Пословицы про ум. Пословицы про ум Пословица от умного ума наберешься

Друг, если Ты думаешь, что учиться - значит непрерывно «проглатывать» содержание школьного учебника, то ошибаешься. Учиться - значит получать новые знания и уметь ими пользоваться. «Век живи - век учись», - говорили наши предки, и Ты об этом всегда помни. А еще не забудь выучить несколько пословиц и поговорок об .

  • Корень ученья горек, да плод его сладок.
  • Без муки нет и науки.
  • Была бы охота, а выучиться можно.
  • Век живи - век учись.
  • Грамота не болезнь, годы не уносит.
  • Грамоте учиться - вперед пригодится.
  • Для ученья нет старости.
  • Дурака учить - решетом воду носить.

  • Его учить, что по лесу с бороной ездить.
  • За ученого двух неученых дают и то не берут.
  • Коли грамота дается, так на ней далеко уедешь.
  • Кому трудно учиться один день, тому трудно будет всю жизнь.
  • Красна птица перьем, а человек ученьем.
  • Без терпенья нет ученья.
  • Кто до ученья охоч, тому и Бог готов помочь.
  • Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.

  • Мудрым никто не родился.
  • На берегу плавать не научишься.
  • На ошибках учатся.
  • Намучится – научится.
  • Наука – верней золотой поруки.
  • Наука в лес не ведет, а из лесу выводит.
  • Наука даром не дается – наука трудом берется.
  • Не учись до старости, а учись до смерти.
  • Неграмотный, что слепой.
  • Недоученный хуже неученого.

  • От умного научишься, от глупого разучишься.
  • Ученье – свет, а неученье - тьма.
  • Ученье в счастье украшает, а в несчастье – утешает.
  • Ученье да труд к славе ведут.
  • Учись доброму – так худое на ум не пойдет.
  • Учиться всегда пригодится.
  • Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду.

Пословицы и поговорки о знаниях

Люди ценили знания во все времена. Еще в Древней Греции принято было считать, что успешный человек - это тот, который имеет хорошие физические данные, - красивый, сильный и ловкий. Однако наряду с этим, греки ценили также ум и любознательность. Поэтому неудивительно, что одним из их любимых развлечений было разгадывание .
«Мир освещается солнцем, а человек знанием», - говорят в народе, о чем и следующая подборка пословиц и поговорок о знаниях.

  • Больше узнаешь - сильнее станешь.
  • Всякое полузнанье хуже всякого незнанья.
  • Где нет знаний, там нет и смелости.
  • Догадка хороша, а знание лучше.
  • Знает не тот, кто много жил, а тот, кто знания нажил.
  • Знаешь счет, так и сам сочтешь.
  • Знай больше, а говори меньше.
  • Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит.
  • Знание да наука на вороту не виснет.
  • Знание и мудрость украшают человека.
  • Знание лучше богатства.

  • Золото добывают из земли, а знания - из книги.
  • Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
  • Кто знает дорогу, тот не спотыкается.
  • Кто много знает, с того много и спрашивается.
  • Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
  • Легко забыть то, чего не знаешь.
  • Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.
  • Не говори, чему учился, а говори, что узнал.
  • Не гордись званием, а гордись знанием.
  • Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
  • Человек без знаний - все равно, что гриб: хотя на взгляд и крепкий, а за землю плохо держится.

Пословицы и поговорки про ум и разум

Разум украшает человека. Вот почему в пословицах и поговорках постоянно говорится о том, что с ним не сравнится ни красота, ни сила. А как ценили люди ум и разум - узнавай со следующей подборки.

  • Живи с разумом, так и лекарей не надо.
  • С умным браниться – ума набраться, с дураком мириться – свой растерять.
  • С умом задумано, да без ума сделано.
  • Свой ум - царь в голове.
  • Ум за морем не купишь, коли его дома нет.
  • Ума палата, да денег ни гроша.
  • Умный любит учиться, а дурак учить.
  • Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.

  • Умный сам по себе, а дураку Бог на помощь.
  • Уму до конца жизни учатся.
  • Учить - ум точить.
  • Чужим умом жизнь не познаешь и умнее не станешь.
  • Чужим умом жить - добра не нажить.
  • Чужой ум - не попутчик.
  • Ум хорошо, а два лучше.
  • Ум да разум надоумят сразу.

  • В умной беседе - ума набираться, а в глупой - свой растерять.
  • Где ума не хватит, спроси у разума.
  • Голова без ума, что фонарь без свечи.
  • Живи всяк своим умом!
  • Сильный телом победит одного, сильный умом - тысячи.
  • С людьми советуйся, а своего ума не теряй.
  • С хитростью - до обеда, а с умом - целый день.
  • Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.

  • Борода длинна, да ум короток.
  • Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое.
  • Пора на ум наводить.
  • На ум взбрело.
  • Дураки ссорятся, умные договариваются.
  • Задним умом дела не поправишь.
  • Красота приглядится, а ум всегда пригодится.
  • Кто с умом спешит, тот всегда и во всём поспевает.

  • При разумном деле и голову уважают.
  • Птица хороша пером, а человек - умом.
  • Была пора, так не было ума; а пора ушла, и ум пришел.
  • Разок надоумить можно, а на век ума не дашь.
  • Своим умом живи, а добрым советом не пренебрегай.
  • Счастье тому бывает, кто в труде да ученье ума набирает.
  • Умный всегда в почете.
  • Насилу-то за ум взялся.

  • Умному и намека достаточно.
  • Чужим умом век не прожить.
  • Седина в бороду - ум в голову.
  • Книга - книгой, а своим умом двигай.
  • На то человек на свет родится, чтоб жить своим умом.
  • На час ума не станет, а на век дураком прослывешь.
  • Каков разум, таковы и речи.

Ум хорошо, а два лучше (значение) — русская пословица, означающая: 1. лучшее решение может быть выработано путем совместного обсуждения всех за и против. 2. Учиться - дело хорошее. Чем больше ума у человека, тем лучше.

В пословице под фразой "два ума" понимается - два человека, совместно обсуждающие решение.

- "Один ум - пол-ума; три ума - полтора ума; два ума - ум" (раздел " ").

Пословица указана в Большом толково-фразеологическом словаре (1904 г.):

Ум хорошо, а два лучше того (а три - хоть брось)

Примеры

(1921 - 1997)

«Почти серьезно» (1976 г.):

"У коверного Павла Боровикова был свой способ поставить на место пьяного. Он подходил к нему и на весь зал проникновенно говорил:
- Дорогой товарищ! Большое вам спасибо за то, что вы помогаете мне в работе. Как говорится: «Ум хорошо, а… полтора лучше »."

(1883 - 1923)

"Похождения бравого солдата Швейка" (1923 г., перевод П.Г. Богатырёв (1893 - 1971)):

"Ум хорошо - два лучше . Один присоветует одно, другой -- другое, "и путь открыт к успехам", как поется в нашем гимне".

(1860 - 1904)

" " (1888 г.), глава IV - старик говорит мальчику, направляющемуся на учебу:

"Ум хорошо, а два лучше . Одному человеку бог один ум дает, а другому два ума, а иному и три... Иному три, это верно... Один ум, с каким мать родила, другой от учения, а третий от хорошей жизни. Так вот, братуша, хорошо, ежели у которого человека три ума."

(1821 - 1881)

«Братья Карамазовы»

(1823 - 1886)

"Не в свои сани не садись" , д. 1 явл. 3:

"Это ты хорошо, Иванушка, делаешь, что к старшим за советом ходишь. Ум хорошо, а два лучше ... Хоть ты парень и умный, а старика послушай."

"За чем пойдешь, то и найдешь" (1861 г.), карт. 3, явл. 1:

"Вот разве как вдвоем с Матреной не разберем ли. Ум хорошо, говорят, а два лучше ."

(1818 - 1883)

Яков Пасынков, 2:

"Я, г. доктор, решился послать в губернский город. Не сомневаюсь в вашем искусстве, но вы знаете сами: ум хорошо, а два лучше ."

И.И. Лажечников

Ледяной дом, 3, 6:

"Ум хорошо, а два лучше ! Худо только то совещание, где много умничанья - это знак, что совещатели думают более о себе, нежели о благе общем."

Тургенев. Яков Пасынков. 2.

Ср. Это ты хорошо, Иванушка, делаешь, что к старшим за советом ходишь. Ум хорошо, а два лучше… Хоть ты парень и умный, а старика послушай.

Островский. Не в свои сани не садись. 1, 3.

Ср. Ум хорошо, а два лучше! Худо только то совещание, где много умничанья - это знак, что совещатели думают более о себе, нежели о благе общем.

И.И. Лажечников. Ледяной дом. 3, 6.

Ср. Vier Augen sehen mehr als zwei.

Ср. Two heads are better than one.

Ср. On pense mieux à deux que tout seul.

Ср. Sa piu il Papa e un contadino che il Papa solo.

Ср. Nemo solus satis sapit.

Один - никто достаточно не понимает.

Plaut. Milit. 3, 3, 12.

Ср. Двоим лучше, нежели одному.

Екклес. 4. 9.

См. сколько голов, столько умов.

См. спрашивай не старого, а бывалого.

См. хоть брось.

В каждой шутке есть доля шутки.

Сказка ложь, да в ней намек,
добрым молодцам урок.

А.С. Пушкин

Задача

На занятии по теории вероятностей разбираю со студентами стандартную задачку о вероятностях двух независимых событий. Как пример – работа двух устройств. Составили таблицу:

Все как обычно: q=1–p, произведения вероятностей, общая надежность, … В общем, рутина. В голове попутно крутятся всяческие другие примеры. И тут вспоминаю пословицу – ум хорошо, а два лучше! Начинаю раскручивать аудиторию.

Чем измерить ум?

Если «устройство работает», то можно сказать, что из двух его состояний выбрано одно – рабочее. Можно полагать, что работающее устройство выбрало «правильный вариант». Вероятность успеха обозначим как р. Это число можно выбрать мерой ума. Т.е., в нашей модели

ум измеряется вероятностью выбрать правильный вариант из двух предложенных

Вполне разумно полагать, что при p>½ мы имеем дело с «умным» (сравнительно) человеком – ведь он чаще дает правильный ответ. Соответственно, при р½) вероятность принять правильное решение одному выше, нежели когда мы ждем совпадения мнений двух, одинаково умных! Причем различие это достигает 1/8 при р=3/4 (красная стрелка). Т.е., человеку с умом «выше среднего» (для которого р=½) советоваться с другим, даже столь же умным, просто… вредно?

Почему же «ум хорошо, а два лучше»?

Но откуда же тогда возникла столь «неверная» поговорка? Вспомним робкое предложение студента – рассмотреть и те два события, в которых только один из умов дает правильный ответ. То есть, мы полагаем нашу парочку умов успешной, если хотя бы один из них выдаст правильный ответ! Или оба не ошибутся. Функция проста: f(p)=2×р–р2. И её график весьма симпатичен:

Рис. 3. Вероятность правильного ответа хотя бы одного из двух умов.

Он радует нашу душ, поскольку таки-да ум хорошо, а два лучше. Особенно при р=½, т.е., при тупом гадании. Тогда наши шансы увеличиваются в полтора раза – с ½ для одного до ¾ для парочки (синяя стрелка).

Да, но это хорошо, только если некто знает «правду» и может провести такой анализ ответов. Например, при «бригадном ответе» пары студентов на вопрос билета и весьма благожелательном отношении преподавателя.

А что в реальности, когда неизвестно, какой же ответ «правильный»? Ведь шансы, что ответы будут противоположными или будут совпадать – одинаковы. И что тогда, какой вариант выбирать? Каков критерий выбора решения для пары умов? Снова мы возвращаемся к единственному критерию, возможному тут – согласованность ответов. Можно ли понять происхождение нашей поговорки в свете такого критерия?

Синий график на рис. 2 дает ответ и на этот вопрос - вероятность согласия никогда не бывает меньше ½! Любопытно, что чаще соглашаются либо весьма умные партнеры (с р, близкими к 1), либо весьма глупые (с р, близкими к 0). При этом даже не нужно предположение об их «равноумии» – на поверхности (см. рис. 1) имеем то же самое.

Если предполагать, что ум (как вероятность правильного ответа) распределен для людей равномерно на интервале от 0 до 1, то легко показать, что в среднем согласие будет встречаться в 2 случаях из 3. Отмечу – это верхняя граница, поскольку очень умные и очень глупые все же встречаются куда реже средних умов.

Что ж, давно известно – советуясь, мы ищем не истину, а оправдания. И теория вероятностей нам это подтверждает: какими бы умными или глупыми мы ни были (лишь бы с «одинаковыми» умами, в нашей модели) – мы чаще будем соглашаться друг с другом, чем не соглашаться. Какое бы решение не было принято – правильное или нет. Для нас это уже неважно – ведь есть согласие ! Так что люди из одной социальной группы, имеющие примерно одинаковые «умы», чаще и соглашаются друг с другом. А это приводит к сплочению группы. Получили обоснование конформизма? Такое сложное социопсихологическое явление – и всего лишь теория вероятностей!? Мда…

А если все же умы разные, например, из различных социальных групп? Ответ «лежит на поверхности» (см. первый рисунок) – шансы согласиться или не согласиться у них равны (предполагая равномерное и независимое распределение умов в каждой группе). А раз так – нет смысла с ними и разговаривать! Обоснование обособления социальных групп?…

А как насчет «сообразить втроем»?

Этот шаг совершенно естественен – группа все-таки хочет повысить вероятность правильного решения. Согласие согласием, но жрать-то надо. Упростим ситуацию и составим аналогичную таблицу, сразу предположив «равновеликость» всех трех умов:

Принцип большинства в тройке ничего не дает – всегда будет не более одного несогласного! Получается, что оценить правильность решения, принятого путем голосования на основе большинства, вообще нельзя? Действительно, при любом раскладе голосов правильное решение тут просто «назначается»!

Рис. 4. Вероятность согласия трех умов.

Ну, не все так уж плохо. Вероятность принятия правильного решения на основе правила большинства легко вычисляется: f(р)=р2×(3–2×р), график на рис. 4. Как видим, некоторая надежда есть: при р>½ тройка все-таки чаще принимает правильное решение. Правда, при р Р(B)=n×pn–1×q

Нам нужна так называемая условная вероятность – вероятность некоторого события при условии, что некое другое событие уже произошло. Таким событием (условием) в нашем случае является тот факт, что из всех возможных ситуаций голосования мы отобрали те две, в которых имеется только один «несогласный». Т.е., наши ситуации А и В. Тогда вероятность того, что «одиночка» прав, а все остальные нет, вычисляется по формуле:

Рис. 7. Вероятность правоты одиночки для различного числа членов «совета стаи».

А вот и графики, для различного числа членов совета (см. рис. 7). Просто потрясающе – в «глупом совете», состоящем из умов с вероятностью принять правильное решение р, меньшим ½, несогласный почти наверняка прав! Вспоминается один фантастический рассказ, прочитанный в молодости. В нем как эксперта отбирали человека, который всегда ошибался, чтобы поступать наоборот. Подозреваю, что, поскольку в значительной части областей человеческой деятельности принимающие решения люди часто некомптетентны, то надо выслушать их мнение – и поступить наоборот.

И что дальше?

Да что угодно. И различные критерия согласия в совете (например, простое большинство при нечетном числе членов), и введение «распределения по уму», и взаимовлияние умов, и т.д., и т.п. Вариантов множество – твори, выдумывай, пробуй. Флаг в руки.

P.S.

А почему же все-таки дублируют (ставят параллельно) два устройства? А то и три?

Нахмуренный друг лучше, чем улыбающийся враг — A friends frown is better than a foes smile

((Английские)

Курицу следует продать, а канарейку — поместить в клетке у окна

((Креольские)

Каково дерево, таков и его плод — As the tree, so the fruit

((Английские)

Доброе дело заслуживает в ответ такого же доброго дела — One good turn deserves another

((Английские)

Взять — так родственник, а обратно отдать — так совсем и не знаком

((Бенгальские)

Одна собака залает — все собаки за ней (иврит)

((Еврейские)

От лишних слов нет прибыли, от одного слова нет убытка

((Бурятские)

Если твой господин — осел, и тогда не говори ему «чош!»

((Армянские)

В мышку стрелять мастер, а в льва стрелять не умеет

((Лакские)

Процветание выявляет пороки, а несчастье — достоинства — Prosperity discovers vice, adversity virtue

((Английские)

Большой корабль требует глубокой воды — A great ship asks deep waters

((Английские)

Более долгий, чем день разлуки; … чем месяц поста; … чем год засухи

((Арабские)

От свиньи не родятся бобренки и соболята, от дурака не услышишь умных слов

((Бурятские)

Пчела и муха не сработаются в одной колоде

((Аварские)

Чрезмерно спешащий так же опаздывает, как и чрезмерно медлящий — Too swift arrives as tardy as too slow

((Английские)

в чем смысл пословицы одна голова хорошо,а две лучше?

Чем больше людей занимаються над решение проблемы (задачи) тем лучше.

Одна голова думает, а другая соображает.

Один ум хорошо, а два лучше — вот такой смысл. Неужели непонятно?

1 человек придумает хорошую идею, а вдвоем если думать начнут с кем то — то просто гениальную.

То что змей горыныч у нас супер компьютер!

просто чем больше тем лучше.. . может вторая для красоты, я не знаю…. у меня вот, одна только…. наверно это плохо….

Человек не способен знать всё на свете, не найти ни одного который знал бы реально всё. Каждый знает столько информации, сколько ему необходимо (сколько в голову влезло в конце концов) . И когда 2 человека работают над одним делом получается лучше, так как происходит слияние 2-х мозгов, колчество знаний увеличивается и есть больший шанс на правильное решение))

если принятое совместно решение будет не правильным, будет на кого свалить

Смысл в том, что при расширении круга общения можно быстрее найти решение проблемы. Если попроще, то ум хорошо, а два — лучше. Например, есть некая задача. Нашлось некое решение. При поддержке со стороны найдется еще решение и возможно более рациональное. Связано с различным жизненным опытом и другим взглядом на проблему.

ОЗНАЧАЕТ: озабоченный мужик лучше хорошей бабы!)))

ПРОСТО ВАЖНЫЕ ВОРОСЫ НУЖНО РЕШАТЬ СООБЩА И В ИТОГЕ ПРИЙТИ В ОТВЕТУ!

Я бы не так закнчил пословицу!!!. Ну если так подумать…. одна голова хорошо, а две- некрасиво!! !

один человек не может справится над проблемой а, в двоём проблема решается быстро

Войдите, чтобы написать ответ

Пословицы и поговорки для школьников про ум и глупость. Пословицы и поговорки о том, что в жизни побеждает и добивается успеха не глупый, а умный человек.

Пословицы и поговорки про ум и глупость

И сила перед разумом преклоняется.

Не украшай платья, украшай ум.

Ум хорошо, а два лучше.

По одежде встречают, по уму провожают.

Живи своим умом. Чужим умом в люди не выйдешь.

Добрый разум наживают не разом.

Богатством ума не купишь.

Голова у ног ума не просит.

Умный научит, а дурак намучит.

Умный не всегда развяжет, что глупый завяжет.

Умный себя винит, а глупый - своего товарища.

Лучше с умным потерять, чем с глупым найти.

У всякого голова, да не всякая умна.

На голове густо, а в голове пусто.

Дурная голова ногам покоя не дает.

Голова не для того дана, чтобы шапку носить, а чтобы ум разум копить.

На глупую голову хоть какую шапку надень, все равно не поумнеет.

Голова без ума - что фонарь без свечи.

Ума палата, да ключ от нее потерян.

Ума немного надо, чтобы дураком назвать.

Чужеум живет без дум.

Возраст не защищает от глупости. (Немец.)

Пословицы и поговорки про гостей и гостеприимство

Пословицы и поговорки о слове

Пословицы и поговорки о языке

Пословицы и поговорки об учении

Пословицы и поговорки о трусости и смелости

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Большой вырос, а ума не вынес.
Большой ум лучше малых дум.
Была пора, так не было ума, а пришла пора – и ум пришел.
В трех соснах заблудился.
В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой и свой растерять.
Видит око далеко, а ум еще дальше.
Время и случай разум дают.
Всем своего ума не вложишь.
Всяк Аксен про себя умен.
Всяк своим разумом кормится.
Всяк своим умом живет.
Всяк умен: кто сперва, кто опосля.
Где ум, там и толк.
Где умному горе, там глупому веселье.
Глуп да ленив одно дважды делает.
Глуп совсем, кто не знается ни с кем.
Глупо говорить – людей смешить.
Глупого бранят, а он говорит: «К обедне звонят».
Глупому не страшно и с ума сойти.
Глупому сыну и родной отец ума не пришьет.
Глупые люди друг друга губят да потопляют, а умные друг дружку любят да подсобляют.
Глупый ищет места, а разумного и в углу видно.
Глупый осудит, а умный рассудит.
Глупый ртом глядит, брюхом слушает.
Голова – всему начало.
Голова научит, руки сделают.
Голова с лукошко, а мозгу ни крошки.
Голова у ног ума не просит.
Гордись не ростом, а умом.
Дай ему волю, он две возьмет.
Дары и умных ослепляют.
Даст тебе дурак меду – плюнь, даст мудрец яду – пей.
Держи на уме – коли есть на чем.
Добрый разум наживешь не сразу.
Догадка лучше ума.
Дурака учить, что на воде писать.
Дураки только в сказках удачливы.
Дурная голова ногам покою не дает.
Жить да быть – ума копить.
За ум возьмешься – до дела доберешься.
Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьет.
И сила уму уступает.
Из дурака и плач смехом прет.
Имей ум – все остальное приложится.
Кто не имеет ума, тот горюет.
Людей слушай, а свой ум имей.
На всякий час ума не напасешься.
На свою глупость жалобы не подашь.
На человеческую глупость есть Божья премудрость.
Нашел дурак игрушки – лбом орехи щелкать.
Не всяк умен, кто с головою.
Немногого нет: ума недостает.
Нечего руками рассуждать, коли ума нет.
От ума сходят с ума, а без ума не сойдешь с ума.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Разок надоумить можно, а навек ума не дашь.
С осину вырос, а ума не вынес.
С умом можно и найти, и потерять.
С умом нажито, а без ума прожито.
Свой ум – царь в голове.
Свой ум не убыток.
Смех без причины – признак дурачины.
У глупого умный, как бельмо на глазу.
У соседа ума не займешь.
Ум – великое дело.
Ум за разум зашел.
Ум золота дороже.
Ум придет, да пора уйдет.
Ум разуму подспорье.
Ум хорошо, а два лучше.
Ума Бог не дал – руками разводить.
Ума много, а толку нет.
Ума палата, да разума маловато.
Умей быть умней.
Умная голова сто голов кормит, а глупая и своей не прокормит.
Умнеют не от хохота, а от жизненного опыта.
Умной спеси не бывает.
Умному – намек, глупому – дубина.
Умную голову почитают смолоду.
Умную речь приятно и слушать.
Умные речи и дурень поймет.
Умные речи и в потемках слышно.
Умный бы ты был человек, кабы не дурак.
Умный делу научит, а глупый только наскучит.
Умный любит учиться, а дурак учит.
Умный молчит, когда дурак ворчит.
Умный научит, дурак наскучит.
Умный не говорит, что знает, а глупый не все знает, что говорит.
Умный не осудит, а глупый не рассудит.
Умный не скажет, дурак не поймет – и так сойдет.
Умный отказ лучше глупого посула.
Умный плачет, а глупый скачет.
Умный себя винит, глупый – товарища.
Умный смиряется, глупый надувается.
Умный смыслит, а дурак свистнет.
Умный сын – отцу замена, глупый – не помощь.
Умный товарищ – половина дороги.

Приходилось ли Тебе когда-нибудь слышать выражение «scientia est potentia»? Это - латинский афоризм, который в переводе звучит как «знание - это сила». В этом никогда не сомневались наши предки, а потому составили об этом множество пословиц и поговорок.

Оглавление [Показать]

Пословицы и поговорки об учебе

Друг, если Ты думаешь, что учиться - значит непрерывно «проглатывать» содержание школьного учебника, то ошибаешься. Учиться - значит получать новые знания и уметь ими пользоваться. «Век живи - век учись», - говорили наши предки, и Ты об этом всегда помни. А еще не забудь выучить несколько пословиц и поговорок об учебе.

  • Корень ученья горек, да плод его сладок.
  • Без муки нет и науки.
  • Была бы охота, а выучиться можно.
  • Век живи - век учись.
  • Грамота не болезнь, годы не уносит.
  • Грамоте учиться - вперед пригодится.
  • Для ученья нет старости.
  • Дурака учить - решетом воду носить.

  • Его учить, что по лесу с бороной ездить.
  • За ученого двух неученых дают и то не берут.
  • Коли грамота дается, так на ней далеко уедешь.
  • Кому трудно учиться один день, тому трудно будет всю жизнь.
  • Красна птица перьем, а человек ученьем.
  • Без терпенья нет ученья.
  • Кто до ученья охоч, тому и Бог готов помочь.
  • Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.

  • Мудрым никто не родился.
  • На берегу плавать не научишься.
  • На ошибках учатся.
  • Намучится – научится.
  • Наука – верней золотой поруки.
  • Наука в лес не ведет, а из лесу выводит.
  • Наука даром не дается – наука трудом берется.
  • Не учись до старости, а учись до смерти.
  • Неграмотный, что слепой.
  • Недоученный хуже неученого.

  • От умного научишься, от глупого разучишься.
  • Ученье – свет, а неученье - тьма.
  • Ученье в счастье украшает, а в несчастье – утешает.
  • Ученье да труд к славе ведут.
  • Учись доброму – так худое на ум не пойдет.
  • Учиться всегда пригодится.
  • Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду.

Пословицы и поговорки о знаниях

Люди ценили знания во все времена. Еще в Древней Греции принято было считать, что успешный человек - это тот, который имеет хорошие физические данные, - красивый, сильный и ловкий. Однако наряду с этим, греки ценили также ум и любознательность. Поэтому неудивительно, что одним из их любимых развлечений было разгадывание загадок.
«Мир освещается солнцем, а человек знанием», - говорят в народе, о чем и следующая подборка пословиц и поговорок о знаниях.

  • Больше узнаешь - сильнее станешь.
  • Всякое полузнанье хуже всякого незнанья.
  • Где нет знаний, там нет и смелости.
  • Догадка хороша, а знание лучше.
  • Знает не тот, кто много жил, а тот, кто знания нажил.
  • Знаешь счет, так и сам сочтешь.
  • Знай больше, а говори меньше.
  • Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит.
  • Знание да наука на вороту не виснет.
  • Знание и мудрость украшают человека.
  • Знание лучше богатства.

  • Золото добывают из земли, а знания - из книги.
  • Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
  • Кто знает дорогу, тот не спотыкается.
  • Кто много знает, с того много и спрашивается.
  • Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
  • Легко забыть то, чего не знаешь.
  • Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.
  • Не говори, чему учился, а говори, что узнал.
  • Не гордись званием, а гордись знанием.
  • Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
  • Человек без знаний - все равно, что гриб: хотя на взгляд и крепкий, а за землю плохо держится.

Пословицы и поговорки про ум и разум

Разум украшает человека. Вот почему в пословицах и поговорках постоянно говорится о том, что с ним не сравнится ни красота, ни сила. А как ценили люди ум и разум - узнавай со следующей подборки.

  • Живи с разумом, так и лекарей не надо.
  • С умным браниться – ума набраться, с дураком мириться – свой растерять.
  • С умом задумано, да без ума сделано.
  • Свой ум - царь в голове.
  • Ум за морем не купишь, коли его дома нет.
  • Ума палата, да денег ни гроша.
  • Умный любит учиться, а дурак учить.
  • Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.

  • Умный сам по себе, а дураку Бог на помощь.
  • Уму до конца жизни учатся.
  • Учить - ум точить.
  • Чужим умом жизнь не познаешь и умнее не станешь.
  • Чужим умом жить - добра не нажить.
  • Чужой ум - не попутчик.
  • Ум хорошо, а два лучше.
  • Ум да разум надоумят сразу.

  • В умной беседе - ума набираться, а в глупой - свой растерять.
  • Где ума не хватит, спроси у разума.
  • Голова без ума, что фонарь без свечи.
  • Живи всяк своим умом!
  • Сильный телом победит одного, сильный умом - тысячи.
  • С людьми советуйся, а своего ума не теряй.
  • С хитростью - до обеда, а с умом - целый день.
  • Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.

  • Борода длинна, да ум короток.
  • Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое.
  • Пора на ум наводить.
  • На ум взбрело.
  • Дураки ссорятся, умные договариваются.
  • Задним умом дела не поправишь.
  • Красота приглядится, а ум всегда пригодится.
  • Кто с умом спешит, тот всегда и во всём поспевает.

  • При разумном деле и голову уважают.
  • Птица хороша пером, а человек - умом.
  • Была пора, так не было ума; а пора ушла, и ум пришел.
  • Разок надоумить можно, а на век ума не дашь.
  • Своим умом живи, а добрым советом не пренебрегай.
  • Счастье тому бывает, кто в труде да ученье ума набирает.
  • Умный всегда в почете.
  • Насилу-то за ум взялся.

  • Умному и намека достаточно.
  • Чужим умом век не прожить.
  • Седина в бороду - ум в голову.
  • Книга - книгой, а своим умом двигай.
  • На то человек на свет родится, чтоб жить своим умом.
  • На час ума не станет, а на век дураком прослывешь.
  • Каков разум, таковы и речи.