Агрессивное поведение подростков — подростковая агрессия: причины, профилактика, коррекция. Агрессия у подростков: почему тинейджеры выходят из-под контроля

Агрессией называется имеющее мотивацию деструктивное поведение, которое противоречит общепринятым нормативам сосуществования людей, наносит физический вред тому одушевленному или неодушевленному предмету, который подвергается нападению и моральный вред живым существам.

Подростковая агрессия, что это? Подростковая агрессивность является вариантом девиантного поведения взрослеющих индивидуумов, в большинстве случаев выражающаяся в виде оскорблений и драк. Определенное количество молодых людей склонны думать, что принять участие в драке или завоевать авторитет в группе с помощью грубой физической силы это норма. К тому же такое поведение подогревается нестабильностью общества, многочисленными межличностными и групповыми конфликтами в среде взрослых. Поэтому планка агрессивности падает, такое поведение постепенно просачивается и в девичьи группы. Важно понять причины и пути преодоления подростковой агрессивности.

Почему ребенок становится агрессивным?

Как показали многочисленные психологически исследования, агрессивность в подростковом возрасте является следствием недостатка воспитания в семье, что привело к личностной деформации, повышению тревожности и формированию к устойчивой замкнутости. Еще одним обязательным условием развития агрессии у подростков, является наличие большого количества свободного времени. Причины, вызывающие такого рода личностные проблемы могут заключаться как в воспитании ребенка в неполной семье, где нарушены функциональные связи, так и в благополучных семьях, с гиперопекой, также вызывающей потерю связи с семьей, агрессивность и склонность к бродяжничеству.

Диагностика подростковой агрессии

Исследование подростковой агрессивности должно проводиться с применением целого комплекса методик, дабы не допустить ошибки, которая может дорого обойтись подростку и всему его окружению в будущем. Систематическое изучение проявлений агрессии в подростковой среде проводится при помощи таких методов:

  1. Исследование архивных данных.
  2. Анкетирование.
  3. Построение личностной шкалы.
  4. Оценка поведения испытуемого окружающими людьми.
  5. Изучение вербальных форм информации.
  6. Проективные методики.
  7. Натуралистическое и полевое наблюдение.

Как бороться с патологическим поведением?

Коррекция подростковой агрессии имеет некоторые особенности. К примеру, начальный этап такого рода работы исключает групповые занятия. Не только по причине большей эффективности индивидуального подхода, но и потому, что агрессивные подростки в группе неизбежно проводят отрицательную консолидацию. Также необходимо одновременно заниматься с семьей больного. В первую очередь следует продиагностировать внутрисемейные отношения на предмет определения степени их дисгармоничности. После чего в обязательном порядке следует проводить и индивидуальную, и групповую психокоррекцию. Коррекция и профилактика агрессивного поведения подростка проводится гораздо легче в случае успешного формирования нового круга увлечений, построенного на основании его предпочтений и способностей. Однако какие бы способы преодоления данного патологического состояния ни были бы избраны, если не удастся продуктивно использовать время подростка, не занятое учебой и хобби, его возврат в асоциальную среду неизбежен.

Психологи также отмечают хороший эффект от проведения проблемными подростками социально одобреной и признаваемой деятельности. Больной, принимающий в ней участие, чувствует себя приобщенным к важному общественному делу, он начинает занимать некую социальную нишу, причем, не только среди сверстников, но и среди взрослых, которую он будет стараться удержать. А так как взрослые начинают воспринимать подростка, занимающегося такой деятельностью, как равного, то для реализации его целей и планов, создаются самые благоприятные условия. Социальная деятельность дает возможность подростку преодолеть свое аффективное расстройство, развить самосознание и сформировать жизненные приоритеты. Однако такого рода развернутая система деятельности требует постоянного соблюдения установленного порядка, жестких условий и постоянного контроля, иначе агрессивный подросток выйдет из-под влияния. Стоит помнить, что данная категория детей более всего нуждается во взрослой помощи и участии, хотя в то же время более всего ими отвергается. А, поскольку большинство взрослых людей не понимают причины такого поведения подростков, то кроме неприязни и неприятия эти дети ничего в своей жизни не получают, становясь еще озлобленнее год от года. Подростковая агрессия излечима, для ее коррекции разработаны многочисленные упражнения, правильно применяя которые можно добиться устойчивого положительного результата.

Видео: Подростковая агрессивность

Для того чтобы понять проблему агрессивного поведения подростков и выработать пути её решения, прежде всего, нужно понять почему, под влиянием каких факторов она возникает. Так сказать найти причины данного явления.

Поиски причин подростковой агрессивности и будет посвящена данная глава нашего исследования.

Человек не бывает от рождения эгоистом или альтруистом, смелым или трусливым, скромным или хвастливым. Всё зависит от той среды, в которой развивается личность. В процессе развития личности возникают те или иные качества личности. Они могут быть, как социально полезными, так и социально вредными.

В каждом возрастном этапе развития человек занимает определённое положение в системе общественных отношений. Каждый возрастной этап характеризуется своими требованиями к человеку, определяет круг его прав и обязанностей. Для каждого возраста характерна своя "социальная ситуация развития", т.е. определённое соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования личности.

В подростковом возрасте в период с 11-ти до 15-ти лет человек переживает ряд изменений биологических - половое созревание и психологических - появление большого количества новообразований касающихся самосознания и эмоциональной сферы.

Подросток под воздействием этих изменений начинает чувствовать себя взрослым. Он чувствует себя равноправным членом общества, семьи, класса. У него возникает внутренний конфликт между возросшим самосознанием и самооценкой, желанием преобразования окружающего мира с одной стороны, и невозможностью фактически реализовать возникшие потребности с другой. Он стремится к реализации себя, как личности, но из-за недостатка знаний и жизненного опыта порой сталкивается с суровой правдой жизни. На пути к достижению своих целей, поставленных перед собой ещё под воздействием по детски наивного мировоззрения, но воспринимаемых подростком вполне серьёзно. Он наталкивается на препятствия преодоление, которых требуется принятие взрослых решений, и принятие на себя ответственности, к которой молодой человек ещё не готов в силу своего, как физического, так и морально-психологического развития.

В этом кроется корень той проблемы, о которой идёт речь. В подростковом возрасте наблюдается повышенная агрессивность и конфликтность, проявляющаяся, как в семье, так и школе.

Подростка характеризует открытое протестующее поведение, эмоциональная и нервно-психическая неустойчивость, не желание мириться с излишней опекой взрослых и несправедливостью мира, застенчивость и юношеский максимализм. Всё это вызывает беспокойство родителей и педагогов.

Желание чувствовать свою особенность, отличие от окружающих, а вместе с тем отождествление себя с взрослыми важная психологическая особенность молодых людей в данный период жизни.

Молодой человек в подростковом возрасте начинает строить планы своей будущей взрослой жизни, ищет применение своей энергии. Его взгляды на жизнь во многом не реальны и фактически, но они важны для подростка и он ревностно защищает их. Родители, учителя или просто знакомые для подростка взрослые. И даже более "продвинутые" сверстники с высоты своего жизненного опыта пытаются наставить подростка "на путь истинный" и навязать собственное, по их мнению, правильное мнение. Но при этом они часто забывают, что сами были такими, не учитывают возрастные способности подростка и его личное мнение. Этим они не только не решают проблему, но ещё более усугубляют положение. "Поучения" взрослых вызывают реакцию протеста со стороны подростка. Как следствие это ведёт к отчуждению между поколениями. Между взрослыми и подростками рвётся и без того слабая в этот период связь, исчезает взаимопонимание.

Подросток переживает кризис заключающийся в преодолении пути вхождения ребёнка в взрослое общество. От того насколько ребёнок усвоил правила и моральные ценности общества, насколько его личные моральные ценности близки к общественным зависит сложность преодоления им этого пути. К стати сказать, данный кризис может быть усугублён ещё тем, что ребёнок воспитываясь в одной социальной среде во время подросткового возраста попадает в иную социальную среду с другими моральными ценностями. В этом случае внутренний конфликт личности может ещё больше углубиться и привести к неадекватным последствиям. В связи с этим хотелось бы сказать, немного забегая вперёд, что наша современная система воспитания, как пережиток тоталитарного общества, всё ещё основана на насилии, страхе и подавлении личности. Хотя и наблюдаются некоторые положительные изменения. Мы не говорим о детских садах, школах, средних и высших учебных заведениях, где в последнее время наблюдается наоборот излишний либерализм. Мы хотим коснуться так называемых исправительно-трудовых учреждений, которые даже с натяжкой таковыми назвать сложно. Ответьте, кто, из подростков попав в детскую воспитательную колонию, вышел от туда с не искалеченной душой в той или иной мере? Раз, попав в "лапы" уголовно исполнительной системы подросток вряд ли уже когда-либо станет нормальной гармоничной личностью, разве только внешне он будет соблюдать общественные нормы. Но внутренний протест будет сохраняться всю жизнь. И только от особенностей характера личности зависит, вырвется ли этот протест наружу.

Многое в становлении личности подростка зависит от обстановки в семье - той социальной сферы в которой он живёт и воспитывается.

Так называемая "неблагополучная" семья, ведущая асоциальный образ жизни воспитывает соответственным образом новую личность - своего ребёнка. Не видя родительской ласки, находясь в вечном полуголодном состоянии в окружении похмельных взрослых и при этом, испытывая предвзятое отношение со стороны более "благополучных" сверстников и даже некоторых морально и интеллектуально ограниченных взрослых, такой ребёнок неизбежно придёт к пониманию того, что он окружён врагами. Как следствие, достигнув подросткового возраста, почувствовав силу, он направит свою агрессию на "чистеньких и беленьких" сверстников из благополучных семей, видя во всех без исключения своих былых обидчиков. И, по сути, этот подросток не виноват, а виновата социальная среда, в которой он рос. Голодным, засыпая на грязной постели под аккомпонимент пьяных воплей родителей, испытывая на себе насмешливые взгляды одноклассников из-за того, что его одежда не из модного магазина, к тому же часто не первой свежести. Такой ребёнок вначале переживает чувство горькой обиды и зависти к своим более успешным сверстникам, а затем это чувство с большей долей вероятности переродится в чувство ненависти.

Агрессия, как защитное средство, вот объяснение того, что группа подростков - оборванцев избивает прилично одетого молодого человека, покупающего в ларьке дорогие сигареты. Они не могут позволить себе этой роскоши и компенсируют унижением того, кто имеет такую возможность.

Но выше изложенное не значит, что агрессивное поведение порождение социальных низов. Подростки из вполне благополучных и даже зажиточных семей в последнее время всё более и более бывают замечены в актах агрессии. При этом они в отличии от подростков из низов общества делают это не из чувства обиды или голода, а ради развлечения, что ещё более усугубляет проблему. Например, среди "золотой молодёжи" стало модно устраивать охоту на бомжей, которая нередко заканчивается реальным убийством. Это явление также имеет свои психологические корни. В народе про таких молодчиков говорят: "С жиру бесятся". Но в реальности корни лежат глубже, как правило, в состоятельных семьях, принадлежащих элите общества родители пытаются держать своих чад в жестоких рамках, строго регламентируют их жизнь: устраивают в престижные учебные заведения, указывают каким спортом заниматься или с кем дружить. При этом мнение ребёнка не учитывается - он должен соответствовать своему общественному положению, социальному статусу. Под воздействием этих ограничений у ребёнка зарождается протест против тех условий, в которых он живёт. Он стремится к свободе. В результате в подростковом возрасте этот протест вырывается наружу, и подростки выходят из-под влияния родителей объединяются в неформальные группировки, где находят для себя психологически комфортную обстановку. Хорошо если эти объединения носят позитивный характер и приносят реальную пользу если не обществу, то хотя бы самим членам объединения, например, волонтёрские отряды по сбору средств голодающим Африки, спортивные команды, музыкальные группы и т.п. Но бывают деструктивные объединения от вполне безобидных, пришедших на смену панкам и хиппи конца прошлого столетия, Эму и Готов наших дней, до крайне агрессивного настроенных борцов за чистоту расы скинхэдов и охотников на бомжей.

Подросток в силу своих возрастных качеств стремится почти всегда к совершению подвига. Поэтому то насколько агрессивно будут вести себя члены молодёжных объединений, во многом зависит от позиции лидера данной группы. Как правило, лидер объединения бывает чуть старше основного контингента и обладает определённым жизненным опытом и убеждениями. Имеет авторитет среди остальных, он может вдохновить своих последователей, как к озеленению улиц, так и к истреблению алкашей, бомжей, азиатов. И в том и в другом он может внушить своим последователям, что от их работы воздух в городе станет чище. И в том и другом случае они с воодушевлением примутся за дело. Только вот разница в том, что в первом случае души подростков станут чище и сами они добрее и принесут пользу не только себе, но и другим людям, а во втором один злодей под благовидным предлогом породит ещё десяток другой себе подобных.

Кроме приведённых выше примеров влияния на личность ребёнка оказывают и средства массовой информации, видеофильмы и компьютерные игры. Влияние последних остро ощущается последнее время. Подросток, садясь за компьютер и запуская очередную "стрелялку" погружается в виртуальную реальность, насквозь пропитанную агрессией. Его неокрепшая психика подвергается колоссальной атаке, меняется мировосприятие. Доходит до того, что у человека "съезжает крыша" и он перестаёт различать настоящую и виртуальную реальность. Думая, что у него, как у компьютерного героя несколько жизней, а окружающие его люди монстры из виртуального мира, он совершает такие поступки, что, придя в себя ужасается тому, что сотворил, не веря в реальность происходящего. Те же последствия могут произойти и под влиянием боевиков, фильмов-ужастиков и постоянных сливов в массовое сознание информации о терактах и прочих актах насилия посредством теленовостей.

Говоря о подростковой агрессии, следует сказать, что агрессивность мальчиков и девочек старшего школьного возраста отличается по некоторым корневым основам. Как правило, эти основы такие же, как и у взрослых представителей определённого пола.

Мальчики-подростки испытывают агрессию в таких межличностных отношениях как учёба, спорт, личная угроза, ситуация алкогольного опьянения.

Девочки-подростки более бурно реагируют на не дооценивание их внешних и духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление

Физическое само восприятие мальчиков-подростков обострённее, им труднее скрыть видимые физические недостатки, которые и могут стать причиной агрессии.

Хотелось бы обратить внимание на такой важный фактор служащий одной из причин воспитания агрессии в подростках. Это домашнее насилие. Данный вид насилия стал привлекать к себе внимание общества лишь последние 30-35 лет. Не смотря на то, что данное явление является с давних лет скрытой эпидемией. Данные статистики говорят о том, что треть всех совершённых убийств совершаются родственниками потерпевших.

Домашнее насилие, как средство контроля одного члена семьи над остальными - болезнь семей с самым разным социальным статусом и материальным положением.

Существует несколько видов домашнего насилия.

Физическое - использование силы для нанесения телесных повреждений различной тяжести вплоть до убийства. Сюда относится и пресловутое повсеместно распространённое наказание ребёнка ремнём. Даже существует распространённое убеждение, что если человек не воспитанный то его мало "пороли" в детстве.

Вербальное - ссора, ругань, проклятия, оскорбления и угрозы.

Психическое - использование чувств (безразличие), унижение, оскорбление унижений, имеющих для жертвы ценность, срыв злобы на более слабых членах семьи (чаще всего детях) причиной которой является проблемы на работе, в коллективе, ссора с другим членом семьи.

Сексуальное - принуждение человека к самым разным сексуальным отношениям помимо его воли.

Экономическое - лишение экономической независимости.

Каждый вид насилия способен одинаково причинять боль жертве, поэтому невозможно их разделить по силе воздействия.

Традиционно считается, что больше всего от домашнего насилия страдают женщины. Существует ряд программ, как у нас в стране, так и за рубежом направленных на помощь женщинам. Однако исследования, проведённые специалистами, показали, что главные жертвы насилия - дети. Агрессивные отношения между супругами неизбежно скажутся на их детях.

Ребёнок видевший, как отец избивает мать (или ещё хуже наоборот) неизбежно получает психологическую травму. В последствии он легко сможет воспроизвести подобные действия в своей семье, не испытывая при этом ни каких угрызений совести. То же самое, если при воспитании ребёнка применялись насильственные методы по поводу и без повода. Это отразится на его будущих детях.

В связи с этим необходимо помнить, что попытки устранить нежелательное поведение ребёнка с помощью физического наказания могут дать противоположный результат:

Во-первых, наказывающие таким образом родители становятся примером агрессивного поведения.

Во-вторых, дети, которых часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать сопротивление.

В-третьих, если наказание слишком возбуждает или расстраивает, дети могут вытеснить из памяти причину наказания и бессознательно сопротивляться усвоению правил приемлемого в обществе поведения. (Хотя, существует мнение, что применение розг ещё в начале XX века давало положительный воспитательный эффект).

Страх наказания может привести детей к мысли, что агрессивное поведение можно проявлять в недоступных для взрослых местах, так чтобы об этом не стало известно. Это внешнее скрытие отрицательного поведения на деле лишь усугубляет проблему.

С другой стороны во время процесса воспитания не возможно полностью отказаться от применения наказания. Но оно должно быть умеренным и адекватным совершённому проступку.

Ребёнок, которому уделяется слишком мало внимания, родительской любви и материнской ласки. Которому предоставлено слишком много свободы и для которого введено мало ограничений на проявление негативного, агрессивного поведения, скорее всего, вырастет агрессивным.

Подводя итоги сказанному, отметим, что основные черты личности подростка:

Эмоциональная неустойчивость;

Застенчивость;

Юношеский максимализм;

Отсутствие чувства объективной реальности;

Повышенная тревожность;

Стремление к самостоятельности не подкреплённое физическими и психическими способностями;

Повышенная чувствительность;

Плаксивость (в основном у девочек);

Противоречивость в мыслях и поступках;

Бунтарский дух поведения

кроме того, могут, в той или иной мере, породить ещё одну черту - подростковую агрессивность.

Агрессивность как личная особенность связана с комплексом психологических качеств и свойств подростков:

1. В это время у подростка происходит становление самооценки. Но часто происходит расхождение между стремлениями подростка, утверждением себя как личности и положением ребенка, школьника, зависимого то воли взрослого, вызывает углубление кризиса самооценки. Это выливается в неприятие оценок взрослых независимо от их правоты.

2. Неудовлетворенность потребностями находит отражение в частности в тяге подростков к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость и прочее (отношения в случайной группе не так важны и агрессивность в группе это способ удовлетворения во взрослости).

3. В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится общение. Одно из важнейших проявлений коммуникативного поведения подростков это желание выделиться, отличиться любой ценой, выражающееся часто в агрессии.

4. Половое созревание - гормональный взрыв (не синхронное развитие организма), влияет на психику (становится неустойчивой) и самосознание.

Итак, рассмотрев некоторые особенности подросткового возраста, резюмируем, что недостаточное умение приспосабливаться к внешним условиям, различным конфликтам и экстремальным ситуациям, доверчивость и повышенная внушаемость, а также уязвимость, недостаточная избираемость поведения могут приводить к становлению насильственного поведения (агрессивности и т.д.).

Кроме того, на формирование личности детей и подростков влияет ряд внешних факторов: семья, телевидение, сверстники и др. И если это влияние негативно, то агрессия обостряется.

Если в семье принято агрессивное поведение, то это, как правило, подкрепляет агрессивное поведение ребенка в отношениях со сверстниками. Дети и подростки могут научиться агрессивному поведению и у сверстников. Есть точка зрения, что телевидение одна из очень серьезных причин влияющих на агрессивное поведение: наблюдение насилия провоцирует общее возбуждение и заряжает отрицательной энергией поведение человека, снимает запреты на агрессивное поведение и др.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Один из выходов агрессии подростков это преступления. Поэтому профилактика агрессивного поведения у подростков актуальна и определяется личными особенностями этого возраста. В связи с чем в последнее время стали появляться работы психологов о работе со школьниками с девиантным поведением и детьми группы риска.

Причиной агрессивности может быть гормональная буря, а может быть система запретов и чрезмерных требований со стороны взрослых, следствие затаенной обиды. Иногда агрессия используется как способ самоутверждения, которое особенно важно для подростка – ему важно добиться уважения и признания сверстников.


Поэтому, сталкиваясь с проявлениями агрессии, важно рассматривать эту ситуацию не с позиции обвинения, а понять истинную природу такого поведения. При этом важно отличать истинную агрессивность от импульсивности, необдуманности поступков, присущей подростковому возрасту. Понять это, также как и причины агрессивности, может помочь только постоянный диалог и доверительный контакт с подростком.

Не перегните палку!

Самая главная ошибка в попытке «исправить» агрессивного подростка – в том, что родители уповают на наказание, как главный способ решения проблемы. Конечно, нельзя поощрять агрессию, важно четко обозначить позицию, что такое поведение недопустимо, заставляет вас переживать. Но делать это нужно без чрезмерной строгости. Ведь речь-то как раз идет о неустойчивой подростковой психике, бунтующей против наказаний и запретов.


Наказывая подростка, особенно не разобравшись в причинах, несправедливо с его точки зрения, вы рискуете только усугубить ситуацию.


Помните, что самое страшное для неустойчивой самооценки подростка – это стать «отверженным». Наказывая ребенка, а тем более постоянно говоря о нем в негативном ключе, вы демонстрируете именно отвержение, неприятие. В результате контакт и доверие будут окончательно потеряны, что только больше настроят подростка против вас, укрепляя его в мнении, что агрессия и сила – единственные способы решения конфликта.

Давайте возможность высказаться

И наоборот, спокойная доверительная обстановка, умение родителей сглаживать острые углы в неизбежных конфликтах с создадут ощущение, что его ценят и поддерживают со всеми его сложностями и проблемами, а значит, будет создана нужная почва для решения проблемы агрессии. Станьте примером эффективного поведения, дайте возможность ребенку получить опыт нахождения компромиссных решений.


Если понимаете, что подростку трудно себя сдерживать, то дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию без причинения вреда окружающим, позвольте ему высказаться и умейте слушать.


Учите подростка направлять свою избыточную энергию в конструктивное русло – например, занятие спортом. Ознакомите его с психологическими техниками, помогающими снять напряжение и обрести душевное спокойствие.


Помните, что нет таких психологических проблем, с которыми не помогли бы справиться любовь и взаимное доверие. А … он проходит, в то время как доверие остается на всю жизнь!

Подросток стремится быстрее повзрослеть, но эмоционально остается ребенком. Поэтому родителям в этот период особенно важно соблюдать тонкую грань: относиться к нему, как к взрослому, но и не забывать проявлять чувства и заботу.

Агрессия в подростковом возрасте, скорее, не нападение, а защитная реакция на действия, направленные против него. Часто все эти ощущения утрированы, ввиду чрезмерной эмоциональности и ранимости.

Стоит признать, что родителям довольно сложно научиться правильно реагировать на поведение ребенка. Они не просто оказываются психологически неподготовленными, а и вовсе не могут справиться с массой бытовых проблем. Но, как говорится: «предупрежден, а значит, вооружен», поэтому мы обозначили самые частые причины возникновения подростковой агрессии и дадим несколько советов, как с ней бороться.

Причины подростковой агрессии

Существует несколько типов причин возникновения агрессии у подростков: семейные, личностные и ситуативные.

Семейные причины агрессии

Далеко не в каждой семье культивируется правильный подход к воспитанию детей. Это, несомненно, минус родителей, но и они зависимы от множества факторов и часто не в состоянии сдерживать и контролировать себя. В любом случае надо знать, какое поведение родителей может привести к возникновению агрессии у детей в подростковом возрасте:

  • Безразличие и враждебное отношение к ребенку
  • Неприятие (нежданный ребенок), недостаток любви и ее проявлений
  • Чрезмерный контроль и опека
  • Безучастность к жизни подростка
  • Отсутствие эмоциональной связи
  • Унижение и оскорбление, особенно публичные
  • Подавление эмоций ребенка и любых проявлений самостоятельности

Личностные причины

Эти причины могут возникать как сами по себе, так и как следствие семейных обстоятельств и влияния окружения:

  • Страх, ожидание наихудшего
  • Неуверенность в безопасности
  • Гормональная неуравновешенность, ввиду периода полового созревания
  • Раздражительность и обидчивость, как результат неуверенности в себе
  • Ощущение своей вины в чем либо
  • Чувство одиночества

Ситуативные причины

Чаще всего связаны с конкретными ситуациями, имеющими место быть в жизни подростка в конкретный период времени:

  • Переутомление, как результат физической и умственной нагрузки
  • Болезнь
  • Неправильный рацион питания
  • Чрезмерное увлечение компьютерными играми
  • Локальные неприятные ситуации в семье

Способы борьбы с подростковой агрессией?

Стоит признать, что единого решения этой проблемы не существует. Прежде всего надо определить, что могло стать причиной возникновения агрессивного поведения у подростка. Основываясь на этом, вы сможете определить, что необходимо изменить в своем поведении, окружении ребенка.

Запомните, главная ваша задача, как родителей – свести к минимуму проявления агрессии, а значит, обеспечить максимально комфортные условия для него или сменить свой стиль воспитания.

Чаще всего родители становятся причиной возникновения агрессии у ребенка, поэтому стоит начать с воспитания самого себя:

  1. Давайте возможность подростку решать, проявлять инициативу или же во всем учитывайте его интересы.
  2. Исключите агрессию в семье. Проанализируйте отношения со своей второй половиной на наличие агрессивных выпадов.
  3. Перенаправьте подростковую агрессию в полезное русло, например, в спорт.
  4. Чаще разговаривайте с ребенком в качестве друга. Не указывайте что делать, возьмите на себя роль мудрого наставника, который советует, но не осуждает.
  5. Чаще хвалите ребенка, это вселит в него уверенность.
  6. Уважайте его выбор, даже если он кажется вам неправильным.

Агрессивным подросток не становится просто так и по собственной воле. Помните, что вы пример для подражания своего ребенка. Не зря ведь говорят: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя». Если же вы упустили момент и допускаете, что не в силах справиться самостоятельно, проконсультируйтесь с психологом.

С каждым годом все чаще можно встретить агрессивное поведение подростков. Это проблема остро встает в социуме. Каждый родитель старается оградить своего ребенка от негативного воздействия еще с самых первых дней жизни. Ведь если этого не сделать, то с наступлением переходного возраста агрессивное поведение со стороны ребенка будет незамедлительно разрушать его психологическое состояние. Чтобы этого не произошло, профилактика такого поведения подростков должна быть обязательна в школе и дома. Проверить его наличие поможет тест.

Само слово «агрессия» пришло в нашу речь с латинского языка. Переводится как «нападение». Нет ничего удивительного в том, что современное общество часто использует это слово в своей повседневной речи. К большому сожалению, на сегодняшний день агрессивным и . Поэтому нет ничего удивительного в том, что психологи все чаще констатируют озлобленность в поведении школьников. Профилактика этого состояния необходима, во избежание развития агрессивного поведения у подростков.

По мнению психологов агрессивное поведение основывается на причинении намеренного вреда другому человеку. Если же признаки такого функционирования проявляются без наличия причины, то многие специалисты сходятся во мнении, что такой человек страдает от дисбаланса гормонов в организме или же от болезни Альцгеймера.

Если же ребенок не имеет никаких медицинских предписаний, которые бы оправдывали подростковую агрессию, то одной из причин такого действия может служить протест. Именно методом протеста ребенок пытается отстоять свою точку зрения, самоутвердить себя как личность. Протест может выражаться в отказе выполнять установленные правила и нормы поведения как в школе, так и дома. К тому же агрессия может быть вызвана влиянием плохой компании, социальным или экономическим неравенством. Но какой бы не была причина возникновения агрессивного поведения, родители школьника не должны оставлять проблему без внимания. Что делать с этим? Помогут советы специалиста и рекомендованный им тест для определения истинной причины проблемы.

Как только постоянное раздражение станет явно проявляться у ребенка, то родителям и педагогам необходимо объединить свои усилия. Решение проблемы требует осмысленных поступков, борьба с враждебностью может привести еще к более плачевным результатам. Если вовремя диагностировать проявление агрессии подростка, а главное немедленно приступить к ее корректировке, то можно смело надеяться на хороший результат.

Проявление озлобленности — это явное . Главным является то, что с таким отклонением можно бороться, это делать необходимо. Современная психиатрия имеет весьма успешные методы такой борьбы. Для того чтобы они были действенными, необходимо в самые короткие сроки установить главную причину возникновения этого поведения. Как только это произойдет, незамедлительно назначается либо медикаментозное лечение, либо потребуется посещение психолога для доверительной беседы несколько раз в неделю. Стоит помнить о том, что устранять возникшую проблему лучше всего в раннем возрасте, так как в период переходного возраста становится неуправляемым.

Каковы причины возникновения агрессивного поведения у ребенка

Если сравнивать с несколькими десятилетиями раньше, то сегодня проблема подростковой агрессии является более актуальной. По данным психологических исследований последние несколько лет агрессия в подростковом периоде развивается с большой скоростью. Происходит это во всем мире, несмотря на уровень благополучия в том или ином регионе.

Подростковая агрессия зависит от . Если в отношениях между членами семьи наблюдается неблагоприятная атмосфера, то это оказывает сильное влияние на психику ребенка.

Сегодня СМИ активно пропагандируют агрессию, жестокость, насилие. При этом современный кинематограф никак не опровергает это, а наоборот, поддерживает. Вся эта информация имеет весомое влияние на психику ребенка. Вот почему подростки делают выводы, что при помощи агрессии можно самоутвердиться как личности, подняться в глазах сверстников.

Психологи общеобразовательных учреждений отмечают, что агрессивное поведение наблюдается не только среди детей средних и старших классов, но и у детей начальных классов. Медицинские учреждения, специализирующиеся на психологических отклонениях, сейчас имеют большой поток пациентов. Это объяснить можно тем, что лет 20 назад агрессивное поведение школьника списывали на невнимательное к нему. В настоящее время было научно признано, что агрессия у детей и подростков является психиатрическим заболеванием, которое требует определенного вида лечения.

По каким причинам возникает раздражение у подростков

Основной причиной возникновения агрессивной формы действия, по мнению психологов, является привлечение внимания к своей личности. Агрессия является своеобразным криком о помощи. Как правило, под маской агрессии ребенок старается скрыть все свои внутренние комплексы.

Подросток может стать раздражительным от недостатка внимания.

Какими бы не были признаки озлобленности, искоренять их необходимо сразу же. Причинами подросткового агрессивного настроя являются:

  • кризис, возникающий в этом возрасте;
  • плохая обстановка в социуме, в котором находится ребенок;
  • комплексы, которые проявляются в случае несоответствия взглядов подростка со сверстниками;
  • генетическая наследственность;
  • гормональные сбои в организме;
  • вредные привычки, связанные с употреблением алкоголя или наркотических веществ.

Проявление враждебности у ребенка и ее причины

Подростковая агрессия в некоторых случаях может основываться на социальных признаках. То есть если в общении с молодым человеком девушка показывает агрессию, то он может это расценить, как призыв к применению физической силы.

В ходе психологического тестирования подростков были выявлены следующие виды агрессии:

  • агрессия с применением физического воздействия;
  • косвенная агрессия;
  • агрессия при помощи воздействия вербального общения;
  • негативное отношение;
  • обидчивое поведение;
  • недоверие.

Коррекция агрессивного поведения подростков представляет собой непростую задачу. Особенно сложно бороться с озлобленностью мальчиков, так как у них она проявляется намного больше и чаще, чем у девочек. Подростковая агрессивность в большинстве случаев зависит именно от того, что ребенок получает слишком мало любви, заботы и внимания со стороны родителей. Семья, которая живет недоверием друг к другу, взаимными оскорблениями и частыми унижениями, воспитывает социально неадаптированного ребенка. Такому школьнику очень сложно пройти период адаптации в школе, наладить общение со сверстниками. Как правило, «недолюбленный» подросток старается передать обществу агрессивную форму действия.

Форма агрессии для мальчиков и девочек имеет существенные различия. Если девочкам для собственного удовлетворения хватает применения вербальной раздражительности, то для мальчиков применение физической силы кажется нормой. Такое разделение формы агрессивного поведения для подростков начинается в переходный период (в возрасте 14-15 лет).

Психологические особенности школьника

Подростковый возраст можно назвать критическим периодом жизни абсолютно каждого человека. В это время подросток начинает менять свое психологическое отношение к жизни. А половое созревание оказывает весомое влияние на работу гормонов. — это время противоречий со всем миром. В людях, которые пытаются контролировать ребенка в этот период, он видит врагов. Это касается и учителей, и родителей. Агрессия в подростковом возрасте имеет свои психологические особенности. Зависят они от того, какое место занимает агрессивный подросток в обществе, какое имеет социально-экономическое положение.

Психологи выделяют 2 понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия подростков является психологическим состоянием, которое может поддаться корректировке. А вот агрессивность, в свою очередь, является чертой характера, которая может быть сломлена только в маленьком возрасте. Но сделать это практически невозможно, так как в этот период очень сложно выявить агрессивность. Если же это все-таки удалось сделать, то сломив характер ребенка, можно «уничтожить» его как личность. Поэтому коррекция агрессивного поведения подростков требует грамотного подхода к проблеме и определенных усилий.

Временные различия полового созревания между девочками и мальчиками существуют. Поэтому и психологические особенности их агрессии тоже имеют различия.

Агрессивное функционирование и его формы

Агрессия у подростков разделяется на вербальную форму и физическую.

Вербальная форма раздражительности присуща в поведении девочек. Они легко могут унизить и оскорбить оппонента словесно. Вербальное нападение может быть как прямым, так и косвенным. Форма озлобленности с применением физического насилия, чаще является . Для физического унижения мальчики используют прямую физическую враждебность. Если же подросток объекту своих издевательств наносит только моральный ущерб, то в этом случае он прибегает к косвенной физической агрессии.

Самой опасной формой агрессии является реальная. При ее применении подросток наносит серьезные физические травмы.

Кто и как может диагностировать агрессию у подростка

Агрессивное поведение у подростка может выявить только специалист. Таким диагностированием занимаются психологи либо психотерапевты. Подростку необходимо только пройти определенный тест. Благодаря такому методу можно почти безошибочно определить, действительно ли агрессия в поведении ребенка нуждается в корректировке или же у него наблюдаются перепады настроения на гормональном уровне.

Как показывает практика, подросток категорически отказывается признать, что в его поведении наблюдается излишняя дерзость. Свой протест он выражает отказом от общения с психологом, а тем более от прохождения тестов. Диагностика агрессивности не может происходить насильственным путем, поэтому специалисту и родителям необходимо найти нужные слова для подростка, чтобы он захотел пройти тест.

Подсознание любого школьника этого возраста не хочет принимать морали, установленные обществом, он хочет установить свои правила. В этот период старшее поколение обязано находить правильные пути подхода, заняться профилактикой агрессивного поведения подростков, а не навязывать свою точку зрения.