Общение с детьми в утробе. Общение с ребенком до его рождения. Помогает развивать речь

Раньше, когда говорили о беременности, о ребенке упоминали лишь как о плоде. А плод, он что – растет, развивается, шевелится… С конца 80-х г.г. о ребенке стали активно говорить как о человеке. Врачи иногда говорят не плод, а ребенок, психологи считают, что ребенок у мамы в животе еще не личность, но и рождается он не «чистым листом» – это тоже давно известно. Во многих центрах (а скорее всего во всех), где супружеским парам помогают подготовиться к рождению ребенка, большое внимание уделяют установлению контакта и общению с ним.

Отношение людей к этому очень разное: одни считают саму постановку вопроса полным абсурдом: «С кем там еще общаться?», другие каждый день поглаживают животик и так общаются с малышом, третьи утверждают, что чувствовали ребенка и общались с ним еще до зачатия.

Давайте же разберемся, можно ли общаться с ребенком до рождения, как это можно делать, и что это дает ребенку и будущим родителям.

Для того, чтобы ответить на вопрос «С кем там общаться?» достаточно обратиться к исследованиям внутриутробной жизни младенца, которые проводились различными специалистами в разных странах с самого начала ХХ века.

Сейчас доподлинно известно, что, начиная с 6 недель, можно зафиксировать мозговые импульсы ребенка, он начинает реагировать на свет. 10 – 11 недель – время, когда малыш начинает чувствовать прикосновение, тепло, вибрацию, боль, давление и не только чувствовать, но и реагировать. Если ощущение ему «не нравится» – он отстраняется или отворачивается. 18-20-недельный ребенок уже проявляет свой характер. Там, где «тихоня» слыша громкие звуки, пугается, более активный – может рассердиться. Мимика ребенка выражает удовольствие, гнев, крик, плач, появляется улыбка. Ребенок уже хорошо слышит и «запоминает» отдельные слова и фразы, различает голоса, имеет музыкальные предпочтения. Известно, что детям больше нравится мелодичная музыка, особенно любят малыши Моцарта и Вивальди. На шестом месяце развивается вестибулярный аппарат – это значит, что ребенок начинает различать положение своего тела в пространстве и переворачиваться. В это же время появляется вкус, а обоняние разовьется только к девятому месяцу.

Так что сомнений не остается – общаться есть с кем. Более того, это маленькое существо ждет общения, а иногда активно добивается. Очень часто приходится слышать от будущих родителей, что пока папа руку на живот не положит, ребенок не угомонится и маме заснуть вечером не даст. Детка может требовать вечернюю прогулку, купание перед сном или любимую песенку, а иногда душевный разговор.

И вот мы уже говорим о том, как общаться. Поскольку слух у ребенка развивается раньше всего, а к моменту рождения малыш уже может узнавать маму и папу по голосам и интонациям, то конечно, с ним можно разговаривать. Не просто мысленно общаться или что-то тихонечко нашептывать, а именно говорить.Одно исследование показало удивительную связь такого общения с развитием ребенка после рождения. В семьях, где ожидался ребенок, папы в одно и то же время дня должны были похлопывать по животу и говорить одни и те же слова: «Я твой папа!». Когда детки родились, то выяснилось, что они меньше плакали, дольше и внимательнее слушали, когда родители с ними разговаривали, и раньше начали говорить сами, чем те дети, с которыми родители до рождения не общались. А ведь это только эксперимент, в жизни общение может быть и более разнообразным и более эмоциональным. Расскажите ребеночку, как вы его любите и ждете, какой он у вас замечательный, умный, добрый, любящий и талантливый, что чувствуете в своем сердце нежность и теплоту, и как вы счастливы, что он пришел к вам. И еще многое, и многое, что вам захочется сказать ему от самого сердца.

Еще один прекрасный способ общения – это пение. Когда женщина поет, она соединяется со своими чувствами и эмоциями и переживает их гораздо полнее. И, конечно же, ребенок тоже ощущает более сильные импульсы от своей мамы – не только голос говорит ему теперь о любви и нежности, но и ее дыхание и все тело как бы пропитывается этими вибрациями.

Вы можете вместе слушать музыку. Малыш узнает, что нравится вам, а вы по его поведению вскоре начнете чувствовать, что нравится ему. Вкусы детишек очень разнообразны: одним нравится спокойная мелодичная музыка, другим – более динамичная, ритмичная музыка, третьи не прочь «потанцевать» и немного подвигаться в такт. Наверное, в этом они схожи с нами – у них разные вкусы, и они любят, чтобы музыка соответствовала настроению. Есть свидетельства, что ребенок может запоминать ту музыку, которая воспринималась мамой наиболее эмоционально. Например, описывался случай, когда один музыкант по памяти сыграл музыкальное произведение, которого прежде не слышал. Оказалось, что его мама, во время беременности исполняла это произведение, и это было единственное время, когда молодой человек мог его услышать. Эта музыка как бы звучала внутри него, было похоже, что он помнил ее всем телом.

Мы говорим об общении с ребенком до рождения. Но разве здесь речь не о воспитании? Ведь очевидно, что хороший музыкальный вкус, манеру разговора, тон и преобладающую эмоциональную окраску общения с людьми ребенок впитывает не только с молоком матери, но и гораздо раньше.

Образ жизни современной женщины часто бывает малоподвижным, особенно если работа связана с компьютером. Давно известно, что маленький человечек хорошо развивается, когда мама много двигается: ходит, совершает разнообразные движения, меняет положение тела. Все это способствует развитию мозга ребенка. Уже упоминалось, что во время беременности развивается вестибулярный аппарат ребенка, для этого и нужно движение. Когда мама ходит, ребенок ощущает покачивания, когда наклоняется – пространство ребенка тоже меняет положение, когда переворачивается – малыш тоже переворачивается. Все это готовит ребеночка к появлению на свет, ведь здесь, в условиях гравитации, очень важно уметь координировать свое тело, чувствовать верх и низ для того, чтобы научиться переворачиваться, ползать, а потом ходить. Делая упражнения, вы наверняка заметите, что одни из них ребенку нравятся, другие – не очень, и, выполняя их, вам придется приспособиться к малышу – когда-то делать чуть медленнее, может быть выбрать меньшую амплитуду движения, больше расслабиться и т.п. Все это тоже общение, потому что гимнастику вы делаете вместе.

С какого момента можно общаться с младенцем? А что говорят об общении в народе? «Друг сердечный», «сердцем чувствую», «сердечная связь»… Вот и ответ. Общаться можно еще до того, как ребенок начинает слышать, ощущать прикосновения и видеть, еще до того, как мы почувствуем его первые еле заметные движения.

С 18 дней бьется сердечко ребенка и отвечает на импульсы наших чувств и эмоций. В этом и парадокс, и объяснение того, что многие женщины чувствуют свое дитя в утробе еще до того, как появились какие-либо признаки беременности. Когда мы поем ребенку, говорим о своей любви и нежности к нему, когда кладем руку на живот, когда видим красивую природу или творения человеческих рук – наши сердца общаются, и устанавливается та самая сердечная связь, которая помогает родителям и дальше понимать своего ребенка без слов.

Итак, общение с ребенком до рождения безусловно для него и хорошо, и полезно. Но что оно дает нам, его будущим родителям?

Природа удивительно мудра: у нас есть целых 9 месяцев, чтобы привыкнуть и освоиться с мыслью о родительстве. Даже если беременность желанная и запланированная, даже если это не первый ребенок, все равно ничего нельзя знать наперед, все равно жизнь внесет свои коррективы. Время ожидания ребенка – это урок длиной в 9 месяцев – урок безусловной любви. Нам не дано знать наверняка, кто родиться – мальчик или девочка, каким будет этот ребенок – талантливым математиком, мудрым философом или веселым менестрелем, мы не знаем его характера, привычек и предпочтений, цвета глаз и волос, тембра голоса. И все-таки это уже наш ребенок – частичка нас обоих – мамы и папы, плод нашей любви. Общаясь с ним, мы учимся быть чуткими и внимательными, учимся понимать свои чувства и ощущения (ведь именно этот язык используют все новорожденные и все детки, особенно те, что не умеют говорить), мы учимся быть терпеливыми и открытыми, потому что беременность – это ожидание – таинство вынашивания и созревания нового человека. Иными словами у нас есть уникальная возможность развить в себе качества, нужные родителям, и приблизиться к тому, чтобы стать хорошими родителями именно для этого ребенка.

Исследования показали, что дети, с которыми общаются еще до их рождения, вырастают более коммуникабельными и уверенными в себе. Также они начинают говорить раньше своих ровесников, легче осваивают иностранные языки и демонстрируют более высокий IQ. Как же общаться с ребенком, пока он еще находится в утробе? Мы расскажем вам о 4 способах, как это можно делать с пользой для себя и малыша.

Слова

Практически каждая беременная разговаривает со своим будущим ребенком – это самый простой способ поддержать коммуникацию с ним. Не стесняйтесь общаться с малышом, отбросьте мысли о том, что беседуете сама с собой – кроха правда все слышит, запоминает мамин голос и успокаивается.

Начинать разговаривать можно уже с самого зачатия. В таком случае вы привыкните общаться с малышом, и это станет для вас естественным процессом. Только учтите, что в первые недели зарождаются жизненно важные системы крохи, поэтому он еще ничего не слышит. Зато с 8 недели внутриутробного развития ребенок начинает реагировать на звуки и различать их.

Разговоры приносят пользу, когда они разнообразные. Поэтому будущей маме нужно не просто комментировать что-то, но также читать детские стихи, возможно, даже рассказывать какие-то вещи на другом языке – по мнению ученых, так еще в утробе матери у ребенка закладывается способность усваивать иностранные языки. Будет неплохо, если общаться с крохой станет не только мама, но и папа, братья и сестры, если они есть.

Прикосновения

Беременные любят поглаживать себя по животу, щекотать его, легонько толкать в местах, где чувствуется шевеление ребенка. Так действительно нужно делать – вербальное общение сильно помогает наладить контакт.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Движения можно разнообразить:

  • Рисуйте на животе пальцем разные фигуры и поясняйте: «Это цветочек, это солнышко, это дом, а вот и ты, мой дорогой, вот твои глазки, носик и ротик».
  • Массируйте живот – только очень мягко, не допуская боли и дискомфорта. Тогда карапузу это точно понравится.
  • Предлагайте папе ребенка, старшим детям и другим членам семьи тоже пообщаться с ребенком, прикасаясь к вашему животу.

Прослушивание классической музыки

Классическая музыка полезна всем людям. Она повышает стрессоустойчивость, укрепляет нервы и даже повышает IQ на 8-9 единиц – для этого нужно каждый день всего минут по 10 слушать Моцарта или другого композитора. Еще ученые доказали, что малыши, слушающие классику еще до своего рождения, в 4 раза опережают ровесников в речевом и умственном развитии. Кроме того, так ребенок может научиться сопереживать мелодии, грустить под нее и радоваться. Слышит кроха неплохо – на 8 месяце внутриутробного развития его слух уже такой же, как и у будущей мамы, разве что громкость звуков для него в 3 раза меньше.


В зависимости от ситуации малышу нужно ставить разную музыку:

  • композиции Вивальди успокаивают разбушевавшегося в животе малыша и помогают уложить его спать;
  • классика от Брамса и Баха способна, наоборот, взбодрить;
  • музыка Шопена успокаивает ребенка, когда что-то заставляет его понервничать;
  • мелодии Моцарта стимулируют развитие интеллекта и активизируют деятельность головного мозга.

Пение

Есть также способ пообщаться с ребенком, которым пользовались еще наши прабабушки, — напевать крохе песенки, уделяя особое внимание колыбельным. У пения есть множество плюсов:

  • Таким способом будущая мама делится с ребенком эмоциями и чувствами, которые она сама испытывает во время исполнения песни.
  • Наряду с прослушиванием классики пение положительно влияет не только на эмоциональное, но и на умственное развитие крохи. Этому есть даже научное объяснение: просто музыка задействует большое количество нейронов головного мозга.
  • Кроху, который еще не родился, песни знакомят с музыкальным творчеством, развивая у него музыкальный вкус.
  • У будущей мамы появляется возможность настроить биологический ритм ребенка: если петь ему колыбельную перед сном, он привыкнет засыпать под эту песенку. Сейчас, кстати, есть разные методики пения для беременных – например, «Сонатал», предложенная профессором Лазаревым. Она основана на том, что существует больше тысячи песен, которые будущей маме нужно исполнять, исходя из времени суток, режима, настроения и поведения малыша в утробе. В итоге кроха научится понимать, что медленная песенка означает «пора отдыхать», быстрая – «кушать» и т. д.
  • Пение приносит пользу и самой будущей маме – это и тренировка дыхания, и отличный способ релаксации, и упражнение для обезболивания.

Таким образом, существует достаточно способов способов пообщаться с малышом в утробе. Они не только помогают воспитывать еще не родившегося кроху, но также дают шанс развивать его интеллектуально и эмоционально, прививать ему основы режима и налаживать контакт.

Каждая мамочка желает видеть своего малыша здоровым, интеллектуально развитым, спокойным, уверенным и успешным. Это можно закладывать в него еще до его рождения. Вы спросите: «Как? Ведь его еще здесь нет, как его развивать?» Очень просто - общением с внутренним жителем живота! Многими учеными доказано, что на последних месяцах беременности малыш чувствует свет, эмоции, слышит слова и интонацию.

Почему нужно разговаривать с крохой во время беременности?

  • Малыш чувствует состояние мамы чуть ли не с самого деления клеток. Еще в конце XX века были опубликованы в научных медицинских трудах данные о том, что начиная с 4 недель беременности, на уровне гормонов эмбрион чувствует стресс и эмоции радости. Если рассказывать малышу хорошие новости, ему внутриутробно прививается уверенность и спокойствие.
  • Такое общение помогает формированию мозга и зачатков когнитивных функций. Чтение книг позволяет в будущем тратить меньше времени на то, чтобы заставить ребенка учиться.
  • Общение с помощью музыки позволяет прививать внутриутробно чувство прекрасного, ритма, художественный взгляд, спокойствие. Если часто ставить музыку и петь, уже начинает развиваться музыкальный слух.
  • Если с ребенком разговаривает не только мама, но и остальные члены семьи, после рождения он раньше начнет реагировать на их голоса, успокаиваться и улыбаться им.
  • Разговор с ребенком благоприятен даже на физиологическом уровне. Течение беременности улучшается, сам процесс родов становится менее болезненным, если попросить малыша помочь в этом. Известно много случаев, когда по просьбе мамы в последние дни перед родами ребенок занимал правильное положение в животе.
  • Беседа с крохой позволяет уже до рождения устанавливать эмоциональную связь с родителями. Ребенок чувствует, что он желанный.
  • Уже внутриутробно развивается реакция на имя или ласковое название малыша. Он будет реагировать на него пиханием или активным шевелением в животике. А после рождения, как ни странно, при произношении этого же названия, он успокаивается!

Принципы внутриутробного общения с крохой

Для общения с малышом не нужно как-то определенным образом настраиваться, стоит прислушиваться к своей интуиции, а также иногда привлекать папу в свою дружескую беседу. Как же общаться с крохой в животике?

  • Говорите с ним о разных предстоящих событиях, настраивайте его. Были проведены исследования на тему, как ребенок реагирует на обследования во время беременности. Ученые увидели интересный результат: малыши, чьи мамы разговаривали с ними перед УЗИ, спокойно лежали, сосали пальчик, иногда вяло пихались ножками. Те же младенцы, с кем не общались до УЗИ, вели себя беспокойно: прятались, переворачивались, активно шевелили ручками и ножками, как бы закрываясь. Таким образом, неизвестность и резкий стресс влияет на кроху еще до ее рождения. Так же нужно настраивать и на какие-либо радостные или грустные события в семье.
  • Ставьте классическую музыку, предпочтение следует отдавать Моцарту, Бетховену, Вивальди, Брамсу. Рок, металл или рок-н-ролл заставляет малыша чрезмерно активничать и пихаться, тем самым он дает понять, что такая музыка ему не нравится.
  • Старайтесь каждый день поглаживать животик, особенно привлекайте к этому папу. Малыш чувствует эмоции и голос, а папа уже привыкает к новому члену семьи.
  • Не бойтесь читать ребенку детские книжки, даже если при этом вы выглядите странно, ваши старания оценит ваш малыш. Можно читать детские рассказы, юмористические истории, некоторые читают малышам Библию. Главное, чтобы от чтения вы сами получали удовольствие, а значит и ребеночку внутри вас хорошо.
  • Общаться с крохой лучше тогда, когда никто не мешает, закончилась домашняя работа и вы в спокойном состоянии. Нервная мама вряд ли что-то положительное может принести своему малышу. Многие для общения выбирают время перед сном, когда можно полежать и поговорить не только дуэтом, но и подключить папу к этой эмоциональной беседе.

Когда супружеская пара мечтает о ребенке, то будущие родители очень живописно и ярко представляют совместные прогулки с коляской, торжественный выход в школу, эмоциональные футбольные матчи или зеркальный зал студии бальных танцев. Будущие мамы мечтают когда-то связать малышу свитерок с ежиком, будущие папы планируют вместе ездить на рыбалку или в гараж. Многие беременные разговаривают со своим будущим малышом и даже напевают ему песенки. Но другие считают, что разговаривать пока еще не с кем. Кто же прав и стоит ли вести беседу со своим животом?

Узнать о своей беременности будущая мама сможет не раньше, чем ее организм начнет продуцировать так называемый гормон беременности (хорионический гонадотропин человека, или ХГЧ), то есть после зачатия должна пройти как минимум неделя, а то и немного больше. Но образовавшаяся после слияния яйцеклетки и сперматозоида зигота уже начала делиться и постепенно превращаться в эмбрион, а затем и в плод, который через несколько месяцев станет тем самым долгожданным младенцем.

Неужели прогулки в парке и неспешные беседы с малышом придется отложить на несколько месяцев? Ведь, действительно, не вести же беседы с животом?

Для многих будущих родителей становится настоящим открытием, когда они узнают, в какие сроки их еще неродившийся малыш на самом деле уже может их слышать и узнавать их голоса, реагировать на их настроение и даже выражать свои эмоции.

Уже на 21-й день после зачатия у крошечного эмбриона начинает биться сердце, размер которого пока еще даже невозможно представить, потому что и сам эмбрион пока что вырос только примерно до четырех миллиметров. Конечно, сердце трехнедельного эмбриончика не похоже на сердце новорожденного, но оно уже бьется! А уже на шестой неделе гестации энцефалограмма фиксирует мозговую деятельность эмбриона, который и плодом-то будет называться еще только через пару недель.

Эмбрион, а затем и плод развивается очень быстро. На десятой неделе беременности плод не просто совершает хаотичные и неконтролируемые движения, но уже может реагировать на раздражители, хотя реакция пока еще только рефлекторная. Если в этот период прикоснуться к маточной стенке, то крошечный будущий малыш уже может повернуть голову, согнуть ножки или ручки или даже оттолкнуться. Но поскольку плод еще совсем крошечный, то почувствовать эти движения невозможно, хотя отношение к действительности уже проявляется совершенно недвусмысленно.

Реакция плода на звук и на любые звуковые раздражители появляется на 17-й неделе беременности — плод уже хорошо слышит и при любых резких звуках его двигательная активность усиливается, хотя женщина, рожающая впервые, почувствует шевеление плода только на 20-й неделе.

Когда заканчивается второй триместр беременности (шестой месяц вынашивания ребенка), то органы чувств плода уже развиты очень хорошо. Например, плод благодаря работе зрительных органов уже способен активно реагировать на свет: если свет слишком яркий и попадает на живот беременной, то плод будет зажмуриваться и даже отворачиваться от источника беспокоящего света.

Шестимесячный плод уже хорошо различает звуки и даже способен выражать свои предпочтения: если звуки, которые доносятся до плода, ему нравятся, то плод становится спокойным и все движения становятся размеренными.

Но если звуки для плода неприятны, то он либо начнет от них прятаться (движения станут активными и хаотичными, напоминающими бегство), либо будет замирать, как бы отгораживаясь от неприятных ощущений. Именно в это время, то есть в конце второго триместра, можно говорить о том, что между плодом (будущим ребенком) и будущей мамой уже устанавливается связь на эмоциональном уровне — любые эмоции матери тут же передаются еще нерожденному крохе. И если женщина боится, тоскует, тревожится, то плод испытывает те же чувства и ощущения.

Так стоит ли общаться с ребенком, до рождения которого осталось еще несколько месяцев? Ведь он уже все чувствует и многое даже оценивает!

Исследования, подтверждающие пользу общения с малышом до его рождения

Конечно же, многие будущие мамы на собственном опыте знают, что даже еще неродившийся малыш уже живет и на многое реагирует — на что-то с удовольствием, а на что-то и с опаской или даже с гневом. Как же сделать так, чтобы кроха еще в материнской утробе получал только положительный опыт? Это на самом деле важно, ведь не зря же часто можно услышать, что некоторые черты характера проявляются в человеке еще до его рождения.

Профессор Хуго Юнг, изучавший внутриутробное развитие человека, писал, что человеческая душа не появляется в сам момент рождения — человек рождается уже с душой и с определенным эмоциональным опытом, который приобретается еще задолго до появления на свет. Профессор выразил уверенность, что плод, двигаясь в материнской утробе, еще на раннем этапе развития, когда сознание еще не сформировано, таким образом сообщает о своих ощущениях, предпочтениях и о самочувствии.

На сегодняшний день однозначно доказано, что движения плода и их сложность прямо коррелируются (находятся в прямой зависимости) с возможностью и способностью плода реагировать на любые тактильные ощущения. Исследования способности плода реагировать на внешние воздействия продолжаются, однако пока лучше всего изучены слуховые реакции плода и его чувствительность в ответ на раздражения кожного покрова, а кожные покровы плода, как известно, раздражаются мышцами материнской матки и материнской брюшной стенки. Не секрет, что материнские мышцы могут по-разному сокращаться в ответ на разные раздражители и эмоциональные состояния, однако всегда необходимо помнить, что любые материнские ощущения немедленно передадуться и плоду.

Исследователь из Дании Франц Вельдман тоже задался вопросом, как мать и плод связаны на уровне эмоций, и даже предложил метод, позволяющий установить такую связь. Метод получил название гаптономия (иногда аптономия), а сейчас уже даже говорят о целой науке с таким же названием. Гаптономия изучает возможности тактильного и эмоционального контакта между ребенком и родителями еще до рождения малыша и сразу же после его появления на свет.

Интересно! Термин «гаптономия» имеет греческое происхождение и происходит от греческого слова «трогать» (hapsis). Суть метода — контакт с плодом при помощи поглаживания или легкого похлопывания брюшной стенки беременной женщины.

Многие акушеры отмечают, что поглаживание живота беременной и слова, которые при этом произносятся, позволяют достичь понимания с еще неродившимся плодом, который отзывается на прикосновения и/или слова и реагирует на них. Известны случаи, когда при помощи поглаживания живота удавалось не просто заставить плод двигаться, но и изменить его предлежание на удобное для родов.

В Австрии проведена целая серия исследований (Шурц и Киттельман — Schurz und Kittelmann), в результате которых удалось доказать, что моторика (движения) плода может зависеть от характера музыки — умиротворяющей и успокаивающей или активной и возбуждающей. Ученые выяснили, что уже на 32 (иногда на 33) гестационной неделе плод реагирует не на музыку вообще, а на разные музыкальные произведения по-разному. Например, музыкальные произведения Брамса или Бетховена возбуждают и будоражат плод, действуют на него волнующе, а музыкальные произведения Вивальди и Моцарта, как правило, воздействует на плод умиротворяюще и успокаивающе.

Некоторые музыкальные творения, которые заставляют даже взрослых и умудренных опытом людей замереть в соборах, точно так же воздействуют и на плод — когда звучит музыка Баха, плод чаще всего замирает. Очень интересное наблюдение, что весьма положительно на плод воздействуют музыкальные произведения, повторяющие сердечный ритм матери — джазовые композиции, колыбельные песни, музыка в стиле фолк (около 60 ударов в минуту). А вот особенно экспрессивные композиции тяжелого рока могут оказать на неродившегося малыша крайне негативное воздействие, поскольку звуки усиливаются амниотической жидкостью и даже могут отрицательно повлиять на формирующееся ухо (вплоть до внутриутробного повреждения барабанной перепонки), и это если не обращать внимания на некоторую (часто существенную) агрессивность таких композиций. А надо ли это неродившемуся малышу?

Во время наблюдений удалось выяснить, что плод может не только избирательно реагировать на звучание разных музыкальных произведений, но может запоминать музыку и узнавать ее.

Наблюдения за физиологическим состоянием беременной женщины и плода убедительно продемонстрировали, что плод уже на шестом месяце развития беременности способен различать и дифференцировать различные звуки, включая и те, которые слышит внутри материнского организма. Например, плод понимает, насколько взволнована мать, ориентируясь на биение материнского сердца, на материнское дыхание (прерывистое или ровное), на тембр голоса.

Если любой из показателей жизнедеятельности матери изменяется (дыхательный ритм, частота и наполненность пульса), то плод воспринимает это как возможную опасность и старается затаиться. Доказано, что в памяти плода фиксируется связь между физиологическими признаками состояния и эмоциями, которые вызвали эти физиологические сдвиги. Более того, плод фиксирует и характер звуков, которые вызвали любые изменения. Таким образом, плод способен запомнить и материнский голос, и спетые ему колыбельные, и прослушанную вместе с мамой музыку. Но и звуки ссор или любых негативных проявлений тоже воспринимаются и запоминаются еще на подсознательном уровне.

Внимание! Плод реагирует на любые физиологические изменения в материнском организме, вызванные и положительными, и негативными переживаниями. Более того, плод по-разному реагирует на участившееся сердцебиение от радости или от страха.

Очень важно понимать, что любые негативные переживания матери могут очень отрицательно сказаться на состоянии здоровья плода, причем как до рождения, так и после него.

Чем больше положительных эмоций будет испытывать будущая мать в период вынашивания малыша, тем более спокойным, эмоционально стабильным и способным к познанию родится ребенок. Положительные эмоции матери передаются плоду и способствуют его здоровому развитию.

Внимание! Доказано, что плод очень положительно реагирует на прослушивание беременной женщиной классической музыки, на прогулки на природе, на посещение музеев и на любые положительные эмоции.

Перинатальная психология и связь с ребенком до его рождения

Что же такой «перинатальный», ведь сейчас часто можно услышать выражения «перинатальный период», «перинатальные заболевания», «перинатальное здоровье» и даже «перинатальная психология»? Происходит термин от древнегреческого слова peri, что обозначает «около», и от латинского термина natalis, который обозначает «имеющий отношение к рождению».

В свою очередь, термином «перинатальная психология» (иногда пренатальная) называется наука о психическом развитии еще неродившегося малыша и о его психологии. Кроме того, понятие перинатальной психологии охватывает и несколько дней после рождения — как новорожденный перешел из одной стеды в другую и как адаптируется к совершенно новым для него обстоятельствам. Другими словами, перинатальная психология изучает, как развивается ребенок на самых ранних стадиях его жизни и как это развитие может повлиять на дальнейшую жизнь.

Перинатальная психология охватывает период жизни ребенка, начиная с 22-й недели беременности, то есть половину второго триместра и полностью третий, и заканчивая неделей после родов. Перинатальные психологи с уверенностью утверждают, что с ребенком можно и нужно общаться еще во внутриутробном периоде, чтобы установить с ним тесный контакт. Более того, в этот период будут заложены основы дальнейших взаимоотношений матери и ребенка, а часто — отца и ребенка

Именно внутриутробное развитие становится основой и особенностей личности, и умственных способностей/способностей к обучению, и даже таких качеств, как отзывчивость.

Любое общение, в том числе и общение с малышом в перинатальный период, подразумевает обратную связь. Однако особенности беременности и физиология плода не позволяют маме раньше 20-й недели чувствовать ответную реакцию (при повторных родах это может происходить несколько раньше). Ответная реакция выражается в том, что плод начинает реагировать на любые мамины переживания, связанные с любыми жизненными обстоятельствами, реагирует на обращения к нему, выражает свое отношение к запахам и вкусам, а особенно к звукам. Иногда крошечный и еще неродившийся человек соглашается даже немножко поиграть — прячется от легких нажатий на материнский живот, а затем толкается в ответ.

Если мама достаточно внимательна, то она довольно быстро начинает понимать, как ее самочувствие и настроение, а также ее занятия и впечатления связаны с движениями плода — сила, частота и другие особенности шевелений позволяют понять, хорошо ли ребенку или ему что-то не нравится.

Перинатальные психологи уверены, что для более быстрой адаптации малыша к новой среде после родов, для того, чтобы малыш был жизнерадостным, спокойным и некапризным, общаться с ним необходимо начинать еще задолго до рождения: читать ему сказки, комментировать все происходящее вокруг, слушать музыку.

В последнее время появилась информация, что обучение иностранным языкам будет проходить легче и быстрее, если с малышом иногда общаться, например, на английском или на немецком.

Внимание! При общении с неродившимся еще ребенком очень важно прислушиваться к его состоянию и к настроению, и если ребенок устал, следует отложить общение.

При перинатальном общении следует не забывать, что плод всегда очень чутко реагирует на состояние материнского организма и даже пытается ему помочь: например, если женщина огорчена или напугана, то усиливается не только ее сердцебиение, но и пульс плода. Но если маме хорошо и она отдыхает, то вместе с ней отдыхает и нерожденный еще малыш.

Внимание! Ученые утверждают, что если у беременной женщины настроение постоянно подавленное и хронически плохое, то с высокой долей вероятности позже это может отразиться и на характере ребенка.

Перинатальные психологи советуют постоянно общаться со своим ребенком: слушать с ним музыку, петь ему песенки, разговаривать с ним на самые разные темы, хвалить его, просить у него поддержки — эта связь станет неразрывной и сохраниться на всю жизнь.

Что он чувствует, находясь в утробе матери? Нужно ли ему общение с матерью и отцом? Какую роль играет в его развитии такая коммуникация, и играет ли вообще?

Одни мамы считают общение с ещё неродившимся ребёнком полнейшим абсурдом: «С кем там можно разговаривать? Это же просто плод». Другие — уже с момента зачатия начинают разговаривать с «малышом», нежно поглаживая свой животик.

Кто из них прав? Попробуем разобраться.

Плод — это ещё не личность в полном понимании этого слова, но и не tabula rasa (чистый лист), как считалось ранее.

Согласно постулатам сравнительно недавно появившейся науки — перинатальной психологии, изучающей психологические особенности системы «мать и дитя» во время беременности и родов, у плода второй половины беременности развиты практически все органы чувств.

Ребёнок, находясь в утробе матери, видит, слышит, чувствует вкус и ощущает прикосновения. Обоняние развивается к девятому месяцу нахождения ребёнка в материнском чреве.

Более того, начиная с шести недель беременности, можно зафиксировать мозговые импульсы при реагировании ребёнка на свет, с одиннадцати недель плод начинает чувствовать вибрацию, боль и давление, и не только чувствовать, но и реагировать.

Женщины, которые были беременны, подтвердят, что «характер» малыша можно проследить уже с определённого момента его внутриутробной жизни. Хотя здесь мы, скорее, говорим о темпераменте ребёнка, а не о традиционном понимании характера, как прижизненно формирующегося образования.

«Бойкие» малыши, находясь в утробе матери, проявляют своё недовольство частыми двигательными манипуляциями: больно толкаются и активно шевелятся, услышав пугающие их звуки. Менее активные дети при громких звуках обычно затихают.

Таким образом, ответ очевиден: общаться «там» однозначно есть с кем.

Связь эмоций беременной женщины и плода.

Ещё наши бабушки оберегали будущих мам от расстройств и тревог, окружая их красивыми вещами.

Женщины прошлого верили, что от душевного состояния беременной зависит благополучие и здоровье её ребёнка.

Исследования современности подтверждают верность подобного интуитивного знания: мамы, сохраняющие позитивный настрой во время беременности, те, для кого их ребёнок был желанным и долгожданным, рожают более эмоционально устойчивых детей.

Те же женщины, для которых их беременность была в тягость, а эмоциональный фон во время вынашивания ребёнка был отрицательным, имеют больший шанс рождения детей с эмоциональными проблемами.

Как связаны эмоции матери и плода в её чреве?

Ни для кого не секрет, что существует определённая зависимость между эмоциями и выработкой тех или иных гормонов. Так, когда мы радуемся и испытываем счастье, наш мозг вырабатывает эндорфины — «гормоны счастья». Когда мы печалимся и расстраиваемся, надпочечники вырабатывают «гормоны стресса» — катехоламины.

Между матерью и плодом происходит активный обмен веществ через плаценту. Именно по этой причине до ребёнка моментально «доходят» все переживания его мамы.

Но не печальтесь, если во время беременности у вас не получилось сохранить постоянный положительный фон настроения, это практически невозможно. Ещё неродившийся малыш будет иметь определённое представление о разнообразии человеческих эмоций, что позволит ему лучше адаптироваться в этой жизни. Просто постарайтесь надолго не задерживаться на отрицательных эмоциях.

Как общаться с ребёнком во время беременности?

Прежде чем дать ответ на столь животрепещущий вопрос, попробуем разобраться с другим: когда приступать к общению с ребёнком?

Мы советуем вам начинать разговаривать с малышом ещё до шевелений плода. Но помните о том, что положить начало такой коммуникации никогда не поздно. Только не делайте из этого культ, не возводите общение с плодом в ранг первостепенных.

Всё должно быть максимально естественно и комфортно для вас.

Если вы не чувствуете в определённый момент нужных «посылов», не переступайте через себя. Например, некоторые матери ограничиваются невербальным общением с плодом, и считают это вполне достаточным.

Но всё же существует определённая методика общения с ещё нерождённым ребёнком. Попробуйте понаблюдать, в какое время суток ваш малыш проявляет наибольшую активность. Через некоторое время вы сможете установить определённую закономерность движений ребёнка.

Именно в эти моменты бодрствования (активных шевелений) плода вы и можете общаться с ним. Выберите подходящий для вас способ коммуникации.

Как мы уже говорили выше, такими способами могут быть не только «разговоры», пение песен, рассказывание сказок и стихотворений, но и поглаживания, похлопывания и лёгкие постукивания вашего животика.

Со временем вы увидите, что малыш «отвечает» вам, пинаясь в то места живота, на котором вы держите руку.

Подобное общение позволит вам установить эмоциональную связь с вашим малышом. Так ребёнок будет получать не только определённые стимулы к развитию, но и вашу любовь, ласку и тепло в нужном и необходимом ему количестве.