Конспект занятия в старшей группе ДОУ «Мой город – моя малая Родина. Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему "город мой родной" Тема мой город в старшей группе

Чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной местности, в родной стране, человек похож на иссушенное растение, «перекати-поле».
Д.С. Лихачёв

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в обществе, одним из центральных направлений работы с детьми становится нравственно- патриотическое воспитание. Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Я поставила перед собой задачу пробудить любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим у дошкольников, и формировать у детей черты характера, которые помогут стать им гражданами общества. Свою работу я выстроила по трём направлениям: «Я и моя семья», «Мой детский сад», «Мой родной город».

Сейчас я хочу остановиться на разделе «Мой родной город»

Любой уголок нашей страны неповторим в своей природе, в людях, их труде, народном творчестве. Я подбираю материал, который позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной город Минусинск.

Считаю необходимым расширять кругозор детей сведениями о старом и новом городе в предметно – наглядной и активной форме – рассматривании наборов открыток, альманаха о городе, посещения значимых мест, целевых экскурсий, собирании значков о городе, участие в городских праздниках «День горда», «День помидора».

Родной город славен историей, архитектурой. Предлагаю детям вместе с родителями узнать, когда и как он образовался, почему так называется. После знакомства с гербом города, дети сами выкладывают герб из крупы, из песка. После экскурсий по городу и рассматривания фотографий, делаем с детьми альбом «Старый город». В авторских играх «Заколдованный город», «История родного города» они узнают наиболее значимые места города: Дом Вильнера, Спасский собор, здания драмтеатра, музеев. Вместе с родителями посетили музей имени Мартьянова, музей Декабристов. Дети, полные впечатлений, играют в музей, рисуют, сделали фотоальбом «Мы в музее побывали». А наш замечательный драмтеатр, в котором мы бываем с детьми на детских спектаклях, рассматриваем фотографии артистов, узнаём историю театра! Это вызывает интерес, после чего дети сами инсценируют сказки, участвуют в работе экологического театра при детском саде.

Город хорошеет, появляются новые современные здания, кинотеатры, спортивные комплексы. Я организую, ряд экскурсий «Наш сказочно красивый город», где любуемся предновогодней городом или праздничной улицей. Провожу беседу на диване «Милый сердцу уголок», где каждый ребёнок может рассказать о своём любимом месте в городе. Рисунки, аппликации или групповые коллажи на эту тему вызывают у детей радость, восхищение.

Красота и разнообразие нашей природы сопровождает ребёнка с раннего детства, и формировать бережное отношение к природе и всему живому тоже одна из задач нравственного воспитания. Приоритетным для нашего сада является экологическое воспитание, и в каждой группе богатый природный уголок, где дети с раннего возраста приучаются ухаживать за цветами, рыбками, хомяками и попугаями. Вместе с детьми и родителями я создаю на участке уютный уголок, и ежегодно выращиваю с детьми богатый урожай овощей на своей грядке. В старшем дошкольном возрасте в сотрудничестве с педагогами провожу акции «Елочка - зелёная иголочка», «Помогите птицам», «Укрась свой сад цветами».

Заинтересованность детей, родителей при изучении родного города позволила собрать богатый материал: собрали коллекцию значков, изготовили диафильм, сделали макеты «Спасский собор», «Обелиск», оформили уголок родного города, сделали герб. Вместе с коллегами сняли видеофильм о городе, и я разработала методические рекомендации по его использованию. Этот фильм востребован, так как не всегда есть возможность свозить детей на экскурсию. Используя собранный материал, открыли мини- музей в группе, дети с удовольствием становятся экскурсоводами в нём.

Результатом всей работы стал праздник «Мы – минусинцы, и этим горды» для родителей и воспитателей города.

Моя работа по воспитанию нравственно- патриотических чувств на примере родного города оказывает большое влияние на формирование личности ребёнка, на воспитание его гражданской позиции.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Тема: Город мой родной.

Цель : Воспитывать гражданскую позицию у дошкольников на примере родного города.

Задачи:

  1. Обобщить представления детей о родном городе (культуре, архитектуре, истории, природе, людях).
  2. Воспитывать чувство гордости за свой город, развивать бережное отношение к окружающему.

Ход занятия:

    Дети средней группы приходят в гости и просят рассказать им о городе Минусинске. Дети предлагают посидеть и послушать.

    Социоигра «Эхо» (Чётко повторяют слова за воспитателем) (Здравствуйте, мир, страна, Родина, отечество, Москва, Минусинск)
    Названия каких городов вы услышали, что знаете о Москве, в каком городе мы живём, как нас можно назвать?

    Дидактическая игра « Волшебный микрофон» (Дети рассказывают, что любят в своем городе).

    Беседа «На диване».
    Чтобы город стал ещё лучше, кто должен о нём заботиться?
    Что надо делать, чтобы город был чистым? Что делаем мы?
    Что надо делать, чтобы воздух в городе был чистым? Что делаем мы?
    Что надо делать, чтобы людям хорошо жилось в городе?

    Деление на команды по разрезным картинкам. Дети выкладывают картинки и узнают на них знакомые здания драмтеатра, музыкальной школы, музея.

    Игра «Пантомима» (Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем)

    Сообщения детей о театре, о музее, подготовленные дома.

    Просмотр видеофильма о музыкальной школе. На каких инструментах учат играть в школе? Чем ещё занимаются в музыкальной школе?

    Игра «Согласен или нет?»
    На гербе Минусинска изображен тигр. (Нет, на гербе изображён лев.)
    Наш город окружают сосновые боры. (Да, вокруг города много сосновых боров.)
    Вокруг города нет рек и озёр. (Рядом с городом много рек и озёр, есть озеро Тагарское и много других.)
    В нашем городе только современные многоэтажные дома. (Нет, город делится на две части, в старой части много старинных зданий.)
    Наш город славится огурцами. (Нет, город славится помидорами, у нас есть праздник «День помидора».)
    Краеведческий музей назван именем Щетинкина. (Нет, музей Мартьянова.)

    Дети рассказывают стихотворение местного поэта Л. Пашковой «Минусинску» по модели:
    А на улицах бегают дети и прогуливаются старики
    Самый лучший мой город на свете.
    Ты цветёшь бедам всем вопреки.
    Я люблю твою пышную зелень,
    Чистый воздух и над крышей дымок,
    И церковное тихое пение,
    И сентябрьский первый денёк.

    Тематический коллаж «Мой город родной».

Програмное содержание:

Формировать знания детей о родном городе. Воспитывать чувство гордости, уважения и любви к тому месту, где они живут. Показать детям расположение города Карталы на карте Челябинской области. Расширять знания детей о гербе, символе нашего города. Уточнить и расширить представления детей о достопримечательностях нашего города.

Материал: Карта Челябинской области, фотографии достопримечательностей города Карталы.

Воспитатель:

Край отцовский! Край родной

Дорого и любо

Пахнут, свежею сосной

Солнечные срубы.

Забродил в бочонке квас,

Отцвела смородина

Есть у каждого из нас

Маленькая родина.

О чём говорится в стихотворении? (о Родине).

Ребята, а как вы думаете, что такое Родина?(Ответы детей).

Воспитатель:

Как называется наш город? (Карталы).

Ребята Карталы - это частица Челябинской области и нашей великой Родины - России.

Ребята посмотрите на карту Челябинской области (показ карты):

Обратите внимание, что всего лишь маленькой точкой на карте обозначен наш город Карталы.

  • Города, как и люди, имеют свою историю и биографию. У каждого города есть своё прошлое

Город расположен на месте основанного в 1843 году казачьего посёлка Полтавский (позже — село Полтавка , административный центр Полтавского района). Посёлок Карталы возник в 1914—1915 годы в ходе строительства Троицко-Орской железной дороги . 1917 год считается годом рождения железнодорожной станции Карталы. С 17 апреля 1944 — город, с 1963 — город областного подчинения, районный центр.

У каждого города есть свой символ, герб.

  • Какой же герб у горда Карталы? Что на нём изображено? (ответы детей).

Если бы кто посмотрел с высоты птичьего полета на эти места в 1917, то обнаружил бы, что населенный пункт состоит из небольших островков: станция Карталы с тремя железнодорожными путями и восемью домиками, скопище землянок вокруг четырех шахт, каменноугольный рудник "Пионер" и казачий поселок Полтавка. Между этими островками вилась линия железной дороги.

Город наш украшен тополями
Речкой тихой - Карталы-Аят,
И зовется просто - Карталами,
День и ночь здесь поезда не спят.
Скоро праздник у нас в Карталах.
Город так по весеннему светел,
Карталы, вот тебе шестьдесят,
Как отлично, что есть ты на свете.

Из всех российских городов,
Из всей истории их славной,
Любимый - город Карталы
И для меня он - самый главный.

О чём говорится в стихотворении? (о Родине, о городе)

  • У каждого человека на земле есть Родина.
  • - Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Ответы детей.
  • (где человек родился, живёт, ходит в детский сад, на работу; там, где живут его родные и близкие люди; где его родной дом, улица).
  • - Правильно, родной край близок и дорог каждому из нас. Знать историю родного края - значит любить настоящее, каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни.
  • - Как называется наш родной край? (Челябинская область).
  • - Как называется наш город? (Карталы)
  • Мы с вами каждый день ходим по нашему городу Карталы. А сейчас я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие по фотографиям и вспомнить все достопримечательности нашего города.
  • Но прежде чем отправиться я предлагаю вам немного отдохнуть и вспомнить правила дорожного движения.
  • Игра: «Светофор» Зелёный - дети шагают, красный - дети стоят, жёлтый - дети хлопают в ладоши.
  • Откуда мы начнём своё путешествие? (Ответы детей: -Детский сад "Березка»).
  • - На какой улице он расположен? (Ответы детей).
  • Скажите ребята, где в нашем городе дети и взрослые могут посмотреть кинофильмы, мультфильмы (ответы детей) показ фото.
  • - Ещё в нашем городе есть центральная площадь (показ фото). Какое здание расположено на площади? (ответы детей). Администрация, вокзал.
  • Ребята подумайте и скажите, где дети учатся? (ответы детей) показ фото.
  • Хорошо молодцы!
  • Ещё в нашем городе есть школа, где дети учатся рисовать. Как она называется? (ответы детей).Чему здесь учатся дети? (ответы детей).
  • - Обратите ваше внимание на следующее фото. Что это? (Музей.) (ответы детей). Что нового и интересного вы узнали, посетив музей? (ответы детей).
  • - Ребята скажите, где проходят смотры художественной самодеятельности и другие выступления детских коллективов? (ответы детей) показ фото. Что ещё там часто бывает? (ответы детей). Приезжают с выступлениями артисты цирка.
  • У нас в городе есть памятник (показ фото). Как он называется? (ответы детей). Монумент Славы. В чью честь был воздвигнут этот памятник? (ответы детей).
  • У памятника горит вечный огонь в память о погибших на войне солдатах. Каждый год 9 мая в «День Победы» люди несут цветы к памятнику, и благодарят героев за освобождение нашей Родины.
  • А теперь давайте пройдём на свои места.
  • Скажите ребята, как называется центральная улица нашего города? (ответы детей).
  • Хорошо это вы знаете. Давайте проверим, как вы знаете свой домашний адрес (бросаю ребёнку мяч, в ответ называет домашний адрес).
  • Ребята сегодня мы с вами говорили о прошлом нашего города и настоящем, а теперь я вам предлагаю помечтать и представить будущее нашего города Карталы. Каким бы вы хотели его видеть (ответы детей).
  • Молодцы!Я предлагаю вам нарисовать наш красивый город.

Тема : Мой город

Тип проекта : открытый, исследовательский, кратковременный. Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.

Участники проекта : дети старшей группы , воспитатели, родители.

Срок реализации : краткосрочный (две недели)

Актуальность проекта :

Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе , усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.

Цель проекта :

Развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города , формирование чувства патриотизма;

Воспитание любви к Отечеству, к городу в котором живем , гордости за её культуру,

Формирование социальной позиции участника и созидателя общественной жизни;

Формирование интереса к коллективной, игровой, продуктивной, творческой деятельности.

Ресурсное обеспечение :

Открытки, буклеты, фотографии о родном городе , крае

Фотографии улиц родного города

Альбомы с видами улиц, на которых находятся знакомые всем здания, архитектурные ансамбли, памятники.

Слайды, фильмы о памятных местах «малой Родины»

Художественные произведения и литературные материалы

Дидактические игры

Картотека дидактических игр :

«Мой город »

Цель : закрепить знания детей о родном городе , достопримечательностях, любимых для отдыха местах

Цель : закрепить умение детей ориентироваться на местности, правильно выбирать маршрут до нужного места, развивать память, внимание.

города »

Цель города Лыткарино ; развивать внимание, память, связную речь.

«Парные картинки»

Цель : закрепить знания детей о достопримечательностях города , умение подбирать правильно пару к своей картинке. (составление картинки из нескольких частей по типу пазлов)

Цель : закрепить знания детей о том, что у каждой улицы должно быть название; закрепить знания детей о том, на какой улице они живут; развивать внимание; память.

Лото «Мой любимый город »

Цель : закрепить знания детей о достопримечательностях города , памятных местах, местах отдыха, любимых улицах; формировать умение работать в команде; развивать связную речь, память, мышление, внимание.

Подготовительный этап :

Выявить уровень знаний детей о родном городе с помощью вопросов , бесед;

Составление списков информационных источников, справочников, методической литературы, художественной литературы;

. подготовка необходимых печатных материалов;

Информирование родителей об участии детей в проекте , вовлечение их в проект ;

Определение времени для работы над проектом ;

Подборка интернет ресурсов, сохранение ссылок;

План действий :

. Постановка проблемы : Что мы знаем о родном городе ? Что хотим узнать?

Определение предстоящей деятельности : Как нам найти ответы на вопросы?

Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта .

Выполнение проекта детьми и взрослыми .

Обсуждение результатов.

Определение перспектив проектирования .

Деятельностный этап

Области Задачи Содержание

Познание Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу , чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином города Лыткарино . Расширять представления детей о достопримечательностях родного города Формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей; познакомить с именами людей прославивших родной город . дидактические игры :

«Мой город »

«Кто быстрее доберется до реки?» (до вокзала, дойдет до библиотеки, до школы, театра)

«Достопримечательности родного города » , «Мой адрес» , «Жилое,нежилое» ,

«Парные картинки»

«Чтобы было, если все улицы будут без названия»

Лото «Мой любимый город » , рассматривание иллюстраций зданий различного назначения, фотографий зданий ближайшего окружения. Пословицы и поговорки о дружбе, загадки про городские здания .

Речевое развитие Развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

Беседы : «Интересное рядом» , «Наша улица» , «Дома бывают разные» , «Что есть в нашем городе для детей »

Социально - коммуникативное развитие Воспитывать любовь к родному городу , чувство уважения к своему народу, бережное отношение к тому, что сделано их трудом. С/р игра «Путешествие по улице» , Беседы : «Всем ребятам надо знать как по улице шагать» , «Что производят в нашем городе » , Экскурсии к памятным местам, связанным с жизнью героев труда. Рассматривание трудовых наград

Художественно - эстетическое развитие Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество

«Наша улица» , Разные дома», «Мой город » , «Мой любимый уголок Колпино» ,

Физическое развитие Способствовать развитию двигательной активности детей, координации. Подвижные игры по желанию детей

Методы проекта :

Практические

1. Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности.

2. Экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор ребенка.

3. Работа в мини-музее «Мой город » с целью формирования знаний о родном городе .

4. Дидактические игры.

5. Подвижные игры.

6. Моделирование.

Словесные

1. Беседы.

2. Чтение художественной литературы.

3. Заучивание стихотворений.

4. Рассказывание 5. Развлечения.

Наглядные

1. Организация выставок.

2. Сбор фотоматериалов.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Информационные стенды.

5. Личный пример взрослых.

6. Моделирование.

Предполагаемый результат :

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

Освоение доступных знаний об истории родного города .

Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Предварительная работа :

. С педагогами :

-подготовить подробную информацию о проекте с описанием целей , задач и хода реализации проекта ;

. С родителями :

Информирование родителей о проекте , его целях, задачах, формах и методах работы с детьми.

-подготовить консультации по теме проекта .

. С детьми :

Беседы с детьми о родном городе ;

Рассматривание альбома и иллюстраций;

Работа с родителями

Консультации для родителей по теме проекта ;

Фото - выставка «Мой любимый уголок Лыткарино»

Пополнение родителями уголка про Лыткарино.

Программное содержание:

  • познакомить с понятиями “Родина”;
  • воспитывать любовь к родному краю, родной природе;
  • расширить кругозор детей сведениями о достопримечательностях родного города;
  • формировать у детей представление о том, что на земле много стран. Наша страна – Россия, уметь находить её на карте мира;
  • уточнить знания детей о родном городе, находить и показывать его на карте России;
  • воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила общежития;
  • совершенствовать навыки речевого общения, умение выражать своё мнение;
  • способствовать развитию у детей логического мышления, воображения, внимания, памяти, развивать наблюдательность;
  • развивать моторику руки;
  • развивать патриотическое воспитание, умственное: формируется познавательный интерес к окружающему миру, к родному городу;
  • нравственно-трудовое: формируются эстетические качества, сочувствие. Готовность оказать помощь, желание посадить дерево, не засорять природное окружение;
  • эстетическое: развивать способность восприятия красоты окружающего мира;
  • активизировать положительные эмоции, гармонирующие внутренний мир ребёнка, создающие ощущения внутреннего комфорта, формировать первичные навыки психической саморегуляции.

Расширить словарный запас:

Пречистинские ворота, Кремль, астраханцы, заповедник, достопримечательность.

Материал к занятию:

  • иллюстрации с изображением родного города, заповедника;
  • красная книга;
  • портреты художника Бориса Кустодиева, поэта Велимира Хлебникова, оперной певицы Максаковой, киноактёров Бориса Невзорова, Владимира Меньшова…
  • настольная игра-пазл “Пречистинские ворота”;
  • иллюстрации, фотоснимки;
  • карта мира, карта России.

Ход занятия

Дети входят в зал и встают полукругом.

Воспитатель: Мы с вами много “путешествовали”, но всегда возвращались домой, к себе на Родину. Куда мы возвращались?

Дети: В детский сад, в свой город, домой.

Воспитатель: У каждого человека есть своя родина. А что такое Родина?

Дети: Место, где мы живём, место, где мы родились.

Воспитатель: Родина – это место, где мы родились, где живём, где стоит наш дом, где живут наши друзья. Хорошо, когда люди любят свою Родину. От этой любви она становится богаче, сильнее. Как вы думаете, что значит любить Родину?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Любить Родину – это значит стараться всё делать для неё, чтобы ей было хорошо; это значит защищать, жалеть её, когда ей трудно. Наша Родина – это страна, которая называется Россией. Кто поможет показать её на карте мира?

(дети показывают на карте мира, где расположена Россия)

Послушайте мелодию (дети слушают). Вы вспомнили эту песню?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Как называют жителей города Астрахани?

Дети: Астраханцы.

Воспитатель: значит и вы астраханцы.

Дети: Я – астраханец, я – астраханка.

Воспитатель: Покажите наш город на карте.

(дети показывают на карте России город Астрахань)

Древен город Астрахань, но ещё древнее его название. Почему так назвали город?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Вы уже знаете историю о девушке, пленённой красавице богатого хана, которую звали Астра. По преданию в честь неё был назван город, который носит теперь удивительно красивое имя – Астрахань. Давайте ласково произнесём это имя – Астрахань.

(дети произносят)

Издревле слово “город” означало “огороженное место”. В 1558 году город переносится на остров “Заячий” или “Долгий” безопасный от нашествия врагов, и с этого времени начинается новая история города. Здесь быстро выросла сильнейшая на Волге твердыня – Астраханская крепость, сначала деревянная, а затем каменная. Какие достопримечательности родного города вы знаете?

Дети: Лотос

картинная галерея

река Волга

Лебединое озеро

Вечный огонь

Площадь Ленина

Театр Юного Зрителя

Музыкальный театр

Спортивный комплекс "Звёздный"

Парк "Планета"

Воспитатель: Мы – Астраханцы, гордимся своим городом, любим его. Наш город неповторим. Кто знает стихотворения о нашем городе?

Кремлёвской, зубчатой стеною
Наш город над Волгой стоит
И вместе с великой рекою
О Родине память хранит.

Городов в моей стране
Знаю, очень много
Только нет дороже мне
Города родного!

Люблю тебя, мой дивный город
Люблю и летом, и зимой.
И в день осенний ты мне дорог,
И дорог раннею весной!

Люблю я в городе каналы
И башни древнего кремля
И Волги великие разливы
Родная Астрахань! Я люблю тебя!

За руки возьмёмся, встанем в круг
Каждый человек, человеку друг
За руки возьмёмся, и пусть пойдёт
По земле огромный хоровод!

(исполняется хоровод “Родная Астраханская сторонка”, затем дети садятся на стулья)

Воспитатель: Чудесные стихи вы знаете, замечательную песню поёте.

Давным-давно 452 года назад родился наш город. Наш город носит удивительно красивое имя – Астрахань. Ребята, мы уже говорили о том, что сначала крепость была построена из дерева, а затем из камня. В Кремле находятся удивительные памятники старины. Какие?

Дети: Главная башня Кремля – Пречистинские ворота и наверху колокольня. На этой башне находятся часы. Это самая высокая башня, её видно отовсюду.

Воспитатель: Главная проездная башня Кремля – Пречистинские ворота. Покажите её.

(дети показывают её на фотографиях)

Пречистинские ворота и Успенский собор

Рядом с главной башней возвышается, какой памятник старины?

Дети: Успенский Собор. Он стройный и высокий. Имеет пять куполов и лобное место, где читали указы.

Воспитатель: Успенский Собор был построен крепостным крестьянином Дорофеем Мякишевым. Широкая лестница, соединяет Успенский Собор с круглой постройкой, ограждённой каменной стеной – парапетом. Это лобное место, которое служило в древности для оглашения народу царских указов. Ребята, вы знаете много об Астраханском Кремле, а теперь подойдите к столам и соберите из пазлов главную башню Кремля – Пречистинские ворота.

(дети выполняют задание)

Воспитатель: Так нежно шелестит камыш,

О чём-то шепчут плески волн,
И крик прекрасных лебедей
Не нарушает тишины.

О каком знаменитом месте города говорится в этом стихотворении?

Дети: Лебединое озеро…

Воспитатель: Вы хорошо знаете это место. Приятно лююбоваться на лебединое озеро со спокойно плавающими, гордыми белоснежными красавицами. Давайте с вами будем любоваться природой нашего края, будем беречь её и сохранять для других людей. Мы можем не только любоваться красотой нашего города, но и гордиться его богатством. А чем богат наш край, вы знаете?

Дети: Заповедник

газ, нефть

чёрная икра.

Воспитатель: Верно! Но самое большое наше богатство – это река Волга. Люди ласково её называют Волга – матушка. Многие реки и речушки России текут к Волге, несут ей свои воды. А Волга – мать русских рек, Волга – река труженица, вниз и вверх по реке везут корабли разные грузы. Какие?

Дети: Лес, нефть, хлеб…

Воспитатель: Волга кормит страну рыбой, снабжает водой города.

1-й ребёнок:

Есть на свете река, глубока, широка
К синему морю бегущая долго.
Далеко-далека, да сердцу близка,
Потому что, река эта – Волга!

2-й ребёнок:

Плывут по Волге пароходы,
Стучат волною в берега
Ты нам дороже год от года,
Родная, милая река!

(звучит музыка плеск воды – на релаксацию)

Воспитатель: Наш Астраханский край называют заповедником. Там где Волга впадает в море и находится заповедник. В какое море впадает река Волга?

Дети: В Каспийское море.

Воспитатель: И живут в этом заповеднике диковинной красоты птицы, звери. А на воде цветёт цветок. Какой?

Дети: Лотос.

Воспитатель: Что вы знаете об этом цветке?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Людей издавна притягивала, изумляла и радовала красота цветков лотоса. В легендах и преданиях цветок лотоса всегда был символом красоты, мудрости и силы. Лотос всегда кормил и лечил людей. Из семян и корневищ лотоса изготавливали муку, крахмал, сахар и масло. Им лечили заболевания нервной и сердечно-сосудистой системы. Лотос растёт, где тепло и много солнца. Листья у лотоса покрыты восковым налётом, и вода скатывается с него, как капельки ртути. Цветы очень хрупкие. С давних времён люди почитают этот цветок священным, чистым. Считается, чтобы стать таким же чистым, красивым и здоровым, как лотос, надо победить в себе ненависть, и научиться любить друг друга. Давайте улыбнёмся и посмотрим друг на друга.

Словно в сказке поднялись лотоса цветы
В дельте Волги выросли прямо из воды.
Лепестки раскрылись, огоньки горят
И меняют цвет они в день сто раз подряд.

“Алые цветы” пальчиковая гимнастика:
Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.

Ладони соеденены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются; затем производятся плавные покачивания кистями рук, после чего пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания “головкой” цветка.

Воспитатель: А какие великие люди родились и жили в нашем городе?

Дети: художник Борис Кустодиев,

поэт Велимир Хлебников

оперная певица Максакова

драмматическая актриса Барсова

киноактёры Борис Неврозов

Владимир Меньшов

Воспитатель: Всё правильно ребята. Эти люди своим трудом прославили наш родной город. И в наше время с нами живут замечательные люди, которые дороги нам, но самое главное, что растёт новое поколение, которое продолжит славные традиции Астраханцев. Это вы, ребята!

(раздача воздушных шаров)

Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь. В астраханском крае, живут люди разных национальностей, их больше ста, но живут они в мире и согласии. Будьте всегда милыми, гостеприимными и доброжелательными. Хочу предложить вам пройти в группу и нарисовать ту достопримечательность нашего Астраханского края, которая вам больше всего нравится.

Цель занятия: развитие речи, обучение составлению рассказов о малой Родине.

Задачи:

  • раскрытие понятия «город»;
  • знакомство с родным посёлком, обогащение и расширение знаний о памятных местах поселка;
  • определение отличительных черт посёлка и города;
  • воспитание любви к родному посёлку;
  • знакомство с устным народным творчеством через пословицы и поговорки о Родине, родной земле.

Ход занятия

Ребята, давайте представим, что сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Как вы думаете, что нужно взять с собой, отправляясь в далекий путь, чтобы не заблудиться? (Ответы детей)

Правильно, нужно взять карту. Я решила взять вот такую карту. Что на ней обозначают эти точки? (Ответы детей). Почему точки разные, большие и маленькие? (Ответы детей).

Знаете ли вы, почему место, где живет много людей, называется городом? Давайте мы произнесем слово «город» медленно, вслушаемся в это слово.

В сказках и былинах город по-старинному называли град : Москва-град, Челябинск-град. В давние времена велись частые войны за землю. Чтобы защитить себя от врагов люди огораживались высокими заборами, а потом ставили крепости. Вы слышите в словах «огородить», «огораживались» знакомое слово? (Ответы детей).

Да, это слово «город». С тех пор огороженное место называют городом. Так от старинного слова «град» образовалось современное слово «город».

Много на нашей планете городов. У каждого есть свое имя, как у человека. Города бывают молодые и старые, шумные и спокойные. А в каких городах вы бывали? (Ответы детей).

Где мы с вами живем? (Ответы детей).

Правильно, в поселке Новогорный. Скажите, чем отличается поселок от города? (Ответы детей).

Да, они отличаются размером: город большой, а поселок маленький. А еще в городах есть высокие здания - небоскребы . Повторите вместе со мной «небоскреб». Эти дома так называются потому, что они возвышаются над другими домами, и кажется, что крыша достает до неба, мо есть «скребет» небо. Отсюда и название «небоскреб».

По улицам города двигается очень много машин, а у нас в поселке - мало.

Также в городах проживает очень много людей, а у нас в поселке - меньше.

Ребята, расскажите пожалуйста о нашем поселке. А чтобы при рассказе ничего не забыть, предлагаю из картинок-помощников составить схему этого рассказа. Первая картинка будет обозначать название нашего поселка.

По второй красивой картине вам нужно будет описать, как красив наш поселок. Третья картинка поможет вам рассказать о том, как прекрасен наш поселок в любое время года. По последней картинке расскажите о самом любимом месте в нашем поселке.

(Заслушивание рассказов детей).

Молодцы, интересные рассказы у вас получились! Мы с вами одна большая, дружная семья, живущая в одном поселке. Про нас говорят - это земляки. Мы с вами любим свой родной город, свою землю. Издавна народ свою землю славит. Об этом много пословиц и поговорок. Какие пословицы и поговорки вы знаете? (Ответы детей).

  • Всякому мила родная сторона
  • Где кто родится, там и пригодится
  • Дома и стены помогают
  • Своя земля и в горсти мила
  • Родная землица и во сне снится.

Назовите пожалуйста основные достопримечательности нашего поселка.

Какой у нас есть завод?

На каких предприятиях трудятся жители нашего поселка?

Молодцы, будем любить наш родной поселок, беречь его чистоту и красоту. А сейчас предлагаю нарисовать самые любимые ваши места в поселке.

Подведение итога: дети могут рассказать о своем родном городе, стараются придумать небольшой рассказ на заданную тему; способны использовать простые символы и схемы.