Сватовство у армян традиции. Как проходит свадьба у армян: традиции и обычаи. Удивительные армянские свадебные традиции и обычаи

Хотите сэкономить? Тогда к нам, сюда!
Выберите свой возможный бюджет и получите скидку и бронируйте на выбор пять отдельных залов!
Рядом с метро и своя парковка! Есть вариант все включено за 2000 р с напитками едой и алкоголем и сервисным сбором!

Спланировать бюджет поможет
наш калькулятор:

Делаете заказ на сумму:

Оплачиваете в кассу всего:

Армянский народ гордится и почитает свои вековые традиции. Эта нация следует обычаям и догмам как общенародных праздников, так и семейных торжеств. Рождение наследника, создание новой семьи или проводы в последний путь родственника проходят в соответствии с национальными обрядами. Такое поклонение традициям говорит о сохранении наследия своей культуры и аутентичности.

Армянская свадьба - это яркое самобытное зрелище, наполненное радостью и счастьем от создания новой армянской семьи. Благоговейное отношение к своему роду, главе семейства, женщине, как хранительнице очага, течет в жилах этого эмоционального народа.

Все же стоит отметить, что многие обряды и традиции претерпели существенное изменение от своих обрядов-прародителей. Некоторые обычаи остались жить только в исторической армянской литературе. Но есть такие, которые неукоснительно соблюдаются и в настоящее время.

Свадебное торжество - это последняя ступень для молодоженов перед вступлением в совместную семейную жизнь. До свадьбы проводится несколько обычаев, которые и приводят к бракосочетанию. Это сватовство, обручение и само свадебное событие.

Сватовство на армянской свадьбе

В прошлые времена выбором будущей жены для своего сына занималась мать. Именно она подбирала наиболее подходящую кандидатуру. И внешний вид невесты имел второстепенное значение. Главными критериями, по которым мать останавливала свой выбор на той или иной девушке, были здоровье, трудолюбие и невинность. В сегодняшнем мире эта традиция устарела, жених сам выбирает себе невесту. Неизменным осталось то, что выбирают невесту, а не жениха.

В древности родители жениха и невесты договаривались о будущем бракосочетании, когда те были еще детьми. Девочек выдавали замуж в раннем возрасте, примерно в двенадцать лет. Если же девушка засиживалась в девках лет до семнадцати, то это считалось позором для семьи невесты. Сейчас этот обычай утратил свою актуальность.

В настоящее время сваты к будущей невесте происходят тогда, когда молодые люди сами сделали свой выбор. Самая опытная и сведущая в свадебных приготовлениях родственница назначается свахой - миджнорд кин. К ней обращаются родители жениха, чтобы заручиться согласием родителей невесты. После этого засылают сватов, главным среди которых является кавор - крестный отец жениха и самый почитаемый родственник. Сватами могут быть исключительно мужчины. Придя в дом родителей невесты, они начинают иносказательными выражениями предлагать засватать их дочь за жениха. По традиции, глава семейства в первый раз отказывает пришедшим. Если бы отец согласился сразу, то это означало, что у его дочери есть какие-то недостатки, поэтому он поскорее хочет избавиться от нее. Как правило, хозяин дома соглашается на третий раз. Получив положительный ответ, стороны договариваются о дне помолвки.

Обручение

Обряд помолвки в армянской культуре называется ншанадрутюн. В назначенный день обручения гости со стороны жениха собираются в его родительском доме. После небольшого застолья все отправляются вместе с подарками для будущей невесты и корзинами, наполненными фруктами, сладостями и вином, к дому ее родителей. Подъехав к дому возлюбленной жениха, гости поднимают корзины с угощением над головами и таким образом переступают порог дома. Родные невесты ждут гостей с накрытым столом.

По современному обычаю стол накрывается за счет родителей невесты, указывая на то, что они состоятельные люди. Невеста остается в отдельной комнате и ждет кавора, который выведет ее к жениху. С появлением своей возлюбленной жених надевает ей кольцо на палец. Мать жениха дарит ей золотое украшение, а родственники вручают свои подарки. Это свидетельствует о том, что обручение свершилось.

Родственники с обеих сторон желают будущим мужу и жене счастливой семейной жизни. В этот же день назначается дата бракосочетания. Армянский народ всегда серьезно подходил к выбору невесты и обряду обручения. У них не принято его отменять. Если это произошло, то такие семьи считаются опороченными. В настоящее время к разрыву помолвки относятся достаточно мягко.

Свадьба

С момента обручения начинается подготовительный этап свадьбы. Выбирается банкетный зал, приглашаются музыканты, назначается из числа родственников тамада. В день бракосочетания жених со своими братьями и друзьями прибывает за своей будущей женой. Пройдя различные веселые конкурсы, он вручает свадебную корзину со сладостями, вином и фруктами матери невесты. Стоит сказать, что подвенечное платье невесте выбирает и покупает семья жениха.

Невеста в обрядовом танце узундара расстается со своим незамужним положением. Словно лебедь, она плывет по паркету, нежные движения рук подчеркивают ее женственность и хрупкость. Исполняет его невеста как сольно, так и со своими подругами. По окончании танца отец семейства вручает руку любимой дочери жениху, показывая тем самым, что он с благословением отдает ее будущему мужу. После этого вся процессия едет в ЗАГС сочетаться браком.

Танец “узундара” может исполняться на обручении, в свадебный день перед регистрацией или после венчания. Если это происходит после того, как супруги заключили брачный союз перед Господом, танцующую невесту окружают мужчины. Каждый, пританцовывая, пытается «отобрать» новобрачную у мужа. В знак того, что невеста не поддалась на уговоры и сохранила верность супругу, мужчины одаривают ее монетами.

По армянским традициям, молодые должны пройти таинство венчания в христианской церкви. Среди армян редко встречаются браки между мужчиной и женщиной мусульманского и христианского вероисповедания. Священник, который проводит церемонию венчания, повязывает на руки или шею молодым красно-зеленый, переплетенный между собой шнур под названием нарот и запечатывает воском от своей свечи. Этот интересный обряд символизирует единение пары. Снять его может только священнослужитель. До этого момента молодожены не могут провести вместе брачную ночь. На церемонии венчания жених надевает обручальное кольцо на палец невесте. После этого счастливые молодожены и гости отправляются отмечать свадебное торжество.

На праздновании тамада произносит поздравительное слово вначале родителям жениха, а потом родителям невесты. Затем поздравляют молодоженов гости, начиная со старшего поколения и заканчивая младшим. После идет черед вручения подарков. Гулянья на современной армянской свадьбе длятся один-два дня, а не неделю, как в старину. Банкетные столы серверуются национальными армянскими блюдами. Щедрая нация не скупится на угощения. Столы ломятся от шашлыка, хашламы, кяты, саджа, пахлавы, гаты и других блюд, вино льется рекой.

Когда молодые входят в банкетный зал, их встречает мать жениха и угощает медом для сладкой и долгой семейной жизни. Плечи покрывает лавашом, символом процветания. На следующий день после банкета гости угощаются наваристым хашем.

Армянская свадьба - яркое, красочное действо. Родственники и гости молодых желают им долгой и счастливой семейной жизни. Свадебное армянское торжество навсегда останется в памяти.

Армяне всегда верили в приметы и суеверия. Многие из них дошли до наших дней еще с дохристианских времен, некоторые из них появились позже. Торжество бракосочетания не исключение, на армянских свадьбах наблюдается целый ряд действий, примет и суеверий, пришедших к нам из прошлого.

1. Дождь или снег в день свадьбы к счастью (погода радуется событию).

2. Если накануне свадьбы в доме чихнет кот или собака - невеста будет счастлива в замужестве.

3. Длинное платье невесты - длинная супружеская жизнь.

4. После того, как невеста одела свадебное платье, жена кавора (крестного) крутит фату над ее головой 7 раз, чтобы жизнь у новой семьи была счастливой.

5. До свадебной церемонии жених не должен видеть невесту в свадебном платье.

6. Перед тем как жених заберет невесту из отчего дома, мужчина (из братьев невесты) у дверей, с кинжалом в руках просит за неё выкуп. Чем дороже выкуп, тем счастливее жизнь новобрачных.

7. Закрытая обувь невесты к счастью в доме.

8. Жениться с родительскими кольцами - повторить их семейные отношения.

9. Кольцо невесте и жениху нужно надевать до основания пальца, чтобы любовь в семье была крепкой.

10. В отличии от других народов, армяне носят обручальные кольца на безымянном пальце левой руке. Считается что вена (или нерв) безымянного пальца ведёт прямо в сердце, как символ вечной любви.

11. Во время венчания, если свечи молодых горят ровно и плавно, семейная жизнь будет спокойной.

12. Куклы на капоте машины - защита молодоженов от дурного сглаза.

13. Чтобы у семьи был достаток в доме, перед входом домой свекровь кладет на плечи жениха и невесты по целому лавашу.

14. После венчания свадебный кортеж должен направиться по другой дороге, чтобы молодожены не возвращались к своей прежней жизни.

15. Кто первым переступит порог дома, тот и будет лидировать в семье.

16. На пороге дома жених и невеста разбивают тарелки и переступают через её осколки. Разбитые осколки - длинная супружеская жизнь без ссор.


17. На свадьбу не дарят часы и режущие столовые приборы, чтобы не сократить век семейной жизни и не поссорить новобрачных.

18. На пороге дома мать жениха угощает новобрачных мёдом, чтобы их жизнь была такой же сладкой.

19. Во время свадебного торжества на колени невесты сажают мальчика, чтобы первенец в семье был мужского пола.

20. В течении праздника, жених и невеста раздают гостям свадебные таросы (տարոս), которые принесут благополучие другим семьям, а незамужним и неженатым предзнаменуют скорую свадьбу.

21. Девушка, поймавшая букет невесты, вскоре выйдет замуж.


На сайте "Среда обитания" увидел про армянские свадебные традиции и решил выставить здесь. Автор Альберт Габриелян - молодой талант из армянского города Иджеван.

Очень интересные обычаи... некоторые дошли до наших времён, некоторые видоизменились, но, всё-равно, очень интересно прочитать, посмотреть рисунки, сделанные Альбертом.

В некоторых регионах жениху, в случае, если он оставался на ночь, даже разрешалось ложиться рядом с невестой, но условие не прикасаться к ней оставалось незыблемым. В отличие от матери, любой уважающий себя отец семейства, узнав о том, что юноша пытался проникнуть в его дом до свадьбы, должен был метать громы и молнии. Впрочем, иногда отец невесты, который хорошо помнил себя в подобной ситуации, мог сделать вид, что не заметил, как будущий зять лез в окно или в ердык (отверстие в потолке, выполняющее в сельском доме функцию дымохода и источника света) и знать ничего не знает. За помолвкой следовало обручение (ншандрек - буквально «поставить метку») - мини-свадьба, которая проходила в доме девушки. Сторона жениха обязательно приносила подарок невесте. Кстати, дарить на обручение бриллиантовое кольцо стало принято лишь со второй половины XX века.

Гости клали в сито сладости, сухофрукты, орехи. Полакомиться ими можно было, когда вся мука просеивалась. В некоторых регионах просеивала муку попадья, притом молча и непременно с закрытым лицом, чтобы невеста была немногословна и… чтобы не сошла с ума. В народе считалось, что связь с умными образованными людьми (а ими в селе считались поп с попадьей) защищает от внезапного безумия. В других регионах Армении просеиванием муки занимались исключительно женщины, при этом непременно соблюдали субординацию. Первой к этой важной процедуре приступала самая старшая из женщин, затем посаженая мать (кавор-кин), а после остальные дамы. Солили и месили тесто в той же очередности.

4. Заключение договора между отцами жениха и невесты полагалось провести еще до помолвки. В некоторых районах Армении, например, Шираке и Алашкерте, его обставляли весьма своеобразно - главы семейства делили лаваш. При этом, как правило, присутствовал священник, который становился между мужчинами, и те начинали тянуть свернутый свистком лаваш за края.

Совершение этого обряда было равносильно подписи под брачным контрактом, поскольку означало, что отныне у них общий хлеб. А к хлебу, как известно, предки наши относились с благоговением.

В селениях Армении шордзевек бытовал еще в 60-е - начале 70-х годов прошлого века. Позднее, когда свадебное платье стали покупать в магазине, а иногда даже брать напрокат, этот обряд постепенно исчез.

Обряд жертвоприношения производили обязательно в пятницу. В советские годы стало принято заранее покупать теленка (бычка), скажем, когда сын уходил служить в армию, и откармливать его до свадьбы юноши. Причем бычка всячески обхаживали, осознавая, что он ритуальный, и если он болел, то очень переживали, поскольку связывали все, что с ним происходило, с судьбой сына.

В доме кавора также совершали ритуал одевания жениха и параллельно украшали свадебное дерево (арсаники цар), сооружавшееся, как правило, из веток ивы. Каждый предмет одежды торжественно анонсировали, причем сильно преувеличивая его достоинства: «А вот чуха, купленная в Тифлисе, скроенная в Париже, сшитая в Бомбее!» Надев очередной предмет одежды на жениха, вокруг него проделывали танцевальный круг. Потом украшали один ярус свадебного дерева и совершали танцевальный круг вокруг него. Арсаники цар символизировало плодородие, его традиционно украшали сладостями и фруктами — яблоками, гранатами, орехами, изюмом, а вершину увенчивали свечами. На современной армянской свадьбе похожим образом — деньгами и конфетами — украшают меч, который держит азаббаши. В прежние времена азаббаши выполнял функцию телохранителя и должен был оберегать молодых: в одной руке у него была сабля, а в другой — свадебное дерево.

Родители невесты должны были наградить молодца ценным подарком. Агвесом назначали наиболее ловкого юношу, а чтобы его можно было распознать, к его одежде прикрепляли настоящий лисий хвост. Считалось, что подобно тому, как Лис крадет птицу, жених крадет невесту. На обратном пути, когда ехали уже с невестой в дом жениха, Лис снова должен был опередить всех — первым прийти к матери жениха и известить ее, что едут молодые. За это его награждали вторично. В советские времена Агвес трансформировался в молодого человека с курицей в руках, ехавшего в машине, капот которой был украшен лисьим мехом.

10.У частники свадебного шествия по пути в церковь пели песни, плясали и, дабы отогнать злых духов, стреляли в воздух. Впереди процессии шли музыканты, позади них — жених в сопровождении кавора и азаббаши, за ними вели невесту. Подруга или брат невесты несли за женихом подол его одеяния, держа его у груди невесты, и никто не должен был проходить между женихом и невестой, чтобы не прервать связь между ними.

В церкви священник проводил обряд венчания и повязывал жениху и невесте на шею, руку или лоб нарот — переплетенные красную и зеленую нити, иногда с крестом — и скреплял концы воском. Домой из церкви шли по другой дороге, чтобы обмануть злых духов. По пути родственники новобрачных выносили на улицу подносы, а то и накрывали столы и дарили молодоженам подарки. Через 3 или 7 дней после венчания (в зависимости от региона) проводился ритуал тагверац (снятие венца): священник приходил в дом молодоженов, ставил невесту с женихом на колени друг против друга, так, чтобы их головы соприкасались, читал молитвы и снимал с них нарот. Одновременно разрезали красно-зеленые ленточки на свадебном дереве и снимали с него все фрукты и сладости. Только после этого молодые могли взойти на брачное ложе.

Также пели шуточные песни-небылицы. К примеру, обращаясь к матери жениха, пели о том, что молодая невестка будет помогать свекрови убирать, готовить, вести хозяйство, а еще… будет ее бить. Сейчас эта ритуальная игра практически забыта, а если и проводится, то супруги имитируют борьбу, после чего жена целует мужа в щеку — поцеловавший считается победителем. Зато другая традиция, — когда мать жениха встречает новобрачных хлебом — покрывает им плечи лавашем, — сохранилась по сей день. А еще с крыши дома на молодых сыпали сладости, зерно, монеты, символизирующие благополучие и достаток.

Сначала с обеих сторон выбирали почтенных стариков с внушительным опытом по организации застолий, которые и должны были рассчитать, сколько понадобится еды и напитков. Причем родители жениха должны были выдать стороне невесты все, что требовалось для приготовления пиршества, не только во время свадьбы, но и обручения. Согласно сохранившимся записям, на среднестатистическое обручение уходило: 1 баран, 1 пуд пшена, 10 фунтов масла, 8 бутылок водки, 60—70 бутылок вина. А для самой свадьбы всего этого нужно было раза в 3—4 больше. Обеспечением же хорошего настроения гостей занимались тамада и музыканты.

Утром, после первой брачной ночи в знак констатации невинности невесты, ее матери посылают красные яблоки и бутылку коньяка, повязанную красной лентой. А в старину во время первой брачной ночи старшая замужняя подруга невесты или кухарка стояла за дверью, а после оповещала всех о том, что невеста была девственна, и получала за это подарки, а мужчины поднимались на крышу и стреляли в воздух, чтобы разгласить новость по всей округе.

Альберт Габриелян. "Cвадьба в с.Ванк". Нагорный Карабах.

Традиции и обычаи армянской свадьбы. Правила проведения сватовства и свадьбы у армян.

Множество народов славятся неизменным и многовековым соблюдением традиций и ритуалов, связанных не только с национальными праздниками, но и с такими «обычными» событиями, как рождение ребенка, свадьба или же похороны. Какие-то ритуалы и правила уже канули в лету, какие-то модернизировались, а какие-то остаются нетронутыми и неподвластными времени. Армянский народ славится беспрекословным соблюдением правил и традиций, вошедших в празднование важных событий еще во времена далеких предков. По мнению многих, армянская свадьба - кладезь традиций и ритуалов, «традиция в традициях».

Если кому-то до сих пор не посчастливилось побывать на этом красочном, ярком и запоминающемся событии, кинокартина «Моя большая армянская свадьба» передает все естество данного процесса. Так как фильм снят в комедийном жанре, то не стоит ждать от него точного воспроизведения торжества. Режиссер иронизирует на тему ярого желания родителей молодых людей, понравившихся друг другу, подобрать влюбленным более выгодные и подходящие, по мнению родителей, половинки.

Является волнительным событием не только для молодых, решивших связать себя узами брака, но и для их родителей, а так же для большинства родственников, приглашенных на торжество. Разумеется, никто из аксакалов не следит, чтобы все традиции были беспрекословно соблюдены, но более старшее поколение родственников невольно следит и обращает внимание на те обряды и ритуалы, которые «присутствовали» на свадьбе.

Следует отметить, что армянская свадьба лишена множества «диких» обрядов, которыми перенасыщены свадьбы других народов, разбросанных по всему миру. Свадьба у армян , наоборот, всегда считалась довольно «цивильной» и лишенной различных непонятных таинств. Так, например, для подтверждения невинности и непорочности невесты в дом родителей невесты отправлялся гонец с красным яблоком. Чтобы полностью в этом убедиться, давайте попробуем подробнее рассмотреть не только ныне действующие традиции, но и традиции-«законодатели», берущие свое начало в далеком прошлом.

Запреты на брак.

Предки армянского народа тщательно следили за соблюдением целого свода правил и обычаев, потому свадьба считалась долгожданной и давно запланированной. Так как издавна не только армяне, но и большинство других народов и национальностей, женили и выдавали замуж своих детей без их ведома, и решалось все это чуть ли не до рождения, то необходимо было учитывать все аспекты и нюансы.

Возраст. «Брачный» возраст в далеком прошлом был намного младше, чем сейчас. Потенциальные невесты едва успевали переступить порог детства. Если девушку не выдали замуж до 17 лет, то это считалось позором и родители невесты могли запросто поставить крест на своей дочери, так как в старину, по общепринятым меркам, такая девушка считалось уже старой девой. «Какая старая дева?»- скажете вы и будете абсолютно правы. В настоящее время нам это кажется странным, так как в 17 лет девушка только оканчивает школу, и начинает взрослую жизнь. То, что было нормой тогда, считается, по меньшей мере, странностью сейчас. Но давайте не будем забывать, что многие армянские девушки и в настоящее время выходят замуж, по европейским меркам, рано. Но есть один существенный плюс - в настоящее время, 17 лет считается ранним возрастом, а в старину уже поздним. Поэтому в прошлые века невесты выдавались замуж с 12 лет.

Тем не менее, только невесты выходили замуж, будучи еще детьми. Женихи же были мужчинами от 24 до 28 лет. Связано это было, прежде всего, с умением обеспечить свою будущую семью. Ставшая новомодной традиция родителям помогать своим детям после брака, в давние времена считалась позором для рода жениха. Женившись, молодой человек создавал свою семью, в которой только он считался главой и добытчиком. Приняв любую помощь от родственников, такой мужчина считался несостоявшимся и ни на что не способным.

Привычная разница в возрасте между женихом и невестой была в 5-10 лет.

Единственное сходство между традицией прошлого и настоящего времен, считается совершеннолетний возраст жениха.

Родство. Армянам запрещалось связывать себя узами брака не только с кровными родственниками (в некоторых деревнях рассматривался род вплоть до 7 колена), но и с приемными детьми семьи, с молочными братьями и сестрами, с детьми крестной или крестного. Тем самым поиск жениха и невесты осложнялся, круг потенциальных женихов и невест сужался. Это и стало причиной тому, что многие армяне договаривались о браках детей, задолго до их появления. Появилось такое понятие, как сговор.

В настоящее время действует только запрет на брак между кровными братьями и сестрами.

Вероисповедание. Запрещались браки между представителями православной церкви и католической. Также были запрещены браки между христианами и мусульманами. Такие союзы были неприемлемы и резко осуждались всеми, кто о таком союзе узнавал.

Сейчас нет таких остро стоящих запретов, но тем не менее, браки между православными армянами и мусульманами - редкость. Возможно, это связано с враждой, произошедшей сто лет назад и получившей название

Территория. В старину, многие представители армянского народа жили в селах и деревнях. Поэтому старались выбрать достойную пару для своего ребенка в том поселении, где жили.

В настоящее время данная традиция не сохранилась.

Статус. Богатые и зажиточные армяне, представители богатых родов подбирали «подходящую партию». Осуждались и были практически невозможны браки между представителями знатного рода и бедными, ничем не известными армянами.

Сейчас эта традиция также не сохранилась, из-за отсутствия классового деления общества.

Свадебный цикл.

Условно армянская свадьба считается не торжеством одного или нескольких дней, а целым циклом событий, предшествующих самому торжеству. Армянский свадебный цикл состоял из:

  • Добрачных приготовлений
  • Сватовство
  • Обручение
  • Торжество свадьбы
  • Переезда жены в дом мужа
  • Послесвадебных традиций

Со временем многие традиции и этапы были изменены или убраны вовсе, но неизменными остались сватовство, венчание и торжество свадьбы.

Последней традицией, покинувшей череду армянских свадебных ритуалов, стал сговор. Напомним, что в давние времена родители потенциальных молодоженов договаривались между собой о грядущем торжестве задолго до его свершения. После словесных обсуждений деталей торжества, семья жениха уплачивала некую денежную сумму семье невесты(выкуп). Со временем эта традиция претерпела некие изменения и в настоящее время от этого обычая сохранилась лишь малая часть - семья жениха одаривает невесту какими-либо ценными подарками(украшения, ценности).

Следует знать, что испокон веков выбирали именно невесту. Причем, выбор невесты возлагался на хрупкие женские плечи - на мать жениха. Она должна была оценить свою будущую невестку по таким критериям, как здоровье, женственность, умение вести хозяйство, трудолюбие. Нынешние свекрови очень бы хотели сохранить данную традицию, чтобы их сыновья были в надежных руках. Изучив многообразие форумов, именно утрата данной традиции расстраивает большинство армянских матерей.

После того, как мать жениха сделала свой выбор, она обязана была посоветоваться со своим мужем и со своим родным братом, а после и с родственниками. После соглашения и оповещения стороны невесты, обе стороны до обручения общались при помощи, так называемых, посредников (хнамахос).

Обручение (помолвка). В настоящее время процесс обручения сильно претерпел изменения, но некоторые армянские семьи стараются сохранить основы данного действа. Поэтому в заранее оговоренный день помолвки(день оговаривается родителями молодых совместно с ними), в доме жениха собираются все родственники. Центральными и самыми главными людьми на данном этапе являются родители жениха, сам жених и кавор - крестный отец жениха. Все приглашенные родственники должны принести подарок невесте (чаще всего это украшения). До 60-х годов 20 века в дом невесты в качестве подарка несли продукты, мясо, фрукты. В настоящее время это считается оскорблением для семьи невесты и обвинением в нищете.

После небольшого застолья в доме жениха, все родственники с подарками, а также со сладостями, фруктами и вином на подносах отправляются в дом невесты. Учитывая всех родственников и приглашенных музыкантов, процессия составляла от 20 человек. Раньше, так как все преимущественно находились в одном поселении, все собравшиеся отправлялись пешком, тем самым оповещая односельчан о предстоящем торжестве. Тем временем, в доме невесты ведутся последние приготовления - накрывается стол, невесту отводят в отдельную комнату. По прибытии стороны жениха в дом, все садятся за стол, пьют за будущую счастливую семейную жизнь молодых. Спустя некоторое время, жена кавора выводит невесту ко всем и усаживает ряд с женихом, после чего происходит процесс одаривания. И только после освещения священником всех даров, фруктов и вина, жених надевает кольцо невесте. Помолвка считается совершенной.

В настоящее время, данная традиция сохранилась частично и выглядит следующим образом. В доме жениха собираются все родственники на небольшой фуршет. Решив ехать в дом невесты, берутся заранее собранные корзины с фруктами, сладостями и вином. Обычай собирать большое количество украшений не сохранился. По прибытию к дому невесты, несущие корзины поднимают их над головой и заходят в дом, где всех ждут накрытый стол и родственники невесты. Нахождение невесты сразу в доме или же в отведенной комнате остается на усмотрение семьи невесты. Во время застолья произносятся тосты, поздравления. Обычно помолвочное кольцо уже на пальце невесты. Родители жениха дарят какое-либо украшение своей будущей невестке - это может быть кольцо, браслет или цепочка, но непременно из золота. После одаривания невесты, помолвка считается совершенной.

Ошибочно считается, что после помолвки жених и невеста не видятся. Безусловно, у некоторых народов Кавказа так заведено. У армянского народа присутствует такое понятие, как «свидание с обрученной» - так называется встреча жениха и невесты в присутствие одной из родственниц жениха. Происходит эта встреча в доме невесты.

В настоящее время, данная традиция не сохранилась, так как утратила свою актуальность.

Следует отметить, что к вопросу выбора невесты, помолвки и прочим обрядам относились чересчур ответственно, так как помолвку потом никто не расторгал. В случае расторжения помолвки, семьи считались опороченными.

Свадьба. После всех обрядов, связанных с обручением, следовала сама армянская свадьба. Время между помолвкой и самим торжеством не было стандартизировано - могло пройти от двух месяцев до 10 лет. Зависело это от того, насколько зрелыми для совместной семейной жизни были молодые. Разумеется, если на момент помолвки невесте было 6 лет, то торжество все будут ждать еще минимум 6-7 лет.

В настоящее время, именно сама армянская свадьба мало отличается от других свадебных торжеств. Но до сих пор многие армянские семьи считают правильным проводить свадебное торжество осенью или зимой. Это поверье пошло еще с древних времен, так как считалось, что в эти времена года все сельскохозяйственные работы уже закончены.

Нет смысла описывать множество древних обычаев празднования армянской свадьбы, так как все же единых правил не было. В каких-то селениях среди простого народа были одни традиции, в городе среди знати - другие. Празднование свадьбы того времени сильно отличалось от празднования в настоящее время. Так, например, сейчас мало кто может представить, что невеста не радуется и не празднует свою свадьбу вместе с гостями и родственниками, а сидит в углу, завешанном амулетами от сглаза и порчи. Сложно вообразить, что перед тем, как жениху отправиться за невестой, лоб его смазывается кровью убитого его отцом быка.

Сейчас армянская свадьба празднуется цивилизовано и без многих национальных уклонов, без давления со стороны родственников и родителей. Жених приезжает в дом невесты за своей будущей супругой, вручает матери корзину с угощениями, которая имеет название свадебная корзина, проходит различные веселые конкурсы со своими друзьями или братьями, забирает невесту из дома и вместе со всеми родственниками молодые отправляются в ЗАГС, а после, по их желанию, в церковь на венчание. Так как раньше, никаких ЗАГСов не было и в помине, то после всех обрядов помолвки, дороги к невесте в день свадьбы и ритуалов, молодых венчал священник, приглашенный семьей жениха. Следует знать, что даже в 60-х годах 20 века в некоторых селениях остался следующий обычай: молодая семья официально регистрировала свой брак только после появления первого ребенка. Если же в семье детей не было, то венчанные супруги могли прожить всю жизнь, так и не зарегистрировав свой брак.

В настоящее время существует обычай, скорее взятый у других народов Кавказа. Во время танца невесты, ее окружают гости мужского пола и пытаются «увести», танцуя. В награду за стойкость и верность мужу, от каждого, кто не сумел увести новоиспеченную супругу, девушка получает деньги.

Также на торжестве, безусловно, имеется свадебный стол. В настоящее время особых требований к оформлению и тому, что находится на столах, нет. Но так было не всегда. В давние времена мясо на свадьбу не покупалось, на столах было лишь то, что было добыто отцом жениха и самим будущим мужем. Столы ломились от национальных блюд и вина. Следует отметить, что других алкогольных напитков на столах не было.

Развлечений, в общепринятом понимании, в древние времена не было. Только в наши дни армянская свадьба считается веселым праздником, на котором люди веселятся и отдыхают. Тамада предлагает гостям участвовать в конкурсах, произносит тосты и дает слово всем желающим. Кстати, в наши дни сохранилась некая иерархия тех, кто поздравляет молодых. Сначала это делают родители жениха, затем родители невесты. И только потом идут все родственники, но только таким образом, что младшее поколение уступает место старшему. Родители невесты после своего поздравления дарят какой - либо подарок молодым. Чаще всего это украшения, передающиеся из поколения в поколение.

Не стоит забывать, что армянские традиции довольно гибки и только некоторые из ранее привычных и обязательно выполнимых, остались до сих пор. Трудно представить сейчас, что все подаренные подарки раскрываются и демонстративно показываются всем гостям. Хотя раньше, такая демонстрация подаренного была обязательным ритуалом.

В наши дни также не сохранилась традиция первой брачной ночи. Традиция гласит, что постель молодым стелится одной из родственниц жениха. Отмечается, что в доме не должно быть никого, кроме новоиспеченных мужа и жены. Также сложно представить, что после первой брачной ночи, муж убегает в дом своих родственников, стыдясь быть кем-то увиденным, и жена увидит своего благоверного только вечером и то потому, что его привели родственники. Очень неоднозначная традиция, которая, наверно, по понятным причинам была оставлена армянами в прошлом. Также некоторые армяне не соблюдает сейчас традицию одаривания своей тещи красными яблоками, красным вином или свечами, обвязанными красной тканью в знак признания того, что ее дочь была чиста и невинна. Данная традиция соблюдается «по желанию».

Сложно представить в настоящее время, что при первом появлении молодой семьи на пороге дома жениха закалывается ягненок или другое животное, а на голову сыпятся орехи, ягоды и сладости. Тем не менее, в наши дни встреча молодых происходит следующим образом: мать супруга встречает новоиспеченную семью на пороге дома с подносом, на котором расположены фрукты, сладости, орехи и сухофрукты. Произносятся пожелания счастливой семейной жизни свекровью и слова благодарности от невестки.

Также в настоящее время армянская свадьба не празднуется в течение недели, на празднование уходят 1-2 дня.

Безусловно, в настоящее время каждая армянская пара, решившая стать мужем и женой, сами решают, какие именно обычаи будут на их торжестве. И это правильно. Никто не хочет вспоминать самый главный день в своей жизни с содроганием и слезами, жалея о том, что пошли на поводу у традиций, а не поступили по велению сердца. Изучив множество форумов, можно сделать вывод, что, благодаря, все же, многообразию вариаций исполнения традиций, молодые могут себе позволить интерпретировать ту или иную традицию по своему усмотрению.

Обычаи и традиции армянской свадьбы весьма интересны. Ведь если праздновать создание новой семейной пары, то с размахом, который свойственен армянскому народу. Каждая народность имеет свои особенности, которые показывают их историю и бытность.

Соблюдение исторических традиций имеет важное значение для армянского народа. Конечно, современный век вносит свои коррективы, и многие обряды позабылись, но все равно большинство ритуалов все также актуальны.

Вот основные ритуалы необходимые для счастливой будущей семейной жизни:

  • Сватовство невесты. Очень важная традиция, без выполнения которой дальнейший разговор о свадьбе не идет.
  • Помолвочное обручение или ншанадрутюн.
  • Церковное венчание.

Выполнение всех необходимых обрядов важный момент, потому что старшее поколение обращает внимание, что было сделано, а что нет.

Раньше выбор невесты был привилегией матери жениха. Ведь она брала в дом не только жену своему сыну, но и будущую хозяйку, мать своих внуков. Поэтому внешность при выборе снохи играла последнюю роль, главными качествами служили:

  • Трудолюбие;
  • Хозяйственность;
  • Умение готовить;
  • Ответственность;
  • Высокая нравственность;
  • Скромность;
  • Целомудренность.

Теперь же молодые могут сами выбирать себе спутника жизни.

В армянской семье главой всегда является мужчина и его слово закон. Поэтому в старину, когда о браке договаривались родители, мнение и желание невесты вообще не принималось в расчет. Собственно и сейчас благословение родителей и близких родственников играет весомую роль.

Одним из важнейших пунктов в предсвадебных традициях является выбор свахи, она всегда избирается из родных жениха. Сваху должна знать невеста и ее родственники, она представляет интересы жениха. Ее иначе называют «миджнорд кин».

Когда жених определился с выбором, то сваха регулярно посещает дом невесты, пытаясь получить от родных согласие на союз. Как только взаимопонимание достигнуто, жених может засылать сватов.

Сватовство

Сватовство тоже важный ритуал, который также требует соблюдения определенных правил:

  • В первую очередь договариваться о браке в дом невесты приходят только мужчины. Среди родственников жениха выбирается главный, который будет вести беседу.
  • Родители невесты должны накрыть хороший стол для сватов.
  • Давать согласие на союз не принято с первого раза, поэтому сваты несколько раз должны прибыть в дом невесты.
  • Разговаривать о причине визита также нельзя с порога, прежде нужно поговорить об иных вещах: погоде, быте и др. Только потом вскользь упомянуть о сватанье невесты, при этом всячески расхваливая будущего жениха.

Как только девушка засватана, можно назначить дату помолвки и обговорить все нужные приготовления.

Церемония помолвки

Помолвка является следующим этапом армянской свадьбы. Богатый стол накрывается не только в доме невесты, но и жениха. Перед тем как поехать к дому будущих родственников, родители жениха должны созвать близких и дальних родных, чтобы те преподнесли дары невесте.

Непродолжительное застолье, на котором будут звучать дружеские пожелания и поздравления, плавно перетекает в поездку к невесте, чтобы уже там продолжить празднество. В старые времена в честь радостного события отец жениха посылал родителям невестки мясо теленка или барана.

На современную помолвку родители невесты за свой счет накрывают на стол. В качестве подарков для невесты преподносят:

  • Деньги;
  • Украшения;
  • Другие ценные вещи, которые пригодятся в хозяйстве.

Чем дороже дары, тем в более выгодном свете выглядит будущий жених.

Встречать гостей принято родителям невесты, сама же новобрачная ожидает в отдельной комнате, пока ее не пригласят. Выводит к гостям невесту главный представитель жениха «кавор», ее сопровождают подруги. Девушку усаживают за стол к жениху, и начинается веселье.

Кавор торжественно объявляет, что помолвка состоялась, и жених надевает будущей супруге на безымянный палец заранее приготовленное кольцо. Мать жениха в качестве дара вручает золотые часы.

Звучат поздравления, и дарятся подарки от родных. Звучат традиционные песни, обычно исполняются грустные мелодии, как бы напоминая, что невеста скоро покинет отчий дом:

  • Узундара. Исполняется в конце застолья, после чего невеста передается жениху и покидает родительский дом.

Во время церемонии обручения обсуждаются между родителями обеих сторон все нюансы будущей свадьбы, а также дата ее проведения. Еще обговаривается приданое, хотя и не прямым текстом, выясняется, что невестка возьмет с собой в дом мужа.

В старину молодые не присутствовали на свадьбе, это традиция изменилась совсем недавно, но и сейчас новобрачные недолго задерживаются за столом и покидают празднество. А потом разворачивается настоящее веселье.

Обряд венчания

Особенным у армян считается выбор наряда для невесты, традиционно его преподносят родные жениха. После того как помолвка состоялась, назначается день, когда уважаемый представитель жениха кавор приезжает с другими родственниками и друзьями, чтобы забрать невесту для примерки или подбора платья.

Такое событие также сопровождается музыкой и танцами еще до подъезда к дому невесты. Родные девушки щедро одариваются специальными подносами, на которых находятся горы сладостей и иных подарков, «сини». Примерка свадебного наряда проходит под наблюдением жены кавора, а подруги девушки помогают ей облачиться.

Уже после того как все приготовления выполнены, сваты во главе с кавором сопровождают невесту в храм на церемонию венчания. Кавор выполняет роль посаженного отца, и следит за тем, чтобы никто не преграждал путь молодым и не разделял их. Для этого у груди невесты держат свисающий конец от пояса жениха.

Особенной чертой в обряде венчания у армян является, повязывание на руки молодых специальных нитей или шнура. Он связывался из зеленой и красной нитей.

У армян есть традиция, если после свадьбы в дом невесты послан представитель жениха с красным яблоком, значит, новобрачная целомудренна. Это до сих пор является важным ритуалом, который приносит уважение семье невесты.

Современные армянские свадьбы

Издавна армяне праздновали свадьбу в осенний или зимний периоды. Соблюдение этой традиции актуально и сейчас, ведь осенью после сбора урожая столы ломятся от праздничных блюд. А молодые полны сил и энергии, что гарантирует здоровое потомство.

Сохранение старинных традиций в таких важных моментах жизни, помогает помнить о предках, их укладе жизни. Свадебные приметы также являются неотъемлемой частью жизни, помогая добиться счастья и благополучия в будущей семье.

Заключение

Армяне одни из немногих в наше время остаются непреклонными в вопросах выполнения всех положенных предсвадебных обрядов.

Один размах празднества чего стоит, если вам посчастливится побывать на такой свадьбе, вы ее никогда не забудете. На пиршество приглашаются не только близкие и дальние родственники, но и совершенно посторонние люди. Подобный обычай говорит о щедрости и гостеприимстве армян.

Каждое свадебное пиршество длится не менее трех дней, а бывает дольше, и все это время не умолкает музыка и песни. Стоит особо выделить народные песни, которые традиционно исполняются на свадьбах. Это красивые мелодии, исполняемые на традиционных музыкальных инструментах, а смысл вложенный в текст песни полностью соответствует атмосфере праздника.