Толкование сновидений — психологические методы. "толкование сновидений" зигмунда фрейда. Современный взгляд на сновидения

История изучения сновидений

Интерес к сновидениям имеет многовековую историю, которую условно можно разделить на два этапа. Первый этап (донаучный) продолжался тысячелетиями, второй (научный) насчитывает несколько десятилетий .

Сновиденческая тематика донаучного периода окутана мистическими представлениями . Считалось, что душа погруженного в сон на самом деле покидает тело и путешествует в пространстве, посещая те места, видя тех людей и совершая те поступки, которые представляются в этот момент сновидцу.

Первобытные племена рассматривали сновидения как важнейший ориентир при выполнении обрядов, церемоний, ритуальных праздников. В Вавилонском царстве, а затем в Древнем Египте, Индии, Китае процветало снотолкование (онейромантия), которое доверялось лишь жрецам, мудрецам и профессиональным толкователям при дворах правителей того времени.

Первые попытки научного объяснения сновидений зарождались в рамках философии . Древнегреческие философы предложили три основных варианта понимания сновидений.

Демокрит полагал, что сновидные образы залетают в организм извне. Платон (диалог «О любви») – что в этих образах выражаются низменные влечения, в том числе сексуальные (платоновскую концепцию можно считать в определенной мере предвосхищением фрейдовской). Наиболее ценные в то время, не утратившие своего значения и сейчас, мысли высказал Аристотель (384-322 гг. до н.э.).

В трактатах «О сне» и «О вещих сновидениях» он одним из первых утверждал, что сновидения есть не «язык богов» или «странствие души», а явления, вытекающие из самой сущности человеческого духа и представляющие собой результат специфической деятельности мозга.

Близкие идеи высказывал и Гиппократ (460-370 гг. до н.э.). Другой знаменитый врач Гален (около 131-200 гг. н.э.) отмечал, что в сновидениях отражается состояние организма.

В XVII-XVIII веках сновидения объяснялись в рамках соответствующего мировоззрения. Родоначальник английского материализма Ф. Бэкон (1561-1626) высказывал мысль, что во сне «внутренние органические возбуждения проецируются во внешний мир, проявляясь сновидением». Вслед за Беконом во Франции появляется плеяда философов-материалистов и врачей, которые обосновали теорию сновидений, во многом опровергшую устаревшие метафизические концепции: Ламеттри (1700-1751), Дидро (1713-1784), Гольбах (1715-1771) и др.

«По общему правилу, предметы, больше всего поразившие нас днем, являются нам ночью, – отмечал в связи с этим Ламетри, – из этого следует, что непосредственной причиной грез является всякое сильное или часто повторяющееся впечатление, производимое на ту чувствующую часть мозга, которая не заснула или не утомлена … греза является полубодрствованием, поскольку часть мозга остается свободной и открытой для восприятия впечатлений».

Представители идеалистического направления (И. Кант, Г. Лейбниц, Э. Гартман, А. Шопенгауэр), напротив, допускали существование у человека души в виде чего-то самостоятельного, не зависящего от телесной субстанции. Именно деятельностью души во время сна они пытались объяснить сновидения.

В XIX веке ученые начали понимать, что сновидения – это не некая божественная субстанция, отделенная от сновидца, а продукт человеческой психики, следовательно, инструмент для самопознания и поведенческой ориентации.

В начале XX века бурное развитие естествознания способствовало формированию физиологических моделей сновидений. Благодаря работам И.М. Сеченова и И.П. Павлова была разработана теория «нервных следов», на основе которой сновидения стали рассматриваться как хаотичное растормаживание корковых нервных следов различной давности вследствие влияния внешних и внутренних раздражителей. Данная теория послужила основой целой научной школы, однако ограничивала понимание сновидений чисто физиологическим уровнем.

Первая серьезная научная попытка психологического объяснения природы сновидений принадлежит «пионеру» психоанализа 3. Фрейду. В 1900 г. увидела свет его монография «Толкование сновидений», которая и поныне остается одной из наиболее фундаментальных работ в данной области.

Сам Фрейд считал, что именно эта работа содержит самые ценные открытия, которые ему посчастливилось сделать. По представлениям Фрейда, цель сновидений состоит в том, чтобы позволить нам удовлетворить, но одновременно и замаскировать инстинктивные побуждения, осуждаемые обществом как неприемлемые.

Формулируя теорию сновидений, Фрейд отмечал, что значение сновидения скрывается не в явном или поверхностном (манифестном) содержании и не в его изложении. «Фасад» сновидения является вторичной переработкой, за которой скрывается скрытое его значение (латентное содержание сновидения). Интерпретация сновидений лишает влечения скрытой в них энергии и тем самым ликвидирует причину невротического конфликта.

Оба направления изучения сновидений – физиологическое и психологическое получили свое дальнейшее развитие .

В рамках первого целая серия последующих исследований была направлена на изучение связи сновидений с состоянием организма, в частности, с деятельностью головного мозга. Н. Roger первый высказал идеи, близкие к современным, об особой роли коры головного мозга в происхождении сновидений. J. Lerhmitt, наблюдавший сновидения у больных, придавал большое значение в происхождении сновидений ощущениям, возникающим в разных частях тела, которые при заболеваниях иногда могут проявляться в сновидениях и тем самым как бы «предвещают» эти заболевания.

Подлинно революционными можно считать ряд исследований 1920-х годов, обеспечивших возможность объективизации сновиденческого процесса. В 1953 г. ученые Чикагского университета Ю. Азерински и Н. Клейтман описали «парадоксальный» сон или «сон с быстрыми движениями глаз» и показали его связь со сновидениями.

За этим открытием последовал ряд исследований электрофизиологических показателей в момент переживания сновидений, показавших взаимосвязь интенсивности переживаний в сновидениях с регистрируемыми объективными параметрами. В дальнейшем на экспериментальном изучении сновидений была основана серия исследований, направленных на выяснении зависимости сновидений от качества экзогенных и эндогенных воздействий, их особенностей у здоровых в зависимости от субъективных показателей (пол, возраст и т.д) и у больных с различными заболеваниями внутренних органов, а также эксперименты по изучению последствий депривации парадоксального сна и многие другие работы.

Психоаналитическое направление изучения сновидений со времени основания учения о бессознательном до настоящего времени корректируется, изменяется, дополняется. Бывший ученик Фрейда К.Г. Юнг, как и Фрейд, считал, что сновидения порождаются психически обусловленной активностью бессознательного.

Воспользовавшись некоторыми понятиями, введенными Фрейдом, он счел, что концепция Фрейда слишком сфокусирована на инстинктах и игнорировала весь спектр человеческого опыта, такие, например, его аспекты, как религиозные фантазии, воспоминания и надежды. Юнгианский анализ сновидений всегда конкретен и опирается на индивидуальные и типологические свойства личности сновидца.

К другим психоаналитикам и неофрейдистам можно отнести также А. Адлера, А. Менегетти, Ф. Александера, А. Кардинера, Ж. Лакана, А. Лоренцера, Д. Рапопорта, Э. Фрома, Э. Эриксона и др.

Таким образом, в развитии онейрологии – науки о сновидениях определились два основных направления, которые и по сей день являются ведущими: психоаналитический и экспериментальный . Внутри каждого из них формируется множество разнообразных модификаций и течений, спектр которых с каждым годом все более расширяется.

Современный взгляд на сновидения

До настоящего времени не существует единого определения сновидения, так же как не существует единой теории, позволяющей объяснить и понять это сложное и многоплановое психофизиологическое состояние . Каждая из множества существующих в настоящее время конкурирующих теорий и идеологий сновидений, выдвигаемых врачами, психологами, физиологами, философами, религиозными деятелями, оккультистами и пр., сосредотачивается на каком-либо элементе проблемы. Представители каждого «лагеря» приходят к убеждению, что связанный со сферой их деятельности аспект изучения сновидений является наиболее значимым. При всем разнообразии существующих гипотез их условно можно разделить на две группы .

Первая группа теорий, находящая все меньше сторонников, подчеркивает то, чего лишены сновидения по сравнению с состоянием бодрствования, иногда даже характеризуя сновидения как нечто ненужное человеку. К примеру, Крик и Митчисон рассматривают сновидения как всего-навсего очистку мозга от ненужных межклеточных связей, образовавшихся в состоянии бодрствования, и поэтому, пробудившись, самое лучшее – сразу забыть все, что снилось. Психиатр Сильвано Арнети заявляет, что сновидения могут быть ценными постольку, поскольку получают истолкование, «но тогда они больше не сновидения, они – расшифровка сновидений».

Современному уровню знаний о природе и функциях сновидений более соответствуют те теории, которые рассматривают сновидения как активные процессы, тесно связанные с психофизиологическим состоянием человека и несущие для него целый ряд важных функций. Данные концепции сновидений базируются прежде всего на результатах комплексного многокомпонентного электрофизиологического исследования, получившего название «полисомнография», и на усовершенствованных методах психологического исследования и психотерапевтической работы со сновидениями.

Возможность исследования объективно контролируемых физиологических параметров сна сделало экспериментальный метод ведущим на сегодняшний день методом изучения сна и сновидений .

Фаза быстрого сна составляет 25% всего времени сна. Если при полиграфической записи сна в лабораторных условиях человека разбудить во время стадии быстрого сна, то он обязательно запомнит и расскажет о сновидении. Взрослый человек, который спит примерно 7,5 ч в сутки, проводит около 1,5-2 ч в фазе сна со сновидениями.

Экспериментальное изучение сновидений было дополнено различными методами анализа содержания сновидений, первый из которых был предложен в 1838 г. немецким ученым Г Геерманом, изучавшим образы сновидений у слепых. Процедура получила название «контент-анализ», который нашел широкое распространение и имеет множество модификаций.

Примером является система, созданная Кэлвином Холлом и Робертом ван де Кастлом, которые классифицировали элементы более чем 1000 различных сновидений. Все в ваших сновидениях должно подпадать хотя бы под одну из следующих 8 категорий: персонажи, обстановка, природное окружение, предметы, деятельность, качества, ощущения, эмоции.

Одним из методов экспериментального изучение сновидений является разработанный нами метод их экспертного исследованияний. Регистрация сновидений, предусмотренная данным методом, осуществляется многократно у каждого пациента путем записи рассказов о сновидениях непосредственно после утреннего пробуждения на протяжении всего периода работы с пациентом.

Методика экспертной оценки сновидений (модифицированный вариант) включает в себя несколько разделов .

1-й раздел – общая характеристика сновиденческой активности, позволяет определить частоту сновидений, длительность их удержания в памяти, количество за одну ночь, наличие и частоту связи ночных пробуждений со сновидениями.

2-й раздел дает возможность оценить особенности отчетов испытуемых о своих сновидениях. Важное место в этой группе критериев занимает определение типа отчета о сновидении, позволяющего оценить степень осознания испытуемым своих сновидений при воспроизведении.

I тип отчета – сновидения, «осознанные в принципе», признает только факт наличия сновидения. При II типе отчета – «сновидения, осознанные в главном», коротко передается основное содержание сновидения.

Подробное, детальное изложение всего сновидения определялось как III тип отчета –сновидения, «осознанные целиком». В отдельных случаях встречались субъективно «переработанные» отчеты, сопровождающиеся авторской проработкой испытуемыми сценария своих сновидений, наличием отступлений и сопоставлений с событиями бодрствования (IV тип отчета).

3-й раздел методики характеризует отношение испытуемых к своим сновидениям.

4-й и 5-й разделы оценивают наличие и характер реакций испытуемых на свои сновидения в момент пробуждения и объективных проявлений в момент сновидения.

6-й раздел содержит критерии анализа содержания и структуры сновидения (эмоционально-аффективная насыщенность сновидений, особенности самовосприятия и восприятия окружающего, сюжетной линии сновидения, цветовосприятия в сновидении и некоторые другие особенности).

Преимущество данного методического подхода заключается в возможности оценки не изолированного, произвольно выбранного сновидения, а общих закономерностей сновиденческой активности, и также ее динамики в процессе развития заболевания и на фоне проводимой терапии.

Регистрация подробного рассказа человека о сновидении не только позволяет оценить характер, структуру, композиционные и сюжетные особенности сновидения, отношение испытуемого к пережитому во время сна, но и лексико-семантические особенности самой речи как важного источника информации о сновидении, а также о состоянии испытуемого.

До настоящего времени остается открытым вопрос о мозговом субстрате сновидений. Обзор исследований, посвященных изучению особенностей сновидений при поражении различных участков головного мозга, дает крайне противоречивые сведения по данному вопросу.

Тем не менее результаты большинства работ указывают на то, что наиболее существенные изменения содержания сновидений отмечаются при поражении коры головного мозга. Следовательно, сновиденческая активность является результатом активности различных отделов головного мозга при относительном преобладающем влиянии коры на содержательную сторону сновидений.

Стало крылатым высказывание 3. Фрейда: «Сновидение – царская дорога к бессознательному». Однако результаты современных исследований указывают на неправомерность рассмотрения сновидений как продукта сугубо бессознательной сферы психики .

Сновидения полностью осознаются спящим, и лишь благодаря этому появляется возможность их запоминания и последующего воспроизведения. Осознаваемый психический процесс не может считаться бессознательным, так как основным критерием, позволяющим квалифицировать тот или иной психический акт как бессознательный или сознательный, является представленность его (акта) сознанию.

По мнению современных исследователей, именно сновидения являются зоной «соприкосновения» сознательных и бессознательных элементов психики, благодаря которому становится возможным их сохранение в памяти и осознанное воспроизведение .

Главным отличием реальности, воспринимаемой в сновидениях, от таковой в бодрствующей жизни является ее происхождение «изнутри» при относительно меньшей зависимости от воздействия окружающей обстановки. Образы, возникающие в сновидениях, являются ничем иным как разнообразными аспектами нашей личности, нашего эмоционального состояния и состояния здоровья.

Выстраивая «сценарий» своего сновидения, человеческая психика не только создает условия для «отреагирования» эмоций, запрятанных в глубину подсознания, но и дает возможность для работы над проблемой и конструктивных личностных преобразований. Поэтому сновидения всегда насыщены символами.

Каждый образ, события сновидения, даже если на первый взгляд они необычны и лишены разумной логики, на самом деле пытаются донести до человека информацию о нем самом. Это делает сновидения ценным материалом не только для диагностики, но и для активной психотерапевтической работы. Разнообразный арсенал методов работы со сновидениями с каждым годом все расширяется, и подтверждаемые многолетней практикой многих специалистов положительные результаты этой работы являются важным тому доказательством.

Значение сновидений для человека

У нас есть неопровержимые доказательства того, что сновидения – это не бессмысленная череда образов, выпускаемых на волю отдыхающим мозгом, а активное состояние, несущее для человека целый ряд важных функций. Одна из первых по значимости функция сновидения – это функция психологической адаптации.

Как уже было сказано, экспериментальное лишение здоровых людей фазы быстрого сна приводит к выраженным изменениям в психической сфере личности, близким к невротическим. В связи с этим считается, что сновидения имеют решающее значение для эмоциональной разрядки и адаптации к стрессовым ситуациям.

Другая категория экспериментов, сущность которых заключалась в анализе особенностей сновидений после воздействия эмоционально-стрессовой ситуации перед сном, обнаружили, что люди, у которых имелась связь сновидений со стрессовым воздействием, утром чувствовали себя значительно лучше и успешнее адаптировались к стрессу, чем те, у которых подобной связи не наблюдалось. Из этого следует заключение об особой роли сновидений в переработке эмоционально значимой, противоречивой, стрессовой информации.

Это становится возможным благодаря такому свойству сновиденихг, как избирательность. Если в состоянии бодрствования сознание человека нередко «растекается по мелочам», отвлекается на посторонние раздражители, то в состоянии сна человек освобождается от этих дневных «помех» и начинает концентрироваться на наиболее актуальных проблемах, создавая возможность для их адекватного разрешения.

Следовательно, наши сновидения дают нам наиболее полную картину нашей многогранной личности. Каждый символ сновидения несет какую-либо информацию о самом человеке, особенностях его субъективного взгляда на мир и самого себя.

С этих позиций сновидения не только отражают актуальные проблемы субъекта, но и дают возможность видеть эти проблемы более широко и разносторонне, чем в состоянии бодрствования, а возможно, и содержат указания на пути их разрешения. Кроме вышеуказанных, являющихся, с нашей точки зрения, ведущими, выделяется большое количество других функций сновидений, число которых варьирует в зависимости от позиции автора.

По образному выражению Л. Шеппард, человек, переживая сновидение, встречается «лицом к лицу с самим собой». Эта встреча далеко не всегда является безболезненной. В связи с этим те элементы нашего «я» (как позитивные, так и негативные), которые не допускаются на уровень осознания, предстают в роли разнообразных героев сновидений, надевая «маски» как знакомых, так и не знакомых нам персонажей.

Таким образом, создается возможность для «отреагирования» запрятанных в подсознание эмоций. Однако совершенно очевидно, что сновидения – не просто «клапан», выпускающий наружу накопившийся аффект, но и поле для конструктивных личностных преобразований.

«Утро вечера мудренее», гласит народная поговорка. Каждый из нас может вспомнить ситуации, когда, засыпая с чувством растерянности и беспомощности перед навалившимися проблемами, он просыпается утром с ощущением, что эти проблемы решены.

Осуществляя интеграцию и переработку полученной эмоциональной информации, знаний и опыта, сновидения имеют важное значение в решении не только ежедневных проблем, но и творческих задач. Разнообразный опыт изобретателей, деятелей искусства и ученых наглядно показывает, какую роль сновидения могут играть в творческом процессе.

Достаточно вспомнить о многочисленных научных открытиях, сделанных во сне (Менделеев, Кекуле, Энштейн, Бор), гениальных продуктах снотворчества многих деятелей литературы (Пушкина, Лермонтова, Гоголя) и искусства (Бетховена, Шумана, Вагнера, Гойи, Босха).

Следовательно, наиболее общепринятой в настоящее время точкой зрения является рассмотрение сновидения как активной психической деятельности, способствующей как переработке информации, психологической адаптации, так и творческой активности, процессу личностного роста и готовящей человека к плодотворному бодрствованию. Характерной для современного подхода к интерпретации сновидений является тенденция к объединению нейрофизиологических и нейропсихологических сторон в изучении вопроса, их взаимообогащение и взаимопроникновение.

Особенности сновидений при различных заболеваниях

Как уже приведенные выше, так и множество других исследований показывают, что сновидения, словно зеркало, отражают не только характер деятельности человека в бодрствовании, выявляя разницу в содержании в зависимости от возраста, пола, культурной среды и других показателей, но и уровень соматического и психического благополучия. Нарушение сна в той или иной форме и степени является первым или одним из первых проявлений болезни.

Изменение характера сновидений при различных патологических состояниях, затрагивающих как организм, так и психику, касаются прежде всего их эмоциональной составляющей. Любая патология внутренних органов или психики меняет эмоциональный фон сновидения от положительного эмоционального полюса к отрицательному. Появляющиеся при этом неприятные, устрашающие, тревожные сновидения содержат в себе разнообразную гамму неприятных ощущений различных модальностей: слуховые, вкусовые, тактильные, болевые и др. В случае если болезненное состояние становится затяжным, такие сновидения приобретают навязчивый характер и начинают преобладать над положительно эмоционально окрашенными и эмоционально индифферентными.

Вместе с тем научные исследования позволили выявить особенности сновидений, специфические для определенных заболеваний. Существующие на сегодняшний день данные исследования сновидений при различных патологических состояниях позволяют рассматривать сновидения как «стенограмму» состояния человека, указание не только на сам факт какого- либо неблагополучия, но и на его характер. Это позволяет наметить новые перспективы для дальнейшего использования сновидений как ценного средства для диагностики и терапии различных заболеваний.

Сновидения и соматическая патология

Сновидения, возникающие при поражении органов и систем, проявляются стереотипно на протяжении всего заболевания и связаны с определенными участками тела или определенной функцией: пищеварительной, дыхательной и т.д. К примеру, при поражении верхнего отдела пищеварительного тракта в сновидениях фигурируют неприятные сцены, связанные с едой, при заболеваниях органов дыхания – сцены «удушения» и других состояний, связанных с нарушением дыхания, при заболеваниях опорнодвигательного аппарата – сцены, связанные с нарушением движения, и т. д.

Особенности сновидений при невротических расстройствах

Изучение сновидений при пограничных состояниях интересует нас прежде всего с позиции их рассмотрения как модели хронического стрессового воздействия. Многие авторы считают расстройство сна и изменение сновиденческой активности ядром посттравматических стрессовых расстройств, развивающихся после острого или длительного воздействия тяжелых психотравмирующих ситуаций.

Доказательством этого являются результаты исследования людей, выживших после длительного пребывания в концентрационном лагере, у которых отмечались стойкие расстройства сна и сновиденческой активности в течение 20-30 лет и более после прекращения воздействия стрессовой ситуации.

Примером такого исследования является работа М. Kaminer, который разделил таких людей на хорошо и плохо адаптированных после освобождения из лагеря с учетом состояния здоровья, трудоустройства, семейных и социальных проблем. Результаты исследования показали, что сновидения хорошо адаптированных субъектов содержат меньше отрицательных переживаний, особенно чувства смерти и вины, элементов агрессии, направленной на субъекта, амбивалентной агрессии и конфликтных ситуаций в межличностных взаимоотношениях, чем сновидения плохо адаптированных субъектов, однако эти показатели у них все равно достоверно выше, чем в контрольной группе.

Близкие результаты были получены при исследовании людей с «военными неврозами», после длительного тюремного заключения, а также жертв насилия и стихийных бедствий. Общим для сновидений данной группы обследованных является сюжетная связь с психотравмирующей ситуацией, устрашающий характер, частое проявление враждебности и агрессии. Длительность и стойкость изменения частоты и характера сновидений отражают сложность адаптации к психотравмирующему воздействию и наиболее часто отмечаются при невротических расстройствах.

После работ 3. Фрейда и К. Юнга сновидения стали широко использоваться в системе психоанализа, ставшего одним из методов диагностики и терапии невротических состояний. Согласно психоаналитической концепции, сновидения при неврозах выражают в символической форме породивший его психологический конфликт.

Большинство работ, посвященных исследованию сновидений при неврозах, указывает на их своеобразие по сравнению с таковыми у здоровых. По наблюдениям В.Н. Касаткина, при неврозах первыми вестниками начинающегося заболевания являются изменение эмоционального фона сновидений, появление тоски, тревоги, страха, а также неприятных зрительных сцен, связанных с жизненными ситуациями, способствующими возникновению невроза. Наиболее типичными в таких ситуациях автор считает сцены, выражающие отставание в работе, неудачи в учебе, попадание в сложные ситуации, из которых трудно выйти.

Сновидения больных неврозами отражают самые различные изменения в организме и влияние внешней среды. То, что у здорового человека остается незамеченным, у больных неврозами вызывает значительные изменения сновидений и ясно выступает в них.

В ходе сравнительного исследования сновидений здоровых и больных неврозами с использованием упомянутого выше метода контентанализа было выявлено, что в сновидениях здоровых людей преобладали эмоции удовольствия, вербальные феномены и временная ориентация в настоящее. Сновидения больных неврозами чаще носили тревожную, устрашающую эмоциональную окраску, в них доминировали тактильные ощущения, опасения и переживания и чаще отмечалась временная ориентация в прошлое.

Очевидно, что сновидения открывают доступ не только к свежим, но и далеко забытым переживаниям. Гипотеза о том, что функциональное состояние головного мозга взрослого человека во сне сходно с таковым на определенных стадиях его формирования в детском возрасте, позволила исследователям считать изучение сновидений важным методом, помогающим восстановить ранее усвоенную информацию и способствовать, таким образом, выявлению этиологических факторов невротического состояния и использованию полученной информации для определения направления психотерапевтического воздействия.

По нашим данным, невротические состояния характеризуются существенным изменением характера сновиденческой активности по сравнению со сновидениями здоровых людей, проявляющимся не только интенсификацией сновидений (повышение частоты и степени фиксации в памяти), но и более сложными изменениями их структуры.

К особенностям восприятия в сновидениях пациентов с невротическими нарушениями относились, в частности, большая доля фактора новизны (появление незнакомых людей, обстановки), более динамичная проекция психологического времени и тесно сопряженные с ней симптомы прямой и обратной «возрастной трансференции» (восприятие себя старше или моложе своего возраста). В то время как события в сновидениях здоровых преимущественно происходили в настоящем, больные неврозами чаще переживали события прошлого и будущего времени.

Воспроизведение в сновидениях событий и ситуаций прошлого, так же, как и восприятие себя более молодым в сновидениях, с нашей точки зрения, может быть связано с символической фиксацией на прошлых переживаниях, возможно, послуживших пусковым фактором для развития невротических расстройств. Возможным объяснением восприятия в сновидениях будущего времени и себя в будущем является склонность больных неврозами к прогнозированию, чаще неблагоприятному, событий будущего.

Очевидно, что временной направленности в будущее должна соответствовать актуализация нового, незнакомого, впервые увиденного. Однако объяснение частой представленности в сновидениях больных неврозами незнакомой обстановки и незнакомых лиц, с нашей точки зрения, этим не исчерпывается.

С позиции рассмотрения различных образов сновидений человека как аспектов личности, а также учитывая особую значимость для больных неврозами собственных установок в отношении как собственной личности, так и окружающей среды, появляющиеся в сновидениях незнакомые ранее лица и предметы могут символически отражать отвергаемые и не признаваемые элементы их собственной психики и непосредственно относящиеся к ним события и явления.

К особенностям сюжета сновидений больных с невротическими расстройствами относятся связь с содержанием психотравмирующего воздействия, послужившего источником невротических расстройств или фактором, актуализирующим личностный конфликт; фантастичность и более редкая, чем у здоровых, связь с событиями периода бодрствования. Последнюю, возможно, следует рассматривать как следствие смещения фокуса внимания с реальных событий, происходящих в бодрствовании, на собственные ощущения и переживания, которые, по-видимому, и определяют содержание сновидений.

Представляется важной и другая, относящаяся к сюжету особенность сновидений при невротических расстройствах, заключающаяся в увеличении представленности незавершенности и неблагоприятного исхода сновидений в сравнении со сновидениями здоровых, завершающимися благоприятно для испытуемого. Если рассматривать эту закономерность с позиции высказанной В.С. Ротенбергом гипотезы о дезорганизации при неврозах поведенческой активности и нарушении ее целенаправленности, то незавершенность сновидений можно объяснить отсутствием попыток поведенческого разрешения мотивационного конфликта, аналогичным отказу от поиска.

Однако в контексте данной концепции трудно объяснить неблагоприятный исход сновидений, нередко отмечавшийся при неврозах. С нашей точки зрения, в данной ситуации следует думать не о дезорганизации, а о качественно иной, чем у здоровых, стратегии активности, характеризующейся неудовлетворением потребностей или, как крайний ее вариант, разрешающейся в неблагоприятную для испытуемого сторону.

В сновидениях людей с невротическими нарушениями находят свое отражение не только особенности восприятия реальных объектов и событий, но и особенности самовосприятия, проявляющиеся, в частности, понижением самооценки, сопряженным, по-видимому, с переживанием собственной несостоятельности, и восприятие себя больным, возможно отражая тенденцию к ипохондризации и соматизации психических нарушений при неврозах.

Несмотря на активацию, временную и пространственную раскрепощенность сновидений при невротических расстройствах, в них начинают просматриваться и некоторые императивные тенденции, в частности наличие повторяющихся сновидений, которые, возможно, имеют отношение к значимым, аффективно заряженным, психологически неразрешенным переживаниям, затрагивающим «зону конфликта» пациента. Среди редких феноменов сновидений заслуживают внимания феномены люцидности и «сновидения в сновидении», частота которых достоверно повышается при неврозах.

При невротических расстройствах, по нашим наблюдениям, менялись не только интенсивность и структура сновидений, но и отношение к ним самих пациентов, а также характер отчетов. Вероятно, своеобразие сновидений при неврозах, их аффективный заряд в определенной степени способствовали тому, что испытуемые характеризовали свои сновидения как «яркие», а в ряде случаев относились к ним как к «пророческим».

Особенности сновидений психически больных людей

Обсуждая особенности сновидений психически больных, авторы так и не пришли к единому мнению. Однако большинство исследователей отмечают, что при психической патологии сновидения меняются в соответствии с фазой заболевания. Если болезнь находится в стадии обострения, то сновидения, как правило, учащаются, приобретают неприятную эмоциональную окраску и причудливый сюжет.

Но, пожалуй, самое важное наблюдение, касающееся сновидений психически больных, относится не столько к их содержанию, сколько к особенностям рассказов о них, в которых отчетливо прослеживаются основные симптомы психического заболевания (расстройство мышления, бредовая интерпретация и т.д.). В рассказах людей, больных шизофренией, особенно трудно отделить непосредственно отчет о сновидении от информации о дневных переживаниях.

Значительный интерес представляет изучение влияния церебральных поражений на психическую активность во время сна, что открывает дополнительные перспективы для понимания генеза сновидений. Данные литературы свидетельствуют о том, что одним из факторов, влияющих на характер сновиденческой активности при церебральной органической патологии, является характер органического поражения.

Особенности сновидений при эпилепсии

Значительное количество работ посвящено взаимосвязи сновидений с эпилепсией, ставшей предметом изучения в начале XIX столетия после введения в 1860 г. В. Morel понятия скрытой эпилепсии. Все исследователи патологии сна того времени обращали внимание на своеобразие сновидений, о которых рассказывали больные эпилепсией, часто носивших религиозный характер и устрашающую эмоциональную окраску.

В начале XX столетия сновидения были отнесены к ауре ночного судорожного приступа, аналогичной сноподобным состояниям, которые в 1879 г. J. Jackson назвал «dreamy state». Изучение состояния стереотипных аффективно окрашенных сновидений и судорожных приступов привело исследователей к заключению об их едином происхождении и общих невральных механизмах, связанных с эпилептической активностью, исходящей из правой, реже левой височных долей. Наиболее частой тематикой сновидений больных эпилепсией являются: смерть, падение, полет.

В качестве их особенностей отмечаются яркость, устрашающий характер, частое появление черных и красных тонов, обилие слуховых, тактильных, болевых ощущений, замедленный переход от сна к бодрствованию. Дети, страдающие в основном миоклонической формой эпилепсии, часто рассказывали о сновидениях, во время которых они видят туго натянутую веревку, проволоку, провода, которые лопаются и скручиваются в спираль.

Такие сновидения сопровождались неприятным чувством для больных, от которого они просыпались. Описана также особая категория сновидений больных эпилепсией, в которых пациент видел свой приступ (так называемые «припадочные сновидения»).

По данным нашего исследования, сновидения больных эпилепсией характеризуются, кроме увеличения частоты и изменения эмоциональной окраски, в сторону преобладания неприятных и устрашающих сновидений, более сложными изменениями их структуры: изменение цветовосприятия (преобладание ярких или неестественно ярких, контрастных по окраске зрительных образов), нарушение сюжетности и логичности сновидений, частое проявление агрессии и аутоагрессии, изменение восприятия окружающего (необычность формы, размеров, характеристик и взаиморасположения предметов) и самовосприятия (изменение схемы тела, восприятие себя другим лицом или предметом), высокая частота ощущений различных модальностей и вегетативных проявлений, стереотипность и повторяемость сновидений.

Наиболее частое ощущение в таких сновидениях, по нашим наблюдениям, связано с перемещением тела в пространстве (падение, раскачивание, полет и т. д). У многих пациентов мы наблюдали, кроме описанных выше «припадочных» сновидений, своеобразные сновидения, в которых пациенты не видели ни людей, ни предметов, а видели лишь неопределенной формы субстанцию, имеющую определенный цвет и издающую неприятные звуки.

Особенности сновидений при заболеваниях мозга и центральной нервной системы (ЦНС)

Частота и характер сновидений при опухолях и других грубых деструктивных поражениях головного мозга зависят от локализации процесса и характера поражения. Исследование психической активности у больных паркинсонизмом показало ее снижение.

При пробуждении в фазу быстрого сна сновидения у таких больных были обнаружены в 40% случаев. Они характеризовались краткостью, бедностью эмоций, имели свернутый сюжет и простую композицию. Пациенты не видели свой дефект в сновидениях.

Вопреки утверждениям некоторых зарубежных исследователей о наличии центра в ретикулярной формации ствола, регулирующего формирование сновидений, результаты исследований большинства авторов указывают на ведущую роль коры головного мозга в возникновении и формировании сновидений. Корковая локализация процесса, по наблюдениям исследователей, наиболее существенно изменяет структуру сновидений.

По данным В.Н. Касаткина, в них проявляются те нарушения движений, зрения, речи и других функций, которые обусловлены поражением соответствующей зоны коры головного мозга. Так, при значительной степени нарушения функции затылочных долей сновидения отмечались в 1/3 случаев, но зрительные образы теряли четкость очертания и яркость окраски.

Показано, что изменения сновидений при органических заболеваниях ЦНС (менингиомы полушарной локализации) возникают вследствие влияния двух основных факторов: стрессогенной ситуации, возникающей в связи с ожиданием оперативного нейрохирургического вмешательства, и переживанием своего дефекта, обеспечивающего сновиденческий процесс.

У больных с органическим поражением головного мозга существуют сложные изменения структуры сновидений: алогичность, увеличение доли цветных сновидений, снижение речевой активности, изменение самовосприятия (восприятия себя больным) и временной направленности в сновидениях и некоторые другие особенности. По нашим данным, 41% пациентов с органическим поражением головного мозга видели в сновидениях свой дефект, в ряде случаев возникающий задолго до появления субъективно ощутимых клинических симптомов и проявляющийся нередко не прямо, а в символической форме.

Не менее важное влияние на сновиденческую активность имеет латерализация очага поражения. Данные исследования больных с органическим поражением левого полушария во многих случаях свидетельствуют о снижении частоты или полном исчезновении сновидений. Вместе с тем, по сведениям большинства авторов, при поражении правого полушария отмечается увеличение частоты, яркости, цветовой и эмоциональной насыщенности сновидений.

Таким образом, переведя интерес к сновидениям на научную основу, человек приобрел еще один ценный ресурс на пути самопознания. Полученные научные данные открывают широкие возможности для использования сновидений не только в диагностике, но и в терапии ряда заболеваний. Поскольку сновидения являются своеобразной «стенограммой» личностно значимых переживаний пациента, терапевт имеет возможность не только «прикоснуться» к актуальной проблеме пациента через сновидения, но и целенаправленно на нее воздействовать.

Из вышесказанного следует, что в вопросе изучения сновидений остается много сложностей, неясностей и противоречий. Бесспорным является только одно: сновидения нуждаются в особом, внимательном к ним отношении и дальнейшем углубленном научном исследовании.

Источник : Корабельникова Е.А. Психическая деятельность во сне. Сновидения (из книги «Сомнология и медицина сна»).

Теория толкования снов

Зи́гмунд Фрейд (Сигизмунд Шломо Фрейд 1856-1939)

Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние напсихологию,медицину,социологию,антропологию,литературуиискусствоXX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс и критику в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает и в наши дни.

Рождение теории

Теория сновидений Зигмунда Фрейда представляет собой приложение идей и методов психоанализа к проблеме сновидения. Фундаментальная для этой теории идея о том, что сновидение представляет собой код, шифр, в виде которого находят своё удовлетворение скрытые желания, пришла к Фрейду вечером в четверг, 24 июля 1895 года, в северо-восточном углу террасы одного венского ресторана. Фрейд придавал своему открытию исключительное значение. Он в шутку говорил потом, что на этом месте следовало бы прибить табличку: «Здесь доктором Фрейдом была раскрыта тайна сновидений».

«Толкование сновидений есть путь к познанию бессознательного, самое определённое основание психоанализа и та область, в которой всякий исследователь приобретает свою убеждённость и своё образование. Когда меня спрашивают, как можно сделаться психоаналитиком, я всегда отвечаю: с помощью изучения своих собственных сновидений.» З. Фрейд

«Состав» сновидения

Согласно работе «Я и Оно» Фрейд выделяет в структуре психики три компонента - «Оно» - Ид, «Я» - Эго и «Сверх-Я» - Суперэго.

Я- это основное состояние нормального взрослого человека. Наше Эго – набор данных, накопленный с момента рождения.

Сверх Я. Это понятие мы все с вами знаем под обыкновенным понятием эгоизм. Сверх-Я формируется в процессе усвоения человеком социальных норм, господство которых над психикой также становится бессознательным, приводит к возникновению совести и неосознанного чувства вины.

Оно. По - другому его еще называют «Истинное Я» представляет бессознательные влечения. В состоянии Ид существо живет здесь и сейчас. Никаких воспоминаний, никаких планов на будущее. Существо наблюдает за миром, и ему очень, очень интересно. Непрерывно интересно. Состояния ид можно достигнуть путем медитации, но это тяжелый труд, требующий долгие годы тренировок. Нож, приставленный к горлу, заменяет годы медитаций. Люди, которые увлекаются экстремальными видами спорта, им очень нравится состояние ид. Войти в такое состояние может и каждый из вас, если захочет, например, прыгнуть с тарзанки, в момент полета вы точно не будете строить никаких планов или вспоминать что-либо. Вот, это и будет вашим бессознательным состоянием, состоянием бессознательного влечения.

«Оно» и «Сверх-я» носят конфликтный характер. «Сверх-Я» оказывается чем-то вроде плотины, вытесняющей из сознания все социально, культурно неприемлемые порывы. Однако, тот факт, что эти порывы вытесняются из сознания, не означает, что они исчезают. На самом деле, они остаются и переходят, по мнению Фрейда, в состояние «вытесненного бессознательного».

С точки зрения Фрейда это «вытесненное бессознательное» может в любой момент вырваться наружу, причем в самых разнообразных формах – описках, оговорках, в неврозах и психозах. При этом одной из таких форм проявления вытесненного бессознательного являются сновидения.

Сновидение является результатом борьбы и совмещения двух противоречий, исходящих от сознания и бессознательного. Бессознательное действует "по принципу удовольствия", вырабатывая фантастические образы, служащие удовлетворению желаний. Сознание действует "по принципу реальности", добиваясь соответствия продуктов психической деятельности с правилами логики. Конфликт между двумя этими отражается на характере сновидений, придавая им более или менее реалистический характер. Любопытно, что и сознание, и бессознательное во сне действуют с удвоенной энергией, как бы наслаждаясь отсутствием обычно разделяющего их барьера. Во сне реалистические картины выглядят особенно богатыми: из глубины памяти всплывают эпизоды, казалось бы, давно забытые. Но в то же время сон поражает буйством фантазии, образами, которые ни в каком опыте не встречались.

Отсюда вытекают основные положения теории сновидений Фрейда:

Первое, мы наконец выясним как же трактует понятие «сновидение» Фрейд. Итак, сновидение - это компромисс между потребностью во сне и стремящимися нарушить его бессознательными желаниями; галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого - оберегать сон. Поэтому второе положение - это функция сновидения. Третье же положение заключается в том, что сновидения проходят обработку: превращение мыслей в зрительные образы; сгущение; смещение; вторичную обработку; замену символами .

Чтобы понять природу сновидений, появляющихся в состоянии сна, прежде всего следует уяснить смысл самого сна, его назначение. «Биологическим смыслом сна», - говорит Фрейд, - является отдых: уставший за день организм в состоянии сна отдыхает. Но психологический смысл сна не тождествен биологическому его смыслу. Психологический смысл сна заключается в потере интереса к внешнему миру. Во сне человек перестаёт воспринимать внешний мир, перестаёт действовать во внешнем мире. Он возвращается на время во внутриутробное состояние, в котором ему «тепло, темно и ничто не раздражает».

Можно было бы предположить, что сновидение - реакция души на внешние раздражители, которые действуют на спящего. Однако эти раздражители не могут объяснить всего в сновидении, и Фрейд выдвигает следующее фундаментальное положение: сознательное сновидение - это «искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного» . Но кроме внешних раздражителей, есть ещё раздражители, имеющие психическую, хотя и бессознательную природу, которые воздействуют на спящего человека, порождая в его сознании сновидения.

Бессознательные психические раздражители (скрытое сновидение) делятся на две группы.

Часть скрытого сновидения - это дневные впечатления, остатки, обрывки которых проявляются в сновидении.

Другая - главная - часть скрытого сновидения находится в бессознательном - в той сфере психики, где обитают бессознательные желания. Днём эти желания вытесняются, не допускаются в сознание такой формой как Сверх-Я. Ночью же, когда человек неподвижен и физически не способен осуществить вытесняемые желания, деятельность Сверх-Я ослабевает и бессознательные желания проникают в сознание, то есть в сновидение.

Бессознательные, вытесненные желания - это желания, неприемлемые «в этическом, эстетическом, социальном отношении». Эти желания эгоистичны. Это: 1) сексуальные желания; 2) ненависть.

Бессознательные желания, облачаясь в фрагменты дневных впечатлений, используя их как материал, появляются в сновидении.

Однако нетрудно заметить, что нам снятся не сами наши желания, но галлюцинаторное исполнение желаний, то есть мы видим наши желания исполнившимися в образной форме. Объяснить этот факт помогает следующий фундаментальный тезис Фрейда: функция сновидений - оберегать сон. Именно этим объясняется преображение раздражителей. Так бессознательное психическое раздражение - желание, прорвавшееся в сновидение, - должно было бы разбудить человека - ведь для того, чтобы осуществить это желание, человек должен был бы проснуться и действовать. Но сновидение, представляя желание осуществившимся, позволяет продолжать спать. Таким образом, сновидение - это галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого - оберегать сон.

В простейшей форме сновидение предстаёт у маленьких детей и иногда у взрослых. Это ничем не замаскированное галлюцинаторное исполнение желаний, например, когда спящий, страдающий от жажды, видит во сне, как он пьет.

Однако обычно скрытые сновидения, прежде чем появиться в сознании спящего в виде явных сновидений, проходят особую обработку. Которая называется работа сновидения. Работа сновидения состоит из нескольких компонентов.

Процессы работы сновидения

Работа сновидения состоит из четырёх компонентов:

    Превращение мыслей в зрительные образы.

    Сгущение.

    Смещение.

    Вторичная обработка.

    Превращение мыслей в образы

Превращение мыслей в зрительные образы.

Эта операция очень сложна, так как требует изображения абстрактных отношений, которые содержатся в мыслях, в виде конкретного, которое только и может содержаться в образах. Логические элементы, те, что в речи выражаются абстрактными понятиями и логическими союзами, при этом выпадают, и при толковании сновидения их приходится восстанавливать.

Цензура сновидения

Следующие два превращения скрытого сновидения осуществляются цензурой сновидения. Та же самая инстанция, которая днём не пропускает этически, эстетически или социально неприемлемые желания в сознание, ночью хотя и пропускает их, но при этом искажает до неузнаваемости.

Сгущение

Первый механизм цензуры - сгущение. Действие сгущения проявляется в том, что несколько элементов скрытого сновидения в явном сновидении воплощаются в одном элементе.

Из своих собственных сновидений вы без труда вспомните о сгущении различных лиц в одно. Такое смешанное лицо выглядит как А, но одето как Б, совершает какое-то действие, какое, помнится, делал В, а при этом знаешь, что это лицо - Г.

Кроме того, некоторые из элементов скрытого сновидения могут вовсе не отразиться в явном сновидении. Это также относится к действию сгущения в широком смысле этого термина.

Смещение

Второй механизм цензуры - смещение. Работа этого механизма выражается в замене элемента скрытого сновидения намёком.

Видевший сон извлекает (hervorzieht) (определённую, знакомую ему) даму из-под кровати. Он сам открывает смысл этого элемента сновидения первой пришедшей ему в голову мыслью. Это означает: он отдает этой даме предпочтение (Vorzug).

Другому снится, что его брат застрял в ящике. Первая мысль заменяет слово ящик шкафом (Schrank), а вторая дает этому толкование: брат ограничивает себя (schränkt sich ein).

Кроме того, этот механизм может производить смещение акцента с одних элементов сновидения на другие, так что наиболее важные элементы скрытого сновидения оказываются почти незаметными в явном сновидении, и наоборот.

Вторичная обработка

Четвёртое превращение, претерпеваемое скрытым сновидением - результат вторичной обработки. Вторичная обработка связывает явное сновидение в более или менее осмысленное целое - ведь механизмы, превращающие скрытое сновидение в явное, работают с каждым элементом скрытого сновидения отдельно, поэтому связи, которые в скрытом сновидении были между его элементами, разрушаются. Вторичная обработка не имеет отношения к скрытому сновидению, она просто приводит в порядок, приглаживает получившееся явное сновидение, придаёт ему видимость осмысленности. Последующее толкование сновидения этим только затрудняется, так как результат имеет лишь видимость осмысленности, - истинный смысл сновидения нужно искать в скрытом сновидении.

Все эти процессы работы сновидения имеют целью придать снам видимость бессвязности, непонятности, главная задача которых спрятать реальный смысл в скрытом содержании.

Метод толкования сновидений

Метод, которым Фрейд пользовался для толкования сновидений, таков: после того, как ему сообщали содержание сновидения, Фрейд начинал задавать об отдельных элементах (образы, слова) этого сновидения один и тот же вопрос: что рассказчику приходит в голову относительно этого элемента, когда он думает о нём? От человека требовалось сообщать все мысли, которые приходят ему в голову, невзирая на то, что некоторые из них могут казаться нелепыми, не относящимися к делу или непристойными.

Обоснование этого метода состоит в том, что психические процессы строго детерминированы, и если человеку, когда его просят сказать, что приходит ему в голову относительно данного элемента сновидения, приходит в голову некая мысль, эта мысль никак не может быть случайной; она непременно будет связана с данным элементом. Таким образом, психоаналитик не толкует сам чьё-то сновидение, но скорее помогает в этом сновидцу.

Символы

Символы - единственные элементы сновидений, которые могут быть истолкованы аналитиком без помощи сновидца, ибо они имеют постоянное, универсальное значение, которое не зависит от того, в чьём именно сновидении эти символы появляются.

    Человек. Символ человека в целом - дом. «Дома с совершенно гладкими стенами изображают мужчин; дома с выступами и балконами, за которые можно держаться, - женщин».

    Родители. Символы родителей - «император и императрица, король и королева или другие представительные лица».

    Рождение. «Рождение почти всегда изображается посредством какого-либо отношения к воде, в воду или бросаются, или выходят из нее, из воды кого-нибудь спасают или тебя спасают из нее, что означает материнское отношение к спасаемому».

    Смерть. Символ смерти - отъезд, поездка по железной дороге.

    Нагота. Символ наготы - одежда вообще и форменная одежда в частности.

    Мужские половые органы. Многообразны символы мужских гениталий: это число 3; предметы, похожие на мужской член по форме - палки, зонты, шесты, деревья и т. п.; предметы, имеющие способность проникать внутрь и ранить - ножи, кинжалы, копья, сабли, огнестрельное оружие (ружья, пистолеты, револьвер); предметы, из которых льется вода - водопроводные краны, лейки, фонтаны; предметы, обладающие способностью вытягиваться в длину - висячие лампы, выдвигающиеся карандаши и т. д.; инструменты - пилочки для ногтей, молотки и т. п.; предметы, имеющие способность подниматься - воздушный шар, аэроплан; менее понятны причины, по которым мужскими сексуальными символами стали некоторые пресмыкающиеся и рыбы, прежде всего змеи, а также шляпа и пальто; кроме того, мужской половой орган может символизироваться каким-нибудь другим органом - ногой или рукой.

    Женские половые органы. Символами женских половых органов выступают «предметы, обладающие свойством ограничивать полое пространство, что-то принять в себя» - шахты, копи и пещеры, сосуды и бутылки, коробки, табакерки, чемоданы, банки, ящики, карманы и т. д.

Фрейд считал «Толкование сновидений» своей основной работой. В третьем (переработанном) английском издании, опубликованном в 1932 г., он писал: «Даже согласно моим нынешним представлениям, в ней изложено самое ценное изо всех открытий, что мне посчастливилось сделать. По­добное проникновение в сущность выпадает на долю чело­века лишь один раз в жизни». И в конце части Е, в седьмой главе Фрейд говорит: «Толкование сновиде­ний - это королевская дорога к знаниям бессознательной активности ума». На то значение, которое уделял Фрейд своей работе «Толкование сновидений» указывает тот факт, что он пересматривал и улучшал ее восемь раз, в последний раз в 1930.

Сновидение- это искажённый заместитель чего-то другого,бессознательного; кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение, которое и проявляется в сознании в виде явного сновидения. Содержание бессознательного - вытесненныежелания.

Функция сновидений - оберегать сон. Сновидение - это компромисс между потребностью во сне и стремящимися нарушить его бессознательными желаниями; галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого - оберегать сон.

План доклада по теории толкования сновидений:

    Рождение теории

    Определение теории

    «Состав» сновидения

    Основные положения теории сновидений

    Процессы работы сновидения

    Метод толкования сновидений

Сон и сновидения

3.2 Метод толкования сновидений

Метод, которым Фрейд пользовался для толкования сновидений, таков. После того, как ему сообщали содержание сновидения, Фрейд начинал задавать об отдельных элементах (образы, слова) этого сновидения один и тот же вопрос -- что рассказчику приходит в голову относительно этого элемента, когда он думает о нём? От человека требовалось сообщать все мысли, которые приходят ему в голову, невзирая на то, что некоторые из них могут казаться нелепыми, не относящимися к делу или непристойными.

Обоснование этого метода состоит в том, что психические процессы строго детерминированы, и если человеку, когда его просят сказать, что приходит ему в голову относительно данного элемента сновидения, приходит в голову некая мысль, эта мысль никак не может быть случайной; она непременно будет связана с данным элементом. Таким образом, психоаналитик не толкует сам чьё-то сновидение, но скорее помогает в этом сновидцу.

Використання психомалюнку в процесі психокорекції

Методы психофизики

Метод минимальных изменений (ММИ) часто встречается под другими названиями: метод границ, метод пределов, едва заметных различий, наименьших различий, едва заметной разницы, серийного исследования...

Методы психофизики

Метод средней ошибки был предложен для измерения дифференциальной сенсорной чувствительности Г. Фехнером и в отличие от двух других классических методов не претерпел с тех пор каких-либо особенных изменений...

Методы психофизики

Третьим классическим методом психофизики является метод постоянных раздражителей (МПР), впервые тщательно разработанный и широко апробированный Г. Фехнером. Значительный вклад в дальнейшее развитие метода внесли теоретические оппоненты Г...

Проблема переживания людьми чувства одиночества

Боумен, Рисмен и Слейтер - представители социологического подхода к одиночеству. В своей небольшой статье Боумен выдвинул гипотезу о трех силах...

Психоанализ К. Юнга

Карл Густав Юнг не разделял концепцию Зигмунда Фрейда, обрисованную в трактате «Толкование сновидений», что сновидения являются «шифром», кодирующим запретные импульсы полового влечения, репрезентацией неосуществленных желаний...

Психология сновидений

Сновидения - сложная функционирующая система. Как и у любой другой системы, у сновидений свои функции. Насчитывается около 51 таких функций. В данной работе будут представлены 30 самых, по моему мнению, важных. Отдельные проявляются автономно...

Психология сновидений

Прежде всего, наука во времена Фрейда была склонна считать сновидение болезненным процессом, нарушением нормального сна. Здоровый сон -- сон без сновидений. Считалось...

Одной из главных особенностей парадоксального сна являются, безусловно, сновидения. Пожалуй, ни один из феноменов человеческого сознания не имеет столько теорий и досужих вымыслов как сны...

Психофизиологические основы сна и сновидений

Один из первых, кто попытался анализировать сновидения как проявление вытесненных в подсознание нежелательных факторов, был Зигмунд Фрейд. Зигмунд Фрейд предполагал...

Сновидения и проникновение в бессознательное

В рамках моей работы невозможно охватить всю область изучения, рассказать в подробностях о различных подходах к толкованию сновидений и их результатах, поэтому основная задача, поставленная автором при написании этого раздела...

Сон и сновидения

Карл Густав Юнг -- ученик Фрейда -- предложил более широкую концепцию для анализа снов. Юнг не разделял концепцию Фрейда, будто сновидения являются «шифром» кодирующим запретные импульсы либидо, репрезентацией неосуществленных желаний...

Теории сна и сновидений

Сновидения занимают в среднем два часа ночного сна, длящегося 7,5 часов. Сны видят все, но многие люди не запоминают своих снов. Если спящего разбудить посреди быстрого сна, он вспомнит очень яркий сон...

Теории сна и сновидений

Идеи Фрейда Основатель психоанализа австриец Зигмунд Фрейд предполагал, что сновидения символизируют бессознательные потребности и беспокойства человека. Он утверждал, что общество требует от нас подавлять многие из наших желаний...

Теории сновидений

Еще в 1938 г. Босс показал, что сновидения пациентов-шизофреников становятся более открытыми (менее замаскированными и символизированными) по мере ухудшения состояния и становятся более символическими по мере улучшения...

Очень кратко Сновидение - «царская дорога» к познанию бессознательного, таинственная сфера душевной жизни человека. В нём всегда присутствует смысл, находят отражение наши желания. Психоанализ объясняет природу этой загадки, раскрывая тайну сна.

Картина К. Брюллова «Сон монашенки»

Научная литература по вопросу о сновидениях

Книга начинается с обзора значимых теорий о природе сновидений, накопленных до написания данной монографии. Анализируя эти теории, автор выделяет основные идеи знаний о сновидениях:

Сновидение является психическим явлением, которое можно объяснить. Это позволит объяснить причины психических заболеваний (неврозы, психозы, истерия).

Сновидение обладает свойством превращать небольшое раздражение, возникшее во время сна, в огромное событие.

Сновидение состоит из наших осознанных и неосознанных желаний, которые были в реальной жизни.

Сновидения часто забываются, так как не осознаются.

Сновидение содержит воспоминания из прошлого, которые на первый взгляд не являются важными в настоящем.

Ни одно впечатление из памяти человека не исчезает бесследно.

На сновидение влияют как внешние (холод, звук, свет), так и внутренние раздражители (болезни внутренних органов). Толкование может помочь при диагностике скрытых или начинающихся болезней.

Смысл сновидения ускользает при объяснении, когда сознание пытается домыслить, связать непонятные образы и отрывки сна в нечто целое.

Сновидение говорит на языке образов, а не слов и понятий.

Сновидение выявляет нашу неизвестную природу, наши истинные желания и черты, в которых мы боимся признаться даже себе самим.

Сновидение представляет объект не целиком, а частично, взяв какое-либо его свойство, черты или контур.

Все теории делятся на три группы, «относительно степени участия и характера душевной деятельности в сновидениях»:

  1. Признающие, что «в сновидении продолжается полностью вся психическая деятельность бодрственного состояния»;
  2. Сводящие психическую деятельность в сновидении к минимуму;
  3. Приписывающие «грезящей душе» склонность к особой психической деятельности, на которую она в бодрственном состоянии практически не способна.

Метод толкования сновидений

Для успешного толкования сновидения «необходима психическая подготовка» клиента.

Не стоит искать желанного разъяснения сна. Нужно озвучивать все свои мысли и чувства. Отбросить критику всплывающих мыслей не так просто, так как многие из них неприятны, и человек склонен избегать травмирующих воспоминаний.

Для понимания сновидения «следует брать не сновидение во всём его целом, а лишь отдельные элементы его содержания». Разным людям могут присниться схожие по содержанию сны, но каждый из них будет иметь собственный смысл и желания.

Любое сновидение имеет смысл и представляет собой осуществление желания. Автор приводит пример собственного сновидения, в котором видит свою бывшую пациентку Ирму, проходившую лечение от истерического страха. Во сне она «выглядит болезненно и жалуется, что у неё болит горло и желудок», но автор говорит ей, что она сама виновата в своих болях. Накануне сновидения он встретил знакомого, который сообщил, что ей стало лучше, но не настолько хорошо. Автору показалось, что сказано это было с неким упрёком, и он написал оправдательную записку другому врачу. Это сновидение означает желание оправдать и успокоить себя - пациентка сама отказалась от лечения и страдает не по вине аналитика.

Сновидение - осуществление желания

В главе доказывается тезис о том, что сон представляет собой исполнение неудовлетворённого в реальности желания. В сновидении желание представляется исполнившимся. Простым примером является сон о жажде:

Осуществление желания подтверждают и сны, когда человек находится где-то, хотя при этом мирно спит в постели.

Сон женщины, увидевшей на своей одежде следы молока, означает желание беременности и возможность кормить своего будущего ребёнка.

Детские сновидения явно исполняют желания ребёнка, но и взрослые могут видеть инфантильные сны. Например, люди на длительной зимовке постоянно видят сны о разнообразной пище, больших запасах табака, сладостей и приближающемся судне.

Искажающая деятельность сновидения

Сновидение образуют две психические силы: первая представляет собой желание, испытываемое человеком, вторая - цензуру, которая искажает это желание.

Этот механизм напоминает действие политической цензуры: если писатель открыто и прямо выскажет свою критику в отношении власти, то его не издадут и накажут. Но если героями его книги будут звери или несуществующие персонажи, то и мысль будет высказана, и возмездия не наступит. Цензура изменяет желание, искажая его порой до противоположности: например, враждебность к кому-то в скрытом содержании лицемерно заменяется нежностью в явном (сознательном) содержании.

Многие сновидения до толкования настолько скрыты, что вроде и не являются исполнением желания. Автор доказывает, что это не так.

Выясняется, что в гости ожидалась подруга, которую она ревнует к мужу. Гостья мечтает пополнеть и мужу сновидицы нравятся полненькие. Во сне осуществилось желание, чтобы ужин не состоялся - подруга не пришла, не пополнела на угощениях, а сновидица не ревновала её к мужу.

Оказалось, что женщина любила мужчину, но не могла быть с ним. До этого, во время похорон другого её племянника, она увидела этого мужчину у гроба. Сновидение осуществило желание - встретиться с любимым человеком на похоронах.

Во время анализа мужчина высказал мысль, что его могли арестовать за детоубийство. Его тайная связь с любовницей вызвала тревогу, что она забеременела и их разоблачат. Сновидение исполнило желание: ребёнок убит, детоубийца арестован.

У каждого есть неприятные, запретные желания, в которых он не способен признаться ни другим, ни себе. Они коренятся в глубинах бессознательного и не достигают сознания в своём первоначальном виде, проходя искажение цензурой.

Сновидения, в которых присутствует страх, в основе имеют какое-либо неудовлетворённое сексуальное желание (либидо).

Материал и источники сновидений

Вытеснение - это процесс отрицания и отклонения желания, при котором изменяется объект желания, но сила эмоции сохраняется. Оно образуется благодаря действию цензуры, когда желание носит асоциальный характер (секс, убийство, инцест). Вытесненные желания, как правило, касаются Эдипова комплекса, согласно которому ребёнок бессознательно стремится к обладанию матерью и устранению отца и братьев. Эти детские переживания никогда не изживаются, являясь мощным источником сновидений.

Другим механизмом является смещение, при котором мысль, избегая цензуры, проникает в сознание. Например, солдат защищает флаг (кусок материи), заменяющий понятие Родины и долга.

Также в сновидении присутствует и функция сгущения, когда несколько пережитых эмоций, объектов или событий могут объединяться в одно. В реальной жизни связи между этими элементами нет.

Источниками сновидения могут быть:

  • Важное эмоциональное событие
  • Событие или ряд событий, представленных в сновидении нейтральной и безразличной сценой.
  • Сильное бессознательное желание, имеющее важный побудительный мотив. Оно заменяется безразличным материалом, в котором скрытое содержание маскируется под незначительный образ или пустяковое событие.

Типические сновидения - это сновидения, присущие всем людям:

  • Сновидение о наготе: человек раздет, ему стыдно, он пытается уйти, но не может, чувствуя при этом скованность. Это желание из детства, когда ребёнок получает удовольствие от наготы. Скованность говорит о том, что бессознательное хочет получать удовольствие от наготы, а сознание требует прекращения.
  • Смерть родственников, когда сновидец не испытывает горя, оставаясь безразличным. Другая реакция - при виде смерти родного человека (живого наяву) спящий страдает. На самом деле, это замаскированное желание смерти этому родственнику. Пожелание смерти может быть замаскировано заботой.
  • Сновидение о несданном экзамене, в котором человек испытывает страх сделать что-то неправильно и быть за это наказанным. Такой сон снится в ожидании какого-либо испытания, в успехе которого человек сомневается.
  • Сновидение об опоздании на поезд, где отъезд символизирует смерть.
  • Сновидение о летании, парении или падении. Первые полёты ребёнок совершает в детстве: его подбрасывают, качают, кружат на качелях, каруселях. Наряду со страхом, он испытывает приятное головокружение (первое сексуальное ощущение). Сновидения о взлёте связаны с эрекцией, а сны о падении являются выражением страха.

Символика сновидения связана с мифами, преданиями и архетипами. Например, король и королева означают родителей, а наследник престола (принц или принцесса) - это сам сновидец. Продолговатые или острые предметы - палка, трость, нож, дерево, зонтик, пилка для ногтей, женская шляпа, галстук - представляют мужские символы. Коробки, шкафы, ящики, печи, комнаты, стена с выступами относятся к женским символам. Стол, постель (кровать) символизируют брачные семейные отношения. Сексуальные отношения могут быть представлены подъёмом или спуском по лестнице. Ребёнок в сновидении (малютка, малышка) может представлять половые органы, а раздавить ребёнка - символ сексуального акта.

Работа сновидения

Если цензура не допускает в сознание желание, сновидение использует процесс сгущения. Например, для изображения сходства разных людей создаётся новая единица из одного человека, во внешности которого могут присутствовать черты замещаемых им людей. Наиболее ярко сгущение проявляется в образовании слов и имён, когда в результате соединения, смещения, замещения рождаются комические и причудливые комбинации речи.

Смещение - это замена бесцветного и абстрактного содержания мысли, лежащей в основе сновидения, более пластичным и конкретным выражением. Смещение и перенесение значения с более важных элементов на менее важные - это искажающая работа сновидения. Главная цель искажения - избежать цензуры, дать возможность желанию проникнуть в сознание.

Сгущение и смещение являются способами одного и того же вытеснения, которое избегает употребления слова с прямым смыслом. При этом образуются новые, причудливые и непонятные слова и предложения. Такое образование встречается при неврозе, паранойе, истерии или навязчивых проявлениях.

Методика анализа сновидения состоит в том, чтобы рассматривать сон не целиком, а отдельно каждый из его элементов. Сновидение содержит только мысли, а не связь между ними. Чтобы связать нескольких мыслей, сновидение использует форму одновременности, когда весь материал представляется в виде одного события.

Чтобы выразить противоречивые отношения («наоборот»), сновидение использует переворачивание имеющегося в сновидении элемента. Сновидение может искажать и время, когда заключительное событие помещается в конце, а причина - в начало сновидения.

Психология процессов сновидения

Автор разделяет психический аппарат человека на две системы. Первая носит пассивно-воспринимающий характер, на полюсе которого многообразные впечатления расщепляются. Вторая содержит моторно-волевые функции, соединяющие эти впечатления в целостную эмоцию. Другими словами, у психики имеются два полюса - чувствующий и моторный. Психический процесс протекает от воспринимающего конца к моторному.

Автор выдвигает гипотезу, что сновидение является результатом сохранения энергии организма, который стремится дольше сохранять состояние сонного покоя, так как сон является оптимальным состоянием равновесия. Сон - это полное замыкание организма на себе, исключения себя из взаимодействия с внешней средой. Но система организма зависит от воздействия внешних условий (климатические, температурные, звуковые и визуальные раздражители). Влияние внешних факторов выводит организм из состояния покоя, создаёт напряжённость, которую он стремится нейтрализовать посредством сновидения. Сон трансформирует внешние впечатления (звонок, хлопок двери, холод) в образы сновидения, призванные смягчить реальные впечатления воображаемыми образами.

Автор называет пассивную систему Бессознательным (Бсз), а активную - Предсознательным (Псз). Если первая производит различные аффекты, то вторая стремится подвергнуть их цензуре. Аффективная и цензурирующая системы выполняют различные задачи, создавая психический конфликт. Бессознательное производит иррациональную, агрессивную деятельность, вызывающую неприятные эмоции. Предсознательное ориентировано на цензурирующую деятельность разума и стремится создать компромисс с инстинктами бессознательного.

Книгу завершает мысль о том, что сновидение «переносит нас в будущее, но это будущее, представляющееся грезящему настоящим, благодаря неразрушимому желанию представляет собою копию и воспроизведение прошлого».

Исследователи отмечали определённую закономерность появления образов в сновидении и пытались её понять. Некоторыми учёными высказывалась мысль о том, что большинство образов сновидения связаны с бессознательным.

На рубеже XIX и XX веков эти теории были обобщены и значительно развиты Зигмундом Фрейдом. Для анализа психологических процессов, порождающих образы сновидений, Фрейд предложил метод свободных ассоциаций. Картина сна признаётся им несущественной.

По его мнению, необходимо перенести внимание на детали сновидения и вспомнить всё, что, осмысленно или бессмысленно, влечёт за собой каждая из них. Всякая критика в момент обнаружения ассоциаций должна быть блокирована.

Множество мыслей, вызванных к жизни сновидением, пересекаясь, образуют устойчивое ядро, за которым Фрейд видел невысказанное желание сознания.

Иными словами, он пришёл к выводу, что главная функция сновидения -- осуществление подавленного цензурой рассудка желания, главным образом сексуального.

При этом он уточнял, что мы сами можем не сознавать эти желания или же скрывать их от самих себя, считая непристойными или общественно опасными. В то же время Фрейд отмечал: «Чем больше занимаешься толкованием сновидений, тем больше убеждаешься в том, что большинство сновидений взрослых имеют в своей основе сексуальный характер и дают выражение эротическим желаниям». С другой стороны, по Фрейду, сновидение, как правило, не раскрывает явно своего сексуального характера, и события, переживаемые во сне, могут выглядеть вполне невинно: путешествие по железной дороге, игра с маленьким ребёнком, шляпа странной формы.

Основные положения теории сновидений Фрейда

· Сновидение -- это искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного; кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение, которое и проявляется в сознании в виде явного сновидения. Содержание бессознательного -- вытесненные желания.

· Функция сновидений -- оберегать сон. Сновидение -- это компромисс между потребностью во сне и стремящимися нарушить его бессознательными желаниями; галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого -- оберегать сон.

· Сновидения проходят обработку: превращение мыслей в зрительные образы; сгущение; смещение; вторичную обработку. Позднее Фрейд добавил к этим процессам замену скрытого содержания символами.

Метод толкования сновидений

Метод, которым Фрейд пользовался для толкования сновидений, таков. После того, как ему сообщали содержание сновидения, Фрейд начинал задавать об отдельных элементах (образы, слова) этого сновидения один и тот же вопрос -- что рассказчику приходит в голову относительно этого элемента, когда он думает о нём? От человека требовалось сообщать все мысли, которые приходят ему в голову, невзирая на то, что некоторые из них могут казаться нелепыми, не относящимися к делу или непристойными.

Обоснование этого метода состоит в том, что психические процессы строго детерминированы, и если человеку, когда его просят сказать, что приходит ему в голову относительно данного элемента сновидения, приходит в голову некая мысль, эта мысль никак не может быть случайной; она непременно будет связана с данным элементом. Таким образом, психоаналитик не толкует сам чьё-то сновидение, но скорее помогает в этом сновидцу.