Загадки про грозу: гром и молнию. Загадки природныкх явлений мои публикации Сочинить загадку про молнию или явление природы

Чем раньше родители начинают задумываться о развитии мышления своего ребенка, тем лучше. Для этого существует множество разных способов: ребусы, анаграммы, шифры и, конечно, загадки. Отгадывание учит ребенка мыслить шире и глубже, видеть необычные стороны обыденных явлений. Детское сознание улучшает способность представлять предметы или события.

Загадки как средство от детских страхов

Часто случается так, что дети чего-либо боятся: собак, темноты, насекомых и др. Многих малышей пугает молния. Она слишком яркая, а сопровождающий ее гром делает ее страшнее за счет создаваемого шума.

Избавить детей от страха можно с помощью загадок про молнию. В них это природное явление описывается так, что оно вовсе не кажется ребенку ужасающим и пугающим.

Например, существуют вот такие загадки про молнию для детей помладше:

  • Цап-царапка живет в туче, выскакивает стрелой жгучей.
  • Огненные львята когтистыми лапами горизонт царапают.

После того как ребенок отгадает эти загадки, ему можно объяснить, что молния совсем не страшная, она живет где-то далеко на небе и не может достать малыша.

Более сложные загадки про молнию

Для мальчишек и девчонок постарше подойдут следующие:

1) Пролетает орел,

В когтях - огонь.

Огненные стрелы пускает,

Никто их не поймает.

2) Раскаленная стрела

Дерево свалила и ушла.

3) Летела стрела,

Упала в лебеду.

Никак не найду.

4) Меж небом и землею огненная стрела летит.

5) Сверкнет, мигнет,

Кое-то позовет.

Огненная Лоза

Вьётся в небе.

6) Летит огневая стрела,

Никто ее не поймает:

Ни царь, ни царица,

Ни красна девица.

Загадки про молнию, в которых фигурирует сравнение с огнем, помогают ребенку развивать ассоциативное мышление. Оно будет способствовать успешной учебе. Ассоциативный метод запоминания разных правил и фактов является одним из самых эффективных и простых для использования.

Диалог с ребенком

Объяснить ребенку, что такое молния и избавить его от страхов можно с помощью диалога. Построить его следует на интересных вопросах. Например, нужно сначала спросить малыша, как он думает, что такое молния. После того, как он отвечает, следует ему правдиво, но с элементами сказки объяснить, как она возникает и почему после нее слышится сильный гром. Чаще всего дети боятся от незнания.

Также можно спросить ребенка, почему молния яркая, быстрая, большая и др. Самое главное, что требуется от родителя - это заранее продумать, что может сказать малыш и подготовить сказочные формы ответа. Например, молния такая быстрая, потому что это волшебник перемещается между городами.

Гроза - это общее понятие, которое объединяет для детворы воедино гром, молнию и сильный дождь. Часто малыши, услышав стихотворные строки про грозу, дают ответ, состоящий из этих слов. Они еще плохо отличают разницу между громом и молнией. Поэтому, перед тем как загадывать загадку про грозу детям, нужно им подробно объяснить значение каждого из этих слов.

Что такое гром?

Гром - это звук электрического разряда в небе. Его не видно, его можно услышать. Чем громче звук, тем ближе эпицентр грозы. Загадки про это явление природы следующие:

1. В небесах грохочет,

А в доме слышно.

2. Громкий и серьезный,

Пугает всех вокруг,

Но он предупреждает,

Бегите, скоро дождь.

3. Его никто не видит,

Но все слышат,

А его подругу никто не слышит,

Но все видят.

4. В небе тучка показалась,

Ярко молния зажглась.

Бах-бах, бом-бом,

В небе громко слышен...

5. Сначала блестит,

Потом гремит,

Затем всех мочит.

6. Серые тучки собрались в кружок,

Ругались, ворчали, гремели, стучали,

Детей на земле напугали,

И те домой скорей убежали.

Загадки про молнию

Перед тем как загадывать детям загадку про грозу, нужно также пояснить, что такое молния. Ребята должны иметь четкое представление об этом опасном явлении природы. Ведь молния - это разряд электричества, который просто разрывает тучу на части. Яркий свет вспышки видно за много километров, а громкий звук разряда называется громом.

Молния - это опасное явление. Лучше всего во время грозы находиться в помещении, так как разряд молнии часто поражает цели на земле и может доставить много бед.

Рассмотрим, какие есть загадки про грозу для детей.

1. Очень яркая стрела

Спалила липу у села.

2. Из пуховой шапки

Летят стрелы без оглядки.

После шума и дождя

Испарилась вата вся.

3. Налетела, нашумела,

Чисто вымыла поля.

Все сады и огороды

Людям добрым полила.

4. Гром ревет уже давно,

Дождик капает в стекло,

Блещет молния в глаза,

Ведь на улице...

С помощью загадок дети лучше запоминают явления природы, это веселый способ повторения выученного материала на занятии в детском саду.

Раскаленная стрела
Дуб спалила у села...(Гроза)

Рассыпала Лукерья
В небе огненные перья...(Гроза)

Вскинет огненный Меч,
Да некого сечь.
То рявкнет басом,
То плачет часом...(Гроза)

Сперва блеск,
За блеском треск,
За треском -
Блеск...(Гроза)

Потемнело небо,
Тучами покрылось,
Будто колесница
В небе покатилась.
Муравьишки скрылись,
Гром гремит, пугает,
Дождь ручьями льётся,
Молния сверкает.
Спрятались под крышу
Воробьи-зазнайки.
Что с природой стало,
Дети, отгадайте...(Гроза)

Вот из далёка-далека
Что-то грохнуло слегка.
Потом поднялся ветерок -
Совсем задул наш костерок.
Осталась только пепла кучка.
На солнце набежала тучка,
Дождинки падают за ворот-
Пора нам возвращаться в город.
Сверкнуло так! Слепит глаза,
Блеск молний. Всё, идет...(Гроза)

Вот по небу мчится конь -
Из-под ног летит огонь.
Конь копытом бьет могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит...(Гроза)

Весёлые тучки
Резвились, шутили…
Не во время тучки
Меня разбудили.
Я очень устал
И вставать не хочу,
На них рассердилась,
Теперь - грохочу...(Гроза)

Пряжа Чёрная.
Игла огненная.
Нитки водяные...(Гроза)

Загадки про гром, молнию, грозу.

Басовитый и серьёзный, у него характер крут:
Заворчит он очень грозно - все сейчас же убегут.
(гром)
Громко стучит, звонко кричит,
А что говорит - не понять
И мудрецам не узнать.
(гром)
Меня никто не видит,
Но всякий слышит,
А спутницу мою всяк может видеть,
Но никто не слышит.
(гром)
Прошла Маланья - зажглося пламя;
Пришёл Пахом - затрясся дом.
(гром и молния)
На небе стукнет,
А на земле слышно.
(гром)
Сперва блеск,
За блеском треск,
За треском плеск.
(молния и гром)
Конь бежит - земля дрожит.
(гром)
Невидимка-великан
Бьёт в огромный барабан.
(гром)
Вот по небу мчится конь -
Из-под ног летит огонь,
Конь копытом бьёт могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит.
(гром)
Ни огня, ни жару не имею,
А всё сжигаю
(молния)
Раскалённая стрела
Дуб свалила у села.
(молния)
Летит огенная стрела,
Никто её не поймает
(молния)

Загадки про солнце, тень, луну, месяц, звёзды, небо

Катится по голубому блюдечку
Золотое яблочко
(солнце и небо)
Светит, сверкает,
Всех согревает.
(солнце)
Над рекой остановился
Шар воздушный, золотой.
А потом за лесом скрылся,
Покачавшись над водой.
(солнце)
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт?
(солнце)
Не огонь, а греет.
Не лампа, а светит.
как мячик, круглое.
Как тыква, жёлтое.
(солнце)
Утром рано я проснусь,
Посмотрю - и засмеюсь,
Ведь в моё оконце
Ярко светит...
(солнце)
Ежедневно по утрам
Он в окошко входит к нам.
Если он уже вошёл -
Значит, день пришёл.
(солнечный луч)
Придёт в дом -
Не выгонишь колом.
Пора придёт -
Сам уйдёт.
(солнечный луч)
Кто входит в окно
И не раскрывает его?
(свет, солнце)
Я всегда со светом дружен,
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
(солнечный луч)
Ей бродить ничуть не лень
Рядом с вами каждый день.
Стоит солнышку зайти,
как её вам не найти.
(тень)
Видать глазами,
Да не взять руками.
(тень)
Ты упала мне под ноги,
Расстянулась по дороге.
И нельзя тебя поднять,
И нельзя тебя прогнать.
На меня ты так похожа,
Будто я шагаю лёжа.
(тень)
От кого, мои друзья,
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день
Рядом с нами бродит...
(тень)
Подрастал, подрастал,
Был рогатым - круглым стал.
Только круг, чудо-круг
Стал опять рогатым вдруг.
(месяц)
Без рук, без ног,
только с рогами.
А ходит под небесами.
(месяц)
Без головы, а с рогами.
(месяц)
В голубой станице -
Девица круглолица.
Ночью ей не спится:
В зеркало глядится.
(луна)
Рогатый, а не бодается.
(месяц)
Искры небо прожигают,
А до нас не долетают.
(звёзды)
За бесчисленной отарой
ночью шёл пастух усталый.
А когда пропел петух -
Скрылись овцы и пастух.
(месяц и звёзды)
Дорогое ожерелье
Засверкало на деревьях,
Утром посмотреть пойдёшь -
Ожерелья не найдёшь.
(звёзды)
Рассыпался горох
на семьдеся дорог,
никто его не подберёт.
Солнце взойдёт -
Всё наоборот.
(звёзды)
Выше леса, выше гор
Расстилается ковёр.
он раскинут над тобой
и надо мной,
то он серый, то он синий,
то он ярко-голубой.
(небо)
Голубой шатёр
Весь мир накрыл.
(небо)

Загадки про град, снег, дождь, иней, ветер, туман

Без крыльев, без ног
Белые мухи летают.
(снег)
Белый, а не сахар
Мягкий, а не вата,
Без ног, а идёт
(снег)
Зимой гуляет - дома запирает,
А весной плачет - людей выпускает.
(снег)
Белая скатерть всё поле укрыла.
(снег)
Зимою греет, весною тлеет,
Летом умирает, осенью оживает.
(снег)
Лежал, лежал,
А весной в реку убежал.
(снег)
От меня зимой, как летом,
Расцвело всё белым цветом.
(снег)
Летит - молчит, лежит - молчит,
Когда умрёт, тогда ревёт.
(снег)
Осенью рождаюсь, весной умираю,
Зимой своим телом землю согреваю.
(снег)
Пухом землю замело -
За окном белым-бело.
Эти белые пушинки
Не годятся для перинки.
(снег)
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
(снег)
Он черной тучей был сначала,
Он белым пухом лег на лес.
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез
(снег)
Зимой - звезда,
Весной - вода.
(снежинка)
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые...
(снежинки)
Белая звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла - и пропала.
(снежинка)
Кто не плачет, а слёзы текут?
(дождь)
С неба пришёл, в землю ушёл.
(дождь)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт.
(дождь)
Он холодный, проливной,
По пятам бежит за мной.
Убегаю - только хуже,
Потому что всюду - лужи!
(дождь)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.
(дождь)
Кто всю ночь по крыше
Бьёт да постукивает,
И бормочет, и поёт,
Убаюкивает?
(дождь)
Без рук, без ног, под окном стучится,
В избу просится.
(дождь)
Слёзы капают с небес -
Напоили луг и лес.
(дождь)
Что случилось? Ой-ой-ой!
Летом стало, как зимой:
Белые горошки
Скачут по дорожке.
(град)
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
(иней)
Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица.
(ветер)
Сам не видит и не слышит,
Ходит, бродит, рыщет, свищет.
Кто на встречу попадётся -
Обнимает и дерётся.
(ветер)
Без рук, без ног,
А ворота отворяет.
(ветер)
Неизвестно, где живёт.
Налетит, деревья гнёт.
Засвистит - по речке дрожь.
Озорник - и не уймешь.
(ветер)
Я берёзку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать?
(ветер)
В белом бархате деревня -
И заборы и деревья.
А как ветер нападёт -
Этот бархат упадёт.
(туман)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Видно стало далеко.
(туман)
Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина.
(туман)

Загадки про облака, тучи

Без крыльев, а летает.
Никто её не бьёт, а плачет.
(туча)
Горя не знает,
А слёзы проливает.
(туча)
По небесам ораваю
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течёт вода.
(туча)

Летит орлица по синему небу,
Крылья рапспластала -
Солнышко застало.
(туча)

Сильнее солнца,
Слабее ветра,
Ног нет, а идёт,
Глаз нет, а плачет.
(туча)
Нахмурится, насупится,
В слёзы ударится -
Ничего не останется.

(туча)

Пушистая вата плывёт куда-то:
Чем вата ниже, тем дождик ближе.
(облака)

Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
(облака)

Уж не солнце ль виновато,
что висит на небе вата?
(облака)
Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки.
(облака)

Загадки про горы, горизонт, радугу, рассвет

Он и летом, и зимой
между небом и землёй.
Хоть всю жизнь к нему иди -
Он всё будет впереди.
(горизонт)
Он и летом, и зимой -
Между небом и землёй.
Хоть всю жизнь к нему иди -
Он всё будет впереди.
(горизонт)
Крашеное коромысло
Через речку повисло.
(радуга)
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер мастерил
Мост высокий без перил.
(радуга)
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет -
Рухнул мост, и щепок нет.
(радуга)
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Появились на пути!..
В них ни въехать, ни войти.
(радуга)
Носит бабка снежную шапку.
Каменные бока закутаны в облака.
(гора)
Через поля, через луга
Встала нарядная дуга.
(радуга)
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то,
Но пройти в них нелегко,
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?
(радуга)

Загадки про огонь, воду, землю

Никого не родила,
А все матушкой зовут.
(земля)
Все обходят это место:
Здесь земля, как буд-то тесто.
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги.
(болото)
Вот какой обжора есть:
Всё на свете может съесть,
А когда воды попьёт -
Обязательно уснёт.
(огонь)
На привале нам помог:
Суп варил, картошку пёк.
Для похода он хорош,
Да с собой не понесёшь...
(огонь, костёр)
Летом бежит, зимой спит,
Весна настала - опять побежала.
(река)
Мною можно умываться.
Я умею проливаться.
Я в кранах живу всегда.
Ну конечно, я - ...
(вода)
Сам вода, да по воде и плывёт.
(лёд)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(лёд)
Зимнее стекло
Весною потекло.
(лёд)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет.
(сосулька)
Белая морковка зимой
растёт вниз головой.
(сосулька)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем - не найдем.
(роса)

Загадки про эхо, сквозняк, мороз, узоры на стекле

Живёт без тела, говорит без языка,
Никто его не видит, а всякий слишит.
(эхо)
В тёмном бору, за любою сосною,
Прячется дивное диво лесное.
Крикну: "Ау!" - и оно отзовётся.
Я засмеюсь - и оно засмеётся.
(эхо)
Он вошёл - никто не видел,
он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна исчез,
А на окнах вырос лес.
(мороз, морозные узоры)
Побелело за ночь всюду,
А у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез.
Там волшебный вырос лес.
(узоры на стекле)
Какой это мастер на стены нанёс
И листья, и травы, и заросли роз?
(мороз)
ез рук, без ног
Рисовать умеет.
(мороз)
Старик у ворот тепло уволок.
Сам не бежит и стоять не велит.
(мороз)
Дедушка мост мостит без топора и без клиньев.
(мороз
Кто поляны белит белым
и на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(мороз)
Невидимка-озорник в нашу комнату проник.
Заплясали занавески, календарь впустился в пляс.
хорошо, что сразу с треском дверь захлопнулась у нас.
(сквозняк)

Учебный проект:
Загадки природных явлений. Гроза и молния.

Бухалова Марина Николаевна, учитель физики

2013 – 2014 учебный год

1. Введение

1.1 Актуальность темы проекта
3


3

2. Теоретический материал

2.1 Электрическая природа грозы
4

2.2 Возникновение молнии и грозовых разрядов
4

2.3 Виды молний
5

2.4 Загадки молнии и человеческие судьбы
5-7

3. Практическая часть

3.1 Правила поведения во время грозы
8

4. Заключение
9


9

Молния, как бы созревши,
Вдруг разорвет облака и проносится пламенем ярким, Быстро сверканье её, заливая окрестности светом, Следует тяжкий удар, как будто бы, лопнув внезапно, Рушится весь небосвод и грозит обвалиться на землю.
Лукреций

Введение
1.1 Актуальность темы проекта
Большую роль в понимании явлений природы и сохранении устойчивого окружающего мира играет ФИЗИКА, так как в основе большинства природных и технологических процессов лежат физические явления, описываемые физическими законами. Если мы будем знать причины опасных явлений в окружающей среде, то сумеем найти способы их устранения или использования. Каждый из нас понимает, что Земля - это наш общий дом. Об этом очень хорошо сказал французский писатель и лётчик Антуан де Сент-Экзюпери: «Есть такое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету».
1.2 Цели и задачи исследовательской работы
Цель работы: изучение природных электрических явлений – грозы и молнии.
Задачи работы:
объяснить физическую природу электрических явлений: грозы и молнии;
привести примеры интересных фактов и событий, связанных с этими явлениями, используя различные источники информации;
разработать правила поведения во время грозы.
Объекты исследования: электрические явления
Предмет исследования: молнии различных типов, возникающие во время грозы
Методы: сравнительно-аналитический, частично- поисковый, анализ, синтез.

Теоретический материал
2.1. Электрическая природа грозы
В отличие от своих далеких предков, мы знаем, что гроза – это не наказание за грехи, ниспосланное богом на землю, а вполне привычное природное явление.
Гроза атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды молнии, сопровождаемые громом.
Рассекающая небеса молния вызывает страх. Так было тысячи лет назад. Так происходит и сегодня. Как бы ни храбрились люди, но немногие спокойно себя чувствуют, когда над головой возникают стрелы молний и грохочут раскаты грома. Учёные подсчитали, что ежегодно на нашей планете бушует 44 тысячи гроз и каждую секунду в землю вонзается 100 молний. Казалось бы, это явление должно уже быть хорошо изучено. И все же во многих случаях оно продолжает оставаться загадкой.
Молнии вызываются статическим электричеством. Оно обладает точно такими же свойствами, как и электричество, вырабатываемое искусственно, но образуется по–другому. Статическое электричество возникает естественным путём при трении двух веществ друг о друга. Молния возникает оттого, что частицы воды и воздуха, образующие облако, постоянно трутся друг о друга. При этом в облаке постепенно накапливается электрический заряд, который, в конце концов ударяет в землю либо в другое облако в виде гигантской вспышки.
Возникновение молнии и грозовых разрядов
Внутри слоистых облаков возникают воздушные потоки, переносящие с места на место водяные капельки и крохотные льдинки.
По мере того, как частицы воды и льда «трутся» друг о друга, в облаке накапливается большой потенциал статического электричества.
Этот потенциал растет до тех пор, пока не разряжается гигантской искрой. Вы можете наблюдать эту искру в небе в виде вспышки молнии.
Молния, пронизывая воздух, очень сильно его нагревает. Нагретый воздух стремительно расширяется, как при взрыве, производя при этом рокочущий звук - раскат грома.
Вы легко можете определить, насколько далеко от вас гроза, если засечёте время между вспышкой молнии и первым после неё раскатом грома. Каждые пять секунд говорят о расстоянии примерно 2 км.

2.3.Виды молний
Плоская.
Линейная.
Чечеточная.
Шаровая.
Плоская молния представляет собой электрический разряд на поверхности облака, не имеет линейного характера
Линейная молния представляет собой искру длиной 1-10 км с разветвлениями, диаметром несколько сантиметров. Вспышка длится 0,01-0,1 с, температура превышает 25000°C. Часто происходит несколько повторных разрядов по одному и тому же каналу, при этом общая продолжительность вспышки может достигать 1 с и более
Чечеточная молния - разряд в виде цепочки отдельных точек и черточек. Чечеточная молния имеет ряд утолщений на канале разряда; это яркие светящиеся узелки, или "ракеты". Встречается очень редко.
Шаровая молния имеет сферическую форму, диаметр 10-50 см, движется медленно, может существовать 1-2 минуты, после чего исчезает со взрывом или без взрыва. Встречается редко.
2.4. Загадки молнии и человеческие судьбы
Жертвами молнии ежегодно становятся около 2500 человек (причем 84% из них – лица мужского пола в возрасте от 10 до 35 лет). Приблизительно каждый двадцатый из пораженных молнией погибает
Самое грозовое место на Земле -Тороро в Уганде, где в году 251 грозовой день.
Молния повсеместно считалась предсказанием (злым или добрым). В Риме это было достаточно существенным основанием, чтобы отложить на день общественные мероприятия или заседания сената.
Молния - разряд тока энергией до 3 млрд. Дж., движущаяся из облака вниз со скоростью 160-1600 км/с по ионизированному каналу воздуха с температурой плазмы до 30 000 градусов (в 5 раз выше, чем на поверхности Солнца). Молния сопровождается звуковой ударной волной (громом), слышимой иногда на расстоянии до 29 км.
Одной из загадок молний являются так называемое «гнездо» молнии. Так называют место, куда грозовые разряды бьют с завидным постоянством. Ученые объясняют тайну «гнёзд молний» пониженным электрическим сопротивление таких мест. Это возможно, когда в земле есть залежи металла.
Егерь-рекордсмен. Молнии выбирают порой не только какие-то определённые участки земли, но и людей. Самый известный факт, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса: егерь национального парка в американском штате Вирджиния Рой Салливен за свою жизнь был атакован молниями семь раз. Впервые электрический разряд угодил ему в голову и вышел через большой палец левой ноги. Через пять лет второй удар молнии сломал Салливену челюсть и спалил ресницы. Позже молнии ударяли в него ещё и ещё. Самое страшное, что вопреки логике, Рой остался жив. Правда у него начало сохнуть левое плечо, сгорели все волосы на теле, он стал слепнуть и глохнуть.Несчастный егерь прожил 71 год и покончил с собой.
Молнии – ревнивицы. В 1935 году американский турист Рандольф Истман во время грозы попросился переждать стихию в доме жительницы Болгарии Марты Маикия. Через неделю они поженились, но спустя два месяца мужчину убила молния. Позднее Маикия повторно вышла замуж, теперь уже за француза по имени Шарль Морто. И во время путешествия по Испании второй муж был также поражен молнией наповал. Вдова вернулась в Софию, где её начал лечить от депрессии немецкий врач. Они поженились в Берлине, а во время поездки к французской границе в автомобиль врача ударила молния. Третий муж умер на месте. Насколько известно, больше Марта замуж не выходила.
Случай в Японии. Несколько лет назад в Стране восходящего солнца группа школьников отправилась в горы. Разразилась гроза. Учитель велел детям обвязаться веревкой, как обычно поступают альпинисты. В эту связку и угодил грозовой разряд, убив каждого третьего. Понятно, что намокшая веревка стала хорошим проводником тока. Но почему погиб каждый третий?
The Beatles. Известная реплика Джона Леннона «The Beatles популярней Иисуса Христа» была воспринята в США очень болезненно. Техасская радиостанция даже устроила публичное сожжение продукции группы. Вечером того же дня в радиостанцию угодила молния: из-за чего программный директор потерял сознание, а станция надолго лишилась выхода в эфир из-за технических неполадок.
Сообщения о проделках небесных проказниц одно интереснее другого. Молния сжигает белье, оставляя верхнее платье. Вырывает из рук человека металлические предметы и отбрасывает их на большое расстояние, не причиняя вреда державшему их. Молния сплавляет в один большой слиток все монеты, бывшие в кошельке, или серебрит золотые и золотит серебряные, не сжигая лежавших вместе с ними бумажных денег. Молния бесследно уничтожает, надетый на шею медальон на цепочке, оставляя на память ограбленной ею девушке отпечаток цепочки и медальона, не сходящий с кожи в течение нескольких лет
А вот уже не безобидные шалости. Группа людей, сидевших во время грозы под деревом, после удара в него молнии осталась как бы окаменевшей. Когда их обнаружили, они казались живыми, но, как только к ним притронулись, они рассыпались в прах.
Драматический случай произошел с пятью альпинистами 17 августа 1978г. на Кавказе на высоте 4000м, где они остановились в ясную ночь на ночлег. В палатку к альпинистам залетел светло-желтый шар величиной с теннисный мяч. Шар проникал в спальные мешки, вызывая ужасные крики. Люди чувствовали сильнейшую боль, не могли двигать ни руками, ни ногами, теряли сознание. После того как шар «посетил» каждый спальный мешок по нескольку раз, он исчез. Альпинисты получили тяжелые раны, мышцы были вырваны целыми кусками, до самых костей. Одного альпиниста шар убил.
В 1963г. от удара молнии потерпел аварию самолет «Боинг-707», погиб весь экипаж.
По сообщениям американских ученых, молния дважды била в космический корабль «Аполлон-12» с тремя астронавтами на борту и причинила аппарату достаточно серьезный ущерб.
Один из трагических случаев русской науки связан с появлением шаровой молнии. Для изучения атмосферного электричества Ломоносов и профессор Рихман оборудовали в своих квартирах специальные «громовые машины», которые цепями соединялись с высокими шестам, выставленными на крышах. В 1753г. во время грозы над Санкт- Петербургом из железного прута в квартире Рихмана внезапно появилась голубоватая шаровая молния и ученый погиб.
Пока рассказывался этот материал, во всём мире сверкнуло не менее 30 000 молний. И возможно, они загадали новые загадки

3. Практическая часть
3.1. Правила поведения во время грозы
1. Если появились признаки приближения грозы, переждите ее в помещении.
2. Закройте окна, двери, дымоходы. Выключите телевизор, радио, электроприборы, телефон.
3. Держитесь дальше от электропроводки, антенны, окон, дверей.
4. Если гроза застала вас на улице, укройтесь в ближайшем здании.
5. Если гроза застала вас в парке, лесу, не укрывайтесь вблизи высоких деревьев, особенно таких, как дуб, тополь.
6. Если вы находитесь на возвышении, скале, в горах, немедленно спускайтесь вниз или ищите убежища в углублениях среди нагромождения камней.
7. Нельзя находиться на открытых незащищенных местах, вблизи металлических оград, крупных металлических объектов, влажных стен, заземления молниеотвода и других объектов, которые с большой степенью вероятности могут быть поражены молнией.
8. Если гроза застала вас в водоеме, немедленно выбирайтесь на берег и отходите подальше от воды.
9. Почувствовав щекотание кожи, а также то, что у вас волосы поднимаются дыбом, знайте, что молния ударит поблизости от вас. Не раздумывая, бросайтесь ничком на землю – это уменьшит риск вашего поражения.
10. Если вы застигнуты грозой, будучи на велосипеде или мотоцикле, прекратите движение, покиньте их и переждите грозу на расстоянии примерно 30 метров от них.
11. Если вы едете в машине, оставайтесь в ней. Закройте окна, опустите автомобильную антенну и остановитесь.
12. При отсутствии укрытия нужно лечь на землю, лучше на сухом песчаном грунте, удаленном от водоема. Если вам удобнее сидеть, то постарайтесь сжать колени вместе, обхватите их руками, опустите голову пониже.
13. Во время грозы не бегайте.
14. При встрече с шаровой молнией сохраняйте спокойствие и не двигайтесь. Не приближайтесь к ней, не касайтесь ее чем-либо, не убегайте от нее.

4. Заключение
В своей работе мы рассказали лишь об одном природном явлении. Это только кажется, что такие бедствия происходят далеко от нас.
Во время грозы 8 августа в лагере «Индейцы» в Новоусманском районе молния ударила в дерево, рядом с которым находились дети. Всего пострадали 9 человек, один из них скончался в больнице.
Таким образом, мы видим, что нас окружают разнообразные природные явления и процессы, которые уносят тысячи жизней. Именно изучение и прогнозирование таких явлений поможет нам избежать человеческих потерь.

5.Список источников и использованной литературы

Тарасов Л. В. Физика в природе: Кн. для учащихся. М., 1988.
М. Клэридж и П.Доусвелл. Неизвестное об известном. География
М. Клэридж и П.Доусвелл Неизвестное об известном. Наука
С Брюханов. Молниеносные нападения
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006, 10 СD.
Фото: Д. Б. Копелиовича и др.
Видео: БЭКМ 2005 и РГАКФД