Виды стежков вышивка ручная объемная. Виды швов при вышивании. Шов Полный крест

В вышивании существуют самые разные способы стежков. Особенности их выполнения делают каждую вышивку неповторимой, непохожей на другие работы. Все эти разнообразные виды стежков и швов имеют разный уровень сложности. Что-то подойдет начинающим рукодельницам, которые только начали осваивать премудрости вышивки.

А какие-то швы и стежки , напротив, под силу только опытным мастерицам, потому что для их выполнения требуется высокий уровень владения мастерством вышивки.

Какие виды стежков выбрать для работы над вышивкой, решает только сама вышивальщица. Все зависит от художественных особенностей стежков и швов и уровня их сложности. Проще всего вышивать крестиком, но и здесь есть свои нюансы стежков и швов. Их все надо обязательно выяснить перед тем, как приступать к выполнению вышивки.

Каждая техника выполнения стяжков и строчек имеет свои имя: гладь, счетный крест, тамбурный шов, французский узелок. Из того, как стежок называют, несложно понять, как он выглядит, назовите их человеку, который никакого отношения к шитью или вышиванию не имеет, и он наверняка самостоятельно сможет их отыскать на картинке. Стежки для шитья и вышивки бывают самые разные. Но основные мы с вами сейчас разберем.

В современной вышивке существует огромное количество разнообразных стежков и швов. Все они имеют свои особенности. Для того чтобы освоить их все, мастерице вышивания не хватит и целой жизни. В вышивании существуют стежки и швы разного уровня сложности, поэтому все мастерицы, от маленькой девочки до опытной вышивальщицы, может выбрать из их многообразия что-то для себя. Наиболее простыми видами швов и стежков из тех, что используются в современной вышивке, являются:

Вышивание крестиком: техника стежков

Для того, чтобы освоить премудрости вышивания крестиком , необходимо прежде всего подготовить рабочий стол приобрести все необходимое для работы. Вышивать нужно за столом, в хорошо освещенной комнате. Перед тем, как начинать работу, нужно выбрать схему и тщательно изучить ее. Начинающим мастерицам рекомендуется выбирать простейшие схемы с использованием одного-двух цветов. При этом иметь в виду, что однотонная вышивка крестиком, оформленная в подходящую раму или паспарту, может выглядеть не менее эффектно, чем вышитая картина, состоящая из огромного количества цветов и оттенков.

Главное, чтобы работа выглядела аккуратно, а стежки были выполнены правильно. Для того чтобы приступить к вышиванию крестиком, понадобится:

В специализированных магазинах для творчества можно приобрести готовые вышивальные наборы, в которые входят игла, нитки, схема, канва и практическое руководство по выполнению стежков вышивки крестиком. В свободной продаже доступны наборы различного уровня сложности, от детских до огромных вышитых картин и икон. Начинать следует с простейших вариантов.

Для того, чтобы освоить все премудрости вышивания крестиком, необходимо иметь в виду: этот вид вышивания только кажется простым. На самом деле здесь множество нюансов и особенностей, которые обязательно нужно учитывать для того, чтобы работа выглядела красиво.

Особенности стежков при вышивании крестиком

Стежки крестиком могут выполняться в трех направлениях. Выбор направления зависит от схемы вышитой картины, от особенностей композиции, от соотношения нитей разных цветов. Выполнять стежки крестиком можно по горизонтали (обязательное условие – выполнение слева направо, а не наоборот!), по вертикали (снизу вверх, а потом в обратном направлении – сверху вниз), а также о диагонали. Последний из трех способов обычно используется при выполнении больших картин, когда стежки разных цветов располагаются в непосредственной близости друг от друга, и поэтому выполнять стежки одного цвета в горизонтальном или вертикальном направлении не очень удобно.

Для того, чтобы вышивка крестиком выглядела красиво и аккуратно, необходимо обращать особое внимание на размер стежков. Все стежки должны быть примерно одинакового размера, идти в одном направлении, при выполнении стежков нитка не должна перекручиваться. При фиксации узелка на изнаночной стороне нужно сделать узелок максимально незаметным. В идеале изнаночная сторона вышивки должна выглядеть так же аккуратно, как и лицевая, без видимых узелков. Только если на лицевой стороне будут крестики, на изнаночной стороне должны быть ровные палочки.

Разные способы вышивки: что выбрать начинающей мастерице

Если начинающая рукодельница еще только начинает осваивать навыки вышивания, идеальным вариантом будет освоение швов «вперед иголку» и «назад иголку». Несмотря на кажущуюся простоту и примитивность этих швов, с их помощью можно легко вышить простейший орнамент из зигзагов, вертикальных и горизонтальных линий, геометрических фигур.

Освоив эти простейшие швы, можно переходить к вышиванию крестиком. Вышивать крестиком очень просто, и при этом можно непрерывно повышать свой уровень мастерства, начиная от простых небольших картинок, выполненных нитками одного – двух цветов, и заканчивая большими панорамными пейзажами, которые од силу только опытным вышивальщицам. Главное – правильно оценивать свои силы и не переходить к сложным работам, не освоив простые.

В совершенстве овладев техникой вышивания крестиком, можно переходить к более сложным швам. Главное – освоить базовые навыки владения иголкой, а поможет в этом именно крестик. Вышивать крестиком довольно просто, но, тем не менее, используя этот тип вышивки, можно создать действительно оригинальные произведения .

У вышивания крестиком также есть много различных модификаций и разновидностей. Их освоение поможет набраться опыта для постепенного перехода к вышиванию на профессиональном уровне. Освоение искусства вышивания должно происходить от простого к сложному, но не наоборот. Именно поэтому нужно всегда выбирать схемы работ и виды стежков, соответствующие уровню подготовки. Вышивание будет приносить радость только в том случае, если мастерица выберет для себя задание по силам.

Художественно-выразительные особенности разных видов стежков

Перед тем, как приступить к работе по вышиванию, необходимо внимательно изучить схему и выбрать, какие виды стежков и швов следует использовать. При выборе типа стежков и швов необходимо учитывать следующие факторы:

Наиболее эффектно смотрятся такие виды швов и стежков, как крестик и его разнообразные модификации (например, полукрестик и шов «козлик»), стебельчатый шов и тамбурный шов. Еще один вариант вышивания, который имеет богатые выразительные возможности – гладь. При этом вышивать гладью довольно просто, освоить эту технику легко может любая мастерица, знакомая со швами «веред иголку» и «назад иголку» .

Вышивание гладью – эффектный способ оформления домашнего текстиля: скатертей, наволочек, покрывал и постельного белья. А вышивание крестиком идеально подходит для выполнения сюжетных картин различных жанров: портреты, пейзажи, натюрморты, а также для украшения одежды стилизованным орнаментом. Выбирая и стежка, нужно обязательно представить себе мысленно, как будет выглядеть готовая работа при условии применения конкретных видов стежков.

Вышивание – одно из самых популярных видов традиционного женского рукоделия. Опытные вышивальщицы в совершенстве владеют огромным количеством разнообразных техник создания вышитых картин. Начинающей рукодельнице рекомендуется освоить базовые принципы владения иглой, и уже потом переходить к использованию более сложных техник. Двигаясь от простого к сложному, можно постепенно научиться создавать настоящие шедевры рукоделия, которые послужат оригинальным подарком, подарят радость и мир в душе.

ПРЯМЫЕ СТЕЖКИ - являются самыми древними и традиционно служат основой для выполнения множества швов. Вместе с тем они довольно разнообразны. Стебельчатый стежок, например, был популярен еще 900 лет до нашей эры в Египте и Перу. Расщепляющими нитку стежками часто пользовались в средние века для изображения метафорических образов. Простой штопальный стежок в XVIII в. был не менее популярен, чем сегодня стежок крестом. Разнообразие вышивки создавалось за счет искусного использования стежков разной длины, направления, структурности и цвета, в результате чего появлялись изысканные эффекты светотени. Прямые стежки применяются как для заполнения, так и для создания контуров. В современном вышивании прямые стежки часто служат для придания рельефности вышивке. Они выполняются в произвольном порядке, чтобы передать картину дождя или по фону вышивки изображают колышащуюся на ветру траву. Прямые стежки используются и для того, чтобы придать вышивке колорит или для контрастности текстуры.

Нитки и ткани. Выбор ниток зависит от мотива. Если вам нужно, например, создать ряд ровных контурных линий, вы можете работать Кручеными хлопчатобумажными нитками от DMC или цветочными нитками, чтобы получить более мягкую ровную поверхность. Прямые стежки легко выполнять как на гладкой, так и на счетной тканях. Если вы только начинаете вышивать, то для большей легкости работайте на счетной ткани, поскольку вы можете посчитать ее нитки и лучше спланировать свое вышивание. Однако гладкая ткань мягкая, ее тонкая структура больше подходит для выполнения тонких деталей, таких как художественные образы или сложные изогнутые линии.

Техника. Прямые стежки являются основой для начинающей вышивальщицы, так как они формируют базу для множества более сложных вышивальных стежков. Попытайтесь размещать стежки одинакового размера с равными интервалами, или выполняйте стебельчатый шов в форме спиралей и кругов, чтобы научиться создавать ровную безупречную линию. Основной прямой стежок можно вышить под любым углом, например, изображая солнечные лучи, или вплотную друг к другу в форме стежков гладью. Попытайтесь с помощью расщепляющего нитку стежка наметить изящные контурные линии, или используйте папоротниковый стежок для выполнения хрупких лиственных форм с длинными стеблями. Открытыми стежками "елочкой" тоже можно вышить лиственные формы.

Вы можете поэкспериментировать с клинообразным и шевроновым стежками для обработки подрубок или вышить их ровными рядами для заполнения цветных участков. Шевроновый стежок кроме того используется для вышивки буфов по прямой или узором сот. Точечный стежок включает в себя два крошечных смежных прямых стежка. В готовом виде точечный стежок похож на кофейное зернышко. Разместите стежки беспорядочно на однотонном фоне или выполните их группами, чтобы подчеркнуть бордюр вашего мотива. Зерновой стежок может быть использован для эффекта светотени внутри окаймляющего контура. Шов Гольбейна выглядит эффектно, когда он выполнен односторонним штопальным стежком, особенно когда линейные стежки примыкают к штопальным стежкам, как в модели напротив.

Как только вы изучите стежки в этой группе, переходите к группе шнурковых стежков, а затем к подбору ниток различных цветов и качества для знакомых вам стежков.

СТЕЖКИ ГЛАДЬЮ - прежде всего используются для заполнения цветных участков, а также для придания им рельефности. Вследствие того, что эта техника увеличивает игру света и тени, вышивка часто кажется блестящей и сияющей. Несколько стежков в этой группе обычно применяются для передачи тонких оттеночных переходов. Среди этих стежков наиболее популярна художественная гладь. Художественная гладь состоит из одного ряда стежков разной длины, частично покрытых радами длинных стежков. Она часто используется для заполнения участков неправильной формы и очень эффектно смотрится на круговых мотивах, где оттеночные переходы начинаются в центральной точке. На простой глади создается плавный переход от оттенка к оттенку. Теневая гладь и выпуклая гладь петельными стежками тоже состоят из рядов стежков разной длины, в разной степени перекрывающих друг друга для передачи тонких цветовых нюансов.

Нитки и ткани. Блестящие нитки, такие, как крученые хлопчатобумажные от DMC и мерсеризованные хлопчатобумажные нитки максимально четко подчеркивают игру света и тени, но в вышивке гладью используются и тонкая шерстяная пряжа, и другие нитки. Для глади подходят как гладкая, так и счетная ткани, хотя гладкая ткань среди вышивальщиц более популярна.

Техника. Стежки гладью образуют гладкую поверхность и ровные края. Хотя эти стежки простые, качество работы полностью зависит от их тщательного размещения. Заполняя мотив, обратите особое внимание на мягкую линию краев. Для более тщательной обработки краев мотива можно проложить контурные линии различными стежками, такими, например, как стебельчатый или расщепляющий нитку стежок. Текстура подобных линейных стежков подчеркивает плотность и гладкую поверхность вышивки гладью. Рельефность вышивки . Гладь с настилом или выпуклая гладь используется для создания дополнительной рельефности. Выполните настил простой гладью и затем вышивайте гладью по настилу в противоположном направлении. Или сначала выполните контурную линию строчными стежками, затем заполните мотив штопальным стежком и наконец сверху вышейте этот участок простой гладью. Таким образом увеличивая в высоту отдельные участки мотива, вы сделаете вышивку более эффектной и выпуклой.

Приемлемым вариантом для получения рельефного изображения является плотная гладь, выполненная петельными стежками. Каждый шов прокладывается поверх бороздки между рядами, чтобы создать текстуру и приподнять этот участок мотива над поверхностью ткани. Мотивы листьев . Четыре стежка из этой группы особенно хорошо подходят для вышивания узора листьев. Стежок "елочкой" выполняется диагональными стежками, размещенными вплотную друг к другу для заполнения участка мотива, гладь скрещенными стежками создается при помощи скрещивающихся ниток, вы можете его использовать, чтобы приподнять центр листа или центр другого мотива.

Очень пластичной вышивка будет за счет рельефного шва "елочкой", где друг на друга накладываются скрещивающиеся диагональные стежки. Центральную прожилку листа вышейте румынским стежком, который образует похожую на жгут текстуру. При заполнении мотива листа работайте в любом направлении, от основания вверх или сверху к основанию, как вам удобнее. Эффектные группы стежков . Гладьевая плетенка состоит из серии маленьких групп стежков, равномерно выполненных рядами. Эффект состоит в игре света и тени. Для гладьевой плетенки выполняйте чередующиеся горизонтальные и вертикальные группы стежков.

СЧЕТНАЯ ВЫШИВКА КРЕСТОМ - в настоящее время переживает эпоху Возрождения. Эти привлекательные стежки, выполненные на счетной ткани, являются простыми и смотрятся очень мило. В эту группу входит много стежков, которые применяются в современной художественной вышивке. В настоящее время часто вышивают крестом в вольном стиле. Стежок крестом Святого Георга и длинный стежок крестом, например, выполняются любого размера. Стежок "листочком", который был чрезвычайно популярен в вышивке 1930-х и 1940-х годов, возродился в красивых цветочных мотивах. Стежки крестом широко представлены на образцах, прекрасно демонстрирующих его возможности. Некоторые из этих стежков привлекательны для заполнения цветных участков, другие используются для обрамлений или для придания фону красивой текстуры. Двухсторонний стежок крестом позволит вам получить изнаночную Борону работы не менее презентабельную. чем лицевую, в то время как стежок "мех горностая", смотрится более эффектно, когда на фоне ткани выполнены отдельные стежки. Стежок "мех горностая" традиционно применяется в строчевом шитье. Решая, где использовать стежки крестом. вы также можете учитывать символику креста. В дополнение к этому, крест Святого Георга служил на картинах символом неба и языческих богов, управляющих погодой. Этот крест обозначает также страсть и веру.

Нитки и ткани. Стежки этой группы могут быть выполнены на гладкой и на счетной тканях. Выберите нитки от DMC, которые бы подходили к плотности вашего мотива. Но вышивать крестом можно любыми - от металлических до хлопчатобумажных ниток или плотной пряжи, в зависимости от вашего мотива и решения. Вы обнаружите, что ряд этих стежков, к примеру "звездочка" или "мех горностая" для заполнения цветных участков, прежде всего используется в строчевом шитье, а художественная вышивка нитками от DMC даст вам интересные и иногда неожиданные результаты. Вышивая, старайтесь не ограничиваться только одним видом стежков, например, такими четкими геометрическими стежками, как крест. Стежки - просто инструментальное средство, и вы всегда можете экспериментировать с ними в любом направлении, подбирая то, что в наибольшей степени отражает ваш персональный стиль.

Техника. Главное правило выполнения стежков заключается в том, что все верхние стежки должны пересекаться в одинаковом направлении. Это очень важно, когда вы создаете ряды стежков для подрубок или другого симметричного орнамента. Исключение составляет двухсторонний стежок крестом. В этом стежке первый крест в ряду пересекается в противоположном направлении, чем другие кресты. Чтобы максимально выгодно использовать четкую геометрию креста, особенно внимательно размещайте стежки с интервалами. На гладкой ткани начертите контрольные линии, это гарантирует равномерное размещение стежков, и тщательно следите за тем, чтобы нитки ни в коем случае не скручивались или расщеплялись, что может нарушить симметрию вашей вышивки. Точно рассчитывая расположение стежков, вы также можете интересно оформить углы, разместив на них автономные мотивы, или заполнить ими участки внутри самого мотива. Попробуйте выполнить группы стежков разного цвета.

Также можно поэкспериментировать с рядами стежков крестом различных цветов, вышитых один поверх другого. Это создаст ряд интересных оттеночных переходов на отдельных участках мотива.

СТЕЖКАМИ - вышивают как заполненные цветные участки полностью, так и частично. Портновский петельный стежок и петельный стежок с узелком, например. считаются прекрасными краевыми стежками и особенно популярны в специальных техниках, таких, как вышивка ришелье. На срезах эти стежки создают превосходное гладкое завершение края. Другие стежки, особенно такие, как китайский узелок и стежок рококо, имеют свои особенности применения. Китайский "узелок", как и предполагает его название, широко использовался в традиционном китайском вышивании. Отдельные узелки, очень мелкие и сгруппированные вместе, тонко оттеняют цветные участки вышивки. Стежок рококо - хотя и довольно сложный - широко применяется до сих пор. особенно внутри цветочных мотивов. Выполненный маленькими кругами и группами, стежок рококо очень тонко оттеняет множество лепестков в мотивах с розами. Коралловый стежок и зигзагообразный коралловый стежок тоже находят широкое применение. Эти простые стежки образуют тонко выполненную узелковую линию, напоминающую нитку жемчужин, или структурную сердцевину цветка.

Нитки и ткани Экспериментируйте с различными типами тканей и ниток и вы убедитесь, насколько богатая палитра текстур у стежков узелком. Шелковые нитки подчеркнут ровный фон вышивки, в то время, как мерсеризованные хлопчатобумажные нитки придадут ей особый текстурный блеск. Группы стежков узелком, выполненные мягкими вышивальными хлопчатобумажными нитками, сделают участки вышивки особенно рельефными. Стежки узелком могут быть выполнены на гладкой и счетной тканях. Учтите, что отдельные "узелки" должны оставаться на поверхности вышивки и не вытягиваться через ткань на изнаночную сторону.

Техника Стежки узелком создают чрезвычайно пластичную поверхность, вы можете использовать их для создания бесконечного разнообразия текстур и цветовых эффектов: от тонкого оттенения до импрессионистских композиций. Делайте "узелки" одинакового размера. Большинство этих стежков требует нескольких обвивок вокруг иглы, вам придется придерживать эти обвивки нерабочей рукой, потому что так легче протянуть через них иголку. При выполнении отдельных "узелков" поставьте перед собой цель создать аккуратную и правильную форму. Думайте об узелках как о бусинках, которые ровно расположены на поверхности ткани. Самым легким способом получить красивые стежки является использование рамки с туго натянутой на нее тканью. Ряд отдельных узелков, размешенных ровно вокруг мотива, придаст вышивке интересный эффект светотени, отдельно расположенные "узелки" служат также для того, чтобы "разрыхлить" и смягчить края мотива.

Не забывайте о взаимосвязи контрастов между плоскими и рельефными стежками внутри вашей композиции. Если вы используете "узелки", чтобы заполнить мотив, или чтобы выполнить контурную линию, рельефные стежки будут отражать свет и придадут вашему мотиву большую "воздушность". Если вам сначала покажется, что эти стежки трудно выполнить, проявите терпение. Конечные результаты стоят усилий.

ПЕТЕЛЬНЫЙ ШОВ - многие стежки этой группы часто встречаются в крестьянской народной вышивке, где "петельные" швы использовались для обработки краев одежды, а тамбурными стежками заполняли цветные участки мотивов. Стежок "пшеничный колосок", например, до сих пор Применяется для украшения поверхности на английских традиционных костюмах, а критский стежок на протяжении столетий использовался для создания декоративной одежды. Впервые появившийся на греческом острове Крит, этот стежок встречается и на персидских вышивках. Хотя сохранилось немного средневековых вышивок петельными стежками, но отдельные примеры можно встретить в китайских работах, где зигзагообразными тамбурными стежками заполнялись мелкие участки мотивов и объединялись в декоративный линейный узор. Эти декоративные стежки используются для создания эффектов "шнурочка" на простых цветочных формах и цепочек различных текстур, быстро покрывающих фон вышивки.

Внутри этой группы существует несколько петельных стежков, которые широко используются для красивой и эффектной обработки краев. Варианты тамбурных стежков хорошо подходят как для вышивания по контурным линиям, так и для заполнения цветных участков мотивов и тоже обеспечивают дополнительную структурность вышивке. Многими из этих стежков можно вышивать по кругу или по спирали - в некоторых случаях ими удобно заполнять цветочные бутоны или формы солнца и звезд. Благодаря своей простоте петельные стежки придают вышивке особое очарование "наивности". Четко выполненные, они создают эффект движения. Самые прекрасные примеры вышивки петельными стежками демонстрируются на платьях королевы Елизаветы, где края или внутренние участки лиственных орнаментов художественной вышивки и все виды природных мотивов выполнены вариантами петельного стежка нитками всех натуральных оттенков.

Нитки и ткани Петельные стежки удобно выполнять как на гладкой, так и на счетной тканях. Многое будет зависеть от того, какие нитки вы выберете. Смелые, четкие, яркие мотивы получаются за счет вышивки плотными матовыми хлопчатобумажными нитками в 1 сложение или шелковыми нитками по изогнутым линиям. Тем не менее всегда учитывайте плотность вашей ткани, а также сочетаемость текстуры ниток и ткани. Начинающим легче будет работать с мерсеризованными хлопчатобумажными нитками, потому что они более крепко удерживают форму петли, чем мягкие нитки. Петельные стежки также популярны среди современных вышивальщиц шерстью по ткани, так как шерстяная пряжа подчеркивает мягкость изогнутых линий, по которым делается вышивка.

Техника Очень простая: на всех петельных стежках нитки просто укладываются в форме петли под или над иголкой перед закреплением ее на ткани. Тем не менее, секрет петельной вышивки заключается в соблюдении одинакового размера петель. Во многих примерах вы обнаружите необходимость контролировать петли, придерживая их большим пальцем нерабочей руки в то время, когда вытягиваете нитку. Вычерченные на ткани контрольные линии помогут выполнить ровные ряды стежков.

Наиболее сложным стежком в этой группе является широкий шнурковый стежок. Традиционно используемый для вышивки золотой ниткой, он образует рельефные и очень декоративные группы. Его можно выполнить и плотными мягкими хлопчатобумажными нитками. Иногда очень полезно прикалывать ниточные петли. Это удерживает их в открытом виде, давая возможность увидеть, где вколоть иголку для следующего стежка. Большинство петельных стежков можно вышивать без рамки.

ШНУРКОВЫЕ СТЕЖКИ - часто производят впечатление "путанки". В действительности они состоят из множества основных стежков, обвитых контрастной ниткой - поэтому стежки этой группы, как правило, являются составными.
Некоторые шнурковые стежки - сложносоставные: пекинский стежок, например, широко использовался в китайском вышивании. Легенда гласит, что этот стежок вызывал если не слепоту, то по крайней мере, сильную резь в глазах и поэтому считался опасным - с тех пор он получил дополнительное название запрещенного и слепого стежка.
Многие шнурковые стежки стали популярными именно за счет своего довольно необычного внешнего вида. Стежок "фриз". например, состоит из трех различных стежков, переплетенных контрастными нитками. Эти составные стежки часто используются для декоративных орнаментов и заполнения участков мотивов, особенно в вышивке шерстью по ткани.

Шнурковые стежки применяются также для соединения двух отдельных деталей по сквозной мережке.
С помощью этих стежков можно получить интересные эффекты. Для этого лучше всего выбрать тонкие нитки, такие, как цветочные, и внимательно вышивать ими по тонкой ткани.

Нитки и ткани . С помощью шнурковых стежков, которые легко выполняются на всех тканях, у вас получатся пластичные декоративные швы. Несмотря на то, насколько хорошо вы будете владеть специальными вышивальными техниками, успех или неудача будут зависеть от выбора ниток.

Теоретически выбранные вами нитки могут быть любыми, от самых тонких шелковых до тесемочки или гаруса, но ряд стежков настила должен быть плотным, чтобы удерживать контрастные нитки и перевивки. Например, если вы сделаете перевивку на ряде стежков, выполненных тонкими цветочными нитками, вы полностью испортите эффект от этой вышивки. Для перевивки лучше взять нитки той же толщины или веса, но всегда сначала сделайте несколько пробных стежков. Экспериментируйте с нитками различной текстуры и цвета: шнурковые стежки предназначены для украшения.

Техника . В группе шнурковых стежков используются две основные техники.
Обметывание . В этой технике нитки обвивают вдоль рада стежков настила, выполненного, например, гладью.
Перевивка (или обвивка) Здесь контрастная нитка обвивается вокруг скрещенных участков каждого стежка, образуя, например, стежок мальтийского креста.
Как в обметывании, так и в перевивке используйте тупую гобеленовую иглу, чтобы не прокалывать нити ткани. Никогда не прокалывайте иголкой ткань, за исключением начала и завершения каждой группы стежков.

Чтобы начать обметывание или перевивку ряда стежков, приступайте к работе с одного из концов рада или вышитого участка, вдев в иглу нитку достаточной длины, чтобы закончить ею же этот рад или участок. Для завершения работы выведите иглу на изнаночную сторону ткани в подходящей точке и закрепите конец нити. Работайте слева направо или справа налево - как вам удобно.

Чтобы заполнить мотив шнурковыми стежками, выполняйте стежки в ряд. удостоверьтесь. что основание одного стежка примыкает к верхней части нижнего стежка и так далее.


Вышивание - это творческий процесс! Не ограничивайте свою фантазию, занимаясь этим старинным искусством. Ретро- и этномотивы сейчас в моде.

Наши шесть стежков помогут вам создавать вышитые картины, орнаменты, монограммы и многое другое.

Совет: перед вышивкой маркером с исчезающей краской проведите на ткани линии рисунка вышивки.

Стежок крестом

Выведите иглу из ткани снизу справа, введите иглу в ткань вверху на длину стежка крестом (= основной стежок). На той же высоте, на которой ввели в ткань иглу, выведите ее наружу слева. Продолжайте таким образом, пока не получите полный ряд основных стежков.




Теперь вышивайте в обратном направлении, выполняя кресты (=покрывающие стежки). Выведите иглу слева на той же высоте и введите ее справа. Первый крест готов. Затем выведите иглу внизу слева и введите справа…

На нашем примере вы получили косой ряд стежков крестом. Но по такой же схеме вы можете вышить ряды стежков крестом по прямой. Этот принцип позволяет работать ритмично и прекрасно расслабляет…

Лангетный шов

Для этого ряда стежков выведите иглу с изнанки на лицо, затем по диагонали направо вверх введите с лица на изнанку. Иглу проведите вниз.

Важно: нить при этом должна находиться под иглой.


Cнова введите иглу по диагонали справа от последнего вывода. Игла при этом проходит над нитью. Повторяйте вышеописанные операции. Последнюю петлю ряда зафиксируйте стежком на изнанке.

Таким образом появляется красивый бордюр.
Этим швом можно обметывать края, закреплять аппликации или сшивать открытые срезы. Если стежки прокладывать очень плотно, то вы получите петельный шов.

Тамбурный шов

Нить вывести с изнанки на лицо, уложить петлей и зафиксировать одним пальцем. Ввести иглу в то место, откуда она была выведена и вывести посередине петли. При выведении иглы нить должна находиться под иглой.




Повторите стежок, описанный на предыдущем рисунке, при этом вводите иглу внутри первой петли. Нить не натягивайте слишком туго. Петли должны быть одинаковой длины.

В конце ряда выведите иглу внутри последней петли, затем зафиксируйте нить. Для этого сразу же под последней петлей вновь введите иглу в ткань и вытяните нить.
Это великолепный шов для выполнения спиралей, монограмм, орнаментов и бордюров.

Шов «елочкой»

Сначала выведите иглу слева на лицо, затем сделайте длинный диагональный стежок вверх направо. Теперь перекрестите этот стежок с коротким диагональным стежком в противоположном направлении. Выведите иглу точно в первом месте вывода.


Повторяйте операции, как описано под предыдущей фотографией. Второй ряд стежков выполняется вниз, справа плотно примыкая к первому ряду. Вышивайте этот второй ряд в зеркальном изображении по отношению к первому.


Рисунок вышивки создает изысканный ребристый эффект, который идеально подходит для заполнения внутренних частей мотивов.
Совет: поэкспериментируйте с различными цветовыми оттенками вышивки.

Шов «вперед иголку»

Это очень популярный шов, который выглядит одинаково как с лица, так и с изнанки.
Первый ряд выполняется справа налево. Для этого выведите иглу и слева введите в ткань, затем снова слева выведите… Очень важно следить за одинаковой длиной стежков.


В конце ряда отступите назад и заполняйте пустые промежутки между стежками. При вводе и выводе иглы из ткани держите иглу наискосок, как показано на фото, и протягивайте ее через ткань.

Двойной шов «вперед иголку» (называемый также сметочным и штопальным швом) образует четкий контур. С помощью этого шва можно «прочертить» четкую линию. Он подходит для простегивания или для выполнения различных линейных узоров и орнаментов, внутренние участки которых можно заполнить плоской гладью (см. дальше).

Плоская гладь (в один или несколько рядов)

Плоскую гладь можно выполнять без «обрамления» контурным швом. Но благодаря контуру вышивка плоской гладью становится более пластичной.
Участки заполняются прямыми стежками, выполняемыми наискосок сверху вниз. Стежки ложатся так плотно друг к другу, чтобы сквозь них не просвечивала ткань.

Для овладения искусством вышивания предлагаем Вам ознакомиться видами стежков.

1. Счетный крест – это наиболее часто используемый в вышивании стежок. Его название подразумевает, что в процессе вышивания необходимо подсчитывать количество вышитых крестиков сверяясь все время со схемой, по которой Вы вышиваете.

Если Вы вышиваете по канве Аида, то четыре дырочки, образующие квадрат – это один счетный крестик. Начинайте вышивать из нижнего левого угла в верхний правый — это будет первый стежок. Второй стежок ведется из нижнего правого угла в верхний левый (Рис. 1).

При выполнении ряда счетных крестиков нужно сначала вышить наклонные стежки слева на право, а затем вернуться. Т.о. ряд вышивается в два этапа, главное соблюдать одинаковый наклон стежков (Рис. 2 и Рис. 3).


2. Неполный крест ¾ – это крест, который может выполняться двумя или несколькими цветами, а также не иметь одной из вышитых сторон. Этот крест покрывает половину поверхности, занимаемой при вышивке счетным крестом.

При выполнении неполного креста одним цветом с «гладкой стороной» необходимо второй стежок закончить ровно посередине полноразмерного первого стежка. Следите, чтобы иголка ровно раздвинула переплетение канвы, иначе стежок получится неаккуратным (Рис. 4).


Неполный крест в два цвета называется двойной крест ¾. Такой крест покроет всю поверхность, заполненную при вышивании счетного креста, только будет иметь в себе два цвета. Для его исполнения необходимо вышить два неполных креста ¾ спиной друг к другу. При этом половинные стежки имеют общую центральную точку прокола канвы (Рис. 5)


3. Шов «назад иголку» – этот стежок применяется при наличии в схеме обводного стежка. Другое его название – бэкстич (от.анг. back — назад).

При выполнении данного стежка необходимо вывести иглу на лицевую сторону канвы и сделать стежок назад. Затем снова выведите иглу на лицевой стороне канвы на расстоянии одного стежка от начальной точки первого стежка и вернитесь назад (Рис. 6).


4. Полукрест – это незаконченный вид ряда, выполняемого счетным крестом.
Вышивайте этот стежок слева направо. Сделайте ряд из диагональный стежков (Рис. 7).


5. Китайский крест – это разновидность прямого креста. Шов состоит прямоугольных блоков, каждый их который представляет собой один длинный горизонтальный стежок и два коротких вертикальных. Блоки вышивают наполовину смещенными вниз, а затем вверх, для образования волнистой линии.
При вышивании на канве Аида горизонтальный стежок перекрывает 6 переплетений ткани (Рис. 8).


Вертикальные стежки перекрывают 4 переплетения ткани (Рис.9).


После первого вертикально стежка сделайте второй вертикальный стежок. Для этого выведите иглу через два переплетения относительно первого вертикального стежка. По окончании выведите иглу в основании первого вертикального стежка. В результате этого один китайский крест вышит (Рис. 10).


Второй и последующие китайские кресты выполняются наполовину смещенными вниз и вверх поочередно. При этом образуется видимая волнистая линия (Рис. 11).


6. Шов «Козлик» — это тонкая зигзагообразная линия. Чтобы эффект перекрещенных нитей был более заметным, выполняйте стежки ближе друг к другу.

Для начала шва выведите нитку на лицевую сторону канвы из точки 1. Сделайте стежок вправо, прокалывая ткань в точке 2. Через одно переплетение влево снова выведите иглу на лицевую сторону в точке 3 (Рис. 12).


Для завершения первого креста, сделайте наклонный стежок вправо по направлению к низу, прокалывая канву в точке 4. Выведите иглу на лицевую сторону через одно переплетение влево из точки 1 (Рис. 13). Точка 1 является начальной для выполнения второго крестика шва «Козлик».


Продолжайте выполнение шва «Козлик». Следите, чтобы дина стежков была одинаковой, а расстояние между ними равномерным (Рис. 14).


7. Шов «Двойной козлик» — состоит из двух рядов простого шва «Козлик», выполненных один поверх другого. При выполнении этого шва можно использовать нитки двух цветов.

Сначала выполните ряд простым швом «Козлик». Затем ниткой другого цвета выполните еще один ряд простого шва «Козлик» только со смещение вправо. Располагайте нитку так, чтобы закрыть промежутки между стежками первого ряда (Рис. 15).


8. Звездочка – это вышитый знак «плюс» с наложением на него вышитого счетного креста. Этот шов может выполняться нескольким цветами.

Для начала выполните большой прямой крест (знак «плюс») на четыре переплетения канвы. Затем поверх выполните обычный счетный крест. Оба креста должны быть одинакового размера (Рис. 16).


Сверху выполненных крестов сделайте еще один маленький счетный крест, чтобы закрепить два нижних больших креста (Рис. 17).


Для выполнения «звездочки» разными нитями, выполняйте предыдущие три шага с заменой нитки на другой цвет (Рис. 18).


9. Рисовые кресты – это большой счетный крест, имеющий на концах как бы по еще одному, но маленькому счетному кресту.

Выполните счетный крест, а затем на каждом конце сделайте по маленькому диагональному стежку (Рис. 19). Продолжайте ряд из рисовых крестов учитывая, что расстояние между крестами должно равняться длине одного креста.


Следующий ряд рисовых крестов выполняйте в обратном направлении со смещением, относительно предыдущего ряда (Рис. 20).


10. «Кирпичики» и счетные кресты – это чередование блоков из четырех горизонтальных стежков и большого счетного креста, вышиваемых вертикально (Рис. 21).


Выполняйте второй ряд в противоположном направлении, располагая блоки из стежков и счетные кресты в шахматном порядке, относительно предыдущего ряда (Рис. 22).


11. Шахматные кресты – это квадратные блоки из четырех вертикальных стежков с крестом поверх них. Данный вид крестика может выполняться двумя цветами.

Для начала выполните ряд квадратных блоков, состоящих из четырех вертикальных стежков (Рис. 23).


Затем выполните второй ряд из вертикальных стежков в обратном направлении. Располагайте последующие блоки под промежутками между блоками первого ряда для создания эффекта шахматного поля (Рис. 24).


Нитью другого цвета выполняйте поверх каждого квадратного блока из прямых стежков крест, закрепляя его в центре коротким вертикальным стежком (Рис. 25).


12. Зигзагообразный бордюр – это наиболее простой из бордюрных швов. Каждый ряд выполняется в два этапа, формируя тонкий геометрический узор.

Для начала сделайте короткий вертикальный стежок, выведя иглу из точки, в которой она была выведена первоначально (Рис. 26).


Затем сделайте диагональный стежок, вкалывая иглу в верхнюю линию ряда немного левее от предыдущего стежка. Продолжайте бордюр насколько необходимо, чередуя вертикальные и диагональные стежки (Рис. 27).


Дойдя до конца ряда, вышивайте слева направо, выполняя одинаковые вертикальные и горизонтальные стежки, вводя иглу в канву через те же отверстия, через которые были выполнены стежки первого ряда (Рис. 28).


13. Французский узелок – это маленькие узелки округлой формы, выступающие над поверхностью канвы. Они используются как по одиночке (например — глаза), так и группами (например — тычинки).

Выведите нить на лицевую сторону канвы. Одной рукой натяните нить по направлению стрелки и дважды закрутите ее вокруг иглы (Рис. 29).


Осторожно вытяните иглу, затягивая витки. Не затягивайте слишком туго, иначе трудно будет вытянуть иглу при выполнении следующего шага (Рис. 30).


Продолжая натягивать нить одной рукой, вколите нить в канву очень близко от точки ее начального выхода. Вытяните иголку на изнаночную сторону. На лицевой стороне останется французский узелок (Рис. 31).

Вышивать гладью — значит делать ровные стежки, вплотную прилегающие к друг другу. На первый взгляд нет ничего трудного в вышивке гладью, но на самом деле нужна практика что бы освоить стежки и научится выполнять их качественно. Существует большое разнообразие видов швов применяемых при вышивке гладью. Давайте поподробней ознакомимся с ними.

Владимирский шов (“верхошов”) . Этот шов выполняется на платных тканях — льне, сукне, шерсти. Шов выполняется в 6-8 ниток мулине. В начале нить крепят в нижней части обшиваемого контура (на рисунках А-Г контур узоров изображен пунктиром). После того как нитка закреплена, необходимо сделать первый небольшой стежок поверх контура и затянуть нитку до образования гладьевого стежка. Все остальные стежки необходимо выполнять так, что бы они лежали плотно друг к другу и не было видно просветов. Стежки выполняются на небольшом расстоянии друг от друга.Направление стежков выбирают в зависимости от схемы и формы узора. На лицевой стороне стежки выполнять от центра контура к краю, как показано на рисунках А-Г. С изнаночной стороны это будут ряды мелких стежков в виде пунктира по краю узора. При вышивке цветка таким швом, стежки выполняются от центра к краю (рисунок В), а листики — от края к центру (рисунок Б). Также стежки можно выполнять от центра узора к краю. Если внутри узора остается незаполненная поверхность, она заполняется стежками разных видов, все зависит от схемы узора.

Шов «шнурок» и «Выпуклый» шнурок. Эти швы выполняют в 2 – 3 приёма. Сначала прошивают по линии рисунка швом «вперёд иголку», потом меняют цвет нитки, закрепляют её у начала строчки и поддевают иглой под каждый стежок, не задевая ткань. Если прошить параллельно друг другу швом «вперёд иголку», расположив один стежок над другим, затем поддев иглой и протянув нитку сразу под двумя стежками, то сверху и снизу образуются дуги (рисунок 1). Если иглу с ниткой провести змейкой, поддевая стежок то снизу вверх, то сверху вниз, получается шов с перевивом, а когда иглу двигать спирально и поддерживать стежки, то получается новый шов (рисунок 2). Если этот шов ещё раз уложить ниткой в другом направлении (в обратную сторону), получается выпуклый шнурок, который очень подходит для вышивания контурных рисунков.

Следующий шов применяемый в вышивке гладью это Двусторонняя строчка . Этот шов выполняется стежками «вперед иголку» одинаковой длинны. Стежки вышивать наискосок рядами вперед-назад в четыре хода. Пройдя наискосок первый ряд, заполняют стежками оставшиеся при первом ходе промежутки. При выполнении двусторонней строчки у четырех стежков, расходящихся в разные стороны, должно быть одно общее отверстие. Выполняя стежки нужно следить за их последовательностью: нельзя выполнять наклонные и двойные стежки ни с лицевой ни с изнаночной стороны. Ведь этот вид стежков применяется при вышивании изделий, у которых на виду обе стороны. Двусторонняя строчка хорошо сочетается с крестиком и мережками.

Навивной шов («спираль «рококо») . На выходящий на лицевую сторону конец иглы навивают 10-15 витков нитки (чем больше витков, тем эффектнее смотрится спираль). Затем протягивают иглу через спираль и выводят иголку на изнаночную сторону. Причем, чем ближе место ввода иголки на изнанку от места, где была выведена иголка на лицевую сторону, тем больше будет изогнута спираль. При выполнении спирали рококо иголку лучше брать тонкую и длинную, чтобы иголка свободно проходила через накрученные на нее витки нитки. Более подробно узнать об этом виде шва используемого при вышивке, Вы можете в .

Почтовый шов. Этот шов часто применяется при вышивании цветов и листьев. Выполняется этот шов следующим образом: в точке А (вершина нового листочка) иголку выводят на изнанку, оставляя ушко на лицевой стороне, кончик иголки выводят на лицевую сторону в точке Б. Ушко иголки нужно придерживают большим пальцем левой руки, а правой рукой навивают на кончик иглы нитку. Нужно сделать столько витков нитки на иголку, чтобы в результате получился целый листочек. Далее большим пальцем левой руки придерживают навитую на иголку нить, через которую продевается иголка с ниткой. Кончик иголки проводят к вершине листочка (точка А), и выводят на изнанку. Остальные листочки вышивать аналогично. Выполнение этого шва показано на рисунке.

Следующий шов, предназначенный для вышивки гладью называется Румынский шов. Этот шов получается из длинных стежков (на рисунке стежок 1-2), прикрепленных к ткани посередине с помощью коротких стежков (на рисунке стежки 3-4). Стежки можно вышивать слева направо или поворачивая. Последовательность выполнения стежков показана на рисунке. Используется для вышивания контуров и заполнения поверхностей.

Стебельчатый шов. При выполнении этого шва стежки ложатся слева направо. Выполняя каждый новый стежок иголку с ниткой следует выводить на лицевую сторону, отступов примерно половину длины предыдущего стежка. На изнанке должен получится шов напоминающий «строчку». Таким швом обычно выполняются стебельки и жилки листьев, цветов, так же обшивается контур узора. Так же стебельчатым швом можно заполнить всю поверхность узора, если это предусмотрено схемой вышивки, меняя угол наклона.

Тамбурный шов (цепочка) и с навивкой. Тамбурный шов имеет много разновидностей. Название его происходит от специальных круглых пялец «тамбур», которые использовались при вышивании больших изделий, например ковров и покрывал. В данном разделе мы рассмотрим пример тамбурного шва «цепочка». Этот вид шва применяемого в вышивке гладью можно выполнять как на пяльцах, так и без них. В готовом виде представляет собой непрерывный ряд петель, в котором каждая последующая петля выходит из середины предыдущей. Стежки выполняются движением иглы к себе. Для начала закрепите нить с изнанки. Затем на лицевой стороне сделайте петлю. Не забывайте, что каждую новую петлю необходимо выполнять из середины предыдущей. При выполнении петли иголка с ниткой должна находится над этой петлей. Таким образом образуется ряд. Тамбурный шов с навивкой. Это одна из разновидностей тамбурного шва. В начале выполняется обычный тамбурный шов, как описано выше. Затем выполненный ряд «обвивают» , не захватывая ткань, через каждую петлю нитью такого же или другого цвета. Готовый шов похож на шнур. Стежками тамбурного шва можно вышивать цветы, листья, стебли растений, так же его можно использовать в сочетании с другими швами.

«Французский» узелок. Маленький декоративный стежок, который используется не только в вышивкегладью, но и в вышивке крестом. Выполняется этот стежок как с одним навивом нитки на иголку, так и с несколькими. В начале работы необходимо закрепить нить на изнанке вышивки. Затем вывести иголку на лицевую сторону в точке будущего узелка. Далее на иголку нужно навить несколько витков нити. Навивая нить следите за тем, чтобы острие иголки было направленно к ткани, и навивайте нитку по часовой стрелке. Затем необходимо вывести иголку на изнанку, отступив от точки ввода на 1-2 нити ткани. Сдвинув аккуратно навивы протянуть нить на изнаночную сторону. Получившийся узелок не сможет проскочить на изнаночную сторону.

Шов “вперед иголку”. Этот шов применяется не только в вышивке гладью, но и в шитье для сметывания различных частей изделия. Шов «вперед иголку» необходим в вышивании. С его помощью можно вышить цветы и листья по контуру, украсить одежду зашив всю площадь рисунка. Шов представляет собой ряд стежков и пропусков между стежками одинаковой длинны. Выполнять его очень просто. Иголка должна всегда находится впереди выполненных стежков. Длинна стежка и расстояние между стежками зависят от назначения шва. Чем мельче стежки, тем прочнее шов.Меняя длину стежка, расстояние между стежками, расположение стежков, выполнение стежков нитями разного цвета можно создать множество вариантов шва.

Шов «елочка». Этот вид шва применяемый при вышивке гладью рекомендуется выполнять толстыми нитками. При вышивании швом «елочка» лучше использовать ровно тканное полотно. Применяется этот шов при вышивке отделки одежды и предметов интерьера. На рисунке цифрами обозначен порядок выполнения шва. Более подробно о технике выполнения шва «елочка» , и других свободных швов вы можете прочитать в .

Шов “назад иголку” выполняется справа налево. Техника выполнения этого шва такая: движением иглы справа налево делают стежок и пропуск одной длины. Для выполнения второго стежка нитку укладывают слева направо. Иглу вводят в ту точку, где кончается первый стежок, а выводят на лицевую сторону левее второго стяжка. Выполняя третий и все последующие стежки, иглу вводят в ту точку, где кончается предыдущий стежок. Все стежки шва «назад иголку» должны быть одинаковой длины. Этот шов применяется не только при вышивке гладью, но и в качестве декоративного шва при вышивке крестом и соединительного шва при шитье.

Шов “петля вприкреп”. Этот шов является одной из разновидностью тамбурного шва, применяемого при вышивке гладью. Шов выполняется в два приема. Вначале делается петля как в тамбурном шве, а затем закрепляют ее стежком «вперед иголку». При этом иголку выводят на расстоянии, нужном для образования следующего стежка. Закреплять петли можно двумя и тремя стежками. при закрепке петли двумя стежками, рабочую нить не затягивают сильно, и делают сначала один, а потом второй прекрепительный стежок. петлю свободной нити делают еще свободней, когда делают три прикрепа: сначала средний, а потом крайние. Петли можно располагать по кругу и с наклоном. Группирование отдельных петель в розетки позволяет делать красивые узоры.

Еще одной разновидностью швов, применяемых при вышивке гладью, является шов «петельный» . Этот шов выполняется слева на право, сверху вниз. Нить выводят на лицевую сторону в нижней точке шва, затем делают стежок иголкой в направлении сверху вниз, при этом нить должна оставаться по иголкой, затягивают рабочую нить до образования петли (рис. а). На рисунке б) стежки шва расположены на некотором расстоянии друг от друга. Стежки «петельного» шва могут так же располагаться и очень плотно друг к другу. В этом случае, чтобы край получился более рельефным и прочным, можно выполнить его по заранее проложенному настилу (рис. б). Кроме того стежки могут быть разной длинны и лежать в разном направлении (рис в, г).


Шов «рыбка» . Этот шов состоит из двух стежков, из которых один выполняется влево, а другой вправо. Затем выполняют вертикальные короткие стежки, которые образуют почти вертикальную жилку. Этот шов особенно хорошо подходит для заполнения листьев. Похож на шов «елочка».

Шов «строчка». Этот шов используется как декоративный не только в вышивке гладью, но и в вышивке крестиком. Так же он служит соединительным швом при шитье изделий. Шов «строчка» похож на шов «назад иголку» стой лишь разницей, что в этом шве на лицевой стороне нет промежутков между стежками. Готовый ряд представляет собой плотно прилегающие стежки, напоминает машинную строчку. Шов выполняется справа налево маленькими стежками одинаковой длинны.

Шов “узкий гладьевой валик” . Шов выполняется в 2 приема: сначала швом «вперед иголку» справа налево нужно наметить линию гладьевого валика (она может быть как прямой, так и криволинейной), а затем в направлении слева направо укладывать мелкие и частые вертикальные либо наклонные стежки одинаковой длины. Таким же методом выполняется широкий гладьевой валик, разница лишь в том, что швом вперед иголку намечается не одна, а несколько параллельных линий, поверх которых укладываются стежки валика. Этим швом можно выполнять тонкие линии рисунка вышивки (он получается прочным и красивым), а также отделывать край изделия.

Видов швом применяемых при вышивке гладью достаточно много и сочетая их между собой можно получать необыкновенно красивые и замысловатые узоры.