Аналитическая справка по экологизации в образовательных учреждениях. Справка по экологическому воспитанию. Справка о состоянии работы

Информационно-аналитическая справка
МОУ Ведерниковской СОШ
«Об организации работы
по экологическому образованию и воспитанию
обучающихся в 2009-2010 уч. г.»

Современная школа ставит перед собой задачу формирования личности учащегося, способного неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность.

Знания в области экологии необходимы для того, чтобы учащиеся могли осмыслить происходящие в мире и стране процессы, сформировать собственную позицию в отношении проблем, затрагивающих каждого человека, сознательно исполнять свой гражданский долг перед обществом и будущими поколениями.

В школе разработана Программа экологического образования.

Основной целью программы является формирование экологической культуры учащихся, воспитание чувства единства с природой, любви ко всему живому, к родному краю; формирование прочных знаний, умений, навыков экологически целесообразного поведения, этических норм и принципов отношения к окружающей природной среде.

Программа осуществляет следующие задачи:

  • помощь учащимся в лучшем освоении школьной программы по естественным наукам;
  • развивать способности к выявлению причинно-следственных связей в решении экологических проблем;
  • привить чувство любви к природе, ответственности за ее сохранность;
  • формировать потребность в деятельности, направленной на улучшение состояния окружающей среды;
  • формирование навыков рационального природопользования.
  • самостоятельное получение и углубление экологических знаний на основе самообразования (исследовательские работы, работа над проектами, участие в конференциях, издание газет и т. д.).

Формирование экологической культуры школьников осуществляется по следующим направлениям:

  • организация школьного экологического объединения,
  • эколого-просветительская деятельность,
  • исследовательская работа,
  • организация работы по формированию здорового образа жизни.

Результаты работы : В школе создан экологический отряд «БЭД» (Борцы Экологического Движения).

Цели и задачи которого, является изучение экологического состояния родного края, выделение проблем, которые представляют наибольшую угрозу, предложение своих способов решения проблемы по улучшению экологического состояния родного края.

В ходе работы обучающиеся проводят экологические практикумы, учебно - исследовательский эксперимент, позволяющие изменить потребительское отношение к природе и сформировать готовность защищать и оберегать ее. Они проводят исследования и анализ почвы, воздуха, воды. Собраны статистические данные, позволяющие видеть в динамике экологическую обстановку х. Ведерников.

Результаты работы отражаются на «Экологической стене», которая оформляется учащимися отряда «БЭД». Снят видеофильм о состоянии окружающей среды хутора Ведерников и составлено обращение к его жителям.

Учащиеся школы ведут большую работу по охране природы заповедника «Дубовая балка», расположенного в районе хутора Ведерников, проводят экологические субботники расчищают от загрязнения родники, берег реки Дон в районе хутора Ведерников, изучают видовой состав флоры и фауны водоемов, ведут пропагандистскую работу с младшими школьниками. Чистоту и порядок в своем населенном пункте ребята поддерживают сами: это уборка школьного двора и прилегающей к нему территории.

Такая работа позволяет учащимся познать реальную картину экологического состояния родного края.

Учащиеся школы ежегодно принимают активное участие в муниципальных, региональных конкурсах:

09.10.2009 года была проведена акция «Вишневый сад » в которой приняли участие 134 обучающихся школы.

В результате проведения акции осуществлена посадка деревьев, зеленых и цветочных насаждений на территории, прилегающей к школе; в парке у братской могилы; у Поклонного креста х. Ведерников.

Посажено

  • деревьев: орехов-10, кленов - 5, рябин-2, дубов, лип-7;
  • кустарников: смородины −12, малины-5, бульденеж- 5;
  • цветочных насаждений - хризантем-30; тюльпанов - 50шт., ирис-25, лилии-23, розы-17.

В рамках акции была проведена тематическая линейка «Донская сторона - навек любимый край» (5 класс), классные часы и беседы «Забота о родной земле, ее настоящем и будущем», организована выставка книг «Жизнь и творчество А. П. Чехова», просмотр презентации «Великий русский писатель и драматург».

В целях активизации участия молодежи в благоустройстве «Малой Родины», стимулирования интереса молодого поколения к решению важных общественных проблем и формирования приоритетов активной жизненной позиции с 19 октября по 8 ноября 2009 года был проведен третий этап районной акции «Мы за чистый город, село», основными мероприятиями акции были проведены субботники по благоустройству территории школьного двора и оказание шефской помощи ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, инвалидам, одиноким и престарелым людям по наведению чистоты и порядка, а также по благоустройству территорий, прилегающих ко дворам вышеназванных людей.

27.11.09 проведен «Всероссийский Урок Чистой воды», (отчетственные: Исхакова Р. Р.(5-9классы), Светличная Л. А.(1 класс), Сиволобова Т. В.(2 класс), Шамина Т. А. (3 класс), Баева Н. Н.(4 класс).

25 учащихся 5-9классов приняли участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии, и 2 учащихся Иззатова Т., Шамуратова Г.(9кл.) во II (муниципальном) этапе Всероссийской олимпиады школьников. 2009-2010 уч. г.

В рамках регионализации были организованы и проведены внеклассные мероприятия:

  • «Осенины» (1-6 кл.), «Осенний бал» для учащихся 7-9 классов;
  • поход «Донская сторона - навек любимый край!.
  • тематические классные часы «Мой край родной, как ты чудесен!»;
  • праздник «Осенины» (1-4 классы);
  • тематические линейки;
  • выставка книг «Мы живем в краю донском»;
  • конкурс рисунков «Родные просторы»;
  • библиотечные уроки.

В целях воспитания у молодого поколения патриотизма и гражданственности, любви к родному краю; изучения творческого наследия М. А. Шолохова, выявления творческих способностей учащихся в МОУ Ведерниковской СОШ в сентябре-ноябре 2009г. были проведены мероприятия по празднованию104-й годовщины со дня рождения М. А. Шолохова:

  • акция «Шолоховская осень» (экскурсии в природу (134уч.), в краеведческий музей г. Ростова - на - Дону и зоопарк (25уч., руководители Исхакова Р. Р., Бенда Л. А);
  • конкурс детского изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества «Тихий Дон» (27 уч.);
  • конкурс художественной фотографии «Дон в сердце и судьбе» (17уч.);

Приняли участие в областном экологическом конкурсе детского творчества «За что я люблю Донскую природу» и предоставили 4 лучшие работы - сюжетные зарисовки: «Сохатый», Кузнецов Д., «Я видел это сам», Сидикова Б; «Краски Тихого Дона», Сидиков Р.(учащиеся 2 класса, руководитель Сиволобова Т. В.); экологический плакат «Животные родного края», Молоканова Ю.(4класс, руководитель Баева Н. Н.).

Обучающиеся школы, ежегодно принимают участие в эколого-краеведческом марафоне «Тропинками родного края». По итогам I этапа эколого-краеведческого марафона «Тропинками родного края» в 2010:

  • Лучшее образовательное учреждение;
  • 2 место - Экологический отряд «БЭД», в конкурсе фотографий «Зеленый уголок в моем классе», (руководитель Исхакова Р. Р.);
  • 2 место - Шамин А.(6класс) в конкурсе литературных публикаций «Цветы - земной красы», (руководитель Бенда Л. А.);
  • 3 место - Николаева Ю.(6класс) в конкурсе рисунков «Их яркость нежная всем возрастам мила», (руководитель Рогачев А. Н.);
  • 3 место - Рыжкина В. (4 класс), в конкурсе поделок из природного материала «Цветущий сад», (руководитель Баева Н. Н.).

С 23.04.10 по 5 июня в рамках районной акции «Экология - Безопасность-Жизнь», проведены следующие мероприятия:

  • - Операция «Школьный двор», (1-9классы, ответственные - классные руководители);
  • - 23.03.10г. - викторина " Знаешь ли ты землю Донскую?«, посвященная Дню защиты Земли (5-6классы);
  • - 29.03.10 - биологическая игра «По следам Робинзона» (6-7 классы);
  • - 22.04.10г. - викторина «Экология Дона», посвященная Дню Земли,(8-9классы,
  • - 27.04.10г. - Круглый стол, посвященный Дню памяти погибших в Чернобыльской АЭС (8-9классы);
  • - 04.05.10г. - «Цветы - земной красы начало». Эколого - биологический эрудицион (6-7классы), (ответственный Исхакова Р. Р.);
  • - 12 мая -День экологической культуры, (1-9классы, ответственные классные руководители).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о достаточной работе по реализации воспитательных целей и задач, поставленных перед педагогическим коллективом школы: формирование экологической культуры учащихся, воспитание чувства единства с природой, любви ко всему живому, к родному краю; формирование прочных знаний, умений, навыков экологически целесообразного поведения.

В следующем учебном году необходимо продолжить работу над следующими задачами:
-создание условий для всестороннего развития личности учащихся, возрождением духовной культуры, художественной и эстетической образованности;

  • создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и деятельности;
  • построение отношений на основе взаимного уважения, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества;
  • совершенствование системы воспитания школьников на основе эколого-краеведческой работы, патриотического воспитания, формирование у учащихся образа «малой» Родины, как основы патриотических чувств, богатства и разнообразия природы родного края.

Справка

о состоянии экологического воспитания обучающихся

в МБОУ « СОШ №24» г. Братска

В настоящее время необходимость экологического образования школьников большинством педагогов не подвергается сомнению. Управлением образования ведется активная работа по созданию системы экологического образования в образовательных учреждениях как основы устойчивого развития общества.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в его умении обращаться с ней. Формирование этой культуры – длительный процесс, начинающийся обычно в семье, продолжающийся в школе, а также вне ее. Цель формирования экологической культуры учащихся состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, процессов и результатов взаимодействия человека, общества и Природы, при сформированности у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.
Содержание работы по формированию экологической культуры учащихся включает в себя деятельность учителей, родителей и самих детей – деятельность, направленную на овладение системой знаний о взаимодействии Природы и общества, на выработку экологических ценностных ориентаций, норм и правил поведения в отношении к Природе, умений и навыков ее изучения и охраны.

Цель системы экологического воспитания учащихся – способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии, подготовить школьников к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивать умения решать проблемы, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде

его обитания.

Задачи:

Формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля – наш дом), воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней;

Обучение школьников методам познания окружающего мира;

Воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;

Физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;

Выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;

Становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.

Экологическое образование и воспитание позволяют прививать детям общечеловеческие

ценности гуманистического характера:

Понимание жизни как высшей ценности;

Человек как ценность всего смысла познания.

Универсальные ценности природы,

Ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.
Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так во внеучебной деятельности и во внеклассной работе.

Система экологического воспитания и образования в школе

Системность излагаемой информации

Интеграция предметных знаний

Экологизация теоретического учебного материала

Практические работы, проектная деятельность учащихся

Тематические недели

Конференции, конкурсы, праздники, выставки поделочных работ, фото викторины

Просветительская работа с учениками и родителями

Практическая работа на территории школы: субботники, высадка саженцев.

Экскурсии Научно-исследовательская деятельность

Модель выпускника

Прочные знания.

Повышенный уровень естественно-научных знаний


Осознание общественно-значимых проблем и готовность к их решению


Экологическая ответственность



Выпускник

МБОУ «СОШ №24 г. Братска»


Крепкое здоровье, здоровый образ жизни


Готовность к продолжению образования


Осознание общечеловеческих ценностей: Мир, Знания, Труд, Культура, Здоровье, Природа, Человек, Семья, Земля, Отечество


Участники Программы.

Участниками Программы являются:

Учащиеся 1-4 классов, которые изучают экологию в рамках факультатива «Мы и окружающий мир».

Учащиеся 5-11 классов, которые изучают экологию на классных часах, а также получают экологические знания при изучении других школьных предметов. Воспитательная система школы позволяет учащимся участвовать в экологических акциях, конкурсах, мероприятиях, организовывать и проводить экологические мероприятия в начальной школе.

Родители учащихся приобщаются к экологической культуре на родительских собраниях, через проведения совместных с родителями экологических акций.

Учителя-предметники школы, которые получают необходимую информацию о проблемах экологического образования и воспитания, повышают свою экологическую культуру посредством семинаров, педсоветов, методических совещаний.

Планируемый результат реализации Программы: свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания - к нашему общему дому, обладающая знаниями экологических законов и экологической культурой, соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования, ведущая активную природоохранительную деятельность, противодействующая нарушителям связей в биосфере - социально ориентированная личность с развитым экологическим сознанием.

Результаты работы в МБОУ « СОШ №24» с 2013- по 2015 учебный год:

по биологии и экологии

« Изучение флуктуирующей асимметрии листьев тополя для оценки качества среды»

Рыбкина Наталья

10 «А» класс

Свидетельство участника

Стаселько Е.О.

Межмуниципальная дистанционная научно- исследовательская конференция « Почему всё так называется?» по направлению « Биология и экология»

Старцева Валерия

Свидетельство участника

Стаселько Е.О.

Конкурс поделок из природного материала «Дары осени»

6 человек

1 призёр

Кузнецов С. 3 «А» класс

Белая Л.С.

« Экология глазами детей»

1 человек

Штуберт Д.

1 победитель

Штуберт Д.

Бычкова Е.А.

ЭБЦ « Юный натуралист»

3 человека

Петрянин А.

4 «А» класс;

Горбунов Г.

4 «А» класс;

Ступина А.

4 «А» класс

3 победителя

Горбунов Г. 4 «А» класс;

Петрянин А. 4 «А» класс;

Ступина А. 4 «А» класс

Соклова О.И.

Участие учащихся в школьных и городских олимпиадах по экологии

10 человек

3 призёра

Миронова А.-11«А» класс;

Левченко М.-

11 «А» класс;

Рыбкина Н.-

11 «А» класс;

Стаселько Е.О.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

4 человека

1 призёр:

Железняков В.-

10 «А» класс

Стаселько Е.О.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

11 человек

3 призёра:

Тагильбаев И.-

10 «А» класс;

Смирнов С.-

10 «А» класс;

Погодина Я.-

11 «А» класс

Стаселько Е.О.

Конкурсы разного уровня

Дистанционной олимпиаде " Дом, в котором мы живём- 2013"

4 человека

7 «А» класс, Карпова С.

7 «А» класс, Науменко Д.

9 «А» класс, Садова Л.

9 «А» класс.

участие

Стаселько Е.О.

Экологическая творческая олимпиада «Фабрика проектов»

4 человека

4 призёра:

Стаселько Е.О.

Дистанционной профессионально-ориентированной

олимпиада для школьников, «Дом, в котором мы живем-2014»

4 человека

Поляков С.

10 «А» класс;

Железняков В. 10 «А» класс;

Старцева В.

10 «А» класс;

Погодина Я.

10 «А» класс.

участники

Стаселько Е.О.

Всероссийская конкурс по окружающему миру ФГОС тест

16 человек

2 призёра

Гумерова К.Р.

Соколова О.И.

Ожегова М.А.

Естественнонаучный марафон.

10человек

2 победителя

Перминова Эвелина, Ячменева Соня

1призёр Каспранова Кира

Хлыстова Н.Н.

Центр дистанционной сертификации учащихся ФГОС тест

6-10 классы

35 человек

2 победителя

Емельянова Н.9 «А» класс;

Лузова С. 5 «Б» класс.

9 призёров

7 «А» класс;

Важнева Э.

7 «А» класс; Джалилов В

7 «А» класс; Тельнова Ю.

7 «А» класс; Серебряков В.

9 «Б» класс; Лебедева С.

9 «А» класс;

Моисеенок К.

9 «А» класс;

Поляков С.

10 «А» класс.

Стаселько Е.О.

Курсы по выбору для учащихся МБОУ « СОШ №24»

Основы экологии

Спецкурс для 11 класса

15 человек

Стаслько Е.О.

«Школа домашних животных»

Развивающее занятие для первоклассников

Клещенко А.Л.

Участие учителей МБОУ « СОШ №24»

Городская олимпиада по Байкаловедению

МБОУ « СОШ №24»

Член жюри

Стаслько Е.О.

«Здоровое питание» - проект меню

1-11 классы

Защита проектов

Классные руководители МБОУ « СОШ №24»

План-конспект внеклассного мероприятия с использованием проектной деятельности «Хлеб всему голова»

публикация

Белая Л.С.

Региональный этап XII Международной Ярмарки

социально-педагогических инноваций. Проект «Правильное питание – здоровый образ жизни»

Ярмарка педагогических новаций

Международный участник

Прохорова Н.В.

Межмуниципальная дистанционная научно- исследовательская конференция

« Почему всё так называется?» по направлению « Биология и экология»

Благодарность

Стаселько Е.О.

Гончарова О.Л.

Городской семинар

« Современные подходы к организации научно- исследовательской деятельности школьников»

Сертификат участника

Стаселько Е.О.

Разработка радикальной программы для учащихся 5 классов « Мой родной край!»

ШC Пучителей биологии

МБОУ « СОШ №32» 15.01.2015 г.

Сертификат

призёра

Стаселько Е.О.

Городская метапредметная интеллектуальная игра для 6 классов

« Знай и умей»

Место проведения МБОУ « СОШ №24»

1 место команда учеников 6 «Б» класса:

Сачук К., Крутоголова Л.,

Тухтаркин В., Лузова С..

Стаселько Е.О.

Салимова Г.П.

Гончарова О.Л.

Храмовских С.Л.

Жилинская Т.Е.

Справка

по результатам тематического проверки

В соответствии с планом работы детского сада на 2016-2017 учебный год и приказом заведующего №17 от 01.02.2017г. «О проведении тематической проверке ОО «Познавательное развитие» «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» провести проверку в срок с 13.02.2017 по 20.02.2017 г.

Цель проверки анализ изучения состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Проверку выполняли: заведующая ФИО и старший воспитатель ФИО, председатель совета образовательного учреждения ФИО по следующим направлениям:

    Оценка создания условий по экологическому воспитанию детей;

    Оценка планирования ООД и вне занятий;

    Оценка уровня профессионального мастерства ;

    Оценка форм взаимодействия с родителями.

    По направлению «Оценка создание условий»

В группах ДОО созданы условия для экологического воспитания детей: сформированы природные уголки, которые целесообразно размещены. В уголках имеется познавательная литература, в некоторых группах паспорта растений (в соответствие с возрастом), экологические игры, иллюстрационный материал, инструменты по уходу за растениями в соответствии с возрастом детей. В группах имеется достаточное количество дидактических игр – «В мире животных», «Ребятам о зверятах в лесу», «Большие и маленькие», «Закономерности», «Парочки»; «В саду, на поле, в огороде», «Явления в природе», «Животные, обитающие в нашем лесу», «Живая не живая природа», «Птичий базар», «Учимся бережному отношению к природе» и т.д.

В книжном уголке имеется литература в соответствии с возрастом детей на данную тему. В достаточном количестве и эстетично оформлены альбомы, демонстрационный и иллюстрированный материал: «Времена года», «Зимующие и перелетные птицы», «Растения»; «Грибы», «Жизнь в море»; «Цветы», «Комнатные растения»; «Кто и что и как растет» «Птицы»; плакаты о поведении в природе «Что можно, что нельзя!», «Ядовитые грибы и растения». Также многими воспитателями оформлены модели «Времена года» (месяцы, недели, сутки), календарь погоды. Периодически организуются выставки творческих работ детей и родителей на экологическую тематику. Во многих группах высаживается лук, тюльпаны и веточки растений.

Было отмечено, что в уголках природы в недостаточном количестве имеется оборудование для опытов: ёмкости для опытов с водой и песком, лупы, компасы, термометры, магниты; природный материал: шишки сосны, ели, семена, фасоль и т. д.

    По направлению «Оценка планирования ООД и вне ООД» -

Проводился анализ планирования ООД, режимных моментов, прогулки, самостоятельной деятельности детей по формированию экологических представлений в календарно-тематических планах воспитателей 8 групп (3 – 7 лет).

Анализ показал следующее: Документация по календарно - перспективным планам (ООД) воспитателей ведётся регулярно, в соответствии с ФГОС ДО. Планирование соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей. Индивидуальная работа с детьми ведётся в соответствии с возрастом и потребностями детей. Индивидуальная работа планируются регулярно.

Экологическое развитие детей осуществляется в НОД, совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей, рамках реализации тематических проектов, согласно комплексно-тематического планирования. В течении учебного года дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, с растительным и животным миром, проходят следующие темы: «Осень», «Зима», «Весна», «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие животные», «Домашние и дикие птицы», «Деревья», «Цветы», «Ягоды», «Насекомые» и т.д.

    По направлению «Оценка уровня профессионального мастерства »

Профессиональные навыки воспитателей просматривались в ходе наблюдения педагогического процесса, в ходе режимных моментов (прогулка), а также проводилось анкетирование с целью выявления трудностей в процессе организации и проведения экологической деятельности детей и оценки профессионального мастерства педагогов. Которая показала, что воспитатели знают программные цели и задачи экологического воспитания детей своей возрастной группы, знают и применяют различные методы и приемы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Умеют осуществлять экологическое воспитание через разные виды детской деятельности, такие как: познавательно-исследовательская деятельность детей в природе, организация наблюдений в природе, знакомство с художественной литературой, организация коллективного труда в природе, прогулки и др. Знают и применяют различные методики организации экспериментальной деятельности детей с объектами природы.

В ходе тематического контроля было просмотрено 7 занятий по формированию экологических представлений детей от 3 – 7 лет с использованием самых различных приемов и методов. Воспитателем ФИО в подготовительной группе № 12 с использованием мультимедийной презентации была показана образовательная деятельность на тему «Охрана леса». Дети знакомились с профессией лесника, о том, как важен его труд в природе. Во время просмотра ООД у ФИО отмечалось требование к полным ответам детей, была использована доказательная и рассудительная речь, показаны системные знания по данному разделу.

В подготовительной к школе группе № 11 ФИО провела познавательно – игровое занятие с использованием мультимедийной презентации, в котором дети с большим интересом выстраивали все этажи леса на панно, а затем заселяли их животными и птицами. Занятие показало качественную подготовку педагога методически грамотное проведение, включение детей в решение проблемы, хороший темп занятия, динамичный характер деятельности, умелую организацию детей.

Анализ образовательной деятельности в старшей группе №13 показал, что воспитатель группы ФИО побуждает детей к использованию отдельных поисковых действий, что способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдение и мышление. Решая проблему: «Что будет, если в природе не останется ни одной птицы», дети в непринужденной обстановке коллективно и рассудительно находили ответ на данный вопрос, выстроив пищевую цепочку. Тем самым показав системные знания по данному разделу.

При посещении ООД в группе старшего возраста № 14 был сделан анализ профессиональных навыков педагога в организации образовательной деятельности детей, который показал следующее. ФИО провела педагогическое мероприятие с детьми на тему «Будь другом природе». В лаборатории, с помощью опытов, дети закрепили свойства воды и воздуха. Данный материал был детям знаком, и поэтому у детей отсутствовала активизация самостоятельности мышления. Необходимо продумывать задаваемые вопросы и задания в соответствии с возрастными особенностями детей.

В ходе тематической проверки наши педагоги показали открытые занятия. Во II младшей группе № 7воспитатель ФИО показала открытое занятие на тему «Путешествие на медовую полянку», где дети с большим интересом выполняли все задания. Прежде чем отправиться в путешествие, дети рассказали правила поведения в лесу. На веселом волшебном паровозе дети отправились на медовую полянку, а которой помогли пчелкам добыть мед для маленького медвежонка. Воспитатель в увлекательной форме рассказала о пользе меда, о том, как его добывают пчелы. На протяжении всего занятия отмечен высокий познавательный интерес. В группе среднего возраста №9 ФИО в роли лесовичка пригласила детей на прогулку в зимний лес. Путешествуя по лесу, дети встретили зайца, лису, белку и даже заглянули в берлогу медведя. Была проведена большая подготовительная работа к занятию. Анализ образовательной деятельности в средней группе показал, что воспитатель группы побуждает детей к использованию отдельных поисковых действий, что способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдение и мышление.

Каждое занятие было интересно и увлекательно построено. Дети с большим удовольствием выполняли все задания, показали отличные знания о правилах поведения в лесу, о жизни животных в лесу и их повадках.

Также в ходе тематического контроля была просмотрена и проанализирована деятельность детей во время прогулки. В подготовительных группах № 11 и № 12 дети вместе с лесовичком в роли которого была ФИО и воспитателем ФИО. Была организована деятельность вокруг березы: дети читали стихи о березе, наблюдали через лупу за корой дерева, снегом укрывали ствол от холода, играли в подвижные игры.

Во II младшей группе № 7 ФИО вместе с детьми наблюдала за небом, загадывала загадки о солнце, ветре, облаках. Проводила опыт со льдом, тем самым закрепляя его свойства. Играли в подвижные игры. Дети с удовольствием выполняли все задания.

В средней группе № 9 и № 10 ФИО и ФИО в роли лесовичка в рамках проекта «Мы в любое время года ходим тропами природы» провели итоговое занятие «В гости к лесовичку». Вместе с детьми прошли по станциям экологической тропы такие как «Прогулка по экологической тропе» на которых дети вспомнили правила поведения в лесу в зимний период, закрепили знания полученные в ходе проекта. Прогулка получилась интересной и познавательной, дети с удовольствием принимали участие во всех видах деятельности.

Приятно отметить активное участие и творческий подход всех педагогов в реализации задач по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

4. Оценка форм взаимодействия с родителями.

В ходе проверки было установлено, что не во всех уголках для родителей оформлена информация по экологическому воспитанию детей.

Экологическое образование дошкольников рассматриваем как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми.

Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей. Проведены выставки совместных рисунков, поделок из бросового материала, фото-коллажи «Наши домашние питомцы», участие в акции «Птицы – наши друзья» изготовление кормушек.

Также с родителями было проведено анкетирование на тему «Экологическое образование в семье», с целью выявления отношений родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реальном существовании в семье. Анализ анкетирования показал следующее: в опросе приняли участие 50 человек, родителям были предложены следующие вопросы:

    Что такое экология? Лишь 20% родителей смогли ответить более точно, что говорит о незнании данного раздела;

    На вопрос «Есть ли у Вас комнатные растения?» 98% родителей ответили положительно;

    71 % родителей ответили положительно на вопрос «Имеются ли в доме животные»;

    83 % родителей мастерили кормушку для птиц;

    На вопрос «Читаете ли Вы ребенку книги о природе?» 75 % ответили положительно, 13 % - редко, 10 % - не читают;

    На вопрос «Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи о природе?» 75 % ответили положительно, 17 % - редко, 6 % - отрицательно;

    100% ответили положительно на вопрос «Любит ли ваш ребенок гулять по лесу»;

    На вопрос «Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком» 46 % ответили часто,31 % - редко, 21 % - не бывают;

    85 % родителей ответили положительно на вопрос «Знает ли Ваш ребенок название цветов, деревьев, ягод и т.д.», 2 % - ответили отрицательно, 13 % - знают, но мало;

    77 % ответили положительно на вопрос «Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц», 8 % - редко, 8 % - ответили отрицательно;

    На вопрос «Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?» 99 % ответили положительно;

    На вопрос « Как вы думаете, получит ли Ваш ребенок знания о природе в детском саду» 100 % родителей ответили положительно.

Таким образом, анализ анкет показал, что большинство родителей освед омлены об экологическом образовании детей и воспитывают в детях положительное отношение к миру природы, но имеют недостаточно информации по данному вопросу.

Таким образом, по итогам тематического контроля было установлено, что работа по познавательному развитию и экологическому образованию дошкольников ведется планомерно и систематически, в соответствии с содержанием ООП ДОО. В группах созданы оптимальные условия для формирования экологической культуры детей, отмечается достаточное разнообразие игр, оборудования, пособий.

    Воспитателям всех групп разнообразить формы взаимодействия с родителями по проблеме воспитанию у детей экологической культуры (акции, конкурсы, выставки). План мероприятий сдать в методический кабинет.

    Оформить картотеку экологических игр в уголках природы в соответствии с возрастом детей.

    Систематически оформлять и использовать в образовательной деятельности мультимедийные презентации и иные ИКТ. Оформить картотеку имеющихся презентаций.

    Активизировать работу с детьми по формированию экологических навыков, используя разнообразные приемы и методы;

    Проводить совместно с детьми и с родителями экологические вечера.

    Воспитателям чётко планировать организацию детской деятельности на прогулке (наблюдение, опыты, дидактические игры-эксперименты) (срок-постоянно) .

    Воспитателям систематически вести исследовательскую деятельность в ходе простейших опытов, фиксируя их в дневниках наблюдений (постоянно).

    Обогащать исследовательско-экспериментальные центры.

о состоянии экологического воспитания обучающихся в школах Моздокского района

В настоящее время необходимость школьников большинством педагогов не подвергается сомнению. Управлением образования ведется активная работа по созданию системы экологического образования в образовательных учреждениях как основы устойчивого развития общества.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в его умении обращаться с ней. Формирование этой культуры – длительный процесс, начинающийся обычно в семье, продолжающийся в школе, а также вне ее. Цель формирования экологической культуры учащихся состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, процессов и результатов взаимодействия человека, общества и Природы, при сформированности у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.
Содержание работы по формированию экологической культуры учащихся включает в себя деятельность учителей, родителей и самих детей – деятельность, направленную на овладение системой знаний о взаимодействии Природы и общества, на выработку экологических ценностных ориентаций, норм и правил поведения в отношении к Природе, умений и навыков ее изучения и охраны.

Ситуация в настоящее время такова: старшее поколение, в свое время лишенное возможности в достаточной степени овладеть основами экологических знаний, не может должным образом влиять на экологическое воспитание детей. Миссию экологического воспитания, таким образом, принимает на себя школа.
Цель системы экологического воспитания учащихся – развитие их экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; формирование готовности к активной природоохранной деятельности.
Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так во внеучебной деятельности и во .
На уроках биологии у учащихся формируются убеждения, что Природа – целостная саморегулирующаяся система.

Формы экологической работы в школах района различны:
1. Исследовательские (выпуск экологического бюллетеня (Троицкая СОШ), изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.(Киевская СОШ));
2. Конкурсные (выставки плакатов, рисунков, «Лесной газеты», проведение экологических олимпиад (Троицкая СОШ);
3. Игровые (эко – случай, эко – казино, эко – (МОУ СОШ-интернат №1 и школа - интернат №2 -.);
4. Познавательные (уроки-лекции, уроки-семинары, « », анализ , дебаты, экскурсии, походы (СОШ №1, 2 , 3, 7, 8, 108, Троицкая, Киевская, Павлодольская №1);
5. Продуктивные (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных рекреаций и др.) – все школы.

В то же время по-прежнему основной и главной формой организации экологического процесса в школе остается урок. Так, в школах №2, 7 и Троицкой СОШ введен школьный компонент «Экология» 6,7, .

Учителя биологии и химии отводят на своих уроках часть времени на решение химических и биологических задач с экологическим содержанием. Почти каждый урок биологии содержит в себе материал, изучая который, можно воздействовать на эмоциональное состояние ребенка.

В большинстве школ района определенная работа по экологическому воспитанию школьников ведется так: проводятся экологические недели, декадники, месячники, на которых обязательно рассматриваются основные мировые и региональные экологические проблемы. Как правило, проводятся общешкольные мероприятия на экологическую тематику, ученики выпускают экологические газеты, плакаты, рисунки, защищают свои проекты:

    В МОУ СОШ № 1, 2, 3, 5, 7, 8, 108, Киевской СОШ, Троицкой СОШ, Виноградненской СОШ, ООШ п. Садовый, Павлодольской СОШ№1, Луковской СОШ было проведено в 2007 – 2008 учебном году 4 экологических десанта по уборке территории школы. Воспитанию любви и бережного отношения способствовали и КТД для начальной школы «Защитим », «Мир вокруг нас»(5-6кл), плодово-ягодная викторина, для 8-11 кл прошли «Земля – наш общий дом»; В Троицкой СОШ, СОШ №2, 3, 7, 8 прошли акции «Помоги синичке», «Сохраним первоцветы», также проведены экскурсии, классные часы, изготовление и развешивание кормушек, скворечников и последующий уход за ними; В Киевской СОШ проводится углубленная научно – исследовательская работа. Учащиеся, занимавшиеся в кружке «Юный эколог», внесли большой вклад в озеленение школы и пришкольной территории. В года проведен конкурс на «Лучший участок класса» - юные экологи добились хороших результатов; СЮН провела три городских мероприятия, это: акция «Первоцветы» (распространение листовок), «День птиц» - развешивание скворечников; конкурсная программа: «В гости к природе», также было запланировано 11 мероприятий, из которых 4 прошло (9 научно – практическая конференция юных исследователей окружающей среды, в которой принимали участие учащиеся из школ Моздокского района; выставка, познавательно – развлекательное занятие «Многообразие животных», «Всемирный день наблюдения за птицами»). Еще запланировано 3 акции (работа экологического десанта) и месячник по экологии, 18 слет юных экологов. 2008 года учащиеся СОШ№2 и №8 совершили очередной экологический десант (берег городского пляжа). Акция была проведена активистами «Молодой гвардии» (под руководством учителя СОШ № 2)

И. о. начальника

Управления образования

Справка о состоянии работы

по экологическому воспитанию

детей дошкольного возраста

в МБДОУ детский сад «Тополёк».

П. Зимовники 2012г

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического образования является дошкольный возраст. В этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Немаловажным фактором в формировании экологического сознания детей является правильная организация эколого-развивающей среды в ДОУ.

5.1 Основным элементом эколого-развивающей среды в ДОУ является уголок природы он имеется в каждой возрастной группе. Уголок природы - это место постоянного общения малыша с микромиром живой природы, представленной растениями и животными, учебными экологическими пособиями. Это вносит в жизнь ребенка разнообразие, обогащает их знания, способствует формированию его внутреннего мира. В уголке природы дети имеют возможность не только проводить интересные наблюдения за природными объектами, но и заботиться о них. У детей формируются правильные представления о мире природы, воспитывается интерес к природе, наблюдательность, бережное и заботливое отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них, ценностное отношение к любому проявлению жизни. (Слайд № 2)

Комнатные растения в группах разнообразны, они представлены разными экологическими группами: растения засушливых мест – алоэ , кактусы (старшая группа), влажные районы – бальзамин , традесканция, бегония (младшая, средняя группа), умеренного пояса – фиалка, хлорофитум. В экологических зонах групповых комнат имеются календари природы, где дети фиксируют сезонные изменения в природе и погоде, помещают тематические рисунки и поделки из природного материала экологического содержания и схематические изображения погодных условий. . (Слайд № 3)

Воспитатели старших групп ведут альбомы добрых дел, где фиксируют поступки детей, характеризующие внимательное и бережное отношение к природе. Имеется библиотека художественной и энциклопедической литературы о природе, дети могут как самостоятельно так и с помощью воспитателей познакомиться с художественными произведениями и изучить интересные факты окружающего мира. (Слайд № 4)

В детском саду имеется экологическая комната - это своеобразная комната-музей, в которой проходят занятия экологического и нравственно-патриотического содержания. Атмосфера экологической комнаты способствует эмоциональной разгрузки детей. Здесь представлен материал о природе родного края: дети могут познакомиться с особенностями природы и бытом жителей Дона. Здесь размещены изделия созданные руками предков из разного природного материала - дерева, камней, глины, бересты. Имеется гербарий полевых цветов растущих в нашем крае, коллекции бабочек, насекомых. Представлены живые объекты природы Донского края: лягушка, змеи, черепаха дети знакомятся со способами ухода за обитателями в соответствии с их потребностями. В экологической комнате дошколята могут заниматься исследовательской деятельностью , ребята знакомятся со свойством песка, воды, почвы. В зимнее время создается мини огород на окне, где дети могут вести наблюдение за ростом пшеницы, овса для обитателей живого уголка комнаты, а также проращивается лук в целях профилактики простудных заболеваний. и укрепления здоровья детей.

(Слайд № 5)

Заведующей ДОУ, старшим воспитателем, медсестрой проводится экологический мониторинг питания детей в ДОУ. В ежедневный рацион детей включают свежие фрукты, соки, салаты из свежих овощей. Ведется постоянный контроль за витаминизацией пищи для детей. Для ежедневного питья детей имеется очищенная фильтрованная или бутилированная вода. Имеется вода для полива цветников, садовых участков, огорода.

За санитарно-гигиеническим состоянием помещений ежедневно осуществляет контроль медицинская сестра ДОУ. Систематически в групповых комнатах проводится влажная уборка, проветривание, соблюдается температурный режим.

В дошкольном учреждении имеется свой экологический паспорт, в котором отмечены все объекты живой и неживой природы находящиеся на территории детского сада. Экологический паспорт систематически обновляется по мере появления новых природных объектов.

Территория участка детского сада хорошо озеленена. По всему периметру забора посажены высокие деревья и кустарники, которые создают зеленый щит, защищающий внутреннее пространство от пыли, шума, сильного ветра, выхлопных газов автомобилей. Зеленый щит из деревьев и кустарников позволяет создать территорию с особым - улучшенным микроклиматом, т. е. хорошую среду для пребывания детей. Детский сад огражден и защитной живой зеленой изгородью дикого винограда . Участки детского сада покрыты красивым травянистым покрытием, которое хорошо предохраняет от пыли, сохраняет влажность почвы, радует своей свежестью и цветами, а также положительно влияет на здоровье детей. Цветущие растения растущие на территории нашего детского сада улучшают качество экологической среды, развивают восприятие, благотворно действуют на психику, улучшают настроение. В ДОУ растут такие деревья как, рябина, пирамидальный тополь они способствуют повышению ионизации воздуха и обладают шумозащитными свойствами. Деревья и кустарники находятся на достаточном расстоянии от здания детского сада они не влияют на естественное освещений групповых комнат. На всех игровых участках, где дети проводят продолжительное время в летний период высажены деревья (вяз, акация, орех) с плотной кроной. Все деревья озеленяют участки ДОУ на 50%.

На групповых участках детского сада дети совместно с воспитателями выращивают целебные травы одуванчик, чабрец, подорожник, мяту, полевую ромашку, календулу. Дети охотно ухаживают за зеленой аптекой – поливают, рыхлят и пропалывают почву.

Традиционным в работе детского сада в весенне-летний период остается посадка огорода, уход за ним и сбор урожая. Огород используем с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомство с овощными культурами, их значении в рационе детей. В огороде детского сада растет капуста, помидоры, перец, баклажаны и др. с учетом характерных для нашего климата условий. Каждая группа имеет свой участок огорода, где дети самостоятельно сеют или высаживают рассадой определенные сорта овощей. В течении всего периода роста растений ребята наблюдают и ухаживают за ними. (Слайд № 6-7)

В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа выполняющая познавательную, развивающую, воспитательную и оздоровительную функции.. В качестве объектов выбраны различные виды культурных растений, муравейник, цветущие растения, места регулярного скопления насекомых. Методику работы с детьми на экологической тропе мы разработали на основе интегрированного подхода. Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся видеть то, что их окружает, получают навыки ориентирования в пространстве, лепят, делают зарисовки с натуры, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют сказки и рассказы. В утренние часы на экологической тропе дети совместно с инструктором по физической культуре проводят игровую гимнастику «Птичья зарядка».

Дети старшего возраста совместно с воспитателем разрабатывают план-схему экологической тропы и с помощью нее определяют маршрут эколого-оздоровительных прогулок совместно с воспитателем, медсестрой.

(Слайд № 8-9)

Украшением фасада детского сада служит альпийская горка созданная совместно руками педагогов и родителей. На альпийской горке растут кустарники можжевельника, азалии , розмарина, цветы - камнеломка, гвоздика, колокольчик, маргаритки, фиалки и др. в зависимости от времени года. Рядом с горкой находится сказочный домик окруженный разнообразной живой зеленью и яркими садовыми цветами. В сказочном домике живет Белоснежка с гномами, которые радуют детей и взрослых соей задорностью и добротой. Дорожка от домика Белоснежки приводит нас к каменной мельнице, вокруг которой раскинулся красочный ковер из бархатцев и петуньи, здесь гномы могут потрудиться на славу! В окружении ирисов, гортензией, самшида, елей стоит улей с трудолюбивыми пчелками собирающими мед.

Территорию детского сада украшает красивая зелень травы и яркие цветы.

Растения и цветы подобраны в зависимости от сезонных изменений – цветут с ранней весны до поздней осени. Весной нас радуют своим пробуждением - нарциссы, тюльпаны, крокусы, пионы; жарким летом - цветочные ковры мальвии, календулы, бархатцев, петуньи и роз; осенью мы любуемся красотой сентябрин, цветным разнообразием астры, гладиолусов и георгины.

В цветнике детского сада расположился тихий сельский дворик с деревянным срубом колодца, рядом на солнечной полянке можно полюбоваться курочками, петушками, маленькими уточками и огородным веселым Пугалом. Вся эколого-развивающая среда детского сада направлена на воспитание гуманного, эмоционально-нравственного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру природы и образование дошкольников ДОУ.

В центральной части детского сада в окружении ярких и ароматных цветов, встречают настоящие мультяшные смешарики, приглашающие детей в детский сад. Смешарики вызывают у детей положительные эмоции в течении всего дня. (Слайд № 10-11)

В теплое время года дети больше времени проводят на свежем воздухе и прогулочные участки детского сада превращаются в место для разнообразных игр. Поэтому каждый год в летний оздоровительный период проводится конкурс на лучший участок, что позволяет создать благоприятные условия на групповых прогулочных площадках, а также способствует улучшению санитарно-эпидемиологического состояния. Воспитатели совместно с родителями закупают рассаду цветов, саженцы, оборудование для создания нового образа участка. Педагоги, родители, а также дети проявляют свои творческие способности в оформлении участков ДОУ. Групповые участки красочны и не похожи друг на друга.

На старшей группе существует уголок жаркой Африки, в которой живут животные жарких стран - слоны, жирафы, обезьяны лазающие по лианам, яркие попугаи сидящие на пальмах. Ландшафт Африки имеет и познавательную функцию - дети знакомятся с животными жарких стран их особенностями и повадками, изучают свойство песка и воды.

В младших группах существуют сказочные мини-островки с сказочными персонажами, они служат для детей в качестве игрового и спортивного оборудования , воспитывают у детей любовь к природе. Теремок с белочкой не только декорация из сказки, но и служит кормушкой для птиц.

В подготовительной группе уделяется внимание региональному компоненту - педагоги и родители проявили творчество в оформлении казачьего дворика с его обитателями. В центральной части дворика стоит статная красавица казачка любующаяся «своим» огородом и цветником. Казачий дворик сделан с целью воспитания у детей нравственно-патриотических качеств, развития познавательных качеств, воспитания любви и бережного отношения к природе родного края.

В средней группе педагогами и родителями детей создан пруд с различными обитателями водоемов , дети возле искусственного водоема проводят опыты с водой и почвой. Летом родители вместе с детьми участвовали в природоохранной акции «Бал цветов» с их помощью создана цветочная аллея детского сада. (Слайд № 12-15)

Ежеквартально родители совместно с детьми изготавливают плакаты на тему: «Зимовники - любимый поселок», где отражена информация об особенностях родного края. Родители с детьми участвуют посадке саженцев декоративных и фруктовых деревьев, участвуют в природоохранных акциях «Чистый поселок», « Чтобы деревья были большими». (Слайд № 16)

5.2 Воспитание экологической культуры, духовности детей и взрослых.

Старшим воспитателем разработана программа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Вместе весело шагать по просторам…». Программа разделена на три блока

1 блок /г/ «Экология и здоровье» его цель: осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.

В осуществлении этого блока программы были использованы следующие формы и методы работы:

· консультации для педагогов и родителей на тему: «Экология и здоровье»

· анкетирование для родителей «Экология и курение»

· педсовет «Нетрадиционные методы оздоровления природой»

· праздник «Путешествие Неболейки»

· спортивный досуг «Лесные разведчики»

· осуществлен экологический проект «Зеленая аптека»

· разработаны занятия серии «В гости к природе»

· знакомство с подвижными играми экологического содержания

· организованы выставки детских рисунков «В гостях у природы»

2 блок «Природа родного края» /2009г-2010г / его цель: формирование знаний о природе родного края.

Формы и методы работы:

· консультация «Памятники Донской природы», «История родного края»

· родительское собрание «Таны природы Дона»

· развлечение «Мой край родной»

· экскурсии в краеведческий музей

· конкурс рисунков детей «Донская степь»

· спортивный праздник «Рыцари степи»

· осенняя выставка букетов «Цветы нашего края»

· занятие с детьми «Заповедные зоны поселка»

· викторина «Что, уде когда растет в нашем крае»

3 блок «Природа – наш дом » /2010г-2011г / его цель:развитие и эмоционально-чувственной сферы ребенка, формирование эстетического отношения к природе, потребности общения с ней.

Формы и методы работы:

· проект «Экологическая почта»

· праздник «Друзья природы»

· экскурсии по экологической тропе

· музыкальное развлечение «Поиск нарушителей природы»

· трудовые экологические операции

· «Уроки доброты»

· Выставка рисунков «Как прекрасен это мир»

· Бал цветов

· Организация выставок «Природа и фантазия»

· Экологический день: «Зеленая аптека»

· Занимательные подвижные игры: «Лужайка-поиграйка», «Веселая полянка»

· Викторина «Деда - природоведа».

· Литературно-музыкальная композиция «Охранять природу – значить охранять Родину»

· Экологическая газета для родителей «Прикоснись к природе сердцем»

Итог нашей работы показывает следующие результаты: дети познакомились с природой и фауной родного края, узнали о взаимосвязи экологии и здоровья, сформированы начала экологической культуры у детей; сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности .

Педагоги повысили свой профессиональный уровень в вопросах экологического содержания. У родителей повысился уровень экологической культуры.

Педагогами разработаны экологические мини - этюды применяемые на прогулках и занятиях: «Подземные жители», «Лучики солнца», «Цветок»и др. Игры-беседы: «Живое и неживое», «Невиданный остров», «О чем мечтает полянка», интеллектуальная игра «Знатоки морских глубин».

Педагоги организуют трудовые «Экологические операции» (практическая деятельность детей). Операция «Красная книга», в которой заносятся сведения о растениях и животных, подлежащих строгой охране

Организована выставка «Дары природы с нашего огорода». Ее цель: воспитание чувства уважения к труженикам садов, огородов и полей.

(Слайд № 17-18)

Основное средство познания природы для дошкольников - наблюдение . В разное время года с детьми проводятся наблюдения за объектами живой и неживой природы. В результате наблюдений дети получили конкретно-образное представление об окружающей действительности, научились анализировать, видеть взаимосвязь живой и неживой природы, осознанно и доброжелательно относиться к окружающему миру.

Прогуляться по степи, увидеть растения и животных помогает экскурсия в краеведческий музей поселка, где можно познакомиться с флорой и фауной нашего края. В течении всего года педагоги с детьми проводят экскурсии-прогулки в парк, расширяют природоведческие знания о природе микрорайона. Ведут наблюдения за сезонными изменениями в природе, воспитатель проводит беседы о правилах поведения в природных условиях, природоохранные акции «Посади дерево», «Птичий домик». В результате у детей еще один способ познания окружающего мира, сформированы навыки поведения на природе, любовь и бережное отношение к окружающей среде, а также познакомились с культурными и историческими памятниками памятниками родного поселка. (Слайд № 20)

Экологизация проходит через различные виды деятельности.

Занимательная математика: «Найди путь к домику белки», «Путаница», «Сосчитай деревья и цветы»

Развитие речи – схемы для составления рассказов о объектах природы, иллюстрации с изображением времени года для описания.

Художественно-творческая – аппликация «Деревья», «Осенний день»; оригами «Елочка», «Котенок», рисование - «Нарядная елка», «Букет цветов»; лепка – «Рыбка», «Ваза с цветами»

Физкультурно-оздоровительная работа - дыхательная гимнастика «Ветерок», релаксация « На зеленом лужку», подвижная игра «Найди свое дерево»

Опытно-исследовательская деятельность – рассматривание коры деревьев через лупу, определение свойства воды, проращивание ростков фасоли пшеницы. (Слайд № 21-22)

В каждой группе детского сада имеется зона опытно-экспериментальной деятельности , здесь есть все необходимое для совместного и самостоятельного проведения опытов и исследовательской деятельности: лупы, микроскопы, коллекции семян, камней, песок, т. е. все материалы с помощью которых дети опытным путем познают тайны живой и неживой природы.

В старших группах созданы мини-музеи «Планета-динозавров», «Чудо-планета», здесь представлены различные климатические зоны и животные населяющие их. Дети с удовольствием экспериментируют с водой, особенно нравится изменять вкус и цвет. Большое внимание уделяется экспериментам с камнями. Здесь дошкольники превращаются в настоящих геологов. Они с большим интересом рассматривают коллекции камней, проводят эксперименты, изучают их свойства.

В средней группе функционирует мини-лаборатория «Ветерок». Дети с удовольствием изучают воздух: учатся надувать пузыри и ловить воздух в пакеты, исследуют его свойства. Особо интересно проходит экспериментирование на групповых участках летом с песком. Воспитанники с удовольствием создают из камешков и песка различные композиции, строят песочные замки.

Большую поддержку в популяризации детского экспериментирования в ДОУ оказали родители воспитанников. Родители принимали активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, приглашались на открытые занятия с элементами экспериментирования, вовлекались в выполнение творческих домашних заданий. Экспериментирование в домашних условиях совместно с ребенком стало увлекательным занятием для всей семьи. Наблюдениями и успехами они с удовольствием делятся на родительских собраниях, конференциях. Экспериментальная деятельность помогла детям применить полученные знания из разных областей на практике, ощутить уверенность в себе, развить самостоятельность. (Слайд № 23-24)

Главная цель любого экологического праздника привить детям любовь и бережное отношение к природе родного края сформировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля, к своей Родине, создать положительный эмоциональный фон, подарить новые впечатления. Лучше всего помогают добиться этой цели различные экологические праздники, конкурсы, особенно когда в них принимают участие дети, их родители и педагоги.

Ежеквартально проводятся праздники экологического содержания включающие элементы национальных традиций: «День Земли», «День птиц», «Праздник урожая», «Осенняя ярмарка», «Масленица»

(Слайд № 25-26)

Методы и формы работы с педагогами по реализации задач экологического развития, воспитания и образования дошкольников.

· консультации для педагогов и родителей на тему: «Экология и здоровье» консультация «Памятники Донской природы», «История родного края»

· семинар-практикум « Донская природа – источник художественного творчества»

· семинар «Игры в системе экологического образования дошкольников»

· викторина «В природе все взаимосвязано»

· самообразование педагогов