Рисование человека в национальном костюме марийском. Марийский народный костюм. Марийская одежда. Продиктованный жизненными условиями

Муниципальный орган управления образования г.Красноуфимск

Дома детского творчества

Детская художественная школа

МАРИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ КАК ПРИМЕР ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДА

Учебно-исследовательская работа по истории искусств

Исполнитель:

Петрованова Юля,

ОУ № 9 кл. 10

Руководитель:

Шустикова В.А.,

пед. доп. обр. I кв. категории

Место работы ДДТ

г. Красноуфимск


ВВЕДЕНИЕ

Каждый народ имеет свои особенности в материальной и духовной культуре. Во многом они сохраняются. Но наряду с этими, вследствие общности экономического развития и исторических судеб, формировался и ряд единых черт в разных сферах, в том числе и в одежде.

В своей работе я решила показать самобытность марийской одежды, т.к. в нашей местности много деревень этой национальности.

Цель работы – исследовать историю и разнообразие костюма марийцев.

1. Выявить особенности костюмов марийцев и их сходство, и различие с костюмами других народностей.

2. Влияние других культур и развития промышленности на одежду марийцев.

3. Дать характеристику костюмов марийцев.

4. Изучить литературу по истории народностей и их костюмов.


Глава 1. МАРИЙЦЫ - ОДНА ИЗ НАРОДНОСТЕЙ СРЕДНЕГО УРАЛА

В Пермской губернии, (в состав которой входила нынешняя Свердловская область), жили финноязычные народы: удмурты, коми, мордва, марийцы; и тюрская группа: чуваши, татары, башкиры.

Марийцы живут в бывшем Козьмодемьянском и Царевококшайском уездах Казанской губернии, Яренском и Уржумском уездах Вятской губернии, а также Нижегородской, Пермской и Уфимской губерниях. На значительной части этой территории, марийцы расселены чересполосно с русскими и другими народностями края.

Марийцы делятся на три языковых и культурных группы: луговые, горные, и восточные. Луговые марийцы занимают левобережье Волги, горные марийцы – правобережье или нагорную сторону Волги. Они отличаются от луговых марийцев некоторыми чертами культуры и быта, в частности одеждой.

Восточные марийцы не составляют особой группы марийского народа и являются теми же луговыми марийцами, переселившимися в Приуралье в XVII-XVIII в.в. однако они все же представляют особенную группу, которая имеет ряд своеобразных черт в одежде и быту.

Народный костюм марийцев имеет ряд общих черт с костюмом других народов Поволжья, в частности с костюмами чувашей, мордвы и удмуртов. (см. прил. фото 1).

Марийские женщины издавна владели высоким искусством ткачества и вышивки. Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия народа.


Глава 2. МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА

2.1 Особенности мужской одежды

Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха, холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой носили шубы. Рубаха была тупикообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче. К концу XIX века повсеместно стали распространяться косоворотки, заменившие рубаху старинного образца. Вышивка на старинных рубахах украшала воротник, грудь и подол спереди (см. прил. фото 2) Воротника обычно не было, разрез ворота делали на правой стороне груди; вместо пуговиц пришивали завязки. Вышивка была разнообразна. Особым изяществом отличались вышивки на старинных рубахах луговых марийцев. Узор выполнялся чаще всего щелком, чем шерстью, и в основном тремя цветами: черным, красным и зеленым. В технике шитья преобладал косой стежок (см. прил. фото 3).

Вышивка на рубахах восточных марийцев выполнялась большой частью контурным швом на кумаче, нашитом на холст или пестрядь, сочеталась с украшениями из бисера, монет и пуговиц.

Штаны шили из грубого сурового холста. Они были такого же покроя, как чувашские и татарские, а держались на талии с помощью завязок. Уже в половине XIX века стали шить штаны из пестряди, чаще синей в полоску. Фасон был как у русских штанов, а вместо завязок пришивали пояс. Однако старики продолжали носить холщовые белые штаны вплоть до XX века. Заправлялись штаны обычно в окучи.

Поверх рубахи и штанов в летнее время носили холщовый кафтан («шобр», «шобыр») со сборками типа русской поддевки.

Зимней одеждой были суконные кафтаны овчинные полушубки.

На голове марийцы носили шерстяную домашней вызки шабку черную или белую с полями, загнутыми кверху, а иногда опущенными. В деревнях близ татарских селений носили круглую восточную шляпу с довольно широкими загнутыми кверху полями, похожими на татарскую, в остальных районах головной убор марийцев напоминал грешиевик. Зимой носили обычно белую баранью шапку с черным суконным верхом.

На ноги одевали лапти, сплетенные из липового льна, и белые окучи.

Женский костюм был сложнее мужского (см. прил. фото 4,5). Он имел больше украшений, но в основном повторял элементы мужского костюма. Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Основными частями женского костюма была так же, как и мужского рубаха, богато украшенная вышивкой, штаны, холщовый кафтан, передние, головной убор и лыковая обувь. На костюм надевали набор разных украшений – нагрудных и поясных (см. прил. фото 6).

2.2. Рубахи и штаны женской одежды

Рубаха («тувыр», «тучир») служила одновременно нательной и верхней одеждой, заменявшей платье. Покрой рубахи был прямой, тупикообразный. Одно перегнутое поперек полотнище составляло перед и спинку рубахи. Рукав был прямой без обшлага. Рубаха достигала щиколоток, но при ношении с поясом она подбиралась вверх до колен, образуя пазуху. Рубахи различались вышивкой и разрезом ворота. В одних местах марийцы делали разрез посередине груди, в других делали разрез на правой стороне, как и в мужских рубахах, и благодаря этому нагрудная вышивка, располагающаяся по разрезу, была ассиметрична. Подол рубахи украшался тканым узором или вышивкой.

Наиболее богатую вышивку имели рубахи центральных и юго-восточных населений марийцев. Вышивка эта была плотной, ковровой, выполнялась шерстью. Основные цвета: темно-красный и темно-синий. Синий иногда переходил в черный, выполнялись контуры рисунка, желтый и зеленый служили дополнительными цветами.

Рубахи восточных мариек несколько отличались от рубах луговых и горных. Так, например женскую рубаху у них шили часто не только из белого холста, Нои из пестряди, а рукава из фабричных тканей. На ее покрое также отразилось влияние татар и башкир. Рубаха восточных марийцев обычно состояла из двух частей. Верхняя часть (до высоты бедер) была туникообразной, а низ делался шире и составлявшийся из нескольких полотнищ, причем на подол нашивали оборку из цветной фабричной ткани (прил. фото 7). Нагрудный разрез был прямой, а воротник стоячий даже иногда отложной. Разрез обшивали дугообразно несколькими полосками цветной материи и разноцветными лентами, как у рубах татарских и башкирских женщин, а ворот завязывался тесемкой. Рубаху часто носили без пояса.

Вышивки на рубахах восточных мариек было значительно меньше, чем на рубахах луговых, и располагалась она на груди и подоле. Вышивка на рубахах пермской губернии была ажурной с ясно очерченным узором. В расцветке преобладали темные тона – черный, темно-красный, коричневый (см. прил. фото 8).

Под рубахой марийки носили штаны («ялаш», «полаш»). Шили их из холста, и по своему покрою, они были аналогичны с чувашскими; к верхнему краю штанов пришивались завязки. Восточные марийки также носили штаны, но шили их из пестряди на вздержке, как и соседи их, башкиры.

Поверх рубахи марийки надевали передник (ончалосакие). Луговые шили передник из холста без грудки и украшали его вышивкой. Восточные и горные носили передник с грудкой. Первые часто шили его из цветной пестряди, а вторые – из добротной белой ткани, и не только с грудкой, но и с крылышками (подобно чувашским), передник с грудкой украшали вышивкой и обшивали кружевами. Как только у рубах стали исчезать нагрудные вышивки, появилась потребность в переднике с нагрудником.

2.3. Верхняя одежда мариек

В качестве верхней летней одежды у мариек была распространена холщовая одежда в виде распашного кафтана («шовыр», «шобр»). У восточных мариек летние кафтаны напоминали башкирские и татарские камзолы; шили их в талию с клиньями, иногда без рукавов. Встречались кафтаны из белого, черного и зеленого сукна (см. прил. фото 9). Зеленые кафтаны являлись свадебной одеждой для невесты и свахи.

Осенью женщины одевали кафтаны, сшитые из домотканого холста белого, серого и коричневого цветов. Воротник был четырехугольной или овальной отложкой. Его обшивали кумачом, а иногда украшали маленькими ниточками из бисера и монет.

Зимой марийки носили овчинную шубу («ужга) такого же покроя, как и суконный кафтан со сворами.

Верхняя одежда уральских марийцев по покрою не отличалась от одежды марийцев Поволжья. Женщины шили распашные кафтаны – «елан» из черного сатина с отрезной спинкой и сборами по талии (см. прил. фото 10). Подол и борта елана обшивались цветными лентами. На время моления одевали другой кафтан – «шобр», «шовыр» - из белого холста.

2.4. Головные уборы женщин

Головные уборы замужних мариек были весьма различны по своей форме и способу ношений.

Головной убор под названием «шимакш» носили луговые и восточные марийки, живущие на территории уздов Уртумского, Елабужского, Бирского, Красноуфимского.

Шимакш, пожалуй, был наиболее самобытным головным убором мариек. Он представлял собой продолговатый кусок холста, углы которого на одной из узких сторон были скреплены и составляли треугольник, который, образуя колпачок, надевался на голову (см. прил. фото 11). Все поле холста вышивали нитью или шелком, а нижний край шимакша, спускавшийся на спину, обшивали еще бахромой из шерсти. Шимакш укреплялся на голове при помощи берестяного колпачка, который в свою очередь надевали на скрученный пучок волос. Луговые марийки носили шимакш на темени, а восточные надевали его почти на лоб. Шимакш покрывали холщовым платком или косынкой («пылышмович»).

Наряду с обычным холщевым платком носили еще «солык» - узкую налобную повязку с вышитыми концами. Солык надевали пожилые марийки, когда ходили на молебствие. Девушки же ходили с раскрытой головой или надевали платок и изредка шапочку «такийю».

Замужние женщины носили остроконечный головной убор «шнашобычо». Он имел сходство с убором «шимакш». Острый вверх головного убора нависал над лбом, а полотенчатый низ спускался по спине. Его наружную сторону покрывали вышитые узоры. Сюда же пришивались монеты, раковины каури, бисер. В наши дни «шнашобычо» вышло из повседневного употребления и надевается только по большим праздникам. В быту его чаще называют «шлыком». Это слово заимствовано у татар.

Поверх «шнашобычо» надевали четырехугольный платок из тонкого холста «солык» (см. прил. фото 12). Перед тем как надеть солык, его перегибали по диогонали. Та часть платка, которая оказывалась снаружи, украшалась богатой вышивкой, бусами, бисером, монетами, красными лентами. Солык чаще всего одевали во время свадьбы и поминок, им дорожили и передавали его по наследству.

2.5. Украшения

Из украшений можно отличить только некоторые наиболее распространенные. Для их изготовления использовали бисер, бусы, раковины каури, монеты и жетоны, бусы и пуговицы. Из головных украшений бытовали накосники в виде подвесок из монет, бисера и раковин.

Марийцы носили больших размеров серьги из проволоки, согнутой в форме вопросительного знака, на нижний конец которой нанизывали бусинки. Серьги зацеплялись за ценные раковины. Из других украшений следует отметить нагрудники из монет и бисера («яга»). Некоторые исследователи считают, что яги были заимствованы у тюрского населения, но так ли это – судить сложно. Также марийцы носили разнообразные ожерелья и прямоугольные куски кожи, обшитые мелкими монетами и бисером – («ширкама», «почкама»), близкие к украшениям чувашских женщин.

Кроме того были распространены металлические цепочки («гайтаны»), шнуры из бисера («ширан крестыл») с подвешенными на них крестиками, а также полоски холста с нашитыми на них монетами. Существовали разнообразные поясные украшения. Сами пояса были плетеными, чаще из красной шерсти, с подвесками на концах из раковин, пуговиц и монет. Распространенным украшением женщин были ушные подвязки с монетами и гусиным пухом – «корж», браслеты – «кидшал» и кольца «шергаш».

2.6. Обувь

В качестве обуви носили лапти прямого плетения с маленькой головкой и лыковыми оборами. Ногу обертывали портянками из белого и черного сукна. По праздникам надевали онучи, украшенные по краю одной длинной стороны бисером, пуговицами и бляшками. Кожаная обувь в позапрошлом веке распространена была слабо. Носили ее только зажиточные марийцы. В настоящее время в марийских деревнях носят калоши, которые раньше считались обувью богатых марийцев. Зимней обувь являлись валенки местных ремесленников.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе я рассмотрела одежду марийцев, проживающих на Среднем Урале.

В ходе изучения литературы выяснила, что костюмы марийцев имеют свои особенности. Они отличаются от одежды других народов, близко живущих с марийцами, но тем не менее их близкое соседство оказывает немалое влияние на самобытность костюмов марийцев. В основном сильное влияние на одежду марийцев оказали костюмы татар, башкир, удмуртов и русских.

Кроме того, выяснила, что с течением времени, новыми введениями и открытиями в текстильной промышленности и кустарном производстве в одежде этой народности тоже происходят изменения.

К сожалению со временем в марийских деревнях утеривается опыт, передаваемый поколениями. Постепенно происходит «обрусение» марийского народа, обычаи и традиции не подхватываются подрастающим поколением. Создание костюма требует большого терпения, умения и глубокого знания традиций. Со временем может произойти так, что национальные костюмы перестанут создаваться и останутся только в документах и памяти народа.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В.Н.Белицер Крестьянская одежда населения Европейской России (XIX- нач. XX в.); Народы Среднего Поволжья и Приуралья. – М.: Издательство «Советская Россия», 1971.

2. Н.М.Калашникова Одежда народов СССР. – М.: «Планета», 1990.

3. Г.Н.Чагин Народы и культуры Урала в XIX- XX в.в. – Екатеринбург: «Сократ», 2002.


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

1. Гайтаны – металлические цепочки;

2. Грешневик – головной убор;

3. Елан – распашной кафтан

4. Кидшал - браслет;

5. Корж – ушные подвески с монетами и гусиным пухом;

6. Онучи – обувь;

7. Ончалосакие – передник;

8. Пылышмович – холщовый платок или косынка;

9. Солык – узкая надлобная повязка;

10. Такийя – шапочка;

11. Тывыр (тучир) – рубаха;

12. Ужга – овчинная шуба;

13. Шергаш – кольца;

14. Шимакш – головной убор;

15. Ширан крестткыл – шнуры из бисера;

16. Ширкама (почкама) – прямоугольные куски кожи, обшитые монетами и бисером;

17. Шнашобычо – головной убор;

18. Шобр (шовыр) – холщевый костюм;

19. Яга – нагрудник из монет и бисера;

20. Янаш, йолаш – штаны.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Основной территорией, на которой проживают марийцы, является междуречье Волги и ее левого притока Ветлуги. Этот финно-угорский народ рассеян по всем соседним областям и республикам, много его представителей на Урале. Марийский костюм входит в группу национальных нарядов народов Поволжья.

Структура этноса

Как каждый этнос, марийцы делятся на определенные группы. Обычно это связано с местом проживания. Можно выделить три основных подразделения: луговые (самые многочисленные), горные и восточные мари. Первые занимают Волго-Вятское междуречье, вторые живут на западе республики Марий Эл, третьи представляют собой потомков переселенцев из Поволжья в восточные регионы - Башкирию и Приуралье. Марийский костюм каждой из групп имеет Но основные детали костюма у всех марийцев одинаковые. Более того, мужской и женский костюмы этого народа в далекие времена отличались друг от друга только украшениями.

Одежда, подходящая любому полу

Основные составные части наряда таковы: рубаха и штаны, пояс с подвесками и головной убор, лыковые лапти и холщовые или шерстяные онучи. По праздникам надевалась кожаная обувь. Но покрой праздничного костюма полностью повторял будничный. И лишь украшения делали его нарядным. Мужчины-марийцы занимались в большинстве своем отхожим промыслом, что способствовало контактам с соседями, и поэтому мужской марийский костюм напоминает русский национальный наряд. Позднее в наряде мужчин стали появляться и фабричные изделия. Но вплоть до 30-х годов прошлого века специфические национальные черты проявлялись как в покрое и отделке, так и в способе ношения определенных элементов одежды.

Продиктованный жизненными условиями

Костюм любого народа складывался под влиянием нескольких факторов, таких как социально-экономические, исторические и природно-климатические условия. Большую роль играли средства труда, которые были в наличии. Так, туниковый покрой рубахи объяснялся тем, что сотканное на домашнем станке полотно просто сгибалось на плечах, для головы делался вырез. Не выкраивая проймы, по бокам пришивали полотна, согнутые вдоль, таким образом получались рукава. Изначально полотно ткали на длину самой рубахи и рукава. Марийский костюм подразделялся на повседневную, праздничную и обрядовую одежду. Естественно, что самым красивым был свадебный наряд невесты. Его обильно украшали вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, перламутром раковин, мехом и всем, что подсказывала фантазия мастериц, но при четком соблюдении стандартов. Цвет марийской одежды преимущественно белый. Марийский костюм (фото прилагается) комфортный и радостный.

Отличительные черты

Как отмечалось выше, основные элементы национального наряда продиктованы природно-климатическими условиями. Поэтому помимо вышеперечисленных деталей комплекта в состав входили демисезонный кафтан (мыжер), шуба (ужга), зимняя обувь и головной убор. Эти вещи имели разный покрой - прямоспинные и отрезные по талии. Необходимо отметить, что все подгруппы имели свои отличительные детали - где-то спина была трапециевидной, вставлялись клинья, форма воротников была разной. Это касалось не только верхней одежды. Так, например, нательная рубаха (тувыр) у луговых, горных и восточных мари отличалась расположением разреза у горловины, длиной самой рубахи.

Мужской костюм

Издревле в мужской традиционный марийский костюм входил тувыр (рубаха), длина которого опускалась ниже колен, но к концу XIX века она достигала только середины бедра. Отличались и штаны (йолаш) - у луговых и горных они шились с узким шагом, у восточных - с широким, который обеспечивался либо кроем, либо ластовицей.

Повседневная одежда изготавливалась из белого домашнего холста (вынер), который ткался из конопли, реже изо льна. Для изготовления обуви использовались выделанные шкуры животных, лыко, шерсть. Характерными были марийские из семи лык, оборы (веревки, обматываемые вокруг ноги) у них были из того же материала.

Онучи летом носили холщовые, зимой из сукна. В более суровых климатических условиях носили валенки. Шапки у мужчин тоже были преимущественно валяные, разной формы. Позже традиционный марийский костюм гармонично дополнили сапоги и картузы промышленного изготовления. Стоит добавить, что все отверстия нательной рубахи (вырез, окончание рукавов, подол) обязательно отделывались орнаментом. Он заключал в себе заклинания от Это была вышивка или тесьма.

Особенности женского костюма

Отдельных слов, как всегда, заслуживает женский наряд, отличающийся красотой и неповторимостью. Костюмы народов Поволжья, марийский в частности, кроме специфического кроя имели и другие, характерные для средней России особенности - материал, из которого изготавливалась одежда (конопля и лен, лыко, валяные изделия). Использование в украшениях речных раковин, ближе к северу - речного жемчуга. Характерная для всего Поволжья нательная рубаха в марийском варианте в женском наряде отличается покроем рукавов и подола. Общий наряда, как ни в каком другом костюме, богато украшен характерной марийской вышивкой (тур), очень плотной и четко очерченной. Кроме того, в ней закладывались сведения о хозяйке - принадлежность ее к определенной этнической группе, Иногда вышивкой покрывалась и спина какой-нибудь детали костюма. И конечно, у каждой локальной группы марийцев имелись различия в узорах, форме и расположении вышивки.

Орнамент - «письмо из прошлого» и оберег

Цвета шерсти или шелка, которыми расшивали полотно, были в основном всех оттенков красного, коричневого. Костюмы народов Поволжья, марийский в том числе, являются ярким и неотъемлемым элементом национальной культуры. Он несёт в себе ценнейшую информацию об этом народе, так как уходит корнями в доисторические времена, когда возникали первые рисунки, постепенно превращающиеся в орнамент, способный рассказать, чего боялись аборигены, чем занимались, что их окружало.

Самая важная деталь

Чем же еще, кроме длины и покроя нижней части рубахи, отличаются наряды мужчин и женщин мари? Как отмечалось выше, костюм марийский мужской дополняла валяная шапка. Женский же головной убор заслуживает отдельных слов, потому что это важнейший элемент наряда. Он делится на женский и девичий, поэтому кроме социального статуса и этнической принадлежности указывает и на возраст хозяйки.

Об их разнообразии можно написать отдельную статью. В давние времена марийские женщины использовали различные платки и повязки - об этом говорят археологические находки. У девушек было два вида повязок - на шерстяной основе и на кожаной. Они очень обильно украшались бисером и монетами.

Затейливый и неповторимый

Женщины носили полусферическую такию, входящую во многие Марийский женский головной убор в давние времена дополнялся платком, сложенным по диагонали, надетым на такию и завязанным под подбородком. Головные уборы замужних женщин необычайно разнообразны - каркасные, остроконечные, лопатообразные, полотенчатые. И все они подразделяются на несколько подвидов. Так, известная по кроссвордам сорока относится к классу лопатообразных, а самый мариек шурка очень высок (40 см) и относится к каркасным шляпам. Традиционные костюмы народов Поволжья, марийский в том числе, перекликаются между собой - шапки на берестяных или кожаных каркасах носили мордовские, удмурдские, казахские женщины. Изначально это был скифский головной убор.

Необходимые и яркие детали

Обязательными атрибутами женского костюма являются пояс, передник и нагрудник. Не надо говорить, что все эти детали старательно украшались. О поясах можно рассказывать очень долго. Чего только на них не вешали: карманы или кошельки, узкие однополосные и двуполосные полотенца, красивые кисти и кольца. Верхняя одежда подпоясывалась замысловатыми кушаками. Передники, как и другие детали костюма, вышивались и расшивались тесьмой, кружевом, украшались бисером и монетами. Нагрудник мог иметь различную форму, состоял он обычно из монет. Тонкости лучше рассмотреть на прилагаемых фотографиях. Марийский костюм очень красив. Марийские женщины удачно дополняли его украшениями - кольцами, серьгами и так далее.

В прошлом одежда марийцев была почти исключительно домашнего производства. Изготовлением ее занимались женщины. Этот процесс требовал большой затраты времени. Материалом для верхней (зимней и осенней) одежды служило домотканое сукно черного, коричневого или белого цвета и овчина. Рубахи и летние кафтаны почти повсеместно шили из белого льняного холста. Только у восточных марийцев наряду с белой холщовой встречалась одежда из пестряди.

Основными частями женской марийской одежды были туникообразная рубаха, кафтан, штаны, головной убор и плетенные из лыка лапти. Женскую рубаху (тувыр, тыгыр) шили из трех-четырех полотнищ холста, прямого покроя, без клиньев. Рукав пришивали по прямой линии к переднему полотнищу. Разрез делали сбоку или посередине груди. В основном покрой был одинаковым у всех групп марийцев, локальные особенности были незначительны. Так, у горных мариек рукава заканчивались нередко обшлагами, тогда как в других районах обшлагов не делали. Восточные марийки обычно нашивали оборки на подоле или на груди рубах. У всех групп марийцев рубахи богато украшались вышивкой на груди, плечах, спине и рукавах. Вышивали шерстяными, шелковыми и хлопчатобумажными нитками.

В вышивке рубах наблюдались локальные различия. Наиболее богатой орнаментацией отличались рубахи в центральной и юго-восточной частях края. Зачастую рисунок ее был рельефным, плотным, выполненным шерстью темной расцветки. В северных районах вышивка на рубахе была значительно тоньше; ее выполняли шелком. Вышивка на рубахах горных мариек была многоцветной с очень мелким рисунком. Наблюдались различия и в размещении вышивки: например, в северных районах на рубахах не было вышивки по соединительным швам, отсутствовала и орнаментальная полоса вдоль рукавов. Соблюдались и возрастные различия в орнаментации женской одежды: на детских рубахах отсутствовала нагрудная вышивка, у подростков 13-16 лет и у девушек узор состоял из группы небольших кружочков, квадратиков или крестиков, тогда как у взрослых женщин нагрудная часть рубах была богато орнаментирована. Рубаха служила одновременно нательной одеждой и платьем.

Под рубаху надевали штаны (йолаги) из грубого холста на завязках. Поверх рубахи носили род холщового балахона (гиобр, гиовыр) с вышивкой спереди по разрезу, на спине и на рукавах. У луговых мариек шовыр шили цельным с клиньями или без клиньев по бокам; горные марийцы носили шовыр отрезной в талии с борами сзади.

Верхний суконный кафтан (мыжер) также был двух типов - с клиньями или с борами. Луговые марийки делали кафтан с открытым воротом и нередко украшали его по краю выреза нашивками из кумача, тесьмы или бисером. Горные марийки шили [кафтаны с небольшим стоячим воротником.

Рубахи и кафтаны носили с различными поясами (угитд), плетенными или тканными из шерсти и шелка, украшенными бисером, кистями, металлическими цепочками и бляшками. Передник был холщовый, вышитый. Более старая его форма - небольшой прямоугольный лоскут с завязками, позднее (с начала XX в.) появились передники с грудкой, хотя не во всех районах.

Зимой носили шубу (уж- га) из овчины с борами. Обувью служили лапти, плетенные из семи или девяти лык (гиымниан или ин- дегиниан йыдал), с низкими бортамии мелкой головкой, с мочальными оборами. С лаптями носили холщовые портянки или суконные онучи из белого или черного сукна, которыми туго обертывали ноги.

Головные уборы замужних женщин отличались большим разнообразием. Основными были три типа головных уборов: сорока (сорока) - лопатообразный головной убор, гиымакги (шита гиовыч, или калпак) - конусообразный головной убор в виде колпачка и головное полотенце (тарпан). Их изготовляли из тонкого холста и почти сплошь покрывали вышивкой. Отдельные типы головных уборов были специфичны для определенных районов. Были даже различные названия для мариек, носящих тот или иной головной убор: сорокан-ватэ - женщина носящая сороку, шымакшан-ватэ - женщина, носящая шымакш, и, наконец, гиарпан-ватэ.

Непременной принадлежностью марийского женского костюма было большое количество различных украшений - головных, нагрудных, шейных, поясных. Материалом для изготовления их на территории нынешних Сернурского, Медведевского, Советского районов был бисер, в других местах преобладали монеты. Кроме того, повсеместно употребляли раковины-ужовки (кишке вуй). С насаждением христианства марийки к шейным украшениям стали привешивать кресты. Украшения и материал для них продавали на ярмарках и местных базарах. Металлические украшения собирали] сами марийки, только цепочки из металлических сплавов изготовляли кустари в дер. Чаломкино близ Козьмодемьянска, да кресты отливали в с. Рыбная слобода (ныне Пестречинский район Татарской АССР). Полный набор украшений с настоящими серебряными монетами можно было встретить только у зажиточных мариек. Бедные крестьянки носили меньшее количество украшений, причем монеты они заменяли оловянными бляшками и жетонами.

Женская одежда в большей степени, чем мужская, сохраняла архаические черты и национальные особенности. Но в районах со смешанным населением происходило взаимовлияние культур, что отражалось и на одежде. Можно отметить многие черты сходства между марийским костюмом и одеждой соседних народов -чувашей, мордвы, удмуртов, татар.

Например, рубахи марийцев по покрою и отчасти орнаментации можно сравнивать с одеждой мордвы-мокши. Формы головных уборов чувашей и мордвы во многом сходны с марийскими. Одежду горных марийцев зачастую трудно бывает отличить от одежды верховых чувашей. Распространение рубахи с оборкой из пестряди во многих районах Марийской АССР, сопредельных с Татарской и Башкирской АССР, несомненно, является результатом татарского или башкирского влияния. Все это объясняется древними историческими, бытовыми, экономическими и культурными связями, а также территориальной близостью упомянутых народов. К концу XIX в. стало заметно значительное воздействие русской культуры, выразившееся, в частности, в распространении среди марийцев одежды городского типа.

Основные части старинной мужской одежды - холщовая вышитая рубаха, штайы, холщовый кафтан, онучи (ыттыр) и лапти (йыдал). Рубаха была несколько короче женской, разрез часто делали на правой стороне груди, в некоторых районах рубахи шили со стоячим воротником. Рубаху носили с узким пояском, плетенным из шерсти, или кожаным ремнем с пряжкой. На мужской одежде вышивки было значительно меньше, чем на женской, кафтан совсем не вышивали.

Суконный кафтан (мыжер) и овчинная шуба (ужга) по покрою не отличались от женских.

Мужскими головными уборами были войлочные шляпы (терку выт), плоские, с загнутыми краями или цилиндрической формы, а также круглые меховые бараньи шапки или шапки с суконным верхом и меховым околышем.

Детская одежда по покрою основных частей мало отличалась от одежды взрослых, но вышивали ее лишь слегка и несложным узором. Девочки не носили сложных головных уборов и украшений.

Народная марийская одежда сохранялась вплоть до начала XX в. Лишь в первой четверти XX в. получили распространение фабричные ткани. У мужчин появились ситцевые и сатиновые рубахи, темные брюки, кожаные русские сапоги, картузы. Особенно устойчиво сохранялись старые формы в обрядовой одежде. Существовал, например, обычай надевать молодой одежду наиболее архаичного покроя и притом исключительно домашнего изготовления. На территории нынешнего Сернурского района свадебное покрывало делали из волокна крапивы. Свадебная одежда особенно богато украшалась вышивкой. Женщины, отправляясь на свадебные торжества и моления, надевали высокий головной убор лопатообразной формы - турка, теперь уже исчезнувший.

В советское время марийский народный костюм претерпел значительные изменения. Одежду шьют почти исключительно из фабричных тканей. Процесс замены старинной одежды новыми формами идет неравномерно в разных районах и у разных групп марийского населения. Более интенсивен он в рабочей среде и у горожан, а на селе - в местах, близких к районным центрам, среди учащейся молодежи и сельской интеллигенции. Проявление национальных традиций наблюдается при отборе тканей для одежды. Так, для летней одежды предпочитают одноцветную, чаще белую ткань. Исключение составляют восточные марийцы и марийцы, живущие близ татарских, удмуртских или чувашских сел, которые раньше носили пестрядь.

Традиции формировавшегося веками вкуса сказываются и в покрое. Излюбленным у марийцев остается платье цельного покроя по аналогии с распространенной прежде прямой туникообразной рубахой.

Наиболее существенные изменения произошли в женских головных уборах. Вместо старинных головных уборов почти повсеместно носят ситцевые, шерстяные, реже шелковые платки. Головные уборы старого типа изредка можно встретить главным образом на пожилых женщинах, но и они изменились. Так, в современной сороке, которую носят в Мед- ведевском районе Марийской АССР, сильно уменьшился налобник, укоротились боковые лопасти и позатыльник.

В марийской деревне, как и повсюду теперь, носят современную обувь. Летом молодые люди ходят в сандалиях, ботинках, полуботинках, туфлях, надевая их на чулки или теплые носки (очевидно, еще сказывается привычка к теплой обуви, к плотному обертыванию ног). Чулки обычно черные или белые. Зимой и женщины и мужчины носят русские сапоги и валенки с галошами. Русские сапожки в некоторых районах считаются также праздничной женской обувью.

Основной частью женской одежды продолжает оставаться белая вышитая рубаха, но узоры, расположение вышивки и техника ее изменяются. Осваиваются новые типы вышивки - крестом, цветной гладью, тамбуром вместо традиционного застила косой стежкой. Из традиционных приемов в новой вышивке сохраняется выделение контуров рисунка черной или синей нитью.

В некоторых районах современная женская рубаха по покрою приближается к платью: оборка на подоле, отложной воротник, обшлага и т. п.

Верхняя одежда в виде домотканых холщовых и суконных халатов еще встречается, но чаще эту одежду, особенно летнюю, теперь шьют из „ фабричной одноцветной ткани. Вместо кафтанов нередко носят трикотажные и суконные жакеты, осенние пальто. Летом поверх рубах надевают трикотажные футболки и шерстяные джемперы.

Передники местами сохраняются, но их шьют из фабричной ткани (иногда из крепдешина), украшают лентами и кружевами. Новым в комплексе женской одежды является фабричное белье, обычно трикотажное.

Набор украшений из монет, бисера и раковин постепенно упрощается. Наряду с покупными украшениями иногда носят самодельные.

Наиболее прочно традиционные формы одежды сохраняются в Горномарийском районе. Меняются лишь мелкие детали (оборка на подоле, меньше вышивки и т. п.) и применяются новые материалы для отделки.

Своеобразен и красочен новый костюм восточных мариек, живущих в Башкирской АССР. В процессе его формирования он претерпел большие изменения по сравнению со старинными образцами и является как бы заново созданным. Рубахи шьют из фабричных тканей самых ярких расцветок. Для отделки применяют большое количество оборок и разноцветных нашивок.

Значительные изменения произошли в костюме луговых мариек. Их рубахи по покрою почти приближаются к прямому платью с отложным воротником и неширокой оборкой на подоле, они вышиты гладью. На голове также вышитый гладью платок. Передник шелковый, с крылышками, грудкой и широкой оборкой. В последние годы наблюдается распространение этого костюма по всей Марийской республике.

Мужская одежда почти утратила свои традиционные черты. Холщовые вышитые рубахи старого покроя сохранились лишь в отдаленных районах, однако вышивка на них уже нового типа, выполненная большей частью крестом. Но и здесь такие рубахи носят лишь пожилые люди. В основном мужская одежда марийцев мало отличается от одежды русских. Бытуют также покупные вышитые рубахи - изделия вышивальных мастерских, нередко русского или украинского образца. На ногах почти повсеместно носят сапоги, головные уборы-шляпы-покупают в магазинах.

Современная марийская одежда, несомненно, удобнее и гигиеничнее прежней. Изжиты старые традиции, заставлявшие женщину носить неудобный головной убор, не снимая его до рождения первенца. Постепенно исчезает обычай плотно обертывать ноги.

Если раньше марийцы совершенно не знали нижнего белья, то теперь ношение его стало обычным. Это прежде всего объясняется коренными изменениями условий труда и быта, повышением общего культурного уровня жизни в марийской деревне.

Пища

Основу питания марийцев в прошлом составлял пресный хлеб (кинде), который выпекали из овсяной, ячменной, реже ржаной муки. Иногда его пекли в золе очага. Помимо хлеба из ячменной муки, пекли пресные круто замешенные лепешки (эгерче), пироги (кагылъ) с разнообразной начинкой: из рыбы, мяса, яиц, картофеля, гороха, брюквы, конопляного семени, блины (мэлъна) и ватрушки (туаткал) с творогом, картофелем, конопляным семенем. Излюбленное горячее блюдо марийцев - лагика - суп, заправленный шариками из пресного теста. Иногда его варили с мясом или рыбой, а чаще шарики опускали в кипяток, приправленный луком. Обычным блюдом была картофельная похлебка с луком. Молоко в основном употребляли кислое или снятое. Из творога приготовляли сухие маленькие сырки (ту ар а).

Мясо ели вареное и жареное. Употребляли баранину, говядину, конину, зайчатину, медвежатину и мясо различных птиц до галок включительно. Лакомым блюдом считалась колбаса (сокта) из овсяной крупы с кусочками сала, которой начиняли овечьи кишки. Иногда крупу смешивали с кровью только что заколотого животного.

Обычным напитком был чай. Квас марийцы приготовляли очень кислый, варили его редко. Как питье употребляли творог, разведенный водой.

Для семейных и религиозных праздников приготовляли в большом количестве хмельные напитки: водку (арат) из картофеля или хлеба, плохо очищенную и пахнущую гарью; сильно перебродивший медовый напиток (шорба); пиво (сыра, пура).

Зажиточные слои населения постоянно употребляли в пищу мясо рыбу, горячий чай (самовар был показателем зажиточности в марийской деревне), сахар, белый хлеб, баранки. Остальная часть марийского населения, включая середняков, питалась плохо. Ограниченное потребление мяса, использование неполноценных молочных продуктов (снятое молоко), недостаток овощей приводили к систематическому недоеданию. Частые неурожаи, постоянная нехватка хлеба заставляли прибегать к суррогатам. В пищу употребляли дикорастущие травы, семена сосновых и еловых шишек. К муке добавляли различные примеси - древесную кору, лебеду и т. п. Следствием плохого питания было распространение таких болезней, как туберкулез, желудочные заболевания, уносившие много жизней, особенно среди детей.

Утварь была в основном деревянная, домашнего изготовления, только для варки пищи применяли чугунные котлы (под). Деревянная посуда впитывала грязь, жир, плохо отмывалась.

В наше время с ростом зажиточности как городского, так и сельского населения коренным образом улучшилось питание марийцев. Колхозники в домашних условиях выпекают ржаной и пшеничный хлеб; наряду с этим большой спрос в колхозной деревне имеет готовый хлеб из пекарен, продаваемый в продовольственных магазинах. Баранки, пряники, печенье, кондитерские изделия - обычный ассортимент покупных товаров.

Новым в пище марийской деревни является большое количество разнообразных овощных блюд. До революции капуста, помидоры, огурцы, репа, морковь были редки; теперь их в республике выращивают в изобилии. Увеличивается потребление фруктов, так как садоводство в республике по сравнению с дореволюционным временем значительно расширилось. Фруктовые деревья имеются теперь повсюду, включая и северо-восточные районы, где раньше плодовых садов не было.

Молоко, яйца, масло, мясо прежде шли почти исключительно на продажу и потреблялись в небольшом количестве. Теперь они составляют повседневную пищу марийцев. Национальные блюда из творога, мяса, муки, крупы продолжают бытовать, но качество их значительно улучшилось. Традиционное блюдо ляшку варят теперь со свининой, мясом, рыбой. В результате совместного проживания в республике различных национальностей марийцы восприняли от них ряд кушаний - русские щи, украинский борщ и т. д. Огромное значение имеет организация общественного питания не только в городах, на промышленных предприятиях, в рабочих поселках, но и в селах. Разнообразный ассортимент блюд как в сельских, так и в городских столовых включает национальные марийские кушанья: подкогылъ - тип пельменей, мунопулашка - яичница с молоком и т. п.

Питание населения улучшается и благодаря росту местной пищевой промышленности, которая в республике почти заново создана уже в советское время.

Муниципальный орган управления образования г.Красноуфимск

Дома детского творчества

Детская художественная школа

МАРИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ КАК ПРИМЕР ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДА

Учебно-исследовательская работа по истории искусств

Исполнитель:

Петрованова Юля,

ОУ № 9 кл. 10

Руководитель:

Шустикова В.А.,

пед. доп. обр. I кв. категории

Место работы ДДТ

г. Красноуфимск


ВВЕДЕНИЕ

Каждый народ имеет свои особенности в материальной и духовной культуре. Во многом они сохраняются. Но наряду с этими, вследствие общности экономического развития и исторических судеб, формировался и ряд единых черт в разных сферах, в том числе и в одежде.

В своей работе я решила показать самобытность марийской одежды, т.к. в нашей местности много деревень этой национальности.

Цель работы – исследовать историю и разнообразие костюма марийцев.

1. Выявить особенности костюмов марийцев и их сходство, и различие с костюмами других народностей.

2. Влияние других культур и развития промышленности на одежду марийцев.

3. Дать характеристику костюмов марийцев.

4. Изучить литературу по истории народностей и их костюмов.


Глава 1. МАРИЙЦЫ - ОДНА ИЗ НАРОДНОСТЕЙ СРЕДНЕГО УРАЛА

В Пермской губернии, (в состав которой входила нынешняя Свердловская область), жили финноязычные народы: удмурты, коми, мордва, марийцы; и тюрская группа: чуваши, татары, башкиры.

Марийцы живут в бывшем Козьмодемьянском и Царевококшайском уездах Казанской губернии, Яренском и Уржумском уездах Вятской губернии, а также Нижегородской, Пермской и Уфимской губерниях. На значительной части этой территории, марийцы расселены чересполосно с русскими и другими народностями края.

Марийцы делятся на три языковых и культурных группы: луговые, горные, и восточные. Луговые марийцы занимают левобережье Волги, горные марийцы – правобережье или нагорную сторону Волги. Они отличаются от луговых марийцев некоторыми чертами культуры и быта, в частности одеждой.

Восточные марийцы не составляют особой группы марийского народа и являются теми же луговыми марийцами, переселившимися в Приуралье в XVII-XVIII в.в. однако они все же представляют особенную группу, которая имеет ряд своеобразных черт в одежде и быту.

Народный костюм марийцев имеет ряд общих черт с костюмом других народов Поволжья, в частности с костюмами чувашей, мордвы и удмуртов. (см. прил. фото 1).

Марийские женщины издавна владели высоким искусством ткачества и вышивки. Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия народа.


Глава 2. МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА

2.1 Особенности мужской одежды

Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха, холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. Зимой носили шубы. Рубаха была тупикообразной и напоминала женскую, но шили ее несколько короче. К концу XIX века повсеместно стали распространяться косоворотки, заменившие рубаху старинного образца. Вышивка на старинных рубахах украшала воротник, грудь и подол спереди (см. прил. фото 2) Воротника обычно не было, разрез ворота делали на правой стороне груди; вместо пуговиц пришивали завязки. Вышивка была разнообразна. Особым изяществом отличались вышивки на старинных рубахах луговых марийцев. Узор выполнялся чаще всего щелком, чем шерстью, и в основном тремя цветами: черным, красным и зеленым. В технике шитья преобладал косой стежок (см. прил. фото 3).

Вышивка на рубахах восточных марийцев выполнялась большой частью контурным швом на кумаче, нашитом на холст или пестрядь, сочеталась с украшениями из бисера, монет и пуговиц.

Штаны шили из грубого сурового холста. Они были такого же покроя, как чувашские и татарские, а держались на талии с помощью завязок. Уже в половине XIX века стали шить штаны из пестряди, чаще синей в полоску. Фасон был как у русских штанов, а вместо завязок пришивали пояс. Однако старики продолжали носить холщовые белые штаны вплоть до XX века. Заправлялись штаны обычно в окучи.

Поверх рубахи и штанов в летнее время носили холщовый кафтан («шобр», «шобыр») со сборками типа русской поддевки.

Зимней одеждой были суконные кафтаны овчинные полушубки.

На голове марийцы носили шерстяную домашней вызки шабку черную или белую с полями, загнутыми кверху, а иногда опущенными. В деревнях близ татарских селений носили круглую восточную шляпу с довольно широкими загнутыми кверху полями, похожими на татарскую, в остальных районах головной убор марийцев напоминал грешиевик. Зимой носили обычно белую баранью шапку с черным суконным верхом.

На ноги одевали лапти, сплетенные из липового льна, и белые окучи.

Женский костюм был сложнее мужского (см. прил. фото 4,5). Он имел больше украшений, но в основном повторял элементы мужского костюма. Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Основными частями женского костюма была так же, как и мужского рубаха, богато украшенная вышивкой, штаны, холщовый кафтан, передние, головной убор и лыковая обувь. На костюм надевали набор разных украшений – нагрудных и поясных (см. прил. фото 6).

2.2. Рубахи и штаны женской одежды

Рубаха («тувыр», «тучир») служила одновременно нательной и верхней одеждой, заменявшей платье. Покрой рубахи был прямой, тупикообразный. Одно перегнутое поперек полотнище составляло перед и спинку рубахи. Рукав был прямой без обшлага. Рубаха достигала щиколоток, но при ношении с поясом она подбиралась вверх до колен, образуя пазуху. Рубахи различались вышивкой и разрезом ворота. В одних местах марийцы делали разрез посередине груди, в других делали разрез на правой стороне, как и в мужских рубахах, и благодаря этому нагрудная вышивка, располагающаяся по разрезу, была ассиметрична. Подол рубахи украшался тканым узором или вышивкой.

Наиболее богатую вышивку имели рубахи центральных и юго-восточных населений марийцев. Вышивка эта была плотной, ковровой, выполнялась шерстью. Основные цвета: темно-красный и темно-синий. Синий иногда переходил в черный, выполнялись контуры рисунка, желтый и зеленый служили дополнительными цветами.

Рубахи восточных мариек несколько отличались от рубах луговых и горных. Так, например женскую рубаху у них шили часто не только из белого холста, Нои из пестряди, а рукава из фабричных тканей. На ее покрое также отразилось влияние татар и башкир. Рубаха восточных марийцев обычно состояла из двух частей. Верхняя часть (до высоты бедер) была туникообразной, а низ делался шире и составлявшийся из нескольких полотнищ, причем на подол нашивали оборку из цветной фабричной ткани (прил. фото 7). Нагрудный разрез был прямой, а воротник стоячий даже иногда отложной. Разрез обшивали дугообразно несколькими полосками цветной материи и разноцветными лентами, как у рубах татарских и башкирских женщин, а ворот завязывался тесемкой. Рубаху часто носили без пояса.

Вышивки на рубахах восточных мариек было значительно меньше, чем на рубахах луговых, и располагалась она на груди и подоле. Вышивка на рубахах пермской губернии была ажурной с ясно очерченным узором. В расцветке преобладали темные тона – черный, темно-красный, коричневый (см. прил. фото 8).

Под рубахой марийки носили штаны («ялаш», «полаш»). Шили их из холста, и по своему покрою, они были аналогичны с чувашскими; к верхнему краю штанов пришивались завязки. Восточные марийки также носили штаны, но шили их из пестряди на вздержке, как и соседи их, башкиры.

Поверх рубахи марийки надевали передник (ончалосакие). Луговые шили передник из холста без грудки и украшали его вышивкой. Восточные и горные носили передник с грудкой. Первые часто шили его из цветной пестряди, а вторые – из добротной белой ткани, и не только с грудкой, но и с крылышками (подобно чувашским), передник с грудкой украшали вышивкой и обшивали кружевами. Как только у рубах стали исчезать нагрудные вышивки, появилась потребность в переднике с нагрудником.

2.3. Верхняя одежда мариек

В качестве верхней летней одежды у мариек была распространена холщовая одежда в виде распашного кафтана («шовыр», «шобр»). У восточных мариек летние кафтаны напоминали башкирские и татарские камзолы; шили их в талию с клиньями, иногда без рукавов. Встречались кафтаны из белого, черного и зеленого сукна (см. прил. фото 9). Зеленые кафтаны являлись свадебной одеждой для невесты и свахи.

Осенью женщины одевали кафтаны, сшитые из домотканого холста белого, серого и коричневого цветов. Воротник был четырехугольной или овальной отложкой. Его обшивали кумачом, а иногда украшали маленькими ниточками из бисера и монет.

Зимой марийки носили овчинную шубу («ужга) такого же покроя, как и суконный кафтан со сворами.