Беседа праздник новый год. Беседа с детьми средней группы «Праздник — это весело
Беседа на тему «Терем Деда Мороза» с использованием мультимедийной презентации.
Комова Любовь Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №90», город Череповец.Описание материала: Данный материал будет полезен воспитателям детей старшего дошкольного возраста при проведении бесед к Новому году.
Цель: формирование представлений о тереме Деда Мороза.
Задачи:
Совершенствовать умение детей слушать воспитателя и своих сверстников; понимать вопросы, правильно формулировать ответ на них.
Воспитывать интерес к главному новогоднему герою – Деду Морозу.
Ход беседы:
Воспитатель:
В валенках и в шубе,
С ёлкой и с мешком.
Все его мы любим,
Все его мы ждём.
Борода седая,
Усы и красный нос,
Все его мы знаем.
Это... .
Дети: Дед Мороз.
Воспитатель: Сегодня Дед Мороз приглашает нас к себе в гости в свой сказочный терем. Кто помнит, где находится его терем?
Дети: В городе Великий Устюг.
Воспитатель: В Великом Устюге у Дедушки свои владения, там и стоит его гостеприимный терем, куда мы сейчас и отправляемся.
Слайд №1
Воспитатель: Дом у Дедушки Мороза большой и уютный, в нем 12 комнат и тронный зал. Дедушка хороший хозяин, потому и в комнатах порядок и всегда что-то новенькое.
Слайд №2
Воспитатель: Заходя в терем, мы оказываемся в Тронном зале. Что стоит в центре зала?
Дети: Ёлочка.
Воспитатель: На самом видном месте стоит красавица – ель, украшенная гирляндами, бантами, снежинками, шарами.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему зал так назван?
Дети: (высказывают свои мнения)
Воспитатель: Возле ёлочки стоят два трона- один Дедушки Мороза, а чей же второй?
Дети:
Снегурочки.
Воспитатель:
Приедет Снегурочка в гости к Дедушке и присядет рядом. Будут вместе гостей встречать.
Слайд №3
Воспитатель: А эта комната называется -Комнатой желаний. Подумайте, почему?
(Воспитатель выслушивает ответы детей.)
Воспитатель: Здесь все желание исполняются! Нужно закрыть глазки и под звон колокольчика загадать желание. И оно обязательно исполняется! Главное, чтоб желание было добрым.
Воспитатель: Давайте тоже попробуем загадать желание.
Слайд №4
Воспитатель: Это - Комната проектов. По-другому её называют «комнатой будущего». Здесь можно узнаете о том, как будут выглядеть владенья Мороза через 20-30 лет.
Слайд №5
Воспитатель: Перед рабочим кабинетом Сказочного Волшебника есть приемная. Это Комната важных дел. Здесь личный секретарь Дедушки Мороза работает –наши письма разбирает, да «Морозные новости» рассылает о встречах и визитах, переговоры ведет с другими волшебниками или важными людьми.
Слайд №6
Воспитатель: А вот и сам кабинет Дедушки. Что вы видите в кабинете?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Чем же занимается в своем кабинете Дед Мороз?
Дети: Работает, читает письма, которые ему пишут дети.
Воспитатель: В рабочем кабинете стоит стол, за которым Зимний Волшебник читает письма от детей со всего мира, да добрые дела совершает.
Слайд №7
Воспитатель: Есть в сказочном доме и комната подарков, которые Дедушка Мороз получает от гостей. Каждый год эту коллекцию пополняют подарки от сказочных коллег. Тут есть дары из Кукобоя, Украины, Белоруссии, Риги, Швеции, Германии.
Воспитатель: Посмотрите, как много разных подарков!
Слайд №8
Воспитатель: Дальше мы попадаем в самую «умную» комнату волшебного дома. Кто догадался, что это за комната, наполненная книгами?
Дети: Это библиотека.
Воспитатель: Да, и книг здесь превеликое множество. Есть книги подаренные, есть написанные в Доме Дедушки Мороза, а есть книги особенные – книги-великаны.
Слайд №9
Воспитатель: Вологодская область славится льном. Ему в тереме Дедушки Мороза отведена отдельная комнатка – это комната льна. Здесь представлены разные изделия изо льна. Посмотрите, кто стоит в левом углу?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Это кукла оберег, зовут её Берегиня. Она охраняет сказочный очаг.
Слайд № 10
Воспитатель: У мастериц Дедушки Мороза есть в доме отдельная уютная комната. Так она и называется – комната мастериц. Как вы думаете, чем занимаются мастерицы в этой комнате?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Много работы у рукодельниц: надо для Деда Мороза костюмы летние и зимние шить, всю свиту нарядить, за убранством терема следить. А еще и сувениры с подарками к новогодним праздникам приготовить.
Слайд №11
Воспитатель: А сейчас мы с вами перенесёмся в спальню Деда Мороза. Что вы здесь видите?
Дети: Большую кровать.
Воспитатель: И кровать эта непростая, а сказочная, она украшена резьбой по дереву. Покрывало вышито морозным узором. Подушек на перине ровно семь штук, на каждый день недели своя.
Воспитатель: На стене мешочки развешаны, в них хранятся сказки для снов.
Слайд №12
Воспитатель: Чтобы узнать, какие наряды у Мороза есть, нужно просто заглянуть в гардеробную. Здесь хранятся разные костюмы Дедушки. Есть зимние и летние, нарядные и спортивные.
Слайд №13
Воспитатель: Самая любимая комната в доме у Дедушки Мороза – детская. В этой комнате представлена выставка детских сказок, чтобы дети поближе были к своим любимым сказочным героям, а взрослые - вспоминали свое детство.
Слайд №14
Воспитатель: А вот и последняя комната, в которую я вас приглашаю. Кто-нибудь догадается как она называется?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Это - комната ёлочек. Посмотрите, сколько здесь разных ёлочек! Сделали их дети из разного материала: шишек, бумаги, пластиковых пакетов, печенья, ткани и даже кружева.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по терему Деда Мороза. Кому какая комната понравилась больше всего?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам пофантазировать – нарисовать или сконструировать любую комнату Деда Мороза, а может кто-то придумает свою комнату.
Творческая деятельность детей
Тема: Новый год и его особенности.
Задачи урока: познакомить детей с историей и традициями праздника Нового года в разных странах; выучить имена Дедов Морозов в разных странах мира; развивать чёткую и грамотно поставленную речь; воспитывать любовь к традициям своего народа.
Планируемые результаты: выучить историю и традиции праздника, запомнить имена Дедов Морозов в разных странах; давать грамотные и полные ответы.
Оборудование: разноцветные мелки, карточки с заданиями по пройденному материалу.
Предварительная работа: украсить класс в новогоднем стиле, подготовить карточки с заданиями.
План урока:
I. Организационная часть.
II. Закрепление прошлой темы. Проверка домашнего задания.
III. Оповещение темы и целей урока.
IV. Новый материал.
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление.
VII. Итог урока.
VIII. Дом. задание.
Ход урока
I. Организация класса, проверка готовность к уроку. Дети хором читают четверостишие.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять,
Интересное узнать.
II. Закрепить знания учащихся прошлой темы. Проверить домашнее задание.
III. Объявить тему и цели урока. Сегодня мы проведём необычный урок (при возможности украсить класс в новогодней тематике). Посмотрите вокруг. Вам нравится как украшен наш класс? А как вы думаете, про какой праздник мы сегодня поговорим? Правильно, тема сегодняшнего урока «Новый год и его особенности». Мы поговорим об этом долгожданном празднике, который любят и взрослые и дети. Узнаем его историю, откуда он к нам пришёл. Вспомним новогодние традиции и ещё много интересного.
IV. Изучение нового материала. Учитель читает стихотворение "Новый Год" Н. Найденовой.
Лесом частым,
Полем вьюжным
Зимний праздник к нам идет.
Так давайте скажем дружно:
"Здравствуй, здравствуй, Новый год!"
Снова пахнет свежей смолкой,
Мы у елки собрались,
Нарядилась наша елка,
Огоньки на ней зажглись.
Игры, шутки, песни, пляски!
Там и тут мелькают маски...
Ты - медведь, а я - лиса.
Вот какие чудеса!
Вместе встанем в хоровод,
Здравствуй, здравствуй, Новый год!
Ребята, а кто придумал этот весёлый праздник и откуда он к нам пришёл? В древности наши предки его отмечали 1 марта. Люди зажигали огоньки на ёлках в виде свечей, с надеждой на хороший урожай в новом году. Когда народ принял христианскую веру, праздник перенесли на первый день осени - сентябрь. И только в 1700 году, по указу царя Пётра I, Новый год принято отмечать 1 января.
О каких новогодних традициях нашего народа вы знаете? Главной традицией является украшение ёлки. Эту зелёную красавицу наряжают шарами, гирляндами, светящимися фонариками, шишками, конфетами, игрушками. Ёлка - это символ новогоднего праздника. Ещё одна традиция - пускать салют в 12 часов ночи, именно в это время все желают друг другу счастья в наступившем новом году. Также этот праздник принято отмечать в кругу своей семьи. Взрослые и дети одевают красивую одежду и карнавальные маски и веселятся возле нарядной ёлки. Они поют песни, танцуют, играют в игры и кушают за столом вкусные блюда.
А кто может рассказать, как отмечают Новый год в других странах?
В Англии люди под бой часов открывают заднюю дверь, чтобы все ненастья ушли из дома, а с последним ударом открывают входные двери и дают зайти удаче, благосостоянию, здоровью.
Венгерский народ в полночь громко играет на дудочках, свистульках, рожках. Они считают, что это помогает выгнать из дома злых духов.
Немцы всех возрастов забираются на стулья, диваны, кресла и с наступлением праздника прыгают на пол. Они говорят, что это помогает впрыгнуть в новый год чистым и безгрешным.
Итальянцы в последнюю минуту старого года выкидывают на улицу ненужную посуду, вещи, мебель. Это позволяет им избавится от плохой энергетики.
В Испании принято съесть 12 виноградин и загадать 12 желаний.
В Скандинавии существует традиция хрюкать под столом, скандинавы утверждают, что это помогает им избавится от болезней и неудачи.
А вот в Китае Новый год празднуют не первого января, празднование назначается в разные дни. Главная особенность китайского Нового года - это украшение домов и улиц маленькими фонариками. А дети рисуют свою мечу на листке бумаги и перед сном, кладут его под подушку.
В Индии Новый год называют Гуди Падва, в этот день индийцы обязательно должны съесть листья дерева ним-ним.
Болгария - это страна где самый маленький член семьи читает гостям стихи, поёт песни, дарит сувениры, которые снимает с ёлки.
Для разрядки детям предлагается сыграть в игру «Кто больше». Разделить учащихся на две команды, по очереди они называют слова, которые можно отнести к Новому году. Выигрывает команда, которая остановится последней.
Дети, а без кого не бывает новогоднего праздника? Как он выглядит? А кто его помощница? Как зовут Деда Мороза в разных странах?
В Соединённых Штатах Америки, Канаде, Великобритании - это Санта Клаус. Отличается от нашего одеждой, на нём всегда одета красная куртка с белым мехом и шаровары.
В Швеции их вообще два: Юлтомтен и Юлниссаар, они награждают послушных детей и оставляют им подарки под окном.
И во Франции тоже два Деда Мороза: Пэр-Ноэль и Шаланд. К итальянским детям в новогоднюю ночь прилетает фея Бефана.
В Румынии - Мош Кречун. Финляндия славится Йоулупукки, он всегда находится в свите гномов. В Эстонии - Йиулувана.
А ребята из Узбекистана с нетерпением ждут Корбобо, который приезжает на ослике.
Все Дедушки Морозы разные по внешнему виду, но все они дарят новогоднее настроение, радость, веселье и долгожданные подарки.
Игра «Нарисуем ёлку». Дети делятся на две команды и по очереди выходят к доске рисовать один элемент ёлки. Побеждает команда у которой новогодняя красавица будет нарядней.
V.
Физминутка. Предлагается детям сыграть в игру «Матушка зима». Учитель читает и показывает что надо делать.
Пришла Матушка зима,
Всё метелью замела.
(волнообразные движения кистями рук перед собой
)
По сугробам мы пойдём,
В лес дремучий напролом.
(ходьба с высоким подниманием коленей
)
Вдруг синичек увидали,
Им мы ручкой помахали (помахать ручкой
)
А синички нам мигнули,
И за сосны упорхнули
(взмахи обеими руками
)
Налетели вдруг снежинки,
Словно лёгкие пушинки
(имитируем пальчиками падающих снежинок
)
Вместе с нами закружились,
Вместе с нами в пляс пустились
(покружиться на месте
)
Ручками захлопали
(хлопнуть 4 раза
)
Ножками затопали
(топнуть 4 раза
)
К ёлке вместе подбежали
И УРА!!! Ей закричали.
(подходим к ёлке - ура!!!)
А теперь мы всем народом,
Скажем дружно…
С НОВЫМ ГОДОМ!!!
Конспект беседы «Скоро, скоро Новый год»!
" Скоро , скоро Новый год ,
Он торопится, идет
стучится в двери к нам,
Дети, здравствуйте, я к вам!"
Ребята, а вы знаете, что к нам торопиться главный праздник, которого ждут почти весь год? Ответы детей. Расскажите, пожалуйста, что вы знаете о празднике "Новом годе", как его отмечают, почему так любят и есть ли в нем что-то волшебное? Ответы детей. Ребята, а в какое время года к нам приходит Дедушка Мороз? Ответы детей (зимой) . Давайте вспомним чем же зима отличается от лета, я буду начинать предложение, а вы его будете заканчивать. И будьте внимательны, не забывайте, что наши глазки смотрят, ушки слушают, а ручки не мешают, а помогают.
Летом небо светлое, а зимой. ?
Летом солнце яркое, а зимой. ?
Летом тепло, а зимой. ?
Летом у зайки шубка серая, а зимой. ?
Летом медведь бодрствует, а зимой. ?
Летом мы катаемся на велосипеде, а зимой. ?
За летом приходит осень, а за осенью. ?
Летом земля покрыта травой, а зимой. ?
Летом птиц много, а зимой. ?
Летом растут цветы, а зимой. ?
Молодцы ребята, как вы хорошо справились с заданием! Скажите, а что падает с неба зимой? Ответы детей (снежинки) . Раз зимой без снега никуда, педагог предлагает детям нарисовать снежинки, с помощью цветных карандашей и листа бумаги, а затем украсить ими групповую. Какие необычные у вас получились снежинки и большие, и маленькие, и с великолепным узором, как в сказке.
Педагог открывает детям небольшой секрет, о том, что Деда Мороза ждут с нетерпением и взрослые и дети, затем предлагает написать ему письмо и рассказать о своих поступках в уходящем году и объяснить почему же так хотят с ним встретиться. Письмо запечатывают все вместе и отдают почтальону. (роль почтальона может играть как ребенок, так и взрослый) Педагог предлагает детям игру "Что растет на нашей елке"? Правила очень просты, ребята садятся в круг, если утверждение верно, то хлопают в ладоши, если нет, то топают ногами.
Что растет на нашей елке?
Мандарины и хлопушки?
Конфеты, да игрушки?
Шарики стеклянные?
Портфели деревянные?
Тигры настоящие?
Гирлянды блестящие?
В верху сияет лишь она, пятикрылая звезда!
Педагог обращается к детям и говорит, что у двери оставлен необычный сундучок, а в нем записка :"Пройдите лабиринт и откройте волшебный сундучок".
Дети получают задание пройти лабиринт от звезды до подарков, после педагог поизносит волшебные слова :"Сим салабим барабан марабан, сундук откройся же нам"!
Дети открывают сундук и находят там конфеты. (сюрпризный момент)
Фомиченко Ольга
Конспект НОД для старшей группы «Что такое Новый год?»
Тема : Что такое Новый год ?
Цель : формировать представления о празднике новый год ,
Задачи :
Формировать представление детей о праздновании Нового года в нашей стране и других странах, о символах, традициях и обычаях праздника;
Продолжать учить отгадывать загадки;
Развивать речь детей : учить давать полные и развернутые ответы;
Развивать интерес к новогоднему празднику.
Развивать игровую деятельность детей.
Виды детской деятельности : социально – коммуникативная деятельность, познавательная деятельность, чтение художественной литературы, музыкальная деятельность.
Материалы и оборудование : презентация «Что такое Новый год » , картинки с изображением елочных игрушек и предметов не относящихся к ним (для игры «Нарядим ёлку к празднику» , фотографии детей на празднике в семейном кругу, фотографии с изображением столиц разных стран (Англии, Германии, Франции, Японии, России) .
Этапы :
1. Организационный момент.
3. Физминутка «Новый год » .
Новый год в разных странах.
6. Игра «Нарядим ёлку к празднику» .
7. Отгадывание загадок.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель : Ребята, отгадайте мою загадку, а когда отгадаете, мы с вами отправимся в интересное путешествие.
«Что за праздник на дворе
Наступает в декабре?
В это время все вдруг рады,
Малыши подарков ждут,
Ради нескольких минут
Собирается семья :
Мамы, бабушки, родня.
И держа в руках бокалы,
Сосчитав часов удары,
Все от радости визжат,
Шутят, прыгают, шалят.
Прочь кошмары и ненастья,
В эту ночь ждут только счастья,
Это праздник без хлопот,
Это праздник -. !
(Новый год )
Воспитатель : Правильно ребята, это Новый год . А что такое Новый год ?
Воспитатель : Новый год – это праздник . Трудно найти человека, который бы не любил Новый Год . С раннего детства Новый Год является самым любимым, домашним и теплым праздником для каждого из нас. Вы все ждете его? А почему вы ждете этот праздник?
Ответы детей.
Воспитатель : А теперь давайте послушаем песню «Идет к нам Новый год » . (музыка и слова Е. И. Морозовой)
Прослушивание аудозаписи
2. Беседа о появлении Нового года.
Воспитатель : А как вы думаете, ребята, откуда пришел к нам этот праздник?
ответы детей.
Воспитатель : Традиция отмечать Новый год 1 января появилась в России всего триста лет назад. Петр I издал указ, в котором говорилось, что Новый год необходимо отмечать 1 января.
По царскому указанию москвичи впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны , можжевельника и ели.
Первоначально на Новый год украшали деревья конфетами, печеньем,
фруктами, орехами и даже овощами.
Но Деда Мороза и Снегурочки на тот период еще не было. Был Мороз – старик с белой бородой , который повелевал зимними холодами. Именно этот персонаж и стал основой для рождения сказки о новогоднем Деде Морозе, который приносит подарки.
Традиционный костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. Дед Мороз умело прочищал дымоходы, через которые забрасывал детям подарки. Снегурочка тоже появилась немного позже. Впервые о ней узнали из сказки «Снегурочка» , но там ее просто вылепили из снега. Все помнят момент в сказке, когда она прыгает через костер и тает.
Персонаж так полюбился всем, что постепенно Снегурочка стала неизменным символом новогодних празднований.
Вот таким образом и появился тот Новый Год , который мы привыкли встречать с самого детства.
Воспитатель : А сейчас ребята давайте отдохнем и немного поиграем.
3. Физминутка «Новый год »
У всех Новый год ,
И у нас Новый год . (Делают шаг с притопом и одновременно хлопают в ладоши, поворачиваясь в правую сторону и в левую.)
Возле ёлочки зелёной хоровод, хоровод.
К нам пришёл Дед Мороз. (Делают лёгкие наклоны головой в разные стороны, как бы сообщая друг другу эту новость.)
Он игрушек, и хлопушек,
И конфет нам принёс! (Кружатся на месте, подняв руки и вращая кистями.)
Он добрый у нас,
Он весёлый у нас,- (Делают шаг с притопом, одновременно хлопают)
Возле ёлочки зелёной
Сам пошел с нами в пляс. (Шагаем на месте)
4. Беседа о том, как отмечают Новый год в разных странах.
Воспитатель : Ребята, а как вы думает, везде ли Новый год отмечают одинаково?
Ответы детей.
Воспитатель : Давайте вместе с вами отправимся в путешествие и узнаем, как празднуют Новый год в других странах.
Воспитатель показывает фотографию с изображением столицы Англии – Лондона.
Воспитатель : Это Лондон – столица Англии.
Здесь на Новый год к детям прилетает английский Санта –Клаус, он путешествует на санях, в которые запряжены шесть оленей.
Дети вешают на край своей кровати чулок, в который через печную трубу должен попасть подарок.
Воспитатель показывает изображение Берлина – столицы Германии.
Воспитатель : А это ребята Берлин – столица Германии.
Здесь живет Дед Мороз по имени – Вайнахтсман. Немецкий дед мороз любит появляться на ослике. Когда он приходит, то в одной руке он держит подарки, в другой розги. Кто вел себя хорошо, получает подарок, а кто вел себя в течение года плохо и много шалил, подарка ему не видать. Детишки в Германии перед тем, как лечь спать, выставляют на столы и подоконники тарелки для подарков. А в собственные башмачки кладут сено, чтобы ослик Вайнахтсмана смог подкрепиться перед дальней дорогой.
Воспитатель показывает фотографию с изображением Парижа – столицы Франции.
Воспитатель : А это Париж – столица Франции.
Французского Деда Мороза зовут – Пер Ноэль. Как и все Клаусы, он стал лазить по трубам и собственноручно раскладывать подарки по башмачкам-носочкам. Подарки для детей он делит на две части : некоторые подарки оставляет в новогоднюю ночь, а более ценные кладет в подготовленные туфли (их дети развешивают в доме с вечера) на Рождество.
Воспитатель показывает фото с изображение Токио – столицы Японии.
Воспитатель : А это, ребята. Токио – столица Японии.
Японского деда мороза зовут Сегацу – сан – Господин Новый год .
Любимое новогоднее развлечение девочек – игра в волан, а мальчики запускают воздушного змея. Японские дети встречают Новый год в новой одежде . Взрослые тоже предпочитают надеть что-нибудь новое, считается, что это приносит здоровье и удачу в новом году. В новогоднюю ночь дети кладут под подушку картинку с изображением 7-ми сказочных волшебников – покровителей счастья.
Воспитатель показывает фотографию с изображением Москвы – столицы России.
Воспитатель : Мы с вами вернулись домой. Это Москва – столица нашей страны России.
В России Новый год – это обязательно наряженная ёлка, праздничный ужин, бой курантов, Снегурочка и, конечно же, Дед Мороз, который кладет в новогоднюю ночь подарки для детей под ёлочку.
А какие подарки подарить детям на новый год Дед Мороз узнает из писем, которые получает от детей перед самым праздником.
Воспитатель : Скоро наступит Новый год в нашей стране . А как же вы, ребята обычно отмечаете новый год ?
Дети показывают свои семейные фотографии и рассказывают о том, как они дома отмечают праздник.
5. Беседа с детьми о новогодней ёлке.
Воспитатель : Ребята, а у кого дома уже стоит нарядная елка?
ответы детей.
Воспитатель : А скажите, чем можно украшать елку? Какими игрушками и украшениями?
ответы детей.
6. Игра «Нарядим ёлку к празднику» .
Воспитатель : Скажите, ребята, а кто дома помогает украшать елку?
Ответы детей.
Воспитатель : Молодцы. Тогда мы с вами сейчас поиграем в игру «Нарядим елку к празднику» . Дети делятся на две команды. Перед ними картинки с изображением елочных игрушек и предметов не относящихся к ним (шарики, звезды, сосульки, лисичка, зайчик, табуретка, гвоздь, коньки, дед мороз, снегурочка, конфеты, молоток, тарелка, брюки.)
Дети приступаю к украшению елочек. Побеждает та команда, которая не только быстро украсит елку, но и правильно. Итоги игры дети подводят сами.
7. Отгадывание загадок.
Воспитатель : Молодцы ребята, вы все хорошо справились с заданием. А теперь давайте посмотрим, также хорошо ли вы умеете отгадывать загадки? За каждую правильную отгадку вы получает снежинку.
Воспитатель загадывает загадки :
Вся она приходит в белом,
Укрывает она снегом
Все деревья и дома,
Называется … (зима)
На деревьях, на дорожках,
на ребячьих на сапожках.
Он зимой лежит на всех
Ну конечно, это … (снег) .
Все резные, кружевные –
лёгкие пушинки
С неба прилетели к нам
Белые … (Снежинки)
Его дети из снега слепили
Из морковки приделали нос
Даже шарфик ему подарили
Чтобы в сильный мороз не замёрз
Кто же он знает каждый ребёнок
Во дворе за окошком стоит
Друг мальчишек и друг девчонок
Добрый толстенький друг … (снеговик)
«Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке :
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год ».
(месяц декабрь) )
Вся нарядная в игрушках
Вся в гирляндах и в хлопушках
Не колючая ни сколько
Ну конечно это … (ёлка)
Мы замерзнуть не боимся
Мы танцуем и поём
Мы смеёмся веселимся
И подарки ждём
И вокруг нарядной ёлки
Водим хоровод
Не боимся мы замёрзнуть
Мы встречаем … (Новый Год )
Дед мороз спешит на елку,
Тянет за собою санки.
А на них мешок тяжелый,
И в мешке лежат … (подарки)
С мешком подарков, с бородой,
Веселый взгляд и красный нос.
Он приходит к нам зимой
Добрый дедушка … (Мороз)
«Раз, два, три! - Звучит команда, -
Ну-ка, елочка, гори!
Зажигает фонари
Новогодняя … (гирлянда)
На ёлке всё, что хочешь, есть :
Игрушек там – не перечесть.
Конфеты, дождик и хлопушки,
Гирлянды, звезды и верхушка.
Среди блестящей мишуры
Сверкают круглые …» (шары) .
С морозами, пургой и снегом
Зима-волшебница придет.
И все речушки и озера
Покроет скользкий толстый … (лёд)
По льду летаем, словно ветер.
В глазах – веселья огоньки.
Мы сапоги обули, скороходы,
Они называются … (коньки)
С горки снежной катятся
Вадик и Оксанка.
Словно ветер мчатся
Их новенькие … (санки) .
Их на ноги обуваем
Быстро мы с горы съезжаем
Почему ответ не слышу?
Ну конечно это … (лыжи)
Уцепившись за карниз
Капельки бросает вниз
Не игрушка, не свистулька,
А прозрачная … (сосулька)
Воспитатель : Какие вы молодцы, и загадки вы тоже очень хорошо умеете отгадывать.
Воспитатель : Ребята, а что интересного вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего?
ответы детей.
Воспитатель : Наше с вами путешествие подошло к концу. Всех с наступающим Новым годом !
Познавательная беседа «Откуда взялся новый год?»
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию познавательную беседу с учащимися начальных классов о зимних народных праздниках, которую можно использовать, как на внеклассных мероприятиях и занятиях, классных часах. Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских садов, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев. Тематическая беседа ориентирована на учащихся младшего школьного возраста, возможно на дошкольников подготовительных групп.
Цель: знакомство с зимними народными праздниками и традициями.
Задачи:
- уточнить знания детей о зимних народных праздниках;
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать познавательный интерес детей;
- воспитывать уважение к истории своего народа, к традициям.
Ход беседы.
Добрый день, ребята! А знаете ли Вы, откуда взялся праздник новый год? Как его отмечали?
А сейчас я вам все расскажу…
Появился этот праздник давно - более, чем 2 тысячи пятьсот лет назад.
Родился он в Месопотамии. Правда, отмечали его тогда не 1 января, как мы с вами привыкли, а в марте.
Чуть позже этот праздник от вавилонян перешел к иудеям (древним евреям), а уже от них - к грекам и к народам Западной Европы.
В 46 году до нашей эры римский император Юлий Цезарь перенес празднование Нового года на 1 января. И постепенно и другие народы мира стали его отмечать в этот день. В России Новый год сначала праздновали с дня Пасхи (в период с 22 марта до 23 апреля). В 1492 году по приказу великого князя Иоанна ІІІ он был перенесен на 1 сентября. И только в 1699 году российский царь Петр І постановил, что Новый год должен начинаться с 1 января.
Так и пришел к нам этот замечательный праздник, с ёлочными украшениями, огнями, подарками и дедом Морозом.
Дед Мороз и Снегурочка.
В одних странах этого добродушного и весёлого волшебника называют дедом Морозом, в других он известен под именем Санта-Клаус.
Причём, Санта Клаус считается холостым (то есть у него нет жены), а вот у деда Мороза жена злючка Зима, которую, впрочем, иногда называют и ласково - Зимушка-Зима.
Наверное, есть у деда Мороза и дети. Должны, наверное, быть, раз у него есть внучка. Кстати, помните, как её зовут? Правильно. Снегурочка.
Именно с ней, доброй и скромной девушкой, и приходит он к нам на праздники. И это замечательно. Ведь если бы не было деда Мороза и Снегурочки, что же это был бы за Новый год, верно?
Как утверждают, живёт самый главный дед Мороз на Северном полюсе. Оттуда он и приезжает к нам на праздник на своих оленях.
Но вот жители Финляндии, Гренландии и Швеции утверждают, что он - житель их стран. Так, шведы, например, убеждены, что дом его находится в Лапландии.
Кто же он на самом деле и откуда взялся?
Санта-Клаус и дед Мороз.
Считается, что родился образ этого замечательного волшебника от доброго и милостивого святого, известного в народе как Николай Чудотворец.
Произошло это в Голландии. Когда же переселенцы из этой страны поселились в Америке, они построили в новом Амстердаме церковь Сан Никополас. Позднее этот город был переименован в Нью-Йорк, а церковь получила новое название - "Санта Клаус". По имени Святого Николая. Потому что ведь знаете, как переводится это имя? "Санта" - святой, "Клаус" - уменьшительное от "Николаус". Современный дед Мороз, или Санта-Клаус, появился в США перед Рождеством в 1822 году. Вот такая история этого добрейшего из волшебников... Кстати, а вы в него верите?
Верьте. И не слушайте тех, кто говорит, что это - придуманный образ.
Потому что не может быть, чтобы не было в мире волшебников...
Почему украшают елку?
Обычай украшать ёлку тоже очень давний - ему около двух тысяч лет. Появился он впервые у древних кельтов, которые верили, что в деревьях обитают духи растительности и плодородия. Именно поэтому жрецы кельтов (их называли друидами) и поклонялись деревьям, среди которых больше всего они выделяли ёлку. И чтобы упросить духов этого дерева помочь им собрать богатый урожай, кельты каждый год в конце декабря развешивали для них на ёлках самые разные "подарки". Но в странах Европы ёлки появились намного позже - в 16-17 веках. В России ёлки тоже появились не сразу. Вместо них вначале в кадках выращивали к празднику цветущие вишни. В 18 веке при царе Петре І появился обычай на Новый год украшать жилище ёлочными ветками. Сами же ёлки появились намного позже - только в 30-х годах 19 века. Но уже к концу 19 века они стали главным украшением всех домов в этот замечательный праздник.
Легенда про елочку.
А вот вам библейская история про ёлку.
По легенде, Иисус Христос родился в убогой пещере. Все - и ангелы, и люди, и растения - старались заглянуть внутрь, чтобы увидеть свершившееся чудо.
Когда пальма и маслина, которые росли у самого входа в пещеру, решили войти внутрь и поклониться Божественному Младенцу, скромная ёлочка попросила взять её с собой.
- Куда тебе! - ответили ей маслина и пальма, презрительно посмотрев на неё.
Этот разговор услышал ангел, который сказал:
- Не бойся, милая ёлочка, я возвеличу тебя и украшу больше твоих сестёр!
Он сделал звёздам знак, и те одна за другой стали скатываться на зелёные ветви ели. И через мгновение вся она засияла блестящими огоньками.
С тех пор и повелось украшать на Новый год скромную зелёную ёлочку. Так, во всяком случае, говорит легенда...
Что за праздник Рождество.
Рождество - это день рождения Иисуса Христа.
Вот уже около двух тысяч лет миллионы людей одной веры, верящие в Спасителя, отмечают этот день. А родился Иисус, по легенде, так.
В южной стороне иудейского города Вифлеема, среди каменистых скал находилась пещера, в которой во время бури и непогод находили со своими стадами себе убежище пастухи.
Внутри пещеры в скалистой стене иссеченное углубление служило вместо яслей (то есть ящика с кормом) для животных.
Именно здесь и вынуждены были переночевать мать Иисуса Мария и ее муж Иосиф, которые пришли в это время в город Вифлеем на перепись.
Здесь и родила Мария сына - Иисуса Христа...
25 декабря или 7 января?
В одних странах Рождество празднуют в ночь на 25 декабря, в других - в ночь на 7 января. Почему так?
С 1700 года Россия и те страны, которые входили в её состав, жили по так называемому юлианскому календарю.
Европа же в те времена перешла на другой календарь - григорианский.
Разница между этими календарями к 1918 году составила 13 дней, что создавало большие неудобства. Поэтому было решено ввести и в наших странах григорианский календарь (как в Европе).
Отсчет времени по старому календарю стал называться "старый стиль", по новому - "новый стиль".
При этом возникли некоторые трудности.
Так, если раньше Рождество в наших странах праздновалось 25 декабря (по старому стилю), то теперь его стали праздновать на 13 дней позже - 7 января (по новому стилю). Праздники ожидания чуда
Рождество и Новый год - это праздники ожидания чуда. Ведь в эти дни все - и дети, и взрослые - ожидают, что в их жизни произойдет что-то чудесное и волшебное.
Поэтому мы поздравляем вас с этими замечательными праздниками и желаем, чтобы в вашей жизни эти чудеса обязательно произошли!