Одно из основных педагогических требований к наказанию. Наказание как метод воспитания - организация воспитательной работы - сидоров сергей владимирович. Вопрос о наказаниях. Следствия непослушания

Введение

Глава I. Наказание как метод педагогического процесса

1.1 Наказание

1.2 Виды и формы наказания

Глава II. Особенности применения методов наказания в воспитании младших школьников

2.2 Основные требования к применению наказаний

Заключение

Список использованной литературы


Наказание - это торможение и коррекция неправильного поведения воспитанников с помощью отрицательной оценки их действий. В воспитании школьников применяются такие виды наказаний, как порицание, замечание, выговор, ограничение в правах, лишение почетных обязанностей, приказание встать у парты, удаление с урока, перевод в другой класс, исключение из школы. Наказание может выражаться и в форме приказания устранить последствия проступка (форма естественных последствий).

О возможности и даже необходимости воспитания без наказания высказывали мнение многие педагоги (К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, В.А. Сухомлинский). Даже Б. Скиннер, один из основоположников теории воспитания как формирования поведения с помощью положительных и отрицательных подкреплений, выдвигает некоторые альтернативы наказанию в воспитании: вседозволенность, когда ответственность за поведение целиком перекладывается на самого воспитанника. А.С. Макаренко в этой многовековой дискуссии о правомерности использования наказаний вполне определенно сказал: наказание столь же обычный метод воспитания, как и все остальные. Без него воспитание невозможно. Нужно только обеспечить педагогически оправданное его применение в разумном сочетании с другими методами.

Цель исследования : изучение наказания как метода педагогического процесса.

Задачи исследования:

1. Изучение и анализ специальной литературы по проблеме исследования.

2. Изучить роль наказания в воспитании младших школьников.

Структура: Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.


1.1 Наказание

Тема "методы педагогического процесса" в педагогической науке всегда была объектом исследования, до сих пор она остается неразработанной проблемой. В нахождении правильных ответов о методах педагогического процесса исследователям мешают некоторые ошибочные подходы, которыми они руководствуются.

Большинство ученых почему-то разделяет мнение, согласно которому методом считается способ совместной работы учителя и учащихся. Некоторыми учеными методы педагогического процесса отождествляются с педагогическим процессом. "... На практике метод самостоятельной работы учащихся весьма мало распространен", - пишет доктор педагогических наук Калашников А.Г. В этой цитате автор самостоятельную работу ошибочно называет методом. А самостоятельная работа является синонимом понятия "педагогический процесс".

Некоторые ученые в объяснении методов руководствуются ошибочным принципом "сколько средств, столько и методов". Например, они выделяют такие, методы, как демонстрация кинофильмов, демонстрация плакатов, демонстрация схем...; выполнение упражнений, выполнение трудовых заданий в мастерских, написание сочинений...; работа с книгой, работа с журналом, работа с газетой и т.д.

В педагогической науке наблюдается необоснованная "специализация" методов. Группа ученых выделяют методы преподавания: а) физики; б) математики; в) истории; г) языка; д) литературы; е) музыки; ж) рисования и т.д. Ученые, изучающие теорию и историю педагогики, выдвигают методы: а) интернационального; б) патриотического; в) нравственного; г) умственного; д) трудового; е) эстетического воспитания и т.д.

На самом деле во всех случаях одинаково успешно могут применяться все объективно существующие в жизни методы. Специальных методов, присущих только какой-то области воспитания или к отдельному учебному предмету, нет.

Ошибочным является стремление ученых классифицировать методы педагогического процесса. Существует множество классификаций, которые, как правило, делаются в рамках таких крупных групп методов, как "методы обучения" и "методы воспитания".

По методам обучения, например, известны следующие классификации:

Первый вариант: словесные, наглядные, практические методы.

Второй вариант: методы приобретения знаний; методы формирования умений и навыков; методы применения знаний; методы творческой деятельности; методы закрепления; методы проверки знаний, умений, навыков;

Третий вариант: объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный); репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично-поисковый метод (или эвристический); исследовательский метод;

Четвертый вариант: методы сообщения новых знаний; методы, используемые для приобретения новых знаний, закрепления и выработки умений и навыков; методы работы с техническими средствами обучения; самостоятельная работа; методы программированного обучения; методы проблемного обучения.

По методам воспитания учеными делаются следующие классификации:

Первый вариант: методы убеждения (фронтальная беседа с учащимися, лекция, дискуссия, требование); методы организации деятельности учащихся (упражнения, поручение, приучение); методы стимулирования поведения учащихся (соревнование, поощрение, наказание).

Второй вариант: методы формирования сознания личности (беседы, лекции, диспуты, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание).

Вышеперечисленные свидетельствуют об отсутствии в педагогике научной концепции методов педагогического процесса. В науке и в обиходе встречаются понятия "методы обучения", "методы воспитания", "методы познания", "методы преподавания", "методы учения", "методы исследования", "методы педагогического процесса". Наиболее удачным и правильным считается последнее из них.

"Методы педагогического процесса" включают в себя все названные понятия. Методы - это способы передачи и усвоения содержания педагогического процесса.

К методам педагогического процесса относятся: объяснение, рассказ, беседа, слуховое восприятие, зрительное восприятие, обоняние, осязание, наблюдение, индукция, дедукция, анализ, Синтез, абстракция, конкретизация, сравнение, контраст, дискуссия, обсуждение, эксперимент, повторение, корректировка, устранение, воображение, подражание, репродукция, интервью, опрос, анкетирование, тестирование, компромисс, регламентирование, разрешение, запрет, "подкуп", "захват в плен", рикошет, бумеранг, требование, надзор, агитация, диагностирование, внушение, доверие, подозрение, шантаж, "вхождение в роль", "слепота", акцентирование, направление внимания, рекомендация, задавание вопросов, специальная ошибка, саморазоблачение, создание препятствий, юмор, ирония, успокоение, сожаление, устыжение, обвинение, осуждение, поощрение, защита, критика, наказание, игнорирование, преследование, прощение, наступление, унижение и оскорбление, устрашение, отпор, обман, торможение и т.д. (9, С.90-97).

Выбор того или иного метода зависит от конкретной обстановки, которая, как правило, обусловливается уровнем развития ученика, содержанием педагогического процесса, подготовленностью учителя к применению того или иного метода и т.д.

Одним из методов педагогического процесса является наказание - торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния. Если после наказания воспитанник испытывает обиду на воспитателя - наказание применено несправедливо или технологично неправильно.

П.Ф. Лесгафт писал, что сила мягкого, спокойного слова так велика, что с ним не может сравниться никакое наказание.

Детский психотерапевт В.Л. Леви относительно этого метода воспитания давал следующие рекомендации:

Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому;

Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, не наказывайте;

За один раз - одно наказание; наказание - не за счет награды;

Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало;

Ребенок не должен бояться наказания (его должно удерживать) от проступков огорчение, которое его поведение вызовет у близких, учителей, значимых других);

Нельзя унижать;

Наказан - прощен: не мешайте начинать жизнь сначала ни ему ни себе. (7, С.77-85)

Случаи, исключающие наказание: неумение, положительный мотив, аффект, раскаяние, страх, оплошность.

Надо отметить, что любое наказание должно быть вспомогательным методом, когда уже не могут помочь никакие другие способы.

Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где ив чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания, ни физического, ни морального. В наказании не может быть подавленности, только переживание отчужденности, но временное и не сильное.

Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у парты, вызов на педагогический совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы и направление в школу для трудновоспитуемых. Может применяться и такая форма наказания, как изменение отношения к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива.

Рассмотрим условия, при которых возможно использование наказаний в воспитании школьников.

Сочетание требовательности с уважением к ученику. В основу применения наказаний в школе положено требовательное, но вместе с тем чуткое и внимательное отношение к личности. При применении наказаний педагоги руководствуются принципом: как можно больше требовательности и как можно больше уважения к ученикам. Они стремятся объективно разобраться в совершенном поступке и справедливо, заслуженно наказать виновного. Какой бы поступок ни совершил тот или другой ученик, не следует, оскорблять его, унижать человеческое достоинство. Целесообразно умело и тактично указать на недопустимость недостойного поведения.

В основе воспитания в школе лежат любовь и уважение к детям. Но любить и уважать детей - это не значит баловать их, постоянно доставлять удовольствия. Любовь к детям важно сочетать с высокой требовательностью. Требовательность предполагает применение в необходимых случаях различных мер наказания.

Наказание, разумеется, не может сопровождаться оскорблением. Оскорбленный ученик считает, что его незаслуженно, обидели, он озлобляется. Окрики и нотаций на-учащихся не действуют. Они нередко приводят к конфликтам между учителем и учащимся. Конечно, учитель - живой человек, он имеет право на гнев, но не на злобу и оскорбление достоинства ученика. Наказание имеет смысл только в том случае, если учащийся переживает свою вину.

Если ученики знают, за что и почему они наказаны, они яснее представляют пути устранения недостатков. Поэтому, прежде чем наложить взыскание, следует поговорить с учеником, потребовать от него объяснения по поводу совершенного проступка, выяснить мотивы, побудившие его совершить проступок, и обстоятельства, при которых он был совершен. Плохо, когда некоторые педагоги подходят к выбору мер наказания бездумно, механически.

Справедливое и осознанное наказание рассматривается школьником как необходимое средство поддержания дисциплины и порядка в школе. Поэтому опытные педагоги стремятся к тому, чтобы ученик испытывал чувство стыда за совершенный поступок и сознательно старался исправить свое поведение, преодолеть недостатки.

Наказания, как правило, применяются индивидуально по отношению к действительным виновникам. Опыт показывает, что наказание всего классного коллектива или группы учащихся за нарушение порядка не достигает цели. Учащиеся в таких случаях покрывают нарушителей. У них развивается чувство круговой поруки и неприязни к педагогам, которые наказывают не только нарушителей дисциплины и порядка, но иногда и неповинных в этом учеников.

Чтобы наказания были справедливыми, необходимо наказывать лишь непосредственных виновников, совершивших тот или иной проступок. Иногда в старших классах, в хорошо организованном коллективе возможно применение наказаний по отношению к ученикам-активистам, которые отвечают за организацию какой-либо работы. Так, за плохую организацию дежурства по школе можно наказать не самих дежурных, а старосту класса,

Эффективность наказания в значительной мере зависит от авторитета воспитателя. Если учитель не пользуется авторитетом и доверием, то его замечания и порицания не дают нужных результатов.

Соблюдение педагогического такта. Воспитательный эффект наказания в значительной мере зависит от такта учителя, от его подхода к каждому ученику. Опытные учителя, наказывая ученика, не допускают резкости и грубости, унижающей человеческое достоинство. Они умело ориентируются в обстановке, сложившейся в связи с нарушением норм и правил поведения, и разумно применяют необходимые меры наказания.

Не оскорбляя личного достоинства ученика, следует вместе с тем в категорической форме осудить недостойное поведение и потребовать изменить его. В отдельных случаях замечание приобретает характер коллективного воздействия. Его объявляют на собрании класса, на пионерском сборе или на собрании комсомольцев. При этом условии воспитательная роль замечания повышается.

Иногда во время урока, на экскурсии или прогулке ученики проявляют неорганизованность, нарушают дисциплину и порядок. Может ли учитель или классный руководитель не замечать это? Конечно, нет. Можно сделать замечание всему классу. Правда, опытные воспитатели не злоупотребляют этим. Ведь в классе есть ученики, не виновные в нарушении дисциплины и порядка. Поэтому замечание обычно адресуется не ко всем ученикам, а лишь к провинившимся. Конечно, иногда нелегко их выявить. Но если класс представляет собой дружный коллектив, учащиеся сами назовут нарушителей дисциплины и вместе с учителем осудят их недостойное поведение. Такое коллективное замечание будет более эффективным.

При осуждении отрицательных поступков следует осуждать конкретный поступок, а не личность в целом. При разрешении конфликтов между учащимися и учителями не следует во всех случаях исходить из того, что «учитель всегда прав». Иногда учителя проявляют бестактность по отношению к учащимся, несправедливо наказывают их.

Иногда ученики допускают неоднократные нарушения дисциплины и не проявляют необходимых усилий к своему исправлению. Их можно вызвать на педагогический совет для внушения. Там они объясняют свое поведение, выслушивают советы учителей, директора школы, представителей родительской общественности. Эта мера оказывает большое воспитательное воздействие. Даже те ученики, которые не поддаются воздействию со стороны учителя или классного руководителя, после вызова на педагогический совет ведут себя лучше.

Нередко учащихся вызывают на заседание педагогического совета лишь для того, чтобы добиться от них признания вины и обещания исправиться. Конечно, это имеет некоторое значение. Но нельзя ограничиваться лишь этим. Важно внушить, что ученик нарушает свой долг, что его поведение подрывает честь школы. Не менее важно показать провинившемуся пути исправления поведения.

Опора на ученический коллектив. Опытные педагоги, применяя наказания, опираются на помощь и поддержку ученического коллектива. Хороший коллектив обычно осуждает неправильные действия своего товарища. Это осуждение весьма эффективно. Педагогу в этом случае нет надобности применять серьезные наказания. Он может ограничиться простым замечанием. Встречаются ученики, которые и после этого не обнаруживают желания исправиться, продолжают нарушать дисциплину. По отношению к. ним применяются более серьезные меры наказания (выговор, вызов на педагогический совет).

Если наказание поддерживают все учащиеся, оно оказывает сильное воздействие на провинившегося ученика, конечно, при условии, если он дорожит мнением коллектива. Отдельные случаи нарушения дисциплины нередко передаются на рассмотрение органов ученического коллектива. Как бы ни был запущен в воспитательном отношении ученик, он не может не считаться с мнением товарищей.


Наказание - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком, по которому считается целесообразным давать классификацию видов и форм наказания, является способ стимулирования и торможения деятельности детей, способ внесения изменений в их отношения. По этому признаку можно выделить следующие виды наказания:

1. наказания, связанные с изменением в правах детей.

2. наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.

3. наказания, связанные с моральными санкциями.

Внутри каждой из этих групп наказаний большое разнообразие форм их использования, однако их тоже можно подразделить на следующие основные формы:

а) наказания, осуществляемые по логике «естественных

последствий»;

б) традиционные наказания;

в) наказания в форме экспромта.

Эта классификация, как и любая другая, в значительной мере условна.

Значение данной классификации в том, что она помогает при анализе сложных ситуаций наказания, позволяет воспитателям в каждом конкретном случае выбрать такие виды и формы наказаний, их сочетания, которые наилучшим образом корректируют поведение детей и подростков. (1, С.150-153)

Регулирование прав и обязанностей детей и подростков может с успехом использоваться в качестве наказания. При этом, в зависимости от конкретной ситуации, используется как ограничение прав и обязанностей, так и наложение дополнительных обязанностей. Наказания с помощью морального осуждения, будучи правильно используемыми, могут иметь значение весьма эффективных мер воздействия.

Коля совершил нехороший поступок: соврал, ударил товарища, насорил в классе и т. п. Мальчика пристыдили, он поплакал, попросил прощения - и все довольны. Потом все это повторяется в разных вариациях энное количество раз, и, наконец, Коля - уже почти Николай Иванович, ростом за метр восемьдесят, - лениво басит перед классом, подмигивая приятелям: «Простите, я больше не буду...»

А педагоги с растущим беспокойством замечают, что столь милое раньше их слуху «простите» теперь рвет душу нестерпимой фальшью и откровенным цинизмом. Здесь-то обычно и приходят к осознанию большой беды, имя которой безнаказанность. Но тогда нередко бывает уже поздно применять обычные меры педагогического воздействия.

Если сравнивать наказания, осуществляемые с помощью моральных санкций, с наказаниями, осуществляемыми путем регулирования нрав и обязанностей детей, то нетрудно заметить, что первые в большей мере рассчитаны на развитие элементов самостимуляции. Поэтому применение таких наказаний целесообразно главным образом в развитом коллективе, обладающем определенными традициями и сильным общественным мнением, по отношению к таким воспитанникам, уровень сознательности которых достаточно высок, чтобы правильно реагировать на наказание такого рода.

Наказания, связанные с регулированием прав и обязанностей воспитанников, с использованием моральных санкций, сопровождаются определенными изменениями во взаимоотношениях между взрослыми и детьми, с одной стороны, и внутри детского коллектива - с другой.

При определенных условиях приносят пользу и наказания по логике «естественных последствий». Наказать, к примеру, детей, разбивших в классе стекло, тем, что заставить их заниматься в этом помещении, невзирая на минусовую температуру, было бы, возможно, и «логично», но, по меньшей мере, дико.

Применяя наказания, выражающиеся в том или ином ограничении, лишении по логике «естественных последствий», следует иметь в виду, во-первых, что нельзя лишать детей минимально необходимого для их нормального развития: еды, свежего воздуха, постельного белья и т. п.

Во-вторых, оставление без кино и прочих удовольствий - это форма наказания, применимая большей частью к младшим школьникам и на начальном этапе работы с детьми. И здесь едва ли оправдано лишать уже обещанного удовольствия, как это рекомендуют некоторые педагоги.

Особенность традиционных мер наказания в том, что они чаще, чем поощрения и наказания по логике «естественных последствий», становятся формой использования различных моральных санкций. К примеру, такие санкции, как выговор, - все это традиционные наказания.

Если логика «естественных последствий» диктует необходимость применения наказаний сразу же вслед за обусловившими их действиями ребенка, то при использовании традиционных наказаний педагоги и детский коллектив выбирают такой момент, который будет способствовать получению наибольшего воспитательного эффекта. Таким образом, в целом эти наказания, будучи более сложными, могут приносить более заметный воспитательный результат.

Момент экспромтности, неожиданного, острого решения может иметь место и при использовании наказаний по логике «естественных последствий», и при применении традиционных мер наказание в форме экспромта всегда неповторим, строго индивидуален. Будучи использованными один лишь раз и принеся определенный эффект, они не могут быть закреплены с помощью традиции. Практика не знает случаев, когда однажды удавшийся прием использования наказания в форме экспромта был бы успешно повторен.

С.А. Калабалин, большой мастер экспромтного воздействия, рассказывал о том, как его попытки буквально повторить те или иные приемы, использовавшиеся в свое время А. С. Макаренко, приводили к неудачам. Думая однажды, как наказать воспитанника, укравшего буханку хлеба, Калабалин вспомнил, что давным-давно аналогичный случай имел место в колонии имени А.М. Горького. Тогда Антон Семенович заставил колониста, укравшего курицу, съесть ее перед строем голодных товарищей. С.А. Калабалин решил повторить этот прием и приказал провинившемуся есть перед строем украденную буханку хлеба. Однако желаемого эффекта это наказание не принесло. Парень тупо, равнодушно жевал, ребята, глядя на него, посмеивались и тихонько спорили между собой, съест или не съест... Зрелище было отвратительным, не было в нем ничего трагического, что в свое время произвело переворот в сознании колониста, наказанного Макаренко, и его товарищей. (1, С.167)

Использование наказаний в форме экспромтов диктуется чаще всего такими обстоятельствами, когда надо в яркой, запоминающейся форме воздействовать на общественное мнение коллектива, чтобы зафиксировать сознание воспитанников на каком-то внешне незначительном факте, имеющем, тем не менее, принципиальное значение.

Обратимся к характеристике наиболее употребительных и оправданных мер наказания в школе и семье. В числе их следует, прежде всего, назвать официально действующие в школе меры наказания учащихся.

Наиболее распространенной мерой наказания является замечание учителя. Замечание должно быть обращено к конкретному нарушителю требований педагога, форма замечания может быть и несколько иной, менее официальной, особенно в младших классах. Однако безлично-негативные замечания, которые порой делают некоторые учителя, повышая в раздражении голос и приходя в состояние крайней нервозности, приносят обычно больше вреда, чем пользы.

Замечание может носить характер общественного воздействия, объявляться собранием класса, пионерским сбором, комсомольской группой. Запись о таком замечании, сделанная в дневнике ученика, осуждение товарищей - все это превращает данную меру наказания в чувствительное корректирующее средство.

В отдельных случаях педагогом может быть использована такая мера, как приказание ученику встать у парты. Такое наказание целесообразно в младших классах, по отношению к непоседливым, несобранным ученикам. Встав возле парты, находясь под пристальным взглядом учителя, привлекая к себе внимание всего класса, ученик невольно сосредоточивается, приобретает собранность.

Для ребенка длительное стояние попросту вредно, утомляет его, наказание, превращаясь в своеобразное унижение, вызывает естественный протест. Улучая минутку, когда учитель не смотрит на него, возле парты стоящий ученик начинает развлекать окружающих, ища их поддержки и сочувствия. Обычно дело заканчивается тем, что учитель удаляет провинившегося из класса, а тот, чувствуя себя «героем», отправляется в коридор, провожаемый одобрительными усмешками товарищей.

Неслучайно поэтому удаление из класса - одна из мер наказания, целесообразность использования которой вызывает среди учителей и родителей горячие споры. Однако и в том случае, когда удаление из класса действительно необходимо и учитель сумел спокойно, но вместе с тем твердо и уверенно осуществить эту меру, ему необходимо иметь в виду, что наказание не завершено. Чтобы исчерпать конфликт, необходимо, в зависимости от конкретной ситуации, так или иначе завершить наказание уже после урока. Иногда педагог, находясь в состоянии раздражения, провожает удаляемого сакраментальной фразой: «Больше на мои уроки не приходи!..». Трудно сказать, какой из следующих «педагогических» маневров хуже: тот ли, когда учитель преспокойно ведет дальнейшие уроки, не обращая внимания на то, что наказанный действительно перестал посещать класс, или тот, когда он из урока в урок неумолимо показывает несчастному провинившемуся на дверь.

Весьма серьезная мера наказания - выговор. Смысл выговора - в моральном осуждении поступка ученика. Поэтому педагогическое действие данного наказания нельзя сводить лишь к формальному акту объявления выговора, к его записи в дневнике (хотя это и необходимо) или в приказе по школе. Обсуждение отрицательного поступка ученика может и не завершаться выговором, а ограничиваться лишь объявлением ему устного замечания или оформлением дисциплинарной записи в дневник.

Следует помнить, что наказания, связанные с теми или иными ограничениями, лишениями, приемлемы в основном лишь в отношении дошкольников и младших школьников.

В школьной практике наказания, к сожалению, не всегда достигают цели. Объясняется это серьезными ошибками в их применении. Иногда воспитатели применяют наказания наспех, необдуманно, без достаточных оснований. Не всегда они учитывают возрастные и индивидуальные особенности учеников, и не во всех случаях преследуют определенные воспитательные цели, соблюдают педагогический такт. Далеко не все воспитатели при решении вопросов, связанных с применением наказаний, опираются на общественное мнение ученического коллектива.

В каждом случае полезно разобраться в причинах совершенного проступка, учесть особенности ученика, его положение в коллективе, его возраст. Например, такая мера наказания, как выговор, применяется в первую очередь по отношению к ученикам среднего и старшего возраста, так как младшие школьники не в состоянии оценить и осознать всю серьезность этой меры наказания. На педагогический совет для внушения вызывают, как правило, учеников старших классов. В этих классах при выборе мер наказания особенно важно опираться на общественное мнение коллектива.


2.1 Особенности воспитания младших школьников

Младший школьный возраст – очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желания и умение учиться, уверенность в своих силах.

Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений с взрослым, опосредованных задачей (ребенок - взрослый – задача). Учитель – это взрослый, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель выступает как представитель общества; носитель социальных образов. Постепенно на протяжении младшего школьного возраста ребенок открывает и осваивает ситуацию всеобщего равенства перед законами наук – математики, орфографии, орфоэпии.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем.

В этом возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется учиться правильно и красиво писать, читать, считать. Пока они только вбирают, впитывают знания. И этому очень способствуют восприимчивость и впечатлительность младшего школьника.

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления в школу. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.(3, с. 69-70).

Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка, например, занятия спортом, искусством, игра.

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт в этом мире.

В младших классах применяются такие меры наказания, которые выступают в качестве естественных последствий совершенных поступков. Например, учитель требует от ученика: «Насорил в классе - убери», «Испортил парту - почини ее», «Не выполнил домашнее задание - останься после уроков в классе и выполни его».

Опытная учительница начальных классов пишет о таком любопытном эпизоде, имевшем место в практике ее работы с второклассниками.

Екатерина Павловна, а мою тетрадку но арифметике вчера вечером Мурзик порвал! - заявил ей вдруг во время проверки домашней работы один ученик. - Я смотрел телевизор, а он вскочил на стол и порвал...

А ну-ка, покажи язык! - неожиданно скомандовала учительница. - Так, все ясно... И когда только твой язык отучится говорить неправду? Ведь во всем, что ты сейчас сказал, правда только то, что ты смотрел телевизор, а про Мурзика все придумал. Так? Сознавайся.

Я боялся, что вы двойку поставите, - заговорил немного ошалевший от неожиданности разоблачения мальчик. - Я, правда, больше не буду вам врать...

Примерно такая же ситуация могла бы иметь место и не во втором, а, скажем, в пятом или седьмом классе. Однако едва ли было бы правомерно использовать по отношению к семикласснику подобный прием воздействия. Здесь же это получилось вполне естественно и, несмотря на некоторую экстравагантность формы, педагогически оправдано. (1, С. 129)

Приступая к процедуре наказания, следует в начале буквально в нескольких словах упомянуть какие-то положительные достижения школьника, противопоставив им совершенный проступок. Эти несколько слов докажут школьнику справедливость воспитателя и позволят правильно воспринять наказание.

Наконец, даже неизбежное, казалось бы, наказание может быть с пользой для дела отменено. Если ребенок искренне раскаивается в содеянном, если обещает такого не повторять, если воспитатель и члены детского коллектива имеют основания верить его словам и он раньше не злоупотреблял доверием окружающих, то есть смысл его простить.

Таковы условия эффективного применения наказаний при воспитании детей. Но еще раз надо помнить: наказания должны применяться как возможно реже.

Методом наказания надо пользоваться очень осторожно. С одной стороны, незаслуженное наказание или наложенное в оскорбительной форме озлобляет, обижает воспитанника, провоцирует его действовать назло воспитателю. С другой - отсутствие наказаний или их излишняя либеральность могут привести к неорганизованности, непослушанию, снижению авторитета воспитателя, а злоупотребление ими - к конфликтам и ожесточению отдельных воспитанников или отдельных групп. А.С. Макаренко считал, что смысл наказания в том, чтобы погасить, уничтожить конфликт, а не разжечь его снова.

Наказание ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика, оно должно быть справедливым, тщательно продуманным. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в этом случае исправить значительно труднее, чем в любом другом, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика. Надо следовать правилу: за один проступок - одно наказание, а не серия, как часто встречается в педагогической практике. Метод наказания очень индивидуален: за один и тот же поступок одного можно наказать, а другого поддержать. Например, ребенок - драчун, забияка, вечно всех обижает. Другой подрался, защищая младшего (оскорбленное собственное достоинство или честь другого человека). Нельзя наказывать большие группы воспитанников или целые классы (отряды), так как это приводит к круговой поруке и коллективному противодействию воспитателю. Наказание всего коллектива допускается крайне редко и только при условии высокого уровня его развития, поскольку в таком, коллективе высок уровень ответственности друг за друга. Нельзя эта делать в состоянии гнева, раздражения, аффекта: «Не позволяй душе обиженной сиюминутного суда. Сильные не мстительны. Оружье сильных - доброта». (1, С. 160-170)

Надо категорически исключить из воспитательной работы такие наказания, как оскорбление детей и физическое воздействие на них. Именно они, прежде всего, нарушают нормальные отношения между воспитанниками и педагогами и приносят наибольший вред в благородном Деле воспитания детей. Наказания должны применяться по возможности редко, когда без них обойтись нельзя никак. При наказании отрицательная оценка должна даваться не ученику вообще, не его личности в целом, даже не его поведению в полном объеме, а конкретному проступку. Наказания должны быть лишь за преднамеренные проступки, за сознательное нарушение интересов других; людей и общества. Нельзя наказывать ребенка за то, что он случайно уронил пенал или даже портфель во время урока.

Опытные педагоги гибко пользуются целой системой наказаний, избегая применять сразу же самые сильные из них. Лучше вначале применять более слабые, а при повторных случаях переходить к более чувствительным. Можно представить себе некоторую градацию наказаний - от самых слабых к более сильным. Они могли бы расположиться следующим образом:

♦ неудовольствие педагога, выраженное мимикой, взглядом, пластикой;

♦ его косвенное отрицательное высказывание о проступке ученика;

♦ словесное замечание, содержащее отрицательную оценку;

♦ предупреждение нарушителю;

♦ обсуждение проступка в группе;

♦ официальный выговор;

♦ исключение из группы (класса, отряда, секции или команды) временное или постоянное. Впрочем, это наказание должно применяться только в крайнем случае, чрезвычайно редко.

Опытные педагоги при выборе мер наказания учитывают и индивидуальные особенности ученика. На одного, например, хорошо влияет простое замечание, а по отношению к другому за тот же поступок иногда приходится применять более строгие меры. Это зависит от особенностей характера ученика.

Нельзя дать общих рецептов в вопросе о наказании. Каждый поступок является всегда индивидуальным. В некоторых случаях наиболее правильным является устное замечание даже за очень серьезный проступок, в других случаях - за незначительный проступок нужно наложить строгое наказание. Даже медицина лечит от одной и той же болезни разных людей по-разному. Тем более индивидуальный подход необходим в воспитании, и особенно в применении наказаний. Любая мера воздействия применяется с учетом индивидуальных особенностей, условий, в которых совершен проступок, степени вины ученика и его желания исправиться. Так, если ученик хорошо осознал свою вину, извинился перед учителем, его не обязательно наказывать. Формализм в применении наказаний особенно вреден и недопустим. Важно разнообразить взыскания в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей учащихся.

Опытные воспитатели разъясняют учащимся, почему и за что они наказаны, указывают на недопустимость нарушения дисциплины и порядка. Если это разъяснение убедительно, оно положительно влияет на поведение, и учителю приходится реже прибегать к наказаниям. Сфера воспитательного воздействия учителя при этом условии расширяется. На учащихся влияет не только принуждение, но и убеждение.

Применение мер воздействия связано также и с приучением к дисциплинированному и организованному поведению. Например, замечание, обсуждение поведения на педагогическом совете и другие приемы наказания приучают школьников к самоконтролю, к дисциплинированности и организованности.

Наказание, как правило, следует сразу же за проступком. Иначе оно не рассматривается школьником как органическое и неизбежное следствие нарушения требований педагогического и детского коллективов. Но иногда педагог, прежде чем наказать ученика, предлагает ему подумать о своем поведении, оценить свой поступок и после этого прийти для объяснения, для беседы. Оно позволяет воспитаннику в спокойной обстановке осмыслить и оценить свой поступок, сделать из него необходимые выводы.

В школе применяются различные виды и формы педагогических мер воздействия. Они достигают своей цели, прежде всего при условии органического сочетания с другими методами воспитания. Они выполняют вспомогательную роль и способствуют в основном исправлению поведения учащихся. Особенно большое значение имеют сочетание требовательности с уважением, соблюдение педагогического такта, опора на ученический коллектив и учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьников.


Умелое применение наказаний требует от учителя педагогического такта и определенного мастерства. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок. В тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива. Педагог поступает неправильно, если будет наказывать по подозрению. По возможности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину. Нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо сильнее действуют взыскания неожиданные, непривычные.

Применение метода наказания в любой форме в целях стимулирования и мотивации учения может быть оправдано лишь в исключительных ситуациях.

Психологическая структура наказания, как и педагогического воздействия в целом, охватывает все основные психические процессы формирующейся личности. Поэтому достижение планируемых воспитательных результатов использования наказания возможно лишь при условии, что педагогами будут учитываться и потребности развития личности, и формирование установки, и мотивационная сфера, и эмоции, и сознание, и деятельность, и отношения, возникающие в ее процессе.

Использование наказаний целесообразно лишь в условиях специфических психолого-педагогических ситуаций. Успешность реализации наказания зависит от умения педагогов анализировать эти ситуации, характеризовать их особенности, рассматривать их в тесном взаимодействии с индивидуально-личностными и возрастными данными своих воспитанников.

Эффективность использования наказаний зависит от логики их одновременного действия как средств педагогической коррекции; решающим моментом здесь является регулирование разнонаправленных по эмоциональному признаку отношений воспитанника в ситуации наказания. Характеристика ситуаций наказания по эмоциональной направленности отношений представляет собой психологическую основу анализа педагогических ошибок, совершаемых при использовании этих воспитательных средств.


1. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – М.: Педагогика, 1971. – 200 с.

2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1998.

3. Мир детства. Младший школьник/ под. ред. А.Г. Хрипковой. – 2- е изд., доп. – М.: Педагогика, 1988. – 272 с.

4. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М., 1985.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник – М.: Гардарики, 2004. – 528 с.

6. Николаева М.В. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы // Начальная школа. – 2006 - № 9. – С. 7-11.

7. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М., 1996.

8. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. - М. -1988.

9. Сайфуллин Ф.А. Педагогический процесс: проблемы, пути решения. - Уфа: РИО БашГУ, 2005. - 272 с.

10. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. Ч.2. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 256 с.

11. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста /под. ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.

12. Психологическое развитие младших школьников / под. ред. В.В. Давыдова. – М., 1990.

13. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. – 2- изд., доп. и перераб. – М.: Совершенство, 1998. – 432 с.

14. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2004. – 349 с.

средство воздействия на того, кто совершил проступок, преступление; средство педагогического воздействия, используемое в тех случаях, когда ребенок не выполнил установленных требований и нарушил принятые в обществе нормы и правила поведения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАКАЗАНИЕ

метод воспитания, используемый преимущественно в авторитарном воспитании. Н. может осуществляться в самых различных формах - от физического насилия над ребенком до морального унижения личности. Проблема применения метода Н. всегда являлась дискуссионной. Во мн. классификациях методов воспитания Н. считается одним из основных и традиционных методов. Сторонники авторитарной педагогики не мыслят без Н. процесс воспитания. Часть педагогов, в целом придерживающихся гуманистических принципов воспитания, отрицают физические Н., но допускают применение моральных Н. в разумных пределах. Последовательные педагоги-гуманисты считают, что Н. нельзя применять ни при каких обстоятельствах. Любое Н. негативно влияет на развитие личности ребенка, подавляет его индивидуальность и приводит к тяжелым последствиям. Особенно тяжело переносится ребенком Н., которому он подвергается на глазах у своих сверстников. Н. может вызвать не только нравственные переживания ребенка, но и привести к психическому заболеванию. В практике известны случаи, когда в результате Н. дети, особенно подростки, совершали суицид. Другая распространенная точка зрения, что Н. - приоритетный метод семейного воспитания. Часто родители, применяя Н., оправдывают свое поведение тем, что им все позволено. В результате дети в семье оказываются беззащитными перед авторитетом родителей. Известны случаи неоправданно жестоких физических Н. в семье, которые даже приводили к увечью и смерти детей. В этих случаях необходима государственная система социальной защиты, способная обеспечить детям охрану их здоровья и жизни. - выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005.)

В этой статье я бы хотела осветить такие методы педагогического стимулирования, как поощрение и наказание. Вопрос педагогического стимулирования был актуален во все времена еще с времен Древней Греции, когда главным стимулирующим методом являлась деревянная палка с заостренным наконечником, а о поощрениях речи не было вообще. Люди, а вернее дети в наши дни не всегда сами в себе находят мотивацию к серьезному отношению к обучению и нуждаются во внешней стимуляции.

Педагог любой дисциплины должен иметь свою систему поощрений и наказаний на занятиях, выкраивая ее из давно известных систем и добавляя свои новшества, а также грамотно выстраивая баланс обеих сторон системы. Неправильное использование данной системы может привести к неисправимой ошибке, приводящей к жутким повреждениям в психике ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы поощрения и наказания школьников на уроках.

  1. Введение
  2. Общее понятие о поощрении и наказании
  3. Виды и формы поощрения и наказания
  4. Заключение
  5. Литература
  1. Введение.

В этой статье я бы хотела осветить такие методы педагогического стимулирования, как поощрение и наказание. Вопрос педагогического стимулирования был актуален во все времена еще с времен Древней Греции, когда главным стимулирующим методом являлась деревянная палка с заостренным наконечником, а о поощрениях речи не было вообще. Люди, а вернее дети в наши дни не всегда сами в себе находят мотивацию к серьезному отношению к обучению и нуждаются во внешней стимуляции.

Педагог любой дисциплины должен иметь свою систему поощрений и наказаний на занятиях, выкраивая ее из давно известных систем и добавляя свои новшества, а также грамотно выстраивая баланс обеих сторон системы. Неправильное использование данной системы может привести к неисправимой ошибке, приводящей к жутким повреждениям в психике ребенка.

  1. Общее понятие о поощрении и наказании.

Что же такое «наказание» и «поощрение» с точки зрения педагогики?

Наказание – это средство педагогического воздействия, используемое в тех случаях, когда ребенок не выполнил установленных требований и нарушил принятые нормы поведения. Таким образом, психологический смысл наказания в том, что воспитатель добивается не послушания любой ценой, а личностной активности ребенка по преодолению ошибок и работы над собой, то есть ребенок должен понять, осознать, раскаяться и больше так не делать.

Наказание, так как после него предполагается прощение провинившегося ребенка, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает. Если вспомнить свои детские проступки, наказания за них и те чувства, которые тогда испытывали, то в этих воспоминаниях может оказаться огромное разнообразие чувств и переживаний: вина, раскаяние, беспокойство, замешательство, обида, унижение и т.д. И именно от того, какие чувства испытывает ребенок в момент наказания, зависит и эффективность этого воспитательного рычага.

Поощрение - это мера педагогического воздействия, выражающая положительную оценку взрослым труда или поведения детей и побуждающая их к дальнейшим успехам.

Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение, отношение, в дальнейшем делал, выполнял, поступал так же правильно и хорошо, как сейчас. Поощрение детей требует особого внимания педагогов и родителей, так как завершение какого-либо дела, достижение того, за что мы хотим ребенка поощрить, само по себе сопровождается положительными эмоциями, чувством радости, гордости и т.п. Эти чувства возникают и без поощрения, они и являются наградой за те усилия, которые приложил ребенок. При минимальном вознаграждении удовлетворенность работой больше.

  1. Поощрения и наказания как средства педагогической коррекции

Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что и положительная группа форм требования (просьба, доверие, одобрение), и отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает никакой необходимости как-то выделить того или иного ученика из общей массы.

Использованию поощрений и наказаний как средств педагогической коррекции должно отвечать наличие определенной ситуации, оно характеризуется известным решением педагога или коллектива, связанным с выделением одного из воспитанников (или группы) из общей массы, однако, как правило, без резкого противопоставления их изменением их прав и обязанностей в коллективе, взаимоотношений педагога и коллектива с ними. Совокупность этих признаков и обеспечивает корректирующее действие.

Ситуации поощрения и наказания представляют собой особые случаи сложных психолого-педагогических ситуаций, характеризующиеся необходимостью регулировки отношений, внесения в них определенных точно дозированных изменений, иными словами их педагогической коррекции.

Возникновение и педагогически целесообразное использование таких ситуаций обусловлено необходимостью формирования более значимых потребностей личности и коллектива.

Необходимость использовать поощрение в самых различных видах деятельности детей отмечал В. Е. Гмурман. Избежать захваливания отдельных учащихся и отдельных классов можно... путем поощрения самых различных достижений в различных областях деятельности, писал он. Это даёт возможность стимулировать, способности и склонности как в области учения, так и в разнообразной внеурочной деятельности.

На первых порах работы с коллективом педагог поощряет отдельные действия своих воспитанников: это может быть и образцово убранный класс, и организованно проведенный поход, и т. п. Однако по мере формирования здорового общественного мнения коллектива предметом поощрения становится устойчивое проявление тех или иных моральных качеств: ответственности, организованности, принципиальности, взаимопомощи.

Ситуация наказания это конфликтная ситуация. Смысл наказания как средства коррекции в его относительно раннем использовании и осторожной дозировке. Поэтому использование наказания в условиях нормально протекающего воспитательного процесса вполне возможно и в ситуациях, когда отношения воспитанника в целом направлены положительно.

Важным условием развития самостимуляции в использовании поощрений и наказаний является соблюдение меры. Трудно даже сказать, что более вредно в воспитании: захваливание, злоупотребление поощрением или, напротив, наказания по всякому поводу. В отличие от таких форм косвенного требования, как одобрение и осуждение, являющихся повседневными, рядовыми воздействиями на воспитанников, поощрение и наказание как средства коррекции должны использоваться значительно реже.

Л.Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев и В.Л. Леви изучая наказание как коррекционный метод, предлагают следующие принципы его использования:

  1. Наказание действенно, когда оно понятно ребёнку, и он считает его справедливым. После наказания о нём не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения.
  2. Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу.
  3. Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости.
  4. Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
  5. Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы.
  6. Наказание не должно вредить здоровью ребенка ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен воздержитесь от наказания.
  7. Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения.

Таким образом, наказание должно быть справедливым, так же как и уместное поощрение, т.е. их нужно использовать умело.

Хотелось бы отметить, что использование методов поощрения и наказания должно основываться на принципе гуманизма. В них должна проявляться забота о росте личности.

Поэтому необходимо помнить, что в хорошо воспитанных семьях, где сложилась сознательная дисциплина и есть взаимопонимание, длительное время можно обходиться без наказания вообще. Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным наказание.

Данные методы должны быть индивидуализированы, учитывать возраст, психологические особенности личности и педагогическую ситуацию. А также то, что такт в поощрении и наказании является необходимым элементом.

Использование поощрений и наказаний как средств педагогической коррекции должно отвечать наличие определенной ситуации,

Совокупность этих признаков и обеспечивает корректирующее действие.

Единого подхода в воспитании детей нет. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов, то есть, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств.

Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае вытекает не из какой-то шкалы пороков и добродетелей, за которые следует строго отмеренная доза карательных мер и наград, а из реально проявляющейся в данной педагогической ситуация потребности в коррекции поведения детей.

Можно сказать, что эффект применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частоте их использования. Только в тех случаях, когда необходимость поощрения или наказания жестко и недвусмысленно диктуется конкретной ситуацией, надо к ним прибегать.

  1. Виды и формы поощрения и наказания.

Говоря в целом, поощрения и наказания - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены.

Главным признаком, по которому мы считаем целесообразным давать классификацию видов и форм поощрения и наказания, является способ стимулирования и торможения деятельности детей, способ внесения изменений в их отношения. По этому признаку Л.Ю. Гордин в своей работе выделяет следующие виды поощрения и наказания:

1. Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей.

2. Поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.

3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.

Внутри каждой из этих групп поощрений и наказаний большое разнообразие форм их использования, однако их тоже можно подразделить на следующие основные формы:

а) поощрения и наказания, осуществляемые по логике «естественных последствий»;

б) традиционные поощрения и наказания;

в) поощрения и наказания в форме экспромта.

Классификация видов и форм поощрения и наказания во многом условна и не отражает всего богатства практических возможностей использования этих воспитательных средств. Назначение этой классификации -помочь разобраться в многообразии реальных жизненных ситуаций поощрения и наказания. Вместе с тем воспитателю необходимо иметь представление и о наиболее типичных конкретных мерах поощрения и наказания, используемых в воспитании детей и подростков. При этом необходимо иметь в виду, что та или иная мера связывается с поступком ребенка не непосредственно, а лишь через анализ конкретной ситуации, с учетом всех отношений, составляющих данную ситуацию.

Рассмотрим вначале основные меры поощрения в воспитании детей. В числе наиболее употребительных мер индивидуального и коллективного поощрения следует назвать прежде всего поручение почетных обязанностей. Почетные поручения в качестве меры поощрения широко используются и в семье. Например, мытье посуды после чая может поручаться ребенку 5-8 лет эпизодически, в виде поощрения.

Мерой поощрения является и предоставление дополнительных прав . Необходимо иметь в виду, что предоставление дополнительных прав может приводить к противопоставлению отдельных ребят коллективу. Поэтому важно, чтобы подобное поощрения осуществлялось с учетом общественного мнения коллектива, было в значительной мере функцией коллектива.

Одна из наиболее распространенных мер поощрения - присуждение почётного места в соревновании. Это сопровождается коллективными и индивидуальными наградами - премиями, подарками, почетными и похвальными грамотами и т. п. Особенно часто используются поощрения в виде подарков в семье. Стремление определенной категории родителей во что бы то ни стало делать своим детям дорогие подарки становится источником трудностей в воспитания в семье и в школе.

Своеобразной формой присуждения почетных мест в соревновательно-творческой деятельности школьников являются различные выставки лучших работ детей: рисунков, поделок, сочинений. Награждать следует разного рода почетными грамотами и вымпелами.

Количество их не должно быть излишним. Важно, чтобы вручение этих поощрений победителям соревнований производилось в торжественной обстановке: на линейке или сборе, в школьном зале и т. п.

Но ни в коем случае нельзя считать наградой прощение . Это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания, по сути своей примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Только тогда ребенок будет любить наказывающего отца или мать, и переживать новые проступки как стремление исправиться, помириться, хорошо вести себя впредь.

Но никогда ничего не прощать означает бесчувственное, бесчеловечное, антипедагогичное поведение. Оно лишь углубит пропасть между воспитателем и ребенком. Но всегда с готовностью прощать всё - значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка. Так что и здесь рассудительность и понимание индивидуальных качеств ребенка будут служить нам лучшим ориентиром.

Теперь рассмотрим наиболее употребительные и оправданные меры наказания в школе и семье, включая официально действующие меры наказания учащихся.

Наиболее распространенной мерой наказания является замечание учителя . Во-первых, оно должно быть обращено к конкретному нарушителю требований педагога, правил для учащихся, во-вторых, делаться в вежливой, но официальной категорической форме и осуществляться с помощью прямого непосредственного требования.

В отдельных случаях педагогом может быть использована такая мера, как приказание ученику встать у парты. Такое наказание целесообразно в младших и подростковых классах, по отношению к непоседливым, несобранным ученикам. Встав возле парты, находясь под пристальным взглядом учителя, привлекая к себе внимание всего класса, ученик невольно сосредоточивается, приобретает собранность. Убедившись, что до него дошёл смысл наказания, учителю следует посадить его да место. Ошибкой учителей является то, что они ставят ученика возле парты надолго, а иногда ухитряются, поставив в разных концах класса несколько таких провинившихся, держать их так до самого конца урока.

Такое длительное стояние для ребенка вредно, оно утомляет его. Наказание превращается в своеобразное унижение, вызывает естественный протест. В итоге, ученик, улучая минутку, когда учитель не смотрит на него, начинает развлекать окружающих, ища их поддержки и сочувствия. Обычно дело заканчивается тем, что учитель удаляет провинившегося из класса, а тот, чувствуя себя «героем», отправляется в коридор, провожаемый одобрительными усмешками товарищей.

Не случайно, поэтому удаление из класса - одна из мер наказания, целесообразность использования которой вызывает среди учителей и родителей горячие споры.

Удаление из класса возможно лишь в случае явного, открытого, демонстративного неподчинения ученика требованиям учителя, когда ученик ведет себя вызывающе, оскорбительно по отношению к учителю и своим товарищам, когда педагог чувствует, что ему обеспечена поддержка общественного мнения класса. Надо признать, что в значительной части случаев, когда эта мера используется, ее применение было вызвано раздражением учителя, его неумением предусмотреть конфликт, иногда - нетактичным обращением к ученику.

Однако и в том случае, когда удаление из класса действительно необходимо и учитель сумел спокойно, но вместе с тем твёрдо и уверенно осуществить эту меру, ему необходимо иметь в виду, что наказание не завершено. Чтобы исчерпать конфликт, необходимо, в зависимости от конкретной ситуации, так или иначе завершить наказание уже после урока. Иногда педагог, находясь в состоянии раздражения, провожает удаляемого фразой: «Больше на мои уроки не приходи!..».

Весьма серьезной мерой наказания служит выговор. Его смысл заключается в моральном осуждении поступка ученика. Поэтому педагогическое действие данного наказания нельзя сводить лишь к формальному акту объявления выговора, к его записи в дневнике или в приказе по школе. Если выговором завершается острое, принципиальное обсуждение поведения ученика на совещании при директоре или педагогическом совете, с участием его товарищей, эта мера наказания становится весьма сильной.

Для того чтобы у детей формировалось убеждение, что выговор - это очень серьезная мера наказания, ни в коем случае не следует объявлять выговор «для острастки», как порой, к сожалению, случается.

Обсуждение отрицательного поступка ученика может и не завершаться выговором, а ограничиваться лишь объявлением ему устного замечания или оформлением дисциплинарной записи в дневник. Такая запись не должна отражать эмоциональной взвинченности учителя, а содержать лишь осуждение, выраженное в сдержанной, официальной форме.

Наряду с предусмотренными официальными документами, в школах используются и такие педагогически целесообразные меры наказания, применение которых связано с традициями, особенностями конкретных коллективов. Используется, в частности, такая мера, как поручение дополнительных трудовых обязанностей (наряд ).

Другой мерой наказания, также обусловливающей регулирование прав и обязанностей ученика, является отстранение на какое-то время от работы, от участия в коллективном общественно полезном деле. Использование этой меры целесообразно в том случае, если наказанный положительно относится к данной деятельности, дорожит возможностью участвовать в ней вместе со своими.

Нельзя в качестве меры наказания лишать ребёнка прогулки, еды, того, что необходимо ему для нормального развития. Кроме того, следует помнить, что наказания, связанные с теми или иными ограничениями, лишениями, приемлемы в основном лишь в отношении дошкольников и младших школьников.

В качестве наказания может быть использована и отсрочка ожидаемого поощрения . К примеру, можно на некоторое время отложить покупку какой-то вещи: велосипеда, фотоаппарата. Но всё же в наказании, как и в поощрении, чрезвычайно важна справедливость.

  1. Заключение.

Многие педагоги прошлого и наши современники, касавшиеся проблемы поощрения и наказания в воспитании детей, любили повторять крылатые слова К. Д. Ушинского: «Если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными».

Выше мы обстоятельно рассмотрели причины появления такой точки зрения, отметили, что для своего времени она была во многом прогрессивной. Автор отдает себе отчет в том, что спор этот, в конечном счете, решит время. Бесспорно одно: в наши дни в воспитании без этих средств не обойтись, и задача заключается в том, чтобы их использование было, как минимум, элементарно грамотным в педагогическом отношении.

Овладение же искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. «Наказание - очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», - подчеркивал А. С. Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. Именно поэтому А. С. Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям использовать поощрения нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости.

Можно высказать предположение, что по мере совершенствования воспитательного процесса, роста педагогической квалификации учителей, их мастерства в школах все меньше будет случаев неумелого, порой противоречащего элементарным нормам этики и права, использования поощрений и наказаний. Напротив, все более станет использоваться поощрение и наказание как педагогическая коррекция, точно рассчитанное и тонко осуществленное воздействие учителя и общественного мнения коллектива. Однако само собой это не произойдет.

  1. Список использованной литературы:

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как?- М.: Масс-Медиа, 1995 - 240 с.

Гмурман В. Е. Поощрение и наказание в школе, М., 1962

Леви В. Нестандартный ребенок. - С. Пб: Питер, 1993

Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, Юрайт, 1998. - 464 с.

Островская Л.Ф. Надо ли наказывать детей - М.: Просвещение, 1967 - 168 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, М., 1960.


«…Наказание как метод педагогической коррекции на протяжении столетий вызывал противоречивые суждения и оценки», - пишет С.А. Гутман . «В первые годы существования советской школы многие видные деятели народного образования и педагоги негативно относились к применению поощрений, и особенно наказаний, в советской школе. Так, первый нарком просвещения А.В. Луначарский в таком основополагающем документе, как «Основные принципы единой трудовой школы» (1918 г.) писал: «…никакая строгость, никакие наказания не могут иметь места в обновленной школе» . Активным сторонником отмены наказаний был и П.П. Блонский. В статье «О наказаниях» (1924 г.) он писал, что поощрения и наказания порождают соперничество среди детей.

В выступлениях Н.К. Крупской в 20-е гг. также проявилось критическое отношение к применению поощрений, и особенно наказаний, в советской школе. Это было связано с критикой системы поощрений и наказаний, применяемых в буржуазной школе. Как и другие передовые педагоги, Н.К. Крупская решительно выступала против системы надзора и угроз, против розг и карцера, применявшихся в дореволюционной школе» . А.С. Макаренко был другого мнения. Он писал: «Страх педагогов перед наказанием проистекает из боязни возродить нравы старой школы» .

Сегодня даже нет правильного научного определения об этом методе. В учебнике «Педагогика», выпущенном под ред. профессора Л.П. Крившенко и др. говорится, что «наказание – это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения» .

«Выражение отрицательной оценки, осуждение» - только отдельные свойства наказания, а не само наказание. Они могут выражаться и другими методами: критикой, замечанием, неодобрением и т.д. Наказание, на наш взгляд, - способ передачи и усвоения содержания педагогического процесса путем причинения воспитаннику моральной (душевной) боли за недобросовестное отношение к выполнению своих обязанностей. Механизм воздействия наказания заключается в том, что оно вызывает у человека неприятные переживания, чувства стыда, неловкость, боль, лишает удовольствий за нарушения установленных правил. Правильно и своевременно примененное наказание помогает понять ошибочность действий, корректирует поведение, формирует желание не допускать ошибок в будущем. Поэтому наказание – важный и полезный метод. Не надо спорить о нужности или ненужности его. «Мошер доказал, что человек, преступая религиозные, моральные или этические нормы, обречен на наказание» . То есть нарушитель должен чувствовать свою вину и признавать право на наказание. Не имеет значения, кто будет наказывать его: старшие, должностные лица, бог или он сам. Роль и значение наказания правильно отражается в религии. Она утверждает, что бог видит все грехи человека, за которые он обязательно будет наказан. Грешный будет гореть в аду. Каждый верующий знает об этом и старается не делать неправильных шагов.


«Наказание должно быть объявлено такой же естественной, простой и логически вместимой мерой, как и всякая другая мера», - писал А.С. Макаренко .

При наказании применяется много средств. К ним, например, относятся: замечание, предупреждение, выговор, перевод в другой класс, школу, отметки, запись в дневнике, штраф, угол, критическая статья и т.д. Из этих средств образуются многочисленные варианты наказания: объявления замечания (предупреждения, выговора); исключение из школы; причинение физической боли; отсрочка или отказ выполнения обещания; изоляция от друзей; оценка отрицательной отметкой; составление дисциплинарных записей в дневнике; наложение штрафа; объявление наряда; лишение поручений; лишение удовольствия; ограничение прав; отказ от поощрения и т.д.

Некоторые особенности метода наказания требуют более грамотного, осторожного применения его. К сожалению, в жизни довольно часто наблюдаются ошибки. Самой распространенной среди них является несправедливое наказание человека. Народ – великий и главный воспитатель понимал необходимость справедливого наказания. «Не за того волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел», - говорит русская пословица. «Лучше десять виновных простить, чем наказать одного безвинного», - говорится в другой пословице.

А какое наказание является справедливым? Как определять это? Во-первых, должно быть нарушение установленных правил, норм поведения, за которые предусмотрены те или иные наказания. Во-вторых, знание человеком, что эти правила нельзя нарушать, что за них наказывают. В-третьих, субъект педагогического процесса должен убедиться, что именно наказание приведет к корректировке поведения данного воспитанника. Справедливым наказание будет и тогда, когда наказывается человек по существу нарушения, а не по второстепенным, вытекающим из этого нарушения, признакам. Например, ученик пропускает занятия, но при этом не отстает от своих товарищей, наверное, самостоятельно изучает их или заранее уже знает. За эти пропуски нежелательно его наказывать, так как на занятия ходят для изучения и усвоения содержания ПП. А если другой ученик плохо усваивает материал из-за регулярных пропусков занятий по неуважительной причине, его надо наказывать и не за то, что не усвоил содержание, а за то, что пропускает занятие. Потому что именно пропуски являются причиной его неуспеваемости. А если он, прекращая пропускать занятия, начинает плохо усваивать темы из-за равнодушного или отрицательного отношения к учебе, то его надо наказать именно за такое отношение. Одним словом надо наказывать за главную причину. Такое наказание будет справедливым.

Причины несправедливого наказания разные. Часто оно является результатом поверхностного отношения к выяснению причин нарушений, плохой осведомленности о характере воспитанника. Такое наблюдается, например, тогда, когда педагог или родитель в данный момент озабочен чем-то другим, раздражителен, устал. Народ говорит: «Прежде чем наказать, посчитай до ста». «Наказание – тонкое дело», - отмечает А.С. Макаренко . Поэтому необходимо уметь наказывать.

Несправедливое наказание приводит к отрицательным результатам. Оно «огрубляет человеческую душу, озлобляет и ожесточает ее» , вызывает обиду. А обида в свою очередь формирует агрессивного, жестокого, недоброго человека.

Следующая ошибка – необеспечение восприятия воспитанником налагаемого наказания. Наказание должно восприниматься человеком. Это означает, что он согласен с ним, адекватно переживает, осознает свою ошибку, признает вину и делает соответствующие выводы. Невосприятие проявляется в равнодушии воспитанника к наказанию или в несогласии с ним. Он может сопротивляться или даже необоснованно обижаться. Такое невоспринятое наказание отрицательно сказывается на характере. Он становится вредным, ненужным.

А как обеспечить восприятие наказания?

В первую очередь необходимо наказывать человека с учетом его индивидуальных особенностей. Иногда за один и тот же поступок разных воспитанников приходится наказывать по-разному. Добросовестного ребенка, допустившего данное нарушение случайно без какой-либо корысти, достаточно слегка пожурить, а тех, для кого нарушение – привычное явление, наказать более строго. Неуверенных нежелательно публично и слишком строго наказывать. Вариантов действий много.

Восприятие наказания зависит и от взаимоотношений ученика с учителем. «Даже к мягкому порицанию авторитетного, уважаемого, любимого педагога относятся болезненно. И, наоборот, заслуженное наказание со стороны малоавторитетного воспитателя воспринимается как придирчивость и несправедливость и не имеет воспитательной ценности» .

Восприятие наказания происходит тогда, когда смысл, цель наказания понимается воспитанником, когда он признает свою вину. Поэтому педагог должен комментировать, объяснять нарушение, его реальные и возможные последствия. Для этого он проблему тщательно изучает. В необходимых случаях требует письменного объяснения, организует предварительное обсуждение. Оправдывает и «отсрочка» наказания. А.С. Макаренко, например, не сразу наказывал колонистов, назначал время для встречи и дал возможность ему осмыслить, оценить свою ошибку, тем самым наказание заменил самонаказанием. Иногда он приглашал нарушителя и заставил сидеть его в своем кабинете, не обсуждая происходящее, отпускал его. Это тоже способствовал восприятию наказания.

Для обеспечения восприятия наказания необходимо регулярно и обоснованно менять виды наказания одного и того же воспитанника. Если одно и то же наказание применяется часто, то происходит привыкание к нему. Ухудшается восприятие его. Непривычность наказания лучше воздействует на человека. Иногда даже можно наказать через «поощрение». Например, предоставление ему льготы, что должно восприниматься им как наказание.

В некоторых случаях наказание вместо чувства стыда вызывает лишь страдание, например, тогда, когда лишают его каких-то льгот, материальных благ, причиняют физическую боль. «Я не могу поэтому признать полезным для ребенка какое бы ни было наказание, при котором стыд пострадать за совершенный поступок не действует на него сильнее, чем само страдание», - писал Д. Локк . Такое наказание не вызывает у воспитанника желания совершенствовать себя. У него возникает только мотив избежания страдания, боли. Из-за этого он старается скрывать свои нарушения, а не избавляться от недостатков в характере, приведенных к нарушению. В результате у него формируются трусливость, двуличие и т.д. Все это говорит о том, что наказание не попало в «мищень». Оно должно было вызывать чувство стыда. Чувство стыда является великим завоеванием человечества.

Несоразмерное, неадекватное наказание, к сожалению, является достаточно распространенной ошибкой в воспитании. Применение телесного наказания – яркий пример тому. При этом методе причиненная боль выводит чувство стыда на второй план, из-за чего педагогическое воздействие становится неэффективным. Физическое наказание в нашей стране, к сожалению, применяется довольно часто. Около 50% школьников заявляют, что в их семье родители бьют детей. Самое ужасное то, что такое наказание применяется и некоторыми педагогами. 17% учащимися отмечается это.

Отношение к телесному наказанию среди родителей и педагогов не однозначное. Ломоносов, например, рекомендовал применять его, правда, как исключительная мера. Д. Локк считал, что «побои и все прочие виды унижающих телесных наказаний не являются подходящими» . Народ не одобряет этого наказания. «Детей побоями не учат, добрым словом учат», - говорит он.

Телесное наказание приводит к отрицательным последствиям. Оно вызывает патологический страх от телесной боли. «Умный слова боится, а дурак дубины», - гласит пословица. Человек, подвергающийся к физическим наказаниям, обычно не имеет силы воли, выдержанности, терпения, храбрости, принципиальности, самоотверженности. В экстремальных ситуациях он думает только о самосохранении. Родственники, друзья его не интересуют. Телесное наказание делает воспитанника жестоким, агрессивным. Оно ухудшает взаимоотношения детей с родителями и всеми другими, кто причиняет физическую боль. А плохие отношения часто приводят к конфликтам, дракам, травмам, убийствам.

Разновидностью физического наказания является лишение воспитанника естественных, биологических, физиологических потребностей. К сожалению, такое тоже встречается. К ним относятся, например, такие наказания, как лишение человека обеда, отдыха, привлечение к непосильному труду, лишение сна, общения со сверстниками и т.д. Такое наказание не способствует правильному развитию личности.

В применении наказания некоторыми педагогами допускаются унижение, оскорбление. По отношению к нарушителю применяются такие слова: невежда, бездарь, глупец, маньяк и т.д. Употребляются пословицы типа яблоко от яблони далеко не падает. При этом упоминаются все его предыдущие грехи. Делается вывод о его безнадежности и т.д. Я знаю одного доктора филологических наук, который до сих пор не может избавиться от комплекса, что у него безобразный внешний вид. Оказывается, мама его в детстве обзывала «уродом». Наказание – своеобразное предъявление требования к личности с целью его перевоспитания. Поэтому требовательность должна сочетаться с уважением.

Иногда и публичное наказание способствует унижению воспитанника. Поэтому такое наказание надо применять с большой осторожностью. В некоторых случаях полезным бывает наказание без свидетелей.

Частое наказание также является ошибкой. О том, что нельзя часто наказывать ребенка говорил А.С. Макаренко. Он писал, что «наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда явно целесообразно» . А на вопрос, почему нельзя часто наказывать воспитанника, отвечает народ своей пословицей: «если человека каждый день называют свиньей, то через месяц он захрюкает». Частое наказание приводит к привыканию к нему. Для такого человека наказание перестает быть воспитательной силой. Воспитанник становится равнодушным сначала к наказанию, затем к себе, окружающим и к жизни.

В определенных случаях наказание можно заменить, например, такими методами, как замечание, беседа, прощение, предоставление шансов.

А как определить периодичность, частоту наказаний? Для этого необходимо систематически и тщательно наблюдать воспитанника, чтобы не допустить привыкание его к наказанию. Для предупреждения этого надо добиться сильного воздействия на него первого наказания. Наказание должно воздействовать универсально, то есть не только устранять данную ошибку, но и внушить человеку мысль о недопустимости любого нарушения. Тогда отпадает необходимость частого использования наказания. Также надо стараться как-то чередовать наказание с поощрением, т.е. находить хоть маленький повод для положительной оценки.

Эти и другие ошибки снижают эффективность педагогического процесса. Для предупреждения их педагогу необходимо постоянно повышать свои знания, умения по применению метода наказания.

Наказание не изолировано от других методов. Выше говорилось о связи его с поощрением. Оно может сочетаться и с такими методами, как требование, «слепого человека», анализа, слухового и зрительного восприятия, сравнения, рикошета и т.д.

В заключении можно сделать некоторые выводы по правильному выбору и умелому применению метода наказания:

Необходимо снять вопрос о том, надо ли наказывать или нет. Наказание, как и все другие методы, объективно существует. Нельзя считать его второстепенным методом. Он нужный и важный метод;

Допущение ошибок в применении метода наказания чревато серьезными последствиями. Поэтому необходимо постоянно и целенаправленно учиться его применению;

При выборе метода наказания надо учитывать следующие факторы: наличие и сущность нарушения; степень вины нарушителя; его индивидуальные особенности; общественное значение данного нарушения и т.д.

Для обеспечения эффективности метода наказания необходимо реализовать следующие условия: правильный выбор метода; справедливость наказания; обеспечение восприятия воспитанником наказания; адекватность наказания; не унижать, не оскорблять человека наказанием; предупреждение привыкания воспитанника к наказанию и т.д.

Материал подготовила А.Ю. Ядрышникова , студентка факультета истории и права (3 курс, з/о)


Наказание – это метод торможения отрицательных проявлений при помощи негативной оценки поступков воспитанника, порождения в нем стыда, раскаяния, чувства вины.
Наказания подразделяются на следующие виды: неодобрение, порицание, замечание, лишение воспитуемого удовольствия, лишение, ограничение в правах, отложенное наказание, выговор и др.

Метод наказания нужно использовать с особой осторожностью. Если наказание реализовано в оскорбительной форме, оно обижает воспитанника, озлобляет, провоцирует его на поступки назло педагогу. Излишняя либеральность и отсутствие наказаний могут привести к непослушанию, неорганизованности воспитуемых, понижению авторитета педагога.

Два условия, которые должны соблюдаться при наказании: справедливость и продуманность. Наказание применено несправедливо, технологически неправильно, если впоследствии воспитанник испытывает чувство обиды на педагога.

Метод наказания – сильнодействующий. Нельзя поспешно применять наказание, пока педагог не имеет полной уверенности в его справедливости и влиянии, оказывающем позитивное влияние на поведение воспитанника, так как ошибку педагога при этом методе исправить значительно труднее. Наказания расцениваются по-разному: за одно и то же действие одного возможно наказать, а другого поощрить. Допустим, один ребенок – забияка, драчун. Другой же дрался для защиты младшего (в том числе – защищая честь и достоинство слабого).

Необходимо тщательно продумывать наказания групп воспитанников, учитывая при этом характер отношений в группе. Так, если наказать «сплотившиеся стаи» воспитанников или целые отряды, классы, это приведет к «круговой поруке» и коллективному отрицанию мнения воспитателя. Наказывать весь коллектив допускается при наличии условия высокого интеллектуального уровня развития, потому что в данном коллективе уровень ответственности за друг друга высок.

Решение о наказании должно быть взвешенным, обоснованным. Ни в коем случае нельзя применять этот метод в состоянии раздражения и гнева.

Еще несколько условий, которые необходимо учесть при использовании данного метода.

  • Наказание не должно наносить вред здоровью – ни психическому, ни физическому.

  • Ели есть сомнение в нужности наказания – не наказывайте!

  • Если наказание запоздало – лучше не наказывать. В сознании воспитанника наказание должно быть прочно связано с проступком, при большой отсрочке наказании эта связь не столь прочна.

  • Не надо доводить до того, чтобы воспитанник боялся наказания самого по себе. Ребенка должно останавливать то огорчение, которое вследствие его поведения появится у учителей, близких, других значимых для него людей.

  • Никакого унижения при наказании!

  • За наказанием всегда должно следовать прощение, не стоит «накалять» ситуацию, загоняя ребенка в бесполезные переживания.

  • Случаи, которые исключают наказание: оплошность, страх, положительный мотив, раскаяние, неумение, аффект.

    Таким образом, к методу наказания необходимо прибегать в крайних случаях, оно ни в коем случае не должно становиться главным методом воздействия на воспитанника.