Как праздновали рождество до крещения руси. Личный Наташин дневничок…. Ранние традиции на Руси

«Са-ахарный сын по-очтенной Хавроньи, пятачок с кулачок, хвостик-крючок - подходи, разживись к светлому празднику», - зазывно кричали когда-то раскрасневшиеся от мороза московские торговцы. «А вот щуки зубастые, вкусные, ротастые - хватай за хвосты дюжину к доброму ужину!» Впрочем, нахваливать товар особой нужды не было - в канун Рождества покупателей и так было хоть отбавляй. Перед праздником дома тщательно убирали: до блеска натирали полы, чистили ризы на образах, ставили нарядные лампадки, а на окна вешали белоснежные накрахмаленные занавески. На пол стелили новые светлые ковры с причудливым узором из голубых цветов, дверные ручки долго полировали пучками сухой мяты и бузины и оборачивали тряпочками, чтобы до праздника их не успели «захватать».

Вечером под Рождество, в Сочельник, готовили сочиво - кашу из зерен пшеницы, сдобренную медом, и ароматный напиток - взвар из сушеных груш, яблок и слив. Угощения ставили под образа на кучку сена в память о младенце Христе, рожденном в яслях на сене, дожидались появления первой звезды на небе и скромно ужинали (сорокадневный рождественский пост заканчивался лишь на следующее утро). А после нехитрой трапезы отправлялись в церковь на праздничную службу. Выстояв всенощную, возвращались домой и «впускали» елку. Лесную красавицу, томившуюся в холодных сенях, с почетом вносили в горницу и украшали конфетами, золочеными орехами, пряниками и игрушками. Продуктами для праздничного застолья всегда запасались заранее: две-три свиные туши, сазанов, щук, карпов и всякую птицу несколько дней хранили в холодных погребах. Рождественский стол, накрытый хрустящей белоснежной скатертью, просто ломился от изобилия блюд: аппетитный поросенок с гречневой кашей, румяный окорок, заливное из рыбы, ароматный мясной холодец, сдобренный хренком, гусь с яблоками, изящные пирожки-расстегайчики с вязигой, овощами или ягодами, разнообразные соленья и медовые пряники-козули.


Фото: Shutterstock.com

В морозные зимние деньки от Рождества и до Крещения (19 января), именуемые Святками, праздничное чревоугодие чередовалось с необузданным весельем: катанием с гор на огромных неуклюжих санях и ледянках, игрой в снежки, кулачными боями и, конечно, знаменитыми колядками. Название этой забавы происходит от имени языческого божка пиршеств и мира Коляды. На Руси колядовать особенно любили молодежь и дети: с нетерпением дождавшись вечера и облачившись в звериные шкуры или смешные наряды, веселые компании отправлялись по домам просить угощений и денег.


Фото: Shutterstock.com

Колядовщиков, распевавших песни и озорные частушки, принято было щедро одаривать. Впрочем, находились и прижимистые хозяева, пытавшиеся отделаться от навязчивых визитеров парой баранок или конфет, - в ответ бойкие на язык гости желали скупцам в новом году заполучить «на двор чертей, а в огород - червей» или собрать урожай пшеницы «сплошь с пустыми колосками». Чтобы заставить процессию взять «наилучшие» пожелания обратно, жадинам приходилось раскошеливаться. В рождественские деньки колядовали не только ребята, но и зверята. По городам и весям водили дрессированных медвежат - топтыгины выделывали сложные танцевальные па, играли на гуслях, а затем кланялись и обходили зрителей с шапкой, подолгу простаивая возле тех, кто скупился на награду. В эти праздничные дни любили и погадать - святочные гадания считались самыми правдивыми. «Хочу суженого - красавца писаного и щеголя, кудри длинные, сапожки высокие сафьяновые, рубаха красная, кушак золотой» прочитав старинный заговор, современные девушки непременно удивятся и даже слегка возмутятся. Ну кому, скажите на милость, мог понадобиться эдакий кучерявый модник? А ведь именно о таком спутнике жизни когда-то мечтали их сверстницы - в дни Святок девушки произносили заговор и гадали «на суженого», разложив на полу у печки пшеничные зерна. В дом приносили петуха, да не простого, а черного как смоль - если «вещая» птица склюет все зерна, то жених наверняка вскоре объявится. А если петушок от угощения откажется - увы! - суженого в новом году ждать бесполезно. Особой популярностью пользовались восковые гадания - растопленный воск наливали в таз с водой, а затем рассматривали получившиеся фигурки: сердечко - к «амурным делам», вилы - к ссоре, медальон - к богатству, а бублик - к безденежью.


Фото: Shutterstock.com

Испокон веков Рождество на Руси называли праздником доброты и милосердия, который призывал в первую очередь позаботиться о нуждавшихся и немощных. В Москве и других крупных городах устраивали благотворительные балы и аукционы, накрывали столы с «государевыми» пирожками, кренделями и графинчиками с «горькой» для нищего люда, дарили подарки сиротам и больным. Впрочем, те времена давно ушли в прошлое, а старые рождественские традиции живы и по сей день. Вот только колядовать по домам сегодня вряд ли кому придет в голову - куда лучше в честной компании насладиться все тем же «сыном почтенной Хавроньи», пирогами и прочими вкусностями, а затем прочитать гостям рождественский совет, написанный на старинной открытке: «Чтоб от яств не тяжелеть, доставай-ка сани - с горки весело лететь, обниматься станем».

Звездные башенки


Фото: Shutterstock.com

(6 порций)

Луковицу и зубчик чеснока измельчить, мякоть папайи и 250 г мяса крабов мелко нарезать и перемешать ингредиенты. Смесь посолить-поперчить по вкусу, заправить 2 ст. л. лимонного сока и 6 ст. л. оливкового масла, добавить пару капель острого соуса «табаско» и щепотку сахара и снова перемешать салат. 200 г листьев зеленого салата порвать руками на кусочки и разложить их на блюде. Вырезать звездочки из 12 ломтиков хлеба для тостов, выложить половину из них на салатные листья, украсить звездочки крабовой смесью, накрыть оставшимися тостами и снова украсить их слоем смеси.

Одним из главных праздников в православии считается Рождество Христово (по-церковнославянски правильно говорить Рожество). В этот день отмечается рождение Иисуса Христа от Девы Марии. Торжественные богослужения длятся всю ночь и утром, а в течение дня 7 января христиане празднуют великую дату.

История праздника

Рождество Христово в православии является вторым по важности праздником после Светлой Пасхи. 7 января – это примерная дата рождения Христа, точный день никому не известен. Первые празднования упоминаются в I веке. Вплоть до IV века Рождество отмечалось в один день с Крещением — 6 января. Этот знаменательный день называли Богоявлением.

Первый раз отмечать отдельный праздник Рождества начали в начале IV века в Римской церкви. На востоке разделение Крещения и Рождества произошло на полвека позднее. Православные верующие долгое время не могли назначить точную дату празднования. Первые христиане вообще никак не отмечали Рождество. Дело в том, что это, как правило, были евреи, а они отождествляли рождение младенца с болью и муками. Праздник Рождества появился, когда греки примкнули к христианству.

На Руси массовые празднования начались в конце X века, после крещения князя Владимира. В начале XIII века на праздничные гуляния 7 января из Польши приезжал вертепный театр, в точности воспроизводящий историю появления младенца Иисуса на свет и преследование его царем Иродом. Такая традиция продержалась целых шесть веков, вплоть до Октябрьской революции. В конце XIX века неотъемлемым атрибутом праздника стала рождественская елка, которая ставилась не только в городских домах, но и в деревенских. В начале XX века на манер Запада появился Дед Мороз.

В 20-х годах XX века в стране началась антирелигиозная пропаганда, и празднования Рождества прекратились. Но, не смотря на это, вплоть до 1929 года день 7 января в календарях помечался как праздник и был выходным. В 1929 году Рождество Христово стало под запретом. Рождественскую елку обозвали «поповским обычаем». Русские люди, для которых январская ель в доме стала традицией, стали украшать ей жилище на Новый год.

Возрождение праздника Рождества Христова произошло в 1991 году. Накануне Нового 1990 года правительство объявило 7 января нерабочим днем.

История рождения Иисуса Христа

В то время, когда Мария носила во чреве дитя и до появления младенца на свет оставались считанные дни, было дано объявление о переписи населения. Все люди должны были находиться в месте своего постоянного проживания. Мария вместе с мужем Иосифом были вынуждены отправиться в Вифлеем. На пятый день к вечеру они добрались до города и стали искать ночлег. Подходящего места не нашлось и им пришлось заночевать в пещере, куда пастухи в непогоду загоняли скот. Именно в эту ночь Спаситель появился на свет. Мария запеленала новорожденного Христа и положила в ясли, наполненные сеном. В момент рождения Христа на небе над пещерой засияла новая звезда, названная Вифлеемской.

Первыми о рождении Божьего сына узнали пастухи, находившиеся неподалеку от пещеры. Темноту ночи неожиданно озарил яркий свет и с небес явился ангел, оповещающий о свершении долгожданного события. Затем по сияющей дороге спустилось божественное войско и радостной торжественной песнью приветствовало маленького Христа. Когда ночная темнота опять окутала землю, пастухи увидели свет, исходящий из одной пещеры. Войдя туда, они увидели Иосифа, Марию и младенца в яслях.

Царь Иудеи Ирод Великий узнал о рождении Сына Божьего и решил, что он может занять его место на престоле. Сначала он пытался узнать местонахождение младенца у волхвов, но те не сказали, так как предполагали злой замысел. Тогда Ирод пошел на жестокие варварские меры. Он приказал убивать всех младенцев младше двух лет. Во время кошмарного бедствия погибло 14000 детей. Иисуса спас ангел, явившийся к Марии и посоветовавший искать убежища в Египте. В этой стране семья проживала до тех пор, пока не скончался царь Иудеи.

Когда отмечают Рождество в России

Рождество Христово в России отмечается православным народом 7 января . Этот день с 1991 года считается государственным праздником и официальным выходным. В ночь перед Рождеством во всех православных храмах России проходят торжественные богослужения. 7 января граждане страны собирают богатые столы и отъедаются после длительного поста.

Как в России отмечают Рождество Христово

По православным законам Русской Церкви Рождеству предшествует рождественский пост. Накануне Рождества идет особая суббота, заканчивающая рождественским сочельником. Ночью в церкви проводятся всенощные бдения, в начале праздничного дня устраиваются торжественные богослужения и чтится память Христа и Божьей Матери. Когда наступает великий праздник, христиане по обычаю обмениваются словами: «Христос родился!». В ответ нужно сказать «Славим его!».


После посещения церкви на Руси начинались гуляния. Народ проводил время весело: устраивались колядки, рядились, пели и танцевали. Строились вертепы, и разыгрывалась сцена рождения Христа. Детям полагалось отнести своим крестным родителям вечерю. Те в ответ угощали ребят и одаривали подарками.

По старому русскому обычаю на Рождество запекается гусь, и вся семья собирается к столу. На святки устраиваются вечерние гадания.

Святки-колядки

После празднования Рождества наступает святочная неделя, заканчивающаяся накануне Крещения. Во время святок на Руси устраивались катания на санках, общественные и семейные гуляния, забавы и театрализованные представления. В народе из уст в уста переходили святочные истории, повествующие о добрых чудесах, происходящих в эти дни. На Руси среди молодежи было популярным устраивать святочные гадания. Незамужние девушки пытались таким образом узнать, когда они выйдут замуж и кто станет их суженым. Православная церковь всегда противилась этому обычаю и считала его не только кощунственным, но и опасным.

На святочную неделю в народе было принято колядовать. Молодые юноши и девушки, а также дети наряжались в разные костюмы, скрывающие их личность, и обходили дома. Когда хозяева открывали дверь, ряженые должны были спеть песню, называемую колядкой. За это их угощали сладостями. Колядовщиков всегда ждали и приветливо встречали. Отказать ряженым в приеме и угощении – значит накликать беду в дом.

Приметы на Рождество

На Руси на рождественский праздник существовали свои приметы, которым народ свято верил и в связи с этим придерживался определенных правил.

  • Если на Рождество в гости первой заходит женщина – это не к добру: женщины в семье будут хворыми весь год.
  • Если в рождественский день в избе будет убрано, на столе чистая скатерть, хозяева одеты в новую одежду – жди хорошего урожая.
  • За утренней трапезой не полагалось пить чистую воду, считалось, что человек, испивший воды в рождественское утро, целое лето будет страдать от жажды.
  • Чтобы домашний скот не убегал из стада, на Рождество нужно было спутать веревками ножки стола.
  • Недоеденную за вечерним столом еду выносили за околицу и отдавали «волкам». Таким образом крестьяне пытались прикормить диких зверей, чтобы они не воровали домашний скот.
  • Теплый день на Рождество предвещает весну. Если верить другой примете, то это к густому хлебу.
  • Множество звезд на небе предвещает обильный урожай ягод.

Современные традиции празднования

Празднование Рождества в России было разрешено сравнительно недавно, поэтому, в отличие от западных стран, в нашей стране нет устоявшихся обычаев и традиций для этого праздника. Основные религиозные мероприятия проходят в православных соборах и церквях, а российский народ праздно отдыхает на новогодних каникулах. Основные гуляния еще с 1929 года перенесены на Новый год, поэтому Рождество проходит тихо и спокойно. Но все-таки приверженцы старых традиций пытаются возобновить прежние игрища и гуляния на Рождество. В некоторых городах нашей страны местные власти устраивают для горожан праздник на центральной площади.


Русская церковь торжественно отмечает праздник Рождества Христова. В сочельник православные храмы наполняются множеством христиан, многие из которых проводят там всю ночь. Общественное телевидение в прямом эфире транслирует всенощные бдения и утреннюю литургию по центральным каналам.

Что нельзя делать на Рождество

  • На Рождество Христово христиане стараются не работать.
  • Под особенным запретом находится рукоделие: шитье, вязание, плетение, вышивание. Ручная работа в этот день привлекает в дом беды и напасти.
  • В этот день нельзя надевать старую или черную одежду.
  • Накануне Рождества запрещено гадать.
  • До старого Нового года нельзя убираться. 14 января нужно вымести весь мусор и сжечь во дворе.
  • Накануне праздника нельзя ходить в баню и мыться.
  • На святочной неделе охота запрещается. Считается, что души умерших в эти дни вселяются в животных.

Как на Руси праздновали Рождество — православный праздник, который отмечается во всех уголках нашей страны.

Всем доброго дня и прекрасного настроения, друзья.

Как на Руси праздновали Рождество

Празднество Рождества выделяется среди других гуляний. Церковный календарь и устав придают большую роль этому действу, перед ним идёт продолжительный пост, который в преддверии праздника становится наиболее строгим. Начиная со второго января (по новому стилю) постничающим не позволяется есть рыбу.

Напоследок, в преддверие Рождества Христова — Сочельник, следует самый строгий пост. Заведено не есть пищу до наступления сумерек, ожидать восход первой звезды, сродной звезде Вифлеемской, ведущей когда-то волхвов к колыбели Иисуса. Рождество Христово чтилось христианами завсегда, хотя празднование происходило с Крещением Господним девятнадцатого января и лишь со временем стало праздноваться особо.

В наше время этот праздник отмечается православными 7 января, согласно юлианскому календарю.
На Руси Рождество стали встречать в X веке. Праздновали довольно простецки и в хоромах царей русских, и в обычных хатах. Затемно отправлялись за водой, которая считалась животворной: пили, умывались, на ней ставили тесто для праздничного хлеба. 7 января кончался пост.

Готовили 12 скоромных блюд, среди них были узвар — компот из сухофруктов и кутя — каша из пшена. Золу из рождественского очага применяли в разнообразных ритуалах. Кутю и узвар давали домашней скотине, при этом дети изображали звуками их голоса, чтобы в этом году с ними не сталось ничего скверного.

За ложкой кути читалась молитва за усопших родичей, для них оставляли пищу. На столе появлялось мясное, вино, сладости. Потчевали гостей жареным молочным поросёнком, холодцом, пирожками, пельменями.

Дарили съестные подарки: торты, варенья, конфеты. Подносили забавные игрушки, варежки и рукавицы. Существовало поверье, что в ночь нужно было нарядиться во что-то новое или хотя бы вещь белого цвета. Немаловажной приметой считалась монета, запечённая в пирог. Тот, кому она попадётся будет самым счастливым и удача его не обойдет.
Святки, а с ними пиршество и кутёж затевались на следующий день. Пели песни, водили хороводы, готовили жуткие святочные маски, одевали карнавальные костюмы, наряжались волками, петухами, козами, любой нежитью. Наводили страх на девчат и детвору.
Святки встречали всем людом, с широким размахом. На площадях ставили балаганы и торговые палатки со снедью, веселились допоздна. Народ побогаче разъезжал на тройках. Аристократы закатывали пиры.

Вот так праздновали замечательный праздник в старину!

А как встретили Рождество Вы, друзья? Пишите в комментариях — очень интересно.

Праздник Рождества Христова был на Руси одним из самых любимых, так как знаменовал собой важный период. С одной стороны, кончился Рождественский пост, с другой – намечался Великий. Да и сама пора, когда все работы по хозяйству замирали, предполагала отвлечение от насущных забот и радостную встречу рождения Спасителя. Какие же традиции празднования Рождества Христова существовали на Руси?

На селе

У крестьян сложились свои особые обычаи празднования Рождества Христова, которые отличались от городских традиций. Так, канун праздника – Рождественский сочельник – проводился в строгом посте. Есть начинали только с восходом первой звезды в ночь с 6 на 7 января. При этом сама трапеза совершалась по-особому. В сочельник, перед закатом солнца, вся семья становилась на молитву. По её окончании хозяин дома брал зажжённую восковую свечу и прикреплял её к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносилась охапка соломы и сена, которыми застилался передний «красный» (с иконами) угол дома. Под иконы также ставился необмолоченный сноп ржи и кутья (каша, разведённая мёдом). После этого вся семья садилась за стол.

Эти обряды имели двойной смысл. С одной стороны, в них оставались элементы языческого прошлого славян – солома, сено и прочее символизировали собой пробуждение творческих сил природы, начало нового жизненного цикла после долгой зимы. С другой стороны, закладывался и христианский смысл: солома и сено были символом яслей (кормушки для скота), в которых находился Спаситель после рождения, а поставленные в «красный» угол, они напоминали пещеру Рождества.

После ночной трапезы все выходили гулять на улицу, начинались колядки. Колядование заключалось в том, что молодые парни и девушки, а иногда и дети, собирались группами и, переходя от одного двора к другому, пели под окнами небольшие песни в честь Рождества Спасителя. По обычаю, хозяин дома приглашал молодёжь к себе или, как минимум, давал деньги, хлеб, сладости, а тем, кто постарше, и спиртное.

Сам праздник крестьяне старались встретить в храме за богослужением. Однако после праздничной службы начиналось настоящее разгулье. Как отмечают отечественные этнографы, на праздник Рождества Христова в сёлах пили много. Бывало, что единственными, кто после гулянок мог стоять на ногах, были маленькие дети и подростки. И всё же молодёжь продолжала колядовать и славить рождение Спасителя. Славильщики, как правило, пели тропарь праздника, а в конце прибавляли небольшое песнопение-присказку. Одна из них звучала так:

Пречистая Дева Мария

Иисуса Христа породила.

В яслях положила,

Звезда ясно сияла,

Трём царям путь показала –

Три царя приходили,

Богу дары приносили,

На колени припадали,

Христа величали…

В городе

В городах праздник Рождества Христова был временем, когда человек оставлял обычный распорядок своей жизни. Большинство горожан в честь праздника совершали дела милосердия и благотворительности. Тон в этом, как правило, задавал царь и его окружение.

Так, например, накануне празднования Рождества, царь традиционно посещал богадельни и тюрьмы, где раздавал щедрую милостыню и из собственных рук кормил обездоленных.

В сам праздник, помимо участия в праздничном храмовом богослужении, было принято приглашать духовенство к себе домой для совершения молебна. По его окончании царь, а по его примеру и весь двор, устраивал благотворительную трапезу для нищих и бездомных, на которой снова раздавал милостыню. Сохранились свидетельства того, что за совершение дел милосердия царь повышал своих подчинённых, как это делалось за службу. В целом канун Рождества и сам праздник были временем пиров, а не работы.

По обычаю, в эти два дня не разрешалось судить и работать в приказах, торговцам запрещалось сидеть в своих лавках как минимум за три часа до начала праздничных богослужений. Православная Церковь также призывала верующих в эти дни оставить все житейские заботы.

К сожалению, праздничные народные традиции не всегда были благопристойными. Простые горожане считали, что в честь такого великого праздника, да ещё и после поста, можно разговеться спиртным. Дело доходило до того, что в эти дни около питейных, кабаков и кружечных дворов собирались целые толпы народа. По этому поводу русский историк Николай Иванович Костомаров приводит поговорку, которая бытовала в среде горожан и характеризовала собой их отношение к празднику: «Кто празднику рад, тот до свету пьян».

Однако важно заметить, что Русская Православная Церковь всегда противостояла такому разгулу и призывала к благочестивому празднованию Рождества - к крестным ходам, молитвам, славословиям, духовной радости. В качестве вразумления за безудержный разгул священники накладывали на людей епитимьи (церковные наказания), а также отлучали от участия в Таинстве Евхаристии на продолжительное время. Таким образом, именно Церковь старалась оградить человека от его пагубных привычек, напоминая о главном смысле рождественских торжеств – приходе в мир Спасителя Иисуса Христа.

Подготовил: Сергей Милов

Рождество Христово является одним из великих праздников христианства и относится к двунадесятым.

Рождественский служебный устав окончательно сформировался в IV веке. Так, например, если навечерие праздника прилучается на воскресный день, используют правило первое Феофилакта Александрийского для празднования этого праздника. В навечерие праздника, вместо обычных часов читаются так называемые Царские Часы, вспоминаются различные Ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к Рождеству Христову.

После полудня происходит литургия Василия Великого, в том случае, когда навечерие не происходит в субботу или в воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время. Всенощное бдение начинается Великой павечерницей, на которой звучит духовная радость по поводу Рождества Христова пророческой песней «Яко с нами Бог» .

В V веке Анатолий, Патриарх Константинопольский, а в VII веке Соффоний и Андрей Иерусалимские, в VIII веке Иоанн Дамаскин, Козьма, епископ Маюмский, а также Герман, Патриарх Константинопольский написали церковные песнопения для праздника Рождества Христова, которые и использует нынешняя церковь. Также на службе исполняется кондак «Девая днесь…», написанный преподобным Романом Сладкопевцем.

Чтобы достойно подготовиться к празднику Христова Рождества, Церковь установила время подготовки — Рождественский пост , который длится с 28 ноября по 6 января и предполагает не только воздержание в пище. В пост христиане стараются проводить время благочестиво, удаляясь от праздности и уделяя особое внимание молитве и труду.

На Руси праздновать Рождение Христа начали ещё в X веке. Канун Рождества — сочельник . В этот день Литургия соединяется с вечерней, которая знаменует собой начало следующего дня, ведь день церковный начинается с вечера. Следовательно, после торжественной Литургии (6-го января) и соединенной с ней вечерни, наступает время первого дня Рождества, но пост пока не отменяется. В трапезу предлагается особое предрождественское кушанье — «сочиво». Именно оно дало название кануну Рождества — сочельнику. «Сочивом» называли на Руси сваренные с медом зерна злаковых: пшеницы, ячменя или риса. Кроме этого готовился взвар (компот) из фруктов.

Для рождественского праздничного стола русские хозяйки готовили традиционные блюда: жареного поросенка с хреном, запеченную курицу, студни и колбасы, медовые пряники. Разговлялись от поста 7-го января, после торжественного рождественского богослужения в храме. Затем шли святые вечера — Святки , которые длились с 7-го по 19 января.

На Святках люди с песнопениями ходили по домам. В деревнях Святки отмечали всем миром, переходя из хаты в хату, но и в городах рождественские гулянья славились размахом. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные. Купцы катались на тройках.

Доброй традицией на Рождество и Пасху было также посещение болящих, щедрая милостыня узникам со своего стола. Христиане делились рождественской радостью с бедными и убогими, памятуя о том, что Христос пришел на землю не в царские чертоги, а в простые ясли. И первыми Его приветствовали бедные пастухи.

По материалам газеты «Покровский вестник»