Стоит ли ребенка отдавать раньше в школу. Стоит ли отдавать ребенка в детский сад? Мамам и папам необходимо четко сформулировать для самих себя для чего они отдают ребенка в детский сад, что он дает ребенку

Споры о том, , по своей актуальности стоят на втором месте после дискуссий на тему прививок. Большинство по старинке убеждено, что посещение детского учреждения способствует социализации малыша, развитию у него навыков взаимодействия между людьми. Другие категорично утверждают, что детсад — это тюрьма для ребёнка.

Социализация ребёнка — что это?

Массовое возникновение детских садов началось в советский период нашей истории, когда нужно было высвободить женщин для работы на стройках коммунизма. Пребывание детей с малого возраста в организованных группах отлично вписывалось в идею воспитания «нового» человека в духе коллективизма.
Детская «социализация» в понимании современных психологов и педагогов — это воспитание приспособления к жизни в обществе, к общению с другими: членами семьи, ровесниками, коллегами по работе. Социально уверенный человек «слышит» партнера по взаимодействию, умеет договариваться, говорить «нет», высказывать личное мнение, идти на уступки, и при этом оставаться индивидуальностью, самим собой.

Что говорят современные ученые

Доктор наук, канадский психолог Г. Ньюфельд в книге «Не упускайте своих детей» утверждает, что способность налаживать взаимоотношения (адекватные для своего возраста) у ребенка формируется к 6-тилетнему возрасту. Он предупреждает общество, что слишком раннее помещение детей на долгие часы в группы себе подобных мешает развитию индивидуальности, приводит к воспитанию не личностей, а «винтиков» единого коллективного механизма.

Российский психолог Л. Петрановская также задаётся вопросом, стоит ли отдавать ребёнка в детский сад , если с успехом научить общению со сверстниками можно и вне его стен. Детский сад, по её мнению, — это лишь удобная услуга для родителей, не имеющая «педагогического смысла».

Генетическая программа, заложенная в психику человека природой и отработанная веками, предусматривает вероятность выживания беззащитного детёныша в немногочисленном окружении узнаваемых СВОИХ — родителей и родичей разного возраста.

Оставление малыша в незнакомом месте среди чужих взрослых и толпы детей — это сильнейший стресс, который может оставить на всю жизнь травматический след. У маленького ребенка отсутствует понятие времени , он не понимает утешений, что мама потом обязательно придет и заберет его. Он не успокаивается, он просто устает от собственного плача (по сути — крика о помощи). Беспомощный человечек испытывает панический страх, ведь в понимании крохи мама оставила, бросила его. Страдает базовая потребность — потребность в безопасности. Рушится доверие к матери, а заодно и ко всему миру, пугающему своей неизвестностью. Ситуация страха потерять мать (тем более повторяющаяся) может лечь в основу неврозов, депрессии, безынициативности и зависимостей, которые проявляются в более старшем возрасте и взрослой жизни. Психолого-педагогические исследования показали, что некоторые младшие школьники и даже подростки продолжают испытывать сильную тревогу при длительной разлуке с объектом привязанности.

У каждого родителя наступает такой момент в жизни, когда ему приходится решать, сдавать ли своего ребенка в детский сад.

Сколько людей, столько и мнений , поэтому очень сложно найти правильный ответ на вопрос касательно нужности детского садика ребенку.

Нужно взвесить все «за» и «против» перед тем, как принимать решения и прийти к решению. Давайте вместе узнаем, нужен ли детский сад ребенку.

«Будете в садик отдавать?». Утвердительный ответ на этот вопрос сегодня вызывает у многих мам чувство вины. И хотя в России 70% малышей от 1 до 6 лет регулярно посещают ДОУ, отношение к детским садам более, чем у четверти родителей «детсадовских детей», негативное. Причины, которые озвучиваются чаще всего: сомнение в психологическом комфорте ребенка вне дома и отсутствие индивидуального подхода. Подтверждаются ли на практике эти страхи, и в чем преимущества детских садов перед сугубо домашним воспитанием, «Матронам» помогли разобраться детский психотерапевт и невролог.

Сепарация

Тема психологической травмы, которая наносится ребенку, впервые попавшему в детский сад, активно начала обсуждаться после широкого распространения теории привязанности. Противники дошкольных учреждений, считают, что, оказываясь в незнакомом окружении без значимого взрослого, ребенок испытывает тотальное чувство беспомощности и отвержение. Позже это может стать причиной системных проблем в отношениях с партнерами и детьми.

Однако, как писал сам автор теории Дж. Боулби, надежная привязанность в диаде «главный взрослый-ребенок» формируется до 3 лет. После у ребенка и родителя начинают выстраиваться качественно иные отношения. Именно в этот период важно, чтобы малыш начал осознавать свою отдельность. «Если привязанность надежная, от посещения сада она не разрушится. Вот если она так называемая небезопасная, то есть ребенок симбиотически привязан к маме, могут возникнуть проблемы - он будет с трудом расставаться с ней по утрам. Потом обычно все налаживается, и ребенок, увлекшись чем-то, быстро забывает, что только что страдал из-за маминого ухода», - отмечает кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ, детский психиатр, психотерапевт Анна Дробинская.

Когда же ребенок постоянно находится с мамой, процесс сепарации буксует.

Возможности мамы не отделяются малышом от своих. Благодаря персональному взрослому он всемогущ. Поэтому отделить себя от взрослых ребенку трудно - никто не отменял всепрощающую маму или балующую бабушку, отзывающихся на каждое «хочу!». «Детский сад нужен ребенку для формирования отдельного «Я» в коллективе себе подобных. Точка отсчета в осознании своего «Я» - автономное функционирование. Только в саду ребенок начинает чувствовать свои возможности и ограничения, когда сам обеспечивает свои нужды - ходит на горшок, ест, одевается. В саду малыш впервые сам находит себе место среди таких же как он», - подчеркивает детский невролог Елизавета Меланченко.

Границы

Вместе с сепарацией, ребенок выстраивает свои границы. Современное семейное воспитание отличается детоцентризмом, когда родители не выстраивают системы требований к ребенку. «Ребенок - царь горы, центр Вселенной, взрослые члены семьи вращаются вокруг него, как планеты вокруг Солнца. А в детском саду развивается то, что невозможно развить вне детской группы: способность ощущать себя не центром Вселенной, а ее частью», - отмечает Анна Дробинская. В практическом выражении ребенок овладевает способностью иметь в фокусе внимания требования и инструкции, обращенные к группе в целом, а не к нему лично («дети, садитесь за столики», «дети, посмотрите сюда…»), подчиняться общим правилам. «Кроме того, когда ребенок подрастает, он учится воспринимать свои достижения в соотнесенности с другими - хорошее лекарство от мании величия, альтернатива восхищению семейного окружения по поводу и без повода. Эгоцентрическая требовательность тоже часто в саду спонтанно увядает, не получая поддержки».

В саду малыш сталкивается с равновеликими «хочу!» и начинает понимать, где его территория, на которой он единовластный правитель, где общая территория переговоров и компромиссов, а когда начинается и чужая.

Для ребенка это болезненное открытие, которое, тем не менее, дает первое понимание своих и чужих границ. А вместе с выполнением своих первых обязанностей и появления ответственности за свои поступки, ребенок узнает о существовании и социальных рамок. «Впервые ребенок сталкивается с правилами, универсальными для всех, и в том числе для него, - продолжает Анна Дробинская. - В детском саду жизнь детей выстроена более разумно: есть обязанности, занятия, требующие прикладывания усилия. Вот это самое усилие в домашних условиях часто не формируется почти никак, в саду для этого создано больше условий».

Общение

Вне дома дети быстро осваивают не только регламентированные формы поведения -самообслуживание, соблюдение правил, но и развивают спонтанную коммуникацию и навыки общения, с чем у домашних деток часто (не всегда!) возникают проблемы.

Анна Дробинская отмечает, что в детском саду у детей формируются навыки общения с себе подобными и с субординированными взрослыми, которыми невозможно так легко управлять, как домашними. «Если не бояться высокого штиля - и дружба, и взаимопомощь, и влюбленности, и этические конфликты в саду тоже случаются. В общении формируется игра - ведущая деятельность дошкольного возраста, которая ложится в фундамент развития произвольности - умения управлять своими непосредственными импульсами, подчиняя их цели и плану. Без этого потом в школе никак».

Многие думают, что необязательно отдавать ребенка в сад, если дома есть еще дети. Но, по словам Елизаветы Меланченко, некоторые этапы развития осмысленной речи должны проходить только среди ровесников. «Например, коллективный монолог - самая социальная из эгоцентрических разновидностей языка ребенка, которая формирует навыки диалога, возможна только в группе детей-ровесников. Поэтому даже если в семье 10 детей, какие-то аспекты все равно могут остаться непроработанными».

Когнитивное развитие

Совмещение домашнего и качественного внедомашнего воспитания позволяет ребенку лучше развивать свои когнитивные возможности. Например, в одном из исследований было обнаружено, что дети, которые с 2-3 лет посещали качественные ДОУ, оказались более социально компетентными в начальной школе и более уверенными в себе и своих знаниях, чем дети, начавшие посещать детский сад в более позднем возрасте или не посещавшие сад вовсе.

При этом интеллектуальное перенапряжение, что нередко случается в специализированных кружках и секциях, в саду практически исключено. «Программы ДОУ сбалансированы как по режиму, так и по категориям. Количество интеллектуальной деятельности строго ограничено. При этом много места уделяется игровым формам научения, что для детей от 3 до 6 более понятно и органично», - говорит Елизавета Меланченко.

А проведенное крупномасштабное исследование в США с участием более 1000 детей, посещающих десять разных детских садов, показало, что в детских садах малыши достигли больших успехов в овладении речью и развитии мыслительных способностей, чем дети из аналогичной среды, не получающие внедомашнего воспитания.

По наблюдениям Анны Дробинской, конструирование, лепка, рисование, аппликация - так называемая продуктивная деятельность, которая развивает творчество, воображение, моторику, саморегуляцию, интеллект, - входит в ежедневную структуру жизни в саду. «Дома до этого у родителей обычно не доходят руки, там часто лучший друг ребенка - телевизор + какой-нибудь гаджет. И в этом еще один бесспорный плюс сада: там дети не погружаются в гаджеты, а взаимодействуют с реальным миром и друг с другом».

Кому сад во благо:

Единственные дети в семье, окруженные большим количеством взрослых;

Дети очень занятых родителей (они часто имеют мало внимания и много гаджетов);

Дети из дисфункциональных семей (сознание ребенка в садике загружается более адекватным для возраста содержанием, чем внутрисемейные конфликты);

Дети из неблагополучных семей (сад возмещает дефицит ухода, воспитания и развивающего воздействия);

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Окончила философский факультет МГУ, защитила диссертацию по политологии и выучилась во ВГИКе на сценариста. Работала научным журналистом в РБК, писала статьи про необычных людей для «Огонька» и социальных проблемах на Православие.ру. После 10 лет работы в журналистике официально призналась в любви к психологии, став студенткой факультета клинической психологии МГППУ. Но журналист всегда остается журналистом. Поэтому на лекциях Екатерина черпает не только новые знания, но и темы для будущих статей. Увлечение клинической психологией полностью разделяют супруг Екатерины и ее дочка, недавно торжественно переименовавшая плюшевого бегемотика Гиппо в Гипоталамус.

Первого сентября все наши дети идут в школу. Поэтому на этот раз мы решили спросить наших пастырей о том, стоит ли православному человеку обязательно стремиться отдать своих детей учиться в православную школу? Какие тут могут быть плюсы, а какие минусы?

Очень важна симфония семьи и школы

Православная школа - это для верующих людей настоящий дар Божий

Вспомним древнюю мудрость: душа ребенка как чистое полотно для живописи - что художник изобразит на ней, доброе или злое, то и останется. Отдавая ребенка в школу, мы отдаем его в руки художников, которые что-то изобразят на его душе. И не только у педагогов учатся дети в школе, но еще и друг у друга: перенимают привычки, вкусы, манеры поведения. Поэтому решающим является не только учитель, но и одноклассники, и в целом тот дух, который царит в данной школе.

Мое лично мнение, что ребенка из православной воцерковленной семьи лучше отдавать в православную школу. Конечно, учиться можно везде. Но лично для меня Православие должно быть и дома, и в школе. В формировании души вообще важно, чтобы была цельность, а не раздвоение. Если дома всё православное, а в школе нельзя перекреститься, то ребенок будет испытывать внутренний дискомфорт. Разрыв двух слоев жизни вызовет ненужное душевное напряжение. А в православной школе ребенок встретит единомышленников, здесь не нужно приспосабливаться под чуждую среду, здесь куда меньше соблазнов, которые встречаются в подростковом возрасте.

Православные школы возникли как попытка отвоевать хотя бы часть образовательного пространства, чтобы спасти детей от тотальной разрухи 1990-х годов. Когда кругом шел развал, распространялись разврат и наркомания, православные люди организовались и создали школы, как островки спасения. За двадцать с лишним лет православные школы прошли большой путь и накопили опыт. Были преодолены ошибки, неизбежные поначалу на этом пути. И чрезмерное законничество (когда на первом месте - соблюдение правил церковных, а на втором - дух любви), и непрофессионализм отдельных педагогов (по принципу: «лишь бы был православным, а как учит, и так сойдет») - всё это к настоящему времени удалось сгладить, выправить.

Мои трое детей учатся в православной школе, и я еще ни разу об этом не пожалел. Я вижу, что учителя вкладывают себя в детей, делают это от сердца, с любовью. С учителями очень добрые, теплые отношения. У детей - интерес к учебе. Есть и совместные паломничества, и множество мероприятий, творчество, для мальчиков - физическое развитие, выезды на военно-патриотические сборы, соревнования. И зачем мне другая школа?

В православной школе не нужно приспосабливаться под чуждую среду

Мне есть с чем сравнить. Старшего ребенка, когда ему было шесть лет, мы отдали в детский сад на подготовительную группу к школе. Это было вполне мирское учреждение, очень приличное, с хорошими педагогами, но среди детей, шестилетних сверстников, весьма чувствовалась нецерковная атмосфера. Уж как там Ваня объяснял им, зачем мы ходим в храм по воскресеньям и для чего он причащается, этого я уже не помню, но соприкосновение с мирской средой весьма чувствовалось. Ребенок перенимал чужой дух. В православной школе всё выправилось. Надо сказать, что и там, в мирском учреждении, все педагоги были самые прекрасные и порядочные люди. Но не хватало все же духа православного.

Конечно, нельзя ждать от православной школы идеала. Не сможет православная школа, при всем желании, подготовить маленьких святых, отсечь все греховные страсти и соблазны от возрастающих душ. Будут и здесь встречаться курящие и матерящиеся, дерущиеся и не слушающиеся, но, поверьте, не в таком количестве, как в школе мирской.

Есть только одно маленькое «но». Как правило, все православные школы - платные. И если у тебя не один ребенок, а уже трое, то стоимость обучения приходится умножать ровно в три раза. Прямо скажу, что для меня это весьма ощутимо, но пока, с Божией помощью, держимся.

Среди минусов кто-то еще укажет, что в православной школе может сформироваться формализованное отношение к молитве и личному участию в храмовой жизни. Дети получат информацию о вере и Церкви, но еще не факт, что они станут подлинными чадами Церкви и пронесут веру через всю свою жизнь. Но я лично думаю, что всё зависит от конкретного педагога и от его личного примера веры. В православных школах к этому по крайней мере стремятся.

На мой взгляд, православная школа - это все же лучшее подспорье православным родителям в воспитании детей.