Головной убор русской женщины. Женские и девичьи головные уборы на руси. Женские головные уборы в картинах художников

Прически и головные уборы Московского княжества мало изменялись и сохраняли свои основные формы со времен основания Москвы и вплоть до прихода к власти Петра I, который, как известно, не только перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург, но еще и обрил бороды боярам.


Кадр из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Головные уборы царя и царицы.


Итак, мужские прически практически не изменялись со времен Киевской Руси – это были короткие стрижки, к примеру, «под горшок». Стрижка «под горшок» свое название получила благодаря обычному глиняному горшку, который одевался на голову во время стрижки и по длине которого остригались волосы. Немного позже появляются стрижки «под скобку», «в кружок».



Остроконечная борода с усами и стрижка «под скобку».


Бояре, как и простые люди, носили длинные бороды и усы. Однако мода на выбритые лица периодически появлялась и в Москве. Так, князь Василий Иванович сбрил бороду в честь своей второй женитьбы. Его примеру последовали и бояре. Впрочем, мода на выбритые лица продержалась недолго.


Бороды были самой различной формы - борода-«лопата», борода клинышком, остроконечная борода, круглая борода, борода, разделенная на две части. К примеру, царь Иван Грозный носил небольшую остроконечную бороду с усами и стрижку «под скобку».


Мода на выбритые лица вновь придет в Москву во времена Смуты и с появлением у стен Москвы войск Речи Посполитой (государства, которое тогда объединяло нынешние земли Польши, Литвы, Беларуси и Украины). Речь Посполитая хотела посадить на московский трон Лжедмитрия (их было несколько) – якобы сына последнего московского царя из династии Рюриковичей Ивана Грозного. Данные попытки им не удались, а на московский трон вскоре взошла династия Романовых.



Русская одежда с XIV до XVIII столетия, терлик и шапка мурмолка.
(Вид изображает город Астрахань в начале XVII столетия).


При первых Романовых европейские одежды (или как их называют немецкие, польские) и прически все больше начинают проникать на русские земли. Царь Алексей Михайлович (отец Петра I) также в детстве носил европейские наряды, да и, будучи царем, особо не препятствовал западным влияниям.


Однако на старости лет, за год до смерти, в 1675 году им был издан указ, запрещающий его подданным носить западные одежды: «Стольником и стряпчим и дворяном московским и жильцом… Свой государев указ сказать, чтоб они иноземских немецких и иных извычаев не перенимали, волосов у себя на голове не постригали, також и платья, кафтанов и шапок с иноземских образцов не носили, и людям своим потому ж носить не велели. А буде кто впредь учнет волосы постригать и платье носить с иноземского образца, или же такое ж платье объявится на людях их: и тем от Великого Государя быть в опале, и из высших чинов написаны будут в нижние чины».



А. П. Рябушкин. Ожидают выхода царя. 1901 год. Эскиз.
В руках у бояр горлатные шапки.


Большое значение придавалось и головным уборам. Традиционными мужскими головными уборами в Московском княжестве были:


1. Конусообразные колпаки из войлока с вышивкой и металлическими украшениями.

2. Войлочные круглые шапки разного цвета с опушкой из меха.

3. Тафья - нижний головной убор, одевавшийся под большие шапки. Тафья представляла собой круглую или четырехугольную тюбетейку. Делалась она из бархата, расшивалась золотым шитьем или бисером.

4. Мурмолка – разновидность колпака. Делалась из ткани, невысокая, вышивалась бисером. При этом от лица шли отвороты из меха лисицы, куницы, соболя.


5. Горлатная шапка – шапка, похожая на трубу, обязательный головной убор бояр. Такая шапка целиком изготавливалась из пушистого меха. И только круглое донышко делалось из дорогой ткани.


6. При дворе Ивана Грозного носили собольи шапки.




И, конечно же, говоря о мужских головных уборах Московской Руси не стоит забывать про «шапку Мономаха» - своеобразную корону, царский головной убор. «Шапкой Мономаха» венчали на царство. По форме данный головной убор представлял из себя конус. Был украшен драгоценными камнями и золотом. Низ оторочен ценным мехом соболя, на маковке – золотой крест.



Прически русских женщин и девушек


Женские прически не отличались разнообразием. Как и во времена Киевской Руси женщины обязаны были прятать волосы под головными уборами.


Девушки носили косы. . Во время свадьбы косу невесты под грустные песни подружек и их рыданья расплетали и переплетали на две косы, которые укладывались вокруг головы – женская прическа. Таким образом, невеста и ее подружки прощались с незамужней жизнью девушки и ее девичеством.



Княгиня О. К. Орлова на костюмированном балу 1903 года.
Головной убор - кокошник.



Абрам Клюквин. Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платке.


Головные уборы русских девушек и женщин


Женские головные уборы были разнообразны. Носили – головные уборы, по форме напоминающие луковицу. Такие головные уборы делались из плотной ткани – парча, атлас, шелк, натянутой на твердую основу. Края головного убора обрамляла бахрома. Сами кокошники расписывались различными узорами, украшались жемчугом.


К слову, в те времена многие украшения делались из речного жемчуга (его использовали в вышивке на одежде, головных уборах), так как он был относительно дешевым и местного производства. Морской же жемчуг привозили с Востока.



Женский головной убор (кика) Калужской губернии. 1845.


Помимо кокошников носили кику - нарядный головной убор. Форма данного головного убора зависела от местности. К примеру, в Тульской области носили «рогатую» кику.



Лопатообразная кичка (кика). Рязанская область, XIX век.


Также были и повойники – нижние головные уборы замужних женщин. По форме они напоминали маленькие шапочки или же чепчики. Шились они изо льна, полотна.



Женщина и девушка Бирюченского уезда. Конец XIX века.
В повойниках.


Носили убрус - тяжелый верхний головной платок, зимой – маленькие меховые шапочки, шерстяные платки.



В. Суриков, этюд к картине «Боярыня Морозова».
Убрус.


Головным убором царицы был венец с одним или несколькими зубцами. Венец одевался сверху на тонкий платок. Его расшивали золотыми нитями, украшали драгоценными камнями, по краям – жемчугом.


Педагог дополнительного образования

I часть

Женские русские народные

Головные уборы

Д ревнерусский женский головной убор изучен лучше, чем мужской, благодаря обилию археологических находок. Обычай, согласно которому замужняя женщина должна была тщательно закрывать свои волосы («простоволосая баба» могла якобы как-то вредить окружающим, «светя волосом»), очевидно, уходит своими корнями далеко вглубь веков, в дохристианские времена. Девушки в древней Руси, как и позднее, могли ходить без такого головного убора, который закрывал бы все волосы. Распущенные по плечам или заплетенные в одну или две косы волосы зачастую придерживались венчиком - узкой полосой металла или яркой материи, охватывавшей голову и скреплявшейся или завязывавшейся на затылке. Более сложный, богато украшенный венчик назывался коруной. Известны остатки таких корун, сделанных на проволочном каркасе, в киевских кладах домонгольского времени. Видимо, украшенная коруна была атрибутом богатой городской девушки и ценилась высоко. Несколько более скромные, но тоже снабженные металлическими украшениями венчики носили, по-видимому, и крестьянские девушки в северных русских землях. Венчик и коруна не закрывали ни темени, ни спускавшихся на плечи волос девушек.

Девичьи головные уборы были довольно простыми по форме и способу изготовления. Самыми распространенными были уборы в форме венца или обруча из древесной коры, обшитого тканью с вышивкой бисером, жемчугом. Применялась повязка из полоски ткани, из парчи или с золотистой вышивкой. Иногда головные уборы декорировались поднизью из речного жемчуга, бисером, вставками стекла, рубленого перламутра, фольгой.

Женский головной убор - повой , судя по изображениям, был полотенчатым, о чем говорит и встречающееся в летописи упоминание в связи с головным убором слова «убрус» - полотенце. Он обвивался вокруг головы, закрывая целиком волосы женщины, спускался иногда и на плечи, оба конца могли свисать на грудь. Человек, который сорвет с женщины повой и она окажется простоволосой, наказывался в Новгороде в XII в. высоким штрафом, вдвое выше, чем за повреждение плаща, поскольку в этом случае женщина считалась опозоренной.

В обычное время на улице мужчины и женщины бывали в головных уборах. Но мужчина должен был «ломать шапку» в знак почтения перед встречными более высокого социального положения. Поэтому мужчины и изображены на большинстве миниатюр Радзивилловской летописи без шапок. Женщины же по причинам, изложенным выше, всегда оставались в головных уборах.

Наиболее традиционным был, пожалуй, женский головной убор. Его состав и конструкция были продиктованы тем, что издавна считалось, что замужняя женщина никому не должна показывать свои волосы, а если она будет «светить волосом», то от этого может произойти даже какой-либо вред для окружающих. «Спаси меня от колдуна и от девки гладковолосой и от бабы простоволосой»,- гласил старый заговор. Но девушкам, независимо от того, были ли их волосы кудрявыми или гладкими, полагалось дома, а в летнюю пору и на улице ходить с открытой головой

Девичью косу украшал косник или накосник - вплетенная в нее золотная нить или чаще - треугольная привеска, обычно на жесткой основе, богато расшитая нитками и жемчугом, окаймленная кружевом или металлическими пластинками. Вокруг головы (заплетала ли девушка косу или носила волосы распущенными) была перевязка - шелковая лента, а у богатых - и из золотых нитей. Украшенная на лбу шитьем (иногда - жемчугом), она называлась также челом или челкой ; если орнамент шел по всей окружности - венком или венцом .

Женский головной убор отражен в источниках довольно подробно. Основные части его перечислены в свадебном чине, рекомендованном в XVIв. Домостроем. При приготовлениях к свадьбе предписывалось на блюдо возле «места» молодых в доме невесты «положити кика да положити под кикой подзатыльник, да подубрусник, да волосник, да покрывало». Подубрусник или повойник представлял собой легкую мягкую шапочку из цветной материи; под него и убирались заплетенные в две косы волосы женщины. Сзади повязывался для той же цели одинаковой с повойником расцветки платок - подзатыльник . Поверх всего надевала убрус - полотенчатый, богато вышитый головной убор, закалывавшийся специальными булавками (другое его название - шлык ), или волосник - сетку с околышем из золотных или вышитых золотом материй.

Наконец, главной частью головного убора была кика или кичка - символ замужества. Кика имела мягкую тулью, окруженную жестким, расширяющимся кверху подзором. Она была крыта яркой шелковой тканью, спереди имела расшитое жемчугом чело , у ушей - рясы , сзади - задок из куска бархата или собольей шкурки, закрывавший затылок и шею с боков. Поверх кики надевался иногда еще платок, так что оставалось видно чело. Кроме кики, источники XVII в. называют еще сороку и (чаще) кокошник .

«Это некрасивый, но самый богатый убор, уже выходящий из обычая; но мне самому еще случалось видеть сороку в десять тысяч рублей». Богато вышитую свадебную сороку - золотоломку , которую молодуха носила по праздникам и в первые два-три года после свадьбы и в XIX - начале XX в., отмечает Г. С. Маслова.

Женские головные уборы северных губерний России назывались кокошниками. Изготавливались они профессиональными мастерицами из фабричных тканей. В орнаментации кокошников использовались белый бисер, фольга, стекло, перламутр и речной бисер. Основой для вышивки служили шелк, бархат, орнаментальные мотивы – ветки, побеги, цветы. Часто для украшения кокошников применялись поднизи-налобники из жемчуга. Кокошники были разной формы, но в основном это шапочки с высокой передней частью.

Выходя на улицу, женщина надевала поверх этого убора платок или (у зажиточных слоев населения) шапку или шляпу. Женские шляпы были круглыми, с небольшими полями, богато украшались шнурами из жемчужных и золотых нитей, иногда - драгоценными камнями. Шапки были меховыми, по большей части - с матерчатым верхом. Шапка столбунец была высокой и напоминала мужскую горлатную шапку, но суживалась кверху и имела дополнительную меховую опушку на затылке. Каптур был круглым, с лопастями, закрывавшими затылок и щеки, треух напоминал современные ушанки и имел верх из дорогих тканей. Иногда платок - фата - повязывался поверх меховой шапки, так что угол его свешивался на спину.

Кичка - раздничный головной убор замужней женщины (преимущественно северорусский). Кичка отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала и т.п. Рогатые кички были главным образом у населения южных регионов, где преобладала понева (в Рязанской, Тульской, Калужской, Орловской и других губерниях). Копытообразные кички имели свой регион распространения - Архангельская и Вологодская губернии. Исследователи относят развитие и распространение кичкообразных головных уборов не к древней общеславянской общности, а к более позднему периоду и связывают их возникновение с финно-угорскими предками (X – XIII вв), у которых имелись некоторые аналогичные виды головных уборов.

Сорока - старинный русский головной убор замужних женщин или его часть. Был широко распространен в центральной России, а также у некоторых групп мордвы. Была самым богатым из женских головных уборов; к началу XX века сорока вышла из употребления.

Сорока как головной убор - род кички, на лбу несколько пониже, а с боков несколько повыше обычной кички.

В качестве части головного убора - чехол из холста, кумача или другой ткани, надевавшийся поверх кички.

Сорока, украшенная шитьём или драгоценными камнями называлась саженая ; была также сорока крылатая (с боковыми лопастями с завязкам, или крыльями): волосы стягиваются сдерихой на затылке. Иногда спереди сороки добавлялась жемчужная подвязь на самой сороке (она же очелы ). Если поверх сороки повязывался платок, то она назвалась «сорока с повоем».

Свадебный головной убор «сорока» состоял из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно сороки каблукообразной формы. Сорока является древним по происхождению и способу ношения головным убором русской женщины.

Основу свадебного головного убора воронежской крестьянки составляет кичка - твердая налобная часть в виде подковы с торчащими вверх небольшими рожками, обшитая кумачом. К ней крепится кусок холста, края которого присобраны на тонкий шнур-«вздержку». Кичку надевают на голову на уровне лба и тщательно закрывают холстом женские волосы, затем шнуром фиксируют ткань на голове, несколько раз обвязав шнуром рожки и закрепив его. Затылок прикрывают позатыльнем (позатыльником) - прямоугольной полосой расшитого золотными нитями бархата, закрепленного для жесткости на картоне, к верхней части и боковым сторонам которого пришиты полосы шелковой ткани с завязками по краям. Их перекрещивают на лбу и несколько раз обвязывают вокруг рожек, таким образом плотно скрепляя кичку с позатыльнем. И наконец, сверху на рожки надевают сверкающую золотом маленькую сороку, которая венчает все это сложное сооружение. Основными мотивами орнамента золотной вышивки на позатыльне и по верху сороки являются «древа», аналогичные подобным изображениям на рукавах свадебной рубахи. Сохранились местные названия отдельных частей сороки: спереди располагается «очелье», по бокам - «кружки», сзади по «позатыльню» спускаются «крылушки».

Иногда сороку изготавливали сами крестьянки, но чаще ее отдавали шить на заказ или покупали на ярмарках.

Основные типы традиционных женских головных уборов - полотенечный, кичкообразный и кокошник . Кичкообразные головные уборы, как правило, делались составными.

Приложение 1

(см. Презентация: Женский народные головной убор)

________________________

II часть

Стилизованные женские головные уборы

для коллекции "Масленица"

т.м."Виктория"

Прежде чем приступить непосредственно к изготовлению головных уборов мы изучили историю русского головного убора в объединении театра моды "Виктория" и выбрали за основу несколько разновидностей кокошника и кику.

Все модели выполнены из вельвета бардового, фиолетового и розового цвета. Декор выполнен из связанных крючком и спицами кружевом и бисером. Узоры для головных уборов девочки выбирали сами. Активное участие в изготовлении кружева вместе с девочками принимали родители и односельчане. Совместные обсуждения, изучение фотографий, обмен впечатлениями – все это за чашкой чая у самовара – стали необходимыми для всех нас.

Первая модель (2 слайд, см.Приложение) - коруна декорирована мотивом кружева зубчатой формы выполненного крючком.

Вторая модель (3 слайд) – коруна с высокой передней частью украшена бисером. Верхняя часть головного убора украшена круглым кружевом (крючок).

Третья модель (4 слайд) – повойник с плоским жестким верхом, прикрепленным на затылке и обшитый каймой оренбургского пухового платка связанного на спицах.

Четвертая модель (5 слайд) – выполнена в виде высокого кокошника округлой формы. Украшенного с лицевой и тыльной стороны кружевом, (крючок). На кокошнике сзади укреплен большой бант. Узор взят из мотива круглой салфетки.

Приложение 2

(см. Презентация: Стилизованные женские головные уборы

для коллекции "Масленица", т.м."Виктория")

_____________________________________________

Используемые материалы:

1.фотогравии из личного архива.

Интернет ресурсы:

2. "Венец" Женский головной убор,

История русского народа настолько захватывающая и богатая, что мало кто из современных людей может похвастаться абсолютным ее знанием. Но с национальным русским костюмом знакомы многие, так как на любых празднованиях внутри страны или международного масштаба принято соблюдать традиции, надевая мужчинам исконно русские костюмы, в том числе и русские народные мужские головные уборы.

С течением времени, развитием цивилизации, импортом модных тенденций и фасонов одежды, головные уборы постепенно видоизменялись. Современные историки насчитывают более десятка головных уборов мужчин всех времен на Руси, но, пожалуй, останавливаться на уборах священников или шлемах воинов нет смысла. Куда интереснее рассмотреть головные уборы знати и простого народа.

Если рассматривать мужчин простого сословия, в таком случае национальный костюм будет отличаться лаконичностью и простотой. Крестьянскую одежду тогда шили из натуральных материалов, украшая узорами растительного характера. Это была рубаха их светлой хлопчатобумажной ткани свободного кроя, объемные штаны и пояс к ним. На голову простой люд надевал шапки в виде гречишников, которые действительно по форме и текстуре напоминали форму пирога из гречки, а обувью служили валенки на каждый день или кожаные сапоги на праздничные мероприятия.

Самым важным элементов мужского национального костюма считалась сорочка с вышивкой из шелка или льна, а к передней и задней ее части прилагалась подкладка (подоплека). У рубашки обязательно присутствовали широкие рукава, которые постепенно сужались к области кистей рук. Воротник рубашки мог быть круглым или квадратным с пуговицами или завязками, иногда его вовсе не было.

В качестве верхней одежды выступал кафтан ярких расцветок и нескольких стилей — опашень, зипун и охабень. Но сначала поверх рубахи мужчины надевали свитку, кожух или сермягу. Если предполагался важный праздник или торжество, мужчина надевал парадный плащ корзно или шерстяную однорядку. В холодную пору носили шубы в пол из овчины или меха зайца, а знать могла позволить себе шубу из соболя, лисицы, чернобурки или куницы.

Для справки! Русский национальный костюм предполагал шубы из натуральных мехов на внутренней стороне, чтобы тем самым сохранять тепло. А поверх шубу обшивали плотным дорогим сукном, бархатом или парчой. И только на воротнике оставляли мех, подчеркивая свое социальное положение.

Традиционный мужской головной убор в разное время с фото

В период 14 столетия на Руси мужской русский головной убор у всех представителей сильного пола был одинакового фасона и вида. Это были шапки из меха, войлока, плетенки, которые по форме напоминали колпак. Знатные мужи носили поярковые шапки из дорогой овчины. В зимнюю пору носили шапки малахаи, то есть ушанки, которые плотно закрывали голову от суровых русских зим.

В 14 столетии впервые среди русских появилась тюбетейка, к ней пришили опушку из соболя, после чего появился новый традиционный русский головной убор для мужчин.

Далее в 15 столетии появились маленькие шапочки, покрывающие только макушку — тюфьи. В это же время пошла мода на состригание волос под горшок, что гармонично смотрелось в тандеме с таким головным убором. На улицу мужчины надевали тюфью, а поверх нее колпак или малахай.

В это же время и ближе к 16 столетию в тандеме с тюфьей популярным оставался колпак, шапка конусообразной формы и широким отворотом из меха. На отворотах крепились пуговицы, которые назывались запонами. Материалы изготовления колпаков — бархат, поярка, войлок.

В период 17 столетия стала популярной мужская русская народная шапка — науруз, которая являлась разновидностью привычного русскому народу колпака. Но это была шапка с аккуратными и небольшими отворотами, украшенными кистями и пуговицами.

Далее в этом же столетии появились шапки мурмолки, у которых была плоская и расширенная тулья, напоминающая усеченный конус. К шапке прилагался меховой отворот, который напоминал лопасть, а придерживали отворот пару пуговиц. Изготавливали такие предметы гардероба из бархата, шелка, парчи.

Спустя какое-то время мужчины стали надевать не только тюфью, колпак, но и поверх него горлатную шапку. Такое название изделие получило в силу того, что изготавливалось из горлышек соболя.

Завершающим этапом развития национальных мужских головных уборов на Руси стал приход к власти Петра I, который «открыл окно в Европу». По его приказам знать стала носить парики, а также шляпы, завезенные из европейских развитых государств.

Повседневные мужские шапки

Если не рассматривать вышеуказанные варианты головных уборов, которые предпочитали знатные особи, к повседневным головным уборам крестьян можно отнести следующие модели шапок:

  • барловка — шапка из барловых шкур круглой формы с невысоким околышем без ушей;
  • бриль — соломенная шляпа с полями и плоской низкой тульей для защиты от солнца;
  • бурк — старинная мужская шляпа из меха лисицы, с аккуратным околышем и без ушей, плотно прилегающая к голове;
  • ермолка — шапка из овечьей шерсти, тулья которой имеет форму усеченного конуса;
  • гречишник — об этом головном уборе указывало ранее;
  • зырянка — суконный убор с четырехугольным дном;
  • картуз или фуражка — русская шапка из простых материалов с козырьком;
  • краган — убор в виде капюшона из сукна домашней выработки;
  • кубашка — плотно облегающая голову шапка из серой овчины с круглой тульей;
  • малахай — шапка с четырехугольным концом и четырьмя клапанами из сукна, верверета, меха или овчины;
  • шапка столбунец — аналог горлатной шапки, но она кверху сужается и дополнена мехом в области затылка.

По мнению некоторых историков, идея кокошника была привезена византийскими купцами. Как бы там ни было, он считается традиционным русским головным убором. Замужние женщины на Руси с непокрытой головой не ходили. “Опростоволоситься” считалось и грехом, и позором. А кокошник считался привилегией незамужних девушек. При этом волосы частично открыты — для молодых девушек это было допустимо. Праздничный кокошник поражал своей нарядностью и красотой. Его расшивали жемчугом, украшали, насколько хватало фантазии. По этой причине большой и широкий головной убор был доступен только девицам из состоятельных семей. В статье рассмотрим, как изготовить русские головные уборы женские своими руками.

Технология выполнения

По своей форме головной убор напоминает веер:

  • Изготавливают самодельный кокошник из тонкого картона или с применением ленты из металла.
  • Основу делают из различных видов текстиля — холста, кумача, парчи или бархата.
  • Верхняя часть украшается так, как подсказывает фантазия мастерицы. Искусственный и натуральный речной жемчуг, стеклярус, бусы, парча, бисер, цветы — этот список можно продолжать и дальше.
  • С обеих сторон пришиваются ленты, которые нужны для того, чтобы надежно зафиксировать готовое изделие.

Важно! Есть кокошники с плетеным украшением, закрывающим весь лоб. Иногда изделие выполняют так, что полупрозрачная ткань полностью прикрывает волосы сзади.

Рассмотрим 2 техники изготовления: простую и несколько более сложную.

Вариант 1

Этот вариант изготовления русского головного убора связан со сборкой изделия из картона:

  • Выполните выкройку. Это совсем несложно, даже если у вас нет и намека на художественные способности.
  • Используя полученное лекало, перенесите контур на картон. Это — основа гребня. Далее полученный каркас будет использоваться как выкройка для изготовления из ткани передней и задней части головного убора. Из тканей лучше всего использовать атлас, парчу или сатин.

Важно! Вырезая детали из текстиля, обязательно учтите припуски на швы (1-2 см).

  • Предположим, вы хотите декорировать готовое изделие текстилем. Вырежьте из ткани цветы, звезды, геометрические фигуры.
  • Наклейте полученный декор на дублерин — для дополнительной жесткости.
  • Сшейте вместе переднюю и заднюю половины чехла, вырезанные из ткани. Материал перегибайте при этом внутрь. Оставьте нижний край не прошитым, чтобы можно было вывернуть изделие и надеть на каркас.
  • Наденьте чехол, сшитый из материи, на каркас из картона. Зашейте нижнюю часть. Можно выполнить это вручную.
  • С двух сторон пришейте резинки или ленты, которые будут удерживать на голове всю конструкцию.
  • Прикрепите декор. Украшают кокошник по направлению от краев к центру.

Важно! Не переусердствуйте с украшениями. Картон — не слишком прочный материал, поэтому большую тяжесть он вряд ли выдержит.

  • Если вы владеете техникой бисероплетения, украсьте лобную часть тонкой сеточкой из бисера.

Вариант 2

Это — техника изготовления русского женского головного убора своими руками на каркасе из металла.

Итак, вам понадобятся:

  • Стальная 3-миллиметровая проволока.
  • Толстый картон.
  • Плоскогубцы.
  • Парча.
  • Ленты.
  • Декор.

Последовательность действий такая:

  1. Изготовьте из проволоки обод. Чтобы изделие получилось красивым, нужно, чтобы форма была выдержана идеально.
  2. Вырежьте из картона основу. Это — та часть изделия, которая прилегает к голове.
  3. Выкроите из ткани 2 детали основы. Нужно сделать это заранее, поскольку, когда основа будет пришита к ободку из металла, вряд ли удастся сделать точные выкройки.
  4. Пришейте основу из картона к металлическому ободку. Шаг стежка составляет 5 мм. Более частые стежки делать не нужно, поскольку картон попросту разорвется.
  5. По такому же принципу выполните верхнюю часть головного убора (гребень). После того, как все выполнено, пришейте его к проволочной основе.
  6. Сшейте все детали из ткани в единое целое. Аккуратно наденьте на основу.
  7. Пришейте нижнюю основу, а затем — ленточки.
  8. Последний этап — украшение уже готового изделия. Русский народный головной убор для девочки своими руками можно украсить так, как подскажет ваша фантазия.

Головной убор на Руси был неотъемлемой частью женского гардероба. Волосы обязательно заплетали, а голову покрывали в зависимости от социального статуса. Головной убор мог многое сказать о своей обладательнице – её семейном положении, статусе в обществе, территориальной принадлежности.

Девичьи убранства

Девичью косицу мог вершить металлический обруч, закреплённый на затылке, с височными кольцами и различными налобными украшениям.

А вот обруч, обтянутый тканью, декорированный вышивкой, пластинками, бусами, жемчугами и каменьями называли венцом.

Обыкновенно венцы носили по праздникам и на свадьбу.

Обруч и венец – это трансформации хорошо знакомого нам венка – древнейшего девичьего украшения на Руси.

Женский головной убор на Руси был органически связан с причёской и дополнял её.

Также девушка могла украсить свои волосы повязкой – полоской шёлковой, парчовой, бархатной или шерстяной ткани, закрывающей лоб или темя. Повязка завязывалась под косой, а широкие расшитые ленты спускались на девичью спину.

Головной убор завершали вышивками, жемчугами, цветами. Повязки носили в основном крестьянки, чаще их надевали по праздникам, а иной раз на свадьбу – вместо венца.

Убранства замужних

После замужества женщины полностью покрывали волосы, и чем более многослойным был головной убор, тем зажиточней считалась его обладательница.

Одним из таких головных уборов былакика (кичка) – высокое женское убранство, состоящее из позатыльня – полотна, покрывающего плечи;

повойника – ткани, повитой вокруг головы;

начельника – передней лобовой части и очелья ­– жемчужной сетки или бахромы.

Кички были разные по форме, они напоминали рога, копытца и даже лопату. Барыни носили"рогатые" кички , передняя часть которых была заполнена орнаментом, а очелье обшито золотом.

Рога на Руси считались оберегом для матери и по поверьям защищали ребёнка от тёмных сил и сглаза. Высота таких рогов иногда доходила до 20 см, поэтому в рогатой кичке было принято ходить, запрокинув голову.

Кичиться - ходить с высоко поднятной головой.

Интересно, что название этого убора можно встретить в архитектурных словарях, оно обозначает возвышение на передней части корабля. Впоследствии кичку заменили более простые головные уборы - сорока и повой .

Сорока считалась одним из самых богатых головных уборов и состояла из большого количества частей, от 8 до 14.

Основой для убора служили кичка, позатыльник и сама сорока, которая представляла собой возвышенную макушку.

Сорока называлась саженой, если она была обшита драгоценными камнями и крылатой, если с боков к ней пришивали ленты с завязками.

Украшениями для такого убранства служили искусственные цветы, бисер и драгоценности.

"Если смотреть на затылок женщины в этом уборе, всё равно что смотреть на сидящую птицу с подогнутыми крыльями" , - писал пензенский автор Кротков в конце ХIХ века.

Повойник – платок или полотенце, который ранее одевали под кичку, чтобы покрыть голову. Однако, ходить в одном повое на людях считалось признаком плохого тона.

Cнять головной убор с замужней женщины на Руси считалось страшным оскорблением. Отсюда пошло выражение «опростоволоситься» , то есть остаться с непокрытой головой.

Однако, во второй половине ХIХ века, убор стал самостоятельным предметом одежды, вытеснив сороку и кику. Чаще всего повойник носили крестьянки, чтобы защитить волосы от спутывания и загрязнения.

Праздничный повойник шили из шёлка, атласа или бархата и украшали очелье бисером или драгоценными камнями.

История кокошника

История кокошника полна тайн и загадок - считает Дмитрий Савицкий. А точного времени появления этого головного убора не знает никто.

Коко́шник - старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кичка и сорока носились только замужними женщинами, а кокошник - в том числе незамужними. Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском позади ленты. В XIX в. бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси - и в боярской.

Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника - гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Так, например, в Псковской, Костромской, Нижегородской, Саратовской и Владимирской землях кокошники напоминали по форме наконечник стрелы. В Симбирской же губернии женщины носили кокошники полумесяцем. В других местах схожие с кокошниками головные уборы назывались «каблучок», «наклон», «злотоглав», «рогачка», «кокуй», или, например, «сорока».

Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых - драгоценными камнями.

Кокошники были очень разнообразны по конструкции и характеру украшений. При этом главной их особенностью было то, что они плотно охватывали голову женщины, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком.

Обычай закрывать волосы замужней женщины с глубокой древности известен всем славянским народам Восточной и Западной Европы и связан с дохристианскими религиозными представлениями. В руской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж скота, болезни людей и т. д.

Кокошники изготавливались обычно профессиональными мастерицами, продавались в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках или делались на заказ. Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству, часто они использовались несколькими поколениями. Кокошники считались большой семейной ценностью.

Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором. Его расшивали различными орнаментами-оберегами и символами супружеской верности и плодородия, таким образом кокошник был не только украшением женщины, но и её оберегом.

В Симбирской губернии впервые его одевали в день свадьбы, а затем носили по большим праздникам до рождения первого ребёнка. Изготавливали кокошники в городах, в больших сёлах и монастырях специальные мастерицы-кокошницы. Они вышивали золотом, серебром и жемчугом дорогую ткань, а затем натягивали её на твёрдую (берестяную, позже картонную) основу. Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями - сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили рясна - низко спадающие на плечи нити жемчужных бус. Такой убор стоил очень дорого, поэтому кокошники тщательно сохранялись в семье и передавались по наследству.

Орнамент очелья кокошника обязательно состоял из трёх частей. Позумент - металлическая ленточка - обрисовывает его по краям, а внутри каждой части "канителью" (витая проволочка) вышивается орнамент - оберег. В центре располагается стилизованная "лягушка" - знак плодородия, по бокам - S-образные фигуры лебедей - символов супружеской верности. Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато: стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого - новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц - семена и плоды. Таким образом, кокошник не просто украшал головы, а был женским оберегом.

Более поздние кокошники в виде шапочки орнаментированы просто красивым орнаментом свадебной символики "виноград и роза", появившейся в вышивке под влиянием городской моды, и олицетворявшей в народном сознании "сладку ягодку и аленький цветочек".

Женский головной убор в своих формах и декоре более других частей костюма сохранял архаичные черты, содержал многочисленные временные напластования. Головные уборы хранились в семьях из поколения в поколение и были непременной частью приданного невесты из зажиточной семьи.

Пётр I своими указами запретил боярышням носить этот головной убор. Но кокошник выжил в крестьянской среде как атрибут праздничной или свадебной одежды.

В Екатерининскую эпоху возрождается интерес к руской истории и российским древностям.

Увлечение руской стариной становится модным при дворе. Проявляется внимание и к женскому боярскому и царскому костюму Московской Руси XVII в. В моду входит придворное платье, напоминающее сарафан и дополненное кокошником и длинной сборчатой рубашкой. Сохранилось описание костюма Екатерины II, относящееся к 1863 г.: «Императрица была в ало-бархатном руском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове...».

Война с Наполеоном, всколыхнув небывалую волну рус­кого патриотизма, вернула интерес ко всему национальному и в литературе, и в поэзии, и в одежде. В 1812-1814 годах в европейскую моду вошли красные и синие руские сарафа­ны с ампирной талией и филигранными пуго­вицами спереди. На портретах того грозного времени в них запечатлены и англичанки, и императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, и даже француженки. Прорусское движение в моде вернуло в светское об­щество некое подобие старинных кокошни­ков.

В 1834 году Николай I издал указ, вводив­ший новое придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого откры­того корсажа с длинными рукавами «а-ля бо­яр» и длинной юбки со шлейфом.

Платья эти к концу XIX века часто шила в Петербурге ма­стерская Ольги Бульбенковой из бархата раз­ных цветов и парчи (для императрицы и ве­ликих княгинь) со вставками из белого атласа. Рисунок роскошных золотых вышивок был предопределён указом в соответствии с поло­жением дамы при дворе. Порядок ношения этих платьев сохранился в России вплоть до отречения Николая II в феврале 1917 года.

Завершить хочется стихами Владимира Садовника:

Руская красавица,

Как же хороша!

Счастьем улыбается

У тебя душа.

Руская красавица,

Нет тебя милей!

Ищут-зря стараются,

По земле по всей.

Мысли твои ясные

Миру не понять.

Ты - жена прекрасная,

И такая ж мать!

Ты - не вещь блестящая,

Кукла-манекен,

Душу настоящую Ближним даришь всем.

Сердце твоё чистое,

В нём корысти нет,

Очи же лучистые

Источают свет!

Руская красавица,

Будь всегда такой,

Хоть врагу не нравится

Стороны святой!

Какая суть скрывается за формой кокошника

Вы когда-нибудь задумывались, почему некоторые из головных уборов, например, кокошники, имеют такую довольно необычную форму? Ведь если рассматривать кокошник с прагматической точки зрения, то с его помощью нельзя защититься от Солнца, дождя или снега, а значит в него изначально вкладывался совершенно другой смысл. Тогда какой именно?

В настоящее время, благодаря созданию специальных технических устройств, появилась возможность получить изображение биологического поля человека, которое представляет собой совокупность излучений человеческого тела в очень широком спектре частот. Фактически человек непрерывно пребывает в особом энергетическом коконе, который большинство людей в обычных условиях не воспринимает своим зрением. Сравнивая полученные с помощью этих технических устройств изображения биологического поля человека с формой кокошника, легко заметить между ними совершенно очевидное сходство. Поэтому логично предположить, что кокошник представляет собой материальный аспект светимости биологического тела человека, локально выделенный в области головы.

Можно предположить, что в древние времена, когда человек обладал способностью видения тонких планов существования материи, потребность в подобного рода головных уборах отсутствовала, так как девушка или женщина естественным образом воспринималась сияющей, а вот с того времени, как люди в большинстве своём утратили способность видеть окружающее человека биологическое поле, возникла потребовалось в создании определённых элементов одежды, с помощью которых можно было бы формировать и передавать невидящему человеку информацию о внутреннем состоянии женщины, её целостности и совершенстве. Поэтому кокошник не только повторяет форму биологического поля здоровой женщины, но и благодаря цвету (белый с оттенками синего, голубого, фиолетового и т.д.), а также различным украшениям и элементам отделки, способствует невербальной передаче информации о степени её духовного совершенства.

В связи с этим можно также обратить внимание на то, как раньше называли королей и царей - венценосная особа. Так называли потому, что венец (или корона) также символизирует собой ауру человека или нимб. Традиционно венец или корона изготавливались из золота или других драгоценных металлов и украшались драгоценными камнями, что на материальном плане должно было символизировать развитость соответствующего энергетического центра у данного человека (коронной чакры).

Комментарий Александра Дорошкевича


Значение головных уборов для наших Предков

Не так давно, буквально 50-200 лет назад строения-здания и одежда у людей имели совсем другой вид и были значительно богаче и наряднее, чем в настоящее время. Сейчас человека окружают многоэтажные здания-коробки из стекла и бетона с невысокими потолками и небольшими по объему помещениями, да и одежда – унисекс, однообразная и тоже многоэтажная.

Посмотрим на одежду прошлого 18-19 века, на головные уборы. Известно, что мужчины оценивают женщин, разглядывая их сверху вниз, в то время, как женщины осматривают мужчину снизу вверх. Сейчас шляпки не в моде, в холодное время для защиты от холода надеваем шапочки и меховые уборы. А раньше были головные уборы весьма интересные и обязательными к ношению.

Ансамбль танца "Славица"

Во-первых, они выполняли защитную функцию, не только от холода, но и от энергетических загрязнений.

Как и одежда, головной убор наших бабушек и прабабушек (а также прапрапра- и дальше, дальше, в глубь веков), служил, в том числе, для социальной коммуникации. Каждый житель города, деревни или общины ориентировался в женской и мужской одежде, в символике вышивки и общем расположении элементов одежды куда как лучше, чем мы, современные, ориентируемся в моделях мобильных телефонов. По одежде и головному убору (а особенно женскому головному убору) всяк, проходящий мимо, даже не знакомый лично с этой женщиной, понимал, кто перед ним, каким социальным статусом обладает эта женщина и каково её семейное положение.

Молодая девушка, готовая к замужеству носила специальный девичий убор, который показывал окружающим во всей красе её волосы – исконный символ женской силы на Руси. Представлял он собой, чаще всего, красную ленту, повязанную по голове и сходящуюся под косой в своеобразный бант. Девушки, находящиеся на выданье имели право заплетать волосы в косу (чаще всего одну, замужние заплетали две) и носить волосы открытыми для всеобщего обозрения. И когда девушка выходила замуж, происходил особый обряд – прощания с косой. Это вовсе не обозначает, что молодой жене под корень срезали волосы. Просто с этого дня, после прощания с косой, после замужества, волосы уже замужней женщины навсегда уходили под платок, становясь невидимыми для окружающих. Вообще выставлять косу на обозрение, спускать её по спине, могли только женщины, не потерявшие свою девственность. Существовали, однако, специальные случаи, особо торжественные, когда женщина могла распустить свои волосы по плечам – похороны родителей (напомню, что смерть не считалась раньше таким уж горем), венчание, особо крупные славянские праздники. В случае появления у женщины внебрачных детей, или потери невинности она теряла возможность носить косу по спине или показывать макушку головы. Если женщина была замечена в распутном образе жизни, община могла обрезать ей челку, чтобы пометить таким образом «род занятий» женщины.

Спрятать свои волосы от чужого взгляда, будучи замужней, считалось настолько необходимым и важным, что даже свёкр не мог их отныне видеть (большим семейным скандалом могло заканчиваться подглядывание за супругой сына в процессе смены ею платков – дневного на ночной). Только другие женщины, в бане, могли видеть всю женскую мощь, которая теперь, после замужества, принадлежала единственному мужчине. Замужние женщины заплетали уже две косы, укладывая их по голове разнообразными способами, которые тщательно прятали под платок. И если женщина, жена, хозяйка, плохо прятала волосы, то «эзотерический» хозяин дома, домовой, мог начать ей мстить за это, устраивая некие специальные гадости. Ведь, показав волосы, женщина как бы отнимала у своего мужа свою энергетическую поддержку и подпитку, делилась своей женской силой, которая должна по праву принадлежать только одному мужчине. «Засветить волосы» было не только позором, но и энергетически неприятным действием, которое могло привести к разнообразным неприятностям в личной и «экономической» жизни семьи и женщины. Верили, что женщина (не девушка на выданье) с открытой головой имеет доступ к нечистой силе. В славянской мифологии с распущенными волосами ходили русалки и ведьмы, представители нечистой силы.

Подлинно руские головные уборы

Как ни странно, но названия самых популярных в современной России головных уборов заимствованы из иностранных языков - как, конеч­но, и сами уборы. «Шапка» ещё в Средние века заимствована из фран­цузского, «шляпа» явилась к нам из немецкого языка одновременно с возвращением Петра Великого из его знаменитого европейского во­яжа, а «кепка», конечно, не что иное, как обрусевшее английское cap или немецкое Kappi (в свою очередь, заимствованные из латыни). Что же касается подлинно руских головных уборов, то из них, пожалуй, широкой общественности доподлинно известен лишь кокошник - во множестве его разновидностей, но прежде всего тот, что Снегурочка и Василиса Прекрасная носят, не снимая, вкупе с неизбежной русой косой до пояса. А старшие поколения, наверно, представят себе толь­ко оренбургский платок, на самом деле распространившийся в евро­пейской части России лишь в XIX веке.

А между тем в дореволюционной России видов традиционного голов­ного убора - прежде всего, конечно, женского - было никак не меньше полусотни, и разнообразие причудливых фасонов, форм, материалов и украшений составляет одну из самых интересных страниц истории отечественного костюма и руской моды в её подлинном, всенародном понимании. К сожалению, эта страни­ца ещё не написана: отдельной монографии, исследующей историю и географию руского головного убора, пока не существует, несмотря на то что им - как неотъемлемой частью костюма - занимались мно­гие именитые руские этнографы.

Разнообразие женских головных уборов

С древних времён у девушек головным убором был металлический обруч. К нему прикреплялись височные кольца и налобные металлические украшения. У каждого славянского племени они были свои, особенные: браслетообразные у кривичей, семилопастные у вятичей, спиралевидные у северян и т.д. Иногда по видам височных колец археологами даже определяются границы расселения тех или иных племён. Крепились такие кольца у виска на металлический обруч или даже вплетались в волосы, одевались кольцом на ухо и т.д. Из праздничных уборов уже тогда существовало у девушек некое подобие кокошника, повязка, ("чело кичное") и венец, а из украшений - височные кольца, очелье, подвески, бляшки, пряжки.

Женский головной убор замужней женщины предполагал полное "покрытие" головы. В X-XI веке это подобие головного полотенца, которым оборачивали голову, так называемый повой. Несколько позже такое полотно будет богато украшаться и станет убрусом. В XII-XV веках женщины из богатых и знатных сословий используют целую комбинацию несколько уборов: повойник, убрус и поверх - кичка или круглая шапочка с мехом по краям (особенно зимой). Передняя часть кики позже становится съемной и получает название очелья (хотя по данным некоторых историков очелье могло существовать и раньше, и одеваться прямо на повой). Очелье особенно богато украшается жемчугом, бисером и т.д. У женщин украшения крепились уже не к волосам (как это бывало у девушек), а прямо к головному убору. Сначала это различные височные украшения, а к XIV - XV векам самыми распространёнными становятся рясы.

Женщины менее богатые и знатные в XI-XII веках и позже чаще носили сороки и менее дорогие убрусы, без богато-украшенной кички. Что касается платков, то как самостоятельный женский убор его начинают использовать где-то с XVII века. Тогда он начинает вытеснять убрусы и головные полотенца, становясь основным убором.

Символизм Макоши

От символизма Мировой Уточки Макоши, сидящей на макушке-холке Велеса-Ваала, получил своё название и народный головной убор руских женщин – кокошник. В допетровской Руси кокошник бытовал в боярской среде и ниже, а с приходом Петра I остался только в купеческой и крестьянской среде и так дожил до 19-го века.

Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу или петуха. Кокошник делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых – драгоценными камнями. Кокошник (кокуй, кокошко) исполняется в виде опахала или округлого щита вкруг головы, это легонький веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из убраного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском позади ленты. Кокошник – не только женский головной убор, но и украшение на фасадах зданий в руском стиле.

На рис. Кокошники, слева направо: 1 – кокошник Арзамасского уезда Нижегородской губернии, Руский Музей; 2 – руский кокошник; 3 – руский кокошник с изображением Макоши, стилизованным под пчелу; 4 – большой шлем из бронзы, Этрурия (7 век до н.э.), Национальный музей «Вилла Джулия», Рим.

Форма кокошника спереди напоминает корону, а с боку – утку. К последнему значению нас приводят и многочисленные руские слова того же корня: кока, коко – яйцо, кокач – пирог с кашей и с яйцами, кокош – курица наседка, кокиш – первые правильные перья гусиного крыла, для письма, кокоток – сустав перста, кокова – набалдашник, верхний наконечник, головка, резное украшенье на коньке избы, медные головки на санях, козлах повозок и пр.

Рис. Развитие образа и символизма кокошника, слева направо: 1 – славянский бог Велес с уткой-Макошей на голове; 2 – египетская богиня с двумя птицами на голове; 3 – царь Хафра (Хефрен) (середина 26 века до н.э.), Египет; 4, 5 – руские кокошники.

На представленном рисунке показано развитие образа и символизма руского кокошника. Сначала мы находим глубинную религиозную мифологию, скрытую в образе утки-Макоши, располагающейся на голове Велеса. На изображении Велеса непосредственно утка сидит на голове у него. Далее мы видим египетскую богиню в головном уборе, сделанном из двух птиц. Одна из них распласталась по голове, начиная формировать задний полог кокошника – нарядную сороку (заметьте, и птичье название сохранилось). Другая птица в гнезде продолжает сидеть на голове. На изображении царя Хефрена первая птица превратилась уже в просто полог-сороку, а верхняя сползла ближе к загривку царя. На руских кокошниках (4 и 5) головной убор уже практически совсем утратил птичьи черты, но сам символизм остался. Осталась и форма гнезда, которую формирует шапочка-начельник. Силуэт утки напоминает сама передняя часть кокошника. На фрагменте 4 мы видим также, что верхняя часть кокошника напоминает птицу, распростёршую крылья вниз – на голову. Кокошники заканчиваются задней частью – сорокой.

Другой руский национальный головной убор – кичка – также свой символизм черпал из звёздного славянского религиозного культа утки-Макоши (созвездие Плеяды), расположенной на голове (загривке) Велеса (созвездие Телец).

Рис. Развитие образа и символизма кички, слева направо: 1 – Велес в рогатом и кругоподобном головном уборе с звездой-уткой-Макошей в центре; 2 – египетский бог в рогатом головном уборе и с кругом; 3, 4 – на египетской фреске рога превратились в два пера Маат (Макоши) с солнцем внутри; 5 – руская кичка, Тамбовская губерния (19 в.); 6 – фрагмент узора; 7 – скифо-кобанская фигурка из Дагестана (6 в. до н.э.); 8 – рогатая кичка – свадебный головной убор казачки-некрасовки (начало 19 в.); 9 – рогатая Макошь, руская вышивка; 10 – руская кичка.

На рисунке отчётливо видно развитие образа славянского бога Велеса, держащего утку-Макошь с гнездом на голове. На фрагментах 3 и 4 рога превращаются в перья (страуса), которые и символизируют египетскую Маат (рускую Макошь). На кичке (5) имеется узор, который в увеличенном масштабе представлен на фрагменте 6. Он полностью схож с египетскими двумя перьями и солнцем между ними. О датировке культа Макоши см. п. 5.3.3.1. гл. VI. Отметим лишь, что древнейшее скульптурное изображение Макоши датировано 42-ым тысячелетием до н.э. и найдено на Руси, в селении Костёнки, Воронежская область. Поэтому и зарождение, и развитие культа Макоши мы вправе отнести в Руси и к славянству, а Египетское использование этого славянского культа Макоши-Маат рассматривать, как его продолжение, принесённого в долину Нила проторускими переселенцами. Проторусы принесли в Египет и культ славянского бога Велеса-Ваала, рога которого превратились в Египте в два пера.

Именно такое, соответствующее славянской религиозной мифологии наполнение, нёсла кичка. Этот руский головной убор имитировал рога коровы, что символизировало плодовитость его хозяйки. Рогатую кичку носили молодые замужние руские женщины, меняя её в старости на безрогую. У славянских замужних женщин долгое время (и поныне!) сохранялся способ повязывания платка, когда его угловые концы торчали на лбу в виде маленьких рожек. Они также имитировали рога коровы и символизировали производительный период в жизни женщины.

Отметим также, что в руских и др. славянских вышивках Макошь всегда изображалась и изображается рогатой. «Рогатыми» называют также и двух лосих-рожениц, её сопровождающих. Это Лада и Леля, отражающие космическую сущность славянства, они на звёздном небе – Большая и Малая Медведицы.

Всё вышесказанное касается и других руских головных традиционных уборов – шапки-ушанки, платка и косынки.

Рис. Развитие образа и символизма шапки-ушанки (третья и четвёртая слова) и косынки (крайняя справа).

В частности, слово «платок» происходит от руского «поле», что является исходной вотчиной Макоши. Этимология слова «косынка» напрямую происходит от имени Макоши. Академик Б.А. Рыбаков производил имя этой богини от руского mokos, где первый слог обозначает «Мать», а второй – «жребий, рок, судьбу». Так как Макошь в себе содержи и Долю и Недолю, то косынка – диагональная часть целого платка-поля (платенце, полотенце) – соотносится с Долей и плодовитостью. Что в словаре В. Даля подтверждается этимологически, например, кося кур. жеребёнок . К утке с косым крылом нас относит руское слово косоус – столярн, выкаченная гуськом полочка, карнизик.

Кока – так называют и в Твери неполный початок, веретено с початою пряжей, а коклюшкой называют точёную палочку для намотки ниток и плетенья поясков и кружев. Это вновь приводит нас к символизму Макоши, атрибутами которой является веретено, нитки и процесс плетения.

Помимо нити жизни, ассоциирующей с уткой и ей снесённым яйцом, Макошь также прядёт и нить смерти. Последнее значение также закреплено в словах с корнем кок: кокать, кокнуть что – бить или разбить, хлопнуть, ударить, кокошить кого – ниж. тамб. бить, колотить кулаками, кокшила – драчун, забияка, кокошать кого, кокшить – бить; убивать до смерти, лишать жизни, коковеть – остывать и твердеть, черстветь, мерзнуть, промерзать, коковень сиб. или кок-коковень – стужа, от которой все костенеет, коснеет, цепенеет.

Кстати, здесь мы пришли к этимологическому понятию значения слова кость – корень ко- + суфф. –сть = «Макошь/судьба/основа есть».

Подытожим:

Таким образом, мы пришли к заключению, что головной убор на Руси, а также на других территориях распространения славянства (Европа, досемитические Греция, Шумер и Египет):

1) являлся славянским религиозным культовым предметом;
2) отражал космический символизм славянской религии, а именно, расположение созвездия Плеяд-Макоши-утки (покровительствовавшего Руси, в частности, Москве), на холке у Тельца-Велеса-быка;
3) символизировал фазу плодовитости славянских женщин;
4) если убор содержал элементы, похожие на рога, то они символизировали Велеса;
5) остальная часть головного убора символизировала утку-Макошь и её гнездо.
Такое назначение головных уборов в большинстве случаев сохраняется по сегодняшний день.

Реконструкция древних женских головных уборов

Владимирский кокошник начала 20-го века.

Головной убор мерянки, жительницы Алабужского городища 7 в. н. э.

Костромской женский праздничный убор - "наклон". (Галич Мерьский)

Марийский женский головной убор "шурка"

Удмуртский женский головной убор "айшон"

Эрзянский женский головной убор "панго"

Женские головные уборы в картинах художников

К.Е.Маковский

М.Шанько. Девушка с Волги, 2006

А.И. Корзухин. Боярышня, 1882

М.Нестеров. Девушка в кокошнике. Портрет М.Нестеровой 1885

К.Е.Маковский. Боярыня у окна с прялкой

К.Е.Маковский. Портрет З.Н.Юсуповой в русском костюме 1900-е годы

А.М. Левченков. Боярышня