Формирование иммунных реакций в процессе развития ребенка. Каким путем создается специфический иммунитет? Что подрывает иммунитет

Давайте разберемся, каким образом формируются основные механизмы иммунитета. Как так получается, что у некоторых людей эффективный иммунитет, а у других – слабый.

Все дело в том, что еще до формирования плода, когда начинает образовываться яйцеклетка и происходит ее оплодотворение, родительские гены комбинируются, в результате чего по наследству передается генетическая информация, которая тесно связана с возможностями иммунной системы.

Любопытно, что у человека насчитывается более 36000 генов, причем около половины из них по-своему связаны с работой как иммунной системы, как и всей биологической защитой организма. По этому факту можно сделать вывод о том, насколько большое значение имеет иммунная система.

На некоторых уровнях развития плода активируются разнообразные генетические программы, благодаря которым в первую очередь создаются центральные, а затем периферические органы иммунной системы. Со временем эти органы заполняются клетками, которые создаются сперва в печени, а затем и в костном мозге. Из этих-то клеток после проведения нескольких операций дифференцирования и образуются клетки, формирующие иммунную систему, в первую очередь, лимфоциты, разделяемые на две группы.

Первая группа является наибольшей. Это группа Т-лимфоцитов, представляющих собой клетки из костного мозга, которые перемещаются в вилочковую железу (он же тимус). Так как слово «тимус» начинается с буквы «т», такие клетки называются Т-лимфоцитами. В тимусе, являющемся основным органом иммунной системы, лимфоциты проходят этап созревания, обучения и смены профиля, после чего передаются в кровь. По крови лимфоциты перемещаются по всему организму и реализуют работу иммунитета на клеточном уровне.

Все лимфоциты, прошедшие школу подготовки в тимусе, могут особым образом реагировать на какой-либо конкретный агент-раздражитель. Клетки полностью готовы к защите «Родины», т.е. нашего организма. Другими словами, это абсолютно созревшие лимфоциты, но обладающие еще некоторой толикой «наивности», поскольку ни разу не сталкивались со своим реальным противником, а именно, агентом инфекции.

Другой отряд лимфоцитов поменьше, в него входят В-лимфоциты (от первой буквы словосочетания «bone marrow» – костный мозг). В-лимфоциты перемещаются из костного мозга в селезенку и лимфатические узлы, после чего постоянно дежурят по всему организму. Такие лимфоциты – тоже наивные ребята, поскольку еще не обладают достаточным опытом в работе.

Третья группа клеток возглавляет отряд иммунитетной защиты и управляет работой как Т-, как и В-лимфоцитов. К этим клеткам относятся моноциты и дендритные клетки. Такие клетки обладают прекрасной возможностью обезвреживать различных агентов благодаря процедуре фагоцитоза. При этом клетки захватывают чужих агентов, обрабатывают с помощью ферментов, разрезают и уничтожают. Полученная переработанная информация далее передается Т- и В-лимфоцитам. Последние имеют на своей мембране специальные рецепторы, с помощью которых распознают чужеродную структуру (пептид) и особым образом воздействуют на эти фрагментированные элементы (как правило, короткие полипептиды, состоящие из десяти или больше аминокислот). При этом активируются В-лимфоциты, перемещающиеся в особый отдел лимфатических узлов, а также специальные В-зависимые зоны. Аналогичные зоны присутствуют и в селезенке.

После контакта с макрофагами, моноцитами или дендритными клетками Т-лимфоциты также переносятся в ближайший лимфатический узел, но в свою область, которая обозначается, как Т-зависимая зона. Там лимфоциты начинают преобразовываться в более специализированные клетки, предназначенные для выполнения особых защитных миссий.

Так выглядит начальный процесс, с которого активируется профессиональная, совместная работа клеток трех типов. При последующем взаимодействии с антигенами вирусов и бактерий эти особые клетки увеличиваются в размерах, а затем многократно делятся, создавая из одной клетки потомство, которое также называется «клоном».

Каждый клон специально предназначен для борьбы с конкретными агентами: гельминтами, простейшими организмами, вирусами и бактериями. Более того, агенты выбираются не только по типу их структуры, но и по отдельным элементам, таким как нуклеопротеиды, белки, полисахариды и т.д. На данном этапе и создается иммунитет. Следовательно, иммунитет определяется количеством клеток всех трех типов, их умение мгновенно реагировать на чужеродные агенты, распознавать их и создавать антитела.

Обычный человек и не догадывается, насколько бурные и увлекательные процессы происходят в его организме. То, что связано с иммунной системой, можно расценивать как противоборство двух программ. Изучим это на примере инфекционного заболевания.

У агента инфекции есть одна программа и задача. Он должен проникнуть в организм и как можно быстрее размножиться. Вторая программа, а именно, генетическая программа иммунной системы, обязана оперативно отреагировать и использовать все имеющиеся защитные средства для противоборства размножающемуся агенту. Иммунная система использует своих «солдат» в виде Т- и В-лимфоцитов, которые оснащены специальными «автоматами», которые «пулями», представляющими собой особые молекулы, расстреливают агентов инфекции.

Если иммунитет у человека в полном порядке и имеет достойный отряд защитников, то солдаты легко найдут врагов в любой области организма, будь-то кровеносная система, бронхо-легочная область, урогенительный тракт или кишечник. Лимфоциты обыщут каждый уголочек, чтобы обнаружить, истребить и удалить чужаков из организма. Их основная цель – очистить территорию от неприятеля, провести зачистку организма от банд враждебных агентов. К сожалению, в большинстве случаев человек не в состоянии гарантированно избежать инфицирования, поэтому вся защита организма полагается на иммунную систему. Организм должен уметь за себя постоять.

После того, как битва выиграна и территория освобождена, чуть В- и Т-лимфоцитов не гибнут честью храбрых, а приобретают и долго хранят в «памяти» информацию об агенте инфекции и его особенностях. Такой процесс называется иммунологической памятью. В будущем, если агент наберется смелости вернуться, память поможет в развертывании защитной реакции, которая будет в 2-3 раза быстрее и эффективнее, чем раньше. Таким образом, иммунная система снова отразит удар.

Вот таким образом создается и работает иммунная система, стремящаяся сформировать устойчивость (иммунитет) организма к инфекционным агентам различных типов, оперативно выявляя и уничтожая выявленную угрозу для жизни человека. Такую информацию могут конечно предоставить и медицинские центры г москвы , но разве не лучше получить ее в развернутом виде, с подробными объяснениями и иллюстрациями?

Инфекционный агент – сальмонелла (группа кишечных палочек) :

Дети, посещающие детские учреждения, чаще болеют инфекционными болезнями чем те, кто до определенного возраста находится в условиях домашнего ухода. Вместе с тем, дети, которые болели чаще, вероятно, будут меньше подвержены болезням в будущем.

Считается, что дети, которые чаще болеют в дошкольном возрасте (а это, в большинстве случаев, именно те дети, которые ходят в детские сады) подвержены влиянию многих различных вирусов, «тренируя» свою иммунную систему. Поэтому они болеют в дальнейшем меньше.

Иммунитет - это умение организма осуществлять сопротивление различным факторам, которые могут вызвать заболевания, то есть вирусам, бактериям, некоторым грибам. Выделяют два типа иммунитета - неспецифический, то есть такой, какой есть у ребенка от рождения и специфический - приобретенный иммунитет, который производится после переноса определенного заболевания или после вакцинации. Главной особенностью этого типа иммунитета является запоминание различных патогенов (факторов, вызывающих заболевания), с которыми сталкивается организм ребенка с возможностью их последующего распознавания и борьбы с ними.

Сразу после рождения иммунная система ребенка является незрелой. Конечно, ребенок имеет определенную врожденную защиту, во многом благодаря антителам, которые он получил в утробе матери. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, также получают иммунные факторы защиты из молока матери. Но существенно иммунная система малыша начинает укрепляться, когда ребенок подвергается воздействию бактерий и вирусов из окружающей среды. Различные патогены активируют продукцию естественных антител, и ребенок получает возможность лучше бороться с инфекциями в будущем. Это означает, что дети, вокруг которых находится наибольшее количество источников инфицирования с раннего возраста, вероятно, будут иметь более сильную иммунную систему, когда они начнут посещать школу.

Представление о том, что дети, болея чаще в дошкольном возрасте получают от этого пользу для повышения иммунитета в дальнейшем, просто теория. Есть достаточное количество исследований, подтверждающих это. В частности, наблюдение за состоянием здоровья 4750 детей, проведенное в 2013 году Департаментом педиатрии США показало, что у тех, кто посещал детские коллективы и болел больше в течение первых пяти лет жизни, в дальнейшем было отмечено снижение уровня заболеваемости (по одним и тем же болезням) на 60 процентов.

Неизвестно точно, как долго антитела остаются в организме человека, так как их очень большое количество, а иммунные процессы являются достаточно сложными, однако одно недавнее открытие дает нам представление о потенциале защитных сил человека. Наблюдение за людьми, родившимися в 1955 году и выжили во время пандемии гриппа 1957-1958 годов, показало, что даже через 50 лет концентрация антител к этому вирусу в крови достаточно высока (речь идет о пандемии так называемого «азиатского» гриппа, унесшей около 70 000 жизней).

Некоторые родители ошибочно считают, что признаком значительно ослабленного иммунитета является, например, простудные заболевания, которые периодически возникают у ребенка. Но не следует забывать о том, что именно это и помогает формировать потенциально сильную защиту малыша. Во время заболевания детский организм учится адекватно реагировать в ответ на различные возбудители. Если ребенок болеет простудными заболеваниями всего три или четыре раза в год, то нет необходимости в искусственном укреплении иммунитета.

Организм человека настроен на борьбу с инфекциями. В любом случае, позже или раньше, наши дети будут подвергаться воздействию возбудителей различных болезней из окружающей среды. Это просто вопрос времени. Доказано, что здоровая жизнь во взрослом возрасте зависит от того, как иммунная система ребенка была укреплена в течение первых 3 лет, тогда как фундамент иммунитета закладывается в 1-й год жизни.

Поэтому не бойтесь сезонных болезней! Конечно, малыша очень жаль. Тем не менее, болезнь - что-то вроде зарядки для иммунитета. Он учится давать отпор вирусам и бактериям, производит защиту. При следующей встрече со знакомым противником организм моментально отреагирует, вспоминая метод борьбы. Это означает, что болезнь пройдет незаметно или в легкой форме.

Нельзя не отметить, как важны правильные действия с ребенком во время и особенно после заболевания для закрепления положительного эффекта в организме малыша. Когда ребенок имеет небольшой насморк несколько дней, причем без кашля, повышение температуры и значительному ухудшению общего состояния и ее ведут в детский сад сразу после окончания недомогание - это допустимо. Но не правы те родители, форсируют события после более серьезной болезни у малыша - гриппа, бронхита, отита и других.

Чем глубже болезнь действует на организм ребенка, тем длиннее должен быть период восстановления. В том числе, это касается и закрепления потенциала организма для дальнейшего сопротивления подобным заболеванием. О физических мерах, помогающих уберечься от болезни, помнят все родители. Подчеркнем, что необходимыми также являются и эмоциональный покой, и доброжелательное отношение к малышу в период восстановления.

К барьеру

Врожденный иммунитет встречает «нарушителей спокойствия» первым. Работать он начинает, как только кроха появляется на белый свет, но на полную мощность включается не сразу. Врожденный иммунитет считается неспецифической системой защиты от инфекций, он одинаков практически у всех людей, а главная его задача – предотвращать развитие большинства бактериальных инфекций – например, бронхитов, отитов, ангин.

Первыми на пути «чужака» встают физиологические барьеры – кожа и слизистые оболочки. Они обладают особой кислой средой (уровень рН), которая губительна для «вредителей», и заселены микрофлорой – бактериями-защитниками. Слизистые оболочки также вырабатывают бактерицидные вещества. Оба барьера задерживают большую часть агрессивно настроенных микроорганизмов.

«Чужаки», которые преодолевают такие препятствия, встречаются с клеточным звеном врожденного иммунитета, то есть со специализированными клетками – фагоцитами, которые находятся в коже, слизистых и в клетках крови. Они действуют в сотрудничестве c особыми видами белков и белковыми комплексами, например известные всем интерфероны, обладающими бактерицидным или противовирусным действием. Благодаря их совместным усилиям в «живых» остается лишь 0,1% «агрессоров».

Отряд особого назначения

Специфический (или приобретенный) иммунитет формируется не сразу, а только после рождения крохи, причем в несколько этапов. Подобная защита основана на более тонком механизме отделения «своих» от «чужих» и иммунологической памяти, то есть узнавании «чужака», с которым уже приходилось вступать в контакт. Если враг незнаком, то специфический иммунитет на него никак не отреагирует. Формируется такая защита при взаимодействии двух очень тесно связанных факторов – клеточного (Т- и В-лимфоциты) и гуморального (система иммуноглобулинов). И Т-, и В-лимфоциты запоминают чужеродное вещество (вирус, микроб, аллерген) и при повторной встрече сразу его уничтожают – так проявляется иммунологическая память. В этом случае повторного заражения не происходит вовсе или болезнь протекает в более легкой форме. Но если Т-клетки действуют всегда самостоятельно, то В-лимфоциты, чтобы избавиться от противника, синтезируют особые антитела – иммуноглобулины (Ig). Последние бывают 5 видов (IgA, IgM, IgG, IgD, IgE). Иммуноглобулины в организме малыша образуются постепенно, достигая «взрослых» значений лишь к определенному возрасту.

Огромную роль в становлении приобретенного иммунитета играют прививки, сделанные на ранних этапах, а также естественные встречи ребенка с бактериями и вирусами в первые 5 лет жизни. Чем богаче будет «память» на инфекции, тем лучше кроха будет защищен в будущем.

К бою готовы

Начало пути

Если у взрослых есть антитела к сотням «вредителей», то малышам только еще предстоит их выработать. Так что на разных этапах развития иммунная система ребенка имеет разные возможности. От этого зависит, чем и в каком возрасте он болеет и как реагирует на контакты с внешним миром.

Формирование иммунной системы начинается во время беременности. На 3−8-й неделе образуется печень, в ней появляются В-лимфоциты. На 5−12-й неделе образуется тимус, где после рождения малыша начинают созревать Т-лимфоциты. На этом же сроке образуется селезенка и лимфатические узлы. На 21-й неделе беременности селезенка также начинает вырабатывать лимфоциты. Лимфатические же узлы должны задерживать бактерии и другие инородные частицы и не пускать их дальше внутрь. Но эту барьерную функцию они начинают выполнять только к 7–8 годам. Если в I–II триместрах будущая мама перенесет инфекционное заболевание, будет несбалансированно питаться, возникнет риск неправильного формирования этих органов. В эти сроки женщине следует по возможности избегать контактов с больными гриппом и ОРВИ, переохлаждения.

Между 10-й и 12-й неделями вынашивания будущий ребенок начинает вырабатывать собственные иммуноглобулины, прежде всего класса G. Некоторое количество последнего он получает также через кровь мамы и плаценту практически сразу после зачатия. Но до 6-го месяца беременности материнские иммуноглобулины присутствуют в крови будущего ребенка лишь в очень незначительных количествах. По этой причине у сильно недоношенных детей очень велик риск инфицирования.

После 32-й недели беременности начинают интенсивно образовываться антитела, которые защитят малыша от болезней в первые месяцы жизни.

Есть контакт!

Момент рождения знаменует первый критический период в становлении иммунной системы ребенка. В течение месяца собственная иммунная защита будет подавлена, но иначе быть не может. Ведь уже проходя по родовым путям, малыш встречается с новыми для него бактериями, а во внешней среде, куда он попадает после рождения, незнакомых ему микроорганизмов миллиарды. И если бы иммунитет был таким же сильным, как у взрослых, младенец просто не выдержал бы реакции организма на «незнакомцев». По этой причине механизмы врожденного иммунитета у здорового новорожденного действуют примерно на 40−50% от уровня взрослого, а синтез иммуноглобулинов – на 10−15%. Малыш очень восприимчив к вирусам и микробам, и высока вероятность инфекционных заболеваний.

На этой стадии противостоять специфическим инфекциям ему помогают только мамины иммуноглобулины, полученные еще внутриутробно. Они защищают кроху от тех инфекций, которыми мама переболела или от которых была привита (дифтерии, полиомиелита, кори, краснухи, ветрянки). Также в это время кишечник начинает заселяться бактериями. Кроме того, полезные микроорганизмы и иммуноглобулины малыш получает с искусственной смесью или молоком мамы. Проникая в кишечник, эти вещества делают его слизистую недоступной для болезнетворных микроорганизмов, защищая таким образом кроху от многих инфекций и аллергии. Но получающие грудное молоко крохи защищены лучше. Ведь вместе с молоком они получают еще и антитела к тем инфекциям, которыми мама уже переболела.

Белки женского молока стимулируют развитие иммунной системы ребенка. Современные молочные смеси тоже содержат иммуноглобулины, но их дозы рассчитаны на средне­статис­ти­ческого ребенка. Материнское же молоко по своему составу подходит для конкретного малыша.

Так как в это время малыш подвержен большому риску заболеваний, круг общения нужно ограничить ближайшими родственниками – теми людьми, с кем он живет. Попадая из роддома в квартиру и общаясь с мамой и папой, ребенок постепенно привыкает к «домашней» микрофлоре, и она становится для него безопасной. Если в дом приходят гости, попросите их вымыть руки с мылом и покажите им кроху издали.

В этот период нужно, с одной стороны, строго соблюдать правила гигиены, а с другой – не переусердствовать. Иначе нужные микробы не смогут заселить кожу и слизистые, кроме того, стерильная атмосфера не даст возможности бороться с бактериями и развивать иммунную систему. Чтобы соблюсти баланс, достаточно 2−3 раза в неделю делать влажную уборку, пылесосить мягкую мебель и каждый раз, перед тем как подойти к новорожденному, тщательно мыть руки с мылом.

Серьезный повод

По данным ВОЗ, дети до 3 лет переносят 6−8 респираторных заболеваний в год. В среднем, если иммунная система работает нормально, за год малыш может перенести 1−2 достаточно тяжелые вирусные инфекции (грипп, аденовирусная инфекция) и 4−5 «простуд» могут протекать легко и сопровождаться насморком, покашливанием, невысокой температурой. Это вовсе не означает, что у ребенка снижен иммунитет. Единственный способ полноценно защититься от болезней – выработать собственный иммунитет, который может сформироваться только после встречи с микробом. Частые ОРЗ и ОРВИ не стоит рассматривать как проявление слабости иммунной системы.
Серьезным поводом посетить врача-иммунолога могут стать частые простуды, протекающие с осложнениями и переходящие в пневмонию, бронхит, повторные заболевания инфекциями, к которым должен вырабатываться пожизненный иммунитет – например, корью, краснухой, ветряной оспой. Но в последнем случае нужно учесть, что если кроха переболел ими до года, иммунитет может быть нестойким. При длительном лечении антибиотиками, противогрибковыми или гормональными препаратами требуется поддерживающая терапия иммуномодуляторами. В этом случае также нужна консультация иммунолога.

Иммунный ответ

3−6 месяцев – второй критический период. Материнские антитела постепенно разрушаются и к 6 месяцам полностью уходят из организма. На проникновение инфекции в организме крохи развивается иммунный ответ, так как начинается выработка собственного иммуноглобулина А, который отвечает за местный иммунитет. Но он не обладает «памятью» на вирусы, поэтому прививки, которые делаются в этот период, обязательно позже повторяются. Очень важно сохранять грудное вскармливание.

Усилить защиту помогут также водные процедуры. С 3 месяцев младенца после минутного купания в воде температурой 36−37 °С обливают водой, температура которой на 1–2 градуса ниже. Можно также осторожно обтирать кроху после принятия ванны варежкой, смоченной в воде температурой 33–36 °С. В течение 2 минут обтирают руки от кисти до плеча и ноги от ступни до колена, после чего насухо вытирают. Раз в 5 дней температуру воды понижают на градус и доводят постепенно до 28 °С.

Детские неожиданности

2−3 года – третий критический период, время активного становления приобретенного иммунитета. Расширяются контакты с внешним миром, многие дети начинают посещать ясли или детский сад и часто болеть. Этот период обычно длится 6–12 месяцев. Причиной неоднократных простуд может стать и стресс, нежелание малыша посещать ясли или сад. Но отказываться от дошкольного учреждения все же не стоит. Крохи, не посещающие сад или ясли, конечно, болеют реже. Но как только они начинают ходить в школу, частота вирусных инфекций у них резко возрастает. Их «организованные» сверстники к этому возрасту успевают «познакомиться» со многими вирусами и простужаются реже.

Обычно в этом возрасте у «детсадовцев» болезни длятся долго и переходят одна в другую. Это не значит, что у них слабый иммунитет. Просто малыши соприкасаются с большим числом возбудителей болезней, их слизистые уязвимы, так как иммуноглобулин А вырабатывается еще в малом количестве. Иммунная система, таким образом, активно тренируется: в столкновении с «чужаками» организм вырабатывает антитела, которые в дальнейшем помогают ему быстрее справляться с болезнями или вообще не допускать их возникновения. Чтобы окончательно сформироваться, иммунитету требуется до 8−12 подобных «тренировок» в год.

Общая сопротивляемость организма малыша инфекциям от прививок практически не зависит. Ребенок, получивший полный набор прививок, может часто болеть ангиной, бронхитом, отитом, возбудителями которых являются обычные микробы.

В этом возрасте лучше обходиться без иммуностимулирующих препаратов. Их применение может ослабить иммунитет ребенка. Кроме того, иммуностимуляторы имеют противопоказания и побочные эффекты. Сбалансированный по витаминам и микроэлементам рацион питания, соблюдение режима дня, физическая активность и закаливающие процедуры будут иметь гораздо больший эффект.

Также в этом возрасте из-за активного «обмена» различными возбудителями со сверстниками отмечается активный рост миндалин и лимфатических узлов. Это звено врожденного иммунитета служит первой линией обороны от потенциальных возбудителей различных заболеваний. Когда в них попадает инфекция, они увеличиваются и воспаляются.

Примерно на это время попадает и большинство ревакцинаций. Они направлены на поддержание иммунитета, который выработался во время предыдущих прививок.

Почти взрослый

В 5–7 лет (четвертый критический период) уровни иммуноглобулинов класса M и G приближаются к взрослому уровню, количество Т- и В-лимфоцитов также становится близким к их количеству у взрослого человека. Иммуноглобулин A по-прежнему в дефиците. Из-за этого заболевания верхних дыхательных путей в этом возрасте могут стать хроническими (хронический тонзиллит, хронический ларингит) или часто повторяться. Чтобы этого избежать, нужно очень тщательно и до конца их вылечивать. Также в осенне-зимний период рекомендуется давать ребенку поливитамины. За конкретными рекомендациями (курс приема и названия витаминных комплексов) следует обратиться к педиатру. А вот прежде чем назначать иммуностимулирующие средства, нужно знать, какое звено иммунной системы страдает и что именно нужно укреплять. Точную информацию об этом дает только развернутая иммунограмма.

Но большинство детей болеют уже намного реже и быстрее справляются с инфекциями. Величина иммуноглобулина E достигает максимума, поэтому нарастает частота аллергических реакций.

Первые 28 дней жизни новорожденного защищает детский иммунитет, приобретенный от матери в период внутриутробного формирования. В это время он наиболее подвержен различным инфекционным заболеваниям. Но на 5 день происходят перемены в формуле крови, и лимфоциты начинают преобладать. Сохранение грудного кормления в этот период позволяет поддерживать иммунную защиту.

Отдельные факторы, влияющие на младенца, снижают иммунитет, что будет способствовать частым заболеваниям. Важную роль играет приобретенный иммунитет, который передается по наследству. Различают также видовой, активный, пассивный, врожденный, специфический и неспецифический иммунитет.

Приобретение специфического иммунитета у ребенка или естественного происходит в течение жизни, при контакте с возбудителями (микробами, бактериями, вирусами, грибами). Он может быть пассивным и активным. Последний развивается в ответ на введение сывороток. Активный иммунитет возникает после перенесения заболевания.

Признаками слабого иммунитета будут:

    • частые простудные заболевания, более 5 раз в год;
    • низкая чувствительность к применяемому лечению;
    • плаксивость и раздражительность;
  • бледность кожи;
  • нарушения работы пищеварительной системы;
  • долгое восстановление после болезни;
  • простуды заканчиваются осложнениями - отиты, бронхиты, ларингиты, ангины.

Справка! При сниженном иммунитете потребуется проведение иммунокорректирующей терапии.

Факторы, снижающие детский иммунитет

На формирование иммунитета у детей влияют внешние и внутренние факторы. Они могут сказываться на развитии как положительно, так и отрицательно. На защитную функцию у грудничков влияют и особенности внутриутробного формирования.

Факторы пониженной защиты у грудничков :

  • осложненные роды;
  • наследственная предрасположенность к различным патологиям;
  • тяжелое течение беременности, вредные привычки у матери;
  • нарушение работы желудочно-кишечного тракта;
  • плохая экологическая ситуация;
  • недостаточное питание, дефицит или переизбыток пищевых веществ;
  • отказ от грудного молока до 6-месячного возраста;
  • частый прием лекарств;
  • психологическая травма.

У старших детей на иммунитет могут повлиять такие факторы, как:

  • нервное перенапряжение и стрессы;
  • гиподинамия, малоподвижный образ жизни;
  • неправильное питание;
  • частые переохлаждения, обострения аллергии.

Справка! Выделяют 5 критичных этапов формирования иммунной защиты, и на каждом будут свои факторы, которые более всего сказываются на стойкости организма.

Как формируется иммунитет у грудного ребенка

Формирование иммунитета начинается в период внутриутробного развития. К 12 недели в организме появляются Т-лейкоциты, число которых сильно возрастает на 5 день с рождения. Первые месяцы жизни ребенок защищен материнскими антителами, и синтезировать собственные иммуноглобулины организм еще не в состоянии. Только к 3 годам иммунитет малыша становится приближенным к взрослым по показателям количества антител типа М.

Чтобы понять, как формируется иммунитет младенцев и старших детей, следует рассмотреть его основные периоды. Всего их выделяют 5, длительностью с рождения до подросткового возраста - 12-15 лет.

Основные этапы формирования иммунной защиты

Важные периоды жизни, от которых будут зависеть особенности иммунитета у детей:

  • Первый этап - с рождения до 28 дня жизни.
  • Второй - с 3 месяцев до полугодовалого возраста.
  • Третий - со 2-го года до 3 лет.
  • Четвертый - 6-7 лет.
  • Пятый - подростковый возраст до 15 лет.

Первый этап развития

Первый важный этап для формирования иммунитета у ребенка - 28 дней с рождения . В это время новорожденный находится под защитой антител матери, он имеет врожденный неспецифический иммунитет, в то время как его собственный только начинает складываться. Организм в это время наиболее подвержен болезням, особенно тем, от которых не были переданы антитела от матери. Врожденная иммунная система обеспечивает также защиту от заболеваний, которыми человек не болеет.

Справка! Чтобы укрепить иммунитет ребенка, важно поддерживать грудное кормление, так как материнское молоко становится основной защитой.

Второй этап развития

С 3-месячного возраста до 6 месяцев в организме грудничка разрушаются антитела, полученные от матери, и начинает формироваться активный иммунитет. Ребенок подвержен острым респираторным вирусным заболеваниям. Груднички также склонны к кишечным расстройствам, глистам, патологиям респираторной системы. Ребенок может не получить от матери антитела к таким патологиям, как ветрянка, коклюш, краснуха. В таком случае высок риск тяжелого течения этих заболеваний.

Иммунологическая память в этот период еще не сформирована. Это становится фактором повторного развития инфекционных заболеваний. В этот период высок риск аллергических реакций. Аллергенами могут выступать продукты питания, пыльца растений, пылевые клещи и другие вещества.

Третий

С 2 до 3 лет ребенок начинает более активно контактировать с окружающими и познавать мир. В организм попадают новые возбудители заболеваний. В этот период иммунная система у детей еще не зрелая, преобладает первичный иммунный ответ. Высок риск появления таких нарушений, как глистные инвазии, стоматиты, респираторные заболевания. Организм особенно подвержен бактериальным и вирусным возбудителям.

Четвертый

С 6 лет уже есть накопленный активный иммунитет. До 7 лет дети подвержены переходу острых заболеваний в хронический процесс. Родителям следует обращать внимание на любые изменения в состоянии здоровья, чтобы провести своевременное лечение до того как начнется период полового созревания, ведь тогда гормональная перестройка усугубляет все имеющиеся патологии. Дети 6-7 лет подвержены аллергическим реакциям.

Пятый

В подростковый период с 12 лет у девочек, и у мальчиков с 13-14 лет начинается активная гормональная перестройка. На состоянии здоровья это сказывается обострением хронических заболеваний. Гормональные изменения сочетаются с уменьшением лимфоидных органов. Подросток может нуждаться в удалении миндалин (аденоидов), которые увеличиваются на фоне частых заболеваний и слабой защиты. Возбудителями болезни могут стать как вирусные, так и бактериальные агенты.

Как выработать иммунитет у ребенка

Соблюдая отдельные рекомендации специалистов при развитии малышей, можно помочь их нормальному росту, исключив частые проблемы со здоровьем. Начинать заботиться об этом следует еще во время беременности. Женщине нужно принимать витаминные комплексы, полноценно питаться, исключать стрессовые ситуации.

Как повысить резистентность организма к инфекционным возбудителям:

  • Обратить внимание на рацион . Любой продукт с первого прикорма должен быть полезным, то есть содержать витамины. Если организм не будет получать достаточного количества полезных веществ, он не сможет полноценно функционировать, соответственно иммунитет от этого тоже пострадает.
  • Регулярно по рекомендации врача давать ребенку витаминные и минеральные комплексы .
  • Соблюдать режим дня , утром делать зарядку, а перед сном прогуливаться на свежем воздухе. Нужно сразу приучать к одному графику. Лучше заранее уточнить, какой режим в детском саду, чтобы подготовить к нему малыша. Смена обстановки, поход в садик и школу - это стресс, а он сказывается на иммунитета. Если же не придется резко менять режим, ребенок перенесет это легче. Кроме того, перед садиком и школой рекомендуется дополнительно давать общеукрепляющие, иммуномодулирующие и витаминные комплексы.
  • Готовить ребенка психологически к любым неприятным ситуациям (поход к врачу, особенно к стоматологу, переезд, незнакомые люди в доме).
  • Долечивать все заболевания и обращаться к врачу при появлении первых признаков болезни. Важной мерой будет и профилактика детских инфекций путем вакцинации.

Важно! Для нормального функционирования защитного механизма важен здоровый сон.

Ребенок должен спать ночью дольше взрослых. Дневной сон также важен, и приучать к нему нужно согласно ожидаемому графику в детском саду. Полноценный сон способствует повышению иммунитета. Дополняется положительное действие на иммунные клетки выполнением зарядки, правильным закаливанием организма и психологическим комфортом.

Способы проверки иммунной системы

Узнать какой иммунитет, чтобы заняться его повышение, помогут специальные анализы. Основной - иммунограмма. Анализ крови на иммунитет можно сдать по собственному желанию или по назначению врача.

Иммунограмма позволяет получить следующую информацию:

  • количество иммуноглобулинов;
  • скорость реакции фагоцитов на раздражители;
  • функциональная способность цитокинов;
  • скорость фагоцитоза;
  • количество лейкоцитов;
  • наличие аллергии на антитела.

При наличии отклонений в иммунограмме врач назначит лечение. Через некоторое время анализ крови сдается повторно. Для получения достоверных результатов нужна правильная подготовка к обследованию.

Подготовка к сдаче крови:

  • врачом отменяются некоторые лекарственные средства;
  • устраняются очаги воспаления (анализ проводится через месяц после лечения);
  • за день до анализа нужно отказаться от активных физических игр и спорта.

Когда нужно сдавать анализы

Основными показаниями к анализу крови на иммунитет ребенка будут:

  • первичные иммунодефициты;
  • приобретенные иммунодефициты;
  • частые вирусные заболевания;
  • плохое реагирование на лечение.

Признаки иммунодефицита, при котором нужно обследоваться:

  • часто рецидивирующие инфекционные и гнойные заболевания;
  • частые кандидозы полости рта;
  • тяжелое течение дерматологических заболеваний.

Справка! Анализы могут назначаться, когда ребенок часто болеет без видимой причины, и когда есть невосприимчивость к лекарствам.

Количество лейкоцитов у ребенка

При сниженном количестве лейкоцитов важно проверить иммунитет ребенка. Нормальными показателями будут от 6,5 до 13,8 у месячного малыша, от 5,5 до 12,5 в полгода и с года до 6 лет - от 6 до 12. Когда иммунитет становится приближенным к взрослому, показатель начинает варьировать от 4,5 до 9.

Чем опасно снижение количества лейкоцитов:

  • развитием анемии;
  • тромбоцитопенией, приводящей к кровотечениям;
  • стоматитами с тяжелым течением (язвами, некрозом);
  • патологиями печени, когда инфекция попадает в орган;
  • агранулоцитозом - происходит некроз тканей, появляются язвы;
  • бактериальным воспалением легких.

Повысить уровень лейкоцитов можно правильно подобранным рационом. Ребенку нужно давать больше цитрусовых, ягод, свежих овощей. Полезными будут свекла, грецкие орехи, морепродукты, куриные яйца. При нормальной переносимости рекомендуется давать больше молочных и кисломолочных продуктов. Народная медицина с этой целью предлагает использовать отвары овса, мед с цветочной пыльцой, настой полыни.

Когда ребенок с рождения кажется вялым, плохо кушает, не проявляет интереса к окружающему миру, часто болеет, следует проконсультировать с иммунологом и педиатром. Специалисты дадут рекомендации для укрепления защитных сил, что улучшит общее самочувствие.