Как праздновали рождество до крещения руси. Рождество на Руси. Традиции праздника. Что нельзя делать на Рождество

Рождество Христово на Руси

На Русь праздник рождества Христова проник вместе с христианством в X в. и слился здесь с зимним древ-неславянским праздником святками.

Славянские святки были многодневным праздником. Начинались они с конца декабря и продолжались всю первую неделю января. Только с проникновением в быт славян христианства за святками закрепились твердые даты - с 25 декабря, дня мифического рождества Христова, и до крещения, т. е. до 6 января.

В быту древних славян время этого праздника имело важное хозяйственное значение. Заканчивались зимние работы, наступала полоса деятельной подготовки к весне. Хозяйственная жизнь наложила на святки заметный отпечаток и в значительной степени определила праздничные святочные обряды и обычаи. Многие из них, претерпев значительные изменения, перешли в рождественские обряды.

Большое значение славяне придавали магическому очищению от всякой нечисти, скверны, нечистой силы, с чего, собственно, и начинались святки. Для этого тщательно убиралось и мылось жилище, люди мылись сами, окроплялся водой скот. Огнем и дымом отгоняли злых духов.

Большое место в праздновании святок занимали общинные собрания - сходки. На этих собраниях обсуждались важнейшие хозяйственные вопросы, намечался распорядок дальнейших работ. Общинные собрания заканчивались общими праздничными пиршествами, длившимися зачастую несколько дней. Часть пищи «отдавалась» при этом богам, духами душам умерших предков, чтобы таким образом привлечь их на свою сторону. Одновременно устраивались различные увеселения, игрища, гадания, хождение ряженых, святочные торжища (торги, базары). Большое место в святочных обрядах славян занимал также культ растительных духов, производственная земледельческая магия. Выполнение различных обрядов должно было, по мнению верующих, обеспечить хороший урожай, большой приплод скота.

Пережитки всех этих обрядов, обычаев и поверий, правда в значительно изменившемся виде, во многих местах сохранялись до недавних пор.

Еще недавно в некоторых местностях нашей страны праздник рождества начинали так: в сочельник жилище убирали колосьями, стол и пол застилали свежим сеном, в переднем углу, под иконами, ставился необмолоченный сноп. С появлением первой звезды на небе семья усаживалась за праздничный стол. Одним из главных обрядовых блюд на празднике была кутья, или сочиво, т. е. жидкая каша из разваренных хлебных зерен, подслащенная медом. Перед самой праздничной трапезой хозяин брал горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг хаты, затем выбрасывал несколько ложек кутьи через окно или дверь на улицу, символически угощая духов. Мороз приглашался в хату есть кутью и его просили не нападать весной «на жито, пшеницу и всякую пашицу», т. е. не губить весной посевы.

Большое место в рождественском праздничном угощении занимали также специально приготовленные колбасы, свинина. Праздничный стол стремились так загромоздить украшениями и всякими яствами, выпеченными из теста фигурками домашних животных, украшениями из колосьев, чтобы, сидя за этим столом, домохозяева не могли видеть друг друга. Считалось, что изобилие праздничного стола может магически содействовать изобилию, достатку семьи в течение всего года. По окончании праздничной трапезы ложки оставляли в кутье для того, чтобы и духи могли попировать.

Распространенным святочным обрядом было также колядование. При колядовании распевались особые песни - колядки. Первоначально это были магические, колдовские заклинания, якобы обеспечивающие хозяйственное благополучие общины, семьи. Позже появились специальные песни, прославляющие хозяев дома и желающие всяческого благополучия. В отдельных местностях колядующие, приходя в хату, сыпали на пол хаты зерно, преследуя цель магическим путем призвать высокий урожай.

После внедрения христианства церковь увязала колядование с евангельским мифом о появлении вифлеемской звезды, возвещающей рождение Христа. Так языческое колядование превратилось в хождение христославов со звездой из дома в дом. Славящие распевали специальные рождественские церковные песни. К славлению Христа широко привлекались дети. Верующие награждали их подарками, сластями.

Большую активность в «христославлении» проявляло духовенство. Это стало для него крупным источником дохода. В результате обхода домов с краткими молебнами духовенство собирало в рождественские праздники целые подводы продуктов и крупные суммы денег.

В праздновании православного рождества Христова сохранились также пережитки святочных увеселений. О характере рождественских, святочных гуляний свидетельствует следующий документ. В грамоте царя Алексея Михайловича шуйскому воеводе в 1649 г. писалось: «Да на Рождество Христово и до Богоявленного дня (т. е. в продолжение всех святок, до крещения. - Ред.) собираются на игрища бесовские, да пьяные же ходят по Москве попы и иноки и всяких чинов православных христиане, и бесчинной бранью бранятся, и дерутся, и бьются, кричат и вопят, и без памяти упиваются».

Непомерное насыщение пищей и вином являлось пережитком поверья, что таким путем можно магически обеспечить себе сытую и веселую жизнь в течение всего года.

Широко было распространено на святки (а затем перешло и в рождественский обряд) хождение ряженых. Древние славяне, рядясь в шкуры различных животных, верили, что таким образом могут колдовски повлиять на увеличение количества этих животных. С другой стороны, считалось, что в праздник особенно велик разгул нечистой силы. В это верили и христиане, считая, что бог, обрадовавшись рождению сына, открыл двери рая и ада и выпустил ангелов и всю нечистую силу «погулять по земле». Чтобы избежать вредоносного влияния злых духов, верующие по примеру далеких предков рядились, надевали страшные звериные маски, чтобы этим нарядом отпугнуть злых духов или хотя бы сделаться неузнаваемыми и таким образом избежать козней нечистой силы.

Составной частью святочных увеселений было гадание. Возникло оно в результате стремления людей как-то предвидеть будущее и даже магически повлиять на него. Люди хотели заранее знать, каков будет урожай, приплод скота и т. п. Об этом, например, свидетельствуют такие приемы гадания, как вытаскивание зубами соломинки из снопа или травинки из сена, принесенных на святки в избу. Вытянутый полный колос с зерном предвещал хороший урожай, длинная травинка- хороший сенокос.

В более позднее время обычай гадания сохранился главным образом среди молодежи, особенно среди девушек, и свелся к стремлению узнать свою судьбу, узнать или увидеть суженого.

И наконец, остановимся еще на одном святочном, рождественском обычае - украшении елки. Обычай этот не славянский, а перенесен в Россию с Запада. Среди древнегерманских племен был широко распространен культ духов растительности. Эти духи якобы могли оказывать могущественное влияние на урожай хлебов, плодов, фруктов, на приплод скота. По поверьям германцев, обитали эти духи в деревьях, и прежде всего в вечнозеленых елях. Для того чтобы ублаготворить духов, им приносили жертвы - развешивали все свои приношения на елях. Позднее ель украшали уже не в лесу или на поляне, а срубали ее и приносили в селение. Здесь вокруг украшенной ели устраивали праздник. Этот древний обычай христианская церковь включила в рождественские обряды. С развитием экономических связей обычай украшать елку на рождество был завезен в Россию (XVIII в.). В нашей стране украшение елки приурочено к празднованию встречи Нового года. Елка устраивается как забава для детей.

Таково было бытовое содержание славянских святок и слившегося с ними христианского праздника рождества Христова. Православная церковь придавала этому празднику исключительно важное значение. Рождество, по учению церкви, - это вторая пасха.

Центральное место в идеологическом содержании праздника церковь отводила учению о рождении Иисуса Христа в образе человека для искупления грехов людей, для указания человечеству путей спасения. Определяя содержание праздника рождества, один из церковных деятелей писал: «Прославляя в родившемся богочеловеке истинное соединение бога с человеком, праздник рождества Христова нравственно поучает нас святой жизни, достойной родившегося господа» (Дебольский. Дни богослужения... православной церкви, т. I, 1901 г., стр. 38).

В своих богослужениях церковь отводит рождественскому празднику целых 12 дней. Начиная с 20 декабря 5 дней считаются предпразднеством рождества. Наиболее торжественное богослужение совершается в день самого праздника. Это настоящий спектакль, который призван воздействовать на религиозные чувства верующих, поднять их религиозное настроение и сделать их более восприимчивыми к поучениям духовных отцов.

Все идеологическое содержание праздника, вся его богослужебная сторона преследуют одну главную цель: доказать, что все земные неурядицы, вся социальная несправедливость есть результат греховности рода человеческого. И выход из тяжелой земной жизни - в достижении райского блаженства в потустороннем, загробном мире, достичь которого можно только путем выполнения учения Христа.

Призывая людей примириться с жестокой действительностью, отвлекая их от борьбы за улучшение условий жизни, за истинное человеческое счастье на земле, церковь верой и правдой служила феодалам, крепостникам, помещикам и капиталистам. И не случайно царское правительство России считало рождество государственным праздником и весь церковный и полицейский аппарат ревностно следил, чтобы рождественский ритуал строго соблюдался всеми. Делалось это для того, чтобы в дни рождества дать трудящимся обманчивое утешение во «вновь родившемся их спасителе и искупителе их грехов».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги автора

«Ты грустишь, что Руси не нужна ты…» Ты грустишь, что Руси не нужна ты, Что неведом тебе ее путь? - В этом сердце твое виновато: Оно хочет забыть и уснуть. Пусть запутана стезя! Спать нельзя! Забыть нельзя! Пусть дремуч и темен лес - Не заслонит он небес! Выходи поутру за

Из книги автора

Кому на Руси жить плохо? В: Кому на Руси жить плохо? О: Говорливому меньшинству. Появились удивительные люди. Их появление было вполне предсказуемо, но когда исполняются прогнозы, сделанные по исторической аналогии, это как раз самое обидное: значит, все действительно

Из книги автора

Рождество Звонким колокол ударом Будит зимний воздух. Мы работаем недаром - Будет светел отдых. Серебрится лёгкий иней Около подъезда, Серебристые на синей Ясной тверди звезды. Как прозрачен, белоснежен Блеск узорных окон! Как пушист и мягко нежен Золотой твой

Из книги автора

Быкова Н. Г Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» В январе 1866 года в Петербурге вышел очередной номер журнала «Современник». Он открывался строками, которые теперь знакомы каждому: В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай… Эти слова как бы обещали ввести

Из книги автора

6. Волшебник всея Руси – Стою я в туалете Кремля, справляю малую нужду. Скрип дверки, кто-то вошел… встал рядом со мной, и справляет в соседнее очко… Я глазки аккуратно скосил, – не каждый день в такой туалет хожу, кто же тут… Гляжу, а это волшебник Чуров! Держится обеими

Из книги автора

Рождество и Воскресение О романе Александра Солженицына «В круге первом» Среди бесчисленных споров, что ведут между собой герои романа «В круге первом», есть один, на первый взгляд, не самый впечатляющий и памятный, но, несомненно, весьма важный для внимательного

Из книги автора

Народный подвиг (Из жизни Пряшевской Руси) В Пряшевской Руси, и именно в Пряшеве, издается Русской Народной Партией Народная Газета. До апреля месяца этого года газета выходила два раза в месяц, но теперь, благодаря помощи из Америки своих братьев карпатороссов, газета не

Из книги автора

НАРОДНЫЕ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ Возникновение религиозных праздников у славян Научные данные о жизни и быте племен и народов, населявших древние земли Руси, весьма невелики. Известно, что наши далекие предки жили отдельными племенами вдоль берегов лесных

Из книги автора

Крещение Руси Летопись рассказывает, что в 988 г. киевский князь Владимир, разочаровавшись в языческих богах, решил переменить веру. После обстоятельного знакомства с различными религиями князь Владимир признал истинной верой христианство. И над Киевом «воссиял свет»

Из книги автора

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО 25 декабря (7 января) Праздник рождества Христова православная церковь относит к числу своих двунадесятых праздников. Это - один из важнейших праздников христианства, основанный целиком на евангельских мифах, освещающих чудесное рождение Иисуса

Из книги автора

Пасха на Руси На Руси страстная неделя и пасха слились с древнеславянским многодневным весенним праздником.Основным содержанием весеннего праздника славян было чествование духов предков и жертвоприношение полевым и растительным божествам. Очистительные магические

Из книги автора

РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ (МАЛАЯ ПРЕЧИСТАЯ) 8(21) сентября Праздник рождества богородицы, или, как часто православные христиане называют его, малая пречистая, является одним из крупнейших праздников культа богородицы и относится церковью к двунадесятым праздникам.Церковь

Из книги автора

Глава VII. ДИККЕНС И РОЖДЕСТВО В июле 1844 года Диккенс совершил путешествие, которое позже описал в книге «Картины Италии». Картины эти, конечно, очень хороши, но не следует судить по ним об Италии; не следует судить по ним и о том, что чувствовал и думал Диккенс, уехав из

Из книги автора

Миф о Руси-хранительнице Во второй половине XIX в. активизировался интерес к фольклору и начало формироваться новое отношение к истории страны. Народная культура начинает восприниматься как основа и философия крестьянской жизни. В это время проводятся научные

Из книги автора

«Кому на Руси жить хорошо» (Поэма) Пересказ ПрологВ сказочной форме автор изображает спор семерых крестьян о том, «кому живется весело, вольготно на Руси». Спор перерастает в драку, затем мужички мирятся и решают между собой спросить царя, купца и попа, кто счастливее, не

Дмитрий Костромин

Праздник светлого дня Рождества Христова вернулся на Русь и с 1991 года стал "настоящим" праздником - Постановлением Верховного Совета РСФСР день 7 января объявлен выходным. Сам праздник - удивительно "детский", пожалуй, даже самый "детский" изо всех православных праздников. Посмотрите, как дети воспринимают Рождество! И все мы в этот день и накануне его - немного дети. Понятно, что длительное гонение христианства в СССР привело к забвению многих традиций и ритуальных обрядов...

Почему в Православии Рождество празднуется 7 января? Как на Руси праздновали Рождество. Богослужение на Рождество Христово. Еда на Рождество.

Город наш заметает порошею,

Рождество к нам приходит опять...

Мы желаем Вам только хорошего,

То, что можно друзьям пожелать.

Немного истории

Рождество Христово является одним из больших праздников христианства и относится к двенадцати великим двунадесятым праздникам. В восточной церкви праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи праздником. А в западной церкви, в некоторых конфессиях, этот праздник почитается даже выше Пасхи. Это происходит потому, что Рождество Христово символизирует собой возможность спасения, открывающуюся для людей с приходом в мир Иисуса Христа. В восточных странах Пасха символизирует духовное воскресение человека, которое чтится больше чем Рождество Христово.

Окончательно сформированы правила по празднованию Рождества Христова были в IV веке. Так, например, если навечерие праздника припадает на воскресный день, используют правило первое Феофилакта Александрийского для празднования этого праздника. В навечерие праздника, вместо обычных часов читаются так называемые Царские Часы, вспоминаются различные Ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к Рождеству Христову. После полудня происходит литургия Василия Великого, в том случае, когда навечерие не происходит в субботу или в воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время. Всенощное бдение начинается Великим повечерием, на котором выражается духовная радость по поводу Рождества Христова пророческой песней "Яко с нами Бог".

Однако красивый и торжественный праздник Рождества Христова празднуется в разных странах не одинаково, а несет на себе отпечаток обычаев и традиций определенного народа. Так, например, в католицизме Рождество Христово отмечается пышно и торжественно тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем. Такое построение праздника символизирует собой Рождение Иисуса Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего человека. Со времен Франциска Ассизского в католических храмах устанавливают ясли с фигуркой Младенца Христа, для того чтобы верующие могли совершить поклонение образу новорожденного Иисуса Христа. Сооружается вертеп (то есть пещера, где родился Иисус Христос) с фигурами Святого семейства и в православных храмах.

И в католицизме и в православии во время Рождественской проповеди особенно подчеркивается та мысль, что с рождением Иисуса Христа (что символизирует приход в мир людей Мессии) открывается возможность перед каждым верующим человеком достичь спасения души и через исполнение учения Христова получить жизнь вечную и райское блаженство. В народе праздник Рождества Христова сопровождался народными гулянием, песнями и играми, посиделками и колядованием, святочным весельем.

*Рождество на Руси*

Рождество Христово - "вторая Пасха"; великий праздник, святой день, чтимый более всех других дней года - после дня Светлого Христова Воскресения.

Мерцает звездами ночное небо над Вифлеемом... А мы вместе с пастухами слышим ангельское пение, видим ангела-благовестника и радуемся рождению чудесного Отрочати. Но радость наша не буйна, как ликование язычников. Она тихая, христианская. Мы знаем, что страдание и смерть ждут этого Младенца. Он, безвинный, будет неправедно осужден, и те, ради кого Он явился в мир, будут кричать Пилату: "Распни! Распни Его!" Поэтому радость о пришествии Бога окрашивается грустью. Но знаем мы и то, что Он пришел для Воскресения, для того, чтобы избавить нас от смерти и победить зло. И опять на душе покой.

Григорианский и Юлианский или Новый год и "Старый" Новый год

С Рождеством Христовым я Вас поздравляю!

Счастья и здоровья, блага всем желаю,

Святости, лукавства - в меру чтоб всего,

Радости, удачи. Плохого - ничего!

А для православных христиан в России, Грузии, Святой земле, а также для некоторых других церквей восточного обряда, день, традиционно считающийся днём рождения Иисуса наступит позднее.

Временное несоответствие празднования Рождества различными церквами в связано с тем, что Большинство стран Европы и США Рождество отмечают по григорианскому календарю - 25 декабря, а Россия - по юлианскому, 7 января (т.е. 25 декабря по григорианскому календарю совпадает с 7 января по старому стилю).

В юлианском календаре средняя длительность года в интервале 4-х лет равнялась 365.25 суток, что на 11 мин 14 с длиннее тропического года.

Длина года в григорианском календаре в среднем равна 365.2425 суток, что лишь на 26 с превышает тропический год.

Различие между старым и новым стилями в 1582 году (в год, когда он был введен в Европе папой Григорием) составляло 10 суток, в 18 веке - 11 суток, в 19 веке - 12 суток, и в 20 соответственно - 13 суток.

В нашей стране григорианский календарь был введён в 1918 году, но русская православная церковь продолжает пользоваться юлианским календарём по сей день, объясняя нежелание переходить на новый стиль тем, что тогда нарушится устройство церковного года.

Как на Руси праздновали Рождество

И Рождество как маг, волшебник,

Как драгоценный талисман.

Здоровья, бодрость и веселье,

И счастье пусть подарит Вам.

На Руси Рождество начали отмечать в Х веке. Издавна это был тихий и спокойный праздник. Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и разгул - святки.

С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей и девушек, гадали. Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски. Кстати, с XVI века святочные маски стали официально называться харями и рожами.

Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные и водочные палатки. Люди побогаче засиживались допоздна в ресторанах и кабаках. Купцы катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы. В деревнях святки отмечали всем миром, переходя из хаты в хату.

Москвичи на Рождество отправлялись гулять в Петровский парк. Марьину рощу, Останкино, Сокольники.

Шумно праздновали Рождество и российские государи.

Пётр Первый имел обыкновение потешаться святочными игрищами. В царских теремах все рядились, пели песни, гадали. Сам государь с многочисленной свитой объезжал дома знатных вельмож и бояр. При этом все должны были рьяно веселиться - кто имел "кислую мину", был бит батогами.

Елизавета Петровна святки справляла по старинным русским обычаям. Придворные должны были являться ко двору костюмированные, но без масок. Императрица и сама рядилась, а ещё государыня очень любила петь с девушками святочные песни.

Екатерина Великая уважала народные потехи и развлечения и частенько принимала в них участие. В Эрмитаже играли в жмурки, фанты, кошки-мышки, пели песни, а императрица лихо отплясывала с мужиками.

Богослужение на Рождество Христово

В V веке Анатолий, Патриарх Константинопольский, а в VII веке Соффоний и Андрей Иерусалимские, в VIII веке Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский, а также Герман, Патриарх Константинопольский для праздника Рождества Христова написали церковные песнопения, которые и использует нынешняя церковь. А также исполняется Рождественский кондак "Дева днесь...", написанный преподобным Романом Сладкопевцем.

Христос раждается - славите!

Христос с небес - срящите!

Христос на земли - возноситеся,

Пойте Господеви вся земля,

И с веселием воспойте, людие,

Яко прославися!

В храме совершается служение Божественной Литургии. Посреди храма, там, где обычно выставляется праздничная икона, стоит устроенная из еловых веточек, усыпанная звездочками пещерка. Не забыты и меньшие братья, свидетели Рождества: коровка и теленочек. Они тоже участвуют в торжестве. Может быть для того, чтобы лучше приблизиться к великой тайне? А для этого, по словам Христа, надо уподобиться детям.

Сам праздник - удивительно "детский", пожалуй, даже самый "детский" изо всех православных праздников. Посмотрите, как дети воспринимают Рождество! И все мы в этот день и накануне его - немного дети. Мы вместе наряжаем ёлочку - и сколько радости у всех!

Чтобы достойно подготовиться к празднику Христова Рождества, Церковь установила время подготовки - Рождественский пост. Во время всего поста следует воздерживаться от развлечений, пустой траты времени на удовольствия, от праздности - ведь настоящий праздник впереди.

Всё большее место в ежедневных богослужениях занимают песнопения, повествующие о Рождественских событиях, все строже становится пост. Последняя неделя перед Рождеством имеет своим прообразом Страстную седмицу. И трогательные, щемящие напевы Страстной положены в основу предрождественских песен.

Канун Рождества - Сочельник... Ожидание достигло своего апогея. В этот день Литургия соединяется с вечерней, которая знаменует собой начало следующего дня, ведь день церковный начинается с вечера. Следовательно, после торжественной Литургии и соединенной с ней вечерни, наступает время первого дня Рождества. Но пост пока не отменяется. В снедь нам предлагается особое предрождественское кушанье - "сочиво". Именно оно дало название кануну Рождества - Сочельнику. "Сочивом" называли на Руси сваренные с медом зерна пшеницы. И это не просто обычай. Как все, что освящено церковной традицией, трапеза сочельника имеет свое глубокое символическое значение. Мы поминаем сочивом Христа-Богочеловека, подобно волхвам, прозревая в Его Рождестве земной подвиг, смерть и Воскресение. Ведь зерно - это евангельский образ смерти и воскресения: "...аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает, аще же умрет, много плод сотворит...". В смерти Его - залог Его Воскресения и воскрешения нашего.

Наступление Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января ввел с 1699 года российский император Петр I. До того, согласно историческим хроникам, с датой празднования главного зимнего праздника был полный разнобой. Древние славяне-землепашцы начинали работы на полях после зимы с 1 марта. И именно этот день считали началом нового года. По другим источникам, его отмечали 22 марта — в день весеннего равноденствия. Для многих предков-язычников, считавших своим божеством злобного морозного деда Трескуна (Карачуна), Новый год начинался в декабре на «зимний солнцеворот» — самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы.

К слову, в канун Нового года Русь отмечала Васильев день. В IV веке архиепископ Василий Кесарийский почитался как великий богослов. А на Руси его стали называть Василием-свинятником, не имея под этим ничего дурного. На Новый год было принято готовить из свинины множество блюд. Считалось, что благодаря этому Василий, покровитель свиней, непременно улучшит поголовье этих важных в хозяйстве животных. Вот и потчевали гостей, ходивших по домам, пирогами со свининой, вареными свиными ногами… А чтобы получить хороший урожай, совершали обряд «обсевания» — рассыпали по дому яровую пшеницу, читали специальную молитву, а потом хозяйка собирала зерна и хранила до весны — времени сева.

В 988 году, после введения князем Владимиром Святославичем христианства на Русь пришел византийский календарь, празднование Нового года было перенесено на 1 сентября. Время, когда урожай собран, работы завершены, можно начинать новый жизненный цикл. И довольно долго параллельно существовали два праздника: по-старому — весной и по-новому — осенью. Разногласия продолжались до ХV века, тогда указом царя Ивана III официальной датой празднования Нового года на Руси стало 1 сентября и для церкви, и для мирских людей.

И так было до 20 декабря 1700 года, когда Петр I подписал свой указ, по которому празднование Нового года перенеслось на 1 января. Молодой царь внедрял европейские обычаи, так что 1 января 1700 года по его велению дома были украшены сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостином дворе — так, как это исстари делали в Голландии. Царь счел 1700-й — началом нового столетия.

В исторических документах зафиксировано, что в ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700-го на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, пушечные и ружейные салюты, москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Бояре и служивые люди были облачены в венгерские кафтаны, а женщины — в нарядные иноземные платья.

Отметили новый праздник, как говорится, на полную катушку. Торжества продолжались вплоть до 6 января и окончились крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, Петр I не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

С тех пор празднование Нового года проводилось постоянно, из Германии в дома пришел обычай украшать игрушками елки в домах. А к ХХ веку в России появился новогодний волшебник Дед Мороз, прообразом которого принято считать сразу нескольких персонажей: языческого колдуна Карачуна (Трескуна), Святого Николая Чудотворца, немецкого волшебника «старого Рупрехта» и сказочного русского персонажа Морозко.

В начале ХХ века Россия переживала очень тяжелые времена. В 1914 году, во время Первой Мировой войны, власти запретили новогодние торжества, чтобы не повторять традиции праздника, перенятые у немцев, воюющих на другой стороне. После 1917-го Новый год то возвращали, то запрещали, в 1929 году 1 января и вовсе сделали рабочим днем. Однако в 1930-х главный зимний праздник все же был в СССР реабилитирован.

А вот Старый Новый год в России впервые отметили 14 января 1919 года. В 1918 году по решению Совета Народных Комиссаров был утвержден «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». Связано это было с тем, что европейские страны давно жили по григорианскому календарю, названному так в честь Папой Римского Григория XIII, а Россия — по юлианскому (от имени Юлия Цезаря). С тех пор у русских людей установился обычай праздновать Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января, и тем самым отмечать любимый зимний праздник еще раз.

Рождество Христово берет начало с самого Крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Испокон веков Рождество считалось праздником милосердия и доброты, призывавшим заботиться о немощных и нуждающихся. В праздничные дни, начинавшиеся 7 января по григорианскому календарю, в русских городах устраивались благотворительные аукционы и балы, организовывались праздничные столы с «государевыми» пирожками, кренделями и графинчиками с «горькой» для нищего люда, дарились подарки больным и сиротам. А в морозные зимние деньки от Рождества до Крещения (19 января), именуемые святками, праздничная трапеза чередовалось с бурным весельем. Устраивали катания с гор на санях и ледянках, игры в снежки, кулачные драки, колядки. Название этой древнерусской забавы происходит от имени языческого божка пиршеств и мира Коляды.

Колядовать на Древней Руси любили и молодежь, и старики. Вечерами, облачаясь в звериные шкуры или смешные наряды, толпа отравлялась по домам за угощениями и деньгами. Самые скупые хозяева пытались отделаться от навязчивых визитеров парой баранок или конфет, за что получали от остроязычных весельчаков недобрые пожелания — в новом году заполучить «на двор чертей, а в огород — червей» или собрать урожай пшеницы «сплошь с пустыми колосками». А чтобы гости забрали страшные слова, их приходилось одаривать щедро.

В рождественские дни на улицах городов можно было видеть и дрессированных медведей, которые ходили на задних лапах, играли на гуслях и танцевали, а после представления обходили зрителей с шапкой и подолгу стояли возле тех, кто скупился на заслуженную награду.

Особое место в эти дни занимали святочные гадания. Как и сейчас, девушки мечтали заполучить завидного жениха. «Хочу суженого — красавца писаного и щеголя, кудри длинные, сапожки высокие сафьяновые, рубаха красная, кушак золотой», — говорили они старинный заговор.

В дни святок молодые девушки часто гадали «на суженого», разложив на полу у печки пшеничные зерна. В дом приносили черного петуха. Считалось, что если петушок склюет все зерна, то жених наверняка вскоре объявится. А если «вещая» птица от угощения откажется, то суженого в Новом году ждать не стоит.Особой популярностью пользовались и гадания воском. Растопленный воск наливали в таз с водой, а затем рассматривали получившиеся фигурки. Если виднелось сердечко, то это считалось знаком к грядущим «амурным делам». Вилы означали ссору, медальон — богатство, а бублик — безденежье.

Главными блюдами на рождественском столе на Руси являлись деликатесы из свинины: зажаренный поросенок, фаршированная свиная голова, жареное мясо кусками, холодец, заливное. Помимо свиных блюд, на праздничный стол подавались и другие блюда из птицы, дичи, баранины и рыбы. Мелко нарезанное мясо варили в горшках вместе с традиционной полужидкой кашей. Также традиционными угощениями являлись ватрушки, калачи, пироги, колобки, кулебяки, курники, расстегаи и тд. Выбор десертов был более скромным: рождественский стол обычно украшали фрукты, пастила, пряники, хворост, печенье и мед.

Гонения на Новый год в начале ХХ века коснулись и Рождества. Сначала были запрещены рождественские елки, а потом и Дед Мороз. В конце 1920-х был издан указ, в котором говорилось: «В день нового года и дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях». Тогда 1 января 1929 года стал обычным рабочим днем, а празднование Рождества и вовсе стало вне закона.

Лишь спустя шесть лет, в 1935 году, курс внутренней политики по отношению к праздникам был изменен, Новый год был признан светским праздником, а Рождество оставлено церкви, отделенной от государства. Статус выходного дня Рождество получило лишь в 1991 году, уже после развала СССР.

День отсчета нового года в России переносился дважды. До XV века его встречали в марте, затем в сентябре, а в 1699 году Петр I «назначил» празднование на 1 января. Русский Новый год - праздник, вобравший в себя обычаи язычества, христианства и европейского просвещения. 20 декабря 1699 года вышел указ императора Петра I «О праздновании Нового года», в одночасье перебросивший всю страну на три месяца вперед - привыкшие к сентябрьской встрече нового года россияне 1700 год должны были встречать уже 1 января.

До конца XV века завершением годичного цикла на Руси считалась весна (такие же представления до сих пор бытуют в некоторых странах Средней Азии). До принятия православия праздник этот был связан исключительно с языческими поверьями. Славянское язычество, как известно, было тесно переплетено с культом плодородия, поэтому новый год встречали тогда, когда земля пробуждается от зимнего сна - в марте, с первым весенним равноденствием.

Ему во время зимнего солнцеворота предшествовали 12-дневные «Коляды», от которых до наших дней дошла традиция «ряжеными» ходить по домам и петь песни, разбрасывая у порога зерно. И сегодня во многих отдаленных уголках России и СНГ «ряженым» принято отдавать блины и кутью, а в древности эти блюда выставляли на окна, чтобы задобрить духов.

С принятием православия обрядовая сторона встречи нового года, конечно, изменилась. Православная церковь долгое время не придавала ему большого значения, но в 1495 году добралась и до этого праздника - он был официально назначен на 1 сентября. В этот день в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья».

Празднование открывали патриарх и царь на соборной площади московского Кремля, их шествие сопровождалось колокольным звоном. С конца XVII века царь и свита выходили к народу в самых нарядных одеждах, то же было велено делать и боярам. Выбор пал на сентябрь, поскольку считалось, что именно в сентябре Бог сотворил мир. За исключением торжественной церковной службы, Новый год отмечали как любой другой праздник - с гостями, песнями, плясками и угощением. Назывался он тогда иначе - «Первый день во году».

Традиция сохранялась почти 200 лет, после чего в жизнь русского народа ворвался вихрь перемен по имени Петр Алексеевич Романов. Как известно, молодой император почти сразу после восхождения на престол начал жесткие реформы, направленные на искоренение старых традиций. Попутешествовав по Европе, он вдохновился голландской манерой отмечать Новый год. Кроме того, вышагивать в расшитом золотом облачении по соборной площади ему совсем не хотелось - хотелось того веселья, что он видел за границей.

20 декабря 1699 года (по старому летоисчислению это был 7208 год), на пороге нового столетия, император издал указ, гласивший: «…Волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».

Указ был длинным и очень подробным. В нем оговаривалось, что всем следует в эти дни украшать дома еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями и не снимать украшений до 7 января. Знатным и просто состоятельным гражданам велено было в полночь палить из пушек на дворах, стрелять в воздух из ружей и мушкетов, а на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк.

На улицах император распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. К 1700 году почти все европейские страны уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем Европа.

1 сентября осталось церковным праздником, но после петровской реформы как-то отошло на второй план. В последний раз чин летопроводства был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра, который сидел на кремлевской соборной площади на престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом, как делал его дед. После этого с благолепным осенним празднованием было покончено - волей Петра традиции просвещенной Европы слились с языческой природой, от которой остались обряды дикого веселья.

6 января первые в российской истории «прозападные» торжества окончились в Москве крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Бояре и служилые тоже не избежали императорского внимания - их обязали облачиться в венгерские кафтаны и жен своих одеть в иностранные платья. Для всех это была настоящая мука - рушился веками установленный уклад, а новые правила выглядели неудобными и устрашающими. Такой способ встречи Нового года повторялся каждую зиму, и постепенно все же прижились и новогодние елки, и полуночные пушечные залпы, и маскарады.

В канун старого Нового года у славян отмечают народный праздник - Щедрый вечер. В России вечер перед старым Новым годом называют Васильевым, так как в этот день церковь отмечает память Василия Великого. Другое название — богатый свят-вечер. Вечером 13 января все хозяйки готовят вторую или щедрую кутью, которую, в отличие от постной, заправляют мясом и салом. По традиции миску с кутьей ставят в угол, где стоят иконы.

На щедрый вечер хозяйки готовили к столу самые лучшие и вкусные яства. Главным блюдом на праздничном столе считался жареный поросенок - символ плодовитости скота и плодородия земли. В народе это пора считается временем разгула нечистой силы. В этот вечер после заката солнца и до самой полуночи ходят девочки подростки и щедруют, отгоняя своими песнями всю нечисть и желая хозяевам счастья, здоровья и удачи в новом году.

На рассвете 14 января молодые парни шли посевать зерном к крестным, близким родственникам, знакомым. По народным поверьям, на старый Новый год первым в дом должен был зайти мужчина - считалось, что это принесет счастье в дом на весь будущий год. Посевальщики поздравляли всех с новым годом и желали богатства и изобилия специальными присказками. В ответ хозяева одаривали их пирогами, конфетами и другими сладостями. Считалось, что деньги давать посевальщикам нельзя - с ними можно отдать благополучие в доме.

В некоторых селеньях до сих пор сохранился такой обряд: в ночь под старый Новый год сжигают свою старую одежду и сразу же одевают новую. Это символизирует начало новой, лучшей жизни. Чтобы оградить в новом году свой дом от всех бед, 14 января надо с тремя зажженными свечами обойти все комнаты по часовой стрелки и при этом креститься. Также утром 14 января надо взять топор и несильно постучать им по порогу, говоря” жизнь, здоровье, хлеб”.

В народных поверьях с праздником старого Нового года связано немало примет.
. Не следует в этот день произносить слово “тринадцать”.
. 14 января нельзя считать мелочь, иначе весь год будете лить слезы.
. На старый Новый год и в Васильев вечер нельзя ничего давать в долг, иначе весь год в долгах проведешь.
. Также приметы гласят, что если 14 января вынести мусор, то и счастье из дома вынесешь.
. Если ночь на Старый Новый год тихая и ясная, год будет счастливый и удачный.
. Если 14 января взойдет яркое солнце, год будет богатым и урожайным.
. Если иней укроет все деревья, будет хороший урожай зерновых.
. С какой стороны на Старый Новый год небо покрыто облаками, оттуда и счастье будет.
. Если выпадет снег на Старый Новый год, значит, следующий год будет счастливым.

Как на Руси праздновали Рождество — православный праздник, который отмечается во всех уголках нашей страны.

Всем доброго дня и прекрасного настроения, друзья.

Как на Руси праздновали Рождество

Празднество Рождества выделяется среди других гуляний. Церковный календарь и устав придают большую роль этому действу, перед ним идёт продолжительный пост, который в преддверии праздника становится наиболее строгим. Начиная со второго января (по новому стилю) постничающим не позволяется есть рыбу.

Напоследок, в преддверие Рождества Христова — Сочельник, следует самый строгий пост. Заведено не есть пищу до наступления сумерек, ожидать восход первой звезды, сродной звезде Вифлеемской, ведущей когда-то волхвов к колыбели Иисуса. Рождество Христово чтилось христианами завсегда, хотя празднование происходило с Крещением Господним девятнадцатого января и лишь со временем стало праздноваться особо.

В наше время этот праздник отмечается православными 7 января, согласно юлианскому календарю.
На Руси Рождество стали встречать в X веке. Праздновали довольно простецки и в хоромах царей русских, и в обычных хатах. Затемно отправлялись за водой, которая считалась животворной: пили, умывались, на ней ставили тесто для праздничного хлеба. 7 января кончался пост.

Готовили 12 скоромных блюд, среди них были узвар — компот из сухофруктов и кутя — каша из пшена. Золу из рождественского очага применяли в разнообразных ритуалах. Кутю и узвар давали домашней скотине, при этом дети изображали звуками их голоса, чтобы в этом году с ними не сталось ничего скверного.

За ложкой кути читалась молитва за усопших родичей, для них оставляли пищу. На столе появлялось мясное, вино, сладости. Потчевали гостей жареным молочным поросёнком, холодцом, пирожками, пельменями.

Дарили съестные подарки: торты, варенья, конфеты. Подносили забавные игрушки, варежки и рукавицы. Существовало поверье, что в ночь нужно было нарядиться во что-то новое или хотя бы вещь белого цвета. Немаловажной приметой считалась монета, запечённая в пирог. Тот, кому она попадётся будет самым счастливым и удача его не обойдет.
Святки, а с ними пиршество и кутёж затевались на следующий день. Пели песни, водили хороводы, готовили жуткие святочные маски, одевали карнавальные костюмы, наряжались волками, петухами, козами, любой нежитью. Наводили страх на девчат и детвору.
Святки встречали всем людом, с широким размахом. На площадях ставили балаганы и торговые палатки со снедью, веселились допоздна. Народ побогаче разъезжал на тройках. Аристократы закатывали пиры.

Вот так праздновали замечательный праздник в старину!

А как встретили Рождество Вы, друзья? Пишите в комментариях — очень интересно.

У христиан одним из важнейших праздников является Рождество – празднование рождения Иисуса Христа, сына Бога и Спасителя человечества. Празднование Рождества Христова в России претерпевало немало изменений, особенно во времена революции, но сегодня традиции старой Руси вновь возрождаются, молодежь всё так же ходит по домам с колядками, христиане соблюдают рождественский пост, а в сочельник на стол обязательно ставят кутью. Большинству из нас эти традиции знакомы и любимы, но откуда они взялись, и сильно ли отличаются от первоначальных?

  • Отличие Рождества католического от православного
  • Традиции празднования православного Рождества Христова
    • Рождественский пост
    • Сочельник
    • Рождество
    • Святки
  • Традиции празднования католического Рождества
  • Как новогодняя ёлка связана с Рождеством?
  • История празднования Рождества в России

Отличие Рождества католического от православного

Строго говоря, точной даты, когда родился Иисус Христос, не знает никто. Первые христиане вообще не отмечали отдельно Рождество, а объединяли его вместе с Крещением в единый праздник Богоявления, который отмечали 6 января. Возможно, они думали, что Мессия, пришедший на землю для искупления человеческих грехов, должен был появиться на свет в тот же день, когда не менее чудесно появился Адам – первый человек и первый же грешник. Эта дата продержалась до IV века, пока император Константин I не распорядился разделить праздники и отмечать Рождество 25 декабря. Этим он пытался косвенно подтвердить, что непорочное зачатие произошло в день еврейской Пасхи, то есть, 25 марта. Но ещё важнее было затмить новым праздником день почитания Солнца, который был очень уважаем языческим населением. Нужно было заставить людей забыть старых богов, чтобы они обратились к новому.

Многие века потом католическое и православное Рождество праздновалось в один день – 25 декабря, пока в конце XVI столетия папа Григорий вместо старого юлианского не ввёл новый календарь, названный его именем. Тут-то между католиками и православными и возникли разногласия.

Ряд восточнокатолических и православных церквей отказались переходить на григорианский календарь и продолжали отмечать Рождество 25 декабря по юлианскому календарю, но поскольку страны, в которых они действовали, перешли на григорианский календарь, то и получилось, что этот день уже приходился на 7 января по новому стилю.

У большинства же католиков, протестантов и ряда православных конфессий эти даты просто совпали, поэтому там и празднуют Рождество 25 декабря. В этом главное отличие Рождества католического от православного.

Поскольку разница между юлианским и григорианским календарём существует, то разбег между датами медленно, но неуклонно растёт, и в следующем веке добавится ещё один день разницы во времени празднования Рождества по старому и новому стилям.

Традиции празднования православного Рождества Христова

Рождественский пост

Конечно, нас больше интересует, как празднуют Рождество Христово в России. Характер этого праздника у нас такой же, как и в любой другой христианской стране – это сугубо семейное торжество. В своём рассказе мы будем опираться на те традиции, которые были привиты нашими предками еще на Руси, до наших дней дошла большая их половина, но изначальный их смысл уже мало кому известен.

Традиции празднования Рождества на Руси неизменно связаны с рождественским или филипповским постом, который начинается за 40 дней до самого праздника (у православных – 28 ноября). Название «филипповский» связано с тем, что «заговенье» (канун поста) приходится на день памяти апостола Филиппа. В этот день доедаются все запасы мясных и молочных продуктов, дабы потом они не вводили в соблазн. Рождественский пост не такой суровый, как великий. Он нужен для очищения души покаянием и молитвой, а тела – умеренностью в пище. Но ближе к Рождеству пост становится строже.

Сочельник

Встреча празднования Рождества предваряется сочельником – последним днём перед двунадесятым праздником. Постящимся в этот день полагалось есть сочиво – сваренные с добавлением мёда ячменные или пшеничные зёрна. Уже с утра сочельника верующие начинали готовиться к празднику: мыли полы, убирались в доме, после чего и сами шли в баню. С наступлением вечерней трапезы оканчивался и строгий филипповский пост.

Все собравшиеся за столом родственники ждали появления на небе первой звезды – эта традиция навеяна историей Рождества с Вифлеемской звездой, оповестившей мир о рождении Мессии.

Очень интересно, как в старину праздновали Рождество. В сочельник хозяйки приступали к приготовлению обрядовых блюд, которых на столе должно быть ровно 12 – чтобы хватило всем апостолам. Для поминовения усопших готовилась кутья – приправленная льняным маслом и мёдом пшеничная каша. Тарелку с кутьёй ставили под иконами, подкладывая под первую сено – это должно было напоминать первую колыбель Иисуса. Делали также взвар (узвар) – компот из сухофруктов и ягод, который был посвящён рождению на свет младенца. Рождественский стол должен быть разнообразным и сытным, поэтому непременно пекли пироги, блины и расстегаи. С окончанием длительного поста на стол возвращались мясные блюда: колбасы, окорока, ветчина. Приветствовался запечённый поросёнок или гусь.

Под скатерть на столе настилали солому. Вначале на него ставили свечу и тарелку с кутьёй, затем из-под скатерти вытягивали соломинку, на которой гадали – если попадётся длинная, то урожай хлеба будет хорошим, а в противном случае жди неурожая. Уже в сочельник работать (кроме бытовой уборки) было нельзя.

Описывая, как праздновали Рождество на Руси, нельзя не упомянуть об одной из самых ярких и интересных традиций – колядовании . Изначально эта традиция была языческой, одним из видов поклонения Солнцу. Но за последующие столетия христианство вытравило из народной памяти практически все языческие традиции либо встроило их в систему собственных обрядов. В деревнях ряженая в вывернутые наизнанку тулупы и с раскрашенными лицами молодёжь начинала ходить по домам, возле которых радостно возглашала, что Спаситель родился, разыгрывала простенькие представления, пела рождественские песни, желала хозяевам благополучия и здоровья, а после этого хозяева одаривали колядовальщиков какими-нибудь сластями, колбасой, караваем или даже деньгами. Было поверье, что после захода солнца в рождественскую неделю нечисть вылезает на свет божий и начинает делать людям всякие пакости. А блуждающие между домами ряженые должны были показать этой нечисти, что сюда путь заказан.

Крестники накануне Рождества носили своим крёстным родителям кутью, пели им рождественские песни, за что также удостаивались подарков. В этом было общее, как праздновали Рождество на севере России, а также в Беларуси и Малороссии.

Рождество

Празднование Рождества на Руси приобрело ещё такую интересную традицию. Ещё до рассвета в день Рождества на селе проводили обряд посевания изб . Человек во время рождественского поста освобождался от всего плохого, накопленного за предыдущий год. Теперь же нужно было «засеять» его душу зёрнами удачи и благополучия – в этом и состоял сакральный смысл посевания. Первым в избу должен был войти мужчина (чаще всего пастух), держащий торбу с овсом. Он должен был с порога начать разбрасывать зерно, одновременно желая хозяевам благополучия.

С приходом Рождества заканчивается и пост, поэтому к постным блюдам на столе, наконец, добавлялись долгожданные скоромные, то есть, содержащие животные продукты, а также спиртные напитки. При этом со стола не исчезает узвар, кисель, сочиво и рыба, зато к ним добавляются колбасы, заливное, гусь, жаркое, курица, пряники и блины, колядка, прочая выпечка – всё, что сможет приготовить хозяйка к великому празднику. Щедрость угощения была обоснована не только голодными желудками после поста, но и тем, что к такому столу устремлялись добрые духи, всю ночь боровшиеся с нечистью. Им также требовалось немедленно подкрепиться, чтобы и дальше защищать хозяев от невзгод.

Святки

Говоря о том, как празднуют праздник Рождество русские, украинцы и белорусы, важно понимать, что он впитал в себя множество дохристианских, языческих обрядов, которые соответствовали древним верованиям славянских народов. Так, народные гуляния, называемые святками, могут служить лучшей тому иллюстрацией. Когда ещё в первые века прихода христианства на русскую землю, Рождество совпало с древним языческим обрядом святок, они не были вытеснены христианством, а поглощены им, превратившись в рождественские святки.

Они начинались в первый день после Рождества и продолжались до 19 января, то есть, до даты Крещения. В святочные дни у девушек было принято гадать на «суженого», а способы гаданий были очень разнообразны и отличались в разных местностях.

Видео о традициях празднования Рождества Христова:

Традиции празднования католического Рождества

У католиков очень многие принципы празднования Рождества практически не отличаются от наших. В рождественскую ночь во всех храмах проводятся праздничные литургии. Все верующие должны обязательно присутствовать на торжественном богослужении, даже те, кто в другое время в церкви почти не появляется.

В сочельник в Европе принято наряжать ёлку, на вершине которой устанавливается 6-конечная «Вифлеемская звезда». Светящиеся гирлянды на ёлке напоминают исходящий из пещеры свет, который увидели пастухи, и направились туда, чтобы поклониться Мессии.

Также в храмах устраиваются «вертепы » из различных материалов (еловых веток, картона), представляющие собой инсталляцию пещеры, где появился Иисус, и её персонажей: Иосифа, Марии, ягнят, ослика, ангелов и волхвов. Верующие в этот день дарят друг другу свечи, небольшие иконки и другие подарки, которые необязательно должны быть дорогими, но подаренными искренне. Дарят и сладости, которые любят не только дети. Более подробно о традициях празднования Рождества Христова в разных странах Европы и по всему миру читайте в другой статье на нашем сайте.

В сочельник пост продолжается до позднего вечера, поэтому за столом едят лишь сочиво. К празднику готовят рыбу, постные блюда, утку или гуся, но есть их можно только после Рождества, то есть, полуночи. Перед началом праздничной трапезы все сидящие за столом совершают молитву, после чего преломляют облатку (кусочек пресного хлеба). За столом должно оставаться одно пустующее место, предназначенное для любого человека, который может зайти в этот дом и присоединиться к трапезе.

Как новогодняя ёлка связана с Рождеством?

Если вспоминать, какие традиции празднования Рождества оказались наиболее стойкими и самыми радостными, то нельзя забыть про ёлку, заботливо наряженную к зимним праздникам.

Историки считают, что рождественские ели стали появляться впервые в немецких домах в VIII веке, когда был издан запрет на установку в домах больше одного дерева. По этому документу и удалось установить примерный возраст этой традиции.

Уже в те времена ёлки стали наряжать цветными бумажными фигурками, разными блестящими мелочами, монетами и даже выпечкой. В Скандинавии и Германии к XVII столетию эти привычки сформировали устойчивую традицию, которая незаметно стала связанной с рождественским праздником.

Когда где-то рассказывают, как празднуют Рождество в России кратко, то обязательно отмечают, что в России ёлки получили доступ в дома на Рождество благодаря Петру I – именно первый российский император повелел украшать в святые дни дома сосновыми либо еловыми ветками. Но впервые целые деревья в столичных залах стали устанавливать в 1830-х годах, и делали это жившие здесь немцы. Эта традиция быстро приглянулась и русским, которые придали ей традиционный для себя широкий размах. В результате ёлки стали ставить в больших количествах на городских улицах и площадях, и они стали прочно ассоциироваться с празднованием Рождества.

История празднования Рождества в России

Рождество Христово праздновали до революции 25 декабря. Во всех российских храмах начиналось богослужение в честь дня рождения Спасителя. Рождество в России издавна чтили и любили, поэтому во многих российских городах были построены храмы в честь Рождества Христова. Для молодёжи самой любимой рождественской традицией и одновременно развлечением было колядование.

После 1917 года для церкви наступили смутные времена. Большевики запретили отмечать церковные праздники, экспроприировали, разграбили или разрушили многие храмы и монастыри. Населению приходилось работать в праздничные дни, чего раньше никогда не было. Досталось и ёлке, которую также причислили к символам веры и на некоторое время её также запретили. Однако любовь народа к этой безобидной традиции была так сильна, что в 1933 году властям пришлось вернуть её, но теперь ёлка стала просто новогодней.

Даже в период запрета Рождества многие жители страны тайком продолжали его отмечать, втайне приносили домой еловые ветки, посещали священников, крестили детей и совершали обряды. Некоторые пели у себя дома рождественские гимны. А ведь празднование Рождества в России в то время могло закончиться для человека весьма печально, если бы об этом узнали власти.

Когда в 1991 году распался СССР, то официально было разрешено и празднование Рождества. Но нужно признать, что за годы Советской власти люди в массе своей отвыкли от празднования религиозных праздников, поэтому в нашем обществе главным зимним праздником по-прежнему остаётся Новый год.

Хотя попытки возрождения старых рождественских традиций, несомненно, делаются. Многие ходят по домам с колядками, по федеральным телеканалам транслируется торжественное рождественское богослужение из восстановленного храма Христа Спасителя, крестники носят своим крёстным родителям кутью. Так что память о празднике жива, и если посмотреть на традиции Руси, то многие из них возрождаются с новой силой.

А как Вы празднуете Рождество? Придерживаетесь традиций старой Руси или же считаете такое празднование устаревшим? Поделитесь своими обычаями в комментариях – нам будет очень интересно узнать о них!