Конспект план отгадывание загадок. Интегрированного занятия на тему: «загадки и отгадки. Ход занятия в средней группе

Елизавета Вечкаева
Конспект занятия «Путешествие в страну Загадок»

Конспект Занятия

«Путешествие в страну Загадок »

Подготовила : Вечкаева. Е. Г

Цели и Задачи :

Научить детей средней группы четко выделять для себя наиболее характерные, выразительные признаки предметов.

Развивать логическое мышление, память, внимание, творческое воображение.

Воспитывать умение сосредотачиваться.

Вызывать у детей радостное настроение; удовлетворение от проделанной работы

Необходимые материалы для занятия :

Карточки с буквами

3 коробочки

Листы, карандаши

Ход занятия в средней группе

Воспитатель : Дети, давайте друг другу улыбнемся, пожелаем хорошего настроения. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте догадаться, в какое путешествие мы с вами отправимся? Готовы? Тогда слушайте внимательно…

Ну-ка все вставайте в круг

Улыбнитесь всем вокруг

Дверь волшебную откроем,

Путешествие освоим .

А идем в страну такую ,

Очень даже не простую

На любой вопрос там есть отгадка,

Называется эта страна , страна-ЗАГАДКА (все вместе)

Воспитатель : Молодцы, догадались. Сегодня мы с вами ребята будем путешествовать в стране Загадок .

Воспитатель : Загадка - это страна смекалки и воображения. Здесь нужно быть находчивым, внимательным, активным. Ребята, а вы любите загадки ?

Дети : Даааааа

Воспитатель : Тогда наше путешествие будет интересным и увлекательным.

И начнется оно прямо сейчас. (Воспитатель звонит в колокольчик)

Воспитатель :

Ну-ка глазки закрываются,

Все ребятки в путешествие отправляются .

Раз, два, три, Страна сказок двери отвори .

(все детки открывают свои глаза. В это время воспитатель ставит перед ними 3 коробки с надписями «Посуда» , «Животные» , «Фрукты, овощи» )

Воспитатель : Ребята посмотрите, какой сюрприз! Так и хочется заглянуть внутрь. Но они закрыты. Чтобы их открыть, нам нужно отгадать первую загадку .

Вставь в замочек, поверни.

Дверь любую отопри

Ростом мал, но так могуч.

Называется он… (ключ) !

Воспитатель : Молодцы! Вот он, этот самый ключик от всех коробочек. (Педагог делает вид, что открывает. В каждой коробочке лежат карточки с буквами. А, Б, В, Г и. т. д.)

Воспитатель : И так ребята начнем с первой коробочки «Посуда»

Подробное описание игры

Воспитатель по очереди вызывает детей, они достают из коробки карточку с буквой. Далее педагог загадывает загадки про посуду , животных, фрукты, ягоды (можно придумать и дополнить) с отгадками на эту букву. Можно поделить детей на группы.

Закипит-исходит паром,

И свистит и дышит жаром,

Крышкой брякает, стучит.

Эй, сними меня!-кричит.

(Чайник)

Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду.

(Ложка)

Чайника подружка

Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли.

И зовут её…

(Кастрюлей)

Скажите,как назвать ее :

Все в дырках зубы у нее,

Но свеклу, редьку, хрен, морковку

Она перетирает ловко.

(Терка)

У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит.

(Самовар)

Воспитатель : В первой коробочке мы справились со всеми загадками . А теперь перейдем ко второй коробочке под названием «Животные» .

Кто с высоких сосен тёмных

В ребятишек шишки бросил

И в кусты, через пенёк,

Промелькнул как огонёк?

(Белка)

Сердитый недотрога,

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

(Ёжик)

Работяга он упорный,

Он родился в шубе черной,

И всю жизнь в земле живет,

Кто же это? Это.

(Крот)

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

Зубовато, серовато,

По полю рыщет,

Телят и ягнят ищет.

(Волк)

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Носится весь день.

(Олень)

Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха

(Черепаха)

Воспитатель : Ребята как ловко у вас, получается, отгадывать загадки . А найдете ли вы ответы на загадки про «Фрукты и овощи» ?

Ребята : Дааа

Воспитатель : Тогда переходим к третьей коробочке.

Он большой, как мяч футбольный!

Если спелый – все довольны!

Так приятен он на вкус!

Это что? …

(арбуз)

Этот вкусный желтый плод

К нам из Африки плывет,

Обезьянам в зоопарке

Пищу круглый год дает.

(банан)

Раскололся тесный домик на две половинки.

И посыпались в ладошки бусинки-дробинки.

(горох)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи.

(капуста)

Сарафан на сарафан,

Платьице на платьице,

А как станешь раздевать -

Досыта наплачешься.

(лук)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая!

(морковь)

Красный, детки, но не мак.

В огороде - не бурак.

Сочный лакомый синьор.

(помидор)

Воспитатель : Какие вы молодцы ребята. Какие вы все умные и сообразительные.

Совсем скоро наше путешествие подойдет к концу и прежде чем отправиться обратно в детский сад, нам предстоит отгадать последнюю, самую сложную загадку .

(Воспитатель раздает ребятам листочки и карандаши)

Воспитатель : Сейчас я вам загадаю загадку , а вам нужно будет нарисовать отгадку.

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все.

(Солнце)

Ребята рисуют солнце

Воспитатель : Ну вот ребята вы и нашли отгадки на все Загадки в этой стране .

Наше путешествие подошло к концу ! К сожалению, нам пора возвращаться в наш детский сад, в нашу группу. (звонит в колокольчик) .

Глазки у ребяток закрываются.

И в детский сад все снова отправляются.

Раз, два, три

Вернулись из страны - Загадок мы .

Воспитатель : Вот мы и вернулись в нашу группу. Не расстраивайтесь ребята . На память о нашем увлекательном путешествии у вас останется яркое солнышко. И помните, что у любой загадки всегда есть отгадка . Главное не торопиться, быть внимательным и тогда у вас все обязательно получится.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в страну математики» Цель: 1. Упражнять в количественном и порядковом счете, упорядочении полосок по длине, закрепление знания об обратном счете. 2. Закрепить.

«Путешествие в страну сказок через загадку». Открытое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну сказок чрез.

Конспект занятия «Путешествие в страну знаний» Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник.

Цель: ознакомление детей с общественной значимостью праздника – Днём знаний. Задачи: уточнить знания детей о школе; закрепить название.

(для детей средней группы)

Задачи :

1. Развивать воображение, интерес к самостоятельной творческой речевой деятельности.

2. Учить составлять описательную загадку посредством перечисления признаков предмета без его называния. Активизировать словарь детей за счёт называния предметов и обозначения их признаков.

3. Формировать интерес к окружающему, совместным играм, преодолевать трудности в общении, помогать ребёнку почувствовать себя более уверенно.

Материал: По числу детей в подгруппе: игрушки – разные виды транспорта; набор фруктов, ранее рассматриваемых детьми: игровой персонаж – заяц Степашка, Чебурашка.

Организация . С подгруппой детей. Дети вместе с воспитателем переходят от одной игровой ситуации к другой, заранее подготовленной воспитателем (выбор транспорта, гараж, магазин фруктов, елка с игрушками).

Ход занятия.

В гости к детям приходит Степашка.

Степашка. Здравствуйте дети, как у вас красиво в детском саду. К какому же празднику вы готовитесь? А я пришёл к вам из страны Загадок, где все умеют отгадывать и сочинять загадки, и где есть много разных игрушек, почти столько же, как и у вас в группе. А вы, дети, умеете отгадывать загадки? Давайте я проверю. Отгадайте кто это?

Мохнатенька, усатенька

Молочко пьет,

песенки поет

Кто рано встает,

Громко песни поет?

Ку-ка-ре-ку

Степашка. Отлично! Умеете отгадывать загадки. Тогда давайте отправимся в страну Загадок. А на чём же можно путешествовать?

Дети называют разные виды транспорта.

Воспитатель достает игрушки – различные машины, дети называют их.

Воспитатель. Дети, а теперь каждый «выбирает глазами» какую-то из машин и загадывает загадку о ней.

Первую машину выберу я. (дает образец рассказа-загадки)

Я поеду на грузовой машине, у которой четыре черных колеса, красная кабина и синий кузов. В кузов можно будет загрузить много разных полезных вещей. Отгадайте, на какой машине я поеду? А как вы догадались? Да я рассказала, что моя машина грузовая, я сказала, какого цвета у неё кабина, какого цвета кузов и что на ней можно перевозить.

Степашка. А я поеду на специальной машине. У неё красная кабина, длинная лестница, бачок с водой, шланг. Если вдруг во время пути где-то случится пожар, то я смогу помочь его потушить. Дети отгадывают загадку Степашки. Каждый ребенок также выбирает себе машину и загадывает о ней загадку.Затем дети берут свои машины и «едут на ней» в игровой уголок, где построены гаражи.

Воспитатель. Посмотрите, дети, все гаражи разные, они разной длины и ширины. Поставьте свою машину в тот гараж, который для неё подходит. Каждый ребенок ставит свою машину в соответствующий гараж.

Степашка . А давайте, дети, пойдем в магазин и купим в дорогу фруктов. Дети подходят к столу с фруктами. Называют их, вспоминают их качества. выбирают считалкой продавца.

Воспитатель. Каждый ребенок может купить себе фрукт, но для этого он должен загадать о нем загадку. Воспитатель выставляет перед детьми уже знакомую им схему описательного рассказа о фруктах.

Степашка. Отгадайте, какой фрукт я хочу купить. Мой фрукт желтого цвета, длинный, сладкий, без косточек, с толстой кожурой. Его надо сначала очистить, а потом есть. Из него можно сделать сладкий салат. Затем каждый ребенок описывает свой фрукт, «покупает его», складывает в пакет.

Степашка. Ну, теперь до страны загадок чуть-чуть осталось, поедем на автобусе. Дети строят из стульчиков автобус, впереди садится водитель.

На автобус пересели,

Еле-еле мы успели.

За билетик заплатили,

Старым место уступили,

Не толкались и не дрались,

Тихо говорить старались.

В заднюю дверь мы входили,

Из передней выходили.

Мальчики помочь сойти

Девочкам не позабыли.

Воспитатель. А кто же нас встречает в стране загадок. Да это же Чебурашка, самый загадочный зверь. А вы знаете, почему его зовут Чебурашкой?

Чебурашка. Здравствуйте дети, здравствуй Степашка. Степашка, что ты больше всего любишь?

Степашка. Конечно морковку.

Чебурашка. Дети, давайте все вместе составим загадку о морковке

Например, загадка о морковке может включать следующие изображения: треугольник, лиса, снеговик, заяц, сок, суп, лейка, лопата, салат.

Чебурашка . Морковка похожа на треугольник, рыжая, как лиса, нужна снеговику и зайке, её можно найти в салате и супе. Кто-нибудь из детей помогает наклеивать картинки.

Чебурашка. Вот какая загадка у нас получилась: Её из лейки поливают, Потом лопатою копают,Затем в салаты отправляютИ даже зайку угощают.Для детей она нужна,Для снеговика – важна.Что за рыжая плутовка?А зовут её…

Чебурашка. А теперь отгадайте мои загадки, а отгадки найдите на моей елочке.

Спереди - пятачок,

сзади – крючок,

Посредине – спинка,

На спинке – щетинка.

Маленький, беленький

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Висит она вниз головой,

Не летом висит, а зимой.

Но солнце её припечет,

Растает она и умрет.

Маленький Антошка

На одной ножке,

Сквозь землю прошел,

Красную шапочку нашел.

Скоро в ночь на Новый год

Странный гость к тебе придет –

Кто-то с белой бородой.

В красной шапке меховой,

С длинным посохом в руке

И с подарками в мешке.

Чебурашка. Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали.

Воспитатель. До свиданья Чебурашка. А нам ребята пора возвращаться в детский сад.

Мы сейчас вымоем фрукты и приготовим вкусный, сладкий фруктовый салат.

2.06.2017г . Конспект по развитию познавательных способностей

детей

Тема: «День загадок»

Цель : развивать логическое мышление с помощью загадок.

Программное содержание :

учить детей отгадывать загадки по определенной теме;

развивать память, внимание, речь, воображение, мышление;

развивать интеллектуальные способности посредством художественного слова;

закреплять практические навыки детей: в штриховке, в ориентировании на листе бумаги, в рисовании ластиком, в нахождении закономерностей и продолжении узора;

воспитывать интерес к природе, к окружающему миру.

Ход занятия .

I .Оргмомент. «Отгадай загадку»

1).Дети стоят полукругом, воспитатель предлагает отгадать загадки, тому, кто поймает мяч:

    Выросла сосулька за ночь у окна,

Ручеек забулькал. Что это?

    Она приходит с ласкою,

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет.

    Пришла, улыбнулась, утихли метели,

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

II . Работа над развитием логического мышления.

1).Беседа «Летние месяцы».

Воспитатель предлагает детям узнать весенние месяцы по приметам, которые они услышали в загадках:

Назовите, какому месяцу соответствуют приметы из первой загадки.

Скажите, а когда в лесах распускаются подснежники?

Вы узнали по приметам первый летний месяц?

2).Словесная игра «Угадай, кто сказал».

Вы правильно отгадали загадки об одном из самых замечательных времен года и ответили на мои вопросы. А теперь мы вместе составим небольшой рассказ о лете. Помогайте мне. Отвечать можно хором.

Наступило…

Появились первые …

Солнышко не только светит, но и …

День становится длиннее, а ночь…

Из теплых стран прилетели…

На деревьях выросли…, и появились первые…

3). Игра на внимание, развитие памяти.

Молодцы! А теперь из предложенных карточек выберите те, в которых по приметам вы узнали лето, которые имеют отношение к лету.

III . Физкультминутка.

Руки подняли и помахали – это деревья в лесу,

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер срывает росу,

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят,

Как они сели покажем – крылья сложили назад.

IV .Практическая часть: выполнение заданий за столами.

1).А теперь займите свои места за столами. И я объясню, что надо сделать. Дети выполняют штриховку, графические упражнения, соединяют цифры по порядку, рисуют ластиком вербу.

2).Воспитатель читает стихи о весне, загадывает загадки, и дети у кого данная отгадка выходят и показывают ее остальным.

    У нее почки – пушистые комочки.

По весне она цветет праздник

Пасхи к нам зовет.

    Весит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной.

    С неба падает слезами,

По земле бежит ручьями.

    Мы сделали домик,

Прибили на столбик,

Прилетел жилец –

Говорливый скворец.

Дети отгадывают загадки и показывают свои работы. Рассматриваются все работы.

V . Итог. Игра на развитие воображения.

Воспитатель предлагает детям представить Лето (в образе кого?) – маленькой девочки, девушки, женщины, бабушки. И предлагает подумать, какое обычно летом бывает настроение.

И я хочу пожелать вам голубого, чистого неба, яркого ласкового солнышка и прекрасного летнего настроения.

Составила Вирясова И.М.

Конспект. Вечер загадок в старшей группе «Почтальон Печкин спешит к нам в гости»

Описание материала: предлагаю вам конспект вечера загадок для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Почтальон Печкин спешит к нам в гости». Данный материал будет полезен воспитателям старших групп, родителям, студентам педагогических колледжей. Этот конспект направлен на расширение и обогащение знаний детей об окружающих предметах и их словообразовании.

Конспект вечера загадок «Почтальон Печкин спешит к нам в гости».

Интеграция образовательных областей : «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Цель : продолжать расширять и обогащать знания детей об окружающих предметах, название которых состоит из двух простых слов.

Задачи:

Образовательные: Сформировать представление о сложных словах и их образовании из двух простых.

Развивающие: Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки и обосновывать свой ответ, делать умозаключения.

Речевые : Развивать связную речь, излагать свои мысли последовательно, обогащать словарь: сыроежка, водопровод, стеклорез.

Воспитательные : Воспитывать интерес к окружающим нас предметам и бережное к ним отношение.

Демонстрационный материал: Иллюстрации с изображением отгадок,7 карточек с цифрами от 1 до 7 (на обратной стороне написаны буквы МОЛОДЦЫ), самокат детский, посылка, стол с самоваром.

Методические приемы : Игровой прием, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, поощрение, подведение итогов - прочтение слова «молодцы», физкультминутка на внимание «Командиры», хоровое и индивидуальное проговаривание слов, чаепитие.

Ход.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель. Ребята, к нам пришел гость.

На самокате въезжает почтальон Печкин (переодетый воспитатель).

Печкин . Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я приехал к вам на транспорте, который сам катит (демонстрирует.) Как его можно назвать одним словом? (самокат)

Верно, это сложное слово состоит из двух простых слов, повторите эти слова хором.

Молодцы. Мне прислали посылку с загадками, а я ни одной разгадать не могу. Помогите, пожалуйста. (достает из посылки иллюстрации-отгадки, раскладывает их по столу обратной стороной, обращает внимание детей, что здесь написаны цифры, а с обратной стороны - секрет, увидим его если отгадаем загадку).

Воспитатель . У меня тоже есть цифры (1-7), (располагает их на доске по порядку)

Под ними тоже есть секрет, увидим его в конце вечера.

Печкин. Ребята, под какой цифрой вы хотите отгадать загадку? (дети ходят вокруг стола и сами выбирают карточку с любой цифрой - называют 3)

Печкин читает.

Мойдодыру я родня,

Отверни, открой меня.

И холодною водою

Живо я тебя умою. (Водопровод)

Идут рассуждения детей.

Печкин. Молодцы, вы отгадали загадку (переворачивает лист и показывает картинку водопровода).

Из каких слов вы составили слово «водопровод»? (воду проводит)

Воспитатель. Вы отгадали загадку под цифрой 3, давайте откроем ее на доске (переворачиваем карточку-там буква Л).

Печкин. Под какой цифрой отгадываем загадку? (по желанию детей -1)

Печкин читает.

Ей забили мясом рот,

И она его жует,

Жует, жует и не перестает

И в тарелку отправляет. (Мясорубка)

Идут рассуждения детей.

Печкин. Верно (показывает картинку мясорубки.) Назовите 2 простых слова (мясо рубит)..

Воспитатель. Вы отгадали загадку, открываем цифру 1 (М)

Печкин. Походите вокруг стола и выберите следующую загадку. (дети выбирают 6).

На зеркальном на катке,

На единственном коньке,

Он проехался разок,

И распался весь каток. (Стеклорез)

Идут рассуждения детей.

Печкин. Молодцы! отгадали загадку (показывает картинку).

Воспитатель. Вы отгадали загадку под цифрой 6. Переворачиваем ее (Ц)

Печкин. Предлагаю поиграть в игру « Командиры». Услышите это слово - выполняйте задание, которое я вам скажу. Не услышите - не выполняйте. Я посмотрю какие вы внимательные. Встаньте, пожалуйста в круг.

Командиры, руки вверх, (выполнить)

Командиры, хлопнули в ладоши,(выполнить)

Топните ногой (не выполнять.) Можно дать до 8 заданий.

Вы были внимательными. Какую загадку сейчас отгадываем? (2)

Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит как лайнер «ТУ». (Пылесос)

Печкин. Правильно. Назовите 2 простых слова (пыль сосет), (показывает картинку).

Воспитатель. Вы отгадали загадку, открываем карточку (буква о)

Печкин. Под какой цифрой отгадываем загадку? (дети выбирают цифру 7)

Закричу, заурчу,

Под небеса улечу. (Вертолет)

Идут рассуждения детей.

Печкин хвалит детей и показывает картинку.

Печкин . Из каких слов состоит это сложное слово? (вертит и летит).

Воспитатель открывает карточку на доске под № 7.(ы)

Печкин предлагает разгадать следующую загадку. (5)

Не спрашивая броду,

Лезу смело в воду -

На всякой глубине

Лишь по пояс мне. (Теплоход)

Рассуждения детей.

Печкин хвалит детей и показывает картинку - отгадку, просит назвать 2 простых слова.

Воспитатель открывает на доске карточку под № 5(Д).

Печкин . Я сам отгадаю последнюю загадку под цифрой 4 .

Кто, на берегу пары клубя,

Пуская дым трубой,

Несет вперед и сам себя,

Да и меня с тобой? (Паровоз)

Дает неправильный ответ, дети его исправляют.

Воспитатель открывает последнюю букву и предлагает детям прочесть слово, которое получилось на доске « молодцы».

Печкин. Спасибо, ребята, за помощь. Вы внимательные, умные, старательные,помогли мне разгадать загадки.

Воспитатель обращает внимание детей на стол, где стоит самовар и приглашает всех на чай.

Эти загадки можно использовать в следующий раз.

Быстро в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет.

Что такое?.. (Самолет)

Снег я убираю

Не лопатой, не метлой,

А железною рукой. (Снегоочиститель)

Через реки, через горы

Слышим музыку и говор.

Нам услышать их помог

Этот чудо - сундучок. (Радиоприемник)

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Листопад)

Возле леса на опушке,

Тема : «Загадки и отгадки»

Цель занятия: учить детей применять знания о свойствах предметов для разгадывания загадок разного типа (загадки- описания, загадки-пантомимы, загадки для пальчиков).

Оборудование и материалы : предметы и карточки для игр «Выбери отгадку» и «Умные руки», задания на карточках для игры «Кто я, угадай?!»

Часть I. Выбери отгадку

Цели: формирование умения: разгадывать загадки, содержащие простое описание, формулировать цель и задачи предстоящей работы.

В гости к детям приходит Треугольник. Он приветствует ребят и воспитателя, показывает мешок с загадками, который принес с собой.

Треугольник. Все загадки, спрятанные в моем мешке, могут сами рассказать о себе. Если вы будете внимательны, то сможете определить, какие подсказки есть в каждой загадке.

Учебная задача: выяснить, как предметы в различных загадках «рассказывают» о себе, научиться искать спрятанную в загадке отгадку.

Треугольник предлагает вниманию детей загадки-описания. Педагог учит детей выделять названные признаки и характерные для загадочного существа (предмета) действия. Учить рассуждать в поисках отгадки — лучше на примере загадок, не содержащих элементов усложнения описания (сравнений, метафор, слов в переносном значении, многозначных слов).

Снаружи — твердый, зеленый, полосатый.

Внутри — мягкий, сочный, красный. (Арбуз.)

Невелика, рыжевата,

Хвостик длинный и косматый,

На деревьях живет

И орешки грызет. (Белка.)

Во дворе поставлен дом.

На цепи хозяин в нем. (Собачья будка и собака.)

Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Грызет морковку. (Заяц, кролик.)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая.

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка.)

Вот свернулся он в клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Еж.)

Зверь летает над лесами

С очень чуткими ушами.

Днем он спит вниз головой.

Что за странный зверь такой? (Летучая мышь.)

Кто в лесу глухом живет

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу. (Медведь.)

В цирке он смешит ребят,

Встрече с нами очень рад.

Догадались ли вы, кто он?

Он забавный шумный... (клоун.)

Дидактическая игра «Выбери отгадку»

Детям 5 и даже 6 лет бывает трудно составить единую картину по нескольким признакам. Поэтому для начала будем предлагать им не представить загаданный предмет, а выбрать подходящий по описанию предмет или изображение. Сделав выбор, ребенок поясняет, какие признаки (действия) данного предмета или существа он услышал в загадке.

При знакомстве с игрой будем подбирать предметы и изображения, значительно отличающиеся друг от друга по описанию, ограничим их число 5—6. Затем количество карточек должно расти, нужно добавлять предметы, имеющие схожие с отгадкой черты (цвет, форму, составные элементы, качества, действия). По мере освоения детьми данной формы работы задание усложняется: комплект составляется из предметов, во многом похожих, и лишь один рисунок полностью отвечает описанию. В дальнейшем детям предлагается единый рисунок, на котором нужно найти сразу несколько отгадок.

Работу над любой загадкой несложно индивидуализировать, предлагая каждому ребенку набор карточек, соответствующий его потенциалу. Также важно предоставлять детям возможность давать ответ без опоры на карточки. Педагогу нужно помнить, что у некоторых загадок может быть несколько отгадок, поэтому верным признается любой обоснованный ответ.

Треугольник . А теперь расскажите, как, по каким признакам (или характерным действиям) вы узнали всех, кто «прятался» в загадках?

(Ответы детей.)

Треугольник . Давайте поиграем в игру «Кто я, угадай?» Подумайте, как в этой игре отгадка «рассказывает» о себе.

Подвижная игра «Кто я, угадай?» Дети делятся на две команды, каждая из которых будет по очереди превращаться в изображенных на карточках существ. При знакомстве с игрой стоит ограничить область ответов (например, «Животные леса»). Получив задание, членам команды нужно посовещаться и постараться как можно более точно передать средствами пантомимы характерные для данного животного движения и действия.

По окончании игры Треугольник обсуждает с ребятами, как загаданные ими животные «рассказывали» о себе, какие загадки было легко отгадать.

Часть II. Умные руки

Цели : дальнейшее формирование представлений о форме и размере предметов, материале, из которого они сделаны; развитие сенсорных возможностей, речи, образного мышления, внимания.

Треугольник. А как можно узнать, что еще лежит в моем мешке с загадками, не заглядывая в него?

При знакомстве с игрой стоит использовать заведомо знакомые детям игрушки. По ходу игры педагог задает уточняющие вопросы, которые помогут детям определить, какие свойства предметов они смогли выявить при помощи пальцев (форма, размер, качества поверхности, материал, из которого они сделаны), а какие нет (цвет).

Треугольник. Как предметы в различных загадках «рассказывают» о себе?

С помощью педагога дети рассказывают о том, как они разгадывали загадки-описания, загадки-пантомимы и загадки для пальчиков. Предложим каждому выбрать загадку, понравившуюся больше всего.

Последующая работа

Правильно организованная встреча с загадкой приносит детям радость, оказывает развивающее воздействие. Она уместна и на прогулке, и на занятии, и в свободном общении взрослых и детей.

Освоив тактику работы с загадками-описаниями, содержащими только признаки предметов, дети могут приступать к знакомству с более сложными видами загадок. Это могут быть загадки-описания, в которых приводятся характерные для загаданного предмета или существа действия:

Воет, свистит,

Пыль поднимает,

С ног всех сбивает.

Слышишь его,

Да не видишь его. (Ветер.)

Вытираю я, стараюсь,

После бани паренька.

Все намокло, все измялось —

Нет сухого уголка. (Полотенце.)

Затем вниманию детей можно предлагать загадки, содержащие признаки, действия и другие характеристики отгадки. Чтобы разгадать их, требуется оперировать разными категориями представлений.

Под землей он обитает,

Длинные ходы копает.

В черной шубке дорогой.

Догадайтесь, кто такой? (Крот.)

Невелика, рыжевата,

Хвостик длинный и косматый,

На деревьях живет

И орешки грызет. (Белка.)

И ушаст, и глазаст,

И пугаться горазд.

Заберется в куст и спит.

Кочерыжку съест — и сыт. (Заяц.)

Следующим этапом усложнения задачи по разгадыванию загадки может стать использование миниатюр, в которых описание спрятано в тексте среди другой информации. В этом случае нужно выделить из повествования признаки и действия загаданного объекта, собрать их воедино и пересказать загадку так, чтобы «разбросанные» в ней элементы описания сложились в единую картину — «портрет» отгадки.

На гвоздику он похож

С синей головою.

В поле ты его найдешь

И возьмешь с собою.

Не могу понять никак:

Говорят, что он — сорняк.

(Сорняк, растущий в поле, похожий на гвоздику, синего цвета, — василек.)

Параллельно с обучением разгадыванию загадок организуется помощь детям в их составлении. Обучение составлению и анализу описаний является важным разделом работы по развитию связной речи, а определенный уровень сформированности соответствующих умений — необходимая база для обучения детей разгадыванию и созданию загадок.