Коллективные творческие дела в детском саду. Коллективная работа в детском саду из бумаги «Птицы Творческие коллективные работы в детском саду

Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них.

Я не хочу видеть детей эгоистами!

Именно в детском саду ребенок должен научиться жить среди людей. А объединит детей коллективная работа.

Цели коллективных занятий:

Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов;

Развивать творческие способности, фантазию, воображение;

Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Основные задачи:

Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

Учить создавать коллективные работы.

Коллективные занятия – в подготовительной группе я предлагаю проводить во второй половине дня, когда они уже отдохнули и полны новых сил и желания вновь общаться друг с другом. Продолжительность занятия – 25-30 минут, в соответствии с программой.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

Работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

Договариваться о совместной работе, ее содержании;

Планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Подводя итог, выполненной работе, мы проводим обсуждение творческой работы с детьми. Это помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Коллективная работа в детском саду – это результат совместной работы детей и взрослых. Каждый труд служит зрительной информацией для родителей и украшением интерьера. Наши работы постоянно радуют и детей и родителей на выставке возле группы и в раздевалке. Каждый из детей с гордостью показывает как свою часть работы с подробным описанием процесса создания той или иной детали, так и части работы, которые выполнены друзьями из группы. Я считаю, что такой вид работы является мотивацией детского творчества, ведь после завершения работы ребята продолжают оставаться за столами, объединяются в группы и выполняют работу уже на свою тему.

В средней группе на занятиях аппликацией уже практикуется коллективная работа. Такая совместная деятельность приносит малышам особую радость: поднимает самооценку, развивает дружеские взаимоотношения. Интересная тема для творчества – «Волшебный сад», которая позволяет ребятам почувствовать себя волшебниками, создающими необычные образы, видящими чудесное в привычных вещах.

Особенности проведения занятия аппликацией в средней группе

У малышей средней группы очень быстро пополняется познавательный опыт, в процессе игровой деятельности обогащаются образные представления. Это закономерно приводит к развитию изобразительных умений. В возрасте четырёх-пяти лет ребята уже умеют правильно держать в руках ножницы и разрезать бумажную деталь по прямой линии. Дети способны вырезать круглые и овальные формы - соответственно, из квадрата и прямоугольника.

В данном возрастном звене совершенствуются навыки аккуратного наклеивания и составления красивой композиции - дети учатся гармонично располагать изображение на основе, складывать элементарные узоры из геометрических фигур и растительных элементов.

Задача воспитателя в средней группе - уточнять представления о форме предметов (в данном случае, деревьев, цветов). При этом используются такие приёмы, как движение руки по контуру, включение в занятие специальных дидактических игр (например, составь цветок из деталей - лепестки, стебель, листья), наблюдение за объектами окружающей среды, рассматривание картинок и иллюстраций. Педагог показывает детям различные варианты составления из деталей одного и того же предмета.

Дошкольники учатся составлять цветы различной формы из разных геометрических фигур

Кроме того, задача педагога - развивать у воспитанников чувство цвета, подбирать контрастные оттенки, которые красиво будут смотреться рядом друг с другом.

Одновременно в средней группе малыши учатся воспринимать слово воспитателя: опираясь на опыт детей, из знания и навыки, он иногда может объяснить задание, не используя при этом наглядные действия. Например, при создании образа волшебного сада внимание ребят обращается на необычную форму и цвет деталей, из которых можно составить деревья и цветы, при этом педагог не демонстрирует детям отдельные элементы.

Малышей всегда вдохновляет коллективная деятельность, причём совместная аппликация даётся им проще, чем рисование. Ребята нравится создавать общую картину, в ходе работы они советуются друг с другом, помогают товарищам.

В процессе детского творчества воспитатель даёт детям советы: какие элементы выбрать, как лучше расположить детали, однако воздерживается от прямых указаний.

Педагог должен помнить об индивидуальном подходе: стимулировать активность и самостоятельность детей. Поскольку работа с ножницами в возрасте четырёх-пяти лет ещё достаточно сложна, то малышам, которые испытываю затруднения, стоит дополнительно показать на отдельном листе бумаги ключевые приёмы вырезания.

Перед тем, как приступить к созданию композиции «Волшебный сад», воспитатель предлагает каждому ребёнку подумать, какой предмет он хочет вырезать и приклеить на общий фон. Тем ребятам, которые затрудняются с выбором, стоит подать идею для творчества.

В средней группе достаточное внимание уделяется анализу полученной работы. Ребятам предлагается полюбоваться созданной картиной, побеседовать о ней, украсить ею групповую комнату. Педагог выделяет особо выразительные детали, отмечает их интересную форму или цветовое решение. При этом не стоит акцентировать детское внимание на неудачных элементах.

Подготовка к занятию, изготовление деталей

В средней группе основную работу по подготовке деталей для аппликативного занятия осуществляет педагог. Он должен позаботиться об основе большого размера (например, лист ватмана) окрашенной в подходящий фон. Воспитатель может предложить ребятам готовые формы и силуэты деревьев, а они, в свою очередь украсят их различными элементами, которые уже вырежут самостоятельно.

Воспитатель предлагает малышам готовые силуэты деревьев, а они уже украшают их подходящими элементами

Если тема занятия звучит, как «Чудесное дерево», то малышам предлагается заранее нарисованный или наклеенный ствол необычного цвета, с узорами (малыши их могут наклеить и в процессе работы), который нужно дополнить необходимыми деталями: листьями, плодами, птицами, насекомыми и пр.

На заранее подготовленный ствол ребята могут наклеивать необычные листья, плоды, насекомых, птиц и пр

Для создания листьев, плодов и пр. воспитатель предлагает дошкольникам бумажные квадратики, прямоугольники, треугольники. При этом материал на столе для коллективного творчества должен располагаться равномерно: каждый ребёнок должен иметь к нему свободный доступ (поставить несколько подносов с деталями).

Дошкольники работают в подгруппах: материал должен быть доступен каждому ребёнку

Можно предложить ребята готовые силуэты деталей для украшения, например, оригинальные резные листья. В этом случае нужно сделать акцент на красивом расположении элементов и гармоничном сочетании цветов.

Основу образа сказочного сада могут составить красивые листья причудливой формы

Какие виды аппликации уместно использовать для создания композиции «Волшебный сад»

Создавая образ волшебного сада, воспитанникам можно предлагать различные аппликативные техники. Помимо традиционной плоской аппликации можно включать в композицию объёмные элементы, которые всегда выглядят оригинально. Это могут быть не до конца приклеенные листья, крылья бабочек, травка в виде полоски бумаги с надрезами, которые остаются неприклеенными, отгибание некоторых частей плоских деталей.

Аппликация с объёмными элементами

Эффект объёма даёт и мозаичная аппликация, например, из комочков разноцветных салфеток. Для развития мелкой моторики прекрасно подойдет обрывная техника, а также насыпная аппликация (с использованием крупы или крупной соли).

Аппликация с использованием насыпной и обрывной техники

Малыши с удовольствием составят аппликацию-коллаж - будут наклеивать на основу вырезанные изображения из журналов, открыток. Для этой цели, кстати, могут пригодиться и красочные магазинные каталоги.

Наиболее подходящий материал для работы, в том числе для основы

Такая необычная тема занятия, как «Волшебный сад» предполагает использование самых разных материалов - как привычных, так и нестандартных. Так, помимо традиционных оттенков бумаги ребятам стоит предложить золотые и серебряные цвета, бархатную бумагу.

Кроме того, чтобы работа стала для малышей более интересной и захватывающей, можно предоставить им тканевые детали, природный и бросовый материал. Это могут быть атласные ленточки, листья деревьев, семена, пух, блестящие фантики от конфет, обёртки от шоколада, вырезанные элементы из пачек от сока и молока и пр. Интересный объёмный эффект даёт использование поролона или ваты.

Фотогалерея: материалы для аппликации «Волшебный сад»

Аппликация с использованием бросового материала (обёртки от шоколада, упаковки от сока и пр.) Аппликация из ткани Аппликация из поролона Аппликация с использованием природного материала

Дополнить аппликацию, сделать её более оригинальной помогут элементы рисования и лепки.

Аппликация с элементами рисования

Конкретные варианты коллективной композиции «Волшебный сад» в средней группе

Коллективная аппликация «Волшебный сад» предлагается воспитанникам средней группы в конце учебного года (май). К этому времени у ребят уже есть навыки подобной работы - в первом полугодии (ноябрь) они создавали совместную композицию «Корзина грибов».

На занятии дошкольникам предоставляется свобода творчества, они самостоятельно определяют содержание изображения: включают в картину диковинные деревья, цветы, это даже могут быть необычные животные, птицы и насекомые (по желанию детей). Главная цель такого занятия - не только закрепление изобразительных навыков, но, прежде всего, развитие воображения и образного восприятия.

Можно сделать тему занятия более конкретной и предложить ребятам создать чудесный яблоневый сад, где будут расти яблони с необычными плодами. Воспитатель заранее готовит основу с нарисованными стволами и кронами деревьев, а каждый ребёнок вырезает яблочко понравившегося ему цвета, размера (они могут быть, например, голубыми или серебристыми) и наклеивает на любое место.

Тему можно обозначить также как чудесное дерево: в этом случае малыши украшают диковинными плодами и листьями одну большую заготовку (ствол и крона).

В возрасте четырёх-пяти лет малыши ещё не отделяют игру от непосредственно образовательной деятельности, поэтому, чтобы максимально заинтересовать их творческим занятием, воспитатель должен продумывать увлекательное начало занятия. Например, в группу может прийти письмо от доброго волшебника. У него есть чудесный сад с необычными деревьями, на которых распускаются сказочной красоты цветы и растут вкусные плоды. Но из-за проделок злой колдуньи цветочки в этом году не распустились. Малыши должны помочь - украсить деревья своими диковинными цветами.

Другой вариант - из сказочной страны в гости к ребятам приходит девочка Маша (демонстрируется кукла). Она рассказывает интересную историю. Однажды она отправилась погулять в чудесный лес, чтобы полюбоваться его красотой: все деревья там были яркие, нарядные. И вот она шла и повстречала одно грустное деревцо: оно переживало, что у него нет красивых цветочков и плодов. Маше стало очень жалко дерево, но как помочь ему, она не знает - одной ей не справиться.

Рассказывая дошкольникам подобные истории, нужно обязательно предоставить им иллюстрации к ним - картинки с изображением волшебной природы. Это могут быть сады и полянки, где растут яблони с плодами огромных размеров, деревья с нежно-сиреневой листвой, растения причудливой формы, между которыми гуляют сказочные персонажи (феи, единороги, антропоморфные насекомые и пр.).

Фотогалерея: картинки с изображением волшебных картин природы

Дерево с огромными корнями и чудесными плодами Яблоня с огромными аппетитными яблочками Между нежного цвета деревьями расположились феи и единороги Разноцветные деревья, среди которых отдыхают милые жучки и птички

Малыши всегда любят перевоплощаться в представителей какой-либо профессии, сказочных героев. Поэтому с энтузиазмом воспримут предложение воспитателя на время стать волшебниками и сотворить образ волшебного сада, который они по своему желанию могут заселить необычными деревьями, цветами, птичками, жуками, бабочками.

Накануне занятия хорошо предложить ребятам пособирать пазлы на тему «Сад».

Перед творческим занятием хорошо предложить дошкольникам пазлы на соответствующую тематику

Начать занятие изобразительным творчеством можно с коротенькой сказки или эпизода из подходящего произведения (ведь, слишком длинный рассказ утомит детей). Например, в сказочной истории «Волшебный сад» Елены Жеряковой девочка Лиля видит сон, в котором она направляется в чудесный замок и там встречает свою кошку. Оказывается, животное умеет разговаривать и предлагает своей хозяйке прогуляться по саду. Лиля видит красивые цветы: некоторые её мама выращивала на даче, а другие она никогда раньше не видела. В саду был чудесный запах, а в небе сияла яркая радуга. Настроение девочки стало просто прекрасным. Кошка рассказывала ей про названия цветов и разные интересные факты из жизни растений (недаром, летом её брали с собой на дачу). А ещё она поведала Лиле, что этот сад волшебный: если посмотришь на цветочки и вдохнёшь их чудесный аромат, то всё плохое забудется.

Для занятия подойдёт и следующая сказка с одноимённым названием, которую придумала школьница Ефимова Маргарита. У одной семьи был большой сад, где росли разные плодовые деревья: яблони и груши, сливы и абрикосы. И однажды туда прилетели красивые птицы. Сын же схватил палку и стал отгонять их. Отец отругал мальчика. А на следующий день сад загрустил, а все плоды стали горькими. Оказывается, птицы были волшебными, и пели деревьям волшебные песни, а вот теперь они обиделись и больше не прилетают. Мама сказала сыну, что он должен пойти в лес, найти птичек и извиниться перед ними. Мальчик так и сделал, и тогда сад снова оживился и плоды стали вкусными.

Заслуживает внимание и история Елены Пищулиной-Волковой «Сказка о любви. Волшебный сад» (предназначенная для детей и взрослых). Здесь идёт речь про чудесный добрый сад, который беседовал с солнышком.

«Солнечный свет брал за руки Радость и Тепло (хотя немного тепла всегда оставалось, чтобы согревать беседу) и тихо, и спокойно шёл по Саду. Тепло же догоняло их чуть позже, уже согрев общение Сада и Солнышка, оно спешило за Радостью и Солнечным светом.
Ах, Боже ты мой! Как прекрасно было в этом Саду - в нём все любили друг друга: и деревья, и цветы, и весёлые пчёлы и легкокрылые бабочки, и беззаботные стрекозы, и жучки, и паучки - ведь Солнечный свет был рядом, а Тепло входило в Душу Сада и согревало её, а Радость, которую несли гости, наполняла сердца всех его обитателей».

После прочтения подобных произведений можно предложить ребятам создать образы антропоморфных деревьев, населяющих необычный сад: приклеить им, помимо прочих деталей, глазки и улыбку (детали предоставляет воспитатель).

Для передачи образности, выразительности в занятие хорошо включать художественное слово (загадки, стихи, поговорки).

Птички, пчелки, цветочки, деревья,
Все живут в нашем дивном саду,

В нашем маленьком детском саду.
Мы трудились все вместе и вот,
Этот сад на бумаге цветет
Очень яркий, красивый,чудной
Сделан нашей умелой рукой.

Малыши очень любят подвижные игры и динамичные физкульминутки. Их обязательно нужно использовать на занятии, подобрав соответствующую тематику.

Физкультминутка «Деревья»

Пальчиковая гимнастика «Наклонил орешник ветки…»

Физкультминутка «Мы - цветы»

Подвижная игра «Живая клумба». Дети разделяются на три команды: Золотые шары, Ромашки, Ноготки и Бархатцы. В центре клумбы растут золотые шары - они самые высокие. Ребята поднимают руки вверх и кружатся вокруг себя. Второй круг - это ноготки, они образуют хоровод вокруг золотых шаров. А третий круг - малыши-бархатцы: они приседают на корточки, потому что эти цветы самые низкие.

Подул ветер, цветочки оживают и шевелятся: золотые шары - кружатся, ноготки движутся по кругу в одну сторону, а бархатцы - в другую.

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Селищева Т.
(коллективная аппликация)
Образовательные задачи : учить создавать коллективную картину, самостоятельно выбирая содержание своего изображения (дерево, цветок), закреплять умение резать ножницами по прямой линии, закруглять углы квадрата и прямоугольника.
Развивающие задачи : развивать образное представление, воображение, композиционные умения, цветовосприятие, продолжать отрабатывать умение аккуратно наклеивать детали к основе.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес к миру природы, искусству.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Раздаточный материал: прямоугольники коричневого цвета (для ствола), зелёные и желтые квадраты разных размеров (крона и плоды), клей, кисточки для клея, ножницы, клеёнки.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает ребятам закрыть глаза и мысленно оказаться в волшебном саду, где растут сказочные яблони с золотыми яблочками, а рядом с ними летают чудесные птицы.
Педагог вспоминает с детьми строение дерева (ствол, крона, листья, плоды), цвет каждой части. Демонстрируются приёмы вырезания треугольника из прямоугольника для получения кроны (прямоугольник сложить пополам и срезать от середины к краям уголочки). Украшается деталь зубчиками.
Яблоки вырезаются из квадрата путём закругления углов.
Проводится пальчиковая гимнастика «Наклонил орешник ветки…».
Перед самостоятельной работой детей педагог напоминает, как нужно правильно держать в руках ножницы.
Продуктивная деятельность дошкольников.
Рассматривание готовой композиции: анализируется, что общего в деревьях, каким способом вырезались те или иные детали. Воспитатель предлагает ребятам придумать историю к своей аппликации.
Шорникова Е.
(коллективная аппликация)
Воспитатель предлагает дошкольникам вспомнить, что они видели во время прогулки на территории детского сада. Ребятам предлагается рассмотреть веточку растения с распустившимися цветочками.
Педагог загадывает загадку про сад:
  • Неразлучный круг подруг
    Тянет к солнцу сотни рук.
    А в руках душистый груз,
    Разных бус на разный вкус

Беседа с детьми на тему: как они представляют себе волшебный сад. Демонстрируется картинка с подходящим изображением, вопросы по ней.
Воспитатель объясняет приёмы вырезания и составления цветочков (их нужно приклеить на кроны деревьев).
Самостоятельная работа дошкольников. Малышам, которые быстро справятся с заданием, дополнительно предлагается вырезать бабочек, боэьих коровок и цветочки на травку).

Аппликативное творчество воспитанников средней группы на тему «Волшебный сад» с комментариями по выполнению работы

Детские коллективные работы всегда очаровательны и неповторимы. Так, красивый нежный образ создан в композиции «Волшебный розовый сад»: для создания цветов ребята использовали различные оттенки розового цвета. Детали приклеены не до конца, поэтому возникает оригинальный эффект объёма.

Замечательно смотрится аппликация из кленовых листьев - перед нами предстаёт нарядное и величесвтенное осеннее дерево с опадающей листвой («Волшебное осеннее дерево»).

В картину «Мой волшебный сад» органично включены нарочито большие бабочки и птицы, а оранжевое солнышко с длинными лучами делает композицию ещё более радостной.

Аппликация с объёмным эффектом Традиционная плоская аппликация с элементами рисования Аппликация из кленовых листьев Плоская аппликация Аппликация с элементами рисования (прорисованы жилки на листьях и ствол дерева) Аппликация с элементами рисования и эффектом объёма

Коллективная аппликативная работа - увлекательный вид деятельности в детском саду. Она приносит детям радость, способствует их сплочённости. Тем более если воспитатель подбирает для занятия такую необычную тему, как «Волшебный сад»: ребята создают чудесные образы деревьев, цветов, возможно даже птиц и насекомых. Малыши учатся ориентироваться на большом листе бумаги, совершенствуют приёмы вырезания, и каждый ребёнок вносит вклад в общее дело, чувствует себя причастным к созданию красивой композиции.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Введение

Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. Именно в детском саду ребенок должен научиться жить среди людей. А объединит детей коллективная работа.

В совместной и самостоятельной продуктивной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине, как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

Коллективная форма организации дает возможность каждому ребенку формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи. Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд).

Если в младших группах создание коллективной работы, прежде всего, дает возможность малышу увидеть, как его личное творчество дополняет творчество других детей, превращаясь в цельный красочный образ, то в более старших группах при выполнении коллективной работы дети учатся договариваться между собой о совместной работе и её содержании. Вместе выполнять одно дело, уступать и помогать друг другу, планировать работу, радоваться успехам товарищей.

Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища.

Решая проблему развития коллективного творчества, педагог должен основываться на следующих принципах:

· творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;

· учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;

· управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;

· комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Таким образом, коллективная деятельность определяется педагогами как равноправное личностное взаимодействие детей, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворённости, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потенциала и комфортности. Но следует учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста. В организации коллективной деятельности дошкольников особую роль играет воспитатель.

Коллективная деятельность на занятиях по рисованию перестала быть редкостью в практике детского сада, она пользуется популярностью среди воспитателей и вызывает большой интерес к художественному творчеству у самих детей.

Коллективные композиции: рисунки, аппликация, лепка - радуют детей не случайно. Ведь общий результат всегда богаче по содержанию, более ярок, нежели индивидуальная выполненная работа. Однако в массовой практике такого рода занятия проводят эпизодически. И часто задаются вопросы: «Что же представляют собой коллективные занятия? В каких возрастных группах их можно проводить? Какие формы взаимодействия доступны детям дошкольного возраста?»

Проблема исследования: какова роль коллективных занятий в процессе организации изобразительной деятельности старших дошкольников, система методов ее организации.

Объект исследования: коллективные деятельность старших дошкольников.

Предмет исследования: вариативность форм организации коллективной деятельности старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Цель исследования: изучить разные формы организации коллективной деятельности на занятиях продуктивными видами с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Провести анализ научной и методической литературы по проблеме коллективного взаимодействия;

2. Адаптировать особенности организации коллективных занятий к возрастным особенностям детей 5 - 6 лет;

3. Выявить уровень изобразительных умений и навыков детей в рисовании,

4. Проанализировать взаимоотношений между детьми в коллективной деятельности.

Методы исследования:

Теоретические - анализ научно-методической литературы; изучение нормативных документов.

Эмпирические - анализ развивающей предметно-пространственной среды; педагогическое наблюдение, анализ детских рисунков, статистическая обработка результатов наблюдения.

База исследования: МДОУ «Детский сад № 40» города Воткинска, старшая возрастная группа «Цветик - Семицветик».

1. Теоретические основы организации коллективной изобразительной деятельности старших дошкольников

1.1 Формы организации коллективной деятельности на занятиях по изобразительной деятельности

изобразительный дошкольный творчество коллективный

В практике организации продуктивных видов деятельности существует несколько форм коллективного взаимодействия и большое число методик его организации. Такое положение объясняется тем, что коллективная деятельность популярна среди воспитателей и педагогов как наиболее эффективный метод приобщения детей к рисованию. Поэтому и теоретикам, и практикам нужна чёткая, выверенная классификация видов коллективной деятельности, система методов и приёмов её организации.

Формы коллективной изобразительной деятельности и их классификация.

В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности.

Автор первой классификации - М.Н. Турро, исследовавший еще в 70 - е гг. образовательные и воспитательные возможности коллективных работ по изобразительному искусству. В основу его классификации коллективных работ были положены особенности организации совместной коллективной деятельности детей. Он выделил три формы коллективной изобразительной деятельности: фронтальная, комплексная, коллективно - производственная.

1. Фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков детей, сделанных с учётом поставленной воспитателем задачи или со знанием смысла общей композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце занятия, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое.

2. Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый ребёнок делает свою часть задания, имея представления об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.

3. Коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определённую операцию в процессе изготовления изделия.

Но на занятиях рисования в 70-80-х гг. популярна была лишь наиболее лёгкая форма совместной деятельности - фронтальная, которая получила позже название индивидуально - коллективная. Методика организации коллективной деятельности этой формы такова: разбить большое изображение на одинаковые или схожие элементы, выполняемые детьми индивидуально, а затем соединить фрагменты в единое и доработать. Таким образом, лишь в заключение деятельность детей напоминала коллективную. Сложность организации коллективного результата заключалась в том, что умения детей, были разного уровня, и не было согласованности в эстетических представлениях детей.

Б.М. Неменский систематизировал коллективную деятельность по признаку количества участников процесса совместного труда. Согласно этому подходу и классификации совместной деятельности все коллективные работы детей в процессе выполнения коллективной композиции.

Более точная и полная систематизация видов коллективной изобразительной деятельности представлена в классификации, разработанной Т.С. Комаровой и А.И. Савенковым. В ее основе лежат три основные формы организации совместной деятельности, выделенные психологами: совместно - индивидуальная, совместно - последовательная и совместно - взаимодействующая.

Совместно-индивидуальная форма организации коллективной изобразительной деятельности.

Совместно-индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организации работы над коллективной композицией. Эта форма деятельности предполагает, что каждый ребёнок индивидуально выполняет изображение, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале занятия, на последнем этапе и когда составляется и обобщается коллективная композиция.

Несмотря на кажущуюся простоту организации совместно - индивидуальной деятельности, воспитателю на занятии по рисованию необходимо продумать ряд вопросов, от решения которых будет зависеть успешность творческой работы над составление совместной композиции и её эстетическое качество.

Методы и приёмы организации совместно - индивидуальной деятельности детей разнообразны. Они зависят от сложности темы и техники исполнения, но можно выделить в методике организации работы ряд общих положений:

· Продумать заранее композицию коллективной работы, выбрать цвет, размер и положение общей плоскости - фона;

· Выбрать единый изобразительный материал и технику изображения, как для фона, так и для деталей коллективной композиции;

· Определить соразмерность деталей в общей композиции и средство достижения соразмерности в индивидуально выполняемых элементах;

· Определить технику «сборки» коллективной композиции, т. е. продумать, чем и как будут между собой соединяться, или крепиться отдельные детали к общему фону;

· Продумать процесс выполнения коллективной композиции, назначить из числа детей помощников для завершения работы

Роль организатора коллективной деятельности в детском саду выполняет воспитатель.

Во фронтальной работе с группой он ставит учебную задачу или занимательную проблему, руководит поиском путей её решения, формулирует и определяет индивидуальные задания (тема, объём, размер и т. д.). Во время индивидуальной работы детей воспитатель корректирует их работу в зависимости от того, что сделано другими. На заключительном этапе, когда организовывается коллективная композиция, воспитателю помогают собрать элементы, детали, части общей композиции помощники из числа успевающих детей. В конце занятия все дети принимают участие в анализе результата коллективной деятельности. Уровень творческой активности детей в процессе совместно - индивидуальной работы на занятии во многом зависит и от результата коллективной деятельности, т.е. коллективной композиции.

К достоинствам совместно - индивидуальной формы организации деятельности на занятии по рисованию относится и то, что она позволяет мобилизовать творческие личные возможности каждого ребёнка.

Достоинством совместно - индивидуальной деятельности детей на занятиях по рисованию является не только простота её организации, но и возможность проследить вклад каждого ребёнка в коллективный результат.

Совместно - последовательная деятельность и формы ее организации на занятиях по рисованию.

Совместно - последовательная деятельность как форма коллективного творчества встречается довольно редко. Это можно объяснить, с одной стороны, сложностью организации совместного труда, процесс которого напоминает работу производственного конвейера; с другой стороны, мнением, которое существует среди педагогов, что этот вид совместной деятельности вообще исключает творчество.

Действительно, совместно - последовательная деятельность предлагает последовательное выполнение детьми определённой технологической операции, когда результат работы одного ребёнка становится предметом деятельности другого. Нельзя отрицать, что монотонный труд, предполагающий механическое исполнение отдельной технологической операции, исключает творческий подход. Но на занятии не воссоздаётся промышленный конвейер, а предлагается игра, по условиям которой каждый ребёнок уподобляется мастеру, играет роль художника - мастера, работающего на линии конвейера художественного производства.

Совместно - последовательная деятельность на занятии представляет собой два основных этапа:

1. Индивидуальная работа ребёнка над элементом, частью общего изделия

2. Последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определённой технологической последовательного монтажа коллективного изделия.

Как правило, конвейер «включается в том случае», если на занятиях перед детьми встаёт задача за короткий срок выполнить большое количество одинаковых изделий, например, ёлочные игрушки, декоративное убранство зала и т.д. Из тематики приведённых примеров видно, что совместная деятельность детей, организованная по принципу конвейера, всегда имеет практический, общественно значимый результат. К совместно - последовательной форме можно отнести изобразительную деятельность детей, организованную по принципу эстафеты. Во время «изобразительной эстафеты» дети поочерёдно подходят к общему листу и выполняют элементы совместной композиции, дополняя изображение, которое уже сделано предыдущими детьми. В качестве эстафетной палочки на занятии по рисованию может быть палитра с красками и кисть, а если работа выполняется в технике аппликации, то роль эстафетной палочки может сыграть тюбик с клеем.

Организовывать совместную деятельность по принципу эстафеты легче, чем работу конвейера.

Организация коллективного творчества на основе совместно - взаимодействующей формы деятельности детей на занятиях по рисованию.

Совместно - взаимодействующая форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности детей на занятии по рисованию. Сложность заключается в том, что эта форма организации предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества (работа на одном листе, плоскости), или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эту форму называют формой сотрудничества или сотворчества. Сотрудничество как форма организации коллективной деятельности на занятии требует от педагогов определённых организаторских способностей, а от детей - умения общаться в процессе восприятия и в практической деятельности. Такая форма коллективной деятельности требует от каждого ребёнка определённого опыта общения: умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования материалов и техники исполнения композиции, объективно оценивать результаты совместного творчества.

Процесс широкого сотрудничества детей на занятии по рисованию организовывать очень сложно, поэтому данная форма наиболее приемлема на занятиях по рисованию, где возможна коллективная работа в небольших группах.

Сама методика организации процесса коллективной деятельности совместно - взаимодействующей формы отличается от совместно индивидуальной работы. Во - первых тем, что исходная композиция не задаётся воспитателем, а сочиняется коллективом детей, т. е. уже на первом этапе создания коллективного панно имеет место творческое взаимодействие детей, сотворчество. Во - вторых, выполняя фрагмент коллективной композиции, дети объединяются в малые группы, в которых происходит непосредственное взаимодействие в ходе работы.

На практике часто встречается сочетание различных форм и методов организации совместной работы детей в области изобразительного искусства, что говорит об относительной самостоятельности каждой из форм организации коллективного изобразительного творчества. На занятиях по рисованию воспитатель, при организации коллективной деятельности детей в больших и малых группах, допускает индивидуальную работу отдельных детей, результат их труда находит место в коллективной композиции.

1.2 Условия организации коллективной деятельности

Успех любой деятельности зависит от её организации, а коллективная работа вообще невозможна без тщательно продуманной методики введения, без чёткого представления о композиции будущего коллективного произведения.

Организация коллективной деятельности на занятиях по рисованию требует от воспитателя больших усилий, чем индивидуальная. Особенно сложно организовать коллективную работу совместно - взаимодействующей формы, в которой нужно учитывать взаимодействия как внутри групп, так и между группами. Но иногда труд воспитателя осложняет вовсе не форма коллективной деятельности, а другие причины. Чтобы уберечь молодого воспитателя от неоправданных затрат сил, а детей от разочарования в совместной деятельности и её результате, изложим основные условия, которым должен руководствоваться воспитатель при выборе формы, методов коллективной работы.

Воспитателю на занятиях по рисованию при выборе темы и методики коллективной изобразительной деятельности необходимо учитывать следующее:

· Место коллективной деятельности в тематическом плане и в структуре занятия по рисованию;

· Возрастные особенности детей - участников коллективной изобразительной деятельности;

· Посильность задания и доступность изобразительной технологии её выполнения.

Рассмотрим подробнее эти основные условия, учёт которых необходим при организации процесса коллективной деятельности детей.

Место коллективной деятельности в образовательном процессе.

Коллективная изобразительная деятельность предполагает единый информационный уровень подготовленности её участников и относительно одинаковый уровень их изобразительных умений и навыков, так, как только это гарантирует равную ответственность детей за качество результата совместной деятельности. Поэтому необходимо, чтобы каждая коллективная работа была по возможности более ограниченно связанна с системой выполняемых ранее детьми заданий, являясь как бы их итогом.

Коллективная деятельность определяется как приём обобщения знаний детей, полученных в течение цикла занятий, объединенных единой тематикой.

Коллективные композиции очень эффектно смотрятся на выставке изобразительного творчества детей, поэтому воспитатель заранее продумывает процесс работы детей над коллективной тематической или декоративной композицией. Подготовка и выполнение работы может занимать несколько занятий, объединённых в цикл единой темой и целью.

Совместная деятельность может быть использована на занятии по рисованию как игровой приём, направленный на активизацию процессов восприятия и изобразительного творчества детей. В этом случае тщательно продумывается:

· Место организационного момента в сценарии занятия - постановка цели, формирование групп, анализ этапов выполнения совместной работы, так, чтобы не разрушить эмоциональный фон игры;

· Взаимоотношение индивидуального и коллективного действия, творчества детей в процессе практической работы и в структуре занятия в целом.

На занятии по рисованию игровой момент может, с одной стороны, способствовать развитию у детей заинтересованности в совместном результате, активизируя организационный момент коллективной деятельности детей. С другой стороны, совместная изобразительная деятельность во многом схожа с ролевой игрой, когда дети или их группа, уподобляясь волшебниками, морозу, мастерам, художникам или бригадам, артелям, цехам, выполняя творческую работу, легко решая сложные учебные и технологические задачи.

Таким образом, выбор формы или методики организации совместной деятельности во многом зависит от типа занятия по рисованию, его основной цели: сообщить новый материал, закрепить пройденный или обобщить знания детей, полученных в течение нескольких занятий. Коллективная деятельность может быть использована в качестве средства активизации образовательного процесса, направленного на достижение поставленных задач на занятии.

Возрастные особенности детей и коллективная изобразительная деятельность.

При выборе формы и методики организации совместной работы детей не менее важно учитывать их готовность к коллективной деятельности. Готовность определяется возрастными особенностями и уровнем приобретённого опыта общения детей, который во многом зависит от их возрастной предрасположенности к общению. Возрастные особенности дошкольников накладывают специфические черты на методику ведения совместной художественной деятельности на занятиях по рисованию. Рассмотрим, с одной стороны, какие возрастные особенности дошкольников следует учитывать при организации коллективной деятельности детей, а с другой - определим, какие качества личности развиваются в коллективной деятельности, способствуя её совершенствованию и активизации коллективного творчества детей.

Перечислим основные возрастные особенности дошкольника, влияющие на его художественный интерес и активность в изобразительной деятельности:

· Высокая эмоциональность;

· Целостность восприятия;

· Развитое воображение;

· Конкретно - образное мышление;

· Высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе;

· Увлечённость процессом деятельности;

· Низкая направленность интереса на качество результата;

· Лёгкое переключение с одного вида деятельности на другой;

· Быстрая утомляемость от однообразной работы.

В связи с рассматриванием проблемы можно все возрастные характеристики разделить на две основные группы. В первую группу входят параметры, затрудняющие совместные действия: высокий уровень самостоятельности, низкая направленность интереса на результат, быстрая утомляемость однообразной деятельностью. Во вторую - положительное влияние на коллективную деятельность: высокая эмоциональность, конкретно - образное мышление, лёгкое переключение с одного вида деятельности на другой, увлечённость процессом работы.

Рассматривая возрастные особенности детей 5 - 6 лет и известные формы организации коллективной деятельности, можно сделать вывод, что совместно - индивидуальная форма коллективного изобразительного творчества является наиболее приемлемой для работы с детьми старшего возраста. Она наиболее проста в организации. В процессе совместно - индивидуальной деятельности через работу в паре, в малой группе и далее к совместно - взаимодействующей деятельности.

Таким образом, знания возрастных особенностей детей 5 - 6 лет дают воспитателю возможность подобрать такую форму и методику организации коллективной деятельности, которая бы не препятствовала проявлению индивидуальных способностей детей - как изобразительных, так и организаторских, и делала бы изобразительную деятельность посильной, содействуя успеху в совместном творчестве.

Посильность занятий и художественных техник для коллективного творчества детей на занятии по рисованию.

Доступность и посильность являются одним из основных дидактических принципов организации коллективного творчества на занятии по рисованию. Ранее рассматривались формы совместной деятельности, которые доступны детям разных возрастных групп. От возрастных особенностей зависит и методика организации занятий. Коллективная изобразительная деятельность для дошкольников должна иметь эмоциональный окрас и черты, схожие с игрой.

Посильность занятия совместного труда - еще одно требование к коллективной деятельности, которое должно соблюдаться в работе со всеми возрастными группами. Доступность и посильность, лёгкость в выполнении задания и получения качественного результата совместной работы на первых порах является хорошим стимулом развития творческой активности детей и их интереса к коллективной деятельности. Доступность занятия во многом зависит не только от уровня готовности детей к изобразительной деятельности, объёма умений и навыков, но и от возможности работать сообща в той или иной изобразительной технике. Если результат коллективного творчества по качеству будет ниже результата индивидуальной работы, и не будет соответствовать эстетическим требованиям, то он может вызвать у детей отрицательное отношение к совместной деятельности. Трудности в реализации задуманного, недооценка индивидуального вклада в результат совместного труда отрицательно влияют на интерес к совместной изобразительной деятельности.

Основными причинами неудачи в совместной изобразительной деятельности, которые в первую очередь отражаются на качестве результата, могут быть:

· Трудоёмкость знания, для выполнения которого требуется более одного занятия;

· Сложность и недоступность изобразительной техники для совместной деятельности;

· Отсутствие размерности и цветового единства в коллективной композиции;

· Эклектика изобразительных материалов и средств в исполнении деталей, часть общей композиции.

Таким образом, чтобы содержание и процесс коллективной деятельности был доступным каждому из её участников, необходимо знать уровень готовности каждого ребёнка к этой работе, его интересы.

Коллективное изобразительное творчество, как и индивидуальное, невозможно не только без определённого объёма знаний и умений, но и без подготовки детей к активно художественно - образному мышлению и творческому созиданию. Поэтому на занятиях по рисованию коллективное творчество неразрывно связано с эстетическим восприятием действительности художественным восприятием произведений изобразительного и декоративно - прикладного искусства в сочетании с музыкой и художественным словом. Для активизации творческого потенциала детей рекомендуется использовать приёмы игры и педагогической драматизации. Не следует пренебрегать упражнениями, направленными на развитие изобразительных навыков, неумение рисовать может сковывать творческую деятельность ребёнка так же, как и недостаток в знании явления или предмета изображения.

· Вводная беседа или знакомство с новым материалом;

· Игровая мотивация;

· Анализ задания, через рассматривание предмета, обсуждение замысла;

· Организация совместной деятельности и руководство её процессом;

· Составление коллективной композиции и её анализ;

· Оценка результата совместного творчества.

Для организации коллективных занятий в старшей группе детского сада, как уже говорилось выше, больше подходит совместно - индивидуальная деятельность, так как она является более простой в организации, и с её помощью, возможно, проследить вклад каждого ребёнка в коллективный результат и достойно оценить его работу. С этим соглашаются многие авторы: Дронова Т.Я., Комарова Т.С., Казакова Т.Г. И др. Дети 5 - 6 лет начинают проявлять активный интерес к сверстникам и их изобразительному творчеству. У детей появляется активное желание общаться и взаимодействовать друг с другом. Важно, чтобы эти отношения носили доброжелательный характер, уважение друг к другу. Но такое взаимодействие не возникает само по себе и не формируется на традиционных занятиях рисованием и лепкой. Необходима специальная работа, которая сможет осуществляться одновременно с обучением детей рисованию, но включать кроме изобразительных задач, еще и задачи, направленные на обучение детей взаимодействию друг с другом. Эта работа начинается с формирования у детей заинтересованного отношения к общему продукту.

Для решения данной задачи важно показать детям, что все вместе они могут сделать то, что не под силу кому - либо одному из них. Поэтому на первых занятиях общий продукт должен создаваться всей группой. Чтобы дети чувствовали, что общий продукт - это качественно общее целое, именно как целое он кому - то нужен. Легче всего - это показать в какой - либо игровой или сказочной ситуации, тем более что такие ситуации всегда близки и понятны дошкольникам. Сама коллективная композиция может быть решена по - разному.

Существуют основные принципы организации совместно - индивидуальной деятельности.

Первый из принципов, самый простой - принцип свободного размещения, когда элементы будущей коллективной работы размещаются свободно на общем фоне. Например, при работе над коллективной композицией «Цветочная поляна» на лист цветной бумаги наклеиваются индивидуально нарисованные цветы, размеры и цвет изображения могут быть разными. Размещение их на общей плоскости ничем не обусловлено. Дети, выполняя задание индивидуально, могут до конца занятия не догадываться об участии в коллективной работе. Коллективная композиция, появившаяся в конце занятия, становится для них приятной неожиданностью. Большая и красивая, она приносит детям чувство радости и гордости, так как дети осознают сопричастность к настоящему «произведению искусства», которым можно украсить интерьер группы.

Главным условием успеха совместно - индивидуальной деятельности над такими коллективными композициями являются представления детей о предмете изображения, их умения и навыки работы в заданной технике. Здесь даже не требуется согласование размера изображений, и их положения в пространстве индивидуального листа. Так же могут использоваться шаблоны для изображения формы изделия или заготовки, которые дети расписывают или украшают самостоятельно (бабочек, силуэты посуды, игрушек, варежек и т.д.).

Два последующих принципа организации коллективной композиции - принцип фриза и принцип мозаики - предполагают знакомства детей с будущей композицией до их практической деятельности, так как следует соблюдать ряд условий, которые бы способствовали получению композиционной целостности.

Основная проблема при организации декоративно - орнаментального фриза - соблюдение единого языка декоративной стилизации элементов - узоров в орнаментальной композиции фриза. Эта проблема отчасти решается тем, что воспитатель выдаёт детям определённого цвета бумагу и шаблоны узоров. Легче организовать работу детей над фризовой коллективной композицией, с реалистическим рисунком детей. Но, несмотря на кажущуюся лёгкость фризовой композиции, и здесь при выполнении индивидуального фрагмента коллективной работы необходимо соблюдать следующие условия:

· Единство изобразительного материала и техники;

· Определённую палитру цвета, если работа выполняется красками или цветными мелками;

· Определённый размер изображения;

· Точное место размещения элемента на листе.

С такими же проблемами сталкивается воспитатель при организации совместной работы детей над композицией, которая составлена по принципу мозаики. Условия совместно - индивидуальной работы над такими композициями могут быть различными.

Таким образом, условия индивидуальной работы, которая является составляющим элементом коллективной композиции, создаваемой по принципу мозаики, те же, что при выполнении фрагмента фризовой коллективной композиции:

· Единство материала и техники изображения;

· Единство языка и приёмов стилизации в декоративной композиции;

· Единство цветового решения;

· Соблюдение правил размещения изображения на листе индивидуальной работы.

Четвертый принцип организации совместного труда над коллективной композицией так же предполагает осведомлённость детей об участии в совместной деятельности, так как в начале занятия анализируется общая коллективная композиция.

Таким образом, коллективная изобразительная деятельность играет важную роль в развитии личности ребенка - дошкольника, его взаимодействия со сверстниками и педагогом, развитии его собственной изобразительной деятельности. Существуют разные формы организации коллективной деятельности, и выбор той или иной формы на занятии не случаен - всегда обусловлен целым рядом причин:

основными целями и задачами занятия;

сформированными изобразительными умениями и навыками детей;

возрастными особенностями;

интегративными процессами и взаимосвязями с другими видами деятельности;

художественными и организаторскими способностями самого педагога.

2. Экспериментальное изучение проблемы организации коллективных занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

2.1 Анализ состояния проблемы коллективного творчества по изобразительной деятельности в практике ДОО

Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ №40 города Воткинска в старшей группе «Цветик - Семицветик», которая работает по программе «Детство». Содержание программы «Детство» человекоориентированно и направлено на воспитание гуманного отношения к миру (В.И. Логинова). Цель программы -- создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Воспитатель - Вдовина Ольга Вениаминовна.

В группе «Цветик - Семицветик» -19 человек. Большинство детей очень активны, подвижны, общительны, часто ведут себя шумно. Дети очень любят рисовать, заниматься изобразительной деятельностью и с удовольствием готовятся к данному виду занятий. Занятия по изобразительной деятельности проводятся согласно требованиям рабочей программы, перспективному и календарному планированию. Преимущественно используется индивидуальная форма организации занятий. Коллективное взаимодействие применяется редко, в основном это совместно-индивидуальная форма организации. Собирает работы детей в общую композицию воспитатель (руководитель изобразительной деятельности), дети в данном процессе не участвуют. Они могут наблюдать только конечный результат своей деятельности в общей композиции. Работы детей используются для украшения интерьера группы, изостудии, коридоров и лестничных маршей.

Развивающая предметно - пространственная среда в группе позволяет детям заниматься изобразительной деятельностью: выполнять различные аппликации, рисунки, композиции. Для детей специально оборудован уголок изобразительной деятельности в группе, чтобы они могли заниматься творчеством, им доступно множество материала: карандаши различного цвета, фломастеры, акварель, гуашь, картон, ватманы, цветная бумага, ножницы и очень много другого. На полочках художественно-развивающей зоны время от времени появляются эстетически-привлекательные предметы для детей: народные игрушки, репродукции картин, предметы декоративно-прикладного искусства, скульптура малых форм, иллюстрации, детские работы или образцы совместного творчества родителей с детьми. Уголок изобразительной деятельности соответствует возрасту детей, эстетичен. Дети часто обращаются к изобразительным материалам в свободное время.

Таким образом, согласно требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), пространственная предметно -развивающая среда по художественно-эстетическому направлению в детском саду №40 в группе «Цветик - Семицветик»: содержательно - насыщенная; трансформируемая; полифункциональная; вариативная; доступная; безопасная; здоровьесберегающая и эстетически - привлекательная.

Анализ планов образовательной деятельности.

Был проведён анализ планов воспитателя. Вследствие чего было выяснено, что воспитатель имеет перспективное и календарное планирование работы по организации изобразительной деятельности детей.

Воспитатель использует различные нетрадиционные формы работы в продуктивных видах деятельности, организует выставки предметов искусства (минивернисажи), приобщает детей к культуре родного края, организует игры, знакомит с цветом, оттенками цвета.

У педагога спланирована и проводится индивидуальная работа с детьми, учитываются полоролевые отличия, индивидуальные склонности и интересы.

Работы детей в группе хранятся долго, их убирают в нижнюю тумбу. Иногда дети забирают с собой домой «свое произведение искусства».

Индивидуальные занятия проводятся часто. По планированию воспитателя коллективные занятия детей проводятся один раз в полгода. Работы выполняются на хорошем эмоциональном фоне, со слов воспитателя доставляют детям удовольствие, радость. Детям нравится работать совместно. Тематика коллективных работ разнообразна - времена года, традиционные праздники, народные промыслы, сказки и другие.

2.2 Сравнительный анализ коллективного и изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста

Педагогический эксперимент проводился во время производственной практики.

Цель эксперимента:

· выявить уровень изобразительных умений и навыков детей в рисовании;

· отношение детей к индивидуальной и коллективной форме организации занятия,

· отношение к работам товарищей, умения включаться в совместную деятельность.

Педагогический эксперимент проводился с подгруппой детей - 10 человек:

Полина - рассудительная, доброжелательная девочка, эмоциональная, любит рисовать людей.

Настя - девочка с характером, развита в интеллектуальной деятельности, любит рисовать сказочных персонажей.

Василиса - общительная, активная девочка, легко находит общий язык со сверстниками и взрослыми, любит рисовать.

Софья - активная девочка, самостоятельная, любит рисовать.

Даша - позитивная девочка, активная, любит рисовать деревья.

Маша - пассивная девочка, любую работу выполняет медленно, любит рисовать.

Данил - доброжелательный мальчик, находит со всеми общий язык, увлекается чтением литературы, любит рисовать.

Денис - весёлый мальчик, общительный, активный, любит рисовать.

Алёша - пассивный мальчик, добрый, любит рисовать растения.

Ксюша - активная девочка, общительная, нравится вместе со сверстниками работать, любит рисовать дома.

Диагностика проводилась в два этапа.

На начальном этапе было проведено занятие по рисованию на тему «Фигурное катание».

Форма организации - индивидуальная.

Цель: выявить уровень изобразительных умений и навыков в рисовании, отношение детей к процессу изображения и к конечному результату.

На этом занятии детям было предложено нарисовать фигуристку на льду.

В начале занятия детям рассказали о зимних видах спорта, затем подробно обсудили сюжет рисунка.

Задавали детям вопросы:

Ребята, что вы знаете о фигурном катании? Что это за вид спорта?

Как выглядят фигуристы?

Во что одеты фигуристки (девушки)?

Как выглядят коньки и лёд, по которому фигуристки катаются?

Затем для детей была поставлена задача - нарисовать фигуристку на льду в прыжке.

Перед рисованием опросили детей о содержании замысла (в какой одежде, позе нарисуют фигуристку), уточнили изобразительные действия и последовательность выполнения работы.

В процессе рисования дети практически не взаимодействовали друг с другом, каждый был занят своим делом. Маша и Алёша часто просили помощи воспитателя, так как не могли изобразить человека в определённой позе. Полина, Настя, Василиса, Ксюша, Даша, Данил, Денис и Софья с предложенным заданием справились. Своим рисунком остались довольны, объективно определить свои недостатки или незавершенность рисунка не могли. К работам сверстников интереса не проявили. Каждый констатировал только свой результат.

В качестве критериев оценивали: изобразительные умения и навыки, отношение к процессу рисования, отношение к готовому рисунку.

У Полины, Насти, Василисы, Софьи, Даши, Ксюши, Дениса и Данила - средний уровень изобразительных умений. В целом по результатам таблицы выяснили, что у Маши и Алёши уровень отношения к процессу - низкий, а у остальных детей экспериментальной группы (Полины, Насти, Василисы, Софьи, Даши, Ксюши, Дениса, Данила) - средний.

Таким образом, несмотря на то, что в начале занятия был использован наглядный материал, в беседе обращались к личному опыту детей, отношение к конечному результату у детей экспериментальной группы оказался не достаточно высоким. В диаграмме 1 высокого уровня нет, средний уровень составил 75% и низкий уровень - 25%.

На следующем этапе провели занятие по рисованию «У лукоморья дуб зелёный…»

Форма работы - совместно-взаимодействующая

В начале занятия привлекли внимание детей к стихотворению А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный».

В качестве предварительной работы детям были показаны картинки на тему этого стихотворения: дуб большой, окутанный цепью; кот учёный; русалка на ветвях сидит; ступа с бабою Ягой; тридцать витязей; Кощей, Колдун и много других персонажей.

Детям была дана задача - нарисовать нескольких героев стихотворения и дуб, окутанный цепью на листе ватмана разными изобразительными материалами.

Во время занятия дети активно общались друг с другом. Обсуждали композицию рисунка. Совместно с воспитателем составили эскиз будущего рисунка, что должно быть изображено в общей работе детей; обговорили последовательность выполнения работы.

Полина и Настя рисовали дуб, один раз попросили помощь воспитателя; Софья, Данил, Денис, Даша и Василиса нарисовали цепь на дубе и сказочных героев; Ксюша нарисовала избушку; Маша и Алёша нарисовали природу, раскрашивал, дорисовывал фон. Практически все дети просили помощь воспитателя, затруднялись в некоторых ситуациях, потому что опыт совместной работы недостаточен.

В данном занятии использовали форму совместно - взаимодействующую. Работа велась на общем формате листа. Дети работали совместно. Дети увидели результат всех детей по окончанию этой работы, прочувствовали значение своего вклада в общую работу.

У всех детей возрос интерес к занятию, увлеченность работой, появилось общение между детьми по поводу замысла работы.

Оценивая отношение к процессу рисования и к конечному результату у детей (Маши и Алёши) остался низкий уровень, что составляет 20%, у детей (Софьи, Дениса, Даши и Василисы, Данила и Ксюши) - средний уровень 60%, у остальных детей (Полины и Насти) - высокий уровень 20%.

Таким образом, констатирующий эксперимент подтвердил теоретические выводы о том, что коллективная деятельность является важным средством в формировании у детей устойчивого интереса к самой изобразительной деятельности и к конечному результату, дети испытывают более яркие и глубокие эмоции, начинают взаимодействовать друг с другом, складывается дружественный тип общения.

Заключение

Изучение научно-методической литературы по проблеме позволило сделать вывод о том, что коллективная изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста может быть организованна в разных формах: совместно - индивидуальной, совместно - последовательной и совместно - взаимодействующей.

Коллективные виды работ помогают формировать заинтересованность и чувство ответственности к результатам практической деятельности, когда над одним замыслом работают двое, трое или вся группа детей. Дети с удовольствием участвуют в выполнении коллективных работ, так как они знают - в результате получиться необыкновенная картина, великолепное панно или удивительный макет, и каждый сможет найти в общей работе частицу своего труда. Несмотря на кажущуюся сложность работ, ребята отлично справляются со своими заданиями, потому что им объясняется выполнение всех элементов по этапам.

Методика организации коллективных видов деятельности на начальном этапе предполагает ведущую роль педагога: воспитатель, как режиссер, распределяет обязанности среди всех участников проекта. Со временем дошкольники набирают опыт совместных действий, среди них выявляются «главные художники»: дети, которые способны распределить между исполнителями роли. Здесь следует помнить, что роли «ведущего» и «ведомого» по - своему интересны и важны, каждая роль предполагает выполнение определённых обязанностей и согласованность действий

Коллективные работы, созданные всей группой, как правило, больших размеров, красочны, декоративны и выразительны. Анализ таких работ проходит с большим интересом, дети активно выражают своё отношение к результатам совместного труда, радуются итогу коллективных усилий и согласованности своих действий.

Апробация формы коллективного взаимодействия в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения показала эффективное влияние коллективных работ на формирование интереса к изобразительной деятельности, качественному конечному результату, на развитие творческой деятельности, формировании дружеских взаимоотношений в группе детей. Благодаря коллективной форме организации занятия изобразительные задачи успешно решались детьми.

Таким образом, цель исследования была достигнута. В теоретической части работы изучены разные формы организации коллективной деятельности детей в процессе продуктивных видов деятельности. В практическом эксперименте проанализированы условия организации коллективной деятельности на базе практики. Апробирована совместно-взаимодействующая форма организации рисования.

Коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании дошкольников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающие потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности. Коллективная деятельность как игровой приём способствует активному вовлечению детей в образовательный процесс их систематизации и закрепления. Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально - активной позиции дошкольников.

Список используемой литературы

1. Бабушкин М.А., Беляев В.В., Поздеев Г.А.: Научно - методический журнал «Вестник педагогического опыта» - выпуск 12, 2000. - 44 с.

2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991. - 93 с.: ил.

3. Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольников»: Учеб. Пособие для студ. Пед. Учеб. Заведений: - 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 272 с.

4. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1995. - 64 с.

5. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред., З.А. Михайловой, Гурович: Изд. 3 - переработанное. 244 с. - Спб.: Детство - пресс, 2008.

6. Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности»: Ж. для воспитателей дошкольных учреждений. - Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2"2005. - 96 с.

7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.

8. Комарова Т.С., Зырьянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. - М.: Педагогическое общество России, 2006-160 с.

9. Леонтьев А.А. Речевая деятельность // Основы теории речевой деятельности. -- М., 1974.

10. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - М.: «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА», 2006. - 208 с., 8 вкл.

11. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Педагогика, 1981. - 240 с., 16 л. ил.

12. Художественное творчество и ребенок. Монография. Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., «Педагогика» 1972 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основы комплексного подхода к организации работы по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста. Определение понятий "комплексные" и "интегрированные" занятия. Методика обучения изобразительной деятельности по Т.С. Комаровой.

    аттестационная работа , добавлен 18.05.2008

    Особенности креативности и творческих способностей детей дошкольного возраста. Определение особенностей декоративно-прикладной деятельности и уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Разработка системы занятий.

    дипломная работа , добавлен 20.07.2012

    Значение физических упражнений для организма дошкольника. Организация физкультурных занятий в детском саду. Основная гимнастика как средство и метод физического воспитания ребенка. Исследование методики занятий гимнастикой у старших дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2010

    Педагогические условия развития художественного творчества старших дошкольников посредством ознакомления с народной игрушкой. Особенности проявления художественного творчества у детей. Составление методики развития художественного творчества дошкольников.

    презентация , добавлен 23.03.2010

    Понятие декоративного образа. Специфика лепки детей старшего дошкольного возраста. Эмоциональное восприятие народной изобразительной деятельности. Выявление исходного уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста декоративного образа.

    дипломная работа , добавлен 17.10.2012

    Сенсомоторное и общее умственное развитие старшего дошкольника. Аппликация из соломки как техника художественного выполнения. Анализ изучения методики работы с детьми в детском саду. Обучение детей старшего дошкольного возраста аппликации из соломки.

    курсовая работа , добавлен 03.01.2013

    Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами скульптуры. Сущность понятия художественного творчества. Психолого-педагогические особенности творческих способностей детей. Изучение народной пластики и декоративной лепки в детском саду.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2015

    Организация и проведение опытно-экспериментальной работы воспитателя по развитию творчества старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности, оценка ее эффективности. Практические рекомендации для воспитателя по развитию творчества детей.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2013

    Аппликация как вид продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Коллективные виды деятельности на занятиях аппликацией с детьми. Анализ специфики организации коллективных видов деятельности на занятиях по аппликации с дошкольниками.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2017

    Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества. Изобразительные способности и творческие замыслы детей в процессе изобразительной деятельности. Развитие творческих способностей путем сюжетного рисования на занятиях.

Очень простая коллективная работа для детей из бумаги. Увидели ее на лисьем фестивале в культурном центре «Москворечье». Работа понравилась своей простотой и минимально необходимым оборудованием. Последнее время часто ездим по различным фестивалям и наблюдаем различные мастер-классы. Детям, да и взрослым очень нравится рисовать: можно на пряниках, на различных объемных фигурках, на бумаге. Нам кажется, что такая коллективная работа понравится и детям в детском саду.

Материалы и оборудование для коллективной работы в детском саду из бумаги.

  1. Белая бумага с напечатанными контурами птиц
  2. Цветные карандаши, фломастеры (можно краски)
  3. Ножницы
  4. Ткань или бумага для развешивания фигурок
  5. Булавки или клей-карандаш для прикрепления работ.

Этапы коллективной работы в детском саду из бумаги «Птицы»

Каждому ребенку выдаем бумагу с напечатанным контуром птицы.

Варианты рисунков для коллективной работы в детском саду «Птицы».

Дети раскрашивают рисунок.

Вырезаем получившуюся птицу по контуру.

Прикрепляем готовую работу на общий фон. Фоном может служить ткань или бумага.

По тому же принципу можно сделать и другие коллективные работы.

Варианты рисунков для коллективной работы в детском саду из бумаги «Бабочки»

Ольга Демина
Коллективное творчество дошкольников

ВСЕ в тысячу раз интересней

Когда мы все делаем вместе…

Развитие у детей - одна из важнейших задач современного образования. Динамичность мир, в котором мы живем, делает креативность не роскошью, доступной и требуемой от избранных, а повседневной необходимостью каждого человека. Высокий уровень развития творческих способностей в наше время все чаще рассматривается как необходимое условие выживания в постоянно меняющемся окружении. Особенно значима для современного человека способность творчески работать в коллективе .

Как организовать коллективную деятельность детей ? Чтобы взаимодействие дошкольников в процессе творческой деятельности приносило радость от совместного содействия?

Выделяю три основные формы совместной деятельности детей :

«совместно – индивидуальная» , «совместно – последовательная» и «совместно – взаимодействующая» .

а) «Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива .

Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

б) «Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.

в) «Совместно – взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

На занятиях во II младшей группе использую, все три формы совместной деятельности детей. Выбор зависит от задач, которые ставятся на занятии перед детьми.

Для проведения этих занятий требуется определенная подготовка и определенный настрой ребенка. Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству создала перспективный план, отобрала темы, материалы, продумала формы организации.

Работая на 2 младшей группе, детского сада я большое значение уделяю коллективному творчеству детей . В этом возрасте можно говорить о возникающей способности детей к совместной деятельности. В нашей группе работа по коллективной деятельности детей проводиться как в непосредственной организованной образовательной деятельности с воспитателем, так и в утренние и вечерние часы. Я распределяю работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребенку было по силам, создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог проявить себя, лучшим образом используя свои возможности, и достигнуть высокого результата.

В центре изобразительного творчества оборудовала место для размещения коллективных работ . Созданную коллективную работу , мы оставляем на некоторое время в группе, это обращает ребенка к готовой работе, он может дополнить ее, побеседовать со сверстниками о содержание рисунка. И это вызывает желание создавать новые коллективные композиции .

Во время коллективного выполнения работы интересно наблюдать, как дети находят выход из сложившихся ситуаций, одни исправляют огрехи партнера (подклеивают, другие договариваются делать то,что у них лучше получается, а у кого-то портится настроение и пропадает интерес к работе. В такие моменты я стараюсь вовремя заметить напряженность и найти правильные приемы для изменения сложившейся ситуации. Наряду с этим с ребятами стараемся поддержать друг друга : «Мы не волшебники, мы только учимся»

На занятиях использую разные виды искусства : изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу.

Интегрированность дает возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве , создания своего образа.

Эффективным приемом, позволяющим определить подгруппы детей, стремящихся к совместной деятельности, может стать День детских интересов. В этот день дети занимаются своими любимыми делами, из которых видно, из скольких и каких детей формируются подгруппы детей и по каким интересам.

Для родителей организуются совместные занятия с детьми, в которых родители совместно со своими детьми создают работы. В таких занятиях ребенок чувствует родительскую поддержку и ребенок горд тем, что может чему-то научить их. Также предлагаю домашние задания, в которых родитель – ребенок изготавливают заготовки для будущей совместной работы, а на праздничном мероприятии создаем одну большую коллективную работу . И это вызывает у всех море радости и восторга.

Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Для такой работы дети объединяются по двое и дети сами решают, с кем в паре будут работать. Ведь детям надо украсить парные предметы идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, а каким будет узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. Для работы детей в паре практикую использование карточек-схем. Приведу пример : «Сейчас я вам дам карточки, которые помогут вам по очереди быть волшебниками и их помощниками. Вы будете работать по двое».

С помощью бесед, игровых тренингов, моделирований ситуаций, чтения художественных произведений, показа мультфильмов и дидактических, подвижных, релаксационных игр воспитывала у детей доброжелательные взаимоотношения, учила сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

В процессе выполнения коллективной работы осуществляется нравственно- эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения :

Работать вместе, уступать дуг другу, помогать, подсказывать;

Договариваться о совместной работе, ее содержании

Планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы

Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества сближает детей . У них развивается навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения.