Монтессори изобилует идеями игрушек для любого возраста, которые вполне посильны для домашнего воплощения.

    Сенсорные мешочки

    Сенсорные мешочки предназначены для детей от полугода до 4 лет. Они представляют собой ёмкости из ткани или другого мягкого материала, наполненные крупами, бисером и другими предметами, которые ребёнку будет интересно пощупать и потрясти.

    Варианты самостоятельного изготовления такой развивающей игрушки очень разнообразны: можно просто сшить полотняные мешочки, использовать воздушные шарики или прострочить кружочки из полиэтилена.

    Сенсорные мешочки - фотогалерея

    Сенсорные мешочки можно сделать, просто заполнив выбранным наполнителем воздушный шарик и плотно его завязав Ещё один вариант мешочков - кружочки из полиэтилена, простроченные на швейной машинке Сенсорные мешочки можно наполнить чем угодно - крупами, пластиковыми крышками, бисером, пуговицами Для изготовления сенсорных мешочков потребуется ткань, швейные принадлежности и наполнитель Полученный при кройке прямоугольник складывают вдвое и прошивают с трёх сторон, оставив небольшое отверстие для наполнения Мешочки по изнаночной стороне прошивают на швейной машинке Мешочки через оставшееся отверстие заполняют крупами или другим наполнителем После наполнения мешочки следует зашить

    Сортер своими руками - видео

    Рамки-вкладыши по Монтессори

    Игрушка рамка-вкладыш в оригинале представляет собой деревянную панель с расположенным посередине вкладышем в виде геометрической фигуры, который малыш может достать и поставить обратно за прикреплённую к нему ручку-держатель.

    Самостоятельно изготовить рамки-вкладыши можно из картона. Для этого потребуется:

  • плотный картон;
  • ножницы;
  • линейка;
  • клей;
  • краски;
  • крупные бусины для изготовления ручек-держателей.

Последовательность действий.

  1. Расчертить на картоне квадраты и вырезать их.
  2. В центре каждого квадрата начертит геометрическую фигуру.
  3. Вырезать фигуры, раскрасить разными цветами и приклеить к ним ручки-бусины.

Рамки-вкладыши из старого туристического коврика - видео

Создать Монтессори-среду для ребёнка у себя дома, не затрачивая больших денег на специализированные промышленно изготовленные пособия, вполне реально. Для этого необходимо лишь знать основные принципы методики и ознакомиться с классическими вариантами игровых и учебных материалов. Проявив немного фантазии, воплотить в жизнь собственными руками можно практически любую из идей.

Еще до знакомства с цифрами и счетом ребенок может овладеть азами математических знаний. Делается это при помощи материалов, развивающих логическое и точное мышление, способность измерять, сравнивать и упорядочивать. Разработанные Марией Монтессори материалы, помогают детям в постижении абстрактных математических понятий и операций.

Принципы изучения математики по Монтессори

Монтессори говорит о математике, как о цепи понятий, в которой отсутствие одного звена делает понимание последующего невозможным. Поэтому при изучении предмета должна соблюдаться строгая последовательность. Дети, обучающиеся по системе итальянского педагога, переходят на традиционное обучение с багажом, позволяющим им быть успешными и не вздрагивать при упоминании математики.

Если говорить об общих принципах системы итальянского педагога, то главный упор в обучении делается на самостоятельность. Ребенок в этом процессе главный, воспитатель лишь помогает малышу познавать мир, но не является его наставником. Взрослый не должен мешать созидательной энергии, присущей ребенку в раннем возрасте. В обучении задействованы Монтессори материалы, состоящие из пяти групп.

Пять основных групп математических материалов

Первая группа материалов знакомит с цифрами от 0 до 9, с четными и нечетными числами, помогает научиться считать до 10. Из этой группы особого внимания заслуживают числовые штанги. 10 штанг, разной длины (от 10 см до 1 м) изготовлены из дерева. Штанги поделены на отрезки, окрашенные в синий и красный цвета. С их помощью выполняются следующие действия:

Раскладывание по возрастанию и убыванию;

Сравнение длин, изучение понятий «длинное», «короткое», «длиннее», «короче»;

Определение, на какое количество отрезков штанги отличаются по длине;

Измерение, сколько маленьких штанг поместится в длинной штанге;

Выкладывание штанг крест-накрест и нахождение их середины.

Главное назначение штанг – донесение информации, что числа обозначают количество предметов. С их помощью развивается глазомер, ребенок получает представление о составе числа.

Вторая группа знакомит с десятичной системой и арифметическими действиями (сложением, вычитанием, умножением и делением). Используя Монтессори игрушки второй группы, дети осознают, что с помощью разных комбинаций цифр можно выразить любые числа, занимаются построением четырехзначных чисел и производят арифметические действия с ними. Используются такие материалы, как «Малые счеты», «Игра с марками» и др.

Третья группа помогает освоить счет до 20, 100 и 1000 при помощи «Золотого материала». Золотой материал представляет собой комплект, в который входят золотистые бусинки, стержни с бусинками, квадраты с сотнями бусин, куб из бусин, карточки с цифрами. Ребенок учится выкладывать числа при помощи этого материала, затем совершать с ними математические действия.

Четвертая группа математических материалов помогает запоминанию таблиц сложения, вычитания, умножения и деления. Делается это не путем механического зазубривания, а с помощью того же «Золотого материала» и других математических материалов.

Пятую группу составляют пособия, с помощью которых ребенок знакомится с дробями. Основным материалом являются «Доли и дроби» - металлические круги-вкладыши, разделенные на сегменты (от целого круга до круга, разделенного на 10 сегментов).

Выбрать, отвечающие возрасту, и купить Монтессори для изучения математики предлагает интернет-магазин с таким же названием в Екатеринбурге. Разнообразные игрушки и пособия представляют все пять групп материалов.

С какого возраста начинается обучение по системе Монтессори

Работа с Монтессори материалами начинается в детском саду в возрасте 4 лет и заканчивается в начальной школе по достижении ребенком 12 лет. Опосредованную математическую подготовку с сенсорным материалом можно начинать уже с 2 – 2,5 лет. Например, материал «Шероховатые цифры» представляет собой таблички с шершавыми цифрами от 1 до 9. Ребенок обводит их двумя пальчиками, запоминая очертания, название и написание.

Пособия, разработанные итальянским педагогом, составляют тщательно продуманную систему, сформированную по четким законам, учитывающим способность ребенка к освоению математических понятий и сути вычислительных операций. Если вам интересна система Монтессори , интернет магазин приглашает ознакомиться с материалами, игрушками, необходимыми для учебного процесса.